<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 Немного истории
 
  Раскроем некоторые так называемые секреты "парадоксальной логики". В 1956 г. в СССР Г.С. Альтшуллер начал разрабатывать "Теорию решения изобретательских задач" (ТРИЗ). Стране необходимо было как можно скорее выйти из послевоенного кризиса. В процессе исследования обнаружилось, что эффективность изобретения напрямую зависит от "направленности" действий при решении трудных проблем. Затем оказалось, что "трудные проблемы" всегда имеют такую форму: "Что-то "нужное" улучшаю известным способом, но при этом что-то "важное" недопустимо ухудшается!".
  Решать такие задачи нас учили (и продолжают учить в вузах) только одним способом - с помощью компромисса, оптимизации ("Тришкин кафтан"). Это значит: "нужное" частично ухудшается, но зато и "важное" ухудшается меньше. Однако такие решения малоэффективны, так как они дают мизерный результат.
  Но на самом деле существуют еще два варианта направления действий при решении трудных проблем - "экстремистский" и "парадоксальный":
 * при "экстремистском" - "нужное" используется, а "важное" начисто отбрасывается; этот вариант предпочитают аморальные личности ("Боливар не выдержит двоих");
 * при "парадоксальном" - "нужное" используется в полном объеме, но при этом "важное" не ухудшается благодаря нахождению "парадоксального" решения ("И волки сыты, и овцы целы").
  Эффективность таких решений всегда очень велика - она повышается, как минимум, в десятки, а иногда и в сотни раз.
  Для "парадоксальных", "изобретательских" решений за сорок лет разработки ТРИЗ был создан уникальный набор "инструментов": приемы типовые и разовые, приемы парные, стандарты (цепные приемы с различными эффектами - физическими, химическими, геометрическими, психологическими и т.д.), АРИЗ-85В и др.; выработана "Стратегия творческой личности", разработаны обучающие программы и т.п. По этим материалам в США созданы дорогостоящие компьютерные версии под общим названием "Изобретающая машина".
  Поскольку пользоваться этими инструментами при желании способен научиться каждый желающий, а эффективные решения можно получать достаточно быстро и гарантированно в любой области деятельности, лет двадцать назад у российских специалистов возникла дерзкая мысль: "А нельзя ли создать систему, в которой бы ВСЕ без исключения проблемы решались только "парадоксальным" путем: ведь эффективность еще более возрастет?" Так зародилась и развивается "Технология эффективных решений", которую сейчас начинают осваивать на предприятиях.
  В чем же состоит различие между ТРИЗ и ТЭР? Это различие звучит примерно так: ТРИЗ - это, образно говоря, наука о баллистике полета пули, рекомендации по созданию пороха, инструкция по изготовлению частей пулемета; ТЭР - это обучение стрельбе из пулемета.
 
 Зачем производству ТЭР?
 
  Итак, цель внедрения ТЭР - многократное повышение эффективности работы предприятий в сложнейших условиях современной России как единственная возможность возрождения отечественной промышленности и сохранения стабильности в стране.
  За последние годы состояние предприятий привело меня, консультанта по ТЭР, побывавшего во многих регионах России, к следующим неутешительным выводам.
  1. Средний износ оборудования чрезвычайно высок, предприятия думают не о развитии, а о "латании дыр" (судя по задачам, решаемым на семинарах).
  2. Отсутствие стратегического плана развития предприятия (живут "одним днем").
  3. Отсутствует мотивация к созданию активных творческих коллективов, на которые могут опираться руководители в период развития.
  4. Руководители продолжают надеяться на совершенствование законодательства, госзаказы и т.д.
  5. Отсутствие "исследовательского маркетинга": нет специалистов, умеющих тщательно анализировать сегменты рынка с целью выявления новых потребностей (приходится обучать заново).
  6. Практически отсутствует "творческий конструкторский потенциал", способный создавать на имеющихся ресурсах новые конкурентоспособные товары или услуги (для обеспечения конкурентоспособности товар должен иметь 55-60 "новинок", улучшающих потребительское качество и не повышающих себестоимость).
  7. Практически все предприятия находятся на "третьем этапе развития" "логистической кривой", что объективно обуславливает минимальную возможность повышения эффективности (всего 6%) и только за счет дорогостоящего совершенствования менеджмента (94% возможностей не используются).
  8. Научно-исследовательские институты практически развалились.
  9. Отсутствие кадров, подготовленных соответствующим образом.
  На Западе реинжиниринг бизнес-процессов с середины девяностых годов прошлого века уже стал нормой. Наш многолетний опыт применения ТЭР на многих российских предприятиях подтверждает: мы можем создавать конкурентоспособную продукцию при всех наших "бедах" - высоком износе оборудования, отсутствии инвестиций, холодном климате, больших расстояниях и т.п. Единственная серьезная проблема - это подготовка на каждом предприятии высокопрофессиональных специалистов по ТЭР (хотя бы одного на все предприятие!), которая требует времени, а у предприятий, особенно банкротов, его очень мало.
  Прежде чем перейти к изложению сути ТЭР, уточним некоторые термины и определения.
 
 Термины и определения ТЭР
 
  Эффективность - это отношение какой-то суммированной потребительской "пользы" к затратам на получение этой "пользы".
  А что обычно понимается под развитием предприятия? Увеличение объема продукции или строительство новых цехов? С точки зрения ТЭР, развитие - это всегда только увеличение эффективности. Предприятие стабильно развивается, если его продукция постоянно увеличивает потребительские свойства и снижает себестоимость продукта или услуг. Развитие - это главный фактор для победы в конкурентной борьбе, для стабильного повышения прибыли.
  Смотреть на мир глазами эффективности непривычно. Например, оказывается, что эффективность реактивного авиалайнера ниже, чем у старого винтомоторного самолета: авиапассажиру важно выиграть время, но пока он доберется до современного аэропорта и обратно, пройдет регистрацию и дождется своего багажа, преимущества звуковой скорости самолета будут утрачены. Вдумайтесь: эффективность действий пехотинца на передовой составляет всего 50 минут, а расчета противотанкового орудия - 40 минут.
  ТЭР - очень "жесткая" методика, вырабатывающая идеологию победителя. Она требует от руководителя четкости стратегических позиций, порядочности, патриотизма ("Быть патриотом - это не березки целовать, а помогать честным людям, когда они в беде"), правдивости, умения брать ответственность на себя, умения не падать духом в самом безнадежном положении.
  Сознательное обострение противоречия. Чтобы понять это определение, ответьте себе на вопрос: "Единственным критерием истины является практический результат?" Если "нет" - обратитесь к трудам древнегреческих философов, а если "да" - признайте, что всякий произнесший фразу: "Хотели, как лучше, а получилось - как всегда!" - или непрофессионал, или лжец.
  Людей любой специальности объединяет одна характерная черта - "деятельность". Деятельность - это последовательность физических и информационных действий, учитывающая необходимые ограничения и позволяющая получать нужный результат за конечное число шагов (действий). Она обязательно включает в себя четыре последовательные компоненты:
  цель - планируемый конечный результат, цель может быть явной (декларируемой) и скрытой (латентной);
  ресурсы (средства) - реальные возможности (материальные, энергетические, финансовые, информационные и т.д.) для выполнения цели;
  действие - физическая векторная величина, имеющая размерность произведения энергии на время;
  результат - реальный итог действий.
 Целенаправленные действия, обеспеченные соответствующими ресурсами, которые не приводят к результатам, называются имитацией деятельности.
  Полагая это определение банальным, попытайтесь объяснить себе, почему в сказке "Курочка Ряба" дед и баба плачут, когда мышка, махнув хвостиком, выполняет за них работу - разбивает золотое яичко, достигая цели, которую они поставили перед собой? Что для них было важно? "Действия" или "результат"? (т.е. "деятельность").
  Почему при подборе кадров руководители предприятий отдают предпочтение всяким сомнительным по результативности советам рекрутинговых контор, контрольным тестам или характеристикам вместо того, чтобы обучать людей с последующей проверкой их "по результату"? "Действия" - это еще далеко не "деятельность"! Бестолковая, безрезультатная суета и сейчас почему-то принимается за "работу", а очень простое и быстрое получение результата вызывает недоумение и настороженность.
  Значит, "цель оправдывает средства?" Да! Важен только практический результат для точно поставленной цели! Но действия обязательно должны производиться в пределах необходимых ограничений - морали, законов, общепринятых человеческих норм.
  С точки зрения ТЭР, угрожающие темпы продажи Россией не-возобновляемого сырья за границу (нефти, газа, металлов) - аморальны: это обкрадывание наших будущих поколений (США свои запасы недр законсервировали!). Вместо разбазаривания национального достояния необходимо создавать свои конкурентоспособные продукты и услуги, привлекательные для международного рынка, вопреки искусственно создаваемому общественному мнению. Например, книга Паршева "Почему Россия не Америка", весьма почитаемая депутатами Государственной Думы РФ, утверждает, что Россия никогда не сможет создавать конкурентоспособные товары для международного рынка, аргументируя это "географическим положением" нашей северной страны: повышенные расходы на отопление и транспорт существенно увеличивают себестоимость продукции. В связи с этим он предлагает вернуться к "торговому "железному занавесу".
  С точки зрения "парадоксальной логики" - это абсурд. Вдумайтесь: на выпуск продукции стоимостью 1 доллар США в Европе тратят 0,5 кг топлива, а в России - 1,4 кг; КПД нагревательных печей в металлургии за рубежом - 40-60%, в России - 7-12%. Наши 100-ваттные лампочки дают такую же освещенность, как 14-ваттные немецкие. Причем здесь холодный климат?
  В ТЭР подробно отрабатываются все компоненты деятельности, а не только действия. Например, для правильной постановки цели дается ряд практичных и легко усваиваемых методик: "Функциональная диаграмма", "Разведка боем", АВИЗ-2000, "Экспресс - ФСА" и др.
 
 Ресурсы
 
  Итак, для получения нужного результата все средства хороши (в пределах вышеназванных ограничений). Но есть ли у Вас эти средства?
  Обычно все руководители, особенно - банкроты, жалуются на недостаток ресурсов развития. Это неправда, ресурсы всегда есть - просто они "не видны" формальной логике, которой пользуются все те, кто не обучен "парадоксальной логике". Например, руководитель "видит" обычно только "финансовые" ресурсы - текущие платежи, капитал, инвестиции и т.п., которые нужны ему для выполнения определенных функций. Но эти функции часто вполне можно выполнить с помощью других ресурсов. А где их взять?
  В ТЭР только перечень ресурсов состоит почти из сотни пунктов: вещественные, энергетические, информационные, системные, развития, различия, отсутствия, дифференциальные, пространственные, методические, временные, психологические, специфические, людские, организационные, функциональные и т.д. Эти ресурсы подразделяются на составляющие, производные, сложные производные и т.д. Например, энергетический ресурс подразделяется на ресурсы механические, акустические, тепловые, химические, электрические, магнитные, ядерные, психологические и т.д., а механический ресурс, в свою очередь, - на гравитационный, инерционный, перемещения, центробежный, трения, удара, вибрации, адгезии, давления, поверхностного натяжения, гироскопический и т.д.
  Изучающие ТЭР производственники с изумлением убеждаются, что они часто "сидят на золоте". Для обнаружения этого "золота" в ТЭР существуют различные подходы: функциональный, системный, "гашения колебаний", увеличения вепольности и др. Анализ функционирования по ТЭР дает непривычные для обычного человека логические цепочки: руководителю нужна большая сумма денег на покупку оборудования, а ТЭР интересует только вопрос: "Что должно делать это оборудование?" Затем по определенной алгометрической программе ведется поиск "чего-то", эффективно выполняющего ту же функцию "почти без затрат".
  Впрочем, это уже из программы обучения.
 
 Обучение
 
  Почему обучение ТЭР в современных российских условиях возможно только на производстве? К сожалению, многолетние попытки ввести обучение ТРИЗ в программу вузов закончилось неудачей: формально обучение ведется и сейчас примерно в двух десятках вузов России, но результаты обучения неудовлетворительные. Очевидно, это можно объяснить слабой мотивацией студентов, огромным отрывом вузов от интересов производства, инерционностью вузовских программ и многими другими причинами. Даже опыт проведения сквозного обучения - с первого до последнего курса - не дал результата.
  А в то же время производственники имеют огромную мотивацию к обучению: они очень заинтересованы в решении своих практических задач, поэтому быстро и качественно усваивают материал, начинают верить в свои силы, создают на базе ТЭР творческие коллективы, активно продолжают повышать квалификацию по ТЭР. Ярким примером этого может послужить молодой творческий коллектив химкомбината "Пигмент" - шесть технологов, кандидатов наук, инженеры, руководители средних подразделений, конструкторы, маркетологи. И что самое главное - руководство комбината им всемерно помогает, проводя четкую политику подготовки специалистов для повышения эффективности производства.
  Интересный факт: на многих "благополучных" предприятиях под "большим секретом от начальства" приходилось решать задачи по устранению грубейших нарушений существующей технологии: до знакомства с ТЭР инженеры-эксплуатационники были просто бессильны с этим справиться! Поэтому конфиденциальность в процессе решения задач строго соблюдается.
  Кроме того, изучаемый в ТЭР "системный подход" способствует воспитанию порядочности: я с удивлением заметил, что обучающиеся ТЭР "исполнители", обнаружив ошибку в требованиях "заказчика", сами добровольно и с удовольствием ее исправляют, не становясь в "официальную позу" и при этом, разумеется, устанавливая в будущем по-настоящему доверительные отношения между исполнителем и потребителем.
  А в чем сложность самого обучения "Технологии эффективных решений"?
  Во-первых, у производственников практически нет времени на обучение, а программа большая: три семинара на самом производстве (24 часа, 40 часов, 80 часов), а через год-два - подготовка "заместителя директора по эффективности" из зарекомендовавших себя результатами - уже в Москве, в Институте предпринимательства и инвестиций по 120-часовой программе с защитой реального производственного проекта по реинжинирингу бизнес-процесса и выдачей диплома.
  Во-вторых, у некоторых банкротов имеются финансовые проблемы, не позволяющие тратить средства на обучение. В этом случае целесообразно проводить занятия на самом предприятии, используя также выходные дни; объединяться в большие группы на первых трехдневных семинарах, кооперироваться с другими предприятиями.
  На второй (пятидневный) и третий (десятидневный) курсы принимают только тех, кто прошел трехдневный семинар - при условии их активной предварительной работы по ТЭР на предприятии и представления на семинар "неразрешимых" проблем своего предприятия, с которыми оно не может справиться своими силами. При этом предприятие должно предоставить всю нужную информацию по проблеме.
  Производству нужны специалисты по ТЭР высокого качества, поэтому консультационная связь предприятия с Институтом предпринимательства между семинарами поддерживается постоянно. Как правило, уже на втором и третьем семинаре все затраты на обучение ТЭР многократно окупаются эффективными решениями реальных производственных задач.
  Существует известный парадокс: "Сложное неэффективное сделать просто, а простое эффективное - сделать невероятно трудно"! Это действительно так - но только для необученных "ТЭР".
 
 Семинары по ТЭР
 
  Всего лишь год назад Московский институт предпринимательства и инвестиций (ИПИ), возглавляемый кандидатом экономических наук Кагановым В.Ш., решился на смелый эксперимент - практическое внедрение "Технологии эффективных решений" непосредственно на российских промышленных предприятиях, предусматривающее решение наиболее трудных проблем этих производств.
  Производственники встретили эксперимент очень осторожно, с большим недоверием. Но помог случай: как-то на совещании директоров предприятий в Тамбове заболел основной докладчик. За два "освободившихся" дня удалось достаточно внятно объяснить директорам суть "Технологии эффективных решений". И лед тронулся: при активном участии Учебно-делового центра г. Тамбова (директор Лаптева О.И.) поступил заказ от химкомбината "Пигмент" (директор Утробин Н.П., председатель Cоюза промышленников и предпринимателей Тамбовской обл.) на проведение трехдневного семинара (первый курс). Затем трехдневные семинары проводились на заводе "Комсомолец", заводе "Прогресс" в Мичурине, на маргариновом заводе в Кирове. В дальнейшем прошла серия повторных пятидневных семинаров (второй курс).
  После того как коллектив химкомбината "Пигмента" решил проблему, что позволило получить ему несколько миллионов рублей прибыли, там прошел десятидневный семинар. В 2002 году запланировано проведение серии (трех-, пяти-, десятидневных) семинаров для руководящих сотрудников комбината.
  Поступили заказы на повторные десятидневные семинары от заводов "Комсомолец", "Прогресс". Трехдневные семинары с решением задач были проведены также в Белгороде, Набережных Челнах, Иванове, Великом Новгороде, Саратове. Несколько семинаров для генеральных директоров предприятий Томской области организовала Мэрия г. Томска. При активном участии президента Вятской торогово-промышленной палаты Липатникова Н.М. в г. Кирове были организованы три семинара по ТЭР для руководителей промышленных и торговых предприятий (21-23 сентября, 22-24 ноября, 18-22 декабря 2001г.), которые чрезвычайно заинтересовали руководителей и ведущих специалистов предприятий Кировской области.
  Намечается дальнейшее тесное сотрудничество Института предпринимательства в организации помощи развивающимся, а также предприятиям-банкротам Кировской области в создании конкурентоспособной продукции и повышении эффективности предприятий.
  В настоящее время активно ведется подготовка учебного пособия по ТЭР для производственников. Все замечания практиков тщательно изучаются и учитываются. Для наиболее успешной работы по изданию этого пособия авторам необходимы деловая и искренняя обратная связь, тесное сотрудничество всех заинтересованных!
 
 
 Заключение
 
  ТЭР приучает на все "плохое" смотреть с оптимизмом. Вот, например, с точки зрения собаки, магазинное мясо лучше рыночного: в нем больше костей! Так же и овладевшие ТЭР спокойно и уверенно смотрят на реалии российской жизни, все плохое поворачивая на рельсы эффективности: ну, подумаешь, кризис, ну, развал в промышленности, но зато какая великолепная возможность
 для создания нового, прогрессивного - разваливать старое уже не надо!
  Возможно, этот очень краткий обзор "Технологии эффективных решений"
 приведет кого-нибудь из руководителей к мысли: может, стоит попробовать обучаться ТЭР, а вдруг в этом что-то есть?
  Взвесьте, что Вы теряете, даже не попробовав ТЭР "на зубок", и что можете приобрести, отправив на обучение хотя бы одного своего сотрудника?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 1 Методика разработана на базе информации, изложенной в книге "Семь нот менеджмента", с.306-311, 3-е издание. - М.: ЗАО "Журнал Эксперт", 1998 г.
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 5
  Консалтинг малых предприятий
 
 2
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу