<< Пред.           стр. 21 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 Основные понятия, встречающиеся в главе 14
  Кодирование - в коммуникации процесс представления мысли в символической форме.
  Личная продажа - устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения запродажи.
  Обратная связь - часть ответной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя.
 Обращение - набор символов, передаваемых отправителем.
  Ответная реакция - набор откликов получателя, возникших в результате контакта с обращением.
  Отправитель - в коммуникации сторона, посылающая обращение другой стороне.
  Получатель - сторона, получающая обращение, переданное другой стороной.
  Помехи - появление в процессе коммуникации незапланированных вмешательств среды или искажений, в результате чего к получателю поступает обращение, отличное от того, что посылал отправитель.
  Расшифровка - в коммуникации процесс, в ходе которого получатель придает значение символам, переданным отправителем.
  Реклама - любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг от имени известного спонсора.
 425
 
  Связи с общественностью - неличное и неоплачиваемое спонсором продвижение товара, услуги или компании в целом посредством распространения о них коммерчески важных сведений в печатных средствах информации или благожелательного представления по радио, телевидению или со сцены.
  Средства распространения информации - каналы коммуникации, по которым обращение передается от отправителя к получателю.
 426
 
 Глава 15
 Продвижение товаров: реклама, стимулирование сбыта и связи с общественностью
 Цели
 Ознакомившись с данной главой, вы должны уметь:
 1. Определить роль рекламы, стимулирования сбыта и связей с
 общественностью в комплексе продвижения.
 2. Рассказать о том, как создаются и доводятся до потребите
 лей рекламные обращения.
 3. Рассказать о том, как разрабатываются и претворяются в
 жизнь кампании по стимулированию сбыта и связям с обще
 ственностью.
 4. Объяснить, каким образом фирмы замеряют эффективность
 своих кампаний продвижения.
 Успешная кампания фирмы "Каламбиа рекорде" по стимулированию сбыта альбомов оркестра "Мэн эт уорк"
 Первый альбом оркестра "Мэн эт уорк" ("Работяги"), получивший название "Дела идут", разошелся в количестве более 4 млн экземпляров. Одна из песен альбома - "Кто это может быть?" - в течение 15 недель занимала первое место в списках самых ходовых пластинок. За свой альбом оркестр как лучший дебютант был удостоен в 1982 г. премии Трэмми". Для индустрии грампластинок успех альбома оказался, по словам одного из руководителей "Коламбиа рекорде", "самой прибыльной случайностью за всю историю фирм грамзаписи". Случайным этот успех считали потому, что "Коламбиа рекорде" выпустила альбом, не прилагая каких-либо целенаправленных усилий для представления оркестра с помощью рекламы, стимулирования и пропаганды.
 Недавно перед фирмой встала проблема целенаправленного представления второго альбома, записанного оркестром "Мэн эт уорк" и получившего название "Груз". Руководители фирмы посчитали, что для поддержания достигнутого успеха оркестру нужно создать четкое, узнаваемое "лицо", неповторимую внешность, которой недоставало в первом альбоме. На одном из совещаний незадолго до выпуска альбома "Груз" старший вице-президент и генеральный управляющий "Коламбиа рекорде" в Нью-Йорке Эл Теллер сказал: "Наша основная задача - придать этим парням какой-нибудь образ".
 427
 
 Для того чтобы образ этот был достоверным и эффективным, фирме нужно было отыскать какие-то качества самих музыкантов, выстроив из них своего рода товарный знак. Изучив фотографии и видеозаписи оркестра, специалисты из "Коламбиа рекорде" пришли к выводу, что одной из самых притягательных черт музыкантов была их беззаботная, почти детская игривость. Именно этот образ фирма и выбрала для оркестра - образ смешливой, веселой группы музыкантов. Первой возможностью опробовать новый образ стало исполнение оркестром песни "Там в Австралии" на церемонии вручения премии "Грэмми", которая транслировалась телевидением на всю страну. Специалистам из "Коламбиа рекорде" выступление понравилось, и они приступили к претворению в жизнь остальных планов в связи с альбомом "Груз".
 Пропаганду альбома вели с использованием всех вообразимых средств распространения информации. Мэрилин Лаверти, заведующая отделом пропаганды фирмы, организовала появление материала об оркестре на обложке журнала "Роллинг стоунз", выступление в телевизионном шоу "Вечерние развлечения" и передачу видеозаписей четырех песен из альбома по сети кабельного телевидения МТБ. Лаверти выбирала для своих целей общенациональные средства распространения информации, которые могли бы донести до аудитории образ веселого оркестра. Статья в журнале "Роллинг стоунз" начиналась с описания того, как музыканты играют в крикет у себя дома в Мельбурне. Тут же была помещена фотография оркестра, на которой музыканты дурачились с бокалами шампанского, стетоскопом и парой смешных шляп. В одном из видеороликов, переданных по сети МТБ, ведущий певец оркестра Колин Хей предстал резвящимся в обличье Шерлока Холмса.
 Директор службы товарного маркетинга Барбара Кук организовала многочисленные экспозиции в местах продажи, разного рода приманки для возбуждения интереса со стороны посетителей магазинов грампластинок. За три дня до выпуска альбома в продажу "Коламбиа рекорде" разослала в магазины грампластинок во всех концах Соединенных Штатов 30 тыс. плакатов, 85 тыс. обложек альбома для оформления экспозиций и оформительских планшетов для кассет. Одна из настенных экспозиций представляла собой большой плакат, на котором музыканты были изображены читающими книжки-комиксы. Фоном и обрамлением плаката служили обложки альбома "Груз".
 Поль Раппопорт, руководитель отдела по пропаганде альбомов фирмы на радио, снабдил диск-жокеев во всех концах страны подборками рекламно-пропагандистских материалов. В подборку входили пластинка-миньон в конверте, биографические сведения о музыкантах и истории оркестра, а также его фотография. Кроме того, диск-жокеи получили магнитную запись 90-минутной беседы с музыкантами, которую местные радиостанции могли транслировать бесплатно при условии, что материал выйдет в эфир в конце недели, предшествующей поступлению альбома в продажу. После такой пропагандистской "бомбежки" "оставалось только помолиться", как сказал Раппопорт.
 Альбом 'Труз" стал для оркестра "Мэн эт уорк" и фирмы "Коламбиа рекорде" очередным хитом. За первые две недели было продано 1,25 млн дисков. Оркестр приписывает свой успех музыке, тому звучанию, которого до его появления в американской музыкальной истории просто не существовало. А вот специалисты фирмы "Коламбиа рекорде" считают, что без четко выписанного образа и мощной поддержки со стороны рекламы, связей с общественностью и мер по стимулированию сбыта это музыкальное звучание захотелось бы послушать гораздо меньшему числу американцев.
 428
 
  Какими бы талантливыми и творчески одаренными ни были музыканты, для успеха оркестру необходимы четкий образ и тщательно спланированная кампания по стимулированию. Фирма "Коламбиа рекорде" разработала кампанию для оркестра "Мэн эт уорк", используя средства массового продвижения, как реклама, стимулирование сбыта и формирование общественного мнения. Рассмотрению всех этих средств мы и посвятим данную главу.
 Реклама
  В 1981 г. затраты на рекламу в Соединенных Штатах Америки составили 61,3 млрд долл. Мы определяем рекламу следующим образом.
 S Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования.
  Среди тратящих деньги на рекламу не только коммерческие фирмы, но и музеи, фонды и различные общественные организации, стремящиеся разрекламировать свои цели перед различными целевыми аудиториями. Кстати, двадцать четвертой в ряду крупнейших рекламодателей идет некоммерческая организация - правительство США.
  В коммерческом секторе четверть всей рекламы в стране приходится на долю сотни ведущих общенациональных рекламодателей. В табл. 15.1 приводится список десяти крупнейших рекламодателей 1981 г. Больше всех потратила на рекламу корпорация "Проктер энд Гэмбл" - почти 672 млн долл., или 5,6% общего объема сбыта в 11,9 млрд долл. Остальные ведущие рекламодатели находятся в автомобильной и пищевой промышленности, в розничной торговле и связи, в табачной промышленности. В автомобильной промышленности на долю рекламы приходится небольшой процент стоимости продаж, в пищевой и фармацевтической промышленности этот процент высок. Самый большой из всех процент затрат у рекламодателей, имеющих дело с лекарственными препаратами, туалетными принадлежностями и косметикой. За ними идут рекламодатели, предлагающие жевательную резинку, кондитерские изделия и мыло. Рекордный процент затрат на рекламу от суммы продаж у корпорации "Ноксэлл" - 22,2%.
  Рекламные доллары поступают в самые разные средства распространения информации: журналы и газеты, радио и телевидение, наружные экспозиции (щиты, плакаты, вывески), "директ мейл", сувениры (спичечные коробки, записные книжки, календари), транспортные планшеты (в поездах, автобусах), каталоги, справочники, циркуляры. У рекламы множество применений. Ею пользуются для формирования долговременного образа организации (престижная реклама), для долговременного выделения конкретного марочного товара (реклама марки), для распространения информации о прода-
 429
 
 Таблица 15.1. Десять крупнейших общенациональных рекламодателей США 1981 г.
 
 Место Фирма Общие затраты Общая сумма Затраты на на рекламу, продаж, рекламу, % к млн долл. млн долл. объему продаж 1 "Простер энд Гэмбл" 671,7 11,944 5,6 2 "Сирс.РобакэндГ 544,1 27,360 2,0 3 "Дженерал фудз" 456,8 8,351 5,5 4 "Филип Моррис" 432,9 10,885 4,0 5 "Дженерал моторе" 401,0 62,698 0,6 6 "К-Март" 349,6 16,527 2,1 7 "Набиско брэнда" 340,9 5,819 5,9 8 "Р. Дж. Рейнолда индастриз" 321,2 11,691 2,7 9 "АТГ 297,0 58,214 0,5 10 "Мобил" 293,1 68,587 4,3 же, услуге или событии (рубричная реклама), для объявления о распродаже по сниженным ценам (реклама распродаж) и для отстаивания конкретной идеи (разъяснительно-пропагандистская реклама).
  Корни рекламы уходят в седую древность (Врезка 15.1). Хотя основными ее пользователями являются частные предприятия, реклама находит применение во всем мире, в том числе и в социалистических странах. Реклама - рентабельный способ распространения обращений, будь они рассчитанными на создание всемирного предпочтения к марке "Кока-кола", на формирование у потребителей мотивации к потреблению молока или к применению методов ограничения рождаемости.
  Организации подходят к проведению рекламы по-разному. В мелких фирмах рекламой обычно занимается один из работников отдела сбыта, время от времени вступающий в контакт с рекламным агентством. Крупные фирмы учреждают у себя отделы рекламы. Управляющий таким отделом подчиняется вице-президенту по маркетингу. В функции рекламного отдела входят разработка общего бюджета на рекламу, утверждение представляемых агентством объявлений и кампаний, проведение мероприятий по прямой почтовой рекламе, устройство рекламного оформления дилерских заведений и осуществление прочих форм рекламы, которыми рекламные агентства обычно не занимаются. Большинство фирм пользуются услугами сторонних рекламных агентств, поскольку такая организация работы предлагает целый ряд преимуществ (Врезка 15.2).
  В процессе разработки программы рекламной деятельности руководству службой маркетинга необходимо принять пять принципиально важных решений. Они перечислены в схеме на рис. 15.1 и рассматриваются в последующих разделах данной главы.
 430
 
 Врезка 15.1. Исторические вехи рекламы
 О рекламной практике речь идет уже в самых первых документах письменной истории. При раскопках на территории стран Средиземноморья археологи нашли вывески, извещающие о различных событиях и предложениях. Римляне расписывали стены объявлениями о гладиаторских боях, а финикийцы разрисовывали скалы по маршрутам разного рода шествий, всячески превознося в этих росписях свои товары. Все это предшественники современной наружной рекламы. Одна из настенных росписей в Помпее расхваливала политического деятеля и призывала людей отдать за него свои голоса.
 Другую раннюю разновидность рекламы олицетворял собой городской глашатай. "Золотой век" Древней Греции видел глашатаев, которые ходили по улицам Афин, возглашая о продажах рабов, скота и прочих товаров. Вот как звучала "рекламная песнь", предназначенная для древнего жителя Афин: "Чтоб глаза сияли, чтоб алели щеки, чтоб надолго сохранилась девичья краса, разумная женщина будет покупать косметику по разумным ценам у Экслиптоса".
 Еще одной ранней разновидностью рекламы было клеймо, которое ремесленники ставили на своих товарах, таких, как гончарные изделия. По мере того как молва разносила сведения о репутации ремесленника, покупатели начинали искать товар с его клеймом. В наши дни для этих же целей пользуются товарными знаками и марочными названиями. К примеру, полотно из Оснабрюка тщательно проверяли на качество и назначали на него цену на 20% выше, чем на продававшееся без марочных названий вестфальское полотно. По мере централизации производства и удаления рынков значение клейма постоянно росло.
 Поворотным пунктом в истории рекламы стал 1450 г., год изобретения Гутенбергом печатного станка. Рекламодателю не нужно было больше вручную изготовлять дополнительные экземпляры своих извещений. Первое печатное объявление на английском языке появилось в 1478 г.
 В 1622 г. реклама получила мощный стимул в виде начавшей выходить первой газеты на английском языке, которая называлась "Уикли ньюс". Позднее Эддисон и Стил начали выпускать газету "Тэтлер", став верными поборниками рекламы. Эддисон напечатал следующий совет составителям рекламных текстов: "Великое искусство написания рекламного объявления заключается в отыскании правильного подхода, дабы захватить внимание читателя, без чего добрая весть может остаться незамеченной или затеряться среди извещений о банкротствах". В номере "Тэтле-ра" за 14 сентября 1710 г. были опубликованы рекламные объявления на ремни для правки бритв, патентованные медицинские препараты и прочие товары широкого потребления.
 Наибольшего расцвета реклама достигла в Соединенных Штатах. Отцом американской рекламы называют Бенджамина Франклина. Его "Газетт", появившаяся в 1729 г., добилась самого большого тиража и самого большого объема рекламных публикаций среди всех газет колониальной Америки. Превращению Америки в колыбель рекламы способствовало несколько факторов. Во-первых, американская промышленность лидировала в процессе внедрения в производство механизации,
 431
 
 благодаря которой появился избыток товаров и возникла необходимость убеждать потребителей покупать больше. Во-вторых, создание прекрасной сети водных путей, шоссейных и обычных дорог сделало реальной доставку товаров и средств рекламы в сельские районы. В-третьих, введение в 1813 г. обязательного начального образования повысило уровень грамотности и способствовало росту газет и журналов. Изобретение радио, а позднее и телевидения означало появление двух замечательных средств распространения рекламы.
 Врезка 15.2. Как работает рекламное агентство?
 Мэдисон-авеню, США, - это словосочетание, знакомое большинству американцев, относится к улице в центре Нью-Йорка, на которой располагаются штаб-квартиры ряда крупных рекламных агентств. В этих штаб-квартирах работают около 30 тыс. человек. А подавляющее большинство из 6000 насчитывающихся в стране рекламных агентств находятся за пределами Нью-Йорка. В США не так уж много городов, где не было бы хотя бы одного рекламного агентства, даже если это предприятие всего с одним работником. В 1978 г. в семерку крупнейших рекламных агентств США па показателям оборота по счетам в мировом масштабе входили: "Дж. Уолтер Томпсон", "Макканн-Эриксон", "Янг энд Рубикам", "Огил-ви энд Мазер", "ББДО", "Тед Бейтс" и "Лео Бэрнетт". Самое крупное в мире рекламное агентство находится в Японии и называется "Денцу".
 К услугам рекламных агентств прибегают даже фирмы, имеющие сильные Собственные рекламные отделы. В агентствах работают творческие и технические специалисты, которые зачастую в состоянии выполнять рекламные функции лучше и эффективнее, чем штатные сотрудники фирмы. Кроме того, агентства привносят взгляд со стороны на стоящие перед фирмой проблемы, а также богатый разнообразный опыт работы с разными клиентами и в разных ситуациях. Оплата услуг агентств происходит за счет комиссионных скидок, получаемых ими от средств рекламы, и поэтому они обходятся фирмам недорого. А поскольку фирма может в любой момент разорвать контракт, у агентств есть мощный стимул работать эффективно.
 Обычно основу рекламного агентства составляют четыре отдела: творческий отдел, занимающийся разработкой и производством объявлений; отдел средств рекламы, ответственный за выбор средств рекламы и размещение объявлений; исследовательский отдел, изучающий характеристики и потребности аудитории, и коммерческий отдел, занимающийся коммерческой стороной деятельности агентства. Работой над заказами каждого отдельного клиента руководит ответственный исполнитель, а сотрудникам специализированных отделов поручается обслуживание заказов одного или нескольких клиентов.
 Нередко агентства привлекают к себе новых клиентов благодаря своей репутации или своей величине. Однако, как правило, клиент предлагает нескольким агентствам провести конкурентные презентации, по результатам которых и делает свой выбор.
 Рекламные агентства получают компенсацию в виде комиссионного вознаграждения и иногда гонораров. Обычно агентство получает 15%-ную скидку со стоимости закупаемых им средств рекламы. Предположим, оно закупает для клиента место в журнале стоимостью 60 тыс. долл. Журнал выставляет агентству счет на
 432
 
 51 тыс. долл. (60 тыс. минус 15%), а агентство получает с клиента полную сумму - 60 тыс. долл., - удерживая комиссию в 9 тыс. долл. в свою пользу. Если бы клиент закупил это же место непосредственно у журнала, он также заплатил бы журналу 60 тыс. долл., поскольку комиссионные скидки предоставляются только аккредитованным рекламным агентствам.
 И рекламодатели и агентства испытывают все большее недовольство системой комиссионных скидок. Крупные рекламодатели жалуются, что платят за те же самые услуги больше, чем мелкие рекламодатели, просто потому, что размещают больше рекламы. Рекламодатели также считают, что комиссионная система отвлекает внимание агентств от недорогих средств рекламы и кратковременных рекламных кампаний. Агентства сетуют на то, что оказывают клиенту дополнительные услуги, не получая за это никакого дополнительного вознаграждения. Сегодня все больше склоняются к системе компенсирования либо на основе прямых гонораров, либо на основе сочетания комиссии и гонораров.
 На устоях деятельности агентств отрицательно сказываются и некоторые тенденции наших дней. Агентства с полным циклом обслуживания сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны агентств с ограниченным циклом услуг, которые специализируются либо на закупках средств рекламы, либо на создании рекламных текстов, либо на производстве рекламных материалов. Коммерческие управляющие завоевывают в рекламных агентствах все больше власти и все настойчивее требуют от творческого персонала большей нацеленности на извлечение прибыли. Некоторые рекламодатели открыли собственные внутрифирменные рекламные агентства, прекратив таким образом долговременную связь со своими прежними рекламными агентствами. И наконец, Федеральная торговая комиссия хочет, чтобы рекламные агентства несли ответственность за лживую рекламу наравне с клиентами. Все эти тенденции, несомненно, вызовут ряд перемен в данной сфере деятельности, однако агентства, добротно делающие свое дело, выживут.
 Постановка задач
  Первым шагом в процессе разработки рекламной программы является постановка задач рекламы. Задачи эти могут вытекать из ранее принятых решений о выборе целевого рынка, маркетинговом позиционировании и комплексе маркетинга. Стратегия маркетингового позиционирования и подход к формированию комплекса маркетинга предопределяют, что именно должна сделать реклама в рамках комплексной программы маркетинга.
  Перед рекламой могут поставить множество конкретных задач в области коммуникаций и сбыта. Их можно классифицировать в зависимости от того, предназначена ли реклама информировать, увещевать или напоминать. Некоторые из задач .рекламы перечислены в табл. 12.2.
  Информативная реклама преобладает в основном на этапе выведения товара на рынок, когда стоит задача создания первичного спроса. Так, производителям йогурта нужно было сначала проинформировать потребителей о питательных достоинствах и многочисленных способах использования продукта.
 433
 
 1
 
 
 
 
 Рис. 15.1. Основные решения в сфере рекламы
 Таблица 15.2. Возможные цели рекламы
 
 Вид рекламы
 
 Задачи рекламы
 
 Информативная Рассказ рынку о новинке или о новых применениях существующего товара +
 Информирование рынка об изменении цены + Объяснение принципов действия товара + Описание оказываемых услуг + Исправление неправильных представлений или рассеяние опасений потребителя + Формирование образа фирмы
 Увещевательная Формирование предпочтения к марке + Поощрение к переключению на вашу марку + Изменение восприятия потребителем свойств товара + Убеждение потребителя совершить покупку не откладывая + Убеждение потребителя в необходимости принять коммивояжера
 Напоминающая Напоминание потребителям о том, что товар может по требоваться им в ближайшем будущем + Напоминание потребителям о том, где можно купить товар + Удержание товара в памяти потребителей в периоды межсезонья + Поддержание осведомленности о товаре на высшем уровне
  Увещевательная реклама приобретает особую значимость на этапе роста, когда перед фирмой встает задача формирования избирательного спроса. Например, объявление на продукты "постной кухни" фирмы "Стауффер" пытается убедить аудиторию следящих за своим весом потребителей, что новое блюдо - несмотря на невысокую ка-
 434
 
 лорийность - имеет потрясающий вид и отличный вкус. Часть увещевательных объявлений смещается в категорию сравнительной рекламы, которая стремится утвердить преимущество одной марки за счет конкретного сравнения ее с одной или несколькими марками в рамках данного товарного класса. Сравнительной рекламой пользуются в таких товарных категориях, как дезодоранты, зубная паста, шины и автомобили.
  Напоминающая реклама чрезвычайно важна на этапе зрелости, для того чтобы заставить потребителя вспоминать о товаре. Цель дорогих объявлений "Кока-колы" в журналах - напомнить людям о напитке, а вовсе не в том, чтобы проинформировать или убедить их. Сродни ей так называемая подкрепляющая реклама, которая стремится уверить нынешних покупателей в правильности сделанного ими выбора. В рекламных объявлениях на автомобили часто фигурируют довольные покупатели, восторгающиеся той или иной особенностью купленной машины.
 Решения о разработке бюджета
  Определив задачи своей рекламы, фирма может приступать к разработке рекламного бюджета на каждый отдельный товар. Роль рекламы состоит в поднятии спроса на него. И фирма хочет истратить именно столько денег, сколько абсолютно необходимо для достижения намеченных показателей сбыта. В гл. 14 описано четыре наиболее часто используемых метода расчета рекламного бюджета. При разработке своих рекламных бюджетов такие фирмы, как "Дюпон" и "Анхойзер-Буш", предусматривают выделение средств на рекламные эксперименты. Так, "Анхойзер-Буш" предусматривает затраты выше среднего на одних сбытовых территориях и ниже среднего - на других и сравнивает достигнутые результаты с результатами, полученными на группе контрольных территорий, для выявления выгод или потерь в связи с увеличением или уменьшением суммы затрат. Выводы, сделанные на основе подобных экспериментов, позволили фирме "Анхойзер-Буш" существенно сократить рекламные расходы без потери своей доли рынка.
 Решения о рекламном обращении
  Определив задачи рекламы и рекламный бюджет, руководство должно разработать общий творческий подход к рекламе, ее творческую стратегию. В процессе ее создания можно выделить три этапа: формирование идеи обращения, оценка и выбор вариантов обращения, исполнение обращения.
  ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕИ ОБРАЩЕНИЯ. Для генерирования идей, призванных решить поставленные перед рекламой задачи, творческие работники пользуются разными методами. Многие идеи возникают в результате бесед с потребителями, дилерами, экспертами и конкурентами. Кампания по пиву "Шлиц" под девизом "Когда у
 435
 
 вас нет "Шлица" - у вас нет пива" возникла после того, как работник рекламного агентства случайно услышал эту фразу, сказанную одним из клиентов бармену в ответ на сообщение, что "Шлица" нет.
  Некоторые творческие работники пытаются представить себе, какой из четырех типов вознаграждения - рациональное, чувственное, общественное удовлетворение или удовлетворение самолюбия - покупатели рассчитывают получить от товара и в виде какого переживания. Путем сочетания типов вознаграждения с типами переживаний они в состоянии создать множество разных по своей разновидности рекламных обращений.
  ОЦЕНКА И ВЫБОР ВАРИАНТОВ ОБРАЩЕНИЯ. Рекламодателю необходимо произвести оценку возможных обращений. Тведт предложил оценивать обращения на основе их желательности, исключительности и правдоподобности. Обращение должно, прежде всего, сообщить его получателю нечто желательное или интересное о товаре. Кроме того, оно должно сообщить ему что-то исключительное или особенное, не присущее остальным маркам в данной товарной категории. И наконец, обращение должно быть правдоподобным или доказуемым.
  Организация "Марч оф даймс" как-то искала тему для рекламы, с помощью которой она рассчитывала собрать пожертвования на борьбу с врожденными пороками. В результате "мозгового штурма" было отобрано 20 возможных тем. Группу молодых родителей попросили произвести оценку каждого обращения с точки зрения интереса, доходчивости и правдоподобия по сто-балльной шкале. Например, обращение "Ежегодно 500 тысяч детей погибают от врожденных дефектов, так и не родившись" набрало 70 баллов по показателям интереса, 60 - по показателям доходчивости и 80 баллов по показателям правдоподобности, тогда как обращение "Ваш следующий ребенок может появиться на свет с врожденным пороком" набрало соответственно 58, 50 и 70 баллов. Первое обращение превзошло по показателям второе, и ему было отдано предпочтение для использования в рекламе.
  ИСПОЛНЕНИЕ ОБРАЩЕНИЯ. Степень воздействия обращения зависит не только от того, что сказано, но и как именно это сказано. Исполнение может иметь решающее значение, когда речь идет о таких весьма схожих товарах, как моющие средства, сигареты, кофе и пиво. Рекламодателю нужно подать свое обращение таким образом, чтобы оно привлекло внимание и интерес целевой аудитории.
  Обычно рекламодатель готовит задание на разработку текста, в котором оговариваются задачи, содержание, аргументация и тон будущего объявления. Вот пример задания на разработку текста на печенье фирмы "Пиллсбери" под названием "Марка 1869":
 Задача рекламы - убедить потребителей печенья в том, что сегодня они могут купить баночное печенье, ничем не отличающееся от домашнего, - печенье "Марка 1869" фирмы "Пиллсбери". Содержание должно строиться на акцентировании следующих характеристик товара: печенье имеет вид домашнего; печенье имеет консистенцию домашнего; оно имеет вкус домашнего. Аргументация в поддержку обеща-
 436
 
 ния, что печенье такое же "хорошее, как домашнее", будет состоять из двух утверждений: печенье "Марка 1869" делают из особого сорта муки (из мягких сортов пшеницы), которой пользуются для приготовления домашнего печенья, но никогда раньше не применяли для выпечки баночного; и печенье готовят с использованием традиционных американских рецептов. Тон объявления - сообщение о новости, окрашенное задумчивой теплотой воспоминаний о традиционно высоком качестве американской выпечки.
  Теперь творческим работникам предстоит найти стиль, тон, слова и форму воплощения этого обращения.
  В стилевом отношении любое обращение может быть исполнено в разных вариантах.
 1. Зарисовка с натуры. Представление одного или нескольких
 персонажей, использующих товар в привычной обстановке.
 Свое удовлетворение новой маркой печенья может выражать,
 например, семья, сидящая за обеденным столом.
 2. Акцентирование образа жизни. Делается упор на то, как товар
 вписывается в определенный образ жизни.' В рекламе шот
 ландского виски показан симпатичный мужчина средних лет,
 держащий в одной руке стакан с виски, а другой рукой управ
 ляющий яхтой.
 3. Создание фантазийной обстановки. Вокруг товара или его ис
 пользования создается некий ореол фантазии. В рекламе духов
 "Жонтю" фирмы "Ревлон" изображена женщина в шифоновом
 платье. Она вышла из старинного французского амбара и бо
 сиком идет через луг навстречу зовущему ее красивому юноше
 на белом коне.
 4. Создание настроения или образа. Вокруг товара создается про
 буждаемое им настроение или образ, скажем красоты, любви
 или безмятежности. Не делают никаких утверждений в пользу
 товара, кроме косвенно внушаемых. На создание настроения
 рассчитаны многие объявления на сигареты, скажем на сига
 реты марок "Салем" и "Ньюпорт".
 5. Мюзикл. Показ одного или нескольких лиц или рисованных
 персонажей, поющих песню о товаре. По этому принципу по
 строены многие объявления на напитки типа кола.
 6. Использование символического персонажа. Создание персона
 жа, олицетворяющего собой товар. Персонаж этот может быть
 мультипликационным ("Зеленый гигант") или реальным (ков
 бой "Мальборо", кот Моррис).
 7. Акцент на техническом и профессиональном опыте. Демонст
 рация технического и профессионального опыта фирмы в про
 изводстве конкретного товара. Так, в рекламе фирмы "Хилл
 бразерс" показывают одного из ее закупщиков, тщательно пе
 ребирающего кофейные зерна, а фирма "Италиан суисс коло
 ни" подчеркивает свой многолетний опыт винодела.
 437
 
 8. Использование данных научного характера. Приводятся науч
 ные данные о предпочтительности или большей эффективности
 товара по сравнению с одной или несколькими другими мар
 ками. В течение многих лет реклама зубной пасты "Крест"
 оперирует научными данными, призванными убедить покупа
 телей в превосходстве этой пасты в борьбе с кариесом.
 9. Использование свидетельств в пользу товара. Реклама пред
 ставляет заслуживающий полного доверия или вызывающий
 симпатию источник информации, который одобрительно отзы
 вается о товаре. Это может быть и какая-то знаменитость, и
 простые люди, заявляющие, как им нравится товар. Одновре
 менно коммуникатор должен выбрать для своей рекламы и
 подходящий тон. Корпорация "Проктер энд Гэмбл" неизменно
 выдерживает рекламу в позитивном тоне. В ее объявлениях
 всегда говорится о товаре что-нибудь в превосходной степени.
 Она избегает юмора, чтобы не отвлекать внимания от сути об
 ращения. И наоборот, объявления фирмы "Фольксваген" о ее
 знаменитом "Жуке", как правило, подаются в юмористическом
 тоне ("этот смехотворный жучок").
  Нужно обязательно найти запоминающиеся, привлекающие внимание слова. Мысли, приводимые в левой колонке, имели бы гораздо меньший эффект, не будь они творчески переработаны в то, что представлено справа.
 Исходная тема Творческое воплощение
 Напиток "Севен-ап" - это не кола "Анкола"
 Позвольте нам довезти вас на ав- "Поезжайте на автобусе, предос-тобусе, и вам не придется ехать тавив нам самим вести его" на своей машине
 Совершайте покупки, листая стра- "Лучше заставить бегать пальцы
 ницы телефонного справочника по страницам"
 Если вы пьете пиво, знайте, что "Пиво, которое надо пить, когда
 "Шефер" - хорошее пиво у вас есть выбор"
 Мы не даем напрокат так много "Мы стараемся упорнее" автомобилей, поэтому нам приходится делать для клиентов больше
  Составляющие элементы формы, такие, как размеры объявления, цвет и иллюстрация, влияют на степень производимого этим объявлением воздействия и на его стоимость. Незначительная перегруппировка элементов может на несколько пунктов поднять его способность привлекать внимание. Крупноформатные объявления намного заметнее, хотя их притягательная сила не обязательно растет пропорционально росту цены. В сравнении с черно-белыми полноцветные иллюстрации повышают действенность объявления, а заодно и его стоимость.
 438
 
 Решения о средствах распространения информации
  Следующая задача рекламодателя - выбрать средства распространения для размещения своего рекламного обращения. Процесс выбора состоит из нескольких этапов: принятие решений о широте охвата, частоте появления и силе воздействия рекламы; отбор основных видов средств распространения информации; выбор конкретных носителей рекламы и показатель стоимости рекламы в расчете на 1000 человек; принятие решений о графике использования средств рекламы.
  ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ О ШИРОТЕ ОХВАТА, ЧАСТОТЕ ПОЯВЛЕНИЯ И СИЛЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ. При выборе средств распространения информации рекламодатель должен принять решение о желательной широте охвата, частоте появления и силе воздействия, которые необходимо обеспечить для решения поставленных перед рекламой задач.
 1. Охват. Рекламодателю следует определить, какое число лиц в
 рамках целевой аудитории должно познакомиться с его рек
 ламной кампанией за конкретный отрезок времени. Например,
 рекламодатель может стремиться обеспечить охват 70% целе
 вой аудитории в течение первого года.
 2. Частота появления рекламы. Рекламодателю следует также
 решить, сколько раз за конкретный отрезок времени должен
 столкнуться с его рекламным обращением средний представи
 тель целевой аудитории. Например, можно добиваться обеспе
 чения трех рекламных контактов.
 3. Сила воздействия. Кроме того, рекламодателю следует проду
 мать, какой силой воздействия должен обладать контакт с его
 рекламой. Обращения по телевидению обычно производят бо
 лее сильное впечатление, чем обращения по радио, потому что
 телевидение - это не просто звук, а сочетание изображения и
 звука. В рамках конкретной разновидности средств рекламы,
 скажем журналов, одно и то же обращение в одном журнале
 может восприниматься как более достоверное, чем в другом.
  Например, рекламодатель может добиваться полуторной силы воздействия, тогда как показатель силы воздействия объявления в среднем средстве рекламы равен единице.
  Предположим, что товар рекламодателя может понравиться рынку, состоящему из 1 млн потребителей. Цель - охватить 700 тыс. потребителей (1000000 х 70%). Поскольку средний потребитель будет иметь три контакта с рекламой, рекламодателю следует обеспечить закупку 2,1 млн контактов (700000 х 3). А раз ему нужны контакты полуторной силы воздействия, расчетное число закупаемых контактов должно составить 3,15 млн (2100 000 х 1,5). Если 1000 контактов данной силы воздействия стоят 10 долл., рекламный бюджет должен равняться 31,5 тыс. долл. (3150 х 10 долл.). Вообще говоря, чем ши-
 A1Q
 
 ре охват, чем выше частота появления рекламы и показатели силы ее воздействия, которых добивается рекламодатель, тем больше должен быть рекламный бюджет.
  ОТБОР ОСНОВНЫХ ВИДОВ СРЕДСТВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ. Специалист по средствам рекламы, планирующий их использование, должен хорошо знать, какие показатели охвата, частотности и силы воздействия обеспечивает каждое из этих средств. Краткая характеристика основных средств распространения информации дается в табл. 15.3. По показателям объема размещаемой в них рекламы средства эти располагаются в следующем порядке: газеты, телевидение, "директ мейл", радио, журналы, наружная реклама. Каждому присущи свои специфические преимущества к свои ограничения. Специалист по средствам рекламы, планирующий их использование, производит отбор на основе ряда характеристик, важнейшие из которых рассмотрены ниже.
 1. Приверженность целевой аудитории к определенным средствам
 информации. Например, радио и телевидение наиболее эффек
 тивны для охвата аудитории подростков.
 2. Специфика товара. Женские платья лучше всего представлять
 в цветных журналах, а фотоаппараты "Полароид" - по теле
 видению. У разных средств информации разные потенциаль
 ные возможности демонстрации товара и его наглядного представ
 ления, разная степень ясности истолкования, достоверности и
 использования цвета.
 3. Специфика обращения. Обращение, несущее весть о крупной рас
 продаже, которая состоится, завтра, требует использовать ра
 дио или газету. Обращение, содержащее большой объем техниче
 ской информации, может потребовать использования специализи
 рованных журналов или почтовых отправлений.
 4. Стоимость. Самым дорогим является телевидение, а реклама в
 газетах обходится дешево.
  Располагая характеристиками средств информации, специалист, планирующий их использование, должен принять решение о распределении бюджетных ассигнований по их основным видам. Например, при выходе на рынок с новым сортом печенья фирма "Пиллсбери" может выделить 3 млн долл. на дневную рекламу по сетевому телевидению, 2 млн - на рекламу в женских журналах и 1 млн долл. - на рекламу в ежедневных газетах на 20 основных рынках.
  ВЫБОР КОНКРЕТНЫХ НОСИТЕЛЕЙ РЕКЛАМЫ. Затем специалист по средствам рекламы приступает к выбору наиболее рентабельных из них. Например, если объявление должно появиться в журналах, специалист изучает данные об их тиражах и расценки на объявления разных размеров с печатью в разных вариантах цветов и разных местах расположения, а также данные о периодичности журналов. Затем он производит оценку журналов по таким показателям, как досто-
 440
 
 верность, престижность, наличие региональных изданий и изданий с профессиональным уклоном, качество полиграфического воспроизведения, редакционная политика, длительность сроков заказа и психологическое воздействие на читателей. Произведя такую оценку, специалист принимает решение, какие конкретные журналы обеспечат необходимые ему показатели охвата, частотности и воздействия в рамках выделенных ассигнований.
 Таблица 15.3. Основные виды средств распространения рекламы
 
 Средство Объем К общему Примеры Преимущества Ограничения рекламы рекламы, объему расценок млрд долл. рекламы, 1981 г. 1980 г. % 1980 г. Газеты 15,6 28,5 Стоимость по- Гибкость, свое- Кратковременность лосы в буднич- временность, хо- существования; ном выпуске га- роший охват ме- низкое качество зеты "Чикаго стного рынка; воспроизведения; трибюн" - широкое призна- незначительная 11128 долл. ние и принятие; аудитория "вторич- высокая досто- ных" читателей верность Телевидение 11,3 20,7 Стоимость ра- Сочетание изо- Высокая абсолют- зового показа бражения, звука и ная стоимость; пере- 30-секундного движения; чувст- груженность рекла- ролика в пико- венное воздейст- мой; мимолетность вое время в Чи- вие; высокая сте- рекламного контак- каго- 2000 пень привлечения та; меньшая изби- долл. внимания: широта рательность ауди- охвата тории "Директ 7,7 14,0 Стоимость ад- Избирательность Относительно высо- мейля ресного списка аудитории; гиб- кая стоимость; об- с именами кость; отсутствие раз "макулатурно- 34 тыс. ветери- рекламы конку- сти" наров- рентов в отправ- 1190 долл. лении; личност- ный характер Радио 3,7 6,7 Стоимость ми- Массовость ис- Представление нуты пикового пользования; вы- только звуковыми времени в Чика- сокая географи- средствами; сте- го - 400 долл. ческая и демо- пень привлечения графическая внимания ниже, чем избирательность; у телевидения; от- низкая стоимость; сутствие стандарт- ной структуры та- рифов; мимолет- ность рекламного контакта 441
 
 Окончание табл. 15.3
 
 Средство Объем К общему Примеры Преимущества Ограничения рекламы рекламы, объему расценок млрд долл. рекламы, 1981 г. 1980 г. % 1980 г. Журналы 3,2 5,9 Стоимость по- Высокая геогра- Длительный вре- лосы в 4 цвета в фическая и демо- менной разрыв ме- журнале "Нью- графическая из- жду покупкой места суик"-57 780 бирательность; и появлением рек- достоверность и ламы; наличие бес- престижность; полезного тиража; высокое качество отсутствие гарантии воспроизведения; размещения объяв- длительность су- ления в предпочти- ществования; зна- тельном месте чительное число "вторичных" читателей Наружная 0,6 1,1 Стоимость ме- Гибкость, высокая Отсутствие избира- реклама сячной аренды частота повторных тельности аудито- щита в "пико- контактов; рии; ограничения вом районе невысокая творческого Чикаго - стоимость; слабая характера 8000 долл. конкуренция Прочие 12,6 23,1 Итого 54,7 100,0 Примечание. В группу "Прочие" включены расходы, не разнесенные по шести предыдущим видам средств рекламы.
  Показатель стоимости рекламы в расчете на 1ООО человек. Специалисты по средствам рекламы выводят стоимость обращения в конкретном носителе в расчете на тысячу человек. Если полнополосное полноцветное объявление в журнале "Ньюсуик" стоит 58 тыс. долл., а расчетный круг читателей журнала - 6 млн человек, стоимость рекламы в расчете на 1000 читателей составит около 10 долл. То же самое объявление в журнале "Бизнес уик" может стоить 26 тыс. долл., но охватывать всего 2 млн человек, значит, в этом случае стоимость рекламы в расчете на 1000 человек составит уже 13 долл. Специалист по средствам рекламы ранжирует журналы по показателям стоимости в расчете на 1000 читателей и обычно отдает предпочтение изданиям с наиболее низкими, расчетными ставками.
  Этот первичный расчет требует ряда корректировок. Во-первых, результаты замеров необходимо соотнести с качественными характеристиками аудитории. Если журнальное объявление на детский крем прочтет миллион молодых матерей, показатель контактной ценности этого объявления будет равен миллиону, но если это же объявление
 442
 
 прочтет миллион старых мужчин, показатель контактной ценности будет равен нулю. Во-вторых, контактную ценность объявления необходимо соотнести с показателем внимательности аудитории. Например, читатели модного журнала "Вог" обращают на рекламу больше внимания, чем читатели журнала "Ньюсуик". В-третьих, контактную ценность объявления необходимо соотнести с показателями редакционного качества (престижность, достоверность) разных изданий.
  ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ О ГРАФИКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ РЕКЛАМЫ. Рекламодателю предстоит составить временной график размещения рекламы в течение года с учетом факторов сезонности и ожидаемых конъюнктурных изменений. Предположим, сбыт того или иного товара достигает своего пика в декабре и спадает в марте. Продавец может давать интенсивную рекламу с декабря по март включительно, может размещать ее в мае-июне, пытаясь добиться роста сбыта в это время года, а может рекламировать товар с одинаковой интенсивностью в течение всего года.
  Кроме того, рекламодателю предстоит принять решение о цикличности своей рекламы. Под последовательностью имеют в виду равномерность размещения объявлений в рамках временного периода. Пульсирующий график - это неравномерное размещение рекламы в рамках того же самого временного периода. Так, на год можно запланировать 52 публикации - либо по одной в неделю, либо по пульсирующему графику в виде нескольких концентрированных всплесков. Приверженцы пульсирующего графика считают, что: 1) аудитория глубже знакомится с обращением и 2) можно сэкономить средства. Исследования, проведенные фирмой "Анхойзер-Буш", показали, что можно приостановить рекламу пива "Буд-вайзер" на конкретном рынке как минимум на полтора года без всяких отрицательных последствий для сбыта товара. После этого фирма может устроить 6-месячный рекламный всплеск и полностью восстановить прежние темпы роста сбыта. Это исследование привело фирму к решению рекламировать пиво "Будвайзер" по пульсирующему графику.
  Решения о выборе конкретных носителей рекламы и временном графике их использования можно представить в виде схемы. График использования средств рекламы, показанный на рис. 15.2, говорит о том, что в программе "Пока Земля вращается" рекламу будут давать по будням ежедневно, за исключением летних месяцев, в программе "Площади Голливуда" - в течение всего года по 3 раза в неделю, в журнале "В кругу семьи" - в начале каждого месяца, за исключением летних, а в журнале "Ридерс дайджест" - ежемесячно.
 Оценка рекламной программы
  Необходимо производить постоянную оценку проводимой рекламы. Для замеров ее коммуникативной и торговой эффективности исследователи пользуются несколькими разными методами.
 443
 
 Средство рекламы Янв Фев Март Апр Май Июнь Июль Авг Сент Окт Ноя Дек
 ДНЕВНОЕТЕЛЕВИДЕНИЕ |
  Программа "Пока земля вращается" (пять 30- секундных роликов в неделю)
  Программа "Площади Голливуда" (три 30- секундных ролика в неделю)
  ЖУРНАЛЫ "В кругу семьи" (9 полос)
 "Ридерс дайджест" (12 полос)
 Рис. 15.2. Пример графика использования средств рекламы
  ЗАМЕРЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ. Замеры коммуникативной эффективности говорят о том, сколь эффективную коммуникацию обеспечивает объявление. Этот метод, получивший название опробования текстов, можно использовать как до размещения объявления, так и после его публикации или трансляции.
  До размещения объявления рекламодатель может провести опрос потребителей на тему, нравится ли им предполагаемое объявление и выделяется ли обращение из ряда прочих. После размещения объявления рекламодатель может провести замеры припоминаемости рекламы потребителями или ее узнаваемости как виденной ранее.
  ЗАМЕРЫ ТОРГОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ. Какой объем продаж порождается объявлением, повысившим уровень осведомленности о товаре на 20%, а предпочтение к марке - на 10% ? Ответ на этот вопрос могут дать замеры торговой эффективности. Дело это нелегкое, поскольку на сбыт оказывают влияние и другие факторы, в частности свойства самого товара.
  Одним из способов замера торговой эффективности рекламы является сравнение объема продаж с расходами на рекламу за прошедший период. Исследователи провели замеры воздействия трех средств стимулирования - "директ мейл", распространения образцов товара и товарной литературы, а также рекламы в специализированных журналах - на уровень продаж фармацевтической фирмы. Полученные ими статистические данные показали, что фирма чрезмерно увлеклась "директ мейл" и выделяла слишком мало средств на рекламу в специализированных журналах.
  Еще одним способом замера является разработка экспериментальной рекламной программы. Отдел красок корпорации "Дюпон" раз-
 444
 
 делил 56 сбытовых территорий на три группы: с высокой, средней и низкой долей рынка. В первой группе расходы на рекламу оставили на обычном уровне, в другой - увеличили в 2,5 раза, а в третьей - увеличили в 4 раза. В конце эксперимента корпорация подсчитала, какого объема дополнительных продаж удалось добиться за счет возросших уровней затрат на рекламу. Было установлено, что с повышением уровня затрат на рекламу темпы роста сбыта замедлялись и что в группе территорий с высокой долей рынка сбыт рос слабее.
  Реклама требует больших денег, которые легко растратить впустую, если фирма не сумеет точно сформулировать задачу, примет недостаточно продуманные решения относительно рекламного бюджета, обращения и выбора средств рекламы, не сумеет произвести оценку результатов рекламной деятельности. Благодаря своей способности влиять на образ жизни реклама привлекает к себе и пристальное внимание общественности. Постоянно усиливающееся регулирование призвано гарантировать ответственный подход к осуществлению рекламной деятельности (Врезка 15.3).
 Врезка 15.3. Реклама и общественно-государственная политика
 Фирма должна избегать в своей рекламе обмана и дискриминации. Вот основные спорные вопросы.
 Лживая реклама. Рекламодатели не должны прибегать к лживым утверждениям, например заявлять, что товар излечивает от чего-либо, когда в действительности он этого не делает. Рекламодатели должны избегать подтасованных демонстраций, как, например, в рекламном ролике, показывающем, что бритвенное лезвие в состоянии "побрить" наждачную бумагу, когда вместо шкурки бреют плексиглас.
 Реклама, вводящая в заблуждение. Рекламодатель не должен создавать объявлений, потенциально способных ввести в заблуждение, даже если в действительности никто, возможно, и не будет введен в заблуждение. Лак для пола нельзя рекламировать как средство, обеспечивающее 6-месячную защиту, если в нормальных условиях он этого не делает. Диетический хлеб нельзя рекламировать, утверждая, что в нем меньше калорий, если единственная причина этого - тоньше нарезанные ломтики. Проблема состоит в том, как провести границу между введением в заблуждение и славословием в адрес товара, которое считается допустимым.
 Реклама с исчезающей приманкой. Не следует завлекать покупателей ложными посулами. Например, продавец рекламирует швейную машину за 79 долл., а потом отказывается продать ее по этой цене, умаляет ее достоинства, демонстрирует дефектное изделие или навязывает чрезмерно долгий срок поставки.
 Скидки на проведение мер стимулирования и услуги. Фирма должна предоставлять скидки на проведение мер стимулирования и услуги всем клиентам на пропорционально равных условиях.
 445
 
 Стимулирование сбыта
  Рекламная деятельность дополняется усилиями прочих средств, входящих в состав комплекса маркетинга, а именно мерами по стимулированию сбыта и связям с общественностью.
 S Стимулирование сбыта - использование многообразных средств стимулирующего воздействия, призванных ускорить и/или усилить ответную реакцию рынка.
  К ним относятся стимулирование потребителей (распространение образцов, купоны, предложения о возврате денег, упаковки, продаваемые по льготной цене, премии, конкурсы, зачетные талоны, демонстрации), стимулирование сферы торговли (зачеты за закупку, предоставление товаров бесплатно, зачеты дилерам за включение товара в номенклатуру, проведение совместной рекламы, выдача премий-толкачей, проведение торговых конкурсов дилеров) и стимулирование собственного торгового персонала фирмы (премии, конкурсы, конференции продавцов).
  К средствам стимулирования сбыта прибегает большинство организаций, в том числе производители, дистрибьюторы, розничные торговцы, торгово-промышленные ассоциации и некоммерческие заведения. В качестве примера некоммерческих предприятий можно сослаться на церкви, которые организуют клубы для игры в бинго, проводят театральные вечера, устраивают обеды по подписке и вещевые лотереи.
  За последние годы объем деятельности по стимулированию сбыта резко возрос. С 1969 по 1976 г. расходы на стимулирование сбыта ежегодно увеличивались на 9,4% против 5,4% на рекламу. В 1976 г. сумма затрат на стимулирование сбыта превысила 30 млрд долл.
  Стремительному росту деятельности по стимулированию сбыта, особенно на потребительских рынках, способствовали несколько факторов. Вот некоторые из них. Сегодня высшее руководство охотнее воспринимает стимулирование в качестве одного из эффективных орудий сбыта. Все большее число управляющих по товарам обретают умение пользоваться средствами стимулирования сбыта. На управляющих по товарам оказывают постоянно усиливающееся давление, требуя роста сбыта. Все большее число конкурентов начинают заниматься деятельностью по стимулированию сбыта. Посредники требуют все больших уступок со стороны производителей. Эффективность рекламы снижается из-за растущих издержек, рекламной тесноты в средствах распространения информации и законодательных ограничений.
  Средства стимулирования сбыта можно разделить на способствующие и не способствующие созданию рекламодателю "привилегий у потребителей". Средства, способствующие формированию привилегий в глазах потребителей, обычно сопровождают торговое обращение предложением льготной сделки, как это имеет место при распространении бесплатных образцов, купонов с напечатанным на них торго-
 446
 
 вым обращением, и премий, непосредственно связанных с товаром. Среди средств стимулирования сбыта, не создающих привилегий в глазах потребителей, - упаковки, продаваемые по льготной цене, премии потребителям, непосредственно не связанные с товаром, конкурсы и лотереи, предложения возврата денег потребителям и скидки розничным торговцам. Использование средств, способствующих формированию привилегий в глазах потребителей, помогает укрепить осведомленность о марочном товаре и понимание его сути.
  Стимулирование сбыта оказывается наиболее эффективным при использовании его в сочетании с рекламой. В одном из исследований было установлено, что экспозиции в местах продажи, увязанные с текущей телерекламой фирмы, обеспечили 15%-ное превышение объема сбыта в сравнении с аналогичными экспозициями, не связанными с проводимой параллельно телерекламой. По данным другого исследования, интенсивное распространение образцов вкупе с телерекламой при выведении товара на рынок имело больший успех, нежели одна телереклама или телереклама, сопровождавшаяся распространением купонов.
  Решив прибегнуть к стимулированию сбыта, фирма должна определить его задачи, отобрать необходимые средства стимулирования, разработать соответствующую программу, организовать предварительное опробование и претворение в жизнь, обеспечить контроль за ее ходом и провести оценку достигнутых результатов.
 Постановка задач стимулирования сбыта
  Задачи стимулирования сбыта вытекают из задач маркетинга товара. Конкретные задачи стимулирования будут различными в зависимости от типа целевого рынка. Среди задач стимулирования потребителей - поощрение более интенсивного использования товара, покупки его в более крупной расфасовке, побуждение лиц, не пользующихся товаром, опробовать его, привлечение к нему тех, кто покупает марки конкурентов. Применительно к розничным торговцам это - поощрение их на включение нового товара в свой ассортимент, поддержание более высокого уровня запасов товара и связанных с ним изделий, подрыв мер стимулирования, предпринимаемых конкурентами, формирование у розничных торговцев приверженности к марке и проникновение со своим товаром в новые розничные торговые точки. Что же касается собственных продавцов, то это - поощрение их поддержки нового товара или новой модели, поощрение к проведению ими большего числа посещений клиентов и поощрение к усилиям по поднятию уровня внесезонных продаж.
 Выбор средств стимулирования сбыта

<< Пред.           стр. 21 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу