<< Пред.           стр. 1 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 Учебник для высшей школы
 
 М.В.Конотопов
 С.И.Сметаний
 
 ИСТОРИЯ
 ЭКОНОМИКИ
 
 Академический Проект
 Москва
 2000
 
 Введение
 Эта книга представляет собой новое обобщение не только исторического опыта мировой экономики, но и всех предшествующих серьезных научных публикаций по этой тематике, на которые авторы в той или иной степени опирались. Относясь к труду их создателей с безусловным уважением, но порой и критически.
  Необходимость подготовки и появления на свет подобных изданий регулярно возникает во всех областях знаний, а особенно, в социальных. Не секрет, что общественные науки, а вернее, их официал ьные представители часто выполняют "политический заказ" И тогда публикуемые работы отражают не объективные данные научных исследований, а линию, проводимую государством или влиятельными социальными группами Иногда бывает и хуже: учебные или научные публикации эту политическую линию не только целиком поддерживают, но еще и обосновывают a priori, исходя из предпосылки ее разумности и целесообразности
  Исторический опыт доказал, что подобная позиция далеко не всегда верна. Политика Александра Македонского и Тамерлана, Наполеона и Гитлера производила, да и до сих пор производит огромное впечатление на людей. А вот ее результаты? Одни были кратковременны, другие (их значительно меньше) можно наблюдать и теперь (например, принци- -пы административного деления Франции, заложенные еще Наполеоном I). Нельзя, однако, поддаваться иллюзии, что процесс развития человеческого общества в корне менялся под влиянием его очередных (злых или добрых) гениев Наоборот, проведение той или иной политики диктова юсь в исторически значимых периодах объективными условиями существования и развития общества Прежде всего, экономическими Именно их, а вернее их динами-
 
 Введение
 ку, изучает и предлагает уз- Динамику изменения экономических
 нать вам история эконо- условий существования общества
 мики (она же экономичес- и закономерности этих изменений
 кая история, история на- изучает и предлагает узнать вам
 родного хозяйства) история экономики (она же
 В России, в ее высшей экономическая история, история
 школе, экономическая ис- народного хозяйства).
 тория получила "права
 гражданства" 110 лет тому назад. Впервые этот курс был прочитан в Ярославском Демидовском юридическом лицее при подготовке специалистов по финансовому праву.
  Чтобы полнее понять, что такое экономическая история, надо отталкиваться от понятия просто истории, с основами которой мы все знакомились в средней школе. Историюдолгое время было принято рассматривать, в основном, как цепь политических событий: рождения и гибели государств, смены династий, революций и войн, народных движений. Но втакой истории сложно было проследить не только процесс, но и основы, причины прогресса человечества, а следовательно, и законы развития
  Если нет законов, то нет и науки. Да, мы знаем, что прогресс существует, что человечество развивается. Но дело в том, что законы развития человеческого общества (во всяком случае, основные) коренятся не в политических, а в экономических процессах. Не случайно политические термины республика, монархия, демократия появились еще до зарождения христианства и употребляются в том же значении до сих пор. А вот условия добычи элементарных средств существования, а позднее - производства и потребления материальных благ меняются непрерывно, вызывая неизбежно и политические изменения в обществе. Поэтому экономическое развитие составляет основу развития человечества, а экономическая история - основу всей его истории.
  Рассматривая любой процесс, прежде всего мы должны обратиться к его истокам. Но изложить полностью и при этом достаточно кратко историю человечества практически невозможно Не потому ли в учебниках и учебных пособиях прошлых лет по экономической истории хозяйство первобытного общества часто не рассматривалось Включать такой раздел в нашу книгу мы также не сочли целесообразным Время первобытного общества было, скорее, не историей, а предысторией развития экономики
 
 Введение
 
 История экономики начинается с появления товара и рыночных отношений, с выделения групп людей, занимающих разное положение в процессе производства и обмена, в частности, с появлением людей, которые сами уже не занимаются материальным производством, короче говоря, с появлением экономических отношений. Есть тут и другой аспект. История цивилизации начинается с рождения письменности и письменных документов, тогда как первобытное общество мы изучаем лишь по археологическим и этнографическим материалам. В первобытное время экономический механизм человечества только начинал складываться. Человек только учился трудиться, совершенствуя свои примитивные орудия, овладевая первичными трудовыми навыками и проходя через первые этапы разделения труда.
  Первый период существования человека, палеолит (древне-каменный век), был самым длительным. Он продолжался с 700-600 по 40-е тысячелетие до н. э., т.е. в 14-15 раз дольше, чем все остальное время жизни человеческого общества. В борьбе за существование человек научился добывать огонь, что и явилось главным его достижением за тот период. В остальном прогресса почти не было: примитивнейшие каменные орудия типа рубила или скребла изготовлялись путем отколов или отщепов на протяжение всего палеолита. Строить жилища люди еще не научились, преимущественно используя для жилья пещеры.
  Лишь к концу палеолита были заложены основы человеческого общества: происходил переход от первобытного стада (а стадо - это еще не общество) к матриархальной родовой общине и на этой основе возникло первое разделение труда. Средства существования люди добывали охотой и собирательством. Но охотой теперь занимались не все, а только мужчины, тогда как женщины собирали плоды, коренья, улиток, насекомых и червяков, а люди пожилые готовили орудия, обрабатывали шкуры. Это было "семейное" разделение труда, хоть семьи пока еще не было.
  Почему сначала возник матриархальный род - большая семья, во главе которой стояла женщина? Во-первых, потому, что еще не сложился обычай существования обязательных семейных пар, и система родства прослеживалась лишь по материнской линии. Во-вторых, собирательство обеспечивало более надежную основу питания. Добыть мамонта удавалось нечасто,
 
