<< Пред.           стр. 4 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 14. - проблемы трудностей в обучении детей и подростков;
 a) умственное развитие;
 b) проблемы мотивации учебной деятельности.
 2. С какой из перечисленных социальных групп Вы работаете наиболее успешно? (обвести кружком N).
  А с какой Вам наиболее трудно? (подчеркнуть):
 1. - младшие школьники (1 - 3 кл.);
 2. - подростки (5 - 8 кл.);
 3. - старшие школьники (9 - 11 кл.);
 4. - учителя;
 5. - родители;
 6. - администрация школы.
 
 3. Каким из перечисленных видов деятельности школьного психолога Вы владеете хорошо? (обвести кружком N).
  Какие виды Вaм еще предстоит осваивать? (подчеркнуть):
 1. диагностика (тестирование);
 2. наблюдение;
 3. консультации;
 4. развивающие, коррекционные занятия;
 5. анализ и интерпретация эмпирических данных;
 6. анализ уроков;
 7. подготовка и проведение семинаров;
 8. подготовка психологического обоснования инноваций;
 9. планирование своей деятельности.
 
 4. Как бы Вы могли оценить деятельность методической службы для школьных психологов в этом учебном году:
 1. хорошо;
 2. удовлетворительно;
 3. 3 - неудовлетворительно;
 4. 4 - плохо.
 
 5. Какие у Вас есть предложения по совершенствованию работы психологической службы города?
 6.Какие из перечисленных форм работы психологического центра для Вас имеют наибольшую ценность? (подчеркнуть)
 - теоретический семинар;
 - практикум (методический, компьютерный);
 - встречи с представителями смежных профессий (педагогами, дефектологами, логопедами и др.);
 - лекция представителей ВКГУ;
 - другие формы.
 
 
 3. ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.
 3.1 КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.
 (Проект Центра практической психологии университета "Кайнар").
 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГУ.
 1.2 Право на психологическую практику имеют лица с высшим психологическим образованием.
 1.3 Деятельность психолога должна быть направлена на благо общества и отдельного человека.
 2 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
 2.2 Психолог несет ответственность за последствия проводимой им работы.
 2.3 Психолог несет ответственность за психологическое состояние клиента и объекта психологического исследования.
 2.4 Психолог несет ответственность за нераспространение психологической информации, знание которой может привести к снижению эффективности работы психолога.
 2.5 Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными средствами получения и распространения информации, психолог обязан предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого они могут получить необходимую психологическую помощь.
 2.6 Психолог должен объяснять возможности психологии с целью предотвратить нереальные ожидания.
 2.7 Методы психологической работы не могут быть использованы некомпетентными лицами в отношении кого-либо.
 2.8 Психолог несет ответственность за психологическое просвещение людей.
 3 КОМПЕТЕНТНОСТЬ.
 3.1. Психолог обязан путем добросовестной самоподготовки быть в курсе информации о новейших достижениях науки и психологической практики.
 3.2. Психолог обязан знать и соблюдать законодательные акты, которые регулируют деятельность, связанную с оказанием услуг населению.
 3.3. Психолог должен знать пределы своих возможностей и реально оценивать уровень своей квалификации в соответствии с типом предстоящих ему задач.
 3.4. Психолог должен проявлять осторожность в выборе средств, методов и приемов работы.
 3.5. Психолог может оказывать лишь те услуги, для которых он имеет необходимую квалификацию и образование.
 3.6. Психолог не может предлагать спеицальные процедуры, методики, которыми не владеет профессионально.
 3.7. Психолог не дает клиентам сведения, преувеличивающие эффективность его услуг.
 3.8. В случае вынужденного применения психодиагностических и психотерапевтических методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, психолог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах ирекомендациях.
 3.9. Психолог должен проходить курс психотерапии и получать психологическую помощь не реже одного раза в 2-3 года.
 4. КОНФЕДЕНЦИАЛЬНОСТЬ.
 4.1. Психолог несет ответственность за конфеденциальность полученной им информации и обязан обеспечить недоступность этой информации третьим лицам.
 4.2. Психолог не имеет право распространять видео-аудиозаписи и другие материалы без согласия клиентов, кроме случаев, предусмотренных законом.
 5. ПОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГА В ОТНОШЕНИИ КЛИЕНТА.
 5.1. Психологическая помощь не может быть оказана принудительно, без согласия клиента.
 5.2. Психолог безусловно принимает и уважает клиента как личность, уважает его достоинства и права.
 5.3. Психолог должен проявлять в своей деятельности добросовестность и оправдывать оказываемое ему доверие.
 5.4. Психолог не имеет право вступать в личные отношения с клиентом, а также взаимодействовать с клиентом из личных интересов.
 5.5. Психолог должен учитывать желания, постребности и возможности клиента.
 5.6. Отношения психолога и клиента строятся на основе взаимного доверия, в случае прекращения доверия психолог вправе отказаться от профессиональных обязательств.
 5.7. Психолог имеет право скрыть результаты исследования от клиента, если их распространение может помешать эфективности работы или навредить клиенту.
 5.8. Психолог должен осознавать, что его деятельность влияет на людей, он должен охранять интересы человека, общества, уважать достоинство и права человека.
 5.9. Психолог должен сообщить клиенту обо всех важных шагах в работе.
 5.10. Психолог имеет право отказать клиенту в его желании привлеч третье лицо, если это снизит эффективность работы или приведет к отрицательным результатам.
 5.11. Клиент в случае ухудшения его психического состояния может отказаться от услуг психолога или потребовать привлечения другого психолога в качестве эксперта.
 5.12. Если психолог обнаружит, что обследуемый нуждается в медицинской помощи, он должен предложить ему это.
 5.13. Психолог должен ознакомить клиента с его правами в соответствии с данным кодексом.
 5.14. И психолог и клиент несут ответственность за сохранение в тайне информации о процессе психологической работы, кроме случаев вынужденного обращения к третьему лицу.
 5.15. Клиент в случае обращения к другому психологу обязан заранее поставить в известность работающего с ним психолога.
 5.16. Вопросы оплаты, условий и сроков работы, а также перечень предосталяемых услуг должны быть оговорены да начала работы и оформлены в виде соотвествующего докумета (договора).
 6. ПОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГА В ОТНОШЕНИИ КОЛЛЕГ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГИХ ПРОФЕССИЙ.
  6.1. Психолог уважает своих коллег и не должен необъективно критиковать их действия. На непрофессиональность коллеги психолог указывает ему конфеденциально.
  6.2. Психолог уважает профессиональную компетентность, обязанности, ответственность коллег и представителей других профессий. Деятельность коллег психолог не может обсуждать с клиентами.
  6.3. Психолог не может передавать свои обязательства другим лицам, не являющимися психологами.
  6.4. Психологи могут объединяться для решения сложных случаев илидля оказания более широкой сферы услуг. В этом случае должны быть четко оговнрены обязанности и сферы профессионального действия каждого из них. Договор заключается в письменной форме (контракт).
 7. ОТНОШЕНИЯ ПСИХОЛОГА И АДМИНИСТРАЦИИ.
  7.1. Администрация способствует созданию таких условий, которые будут оптимальными для выполнения психологом его функций.
  7.2. Деятельность психолога строится на основе профессиональной независимости и автономии. Его решения по вопросам профессионального психологического характера являются окончательными и не могут быть отменены никем, кроме психолога-эксперта или психологического консилиума.
  7.3. Психолог выполняет распоряжение администрации, если они законны и не противоречат положениям данного кодекса.
  7.4. Психолог уведомляет администрацию о своих профессиональных возможностях не браться за работу, при выполнении которой соблюдение данного кодекса не гарантируется.
  7.5. При приеме на работу психолог знакомит нанимателя с текстом данного кодекса и уведомляет, что он в пределах своей компетентности будет действовать независимо, на свою ответственность и обязан сохранять профессиональную тайну.
  7.6. Психолог обязан выдавать объективную характеристику сотрудникам по требованию администрации в соответствии с положением данного кодекса.
 8. РЕКЛАМА.
  8.1. Рекламные услуги должны соответствовать квалификации психолога. Информация, предоставляемая психологом, должна быть объективной и точной.
  8.2. Реклама не должна преувеличивать эффективность услуг, предоставляемых психологом и не способствовать конкуренции между психологами.
  8.3. Лица, не имеющие психологического образования, не имеют право рекламировать и предоставлять психологические услуги.
  8.4. Психолог имеет право на создание собственных бланков, форм, штампов, а также на публикаци. сведений в телефонном справочнике.
  9. ОБЪЕДИНЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ.
  9.1. Психологи могут объединяться, заключая договор в письменной форме.
  9.2. Отвественность за результаты работы с клиентом несет психолог, непосредственно принимающий участие в работе.
  9.3. Деятельность объединения психологов должна проводиться в соответствии с положениями данного кодекса.
  10. ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ.
  10.1. Разрешены публикации фактического материала без целей рекламы.
  10.2. Разрешено участие психолога в распространении имеющей просветительский характер информации.
  10.3. Психолог освещает результаты своих исследований, делает их доступными для практического использования.
  10.4. Полная информация о процедуре исследования, результаты и методы (методики) могут быть опубликованы только в профессиональных стредствах масовой информации.
  10.5. Исследователь-психолог несет отвественность за психическое состояние испытуемых. Участие в эксперименте является добровольным.
  10.6. Проводя исследования на животных, психолог должен удостовериться, что животные не будут подвергнуты ненужным мучениям. Психолог должен свести к минимуму боль, стресс и лишения.
 
 
 
 
 
 
 3.2 КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.
 20 ноября 1959г.
 ПРЕАМБУЛА
  Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,
  принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,
  принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,
  принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,
  принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,
 ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ
  провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:
 принцип 1
  Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
 принцип 2
  Ребенку законом или другими средствами должна быть обеспечена защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
 принцип 3
  Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
 принцип 4
  Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие, с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
 принцип 5
  Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
 принцип 6
  Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности, малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
 принцип 7
  Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию, и благодаря которому он мог бы, на основе равенства, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
  Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение, эта ответственность лежит, прежде всего, на его родителях.
  Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием, общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
 принцип 8
  Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
 принцип 9
  Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
  Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума, ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятия, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному развитию.
 принцип 10
  Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую - либо иную форму дискриминации.
 
 
 
 3.3 ПРАВИЛА ОБЪЕКТИВНОСТИ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ.
 1. Сформулировать для себя как психолога - специалиста общую теоретическую картину психического развития в онтогенезе, соотношения обучения и развития. Только в логике этого общего понимания решать конкретные вопросы диагностики - постановку задач, выбор диагностических приемов, анализ результатов" каждый факт диагностики интерпретировать с учетом теоретически выверенного подхода. Поэтому не спешить пользоваться разрозненными, бессистемно подобранными приемами и методиками.
 2. Построить для себя определенную концепцию психологической диагностики, ее программу (что надо изучать, какие методы наиболее надежны). Под углом зрения этой профессиональной диагностической позиции корректно выбирать диагностические приемы, их сочетание. Не использовать отдельные диагностические приемы изолированно, когда они как бы выхвачены из другой диагностической программы.
 3. Стремиться в диагностике охватить ребенка целостно: выявить не только отдельные психические функции, но и личность, виды деятельности ученика; не только отдельные обособленные .факты развития, но и контекст всей жизнедеятельности ребенка; не только сегодняшнее состояние ребенка, но и его прошлый опыт, перспективы развития, весь его жизненный путь в целом.
 4. Диагностические приемы целесообразно отбирать с учетом возраста ребенка. "Всякая психолого - педагогическая диагностика должна быть, прежде всего, возрастной. Не может быть диагностических систем, одинаковых для разных возрастных периодов". Одним из возможных путей, решения этого вопроса - является сопоставление диагностической программы с возрастной периодизацией развития, где определенны виды ведущей деятельности, социальной ситуации развития, психологических новообразований для отдельных возрастов. Тогда диагностические задания включаются в виды ведущей деятельности, например, тесты для младшего школьника моделируют учебную деятельность, ее звенья.
 5. Главным содержанием психолого - педагогической диагностики целесообразно считать выявление самой динамики становления изучаемого явления, механизмов его развития. Поэтому в ходе диагностики надо стремиться фиксировать:
 - не только результаты, но и способы, процесс решения; способы решения несут намного больше информации о внутренних источниках и "пружинах" развития;
  - не только успех, но и затруднения ребенка при выполнении задания;
 - не только определять уровни на которых находится ребенок, но и устанавливать условия перехода от одного уровня к другому.
 6. Наиболее надежными методами диагностики развития в ходе обучения являются:
 a) индивидуальный диагностический обучающий эксперимент (диагностическое обучающее занятие) и требования к нему: использование нового для ребенка материала, применение системы дозированной помощи со стороны взрослого, решение задачи не только обучения, перевода ребенка не более высокий уровень, но и выяснение самой динамики перехода с одного уровня на другой, то есть определение не только наличного уровня, но и зоны ближайшего развития ребенка, характера и величины этой зоны. Здесь диагностика сближается с процессом формирования.
 b) длительное лонгитюдное, так называемое продольное изучение развития с использованием метода "поперечных" срезов;
 c) постановка учеников в ситуации реального выбора в условиях школьной жизни, что позволяет выявить его подлинные отношения и предпочтения в учебной работе, самооценку и др.;
 d) некоторые авторы считают наиболее адекватной в диагностике ситуацию психологического консультирования.
 7. Стремиться максимально использовать возможности диагностики в реальных условиях учебно - воспитательного процесса - устный опрос, поведение на уроке, письменные работы; Выводы, полученные в этих условиях, намного надежнее. Данные же, подученные в лабораторных пробах, тоже сопоставлять с жизненными показателями. Возможно более широко применять приемы "микродиагностики", фиксируя не только ответы, но и паузы, пропуски, не только слова ученика, но и все незначительные поведенческие проявления - помня, что они могут указать на причины успехов и затруднений ребенка.
 8. Владеть культурой диагностического обследования:
 а) подбирать задания преимущественно на учебном материале, так как они дают более надежные данные о развитии в реальном ходе обучения, вызывают более высокую мотивацию учащихся. Диагностические методики на неучебном, - абстрактном материале (шахматы, головоломки) - имеют такие достоинства, как нейтральность к знаниям и возможность применения в работе с детьми разных возрастов. Целесообразно использовать сочетание на учебном и неучебном материале методик, построенных на одних и тех же принципах, выявляющих нужные стороны деятельности и развития.
 б) корректно подбирать задачи по уровню их трудности. "Задание обладает наибольшей диагностичностыо - в том случае, - если оно настолько сложно, что может быть решено лишь половиной представителей референтной группы, причем половиной, заведомо более способной к выполнению подобных заданий". (Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: - В 2 т. - М., 1988г.). По мнению В. И. Лубовского, условием "эффективности диагностической методики является достаточно широкий диапазон сложностей заданий, рассчитанный именно на то, чтобы средний показатель выполнения задания в группе испытуемых, для которой оно предназначено, был заметно ниже максимального".
 в) избегать обучающего эффекта диагностических заданий, для чего, например, диагностику каждого вида деятельности начинать с центрального действия, а затем приводить в порядке, обратном формированию от более трудного к более - легкому, от менее знакомого к более знакомому (Талызина Н. Ф. и ее сотрудники);
 г) учитывая явление "горизонтального декаляжа (Н. Ф. Талызина, Ю. В. Карпов), суть которого состоит в ТОМ, что ребёнок может решать задачи высокого уровня трудности и не справляться с более легкими задачами. Возможно, в их решении участвуют разные познавательные процессы и действия;
 д) принимать во внимание ситуацию обследования. Показано (В. Н. Дружинин), что результаты диагностики могут быть различными в зависимости от того, добровольно или принудительно вовлекается человек в ситуацию обследования, а также от того, принимает ли человек решение по результатам диагностики, является ли он субъектом решения. Так, выявлено, что в условиях добровольного обследования качество выполнения интеллектуальных тестов выше, чем в принудительных. Диагностической процедурой становится тогда не тест, а целостная диагностическая ситуация, в которой действует учащийся и психодиагност. В школе преобладают ситуации, когда ученик принужден участвовать в тестировании (контрольные, экзамен). Но он сам обычно в дальнейшем определяет свою судьбу, свой жизненный путь;
 е) при оценивании результатов ориентироваться на разные виды норм:
 - индивидуальную,
 - социальную,
 - предметную;
 ж) стремится не допускать ошибок в диагностике: эффект ореола (генерализация отдельных признаков на всю личность ребенка), эффект фасада (принятие выдаваемого человеком за подлинное;
 з) строить каждое диагностическое задание по схеме:
 - цель диагностики,
 - инструкция обследуемому ученику;
 - предъявляемый материал;
 - система дозированной помощи и подсказок;
 - требования к результату (предметная, возрастная нормы, предположительно - индивидуальная норма);
 - процедура интерпретаций "ключ";
 - диагноз и прогноз.
 
 3.4 ПРАВИЛА ГУМАННОСТИ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ.
 1. Исходить в ходе психологического обследования из соблюдения прав ребенка, закрепленных в Конвенции о правах ребенка: право на образование, направленное на развитие личности, умственных и физических способностей ребенка, воспитание уважения к правам человека и основным свободам, подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия народов, национальных и религиозных групп; право ребенка свободно выражать свои собственные взгляды по вопросам, затрагивающим его жизнь и образование, право искать и передавать информацию, право на тайну корреспонденции; право неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка на достойную и полноценную жизнь с активным участием в жизни общества; право ребенка на сохранение своей индивидуальности и др.
 2. Стремиться в ходе изучения охватывать не только слабых учеников, но и средних, сильных. Сильные ученики, опережающие своих сверстников, тоже нуждаются в прогнозе и коррекции. Для каждого ученика (в идеале) надо уметь предложить индивидуальную развивающую программу.
 3. При оценивании ученика, прежде всего, ориентироваться на индивидуальную относительную норму, то есть сравнивать ученика не столько с другими, а главным образом с самим собой, но раньше.
 4. Стремится к безоценочному принятию ученика и его ситуации, укреплять у себя терпимость к непохожести другого человека (А. Е. Климов), создавая для ученика атмосферу психологической безопасности.
 5. Корректно и гуманно ставить психологический диагноз: с анализом причин, с учетом позитивных сторон поведения и развития ученика, перспектив развития, в щадящей для ребенка и его родителей форме...
 6. Необходимо в ходе диагностики и коррекции усиливать индивидуальность ребенка, его уникальную неповторимость, постараться сделать их предметом самоконтроля и самооценки ученика, то есть помочь ему осознать свою самоценность, развивать у себя чувство самоуважения и достоинства, укрепляя в то же время у ребенка реалистическую самооценку, развивать вариативность и пластичность индивидуального поведения" его адаптабельность к условиям быстро меняющейся социальной среды.
 7. В общении с ребенком обращаться, прежде всего, к мотивационно - смысловой сфере личности ученика. Для этого чаще ставить ребенка в ситуации выбора, привлекая ученика к выбору диагностического задания, к выбору учебных занятий, к участию в оценивании своих результатов. Стремиться, чтобы ребенок сам захотел измениться в желаемом направлении, а не предлагать ему готовые рецепты поведения. Укреплять у ребенка чувство причастности и личной ответственности за свои действия, поступки и судьбу в целом. Помочь ребенку самому находить выход из своих проблем, самостоятельно принимать решения.
 8. В ходе психологической диагностики и коррекции применять разные стратегии: формирование - обогащение ребенка способами и средствами обучения, общения, труда, накопленными в общественном опыте; развитие - усиление того положительного и ценного, что заложено в самом ребенке; коррекция - восполнение недостающих звеньев развития.
 9. Конечной целью диагностики должна быть практическая помощь конкретному другому человеку, ученику. Процедура диагностики является этапом решения практической задачи и должна обладать практической эффективностью (Ю. М. Забродин).
 10. Вторгаясь во внутренний психологический мир другого человека, соблюдать правило профессии "человек - человек" - "НЕ НАВРЕДИ". Использовать механизмы внутренней самозащиты и самосохранения ребенка, естественной компенсацией и недостающих механизмов развития.
 
  3.5 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК СПЕЦИАЛИСТАМИ - СМЕЖНИКАМИ.
  Отдельные, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр. При этом специалист - пользователь должен:
 a) предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно аттестованными методиками;
 b) если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики;
 c) пользователь, получающий доступ к "п - методикам", автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны;
 d) пользователь следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он так же, как психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация;
 e) методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами - непсихологами;
 f) любой пользователь методик (тестов) содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик.
  Все приведенные требования находятся в соответствии с международными профессионально - этическими стандартами, принятыми в работе психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть кратко сформулированы в виде следующих принципов:
  1)ответственности;
  2)компетентности;
  3)этической и юридической правомочности;
  4)квалифицированной пропаганды психологии;
  5)конфиденциальности,
  6)благополучия клиента;
  7)профессиональной кооперации;
  8)информирования клиента о целях обследования;
  9)морально - позитивного эффекта исследования;
  10)гражданственности и патриотизма.
 
 3.6 ТРЕБОВАНИЯ К ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ.
  Разные требования предъявляются к пользователям, являющимся профессиональными психологами, и пользователями - непсихологам.
  1.ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ - ПСИХОЛОГ:
 a) должен знать и применять на практике общие теоретико - методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотеку методик, применяемых в заданной области;
 b) психолог отвечает за решения, принимаемые на основе тестирования обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики. Психолог предупреждает возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами, не знакомые с ограничениями в использовании того или иного теста;
 c) психолог пользуется преимущественным правом по сравнению с непрофессиональными пользователями на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально - этическими принципами и интересами психологии. Психолог пользуется преимущественным правом получения методических материалов, в том числе с помощью их приобретения в качестве индивидуальной профессиональной собственности. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизированные и не стандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок;
 d) в подборе методик в батарею (программу обследования) психолог не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики - максимум надежности при минимуме затрат;
 e) параллельно с использованием методик психолог ведет научно - методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ведение такой научно - методической работы входит в основной круг обязанностей психолога, работающего и в исследовательских, и в практических учреждениях. В этой работе психолог поддерживает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей копии протоколов (для накопления банков данных) и получая инструктивные методические материалы;
 f) психолог обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, принятого на определенный период. Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направляет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики;
 g) психолог обеспечивает конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе "личного доверия". Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его результаты. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики;
 h) психолог хранит профессиональную тайну: не передает лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивных материалов, не раскрывает перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность;
 i) психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных) применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу "презумпции невиновности" в судопроизводстве.
 
 
 4. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБРАЗОВАНИИ.
 4.1 О ВЛИЯНИИ ГОРОДСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЫТНО -ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: "ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ УВП В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ".
  Городской психологический центр как структурное подразделение городского методического кабинета был создан по инициативе руководителей ГорОО в 1992 году на базе сш № 34. Центр провозгласил основной своей целью:
 - обеспечить оказание квалифицированной психологической помощи всем субъектам УВП в учреждениях образования города.
 Эта цель, прежде всего, - могла быть реализована через:
 - организацию постоянной методической помощи педагогам - психологам школ города;
 - организацию регулярных выступлений психологов перед руководителями школ;
 - самостоятельный выход центра на учащихся, педагогов и родителей с целью оказания различных видов психологических услуг.
  Неформально центр призван был добиться становления в школах и в детских садах эффективной психологической службы, которая бы стала неотъемлемой их частью.
  Существует несколько моделей организации психологической службы на уровне органов управления образованием.
  Первая модель: предполагает работу группы психологов при отделе образования. Такая форма организации наиболее распространена в ряде стран Восточной Европы (Венгрии, Чехословакии).
  Эта модель адекватна решению лишь актуальных, конкретных задач, стоящих перед школьной психологической службой. Здесь налицо оторванность психологической службы от учебно - воспитательного процесса, от реальной жизни учащихся в школе.
  Вторая модель школьной психологической службы предполагает работу практического психолога непосредственно в школе. Это позволяет психологу более основательно вникнуть в воспитательную ситуацию школы, узнать как учителей, так и учащихся, их взаимоотношения, вступить в контакт с родителями. Он имеет возможность сочетать изучение личности и поведения ребенка в реальных жизненных условиях с углубленным анализом его индивидуальных особенностей. Анализируя "систему всех влияний" на ребенка, психолог получает оценку результативности своей деятельности.
  Эта модель в большей степени отвечает решению перспективной задачи школьной психологической службы - максимальному содействию развитию каждого учащегося - и предусматривает более активные формы деятельности практического психолога:
 - психопрофилактику;
 - специальную работу по развитию способностей,
 - специальную работу по развитию интересов,
 - специальную работу по формированию определенных личностных качеств,
 - психокоррекцию,
 - психологический тренинг.
  Однако, для развития школьной психологической службы целесообразно сочетание обеих этих моделей, т.е. взаимодействие психолога школы с психологами из районных (городских) психологических кабинетов или консультаций.
  Именно по этому пути мы и пошли четыре года назад. С одной стороны, начали действовать педагоги - психологи на базе школ, с другой стороны, был создан ГПУ, который должен был помогать становлению школьных служб,
  За эти годы кардинально выросло количество постоянно работающих педагогов - психологов. Динамика роста такова:
  От 13 в 1992 - 1993 учебные годы, 1993 - 1994 учебные годы 1994 - 1995 учебные годы, 1995 - 1996 учебные годы, до 42 в 1996 - 1997 учебные годы.
  Вхождение, адаптация и рост психолога в школе - это очень непростой процесс, т.к. частенько встречает сопротивление со стороны части педагогического коллектива. Это происходит потому, что психолог в педагогическом коллективе ставит новые задачи и проблемы. Неизбежно это заставляет учителей переосмысливать свою деятельность, а это не всегда по силам. На этом этапе большую роль играет степень социально - психологической зрелости личности психолога и его компетентность как профессионала. В этой связи центр разработал структуру, содержание и критерии оценки деятельности педагога - психолога в зависимости от этапа вхождения в коллектив.
  В частности, на этапе адаптации педагога - психолога основным критерием оценки его деятельности является социально - психологическая компетентность, т.е. умение общаться, помогать, анализировать деятельность учителей, сочувствовать и т.д. То есть - коллектив должен принять психолога как личность. Многие не выдерживали этой нагрузки и уходили.
  На этом этапе важны помощь и поддержка руководителей школ, директоров и завучей. А они должны, прежде всего, - глубоко понять смысл и содержание его деятельности. Здесь встречается несколько типичных случаев отношений со стороны первого руководителя:
  1 случай - когда руководитель придает большое значение психологическому уровню анализа деятельности школы, деятельности учителя и своей деятельности. Тогда руководителю интересно само содержание работы психолога.
  Самой первой школой с таким пониманием была школа № 34, в которой психологическая служба существует вот уже почти десять лет.
  2 случай - когда руководитель придает большое значение, прежде всего, опытно - экспериментальному аспекту деятельности службы. В некоторых школах психолога даже называют условно замом директора по опытно - экспериментальной работе. Вместе с тем, не отрицается прикладное значение службы для учеников и родителей.
  3 случай - когда руководитель в силу своей высокой исполнительности считает просто обязательным держать психолога хотя бы формально, В этом случае, как правило, большое значение придается формальной стороне его деятельности:
 * Сколько часов педагог - психолог должен работать?
 * Что он должен делать?
  В этих случаях руководитель, например, может формально требовать наличия диагностических карт, неважно каких - лишь бы они были.
  4 случай - когда руководитель открыто становится на сторону той части педагогического коллектива, которая не собирается думать, расти, перестраивать свою деятельность и выживает психолога как ненужную "штатную единицу",
  Для нас было очень важно, чтобы именно руководители школ обретали смысл существования педагогической службы,
  Для этого, на наш взгляд, необходимо констатировать, что в настоящее время рождается новый тип школы. Если еще недавно большинство школ находилось под пристальным контролем государства, то сейчас они становятся более самостоятельными и им надо выжить в новых рыночных отношениях. Выжить сможет только саморазвивающаяся школа, т.е. школа, способная решать свои внутренние назревающие проблемы. В новых социально - экономических условиях внутри саморазвивающейся школы резко увеличивается количество проблем и конфликтов; возрастает требовательность родителей к качеству производимых образовательных услуг, педагоги постепенно становятся более требовательными к качеству управления, к выдаче заработной платы. Время все равно востребует более широкий учет факторов развития школы и прогнозирование конфликтов с целью их предупреждения. Важнейшим составляющим среди этих факторов является психологический аспект. Этот факт является причиной всего процесса психологизации в обществе в целом. Показательным является то, что в нашем ВКГУ самым престижным факультетом наряду с экономическим и педагогическим является психологический факультет. В прошедшем году в него был самый высокий конкурс, а для получения второго высшего образования центр переподготовки при ВКГУ постоянно делает наборы для получения психологической специальности. Восточный гуманитарный институт вот уже третий год ведет набор по специальности "Социальная работа", выпускники этого факультета тоже готовятся к работе практического социального психолога. Представьте себе, что уже в 1997 году около 70 выпускников ВКГУ будут искать работу практического психолога, а в 1999 году к ним присоединится столько же выпускников по специальности "социальная психология". ВГИ.
  Эти специалисты сами будут заинтересованы в создании сети психологических услуг в городе и области. А если они не найдут работу, то уедут в ближнее зарубежье, где уже мало кто задает вопрос "А зачем нужен психолог?"
  Для того, чтобы оценить результаты деятельности психологического центра мы разработали анкету для руководителя школы и неделю назад ее провели среди членов присутствующей аудитории.
  Результаты этого анонимного обследования вам сегодня представит эксперт - психолог учебно - инновационного центра, сотрудник центра "Развитие" Зайцев Константин Леонидович.
  В 1995 - 1996 годах городской психологический центр ставил перед собой следующую цель:
  Через эффективную работу центра и eгo филиалов, через методическую роботу с педагогами - психологами школ города обеспечить становление комплексной социально - психолого - педагогической экспертизы УВП учреждений образования города, а также эффективное психологическое обеспечение опытно - экспериментальной темы гopoдa:
  "Индивидуализация УВП в условиях современной школы".
 Задачи ГПЦ на 1995 - 1996 учебный год:
 1. Продолжить работу по методическому обеспечению деятельности педагогов - психологов через:
 * организацию работы теоретического семинара для опытных педагогов - психологов;
 * работу "Школы начинающего психолога".
  В прошедшем году были проведены следующие семинары:
 1. Основы коррекционной работы педагога - психолога, (февраль 1996 года).
 2. Совместная конференция представителей дошкольных учреждений и школ нового типа по проблеме диагностической готовности детей к школьному обучению, (март 1996 года).
 3. Совместный семинар с логопедами по проблемам психологической и логопедической готовности детей к школьному обучению, (февраль 1996 года).
 4. Психологический анализ причин низкой результативности работы педагога - психолога, (май 1996 года).
 5. Анализ некоторых итогов результативности деятельности педагогов - психологов в школах города, (сентябрь 1996 года).
 6. Тренинг - семинар: "Проблемы преодоления хронической школьной неуспеваемости", (октябрь 1996 года).
 7. Основные проблемы работы с детьми с ЗПР в общеобразовательных школах, (декабрь 1996 года).
 
  В результате эти семинары позволили постоянно анализировать деятельность педагогов - психологов по актуальным проблемам современного образования. Эти семинары проводились совместно с другими специалистами, - в частности с логопедами и руководителями дошкольных учреждений.
  В текущем учебном году состоялось открытие постоянно действующего семинара:
  "Основы развивающей, психокоррекционной и тренинговой работы педагога - психолога в школе", (автор - Красовских Г.Н.)
  Этот семинар призван обеспечить первичную подготовку психологов по проблемам психокоррекции. Занятия психолог - тренер ведет в форме практического, где специалисты могут поработать в качестве пациентов и участников группы.
  Школы, активно участвующие: №№: 1, 11, 13, 14, 27. Тематика:
  1. Тренинг: "Группа встреч";
  2. Тренинг: "Терапия искусством";
 3. Открытое занятие для педагогов - психологов.
  "Основы работы коррекционной группы в 5 классе сш № 15.
  В рамках этой же программы в этом году мы начали проводить плановые тренинги с педагогическими коллективами школ с целью профилактики социально - психологической атмосферы. Одновременно мы начали апробировать программу развивающей работы с детьми подросткового возраста с целью коррекции основных проблем. (Это наши первенцы - 5 класс РО).

<< Пред.           стр. 4 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу