<< Пред. стр. 1 (из 8) След. >>
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ1. Понятие, предмет и метод конституционного права России
Конституционное право России выступает как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина.
Как отрасль права - конституционное право - представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования государственной власти и государственного устройства, закрепляющие правовой статус личности.
Конституционное право РФ занимает центральное место в системе отраслей права России. Нормы конституционного права предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоречить конституционным.
Наука конституционного права РФ подробно изучает отрасль "Конституционное право РФ"; анализирует отдельные правовые институты, их взаимосвязи, тенденции, закономерности развития конституционного права, множество иных вопросов.
Учебная дисциплина - более узкое понятие, чем "наука". Отличие учебной дисциплины конституционного права от одноименной науки в том, что цель учебной дисциплины - не изучение и исследование всей отрасли конституционного права, а доведение до определенного круга (например студентов) наиболее важных положений науки, ознакомление с ней.
Предметом регулирования права в целом являются общественные отношения, отдельной отрасли права - специфический круг общественных отношений.
Предмет регулирования конституционного права РФ составляют две основные сферы общественных отношений:
• отношения между человеком и государством в РФ (права и свободы человека);
• властеотношения (организация государства и государственной власти в РФ).
Предмет регулирования конституционного права РФ не исчерпывается указанными группами отношений. Поскольку права и свободы человека тесно связаны с общественным порядком - формами собственности, экономической, политической, социальными системами, данные отношения также входят в предмет регулирования конституционного права России.
Специфика в том, что конституционное право регулирует основополагающие принципы данных отношений.
Методами конституционного права, как и в любой другой отрасли являются:
• императивный метод;
• диспозитивный метод.
Императивный метод представляет собой такое предписание правовой нормы, которое не предоставляет субъекту правоотношения свободы выбора поведения, а повелевает ему поступать только строго определенным образом.
Диспозитивный метод, в отличие от императивного, предусматривает возможность субъекта правоотношений применять правовую норму по своему усмотрению.
Конституционное право, являясь публичным правом, отдает предпочтение императивному методу правового регулирования, так как в большей степени содержит нормы-принципы, обязательные для других отраслей права.
2. Система конституционного права России
Конституционное право РФ образует строго определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Основной элемент системы конституционного права РФ - правовой институт, то есть группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.
Правовые институты подразделяются на подинституты, нормы. Институты, подинституты тесно взаимосвязаны. Одни и те же нормы могут входить в разные конституционно-правовые институты.
Основные институты российского конституционного права:
• основы конституционного строя;
• основные права и свободы человека и гражданина;
• федеративное устройство;
• основы избирательного права;
• институт Президента РФ;
• законодательная власть;
• исполнительная власть;
• местное самоуправление;
• судебная власть и прокуратура;
• иные институты.
Конституционно-правовое регулирование осуществляется с помощью конституционно-правовых норм.
Конституционно-правовые нормы - это выраженные в Конституции, законах, иных источниках общеобязательные правила должного или возможного поведения, защищенные принудительной силой государства.
Существенные отличия конституционно-правовых норм от норм других отраслей права:
• основополагающий, базовый характер;
• повышенная стабильность.
Конституционно-правовые нормы закрепляют главные принципы для всех норм иных отраслей права.
Конституционно-правовые нормы, как и любые нормы права, имеют свою структуру и состоят из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза - это та часть нормы, которая содержит условия, при которых норма может быть реализована.
Диспозиция - это та часть нормы, в которой содержится само правило поведения.
Санкция - это та часть нормы, в которой содержатся последствия выполнения диспозиции (правила поведения). Санкция может носит положительный (наступление благоприятных последствий) и отрицательный характер (наступление неблагоприятных последствий).
Гипотеза не всегда излагается в самой правовой норме, поэтому ее в таких случаях предполагают (мысленно конструируют). Диспозиция, как само правило поведения всегда присутствует в любой норме.
3. Источники конституционного права России
Под источниками конституционного права понимают форму их внешнего выражения - нормативно-правовые акты, в которых содержатся нормы конституционного права.
Источники конституционного права не равны по своей юридической силе и составляют определенную иерархию. Например, Конституция превышает по своей юридической силе закон, а закон - указ Президента.
Наиболее распространенный источник конституционного права (и права в целом) - нормативно-правовой акт. Признание акта источником права влечет определенные правовые последствия - возникновение прав и обязанностей, которые могут быть защищены в судебном порядке.
Источники конституционного права образуют две основные сферы - естественное и позитивное право.
Естественное право - те права и свободы, которые принадлежат человеку от рождения и не нуждаются в каком-либо закреплении:
• право на жизнь;
• на личную неприкосновенность;
• иные естественные права.
Конституция РФ закрепила все основополагающие принципы естественного права. В настоящее время наблюдается тенденция взаимозависимости и сближения естественного и позитивного (писаного) права.
Позитивным считается право, закрепленное в документах - нормативно-правовых актах, которые не равны по своей юридической силе и образуют иерархическую систему. Источники позитивного права в РФ:
• Конституция РФ;
• федеральные конституционные законы;
• федеральные законы;
• международные договоры;
• указы и распоряжения Президента РФ;
• постановления Правительства РФ;
• декларации;
• регламенты палат Федерального Собрания и законодательных собраний субъектов РФ;
• нормативно-правовые акты субъектов РФ;
• акты органов местного самоуправления;
• действующие в РФ правовые акты бывших СССР и РСФСР;
• судебные решения;
• иные нормативно-правовые акты конституционного права РФ.
Необходимо отметить, что в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры признаны частью правовой системы страны и согласно Конституции имеют приоритет над внутригосударственным законодательством. Но при этом следует считать, что действие ч. 4 ст. 15 Конституции в части приоритета международных договоров над внутригосударственным законодательством не распространяются на саму Конституцию РФ, потому, что международные договоры могут обладать приоритетом только в отношении законов и не имеют преимущества над нормами Конституции.
4. Классификация конституций
Конституция - Основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом или отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и организации государства соответствующей страны.
По форме Конституция - юридический документ. Принимается парламентом, специальной конституционной ассамблеей, народом на референдуме; даруется монархом (октроирование). Имеет высшую юридическую силу и является основой всего законодательства страны.
Конституции классифицируются по наиболее важным основаниям: по форме; способу изменения, внесения поправок и дополнений; степени соответствия или несоответствия существующим общественным отношениям.
По форме - писаные и неписаные.
Писаные - это конституции, составленные и принятые в виде единого документа (большинство действующих конституций).
Неписаные - конституции, которые состоят из нескольких законов, содержащих конституционные нормы (а также правовых обычаев и судебных прецедентов). Неписаные конституции действуют в Великобритании, Швеции, Израиле.
По способу изменения, внесения поправок и дополнений - гибкие и жесткие.
Гибкие конституции принимаются и изменяются, как обычные законы (Конституция РСФСР 1978 г.).
Жесткие конституции предусматривают очень сложный порядок изменения и внесения поправок, влекущий фактическую невозможность изменять конституцию (Конституция США 1787 г., Конституция РФ 1993 г.).
По степени соответствия или несоответствия существующим общественным отношениям - действительные и фиктивные.
Действительные конституции справедливо отражают существующие общественные отношения (обычно конституции демократических государств).
Фиктивные конституции не отражают существующих общественных отношений и зачастую являются документом, который в реальной жизни не соблюдается (как правило, конституции авторитарных и тоталитарных государств).
5. Функции Конституции
Функции Конституции - различные проявления ее назначения и влияния на жизнь общества и государства. Функции Конституции:
• учредительная;
• организаторская;
• внешнеполитическая;
• идеологическая;
• юридическая.
Учредительная функция - подтверждение существующего общественного порядка или создание условий для развития новых общественных отношений, которые уже созрели в обществе, но не могут укрепиться без "помощи" Конституции.
Конституция может иметь учредительное значение для политической системы в целом (например, учреждение новой формы правления - республики вместо монархии) и для отдельных государственных институтов (учреждение двухпалатного парламента вместо однопалатного, введение новых должностей и т. д.).
Организаторская функция - закрепление определенных "правил игры" в обществе, которым необходимо подчиняться. Часто Конституция своими нормами направляет жизнь общества.
Например, Россия провозглашена светским государством, что означает отделение церкви от государства.
Внешнеполитическая функция - Конституция закладывает основные направления внешней политики, служит источником информации об обществе и государстве для внешнего мира.
Идеологическая функция - Конституция закладывает основы мировоззрения.
Пример: Первые конституции (США, Польши, Франции) закрепили идею приоритета прав и свобод человека, демократического устройства государства. Конституции социалистических государств способствовали формированию в обществе социалистических ценностей. Современные исламские конституции прививают гражданам ценности исламского мировосприятия.
Юридическая функция состоит в том, что Конституция:
а) становится основой правопорядка в обществе;
б) непосредственно порождает права и обязанности;
в) служит фундаментом для принятия всех остальных нормативно-правовых актов.
6. Основные черты и юридические свойства Конституции
Черты Конституции показывают связь Конституции как документа с обществом, их взаимовлияние.
Основные черты Конституции:
• основополагающий характер;
• народность;
• реальность;
• стабильность.
Основополагающий характер Конституции в том, что она регулирует не все общественные отношения, а наиболее важные, существенные и потому носит обобщающий характер.
В рамках минимального объема и количества норм Конституция должна закрепить самое главное в устройстве общества и государства. Детальная регламентация общественных отношений осуществляется другими нормативно-правовыми актами, которые должны следовать букве и духу Конституции.
Народность Конституции в том, что она должна выражать интересы народа; закреплять общественные отношения - результат деятельности человека, общества; а также создаваться и приниматься народом через своих представителей либо непосредственно,
Реальность Конституции означает, что документ должен отражать фактическую ситуацию в обществе. Иначе Конституция станет фиктивным документом, не будет иметь авторитета в народе и не будет соблюдаться.
Стабильность - важнейшая черта Конституции, документа длительного действия, который не должен быть подвержен сиюминутным изменениям и определенное время должен обеспечивать незыблемость существующего порядка. Нельзя допускать и иной крайности - воспринимать Конституцию как "вечный" документ, который дан раз и навсегда и не будет изменяться. На практике это невозможно: общество меняется, и если соответствующие изменения не будут вноситься, то Конституция утратит реальность.
Нужен баланс между стабильностью Конституции и необходимостью ее периодического обновления, приведения в соответствие с современной жизнью.
Юридические свойства Конституции - ее признаки как Основного закона государства.
Основные юридические свойства Конституции:
• Конституция - основной закон государства;
• юридическое верховенство;
• база текущего, законодательства;
• особый порядок принятия и изменения.
Любая Конституция - закон и имеет все признаки закона. Конституция - общеобязательный нормативно-правовой акт (закон), принимаемый высшим представительным органом власти или народом на референдуме. Закрепляет важнейшие начала жизни общества и государства; рассчитан на постоянное, многократное применение и опирается на авторитет и принудительную силу государства.
Как правило, Конституция - это один нормативно-правовой акт. По своему значению - Основной закон государства. Остальное законодательство не должно противоречить нормам, закрепленным в Основном законе.
Конституция - база текущего законодательства. Законодательство страны развивает положения Конституции, произрастает из них и не может им
7. Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения нее поправок
Конституция РФ 1993 г. стабильна и имеет сверхжесткий характер - нормы Конституции РФ обладают повышенной устойчивостью и практически не могут быть изменены. За почти 10 лет действия Конституции РФ в нее не было внесено ни одной поправки, кроме изменения в тексте Конституции названий некоторых субъектов федерации. (В предыдущую Конституцию РСФСР 1978 г. только в 1988 - 1993 гг. было внесено около 300 поправок).
Сверхжесткий характер Конституции РФ 1993 г. обеспечивается очень сложным (даже по мировым стандартам) порядком ее изменения, закрепленным в гл. 9 Конституции.
Инициатива пересмотра Конституции, внесения в нее изменений может исходить:
• от Президента РФ;
• Правительства РФ;
• Государственной Думы ФС РФ;
• Совета Федерации ФС РФ;
• законодательных (представительных) органов субъектов РФ;
• не менее 1/5 депутатов ГД или членов Совета Федерации.
Четыре пути изменения Конституции РФ:
• Федеральным Собранием - Парламентом РФ - могут быть внесены изменения в Конституцию, кроме глав 1, 2 и 9, - путем принятия поправки не менее чем 2/3 голосов общего числа депутатов ГД и не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации при условии, если данную поправку ратифицируют не менее чем 2/3 законодательных (представительных) органов субъектов РФ;
• главы 1, 2 и 9 "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и гражданина", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции" не могут быть изменены парламентом, а только путем пересмотра всей Конституции. В этом случае по решению не менее 3/5 от общего числа депутатов Государственной Думы и Совета Федерации созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается 2/3 голосов от общего числа участников Конституционного Собрания или выносится на всенародное голосование. Кроме этого:
• при изменении названия субъекта РФ новое название данного субъекта включается в Конституцию (ст. 65) без соблюдения вышеуказанной процедуры (указом Президента РФ);
• при изменении состава субъектов РФ (принятие в РФ нового субъекта, образование нового субъекта внутри РФ) соответствующее изменение Конституции (ст. 65) производится путем принятия федерального конституционного закона.
К настоящему времени в ст. 65 Конституции РФ внесены (в упрощенном порядке) только три поправки, касающиеся изменения названий субъектов РФ:
• Указом Президента РФ от 09.01.96 № 20 (изменены названия субъектов РФ: Республика Ингушетия вместо Ингушская Республика, Республика Северная Осетия - Алания вместо Республика Северная Осетия);
• Указом Президента РФ от 10.02.96 № 173 (изменено название субъекта РФ: Республика Калмыкия вместо Республика Калмыкия - Хальмг Тангч);
• Указом Президента РФ от 09.06.2001 № 679 (изменено название субъекта РФ: Чувашская Республика - Чувашия вместо Чувашская Республика - Чаваш Республики).
Новые названия субъектов РФ учитываются при переиздании текста Конституции РФ.
Кроме этих поправок в ст. 65 Конституции, иных принципиально меняющих положения Конституции РФ поправок внесено не было. Основной закон остается очень стабильным.
Такие поправки и не могли быть внесены. Изменить Конституцию квалифицированным большинством палат Федерального Собрания (2/3 депутатов ГД и 3/4 членов СФ) с последующей ратификацией законодательными (представительными) органами 2/3 субъектов федерации маловероятно. Нормы Конституции связаны основами конституционного строя и в действительности Конституция РФ может быть изменена только Конституционным Собранием путем принятия новой Конституции. В то же время ФКЗ о Конституционном Собрании не принят, хотя с момента вступления в силу Конституции прошло уже почти 10 лет.
8. Структура Конституции РФ
По своей структуре Конституция Российской Федерации состоит:
• из преамбулы;
• раздела первого - собственно текста Конституции, включающего 137 статей;
• раздела второго - заключительных и переходных положений.
Преамбула - торжественная вводная часть Конституции, имеющая программный характер; Преамбула Конституции РФ от имени многонационального народа Российской Федерации провозглашает следующие основополагающие принципы и программные задачи:
• ответственность за судьбу Родины перед нынешним и будущим поколениями;
• осознание России частью мирового сообщества;
• гражданский мир и согласие;
• государственное единство;
• равноправие и самоопределение народов;
• незыблемость прав и свобод человека;
• демократические основы государства.
Детально данные принципы раскрываются в 137 статьях Конституции, сгруппированных в девяти главах:
• Основы конституционного строя;
• Права и свободы человека и гражданина;
• Федеративное устройство;
• Президент Российской федерации;
• Федеральное Собрание;
• Правительство Российской Федерации;
• Судебная власть;
• Местное самоуправление;
• Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
9. Основы конституционного строя РФ
Конституционный строй - это определенная форма и способ организации государства, закрепленные в его Конституции.
Основы конституционного строя - главные устои государства, его основные принципы, обеспечивающие конституционный характер данного государства.
Основы конституционного строя российского государства согласно Конституции РФ:
• признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;
• демократический характер государства;
• правовой характер государства;
• социальный характер государства;
• федеративная форма государственного устройства;
• республиканская форма правления;
• суверенитет;
• единое экономическое пространство.
Ключевое положение основ конституционного строя и новелла Конституции - признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Из государства-самоцели, во имя которого ранее обязан был жить человек (порой безвозмездно отдавая этому свои силы), государство становится средством обеспечения достойной жизни человека, его слугой. Государство признает и защищает права и свободы человека. Регулированию прав и свобод человека посвящено около 1/3 объема Конституции (49 статей) - в 1,5 раза больше по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г. Установлен строгий перечень оснований ограничения прав и свобод. Глава 2 "Права и свободы человека и гражданина" - на первом месте в тексте Конституции после гл. 1 "Основы конституционного строя". Приоритет в гл. 2 составляют личные права. Никакие нормы Конституции, законы не должны умалять и отменять права и свободы человека. Положения главы о правах и свободах человека не могут быть изменены, кроме случая принятия новой Конституции.
Демократический характер государства подразумевает наличие:
• разделения власти;
• идеологического и политического многообразия;
• местного самоуправления.
Конституция закрепляет принцип народного суверенитета: власть принадлежит народу и исходит от народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы госвласти, которые формируются путем выборов либо производны от выборных органов.
Власть в РФ осуществляется на основе разделения:
• на законодательную;
• исполнительную;
• судебную.
На Общегосударственном уровне это соответственно:
Федеральное Собрание (парламент) РФ; IV Президент РФ и Правительство РФ; IV суды.
Свои органы госвласти имеются в субъектах федерации.
От государственной власти в России отделено местное самоуправление - самостоятельное и под свою ответственность решение гражданами вопросов местного значения (как непосредственно, так и через органы местного (Самоуправления). Местное самоуправление в РФ гарантируется государством.
В Российской Федерации существует политическое и идеологическое многообразие. В стране функционирует многопартийная система, запрещается объявление определенной идеологии единственной и общеобязательной.
Российская Федерация - суверенное государство. Осуществляет всю полноту своей власти внутри страны и свободно и независимо в международно-правовом отношении.
Россия - правовое государство. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство над всеми иными нормативно-правовыми актами, "действуют на территории всей страны, обязательны для исполнения. Деятельность государства, его органов; жизнь общества должны быть основаны на праве.
Российское государство имеет федеративную форму государственного устройства и республиканскую форму правления. Россия, будучи единой, состоит из 89 субъектов федерации - образований, обладающих всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме полномочий, переданных в исключительное ведение федерации и сферу совместного ведения. Субъекты федерации, не обладая международно-правовым суверенитетом, имеют признаки государства - конституции (уставы), символику, собственное наряду с федеральным законодательство, органы госвласти и т. д. В то же время экономическое пространство России едино. В стране существует единая валюта - рубль, единая финансовая система; запрещается препятствовать свободному передвижению товаров, капитала и услуг внутри страны, создавать региональные таможни и т. д.
Республиканская форма правления подразумевает выборность органов госвласти, отсутствие монархической (ограниченной или неограниченной, бессрочной, наследственной) власти.
Россия - социальное государство:
• деятельность государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
• устанавливается минимальный размер оплаты труда;
• обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
• устанавливаются государственные пенсии и пособия;
• работает система социальных служб;
• существуют иные формы социальной защиты.
Российская Федерация - светское государство: религия отделена от государства.
Вследствие этого:
• граждане имеют право верить в бога, быть атеистами;
• запрещается введение общеобязательной единой религии;
• все конфессии равноправны;
• принадлежность к религии, определенной конфессии не может служить основанием для дискриминации граждан;
• религиозные организации не вмешиваются в деятельность госорганов, госорганы - в деятельность религиозных организаций;
• образование (кроме профессионального духовного и частного) свободно от религии.
10. Общая характеристика конституционно-правового статуса личности
Правовой статус личности представляет собой систему прав, свобод и обязанностей, которые закреплены в конституции и других нормативно-правовых актах государства.
Права и свободы человека - мера возможного поведения человека в обществе; возможность делать все, что не наносит ущерба другим людям.
Права и свободы человека - один из главных элементов предмета регулирования большинства конституций (наряду с вопросом о власти и механизме ее организации). В конституциях, принятых после второй мировой войны, права и свободы человека, как правило, - центральный элемент предмета конституционного регулирования. Важнейшая задача любой Конституции - нахождение баланса между властью и правами и свободами человека. При умалении роли и значения власти в обществе свобода перерастает в анархию, вседозволенность. Чрезмерная сила государства (присущая странам с тоталитарным и авторитарным политическим режимом) приводит к подавлению человеческой личности, превращению человека в "винтик" государственной машины. В современной науке конституционного права преобладает точка зрения, согласно которой демократическое общество должно обеспечить своим членам максимум прав и свобод, а государству - оставить столько полномочий, сколько необходимо для надежной защиты этих прав и свобод.
Международно-правовой базис прав и свобод составляют документы:
Всеобщая декларация прав человека от 10.12.48;
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.50 (Римская конвенция);
Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания 1984 г. (конвенция против пыток);
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 01 ,08.75 (Хельсинский акт);
конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ);
иные международно-правовые акты.
Значение данных актов в том, что они содержат универсальные стандарты в области прав человека, выработанные мировым сообществом. Международное сообщество добивается выполнения этих стандартов всеми странами. В мире немного государств, не соблюдающих общепризнанные международные правила в сфере защиты прав и свобод. Большинство демократических стран стремится к уважению прав и свобод человека, их правовой защите. Часть государств приводит свое внутреннее законодательство в соответствие с международными нормами (например в вопросе отмены смертной казни), а в некоторых странах (например в России) международные акты (в том числе в области прав и свобод человека) непосредственно включаются во внутреннее законодательство и имеют прямое действие.
Международное сообщество выработало не только универсальные стандарты прав человека, но и механизм правовой защиты данных прав и свобод.
Защиту прав и свобод на международном уровне осуществляют:
• Организация Объединенных Наций (соответствующие комитеты);
• Европейский суд по правам человека;
• иные учреждения.
В Российской Федерации данные права охраняются и защищаются:
• конституционно-судебными органами (Конституционным Судом РФ);
• судебными органами (судами общей юрисдикции);
• органами исполнительной власти (в административном порядке);
• дипломатическими, консульскими учреждениями РФ за рубежом;
• путем законной самозащиты человеком своих прав.
В некоторых государствах (в частности, западноевропейских) данный механизм дополнен органами:
• административной юстиции (рассматривают споры между гражданами и органами госвласти и управления);
• трудовой юстиции (рассматривают трудовые споры).
В исключительных ситуациях (например, в условиях войны, чрезвычайного положения и др.) возможно ограничение прав и свобод человека. По общему правилу, конституции демократических государств точно и исчерпывающе формулируют перечень оснований ограничения прав и свобод их содержит Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 29).
Исчерпывающий перечень оснований ограничения прав человека содержит и Конституция РФ. Права и свободы человека в России могут быть ограничены только в шести случаях:
• защиты основ конституционного строя;
• нравственности;
• здоровья;
• прав и законных интересов других лиц;
• обеспечения обороны страны;
• государственной безопасности.
Типичные формы ограничения прав и свобод:
• особый режим въезда в РФ и выезда из нее;
• ограничение свободы передвижения внутри страны;
• запрещение уличных шествий и демонстраций;
• ограничение свободы печати;
• введение комендантского часа;
• нарушение неприкосновенности жилища;
• аудиовизуальная слежка;
• прослушивание телефонных переговоров, просмотр корреспонденции;
• досмотр транспортных средств;
• задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления;
• содержание под стражей.
Правовой статус личности включает в себя не только права и свободы, но и обязанности.
Обязанности - мера должного поведения человека в обществе.
Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина в РФ:
• соблюдение Конституции и законов;
• уважение прав и свобод других лиц;
• защита Отечества;
• уплата налогов и сборов;
• бережное отношение к природе и окружающей среде;
• забота о памятниках истории и культуры;
• получение основного общего образования;
• забота о детях и нетрудоспособных родителях.
11. Конституционные принципы правового статуса личности
Под принципами правового статуса человека и гражданина понимают те основные начала, руководящие положения, которые определяют предоставление ему прав и исполнение им обязанностей перед другими личностями, коллективами, государством и обществом.
Эти базовые начала имеют юридический характер, из них исходит более детальное регулирование правового статуса личности, они охраняются государством и правом.
К числу принципов правового статуса личности в Российской Федерации относятся:
• сочетание прав и обязанностей личности, которая имеет не только права, но и несет обязанности перед другими людьми, коллективами, государством и обществом;
• неотъемлемость основных прав и недопустимость одностороннего, произвольного отказа от выполнения конституционных обязанностей;
• равенство людей в отношении их прав и обязанностей;
• гарантированность прав и обеспечение выполнения обязанностей.
Сочетание прав и обязанностей основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Права одной личности неизбежно вызывают обязанности другой личности (коллектива, государства и общества). Многие конституционные права одновременно являются и обязанностями - одни в правовом плане, другие - в моральном, в виде общественного долга.
Неотъемлемость основных прав и недопустимость одностороннего, произвольного отказа от выполнения конституционных обязанностей проявляется в конституционном запрете на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ). Этот запрет гарантируется судебной защитой - Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции и другими в соответствии с их компетенцией.
Равенство людей в отношении их прав и обязанностей означает недопустимость дискриминации (различии) в правах и обязанностях по основным, зависящим от естественных особенностей личности или ее социального статуса. Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ равенство прав человека и гражданина признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Указание на "другие обстоятельства" означает, что такой перечень имеет открытый характер: никакое неравенство в основных правах и обязанностях не допустимо.
Гарантированность прав и обеспечение выполнения обязанностей представляет собой целый комплекс экономических, политических, юридических, культурных и иных условий, которые обеспечивают реализацию (осуществление в жизни) предоставленных личности Конституцией РФ прав. Юридические (правовые) гарантии означают обязанность государства всеми способами защищать закрепленные в Конституции РФ и других нормативно-правовых актах прав и свободы личности.
12. Классификация прав и свобод личности
В науке конституционного права принята следующая классификация прав и свобод человека. Основные права человека делятся на три большие группы:
• личные права;
<< Пред. стр. 1 (из 8) След. >>