<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1. Модель информационно-консультационной службы развития кооперации
 
 
 
 
 
  На втором (нижнем) уровне находятся региональные службы и региональные учебно-методические центры, непосредственно реализующие программу образовательного, информационного и консультативного содействия в развитии кооперативного движения региона. Региональные службы могут существенно отличаться друг от друга по масштабам, формам и тематике своей работы. Эти отличия определяются уровнем развития кооперации, потребностями населения в кооперативных формах организации решения своих жизненных проблем, видами кооперативов, уровнем деятельности союзов кооперативов, спросом на определенные услуги со стороны кооперативов и населения, желающего создать кооперативы. Все звенья информационно-консультационной службы развития кооперации, включая пользователей, функционально связаны друг с другом, что обеспечивает их единство в достижении конечной цели. Желательным является создание опорных пунктов региональных служб в отдельных сельских административных районах.
  Консультационная и организаторская работа должна быть направлена на:
  - создание новых кооперативов там, где это необходимо;
  - расширение числа членов в уже существующих кооперативах;
  - оказание помощи членам кооперативов более активно участвовать в процессе принятия решений и управлении делами кооперативов;
  - оказание помощи членам и работникам кооперативов в создании хозяйственного механизма, основанного на кооперативных ценностях и принципах, адекватного современной экономической системе/
  Роль региональной ИКС и регионального учебно-методического центра может выполняться различными организациями:
  - государственными структурами;
  - учебными и научными заведениями;
  - специальными консалтинговыми службами, созданными на базе органов крестьянского самоуправления, в том числе на базе региональных и районных АККОР;
  - самими кооперативами, в особенности, второго и последующего уровней.
  Органы управления АПК субъекта Российской Федерации и региональная ассоциация АККОР должны решить вопрос о наиболее эффективной организационно-правовой форме ИКС (в настоящее время многие из них существуют в форме государственных унитарных предприятий или филиалов государственных учреждений) с учетом мероприятий, предусмотреных в федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 г." и Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг.. Можно рекомендовать создание ИКС и учебно-методических центров в форме единой консалтинговой коммерческой или некоммерческой организации (например, фонда), осуществляющей весь спектр услуг по консультированию как в области развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации, так и в сфере распространения рыночной информации, юридических и экономических консультаций и т.п.
  Возможным вариантом является создание ИКС на базе региональных и районных АККОР (в настоящее время имеется опыт Ростовской, Саратовской, Новосибирской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, Республики Адыгея). Преимущества такой службы - в широкой клиентской базе, непосредственной связи с субъектами малыми формами хозяйствования, дополнительных источниках финансирования за счет членских взносов и платных услуг АККОР.
  Одним из главных условий информационно-консультационного и учебно-методического обеспечения кооперативного движения является развитие научных исследований по проблемам развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации в системе Российской академии сельскохозяйственных наук и Минсельхоза России, а также проведение научно-практических конференций, симпозиумов и семинаров по данной тематике.
  Необходима разработка и реализация в ряде регионов Российской Федерации пилотных проектов по совершенствованию деятельности и государственной поддержке К(Ф)Х, ЛПХ, малого предпринимательства и кооперации в сельской местности.
 4.4. Подготовка кадров
 
  Для успешного развития сельскохозяйственной потребительской кооперации необходима постоянная подготовка и повышение квалификации фермеров, владельцев ЛПХ, сельских предпринимателей; специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сельских кредитных и страховых кооперативов, микрофинансовых и информационно-консультационных организаций; кадров для организаций фермерского самоуправления и других некоммерческих организаций целевой группы; государственных и муниципальных служащих, ответственных за регулирование деятельности и поддержку К(Ф)Х, ЛПХ, малых предприятий, сельскохозяйственной кооперации.
  В этих целях Минсельхозу России необходимо:
  - разработать учебно-методические материалы для сельскохозяйственных и кооперативных учебных заведений, а также для созданных федерального и региональных кооперативных учебно-методических центров;
  - предусмотреть введение в сельскохозяйственных вузах и техникумах в качестве обязательной дисциплины курса по экономике и организации сельскохозяйственной кооперации;
  - расширить подготовку сельскохозяйственных производителей, работников органов управления АПК и муниципальной власти и преподавателей по вопросам сельскохозяйственной потребительской кооперации через систему повышения квалификации при сельскохозяйственных учебных заведениях, университетах общего назначения и созданных учебно-методических центров.
 
 5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
 
  Система сельскохозяйственной потребительской кооперации должна представлять собой совокупность кооперативов различных видов и уровней, в организационно-правовом и функциональном отношениях объединенных на национальном уровне, с одной стороны, в единый союз, а с другой - в хозяйственную организацию, способную взаимодействовать с зарубежными кооперативными организациями и их объединениями (союзами).
  Процесс формирования системы сельскохозяйственной потребительской кооперации достаточно длителен.
  Система сельскохозяйственной потребительской кооперации страны может формироваться по принципу многоступенчатой (трёх-четырех ступенчатой) системы. Базисными организациями (организациями первого уровня) в этом случае являются местные сельскохозяйственные потребительские кооперативы. В начальный период формирования системы наряду с региональными кооперативами или без их создания первичные кооперативы могут объединяться в межрайонные кооперативы (кооперативы второго уровня). На уровне субъекта Федерации могут создаваться региональные кооперативы (кооперативы третьего уровня). На национальном уровне может быть создана организация четвертого уровня, которая оказывает поддержку и помощь в работе организациям других ступеней (рис. 2).
  Параллельно с хозяйственным объединением должна развиваться двухуровневая организация, состоящая из региональных союзов сельскохозяйственных потребительских кооперативов и общероссийского союза сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые возьмут на себя дополнительные функции по обеспечению деятельности и по обслуживанию кооперативов и их членов. Такой союз уже создан, однако деятельность его в силу отсутствия финансовой поддержки крайне недостаточна.
 
 Рис. 2. Модель системы сельскохозяйственной потребительской кооперации страны
  В дальнейшем, по мере увеличения числа кооперативов, система может быть трехуровневой, минующей межрайонные кооперативы второго уровня.
  Первичные кооперативы создаются и действуют на ограниченной территории. Их организационная структура может включать кооперативные участки. Кооперативные участки - это обособленные подразделения юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которые представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту. Формирование кооперативных участков происходит по мере расширения членской базы и видов оказываемых услуг.
  Второй (третий) уровень формируется кооперативами на добровольной основе путем создания ряда кооперативных структур (региональных и межрайонных кооперативов, союза и учебно-консультационного и информационного центра).
  Кооператив кооперативов - это кооператив другого уровня, то есть формирование, созданное кооперативами на основе членства и добровольности для совместного осуществления деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством. Единственное отличие кооператива другого уровня от кооператива первого уровня заключается в том, что члены кооператива другого уровня - это не производители, а сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Кооператив кооперативов функционирует по тем же экономическим принципам, что и кооператив. Его члены-кооперативы принимают на себя обязательства по ведению деятельности. Финансовый результат деятельности кооперативов распределяется в виде кооперативных выплат членам-кооперативам. Эти кооперативные выплаты способствуют образованию финансового результата членов- кооперативов, который, в свою очередь, распределяется между членами - сельскохозяйственными производителями в виде кооперативных выплат.
  Кооператив вступает в кооператив другого уровня для совместного осуществления деятельности, которая будет более выгодной.
  Параллельно с хозяйственными объединениями кооперативов должна развиваться система их общественных представительских объединений (союзов, ассоциаций), которые берут на себя дополнительные функции по обслуживанию кооперативов и их членов.
  Союз (Ассоциация) кооперативов - представительская организация, ставящая своей целью защиту общих интересов кооперативов и их союзов. Союз имеет следующие функции:
  - представляет кооперативное движение перед исполнительной, законодательной и судебной властями, а также партнерскими организациями;
  - предоставляет кооперативам информацию, помощь в обучении, консультационные услуги и осуществляет аудиторские проверки;
  - способствует развитию кооперативной идеи и призывает членов придерживаться кооперативных принципов.
  Союзы (ассоциации) кооперативов могут создаваться на региональном и национальном уровнях. Могут быть также специализированные (отраслевые) союзы.
  Задачами Общероссийского (национального) союза сельскохозяйственных потребительских кооперативов России могут быть:
  - представление и защита интересов организаций сельскохозяйственной потребительской кооперации в федеральных органах государственной власти;
  - участие в разработке государственных программ, направленных на развитие кооперативного движения в Российской Федерации, обеспечение финансовой, материально-технической и другой государственной поддержки организациям сельскохозяйственной потребительской кооперации Российской Федерации;
  - определение экономической, социальной и научно-технической политики развития своих членов, содействие совершенствованию и развитию их деятельности;
  - осуществление сотрудничества с соответствующими организациями на территории России и за рубежом на благо своих членов;
  - представление интересов членов Союза в национальном и международном кооперативном движении, в том числе в Ассоциации кооперативных организаций России и Международном Кооперативном Альянсе;
  - пропаганда идей кооперативного движения, обобщение и распространение опыта его деятельности;
  - осуществление иных видов деятельности не запрещенных законодательством Российской Федерации.
  Союз кооперативов должен защищать и представлять интересы кооперативного движения, а не только своих членов. Союз кооперативов может создаваться:
  - на национальном уровне;
  - на региональном уровне;
  - специализированные союзы кооперативов - например, ассоциация зерновых кооперативов по совместному использованию техники.
  Региональные или специализированные союзы кооперативов, как правило, являются членами Федерального союза. Союзы кооперативов на всех уровнях формируются членами, являющимися сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, и, возможно, их союзами и ассоциациями.
  Это не значит, что сначала следует создать региональные или специализированные союзы (ассоциации). Союз кооперативов может создаваться только тогда, когда имеется достаточное количество заинтересованных действующих кооперативов.
  Как только количество кооперативов в определенном регионе (или в определенной отрасли) достигает достаточного уровня, эти кооперативы создают свою региональную (или специализированную) ассоциацию, которая, конечно, должна стать членом национального союза. Решение о создании региональной (или специализированной) ассоциации принимают ее члены, а не члены национальной ассоциации.
  Стратегия развития сельскохозяйственной потребительской кооперации предусматривает поэтапное формирование многоуровневой сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, действующих во взаимосвязи с государственными и иными учреждениями и организациями.
 
 6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОБСЛУЖИВАЮЩИМИ ИНТЕРЕСЫ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
 
  Эффективность работы системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в значительной степени будет зависеть от ее успешного взаимодействия с другими организациями, обслуживающими крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства и другие малые формы хозяйствования в сельской местности.
  Наиболее близкое партнерство будет связывать сельскохозяйственные потребительские кооперативы с сельскими кредитными кооперативами, созданными как в рамках закона "О сельскохозяйственной кооперации", так и по закону "О кредитных потребительских кооперативах граждан", так как сельские кредитные кооперативы - наиболее доступный источник кредитных ресурсов для членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Однако это не означает, что необходимо создавать сельскохозяйственный кредитный кооператив как многофункциональный, так как, во-первых, совмещение в одном кооперативе нескольких функций снижает эффективность его деятельности, во-вторых, делает систему менее прозрачной.
  Плодотворное сотрудничество должно развиваться и с системой потребкооперации во главе с Центросоюзом. В настоящее время потребительская кооперация системы Центросоюза является важной составляющей частью инфраструктуры села и активно участвует в развитии агропромышленного комплекса. Она производит закупки у населения и сельхозтоваропроизводителей сельскохозяйственной продукции, перерабатывает и реализует ее. Организации потребкооперации системы Центросоюза имеют развитую материально-техническую базу во всех регионах страны, богатый опыт сотрудничества с личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, квалифицированные и опытные кадры рабочих и специалистов, и что особенно важно - учебные заведения для их подготовки. Организации потребкооперации системы Центросоюза могли бы входить в сельскохозяйственные потребительские кооперативы в качестве их членов или ассоциированных членов, а также предоставлять им в аренду свои производственные, складские помещения, оборудование.
  Взаимовыгодное сотрудничество возможно также с интегрированными агропромышленными организациями акционерного типа (переработка, агросервис и т.п.), которым в рамках соглашений сельскохозяйственные потребительские кооперативы могут поставлять сырьё, готовую продукцию, и наоборот, заказывать необходимые материалы, технику, производить ремонт оборудования и т.д. Сотрудничество возможно и с другими сельскохозяйственными организациями.
  Особо важное значение имеет рациональное взаимодействие кооперативов и кооперативных объединений с фермерскими представительскими организациями системы АККОР на районном, региональном и федеральном уровнях. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) была учреждена фермерами для представительства и защиты их интересов. В Программе - манифесте Ассоциации и в ее Уставе определено, что важной задачей этой организации является создание благоприятных условий для эффективной работы К(Ф)Х и других малых форм ведения сельского хозяйства. Одно из таких условий - это формирование финансово- экономической инфраструктуры для малого агробизнеса на кооперативной основе. АККОР является инициатором создания первых в современной России сельскохозяйственных потребительских кредитных и снабженческо-сбытовых кооперативов в Волгоградской, Ростовской, Саратовской, Ярославской областях, их союзов на национальном уровне, Фонда развития сельской кредитной кооперации. Возможны различные формы сотрудничества представительских организаций фермеров и фермерских потребительских кооперативов.
  На районных уровнях потребительские кооперативы могут входить в состав районных фермерских ассоциаций. Укрепляя их своим присутствием организационно и экономически, они облегчат решение проблем местного масштаба для улучшения условий работы К(Ф)Х, ЛПХ и малых предприятий, в т.ч. и членов кооперативов.
  На региональном уровне отдельные кооперативы, а также союзы кооперативов могут входить в состав региональной ассоциации (союза) малых сельхозпроизводителей. Возможно взаимодействие двух союзов (ассоциаций) на основе соглашений.
  На федеральном уровне в связи с тем, что номинально уже имеется национальный союз сельскохозяйственных потребительских кооперативов, он может сотрудничать с АККОР на договорных началах, будучи ее ассоциированным членом. В таком случае и фермерской ассоциации целесообразно стать членом Союза кооперативов. Возможен и другой вариант сотрудничества - в рамках Федерации союзов и ассоциаций малого предпринимательства. Форма сотрудничества будет определяться различными факторами. Важно, чтобы у лидеров этих союзов и ассоциаций не возобладали сепаратистские настроения.
 
 
 
 
 
 
 7. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ
 7.1. Федеральный уровень
 
  Для реализации мер по стимулированию кооперативного движения и регулирования деятельности кооперативов Минсельхоз России разрабатывает и реализует федеральные целевые и ведомственные программы, планы реализации Приоритетного национального проекта "Развитие АПК".
  В ходе этой работы Министерство обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета, выполнению соглашений с субъектами Российской Федерации о финансировании программных мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, составляет и в установленном порядке представляет бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования программ на очередной финансовый год, подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе их реализации.
  Информация о деятельности Минсельхоза России по развитию малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов отражается в докладе Министерства о своей деятельности за текущий год.
  В ходе выполнения Программ Министерство сельского хозяйства России как государственный заказчик-координатор, осуществляет взаимодействие с федеральными министерствами и ведомствами, являющимися исполнителями и соисполнителями мероприятий в рамках отдельных разделов программ.
  К реализации программы привлекаются органы самоуправления сельскохозяйственных товаропроизводителей (АККОР), на основе заключения ежегодных соглашений с Минсельхозом России, в том числе возмездных договоров на выполнение определенных работ.
  Ассоциации (союзы) и некоммерческие обслуживающие организации (фонды, информационно - консультационные центры) системы АККОР могут принимать реальное участие на разных стадиях подготовки и реализации программ и национальных проектов развития потребительских кооперативов, в том числе в подготовке методических материалов, в информировании субъектов малого предпринимательства о программах, проектах и формах господдержки, в создании конкретных кооперативов, в осуществлении общественного контроля за ходом реализации программ и проектов, а также в осуществлении мониторинга развития потребительской кооперации.
  Особо важный вклад ассоциации могут внести в работу по созданию потребительских кооперативов. Непосредственно взаимодействуя с фермерами, они могут формировать инициативные группы, вместе с ними анализировать проблемы и потребности в производственно - хозяйственных услугах, определять направления деятельности создаваемых кооперативов, помогать кооперативам составлять бизнес - планы, а также готовить документы на получение льготных кредитов и т.п.
  В целях формирования и проведения государственной политики в области развития сельскохозяйственной кооперации, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, малого предпринимательства, обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам реализации программ в Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса создается межведомственный координационный совет по развитию малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации с включением в его состав руководителей всех участвующих и заинтересованных в реализации программ министерств, ведомств, общественных и других организаций.
  Межведомственный совет осуществляет рассмотрение и разработку мероприятий по реализации Программ и совершенствованию законодательных и иных нормативных актов в области развития сельскохозяйственной кооперации, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств и малого предпринимательства, подготавливает предложения для Правительства Российской Федерации, а также рекомендации для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающие эффективность выполнения программных мероприятий.
 7.2. Региональный и муниципальный уровни
 
  Для реализации "Концепции" развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов на региональном и муниципальном уровне разрабатываются и осуществляются соответствующие программы. Их участниками, помимо К(Ф)Х , ЛПХ, других малых форм хозяйствования и кооперативов, являются органы исполнительной и законодательной власти региона (муниципалитета, поселения), научно-исследовательские и учебные институты, служба ИКС, общественные и другие организации, СМИ.
  - Региональная Дума (Законодательное собрание) в пределах своей компетенции рассматривает и принимает нормативные документы, необходимые для успешного развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации и малых форм хозяйствования АПК и финансирования этой работы.
  - Глава администрации (губернатор) области (края) принимает постановления (распоряжения) о создании областной (краевой) комиссии (координационного совета), рабочей группы консультантов по развитию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации и малых форм хозяйствования АПК, осуществляет контроль за ходом ее выполнения.
  - Районная администрация в пределах своей компетенции принимает постановление о создании районной комиссии (координационного совета) и другие документы по развитию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации и малых форм хозяйствования АПК, осуществляет контроль за ходом ее выполнения.
  - Поселковая администрация проводит информационную работу среди населения, принимает непосредственное участие во всех мероприятиях по созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов на их территории и др.
 - Институты развития сельскохозяйственной потребительской кооперации решают задачи по формированию единой информационной системы и процедур подготовки учредительных и внутренних документов, поддерживают создание новых кооперативов, осуществляют поиск и привлечение финансовых ресурсов для закупки основных и оборотных средств, формирования заемного капитала, организуют обучающие семинары, систему анализа и мониторинга развития системы потребительской кооперации и т.д.
 - Межрегиональные аудиторские союзы сельскохозяйственных потребительских кооперативов - решают задачи выработки единых правил ведения бухгалтерского учета и налогообложения, обеспечения финансовой устойчивости, проведения аудита кооперативов и т.д.
 - Союз/лига кредитных кооперативов (Союз сельских кредитных кооперативов, Союз потребительских кооперативов "Лига кредитных союзов" и др.), - решают задачи формирования единой государственной политики по развитию кредитной кооперации, развития федерального законодательства и системы кредитной кооперации, защиты прав и интересов участников Союза/лиги в органах государственной власти, местного самоуправления и общественных организациях, информационным обеспечением кредитных кооперативов и т.д.
 - Аграрные вузы и институты, техникумы и училища, учебно-консультационные центры - решают задачи по подготовке кадров для системы сельскохозяйственной потребительской кооперации и малых форм хозяйствования АПК, организации обучающих семинаров по актуальным вопросам деятельности кооперативов и т.д.; формирования единой государственной политики по развитию кооперации, развития федерального законодательства и системы кооперации, организуют систему анализа и мониторинга развития системы потребительской кооперации и малых форм хозяйствования АПК и т.д.
 - АККОР и другие организации общественного самоуправления малых форм хозяйствования АПК и сельскохозяйственных потребительских кооператив - осуществляют лоббирование интересов малого бизнеса и сельскохозяйственных потребительских кооперативов в органах государственной власти разного уровня, обеспечивают информационно - консультационное сопровождение развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, участвуют в разработке различных нормативно-правовых актов, способствующих развитию малых форм хозяйствования и системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в формировании системы сельскохозяйственных потребительских кооперативах на местах и т.д.
 - Малые формы хозяйствования (К(Ф)Х, ЛПХ, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, другие организации малых форм хозяйствования (до 60 чел. работающих) - объединяют материальные и финансовые ресурсы для учреждения сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляют управление ими, принимают непосредственное участие в деятельности кооперативов (обеспечивают продукцией для реализации и переработки, объем работ для обслуживающих кооперативов), принимают решения о создании союзов и ассоциаций сельскохозяйственных потребительских кооперативов и малых форм хозяйствования и т.д.
  Для осуществления взаимодействия между ними и обеспечения общего руководства администрация региона (муниципалитета) назначает государственного заказчика-координатора программы на региональном уровне в лице Министерства (управление, департамента) сельского хозяйства, на муниципальном - администрации муниципального округа.. Они (каждый на своем уровне), взаимодействуя друг с другом, несут ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией программы, осуществляют руководство координационными советами.
  Координационные советы по развитию малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации создается в составе руководителей всех участвующих и заинтересованных в реализации Программ министерств, ведомств, комитетов, общественных и других организаций.
  На региональные (муниципальные) координационные советы возлагается решение следующих задач:
 * определение стратегии создания системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в регионе (муниципалитете);
 * разработка и предоставление на утверждение в законодательные и исполнительные органы власти целевых программ развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;
 * разработка и предоставление на утверждение в законодательные и исполнительные органы нормативных документов по созданию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации и развитию малых форм хозяйствования;
 * организация информационной работы на региональном (муниципальном) уровне;
 * организация учебных семинаров для муниципальных координационных советов, рабочих групп, специалистов потребительских кооперативов;
 * контроль за ходом создания системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;
 * предоставление консультаций рабочей группе по вопросам создания системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;
 * участие в проведении основных мероприятий по созданию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации (например, общих собраниях по организации кооперативов, семинарах, конференциях);
 * обеспечение взаимодействия и координация работы участников программы;
 * обобщение и распространение опыта создания системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;
  Министерство (управление, департамент) сельского хозяйства осуществляет следующие функции:
  - подготавливает и согласовывает проекты решений (законодательных актов) Администрации региона (муниципалитета) и /или Законодательного собрания об утверждении целевой программы, утверждении государственного заказчика, передаче при необходимости части функций государственного заказчика организациям, которым государственный заказчик может передавать в установленном порядке на договорной основе выполнение части своих функций;
  - подготавливает исходное задание на формирование целевой программы, координирует действия разработчиков;
  разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные (индивидуальные) правовые акты в области развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств и малого предпринимательства, необходимые для выполнения целевой программы,
  - подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации целевой программы;
  - осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации целевой программы;
  - подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации целевой программы;
  - разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий;
  - отбор на конкурсной основе исполнителей программных мероприятий;
  - согласовывает с основными участниками целевой программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников или бюджетов субъектов Российской Федерации, подписываются соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком и предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  - организует проведение специализированной экспертизы проекта целевой программы и в соответствии с ее результатами, а также с результатами независимой экспертизы осуществляет его доработку;
  - несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию целевой программы, осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
  - организует внедрение и обеспечение применения информационных технологий в целях управления реализацией целевой программы и контроля за ходом программных мероприятий;
  - организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации целевой программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на участие в реализации целевой программы и порядке участия в ней инвесторов.
  - разработку организационно-финансового плана реализации целевой программы;
  - подготовку и реализацию программных мероприятий:
  - разработку и контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, выполнение соглашений с субъектами Российской Федерации о финансировании программных мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
  - организацию и (или) проведение конкурсов (торгов) по отбору исполнителей программных мероприятий;
  - сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;
  - мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
  - организация независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
  - составляет и в установленном порядке представляет бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования программ на очередной финансовый год;
  - подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации программных мероприятий.
  - вносит предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации целевой программы, который истекает в текущем году.
  - разрабатывает предложения для внесения в Правительство Российской Федерации (региона, муниципалитета) о целесообразности продолжения работ и финансирования программ или об их прекращении, уточнении льгот или применении санкций к участникам реализации программ
  - ежегодно до 1 февраля в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации (администрацию региона, муниципалитета) доклады о ходе работ по программам и эффективности использования финансовых средств;
  Для осуществления перечисленных выше функция Министерство (управление, департамент) сельского хозяйства создает на договорной основе региональные и муниципальные рабочие группы консультантов, профессиональный и количественный состав которых определяется конкретными условиями региона (муниципалитета).
  Члены рабочей группы должны быть освобождены от выполнения работы, не связанной с созданием системы сельскохозяйственной потребительской кооперации.
 Основными задачами рабочих групп являются:
 * подготовка и предоставление на рассмотрение соответствующим комиссиям (координационным советам) проектов нормативных и других документов по созданию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации и развитию малых форм хозяйствования АПК;
 * разработка стандартны образцов документов, необходимых для создания и функционирования системы сельскохозяйственной потребительской кооперации и развития малых форм хозяйствования АПК;
 * разработка системы привлечения доступных кредитных ресурсов в сферу малого сельскохозяйственного бизнеса и сельскохозяйственной потребительской кооперации;
 * отработка системы взаимодействия с банковскими структурами;
 * проведение учебных семинаров;
 * организация и проведение информационной работы, выявление инициативных групп и организация их работы;
 * предоставление материалов по созданию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации и развитию малых форм хозяйствования АПК федеральным, региональным и муниципальным средствам массовой информации (СМИ);
 * оказание практической помощи инициативным группам в создании системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, участие в собраниях, совещаниях и других мероприятиях по созданию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;
 * оказание консультационной помощи комиссиям (координационным советам), а также специалистам потребительских кооперативов и малым формам хозяйствования АПК;
 * проведение постоянного мониторинг результатов создания системы сельскохозяйственной
 
 8. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ
 
 
  Социально-экономическая эффективность хозяйственной деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов достигается вследствие максимальной реализации личных интересов членов собственников.
  Основные доходы, за счет которых могут удовлетворяться личные интересы членов К(Ф)Х и ЛПХ, создаются непосредственно в сельскохозяйственном производстве. Но они превращаются в денежные средства только после реализации сельхозпродукции. Продавая свою продукцию самостоятельно, крестьянин, как правило, теряет часть своего дохода в пользу перекупщиков и других рыночных партнеров. Для полного сохранения доходов, созданных в сельхозпроизводстве, К(Ф)Х и ЛПХ нуждаются в объединении сил для совместного сбыта продукции. Кроме того, они заинтересованы в получении дополнительных доходов за счет переработки своего сельхозсырья, а также за счет организации снабжения материалами и организации производственно-технического обслуживания. Всего этого можно достичь благодаря участию К(Ф)Х и ЛПХ в деятельности соответствующих потребительских кооперативов. Вертикальные кооперативы, помогая К(Ф)Х и ЛПХ сохранить доход, созданный ими в сельхозпроизводстве, получают дополнительный эффект, присущий крупным хозяйственным структурам. Иначе говоря, в таких кооперативах синтезируются слагаемые эффективности факторов как мелкого, так и крупного производства.
  Как показывает зарубежный и отечественный опыт (приложение 2), развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов содействует:
  - снижению производственных и трансакционных издержек сельскохозяйственных производителей и, следовательно, росту их доходов;
  - повышению надежности обслуживания аграрного производства и качества предоставляемых сельхозпроизводителям услуг;
  - улучшению доступа крестьян к рынкам материально-технических, финансовых информационных ресурсов, сельскохозяйственной продукции и сырья и, следовательно, повышению товарности аграрного производства;
  - контролю ресурсных и продуктовых рынков со стороны сельскохозяйственных производителей;
  - существенной экономии рабочего времени у членов кооператива за счет принятия кооперативом на себя многих трудоёмких процессов, укреплению духа коллективизма;
  - развитию конкуренции в сфере агробизнеса, что ограничивает монополистическое поведение акционерных и других коммерческих агропромышленных формирований;
  - сокращению потерь сельскохозяйственных производителей от диспаритета ("ножниц") цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства и услуги для сельского хозяйства и смягчению указанного диспаритета;
  - повышению качества товаров и услуг для потребителей сельскохозяйственной продукции и сырья;
  - распространению инноваций в сельском хозяйстве и других отраслях АПК, управлении производством, бухучете, торговле и др.;
  - диверсификации сельской экономики, расширению сферы занятости и повышению доходов сельского населения;
  - выведению сферы услуг на селе, хозяйственной деятельности крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств из теневой экономики;
  - расширению налогооблагаемой базы муниципальной экономики, что укрепляет местные бюджеты и создает благоприятные условия для реформы местного самоуправления;
  - консолидации экономических и социальных интересов сельскохозяйственных производителей, росту их социального статуса, повышению эффективности аграрного лобби.
  Помимо экономической привлекательности обслуживающих кооперативов для сельскохозяйственных производителей нельзя сбрасывать со счетов и факторы социально-психологического характера. И, в частности, такую черту крестьянского менталитета, как обостренное чувство справедливости, чему как раз и отвечает принцип равенства всех членов кооперации в сочетании с распределением дохода по объему деловых операций, а не по доле вложенного в кооперативное предприятие капитала. Получение дохода пропорционально объему деловых операций у всех на виду, является широко известным и, по имеющимся наблюдениям, служит хорошим стимулом к здоровому соревнованию путем увеличения объема собственного производства каждым и более активного участия в деловых операциях кооперативного предприятия как основы увеличения получаемого дохода на справедливой основе.
  Содействуя индивидуально-семейным хозяйствам и малым предприятиям преодолевать многочисленные экономические, социальные и другие проблемы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы будут способствовать более полному раскрытию и эффективному использованию большого внутреннего потенциала малого агробизнеса. Можно утверждать, что без потребительских кооперативов малые формы ведения сельского хозяйства не получат развития, не станут реальным фактором вывода российского сельского хозяйства из кризиса. Отсюда вытекает особо важное значение формирования системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Если малый агробизнес является одним из главных направлений восстановления сельского хозяйства и села, то потребительская кооперация - непременным условием развития самого малого агробизнеса. Поэтому правомерно рассматривать потребительскую кооперацию в качестве одного из основных условийвозрождения российского сельского хозяйства. Именно поэтому ей уделено повышенное внимание в Приоритетном Национальном Проекте "Развитие АПК".
  Социально-экономический эффект от реализации концепции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, отражающий ее результативность с точки зрения общества, заключается в увеличении производства и реализации сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования, повышение занятости и самозанятости сельского населения, его доходов. Реализация концепции позволит малым формам хозяйствования увеличить производство сельскохозяйственной продукции на 7 %, ее реализацию на 6%. (табл. 3).
 
 
 3. Целевые индикаторы и показатели реализации концепции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов
 
 Показатель 2004 г. 2007 г. Производство валовой продукции, млрд. руб. 777,4 829 Прирост продукции к исходному: +,- млрд. руб. 51,2 % 7 Реализовано сельскохозяйственной продукции, млрд. руб. 117,3 124,3 Прирост продукции к исходному: +,- млрд. руб. Х 7 % х 6 Уровень товарности, % 15 15
  Прямыми результатами программы будет рост числа созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов и малых форм хозяйствования, увеличение объемов оказываемых услуг действующими и вновь создаваемыми кооперативами, прирост числа малых форм хозяйствования, принимающих участие в сельскохозяйственной потребительской кооперации и др. Реализация программы позволит дополнительно создать 1550 кооперативов.
 
 
 
 9.. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ
 
 
  Росстат совместно с Минсельхозом России:
  - организует государственное статистическое наблюдение за развитием вертикальной сельскохозяйственной кооперации, выделяя сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, в том числе по переработке мяса, молока, других видов продукции; сбытовые (торговые); обслуживающие; снабженческие; страховые; кредитные; многопрофильные (комплексные) и другие) в качестве объектов постоянного статистического наблюдения, результатом которого должна быть всесторонняя информация об их хозяйственной деятельности;
  - по результатам Всероссийской сельскохозяйственной переписи, которая пройдет в июле 2006 г., разрабатывает и реализует программу выборочных статистических обследований К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования в межпереписной период;
  - разрабатывает предложения по созданию правовых основ и осуществляет методическое обеспечение ведения органами местного самоуправления похозяйственных книг в целях отражения в них состава и хозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств;
  - проводит мониторинг реализации Приоритетного национального проекта "Развитие АПК".
  Соисполнители Национального проекта ОАО "Россельхозбанк", ОАО "Росагролизинг" осуществляют ведомственный мониторинг проекта.
  Научные организации Россельхозакадемии при участии АККОР, Союза сельских кредитных кооперативов России, Фонда поддержки сельской кредитной кооперации, Общероссийского союза сельскохозяйственных потребительских кооперативов, других общественных организаций сельскохозяйственных производителей, Федерального учебно-методического центра сельскохозяйственной кооперации проводят независимый мониторинг реализации Приоритетного национального проекта "Развитие АПК" по направлению "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК".
 
 
 
 10. ОСНОВНЫЕ РИСКИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ
 ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
 
 Риски развития сельскохозяйственной
 потребительской кооперации Меры по снижению рисков 1. Ухудшение условий реализации сельскохозяйственной продукции и сырья (особенно мясных и молочных продуктов) на внутренних рынках (включая областные, районные и локальные) из-за роста импортных поставок
  * Сокращение импортных квот на поставки мясных продуктов
 * Усиление тарифной защиты агропродовольственных рынков
 * Повышение конкурентоспособности продукции индивидуально-семейного сектора
 * Совершенствование маркетинговой деятельности кооперативов 2. Рост конкуренции со стороны акционерных и других коммерческих предприятий агробизнеса * Повышение конкурентоспособности продукции индивидуально-семейного сектора
 * Совершенствование маркетинговой деятельности кооперативов
 * Усиление антимонопольного контроля в АПК
 * Увеличение закупок у кооперативов продукции для государственных и муниципальных нужд на конкурсной основе
 * Внесение поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации, исключающих налогообложение внутрикооперативного оборота и "двойное" налогообложение прибыли членов вертикальных сельскохозяйственных кооперативов 3. Сохраняется низкий уровень информированности сельского населения о кооперации, недостаточный уровень квалификации государственных и муниципальных служащих в области регулирования кооперативной деятельности, дефицит квалифицированных специалистов для работы в кооперативах. Затруднен доступ кооперативов к рыночной информации. * Усиление информационно-разъясни-тельной работы среди сельского населения
 * Формирование и развитие Единой системы информационного обеспечения АПК при Минсельхозе России
 * Повышение эффективности деятельности ИКС, Федерального и региональных учебно-методических центров сельскохозяйственной потребительской кооперации, системы квалификации кадров Минсельхоза России 4. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы испытывают недостаток средств для осуществления капитальных затрат и пополнения оборотных средств * Увеличение расходов федерального и региональных бюджетов на бюджетные кредиты и субсидии для кооперативов
 * Повышение доступа к заемным источникам путем субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, полученным на инвестиционные цели
 * Усиление государственной поддержки сельских кредитных кооперативов и других микрофинансовых организаций в сельской местности 5. Федеральные и региональные органы государственной власти в недостаточной степени учитывают интересы малых форм хозяйствования и вертикальных кооперативов при формировании и реализации агропродовольственной политики * Повышение эффективности деятельности АККОР, Общероссийского союза сельскохозяйственных потребительских кооперативов, Союза сельских кредитных кооперативов и других общественных организаций сельскохозяйственных производителей
 
 
 
 11. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ
 
 №№ п\п
 Наименование мероприятия
 Ожидаемые результаты
 Ответственные
 исполнители
 Сроки 1. Совершенствование законодательной базы кооперативного движения 1.1. Анализ законодательных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся правового статуса К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования, сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в плане устранения барьеров на пути развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, правовое обеспечение их государственной поддержки. Минсельхоз России, АККОР
  2006 г. 1.2. Разработка проектов федеральных законов и иных федеральных нормативных правовых актов. 1.2.1. Подготовка проекта федерального закона "О кооперации". Обеспечение благоприятных рамочных условий для развития кооперативного движения, укрепление статуса кооперативов. Минэкономразвития России, Минсельхоз России, АККОР. 2006-2007 гг. 1.2.2. Подготовка новой редакции Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации".
  Определение соотношения данного закона с законами об отдельных видах кооперативов, конкретизация норм закона, регулирующих взаимоотношения кооператива со сторонними организациями, внутренние отношения в кооперативах, порядок заключения и исполнения договоров между кооперативом и его членами (по реализации продукции, приобретению материально-технических ресурсов, получению займов и т.п.) и др. Минсельхоз России, Минэкономразвития России, АККОР.
  2006-2007 гг. 1.2.3. Принятие Правительством Российской Федерации примерных уставов отдельных видов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, Методических рекомендаций о порядке заключения и исполнения договоров между сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и их членами, примерных проектов упомянутых договоров. Совершенствование внутрихозяйственных отношений в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, устранение несоответствия уставов действующему законодательству. Минсельхоз России, МАП России, Минюст России, АККОР. 2006-2007 гг. 1.3. Разработка предложений по внесению изменений и дополнений в действующие законодательные и нормативные правовые акты. 1.3.1. Разработка предложений по изменению и дополнению гл. 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
  Приравнивание сельскохозяйственных потребительских кооперативов к сельскохозяйственным товаропроизводителям позволит применять специальный режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей "Единый сельскохозяйственный налог", что существенно упростит порядок налогообложения сельскохозяйственных потребительских кооперативов, так как уплата единого сельскохозяйственного налога заменяет уплату четырех видов налога. Минэкономразвития России, Минфин России, Минсельхоз России, АККОР.
  2006 г. 1.3.2. Разработка предложений по изменению Гражданского Кодекса Российской Федерации. Формирование благоприятных рамочных условий для развития кооперативов всех видов Минэкономразвития России, Минсельхоз России, Минюст России, АККОР. 2006 г. 2. Финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации 2.1. Разработка и реализация механизма квотирования расходов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов, К(Ф)Х, ЛПХ и малых сельскохозяйственных предприятий в программах государственной поддержки сельского хозяйства
  Гарантированное участие К(Ф)Х, ЛПХ, малых сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных потребительских кооперативов в программах государственной поддержки сельского хозяйства. Минсельхоз России, Минфин России, Минэкономразвития России, АККОР
  2006 г.
  2.2. Разработка проекта ведомственной программы "Поддержка малого предпринимательства". Повышение уровня и совершенствование механизма государственной поддержки К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования, сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Минсельхоз России, АККОР
  2006 г.
  2.3. Разработка проектов постановлений Правительства РФ:
 - "О предоставлении из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями и организациями агропромышленного комплекса всех форм собственности и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в российских кредитных организациях в 2006 г. на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм)"
 - "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях крестьянскими (фермерскими) хозяйства-ми, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами"
 - "Об утверждении Правил предоставления в 2006 г. из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах Повышение уровня доступа малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитным ресурсам Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Минфин России
  2006 г. 3. Информационно-консультационное и методическое обеспечение деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, подготовка и повышение квалификации кадров 3.1. Создание и сопровождение в рамках Единой системы информационного обеспечения АПК информационной системы развития К(Ф)Х, ЛПХ, сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Повышение уровня информированности владельцев К(Ф)Х, ЛПХ, членов кооперативов. Минсельхоз России, АККОР
  2006 -2007 гг.
  3.2. Издание и распространение учебной, справочно-информационной и методической литературы по вопросам деятельности К(Ф)Х, ЛПХ, малых предприятий информационно-консультационных организаций Повышение уровня информированности и квалификации участников кооперативного движения. Минсельхоз России, АККОР, Центросоюз РФ
  2006 -2007 гг. 3.3. Создание и развитие информационно-консультационных служб в субъектах Российской Федерации Улучшение информационно-консультацион-ного обслуживания участников кооперативного движения, облегчение их доступа к рынку консультационных услуг. Минсельхоз России, исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации, АККОР 2006 -2007 гг. 3.5. Подготовка и повышение квалификации:
 * фермеров, владельцев ЛПХ, сельских предпринимателей;
 * кадров сельских кредитных и страховых кооперативов, микрофинансовых и информационно-консультационных организаций;
 * кадров для организаций фермерского самоуправления и других некоммерческих организаций целевой группы;
 * государственных и муниципальных служащих, ответственных за регулирование деятельности и поддержку К(Ф)Х, ЛПХ, малых предприятий, сельскохозяйственной потребительской кооперации. Повышение уровня квалификации участников владельцев К(Ф)Х, ЛПХ, членов кооперативов, государственных и муниципальных служащих Минсельхоз России, Минобразования России, АККОР, Центросоюз РФ 2006 -2007 гг. 3.6. Поддержка проведения ежегодной ярмарки российских фермеров в г. Санкт-Петербурге, других выставок-ярмарок, научно-практических конференций, координационных совещаний, международных симпозиумов по проблемам сельскохозяйственной потребительской кооперации, К(Ф)Х, ЛПХ и малого предпринимательства в сельской местности. Обмен опытом, повышение уровня информированности общества о развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации, К(Ф)Х, ЛПХ, малого предпринимательства в сельской местности. Минсельхоз России, АККОР 2006 -2007 гг. 3.7. Проведение НИР по вопросам деятельности К(Ф)Х, ЛПХ, сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Повышение эффективности деятельности участников кооперативного движения. Минсельхоз России, Россельхозакадемия 2006 -2007 гг. 3.8. Разработка и реализация в ряде регионов Российской Федерации пилотных проектов по совершенствованию деятельности и государственной поддержки К(Ф)Х, ЛПХ, сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Разработка новых механизмов развития и государственной поддержки участников кооперативного движения. Минсельхоз России, Минфин России, Минэкономразвития России, АККОР, Россельхозакадемия, Центросоюз РФ 2006 -2007 гг. 4. Совершенствование государственного управления развитием К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования, сельскохозяйственных потребительских кооперативов 4.1. Создание при Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам АПК Межведомственного координационного совета по развитию К(Ф)Х, ЛПХ, малого предпринимательства. Улучшение взаимодействия органов исполнительной власти по развитию малого агробизнеса и сельского предпринимательства. Минсельхоз России, Минфин России, Минэкономразвития России, МАП России 2006 г. 4.2. Заключение ежегодных соглашений между Минсельхозом России, АККОР и другими союзами и ассоциациями сельских предпринимателей и сельскохозяйственных потребительских кооперативов по взаимодействию в области развития малого агробизнеса и сельского предпринимательства (в том числе делегирование союзам и ассоциациям определенных государственных полномочий по регулированию развития малого агробизнеса и сельского предпринимательства). Учет мнения участников целевой группы при разработке и реализации государственных программ. Минсельхоз России, АККОР, Союз сельских кредитных кооперативов, Центросоюз РФ и другие союзы и ассоциации ежегодно 4.3. Совершенствование системы федерального статистического наблюдения за развитием К(Ф)Х, ЛПХ, малых сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных потребительских кооперативов:
 * совершенствование регистров "Крестьянские (фермерские) хозяйства", "Малые сельскохозяйственные предприятия";
 * создание регистра "Сельскохозяйственные потребительские кооперативы";
 * проведение периодических выборочных обследований К(Ф)Х, ЛПХ, сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Получение достоверной согласованной информации о производственном и социальном потенциале, хозяйственной деятельности К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования, сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Росстат России, Минсельхоз России, Россельхозакадемия 2006-2007 гг.
 
 
 
 
 
 
 
 Приложение 1.
 Показатели развития сельскохозяйственного производства по различным категориям хозяйств в целом по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации
 
 1.1. Характеристика аграрной структуры Российской Федерации
 
  Всего по Российской Федерации В том числе по регионам с различными типами аграрной структуры Корпоративный Смешанный Семейный Количество регионов 77 10 42 25 тоже в % 100 13,0 54,5 32,5 Стоимость валовой продукции в хозяйствах всех категорий, млрд руб. (2003г.) 1155339 261481 692388 201470 тоже в % 100 22,6 59,9 17,4 Стоимость валовой продукции в СХО, млрд руб. 458866 141081 271187 46598 Стоимость валовой продукции в ЛПХ, млрд руб. 644133 109544 393322 141267 Стоимость валовой продукции в КФХ, млрд руб. 52524 10927 27953 13644 Удельный вес в стоимости валовой продукции, % сельхозорганизаций 39,7 54,0 39,2 23,1 хозяйств населения 55,8 41,9 56,8 70,1 крестьянских (фермерских) хозяйств 4,5 4,2 4,0 6,8 Площадь картофеля во всех категориях хозяйств, тыс. га 3191 613 1978 600 Площадь картофеля в семейном секторе, тыс. га 3019 568 1878 573 Удельный вес площади картофеля в семейном секторе в общей площади картофеля во всех категориях хозяйств, % 94,6 92,7 95,0 95,5 Посевная площадь овощей во всех категориях хозяйств, тыс. га 860 176 474 210 Посевная площадь овощей в семейном секторе, тыс. га 725 138 413 174 Удельный вес площади овощей в семейном секторе в общей овощей во всех категориях хозяйств, % 84,4 78,5 87,1 83,1 Валовой сбор картофеля во всех категориях хозяйств, тыс. т 36739 6513 23345 6881 Валовой сбор картофеля в семейном секторе, тыс. т 34670 5870 22189 6611 Удельный вес производства картофеля в семейном секторе к общему объему производства картофеля, % 94,4 90,1 95,0 96,1 Валовой сбор овощей во всех категориях хозяйств, тыс. т 14758,03 2546,7 8698,2 3513,2 Валовой сбор овощей в семейном секторе, тыс. т 12312,55 1720,7 7610,8 2981,1 Удельный вес производства овощей в семейном секторе к общему объему производства овощей, % 83,4 67,6 87,5 84,9 Производство молока во всех категориях хозяйств, тыс. т 33374,7 6906,1 20959,2 5509,4 Производство молока в семейном секторе, тыс. т 17984,4 2104,8 11739,7 4139,9 Удельный вес производства молока в семейном секторе к общему объему производства молока, % 53,9 30,5 56,0 75,1 Производство яиц во всех категориях хозяйств, млрд. шт. 36485,8 8284,9 23021,5 5179,4 Производство яиц в семейном секторе, млрд. шт. 9833,1 1770,1 6228,8 1834,2 Удельный вес производства яиц в семейном секторе к общему объему производства яиц, % 27,0 21,4 27,1 35,4 Реализовано на убой скота и птицы во всех категориях хозяйств (в живом весе), тыс. т. 7676,6 1604 4861 1212 Реализовано на убой скота и птицы в живом весе семейном секторе, тыс. т 4324,5 655 2793 876 Удельный вес реализации мяса в семейном секторе к общему объему реализуемого мяса, % 56,3 40,8 57,5 72,3 Количество сельскохозяйственных предприятий, ед. 22261 3708 14142 4411 тоже в % 100,0 16,7 63,5 19,8 Количество хозяйств первой группы по ИФБ 5703 1081 3699 923 Количество хозяйств второй группы по ИФБ 4226 752 2648 826 Количество хозяйств третьей группы по ИФБ 3401 637 2140 624 Количество хозяйств четвертой группы по ИФБ 3340 541 2180 619 Количество хозяйств пятой группы по ИФБ 5591 697 3475 1419 Удельный вес в общем количестве СХО,%: хозяйств первой группы по ИФБ 25,6 29,2 26,2 20,9 хозяйств второй группы по ИФБ 19,0 20,3 18,7 18,7 хозяйств третьей группы по ИФБ 15,3 17,2 15,1 14,1 хозяйств четвертой группы по ИФБ 15,0 14,6 15,4 14,0 хозяйств пятой группы по ИФБ 25,1 18,8 24,6 32,2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу