<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 возглавляется она неким Балагулой; вторая семья выехала из Ташкента.
 Третья семья перебралась в США из Екатеринбурга.
  Активно развернулся в Америке проживающий там с 1992 г. "Япончик". К 1994 г. он перебирается в Нью-Йорк, где обретает репутацию главы русской мафии. "Япончик" организовал в США один из центров, откуда он управлял российским криминальным миром. Участвовал в крупных зарубежных сходках российских "авторитетов". Иваньков создал на территории Соединенных Штатов собственное криминальное сообщество. Он активно контактировал и с местными мафиози. При посредстве "Япончика" на территории России "отмывались" деньги, полученные в США от нелегального бизнеса. В последнее время сосредоточился на наркобизнесе. В июне 1995 г. Иваньков был арестован сотрудниками ФБР по обвинению в вымогательстве. Об уровне доходов "Япончика" свидетельствует, в частности, тот факт, что он в казино за три дня проиграл более тридцати тысяч долларов.
  Российским мафиози оказывают доверие поставлять профессионалов-
 охранников для боссов американской, колумбийской, сицилийской
 организованной преступности, а также наемных убийц для расправ с
 неугодными. .
  Русские активно сотрудничают с западными наркобаронами, особенно с сицилийской мафией в Италии и ее "филиалами" в Нью-Йорке. Достигнуты конкретные соглашения с колумбийским картелем. Сложилась система передачи колумбийскими экспортерами кокаина сначала российским партнерам, а затем отправка его контрабандой через страны Восточной Европы в Европу и США. За последние пять лет МВД РФ было пресечено полторы тысячи попыток провезти через Россию на Запад героин.
  Большую известность в США получил наш бывший соотечественник М.Смушкевич, который с помощью махинаций с медицинскими страховками сумел выудить из своих новых сограждан миллиард долларов. Популярны в среде "красных гангстеров" аферы с налогами на бензин, минимальный ущерб от которых составил пять миллиардов долларов.
  3. Франция. Франция была избрана российской организованной преступностью, как считает местная полиция, прежде всего для размещения капиталов в промышленности, торговле и недвижимости. Только в 1994 г. министерство финансов Франции получило 38
 предупреждений от французских банков, касающихся российских вкладов.
 Уже к началу 1994 г. российские капиталы в западных банках
 оценивались в 15 миллиардов долларов(55).
  "Новые русские" активно скупают квартиры и дома на Лазурном побережье и других престижных местах. Ряд французских фирм по изготовлению спирта заключил крупные сделки с сомнительными российскими организациями. Французская полиция опасается, что система вино-водочной торговли в России, в основном, контролируется организованной преступностью.
  Во Франции, в отличие от Германии, русские гангстеры не столь активны в насильственных акциях. В начале 1994 г. прямо на Елисейских полях был похищен шведский офицер русского происхождения. Парижским полицейским в ходе перестрелки удалось арестовать всю банду в девять человек.
  Тяжелая рука "Япончика" стала ощущаться и во Франции. Так, 22 ноября 1994 г. наемные киллеры убили российского предпринимателя С.Мажарова. Убийство предположительно было заказано В.Иваньковым. Трагедии предшествовал конфликт из-за полутора миллионов долларов комиссионных, которые предназначались мафии и должны были быть переведены в Швейцарию. Мажаров на свою голову отказался расстаться с деньгами. После серии предупреждений приговор мафии был приведен е
 исполнение.
  Известность во Франции получил некто С. Горшков, который после
 переезда во Францию создал несколько предприятий. Он получал
 миллионные суммы из различных банков на счет "Пирин фильма". По
 данным полиции, Горшков был связан с А. Тохтахуновым ("Тайванчиком"),
 изгнанным вскоре властями из страны. Последний курировал в Европе
 поставки оружия, антиквариата и наркотиков. Оба через приближенных
 приобрели в конце 1994 г. в Париже по ресторану. 18 апреля 1995 г.
 власти Франции, как это сделали в свое время в Германии, поспешила
 выдворить нежелательного гостя из страны. "Тайванчику" было отказано
 в продлении вида на жительство и предложено покинуть территорию
 Франции, так как здесь он прослыл другом "Япончика" и одним из крестных отцов российской мафии(5б).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Глава 2. СОЦИАЛЬНОЕ И ПРАВОВОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
  ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
  # 1. Причины разрастания организованной преступности.
 
  1. Общие положения. Социальное и правовое противодействие организованной преступности может быть успешным только при условии глубокого и полного выявления ее, социальных и экономических корней, ее специфического причинного комплекса.
  Разумеется, причины, порождающие возникновение и разрастание ОП и причинный комплекс преступности в целом во многом общие и в теоретическом исследовании можно лишь сделать предположение о том, к каким именно элементам причинного комплекса преступности "тяготеет" преступность организованная.
  В свое время причинный комплекс преступности нами был определен как комплекс деформаций экономического, социального, политического и духовного развития общества, который порождает отчуждение определенной части населения от ценностно-нормативной системы общества, его деморализацию и провоцирует преступность(1).Деформации с нашей точки зрения, это такие отклонения в общественных отношениях которые тормозят социальный, экономический и духовный прогресс общества, препятствуют всестороннему, полному проявлению и развитию личности, реализации ее прав и свобод.
  Глубинные деформации были характерны для нашего общества в период пресловутого "построения социализма и коммунизма".
  Тоталитарный политический строй, огосударствление экономики, отчуждение граждан от собственности и управления, всесилие и произвол партгосноменклатуры не только прямо провоцировали рост бездуховности, аморализма и преступности, но ив конечном счете привели государство к закономерному кризису.
  Попытки преодолеть деформации общества в период "перестройки" привели к новым, уже "перестроечным" деформациям(2). Это прежде всего относится к явно непродуманной кооперативной политике. Новые проблемы, не менее серьезные, были порождены распадом СССР, борьбой суверенитетов, законов, ветвей власти и т.п.
  2. Рыночные реформы и преступность. Происходящая трансформация российского общества в новое экономическое, социальное и политическое качество и соответствующая государственная политика, направленная на рыночное реформирование экономики, породили серьезнейшие проблемы.
  Какой должна быть новая рыночная экономика России, никто точно
 сказать не может. Ясно лишь одно, что современная экономическая
 основа страны остается еще глубоко деформированной, монополистической, очень мало конкурентной. Главная особенность причинного,
 комплекса преступности, точнее, его "экономического блока", в СССР
 дорыночного периода заключалась в том, что преступность в значительной мере провоцировалась отчуждением народа от собственности, а
 значит, глобальной бесхозяйственностью и массовыми должностными
 злоупотреблениями.
  Однако и современная экономическая политика, проводимая правительством, вопреки ожиданиям, ничуть не сбила волну преступности, в том числе экономической, а напротив, привела к мощному ее всплеску. Процесс приватизации приводит к распродаже за бесценок объектов государственной собственности, баснословному обогащению хозяйственных руководителей и дельцов теневой экономики, обману рядовых тружеников. Сфера предпринимательства все больше поражается криминальной активностью, уходит в зону "теневой экономики". Полностью в этой сфере в настоящее время находится мелкое предпринимательство, сфера услуг. Усиливается криминализация и финансово-кредитной системы. Все больше разрастается так называемый "черный сектор" теневой экономики. Во многом все это результат ошибочной экономической политики, слепого копирования западных моделей и рецептов Международного валютного фонда, результат того, что переход в рынок осуществляется без надлежащей социальной, правовой и криминологической защиты(З).
  Вопреки убежденности многих экономистов в том, что рыночный механизм хозяйствования автоматически решит все ключевые проблемы экономики, да и общества, следует признать, что это - очередная иллюзия. Сам по себе рынок социально нейтрален, действие рыночных регуляторов в хозяйственной жизни может приводить как к социально положительным, так и к социально негативным последствиям, если дополнительно не будут приведены в действие и социально-правовые регуляторы. Социальное регулирование экономики должно избегать двух крайностей - как "зажатости", монополизированности, уничтожающей рынок, так и наоборот, "разгула анархии".
  Экономические реформы социально приемлемы в той мере, в какой они стимулируют экономическое, социальное и духовное развитие общества и личности и неприемлемы тогда и постольку, когда и поскольку они наносят вред личности и обществу, создают препятствия для их взаимного развития, вызывают отчуждение человека от общества и самого себя. Главная проблема в этом, плане - найти тот баланс, который на данный момент социально-исторического развития страны "дает" больше социально положительных, чем социально негативных тенденций и последствий. В конечном счете, это путь, который ведет, к достижению обществом и каждым отдельным человеком наибольшей степени свободы, социальной справедливости и гуманизма.
  3. Особенности причинного комплекса организованной преступности. Главной базой, экономической основой организованной преступности является, бесспорно, "теневая" экономика (ТЭ). В литературе последняя определяется как "фактически не контролируемое государством производство, распределение обмен и потребление- товарно-материальных ценностей и услуг", как "совокупность неформальных социально-экономических отношений в рамках легального производства, распределения, сферы услуг", как "нелегальные экономические деформации", как экономика, "вовлекающая людей в деструктивные, дефективные и криминальные отношения, деформирующая их интересы и экономическое поведение" и т.п.(4).
  На Западе. ТЭ. главным образом связана с сокрытием доходов и
 противоправными способами их извлечения. Спецификой же отечественной
 ТЭ и, соответственно, главной особенностью причинного комплекса ОП
 в России, является то, что такая экономика "вырастает" прямо на
 экономике легальной что, в свою очередь, связано с ее чудовищной
 монополизацией и бюрократизацией. Громоздкий аппарат распределитель
 ной системы исказил до неузнаваемости нормальные-экономические
 взаимосвязи. :
  "Серая" экономика, в отличие от "черной" экономики, те., криминального сектора ТЭ, характеризуется тем, что не платит налоги, не регистрируется, не оформляет юридически своих сделок. Но поскольку речь идет об экономике, которой как бы не существует, которая не может заключить договор, обратиться в арбитраж, официальным путем потребовать, возвращения долгов, охраны товаров и помещений, постольку вся эта система вынуждена прибегать к услугам соответствующего "теневого арбитра". Это как раз та экономическая и социальная почва, на которой тут же возникает в огромных масштабах рэкет. По оценке директора Всероссийского центра уровня жизни В.Бобкова, в настоящее время около 40% в удельном весе экономики России приходится на ТЭ.
 
  Как известно, особенность ТЭ заключается в том, что она не сколько перераспределяет. Это дополнительный мощный слой посредников "с ложкой", между тем, кто "с сошкой", и потребителем. Отечественная мафия не создавала ТЭ, а использовала ее и расширила ее масштабы. Там же, где появляются возможности для получения сверхприбылей, неизбежно появляется и ОП.
  Любопытно признание одного из итальянских мафиозо. Он вспоминает, что во времена контрабанды сигарет, если какой-нибудь комиссар или судья начинали слишком надоедать, никому в голову не приходило отправлять его к праотцам. Из-за небольших денег это просто не имело смысла. "Но с этими бешеными деньгами (которые появились от операций с наркотиками - Ред.) разве кто хоть на секунду станет задумываться, прежде чем спустить курок?"(6).
 Специфической экономической причиной является, надо полагать, массовый вывоз мнению Д.Росса, экономического советника Британского Парламента, кризис российского бюджета и обменного курса рубля во многом носил и носит искусственный характер. Это, в частности, результат того, что власти позволили вывозить капитал "за границу. Известно, что в последние годы утечка эта составляла в среднем 20 миллиардов долларов в год. Фактически Россия инвестировала экономику Запада, лишая себя крайне необходимой валюты(7). Все это позволило сказочно обогатиться молодой российской компрадорской буржуазии, банкирам, торговцам, криминальным "авторитетам". Огромные состояния в мгновение ока были сколочены "из воздуха" на спекуляциях валютой и банковскими кредитами.
  В этих условиях, когда криминализирована вся экономическая система государства, экономика и политика страны попадает во все большую зависимость от криминальных структур.
  Проблема усугубляется тем, что происходящие в России реформы пока оставили в неприкосновенности административно-бюрократическую систему. Чиновники по-прежнему делят денежные и сырьевые ресурсы. Собственность и власть по-прежнему слиты. Псевдосоциализм Советской власти сменился обществом, которое политологи довольно точно назвали "номенклатурным капитализмом". Разница, по сравнению со старой системой, заключается лишь в том, что, по выражению Л.Радзиховского, "на ее бюрократический скелет нарастили мясо частной собственности". В политической сфере мы по-прежнему наблюдаем полное отчуждение власти от избирателей, отсутствие всякого самоуправления на любых уровнях. Такая система выгодна правящей элите, но "неэффективна экономически, несправедлива социально, опасна политически"(8).
  Л.Тимофеев дает еще более жесткую оценку современной политической ситуации в России. По его мнению, реальная власть над страной принадлежит "новой корпорации мафиозного типа, сложившейся в недрах парт-хоз-административных структур"(9).
  Монополизм власти неизбежно ведет к созданию ситуации неподконтрольности, вседозволенности и произвола в действиях представителей элиты. Монополизация, огосударствление экономики в сочетании с командно-бюрократической системой политической власти поставили чиновников в положение, объективно чреватое высокой вероятностью их подкупа, коррумпирования.
  К сожалению, в последние годы в политической жизни страны все более отчетливо проявляется тенденция авторитаризма, когда произвольно толкуемая политическая целесообразность берет верх над соображениями законности. Эта тенденция отчетливо прослеживалась и в "параде суверенитетов", и августовском (1991г.) путче, и в кровавом столкновении двух ветвей власти в 1993 г. Последняя яркая иллюстрация - позорная война в Чечне.
 
  Пожалуй, прав В.В.Лунеев, заметивший, что временность, непрочность и неустойчивость положения формирующейся в настоящее время правящей элиты, отсутствие у нее необходимой партийной, социальной или материальной базы толкает некоторых ее представителей к криминальным способам упрочения своего положениях особенно при грядущих переделах власти и собственности(10).
  По мнению политического обозревателям Н.Вощанова, в России
 "политическая деградация общества стала реальностью", "наступает
 новое время - звездный час политических проходимцев". Российская
 мафия взросла на появлении "общего интереса у политиков, бизнесменов
 и бандитов"(11).
 
  Резкое имущественное и социальное расслоение общества, появившаяся массовая безработица создали социальную рекрутирования в ряды "бойцов" криминального мира немалого числа молодых людей, которые в поисках заработков нередко попадают и в мафиозные сети. И это не случайно. Россия все больше становится страной социальных контрастов. У сотрудников правоохранительных органов имеются сведения о том, что по крайней мере восемь наших сограждан давно нажили состояние, размер которого превысил миллиард долларов США. По специальным подсчетам, на начало 1994 г. доля богатых в населении страны составляла 3-5%, бедных - 25-40%, нищих -40-65%. Т.н. децильный коэффициент (соотношение 10% доходов богатых к 10% наименее обеспеченных) в 1991 г. составлял 4,5, а к 1994 г. он резко вырос и составил уже 11. В апреле 1995 г. по российскому радио называлась еще более красноречивая цифра - 14(12).
  Нельзя не сказать и о существенной роли, которую играют деморализация общественного сознания, и, в частности, это "коммерческая" деформация. На общем фоне снижения престижа права, законности, норм морали, правового нигилизма активно разрастается своеобразная психология "продажности". В условиях, когда все продается и покупается, некоторые граждане приходят к выводу, что в нашей стране "все куплено" и поэтому индивидуальная задача каждого если уж продаваться, то подороже.
  Разумеется, очень важной причиной разрастания ОП является процесс ее самовоспроизводства, самоорганизации. Не встречая должного социального и правового противодействия со стороны государства, организованные преступные формирования быстро расширяют свою преступную деятельность вширь и вглубь, проникая все дальше и дальше в экономические и политические структуры общества.
 
 
  # 2. Социальные и организационные основы борьбы с организованной преступностью.
  1.Социальная система противодействия ОП. Поскольку преступность вообще, а ОП в частности, порождается сложным причинным комплексом, противодействие ей может быть эффективным только при условии формирования соответствующей системы комплексных экономических, социальных, правовых и организационных мер, направленных на нейтрализацию, блокирование, вытеснение этого опасного явления в определенный "криминальный отстойник."
 
  Главным направлением в борьбе с ОП является общесоциальная профилактика: общее экономическое, политическое и социальное оздоровление страны в целом, демократизация деятельности властных структур, духовное и нравственное очищение людей. Другими словами, это реформирование общественных отношений на началах гуманизма, свободы и социальной справедливости. Чем больше все стороны общественной жизни страны будут приближаться к названным общечеловеческим критериям, тем меньше в обществе будет социальных и экономических предпосылок для криминальных проявлений.
  Разумеется, противодействие ОП должно предусматривать и комплекс специальных мер, ориентированных прежде всего на борьбу с ОПФ. Насколько же наше государство преуспело в этом отношении?
  Не будет преувеличением утверждение о том, что в настоящее время усилия государственной власти и правоохранительных органов по борьбе с ОП явно неадекватны ее опасности и масштабам. Государство постоянно запаздывает с мерами противодействия. До сих пор не принято практически ни одного закона, специально посвященного борьбе с ОП. В это же время ОП все больше становится фактором, серьезно дестабилизирующим экономическую, социальную и криминологическую ситуацию в стране.
  Система специальных мер по противодействию ОП может быть представлена, как минимум, следующими основными направлениями.
  Первое направление - выявление и перекрытие каналов проникновения ОП в общество. Сюда можно отнести следующие меры: (1) общее "управление, планирование и координация деятельности по борьбе с ОП; (2) антикоррупционное законодательство и соответствующие меры; (3) борьба с "отмыванием" преступных капиталов.
  Второе направление - обеспечение законности и безопасности предпринимательской деятельности. Оно включает в себя следующие меры: (1) контроль за законностью деятельности юридических и физических лиц, предпринимательской деятельности; (2) специальное организационно-правовое и техническое обеспечение безопасности предпринимательской деятельности с помощью служб безопасности, частных детективов и охранников, вневедомственной охраны и т.п.
  Третье направление - осуществление специальной правоохранительной деятельности. Сюда входят:(1) правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности, уголовно-процессуальной деятельности, связанной с выявлением, изобличением и привлечением к уголовной ответственности участников ОПФ, специальной защитой сотрудников правоохранительных органов, свидетелей и потерпевших от противоправных посягательств со стороны криминальных, структур; (2) специальное уголовное законодательство об ответственности за организацию и активное участие в деятельности ОПФ; (3) общее уголовное законодательство, связанное с пресечением преступных способов извлечения наживы участниками ОПФ.
  Следует констатировать, что в настоящее время в России практически отсутствует система специализированных государственных органов, за исключением МВД, ведущих борьбу с ОП. Нет и специализированного антикоррупционного закона. Отсутствуют по сей день и правовые нормы о борьбе с легализацией преступных капиталов. Давно нужен закон о защите свидетелей, потерпевших и других участников уголовного процесса по делам о преступлениях, совершаемых ОПГ. До сих пор нет и специального закона об ответственности за организацию и активное участие в преступных организациях и преступных сообществах. Все это существенно препятствует противодействию ОП, фактически разоружает и дезориентирует правоохранительные органы, объективно способствует оттоку кадров или их коррумпированию.
  3. Организационные основы борьбы с организованной преступностью.
 
  Ядром системы мер противодействия ОП должна быть соответствующая общегосударственная программа борьбы с "этим явлением". В 1994 г. в России принята и начинает реализовываться Федеральная программа по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 г.г. Указанная программа, в частности, предполагает перенесение центра тяжести на борьбу с ОП. К сожалению, полной реализации названной программы препятствует отсутствие денег у государства. Только в 1994 г. на эту программу следовало израсходовать около двух триллионов рублей.
  Основным звеном государственной системы органов, противодействующих ОП, является МВД. К 1989 г. в структуре МВД было создано б-е управление, специализированное на борьбе с ОП. В 1990 г. в двенадцати регионах страны были созданы соответствующие региональные подразделения. В феврале 1992 г. в МВД РФ образовано Главное управление по организованной преступности соответственно, были созданы региональные борьбе с ОП. Осенью 1992 г. ГУОП было подразделениями быстрого реагирования.
  На указанные специализированные подразделения возлагались следующие основные задачи: проведение разведывательно-поисковых мероприятий, направленных на добывание, сбор, и анализ сведении об организованных преступных сообществах, оперативно-розыскное проникновение в их структуры, выработка мер противодействия; борьба с устойчивыми преступными сообществами и их коррумпированными связями; направление информации в аппараты УР, борьбы с преступлениями в сфере экономики, оперативные подразделения по исправительным делам; совместное проведение крупномасштабных операций по разоблачению преступных структур; информирование соответствующих органов власти и управления о состоянии и тенденциях
 ОП.
  Деятельность специализированных подразделений по борьбе с ОП позволяет накапливать и в дальнейшем реализовывать информацию о преступной среде, местных криминально активных лицах и связанных с ними иногородних преступниках; о причастности конкретных лиц к преступной деятельности различного характера; о структурных образованиях ОП и лицах, объединенных в разных структурах, численности, составе, дислокации преступных групп; о лидерах, возглавляющих структурные элементы ОП, сложившихся между ними отношениях(13).
  В специальной литературе предлагается различать четыре основных вида разведывательных данных об ОП: (1) информация, указывающая на основные направления и тенденции, происходящие в преступной среде либо в конкретных ОПГ (2) оперативная информация, требующая незамедлительной реализации со стороны оперативных подразделений заинтересованных служб ОВД; (3) информация доказательственного характера, которая достоверно может быть использована на стадии следствия либо судебного разбирательства; (4) информация высшего порядка, собираемая в течение относительно длительного времени для последующего суммирования, которая отражает общую картину жизнедеятельности ОПГ(14).
 
  Рекомендуется следующая схема ожидаемой информации об ОП.
 
  По линии УР. Нахождение (проживание, пребывание) в регионе лидеров криминальной среды. Степень и характер их влияния на преступную активность асоциального элемента. Общесоциальные и личностные характеристики; наличие, размер обобществленных материальных средств в среде преступников (в регионе, группировках, группах), их использование для организации преступной деятельности; данные об источниках пополнения этих средств в целом по региону; данные о расправах с соучастниками, заподозренными в нарушении преступных обычаев и традиций; данные о контрразведывательной деятельности членов преступных сообществ; данные о сходках членов
 ОПГ, решаемых на них вопросах; данные о коррумпировании ответственных
 должностных лиц с ОПГ; данные о связях лидеров с лицами, отбывающими
 наказание; данные о знакомствах лидеров с деятелями искусства,
 спортсменами, врачами, юристами.
 
  По линии СБЭП. Данные о наличии устойчивых связей правопослушных предпринимателей, а также дельцов подпольного бизнеса с традиционно-уголовной средой, характер их взаимоотношений; данные о получении от лидеров криминальной среды денежных средств на заведение или расширение "дела"; данные об отчислении дельцами и предпринимателями части прибыли в "общак"; информация о посредничестве представителей уголовной среды во взаимоотношениях дельцов, предпринимателей; данные об организации личной охраны дельцов, предпринимателей и их предприятий; данные о совершении преступлений по заказам, с целью добычи сырья, расправы с конкурентами, неугодными соучастниками; сведения о попытках дельцов вложить незаконно добытые средства в легальные предприятия; данные о коррумпировании дельцов с ответственными должностными лицами, их связи с деятелями искусства, литературы, журналистами, спортсменами, врачами, юристами.
  По линии ИТУ. Данные о связях до осуждения "авторитетов" с ответственными лицами, деятелями искусства, литературы, журналистами спортсменами, врачами, юристами; данные о распространении ими преступной идеологии в среде осужденных; данные о "деловых связях" лидеров преступной среды, находящихся в ИТУ и на свободе; данные о взаимосвязи лидеров, находящихся в местах лишения свободы, свидетельствующие о скоординированности их деятельности; информация об участии лидеров в решении конфликтных ситуаций среди осужденных; данные об объединении осужденными материальных средств, отчислении части этих средств на свободу; данные о подкупе должностных лиц мест лишения свободы; данные о сходках "авторитетов" мест лишения свободы круг решаемых на них вопросов; сведения о попытках организации противодействия администрации ИТУ.
  По линии следствия. Любые фактические данные, относящиеся к информации, сформулированной для подразделений УР, СБЭП, ИТУ(15).
  Проект Федерального Закона "О борьбе с организованной преступностью" предусматривает создание системы специализированных подразделений по борьбе с ОП также в прокуратуре, ФСБ, погранвойсках налоговой полиции, таможенных органах. Кроме того, предполагается создание Федерального Комитета по борьбе с особо опасной организованной преступностью. Раздел проекта Закона подробно определяет компетенцию названных органов и специализированных подразделений(16). .
  Следует поддержать разработчиков проекта в их оправданном
 стремлении создать стройную систему государственных органов,
 специализированных на столь специфическом и чрезвычайно опасном
 явлении, как ОП. Правда, акад. В.Н. Кудрявцев не согласился с
 такой идеей, опасаясь "чрезвычайной юстиции" {17). Вряд ли эти
 опасения справедливы. Ст.4 проекта специально предусматривает
 дополнительные гарантии законности при применении данного Закона.
 В частности, речь идет об усиленном судебном контроле и прокурорском
 надзоре, о том, что оперативно-розыскные мероприятия осуществляются
 параллельно несколькими органами разной ведомственной подчиненности;
 о том, что содержание под стражей участников ОПГ обеспечивается
 органом, независимым от органов, ответственных за раскрытие
 преступлений(18). .
 
  Федеральная служба безопасности. Учитывая исключительную опасность ОП, которая подрывает сами устои государственной власти, напрямую угрожает национальной безопасности страны, борьба с ней должна вестись целой системой органов. 22 февраля 1995 г. Госдума приняла Закон " Об органах Федеральной службы безопасности в РФ". Данный закон реорганизует ФСК в Федеральную службу, безопасности (ФСБ), которая обретает, по сравнению с прежней ФСК, значительно большие полномочия и, в том числе, в борьбе с ОП.
  Среди новых прав ФСБ: право вести борьбу с ОП; осуществлять проникновение в спецслужбы и органы иностранных государств, а также в преступные группы; проводить предварительное следствие; иметь и использовать следственные изоляторы; создавать подразделения специального назначения; создавать для выполнения специальных задач предприятия, учреждения и организации(19).
  С точки зрения задач усиления государственного противодействия ОП реорганизация ФСК ' и приобретение новой службой более весомых прав - шаг вполне оправданный, направленный на исправление ранее допущенной поспешности в свертывании функций органов государственной безопасности.
  Межгосударственное сотрудничество. В организационном плане противодействие ОП обязательно должно быть скоординированным в межгосударственной сфере. Много проблем возникло в государствах СНГ после распада СССР. В едином криминальном пространстве границы для преступников оказались "прозрачными". Для правоохранительных органов возникло множество трудностей. Для их устранения государства СНГ стали предпринимать ряд мер. В сентябре 1993 г. решено было создать Бюро по координации борьбы с ОП.
  В январе 1993 г. главами государств СНГ подписана Конвенция о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Большой раздел документа посвящен выдаче преступников. В то же время названной конвенции присущ ряд недостатков, осложняющих борьбу с ОП. Так, в ней не предусмотрена возможность ряда совместных, скоординированных действий по "горячим следам" или каких-то крупномасштабных операций на территориях договаривающихся сторон, направленных на быстрое выявление, розыск и задержание членов ОПГ, участвовавших в преступлениях, руководителей ПС, находящихся под международным контролем правоохранительных органов нескольких государств. В документе подобного рода остро необходим специальный раздел о совместной деятельности именно по вопросам борьбы с ОП(20).
  В целях совершенствования международного сотрудничества в деле
 борьбы с ОП транснационального характера криминологи предлагают
 осуществить ряд мер. В их числе следующие: провести международную
 конференцию по транснациональной преступности, на которой обсудить
 меры, входящие в международную систему противодействия ОП;
 разработать конвенцию о мерах борьбы с ОП транснационального
 характера; учредить Международный фонд борьбы с ОП; создать
 Международный трибунал по ОП; создать Международный корпус полиции;
 учредить международный-информационный центр по 0П(21).
  # 3. Правовые основы борьбы с организованной преступностью.
  Правовое обеспечение борьбы с ОП должно заключаться, прежде
 всего, в разработке и принятии соответствующих законов, направленных
 на противодействие этому явлению и носящих комплексный межотраслевой
 характер. В их числе такие правовые акты, как Закон о борьбе с
 организованной преступностью, Закон о борьбе с легализацией
 преступных доходов, Закон о борьбе с коррупцией, Закон о защите
 свидетелей и потерпевших и др.
 
  1. Законы о защите участников уголовного процесса. 22 марта 1995 г. Госдума приняла Закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"(22). На рассмотрении находится законопроект "О защите свидетелей, потерпевших и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству".
 
 
  В соответствии с указанными документами в случае необходимости защищаемым лицам может выделяться личная охрана, выдаваться огнестрельное оружие, с их согласия они могут временно помещаться в места, гарантирующие их безопасность; в зависимости от обстоятельств защищаемые могут быть временно или постоянно переведены на другую работу, переселены на другое место жительства, им могут изменить фамилию, имя, отчество, другие анкетные данные. При необходимости жилище и имущество защищаемых оборудуется средствами пожарной и охранной сигнализации, заменяются номера их квартирных телефонов и госномерные знаки принадлежащих им транспортных средств и т.п.
  Опознание предполагается проводить "вне визуального наблюдения опознаваемым опознающего". В интересах граждан, содействующих уголовному производству, сведения от них в заявлении о преступлении, в протоколах следственных действий и судебных заседаний Анкетные данные могут полностью изменяться. При необходимости лица, подлежащие защите, могут не вызываться в суд, а их анкетные данные могут не оглашаться. Если лицо освобождается от явки в судебное заседание, то суд при разбирательстве дела вправе огласить показания, данные защищаемым лицом при производстве дознания или предварительного следствия, воспроизвести приложенною к протоколу допроса видео- и звукозапись, либо допросить защищаемое лицо в отсутствие других участников процесса"(23).
  В соответствии со ст.42 проекта Закона о борьбе с ОП в необходимых случаях допускается видео-аудиозапись под псевдонимом и при изменении внешности, голоса, с использованием других приемов. Такая запись удостоверяется прокурором, осуществляющим надзор за законностью предварительного расследования и передается в суд вместе с другими материалами дела.
  Наравне с должностными лицами, свидетелями и потерпевшими защите подлежат и их, близкие, на которых преступники могут оказать воздействие(24).
  Следует отметить, что в печати высказаны возражения против принятия подобных мер. Так, акад. В.Н.Кудрявцев и проф. А.М.Ларин схожих по названию и аргументам, ссылаются на ст.123 Конституции РФ, которая провозглашает принцип состязательности и равноправия сторон. Что же предлагают уважаемые авторы взамен? Ни больше, ни меньше, как "овладевать профессионализмом" (В.Н. Кудрявцев), "повышать квалификацию кадров" (А.М.Ларин) (25).
 
  Вряд ли можно согласиться с приведенными возражениями. Во-первых, подобные специальные меры защиты предусмотрены в законодательстве других стран, в частности, США. Во-вторых, о каком "равноправии сторон" идет речь, когда в реальной жизни оно давно нарушено в пользу обвиняемых и подсудимых в делах о преступлениях, совершенных организованными группами, когда уголовники буквально терроризируют участников уголовного процесса? Поразительно, но уважаемые коллеги словно делают вил, что такой проблемы, как противоправное давление на участников уголовного процесса со стороны мафиозных структур, не существует. Реальная опасность ОП сегодня настолько велика, что для осуществления правосудия и обеспечения объективного рассмотрения уголовных дел требуется применять специальные меры безопасности. В практике уже встречаются случаи, когда судебно-медицинскую экспертизу невозможно провести: уголовники не дают возможности эксперту произвести вскрытие трупа; когда преступники приезжают к зданию суда для расправы над судьей и т.п. Проблема назрела давно и давно ждет своего решения. Из различных регионов страны уже несколько лет поступают сведения о противоправном физическом и психическом воздействии на потерпевших и свидетелей со стороны преступных элементов. Только в Тамбовской области в.90-91 г.г. официально зарегистрировано 54 случая подобного давления, при этом в 40 (т.е. в 75%) случаях свидетели и потерпевшие изменили свои показания. На этом основании уже не один год специалисты предлагают предусмотреть в законе особые меры безопасности, и в их числе - сохранение в тайне анкетных данных на указанных лиц и др.(26).
  2. Закон о борьбе с легализацией преступных доходов. По оценкам МВД РФ, общий размер доходов, полученных ОПГ только в 1993 г., составил почти два триллиона рублей. Основная часть этих доходов нуждается в легализации и это делается прежде всего посредством введения их в коммерческий оборот. Но процесс- этот весьма сложный и дорогостоящий. Не случайно только на легализации преступных доходов специализируется свыше трех тысяч ОПГ(27).
  Один из каналов легализации капиталов - перевод их за границу. В связи с активной интернационализацией ОП в мире процесс легализации преступных доходов идет довольно интенсивно и, прежде всего, с помощью переводов денег за рубеж. В этой связи каждая страна и международное сообщество в целом пытаются согласованно противодействовать этому процессу.
  В соответствии с многочисленными решениями различных международных организаций, в том числе Группы финансовых действий против "отмывания" капиталов, созданной странами Большой семерки, каждой стране рекомендуется принять специальные программы борьбы против отмывания денег. Указанная программа должна предусматривать совершенствование национальных правовых систем борьбы с легализацией преступных доходов; укрепление роли финансовой системы и укрепление международного сотрудничества. В 1990 г. Совет Европы принял специальную Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности(28).
  В отечественной литературе сформулированы соответствующие предложения, направленные на совершенствование законодательства о борьбе с отмыванием денег, добытых преступным путем(29).
  16 ноября 1994 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект "0 борьбе с организованной преступностью". В ст. 2 проекта, в частности, дается определение как понятия "преступный доход", так и его "легализации". Преступный доход - это "полученные с нарушением уголовно-правового запрета деньги, ценные бумаги, иные материальные или интеллектуальные ценности; либо связанные с правом на них документы". Легализация преступных доходов - это "сокрытие незаконного происхождения преступных доходов, придание им в любых формах правомерного вида"(30).
  Ст. 9 данного проекта предусматривает уголовную ответственность за участие в легализации или приумножении преступных доходов; раздел YII этого же документа посвящен предупреждению легализации преступных доходов, а также административной и гражданско-правовой ответственности за это деяние.
  В декабре 1994 г. Госдума также в первом чтении приняла проект нового УК РФ. Ст.180 проекта УК содержит описание признаков такого состава преступления, как "легализация (отмывание), денежных средств, добытых противозаконным путем"(31).
  Хорошо, что в уголовном кодексе предполагается наконец-то установить уголовную ответственность за "отмывание" преступных капиталов. Однако, к сожалению, формулировка признаков одного и того
 же состава преступления в двух проектах не совпадает. В проекте УК
 говорится о "совершении финансовых операций с денежными средствами
 или имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, а равно
 использование таких средств для осуществления легальной предпринимательской или иной экономической деятельности". В другом же
 законопроекте данное деяние определяется более широко, что
 оправданно: имеются в виду не только "финансовые операции", но и
 любые другие действия, связанные с сокрытием незаконного
 происхождения преступных доходов или преданием им правомерного
 вида". Так, если, например, лицо только хранит "общаковские" деньги
 и не совершает с ними какие-либо финансовые операции, то оно уже по
 смыслу соответствующей статьи УК не подлежит уголовной
 ответственности.
  В начале 1995 г. в газете "Юридический вестник" опубликован специальный законопроект "Об ответственности за легализацию преступных доходов". Ст. 3 проекта содержит определение понятий "преступные доходы" и " легализация преступных доходов". Ст. 11 проекта описывает состав преступления следующим- образом: "Легализация преступных доходов, т.е. придание им в какой бы то ни было форме правомерного вида, сокрытие или искажение источников и природы происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности финансовых средств, имущества или прав на имущество, заведомо добытых преступным путем"(32).
  Не возражая против такого определения по существу, вероятно, следовало бы все же рекомендовать законодателю идти по пути унификации одних и тех же определений в разных законодательных актах. Одно дело - если это альтернативный проект, и другое - если он рассматривается самостоятельно в общем пакете законодательных мер борьбы с ОП. То же следует сказать относительно формулирования оснований административной и гражданско-правовой ответственности за легализацию преступных доходов.
  Вызывает сомнение необходимость криминализации действий, состоящих, по терминологии последнего законопроекта в "нарушении правил, установленных в целях борьбы с легализацией преступных доходов". Так, предлагается установить ответственность перед уголовным законом за "нарушение правил бухгалтерского учета и хранения документов" (ст. 12), "нарушение правил, установленных в целях борьбы с легализацией преступных доходов" (ст. 13), "разглашение сведений, составляющих банковскую или коммерческую тайну, и других конфиденциальных сведений" (ст. 14).
  Первые два состава предусматривают административную преюдицию. Подобная криминализация представляется излишней, поскольку, если не установлен умысел лица в отношении легализации преступных доходов, постольку вполне достаточно в таких случаях ограничиться административно-правовыми мерами.
  Важным, хотя и очень запоздалым шагом в контроле за
 законностью происхождения средств, в борьбе с "отмыванием" преступных
 капиталов явилось постановление Правительства РФ от 28 февраля 1995
 года (Ы 206), согласно которому юридические и физические лица при
 приобретении имущества, долей, акций приватизируемых предприятий
 (АО, товариществ) за деньги на определенные суммы (указанные в
 постановлении) обязаны предоставить справки соответственно об
 источниках денежных средств или о доходах (33).
  Проверка достоверности сведений, указанных в названных справках производится налоговыми органами, правоохранительными органами и ФСБ. Установление факта незаконного происхождения средств, использованных по сделкам приватизации, а также недостоверное предоставленных сведений является основанием для отказа от сделки или признания ее недействительной со всеми вытекающими правовыми последствиями.
  3. Закон о 6орьбе с коррупцией. История с законопроектом о борьбе с коррупцией наиболее драматична. Впервые он был опубликован в "Российской газете" в 1993 г. для широкого обсуждения. До это он рассматривался и также обсуждался в правоохранительных орган и научных коллективах. 20 июля 1993 г. Закон, был, наконец, принят Верховным Советом РФ, однако отвергнут Президентом. После этого не стало Верховного Совета. Госдума, в свою очередь, взяв за основу ранее одобренный проект, приняла его осенью 1994 г., однако Президент вновь отклонил Закон. 11 все это происходит в условиях, когда по признанию самого главы государства, чиновники госаппарата в стране коррумпированы снизу доверху.
 
  Рассматриваемый законопроект содержит четыре раздела: "общие положения", "предупреждение коррупции", "коррупционные правонарушения и ответственность", "устранение последствий коррупционных правонарушений" (34) .
 
 
  Названный документ отличает хорошая криминологическая проработка. Думается, что его принятие действительно способствовала бы более успешному противодействию коррупции госслужащих. Он достаточно четко определяет правовые ограничения и меры финансово контроля, препятствующие подкупу и коррупционным злоупотреблениям чиновников. Разумеется, законопроект можно критиковать за нечеткость некоторых определений, зато подобный закон выглядел бы более логично после принятия соответствующего Закона о государственной службе.
  Примечательно, что ученые и практические работники, отвергающие данный проект в печати, занимают позиции сторонних наблюдателе Конструктивных идей, деловых предложений они никаких не выдвигают(35). При нынешней же высокой коррумпированное государственных чиновников бездеятельность высших орган государственной власти, блокирование антикоррупционного законодательства просто губительны.
  Еще летом 1994 г. Госдума приняла в первом чтении одним пакет два законопроекта: "О борьбе с коррупцией" и "О внесении изменений дополнений в УК РСФСР". Во втором законопроекте, касающемся соответствующего уголовно-правового обеспечения общего антикоррупционного закона, предлагается расширить понятие должностного лиц В частности, в этих целях предлагается включить в УК ст. 174(2), согласно которой должностные лица и иные служащие профсоюзов, общественных организаций, негосударственных хозяйствующих субъект должны нести ответственность по статьям о должностных преступления Такой подход вызвал, на наш взгляд, справедливую критику(36).
  Вряд ли оправданно устанавливать, по сути, равную ответственность государственных чиновников и других лиц хотя бы потому, что здесь смешиваются совершенно разные объекты посягательства.
  В проекте УК предусматривается более четкий подход в решении данного вопроса. Глава 24 проекта предусматривает ответственность за преступления против интересов службы на негосударственных предприятиях и организациях. В их числе: превышение полномочий, различные злоупотребления (ст.ст. 199- 201), коммерческий подкуп; (ст. 202) и недобросовестное отношение к обязанностям (ст. 203).
  # 4. Уголовное законодательство об организованной преступности.
 
  1. Уголовно-правовые нормы общей части. Ст. 17 (1) УК РФ дает определение понятия организованной группы, в отличие от групппы, совершившей преступление по предварительному сговору. "Организованная группа - это устойчивая группа лиц, предварительно объединившихся для одного или нескольких преступлений". Как видно из определения, ключевой признак названной группы - устойчивость. В.Осин, правда, полагает, что организованность группы не может быть раскрыта через
 признак устойчивости. По его мнению, группа "по предварительному
 сговору" отличается от ОГ лишь тем, что "в первом случае группа
 заранее договорилась" а во втором - "заранее объединилась". Далее
 автор прибегает к помощи словаря русского языка(37.).
  Вопреки мнению указанного автора, теория и практика все же достигли понимания в толковании признака устойчивости, во всяком случае, применительно к ст. 77- УК, предусматривающей ответственность за бандитизм. Да и в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 21 декабря 1993 г. "О судебной практике по делам о бандитизме" в п. 3 четко раскрывается содержание названного признака (стабильность состава и организации, структуры, сплоченность членов, постоянство форм и методов преступной деятельности) (38) .
  2. Уголовно-правовые нормы Особенной части. В действующем
 уголовном законодательстве факт совершения преступления ОПГ отражен
 прежде всего в установлении квалифицирующих признаков ряда составов
 преступлений.
  Это общеуголовные корыстные и корыстно-насильственные преступления: вымогательства, совершаемые ОПГ (ст. 148 ч. 5 УК); кражи, грабежи, разбои, мошенничество, присвоение имущества, неправомерное завладение транспортным средством или иным ценным имуществом (ст.ст. 144, ч. 3, 145, ч. 3, 146, ч. 3, 147, 147(1), ч. 3 и 148(1), ч. 4 УК); убийства корыстные при "разборках" (ст. 102 п.п. "а", "в", "н").
  Это преступления "деловых" людей: взяточничество (ст. 173, 174 УК); контрабанда и нарушение таможенного законодательства, совершенные ОПГ: (ст. 78, ч. 2У ст. 169, ч. 3 УК); незаконные сделки с валютными ценностями (ст. 162(7), ч.2 УК); фальшивомонетничество (ст. 87 УК); незаконное повышение цен (ст. 154(3), ч. 4 УК); незаконное предпринимательство в сфере торговли (ст. 162(5), ч. 2 УК); обман потребителей (ст. 166, ч. 3); незаконное предпринимательство (ст. 162-{4) УК); сокрытие доходов и противодействие налоговой инспекции (ст. 162(2), ст. 162(3) УК).
  Это преступления против правосудия и общественной безопасности: похищение человека (ст. 125(1), ч. 3 УК); захват заложников (ст. 126 УК); бандитизм (ст. 77 УК); угон воздушного судна (ст. 213(2), ч. 3 УК (; терроризм (ст. 213(2), ч. 2 УК); понуждение свидетеля и потерпевшего (ст. 188 УК); групповые действия, нарушающие общественный порядок; хищение оружия и боеприпасов (ст. 218(1), ч.3 УК); незаконные операции с наркотиками (ст. 224, ч. 2, ст. 224(1), ч. 2 УК).
  В проекте УК РФ факт совершения преступления организованной группой лиц находит, по сравнению с действующим законодательством, более широкое закрепление, в частности, в виде квалифицированных составов преступлений. В проекте УК предлагаются и новые составы преступлений.
  3. Криминализация деятельности "мафии". На наш взгляд, уголовный закон должен предусматривать и ответственность за деятельность в рамках преступных сообществ или преступных организаций.
 
  Как известно, действующее уголовное законодательство до сих пор не устанавливает наказуемости деяний лиц, которые сами не участвовали в совершении преступления в качестве соучастников (организаторов, подстрекателей, пособников или исполнителей), однако являлись руководителями или организаторами ПО или ПС. до сих пор так называемая элита преступного мира находится за пределами досягаемости уголовного закона.
 
  Среди ученых мнения относительно криминализации деятельности по организации преступных групп разделились. Одни опасаются произвола, и размывания границ уголовной ответственности в результате такой криминализации (И.М.Гальперин, Н.Ф.Кузнецова), другие считают, что это сделать необходимо, ссылаясь на опыт других государств (В.В.Лунеев, А.И.Долгова, А.С.Никифоров). В.Осин вообще заявил на страницах центральной печати, что в таких странах, как,
 например, Италия, нет "никакой ответственности за преступления, совершенные мафией. " (39).
 
  Однако так ли это на самом деле? В соответствии со ст.416 У Италии, "когда три или более лица объединились с целью совершения преступлений, то те, кто способствует, или создает, или организует объединение, наказываются только за это лишением свободы на срок от трех до семи лет". Т.е. само наличие объединения такого рода является в Италии наказуемым независимо от факта совершения последним преступлений. Но и это не все. Как известно, после убийства непримиримого борца с мафией генерала Де Ла Кьезы в 1982 г. УК Италии был дополнен ст.416(1). Речь в новой статье идет о том, что "всякий, кто участвует в объединений мафиозного типа, состоящем из трех и более человек, наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет". Далее в тексте закона раскрывается, что следует понимать под объединением мафиозного типа" (40). Неужели: все это не известно В. Осину? По иронии судьбы упомянутый автор присутствовал на международном семинаре по проблемам организованной преступности, где, в частности, выступал Л.Туроне, генеральный прокурор кассационного суда Рима. Последний говорил о необходимости включения в законодательство статей о преступных объединениях и подробно делился опытом применения ,как раз вышеназванных статей кодекса уголовного кодекса Италии. Состав данного преступления налицо, когда названное объединение использует, в частности, "методы запугивания", а также "условия всеобщего подчинения".
  Можно согласиться с уточнением, что следует криминализировать не саму деятельность объединения преступников, а конкретные функции его участников. Это, во-первых, функция организации и руководства преступной деятельностью (разработка стратегии деятельности преступной организации, поиск новых сфер преступной деятельности, определение общих тактических приемов совершения преступлений). Во-вторых, это организационно обеспечивающая функция (разработка конкретных приемов и методов совершения преступлений, учет средств преступной деятельности, поиск каналов их "отмывания", решение "кадровых" вопросов, обеспечение внутренней безопасности и т.п. ) (41)
 
  К сожалению авторы проекта УК отказались от формулирования е Особенной части специального состава преступления в виде создания преступной организации, преступного сообщества и активного участия в них. В действующем УК есть статья, где речь идет как раз об организации преступного сообщества особого рода - это ст. 77. Однако в сферу действия данной статьи попадает лишь малая часть разоблачаемых ОПФ. Разумеется, нужно видеть, что долгие годы в стране власти делали вид, что с бандитизмом давно покончено и поэтому такие деяния квалифицировались как обычные преступления против личности и
 собственности. Реальное и достаточно широкое применение ст.11 УК
 началось лишь в 1994 г.
  Разработчики проекта УК все же предпочли отказаться от состава бандитизма. Вместо этого в тексте проекта появился некий паллиатив, гибрид между бандой и организованной преступной группой. Ст.198 проекта говорит об организации вооруженной группы для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а равно участие в такой группе (42).
  Вряд ли такое решение можно считать оптимальным. Во-первых, из определения выпал признак устойчивости. Во-вторых, деятельность "воров в законе" и других криминальных авторитетов по организации деятельности преступных сообществ, проведению криминальных сходок, сбору средств в "общак", назначению "положенцев" по-прежнему остается ненаказуемой.
 
  # 5. Закон "О борьбе с организованной преступностью.
  Опыт многих стран свидетельствует, что эффективно противодействовать ОП можно только на основе специальных мер комплексного характера. Примечательно, что в США успешное наступление на мафию началось после принятия специального закона.
  1.Общая характеристика проекта 3акона "О борьбе с организованной преступностью." Проект Закона "О борьбе с организованной преступностью" был подготовлен межведомственной комиссией, созданной на основании решения координационного совещания руководителей правоохранительных органов в ноябре 1993г. Через год указанный проект был принят Госдумой в первом чтении. Примечательно, что данный законопроект не был опубликован в периодической печати для широкого ознакомления и обсуждения. И в то же время страницы центральных газет были предоставлены для сокрушительной его критики(43). Что и говорить, весьма "демократичный" способ обсуждения законопроектов...
  Названный законопроект отличается не только комплексный характер, но и концептуальное единство. В зависимости от уровня организованности преступных формирований определяются соответствующие органы, противодействующие им.
  С обычными ОПГ борьбу должны вести все оперативные подразделения ОВД, ФСБ, прокуратуры, таможни, налоговой полиции. Уголовные дела о преступлениях названных групп рассматривают суды в общем порядке. С преступными организациями (ПО) и преступными (ПС) должны заниматься уже специализированные подразделения данных органов. С особо опасными ПО и ПС, имеющими международные связи, использующими полномочия федеральных органов власти и управления, либо совершившими или совершающими особо опасные государственные и ряд иных тяжких преступлений - уже Комитет по борьбе с особо опасной организованной преступностью, который предполагается учредить названным проектом. Такие уголовные дела должны рассматриваться судебными коллегиями, состоящими из профессиональных судей.
  С учетом специфики ОП формулируется ряд новых составов преступлений и предусматриваются некоторые специальные меры, касающиеся ОВД, уголовного судопроизводства и порядка отбывания наказания. Эти меры должны применять только специализированные органы по борьбе с ОП при усиленном прокурорском надзоре и судебном контроле. Специальный раздел проекта посвящен мерам борьбы с легализацией и приумножением преступных доходов.
 
  Значительное место в законе занимают гарантии недопущения нарушений законности. Так, в частности, не допускается соединение в одном органе функций по раскрытию преступлений и содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений ( 44).
  2. Уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью по проекту Закона. Разработчики проекта формулируют три основных состава "мафиозных" преступлений: создание преступной организации и руководство ею; участие в преступной организации; организация преступного сообщества, руководство и участие в нем.
  Ст.5 проекта предусматривает ответственность за создание преступной организации и руководство ею или входящей в нее организованной группой или иным ее структурным подразделением, или преступной деятельностью данной организации либо ее структурным подразделением.
  В качестве квалифицирующих обстоятельств называются использование полномочий и возможностей госорганов, учреждений, предприятий, организаций или органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий, должностных лиц либо с хранением, применением, изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ либо созданием устойчивых каналов их приобретения, или с монополизацией экономической деятельности, или с использованием зарубежных связей.
  Представляется, что, кроме последних двух перечисленные обстоятельства можно было бы снять, так как в случае их наличия можно было бы квалифицировать содеянное по совокупности с должностными преступлениями, незаконными операциями с оружием и т.п.
 
  Ст. 6 проекта описывает участие в преступной организации. Квалифицирующие обстоятельства аналогичны ст. 5.
  Ст.7 определяет состав преступления следующим образом: "Организация преступного сообщества, или руководство им, или иное участие в нем либо в разработке, реализации им мер по поддержанию, развитию преступной деятельности или созданию благоприятных условий для нее, либо занимающихся ею лиц, групп, организаций".
  Поддерживая необходимость криминализации вышеуказанных действий, вместе с тем, видимо, было бы более целесообразно эти нормы (как и нормы о легализации преступных доходов) включить непосредственно в текст УК, обеспечивая единство кодификации уголовного законодательства. Пока же ничего подобного проект УК не предусматривает.
  Что же касается ряда других составов ("прикосновенность к преступной организации или преступному сообществу","воспрепятствование законной деятельности представителей государственных органов, осуществляющих функции по борьбе с организованной преступностью", "фальсификация доказательств", "уклонение от исполнения приговора"), то здесь, на наш взгляд, проявляется избыточная криминализация. Многие перечисленные в проекте действия наказуемы и без того по другим статьям УК либо их формулировки слишком расплывчаты.
  Вряд ли оправданно предусматривать в специальном законе, а не в
 УК и особенности наказаниями освобождения от него применительно к ОП А вот "выполнение специального задания по защите от тяжких преступлений" (ст.15 проекта), как специфическое обстоятельство, исключающее преступность деяния, видимо, целесообразнее было бы включить в текст Общей части УК в качестве разновидности обоснованного риска (ст.43 проекта УК).
 
  3. Особенности оперативно-розыскных мер борьбы с организованной преступностью. Данный раздел законопроекта подробно регламентирует применение особых оперативно - розыскных мероприятий, к которым отнесены: оперативное внедрение; контролируемые поставки и иные операции; оперативный эксперимент; создание и использование предприятий, учреждений и организаций (ст.27).
  Следует обратить внимание на то, что применение названных мер допускается лишь в случаях, когда иным путем невозможно или затруднительно обеспечить выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, совершенных ОПФ, а также установление лиц, их подготавливающих или совершивших, осуществление розыска лиц( совершивших, указанные преступления и скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания или без вести пропавших лиц.
  По мнению А.М.Ларина, в законе нет необходимости регламентировать применение указанных мер, так как "эти мероприятия проводились и проводятся из века в век всюду, где существуют секретные службы. Но никогда не возникала потребность их законодательной регламентации (45). Любопытный аргумент. Неужели уважаемый коллега допускает применение противозаконных мер? Ибо на каком правовом основании эти меры применять, если их "как бы нет"?
  Акад. В.Н.Кудрявцев возражает против допустимости оперативного эксперимента по созданию или воспроизведению условий для проявления преступных намерений, так как речь идет о провокации." Аналогично недопустимо, на его взгляд, создание "легендизированных предприятий" (46). Что касается последнего. Обратим внимание на то, что новый закон "О федеральной службе безопасности" допускает создание таких структур (ст.13) (47). Руководство МВД также готово к их созданию, не дожидаясь прямого разрешения закона. Дело упирается в финансирование (48) .
  Вернемся к оперативному эксперименту. Во многих странах он используется довольно активно. Так, ежегодно два оперативных отдела Управления расследований Федерального налогового управления США проводят сотню операций "под прикрытием". Данный опыт американцы рекомендуют для применения в России(49).
  Уместно напомнить о крупной операции, которую проводило ФБР США в 80-х годах. Его агенты под видом арабских шейхов на корню скупали членов американского конгресса, предлагая им вознаграждение в десятки тысяч долларов за то, чтобы "шейхам" были устроены всякого рода поблажки. Дело закончилось громким судебным процессом.
  Интересен также эксперимент, проведенный репортерами лондонской газеты "Санди таймс". Последние, представляясь бизнесменами, вышли на двадцать депутатов британского парламента с предложением за солидное вознаграждение направить в правительство депутатский запрос Трое тут же согласились (50). Подобного рода эксперименты в России были бы, пожалуй, единственно эффективными средствами получения необходимой информации и, соответственно, изобличения преступников.
  4. Особенности уголовно-процессуального производства по делам об организованной преступности. В проекте закона о борьбе с ОП предусматривается ряд уголовно-процессуальных норм, в которых учитывается специфика, повышенная опасность и масштабы деятельности ПО и ПС.
  В этой связи предполагается установить срок предварительного следствия по делам о преступлениях, совершенных ПО и ПС до шести месяцев. К подозреваемым в совершении указанных преступлений разрешается применение меры пресечения до предъявления обвинения
 на срок не более десяти суток (в первоначальном варианте проекта
 не более двадцати суток). Как уже ранее отмечалось, в целях
 обеспечения безопасности, свидетелей, потерпевших, специалистов,
 предусматривается особый порядок предоставления сведений об
 указанных лицах.
  Результаты оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности могут предоставляться органом, осуществляющим такую деятельность, с приложением документов о порядке получения соответствующих результатов. При этом представление оперативно-розыскных материалов осуществляется путем их направления с сопроводительным письмом руководителя соответствующего органа. К письму прилагаются материалы видео- аудиозаписей, кино- фотосъемок и применения других технических средств, а также акты и иные документы, составленные при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст.41).
  При необходимости сохранения в тайне непосредственного источника информации и конкретных обстоятельств ее получения, подлинность соответствующих результатов подтверждает должностное лицо, руководившее соответствующей оперативной деятельностью. По мотивированному постановлению прокурора или определению суда такое должностное лицо должно быть допрошено. Если прокурор или суд признают необходимым допрос лица источника - информации, то они допрашивают данное лицо с сохранением анонимности данных о нем и о его внешних данных. Такое решение может быть принято только при совершении умышленных преступлений, повлекших лишение жизни человека (ст. 41). Предлагаемые в проекте соответствующие изменения в уголовно-процессуальном законодательстве восприняты неоднозначно научной общественностью. В частности, В.Б.Кудрявцев возражает против избрания меры пресечения до предъявления обвинения на срок до десяти суток (51). Однако он почему-то никак не реагирует на тот факт, что вопреки нормам Конституции УПК РСФСР, известный Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности", позволяет задержать подозреваемого без предъявления обвинения вообще на срок до 30 суток. А вот с этим-то можно и нужно спорить. Указы не могут быть выше закона, не говоря уже о Конституции. Кстати говоря, ст. 22 Конституции РФ говорит о том, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Статья же 38 проекта предусматривает как раз судебное решение этого вопроса. До истечения указанного срока судья либо дает ордер на арест, либо освобождает задержанного. Так что остается констатировать, что предлагаемые в проекте решения гораздо более конституционны, чем упомянутый Указ Президента.
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу