<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 КОСВЕННОГО ИЗМЕРЕНИЯ СИСТЕМЫ САМООЦЕНОК МЕТОДИКА (КИСС)
 Федотовой Е.О.
 Обзор
  Проективная методика. Предназначена для оценки "целостного переживания личностью своего "Я", то есть того, что называют "самоуважением", "самопринятием" и т.п. Разработана Федотовой Е.О. в качестве альтернативы так называемым прямым методам исследования самооценки личности.
  По своему статусу принадлежит к классу импрессивных проективных методов. Проективный характер методики обеспечивался особенностями стимульного материала, процедурой проведения тестирования, предложенной схемой обработки полученных данных.
  При построении процедуры измерения самооценки автором предполагалось, что:
 *?у любого человека имеется некоторое знание о качествах своей личности, которое он может выразить при помощи шкал самоописания;
 *?человек способен определить свое место на данной шкале, относительно ее крайних точек или полюсов;
 *?при косвенном шкалировании испытуемый минимально искажает картину самоописания.
  Стимульный материал методики представляет собой 10 карточек с различными схематическими изображениями человеческого лица, но без изображения рта (по мнению автора, рисунок линии рта может давать систематический сдвиг в восприятии лица по определенным параметрам).
  Согласно заданию, испытуемый ранжирует "лица" по параметрам, которые задает психолог. Первым задается критерий "нравится - не нравится". Затем испытуемый описывает 1-е и последнее изображения. Впоследствии психолог задает различные критерии для ранжировки (ум, доброта, здоровье, и др.). Часть из предлагаемых критериев стандартная и единая для всех, часть критериев берется из описания испытуемым понравившегося и непонравившегося изображения в первой серии. На последнем этапе предлагается разложить карточки по степени похожести на себя.
  Обработка результатов представляет собой оценку степени близости ранжировок путем вычисления коэффициентов ранговой корреляции Спирмена. Среди предшественников методики КИСС следует указать тест самооценки Дж. Лиггетта (Liggett J., 1959), известный также под названием "Тест лиу".
  Включение психометрической процедуры ранжирования отличает данную методику от традиционных, в классическом понимании, проективных техник. Психосемантические методы позволяют исследовать самооценку более дифференцирование с учетом ее внутренней структуры и ее связи с самосознанием личности.
  Благодаря замене процедуры прямого шкалирования "Я" на косвенную оценку посредством шкалирования схематических изображений становится доступной диагностике не демонстрируемая, а подлинно переживаемая самооценка. Автором выделяюся следующие премущества методики КИСС в сравнении с другими известными приемами диагностики самооценки:
  1. КИСС не только измеряет уровень частных самооценок, но и позволяет реконструировать целостную систему самооценок человека, а также иерархию стоящих за ней ценностей и личностных смыслов.
  2. КИСС дает возможность выявлять самооценку индивида не только в сравнении "Я" с групповыми нормативными стандартами, но также и на основе субъективно значимых индивидуальных шкал самооценки.
  3. Кроме частных самооценок методика КИСС способна выявлять глобальное эмоционально-ценностное отношение индивида к своему "Я" - уровень самоприятия.
  Оценка конструктной валидности методики КИСС основывалась на предположении о возможности воспроизведения реальной деятельности самооценивания с помощью этой методики. Доказано, что сравнение схематических изображений является основной составляющей процесса самооценивания, так же как выбор шкал, по которым происходит ранжирование, отражает реальный процесс оценки себя и других людей (Федотова Е. О., 1985). Проверка эмпирической валидности методики КИСС была осуществлена на 50 испытуемых: 20 психически здоровых лицах и 30 больных неврозом. Сопоставление самооценки здоровых и больных неврозом показало значимые различия по параметрам "уровень" и "устойчивость" самооценки (р= 0,001).
  Надежность процедуры ранжирования по отношению к выбранному стимульному материалу проверялась сравнением данных, полученных с помощью процедуры ранжирования, и рангов, полученных методом парного сравнения для конкретного испытуемого в рамках одной экспериментальной серии. Коэффициент ранговой корреляции между этими ранжировками в среднем равен 0,8 (граничное значение для десяти стимулов равно 0,69).
  Данные о валидности и надежности методики подтверждаются также исследованием самооценки психических и физических качеств у здоровых людей и людей с суицидальным поведением. Ценность и самооценка физических качеств у суицидентов значительно снижены (различия по ? 2 значимы на 0,001 уровне). Сниженным оказывается у них и общий уровень самоприятия: r = 0,72 у здоровых людей и r = 0,38 - у суицидентов (Дорожевец А. Н., 1982). Однако вопреки ожиданиям уровень самоприятия оказывается достаточно высоким у женщин - транссексуалов, стремящихся к изменению пола хирургическим путем (r = 0,43).
  Проведение тестирования возможно лишь в индивидуальном порядке.
 
 Инструкция
  Особенности проведения процедуры тестирования:
  В качестве процедуры используется ранжирование изображения лиц по параметрам, задаваемым экспериментатором. Испытуемому предлагается, ознакомившись предварительно с десятью карточками (количество, большее объема кратковременной памяти, но достаточно небольшое, чтобы испытуемый не мог "потеряться в материале"), разложить их в ряд по степени убывания "приятности". После чего его просят описать первое и последнее изображения. Эти описания фиксируются экспериментатором. Затем, перемешав карточки, экспериментатор предлагает испытуемому разложить их по параметрам "ум", "доброта" и т. д. Часть этих параметров стандартна, т. е. предлагается всем испытуемым ("ум", "здоровье", "доброта"), а другая часть предлагается экспериментатором на основе тех качеств, которые испытуемый назвал при описании первой и последней карточек. После чего испытуемому предлагается разложить карточки по "похожести на себя".
  Инструкция:
  "Проверим Ваше воображение. Перед Вами десять карточек со схематическими изображениями лиц. Разложите карточки в ряд так, чтобы слева была та, которая нравится Вам больше всего, справа - меньше всего, а между ними карточки лежали бы в порядке убывания приятности. Далее опишите человека, чье лицо изображено на карточке, которая понравилась Вам больше всего. А теперь опишите человека, чье лицо изображено на карточке, которая понравилась Вам меньше всего.
  Разложите карточки в ряд так, чтобы:
 *?слева была та, на которой изображено самое умное лицо;
 *?справа - та, на которой изображено самое глупое лицо;
 *?а между ними карточки лежали в порядке убывания "ума" лиц, которые на них изображены".
 
 Инструкция
  Обработка и интерпретация результатов.
 
  По формуле подсчитывается коэффициент ранговой корреляции между:
  *?ранжировкой "нравится" и ранжировками по остальным параметрам ("ум", "доброта" и т. д.);
  *?ранжировкой "похожесть на себя" и ранжировками по остальным параметрам;
  *?ранжировкой "нравится" и ранжировкой "похожесть на себя".
  Предполагается, что:
  а) первый ряд коэффициентов даст некоторую шкалу ценностей данного испытуемого;
  б) второй ряд коэффициентов даст шкалу реальных самооценок по ранжируемым параметрам;
  в) последний коэффициент будет характеризовать общий уровень самоприятия.
 
  Пример.
  Действительно, если предположить, что какой-то испытуемый разложил по параметру "нравится" карточки в следующем порядке:
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10,
  по параметру "доброта" в том же порядке:
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10,
  а по параметру "ум" в противоположном:
  10 9 8 7 6 5 4 3 2 1,
  то естественно сделать предположение о том, что испытуемый ценит доброту в гораздо большей степени, чем ум.
  Предположим также, что один испытуемый разложил карточки по параметру "нравится" в следующем порядке:
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10,
  а по параметру "похожесть на себя" - в противоположном:
  10 9 8 7 6 5 4 3 2 1.
  А другой испытуемый и по параметру "нравится", и по параметру "похожесть на себя" разложил карточки в одном и том же порядке.
  Можно предположить, что первый испытуемый "принимает себя" в гораздо меньшей степени, чем второй.
  Продолжая пример, предположим, что у какого-то испытуемого мы получили следующие ранжировки:
  "похожесть на себя": .1 2 3 4 5 6 7 8 9 10,
  "ум":............................ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10,
  "доброта":................... 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1.
  Такой результат позволяет предположить, что данный испытуемый оценивает себя по параметру "доброта" иначе, чем по параметру "ум".
  Методика КИСС позволяет судить не только об общем принятии себя и частных самооценках данного испытуемого, но и о том, насколько значима данная самооценка для принятия себя, насколько данное качество ценится испытуемым.
  Очевидно, что для того, чтобы получить наиболее полную информацию об определенной группе испытуемых, методику можно изменить таким образом, чтобы она отражала специфические цели исследования данной группы.
  Например, при исследовании так называемых трудных подростков можно изучить сферу "социального Я", задавая категории типа "Я такой, каким меня видят окружающие", "Каким я хотел бы быть" и т. п.
  При исследовании отношений супругов можно предложить жене разложить карточки, "встав на точку зрения мужа" по отношению к ней самой себе, а потом предложить сделать то же самое мужу. Это дает возможность получить "отраженное отношение к себе".
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу