<< Пред.           стр. 4 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  (и других счетов производственных затрат) |
  Кредит счета 96 "Резервы предстоящих расходов"|
 
 
  При наличии ремонтных мастерских операции по учету ремонта основных средств, осуществляемого хозяйственным способом, отражают, как правило, предварительно на активном синтетическом счете 23 "Вспомогательные производства". По дебету этого счета учитывают фактические затраты по проведенному капитальному и текущему ремонтам собственных основных средств, а с кредита счета фактическую себестоимость ремонтных работ списывают в зависимости от выбранного варианта учета расходов по ремонту на счета учета затрат на производство (20, 23, 25 и др.), на уменьшение создаваемого резерва на ремонтные работы (счет 96 "Резервы предстоящих расходов") или на счет 97 "Расходы будущих периодов". Сальдо по счету 23 дебетовое и показывает затраты по незаконченному капитальному или текущему ремонту основных средств. В балансе эти затраты отражаются по статье "Незавершенное производство".
  Оприходование строительных и других материалов, полученных при ремонте объектов основных средств, осуществляется по дебету соответствующих материальных счетов (10) и кредиту счета 23 "Вспомогательные производства".
  Первый вариант учета затрат по ремонту основных средств применяют, как правило, при равномерных расходах по ремонту в течение года или при небольших объемах ремонтных работ.
  При втором варианте учета затрат на ремонт основных средств организации создают резерв на осуществление ремонтных работ. Для учета созданного резерва целесообразно открывать субсчет "Резерв на ремонт основных средств" по пассивному счету 96 "Резервы предстоящих расходов".
  Отчисления в резерв оформляются следующей бухгалтерской записью:
 
 
  Дебет счета 25 "Общепроизводственные расходы" |
  (и других счетов производственных затрат) |
  Кредит счета 96 "Резервы предстоящих расходов"|
 
 
  По окончании отчетного года затраты на ремонт основных средств должны быть списаны на издержки производства или обращения в сумме фактически произведенных затрат.
  В связи с этим сумму резерва, превышающую фактически произведенные затраты на ремонт, по окончании года сторнируют. При недостатке резервной суммы на величину недостатка либо составляют дополнительную проводку по начислениям в резерв, либо списывают указанную величину на издержки производства или обращения.
  Сальдо по субсчету "Резерв на ремонт основных средств" счета 96 "Резервы предстоящих расходов", как правило, должно соответствовать затратам по незаконченному ремонту сложных объектов.
  При третьем варианте затраты по ремонту основных средств вначале учитывают по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов" (с кредита материальных, расчетных и других счетов или счета 23), а с этого счета в течение года, как правило, равномерно списывают на счета издержек производства (обращения). Данный вариант учета расходов по ремонту основных средств целесообразно использовать в тех организациях сезонных отраслей промышленности, где основная часть расходов по ремонту основных средств приходится на первые месяцы года, когда еще не создан ремонтный фонд.
  На капитальный ремонт, осуществляемый подрядным способом, организация заключает договор с подрядчиком. Приемка законченного капитального ремонта оформляется актом приемки-сдачи. Законченные капитальные работы оплачиваются подрядчику из расчета сметной стоимости их фактического объема. Затраты по капитальному ремонту, осуществляемому подрядным способом, могут быть списаны с кредита счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в дебет счетов издержек производства и обращения, в дебет счетов 96 "Резервы предстоящих расходов" и 97 "Расходы будущих периодов" (в зависимости от варианта учета расходов по ремонту основных средств).
 
 4.7. Особенности учета арендованных основных средств
 
  В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 доходы и расходы от сдачи имущества в аренду могут учитываться в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности или в составе операционных доходов и расходов. В первом случае сдача имущества в аренду признается обычным видом деятельности. Расходы по этой деятельности учитывают на счетах учета производственных затрат (20, 26, 44 и др.), а доходы - на счете учета выручки от продажи (90). Во втором случае сдача имущества в аренду не является предметом деятельности организации, и поэтому доходы и расходы от сдачи имущества в аренду учитывают на счете 91 "Прочие доходы и расходы" в составе операционных доходов и расходов.
  Произведенные затраты на ремонт сданных в текущую аренду основных средств арендодатель списывает в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" с кредита материальных, расчетных и денежных счетов (10, 70, 69 и др.).
  Начисление амортизационных сумм по сданным в аренду основным средствам арендодатель относит на уменьшение прибыли и оформляет следующей записью:
 
 
  Дебет счета 91"Прочие доходы и расходы" |
  (и других счетов производственных затрат) |
  Кредит счета 02 "Амортизация основных средств"|
 
 
  Начисление арендной платы за отчетный период отражается по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". Выручка от услуг по сдаче в аренду имущества, в том числе по лизингу, облагается НДС. Начисление НДС отражают по дебету счета 91 и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Арендная плата, начисленная авансом за будущие периоды, отражается по дебету счета 76 и кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов". Поступившие арендные платежи записывают в дебет счета 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета" с кредита счета 76. При начислении авансовых платежей на сумму арендной платы, начисленной в виде текущего платежа, дебетуют счет 98 и кредитуют счет 91.
  Арендатор учитывает арендованные основные средства на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства" по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды. Аналитический учет ведется по объектам, принятым в аренду, и арендодателям.
  На сумму арендной платы, начисленной арендодателю, арендатор дебетует счета издержек производства и обращения (25 "Общепроизводственные расходы" и др.) и кредитует счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Перечисленные суммы арендной платы отражают по дебету счета 76 и кредиту счета 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета".
  Начисление арендной платы за будущие периоды отражают по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов" и кредиту счета 76. Текущие начисления арендной платы списываются с кредита счета 97 в дебет счетов издержек производства и обращения.
 
 4.8. Учет лизинговых операций
 
  Организация бухгалтерского учета лизинговых операций (финансовой аренды) осуществляется в соответствии с указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга.
  Учет у лизингодателя. Затраты, связанные с осуществлением капитальных вложений по приобретению лизингового имущества, отражаются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет "Приобретение объектов основных средств".
  Лизинговое имущество приходуется по дебету счета 03 "Доходные вложения в материальные ценности" с кредита счета 08.
  Передача лизингового имущества лизингополучателю отражается записями в аналитическом учете по счету 03.
  В зависимости от условий договора лизинговое имущество может учитываться на балансе лизингодателя или на балансе лизингополучателя.
  Если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то затраты лизингодателя по осуществлению лизинговой деятельности формируются в соответствии с ПБУ 10/99 и учитываются на счете 20 "Основное производство" с кредита материальных, расчетных и других счетов (10, 69, 70 и др.).
  Начисление амортизации на полное восстановление лизингового имущества отражается по дебету счета 20 и кредиту счета 02 "Амортизация основных средств". Ежемесячно учтенные на счете 20 расходы по лизинговому имуществу списывают с кредита этого счета в дебет счета 90 "Продажи".
  Причитающаяся исходя из условий договора лизинга сумма лизинговых платежей отражается по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в корреспонденции со счетом 90 "Продажи". Поступление от лизингополучателя лизинговых платежей отражается по кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
  При возврате лизингового имущества и прекращении его использования для лизинга его стоимость списывают с кредита счета 03 "Доходные вложения в материальные ценности" в дебет счета 01 "Основные средства".
  Если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то финансовый результат передачи лизингового имущества лизингополучателю отражается на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
  Передачу лизингового имущества лизингодателем лизингополучателю оформляют следующей бухгалтерской записью:
  Дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Задолженность по лизинговым платежам", - на сумму лизинговых платежей
  Кредит счета 03 "Доходные вложения в материальные ценности" - на стоимость лизингового имущества
  Кредит счета 98 "Доходы будущих периодов" - на разницу между суммой лизинговых платежей и стоимостью лизингового имущества
  Поступающие по договору лизинговые платежи отражаются по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Одновременно на сумму поступивших платежей дебетуют счет 98 "Доходы будущих периодов" и кредитуют счет 91 "Прочие доходы и расходы".
  При возврате лизингового имущества лизингодателю его остаточная стоимость приходуется по счету 03 "Доходные вложения в материальные ценности" с кредита счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Задолженность по лизинговым платежам".
  При возврате имущества с полностью погашенной стоимостью оно приходуется на счет 03 по условной оценке, например 1 руб.
  Основные средства, сданные в аренду, учитывают на забалансовом счете 011 "Основные средства, сданные в аренду" в оценке, указанной в договорах аренды. Аналитический учет по счету 011 ведут по арендаторам и по каждому объекту основных средств, сданных в аренду.
  Учет у лизингополучателя. Если лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то у лизингополучателя поступившее лизинговое имущество учитывается на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства".
  Начисленные лизингодателю лизинговые платежи отражаются по дебету счетов учета издержек производства и обращения (20, 26, 44) и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Задолженность по лизинговым платежам". При погашении задолженности дебетуют счет 76 и кредитуют счета учета денежных средств. При возврате лизингового имущества лизингодателю его стоимость списывают со счета 001.
  При выкупе лизингового имущества его стоимость на дату перехода права собственности списывают с забалансового счета 001 и приходуют по дебету счета 01 "Основные средства" и кредиту счета 02 "Амортизация основных средств".
  В случае выкупа лизингового имущества до истечения срока договора лизинга досрочно начисленные платежи относят в дебет счета 97 "Расходы будущих периодов" или 91 "Прочие доходы и расходы" (при решении использовать собственные источники) с кредита счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Арендные обязательства".
  Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то на стоимость поступившего лизингового имущества дебетуют счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет "Приобретение объектов основных средств", и кредитуют счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Арендные обязательства".
  Стоимость поступившего лизингового имущества и затраты, связанные с его получением, списывают с кредита счета 08 в дебет счета 01 "Основные средства". Начисленные лизингодателю платежи отражают по дебету счета 76, субсчет "Арендные обязательства", и кредиту счета 76, субсчет "Задолженность по лизинговым платежам".
  Начисление амортизации по лизинговому имуществу осуществляют исходя из утвержденных норм амортизации или норм, увеличенных в связи с применением механизма ускоренной амортизации на коэффициент не выше 3. Начисленная амортизация отражается по дебету счетов учета издержек или обращения (20, 25, 26, 44 и др.) и кредиту счета 02 "Амортизация основных средств".
  Возврат лизингового имущества при условии полной выплаты лизинговых платежей отражают на счете 91 "Прочие доходы и расходы". При этом остаточную стоимость лизингового имущества списывают в дебет счета 91 с кредита счета 01 "Основные средства".
  Сумма амортизации по лизинговому имуществу списывается в дебет счета 02 с кредита счета 01 "Основные средства".
  При выкупе лизингового имущества при условии погашения всей суммы лизинговых платежей на счетах 01 "Основные средства" и 02 "Амортизация основных средств" осуществляют внутреннюю запись по переходу лизингового имущества в собственные основные средства.
  Досрочно начисленные платежи за лизинговое имущество относят в дебет счета 97 "Расходы будущих периодов" или 91 "Прочие доходы и расходы" и кредит счета 02 "Амортизация основных средств". Одновременно указанная сумма отражается по дебету счета 76, субсчет "Задолженность по лизинговым платежам", и кредиту счета 76, субсчет "Арендные обязательства".
 
 4.9. Инвентаризация основных средств
 
  При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
  Выявленные излишки основных средств приходуют по текущей рыночной стоимости по дебету счета 01 "Основные средства" с кредита счета 91 "Прочие доходы и расходы". При недостаче или порче объектов основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 "Основные средства" в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", а сумму амортизации - с кредита счета 01 в дебет счета 02 "Амортизация основных средств". При выявлении конкретных виновников стоимость недостающих или испорченных основных средств оценивают по рыночным ценам, действовавшим в данной местности на день причинения ущерба, и списывают с кредита счета 94 в дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям". Разницу между рыночной и остаточной стоимостью основных средств отражают по дебету счета 94 и кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов". По мере погашения задолженности ее виновником соответствующую часть списывают со счета 98 в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы".
  Если конкретные виновники не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то недостающие и испорченные основные средства списывают у организаций с кредита счета 94 на финансовые результаты у коммерческой организации (счет 91) или увеличение расходов у некоммерческой организации.
 
 4.10. Раскрытие информации об основных средствах
 в бухгалтерской отчетности
 
  В соответствии с ПБУ 6/01 в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:
  о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года;
  о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т.п.).
  Указанные сведения должны содержаться в разделе 3 "Амортизируемое имущество" приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и в справке к разделу 3.
  Кроме того, в пояснительной записке к годовому отчету должна быть раскрыта следующая информация:
  о способах оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами;
  об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов);
  о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);
  об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;
  об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;
  о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов основных средств;
  об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации.
 
 Глава 5.
 Учет нематериальных активов
 
 5.1. Понятие, классификация и оценка
 нематериальных активов
 
  В соответствии с п.3 ПБУ 14/2000 к нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:
  1) не имеет материально-вещественной (физической) структуры;
  2) может быть идентифицировано (выделено, отделено) от другого имущества;
  3) предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
  4) используется в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);
  5) не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
  6) способно приносить организации экономическую выгоду;
  7) имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы и т.п.).
  В соответствии с перечисленными условиями к нематериальным активам относят следующие объекты интеллектуальной собственности:
  исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
  исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
  имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
  исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
  исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.
  В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы.
  Организационные расходы состоят из затрат по оплате услуг консультантов, рекламы, по подготовке документации, регистрационных сборов и других расходов организации в период ее создания до момента регистрации.
  Деловая репутация организации - это разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и балансовой стоимостью ее имущества. При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной организации.
  Объектом нематериальных активов является положительная деловая репутация, которая рассматривается как надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод.
  Отрицательная деловая репутация рассматривается как скидка с цены, предоставляемая покупателю, и учитывается как доходы будущих периодов.
  Оценка нематериальных активов. В учете и отчетности нематериальные активы отражают по первоначальной и остаточной стоимости. Отдельно отражают амортизацию нематериальных активов.
  Первоначальная стоимость определяется следующим образом для объектов:
  внесенных в счет вкладов в уставный капитал (фонд) - по договоренности сторон (по согласованной стоимости);
  приобретенных за плату у других организаций и лиц - по фактически произведенным затратам на приобретение объектов и доведение их до состояния, пригодного к использованию;
  полученных безвозмездно от других организаций и лиц - по рыночной стоимости на дату оприходования.
  Затраты по приобретению нематериальных активов включают суммы, выплаченные продавцу объекта, посредникам, за информационные и консультационные услуги, регистрационные сборы и пошлины, таможенные расходы и другие расходы, связанные с приобретением объектов.
  Расходы по созданию нематериальных активов и доведению их до состояния, пригодного к использованию, складываются из начисленной соответствующим работникам оплаты труда, отчислений на социальные нужды, материальных затрат и общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
  Нематериальные активы, поступающие в организацию в порядке обмена на какое-либо имущество, оценивают исходя из стоимости обмениваемого имущества.
  Оценка нематериальных активов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату приобретения объекта.
  Стоимость нематериальных активов, по которой они приняты к учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ.
 
 5.2. Документальное оформление движения нематериальных активов
 
  В настоящее время отсутствуют какие-либо рекомендации по документальному оформлению движения нематериальных активов. Поэтому организации должны сами разрабатывать формы соответствующих документов исходя из Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете и Закона "О бухгалтерском учете", определивших перечень обязательных реквизитов в документах, и особенностей учитываемых объектов.
  В соответствии с особенностями нематериальных активов в документах по их поступлению и выбытию должна быть дана их характеристика, указаны порядок и срок использования, первоначальная стоимость, норма амортизации, дата ввода и вывода из эксплуатации и некоторые другие реквизиты. Особое внимание следует обратить на правильность перехода права на владение нематериальными активами. Например, приобретение права на объекты, охраняемые патентным правом (изобретения, полезные модели и др.), должно подтверждаться соответствующими лицензионными договорами, зарегистрированными в патентном отделе. Приобретенные права должны быть оформлены договорами с юридическими или физическими лицами.
  Особенностью некоторых нематериальных активов как объектов учета является необходимость принятия мер по их защите. С этой целью целесообразно разработать особые внутренние правила охраны таких объектов, предусмотрев в них список лиц, имеющих право на ознакомление с ними, обязательства этих лиц не разглашать соответствующие сведения и свои должностные инструкции, а также другие необходимые сведения.
 
 5.3. Синтетический и аналитический учет поступления и создания
 нематериальных активов
 
  Синтетический учет нематериальных активов осуществляют на счетах 04 "Нематериальные активы", 05 "Амортизация нематериальных активов", 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 2 "НДС по приобретенным нематериальным активам", и счете 91 "Прочие доходы и расходы".
  Счет 04 активный, предназначен для получения информации о наличии и движении нематериальных активов, принадлежащих организации на правах собственности. Учет нематериальных активов на счете 04 осуществляют в первоначальной оценке. По некоторым видам нематериальных активов со счета 04 списывают на счета затрат начисленную амортизацию по этим активам.
  На счете 05 "Амортизация нематериальных активов" отражают начисление и списание (при выбытии) амортизации по тем видам нематериальных активов, по которым погашение их стоимости производится с использованием счета 05.
  Расходы по приобретению и созданию нематериальных активов относятся к долгосрочным инвестициям и отражаются по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" с кредита расчетных, материальных и других счетов. После принятия на учет приобретенных или созданных нематериальных активов они отражаются по дебету счета 04 "Нематериальные активы" с кредита счета 08.
  Нематериальные активы, внесенные учредителями или участниками в счет их вкладов в уставный капитал, целесообразно отражать на счете 08 (по аналогии с основными средствами). При этом задолженность учредителя по вкладу в уставный капитал отражают по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" и кредиту счета 80 "Уставный капитал". На стоимость поступивших в счет вклада в уставный капитал нематериальных активов составляют следующие бухгалтерские записи:
 
 
  Дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" |
  Кредит счета 75 "Расчеты с учредителями" |
 
 
  Дебет счета 04 "Нематериальные активы" |
  Кредит счета 08 "Вложения во внеоборотные активы"|
 
 
  Безвозмездно полученные нематериальные активы приходуются по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" с кредита счета 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 98-2 "Безвозмездные поступления". Со счета 08 первоначальная стоимость нематериальных активов списывается на счет 04 "Нематериальные активы".
  Стоимость безвозмездно полученных нематериальных активов, учтенная на субсчете 98-2 "Безвозмездные поступления", в дальнейшем списывается ежемесячно в размере начисленных сумм амортизационных отчислений по объекту в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы".
  Аналитический учет нематериальных активов осуществляют в карточке учета нематериальных активов. Карточка применяется для учета всех видов нематериальных активов. Открывается она на каждый объект в отдельности.
  На лицевой стороне карточки указывают полное наименование и назначение объекта, первоначальную стоимость, срок полезного использования, норму и сумму начисленной амортизации, дату постановки на учет, способ приобретения, документ о регистрации и основные сведения по выбытию объекта (номер и дату документа, причину выбытия, сумму выручки от реализации).
  На оборотной стороне карточки изложена характеристика объекта нематериальных активов.
 
 5.4. Учет амортизации нематериальных активов
 
  Нематериальные активы используются длительное время, и в течение этого времени их стоимость равномерно (ежемесячно) переносится на производимую продукцию, выполненные работы и оказанные услуги путем начисления по ним амортизации. Величина амортизационных отчислений исчисляется ежемесячно по нормам, установленным самой организацией исходя из первоначальной или остаточной стоимости нематериальных активов и срока их полезного использования (но не свыше срока деятельности организации). Срок полезного действия нематериальных активов определяется самой организацией, при затруднениях в установлении этого срока он принимается за 20 лет. По окончании срока полезного использования нематериальных активов амортизацию по ним не начисляют.
  По объектам, по которым погашается их стоимость, амортизация начисляется одним из следующих способов:
  линейным способом - исходя из норм, начисленных организацией на основе срока их полезного использования;
  способом уменьшаемого остатка;
  способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).
  Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных нематериальных активов производится в течение всего срока их полезного использования.
  По аналогии с основными средствами начисление амортизации по нематериальным активам целесообразно начинать с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объектов в эксплуатацию, и прекращать с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия из эксплуатации.
  Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражают в бухгалтерском учете двумя способами:
  1) накоплением начисленных сумм на отдельном счете;
  2) путем уменьшения первоначальной стоимости объекта.
  При первом способе при начислении амортизации по нематериальным активам дебетуют счета издержек производства или обращения (23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы" и др.) и кредитуют счет 05 "Амортизация нематериальных активов".
  При втором способе первоначальная стоимость нематериальных активов списывается на счета издержек производства или обращения непосредственно со счета 04 "Нематериальные активы". Этот способ отражения амортизационных отчислений применяют по организационным расходам и положительной деловой репутации организации. Они амортизируются в течение 20 лет, но не более срока деятельности организации.
  После полного списания первоначальной стоимости объектов при втором способе отражения амортизационных отчислений эти объекты отражаются в учете в условной оценке с отнесением суммы оценки на финансовые результаты организации.
 
 5.5. Учет выбытия нематериальных активов
 
  Основными видами выбытия нематериальных активов являются их продажа, безвозмездная передача, передача в счет вклада в уставные капиталы других организаций.
  При выбытии нематериальных активов в результате их продажи, списания, безвозмездной передачи вся сумма накопленной амортизации списывается в дебет счета 05 "Амортизация нематериальных активов" с кредита счета 04 "Нематериальные активы". Остаточная стоимость нематериальных активов списывается со счета 04 в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы". В дебет счета 91 списываются также все расходы, связанные с выбытием нематериальных активов, и сумма НДС по проданным и безвозмездно переданным нематериальным активам. По кредиту счета 91 отражается сумма выручки от продажи или другого дохода от выбытия нематериальных активов.
  Финансовый результат от выбытия нематериальных активов формируется на счете 91 и затем списывается со счета 91 на счет 99 "Прибыли и убытки". При этом если сумма выручки от продажи нематериальных активов превышает их остаточную стоимость и расходы, связанные с выбытием, то разницу списывают в дебет счета 91 и кредит счета 99. Если же остаточная стоимость выбывших нематериальных активов не возмещается выручкой от их реализации, то разницу между ними списывают с кредита счета 91 в дебет счета 99.
  При передаче нематериальных активов в счет вклада в уставные капиталы других организаций и в счет вклада в общее имущество по договору простого товарищества остаточная стоимость нематериальных активов списывается с кредита счета 04 в дебет счета 58 "Финансовые вложения". Сумма амортизации по переданным нематериальным активам списывается в дебет счета 05 с кредита счета 04.
  Превышение согласованной стоимости над остаточной стоимостью по переданным нематериальным активам отражают по дебету счета 58 и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". Обратная разница учитывается по дебету счета 91 и кредиту счета 58.
  При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:
  наличие документов, подтверждающих права организации на использование нематериальных активов;
  правильность и своевременность отражения нематериальных активов в бухгалтерском балансе.
 
 5.6. Раскрытие информации о нематериальных активах
 в бухгалтерской отчетности
 
  В бухгалтерской отчетности по общей величине нематериальных активов, а также по отдельным их видам содержатся сведения о первоначальной стоимости нематериальных активов на начало и конец отчетного периода (форма N 1) и о их движении (раздел 3 "Амортизационное имущество", форма N 5). В справке к разделу 3 формы N 5 приведены данные о сумме амортизации нематериальных активов и о стоимости неамортизируемых нематериальных активов.
  В составе информации об учетной политике организации в соответствии с ПБУ 14/2000 подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:
  о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;
  о принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов (по отдельным группам);
  о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов;
  о способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам.
 
 Глава 6.
 Учет вложений во внеоборотные активы
 
 6.1. Понятие, классификация и оценка долгосрочных инвестиций,
 источники их финансирования
 
  Долгосрочные инвестиции - это затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций.
  Долгосрочные инвестиции связаны со следующими действиями:
  осуществление капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкция, расширение и техническое перевооружение действующих организаций и объектов непроизводственной сферы;
  приобретение зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или их частей) основных средств;
  приобретение земельных участков и объектов природопользования;
  приобретение и создание активов нематериального характера (патентов, лицензий, программных продуктов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, проектно-изыскательских работ и др.).
  Законченные долгосрочные инвестиции оценивают исходя из инвентарной стоимости законченных строительных объектов и приобретенных отдельных видов основных средств и других долгосрочных активов.
  В бухгалтерском балансе долгосрочные инвестиции отражаются по статье "Незавершенное строительство". По этой статье застройщик показывает стоимость незаконченного строительства, осуществляемого хозяйственным и подрядным способами.
  Источниками финансирования долгосрочных инвестиций могут быть собственные средства организаций и привлеченные - долевое участие в строительстве, дополнительные взносы участников, долгосрочные кредиты банков, долгосрочные займы, средства внебюджетных фондов, средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозвратной и возвратной основе.
  К собственным средствам, являющимся источником финансирования долгосрочных инвестиций, относят прибыль, остающуюся в распоряжении организаций, амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, страховые возмещения, полученные в покрытие потерь и убытков от страховых случаев, и др.
 
 6.2. Основы организации учета вложений
 во внеоборотные активы
 
  Основными задачами учета долгосрочных инвестиций являются:
  своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по их видам и учитываемым объектам;
  обеспечение контроля за ходом выполнения строительства, вводом в действие производственных мощностей и объектов основных средств;
  правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов;
  осуществление контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций.
  Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим затратам:
  в целом по строительству и по отдельным объектам (зданию, сооружению и др.), входящим в него;
  по приобретенным отдельным объектам основных средств, земельным участкам, объектам природопользования и нематериальным активам.
  При строительстве объектов застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства в разрезе отчетных периодов до ввода объектов в действие или полного производства соответствующих работ и затрат.
  Наряду с учетом затрат по фактической стоимости застройщик независимо от способа производства строительных работ ведет учет производственных капитальных вложений по договорной стоимости.
  При организации учета затрат по строительству объектов застройщику необходимо предусматривать получение информации о воспроизводственной и технологической структуре затрат, способе производства строительных работ, а также предназначении строящихся объектов и иных приобретений.
  Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведут на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". На этом счете отражают инвестиции по их видам на специально открываемых субсчетах:
  08-1 "Приобретение земельных участков";
  08-2 "Приобретение объектов природопользования";
  08-3 "Строительство объектов основных средств";
  08-4 "Приобретение отдельных объектов основных средств";
  08-5 "Приобретение нематериальных активов";
  08-6 "Перевод молодняка животных в основное стадо";
  08-7 "Приобретение взрослых животных" и др.
  По дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" отражают фактические затраты на строительство и приобретение соответствующих активов, а также затраты на формирование основного стада.
  Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных и других активов, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счетов 01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные ценности", 04 "Нематериальные активы" и др. Затраты по завершенным операциям формирования основного стада списываются со счета 08 в дебет счета 01 "Основные средства".
  Сальдо по счету 08 отражает величину капитальных вложений организации в незавершенное строительство и приобретение основных средств и нематериальных активов, а также сумму незаконченных затрат по формированию основного стада. С 1 января 2000 г. к незавершенным капитальным вложениям относят объекты недвижимости, не прошедшие государственную регистрацию.
  Аналитический учет по счету 08 ведется по каждому строящемуся или приобретенному объекту, а также по видам животных.
 
 6.3. Учет операции по приобретению земельных участков
 и объектов природопользования
 
  Стоимость земельных участков и объектов природопользования, приобретенных организациями в собственность, отражается на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" по субсчетам 08-1 "Приобретение земельных участков" и 08-2 "Приобретение объектов природопользования" согласно оплаченным или принятым счетам продавцов.
  Инвентарная стоимость земельных участков и объектов природопользования складывается из расходов по их приобретению и затрат по улучшению их качественного состояния, комиссионных вознаграждений и других платежей. Указанные расходы по приобретению земельных участков и объектов природопользования отражают по дебету первого и второго субсчетов счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счетов учета расчетов (60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.).
  После принятия к бухгалтерскому учету земельных участков и объектов природопользования затраты, учтенные на счете 08, списывают с кредита этого счета в дебет счета 01 "Основные средства".
  Затраты по строительству на приобретенных земельных участках различных сооружений учитывают отдельно от стоимости этих участков, и по завершении работ по строительству сооружений они принимаются на учет по первоначальной стоимости в качестве отдельных объектов основных средств.
 
 6.4. Учет затрат по строительству объектов
 
  Порядок учета затрат по строительству объектов зависит от способа их производства - подрядного или хозяйственного.
  При подрядном способе производства выполненные и оформленные в установленном порядке строительные работы и работы по монтажу оборудования отражаются у застройщика-заказчика на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций.
  При хозяйственном способе производства указанных работ учет затрат ведется застройщиком также на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" и осуществляется в соответствии с порядком, установленным ПБУ 2/94 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство", Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ и другими инструкциями по учету строительства. При этом на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" отражают фактически произведенные застройщиком затраты.
  В соответствии с указанными Типовыми методическими рекомендациями строительным организациям рекомендуется вести учет затрат на производство строительных работ по следующим статьям расходов:
  "Материалы";
  "Расходы на оплату труда рабочих";
  "Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов";
  "Накладные расходы".
  Строительная организация может исходя из принятых объектов учета и экономической целесообразности самостоятельно расширять номенклатуру статей затрат на производство строительных работ. Указанные расходы списывают в дебет счета 08 с кредита счетов 10 "Материалы" (на стоимость использованных в строительстве материалов), 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (на сумму начисленной заработной платы работникам, занятым в строительстве), 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" (на суммы, начисленные во внебюджетные фонды) и др.
  В случае приобретения оборудования для строительства непосредственно заказчиком при осуществлении строительных работ как подрядным, так и хозяйственным способом учет приобретения, монтажа и ввода в эксплуатацию оборудования осуществляет застройщик (заказчик).
  При поступлении оборудования, требующего монтажа, его приходуют по фактической себестоимости приобретения по дебету счета 07 "Оборудование к установке" с кредита счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и других счетов.
  Расходы по приобретению оборудования складываются из его стоимости по счетам поставщиков, транспортных расходов по доставке оборудования и заготовительно-складских расходов.
  Первичный учет движения оборудования ведут в порядке, установленном для учета материально-производственных запасов, но с использованием первичных документов, предназначенных специально для учета оборудования (акт о приемке оборудования и др.).
  При строительстве объектов подрядным способом заказчик передает оборудование для монтажа строительной организации по акту передачи оборудования. При этом оборудование продолжает учитываться у заказчика на счете 07 "Оборудование к установке", а у строительной организации оно принимается на забалансовый счет 005 "Оборудование, принятое для монтажа".
  После сдачи строительной организацией оборудования в монтаж на основании справок о выполненных работах или актов инвентаризации незавершенного производства строительных работ стоимость оборудования списывают у заказчика с кредита счета 07 "Оборудование к установке" в дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы".
  В учете застройщика оборудование, сданное в монтаж, отражают на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" по фактическим расходам, начиная с того месяца, в котором начаты работы по его установке на постоянном месте эксплуатации (прикрепление к фундаменту, полу, междуэтажному перекрытию или другим несущим конструкциям здания (сооружения)) или начата укрупнительная сборка оборудования.
  При осуществлении строительно-монтажных работ хозяйственным способом переданное в монтаж оборудование списывают с кредита счета 07 в дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и отражают на счете 08.
 
 6.5. Учет приобретения основных средств
 и нематериальных активов
 
  Стоимость зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств, приобретаемых предприятием отдельно от строительства объектов, стоимость земельных участков и объектов природопользования, приобретенных предприятиями в собственность, а также стоимость нематериальных активов, приобретенных предприятиями, отражают на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" согласно оплаченным или принятым к оплате счетам продавцов после их оприходования и постановки на учет.
  Стоимость оборудования, не требующего монтажа, инструмента и инвентаря, а также оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса, отражают на счете 08 согласно полученным или принятым к оплате счетам поставщиков после поступления указанных материальных ценностей на место назначения и оприходования.
  В случае неприбытия оплаченного оборудования и инвентаря на склад застройщика их стоимость отражают на счетах учета оборудования как находящиеся в пути.
  При обеспечении строек указанными материальными ценностями согласно договорам на строительство непосредственно строительными организациями застройщик отражает их в учете в составе затрат по строительству по договорной стоимости в соответствии с оплаченными или принятыми к оплате счетами строительных организаций.
  Инвентарная стоимость приобретенных отдельных видов основных средств и других долгосрочных активов определяется в следующем порядке.
  Стоимость зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов складывается из фактических затрат по их приобретению и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.
  Стоимость земельных участков и объектов природопользования складывается из расходов по их приобретению, включая затраты по улучшению их качественного состояния, комиссионные вознаграждения и другие платежи.
  Затраты по строительству на приобретенных земельных участках различных сооружений учитывают отдельно от стоимости этих участков и по завершении работ по строительству сооружений определяют их стоимость при зачислении сооружений как отдельных объектов в состав основных средств.
  Здания, сооружения и другие объекты основных средств, приобретенные отдельно от строительства объектов, а также земельные участки, объекты природопользования зачисляют в размере инвентарной стоимости в состав основных средств по поступлении их в организацию и окончании работ по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, на основании акта приемки-передачи основных средств.
  Инвентарная стоимость нематериальных активов складывается из затрат по их созданию или приобретению и расходов по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.
  По мере создания или поступления нематериальных активов в организацию и окончания работ по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, нематериальные активы зачисляют на основании акта приемки в состав нематериальных активов.
 
 6.6. Учет затрат по формированию основного стада
 продуктивного и рабочего скота
 
  Основное стадо продуктивного и рабочего скота формируется за счет перевода молодняка в основное стадо, приобретения взрослых животных и безвозмездного их получения. Затраты по формированию основного стада учитывают на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".
  Перевод молодняка продуктивного и рабочего скота в основное стадо оформляется бухгалтерской записью по дебету субсчета 08-6 "Перевод молодняка животных в основное стадо" и кредиту счета 11 "Животные на выращивании и откорме". Переведенный молодняк одновременно списывается в дебет счета 01 "Основные средства" с кредита субсчета 08-6. Списание со счета 11 осуществляется по стоимости, числящейся на начало года, с присоединением плановой себестоимости привеса или прироста за период с начала года до момента перевода. В конце года после составления отчетной калькуляции разница между указанной стоимостью переведенного молодняка и его фактической себестоимостью списывается дополнительной проводкой или способом "красное сторно" со счета 11 на счет 08 и со счета 08 на счет 01.
  Стоимость взрослых животных, приобретенных со стороны, приходуется по дебету субсчета 08-7 "Приобретение взрослых животных" по фактической себестоимости их приобретения, включая расходы по доставке.
  Взрослые животные, полученные безвозмездно, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости, к которой прибавляются фактические расходы по доставке животных в организацию. Рыночная стоимость животных, полученных безвозмездно, записывается в дебет счета 08 с кредита счета 98 "Доходы будущих периодов".
  Затраты по завершенным операциям формирования основного стада списывают с кредита счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в дебет счета 01 "Основные средства".
 
 6.7. Раскрытие информации о вложениях
 во внеоборотные активы в бухгалтерской отчетности
 
  Данные о стоимости незавершенного строительства на начало и конец отчетного периода содержатся в разделе I "Внеоборотные активы" бухгалтерского баланса.
  В разделе 4 "Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений" приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5) содержатся сведения о наличии на начало и конец года, образовании и использовании собственных и привлеченных источников финансирования долгосрочных инвестиций с выделением кредитов банка, заемных средств других организаций, долевого участия в строительстве, финансирования из бюджета и прочих источников.
 
 Глава 7.
 Учет материально-производственных запасов

<< Пред.           стр. 4 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу