<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  3. Управление экономикой в СССР было функцией государства, а руководство оборонными отраслями промышленности осуществляли специальные органы - отраслевые министерства, на которые была возложена ответственность за создание и обеспечение вооруженных сил современным вооружением и военной техникой. Функции Минобороны СССР, в основном, ограничивались определением и обоснованием потребности в образцах вооружения и военной техники, а также защитой своей позиции на разных уровнях управления. Непосредственно подготовкой проектов планов производства и поставок вооружения и военной техники, утверждаемых Правительством СССР, занимался оборонный комплекс Госплана СССР в тесном взаимодействии с ВПК.
  4. Разработка проектов планов военных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и координация работ оборонной промышленности были возложены на Комиссию Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (позднее Государственная военно-промышленная комиссия Совета Министров СССР (ВПК)). В условиях централизованного управления эта. Комиссия играла важную роль в определении состава исполнителей при выполнении работ по созданию новых образцов вооружения и военной техники организациями и предприятиями нескольких министерств и ведомств, в координации работ по созданию сложных больших систем вооружения и космической техники, а также в решении других межведомственных вопросов развития военной техники.
  5. Взаимоотношения вооруженных сил и оборонного комплекса промышленности по вопросам, связанным с развитием вооружений и военной техники, были достаточно четко и детально регламентированы постановлениями правительства страны, решениями органов государственного и военного управления и другими документами. Методическое обеспечение и аналитическая работа осуществлялись научно-исследовательскими организациями Министерства обороны и министерств оборонных отраслей промышленности, функции соответствующих государственных и военных органов управления учитывали требования указанных нормативных актов.
  6. . Чтобы обеспечить увязку предлагаемых к решению целевых задач Министерства обороны с финансовыми и производственными ограничениями, с 1969 г. в СССР было начато внедрение программного планирования развития вооружения и военной техники. В Госплане СССР был создан специальный отдел программного планирования отраслей ВПК.
  В самые первые годы рыночных реформ в России программно-целевой подход и опыт разработки и реализации целевых программ практически не использовался в силу предубеждений реформаторов-либералов относительно спонтанной самоорганизации субъектов хозяйствования и ориентации их на спрос в условиях рынка. Государство уходило из сферы непосредственного управления приватизируемой экономикой, ориентируясь на управление по макроэкономическим показателям. Как оказалось, вплоть до уяснения новыми лидерами государства сущности и масштаба экономических и социальных проблем, которые не только не решаются новыми субъектами частной собственности и рыночной конкуренцией без правил, но - которые наоборот приводят к их усугублению и кризисным ситуациям. Имеются в виду обвальные обесценения денег, незащищенность производителей продукции массового спроса, в том числе конверсионных предприятий, перед импортной интервенцией мирового рынка в Россию, массовая приватизация бывшего госимущества неэффективными собственниками, попытки разрешить проблемы предприятий Минобороны и Минатома (Минсредмаша) льготным налогообложением, криминализация экономики, уход капитала в мировые офшоры и т.д.
  Для осознания стратегических проблем и места России в борьбе Запада за либеральный мировой порядок во главе с США, осмысливания стратегической линии США на выход из Договора по ПРО 1972 года, понимания новейших реалий мировой политики в связи с активностью мирового терроризма потребовалось 10 лет. Вплоть до осмысления возможности и необходимости для России активно влиять на стратегическую устойчивость мирового порядка как интеграцией страны в ВТО так и воздействием своим оборонно-стратегическим потенциалом, его развитием и модернизацией на общий баланс мировых сил.
  К середине 90х годов инструмент государственного решения многих из этих проблем снова приобретает форму федеральных целевых программ. Принципы разработки, реализации и обеспечения централизованным финансированием этих программ чётко определяется в вышеуказанном документе. Однако, теперь возникает новая проблема: в погоне за централизованными источниками финансирования возникает такое количество ФЦП, которое не может быть обеспечено централизованными ресурсами бюджета. Реализуемость программ ставится, главным образом, в зависимость от реальных возможностей финансирования этих программ из внебюджетных источников.
  Главным отличием современной схемы программного подхода для решения долгосрочных стратегических проблем является разработка моделей будущей ситуации, относительно которой предстоит формулировать и реализовывать генеральную цель программы. Этот аспект находит отражение в обосновании необходимости решения проблемы программным методом, в котором. Так или иначе, прогнозируется будущее, относительно которого формулируется генеральная цель. В моделях будущего вводилось представление о мнгоговероятностном будущем, которое отражалось в спектре сценариев. Сегодня в концептуальной схеме программного подхода сохранился единственный и наиболее очевидный аспект прогнозирования будущего: оно может быть оптимистическим, пессимистическим и реалистическим. На самом деле будущее может быть весьма неожиданным для разработчиков целевой программы, не укладывающимся в эти три, вышеприведенные оценки.
 
  Для осознания стратегических проблем и места России в борьбе Запада за либеральный мировой порядок во главе с США, осмысливания стратегической линии США на выход из Договора по ПРО 1972 года, понимания новейших реалий мировой политики в связи с активностью мирового терроризма потребовалось 10 лет. Вплоть до осмысления возможности и необходимости для России активно влиять на стратегическую устойчивость мирового порядка как интеграцией страны в ВТО так и воздействием своим оборонно-стратегическим потенциалом, его развитием и модернизацией на общий баланс мировых сил.
  К середине 90х годов инструмент государственного решения многих из этих проблем снова приобретает форму федеральных целевых программ. Принципы разработки, реализации и обеспечения централизованным финансированием этих программ чётко определяется в вышеуказанном документе. Однако, теперь возникает новая проблема: в погоне за централизованными источниками финансирования возникает такое количество ФЦП, которое не может быть обеспечено централизованными ресурсами бюджета. Реализуемость программ ставится, главным образом, в зависимость от реальных возможностей финансирования этих программ из внебюджетных источников.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  4. Конверсия предприятий ядерно-оружейного комплекса в условиях централизованной и рыночной экономики.
 