 это было праздником, а женщины всегда могли насобирать что-нибудь съестное.
  Два других периода - мезолит и неолит (среднекамен-ный и новокаменный века) - вместе охватывают "всего" 36 тысячелетий, с 40-го по 4-е тысячелетие до н. э., но за это время человечество прошло значительно более длинный путь. Основным материалом для орудий по-прежнему служил камень, но теперь эти орудия стали значительно разнообразнее. Массивные рубила дополнялись мелкими микролитами, которые можно было комбинировать с деревом, например, при изготовлении стрел. Был изобретен лук, который позволял охотиться на птиц и мелких быстрых животных, что сделало охоту более надежным источником существования. Люди научились шлифовать и сверлить камень, и в их обиходе появились каменные топоры, песты, ступки, зернотерки. Новым материалом для обработки теперь стала глина. Люди научились готовить глиняную посуду, строить глинобитные жилища.
  "Пещерный" период уходил в прошлое. По берегам рек возникли поселки из глиняных и деревянных жилищ. Это были поселки родовых общин. Родовой строй получил теперь дальнейшее развитие: матриархальный род сменился патриархальным, а группа общин, объединенных родственными связями, стала составлять племя. Чем была вызвана победа патриархальных отношений? Уже появление лука и стрел сделало охоту более стабильным способом добывания пищи, но особо важную роль в совершенствовании общественных отношений сыграла "неолитическая революция" - рождение земледелия и скотоводства. Эти новые занятия были делом мужчин.
  До "неолитической революции" человек в определенном смысле еще не выделился из животного мира: как и животные, он пользовался имевшейся в природе растительной пищей или, подобно хищникам, убивал и ел других животных. Производства как такового не было, поэтому говорить о труде, о производительности труда до "неолитической революции" можно лишь условно. Революция заключалась именно в том, что с появлением земледелия и скотоводства человечество перешло от добывающего к производящему хозяйству. И это стало решающей предпосылкой перехода к цивилизации.
  Поэтому следующий период, бронзовый век, который начался в 4 тысячелетии до н. э. и продолжался
 
 Введение
 
 Введение
 
 всего 2-3 тысячелетия, мы не можем полностью отнести к первобытному времени. Это период рождения государства, классов, цивилизации.
  Само по себе использование меди и бронзы не внесло существенных изменений в способы добывания пищи и средств существования. Из этих мягких и дорогих металлов почти не изготовлялись орудия труда. Бронзовых мотыг не было. Медными и бронзовыми были оружие и украшения. Медь было сложно добывать и она слишком высоко ценилась, чтобы использовать ее для обиходных вещей.
  Но когда человечество овладело основами металлургии, лишь один шаг оставался до появления железных орудий, "железной революции". До этой революции производительность труда оставалась настолько низкой, что человек не мог производить прибавочного продукта: всю добываемую пишу он сам же и лотреблял. Конечно, не каждый человек в отдельности, а род, родовая община. Излишков не оставалось. При этом условии не могло быть классов и эксплуатации: нельзя эксплуатировать человека, который съедает все, что производит. С появлением железных орудий производительность труда увеличилась, теперь человек мог производить больше пищи, чем потреблял, т.е. появился прибавочный продукт. Например, когда каменную мотыгу сменил железный плуг, земледелец мог обработать и засеять больше земли и получить больше зерна.
  За счет этого прибавочного продукта теперь могли существовать люди, которые сами пищи не добывали. Их руки и головы были освобождены для других занятий: они могли изготовлять ремесленные изделия, заниматься наукой, искусством. С появлением этого нового слоя людей прогресс человечества резко ускорился. Однако для того, чтобы эта новая группа людей могла существовать, необходимо было отобрать прибавочный продукт у тех, кто его производил. А это было возможно лишь при разделении общества на классы и рождении государства.
  Почему целые тысячелетия в экономической истории цивилизованное человечество обходилось без железа? Почему община оказалась достаточно устойчивой формой социально-экономической системы и сохранилась и после ликвидации первобытно-общинного строя в рамках азиатского способа производства (в меньшей степени при античном рабовладении) и даже в европейском феодализме? Кроме того, модель сосед-
 8
 
 Введение
 ской общины легла в основу ре- История экономики -
 месленных цехов, купеческих то- не только основа истории
 вариществ, а в России и некото- человечества, но и важнейшая
 рых других странах ее существо- часть его экономической
 вание продлилось до XX столе- теории, в состав которой
 тия? Почему, по каким объектив- включаются политическая
 ным причинам в средние века экономия как совокупность
 Россия, по выражению братьев наиболее устоявшихся
 Стругацких, "свернула со столбо- экономических доКтрин
 вых дорог цивилизации"? " историяразвития
  На эти и многие другие вопро- экономической мысли сы призвана ответить эта книга. ( " экономинеских Нельзя понять экономику наше- тенид\
 го времени, не зная, как она ело- у
 жилась, не зная ее истории. Экономика - это процесс, развитие, а современное ее состояние - лишь момент в этом процессе. Каждое экономическое явление наших дней имеет исторические корни: оно возникло в связи с определенными экономическими условиями в прошлом и сохраняет их отпечатки. Программирование развития экономики без понимания исторического процесса ведет к тому, что результат человеческих усилий оказывается не таким, каким ожидался. Этому, кстати, немало примеров в тексте нашей книги.
  Древние говорили: "история - учительница жизни". А история экономики - не только основа истории человечества, но и важнейшая часть его экономической теории, в состав которой включаются политическая экономия как совокупность наиболее устоявшихся экономических доктрин и история развития экономической мысли (история экономических учений). Не случайно К. Маркс (Дж. Гелбрейт - один из известнейших экономистов нашего века - отмечает, "что любой экономист в той или иной степени - марксист"!), избрав для "Капитала" логический метод исследования в качестве основного, неизбежно возвращается к методу историческому как в познании процесса экономики, так и в анализе ее теорий.
  Подготавливая текст книги, предлагаемой вашему вниманию, авторы придерживались ряда принципов. Во-первых, хронологической последовательности изменений, происходивших в мировой экономике. Во-вторых- приоритетности отдельных процессов, определенных по времени и географически для экономической истории мира в целом. В-третьих - ограниченности объема кни-
 
 Введение
 ги. В-четвертых, доступности для широкого круп" читателей, что обусловлено не только стоимостью и ишнии (ценой книги), но И тем, что курс "История экономики" введен сейчас в учебную программу не только экономических, но и значительного числа технических вузон.
  Те, кто хотят узнать историю экономики более подробно, могут обратиться к приводимой в конце учебника библиографии, ДО которой, кстати, легко заметить, что при подготовке этой книги ее авторы опирал ись не тол ь-ко на результаты предшественников, но и на собственные исследования, атакже использовали, доработав, тексты двух ранее изданных своих трудов: "Очерки истории экономики". М-, 1993 и "История мировой экономики". М., 1997).
  Авторы выражают глубокую благодарность за внимательное и доброжелательное отношение к рукописи книги профессорам В.С.Адвадзе, В.П.Белян-скому, Ю.Ф.Воробьеву, Т.П.Данько, Г.П.Журавлевой, А.Н. Марковой и Ф.Ф.Стерликову, доцентам КардавеИ.М., Навашиной О.С. и Л.И.Пермяковой. Особая благодарность - А.П.Хазанову.
 NB
 I
 1) Процесс развития человеческого общества в корне менялся поддаалением экономических фак
 торов. Проведение той или иной политики диктовалось в исторически значимых периодах объектив
 ными условиями существования и развития общества.
 2) История экономики - не только основа истории человечества, но и важнейшая часть экономичес
 кой теории.
 3)Всостав науки экономичеосойтеорииашочаются:
 - политическая экономия как совокупность наиболее устоявшихся экономических докт
 рин;
 - история развития экономической мысли, или история экономических учений;
 - история экономики.
 
 4) Предметом истории экономики является динамика изменения экономических усло
 вий существования общества и закономерности этих изменений.
 5) Экономическое развитие составляетосновуразвития человечества, а экономическая история -
 основу всей его истории.
 6) Пока человек проедал все, что производил, ни о какой экономике не могло быть и речи История
 экономики начинается с появления прибавочного продукта, споявления товара и рыночных отноше
 ний
 7)История экономики начинаетсяспоявлеииятоваровиршочныхотношений.споявления групп людей, занимающих различное положение.
 10
 
 Раздел I
 
 
 Азиатский способ производства и античное рабовладение
 
 Глава 1. Особенности экономического развития стран Древнего Востока
 Глава 2. Античное рабовладение
 
 Азиатский способ производства и античное рабовладение
 Техника первобытного обще- Увеличение производительности ства была столь низкой, что че- труда и появление прибавочного ловек своим трудом мог про- продукта привело к рождению кормить только себя и свою государства, классов, семью. При этом условии ни- цивилизации. каких классов и классовой эк-
 сплуатации быть не могло: нельзя эксплуатировать человека, который сам потребляет все, что производит. С появлением железных орудий производительность труда повысилась, появился прибавочный продукт, т.е. теперь человек мог добыть больше пищи, чем потреблял сам.
  За счет этого прибавочного продукта теперь могли жить люди, которые сами пищу не добывали. Они могли заниматься наукой, искусством, ремеслами. И с появлением этого нового слоя людей прогресс человеческого общества ускорился. Но для того, чтобы эти люди могли существовать, надо было отобрать прибавочный продукт у тех, кто его производил. А это было возможно лишь при разделении общества на классы и рождении государства. Таким образом, увеличение производительности труда и появление прибавочного продукта привело к рождению государства, классов, цивилизации.
 Глава 1
 Особенности экономического развития стран Древнего Востока
 Первые государства, первые очаги цивилизации сложились в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила за 3000 с лишним лет до н. э., Тигра и Евфрата, Ганга, в лессовых долинах китайских рек. Эти государства принято называть государствами Древнего Востока.
  Если всю историю человечества от рождения первых государств до наших дней разделить на две равные части, то окажется, что вся
 13
 
 Раздел I
 первая половина - это история стран Древнего Востока. Античная цивилизация возникла лишь на рубеже этих двух отроком.
  В благоприятных климатических условиях и па плодородных почвах можно было получать значительный прибавочный продукт даже при низком уровне техники земледелия. Например, семья египетского крестьянина получала в 3 раза больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей.
  Государства Древнего Востока существенно отличались от античных рабовладельческих государств.
  /. На Востоке рабы не были главной производительной силой общества, т.е. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными.
  2. Земля на Востоке находилась в государственной или государ
 ственно-общинной собственности.
  3. Государство на Востоке имело форму "восточной деспотии",
 т.е. полного бесправия жителей перед лицом государства.
  Причины таких особенностей заключались в сохранении общинных отношений.
  На Востоке нельзя было разделить оросительную систему, а работы по орошению требовали коллективных усилий. Поэтому община сохранялась.
  Оросительные системы были собственностью государства. Но земля без воды не представляла ценности, поэтому государство стало верховным собственником земли. К тому же, общинную землю легче сделать государственной, чем частную собственность. А общинная трудовая повинность превратилась в государственную. Таким образом, государство подчинило себе общинников-земледельцев и последние практически перестали быть свободными. В отличие от обычных рабон, это была даровая рабочая сила, их не надо было покупать, кормить, одевать. Поэтому их труд можно было расходовать очень расточительно. К тому же в отличие от обычных рабов, которые принадлежали отдельным рабовладельцам и использовались в частных интересах, эта огромная трудовая армия использовалась централизованно на общественных государственных работах большого масштаба. Поэтому в странах Древнего Востока и строились такие циклопические сооружения, как пирамиды, зиккураты, грандиозные храмы.
  К. Маркс писал, что в Азии государство имело особую отрасль управления - управление общественными работами. Для такого управления требовался мощный бюрократический аппарат. Следствием сочетания государственной собственности на землю и государственного управления общественными работами стала собственность
 14
 
 Азиатский способ производства и античное рабовладение
 государства на все хозяйство Государства Древнего Востока страны. Иными словами, ело- существенно отличались жилась централизованная госу- от античных рабовладельческих дарственная система хозяйства, государств. Это были
 государства с особым,
  Дискуссия о сущности этого азиатским, способом способа производства время от производства, времени вспыхивала в советской с централизованной исторической науке, не выходя, государственной системой впрочем, за пределы строго акаде- хозяйства. мических рамок. Одни считали,
 что это особая формация, другие - что это вариант рабовладельческого способа производства, третьи - что это затянувшийся переходный период от первобытно-общинного строя к классовому обществу, но официальная наука большей частью игнорировала особенности развития стран Азии.
  Основные черты "азиатского способа производства" сохранялись на Востоке на протяжение всего европейского феодализма. И если считать, что там, в Азии, феодализм все же был, то он был особым, "восточным", не соответствующим принятому у нас представлению о феодализме.
  В странах Древнего Востока не было частных феодальных владений, а крестьяне зависели от государства и государственных чиновников. "На всем Востоке, где земельным собственником является община или государство, в языке отсутствует даже слово "помещик", - писал Ф. Энгельс. Территория государства была общим поместьем всего правящего класса, а государственные налоги с крестьян - особой формой феодальной ренты, поскольку за счет этих налогов и существовала правящая верхушка. Строго говоря, там не было классов, потому что классами называются группы людей по их отношению к собственности. Вместо этого были касты, сословия - группы людей, которые различались по их положению в обществе и государстве. Сохранялась община, сохранялся восточный деспотизм. "Древние общины там, где они продолжали существовать, - писал Ф. Энгельс, - составляли в течение десятилетий основу самой грубой государственной формы восточного деспотизма. Только там, где они разложились, народы двинулись собственными силами вперед по пути развития".
  Но экономическое развитие этих стран почти остановилось - это принято называть восточной стагнацией. И европейские народы за короткий срок обогнали Азию в экономическом развитии. Главная причина стагнации была в том, что интересы личности подчинялись общественным - интересам общины, касты, государства. Общинно-государственная собственность на землю препятствовала
 15
 
 Раздел I
 развитию личной предприимчивости. И дело не только и юм, что подавлялась предпринимательская инициатива, немыслимая без свободного распоряжения собственностью. Дело еще в том, что общинные порядки по природе консервативны Община - это законсервированные на века традиции, когда каждое действие предопределено обычаями.
  Оказывается, совсем не слияние в единую общую массу ("общие даже слезы из глаз") обеспечивает свободу и прогресс, а независимость личности, возможность распоряжаться собой и своим имуществом, возможность выбирать собственный путь, возможность иметь свое мнение и защищать свои взгляды. Ничего этого не было в общине при деспотическом государстве.
 Хозяйство Древнего Египта
 Особенности экономики стран Древнего Востока мы рассмотрим на примере Древнего Египта. Первое, что бросается в глаза при анализе этого хозяйства, - то, что это было государственное централизованное хозяйство. Очевидно, эта особенность была следствием государственной собственности на землю.
  Правда, здесь были частные хозяйства отдельных знатных людей, но лишь постольку, поскольку эти люди занимали определенное положение в государстве. Богатство не определяло положения человека в египетском обществе, а наоборот, определялось положением: человек мог быть лишь постольку богатым, поскольку он занимал определенную должность.
  Главным занятием населения было земледелие. Сеяли ячмень, пшеницу, лен. Земледелие всецело зависело от орошения. Ирригационная система делила все поля на верхние и нижние. Нижними назывались те, которые затоплялись во время разлива Нила. Для орошения этих полей создавались водохранилища, которые заполнялись водой во время разлива, а в сухое время года вода самотеком поступала на поля. На верхние поля, куда во время разлива вода не доходила, ее приходилось поднимать при помощи журавлей-шадуфов и водяных колес. Землю обрабатывали мотыгой и примитивным плугом.
  Государственным характером хозяйства определялось и положение крестьянина. Он жил своим домом со своей семьей и вел свое хозяйство, но даже быков для обработки земли он получал от государства на время. От государства он получал и зерно для посева. Зато и урожай фактически находился в распоряжении государства: крестьянину оставляли столько, сколько было необходимо для жизни его семьи, а остальное шло на государственные склады.
 16
 
 Азиатский способ производства и античное рабовладение
  В Египте регулярно проводились переписи населения и хозяйства - в основном для раскладки трудовой повинности. Каждый крестьянин должен был определенную часть года отработать на государственных работах - на полях фараона и храмов, на строительстве различных сооружений.
  Переходя к ремеслу, мы должны отметить, что металл в Древнем Египте еще не вытеснил камня. Правда, египтяне знали бронзу, но бронза - материал для изготовления украшений и оружия, но не орудий труда. В конце истории Древнего Египта, правда, появилось железо. Но оно пока считалось драгоценным металлом и изделия из железа оправляли в золото.
  Отражением централизованного характера государственного хозяйства было и то обстоятельство, что в городах Египта, кроме обычного ремесла, когда ремесленник работает у себя дома или в своей маленькой мастерской, были крупные государственные мастерские с детальным разделением труда. И особенно примечательно, что кроме стекольных, текстильных и гончарных предприятии, были предприятия по обработке продуктов питания.
  Рабы же в Древнем Египте исполняли обязанности слуг. Лишь в последний период истории Древнего Египта, в XVI-XII вв. до н. э , рабы стали использоваться в производстве материальных благ.
 Глава 2
 Античное рабовладение
 §1. Экономическое развитие Древней Греции
 Социальный строй полисов. Первый период истории Древней Греции, с XIJ по VIII вв. до н. э., называется гомеровским, потому что именно к этому времени относятся поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". Нов гомеровский период еще не было государства. Это был переходный период от первобытно-общинного к классовому обществу, который принято называть периодом строя военной демократии. Он так называется потому, что верховным органом племени было народное собрание, но для руководства военными действиями это собрание выбирало вождя. В условиях участившихся военных столкновений все большую роль в жизни племени начинает играть военная верхушка во главе с вождем. Строй военной демократии на переходе к государству был у всех народов. Басилевсы были не царями, как иногда переводят это слово, а военными вождями племен.
 17
 
 Раздел I
  Следующий период, с VIJI по III вв. до н. э., - период государств-полисов. Это и есть классический рабовладельческий период Древней Греции. Она не была единым государством, а состояла из многих маленьких государств-полисов. Полис - город-государство, город с окружающими землями. О величине полиса можно судить хотя бы по тому, что все население полиса собиралось для решения своих дел на городской площади.
  Важную роль в хозяйстве большинства полисов играли ремесло и торговля. На базе этих городских отраслей сложился слой, который оттеснил на задний план старую аристократию, возникшую еще при разложении родового строя. Они побеждали ее под демократическим лозунгами, поэтому в передовых полисах Греции был установлен демократический строй. Примером этого могут служить Афины.
  Демократия обеспечивалась экономическими гарантиями: свободные бедняки обеспечивались прожиточным минимумом за счет государства, а государство получало эти средства в виде налогов с богачей. По законам большинства полисов грек не мог стать рабом. Рабами были только "варвары".
  Сельское хозяйство и ремесло. Демократия выражалась и в том, что государство охраняло законами крестьянское хозяйство. Каждый гражданин полиса имел право владеть лишь небольшим участком земли, который могла обрабатывать его семья. Крупное землевладение не допускалось, а, следовательно, применение труда рабов в сельском хозяйстве было ограниченным.
  Сначала крестьяне выращивали в основном пшеницу и ячмень. Но потом, когда из колоний стали ввозить много дешевого зерна, заниматься зерновым хозяйством в самой Греции стало невыгодно. И главными отраслями сельского хозяйства Греции стали виноградарство и садоводство. Оливковое масло и вино отсюда стали в больших количествах вывозить в другие страны.
  Основной ячейкой ремесленного производства были эргасте-рии - большие мастерские, в которых трудились рабы. Поскольку труд рабов обходился дешевле труда свободных людей, то и продукция эргастериев была дешевле продукции свободных ремесленников. Ремесленники не могли выдержать конкуренции и разорялись. Таким образом, труд рабов в Древней Греции применялся преимущественно в ремесле, а не в земледелии.
  Торговля и колонии. Греческие полисы обычно располагались в выходящих к морю долинах или на островах. Поэтому там рано развилась морская торговля. Но особенно усиленно торговле способствовала колонизация. Что это такое?
  Одной из особенностей полисного устройства было то, что население полиса не могло превышать определенного предела. Ког-
 18
 
 Азиатский способ производства и античное рабовладение
 да население увеличивалось и уже не хватало земли, часть населения на кораблях переселялась за пределы Греции. Там строился город и основывался новый полис. Вот этот новый полис и считался колонией.
  Жители колонии, естественно, завязывали торговлю (точнее- обмен товарами) с местным населением, обменивая у него сельскохозяйственную продукцию и сырье на греческие ремесленные изделия, вино и оливковое масло. Таким образом, колонии стали посредниками в торговле греков с другими народами.
  Такие колонии были разбросаны по берегам Средиземного и Черного морей: Херсонес - на месте нынешнего Севастополя, Кафа - на месте Феодосии, Пантикапей - в районе Керчи.
  В отличие от Древнего Египта, в Греции торговали при помощи денег. Но свои деньги чеканил каждый полис, поэтому не каждый человек мог знать соотношение ценности разных монет. Это обстоятельство породило "банкиров"-менял, которые обменивали деньги одного полиса на деньги другого. Часто банкир принимал вклады от своих клиентов и сам расплачивался за купленные ими товары. Таким образом, в его распоряжении оказывались довольно крупные суммы чужих денег, и он давал их в рост - в долг под проценты, т.е. выступал как ростовщик.
 §2. Экономическое развитие Древнего Рима
 Периодизация. Первый период истории Древнего Рима, с VIII по VI вв. до н. э., принято называть "царским". Но это было совсем не монархическое государство во главе с царем. Римские "цари", как и греческие басилевсы, были военными вождями, а общественный строй Рима - строем военной демократии.
  В VI в. до н. э. возникает государство и начинается второй период римской истории - период республики. В это время в ходе завоевательных войн Рим подчинил другие племена, жившие на территории Италии, но единого государства еще не сложилось.
  В отличие от Афин, Римская республика была аристократической: власть оставалась в руках земельной родовой аристократии (так сначала было и в Афинах). Но по мере экономического развития, как и в Афинах, развивается городское хозяйство, ремесло и торговля, появляются "новые богачи", которые стремятся разделить власть со старой римской знатью, попасть в ее ряды. Отдельные части постепенно сливаются в одно государство, но политические права и преимущественное право на владение землей принадлежат гражданам Рима - квиритам. И граждане других провинций начинают борьбу за права и за власть.
 19
 
 Раздел I
  В условиях этих противоречий и междоусобной борьбы решающей силой становится армия. Прежде каждый гражданин был воином Но армия из граждан Рима не могла держать в руках всю Италию и нести дальнейшие завоевательные войны. Да и разбогатевшие граждане Рима не рвались к солдатской жизни. Поэтому теперь армия комплектовалась из наемников, которые стали военными-профессионалами. В основном это были жители завоеванных земель, которым, в сущности, были безразличны интересы Рима. Такая армия стала орудием в руках военачальников, которые обеспечивали военную добычу и содержание солдат. Военачальники, используя армию, захватили власть в стране. Так Римская республика стала к I в. до н. э. империей.
  Обычно представляется, что переход от республики к империи был регрессом, реакционным переворотом. В действительности, социально-политическое содержание этого переворота было сложным. Он имел даже элементы революции: жители провинций были уравнены в правах с квиритами. Римская империя существовала до V в. н. э.
  Сельское хозяйство и ремесло. В период республики основу сельского хозяйства составляли мелкие крестьянские хозяйства. Главной продукцией земледелия было зерно, которое экспортировалось.
  Но при переходе к периоду империи, когда Рим завоевал новые земли и превратил их в провинции, в сельском хозяйстве наступил переворот. Из заморских провинций, преимущественно из Северной Африки, хлынуло дешевое зерно. Дешевое, потому что оно поступало в виде налогов и контрибуций: Рим грабил провинции. Здесь сложилась такая же ситуация, как в Греции: был необходим переход отзерноводства к интенсивным отраслям сельского хозяйства. Но в Риме, где не ограничивалось крупное земледелие, такой переход оказался возможным и целесообразным не для крестьян, а для крупных рабовладельческих хозяйств. Крестьяне разорялись, их земли скупали богатые рабовладельцы, создавая крупные рабовладельческие хозяйства. Таким образом, переход к интенсивным отраслям сопровождался переходом от крестьянских хозяйств к крупным рабовладельческим хозяйствам. Произошел он к I в. до н. э. и стал одной из экономических предпосылок перехода к империи.
  Эти крупные хозяйства были двух видов. В провинциях Римской империи, особенно в Северной Африке, преобладали латифундии - хозяйства в тысячи и десятки тысяч гектаров, где трудились тысячи рабов. В самом Риме и в некоторых европейских провинциях, особенно в Галлии, преобладали хозяйства средних размеров - виллы, которые занимали десятки и сотни гектаров и где работали десятки и сотни рабов.
  И специализация этих двух видов хозяйств была разной: провинциальные латифундии были зерновыми, а в виллах занимались интенсивным виноградарством, садоводством, животноводством.
 20
 
 Азиатский способ производства и античное рабовладение
  Следует подчеркнуть, что эти крупные хозяйства были специализированными и товарными. Если в одних виллах производили исключительно фрукты, то другие специализировались на производстве домашней птицы, а некоторые - на выращивании цветов. Продукция предназначалась для продажи в городах. Атак как производилась она дешевым трудом рабов, то была недорогой. Известно, например, что жареная гусятина была обычной пищей римлян среднего достатка. В результате перехода к интенсивным отраслям, по словам агронома Варрона, Италия "превратилась в цветущий сад". Так, все западное побережье полуострова, например, было сплошь засажено садами.
  Организация ремесла в Риме отличалась от греческой. Труд рабов в массовых масштабах применялся только в строительстве и горном деле. Большие мастерские с трудом рабов здесь были исключением, а преобладали мелкие мастерские свободных людей, где раб не был главной рабочей силой.
  Дело в том, что в Риме вкладывать деньги в землю, в сельское хозяйство было и выгоднее, и престижнее. Крупный землевладелец приобретал политический вес, становился сенатором, а владеть ремесленной мастерской мог вольноотпущенник или даже раб. Поэтому аристократы-рабовладельцы редко занимались этим делом.
  Каждый город специализировался на определенных изделиях: Капуя славилась своими бронзовыми изделиями, Арреций - керамикой, Помпеи - шерстяными тканями. Но если изделия одного города расходились по всей стране, если в сельском хозяйстве преобладало товарное производство, значит, хорошо была развита внутренняя торговля и товары свободно обращались.
  Высокому уровню развития торговли в пределах всей Римской империи способствовали два обстоятельства. Во-первых, введение единой денежной системы по всей империи: здесь уже не было необходимости обменивать деньги одного полиса на деньги другого, как это было в Греции. Во-вторых, развитию торговли способствовало строительство дорог, мощеных камнем и пересекавших всю Европу. Эти превосходные каменные шоссе сохранились до нашего времени, причем даже в такой отдаленной от Рима стране, как Англия. В Римской империи практиковалось страхование грузов.
 §3. Кризис рабовладельческой системы
 В античных государствах невозможно было получить достаточно большой прибавочный продукт в пользу правящей группы общества, отобрать его у непосредственных производителей. В оросительных сооружениях здесь не было необходимости, поэтому не было общественной трудовой повинности, посредством которой можно
 21
 
 Раздел I
 было бы подчинить свободных земледельцев. Заставить крееп.мн отдавать прибавочный продукт силой оружия тоже было неиочмож-но: оружие было пока довольно простым и доступным самим крестьянам. Поэтому эксплуатировать чужой труд можно было, только захватывая пленных и превращая их в рабов.
  Но необходимым условием развития рабовладельческого хозяйства были постоянные победоносные войны. Чтобы нести такие ной-ны, необходимо было вооружить все население. Каждый мужчина был воином и изучал военное искусство. А это, в свою очередь, требовало демократического устройства: когда каждый гражданин вооружен, он может постоять за свои права. Правда, порядки при некоторых римских императорах не очень ассоциируются с демократией. Однако эти императоры действовали обычно от имени народа.
  И еще одно важное обстоятельство: классический рабовладельческий строй, такой, как в античных государствах, не мог быть сразу у всех народов. В самом деле, побежденные и покоренные Римом народы или находились на стадии доклассового общества, или относились к азиатскому способу производства.
  Но во II-III вв. н. э. наступил кризис рабовладельческой системы: рабовладельческие производственные отношения стали тормозить развитие производительных сил. Это выражалось в деградации сельского хозяйства. Происходил возврат от интенсивных отраслей к зерновому хозяйству, многие земли забрасывались или превращались в пастбища. Завоевательные войны кончались - Рим уже захватил столько, что не мог прочно удерживать провинции под контролем. Сократился приток рабов. Рабы становились дорогими, но дорогого раба нельзя эксплуатировать методами прямого принуждения. Дорогого раба приходилось беречь и добиваться повышения производительности его труда методами не принуждения, а материальной заинтересованностью.
  Изменения методов эксплуатации рабов можно проследить по сочинениям агрономов Рима.
  Агроном Катон (II в. до н. э.) рассматривал раба как "говорящее орудие" - традиционно для рабовладельческого способа производства. Он рекомендовал следить, чтобы раб не оказался без работы, чтобы он непрерывно приносил хозяину доход; свести расходы на содержание рабов до минимума (кормить самой дешевой пищей, одежду выдавать раз в год, а старую при этом отбирать, чтобы сделать из нее для тех же рабов одеяла) и т.д.
  Совсем другие методы предлагал агроном Варрон{\ в. до н. э.). Он говорил, что чтобы привязать раба к имению, надо разрешать ему жениться и иметь детей, иметь собственность. Нужно создать условия, чтобы раб мог накопить некоторое имущество, тогда он будет лучше работать.
 22
 
 Азиатский способ производства и античное рабовладение
  Еще дальше в этом направлении пошел агроном Колумелла (I в. н. э.). Он запрещал у себя в имении телесные наказания, считал, что с рабами нужно советоваться по всем хозяйственным вопросам, и т.д.
  Как мы видим, эти изменения начались еще до начала кризиса рабовладельческой системы, до начала деградации хозяйства. Далее возникли новые формы эксплуатации. Чтобы материально заинтересовать раба, ему теперь все чаще выделяли пекулий - самостоятельное хозяйство. Это могла быть ремесленная мастерская, участок земли. Раб в пекулии вел хозяйство самостоятельно, только определенную часть доходов должен был отдавать хозяину, платить ему оброк.
  Рабу теперь разрешалось иметь собственность, которая не ограничивалась в размерах,поэтому он мог разбогатеть и купить собственных рабов. Появились новые законы, по которым раба не только нельзя было убить или разрушить его семью (т.е. продавать членов семьи в разные руки), но нельзя было даже отобрать у раба пекулий. Крупные землевладельцы стали сдавать участки своей земли крестьянам. Крестьянин-арендатор назывался колоном. Так в недрах рабовладельческой системы стали рождаться феодальные отношения, потому что пекулий и колонат были уже формами, соответствующими феодальным отношениям.
  Но это уже не могло спасти Римскую империю. Для победы феодальных отношений нужны были крестьяне, а римские крестьяне были разорены, и их разорение началось еще при переходе к крупным рабовладельческим хозяйствам. Разоренные крестьяне шли в города, но не для того, чтобы найти там работу. Рабовладельческие отношения воспитывали представление, что свободному человеку трудиться стыдно, что труд - занятие для рабов. И в городах росло число люмпен-пролетариев, людей, не работавших и живших на подачки знати. Только в одном Риме, уже в I в. до н. э., их насчитывалось около полумиллиона.
  С крестьянством исчезла и победоносная римская армия. Теперь солдаты набирались преимущественно изтехже варваров-провинциалов, против которых они и должны были воевать. Им нечего было защищать.
  Рим приходил в запустение. И когда с севера стали надвигаться новые варвары, Рим не мог устоять и пал под их ударами. Это произошло в V в. н. э.
 NB
 Увеличение производительности труда и появление прибавочного продукта привело к рождению государства, классов, цивилизации
 Государства Древнего Востока существенно отличались от античных рабовладельческих государств
 23
 
 Раздел I
 Этобыли государства с особым, азиатским способом производства, с централизованной государственной системой хозяйства:
 1 На Востоке рабы не были главной производительной силой общества, т е произаодс!вом
 материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, кото
 рые считались свободными
 2 Земля на Востоке находилась в государственной или государственно-общинной соб
 ственности
 3 Государство на Востоке имело форму "восточной деспотии", т.е. полного бесправия
 жителей перед лицом государства.
 Следствием сочетания государственной собственности на землю и государственного управления обще-ственными работами стала собственность государства на все хозяйство страны.Инымисловами.сложи-лась централизованная государственная система хозяйства.
 В государствах типа "восточной деспотии" интересы личнхти подчинялись общественным-интересам o6i4HHU,Kac(tm),rc<^flarjcTBa. Общинно-государственная собственность на землю препятствовала развитию личной предприимчивости.
 Классическим примером государства азиатского типа был древний Египет.
 В античных рабовладельческих государствах не возможно было получить достаточно большой прибавочный продукт в пользу правящих классов, отобрать его у непосредственных производителей. В оросительных системах здесь не было необходимости, поэтому не было общественной трудовой повинности и государственной собственности на землю, через которые можно было подчинить свободных земледельцев.
 В античных государствах заставить крестьян отдавать прибавочный продукт силой оружия было
 невозможно, пхколысу
 1. Каждый свободный гражданин античного рабовладельческого государства был воином,
 чтобы государство могло вести войны и захватывать рабов.
 2 Оружие было простым и доступным самим крестьянам.
 Эксплуатировать чужой труд можно было, только захватывая пленных на войне и превращая их в рабов. Поэтому рабовладельческий строй, который был в античных государствах, не мог существовать у всех народов одновременно.
 Все рабы, доставляемые в Рим из завоеванных земель, принадлежали к народам, которые находились на стадии доклассового общества или относились к азиатскому способу производства.
 В II - III вв. н.э. наступил кризис рабовладельческой системы - рабовладельческие производственные отношения стали тормозить развитие производительных сил. Это привело к возникновению новых форм эксплуатации.
 Чтобы материально заинтересовать раба, ему выделялся пекулий. Раб в пекулии вел хозяйство самостоятельно, только определенную часть доходов должен был отдавать хозяину, платить ему оброк.
 Рабу теперь разрешалось иметь собственность, и эта собственность раба иногда принимала такие размеры, что он покупал собственных рабов и давал деньги своему хозяину. Так в недрах рабовладельческой системы стали рождаться феодальные отношения.
 Если социально-экономическая система у некоторых народов пришла к логическому концу, отстававшие ранее народы не повторяют ее в своем развитии. Рим довел рабовладение до абсурда, и последующие государства пошли по другому пути развития
 24
 
 Раздел II
 
 
 
 Феодальная
 система
 хозяйства
 
 Глава 1. Западноевропейский феодализм
 Глава 2. Экономическое развитие Киевской Руси. Хозяйство русских земель в период феодальной раздробленности
 Глава 3. Особенности феодального хозяйства России в XV-X VII вв.
 
 Феодальная система хозяйства
 Глава 1
 Западноевропейский феодализм
 § 1. Формирование феодализма в Королевстве Франков (VWX вв.)
 Рабовладельческий строй погиб вместе с Римской империей. Но феодализм возник не сразу после гибели Рима, Обычное представление о том, что рабовладельческий строй непосредственно сменяется феодальным, не совсем точно. Чаще феодальный строй происходит от первобытно-обшинного. Завоевавшие Рим народы находились на стадии первобытно-общинного строя, и лишь через несколько веков у них возникло классовое общество, но уже в форме феодализма. Такова историческая закономерность: если социально-экономическая система у некоторых народов пришла к логическому концу, отстававшие ранее народы не повторяют ее в своем развитии.
  Почему мы рассматриваем формирование феодализма именно в Королевстве Франков? Потому что они стали преемниками Рима в Западной Европе.
  Франки - одно из германских племен. Сначала они жили по берегам Рейна, но в III в. начали свою экспансию и к X в. завоевали центральную часть Западной Европы.
  Что из себя представляло общество франков в период завоеваний? Племя франков делилось на общины - марки. Марка - это уже не родовая община, а сельская. Если родовая община - большая семья, которая состояла из кровных родственников и вела общее хозяйство, то в марке только земля оставалась в общей, общинной собственности, но и она делилась между членами марки, и каждая семья вела свое отдельное хозяйство. А дом, скот и все остальное имущество находились в частной собственности.
  Государства пока еще не было. У франков был строй военной демократии, который переживали все народы на пороге рождения государства. Верховным органом власти в племени было народное собрание, которое для ведения военных действий выбирало военного вождя. Такой вождь у древних греков назывался баси-левсом, у римлян - рексом, у восточных славян - князем, а у франков - королем. Естественно, в ходе завоеваний власть коро-
 27
 
 Раздел II
 ля усиливалась, а власть народного собрания сокращалась. Король стал превращаться в независимого от народа монарха, а имеете с ним возвышалась военная верхушка - королевские дружинники Они уже не состояли в марках и часто были даже не франками, а галлами, римлянами: королю было выгодно привлекать на службу людей, не связанных с его народом. Они зависели от милостей короля и не могли ограничивать его власть от имени народа. Военные-профессионалы исоставили правящую верхушку общества, они были поставлены над общинами.
  Однако появление правящей верхушки - это еще не феодализм. Феодализм начинается с возникновения феодального землевладения.
  В ходе завоеваний у франков рядом с общинной собственностью на землю появляется частная - аллод. Для вознаграждения за службу король стал раздавать землю своим дружинникам, а, поскольку они не состояли в общинах, земля им давалась не в общинную, а в частную собственность. Однако аллод оказался невыгодным для королевской власти: его владелец занимался хозяйством вместо военной службы. Поэтому в VIII в. короли франков вводят новую форму земельного владения - бенефиций. Бенефиций давался уже не в собственность, а только в пользование при условии несения военной службы. Кроме того, бенефиций давался вместе с крестьянами, которые были обязаны нести феодальные повинности в пользу бенефициария.
  Но зачем королю было раздавать землю своим дружинникам? А затем, что за военную службу надо платить, а при неразвитых еще товарно-денежных отношениях платить деньгами было практически невозможно. Поэтому военная служба оплачивалась феодальными владениями, и класс феодалов рождался как класс военных, причем не только у франков, но и у других народов.
  Введение бенефициев было частью военной реформы, которая выдвигала на первый план новый род войска - тяжеловооруженную конницу в рыцарских доспехах. Эта конница стала ядром, основной силой франкского войска, усилила боевую мощь франков и позволила им завершить завоевания. Для службы в такой коннице надо было иметь постоянный и достаточно большой доход, который освобождал рыцаря от хозяйственных забот. Такой доход он и получал в виде феодальной ренты с живущих в бенефиции крестьян.
  Со временем бенефиции стали превращаться из условного и временного владения в наследственную феодальную собственность, т.е. в феод.
  Не довольствуясь землями, пожалованными королем, феодалы увеличивали свои владения, захватывая новые земли с крестьянами. Но чаще крестьяне сами, добровольно, отдавались под
 28
 
 Феодальная система хозяйства
 
 
 Общество франков делилось на марки - уже не родовые общины, а сельские. Если родовая община - большая семья, которая состояла из кровных родственников и вела общее хозяйство, то в марке только земля оставалась в общей, общинной собственности, но и она делилась для пользования между членами марки и каждая семья вела свое отдельное хозяйство. А дом, скот и все остальное имущество находилось уже в безусловной частной собственности.
 Появление правящей верхушки - это еще не феодализм. Феодализм начинается с возникновения феодального землевладения. Однако класс феодалов рождался как класс военных.
 власть феодалов. Почему? Потому что феодальная рента и феодальная зависимость освобождали от военной повинности. Военные походы отрывали крестьян от хозяйства и, чтобы откупиться от участия в них, крестьяне были готовы платить ренту. К середине IX в. процесс закрепления крестьян за феодалами был почти закончен. Завершающим актом феодализации стал закон о том, что каждый свободный франк должен был найти себе сеньора.
  Поскольку военная служба
 строилась на земельной осно
 ве, крупный землевладелец
 должен был являться на служ
 бу не один, а с отрядом, соот
 ветствующим его земельным

<< Пред.           стр. 1 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу