<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Глава 3. ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
  В КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЕ
  Масштабы финансовой диверсии в системе кредитно-денежных отношений в настоящее время принимают размеры, угрожающие национальной безопасности страны. Последовавший за ценовой либерализацией финансовый хаос породил невиданные ранее махинации в сфере денежного обращения.
  Анализ имеющейся информации о деятельности органов внутренних дел свидетельствует, что тенденция столь стремительного роста криминальных проявлений в этой сфере обусловлены многими факторами разнопланового характера:
  1) в значительной степени противоречивой и неустойчивой кредитно- денежной политикой государства, недостаточно развитой системой правового регулирования финансовой жизни большинства отраслей;
  2) упрощенными, до сего. времени, организационно-правовыми
 требованиями к образованию и ликвидации не только кредитно-денежных
 структур и правил их взаимоотношений с хозяйствующими субъектами, но
 и новых (забытых) финансовых институтов;
  3) отсутствие фиктивных средств правового контроля за
 законностью происхождения первичного банковского капитала,
 репатриацией финансовыми структурами миллиардных валютных средств,
 механизмов, препятствующих "отмыванию" преступно добытых средств,
 несовершенство и незащищенность межбанковских расчетов(1).
  Разрушена финансовая система. По данным Российской академии наук 55-60 процентов капитала и 81-85 процентов голосующих акций сегодня переходят, если уже не перешли, в руки криминальных и иностранных структуре (2).
  # 1.Виды контроля организованных преступных сообществ над банками и финансовой системой.
 
  Криминологическая обстановка в банковской системе в России продолжает оставаться напряженной. Так, если в 1992 году органами внутренних дел в банковской системе России выявлено 385 преступлений связанных с хищением денежных средств путем присвоения либо злоупотребления служебным положением, 76 фактов взяточничеств; то только за 1-е полугодие 1993 года зарегистрировано 1 540 преступлений, из них хищений 1 100, в том числе крупных и особо крупных 815, 95 случаев взяточничества(3).
  Но масштабы злоупотреблений не ограничиваются рамками выявленных преступлений. Высока латентность преступности в банковской сфере, но даже имея в виду латентность в 1993 году (за весь год) в банковской системе удалось выявить 4,3 тысячи преступлений, в том числе в 3,7 раза больше хищений(4).
  По оценкам ГУЭП МВД России, в сфере кредитно-экономических отношений в 1992 году сложилась крайне сложная ситуация, среди причин, обусловивших напряженность в денежном обращении, в том числе и в криминальном плане, выделяют следующие(5):
  а) Противоправное удерживание кредитов и средств, полученных в
 порядке предоплаты по договорам в предпринимательской и финансовой
 сферах экономики.
  б) Незащищенность товарно-сырьевого российского рынка от
 обвального поступления безналичных платежей из бывших союзных
 республик.
  в) Несовершенство системы безналичных взаиморасчетов,
 способствующих совершению мошеннических операций, подрывающих финансовую систему России в целом.
  г) Сложившаяся в настоящее время ситуация в банковской системе позволяет совершать крупные махинации, связанные прежде всего с использованием руководителями кредитно-финансовых учреждений своего служебного положения.
  Формируется теневая преступная связь "предприниматель коммерческий банк". Получая неофициальные льготные кредиты, предприниматели совершают коммерческие операции, спекулятивные сделки с быстрым возвратом средств, с прибылью. Банк получает предоставленный кредит, льготный процент, а чистая прибыль, которая остается вне учета финансовых органов, полностью поступает в распоряжение руководителей банка.
  Формируется теневая преступная связь "предприниматель - коммерческий банк". Получая неофициальные льготные кредиты, предприниматели совершают коммерческие операции, спекулятивные сделки с быстрым возвратом средств, с прибылью. Банк получает предоставленный кредит, льготный процент, а чистая прибыль, которая остается вне учета финансовых органов, полностью поступает в распоряжение руководителей банка.
  1. Преступления, связанные с фиктивными банковскими документами. Дезорганизацией платежной системы воспользовались преступные элементы. Выявлено прохождение миллиардных фиктивных банковских документов, в том числе с грифом "Россия". Потребовалась система экстренных дорогостоящих мер по усилению защиты банковской информации, что также замедлило расчеты. Проблема расчетов была
 усугублена также и тем, что в последние годы проводилось насильственное разрушение крупных национальных банков с вертикальной структурой управления и поощрялось создание мелких кредитно - финансовых учреждений, не способных эффективно проводить расчетные операции (б).
  К указанным факторам необходимо также добавить:
 - громоздкую и технически устарелую централизованную сеть расчетов;
 - незаинтересованность персонала расчетно-кассовых центров в результатах своего труда, низкий уровень оплаты труда (в 2-3 раза чем на аналогичных должностях в коммерческих банках);
 - недостаточную для рыночной банковской инфраструктуры квалификацию
 персонала Центрального банка России;
 - нехватку помещений(7). .
 -
  Все это привело к тому, что сфера расчетов оказалась незащищенной перед давлением организованных преступных групп.
  На основании имеющихся данных можно предполагать, что в течение 1991 - 1992 годов преступными группами введено в денежный оборот около 2-х триллионов рублей. Специалисты считают, что теоретически существовала возможность появления первых фиктивных авизо в сфере денежных отношений с 1987 хода, т.е. с момента реорганизации банковской системы России(8). Массовый характер приняли преступления с использованием кредитовых авизо. Основными причинами данных посягательств являются многочисленные нарушения порядка составления и отправки авизо, несовершенство системы межбанковских расчетов.
  В январе-мае 1992 года фиктивные кредитовые авизо и документы
 этого вида имели в основном реквизиты банков Чеченской республики.
 Они составляли около 2/3 общего числа выявленных подложных авизо.
 Постепенно в сферу преступной деятельности вовлекались другие
 регионы страны. Только с реквизитами банков Ставропольского края
 в июле-октябре 1992 года в различные, города России поступило 151
 фиктивное авизо на сумму 50 млрд. рублей(9). Изымаемые фиктивные
 платежные документы на 1992 год содержали реквизиты банков
 Татарстана, Перми, Калининграда, Новосибирска, Челябинска, Таганрога
 и других городов.
  Перенасыщенность внутреннего рынка безналичными средствами введенными в оборот по подложным документам в совокупности с другими негативными обстоятельствами существенно затрудняет стабилизацию финансов в стране, оказывает влияние на падение курса рубля по отношению к другим валютам. Преступные операции с фальшивыми авизо принесли организованной преступности за 1993 год не менее одного триллиона рублей. Только на территории Дагестана, где по предположению находится один из центров всей операции с фальшивыми авизо было выявлено порядка 2-х тысяч таких фальшивок (1993). Для их реализации было специально создано 700 фиктивных организаций и фирм. Всего в банковских и финансовых операциях участвуют, все активнее приспосабливаясь специально для этих нужд, до государственных и коммерческих организаций(10).
  Практически одновременно с фиктивными авизо в подразделения банков стали попадать активами чеки "Россия". ЦБ РФ утвердивший правила расчетов чеками, не только не обеспечил их надлежащей защитой, но и их выдачу региональным банкам произвел по количеству, без указания серийных номеров. Это упущение, наряду с другими недостаточно продуманными мерами, привело к тому, что сотни подлинных чеков "Россия" оказались в руках преступных элементов. При этом ни один банк не заявил об их хищении или утрате. По фактам хищений с использованием чеков "Россия" возбуждено 57 уголовных дел, ущерб, причиненный экономике, составил 26 млрд. рублей. Принятыми мерами 20 млрд. рублей возмещено, из обращения изъято свыше 860 чеков "Россия",денег и ценностей на сумму 5,5 млрд.рублей. К уголовной ответственности привлечено 43 человека, 17 из которых арестовано(11).
 
  Использование мемориальных ордеров для хищения банковских средств впервые отмечено в 1993 году. Это преступление было совершено непосредственно работниками ГУ ЦБР по г. Москва. Сумма похищенных средств одновременно составила 7 млрд. рублей, 4 из которых преступникам удалось обналичить и вывезти(12). Только по расследуемым уголовным делам, возбужденным по фактам хищений с применением 3-х указанных платежных документов преступные сообщества пытались похитить свыше 3 00 млрд. рублей.
 
  Однако приведенные выше цифры не отражают подлинных масштабов
 финансовых преступлений. Получены сведения о том, что сумма
 неквитуемых платежных платежей только по г.Москва на март 1993 года
 превысила 1 триллион рублей! Этот показатель в целом по России
 предположительно равнялся 2,5 триллионов рублей и, очевидно, точнее
 всего отразит объем несанкционированной эмиссии, совершенной в 1992
 году.
  Несовершенство системы межбанковских расчетов оказалось столь явным, что им воспользовались даже рядовые недобросовестные служащие, введя в обращение не один десяток миллиардов рублей. Например(13), оператор узла связи с.Новолакское (Дагестан) изготовила и по предварительному сговору с сообщниками отправила в несколько городов России 1,5 десятка фиктивных телеграфных авизо на сумму 4 млрд. рублей. .
 
  Воспользовавшись незащищенностью банковских расчетов, ослабленным контролем, организаторами акции выступили несколько крупнейших коммерческих банков, испытывающих к началу 1992 года настоящий кредитный голод. Всего преступникам удалось втянуть в свою деятельность более 160 банковских учреждений и сотни структур рыночной экономики, многие из которых учреждены и зарегистрированы на вымышленных лиц и по подложным цокументам. Именно под прикрытием лжепредприятий похищались и "отмывались" значительные средства. Практика работы органов внутренних дел по делам о хищении денежных средств в банковской сфере по фиктивным платежным документам показывает, что отдельные предприятия создавались только для одной - единственной цели - получение и снятие с расчетного счета денежных сумм, перечисленных на основании подложных авизо. Сотрудники милиции считают, что миллиардные аферы были бы невозможны без соучастия отдельных работников Центробанка. Так, четверо арестованных
 сотрудников ЦРБ обвинялись во взяточничестве(14).
 
  и
  2. Преступные посягательства, связанные с изготовлением и сбытом поддельных денег и государственных ценных бумаг, незаконные сделки с валютными ценностями. Особое беспокойство вызывает лавинообразный рост такого опасного государственного преступления, как изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг и иностранной валюты. За период 1988-1992 г.г. оно возросло 4,5 раза, за первое полугодие 1993 года в 1,3 раза превысил о суммарный уровень предшествующих 5 лет. Расширяются масштабы и общественная опасность совершаемых преступлений. Проявление фальшивомонетничества поразили многие регионы Российской Федерации. Большое количество таких преступлений в Центральном районе (2 989, прирост 91%); Северо-Кавказском (2 083 - 24%); Уральском (1 645 - 176%) экономических районах. Количество зарегистрированных фактов фальшивомонетничества увеличилось в 66 районах России. В целом предотвращен выброс в обращение поддельных отечественных денег, иностранной валюты и государственных ценных бумаг на сумму 10 млрд. рублей (из оборота изъято поддельных приватизационных чеков на 64 млн. рублей)(15).
  Схема: выявление преступлений, связанных с изготовлением и сбытом поддельных денег или ценных бумаг (по годам)(16).
 
  1990 1991 1992 1993 1994 Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг 93 129 317 7061 14884 Приморский край характеризуется своеобразным географическим положением, отдаленностью от центральной части России, наличием соседних иностранных государств, развитием рыболовства и морского судоходства, туризма, присутствием иностранной рабочей силы.
  Стремительный рост преступлений, связанных с изготовлением поддельных денежных купюр произошел и в Приморском крае. В нашем регионе, а особенно во Владивостоке, большой популярностью пользуется иностранная валюта. Учитывая большой спрос на валюту преступники организовали сбыт и даже изготовление фальшивой монеты в Приморском крае.
  В 1994 году в Приморском крае уровень фальшивомонетничества достиг значительной цифры - 87 преступлений. Ситуация осложняется тем, что в связи с мерами конспирации предпринимаемыми преступниками, преступления данного вида очень тяжело раскрываются. В 1994 году раскрыто 7 преступлений, что составляет 8% от числа зарегистрированных преступлений.
  При изучении уголовных дел по фактам изъятия поддельных
 денежных купюр выделим уголовное дело N 148611, возбужденное 26
 января 1994 года по факту задержания гр-на. Гамидова с поддельными
 купюрами достоинством 50 000 рублей.
  По данному уголовному делу изъято большое количество фальшивых денежных купюр достоинством 50 000 рублей - 174 штуки. Все эти купюры имеют только 12 вариантов номеров, количество купюр с одинаковыми номерами колеблется в пределах от 1 до 27.
  Вина обвиняемых по данному делу в сбыте фальшивых денег доказана и они осуждены Приморским краевым судом к различным срокам лишения свободы. Однако лица, виновные в изготовлении этих денег, и само место изготовления так и не установлено. Подданному уголовному делу осуждены 2 человека азербайджанской и чеченской национальности, которые в ходе следствия несколько раз изменяли свои показания. По одной из следственных версий, данные купюры были изготовлены в Чеченской республике и завезены в Приморский край участниками преступной группы. Из числа раскрытых преступлений по подделке российских денег на территории Приморского края не установлений ни одного изготовителя купюр. По данным уголовного дела лица привлекались только за сбыт поддельных денежных знаков. Источники изготовления так и не были установлены. В Ленинском РУВД было возбуждено уголовное дело N 780312 по факту сбыта поддельных купюр достоинством 50 000 рублей. По данному уголовному делу в ходе следствия было установлено, что двое лиц азербайджанской национальности организовали сбыт фальшивых купюр через четверых несовершеннолетних.
  Один из несовершеннолетних, учащийся 8 класса был задержан в магазине при реализации фальшивой купюры. Активную помощь в ходе следствия оказали сами работники магазина, которые быстро определили фальшивую купюру и сумели задержать ее сбытчика. По данному уголовному делу изъято всего 7 купюр, в номерах которых существует закономерность, как и по уголовному делу Гамидова. Все 7 купюр имеют одинаковую серию АЭ и одинаковые первые пять цифр номера. Данные факты указывают также на один источник изготовления. Сбыт купюр в Ленинском районе г.Владивостока происходил в период с 5 апреля по 13 мая 1994 года.
  По этому уголовному делу осуждено только два человека: Исмаилов Р., 1961 г.рождения, уроженец г.Баку, азербайджанец к 3 годам лишения свободы и учащийся 9 класса средней школы N 1 Гилева Г. к 3 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора(17).
  Всего поддельных 50000 купюр с аналогичными номерами в крае изъято 11 штук т.е. кроме ранее перечисленных еще 4 штуки: по одной купюре во Фрунзенском, Советском, Ленинском районах г.Владивостока и в г.Дальнереченске. Изъятие купюр из обращения происходило в период с 18 марта по 14 апреля 1994 года т.е. период изъятия из оборота этих купюр почти совпадает с_ периодом изъятия купюр по уголовному делу N 780312 в отношении Исмаилова Р.Д. Данные факты указывают на то, что указанные 11 фальшивых купюр имеющие первые пять цифр номера: 39384 изготовлены одним источником. Сбывались эти фальшивые купюры одной' или несколькими преступными группами, или одиночными сбытчиками, имеющими непосредственную связь с изготовителями. Вероятнее всего сбытчики были связаны с группой Исмаилова Р.Д., осужденного по уголовному делу N 780312.
  Четыре возбужденных уголовных дела по факту сбыта аналогичных фальшивых купюр в г.Дальнереченске и в трех районах г.Владивостока остались не раскрыты и приостановлены по основаниям, предусмотренным в п.З ст.195 УПК РСФСР, т.е. в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
  Одним из самых ярких примеров раскрытия подпольной типографии по изготовлению фальшивых денег является уголовное дело N 261109 по обвинению Гаджиева Г.О. Это единственный факт раскрытия в Приморском крае именно изготовителя, а не только распространителя фальшивых денег(18). Гаджиев Г.О. в период с весны 1992 года по 5 марта 1993 года в квартире, которую он снимал в г.Владивостоке, с использованием оборудования печатной мастерской "Дальсо-Лотос" систематически в виде промысла занимался изготовлением иностранной валюты - поддельных денежных билетов США достоинством в 100 долларов которые впоследствии сбывал гражданам. Гаджиев Г.О.,1961 г. рождения, уроженец Дагестана, аварец, прописан в г.Махачкала, во Владивостоке проживал без прописки, ранее судим по ст.144, ч.2 организовал преступную группу из семи человек, в которой двое дагестанцев и четверо русских.
 
  Преступная группа была хорошо организована с распределением ролей, с тщательным соблюдением конспирации, где каждый участник группы был проинструктирован на случай задержания с поличным. В группе работали фотограф, который изготавливал фотопозитивы и негативы для последующего изготовления клише, слесарь одного из заводов, изготовивший металлические пластины для печати и часть оборудования, сбытчики фальшивых долларов. Само оборудование и материалы располагались в шести местах г.Владивостока. Сбыт
 фальшивых купюр происходил, в основном, в г.Владивостоке, две
 купюры были изъяты в Хасанском районе, а одна даже в республике
 Польша.
  В ходе расследования уголовного дела было всего изъято 106. фальшивых банкнот достоинством 100 долларов США, из них 68 изъято из обращения, а 38 изъято в автомобиле Гаджиева и его личных вещах. Однако до настоящего времени доллары, изготовленные Гаджиевым, продолжают изыматься из оборота. Фальшивые доллары были изготовлены на достаточно хорошем уровне, в бумагу была впрессована защитная полоска, которая начала применяться для предотвращения подделки с 1990 года. В краситель долларов Гаджиев добавлял магнитный порошок, благодаря чему карманный детектор валюты не мог определить, что данные доллары поддельные.
  В изготовлении фальшивых долларов Гаджиев выбирал лучшие
 варианты и стремился к совершенству. В ходе криминалистического
 исследования изъятых долларов эксперты разделили все банкноты на 4
 группы по способам изготовления и средствам защиты. Для производства
 этих банкнот бумага применялась как однородная, так и склеенная из
 двух слоев. В двух группах долларов изображения мелких деталей были
 исполнены четко. В ходе их изготовления применялись способы глубокой
 плоской, высокой печати. В двух группах долларов основное изображение
 лицевой стороны было выполнено даже неизвестными экспертам способами
 печати. Следственный эксперимент с участием Гаджиева не производился
 т.к. обвиняемый не признал себя виновным и отказался содействовать
 следствию.
  По данному уголовному делу была доказана вина только самого Гаджиева Г., хотя он отрицал свой умысел и утверждал, что проделывал все по просьбе своего друга Сергея. Приговором Приморского краевого суда Гаджиев осужден на б лет лишения свободы с конфискацией имущества. Вина остальных участников преступной группы в изготовлении фальшивой валюты не доказана из-за недостаточности улик. Никто из них не дал правдивых показаний. Лица, помогавшие Гаджиеву Г. изготовлять доллары, утверждали, что делали это т.к. были уверены, что Гаджиев делал плакаты и сувениры с изображением долларов. Лица, сбывавшие поддельные доллары, пояснили, что продавая их, были уверены в подлинности долларов, которые они получили у Гаджиева.
  Действия двух участников группы Гаджиева Г. были переквалифицированы как незаконные сделки с валютными ценностями (ст.162 УК РСФСР). В дальнейшем они попали под амнистию. Приведенный пример уголовного дела N 261109 показывает, насколько.- тяжело раскрываются уголовные дела и доказывается виновность фальшивомонетчиков.
  В г.Фокино (Шкотово-17) Г2 сентября 1995 года возбуждено уголовное дело N 518942 по факту обнаружения сбыта фальшивой банкноты достоинством 100 долларов США(19).Банкнота была сдана в милицию человеком, который после приобретения с рук засомневался в ее подлинности. Благодаря быстро организованным розыскным мероприятиям, были задержаны два гражданина, причастные к данному преступлению и изъято у их еще 36 купюр по 100 долларов США. Один из задержанных азербайджанец, второй чеченец. В ходе проведения следствия были получены показания на третьего участника группы Г., также чеченца по национальности, который и явился основным распространителем фальшивых долларов. Изготовители этих долларов пока не установлены. Уголовное дело N 518942 приостановлено по основаниям п.1 ст.195 УПК РСФСР в связи с тем, что местопребывание обвиняемого не установлено.