  Термин "конверсия" в 70-х г.г. возник в процессе формирования в верхних эшелонах власти в СССР замысла и планов решения крупномасштабной проблемы перепрофилирования чрезмерно возросших производственных мощностей военно-промышленного комплекса страны для нужд гражданских отраслей народного хозяйства. На фоне приоритетного развития оборонных отраслей промышленности, достижения паритета в стратегическом противостоянии СССР и США все явственнее становилось отставание машиностроения для легкой и пищевой промышленности, для переработки сельскохозяйственной продукции, торгового и медицинского оборудования.
  В это время в СССР решался целый комплекс внешних и внутренних проблем стратегического характера: 1)обеспечение стратегических интересов СССР в условиях начавшейся гонки ядерных вооружений между США и СССР; 2)обеспечение баланса интересов в стратегической сфере и в сфере благосостояния населения СССР; 3)экономия средств на сокращении расходов на ВПК; 4) плановая конверсия ВПК, поиск необходимых капвложений на конверсию; 5)повышение эффективности стратегического планирования и управления переходом на программно-целевое планирование и управление. Плановая конверсия ВПК, поиск необходимых капвложений на конверсию, как видно, были системно встроены в общую концепцию решения проблем стратегического характера.
  В эти годы началось широкое привлечение оборонной промышленности к производству оборудования для производства продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления, а также собственно промтоваров для населения. Конверсия вошла, таким образом, в практику планирования и управления народным хозяйством СССР, в экономическую периодику и литературу.
  Воспользуемся характеристиками и оценками начала процесса плановой конверсии ВПК компетентного специалиста, в то время руководителя Государственной военно-промышленной комиссии Совета Министров СССР (ВПК) Ю.Д. Маслюкова по материалам его раздела в капитальной монографии11 "Советская военная мощь. От Сталина до Горбачёва".
  В условиях военно-экономического противостояния СССР и США, роста потребности в вооружениях и военной технике, отсутствия резерва мощностей диверсификация оборонной промышленности осуществлялась, в основном, за счет расширения действующих и строительства новых предприятий. В отдельных случаях в оборонной промышленности создавались специализированные конструкторские организации и предприятия для разработки и производства гражданской продукции. Однако технический уровень отечественных потребительских товаров уступал зарубежным. Поэтому во второй половине 80-х гг. начался процесс модернизации производств, создания новых образцов. По оценкам Ю.Д. Маслюкова, этот процесс был начат в СССР на 10-15 лет позже, чем на Западе.
  Госплан СССР в 1990 году разработал программу конверсии оборонных отраслей промышленности на пять лет. Для увеличения производства гражданской продукции, уже освоенной оборонными отраслями, требовалось на пять лет, по расчетам Госплана СССР, 44 млрд. рублей. Пятилетним планом намечалось к 1995 г. удвоить выпуск непродовольственных товаров народного потребления предприятиями оборонной промышленности.
  Оборонные отрасли промышленности должны были, используя свой научно-технический и производственный потенциал, обеспечить качественный рывок в создании новых наукоемких видов гражданской продукции и сложных бытовых товаров народного потребления. Многие наивно полагали, как только сократится производство вооружения и военной техники, предприятия сразу же начнут выпускать нужные народному хозяйству.
  Практически все обстояло гораздо сложнее: во-первых, требовались время и значительные капитальные вложения для того, чтобы осуществить такую техническую подготовку производства новой продукции, чтобы она удовлетворяла требованиям потребителей и была конкурентоспособной на внешнем рынке; во-вторых, оппоненты проекта программы конверсии утверждали, что в связи с будущими успехами миротворческой политики СССР на международной арене рождается новая ситуация, через какие-нибудь пять лет задачи обороны ослабятся. Они доказывали, что необходимо отказаться от преемственности стратегических установок СССР, следовательно, и от объема оборонных задач для экономики страны, установить новые ориентиры в государственной политике. В-третьих, дело, видимо, было не в ресурсах, а в других составляющих механизма управления. Трудно было соблюсти баланс интересов всех ведомственных и территориальных структур власти, кто участвовал в процессе реализации целевых установок государства и получении выделяемых в плановом порядке ресурсов. В оборонном комплексе за этот баланс отвечал единый (в лице Минобороны, КГБ, МВД и др.) заказчик. В гражданском машиностроении такого единого заказчика не было, и, прежде всего у потребителей конечной продукции и ее производителей.
  Баланс интересов в оборонной сфере был обеспечен постоянно действующей системой согласовательных процедур при разработке программ, планов и мероприятий по их корректировке и реализации. Процедуры согласования строились на расчетах Госплана СССР по целому ряду критериев по отдельным программам вооружения, по различным генеральным заказчикам Минобороны СССР, по видам техники (направлениям планирования), по министерствам- исполнителям военных заказов.
  Согласованию интересов предшествовали вариантные аналитические расчеты Госплана СССР на моделях сбалансированного развития оборонных отраслей промышленности. Они позволяли оценивать при разных критериях показатели развития, обеспечивающие рациональное целевое распределение выделяемых объемов капитальных вложений подзадачи как оборонного, так и гражданского характера с учетом возможной кооперации.
  С учетом более чем 20 летнего опыта конверсии в СССР и в Российской Федерации теперь можно сказать, что дело было не в достижимости рационального согласования оборонных и гражданских потребностей страны и общих ресурсов. Дело было в принципиальной неразрешимости проблемы удовлетворения конечного спроса населения в рамках внерыночных механизмов программы конверсии, даже при наличии производственных мощностей, научно-технического и технологического потенциала отраслей военно-промышленного комплекса.
  Об этом свидетельствует директивно-плановое представление о конверсии, отсутствие анализа возможного неуспеха. Считалось, что если запланировано, значит, осуществимо. Понятие и экономическая сущность конверсии в условиях жестко централизованной советской экономики теоретически не анализировались. Под конверсией подразумевался процесс планомерного и, естественно, планируемого перевода, преобразования, перестройки (частичной или полной) производства оборонной продукции в производство продукции гражданского назначения.
  Конверсия оборонных отраслей представлялась просто очередной крупномасштабной задачей народного хозяйства, принципиально не отличающейся от решённых уже в своё время в пятилетних планах довоенного, военного и послевоенного времени военно-стратегических отраслевых, межотраслевых и территориальных проблем. Это представление подразумевало и опиралось на предшествующий огромный опыт СССР по созданию военной техники, по количеству и качеству решавшей стратегические задачи победы над фашистской Германией и ядерного противостояния двух мировых систем. Осуществимость конверсии на этом фоне казалась очевидной.
  Сущность конверсии, осуществляемая в свое время в рамках советской экономики может быть определена в современных терминах как реструктуризация и диверсификация оборонных отраслей, в том числе, отраслей ядерно-оружейного комплекса, методами централизованного управления, мобилизационным принципом обеспечения необходимыми ресурсами, модернизированным на основе программно-целевой методологии планированием и управлением.
  Сущность конверсии оборонных отраслей народного хозяйства была тождественна сущности жестко централизованной советской социалистической экономики. Если директивные органы ставили цели и задачи военного или гражданского характера, то они с неизбежностью должны были быть преобразованы в систему долгосрочных, среднесрочный, текущих и оперативных планов производства, необходимой для реализации целей продукции в запланированном объёме и номенклатуре. Госплан, Минфин, Госснаб, Госкомтруд, союзные министерства обеспечивали планирование производства, распределение заданий по предприятиям, их кооперацию, обеспечение ресурсами плановых заданий. Потребовались десятилетия негативного опыта выпуска оборонными отраслями как правило, неконкурентоспособной потребительской продукции, чтобы убедиться в принципиальной неосуществимости конверсии даже при наличии мобилизованных централизованным образом необходимых ресурсов.
  Конверсионные программы периода экономических реформ России с начала 90-х г.г. и до сих пор практически во всем наследуют эти принципы. До сих пор считается, что основная проблема конверсионных программ - это проблема финансовых ресурсов, обеспечение которыми по-прежнему возлагается на государство и включается в ежегодный Федеральный бюджет.
  Произошедший в начале 90-х годов переход к рыночной экономике, распад межрегиональных связей в рамках бывшего СССР, резкое сокращение государственного оборонного заказа на предприятиях ядерно-оружейного комплекса Минатома России, неустойчивое финансово-экономическое положение в стране поставили атомные предприятия и научные организации отрасли на грань самовыживания. Хорошо отлаженное военное производство вынуждено было перестраиваться и подстраиваться под условия конкурентных отношений.
  Закон "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации" был принят в 1992 году. Однако шестилетняя практика его применения показала, что этот закон не ответил на многие практические вопросы, общие для конверсируемых оборонных предприятий РФ.
  Сегодняшняя ситуация в области экономики характеризуется в целом несколькими негативными тенденциями, которые пока доминируют над позитивными. Прежде всего, это произошедшее за последнее десятилетие существенное снижение внутреннего валового продукта, снижение инвестиционной и инновационной активности, постепенное разрушение научно-технического потенциала, преобладание в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.
 
  Серьезная причина доминирования негативных тенденций в том, что процесс реформирования оборонного промышленного комплекса Российской Федерации затянулся. Это официально признается в тексте принятой недавно новой редакции Концепции национальной безопасности.
 
  На первый план выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций и ошибок начального этапа экономических реформ, с обеспечением опережающего роста разработки и производства наукоемкой продукции. Важнейшая из этих задач - это опережающее развитие конкурентоспособных производств, расширение рынка наукоемкой продукции.
  Эти задачи относятся и к оборонному научно-промышленному комплексу, и в том числе к ядерно-оружейному. При этом декларируется, что конверсия и реструктуризация данного комплекса, интенсивное освоение гражданских областей деятельности должны осуществляться без ущерба для развития новых технологий, научно-технических и производственных возможностей, позволяющих поддерживать и по мере надобности модернизировать существующие системы вооружений, военной и специальной техники.
 
  Большой объем необходимых изменений и дополнений привел к принятию в 1998 году нового закона о конверсии оборонной промышленности. Федеральный закон "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации", представляющий собой новую редакцию Закона Российской Федерации от 20 марта 1992 года "О конверсии оборонной промышленности в РСФСР" в апреле 1998 года вступил в силу. Помимо бюджетных ассигнований, кредитов и государственных гарантий, законом предусмотрено предоставление бюджетных средств на условиях участия России в уставном капитале конверсируемых организаций.
  В целях реструктуризации оборонной промышленности закон утверждает право внесения Правительством федеральных пакетов акций подвергаемых конверсии предприятий в размере до 51 процента уставного капитала в качестве вклада в уставный капитал специально создаваемой или существующей головной организации. В числе мер по государственной поддержке оборонной промышленности закон предусматривает предоставление налоговых льгот на период выполнения программ конверсии, компенсацию убытков в виде упущенной выгоды от снижения или отмены государственного оборонного заказа, поддержание в работоспособном состоянии уникального оборудования.
  Предусматриваются также и специфические меры по государственной поддержке в деле реализации продукции конверсируемых организаций, в том числе путем установления обязательств по использованию такой продукции в рамках реализации инвестиционных программ на приватизированных предприятиях, а также в качестве условий соглашений о разделе продукции.
  Федеральный закон "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации"(1998) дает современное понятие конверсии. Этот закон понимает под конверсией регулируемый государством процесс организационных, правовых, технологических, научно-технических и социально-экономических преобразований оборонной промышленности в целях частичной или полной переориентации на выпуск продукции гражданского назначения производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов, которые ранее были задействованы в оборонных целях.
  Базовые моменты данного понятия конверсии: основной субъект конверсии - государство, цель конверсии - частичная или полная переориентация оборонных предприятий на выпуск продукции гражданского назначения, сущность конверсии - процесс комплексных преобразований оборонной промышленности, объект конверсии - производственные мощности, научно-технический потенциал и трудовые ресурсы оборонных предприятий.
  В сентябре 1999 года Государственная Дума приняла в первом чтении внесенный группой депутатов законопроект "О государственном регулировании деятельности по структурному реформированию оборонного промышленного комплекса Российской Федерации", направленный на закрепление механизмов государственного регулирования конверсии оборонной промышленности. Законопроектом предусмотрено образование целевого бюджетного Государственного фонда реструктуризации и конверсии оборонной промышленности, заменяющего Государственный фонд конверсии.
  Аналитики Министерства Российской Федерации по атомной энергии выделяют и следующим образом характеризуют этапы конверсии атомной отрасли.
 
 Первый этап (1988-1991 г.г.) - этап становления конверсионного развития отрасли. На этом этапе была сформулирована концепция конверсии, разработаны основные направления конверсионной деятельности.
 
 Для формирования конверсионных программ использовался программно-целевой подход, то есть в целевой программе должен отслеживаться весь жизненный цикл создания конечного продукта: маркетинг - НИР - ОКР - создание экспериментальных и опытных производств - создание серийных производств - выпуск и реализация продукции.
 
 На этом этапе конверсии приоритетно развивались следующие программы:
 "Машиностроение для АПК"; "Товары народного потребления"; "Медицинская техника"; "Вычислительная техника".
  Одновременно закладывались и формировались новые направления конверсии (микроэлектроника, перспективные материалы, реакторы повышенной безопасности). Проводились поисковые и обосновывающие НИОКР по выбранным направлениям конверсии.
 
 Финансирование работ осуществлялось из средств Федерального бюджета. Капитальные вложения были направлены, в основном, на создание производственных мощностей машиностроения для АПК.
 
 Продукция этого периода была представлена продукцией для АПК, товарами народного потребления (в основном, аудио-, видеоаппаратурой, телевизорами, персональными компьютерами, собранными из импортных запчастей).
 
 Этот этап, в сравнении с последующими этапами, выделяется значительной эффективностью произведенных затрат (коэффициент эффективности использования затрат = 2,57) и реальным использованием для выпуска продукции введенных производственных мощностей (коэффициент использования введенных мощностей = 0,94). На предприятиях Минатома России за этот период было создано 14-16 тыс. рабочих мест.
 
 Однако конверсионные работы на данном этапе были ориентированы, в основном, не на свойственные Минатому России наукоемкие технологии, а на так называемым "отверточные" технологии.
  В результате конверсионная продукция отрасли не смогли конкурировать с быстро заполнившими российский рынок аналогичными товарами зарубежных фирм. Была резко снижена актуальность выбранных направлений конверсии, что привело к необходимости значительной корректировки направлений конверсионной деятельности предприятий отрасли.
 
 Были пересмотрены приоритеты конверсионной деятельности: "Оборудование для ТЭК", "Медицинская техника", "Микроэлектроника", "Перспективные материалы", "Оборудование для АПК".
  Второй этап (1992-1995 г.г.) - этап завершения обосновывающих НИОКР, позволивших выделить ключевые конверсионные работы.
 
 Началось создание производственных мощностей по новым конверсионным направлениям. Все это происходило на общем фоне резкого сокращения государственного оборонного заказа и финансирования отраслевой науки.
 
 Данный этап характеризуется падением объемов выпуска и реализации характерной для предыдущего этапа продукции и ростом объемов наукоемкой продукции таких конверсионных программ, как "Перспективные материалы", "Микроэлектроника", "Минатом для ТЭК России".
 Финансирование конверсионных проектов велось, в основном, за счет льготного государственного кредита и собственных средств предприятий.
 
 Эффективность использования совокупных затрат относительно высока (коэффициент эффективности = 1,87).
 
 Коэффициент использования введенных мощностей = 0,21.
 
 Количество созданных рабочих мест за период 1992-1995 гг. - 5 тыс. мест.
 
 Третий этап (1996-1997 г.г.) характерен резким сокращением ГОЗ и объемов финансирования конверсионных работ.
 
 Финансирование конверсионных работ производилось за счет средств от продажи низкообогащенного урана (НОУ), централизованных средств, собственных средств предприятий.
 
 Произведена корректировка конверсионных направлений и их приоритетов: "Кремний", "Оборудование для ТЭК, в. т. для АЭС", "Транспорт", "Медицинская техника", "Оборудование для АПК".
  Основной объем выпуска продукции этого этапа (66 % от совокупного выпуска продукции) обеспечивали направления: "Оборудование для ТЭК", "Микроэлектроника", "Перспективные материалы".
 
 На данном этапе снизилась эффективность использования совокупных затрат (коэффициент эффективности = 0,36). Коэффициент использования введенных мощностей = 0,53.Количество созданных рабочих мест за период 1996-1 997 гг. - 1,5 тыс. мест.
 
 Снижение эффективности использования совокупных затрат на втором и третьем этапах конверсии определялось несколькими причинами.
 
 Во-первых, переориентация на наукоемкие конверсионные направления работ существенно повысила стоимость проектов, с одной стороны, а резко снизившиеся объемы финансирования работ и задержки в финансировании, с другой стороны, увеличивали период создания конверсионных производств, количество незавершенных конверсионных проектов.
 
 Во-вторых, отсутствие жесткого конкурсного отбора проектов привело к ситуации, когда целый ряд финансируемых конверсионных проектов не был направлен на решение стратегических задач отрасли, не был ориентирован на ее научно-технический потенциал и не обеспечивал в полной мере создание стабильных рабочих мест для сотрудников, выводимых с выполнения Государственного оборонного заказа.
 
 В рамках программ "Структурная перестройка производства и экономики Министерства Российской Федерации по атомной энергии в 1993-1995 гг." и "Развитие Министерства Российской Федерации по атомной энергии в 1995-1997 гг." проводилась реструктуризация атомной отрасли и, прежде всего, ядерно-оружейного комплекса (ЯОК). Численность работников ЯОК сократилась вдвое, объем государственного оборонного заказа относительно 1990 г. составил 15 %, доля оборонной продукции в общем объеме выпуска продукции отрасли стала равной примерно 7 % (в 1990 г. - 36 %). Было прекращено производство высокообогащенного урана; выведены из эксплуатации 10 промышленных реакторов по наработке оружейного плутония, а также запрещены натурные ядерные испытания.
 
  В отрасли было создано крупное государственное предприятие "Росэнергоатом". На базе главных управлений Министерства образованы акционерные общества и компании: "ТВЭЛ", "Атомредметзолото", "Спецстройматериалы", "Атомстрой", "Спецатоммонтаж", "Атомпром", "Техснабэкспорт", "Прогресс", "Оборонпромкомплекс", "Атомпромресурсы", "Зарубежатомэнергострой", "Каримос", "Карат", "Полянка". Акционировано 157 предприятий и организаций (47 % от общего числа предприятий отрасли).
 
 Значительная часть основных производственных фондов отрасли, связанная с радиационно опасным производством, не может быть перепрофилирована или приватизирована с привлечением внешних инвесторов. Кроме того, в состав отрасли входят 10 закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), где все проблемы отрасли наиболее обострены.
 
 Опыт проведения конверсии в период 1989-1997 г.г. показал ее недостаточную эффективность ввиду того, что конверсия предприятий осуществлялась в отрыве от проводимых структурных преобразований основных производств отрасли (реструктуризации).
 
 Четвертый этап (1998-2000 г.г.) - этап совершенствования структуры атомной промышленности, разработки и производства наукоемкой и конкурентоспособной конверсионной продукции.
  В 1998-1999 гг. с целью повышения эффективности реформирования атомной промышленности была образована новая структурная единица Минатома России - Департамент конверсии атомной промышленности (ДКАП).
 
 Основные направления деятельности (ДКАП):
 * осуществление руководства и государственного регулирования деятельностью предприятий по вопросам реструктуризации и конверсии;
 * развитие новых наукоемких и стратегически значимых направлений научно-производственной деятельности атомной промышленности для ключевых отраслей экономики страны;
 * совместно с Департаментом социальной политики, производственных отношений и кадров проведение государственной политики в области создания рабочих мест в ЗАТО и содействие реализации программ занятости в ЗАТО;
 * сохранение и эффективное использование производственного, кадрового и инновационного потенциалов для модернизации и технического перевооружения производственных мощностей предприятий в интересах обеспечения высоких технико-экономических показателей реализуемых проектов;
 * содействие в создании и развитии производства импортозамещающей, конкурентоспособной продукции, продукции, не имеющей зарубежных аналогов, новых технологических процессов и современных товаров народного потребления;
 * формирование централизованных средств конверсии, внебюджетных и иных фондов, обеспечение рационального использования финансовых средств из бюджета Российской Федерации и внебюджетных фондов Министерства, предоставляемых на возвратной и платной основе, привлечение стратегических инвесторов;
 * подготовка предложений по необходимым объемам финансирования (годовым и перспективным) программ конверсии и реструктуризации;
 * обеспечение выполнения программ реструктуризации и конверсии предприятий;
 * обеспечение координационной работы в области маркетинга продукции предприятий отрасли, выпускаемой в рамках реализуемых конверсионных проектов;
 * обеспечение взаимодействия с Отраслевым советом по выставочно-ярмарочной деятельности и маркетингу, привлечение предприятий и организаций Министерства к участию в выставках, ярмарках, конференциях, семинарах, симпозиумах по вопросам конверсии и реструктуризации;
 * содействие в проведении международного сотрудничества по вопросам конверсии и реструктуризации.
 
 Развитие направлений конверсии происходило в соответствии с балансом консолидированных ресурсов и задач Минатома России:"Кремний", "Оборудование для ТЭК", "Электрооборудование", "Микроэлектроника", "Медицинская техника", Прочие.
  Основными источниками финансирования конверсии являлись Целевой бюджетный фонд (ЦБФ), централизованные средства конверсии (ЦСК), собственные средства предприятий.
 
 Основной объем выпуска продукции IV этапа (60 % от совокупного выпуска продукции) обеспечивали три направления: "Микроэлектроника", "Оборудование для ТЭК", "Прочие". В целях повышения эффективности конверсии заявочные кампании в 1999-2000 гг. проводились Минатомом России на основе конкурсного отбора конверсионных проектов.
 
 В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. № 1081 в рамках "Федеральной целевой программы реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 годы" была разработана подпрограмма "Реструктуризация и конверсия предприятий атомной промышленности (ядерного оружейного комплекса) в 1998-2000 годах" (далее - подпрограмма). Федеральная целевая программа реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 годы была утверждена Постановлением Правительства № 625 от 24 июня 1998 года.
 
  Основная цель подпрограммы "Реструктуризация и конверсия предприятий атомной промышленности (ядерного оружейного комплекса) в 1998-2000 годах" - "совершенствование организационной и производственно-технологической структуры атомной промышленности в условиях сокращения ядерных вооружений и запрещения ядерных испытаний, а также реорганизация разработки и серийного производства наукоемкой и конкурентоспособной продукции для обеспечения безопасности атомной энергетики и удовлетворения потребности народного хозяйства с сохранением на этой основе научно-технического, производственного и кадрового потенциала отрасли".
 Проводимые в обеспечение поставленных задач мероприятия должны были охватить все входящие в отрасль комплексы:
  Ядерно-оружейный комплекс,
  Ядерно-энергетический комплекс (производство ТВЭЛ и АЭС),
  Комплекс фундаментальных научных исследований,
  Горнодобывающая (урановая) подотрасль,
  Комплекс атомного машино- и приборостроения,
  Строительно-монтажная индустрия.12
 
  От реализации программы ожидалось, в том числе, создание рабочих мест для трудоустройства до 14 тысяч работников, высвобождаемых с государственного оборонного заказа, и выпуск продукции народнохозяйственного назначения и товаров народного потребления на сумму 7014,8 млн. рублей (в ценах 2000 г.). Но эта программа не была выполнена в полном объеме по той же причине - неполного ее финансирования.
  Вместе с тем на предприятиях Минатома России есть положительные примеры осуществления проектов конверсии. В Государственном научном центре "Научно-исследовательский институт атомных реакторов" (НИИАР) введены мощности по производству изотопа иода-131, и уже произведена отгрузка продукции на экспорт в Германию. В Научно-исследовательском институте приборов (НИИП) подготовлены к вводу мощности по выпуску 18 тонн монокристаллического кремния и 600 тысяч пластин из него. На госпредприятии "Красная звезда" введена мощность по выпуску ионных имплантеров для производства изделий микроэлектроники.
  В ЗАТО г. Трехгорный, одном из 10 закрытых административно-территориальных образований Минатома Российской Федерации в 1997 го ду сформирована и реализуется пионерная программа развития закрытого административно-территориального образования - города Трехгорного Челябинской области. Программа на 2001-2004 годы разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона "О федеральном бюджете на 2001 год", принятым Государственной Думой 14.12.2000г.
  В соответствии со статьей 49 данного Закона Правительство Российской Федерации по представлению глав администраций закрытых административно - территориальных образований утверждает программы развития закрытых административно - территориальных образований.
  На финансирование программ развития закрытых административно - территориальных образований. в 2001 году из федерального бюджета было выделено в виде субвенций бюджетам закрытых административно - территориальных образований 1 500 000,0 тыс. рублей.
  В Постановлении Правительства Российской Федерации "О программах развития закрытых административно-территориальных образований на 2001-2004 годы" от 7сентября 2001 года №666 утвержден ряд программ развития ЗАТО, в их числе новая Программа развития закрытого административного образования Трехгорный (Челябинская область) на 2001-2004 годы.
  Признанию и закреплению позитивного финансово-экономического опыта ЗАТО г. Трехгорный по привлечению для финансирования программ дополнительных доходов бюджета ЗАТО, а также средств заинтересованных организаций на федеральном уровне предшествовала пионерная работа по привлечению заинтересованных возможностями льготного налогообложения в ЗАТО организаций, поиску и формированию на основе собственных конверсионных возможностей инновативных инвестиционных проектов, составляющих финансово-экономическое ядро программы ЗАТО. В рамках этих проектов создан материал для покрытия купола храма Христа Спасителя в Москве, который изготовлен на отпочковавшемся от градообразующего предприятия ЗАТО г. Трехгорный Приборостроительного завода по особой технологии, с гарантией качества на50лет, производятся
  нагреватели, инкубаторы, различная фурнитура для окон, стеклопакеты, пластиковые трубы, отбеливатели, лекарства и т.д. Все это и есть конверсионные изделия, которые используется в повседневном быту.
 
  Производство гражданской продукции требует массового производства, с минимальными затратами, чтобы товар был высококачественным и дешевым и, следовательно, конкурентоспособным. Это, свою очередь, требует диверсификации монопродуктового производства градообразующих предприятий ЗАТО Минатома России и его реструктуризации в форму небольших и мобильных фирм, адекватно реагирующих на циклы рыночной конъюнктуры потребительских товаров и услуг. Отсюда следует для таких фирм необходимость корпоративной формы собственности, акционерного капитала, программно-целевых оргструктур управления, соответственно, современного персонала, адекватных требованиям рыночной конкуренции.
  Многоотраслевая диверсификация конверсионного производства порождает множество, точнее, десятки различных продуктов, проектная форма управления которыми должна быть интегрирована в рамках единой для одного ЗАТО целевой программы. В свою очередь, целевая программа , интегрирующая десятки конверсионных (инновативных и в то же время инвестиционных) проектов, имеет социальный характер, поскольку нацелена на решение сложнейших социальных проблем ЗАТО. Эти проблемы возникают в связи с общей проблемой адаптации экономики ЗАТО к условиям рыночной экономики, и, весьма вероятно, к интеграции населения ЗАТО в гражданское общество будущей России, следовательно, к открытию, хотя бы части атомных городов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  5. Государственный статус и законодательная база финансирования ЗАТО в период 1992 - 2001г.г.
 
  Новейшая история ЗАТО Минатома России начинается с 1992 года. В этом году Президент России подписал Закон РФ "О закрытом административно-территориальном образовании", а ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ постановил вести его в действие, за исключением статьи 5, которая вводилась в действие с 1 января 1993 года.
  Закон о ЗАТО давал новые права органам местного самоуправления закрытого административно - территориального образования с учетом законодательства о местном самоуправлении: в случае, когда органами местного самоуправления закрытого административно - территориального образования являлись поселковый Совет народных депутатов и поселковая администрация, они наделялись правами городского Совета народных. Местная администрация закрытого административно - территориального образования получила право выступать заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия предприятий, учреждений и организаций.
  Закон в статье 5 предоставлял новые, неизвестные ранее возможности привлечения финансовых ресурсов в ЗАТО Минатома на основе льготного налогообложения. Приведем ее полностью: "Статья 5. Формирование бюджета закрытого административно - территориального образования. Формирование бюджета закрытого административно - территориального образования осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с учетом следующих особенностей:
  в доходы бюджета закрытого административно - территориального образования зачисляются все налоги и другие поступления с его территории;
  дефицит бюджета закрытого административно - территориального образования покрывается субсидиями, субвенциями и дотациями из средств федерального бюджета в порядке, определяемой Правительством Российской Федерации.
  При утверждении федерального бюджета Верховный Совет Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимает решение о перераспределении планируемого превышения доходов бюджета закрытого административно - территориального образования над его расходами с учетом установленной для данного образования бюджетной обеспеченности населения. Средства превышения доходов бюджета над его расходами направляются на финансирование государственных и региональных программ.
  Перераспределению не подлежат средства превышения доходов бюджета над его расходами, полученные дополнительно в ходе исполнения бюджета в результате перевыполнения доходов или экономим к расходах.
  2. Осуществление в закрытом административно-территориальном образовании за счет ассигнований из федерального бюджета строительства предприятий и (или) объектов, а также их реконструкции с сохранением оборонной направленности производств влечет за собой обязательность отчисления части ассигнований органам местного самоуправления.
  Средства в размере не менее 10 процентов от затрат на производственное строительство, сверх предусмотренных в соответствии с действующими нормативами в сводных сметных затратах единовременно либо частями по срокам строительства направляются в распоряжение органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие соответствующей территории.
  3. При финансировании государственного заказа предприятий и (или) объектов производятся отчисления во внебюджетные фонды органов местного самоуправления закрытого административно - территориального образования, формируемые для дополнительных ассигнований на программы в области экологии и охраны здоровья населения, в размере 1 процента от объема".
  Министерство финансов РФ относит к офшорным зонам 20 из 38 российских ЗАТО (среди них 10 ЗАТО Минатома, в том числе - г.Саров (бывший Арзамас-16), г.Снежинск (бывший Челябинск-70), г.Трехгорный (бывший Златоуст-36) и другие. Предоставление налоговых льгот ЗАТО Минатома должно было простимулировать деловую активность на бывших секретных предприятиях ядерно-оружейного комплекса страны и объектах Минобороны России. Однако не везде и не всегда получилось так, как рассчитывали органы законодательной и исполнительной власти. Многие зарегистрированные в ЗАТО компании платили льготные налоги в бюджеты муниципальных образований ЗАТО, но не спешили инвестировать сэкономленные деньги в развитие этих городов и давать работу местным жителям.Также не все администрации ЗАТО экономически рационально использовали дополнительные за счет льготного налогообложения доходы местных бюджетов. Исключение среди ЗАТО Минатома РФ составили г.Трехгорнный Челябинской и г.Лесной Свердловской областей Урала.
 
  По оценкам Министерства по налогам и сборам, размеры льготы иногда в 612 раз превышали сбор налогов. В целом по России в январе-июне 1999 года в бюджеты ЗАТО поступило налогов и других платежей на сумму 6,1 млрд. рублей. В то же время размер налоговых льгот, предоставленных ЗАТО органами местного самоуправления, составил 16,5 млрд. рублей.
 
 Правительство Российской Федерации решило внести в бюджет-2000 статью, согласно которой ЗАТО может предоставлять льготы лишь по тем налогам, которые не зачисляются в федеральный бюджет. Предложение Правительства нашло отражение в статье58 Федерального закона "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2000 ГОД", (Принят Государственной Думой 3 декабря 1999 года Одобрен Советом Федерации 22 декабря 1999 года ).
  Приведем ее содержание:
 Статья 58. Приостановить на 2000 год действие абзаца второго пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-I "О закрытом административно-территориальном образовании", а также действие пункта 1 статьи 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации для органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований, за исключением закрытых административно-территориальных образований, на территориях которых расположены федеральные ядерные центры.
 Установить, что в 2000 году все налоги и сборы в той их части, которые в соответствии со статьями 10, 11 и 16 настоящего Федерального закона подлежат зачислению в федеральный бюджет, вносятся предприятиями и рганизациями, зарегистрированными в закрытых административно-территориальных образованиях, в федеральный бюджет, за исключением закрытых административно-территориальных образований, на территории которых расположены федеральные ядерные центры; налоги и сборы, зачисляемые в федеральные и территориальные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, поступающие с территорий закрытых административно-территориальных образований, зачисляются в эти фонды в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
 Ограничить общую сумму средств, оставляемых в распоряжении юридических лиц в результате применения дополнительных льгот по налогам и сборам и уплаты обязательных отчислений, установленных в качестве условий предоставления дополнительных льгот решениями органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований, на территориях которых расположены федеральные ядерные центры, величиной 50 процентов от сумм, начисленных по налогам и сборам в соответствующем отчетном периоде без применения льгот, при этом льготы по акцизам на подакцизные товары не предоставляются.
 Ограничить в 2000 году общую сумму льгот, предоставленных закрытыми административно-территориальными образованиями, на территории которых расположены федеральные ядерные центры, величиной 2,0 млрд. рублей.
 Установить, что дополнительные налоговые льготы, предусмотренные абзацем третьим пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-I "О закрытом административно-территориальном юбразовании" в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации только в части налогов и сборов, зачисляемых в доходы бюджетов закрытых административно-территориальных образований и города Байконура с учетом частей первой и второй настоящей статьи.
 Выделить дополнительно из федерального бюджета средства в сумме 2,0 млрд. рублей на финансирование программ по развитию закрытых административно-территориальных образований Министерства Российской Федерации по атомной энергии и до 0,6 млрд. рублей закрытых административно-территориальных образований Министерства обороны Российской Федерации...".
 
  В Федеральном Законе "О Федеральном бюджете на 2001 год" ситуация по льготному налогообложению ЗАТО еще более ужесточается:.
 Статья 52. Приостановить до 31 декабря 2001 года действие абзаца второго пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно - территориальном образовании", абзаца второго пункта 1, пункта 3 статьи 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации."
 Установить, что в 2001 году поступающие с территорий закрытых административно - территориальных образований доходы от уплаты федеральных налогов и сборов в части, определенной статьями 9, 10 и 11 настоящего Федерального закона, зачисляются в доходы федерального бюджета, в остальной части - в доходы бюджетов закрытых административно - территориальных образований. Доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, собираемого на территориях закрытых административно - территориальных образований, в полном объеме зачисляются в бюджеты закрытых административно - территориальных образований. Доходы от уплаты региональных и местных налогов и сборов, собираемых на территориях закрытых административно - территориальных образований, в полном объеме зачисляются в бюджеты закрытых административно - территориальных образований.
 Установить, что дополнительные налоговые льготы, предусмотренные абзацем третьим пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно - территориальном образовании", предоставляются по региональным и местным налогам и сборам, зачисляемым в доходы бюджетов закрытых административно - территориальных образований, с учетом положений частей первой и второй настоящей статьи. По федеральным налогам органами местного самоуправления закрытых административно - территориальных образований дополнительные льготы предоставляются только по налогу на прибыль в части ставок и в пределах сумм, исчисляемых и уплачиваемых в доходы бюджетов закрытых административно - территориальных образований".
 
  Таким образом, в 1999-2001г.г. начинается новая фаза эволюции законодательной базы финансирования ЗАТО Минатома. Реакция федеральных властей на кратное увеличение разрыва между поступлениями в бюджеты ЗАТО и размером налоговых льгот, зарегистрированным в ЗАТО компаниям фактически лишает все ЗАТО льготного налогообложения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  6.Международные и российские офшоры как финансово-экономические механизмы стабилизации депрессивных территорий.
 
  Международный офшорный бизнес начал бурно развиваться с начала 80х годов XX века. Немногочисленная литература по офшорному бизнесу может быть квалифицирована как описательная, справочно-информационная, консультационная, криминально обличительная и криминально профессиональная. Научно-аналитическая литература по офшорному бизнесу выходит главным образом на Западе. Проблемы международного офшорного бизнеса освещаются в западных финансовых изданиях, например, в английских "Offshore Investments", "Offshore Finance Yearbook", "Offshore Financial Review", "Offshore Adviser" - приложение к "Financial Times", а также в Internet .
  Различные точки зрения на феномен офшоров проистекают сегодня не столько из различия научных позиций и экономических концепций анализа этого феномена мировой экономики, сколько из принципиальных интересов участников офшорного бизнеса. Есть его сторонники в России и в странах мирового сообщества, оценившие практические выгоды включения в офшорный бизнес и тем самым, в процесс глобализации мировой экономики. Есть его противники, теряющие свою выгоду там, где офшорный бизнес её находит. В целом, международный офшорный бизнес как порождение глобализации противоречив, как и сама глобализация. Он наносит финансово-экономический ущерб крупным и развивающимся странам с высоким налогообложением, уводя из них мировые финансовые потоки. Он приносит обогащение мелким островным государствам, привлекая к ним мировые финансовые потоки и транснациональному, подлинно космополитическому капиталу, чуждому любых, в том числе национальных экономических интересов, помимо своих собственных. Само слово "офшор" (off shore - за берегом) появилось около 40 лет тому назад в США, когда одна финансовая организация в целях ухода от контроля со стороны налоговых органов переместила свой бизнес в страну с более благоприятным налоговым климатом. Сегодня термин "офшор" обозначает, с одной стороны, создание фирмы, банка, корпорации вне страны постоянного пребывания (off shore, т.е. "за берегом" этой страны) лиц и организаций, начинающих офшорный бизнес. с другой стороны, в том, что пользователи офшоров действуют за пределами страны регистрации, представляющей собой небольшое островное государство, имеющее международную юрисдикцию. 13
  Финансово-экономический смысл офшорного бизнеса складывается из нескольких компонентов: отсутствие налогов или низкие налоговые ставки на получаемую прибыль; мягкий административный контроль за деятельностью компаний и невысокие требования, предъявляемые к финансовой отчетности; конфиденциальность сведений о владельцах компаний; упрощенная процедура регистрации и небольшие расходы на создание и содержание компаний.
  Конкурентоспособность офшорного бизнеса характеризуют прогнозы и оценки количественного роста офшорного бизнеса: к концу 2001г. количество офшорных компаний достигнет полумиллиона.14 Налоговое и корпоративное законодательство офшорных юрисдикций позволяет иностранным пользователям защищать свои активы от конфискации, снижать налоги на получаемую прибыль, обеспечивать конфиденциальность деловых операций и ряд других преимуществ. Все компании, пользующиеся налоговыми льготами, можно разбить на две группы (Сердинов Э.М.): классические офшорные компании, расположенные на островах, и нерезидентные компании, расположенные на континенте. Часто эти группы объединяют в одно целое и все компании, пользующиеся налоговыми льготами, называют офшорами или налоговыми гаванями.
  Слабым моментом данной категории компаний является их ярко выраженный офшорный характер. Поскольку использование офшоров дает возможность их владельцам частично или полностью уходить от уплаты налогов по месту нахождения материнской Компании, правительства ряда стран, пытаясь хоть как-то противостоять данному процессу, принимают различные меры по предотвращению утечки капитала. В ряде случаев владельцы офшорных компаний сталкиваются с определенными трудностями при открытии банковских счетов, получении кредитов и поиске деловых партнеров.
  Нерезидентные (континентальные) компании, как правило, пользуются более высоким авторитетом в международном бизнесе. Наличие банковских счетов в престижных банках открывает им более свободный доступ в мировое банковское сообщество. Создание компаний в таких юрисдикциях как Швейцария или Люксембург дают реальную возможность выхода на постоянно расширяющийся европейский рынок.
  Вместе с тем к нерезидентным компаниям предъявляются повышенные требования в плане предоставления ежегодной финансовой отчетности и аудиторской проверки. Сведения о владельцах и директорах поступают в государственный реестр, к которому имеет доступ широкий крут лиц. Таким образом, нерезидентные компании являются более прозрачными по сравнению с офшорными компаниями. По оценкам западных экономистов, в ближайшие несколько лет следует ожидать дальнейший рост офшорного сектора в объеме примерно 10% в год. Для этого имеются определенные объективные предпосылки, основными из которых являются следующие:
  • создание в ряде стран современных финансовых центров офшорных услуг, способных удовлетворить потребности самых взыскательных клиентов;
  • наличие в развитых капиталистических странах большого числа работающих специалистов из третьих стран, которые заинтересованы в надежном и эффективном использовании заработанных средств;
  • последствия развала СССР и негативные результаты демократических преобразований и экономических реформ в России, которые способствовали вывозу за границу значительного капитала;
  • тяжелое налоговое бремя в ряде развивающихся стран и в государствах с трансформируемой экономикой, вынуждающее налогоплательщиков искать альтернативные возможности для сохранения получаемой прибыли;
  • последствия финансового кризиса 1998 года в Юго-Восточной Азии, который привел к политической и экономической нестабильности в ряде стран региона, и как результат стремление владельцев многих местных компаний изменить, с целью уменьшения рисков, права владения имуществом и переместить сферу деятельности в офшорную зону.
  * В связи с происходящими в Европе процессами, направленными на ограничение деятельности нерезидентных компаний, центр международного офшорного бизнеса, по-видимому, будет постепенно дрейфовать в направлении независимых территорий, расположенных в зоне Карибского бассейна, в Тихоокеанском регионе и в Юго-Восточной Азии.
  Владельцы офшорных компаний уделяют все большее внимание таким факторам как политическая и экономическая стабильность юрисдикции, минимальный контроль со стороны правительства, свободный вывоз полученной прибыли, квалификация местных кадров, быстрота и качество обслуживания, наличие современных средств связи, высокая репутация страны, наличие международных соглашений об избежании двойного налогообложения и др.
  Современный офшорный бизнес концентрируется в офшорных финансовых центрах, ведущих международные финансовые операции. В 1997г. их количество достигало 69, ежегодный оборот приблизился к 4трлн. долл. США, доля активов составляла больше половины международных финансовых операций.
  Рассмотрим характеристику и оценку офшорного бизнеса с точки зрения крупнейшей европейской международной компании, больше 20 лет работающей в этой сфере - International Company Services Limited (ICSL). ICSL работает на мировом рынке корпоративных услуг с 1977 года и представляет собой международную группу компаний, практикующую в сфере офшорного бизнеса. Она имеет отделения в Великобритании, на острове Мэн, в Ирландии, Гибралтаре, Португалии, Греции, Гонконге, Южной Африке, США, на островах Терке и Кайкос, в Польше, России и других странах. Основные виды деятельности ICSL - это консультации по вопросам создания и функционирования корпоративных структур, регистрация и поддержка компаний различного профиля, открытие банковских счетов, бизнес-иммиграция и другие смежные вопросы. За 23 года при помощи ICSL зарегистрированы тысячи компаний для клиентов из разных стран.
  1.Классификация офшорных компаний по методике ICSL
  Все компании, имеющие те или иные налоговые льготы, можно подразделить на чисто офшорные и налогооблагаемые. Под офшорными ICSL понимает компании, освобожденные в стране регистрации_от каких-либо налогов и уплачивающие лишь фиксированные государственные пошлины, не зависящие от размера дохода или прибыли. Такие компании можно зарегистрировать как в Европе (Гибралтар, острова Мэн, Гернси и Джерси), так и в карибском или тихоокеанском бассейне (Антигуа, Багамы, Белиз, Британские Виргинские и Каймановы острова, Невис, Панама, Сент-Винсент, острова Терке и Кайкос и др.).
  Налогооблагаемые компании подлежат обложению_налогом на доход или прибыль в стране инкорпорации. Однако, законодательство ряда стран содержит возможность льготного налогообложения компаний при соблюдении ими определенных условий, например, при ведении деятельности исключительно за пределами страны регистрации. Такие компании резко отличаются как по стоимости, так и по предъявляемым к ним требованиям (например, о выплате акционерного капитала, наличии резидентных директоров и секретаря, ставкам применяемых налогов и т.д.). Наименее затратны здесь кипрские компании, наиболее дороги - лихтенштейнские и швейцарские.
 
  2.Возможность регистрации офшорных компаний.
  Законодательство ряда европейских стран (например, Гибралтар, Островов Мэн, Гернси и Джерси), так и стран карибского и тихоокеанского бассейнов (например, Антигуа, Багамы, Белиз, Британские Виргинские и Каймановы острова, Невис, Панама, Сент-Винсент, острова Терке и Кайкос и др.) допускает возможность регистрации офшорных компаний. Налоговые льготы предоставляются государством на основе соответствующих законодательных актов. Например, в Белизе это Закон о международных деловых компаниях (International Business Companies Act) 1990 года, в Гибралтаре - Закон о компаниях (Companies Ordinance Act) 1984 года, на острове Мэн, который является одной из старейших оффшорных территорий -Законы о компаниях (The Companies Acts) 1931-1993 годов и Закон о международном бизнесе (International Business Act) 1994 года. Законодательство государства Терке и Кайкос, расположенного в карибском бассейне, содержит уникальную возможность: губернатор имеет право предоставить оффшорной компании гарантию освобождения от налогообложения в будущем на срок 20 лет. В комплект документов компаний, регистрируемых International Company Services Limited на Терке и Кайкос, обязательно входит документ, содержащий эту гарантию.
  3. Статусно-организационные и юридические условия ведения офшорного бизнеса. Основы налогообложения.
  Большинство стран облагает налогом своих граждан и юридических лиц по их доходам, извлекаемым внутри этих стран. Соединенные Штаты Америки облагают своих налогоплательщиков налогом в соответствии с их всемирными доходами на основании гражданства (резидентства). Во многих странах и, в частности, в России индивидуал или компания является резидентом по отношению к местному закону там, где они "содержат зарегистрированный офис". С этой точки зрения они и облагаются налогом на основании своих всемирных доходов.
  Что делает компанию резидентной в стране? Этот вопрос впервые получил рассмотрение в английском суде в XIX веке. Полезно проследить историю развития этого вопроса, так как английской законодательной системе следует ряд офшорных территорий и в настоящее время.
  Английский суд решил, что компания будет считаться резидентной там, где она будет содержать зарегистрированный офис и откуда она будет централизованно управляться и контролироваться ее директорами, проживающими в этой же стране.
  Этот принцип предусматривает возможность двух вариантов:
  a. Компания может быть зарегистрирована в оффшорной зоне, как, например, ОСТРОВ МЭН, ГИБРАЛТАР, ИРЛАНДИЯ и т.д., и все же не быть резидентной внутри юрисдикции регистрации. При этом, если бизнес компании осуществляется за пределами страны регистрации, и никакой доход не извлекается внутри страны регистрации, такая компания не платит ни подоходные, ни иные корпоративные налоги. Такие компании называются нерезидентными, то есть ими владеют и управляют нерезиденты страны регистрации.
  b. Компании могут иметь зарегистрированный офис в оффшорной зоне и управляться местными директорами, но принадлежать нерезидентам страны регистрации. Такие компании могут получить статус освобоженной от налогов резидентной компании при условии уплаты ежегодных пошлин.
  Вывод из этого принципа применительно к резидентам России может быть сформулирован следующим образом: граждане России могут владеть компаниями (быть их акционерами), зарегистрированными в оффшорных зонах. При этом, если они сами управляют этими компаниями и не осуществляют свой бизнес внутри страны регистрации, то их компании полностью освобождаются от уплаты всех видов налогов страны регистрации. Если же компаниями, владельцами (акционерами) которых являются резиденты (граждане) России, управляют профессиональные директора-жители стран регистрации, то статус освобожденной от налогов резидентной компании также может быть получен (и эта практика очень широко применяется в настоящее время) при уплате ежегодных пошлин правительству стран регистрации оффшорных компаний. При этом размер пошлин не сравним с размером налогов, которые пришлось бы уплачивать, действуя как простая резидентная компания в стране регистрации.
  Прежде всего, владельцами компании должны быть иностранцы, и компания не должна управляться, вести деятельность и извлекать прибыль с территории страны регистрации. Кроме того, компания должна иметь юридический адрес в стране регистрации, назначить секретаря и/или местного представителя, платить обязательные пошлины и взносы государству, а также сдавать предусмотренную законодательством отчетность.
  3.Снижение налогообложения (возможности нулевого и льготного налогообложения для налогового планирования).
  Офшорные компании широко используются во всем мире, прежде всего бизнесменами и компаниями стран с высоким уровнем налогообложения, как действенный инструмент налогового планирования. Наличие офшорной компании позволяет предпринимателю заключать контракты от ее имени и открывать один или несколько счетов в банках разных стран. При этом страна банка и страна регистрации никак не связаны друг с другом. Использование компаний с нулевым или льготным налогообложением и их банковских счетов позволяет существенно снизить налогообложение в стране реального ведения деятельности, например, при заключении внешнеторговых контрактов или использовании соглашений об избежании двойного налогообложения. В ряде государств - как правило, это бывшие британские колонии и зависимые территории, - существует закон о полном освобождении от налогообложения иди льготном налогообложении компаний при соблюдении ими ряда условий.
  4.Закрытие (конфиденциальность) информации о реальных владельцах, как самой компании, так и средств на ее банковских счетах.
  Поскольку компания может владеть движимым и недвижимым имуществом и акциями других компаний, то при помощи нескольких компаний физические лица могут получить возможность реально владеть крупными активами при полной конфиденциальности информации. Это существенно, особенно если компании зарегистрированы в странах, позволяющих выпускать акции на предъявителя, или если используются номинальные держатели акций, владеющие ими в интересах реальных хозяев активов.
  В российских УСЛОВИЯХ конфиденциальность информации владельцах и структуре компании исключительно важна. Конфиденциальность может сама по себе стать достаточной причиной для регистрации компании за рубежом. Для достижения анонимности могут быть использованы различные методы: от акций на предъявителя или траста до создания многоуровневой структуры дочерних компаний.
  В каждой стране существует государственньй_реестр, в который вносятся данные о всех зарегистрированных компаниях. Реестр обшедоступен и любое лицо может получить информацию о любой зарегистрированной компании. Однако, перечень информации, содержащейся в реестре, различен в разных странах. С точки зрения конфиденциальности наибольшие возможности предоставляют, безусловно, государства Карибского и тихоокеанского бассейна. В реестрах этих стран не содержится информация о директорах и владельцах компании. Более того, законодательство допускает выпуск не только именных акций, но и акций на предъявителя. К ежегодной отчетности и предоставлению в государственные органы какой-либо бухгалтерской" или финансовой информации предъявляются минимальные требования.
  5.Условия регистрации компаний в офшорных зонах.
  Регистрируемые компании должны удовлетворять ряду условии. Прежде всего, компания должна принадлежать нерезидентам страны регистрации и не должна вести деятельность и извлекать доход на ее территории. Помимо этих основных условий существуют и другие требования. Обычно компания должна иметь зарегистрированный офис в стране регистрации, секретаря, а в ряде стран - местного агента-представителя, сдавать предусмотренную законодательством отчетность, а в некоторых странах проходить аудиторские проверки, своевременно вносить обязательные ежегодные платежи и т.д. При соблюдении этих условий компания может быть освобождена в стране регистрации от уплаты налогов на доход (или прибыль), на прирост капитала,, на дивиденды, на наследование и дарение и других аналогичных налогов. Вместо этого компания обязана ежегодно вносить фиксированные государственные пошлины и платежи, не зависящие от размера дохода и иных результатов деятельности .
  Способы экономически легитимного использования офшорных компаний, известные в настоящее время, укрупненно группируют следующим образом15
  1.Международная торговля. Международные торговые компании имеют большие возможности экономии на налогах. Если офшорная компания покупает товар в одной стране, а затем продает его в другую страну, то прибыль от сделки накапливается в офшорной компании, свободной от налогообложения в офшорном центре.
  Схема использования офшоров торговыми компаниями Европейского Союза :
  1.остров Мэн, и остров Мадейра могут обеспечить регистрацию НДС, что является обязательным условием проведения трехсторонних сделок между 15 странами - участницами Евросоюза.
  2. если компания острова Мэн хочет получить товар из Франции для продажи в Германии, она должна сообщить французской компании свой регистрационный номер плательщика НДС, чтобы выставить нулевую ставку налога в счете-фактуре.
  3.компания острова Мэн получает номер плательщика НДС немецкой компании, чтобы она могла указать нулевую ставку в счете-фактуре.
  Схема экономии за счет оптовых закупок через офшор:
  группа покупает лес в Канаде для продажи в странах ЕС, например, в Бельгию. Она проводит торговую операцию через компанию, учрежденную на Нормандских островах, которая продает лес в головной офис компании в Бельгии для дальнейшего распространения в странах ЕС. Лес поставляется прямо из Канады в Бельгию.
  Схема экономии на сделках по экспорту через комиссионную фирму, учрежденную в офшоре:
  группа учреждает комиссионную фирму на Кипре, которая приобретает строительное оборудование и строительного проекта в Восточной Европе. Комиссионная фирма делает закупки у поставщиков в странах Восточной и Западной Европы, в также в США, товар доставляется прямо из страны-изготовителя в Восточную Европу. Прибыль накапливается в кипрской компании и увеличивается за счет договоров о двойном налогообложении, заключенных между Кипром и этими странами.
  2. Международные инвестиции. Корпорации регулярно используют офшорные компании для создания портфельных инвестиций, состоящих из акций, облигаций, наличных средств и других инвестиционных инструментов. Наличный капитал, размещенный в офшорной компании, позволяет получить проценты за депозит, необлагаемые налогом. Офшорные компании используются и как личные холдинговые компании, которые распоряжаются инвестициями, сделанными на различных рынках и в разных странах.
  Офшорные корпорации и трасты часто используются для управления инвестициями в дочерних и/или ассоциированных компаниях, открытых и закрытых компаниях и совместных предприятиях. Во многих случаях при росте капитала, являющемся результатом продажи тех или иных инвестиций, можно избежать налогообложения. При выплате дивидендов можно уменьшить налоги с выплаты дивидендов, используя компанию, учрежденную в юрисдикции с нулевым или низким налогообложением, имеющей договор о двойном налогообложении с соответствующим государством. иностранные институциональные инвесторы и нерезидентные индийские концессии.
  Инвестиции через офшорные фирмы для России используются для освобождения от уплаты таможенных пошлин при вкладе в уставный капитал. Схема такова: совместно с иностранным инвестором открывается кипрская фирму. Кипрская фирма создает СП с российской компанией, зарегистрированной на территориях РФ, где существуют льготы по уплате налогов в местные бюджеты. СП заключает договор о совместной деятельности с местной производственной фирмой или фабрикой, и оборудование устанавливается на территории этой фабрики, которая начинает работать и производить продукцию.
  В договоре о совместной деятельности между фабрикой и СП указывается, что СП забирает 90% прибыли, а фабрика - 10%. Соответственно фабрика платит налоги только с 10% полученного дохода, а весь остальной доход поступает на расчетный счет СП. СП перечисляет полученную прибыль на счет Кипрской фирмы и не удерживает при этом налог у источника по ставке 15%, пользуясь преимуществом соглашения об устранении двойного налогообложения.
 
  3.Владение собственностью и землей. Компании по найму. Владение недвижимостью и землей через офшорную обеспечивает многие налоговые преимущества, включая законную возможность избежать налога на прирост капитала, наследство и передачу собственности.
  Если, например, офшорная компания владеет собственностью в Великобритании с целью инвестирования, а затем продает собственность третьей стороне, прирост капитала в результате сделки не будет облагаться таким налогом в Великобритании. Кроме того, путем правильного построения схемы и финансирования посредством взаимного займа офшорная компания может эффективно уменьшить любые налоги на доходы от аренды.
  Считается, что использование офшорной компании, владеющей собственностью, часто дает большие преимущества при приобретении собственности за границей. Расходы при этом невелики по сравнению с преимуществами, которые можно получить. Используя траст, который будет владеть акциями офшорной компании, можно получить дополнительные налоговые преимущества в стране клиента.
 
  4.Интеллектуальная собственность, лицензирование и франчайзинг. Интеллектуальная собственность, включая компьютерное программное обеспечение, технические "ноу-хау", патенты, торговые знаки и авторские права, может находиться во владении или может быть передана офшорной компании. Офшорная компания может заключать лицензионные или франшизные договоры с компаниями, заинтересованными в использовании этих прав во всем мире. Доход от таких операций может поступать в офшорный центр. Налоги на лицензионные доходы уменьшаются за счет применения договоров о двойном налогообложении.

<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу