<< Пред.           стр. 6 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО.
  Источник: Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для педагогических специальностей: под ред. И. А. Зязюна - М., 1989.
  Мы исходим из понимания мастерства как КОМПЛЕКСА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ САМООРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  К таким важным свойствам мы относим:
  - ГУМАНИСТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ;
  - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ;
  - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ;
  - ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ТЕХНИКУ.
  В этом определении нам кажется существенным подчеркнуть то, что это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно - воспитательной деятельности, целенаправить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения, способностей, потребности в социально значимой деятельности.
  7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.
 7.1 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА ПО
 ОСНОВАМ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.
 КОНСУЛЬТАЦИЯ - одна из основных форм работы школьного психолога. Она может носить диагностический, стимулирующий, рекомендательный характер, служить средством повышения психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей. По форме проведения консультации могут быть:
 * анонимные (телефон доверия),
 * очные,
 * индивидуальные,
 * групповые (группа учащихся, педагогов, родителей, семья).
  Консультация по телефону доверия обеспечивает оперативность общения, щадящие условия, психологическую поддержку клиента. Не всякий учитель, ученик, родитель, не способный самостоятельно разрешить возникшие конкретные трудности и преодолеть состояние психологического дискомфорта, будет демонстрировать свою беспомощность. Многие остро нуждающиеся в психологической помощи предпочитают обращаться к незнакомому, невидимому специалисту, арбитру, советнику. На помощь этой категории людей психолог приходит через телефон доверия. Анализируя ситуацию, делая определенные выводы и давая конкретные советы, он не должен спешить, навязывать свое мнение. Гораздо лучше дать возможность собеседнику самому сделать те же выводы. Очень часто клиент ожидает лишь одобрения уже принятого им решения, нуждается в том, чтобы его убедили, используя объективные подходы. Вполне вероятно, в отдельных случаях психолог не может оказать конкретной помощи. Тогда его советы будут направлены на то, чтобы успокоить человека, показать, что безвыходность его положения мнимая. Многие клиенты ждут простого сочувствия и соучастия - Поэтому участливое отношение, искренний интерес к личным проблемам, доверительность психолога во всех типах консультаций имеют первостепенное значение. Консультативная помощь психолога, так же как и медицинская, предполагает избавление от страданий, причина которых коренится в сфере общения.
  Знакомство с клиентом во время устного психологического консультирования начинается с короткой встречи, за время которой выслушивается жалоба клиента, составляется впечатление о нем на основе его поведения и характера общения с психологом. Спонтанно рассказанная жалоба обладает определенной структурой, в которой можно выделить локус (на кого или на что жалуется клиент), самодиагноз (чем он объясняет природу того или иного нарушения), проблему (что хотел бы изменить в ситуации, но не может) и запрос (какую конкретную помощь он ждет от психолога).
  Возрастно-психологическое консультирование учащихся - самостоятельное направление деятельности школьного психолога. Цель таких систематических консультаций - контроль над ходом психического развития на основе представлений о нормативном содержании периодизации этого процесса. Основными задачами этого типа консультирования являются следующие:
 1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в проблеме возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка.
 2. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их к специалистам.
 3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно - психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике.
 4. Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для учителей и родителей.
 5. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.
 6. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами.
 7. Психолого-педагогическое просвещение населения.
 
 АЛГОРИТМ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.
 1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.
 2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.
 3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).
 4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.
 5. Экспериментально - психологическое обследование ребенка.
 6. Обработка данных, каузальный анализ результатов.
 7. Психологический диагноз ребенка.
 8. Психолого-педагогическое назначение.
 9. Контроль и повторное консультирование.
  Итоги консультирования резюмируются в психологическом диагнозе, в котором отражен уровень актуального развития ребенка и определяется его прогноз.
 1.Уровень актуального развития:
 а) возрастно - психологическая характеристика;
 б) социальная ситуация развития;
 в) уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее нормативам;
 г) новообразования возраста, их развитие;
 д) трудности и отклонения, их причины.
 2.Условно - вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития):
 а) раскрытие проблемного поля альтернатив развития;
 б) показ условий для оптимального развития.
  Время на индивидуальное консультирование дошкольника - до сорока пяти минут, младшего школьника - до одного часа, подростка и старшего школьника до полутора часов. Диагностические данные обрабатываются после консультации, психологический диагноз и назначение могут быть даны на повторной консультации.
  Итак, выявив в ходе консультирования определенные синдромы, психолог, по детерминанте жалобы, - может определить вид помощи:
  1.Психологическая неграмотность родителей - информирование, разъяснение.
  2.Искаженные родительские отношения - психокоррекционная работа.
  3.Психопатология родителей - направление на лечение.
  4.Дисгармония психического развития ребенка - психокоррекция.
  5.Нарушение личностного развития ребенка - 2 этап диагностики, психокоррекция ребенка и родителей.
  6.Задержка психического развития ребенка - консультация, направление к дефектологу.
  7.Повреждение психического развития - направление к психиатру.
  8.Психологическое недоразвитие ребенка - направление к дефектологу.
  9.Искаженное психическое развитие - направление к психиатру.
 
 
 7.2 ФОРМЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
  Формы работы с учащимися:
 1. Почта доверия.
 2. Телефон доверия.
 3. Клуб.
 4. Консультация.
 5. Индивидуальная психокоррекционная работа.
 6. Беседа.
 7. Урок.
 8. Час психолога.
 9. Групповая психокоррекционная работа.
 10. Олимпиада, конкурс.
 11. Тренинг.
 12. Исследовательская работа, конференция.
 13. Семинар-практикум.
 14. Лекторий.
 15. Деловая игра.
 16. Практические занятия.
 17. Оформление стендов, газет с психологической тематикой.
 18. Предоставление психологической литературы по проблеме.
  Формы работы с педагогами:
 1. Консультация.
 2. Беседа.
 3. Лекция, лекторий.
 4. Семинар-практикум.
 5. Педконсилиум.
 6. Педсовет.
 7. Методсовет.
 8. Школа-лаборатория.
 9. Творческая группа.
 10. Разработка интегрированных (с психологией) предметных дисциплин и уроков.
 11. Тренинг.
 12. Индивидуальная психокоррекционная работа.
 13. Практические занятия.
 14. Деловая игра.
 15. Групповые психокоррекционные занятия.
 16. Клуб.
 17. Комментированные выставки детских работ.
 18. Предоставление психологической литературы по проблемам.
 
 Формы работы с администрацией образовательного учреждения:
 1. Социально-психологическая экспертиза.
 2. Социально-психологическое обоснование.
 3. Беседы по обсуждению программ деятельности психолога.
 4. Консультации с руководителями по оптимизации образовательного менеджмента.
 5. И другие формы.
  Формы работы с родителями:
 1. Консультация.
 2. Беседа.
 3. Лекция, лекторий.
 4. Родительское собрание.
 5. Семинар-практикум.
 6. Тренинг (в том числе вместе с детьми).
 7. Индивидуальная психокоррекционная работа.
 8. Практические занятия.
 9. Деловая игра.
 10. Клуб.
 11. Комментированные выставки детстких работ.
 12. Оформление стендов, газет с психологической тематикой.
 13. Предоставление психологической литературы по проблеме.
 
 7.3 ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КАБИНЕТА.
  Организационные формы психологических кабинетов:
 1) многофункциональный кабинет для индивидуальных психологических консультаций;
 2) многофункциональный кабинет для групповых тренинговых и коррекционных занятий:
  а) для взрослых:
 - комната психологической разгрузки;
 - кабинет повышения квалификации;
 б) для детей:
 - комната развития и коррекции;
 - комната здоровья;
 - тренинговый зал.
 3) монофункциональный кабинет для трупповых тренинговых и коррекционных занятий:
  а) по содержанию целей:
 - профориентационный кабинет;
 - методический кабинет;
 б) по содержанию методов:
 - кабинет телесноориентированной терапии;
 - арт - кабинет;
 - и другие.
  Положения личностно - ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в образовательных учреждениях.
 1. Принцип дистанции и позиции при взаимодействии.
 Условия среды: разновысокая мебель.
  2. Принцип активности.
 Условия среды: доступность всего, на что можно оказать воздействие.
  3. Принцип стабильности - динамичности.
 Условия:
 * в проекте должна быть заложена возможность его изменения;
 * в цветовом и объемно - пространственном построении интерьера должны выделяться определенные многофункциональные, легко трансформируемые элементы при сохранении общей смысловой целостности;
  4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
 Условия:
 * жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности; это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т.д.
  5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия:
 Условия:
 * оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству;
 * разновеликие зеркала,
 * личные уголки,
 * другое.
  6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов:
 Условия:
 * абстрактные скульптуры,
 * полуреальные скульптуры,
 * картины;
 * разнообразие стилей известных сказок,
 * другое.
  7. Принцип открытости - закрытости:
 Условия:
 * открытость природе,
 * открытость прогрессу,
 * открытость обществу,
 * открытость и обособленность своего "Я".
  8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.
  Количественно - содержательный ПРОЕКТ комнаты развития на базе филиала по работе с дошкольниками:
  1. Уголок для физических упражнений.
  2. Уголок для игрушек.
  3. Уголок для творчества и конструирования.
  4. "Зеленый" уголок.
  5. Доски - перегородки (на них можно рисовать).
  6. "Производственные" мастерские.
  7. Мини - театр.
  8. Пуфики - разнообразные, мягкие.
  9. Столики на колесиках.
  10. Уголок отдыха.
  11. Музыкальный уголок.
  12. Управляемая цветомузыкальная установка.
  13. Варианты штор.
  14. Полуабстрактные сюжеты на картинах и скульптурах.
  15. Мобильные стенды.
  16. Возможности для игры с песком, водой и глиной.
  17. Сейф.
  18. Личные уголки.
  19. Система зеркал.
  Предполагается реализация качественного проекта с учетом изложенных выше принципов.
 
 7.4 ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ НОРМЫ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ РАБОТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ.
 
 
 №
 п/п
 
 Вид работы Среднее время,
 час
 Примечания 1. Индивидуальная психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, а также оформление заключения и рекомендаций. 3,5 - 6 Из расчета на одного человека. 2. Групповая психодиагностическая работа, подготовка к исследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций. 16 - 20 Из расчета на пятнадцать человек. 3. Индивидуальная и групповая консультативная работа с учащимися и оформление результатов. 1,5 - 3 Из расчета на одну беседу. 4. Индивидуальная развивающая и психокоррекционная работа, включающая в себя подготовку, а также проведение и оформление результатов. 30 - 60 Из расчета на один цикл. 5. Подготовка и проведение педагогического консилиума и оформление результатов. 5 - 7 Из расчета на один консилиум, (без учета диагностической работы). 6. Индивидуальное и групповое консультирование родителей и оформление результатов. 1,5 - 2,5 Из расчета на одну беседу. 7. Индивидуальное и групповое консультирование педагогов и оформление результатов. 1 - 2,5 Из расчета на одну беседу. 8. Деловые игры, тренинги и другие формы активной психологической работы с педагогами, включающими в себя подготовку, проведение и оформление результатов. 30 - 40 Из расчета на один цикл. 9. Подготовка и выступление на педсовете, методическом объединении, родительском собрании и других, а также оформление результатов. 1 - 4 Из расчета на одно мероприятие. 10. Подготовка и проведение "психологических часов" для детей и оформление результатов. 1,5 - 3 Из расчета на одно занятие. 11. Ежедневное итоговое оформление документации. 0,5 - 1 Из расчета. 12. Методическая работа 12 Из расчета на одну неделю.
 Дополнительно, для психологов, работающих в Центрах:
 
 13. Подготовка и проведение семинаров практических психологов учреждений и оформление результатов. 2 - 4 Из расчета на одно занятие. 14. Проведение массовых обследований по заказам школ (с учетом диагностической работы) и оформление заключения и рекомендаций. 40 - 60 Из расчета на группу реципиентов из пятнадцати - тридцати человек. 15. Участие в совещаниях, заседаниях управлений образования и других управленческих учреждений. По потребности. Из расчета потребностей. 16. Участие в работе медицинско - психологическо - педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних и других. По потребности. Из расчета потребностей. 17. Подготовка к аттестации и участие в аттестации работников низовых звеньев службы и оформление результатов. По потребности. Из расчета потребностей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУРСУ "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА" ДЛЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ВКГУ "ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, ДЕФЕКТОЛОГИЯ".