  Снятие ограничений на ввоз из-за рубежа современной копировально-множительной техники, отмена Постановлением СМ СССР от 7 апреля 1990 года N 343 установленного порядка ее регистрации органами внутренних дел, некомпенсированная иными формами социального контроля повлекли массовое изготовление на электрографических аппаратах бумажных денег, прежде всего вновь выпускаемых банкнот достоинством 5 и 10 тысяч рублей. В 1993 году каждые 9 из 10 фальшивых купюр были выполнены с применением копировально-множительной техники.
  Существенные факты прироста выявленных незаконных сделок с валютными ценностями, их выявлено на 60% больше, чем за 1993 год. Здесь лидер Москва (1 481), Краснодарский (668), Приморский (450) края, Московская область (425), Санкт-Петербург (394), Адыгея (316) и другие.
  В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий по преступлениям, выявленным в сфере обращения валютных ценностей изъято и передано государству: валютных ценностей на 16,1 млрд. рублей, в том числе 311,5 килограмм золота, 6,3 килограмма платины, 1,5 тонны серебра, около 360 карат драгоценных камней (алмазов).
  Схема: Выявление незаконных сделок с валютными ценностями
  (по годам ) ( 20 ) .
 
  1990 1991 1992 1993 1994 Незаконные сделки с валютными ценностями 977 1 039 2 220 5 88 9 399 Общая сумма изъятых валютных ценностей составила 17,7 млрд. рублей. В качестве примера: предотвращено хищение 320 кг. палладия с Московского завода специальных сплавов. У лиц, задержанных по подозрению в совершении этого преступления изъято 700 кг. этого же металла на сумму 1,7 млн.долларов США, а также 40 000 долларов США наличными (21).
  Валютная политика государства регулируется Законом РФ от 9 октября 1992 года "О валютном регулировании и валютном контроле"(22), кроме того, имеют место подзаконные нормативные акты.
  Так, инструкция ЦБР от 28 июня 1993 года, N 41 отменила обязательную продажу 3 0 процентов экспортной выручки в валютный резерв ЦБР. Инструкция ЦБР от 28.05.93 года № 15 ввела лимит на размер открытой валютной позиции банков в зависимости от величины уставного капитала. В 199А году ЦБР принял инструкцию N 21"0 порядке организации работы пунктов обмена иностранной валюты на территории Российской Федерации", в которой предусмотрены меры направленные на борьбу с преступными доходами. На днях Центробанк РФ разослал новую инструкцию, которая вводит новый вид обязательных резервов для банков в размере 2-х процентов на текущие валютные счета(23). В 1994 году изменилась система контроля за поступлением в Россию валютной выручки от экспорта товаров. Теперь по каждому заключенному контракту экспортер оформляет паспорт сделки.
  Государственная Дума РФ обсуждала проект постановления "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших противоправные деяния, связанные с размещением финансовых активов за рубежом", который предусматривал не возбуждать уголовные дела в отношении этих лиц, прекратить все уголовные дела, освободить от наказания(24).
  Заканчивается работа над Указом Президента РФ о поощрительных пошлинах для тех компаний, которые будут реинвестировать прибыль в Россию.
 
 
  3. Уклонение от уплаты налогов. Наиболее распространенным и массовым
 преступлением в странах с рыночной экономикой является уклонение от уплаты налогов. В налоговом праве различают две формы уклонения: налоговое правонарушение и обход налога без нарушения закона. В нашей стране преобладают наиболее грубые формы налоговых правонарушений, которые превалировали на Западе до 2-й мировой войны В этой связи необходимо разработать систему льгот, налоговых скидок поощряющих предпринимателей к законопослушанию, закрепить другие способы уклонения от налогов, четко обозначив чтобы предотвратить возможный произвол налоговых органов.
  Широкое распространение получило вымогательство социологические
 опросы показывают, что более 70 процентов коммерческих фирм
 выплачивают "дань" преступным группам на долгосрочной основе либо,
 уступая угрозам, вынуждены вести дела с посредниками на заведомо
 невыгодных для них условиях. В то же время попытки бизнесменов
 противостоять преступному засилию жестоко подавляются. Только в 19931
 году были убиты 94 работника сферы предпринимательства(25). По данным
 МВД организованные преступные группы контролируют 40 тысяч
 хозяйствующих субъектов, в том числе около 500 коммерческих банков.
 За последние три с половиной года совершено 84 вооруженных нападения
 на руководителей и работников российских коммерческих банков, 46
 человек погибли. 4 августа 1995 года в центральной клинической
 больнице в г.Москве скончался известный предприниматель, председатель
 правления "Росбизнесбанка" Иван Кивелиди. Бандитские проявления в
 обществе вынудили Президента РФ издать Указ от 14 июня 1995 года
 "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных
 проявлений организованной преступности". Один из питерских
 "авторитетов", знающий бандитское ремесло не понаслышке, в
 доверительной беседе политическому обозревателю "Комсомольской
 правды" сказал: "За три последних года не припомню случая, когда
 наемный киллер получил заказ на отстрел кого-нибудь коммерсанта
 или банкира от "блатного". Только от "деловых" (26)!
  Сегодня в каждом крупном банке имеются солидные независимые
 подразделения безопасности. По данным на 1 января 1995 года в
 г.Москве независимым службам безопасности было выдано 7 1441
 пистолета Макарова, 3 906 гладкоствольных ружей и 4 607 газовых
 пистолетов. За прошедший год сотрудниками частных охранных структур
 оружие использовалось 12 раз. В 10 случаях прокуратура признала его
 применение правомерным (27).
  Расследование обстоятельств "черного вторника" обнаружило, что основными игроками в те дни (и основными пожинателями спекулятивных барышей) были московские банки. Однако бывает и так, что группу мошенников, обманывающих банки в Приморье возглавлял следователь прокуратуры некто комбинатор Комаров. В Приморском крае, как впрочем в целом по России, заметно возросло число преступлений, связанных с мошенничеством. 3 2,3 процента роста, в основном, это конечно, валютные операции, но здесь преступникам попустительствуют сами, заключающие сомнительные, а подчас и незаконные сделки с неизвестными лицами(28).
  Криминологическое изучение вымогательства, совершенного в отношении предпринимателей (по материалам- уголовных дел, рассмотренных народными судами г.Владивостока), показало, что 69,7 процентов будущих жертв преступлений сами искали встречи с вымогателями при создании предприятия, чтобы обеспечить защиту своих интересов при отчислении части прибыли в пользу вымогателей. Ни по одному уголовному делу не было добыто доказательств для признания вымогательства совершенного организованной группой, хотя все вымогавшие у коммерсантов являлись активными участниками преступных группировок г.Владивостока(29). Сегодня гораздо выгоднее не налет на пункт обмена валюты, а визит в контору неисправного должника. Дело в том, что лишь 1 из 15 бизнесменов становится жертвой "чистого вымогательства", из остальных выколачивают "законные" долги. В пору всеобщих неплатежей и не возвращенных кредитов этот вид преступлений расцвел пышным цветом. Банки нанимают "крутых парней" для вышибания кредитов. Заключаются между заинтересованными сторонами договоры, которые являются типичным соглашением с рэкетирами. Мускулистые парни приходят с подобным официальным документом и требуют возвращения денег (30).
  #2. Меры борьбы с посягательствами на денежно-кредитнуюсистему.
 
  На сегодняшний день крайне важно на правительственном уровне разработать и ввести систему контроля за движением финансовых средств. На основе опыта борьбы с "отмыванием" денег в США предстает следующая картина: при переходе к рынку аналогичные проблемы будут возникать и возникнут у нас. Положения препятствующие этому, должны найти отражение не только в уголовном законодательстве, но и в ряде
 других отраслей права. Например, еще в 1986 году конгресс США принял
 закон, по которому "отмывание" денег является федеральным преступлением. Следует заметить, что 20 июля 1995 года Госдумой принят УК РФ, в котором в главе 22 "Преступления в сфере экономической деятельности предусмотрены доселе неизвестные
 советскому уголовному праву составу преступлений: воспрепятствование
 предпринимательству, незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство, получение кредитов обманным путем, злостное уклонение от долгов, разглашение коммерческой тайны, злоупотребления при выпуске ценных бумаг, несколько статей связаны с банкротством. Совершенно очевидно, что этот положительный шаг требует продолжения, однако, уже на следующий день после принятия УК Совет Федерации отклонил законопроекты "О борьбе с коррупцией и организованной преступностью", с мотивировкой, что "закон только ухудшает действующее законодательство". Для приведение в действие уголовных санкций необходимы диспозиции гражданских законов. Причем это только начало пути, а требуется целая система тщательно продуманных, взаимосвязанных законов. Вот сейчас где-то в комитетах Думы застрял крайне необходимый законопроект "Об ответственности за легализацию преступных доходов". Буквально на днях в Британии арестованно три человека, в том числе российская гражданка, которые подозреваются в операциях по отмыванию денег, полученных в результате противозаконных махинаций в России на общую сумму 50 миллионов долларов(32). С этим злом борьба на Западе ведется серьезно. Так, в Европейском сообществе в 1991году принят, а с 1993 года вступил в действие закон, направленный на борьбу с отмыванием криминальных денег. В соответствии с ним банки должны сообщать о всех безналичных подозрительных операциях, подозрительность которых определяется по специальной методике. В США с января 1990 года лица, нарушающие подобное положение, подлежат уголовному или гражданско-правовому наказанию. При этом сумма гражданского штрафа не может превышать суммы валюты, вовлеченной в операцию. В США борьба с "отмыванием" денег была значительно успешна с принятием в 1986 году Акта о контроле за "отмывание" денег. Этот закон признал "отмывание" денег преступлением, образовав два уголовных правонарушения: "отмывание" кредитно-денежных документов и совершение денежных операций в отношении собственности, извлеченной из точно определенной незаконной деятельности. Следует отметить, что помимо США "отмывание грязных денег" признается преступлением в Великобритании, Франции, Канаде, Италии, Австралии,. Нидерландах, Люксембурге. В уголовных кодексах Японии, Испании, Швеции, Австрии таких статей нет. Позиция по данному вопросу таких стран как ФРГ, Швейцария, Бельгия, уточняется.
  Так, власти Швейцарии придали абсолютный приоритет мерам по профилактике и борьбе с организованной преступностью. Ядро этих мер заключается в наказуемости отмывания денег и усилении бдительности при установлении клиентов, что было введено в Швейцарии со статьями 305-бис и 305-тер УК, вступившим в силу с 1 августа 1990 года. Сюда же можно отнести усиление санкций по конфискации незаконно нажитого имущества, имевшее место в результате пересмотра Ст.58 УК. Эти меры в области уголовного права были сопровождены еще и специальными мерами в сфере финансового сектора. Ориентированные в том же направлении, рекомендации группы GAFI содержат целую главу, посвященную усилению роли финансовой системы. При помощи этой главы в швейцарское законодательство были введены новые обязательства для банкиров путем пересмотра УК, в частности, статьи 305-тер УК, касающейся установления сведений о клиенте и права финансиста на сообщение информации, а также путем принятия Директив Федеральной Комиссии по банкам относительно профилактики и борьбы с отмыванием капиталов (далее по тексту - "Директивы ФКБ"), которые вступили в силу 1 мая 1992 года. Традиционно, роль банкира была пассивной, а его обязательства возникали лишь по просьбе судебных властей, в частности, когда от него требовались сведения или документы в рамках свидетельских показаний или при исполнении постановления об изъятии или вручении документов. Новый нормативный механизм, выработанный в Швейцарии на базе вышеупомянутых международных документов, предусматривает отныне обязательства, которые банкир должен соблюдать, чтобы суметь удовлетворить возможный запрос судебных органов, а также, чтобы избегать применения санкций- уголовного или административного права. Этот новый принцип сотрудничества банков с швейцарскими органами уголовного преследования должен соблюдаться, по Директивам ФКБ, "как во внутренней процедуре, так и в международных процедурах оказания взаимопомощи по уголовным делам". Эти обязательства, должны соблюдаться не только всеми банками, попадающими под действие закона о банках, но и всеми их отделениями в Швейцарии, включая филиалы иностранных банков в Швейцарии, зарубежные филиалы Швейцарских банков и компании группы, в которую они входят. Те же принципы осмотрительности были распространены на весь финансовый сектор, включая такие небанковские учреждения, как фонды по размещению средств, страховые компании, общества доверенных лиц, финансовые компании, управляющих делами, обменные пункты, финансовых посредников любого вида, и предприятия службы связи и почтовых сообщений. Эта эволюция была зафиксирована чрезвычайно широкой областью применения. Статьи 305-тер УК, касающейся непроявления осмотрительности при проверке сведений о клиенте, а также Статьей 2 проекта Федерального закона о борьбе с отмывание денег в финансовом секторе.
  В связи с работой, проводимой в целях присоединения к Соглашению о европейском экономическом пространстве (ЕЕЕ), главы Федеральных департаментов финансов (DFF), юстиции и полиции в июле 1991 года приняли решение поручить DFF разработку проекта закона, чтобы отразить в Швейцарском законодательстве Директиву Совета Европейских Сообществ от 10 июня 1991 года, касающуюся предотвращения возможности использования финансового сектора в целях отмывания денег.
  Принимая во внимание политику и обязательства Швейцарии в области борьбы с международной экономической преступностью, главы Департаментов DFF и DFJP, кроме того, договорились, что проект закона не войдет в программу ЕВРО - ЛЕКС. Вследствие этого, даже после всенародного голосования от 06.12.92 г., отвергнувшего ЕЕЕ, работа по разработке федерального закона о борьбе с отмыванием денег была продолжена. В нынешнем положении был опубликован предварительный проект января 1994 года, на который необходимо ссылаться, так как, независимо от его одобрения Парламентом, он является документом, толкующим принципы осторожности.
  В соответствии со Статьей 305-тер УК, вступившей в силу с 1 августа 1990 года банкир и финансист наказываются, если "пренебрегут проверкой, в связи с бдительностью, требуемой обстоятельствами, сведений об обладателе экономических прав".
  Обязательство, отраженное в правонарушении под названием
 "непроявление" бдительности при проверке финансовых операций",
 существует вне зависимости от того, получены ли рассматриваемые
 средства при помощи нарушения закона или нет. Проверка сведений не
 должна ограничиваться лишь непосредственным контрагентом, т.е. лицам
 или лицами, которые вступили в непосредственные деловые отношения с
 банком, а касаться также и обладателя экономических благ (владельца-
 пользователя) или действительного клиента, в экономическом смысле
 этого термина, если речь идет о разных лицах.
  На основании статьи 305-тер УК, 1-ый абзац, банкир должен "выявить, помимо очевидных и официальных распорядительских полномочий, действительную экономическую принадлежность средств".
  Факт неустановления сведений наказуем только в случае, если это сделано умышленно, но "норма уголовного права касается также тех, кто сознательно пренебрегает своими обязательствами, отказываясь их выполнять".
  Помимо обязанностей, предусмотренных Статьей 962 Кодекса обязательств, директивы ФКБ налагают на банки обязанность "собирать документы и подтверждающие материалы, касающиеся их отношений с клиентами и совершенных сделок".
  Роль банков как помощников, упомянутая выше, берет свое начало в четкой обязанности составлять и хранить подтверждающие документы таким образом, чтобы можно было "восстановить детям сделок, заключенных банком" (Статья 30 Директив ФКБ). Когда банк подозревает операцию по отмыванию денег, он должен не допустить изъятие авуаров иначе, как "таким образом, чтобы позволить, при необходимости, органам уголовного преследования найти их след" (Статья 28 Директив ФКБ), то есть найти след в бумагах, позволяющий выйти на преступника или определить местонахождение незаконно нажитых средств.
  В отличии от Рекомендаций N 14 Группы GAFI, предусматривающей обязанность хранить нужные документы в течении минимум пяти лет, Директивы ФКБ не предусматривают никакого ограничения по времени, уточняя, что банк должен быть в состоянии предоставить сведения судебно-уголовным органам относительно личности договаривающейся стороны или истинного владельца в максимально короткие сроки, даже если в банке не ведется центральный реестр.
 
 
  В Директивах ФКБ содержится определение необычных сделок, отсылающее также к списку признаков операции по отмыванию денег, который прилагается к самим Директивам. Учреждая принципы, в соответствии с которыми "не дело банков, впрочем у них на это нет средств, систематически выискивать при каждой сделке возможное нарушение закона", Статья 17 Директив ФКБ налагает, тем не менее на банки обязательство проявлять особую внимательность, а также проводить дополнительные проверки при небольших сделках. Непроведение проверки может повлечь за собой административные санкции во исполнение Статьи 3 Закона о банках.
  С точки же зрения уголовного права - Статья 305-бис УК, совместимость которой с принципом "нет наказания, если нет закона" была признана Федеральным Судом, предусматривает наказание для любого человека, банкира или финансиста, "который совершил действие, способное помешать установлению истинного происхождения, обнаружению или конфискации наследуемых ценностей, о которых он знал или должен был предполагать, что они являются результатом преступления".
  Что же касается предмета отмывания денег, то законодатель, используя термин "наследуемые ценности", имел в виду все мыслимые имущественные выгоды (валюта, наличные деньги, ценные бумаги, обязательные права, металлы, драгоценные камни, движимое, недвижимое имущество и связанные с ним права), давая, таким образом, максимально широкое определение правонарушению. Термин "преступление" определяется в соответствии со Ст.9, 1-ый абзац УК как правонарушение, наказываемое лишением свободы (например, среди экономических правонарушений - 1> мошенничество, 2 > умышленное банкротство, 3> коррупция государственных чиновников) даже в случае, когда преступление, лежащее в основе наследуемых ценностей - предмета отмывания денег на территории Швейцарии, - было совершено за рубежом (цифра 3 Статьи 305-бис УК). Что касается определения близости между предметом отмывания денег и основным правонарушением, то "разграничение, допустимое догматически, может основываться только на области применения меры по конфискации, принимая во внимание пересмотр Статьи 58 УК. Достаточно, чтобы действие по отмыванию смогло воспрепятствовать вмешательству судебно-уголовных органов: в этом смысле правонарушение, наказываемая в соответствии со статьей 305-бис УК, является преступным деянием, представляющим угрозу. Законодатель не стал намеренно уточнять конкретную форму препятствования, оставляя за юристами право рассматривать применение этой нормы в каждом отдельном случае. Но простое зачисление средств на счет уже может являться наказуемым деянием, разумеется при условии, что, с одной стороны, есть доказательства, что лицо, сделавшее это, знало о преступном происхождении наследуемых ценностей или должно было предполагать, и, с другой стороны, что оно отдавало себе отчет о причинно-следственной связи с фактом препятствования, который ему вменяется.
  С одной стороны, "как только сведения относительно непосредственного клиента или владельца экономических прав позволяет предположить, что наследуемые ценности преступного происхождения, то лицо, действующее в финансовом секторе, должно воздерживаться от любой сделки, в противоположном случае оно может быть обвинено в осознанном отмывании денег".
  С другой стороны, даже если обвиняемый точно не представляет
 себе происхождение наследуемых ценностей, он может быть наказан за
 косвенный умысел "в той степени, в какой он рассматривал возможность
 преступного происхождения, хотя бы как вариант, и, несмотря на это,
 совершил правонарушение".
  Даже продолжение деловых отношений с лицом, подозреваемым в отмывании преступных денег, может быть наказано за косвенный умысел.
  Хотя простое непроведение проверки экономического обоснования само по себе может являться не более, чем фактом отмывания денег, допущенным по потребности, который наказуем по статье 30 5-бис УК, оно "может противоречить положению закона о банках относительно гарантии безупречной деятельности. Поэтому банки должны проявлять бдительность, требуемую обстоятельствами, даже в тех делах, которые для них не представляют возможного финансового риска - риска утраты платежеспособности" (Директива ФКБ). По этой причине, повышенная бдительность требуется в отношении клиентов, действующих в таких зонах "риска", как контрабанда валюты, изготовление фальшивых счетов "оффшорных" компаний, использование внутрибанковских расчетов.
  Федеральная комиссия по банкам полагает, что банк, у которого
 появились конкретные подозрения о преступном происхождении средств
 клиента, и который добровольно сообщает об этом органам уголовного
 преследования, не нарушает секрета банковской деятельности и не
 может быть за это наказан, так как в качестве оправдания он может
 сослаться на действия по защите законных интересов, а также, в
 случае необходимости, на содержание Статьи 34 УК.
  Поскольку правовая ситуация относительно разрешения существования этого права не была достаточно явной, то право финансиста на сообщение информации было предусмотренно в Статье 305-тер, 2-ой абзац УК. Обязанность сообщения информации в том виде, в каком она предусматривается в законодательстве других стран, не была закреплена в уголовном праве. Предпочтение было отдано закреплению нормы в административном законодательстве.
  Во всяком случае, сообщение информации, которое будет происходить в устной форме в крайнем случае, должно быть сделано швейцарским компетентным органом и ни в коем случае не иностранным. Право, установленное для банкира и финансиста, естественно не является общим разрешением разглашать сведения, подпадающие под секрет ведения банковской деятельности (Ст.17 Федерального закона о банках) или секрет ведения деловых операций (Ст.16 2 УК). С другой стороны, если сведения не подтвердились, источник не подвергается наказанию во исполнение ст.19, 1-ый абзац УК, касающейся действий, совершенных под влиянием ошибочной оценки фактов.
  В соответствии со Статьей 24 Директив ФКБ, "когда банк решает передать информацию компетентным органам, он должен, по возможности, не сообщать об этом клиенту и препятствовать изъятию им крупных сумм".
  В соответствии со ст.27 Директив ФКБ, "если компетентные органы принимают решение (бланкирования, изъятия, запрос информации, заведения дела), банк может информировать об этом клиента, если компетентные органы не приняли иного решения", основываясь на существующей практике. Следуя ей, банк обязан, во исполнение своих контрактных обязательств по отношению к клиенту, немедленно поставить его в известность о любой мере компетентных органов, касающейся его банковских отношений и авуаров, если только компетентными властями не принято иное решение, нарушение которого наказывается как неповиновение решению органов государственной власти, см.Ст.291 УК.
  В Италии сенат одобрил правительственный декрет, запрещающий
 расчет наличными на сумму более 20 млн. итальянских лир (около 18
 тыс. долларов).
  В ФРГ лица, постоянно проживающие в стране, обязаны сообщать Немецкому Федеральному Банку о любом переводе свыше 2 тысяч марок ФРГ, которые они получают от лиц, не проживающих в стране. Законом Японии о контроле за обменными операциями кредитно-финансовым учреждениям предписывается проинформировать органы власти о денежных переводах, начиная с суммы в 5 миллионов иен. Определенные требования к перероду денежных средств существуют и во Франции. В таких странах, как Великобритания, Канада и некоторых других, финансовые учреждения не обязаны информировать органы власти о денежных переводах:
  В Российском финансовом законодательстве необходимо предусмотреть обязательную регистрацию сделок наличными на сумму, превышающую определенный размер (например, 5 миллионов рублей), заполнение бланков установленной формы юридическим (физическими) лицами совершившим такую сделку.
  В нашей стране до сих пор законодательно не определены сами критерии разграничения банковских и небанковских операций. Эта различность понятий в законодательстве позволяет недобросовестным предпринимателям маскировать свои действия, связанных по существу систематическим проведением банковских сделок. Это приводит к тому, что в России оказывается фактически безнаказанная нелицензионная банковская деятельность, наглядным примером чего являются различные АО, привлекающие денежные средства населения на условиях срочности, платности и возвратности, т.е. совершающие чисто банковские операции, но в завуалированной форме. В итоге процветает откровенный обман граждан. Например, вспомним об АО "МММ" - 28 процентов опрошенных респондентов, отмечали, что для них крах "МММ" будет катастрофой, и еще 26 процентов выбрали вариант "будет очень тяжело, но переживу"(33). Особенно тревожным представляется тот факт, что до сих пор не получил должного развития институт независимого регистратора. Так, примерно половина акционерных обществ, где число акционеров превышает 1000, продолжают вести реестры самостоятельно, нарушая при этом Указ Президента РФ от 27 октября 1993 года "О мерах по обеспечению прав акционеров". Кроме того, многие инвестиционные фонды и брокерские фирмы совмещают ведение реестров с торговлей акциями, что само по себе является условием для злоупотреблений(34).
 Зарубежным законодательством установлен порядок учета, оформления
 купли - продажи фондовых инструментов за нарушение которого
 установлена ответственность. Например, законодательством Швеции
 штрафом или тюрьмой на срок до одного года наказывается тот, кто
 намеренно или по неосторожности нарушает требования закона при
 ведении акционерного учета, учета именных акций, не обеспечивает
 доступность акционерных учетов (35).
  Для наведения порядка в банковской сфере ЦБ РФ в 1993 году начал осуществлять комплекс мер, направленных на восстановление надежности и быстроты расчетных операций, их защиту при проведении межбанковских расчетов и ускорению транспортировки банковских документов. В частности, в целях обеспечения безопасности заключена договоренность с ГУ средств связи и фельдъегерской службой об экспедировании ими расчетно-денежных документов между учреждениями ЦБ на всей территории России. Главным территориальным управлениям ЦБ РФ даны указания о необходимости заключения соответствующих договоров и переходе на транспортировку межбанковских расчётных документов исключительно через фельдсвязь (36). Вместе с тем, перевод расчетов на систему доставки кредитовых авизо с фельдъегерской связью либо передачу шифротелеграмм сработал лишь отчасти. Поддельные авизо стали поступать в фельдъегерские сумки, из некоторых мест приходят шифрованные авизо, оформленные по всем правилам, но тем не менее так же "липовые".
  Банк России особое внимание уделяет ускорению обработки документов в РКЦ. Этим учреждениям был предъявлен ряд требований, в частности обязательного, в тот же день приема, отражения по счетам бухгалтерского учета всех расчетно-кассовых документов,
 поступивших в первой половине дня. С "марта 1993 года осуществлен
 перевод всех самостоятельных участников расчетов на обработку
 денежно-расчетных документов на основе межцентрового обмена. Это
 позволило период прохождения платежей сократить с 10-12 дней до 2-3
 дней.
  Меры по устранению самой возможности хищений должны предусматривать дополнительный комплекс мер, а именно:
  - создание четкой нормативной базы расчетов в экономике;
  - организационная перестройка системы РКЦ, предусматривающая максимальные возможности для контроля без ущерба для скорости расчетов;
  - создание системы контроля за наличными деньгами в коммерчески
 банках;
 - осуществление автоматизации банковской системы.
  Изучение материалов уголовных дел, актов проверок и ревизий показывает, что работники коммерческих банков допускают следующие нарушения банковского законодательства:
 - незаконное открытие расчетных счетов;
  - непредоставление банками в срок отчетности или некачественное
 ее составление;
  - выдача кредитов без надлежащей проверки кредитоспособности
 клиента;
  - продолжение кредитования без погашения предыдущих ссуд либо
 при просрочке их погашения.
  На наш взгляд, было бы целесообразным, в нормативно-правовом
 порядке конкретизировать ответственность работников за нарушение банковского законодательства и санкции за допущенные нарушения, в том числе в виде штрафа, применять не только к юридическому лицу (банку), но и к конкретному работнику или руководителю. Следует учесть, что введение такой персонифицированной ответственности
 противоречит положениям основ гражданского и трудового законодательства. Поэтому впредь за изменение этих отраслей законодательства с учетом перехода к рыночным отношениям целесообразно реализовать ответственность за подобные банковские
 нарушения посредством введения административных санкций как для юридических лиц (банков), так и для физических лиц (работников банка).
  Большое распространение в последнее время получила группа преступлений, связанных с не возвратом кредитов. По экспертным оценкам, уже более 300 млрд. рублей растворились на просторах нечестного бизнеса. Серьезная трудность для" решения таких дел обусловлена отсутствием единообразной юридической практики. Во многих случаях жертвами подобных преступлений отказывают в возбуждении уголовного дела и предлагают решить вопрос в гражданско-правовом порядке в арбитражном суде, что довольно затруднительно. Судебная практика до сих пор не выработала методики применения норм, касающихся обращения взыскания на имущество юридических лиц. Кроме того, большинство заемщиков к моменту разбирательства не имеют имущества, на которое может быть наложено взыскание (например, денежные средства снимаются с расчетного счета и обналичивают или переводятся на расчётный счет другого предприятия)(37).
  В связи с тем, что не возврат кредита стал очень распространенным видом преступления, в уголовное законодательство многих стран были включены особые статьи. Так, первый специальный закон ФРГ о борьбе с экономической преступностью предусматривает уголовную ответственность за получение кредита путем обмана. Новый УК России идет по этому же пути.
 
  В качестве одного из аспектов ответственности за фиктивную банковскую деятельность целесообразно предусмотреть меры правового воздействия на посредников (как физических лиц, так и представителей юридических лиц), занимающихся в виде промысла деятельностью, являющейся прерогативой банков. В частности, в настоящее время довольно распространено так называемые обналичивание денежных средств. Используя неделовые связи с банком, эти лица стали специализироваться на получении крупных сумм наличных-денег в банках, перечисленных им по безналичному расчету предприятиями по фиктивным договорам, и передаче их представителям заказчика за 10-40 процентов перечисленных предприятиями сумм(38).
  В законодательстве зарубежных стран, а также дореволюционной России предусмотрена уголовная ответственность за незаконное получение вклада или ростовщичество. Уголовным уложением России 1903 года была предусмотрена ответственность за ссуду капитала в чрезмерный рост, превышающий 12 процентов в год. Ответственность наступала если:
  - заемщик был вынужден своими стесненными обстоятельствами,
 известными заимодавцу, принять предложенные условия ссуды, крайне
 обременительной и тягостной по своим последствиям;
  - виновный, занимающийся ссудами, скрыл чрезмерность роста с
 включением роста в капитальную ссуду под видом неустойки, платы за
 хранение или иным способом.
  Видимо, целесообразно нормативно закрепить экономически обоснованные, предельные размеры рентабельности работы кредитных учреждений, а за умышленное превышение предельных нормативов рентабельности ввести для кредитных учреждений экономические санкции в виде изъятия в государственный бюджет, полученный в результате этого сверхнормативной прибыли и наложения штрафа в том же размере, а для должностных лиц банков и иных кредитных учреждений установить за такое же нарушение административное взыскание в виде штрафа.
  Учитывая общественную опасность правонарушении, связанных с банкротством зарубежные законодатели (как и новый УК РФ) устанавливают за их нарушение уголовную ответственность. В ряде стран имеются специальные разделы об ответственности за эти правонарушения в уголовных кодексах (Австрии, Швеции и др.) либо принимаются специальные законы (Закон РФ о кредитных операциях). В Австрии, ФРГ, Швейцарии к банкротству примыкает целый ряд деяний:
  - благоприятствование кредитору;
  - ведение бухгалтерского учета, затрудняющего выяснение
 имущественного положения;
  - продажа кредитором своего голоса, т.е. получение им
 вознаграждения от должника за голосование в его пользу;
  - предъявление кредитором вымышленных требований с целью
 содействия должнику в сокрытии имущества.
  Для защиты прав собственников и имущества - предприятий от неправомерных действий наемных руководителей предусмотрены нормы уголовной ответственности за злоупотребление доверием(39).
  Хотелось бы отметить основные направления совершенствования
 уголовно-правового регулирования финансовой деятельности, которые в
 ряде случаев потребуют включений в Уголовный кодекс новых статей,
 направленных на:
  а) Защиту "цивилизованных" предпринимателей от криминальных посягательств. Для этого необходимо дополнить УК нормами, касающимися махинаций с использованием кредитных карточек, предпочтение кредитору и др.
 
  б) Необходимо дальнейшее развитие законодательной базы,
 разработка социального пакета мер и их согласование, учитывая
 специфику распространяющихся махинаций, с целью защиты собственника
 от псевдобанков, работающих без лицензии, и других криминальных
 структур.
  Так как действующий порядок - рассмотрения гражданских исков в системе уголовного дела не обеспечивает должной компенсации контрагенту, нужен инструментарий для защиты имущественных прав пострадавшей стороны.
  в) С целью исключения оттока денежных ресурсов в теневую
 экономику и финансирования преступных структур, создание необходимых
 стимулов для развития производства и осуществление экономической
 реформы ставится задача разработать общегосударственную концепцию
 налогообложения, и на ее основе устранить имеющие противоречия в
 налоговом законодательстве, отменить необоснованные льготы, и
 обозначить приоритеты при проведении налоговой политики.
 Представляется уместным внесение в УК статьи о ненадлежащем ведении
 бухгалтерского учета.
  г) В разделе "Должностные преступления" в толковании понятия
 должностное лицо предусмотреть, что работники коммерческих банков,
 наделенные организационно-распорядительными и административно-
 хозяйственными функциями, рассматриваются как должностные лица.
 Многие специалисты поднимают вопрос о создании межбанковской службы
 безопасности с функциями проверки клиентов и самих банковских кадров
  д) Руководители коммерческих и банковских структур, ссылаясь на Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности", пытаются не допустить сотрудников правоохранительных органов к проверке банковских и других документов. В этой связи предлагается ввести в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности" дополнения и изменения, предусматривающие:
  - кратное изъятие в доход государства незаконно-израсходованных не
 по целевому назначению централизованных кредитов банка России с
 уплатой повышенного штрафа коммерческими банками и их клиентами;
  внедрение системы декларирования доходов юридическими и физическими лицами, участвующими в создании уставного капитала банка;
  ответственность за нарушение норм и правил денежных расчетов, задержки платежей;
  - для предотвращения незаконного использования целевых централизованных кредитов государства усовершенствовать порядок их предоставления. С этой же целью реорганизовать низовые банковские структуры, предоставив им право, минуя коммерческие банки выдавать указанные кредиты непосредственно предприятиям, объединениям и
 организациям под конкретные производственные программы с реальными гарантиями возврата полученных ссуд(40).
  е) Генеральной прокуратурой предлагается также внести в Уголовный кодеке дополнения, предусматривающие уголовную ответственность за:
 - производство банковских операций без лицензии, выдаваемой Банком

<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу