<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  Наибольшей информативностью обладает бухгалтерский баланс. Его актив характеризует имущественную массу предприятия, т.е. состав и состояние материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении предприятия. Пассив характеризует состав и состояние прав на эти ценности, возникающих в процессе хозяйственной деятельности у различных участников коммерческой деятельности (предпринимателей, акционеров, государства, инвесторов, банков и др.). Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке.
  В балансе все показатели представлены как на начало, так и на конец отчетного периода.
  В Российской Федерации актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности, т.е. в зависимости от скорости превращения этих активов в денежную форму.
  Пассив баланса российского предприятия группирует статьи по юридическому признаку, т.е. подразделяет их на обязательства перед собственниками и перед третьими лицами.
  Обязательства перед собственниками состоят из двух частей:
  * капитала, который получает предприятие от акционеров и пайщиков в момент учреждения хозяйства и далее в виде дополнительных взносов;
  * капитала, который предприятие генерирует в процессе своей деятельности, фондируя часть полученной прибыли в виде накоплений.
  Внешние обязательства предприятия подразделяются на долгосрочные и краткосрочные (сроком до 1 года). Они представляют собой юридические права инвесторов и кредиторов на имущество предприятия. С экономической точки зрения внешние обязательства - источник формирования активов, с юридической - долг предприятия перед третьими лицами. Займы и кредиты кроме распределения по срокам погашения разделены также на обязательства перед банками и перед иными субъектами хозяйствования.
  Статьи в пассиве баланса расположены в порядке возрастания степени срочности погашения обязательств. Уставный капитал будет распределен только в момент ликвидации предприятия. Затем располагаются соответственно долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты. Наиболее срочными являются кредиторская задолженность предприятия и ряд временно образуемых обязательств.
  Наиболее важными задачами анализа баланса являются:
  * оценка доходности капитала;
  * оценка степени деловой активности;
  * оценка рыночной устойчивости;
  * оценка платежеспособности.
  Данная информация особенно важна потенциальным партнерам, инвесторам, кредиторам предприятия.
  Таблица 1.2.
  Структура бухгалтерского баланса организации
 Актив Пассив 1.Внеоборотные активы
 в том числе
 * нематериальные активы
 * основные средства
 * незавершенное строительство
 * долгосрочные вложения в материальные ценности
 * долгосрочные финансовые вложения
 * отложенные налоговые активы
 2.Оборотные активы
 в том числе
 * запасы
 * налог на добавленную стоимость
 * дебиторская задолженность
 - со сроком погашения после 12 мес.
 - со сроком погашения до 12 мес.
 * краткосрочные финансовые вложения
 * денежные средства 3.Капитал и резервы
 в том числе
 * уставный капитал
 * (собственные акции, выкупленные у акционеров)
 * добавочный капитал
 * резервный капитал
 * нераспределенная прибыль (убыток)
 4.Долгосрочные обязательства
  в том числе
 * займы и кредиты
 * отложенные налоговые обязательства
 5.Краткосрочные обязательства
 в том числе
 * займы и кредиты
 * кредиторская задолженность
 * прочие краткосрочные обязательства Баланс Баланс Форма № 2 содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период. Здесь показаны величина т.н. "балансовой" прибыли и слагаемые этого показателя, которые представлены в следующей последовательности:
  * прибыль (доходы минус затраты) от основной или основных видов деятельности, т.е. прибыль (убыток) от продаж (реализации).
  * финансовый результат (доходы минус расходы) от прочих операций предприятия, включая депозитные вклады, приобретение ценных бумаг, предоставление в аренду.
  * финансовый результат от внереализационных операций, т.е. не являющийся следствием какой-либо целенаправленной производственной деятельности (штрафы, пени, неустойки, безнадежные долги).
  Из формы 2 можно получить сведения об обороте и структуре затрат предприятия по основной деятельности, а также доле налога на прибыль, прочих обязательных платежей и величине чистой прибыли.
  На основе этой формы формируются показатели прибыльности, эффективности работы предприятия в отчетном периоде.
  Таблица 1.3.
 Структура отчета о прибылях и убытках
 Наименование показателя Содержание Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом косвенных налогов) Средства от продажи продукции, товаров, работ, услуг в соответствии с обычными видами деятельности (одним или несколькими), в том числе ЦБ - для профессиональных участников рынка ЦБ Себестоимость проданных товаров,
  продукции, работ, услуг Затраты на производство реализованной продукции - для производителей; покупная стоимость товаров - для предприятий торговли; покупная стоимость ЦБ - для организаций - профессиональных участников рынка ЦБ Валовая прибыль Выручка минус себестоимость проданных Т, П, Р, У Коммерческие расходы Затраты, связанные с реализацией продукции - для производителей; издержки обращения - для торговли Управленческие расходы Затраты на содержание аппарата управления, учитываемые на счете "Общехозяйственные расходы" в случае прямого их отнесения в соответствии с учетной политикой на "Продажи"
 Для профессиональных участников рынка ЦБ - издержки, связанные с их деятельностью Прибыль (убыток) от продаж Рассчитывается как выручка за вычетом всех расходов организации по основным видам деятельности.
 Продолжение таблицы 1.3.
 Прочие доходы и расходы Проценты к получению По облигациям, депозитам, государственным ЦБ и т.п., за средства на счете в банке Проценты к уплате По договорам кредита и займа, по проданным облигациям и т.д. Доходы от участия в других организациях Дивиденды по акциям, проценты по вкладам учредителей в уставный капитал Прочие операционные доходы Доходы и расходы в связи со сдачей в аренду и продажей основных средств и прочего имущества, от участия в совместной деятельности по договору простого товарищества (+прибыль; -убыток), остаточная стоимость, Прочие операционные расходы проданных основных средств, оплата услуг кредитных организаций, услуги по обслуживанию ценных бумаг, налоги, относимые на финансовый результат Внереализационные доходы Поступление и выплаты штрафов, пеней, неустоек, прибыль или убыток прошлых лет, выявленная в отчетном году, положительные и отрицательные курсовые разницы Внереализационные расходы от переоценки имущества, выраженного в иностранной валюте, задолженность, взыскание которой невозможно, судебные расходы Прибыль (убыток) до налогообложения Бухгалтерская прибыль от всех видов деятельности и операций. Может отличаться от налогооблагаемой прибыли, если доходы и расходы организации различны для целей бухгалтерского учета и для налогообложения. Отложенные налоговые активы Положительная или отрицательная разница между реальным налогом на прибыль и условным налогом, исчисленным с балансовой (бухгалтерской) прибыли, равная произведению ставки налога на налогооблагаемую временную разницу* Отложенные налоговые обязательства Текущий налог на прибыль Сумма налога на прибыль, сформированную в соответствии с учетной политикой и скорректированную в соответствии с налоговым законодательством, прочие платежи из прибыли в бюджет и внебюджетные фонды Чистая прибыль (убыток) отчетного периода Прибыль после уплаты налогов и платежей в бюджет Справочно Постоянные налоговые обязательства (активы) Произведение налоговой ставки и сальдо постоянных разниц, т.е. сумм, которые отражаются в бухгалтерском учете, но не учитываются в налоговом *Налогооблагаемая временная разница - это доходы и расходы, которые учитываются при формировании бухгалтерской прибыли в текущем, а налогооблагаемой - в следующих отчетных периодах.
  Форма № 3 показывает структуру собственного капитала предприятия, представленную в динамике. Она содержит один очень важный с точки зрения Гражданского Кодекса РФ показатель (хотя он и приводится справочно) - чистые активы. От их величины порой зависит само существование юридического лица.
  Таблица 1.4.
 Структура отчета о движении денежных средств
 Остаток денежных средств на начало отчетного года
 Движение денежных средств по текущей деятельности
 Средства, полученные от покупателей, заказчиков
 Прочие доходы
 Денежные средства, направленные
 * на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов
 * на оплату труда
 * на выплату дивидендов, процентов
 * на расчеты по налогам и сборам
 * на прочие расходы
 Чистые денежные средства от текущей деятельности
 Движение денежных средств по инвестиционной деятельности
 Выручка от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов
 Выручка от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений
 Полученные дивиденды
 Полученные проценты
 Поступления от погашения займов, предоставленных другим организациям
 Приобретение дочерних организаций
 Приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений
 Займы, предоставленные другим организациям
 Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности
 Движение денежных средств по финансовой деятельности
 Поступления от эмиссии акций или иных долевых бумаг
 Поступления от займов и кредитов, предоставленных другими организациями
 Погашение займов и кредитов (без процентов)
 Погашение обязательств по финансовой аренде
 Чистые денежные средства от финансовой деятельности
 Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов
 Остаток денежных средств на конец отчетного периода
 Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю Форма 4 отражает остатки денежных средств на начало и конец отчетного периода, а также их поступления и выплаты в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
  Форма № 5 позволяет уточнить ряд позиций баланса и содержит расшифровку следующих групп активов и пассивов.
 1. Нематериальные активы (структура, амортизация).
 2. Основные средства (структура, амортизация, аренда, результат переоценки).
 3. Доходные вложения в материальные ценности (включая амортизацию)
 4. Расходы на НИОКР и освоение природных ресурсов.
 5. Финансовые вложения (структура, изменение стоимости в результате корректировки).
 6. Дебиторская и кредиторская задолженность (в том числе кратко и долгосрочная, включая авансы).
 7. Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат) (включая изменение остатков незавершенного производства расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов).
 8. Обеспечения (полученные и выданные, в т.ч. в форме векселей, имущества, находящегося в залоге).
 9. Государственная помощь (в том числе бюджетные кредиты).
  Определенная информация содержится в обязательной статистической отчетности, предоставляемой предприятиями. В соответствии с Постановлениями Госкомстата РФ в настоящее время все юридические лица (кроме малых предприятий) обязаны предоставлять по итогам года следующую статистическую отчетность:
  N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности предприятия";
  N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности";
  N 5-З "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)"
  N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов";
  N 12-Ф "Сведения об использовании денежных средств";
  N П-2 "Сведения об инвестициях";
  Все промышленные предприятия кроме того должны предоставлять формы:
  N 1-натура "Сведения о производстве и отгрузке промышленной продукции";
  N БМ "Баланс производственной мощности";
  Для малых предприятий в промышленности большая часть указанных форм заменена одной формой - N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия".
  Промышленные предприятия при этом заполняют еще форму - N ДАП-ПМ "Обследование деловой активности малого предприятия промышленности".
  Все предприятия торговли, включая и малые, кроме того должны предоставлять формы:
  N 1-ТОРГ "Сведения о продаже и запасах товаров в организациях оптовой и розничной торговли";
  N 1-конъюнктура (опт) "Обследование конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле";
  N 1-конъюнктура "Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле";
  N 1-торговля "Обследование розничной продажи отдельных товаров в разрезе ассортиментных групп".
  Дополнительную статистическую отчетность предоставляют предприятия при производстве и торговле подакцизными товарами (алкоголь, нефтепродукты и т.д.), продаже продукции и товаров за рубеж. Особые формы отчетности имеют организации всех отраслей. Например, для ряда отраслей действует Постановление Госкомстата РФ от 25 июля 2002 г. N 158"Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере услуг, транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, правонарушений, науки и инноваций на 2003 год".
  Использованы постановления Госкомстата за 2002 г. N 8, 158, 159, 161, 164, 169, 172, 178, 179, 186, 192.
  Особая отчетность установлена для индивидуальных предпринимателей:
  N 1-ИНД (торг) "Анкета обследования индивидуальных предпринимателей в розничной торговле";
  N 1-ИП (пром) "Сведения о промышленной деятельности индивидуального предпринимателя"
 
 5. Организация и планирование аналитической работы
  Организационные формы анализа хозяйственной деятельности предприятия определяются составом аппарата и техническим уровнем управления.
  На крупных промышленных предприятиях деятельностью всех экономических служб управляет заместитель руководителя по экономическим вопросам (главный экономист, директор по экономике). Он организует всю экономическую работу на предприятии, в том числе и по анализу хозяйственной деятельности. В непосредственном его подчинении находятся планово-экономический отдел, отделы труда и заработной платы, бухгалтерского учета, финансовый и т.д. В отдельное структурное подразделение может быть выделен отдел или группа экономического анализа. На мелких предприятиях аналитическую работу возглавляет главный бухгалтер.
  Экономический анализ входит в обязанности не только работников экономических служб, но и технических отделов. Им занимаются также цеховые службы, руководители бригад, участков и т.д. Только общими усилиями экономистов, специалистов и руководителей разных производственных служб, обладающих разносторонними знаниями по изучаемому вопросу, можно комплексно исследовать поставленную проблему и найти наиболее оптимальный вариант ее решения.
  Производственный отдел анализирует выполнение плана выпуска продукции по объему и ассортименту, ритмичность работы, качество продукции, внедрение новой техники и технологий, работу оборудования, расходование материальных ресурсов, длительность технологического цикла, комплектность выпуска продукции, общий технический и организационный уровень производства.
  Отдел главного механика и энергетика изучает состояние эксплуатации машин и оборудования, выполнение планов-графиков ремонта и модернизации оборудования, качество и себестоимость ремонтов, использование оборудования и производственных мощностей, потребление энергоресурсов.
  Технический отдел анализирует качество сырья, комплектующих и готовой продукции, брак и потери от брака, рекламации покупателей, соблюдение технологической дисциплины и т.д.
  Отдел снабжения контролирует своевременность и качество материально-технического обеспечения производства, выполнение плана поставок по объему, номенклатуре, срокам, качеству, состояние и сохранность складских запасов, соблюдение норм отпуска материалов, транспортно-заготовительные расходы и др.
  Отдел сбыта изучает выполнение договорных обязательств и планов поставок продукции потребителям по объему, качеству, срокам, номенклатуре, состояние складских запасов и сохранность готовой продукции.
  Отдел маркетинга изучает рынки сырья и рынки сбыта продукции, положение товаров на рынках сбыта, конкурентоспособность продукции, ценовую и структурную политику предприятия и другие вопросы, связанные с внешней средой функционирования предприятия.
  Отдел труда и заработной платы анализирует уровень организации труда, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами по категориям и. профессиям, уровень производительности труда, использование фонда рабочего времени и фонда зарплаты.
  Бухгалтерия анализирует выполнение сметы затрат на производство, себестоимость продукции, выполнение плана прибыли и ее использование, формальное финансовое состояние, платежеспособность предприятия и т.п.
  Финансовый отдел анализирует процесс формирования, размещения и использования финансовых ресурсов с целью поиска резервов наращивания и увеличения доходности собственного капитала. Финансовые аналитики изучают денежные потоки с целью достижения их сбалансированности по объемам и синхронизации по времени и укрепления реального финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
  Планово-экономический отдел или отдел экономического анализа осуществляет составление плана аналитической работы, методическое обеспечение анализа, организует и обобщает результаты анализа хозяйственной деятельности предприятия в целом и его структурных подразделений, проводит комплексный анализ эффективности работы предприятия, разрабатывает мероприятия по итогам анализа.
  Анализ деятельности предприятия проводится также вышестоящими органами управления. Специалисты этих органов могут изучать отдельные вопросы или проводить комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия. По результатам этого анализа органы управления могут в некоторой степени изменять экономические условия деятельности предприятия.
  Вневедомственный анализ выполняется статистическими, финансовыми органами, налоговыми инспекциями, аудиторскими фирмами, банками, инвесторами, научно-исследовательскими институтами и т.д. Статистические органы, например, обобщают и анализируют статистическую отчетность и результаты представляют в соответствующие министерства и ведомства для практического использования. Налоговые инспекции анализируют выполнение предприятиями планов по прибыли, по отчислению налогов в государственный бюджет. Банки, кредиторы и инвесторы изучают финансовое положение предприятия, его платежеспособность, кредитоспособность, эффективность использования кредитов и др. Предприятия могут пользоваться также услугами специалистов аудиторских и консультационных фирм.
  Важными условиями, от которых зависит действенность и эффективность анализа, является регулярность и планомерность его проведения. Поэтому важно, чтобы вопросы проведения анализа были закреплены во внутренних документах предприятия - положениях об отделах и должностных инструкциях специалистов, планах деятельности отдельных отделов и служб.
  Анализ как часть системы управления тесно соприкасается с планированием. С одной стороны планы деятельности на очередной период разрабатываются по итогам результатов ретроспективного анализа, а с другой стороны для эффективного управления важно сопоставлять плановые и фактические результаты и выяснять причины невыполнения планов. Поэтому подробная регламентация процедур планирования и анализа нередко осуществляется совместно, например, в положениях по бюджетированию организации.
  Планирование комплексного анализа деятельности организации осуществляет планово-экономический или аналитический отдел. Планирование тематического анализа, т.е. анализа по отдельным проблемам, осуществляет отдел, отвечающий за данное направление или конкретный его специалист. План анализа обычно составляется на один год.
  План аналитической работы должен включать:
  * перечень объектов анализа, подлежащих изучению,
  * цели анализа,
  * система показателей, анализ которых обеспечивает достижение поставленной цели,
  * периодичность проведения анализа по каждому объекту,
  * состав исполнителей анализа по каждому вопросу и распределение обязанностей между ними,
  * источники информации,
  * методическое обеспечение анализа по каждому изучаемому вопросу,
  * сроки выполнения аналитического отчета,
  * субъект, которому предназначен отчет.
  Контроль за выполнением тематических планов анализа ведет начальник отдела, а по комплексным планам - заместитель руководителя предприятия по экономическим вопросам, главный бухгалтер или лицо, на которое возложены обязанности по управлению анализом в целом (например, начальник финансово-аналитического отдела).
 
  Вопросы для контроля знаний по теме 1.
 1. Сущность, предмет и метод экономического анализа
 2. Горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ
 3. Внутренний и внешний анализ
 4. Перспективный, ретроспективный и оперативный анализ
 5. Основные аспекты внутреннего и внешнего анализа
 6. Основные аспекты финансового и производственного анализа
 7. Основные и второстепенные, внутренние и внешние факторы
 8. Объективные и субъективные, переменные и постоянные факторы
 9. Интенсивные и экстенсивные, качественные и количественные факторы
 10. Состав традиционных методов анализа
 11. Традиционные методы факторного анализа
 12. Состав и общая характеристика математических методов анализа
 13. Математические методы факторного анализа
 14. Состав бухгалтерской отчетности организации
 15. Характеристика и использование в анализе бухгалтерского баланса
 16. Характеристика и использование в анализе формы № 2
 17. Характеристика и использование в анализе форм № 3, 4, 5
 18. Роль отдельных служб в организации и проведении экономического анализа
 19. Вневедомственный анализ
 20. Планирование аналитической работы
 
 
 
 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕСУРСОВ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
 
 2.1. Анализ трудовых ресурсов и их использования на предприятии
  Важнейшие составляющие этого раздела анализа:
  * анализ обеспеченности трудовыми ресурсами и использования рабочего времени
  * анализ производительности труда
  * анализ фонда оплаты труда
  От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как следствие - объем производства продукции, ее себестоимость и ряд других важнейших показателей.
  Источниками информации для анализа являются: план по труду, статистическая отчетность № 1-Т "Отчет по труду", данные табельного учета и сведения отдела кадров.
  Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется путем сравнения фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью.
  Таблица 2.1.
  Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами
 Категория работников План Факт Процент обеспеченности 1 2 3 4=3/2*100 Среднесписочная численность производственного персонала
 В том числе
 Основные рабочие
 Вспомогательные рабочие
 Специалисты и служащие
 Руководители
 Обслуживающий персонал
  Качественный состав трудовых ресурсов можно охарактеризовать в разрезе следующих признаков:
  * уровню квалификации;
  * по возрасту;
  * стажу работы;
  * образованию.
  Таблица 2.2.
  Состав рабочих по уровню квалификации
 Разряд рабочих Тарифные коэффициенты Численность рабочих, чел. Прошлый год Отчетный год I
 II
 III
 IV
 V
 VI
 Итого 1
 1,3
 1,7
 2
 2,4
 2,8
  На основании сведений о численности рабочих по каждому разряду за прошлый и отчетный период можно определить динамику среднего тарифного разряда и среднего тарифного коэффициента и сделать вывод об изменении квалификационного уровня рабочих. Для этого используются формулы:
  ТРср = ?ТРi * Чi / ?Ч;
  ТКср = ?ТКi * Чi / ?Ч.
 где ТРi - тарифный разряд ;
 ТКi - тарифный коэффициент конкретного разряда;
 Чi - численность рабочих конкретного разряда.
  В ходе качественного анализа состава трудовых ресурсов следует оценить структуру персонала и ее изменение в сравнении с прошлым периодом.
 
 Таблица 2.3.
  Качественный состав трудовых ресурсов
 
 Показатель Численность рабочих Удельный вес, % Прошлый год Отчетный год Прошлый год Отчетный год 1 2 3 4 5 Группы работников:
 По возрасту, лет
 До 20
 20-30
 30-40
 40-50
 50-60
 старше 60
 Итого По образованию:
 Начальное
 Незаконченное среднее
 Среднее
 Среднее специальное
 Высшее
 Итого По трудовому стажу, лет
 До 5
 5-10
 10-15
 15-20
 свыше 20
 Итого
  Важной составной частью анализа обеспеченности трудовыми ресурсами является анализ их движения. Относительные показатели движения трудовых ресурсов рассчитываются по формулам:
  Коэффициент оборота по приему персонала определяется по формуле:
 
  Коэффициент оборота по выбытию персонала определяется по формуле:
 
  Коэффициент текучести кадров определяется по формуле:
 Коэффициент постоянства состава определяется по формуле:
 
  Таблица 2.4.
  Движение трудовых ресурсов
 Показатель Прошлый год Отчетный год Численность персонала на начало год
 Принято на работу
 Выбыло
 В том числе
 По собственному желанию
 За нарушение трудовой дисциплины
 Численность персонала на конец года
 Среднесписочная численность персонала
 Коэффициент оборота по приему работников
 Коэффициент оборота по выбытию работников
 Коэффициент текучести кадров
 Коэффициент постоянства кадров
  При значительной текучести персонала следует проводить более подробный ее анализ в разрезе причин увольнения. В ходе такого анализа важно определить удельный вес наиболее серьезных причин увольнения, тенденции в движении персонала и разработать меры по устранению причин текучести персонала.
 
 Таблица 2.5.
  Динамика текучести кадров
 
 Причины увольнения Численность рабочих Удельный вес, % Пошлый год Отчетный год Прошлый год Отчетный год 1 2 3 4 5 1. Уход на пенсию
 2. Призыв в армию
 3. Перемена места жительства
 4. Состояние здоровья
 5. Поступление в вузы
 6. Неудовлетворенность профессией
 7. Неудовлетворенность условиями труда
 8. Низкая оплата труда
 9. Неблагоприятный психологический климат
 10. Отсутствие жилья
 11. Нарушение трудовой дисциплины
 12. Прочие причины
 Итого Уровень использования трудовых ресурсов можно предварительно оценить, анализируя использование фонда рабочего времени как по отдельному подразделению, так и по предприятию в целом.
  Влияние факторов на базовую факторную модель ФВР=Ч*Д1*Псм можно выполнить как методом разниц, так и методом цепных подстановок. Для примера оценим влияние факторов на изменение фонда рабочего времени в сравнении с прошлым годом. Выявление причин, оказавших влияние на целодневные и внутрисменные потери рабочего времени, предполагает сравнение структуры таких показателей как календарный, номинальный, явочный и полезный фонд рабочего времени с использованием баланса рабочего времени.
  Структура последнего приведена в таблице.
  Таблица 2.6.
  Использование фонда рабочего времени
 Показатели Условное обозначение Прошлый год Отчетный год Отклонения план факт от прошлого года от плана Среднесписочная численность, чел. Ч 440 460 444 4 -16 Отработано всеми рабочими, тыс. час. ФВР 790 811 777 -13 -34 Отработано всего человеко-дней, тыс. дней Д 98 107 101 3 -6 Отработано одним рабочим, час. Т1=ФВР/Ч 1795,5 1763,0 1750,0 -45,5 -13,0 Отработано одним рабочим, дней Д1=Д/Ч 222,7 232,6 227,5 4,8 -5,1 Средняя продолжительность рабочей смены, час. Псм=ФВР/Д 8,061 7,579 7,693 -0,368 0,114
  Расчет дает следующие результаты.
  Влияние факторов:
  Ч - 7181,82 Д1 - 17001,86 Псм - -37183,67 Итого -13000,00

<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу