<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 1.2. Характеристика аграрной структуры субъектов Российской Федерации
 
 Субъекты
 Российской Федерации Доля валовой продукции, произведенной СХО, 2003 г. Объем валовой продукции, млрд. руб. В том числе Площадь картофеля во всех категориях хозяйств, тыс. га Площадь картофеля в семейном секторе, тыс. га Посевная площадь овощей во всех категориях хозяйств, тыс. га Посевная площадь овощей в семейном секторе, тыс. га в СХО в ЛПХ в КФХ Республика Ингушетия 6,6 1800 119 1431 250 4,0 4 1,4 1 Еврейская автономная область 7,8 1775 138 1354 280 8,6 8 2,5 2 Республика Дагестан 10,9 19207 2094 15788 1344 23,7 24 35,6 34 Республика Северная Осетия - Алания 13,9 5738 798 4527 413 7,0 6 5,4 3 Республика Бурятия 14,7 6955 1022 5745 188 20,0 19 4,9 4 Республика Тыва 15 1973 296 1484 193 3,9 3 1,0 1 Астраханская область 15,5 4975 771 3483 721 8,3 7 16,9 14 Республика Саха (Якутия) 17,9 9221 1651 6224 1346 9,5 8 2,2 2 Читинская область 18,3 7249 1327 5799 130 24,6 24 4,4 4 Республика Алтай 19,9 2772 552 1968 252 4,3 4 1,3 1 Камчатская область 22,6 2582 584 1869 127 5,4 5 2,4 2 Карачаево-Черкесская Республика 22,9 4905 1123 3640 142 16,4 16 2,8 3 Брянская область 23,8 13897 3307 10312 264 82,3 79 15,8 14 Кабардино-Балкарская Республика 24,2 13049 3158 9565 339 12,4 11 20,4 6 Приморский край 24,4 8059 1966 5843 250 49,4 47 13,8 12 Смоленская область 26,1 9319 2432 6682 205 45,5 45 7,0 7 Псковская область 26,7 6811 1819 4911 82 39,3 38 8,2 8 Хабаровский край 27,2 6973 1897 4986 91 26,0 25 8,1 7 Республика Хакасия 27,8 3833 1066 2675 92 18,1 18 5,2 5 Республика Адыгея 28,1 2520 708 1590 222 6,9 7 7,9 6 Костромская область 28,3 7971 2256 5675 40 18,9 17 6,7 6 Новгородская область 29 6324 1834 4300 190 32,9 32 6,0 6 Иркутская область 29,2 17607 5141 12008 475 67,6 65 9,4 8 Саратовская область 29,3 30537 8947 15849 5741 39,8 40 16,5 13 Архангельская область 29,4 5418 1593 3560 265 25,2 24 4,1 4 Чувашская Республика 30,6 11617 3555 7934 128 58,9 48 12,7 10 Амурская область 31,7 6892 2185 4308 400 29,6 28 6,4 6 Самарская область 32,2 22181 7142 14418 621 48,5 45 12,7 11 Магаданская область 32,3 834 269 394 170 1,7 2 0,3 0 Республика Башкортостан 32,7 50769 16601 32492 1675 110,7 108 22,2 21 Калужская область 32,7 9395 3072 6135 188 39,1 36 7,0 6 Волгоградская область 32,8 30021 9847 18223 1951 43,1 43 22,4 17 Курганская область 32,9 10350 3405 6479 466 25,8 25 7,3 6 Кемеровская область 33,8 14456 4886 8847 723 70,8 68 8,6 8 Ивановская область 36 6179 2224 3880 80 21,0 19 4,8 4 Томская область 36,6 7618 2788 4693 137 23,8 23 3,6 3 Ярославская область 36,7 10438 3831 6482 115 25,9 22 8,1 8 Тульская область 36,7 15284 5609 9446 229 58,3 56 11,4 11 Ульяновская область 37 10072 3727 6094 252 35,8 35 9,0 8 Владимирская область 37,1 12128 4499 7568 49 44,1 39 11,5 11 Республика Марий Эл 37,2 8011 2980 4903 128 38,0 35 5,1 4 Сахалинская область 37,3 3216 1200 1795 219 10,3 8 2,7 2 Алтайский край 37,8 37054 14006 20861 2186 86,0 85 12,1 11 Курская область 38,3 19113 7320 11296 497 89,9 90 12,6 12 Республика Калмыкия 38,4 2207 847 1031 329 1,0 1 2,0 1 Челябинская область 38,4 22487 8635 12930 922 63,9 59 18,4 16 Республика Мордовия 38,5 11958 4604 7115 239 40,7 40 9,1 7 Тверская область 38,7 11111 4300 6589 222 45,7 42 10,3 10 Тамбовская область 39,9 16853 6724 9016 1112 62,0 62 13,4 13 Кировская область 40,3 15492 6243 8908 341 45,9 42 10,1 9 Новосибирская область 40,3 29485 11882 17013 590 56,4 56 14,6 14 Красноярский край 40,5 23919 9687 13801 431 78,1 77 11,1 10 Рязанская область 40,8 12211 4982 7058 171 56,0 53 12,3 12 Калининградская область 40,9 5810 2376 3073 360 14,0 13 3,9 4 Свердловская область 41,4 24354 10083 13857 414 74,8 68 14,8 13 Омская область 41,5 26660 11064 13463 2133 55,9 54 13,1 12 Ростовская область 41,9 42934 17989 21381 3606 70,7 70 55,0 40 Республика Коми 42,7 4109 1755 2309 45 14,6 13 1,2 1 Нижегородская область 42,7 21249 9073 11963 234 76,0 69 17,1 15 Тюменская область 42,7 18913 8076 10232 605 43,3 40 9,2 8 Оренбургская область 43,2 25557 11041 13239 1278 36,7 36 14,1 14 Пензенская область 43,4 11661 5061 6309 303 52,2 51 11,4 11 Пермская область 44,5 17454 7767 9512 192 69,6 67 15,8 15 Орловская область 44,6 13289 5927 6764 598 60,8 60 5,6 5 Удмуртская Республика 46,3 14999 6945 7769 285 49,3 43 8,0 7 Республика Карелия 48,2 2558 1233 1271 54 10,2 9 1,2 1 Ставропольский край 50 31490 15745 12470 3275 39,1 38 21,5 16 Вологодская область 50,3 12939 6508 6301 129 33,1 30 8,6 8 Республика Татарстан 51,2 46449 23782 20809 1858 106,4 92 13,7 10 Воронежская область 51,5 29419 15151 13003 1265 102,6 102 22,0 21 Московская область 51,7 35958 18590 17080 288 90,9 78 28,3 20 Липецкая область 53,2 16552 8806 6985 761 68,9 68 13,7 13 Белгородская область 53,9 23903 12884 10350 669 64,8 64 15,3 14 Краснодарский край 56,1 71450 40083 25865 5573 88,3 86 66,1 47 Ленинградская область 60,8 23279 14154 8753 372 55,6 45 8,4 5 Мурманская область 70,2 1322 928 389 5 2,2 2 0,2 0 Чукотский автономный округ 93,1 210 196 9 5 0,0 0 0,0 0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 1.3. Динамика сельскохозяйственных предприятий по группам административных районов с разной плотностью сельского населения
 
 Плотность населения, человек на кв. км Число районов, 2004 г., единиц 2004 г. к 1995 г., % Число пред-приятий Числен-ность работников Площадь пашни Поголовье скота До 5 691 61,8 37,5 54,8 35,2 5-10 506 76,4 43,0 65,9 40,1 10-15 303 85,4 44,6 72,2 43,9 15-20 155 88,9 46,2 77,5 46,0 20-25 61 85,8 48,8 81,0 54,3 25-30 32 84,9 46,2 74,1 42,9 Свыше 30 137 84,7 45,8 83,1 50,6
 Приложение 2.
 
 
 Число потребительских сельскохозяйственных кооперативов
 Российской Федерации на 01.01. 2005 гг.
 
 
  Потребительские кооперативы, единиц перерабатывающие обслуживающие сбытовые Российская федерация 455 156 91 Центральный федеральный округ 104 32 19 Белгородская область 3 2 1 Брянская область 4 1 1 Владимирская область 2 2 - Воронежская область 14 - 1 Ивановская область - - - Калужская область 8 7 4 Костромская область 3 - - Курская область - 1 - Липецкая область 3 1 - Г. Москва - 2 1 Московская область 2 4 5 Орловская область 17 3 4 Рязанская область 7 2 1 Смоленская область 2 2 - Тамбовская область 5 - - Тверская область 19 4 - Тульская область 10 - 1 Ярославская область 5 1 - Северо-Западный федеральный округ 16 10 1 Республика Карелия - - - Республика Коми 1 - - Архангельская область 5 1 - в том числе: Ненецкий авт. округ - - - Вологодская область 5 - 1 Калининградская область 1 - - Г. Санкт-Петербург - 2 - Ленинградская область 1 1 - Мурманская область 1 - - Новгородская область - 1 - Псковская область 2 5 - Южный федеральный округ 41 3 7 Республика Адыгея 5 - - Республика Дагестан - - - Республика Ингушетия - - - Кабардино-Балкарская Республика - - - Республика Калмыкия - - - Карачаево-Черкесская Республика - - - Республика Северная Осетия-Алания - - - Чеченская Республика - - - Краснодарский край 6 1 1 Ставропольский край 5 - 1 Астраханская область 4 - - Волгоградская область 20 2 4 Ростовская область 1 - 1 Приволжский федеральный округ 117 84 29 Республика Башкортостан 28 3 10 Республика Марий Эл 2 8 2 Республика Мордовия 1 18 - Республика Татарстан 23 15 6 Удмуртская Республика 22 14 2 Чувашская Республика 1 1 - Кировская область 1 10 1 Нижегородская область 9 4 - Оренбургская область - - - Пензенская область 1 4 1 Пермская область 11 3 3 в том числе: Коми-Пермяцкий авт. округ - - - Самарская область 8 2 1 Саратовская область 5 1 - Ульяновская область 5 1 3 Уральский федеральный округ 40 16 11 Курганская область 10 - 1 Свердловская область 13 7 4 Тюменская область 12 6 5 В том числе: Ханты-Мансийский АО 1 - - Ямало-Ненецкий АО - - - Челябинская область 5 3 1 Сибирский федеральный округ 95 9 20 Республика Алтай 4 - - Республика Бурятия 3 2 1 Республика Тыва 1 - - Республика Хакасия 3 - - Алтайский край 21 2 3 Красноярский край 8 - 5 В том числе: Таймырский) Долгано-Ненецкий) авт. округ - - - Эвенкийский авт. округ - - 1 Иркутская область 2 - - В том числе: Усть-Ордынский Бурятский авт. округ - - - Кемеровская область 11 1 1 Новосибирская область 23 4 3 Омская область 8 - 5 Томская область 8 - 1 Читинская область 3 - 1 В том числе: Агинский Бурятский АО - - - Дальневосточный федеральный округ 42 2 4 Республика Саха (Якутия) 30 1 2 Приморский край 1 1 - Хабаровский край - - - Амурская область 5 - 2 Камчатская область 4 - - В том числе: Корякский авт. округ - - - Магаданская область 2 - - Сахалинская область - - - Еврейская автономная область - - - Чукотский АО - - -
 
 
 
 
 Приложение 3
 Плановые целевые показатели реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК"
 по направлению "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК"
 (по состоянию на 19 декабря 2005 года)
 
 № п/п
 
  Наименование субъектов
 Российской Федерации
 
  Кооперативы - всего Итого
 2005 -2007 гг. в т.ч. кредитные Итого
 2005 -2007 гг. 2005 г.
  2006 г.
  2007 г.
  2005 г.
  2006 г.
  2007 г.
  Контрольные показатели 2550 1000 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 1256 1920 1940 5032 441 678 645 1721 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 57 489 480 1026 36 177 170 383 1 Белгородская область 3 98 101 202 1 56 52 109 2 Брянская область 2 3 5 1 2 3 3 Владимирская область 1 6 14 21 1 2 5 8 4 Воронежская область 8 34 31 73 8 12 12 32 5 Ивановская область 6 31 3 40 4 14 1 19 6 Калужская область 16 20 36 10 10 20 7 Костромская область 2 11 3 16 1 3 3 7 8 Курская область 30 15 45 11 5 16 9 Липецкая область 1 22 46 69 1 9 18 28 10 Московская область 1 7 3 11 1 2 1 4 11 Орловская область 6 53 47 106 3 13 9 25 12 Рязанская область 4 25 25 54 2 13 12 27 13 Смоленская область 2 4 7 13 1 2 2 5 14 Тамбовская область 2 115 100 217 1 23 20 44 15 Тверская область 5 10 23 38 1 3 6 10 16 Тульская область 2 23 26 51 1 3 7 11 17 Ярославская область 14 2 13 29 10 5 15 СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 33 75 69 177 12 33 22 67 18 Республика Карелия 4 25 14 43 4 16 6 26 19 Республика Коми 2 6 8 16 2 1 2 5 20 Архангельская область 9 9 4 4 21 Вологодская область 9 14 12 35 22 Калининградская область 5 7 11 23 2 4 5 11 23 Ленинградская область 2 2 5 9 1 2 3 23а г. Санкт-Петербург 2 3 3 8 2 2 4 24 Мурманская область 4 2 2 8 25 Новгородская область 5 5 10 20 2 4 6 12 26 Псковская область 2 4 6 1 1 2 27 Ненецкий АО ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 248 289 275 812 137 68 43 248 28 Республика Адыгея 14 41 12 67 14 14 2 30 29 Республика Дагестан 12 29 42 83 1 5 7 13 30 Республика Ингушетия 2 5 6 13 1 1 1 3 31 Кабардино-Балкарская Республика 14 18 19 51 12 12 24 32 Республика Калмыкия 16 21 15 52 15 10 1 26 33 Карачаево-Черкесская Республика 34 Республика Северная Осетия-Алания 62 64 126 8 8 16 35 Краснодарский край 12 36 40 88 10 2 3 15 36 Ставропольский край 1 11 16 28 4 6 10 37 Астраханская область 8 10 7 25 7 4 1 12 38 Волгоградская область 148 45 42 235 68 2 2 72 39 Роcтовская область 21 11 12 44 21 6 27 40 Чеченская Республика ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 256 490 439 1185 99 179 171 449 41 Республика Башкортостан 5 35 48 88 5 20 29 54 42 Республика Марий Эл 8 24 25 57 8 3 1 12 43 Республика Мордовия 80 70 150 30 20 50 44 Республика Татарстан 132 60 88 280 13 17 15 45 45 Удмуртская Республика 12 12 18 42 8 5 7 20 46 Чувашская Республика 18 23 23 64 18 23 23 64 47 Кировская область 1 10 10 21 1 5 5 11 48 Нижегородская область 3 10 13 26 3 3 3 9 49 Оренбургская область 6 144 50 200 6 7 11 24 50 Пензенская область 6 6 6 18 1 2 2 5 51 Пермская область 17 18 35 2 18 20 52 Самарская область 53 Саратовская область 47 62 79 188 33 43 50 126 54 Ульяновская область 1 5 7 13 1 2 3 6 55 Коми-Пермяцкий АО 1 2 3 1 2 3 УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 113 61 52 226 36 16 7 59 56 Курганская область 12 28 28 68 12 4 4 20 57 Свердловская область 10 6 8 24 58 Тюменская область 74 12 10 96 20 2 22 59 Челябинская область 5 15 6 26 4 10 3 17 60 Ханты-Мансийский АО 61 Ямало-Ненецкий АО 12 12 СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 175 417 502 1010 99 167 188 411 62 Республика Алтай 1 6 8 15 1 1 2 63 Республика Бурятия 53 73 103 229 43 53 63 159 64 Республика Тыва 12 62 81 155 3 21 22 46 65 Республика Хакасия 1 2 6 9 1 2 6 9 66 Алтайский край 49 29 69 147 14 15 35 64 67 Красноярский край 1 40 75 116 10 17 27 68 Иркутская область 35 36 71 4 6 10 69 Кемеровская область 15 19 18 52 70 Новосибирская область 19 59 49 127 15 18 18 51 71 Омская область 4 20 20 44 4 7 7 18 72 Томская область 73 Читинская область 20 14 7 41 18 5 3 26 74 Агинский Бурятский АО 54 30 30 9 75 Таймырский АО 4 4 1 1 76 Усть-Ордынский Бурятский АО 77 Эвенкийский АО ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 374 99 123 596 22 38 44 104 78 Республика Саха (Якутия) 365 67 90 522 20 25 25 70 79 Приморский край 5 16 22 43 9 14 23 80 Хабаровский край 81 Амурская область 3 5 6 14 2 2 3 7 82 Камчатская область 83 Магаданская область 2 2 84 Сахалинская область 6 6 1 1 85 Еврейская автономная область 1 3 5 9 1 2 3 86 Корякский АО 87 Чукотский АО Информация представлена по 85 субъектам РФ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Приложение 4.
 Показатели предоставления услуг по ведению ЛПХ различными организациями и физическими лицами
 (по итогам пробной сельскохозяйственной переписи в 8 районах Краснодарского края, Саратовской области, Пензенской области, Красноярского края, 2004 год)
  Сторонние организации и физические лица, оказывающие услуги Итого по всем категориям, предоставляющих услуги Сельскохозяйственные организации Крестьянские (фермерские) хозяйства Машинотехнологические станции Несельскохозяйственные организации - юридические лица (кроме организаций потребительской кооперации) Потребительские кооперации Кооперативные хозяйства (коопхоз) Индивидуальные предприниматели Родственники, соседи Итого по обследованным районам Число хозяйств, пользующихся услугами, единиц подготовка почвы и посев сельскохозяйственных культур 11868 5700 46 1657 11 585 13817 17300 50984 обеспечение семенами и посадочным материалом для посева 887 143 15 449 3219 414 8858 1458 15443 уборка урожая сельскохозяйственных культур 354 177 6 196 13 23 562 10526 11857 заготовка растительных кормов 3042 1149 2 68 143 275 1470 3324 9473 содержание и уход за животными, стрижка овец 9 0 1 2 1 2 3 217 235 обеспечение молодняком животных 1706 154 0 201 168 53 3027 192 5501 поставки концентрированных кормов 4035 2012 9 275 428 247 5853 163 13022 ветеринарное обслуживание 12232 81 151 8013 23 291 761 143 21695 искусственное осеменение 1136 1 1 102 2 3 59 20 1324 консультации агрономов, экономистов и др. специалистов 238 2 0 13 0 1 7 1 262 закупки сельхозпродукции 1598 536 7 186 825 112 6512 427 10203 переработка продукции хозяйства 396 30 4 84 5 15 367 278 1179 транспортные услуги 4130 1122 489 634 6 493 4674 5830 17378 иные виды услуг 120 16 2 6 137 104 46 1475 1906 41751 11123 733 11886 4981 2618 46016 41354 160462
  Сторонние организации и физические лица, оказывающие услуги, в % к итогу Сельскохозяйственные организации Крестьянские (фермерские) хозяйства Машиннотехнологические станции Несельскохозяйственные организации - юридические лица (кроме организаций потребительской кооперации) Потребительские кооперации Кооперативные хозяйства (коопхоз) Индивидуальные предприниматели Родственники, соседи Итого по обследованным районам Число хозяйств, пользующихся услугами, единиц подготовка почвы и посев сельскохозяйственных культур 23,3 11,2 0,1 3,3 0,0 1,1 27,1 33,9 обеспечение семенами и посадочным материалом для посева 5,7 0,9 0,1 2,9 20,8 2,7 57,4 9,4 уборка урожая сельскохозяйственных культур 3,0 1,5 0,1 1,7 0,1 0,2 4,7 88,8 заготовка растительных кормов 32,1 12,1 0,0 0,7 1,5 2,9 15,5 35,1 содержание и уход за животными, стрижка овец 3,8 0,0 0,4 0,9 0,4 0,9 1,3 92,3 обеспечение молодняком животных 31,0 2,8 0,0 3,7 3,1 1,0 55,0 3,5 поставки концентрированных кормов 31,0 15,5 0,1 2,1 3,3 1,9 44,9 1,3 ветеринарное обслуживание 56,4 0,4 0,7 36,9 0,1 1,3 3,5 0,7 искусственное осеменение 85,8 0,1 0,1 7,7 0,2 0,2 4,5 1,5 консультации агрономов, экономистов и др. специалистов 90,8 0,8 0,0 5,0 0,0 0,4 2,7 0,4 закупки сельхозпродукции 15,7 5,3 0,1 1,8 8,1 1,1 63,8 4,2 переработка продукции хозяйства 33,6 2,5 0,3 7,1 0,4 1,3 31,1 23,6 транспортные услуги 23,8 6,5 2,8 3,6 0,0 2,8 26,9 33,5 иные виды услуг 6,3 0,8 0,1 0,3 7,2 5,5 2,4 77,4 Итого 26,0 6,9 0,5 7,4 3,1 1,6 28,7 25,8
 Приложение 5
 
 Отечественный и зарубежный опыт развития сельскохозяйственной
 потребительской кооперации
 
 
 1. Отечественный опыт развития сельскохозяйственной потребительской кооперации
 
  История кооперации в российской деревне, импульс к развитию которой дала крестьянская реформа, ведет свое начало с 60х годов XIX в., с организации в 1865 г. сельского ссудосберегательного товарищества (Костромская губерния), а в следующем году - молочного "обслуживающего" крестьянские хозяйства кооператива, осуществляющего закупочную и сыроваренную деятельность (Тверская губерния). До реформы П.А.Столыпина развитие сельскохозяйственной кооперации в ее вертикальных (обслуживающих) формах носило неустойчивый характер, что было обусловлено, прежде всего, экономической слабостью крестьянских хозяйств, половинчатостью политики "освобождения" крестьян. Устав крестьянских сельскохозяйственных кооперативных обществ был принят лишь в 1898 г., а разрешение на проведение первого всероссийского кооперативного съезда было получено спустя 10 лет, в течение которых в кооперативное движение на селе, в частности, в связи с революционными событиями 1905 г. развивалось "волнами".
  Лишь в 1907 г. был утвержден устав для обществ потребителей (прообраза будущей потребкооперации, объединенной в "Центросоюз" ее первичным звеном "сельпо"), а в 1908 г. - устав кооперативных товариществ (обслуживающих или "вертикальных" сельскохозяйственных кооперативов). Тем самым был проведен определенный "водораздел" между действительной потребкооперацией на селе и обслуживающими кооперативами с последующим "дублирующим" их искусственным наименованием "потребительский сельскохозяйственный кооператив".
  До октябрьского переворота 1917 г., положившего начало разрушающим экспериментам в кооперативном движении, более интенсивно развивалась именно потребкооперация. За период с 1910 г. до начала 1918 г. общее число кооперативных предприятий и организаций в России увеличилось с 12,4 тыс. до 54,4 тыс., т.е. в 4,5 раза, в том числе потребительских обществ с 1,2 до 25 тыс., т.е. более, чем в 20 раз. Если в 1909 г. оборот потребкооперации составлял около 1,2 млн. руб. а паевой капитал - 47,8 тыс. руб., то в 1917 г., соответственно, 210,6 млн. руб. и 10,2 млн. руб. Сельские потребительские общества, уездные и губернские союзы этих обществ входили в Центросоюз (Центральный всероссийский союз потребительских кооперативов). Росло число и обслуживающих сельскохозяйственных кооперативов. Так, число сельскохозяйственных обществ и товариществ за указанный период возросло с 1 867 до 11 тыс., в том числе молочных кооперативов, осуществлявших переработку молока в основном в сыры и реализацию продукции этой переработки с 35 до 3 тысяч. Число кооперативных союзов возросло с 16 до 294. К началу 1918 г. действовало 1 500 кустарных и других промысловых кооперативов против 400 в 1913 г., кредитных, соответственно, 128 и 16,5 тыс.
  Кооперативное движение дореволюционной России активно поддерживалось земскими учреждениями, их кооперативными акциями, прежде всего, в форме кредита, в т.ч. товарного (удобрения, машины и т.д.). Все это способствовало огромным достижениям российского кооперативного движения в повышении культуры и доходности хозяйствования, выдвинуло его на передовые мировые позиции. Этому содействовало последовательно научное обеспечение развития сельскохозяйственной кооперации, заложенное в трудах А.В.Чаянова, Н.П.Макарова, других теоретиков и организаторов кооперации.
  Перспективы для дальнейшего развития этих форм сельскохозяйственных кооперативов открывались в связи с принятием 20 марта 1907 г. "Положения о кооперативных товариществах и их союзах" и правительственного постановления о съездах кооперативных организаций, охватывавших 84 млн. человек, т.е. более половины населения России, в основном сельского. Правда, преобладали кредитные кооперативы, но неуклонно росло число сбытовых, снабженческих и других обслуживающих сельскохозяйственных кооперативов, которые больше по недоразумению, чем по здравому экономическому смыслу теперь именуются потребительскими, несмотря на существование действительной потребкооперации, обслуживающей сельское население.
  С отменой политики "военного коммунизма" кооперативное движение в деревне способствовало оживлению всей экономической жизни в стране. Важное значение здесь имели реализация декрета ВЦИК и СНК от 16 августа 1921 г. "О сельскохозяйственной кооперации", переход к НЭПу, возрождавшему рыночные отношения. В резолюции XIII съезда РКП(б) "О кооперации" "косные коммунисты" или, по другому ленинскому определению, "коммунистические дурачки", имеющие власть, но не умеющие пользоваться ею, вынуждены были поэтому сделать поворот на 180° и признать, что "переход к НЭПу удесятеряет значение кооперации", как субъекта рыночных отношений со всеми их принципами.
  Сельскохозяйственная кооперация в начале-середине 20-х годов развивалась преимущественно как универсальная. Первичные кооперативы объединяли самостоятельные крестьянские хозяйства прежде всего по линии снабжения и сбыта, кредитования, а также производства (в основном по совместной обработке земли). В систему крестьянской кооперации входили райсоюзы, губсоюзы, объединяемые во Всероссийский союз сельскохозяйственной кооперации, созданный в соответствии с упомянутым Декретом ВЦИК и СНК.
  В то же время в развитии сельскохозяйственной кооперации шел процесс специализации как первичных кооперативов, так и объединявших их союзов. Создавались производственно-сбытовые кооперативные центры по отраслям сельского хозяйства, которые входили в Совет этих центров - Сельскосовет. При росте универсальных сельскохозяйственных кооперативов за 1924-1925 гг. на 15% общее число всех кооперативов возросло на 49,4%, в основном за счет специализированных кооперативов по отраслям сельского хозяйства и видам деятельности (снабжение, сбыт, кредитование, семеноводство, машинное обслуживание и т.д.).
  Структурные изменения в первичной сети сельскохозяйственной кооперации, специализация кооперативов по отраслям и конкретным видам деятельности сопровождались организационными изменениями в кооперативных союзах и центрах. К концу 1925 г. из 379 союзов 92 были специализированными, что составляло 26 % к общему числу, в то время как в 1924 г. было 35 специализированных союзов (10 % общего числа). По данным на 1 октября 1925 г. в стране имелось пять центров сельскохозяйственной кооперации. Еще сохранялся универсальный, многопрофильный центр - Сельскосовет, однако из него выделились: в 1922 г. Льноцентр и Союзкартофель, в 1924 г. - Маслоцентр и Плодвинсоюз, в 1926 г. - еще три кооперативных "подсистемы": Птицеводсоюз, Центротабаксоюз и Хлебоцентр.
  Таким образом, к 1927 г., когда в партийных верхах уже вынашивали планы ликвидации НЭПа, а вместе с тем и рыночных экономических основ деятельности кооперации, в сельском хозяйстве имелось семь специализированных ее центров (союзов), в том числе пять растениеводческих и два животноводческих.
  Растениеводческие центры:
  Льноцентр объединял 1972 тыс. крестьянских хозяйств, 9960 крестьянских кооператива, 79 универсальных союзов в области производства, обработки льна и сбыта льноволокна;
  Союзкартофель объединял 49 тыс. крестьянских хозяйств, 70 кооперативов и 12 универсальных союзов, осуществлявших деятельность по производству, заготовке и реализации картофеля, а также частичную его переработку;
  Плодвинсоюз объединял 527 тыс. крестьянских хозяйств, 2673 кооператива, 16 универсальных и 6 специализированных союзов, охватывавших производство, заготовку и сбыт виноградно-винодельческой продукции;
  Центротабаксоюз объединял 63 тыс. крестьянских хозяйств, 208 кооперативов, 8 универсальных и 5 специализированных союзов в области производства, заготовки, переработки и сбыта продукции табаководства;
  Хлебоцентр объединял 487 тыс. крестьянских хозяйств, 4024 кооператива, 62 универсальных и один специализированный союз.
  Животноводческие центры:
  Птицеводсоюз - специализированный производственно-заготовительно-сбытовой центр птицеводческой кооперации, в который входило 140 тыс. крестьянских хозяйств, 480 кооперативов и 24 универсальных союза;
  Маслоцентр - специализированный центр молочно-маслодельной кооперации, объединявший 997 тыс. крестьянских хозяйств, 5874 кооператива, 28 универсальных и 35 специализированных союзов.
  Значительные масштабы кооперативной деятельности приходились на Сельскосовет, являвшийся универсальным снабженческим и координационным центром всей системы сельскохозяйственной кооперации. Непосредственно в него входило 3,5 млн. крестьянских хозяйств, 1980 крестьянских кооперативов, 217 универсальных и 9 специализированных союзов.
  В 1927 г. были созданы еще два специализированных союза сельскохозяйственной кооперации: Животноводсоюз и Свеклоцентр и в начале 1928 г. - Семеноводсоюз. Кроме того, в системе сельхозкооперации существовало два "обслуживающих" кооперативных союза - Книгосоюз и Коопстрахсоюз.
  Опора на подлинно кооперативные принципы, несмотря на имевшиеся их ограничения, связанные, в частности, с ножницами цен, администрированием, явилась главным фактором быстрого роста сельскохозяйственного производства. Одновременно укреплялось финансовое положение самой сельскохозяйственной кооперации.
  Хотя заемные средства в финансах сельскохозяйственной кооперации преобладали, их доля сокращалась, причем кредиты государства выдавались кооперации на льготных условиях. Укреплению экономики кооперативного хозяйства во многом способствовали генеральные соглашения между соответствующими союзами (центрами) кооперации и промышленными трестами, синдикатами, Наркомземом СССР и союзных республик. В этих соглашениях четко определялись обязательства сторон по заготовке сырья для промышленности и снабжению села необходимыми средствами производства и потребительскими товарами.
  Работая на действовавшей тогда нормативной и экономической основе (которая, к сожалению, в связи с устремлениями "отбросить" НЭП все более сужалась), сельскохозяйственные кооперативы и их союзы быстрыми темпами наращивали объемы производства и кооперативного оборота. Так, в системе Льноцентра в 1926-1927 гг. по сравнению с 1922-1923 гг. заготовки льна и кудели возросли с 8960 до 43 461 т, т.е. в 4,8 раза, а пеньки - с 1396 до 12 384 т, почти в 9 раз. За тот же период заготовки семян льна и конопли увеличились почти в 14 раз. Значительно возросли соответствующие показатели и по другим кооперативным союзам и центрам, а также общие масштабы рыночного кооперативного оборота. Так, на Льноцентр в 1926-1927 гг. приходилось 35,2% закупок льна, на Маслоцентр - 67,5% закупок молока и т.д. При этом Маслоцентр снабжал кооператоров машинами, инвентарем, кормами, племенным скотом, оборудованием для переработки молока. Только в 1924-1925 гг. по рыночным ценам крестьяне закупили на складах центра 4215 сепараторов, 1153 маслобойки на общую сумму более 3 млн. руб.
  К 1926-1927 гг. эти закупки почти удвоились (что через 2-3 года стало настоящей бедой для крестьян, поскольку указанная "техника" являлась одним из важных оснований для их "раскулачивания", выселения, заключения в лагеря, физического уничтожения). В целом к началу 1928 г. сельскохозяйственная кооперация заняла прочные позиции во всей системе агропромышленного производства. В 1927-1928 гг. она поставляла на рынок страны 97,2% хлопка (1925-1926 гг. - 75%), 96% сахарной свеклы (44%), 93,1% табака (50%) и т.д.
  Вертикальная кооперация миллионов единоличных крестьянских хозяйств сыграла важную роль в общем подъеме сельского хозяйства. Производственная кооперация, объединявшая в форме колхозов в основном бедноту не нашла массовой поддержки на селе (как не находит широкого распространения в современном мире).
  В последующий период на основе массовой насильственной коллективизации, "разжигания" классовой борьбы, разветвленная кооперативная система в сельском хозяйстве в основном в ее вертикальных формах была заменена единой фактически огосударствленной формой - колхозами, выполнявшими, особенно после ликвидации МТС помимо производственных, также и определенные обслуживающие функции, присущие обслуживающим кооперативам (снабжение, переработка продукции, ремонтные работы и т.д.). Функции обслуживающих кооперативов заменили государственные заготовительные, снабженческие, кредитные и другие ведомства и организации, координируемые Госпланом. Частично, особенно по линии заготовок это обслуживание осуществляла потребительская кооперация, объединенная в огосударствленное ведомство - Центросоюз.
  В годы перестройки, с принятием в 1988 г. "Закона о кооперации" в СССР наметилось возрождение принципов кооперации, ее демократических начал с выделением тех основных видов сельскохозяйственной кооперации: производственной, предполагавшей возрождение этих принципов в колхозах, вертикальной (обслуживающей производство) по линии сбыта, снабжения и т.д. и потребительской (Центросоюз), также предполагавшее укрепление в ней кооперативных принципов. Принятый в 1994 г. Гражданский кодекс Российской Федерации, а затем "Закон о сельскохозяйственной кооперации" (1966 г.) свели кооперативную деятельность в сельском хозяйстве к двум видам: производственной и потребительской. Это обусловило существование двух потребительских кооперативных систем на селе: традиционной, "центросоюзовской" и "новой" потребительской, хотя, последняя, по сути, выполняет функции той же вертикальной, обслуживающей формы кооперации. По многим причинам (сложная макроэкономическая ситуация, неразвитость фермерского сектора, отсутствие необходимой господдержки, ее ресурсного обеспечения и т.д., включая несовершенство, противоречивость кооперативного законодательства) потребительские сельскохозяйственные кооперативы пока не получили широкого развития.
 
 2. Зарубежный опыт развития сельскохозяйственной потребительской кооперации
 
  Анализ современного этапа развития сельскохозяйственной потребительской кооперации за рубежом основывается, прежде всего, на изучении деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов США, Германии, Нидерландов, Швеции и др. стран, имеющих сложившиеся традиции и длительный опыт организации, поддержки и регулирования кооперативной деятельности в сельском хозяйстве.
  Помимо этого, актуальным представляется анализ мер по стимулированию деятельности сельскохозяйственных потребительских (обслуживающих) кооперативов в государствах СНГ и, прежде всего, Украине, имеющей не только сходные с Россией институциональную структуру сельскохозяйственного производства и условия ведения сельскохозяйственной деятельности, но и принципы трансформации производственно-экономических отношений при проведении аграрной реформы (формирование новых форм предпринимательства на селе, повышение значимости сельскохозяйственной деятельности хозяйств населения и т.д.).
  Зарубежный опыт развития сельскохозяйственной потребительской кооперации позволяет выделить следующие принципиальные аспекты.
 
 
 2.1. Цели и основные направления деятельности сельскохозяйственной потребительской кооперации
 
  В разных странах одни и те же виды потребительских кооперативов традиционно имеют различную значимость в агробизнесе, но в целом они действуют как равноправные рыночные субъекты и существенным образом влияют на развитие аграрного сектора.
 Таблица 1. Удельный вес кооперативов в агробизнесе
 в экономически развитых странах, %
 
 Страны Направления деятельности маркетинг, материально-техническое снабжение
 (в среднем) сбыт молоко
  мясо овощи и фрукты зерно США 86 - 20 40 11-45 Канада 59 20-54 7-25 54 15-40 Швеция 99 79-81 60 75 75 Нидерланды 82 35 70-96 - 40-50 Германия 55-60 30 60 - 50-60
  Деятельность потребительских кооперативов способствует также, как показывает мировая практика, снижению трансакционных издержек и позволяет осуществлять контроль рынков определенных видов продовольствия или отдельных рыночных сегментов.
  Следует особо отметить, что кооперативы как организации, контролируемые своими членами, имеют необходимые предпосылки для развития предпринимательства, что предполагает быстрое освоение передовых технологий, повышение качества товаров и услуг. Успех же предпринимательской деятельности во многом зависит от способности кооперативов привлекать квалифицированных менеджеров, универсализации предоставляемых услуг и т.д.
  Основные формы потребительских кооперативов в сельском хозяйстве это: сбытовые, организующие коллективный сбыт фермерской продукции и ее переработку; снабженческие, обеспечивающие стабильные поставки производственных ресурсов по доступным ценам (включая селекционную деятельность, разведение высокопродуктивных животных); сервисные, предоставляющие различные производственные услуги, в том числе услуги по аудиту, ведению бухучета, научной, информационной и маркетинговой работы (например, в США). Однако в настоящее время такие кооперативы практически не встречаются в чистом виде (кроме Нидерландов, где кооперативы высокоспециализированы).
 
 
 
 
 2.2. Организационно-правовые аспекты сельскохозяйственных потребительских кооперативов
 
  Правовую основу кооперации в развитых странах составляют общепризнанные международные документы и национальное законодательство. Существует строгая вертикаль организационной структуры: национальный отраслевой кооператив - региональный кооператив - местный кооператив (филиал) - фермер.
  Организационно-правовой основой деятельности потребительских кооперативов различной направленности являются их уставы. Внутренние отношения (например, в США, Канаде, странах Скандинавии) регулируются контрактами. Предусмотрены санкции за нарушение обязательств по контракту (штрафы, исключение из числа членов). Ежегодные членские взносы составляют определенный процент от годовой чистой прибыли. В деятельности кооперативных обществ могут участвовать как индивидуальные члены, так и юридические лица.
  Особенность кооперативного предпринимательства состоит в том, что кооперативы действуют преимущественно на местном уровне, а деятельность их сконцентрирована, как правило, в сфере малого бизнеса. Гарантировано равенство прав членов-пайщиков (один член - один голос). Эта норма содержится в национальных законодательствах Венгрии, Франции, Швейцарии и др. стран. В некоторых странах (Германия) членом кооператива может быть лицо, внесшее пай, но не пользующееся услугами.
  Существует одно- или двухступенчатая система управления. Там, где в соответствии с законодательством и уставами кооперативных организаций учреждаются наблюдательные советы (причем в Германии и Австрии их избрание является обязательным), функционирует двухступенчатая система постоянно действующих органов управления в отличие от одноступенчатой, когда для практического ведения дел избирается только одно правление. В Великобритании, Франции, Финляндии, Голландии законодательство предоставляет кооперативным обществам право выбора системы управления. Примечательной особенностью является участие в правлениях кооперативов представителей наемных работников.
  Уставами кооперативов предусмотрена недопустимость для фермера одновременного членства в двух кооперативах одной направленности, действующих в одной административно-территориальной единице.
  Минимальные сроки членства связаны со сроками выполнения обязательств, взятых на себя фермером при вступлении в кооператив (во Франции он может составлять до 20 лет). Выход до истечения срока взятых на себя обязательств не допускается. Нарушение процедур влечет за собой потерю паевых взносов. В ряде случаев уставы предусматривают возмещение фермером ущерба, связанного с выбытием из кооператива.
 
 2.3. Государственное регулирование деятельности сельскохозяйственной потребительской кооперации
 
  В докладах ООН указывается, что "кооперативы составляют один из важнейших элементов частного сектора, а значит национальных и региональных экономических систем...". Важно учитывать также двойственную природу кооперативов, представляющих собой ассоциацию на добровольных началах и предприятие, предназначенное для определенных видов хозяйственной деятельности. Как показывает мировой опыт, кооперативы наиболее успешно действуют в среде свободного частного предпринимательства.
  Государственные органы не имеют права вмешиваться в оперативное управление кооперативами, а государственное регулирование сводится к разной степени контроля за экономической деятельностью кооперативов различной направленности, наблюдению за соответствием национальному законодательству, принятым уставам.
  Основу системы регулирования деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов в зарубежных странах составляют льготное налогообложение, государственные субсидии и льготные государственные кредиты.
 
 Проблемы налогообложения потребительских (обслуживающих) кооперативов
 
  Как показывает анализ кооперативного законодательства стран Западной Европы и США, в мировой кооперативной практике не сформировался однозначный подход в вопросе налогообложения прибыли от хозяйственной деятельности в обслуживающих кооперативах. Так, в Ирландии, Австрии, Финляндии кооперативы не имеют никаких льгот в налогообложении и должны придерживаться тех самых правил, что и корпоративные организации. В Греции кооперативы облагаются налогами на уровне коммерческих структур (35%). Однако им предоставляются льготы при купле недвижимости, учреждении предприятий, не облагаются налогами любые инвестиции и членские взносы. В Испании законом предусмотрено снижение уплаты на прибыль до 20%, а кооперативы, которые признаны законом как "особенно защитные", получают налоговую льготу до 50%. Кооператив освобождается от налогообложения дивидендов, если их размер не превышает 15%. Во Франции освобождены от уплаты налога на прибыль сельскохозяйственные кооперативы по совместному использованию техники, искусственному осеменению коров, производству вина. Все другие подлежат налогообложению, но имеют определенные льготы (причем наиболее существенные по сравнению с другими европейскими странами) в зависимости от вида деятельности, полученной прибыли. В Люксембурге не подлежат налогообложению кооперативы, деятельность которых сосредоточена на коллективном использовании техники, реализации сельскохозяйственной продукции своих членов. Тем не менее, любое участие в промышленных торговых предприятиях, которые продают сельскохозяйственную продукцию, подлежит налогообложению. В Италии кооперативы освобождаются от корпоративного (37%) и местного (16%) налогов на прибыль, если они перерабатывают, хранят и реализуют не менее 25% продукции своих членов. В Бельгии облагаются налогами дивиденды в размере 40%, если они превышают установленную законом норму.
  Особенностью налоговых законодательств Германии, Дании, Швеции, Нидерландов и Великобритании является то, что ими предусмотрено облагать налогами прибыли членов кооператива, полученные в виде дивидендов за свое участие в деятельности кооперативной организации после их распределения кооперативом. Федеральные законы США о налоге на прибыль устанавливают требования, чтобы налоговое законодательство выполнялось или на уровне кооператива, или на уровне клиента.
  Согласно закону Украины "О сельскохозяйственной кооперации", потребительские кооперативы действуют в сфере обслуживания сельскохозяйственного и другого производства участников кооперации. В зависимости от вида деятельности они делятся на перерабатывающие, заготовительно-сбытовые, снабженческие, сервисные, а также для предоставления комплексных услуг, связанных с производством, переработкой, сбытом продукции растениеводства, животноводства, лесоводства и рыболовства.
  Сельскохозяйственный обслуживающий кооператив не имеет цели получение прибыли и имеет право получить статус "неприбыльного". Однако он теряет его, если объемы деятельности с другими юридическими и физическими лицами превысят 20% его общего оборота. Если же сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы предоставляют услуги не только своим членам, но и другим лицам (что должно быть определено уставными документами), то в случае получения прибыли налогами облагается вся деятельность кооператива. Такой кооператив не является неприбыльной организацией и не может быть включен в "реестр неприбыльных организаций и учреждений".
  Налоговое законодательство европейских стран также неоднозначно относится к вопросу деятельности кооператива с нечленами кооператива (третьими лицами). Так, в Германии и Голландии объемы деятельности с третьими лицами не должны превышать 50% общего оборота кооператива, в Испании - 40%, в Великобритании - не более трети, во Франции - 40%.
  Если сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы осуществляют деятельность с членами кооператива и частично с третьими лицами, то они полностью освобождаются от уплаты при получении доходов от деятельности с членами и уплачивают налог на доходы от деятельности с третьими лицами (если она превышает 20% общего оборота).
  При этом остро стоит проблема определения видов деятельности (работ, услуг), которые не относятся к услугам для ведения сельскохозяйственной деятельности. Так, в Украине к ним не относятся такие виды экономической деятельности, как посредничество в торговле сельскохозяйственным сырьем, переработка сельскохозяйственной продукции, снабженческая, заготовительно-сбытовая деятельность, предоставление различного рода услуг (ремонтных, строительных, услуг по телефонизации, газификации, электрификации хозяйства и пр.).
  Таким образом, перечень видов работ (услуг), которые по определению национальных органов статистики, не относятся к услугам для ведения сельскохозяйственной деятельности, резко суживает деятельность обслуживающих кооперативов и практически делает невозможным развитие обслуживающей кооперации на селе в таких высокодоходных сферах оборота капитала, как переработка сельскохозяйственной продукции и ее реализация. Это выливается в необходимость принятия двух отдельных законов "О производственной сельскохозяйственной кооперации" и "Об обслуживающей сельскохозяйственной кооперации".
  По данным Министерства аграрной политики Украины наиболее успешно развиваются кооперативы по переработке зерна и молочной направленности, совместному использованию техники и по материально-техническому снабжению. Однако, начиная с 2003 года, темпы создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов снизились. В настоящее время ставится задача формирования кооперативных структур в каждом сельском административном округе. Однако выполнение ее весьма затруднено ввиду крайне ограниченного объема выделяемых ресурсов. На 1 января 2005 г. по сравнению с 1 января 2004 г. число сельскохозяйственных потребительских кооперативов выросло только на 6,8% и составило 1127. Из них наибольшую долю занимают потребительские кооперативы многофункциональной направленности - 39,7%, затем следуют сервисные - 31,9%, доля заготовительных кооперативов составляет 14,4%, перерабатывающих - 6,4%, снабженческих - только 1,7%, прочих - 5,9%.
  Предоставление государственных субсидий и кредитов
  В развитых странах сельскохозяйственные потребительские кооперативы в соответствии с действующим кооперативным законодательством получают различного рода государственные субсидии и льготные кредиты, например, на развитие кооперативной инфраструктуры, для пополнения технического парка, инвестиционные цели, при осуществлении проектов регионального развития и т.д.
 
 2.4. Социально-экономическая направленность деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов
 
  Сельскохозяйственные потребительские кооперативы выполняют определенные социально-экономические функции и представляют собой новую форму работы с населением. При этом важную социальную значимость несет в себе возможность реального участия членов в хозяйственном управлении и получения дополнительных доходов.
  Вместе с тем, для эффективной деятельности кооперативов в сфере предоставления услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям для ведения сельскохозяйственной деятельности необходимо создание соответствующей инфраструктуры. При этом целесообразно учитывать опыт Молдавии, Латвии, Киргизии, где используется структура потребкооперации как координатора всего кооперативного сектора на низовом административно-территориальном (муниципальном) уровне. В Японии на уровне муниципалитета объединяются все действующие кооперативы всех типов.
  Соответственно требуется и государственное информационно-статистическое сопровождение формирования и развития потребительской сельскохозяйственной кооперации. Оценка масштабов распространения различных организационных форм сельскохозяйственных потребительских кооперативов и степень участия в них крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, хозяйств населения может быть проведена по итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г.
  Исходя из анализа международного опыта, в целях создания условий для эффективного функционирования государственного, частного, кооперативного секторов и общей конкурентной среды для всех субъектов хозяйственной деятельности, на сельскохозяйственные потребительские кооперативы должны быть распространены правовые нормы о государственной поддержке малого предпринимательства. При этом развитие потребительской кооперации состоит в предложении новых видов услуг, а не только по сбыту произведенной продукции, создании многоцелевых кооперативов на муниципальном уровне.
  Таким образом, развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов позволит ограничить влияние неорганизованного посреднического бизнеса на селе, вывести из теневого оборота значительные оборотные средства, расширить доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к услугам агросервиса и укрепить их позиции на рынке.
 
 
 
 * В соответствии с Сетевым графиком реализации Приоритетного национального проекта для кредитных кооперативов ОАО "Россельхозбанк" разработана специальная Концепция развития.
 * Следует подчеркнуть, что объектами прямой государственной поддержки в рамках Приоритетного национального проекта стали К(Ф)Х и ЛПХ, получающие субсидируемые кредиты; другим малым формам хозяйствования проектом будет оказываться косвенная поддержка через сельскохозяйственные потребительские кооперативы, естественно в том случае, если они будут их пайщиками.
 ** Данные за 2003 год.
 *** При оценке доли К(Ф)Х в производстве продукции животноводства, следует учитывать, что часть поголовья продуктивного скота, принадлежащего К(Ф)Х, учитывается статистикой как поголовье хозяйств населения, поскольку владельцы К(Ф)Х ведут, как правило, личные подсобные хозяйства.
 * В экономической литературе, после работ крупного теоретика крестьянского хозяйства и сельскохозяйственной кооперации А.В.Чаянова (1888-1937), сложилась устойчивая традиция относить производственные кооперативы к горизонтальным, а сельскохозяйственные потребительские кооперативы к вертикальным. Это обусловлено тем, что участники первых вступают в кооперативные связи по горизонтали, т.е. в пределах одной стадии единой агропродовольственной цепочки, а именно - стадии производства сельскохозяйственной продукции, объединяя для этого землю и другое имущество. Участники вторых кооперируются по вертикали, объединяя в рамках кооперативного предприятия различные стадии агропромышленного производства - снабжение, производственное обслуживание, переработку. Следует также отметить, что часто в экономической литературе (особенно зарубежной) сельскохозяйственные потребительские кооперативы называются обслуживающими, в силу того, что они создаются для оказания сельхозтоваропроизводителям различного рода услуг.
  В данной "Концепции" термины "сельскохозяйственные потребительские кооперативы", "вертикальные кооперативы" используются как синонимы. Термин "обслуживающие кооперативы" применяется в большинстве случаев для обозначения кооперативов по производственному обслуживанию сельскохозяйственных производителей, а также (в некоторых случаях, что следует из контекста) для характеристики всех сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
 
 * В 1998 г. Госкомстат России предпринял попытку (по инициативе Комитета по агропродовольственной политике Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) единовременного учета сельскохозяйственных потребительских кооперативов, однако, в силу методологических трудностей их идентификации, она признана неудачной.
 * Разработанная Минсельхозпродом России в 1997 г. Программа развития сельскохозяйственной кооперации на период до 2000 года получила статус ведомственной (Постановление Коллегии Минсельхозпрода России от 7.07.1997 г., № 5-5). В 2002 г. Минсельхоз России совместно с АККОР и и ВИАПИ им. А.А.Никонова РАСХН разработал проект ФЦП по развитию сельскохозяйственной кооперации, крестьянских (фермерских) хозяйств, малого предпринимательства на 2003-2010 гг., но он не был одобрен Минэкономразвития России и Минфином России.
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 5
 
 
 
 
 
 38
 
 
 
 
 
 
 
 69
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу