<< Пред.           стр. 1 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
  РОССИЙСКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
  ОМСКИЙ ИНСТИТУТ
 
  Ковалев В.И.
  Покровский Г.Е.
  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
 
  УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
 
 ОМСК 2006
 УДК 658.1
 ББК 65.053
 К 56
 
 Ковалев В.И., Покровский Г.Е. Экономический анализ. Учебное пособие. Омск: . Издательство Наследие Диалог-Сибирь, 2006. 132 с.
 
 
  Содержит материал по основным темам курса. Рассматриваются сущность и методы экономического анализа; представлена характеристика экономических показателей, дана методика их расчета, показана последовательность факторного анализа важнейших экономических показателей; приведены примеры использования всех представленных методик.
  Значительное место отведено специфике анализа в сфере торговли.
  Предназначено для студентов специальности "Финансы и кредит".
 
 Рецензенты:
 к.э.н., доцент Романов Н.В. , Омский государственный институт сервиса
 к.э.н., доцент Свердлина Е.Б. , Омский государственный университет
 
 
 
 
 
 
 
 
  (c) Ковалев В.И., Покровский Г.Е. 2006г.
  (c) Омский институт РГТЭУ, 2006 г.
 СОДЕРЖАНИЕ
 ВВЕДЕНИЕ..........................................................................5
 ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА..............................................6
 1.1. Предмет, метод и содержание экономического анализа...........................6
 1.2. Группы и классификация факторов, используемых в анализе хозяйственной деятельности............................................................9
 1.3. Характеристика методов и приемов экономического анализа...............11
 1.4. Информационная база экономического анализа..............................18
 1.5. Организация и планирование аналитической работы.........................28
 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕСУРСОВ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ.............................................33
 2.1. Анализ трудовых ресурсов и их использования на предприятии..........33
 2.2. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами..........47
 2.3. Анализ основных средств и их использования .............................54
 ГЛАВА 3: АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ. АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА И ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ...............64
 3.1. Анализ объема производства, объемов реализации продукции и товаров............................................................................64
 3.2. Анализ расходов, связанных с производством и реализацией продукции. .....................................................................................72
 3.3. Анализ косвенных затрат..........................................................81
 3.4. Особенности анализа издержек обращения.................................85
 ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ....................94
 4.1. Анализ формирования прибыли.............................................94
 4.2. Особенности анализа финансовых результатов в торговле.................99
 4.3. Анализ использования прибыли............................................104
 4.4. Анализ рентабельности и деловой активности организации...............106
 ГЛАВА 5. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.................................................................116
 5.1. Оценка динамики и структуры баланса. Аналитический баланс.........116
 5.2. Анализ финансовой устойчивости предприятия..........................121
 5.3. Анализ ликвидности баланса и платежеспособности......................125
 ГЛАВА 6. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ.................................131
 6.1. Основные принципы инвестиционного анализа...........................131
 6.2. Показатели эффективности инвестиций..................................137
 6.3. Анализ и отбор проектов при формировании инвестиционной программы...................................................................147
 6.4. Анализ предпринимательского риска......................................153
 Литература .........................................................................160
 
 ВВЕДЕНИЕ
  Эффективное функционирование организаций требует, что бы управление всеми ее процессами проходило на высоко современном уровне. Экономический анализ является неотъемлемой частью современной системы управления организацией. С него начинается и им заканчивается цикл оперативного и текущего управления.
  Только, обладая всей необходимой и притом достаточно точной информацией о состоянии организации в целом и отдельных направлений ее хозяйствования, можно и обоснованные управленческие решения.
  Квалифицированный специалист должен свободно владеть современными методами экономических исследований. Знания техники и методологии экономического анализа должны помочь ему лучше разобраться в тонкостях своего профессии, стать не только исполнителем, но и проводником выбранной в организации стратегии.
  Экономический анализ, объединяя в себе знания многих областей науки и практики, способствует широкому пониманию процессов, происходящих в экономике страны, предприятия и его отдельных подразделений.
  Учитывая особенности формирования экономических показателей в сфере торговле, автор особенно подробно остановился на применении аналитических методик в этой сфере. При этом учитывалась и отраслевая специализация вуза.
  Наибольшее значение автором придается необходимости обеспечить, прежде всего, практические навыки и умения будущих специалистов, в связи с чем, значительная часть учебного пособия отведена табличному материалу и довольно объемным примерам.
 
 ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
 
 1.1. Предмет и содержание экономического анализа
  Экономический анализ - система специальных знаний, связанных с исследованием экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка.
  Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, экономическая эффективности и конечные результаты их деятельности, получающие отражение через систему экономической информации.
  Метод экономического анализа - это диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.
  Метод экономического анализа включает:
 * горизонтальный анализ, т.е. сравнение величин показателей отчетного и прошлого периодов;
 * вертикальный анализ, т.е. определение структуры итоговых финансовых показателей;
 * трендовый, т.е. анализ изменения показателя за ряд периодов для выявления тенденции в его изменении;
 * анализ относительных показателей, характеризующих соотношение и взаимосвязь показателей;
 * факторный, т.е. оценка влияния отдельных факторов на результирующий показатель;
 * сравнительный, т.е. сопоставление одинаковых показателей разных организаций, подразделений.
  В ходе экономического анализа хозяйственные процессы изучаются в их взаимосвязи и взаимозависимости. Установление взаимосвязи процессов, выявление причин и факторов - наиболее важные моменты анализа.
  Другой важнейший момент анализа - измерение степени влияния основных факторов на исследуемый объект (т.е. количественная оценка влияния факторов с использованием специальных методов и приемов).
  Экономический анализ в зависимости от масштабов объектов исследования можно подразделить на макроэкономический и микроэкономический, т.е. уровень страны и уровень предприятия, отдельного хозяйственного субъекта. Последний в экономической литературе используется под названием анализ хозяйственной деятельности.
  Экономический анализ на микро уровне необходимо разделить на финансовый и управленческий. Финансовый анализ разделяют на внешний и внутренний. Для внешнего финансового анализа основным является использование публичной финансовой отчетности. Его субъекты - государственные органы, партнеры и клиенты, инвесторы и кредиторы.
  Для внутреннего финансового анализа субъектом является руководство самого предприятия, а используемая информация получается как путем обобщения данных первичного учета, так и данных, полученных в ходе специальных исследований по методикам, применяемым конкретным предприятием. Такая информация чаще всего является коммерческой тайной.
  Внутренний финансовый анализ вместе с внутренним производственным анализом составляют содержание управленческого анализа, цель которого - выявление резервов повышения эффективности работы. Базой внутреннего производственного анализа является вся информация о производственных мощностях, техническом оснащении, кадровом потенциале, организации производства и управления. Наиболее тесно внутренний финансовый и производственный анализ сходятся при разработке бизнес-плана.
  В зависимости от фаз процесса управления, которые обеспечиваются необходимой информацией экономический анализ подразделяют на:
  * перспективный (прогнозный)
  * текущий (ретроспективный)
  * оперативный.
  Наиболее хорошо известен - текущий, который дает характеристику уже осуществленной хозяйственной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Перспективным анализом называется анализ результатов деятельности хозяйственного субъекта в будущем. Перспективный анализ опирается на результаты текущего анализа и может рассматриваться как его продолжение. Перспективный анализ очень близок по сути и методам к планированию и прогнозированию.
  Оперативный анализ как и текущий базируется на уже совершившихся фактах. Он отличается от 1-го тем, что использует более оперативные данные первичного учета, личного наблюдения. Анализу здесь чаще всего подвергаются натуральные показатели. Главная его задача - быстрое выявление изменений в производстве и резервов улучшения текущего состояния.
 
 1. 2. Группы и классификация факторов, используемых в анализе хозяйственной деятельности
  Классификация факторов представляет собой распределение их по группам в зависимости от их общих признаков. Оно позволяет глубже разобраться в причинах изменений исследуемых явлений, точнее оценить место и роль каждого фактора в формировании величины результативных показателей.
  Факторы, которые используются в анализе, могут быть классифицированы по разным признакам. С точки зрения воздействия на результаты хозяйственной деятельности они делятся на основные и второстепенные; внутренние и внешние; объективные и субъективные; постоянные и переменные; экстенсивные и интенсивные, количественные и качественные, сложные и простые, по уровням.
  К основным относятся факторы, которые оказывают решающее воздействие на результативный показатель. Второстепенными считаются те, которые не оказывают решающего воздействия на результаты хозяйственной деятельности в данных условиях. Нужно понимать, что один и то же фактор в зависимости от обстоятельств может быть основным и второстепенным.
  Факторы, которые зависят от деятельности данного предприятия, называют внутренними, а те которые не зависят от деятельности данного предприятия - внешние. Основное внимание в анализе уделяется исследованию внутренних факторов, на которые предприятие может воздействовать. Однако, в ряде случае влияние внешних факторов не менее значимо, чем влияние внутренних. Например, важным для предприятия является анализ рынка товара, на котором приходится работать предприятию, основных тенденций в его изменении. Внешние факторы, как бы определяют условия, в рамках которых реализуются внутренние факторы.
  Для правильной оценки деятельности предприятия факторы необходимо разделить еще на объективные и субъективные. Объективные не зависят от воли и желания людей, например, природно-климатические условия. В отличие от них субъективные факторы зависят от деятельности отдельных людей, предприятий, организаций и учреждений.
  К общим факторам относят факторы, которые действуют во всех отраслях экономики. Специфические действуют в условиях отдельной отрасли экономики или предприятия. Такое деление факторов позволяет полнее учесть особенности отдельных предприятий, отраслей производства и сделать более точную оценку их деятельности.
  По сроку воздействия на результаты производства различают факторы постоянные и переменные. Постоянные факторы оказывают влияние на изучаемое явление беспрерывно на протяжении всего времени. Воздействие же переменных факторов проявляется периодически, например, освоение новой техники, новых видов продукции, новых технологий производства и т.д.
  Большое значение для оценки деятельности предприятия имеет деление факторов на интенсивные и экстенсивные. К экстенсивным относятся факторы, которые связаны с количественным приростом результативного показателя, например, увеличение объема производства продукции путем расширения посевной площади, увеличения численности работников. Интенсивные факторы воздействуют на производительность труда каждого работника и предприятия в целом. Среди последних часто выделяют факторы интенсивности труда и факторы технической вооруженности.
  Проблема разделения факторов на количественные и качественные - одна из сложных проблем факторного анализа. Количественные факторы масштабы явлений (количество рабочих, оборудования, сырья в производстве и т.д.). Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых объектов (производительность труда, качество продукции, плодородие почвы и т.д.). Причем качественные факторы для целей анализа также должны быть выражены в натуральных, стоимостных или относительных величинах.
  Большинство изучаемых в анализе факторов состоят из нескольких элементов, однако есть и такие, которые не раскладываются на составные части. В первом случае имеет место сложный (комплексный) фактор, а во втором - простой (одноэлементный). Пример сложного - годовой фонд рабочего времени работника, а простого - продолжительность рабочей смены в соответствии с законом.
  Факторы, оказывающие непосредственное влияние именно на данный результирующий показатель, называют факторами первого порядка (уровня). Факторы, которые влияют на данный результирующий показатель косвенно, прямо воздействуя на его факторы первого порядка, называют факторами второго порядка (уровня). На результирующий показатель могут оказывать влияние факторы не только двух, но и большего количества уровней. Например, производительность труда и численность работников - факторы первого порядка для показателя выручки. Фондоотдача и фондовооруженность труда - факторы второго порядка, стоимость основных фондов - фактор третьего порядка для показателя выручки (В = ПТ * Ч = ФО * ФВ * Ч = В / ОФ * ОФ / Ч * Ч).
  Одним из способов систематизации факторов является создание детерминированных факторных систем. Создать факторную систему - значит представить изучаемое явление в виде алгебраической сумму, частного или произведения нескольких факторов, которые воздействуют на величину результирующего показателя и находятся с ним в функциональной зависимости.
 
  1.3. Характеристика методов и приемов экономического анализа
  В процессе экономического анализа используются специальные приемы обработки экономической информации, называемые методами экономического анализа. Их условно можно разделить на 2 группы: традиционные и математические.
  Коротко остановимся на основных из традиционных методов.
  1. Метод сравнения состоит в сопоставлении явлений и показателей их характеризующих. При сравнении величин показателя в различные периоды времени применяется горизонтальный анализ. Трендовый анализ используется для установления тенденции развития явлений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  2. Метод относительных величин. С этого метода по сути и начинается экономический анализ. На нем основан вертикальный (или структурный) анализ, в ходе которого выявляется доля одного показателя в составе другого, а также анализ экономических коэффициентов.
  3. Метод средних величин, на основании которого определяются общие тенденции в развитии совокупности однородных явлений.
  4. Метод группировки, который создает условия для анализа тенденций по группе однородных показателей.
  5. Метод элиминирования, когда один из показателей расчленяется на ряд факторных показателей, после чего определяется влияние каждого из факторов на результирующий показатель.
  Способ определить влияние только одно фактора путем устранения влияния других - это и есть элиминирование. Метод элиминирования воплощен в целый ряд конкретных методов факторного анализа:
  * индексный
  * разниц
  * цепных подстановок.
  Индексный метод и методы цепной подстановки и разниц базируются на одних теоретических выкладках и отличаются только сферами применения.
  Индексный метод применим для мультипликативных и кратных факторных моделей и в формализованном виде может быть представлен так:
  для Y = B * C существует зависимость IY = IB * IC
  для Y = B / C существует зависимость IY = IB / IC
  где IY - индекс изменения результирующего показателя;
  IB и IC - индексы изменения факторных показателей.
  При этом влияние на результат качественного и количественного показателей (на примере мультипликативной 2-х факторной модели) можно представить следующим образом.
  1. Строятся развернутые индексные модели по формулам:
  ;
  или
  ;
  Вторая формула имеет место при отсутствии влияния фактора структуры. Например, когда выпускается только один вид продукции или на предприятии нет разделения на работников группы (все специалисты) и т.п.
  2. Влияние изменений количественного (В) и качественного (С) показателей на изменение результирующего показателя определяется как разность между числителем и знаменателем индексных формул соответственно как:
  и
 или
  и
  В последнем случае правила расчетов таковы:
  Влияние количественного фактора равно его изменению, умноженному на базовое значение качественного фактора.
  Влияние качественного фактора равно его изменению, умноженному на отчетное значение количественного фактора.
  Аналогичные правила применяются при использовании метода разниц. Влияние изменений количественного (В) и качественного (С) показателей на изменение результирующего показателя здесь определяется по формулам:
  и
  Применение метода разниц в чем-то уже, чем в случае индексного метода, а в чем-то шире. Он не применяется в случае необходимости учитывать в формулах влияние структуры. С другой стороны он может быть использован не только для 2-х факторных, но и для много факторных моделей. Их общий недостаток - они не применимы для аддитивных моделей.
  Этот недостаток отсутствует в применении метода цепных подстановок.
  Последовательность действий, выполняемых при методе цепных подстановок, покажем на примере модели y = a * b - c * d .
  1. Выстраиваются базовая и отчетная факторные модели
 yБ = a0 * b0 - c0 * d0 и yОтч = a1 * b1 - c1 * d1
  2. Постепенно базовые факторные показатели заменяются на отчетные и получаются промежуточные значения обобщающего показателя.
 y1 = a1 * b0 - c0 * d0
 y2 = a1 * b1 - c0 * d0
 y3 = a1 * b1 - c1 * d0
 yОтч = a1 * b1 - c1 * d1
  3. Разница между соседними промежуточными результатами обобщающего показателя и представляет величину влияния конкретного фактора на обобщающий показатель.
  ?ya = у1 - уб
  ?yb = у2 - у1
  ?yc = у3 - у2
  ?yd = уОтч - у3
  Метод цепных подстановок является универсальным и достаточно простым методом, он может применяться для всех типов факторных моделей.
  Общим недостатком всех методов элиминирования является то, что влияние факторов между собой не учитывается. Эта величина присоединяется к влиянию последнего фактора, что может искажать выводы.
  Этот недостаток можно устранить применяя интегральный и логарифмический методы факторного анализа.
  6. Балансовый метод, который чаще всего служит для проверки точности расчетов взаимосвязанных показателей, для определения суммарного влияния факторов на итоговый результат. Метод применяется там, где имеется строго функциональная зависимость между показателями в виде аддитивной модели. Используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными фондами и т.д. Баланс может выстраиваться так:
 Потребность в ресурсах = Фактическое наличие + Поступления
 Возможный фонд времени = Фактический фонд времени + Потери времени
 Платежные средства = Платежные обязательства
  Влияние фактора в аддитивной балансовой модели определяется в соответствии с формулой:
 ;
  Характерным примером аддитивной факторной модели, решаемой балансовым методом, является форма товарного баланса:
  ;
 где Р и П - реализация и поступление товаров в отчетном году;
 Он и Ок - остаток товаров на начало и конец отчетного периода;
  Впр - прочее выбытие товаров.
  Математические методы включают большую совокупность методов. Название "математические" достаточно условно, так все методы анализа так или иначе - это методы, включающие элементы математики. Поэтому математическим следовало бы дать название методов специальной математики. Среди них можно выделить группы методов:
  1. методы факторного анализа, в том числе:
  1.1. уточненные методы факторного анализа детерминированных моделей - логарифмический и интегральный,
  1.2. методы стохастического факторного анализа - корреляционный и регрессионный,
  2. методы моделирования экономических процессов линейное программирование, теория массового обслуживания, сетевое планирование.
  3. методы проверки достоверности и представительности статистических наблюдений.
  Методы, обозначенные в п.1.1., могут применяться наряду с методами элиминирования, но дают более достоверные результаты, поскольку точнее решают проблему отнесения неразложимого остатка. Это производится соответственно путем логарифмирования или интегрирования факторных моделей.
  В ходе непосредственного анализа нет необходимости хорошо знать процесс логарифмирования или интегрирования и каждый раз проводить указанные математические операции, так как результаты этих операций для известных факторных моделей хорошо известны. Например, для двухфакторной мультипликативной модели (Y = A * B) формулы для расчета влияния факторов будут следующими:
  и - логарифмическим методом;
  и - интегральным методом.
  В специальной литературе можно найти и формулы и для моделей с большим количеством факторов, однако сфера применения логарифмического метода ограничивается мультипликативными моделями, а интегральный не может быть использован для аддитивных моделей. Зато последний - один из немногих методов, который может быть использован для смешанных кратно-аддитивных моделей типа Y= A / (B +С + D) (наряду с менее точным методом цепных подстановок).
  Методы корреляционного и регрессионного анализа используются в тех случаях, когда зависимость между результатом и факторами носит непропорциональный или вообще неявный (стохастический) характер.
  Целью корреляционного анализа является выявить наличие и степень тесноты зависимости между результатом и фактором. Корреляция может быть парной и множественной. В микроэкономических расчетах чаще используют расчеты коэффициента парной корреляции. В ходе регрессионного анализа устанавливается уравнение зависимости между результирующим показателем и факторами, ранее выявленной в ходе корреляционного анализа.
  Наиболее удобной для расчетов коэффициента парной корреляции является следующая формула:
 
  где n - объем выборки
  i - номер пары в составе выборки
  Принято считать, что при коэффициенте корреляции менее 0,3 зависимости между результатом и предполагаемым фактором практически нет, при условии 0,3 ? r ? 0,7 - связь средней тесноты, а если коэффициент корреляции больше чем 0,7 - связь тесная. Только в последних двух случаях практическую ценность будет представлять составление уравнения регрессии. Зависимости между показателями могут иметь и обратную зависимость всех трех степеней, которая отражается с помощью знака "минус".
  Наиболее употребительными в экономических расчетах являются линейные модели уравнений регрессии вида:
  Y = А + ВX,
 где Y и X - переменные,
 А и В - константы, которые находятся методом наименьших квадратов.
 В = ?((Хi - Хср)*(Yi -Yср)) ?(Хi - Хср)2 А = ? Yi - В * Хср
  По исходным данным, приведенным в таблице, получим следующие результаты:
  А = 387,88 / 41,73 = 9,30; В = 361,75 - 9,79 * 9,30
  Поскольку зависимость носит неявных стохастический характер, то перед использованием в практической деятельности, уравнение регрессии должно быть подвергнуто проверке его пригодности с помощью дополнительных методов математической статистики.
  Линейное программирование используется в экономических расчетах для установления оптимальных параметров производства конкретных видов продукции при заданных ограничениях по ресурсам или для определения оптимальных транспортных маршрутов.
  Сетевое планирование используется для синхронизации различных этапов выполнения взаимосвязанных работ с целью сокращения производственных потерь, уменьшения простоев и перебоев в работе.
  Теория массового обслуживания используется для установления оптимальных параметров работы клиентской зоны с учетом возможного появления покупателей и заказчиков. Все они относятся к узкоспециализированным разделам прогнозного анализа и поэтому не могут использоваться повсеместно.
 
 1.4. Информационная база экономического анализа
  Все источники информации для финансового менеджмента можно разделить на:
 * учетные (формы финансовой отчетности и формы, заполняемые в ходе бухгалтерского учета);
 * плановые (планы, сметы, бюджеты и т.п.);
 * нормативно-распорядительные (учредительские документы, решения собрания акционеров, совета директоров, приказы, инструкции и распоряжения руководства, внутренние положения);
 * специальные исследования в области маркетинга, материального обеспечения, технического оснащения, использования рабочего времени и т.д.
 
  Таблица 1.1.
 
  Определение регрессионной зависимости накладных расходов методом наименьших квадратов Период фактор Х Х - Хср результат Y Y - Yср (Х -Хср)2 (Х - Хср)* *(Y -Yср) 1 10,00 0,21 375,00 13,25 0,04 2,76 2 8,00 -1,79 350,00 -11,75 3,21 21,05 3 10,00 0,21 370,00 8,25 0,04 1,72 4 11,00 1,21 375,00 13,25 1,46 16,01 5 12,00 2,21 380,00 18,25 4,88 40,30 6 9,00 -0,79 343,00 -18,75 0,63 14,84 7 7,00 -2,79 335,00 -26,75 7,79 74,68 8 7,50 -2,29 335,00 -26,75 5,25 61,30 9 8,00 -1,79 342,00 -19,75 3,21 35,39 10 10,00 0,21 370,00 8,25 0,04 1,72 11 12,00 2,21 380,00 18,25 4,88 40,30 12 13,00 3,21 386,00 24,25 10,29 77,80 Итого 117,50 4341,00 41,73 387,88 Среднее 9,79 361,75
 
 
 
  В соответствии с Законом о бухгалтерском учете предприятия предоставляют бухгалтерскую отчетность по следующим адресам:
 * собственникам (участникам, учредителям) в соответствии с учредительскими документами;
 * государственной налоговой инспекции;
 * другим государственным органам, контролирующим отдельные стороны деятельности предприятия (например, финансовые органы, осуществляющие выделение средств предприятию из бюджета или бюджетных ссуд);
 * органам Госкомимущества, министерствам, ведомствам - касается предприятий, находящихся в полностью или частично в государственной собственности;
 * органам государственной статистики.
  Состав и требования по заполнению форм бухгалтерской отчетности регламентируются следующими нормативными документами:
  * Закон "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ
  * ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденный приказом МФ РФ № 43н от 06.07.99;
  * Указания "Об объеме форм бухгалтерской отчетности", утвержд.енные приказом МФ 67н от 22.06.2003 г.
  Годовую бухгалтерскую отчетность предприятия представляют не позднее 1 апреля следующего за отчетным года. Предприятия, имеющие в своем составе филиалы или дочерние компании, предоставляют в те же сроки консолидированный баланс.
  В составе годового бухгалтерского отчета предприятия предоставляют следующие формы:
  * Форма № 1 "Баланс предприятия";
  * Форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках";
  * Форма № 3 "Отчет об изменениях капитала";
  * Форма № 4 "Отчет о движении денежных средств";
  * Форма № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу";
  * "Пояснительная записка".
  Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации о его деятельности, изучение которой позволяет увидеть успехи и недостатки в работе, выявить их причины, наметить пути совершенствования работы. Полный и всесторонний анализ отчетности нужен прежде всего собственникам и администрации предприятия.

<< Пред.           стр. 1 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу