<< Пред.           стр. 5 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 • данные по труду (производительность труда, занятость и размеры безработицы, продолжительность рабочей недели, ставки и фонд оплаты труда);
 • портфель заказов;
 • объемы реализации продукции;
 • показатели оценки капитальных вложений.
 Комплексное исследование рынка включает в себя анализ требований рынка к товару, т.е. требования конечных потребителей к потребительским свойствам товара. Важным моментом является анализ конкурентоспособности - способности товара соответствовать ожиданиям потребителей и способности товара быть проданным. Основой конкурентоспособности товара является его качество. Качество состоит из множества компонентов, поэтому анализируют технико-экономические показатели качества продукции, качество технологии ее изготовления, эксплуатационные, экологические, эстетические характеристики, уровень надежности и долговечности, степень патентной защищенности, а также трудоемкость, материалоемкость и наукоемкость.
 Кроме того. в понятие комплексного исследования рынка входят:
 • изучение фирменной структуры рынка;
 • анализ рыночной сегментации;
 • исследование форм и методов продаж;
 • анализ особенностей покупателей.
 При изучении фирменной структуры рынка определяют основные группы фирм. работающих на данном рынке: фирмы - партнеры (покупатели), фирмы - конкуренты (продающие аналогичную продукцию), фирмы - нейтралы (в настоящий момент не имеют отношения к данной продукции, но для будущего могут рассматриваться как потенциальный покупатель или конкурент). Каждую фирму в зависимости от ее принадлежности к той или иной группе анализируют с позиции надежности, платежеспособности, конкурентоспособности и т.д.
 Анализ рыночной сегментации осуществляют по демографическим, экономическим, гуманитарным и психологическим критериям. Критерии используют для опенки отдельных рыночных сегментов с позиции возможности исследуемой организации занять пишу на определенном рынке.
 Исследование форм и методов продаж предполагает анализ видов сделок, применяемых на определенном рынке, форм сотрудничества с посредниками, форм и методов торговли дайной продукции.
 При анализе особенностей покупателей выделяют социально-психологические типы покупателей в зависимости от отношения к покупке данной продукции. Анализируют влияние этих типов покупателей на объем продаж, формы торговли, рекламных и маркетинговых средств.
 Анализ производственно-сбытовых возможностей организации позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самой организации и компетентно обосновать производственно-сбытовую программу организации. Анализ проводится в двух направлениях:
 1. Внешние условия развития организации: изучение правовой базы работы организации, в том числе законодательные и нормативные акты, касающиеся производственно-сбытовой деятельности организации; различного рода инструкции министерств и ведомств. в системе которых организация функционирует; налоговую и учетную законодательные базы. от которых зависит и производство и формы продажи и др.
 2. Внутренние условия формирования производственно-сбытовой программы организации. Это направление предполагает:
 * анализ финансово-экономического положения организации;
 * анализ стратегии организации на определенном рынке;
 * анализ организационной структуры управления организации и. в том числе маркетинговых и коммерческих служб;
 * оценка производственных мощностей;
 * оценка научно-технического потенциала организации:
 * анализ рабочей силы, занятой в производственно-сбытовой деятельности организации;
 * оценка плановой работы и эффективности производственно-сбытовых и научно-технических прогнозов организации;
 * оценка системы формирования и стимулирования спроса на выпускаемую продукцию.
 
 Составление маркетинговой стратегии программы
 
 Маркетинговая программа - это разработанный на основе комплексных маркетинговых исследований стратегический план - рекомендация производственно-сбытовой и научно-технической деятельности организации на определенный период времени.
 При определении маркетинговой программы целью анализа является предоставление объективной научно-обоснованной информации для выбора оптимального варианта будущего развития организации согласно выдвинутым целям и стратегии.
 Основные задачи анализа:
 - комплексное исследование рынка;
 - анализ производственно-сбытовых возможностей организации;
 - разработка желаемых показателей организации с учетом потребностей рынка, которые сравниваются с реально достижимыми показателями на соответствующий период;
 - анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на исполнение маркетинговой программы;
 - анализ форм. методов, средств реализации маркетинговой программы с целью определения наилучших;
 - определение наиболее эффективных мер для достижения желаемых результатов, а также разработка возможных альтернативных мер на случай непредвиденной ситуации на рынке:
 - по итогам анализа условий функционирования организации предлагается одно из глобальных направлений маркетинговой стратегии: интернационализация, диверсификация или сегментация.
 Осуществление товарной политики как и предыдущие функции маркетинга представляют собой разделы маркетинговой программы. Для разработки этой части программы проводится анализ:
 - конкурентоспособности выпускаемой организацией продукции;
 - качественных характеристик продукции:
 - ассортимента с целью его оптимизации:
 - жизненного цикла продукции с целью его продления:
 - возможностей выпуска новой продукции:
 - дизайна упаковки и оформления продукции;
 - расходов на осуществление товарной политики.
 Осуществление ценовой политики предполагает определение ценовой стратегии организации на рынке в расчете на длительную перспективу и ценовой тактики на более короткий период относительно каждой группы и каждого вида товара.
 Цель анализа - разработка оптимального уровня цен в зависимости от конъюнктуры рынка. который обеспечил бы организации желаемую прибыль от продажи продукции.
 
 Основная задача анализа - выявить многочисленные факторы, определить их взаимосвязь и рассчитать степень их влияния на формирование уровня цен. В связи с этим подробно анализируют:
 - уровень спроса, его объем и динамику:
 - экономические возможности покупателей, их заинтересованность в данном виде продукции;
 - затраты организации на производство и продажу данного вида продукции;
 - безубыточность (возможность покрывать затраты и получать желаемую прибыль) организации;
 - цены на аналогичную продукцию фирм-конкурентов.
 Осуществление сбытовой политики
 Для реализации этой функции маркетинга проводится анализ каналов сбыта продукции. При этом оцениваются методы сбыта: прямой (производитель непосредственно продает потребителю), косвенный (продажа через посредников) и комбинированный (в качестве посредника выступает организация со смешанным капиталом, включающим как средства организации - производителя, так и другой независимой компании). В процессе анализа выбирается наиболее эффективный метод сбыта с учетом различных видов продукции и типов рынка, оценивается уровень интенсивности каналов товародвижения (число и характеристика участников сбыта), определяется оптимальная структура сочетания разнообразных каналов сбыта по всему ассортименту выпускаемой продукции, рассчитывается стоимость каналов сбыта.
 Важным моментом является выбор посредника, так как от этого зависит качество сбытовой деятельности организации. Прежде чем сделать окончательный выбор необходимо проанализировать:
 - опыт посредников по продаже данного вида товара;
 - репутацию посредников;
 - финансовое состояние посредника и прежде всего его платежеспособность и источники финансирования;
 - степень оснащенности, необходимой для продажи данной продукции:
 - уровень квалификации персонала:
 - местоположение посредника, его специализацию, количество магазинов и т.д.
 Коммуникационная политика представляет собой планирование и осуществление комплекса мероприятий, направленных па продвижение товара на рынок: реклама, стимулирование сбыта, персональные продажи, сервисная политика, участие в выставках, ярмарках.
 Роль анализа состоит в разработке эффективной коммуникационной политике и оценке ее исполнения. Для выполнения этой роли анализ решает следующие задачи:
 - оценка наиболее эффективного вида рекламы;
 - оценка оптимального сочетания отдельных видов рекламы;
 - анализ объемов продаж, в результате рекламной компании и выявление тенденций изменений продаж;
 - определение и анализ влияния факторов, оказывающих воздействие на эффективность рекламы;
 - анализ влияния сервиса на рост объемов продаж;
 - оценка эффективности участия в выставках и ярмарках;
 - анализ расходов на рекламные мероприятия и участие в разработке смет расходов на рекламу, участие в выставках и ярмарках;
 - оценка исполнения смет расходов на проведение рекламной компании.
 
 Формирование структур маркетинговых служб имеет важное значение для успешной маркетинговой деятельности.
 В процессе анализа маркетинговой службы организации необходимо:
 - определить роль и место службы в организационной структуре и ее взаимосвязь с другими управленческими и производственными подразделениями организации;
 - установить основные функции маркетинговой деятельности, которые должна выполнять служба в данной организации;
 - рассчитать оптимальную численность маркетинговой службы и оценить уровень квалификации ее сотрудников;
 - определить необходимый уровень материально-технической базы маркетинговой службы для выполнения ее основных функций;
 - определить размер и принципы формирования бюджета маркетинговой службы.
 При анализе следует учитывать, что структура, функции, материально-техническая база и бюджет службы маркетинга зависят от особенностей деятельности организации и ее размера, видов выпускаемой продукции (работ, услуг) и специфики рынка, на котором работает данная организация.
 
 Контроль маркетинговой деятельности - контроль за исполнением маркетинговой программы предполагает:
 - анализ показателей работы маркетинговой деятельности в реальных условиях развития рынка;
 - анализ возможностей сбыта;
 - оценка доходности продаж и анализ маркетинговых затрат;
 - анализ работы маркетинговой службы (ревизия и контроль маркетинга);
 - оценка эффективности всей производственно-сбытовой и научно-технической деятельности организации.
 
 Эффективность маркетинговой деятельности оценивается поэтапно: на стадии планирования маркетинговой деятельности с целью предварительной оценки возможностей эффективности маркетинговых мероприятий и па стадии завершения реализации маркетинговой программы - как оценка фактического итога проделанной работы.
 
 Оценка эффективности маркетинговой деятельности представляет собой трудную работу. так как весьма сложно выразить количественно получаемый эффект от продаж именно за счет маркетинговых мероприятий. Оценка эффективности маркетинговой деятельности является частью комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности организации.
 
 
 Контрольные вопросы
 1. Дайте понятие бизнес-плана.
 2. Кто является пользователями бизнес-плана и когда возникает потребность в его составлении?
 3. Какова структура бизнес-плана?
 4. Дайте краткую характеристику содержания разделов бизнес-плана.
 5. Каковы основные задачи анализа на подготовительном этапе бизнес-планирования?
 6. Каковы основные задачи и последовательность проведения анализа при разработке показателей бизнес-плана?
 7. Какие методы анализа используются при разработке показателей бизнес-плана?
 8. Дайте понятия "смета", "бюджет"?
 9. Какие виды бюджетов составляются на предприятии?
 10. Каковы цели сметного планирования?
 11. Какова роль анализа в расчете сметных показателей?
 12. Какова роль анализа в системе маркетинга?
 13. Каковы основные задачи анализа в комплексном исследовании рынка?
 14. Каковы задачи анализа в составлении маркетинговой стратегии?
 15. Каковы основные задачи анализа при разработке товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики?
 16. Какова роль анализа при формировании структур маркетинговых служб?
 17. Каковы задачи анализа при оценке эффективности маркетинговой деятельности?
 
 Литература
 1. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - М.: "Финансы и статистика", 2000.
 2. Бланк И.А. Словарь - справочник финансового менеджера. - Киев: "Ника - Центр" - "Эльга", 2001.
 3. Кошкина Г.М. Финансы предприятия (формирование финансовых результатов): Тексты лекций. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.
 4. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: Как побеждать на рынке. - М.: "Финансы и статистика", 1991.
 5. Управление оборотным капиталом / Под ред. Е.С. Стоянова. - М.: Перспектива, 1998.
 Управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: ФБК - ПРЕСС, 2001.
 Тема 3. Анализ показателей производства и реализации продукции
 
 3.1. Цель, задачи, объекты анализа.
 Характеристика системы показателей
 
 Целью анализа производства и реализации продукции является разработка эффективной программы производства и сбыта продукции на основе имеющихся мощностей.
 Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
 1) анализ выполнения плана производства и реализации продукции;
 2) оценка показателей динамики производства и реализации продукции;
 3) анализ ассортимента и структуры произведенной и реализованной продукции;
 4) анализ ритмичности производства и продажи продукции;
 5) анализ качества производственной продукции;
 6) выявление характера и масштабов отклонений фактических показателей от базисных (плановых, прошлых периодов, среднеотраслевых и т.п.);
 7) количественное измерение влияния отдельных факторов на эти отклонения;
 8) выявление резервов улучшения показателей производства и реализации продукции;
 9) разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.
 
 Результаты анализа используются при бизнес-планировании, в частности разделов производства и реализации продукции. Аналитиками должен быть разработан механизм реализации результатов анализа и система контроля за их использованием.
 Объектами экономического анализа являются процесс производства и процесс реализации продукции. Показатели оценки производства и реализации продукции представлены на рисунке 3.1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 3.1. Система показателей оценки производства и реализации продукции
 
 Валовая продукция (ВП) - стоимость всей производственной продукции, работ, услуг за определенный период.
 Валовая продукция по составу включает в себя стоимость готовой продукции; стоимость полуфабрикатов собственного производства для внутреннего потребления и для продажи; стоимость продукции (работ) вспомогательных производств; стоимость переработанного давальческого сырья и материалов; стоимость работ промышленного характера для продажи и для структурных подразделений данного предприятия других отраслей (жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства и др.); работы, выполненные собственными силами по договорам строительного подряда; строительно-монтажные работы, выполненные хозяйственным способом; изменения остатков незавершенного производства, инструментов и полуфабрикатов собственного производства.
 В валовую продукцию не включаются забракованные и возвращенные заказчиком изделия; затраты на опытно-исследовательские работы.
 Товарная продукция (ТП) - стоимость производственной готовой продукции, полуфабрикатов, выполненных работ и оказанных услуг, промышленного характера, предназначенных для продаж в определенном периоде.
 В отличии от валовой, в товарную продукцию не включают следующие элементы: изменения остатков незавершенного производства, инструментов и полуфабрикатов собственного производства; стоимость переработанного давальческого сырья и материалов; внутренний оборот (изделия, работы, услуги, потребляемые внутри предприятия как единого хозяйствующего субъекта).
 Отгруженная продукция (ОП) - стоимость готовой продукции, полуфабрикатов, (выполненных работ, оказанных услуг), отгруженных покупателем в соответствии с документами, но неоплаченных в определенном периоде.
 Реализованная продукция (РП) - отгруженная и оплаченная готовая продукция, полуфабрикаты, выполненные работы и оказанные услуги в определенном периоде.
 Все названные показатели взаимосвязаны между собой. Эта взаимосвязь исследуется балансовым методом для оценки динамики и выполнение плановых заданий. В ряде отраслей промышленности показатели валовой и товарной продукции могут совпадать, а если они отличаются (как было указано выше), то их взаимосвязь можно представить в формализованном виде:
 
  ВП = ТП + ВО + (НЗПн - НЗПк), (3.1.)
 
 где ВО - внутренний оборот;
 НЗПн - НЗПк - изменение остатков незавершенного производства ( н - на начало и к - на конец периода).
 Взаимосвязь между товарной, отгруженной и реализованной продукцией представлена в формуле (3.2).
 
  ГПн + ОПн +ТП = РП + ГПк + ОПк, (3.2)
 
 Источниками информации для анализа показателей производства и реализации продукции являются данные соответствующих размеров бизнес-плана, нормативно-сметная документация, данные бухгалтерского учета и отчетности, отчеты по производству и продажам, статистическая отчетность (форма № П-1 "Сведения о производстве и отгрузке" и приложение к ней).
 
 3.2. Анализ выполнения плана и динамики показателей
 объема производства и реализации продукции
 
 В соответствии с поставленными задачами, анализ объема производства и реализации начинают с оценки выполнения плановых заданий. Анализирует выполнения плана как в целом за отчетный год, так и по более коротким периодам времени (квартально, ежемесячно, подекадно). Период времени зависит от операционного цикла производства и от периодичности обобщения информации.
 Для оценки выполнения плана выпуска товарной продукции используют аналитическую таблицу по форме таблица 3.1.
 
 Следующим этапом анализа является оценка структуры выпущенной продукции и расчет влияния структурных сдвигов на выполнение плана выпуска товарной продукции.
 Структура товарной продукции - удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме выпуска товарной продукции.
 Структурные сдвиги - изменение удельных весов элементов данного множества в отчетном периоде по сравнению с базисными удельными весами (плановыми или фактическими в прошлом периоде).
 Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске соотношения отдельных видов продукции, определенных планом. Если организация перевыполняет план по всем изделиям, а степень перевыполнения плана производства отдельных видов продукции неодинакова, нарушается структура выпуска продукции. Если по одному из изделий план перевыполнен, а по другим недовыполнен, следовательно, нарушается как структура, так и заданный ассортимент. Нарушения плановой структуры и ассортимента приводят к выпуску продукции, имеющей ограниченный сбыт или относительно высокую оптовую цену. Отступления от заданной структуры и ассортимента оказывают влияние на важнейшие экономические показатели деятельности организации: объем выпуска продукции, производительность труда, себестоимость выпущенной продукции, рентабельность отдельных видов продукции и валовая прибыль.
 Существует несколько методов оценки влияния структурных сдвигов:
 1. Метод прямого счета по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем выпуске.
 
  (3.1)
 где ?ТП(?d) - изменение выпуска товарной продукции за счет изменения структуры;
  Q1 - общий фактический выпуск продукции в натуральном выражении;
  di1 - фактический удельный вес каждого i-го изделия;
  pi0 - плановая цена i-го изделия;
  di0 - плановый удельный вес i-го изделия.
 
 Анализ выполнения плана по структуре выпуска продукции и влияние структурных сдвигов приведем по данным таблицы 3.6.
 
 Таблица 3.1.
 Оценка выполнения плана выпуска товарной продукции (тыс. руб.)
 Период времени Отчетный год Абсолютное изменение
 (+, -) % выполнения
 плана план факт А 1 2 3 4 I квартал
 II квартал
 III квартал
 IV квартал 1550
 1500
 1600
 1700 1500
 1525
 1700
 1735 -50
 +25
 +100
 +35 96,77
 101,67
 106,25
 102,06 Итого: 6350 6460 +110 101,73
 Данные таблицы 3.1. свидетельствую о выполнении плана выпуска торговой продукции в отчетном году на 101,73%, перевыполнение составило 110 тыс. руб. План выполнялся во всех отчетных (квартальных) периодах, кроме I-го квартала.
 Наибольшее перевыполнение плана наблюдалось в III квартале: на 100 тыс. руб. или на 6,25%. Недовыполнение плана по выпуску товарной продукции в I квартале соствило 50 тыс. руб. или 3,2%.
 Анализ выполнения плана и динамика выпуска товарной продукции можно проводить в единой аналитической таблице по форме таблицы 3.2.
  Таблица 3.2.
  Анализ выполнения плана и динамики выпуска товарной продукции
  за отчетный год по кварталам
 Кв. Прошлый год Отчетный год Отклонение отчетного года план факт в сумме по удел. весу Сумма Уд.в.% Сумма Уд.в.% Сумма Уд.в.% с прошл. годом с планом с прошл. годом с планом А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 I
 II
 III
 IV 1285
 950
 1010
 1895 25,0
 18,48
 19,65
 36,87 1550
 1500
 1600
 1700 24,41
 23,62
 25,20
 26,77 1500
 1525
 1700
 1735 23,22
 23,61
 26,32
 26,86 +215
 +575
 +690
 -160 -50
 +25
 +100
 +35 -1,78
 5,13
 6,67
 -10,01 -1,19
 -0,01
 1,12
 0,09 Итого 5140 100 6350 100 6460 100 +1320 +110 100 100
  Из данных таблицы 3.2. видно, что выпуск товарной продукции в отчетном году по сравнению с прошлым годом увеличился на 1320 тыс. руб. Наибольший прирост достигнут во II и III кварталах: 575 тыс. руб. и 690 тыс. руб. соответственно. В IV квартале отчетного года наблюдается сокращение выпуска продукции по сравнению с соответствующим кварталом прошлого года на 160 тыс. руб.
  В таблице 3.2. рассчитана структура выпуска товарной продукции поквартально в динамике и по сравнению с планом. Эти данные используются для оценки ритмичности выпуска продукции.
  Для оценки динамики выпуска продукции внутри отчетного года целесообразно составить аналитическую таблицу 3.3.
 
  Таблица 3.3.
  Анализ динамики выпуска продукции за отчетный период
 Период времени Выпуск ТП Абсолютный прирост Темп роста Темп прироста Цеп. Баз. Цеп. Баз. Цеп. Баз. А Б 1 2 3 4 5 6 I
 II
 III
 IV 1500
 1525
 1700
 1735 -
 25
 175
 35 -
 25
 200
 235
 101,67
 111,48
 102,06
 101,67
 113,33
 115,67
 1,67
 11,48
 2,06
 1,67
 13,33

<< Пред.           стр. 5 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу