<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 4.1. Анализ формирования прибыли
  Информационной базой анализа финансовых результатов является форма годовой и квартальной бухгалтерской отчетности № 2 Отчет о прибылях и убытках.
  Финансовыми результатами принято называть абсолютные показатели экономического эффекта, полученного организацией от своей деятельности за отчетный период. Расширительное трактование финансовых результатов предполагает включение в их состав всех показателей формы № 2, включая выручку от продаж, себестоимость, коммерческие расходы и т.д. Узкое понимание, наиболее широко используемой в аналитической литературе, предполагает включение в их состав:
  * прибыли от продаж (товаров, продукции, работ, услуг), по т.н. обычным видам деятельности;
  * результата от прочих операций;
  * внереализационного результата;
  * прибыли до налогообложения (балансовой прибыли);
  * чистой прибыли.
  Анализ формирования прибыли предполагает анализ структуры прибыли до налогообложения и ее изменения за отчетный период, анализ динамики основных составляющих, участвующих в ее формировании.
  Таблица 4.1.
  Структура и динамика прибыли организации
  Прошлый период Отчетный период Отклонения Показатель тыс. в % тыс. в % тыс. в удел. в % к руб. к п.4 руб. к п.4 руб. весах базе 1.Прибыль от продаж* 5863 93,14% 2351 77,13% -3512 -16,00% -59,90% 2.Результат от прочих операций* 254 4,03% 899 29,49% 645 25,46% 253,94% 3.Внереализационный результат* 178 2,83% -202 -6,63% -380 -9,45% -213,48% 4.Прибыль до налогообложения 6295 100,00% 3048 100,00% -3247 0,00% -51,58% *Показатели 1,2,3 могут быть объектами предварительного анализа их формирования.
 
  Важнейшим этапом анализа формирования прибыли является факторный анализ факторов 1 уровня, т.е. прибыли от продаж, результата от прочих операций и внереализационного результата.
  Факторный анализ прибыли (убытка) от продаж всегда имеет ярко выраженную отраслевую специфику.
  Для сферы производства он может осуществляться в следующей последовательности.
 
  Предварительный этап. Расчет общего изменения прибыли от продаж
  ? П = П1 - П0 ,
 
  где П1 - прибыль от продаж отчетного периода;
  П0 - прибыль предыдущего периода.
  1 этап. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию
 ? П1 = В1 - В1,0;
 где В1 - выручка от продаж в отчетный период;
  В1,0 - выручка от продаж в отчетный период в ценах прошлого периода.
  2 этап. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции
 ? П2 = П 0К1 - П 0,
 где К1 = Р1,0/ Р 0;
 где Р 1,0 - расходы, связанные с производством и реализацией продукции отчетного периода в ценах и тарифах предыдущего периода;
  Р 0 - расходы, связанные с производством и реализацией продукции, прошлого периода.
  3 этап. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре продукции
 ? П 3 = П 0(К 2 -К1), где К 2 = В1,0/ В0;;
 где В0 - выручка от реализации в предыдущем периоде.
  4 этап. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции
 ? П 4 = Р 1,0 - Р 1,
 где S1 - расходы, связанные с производством и реализацией продукции, отчетного периода.
 
  5 этап. Расчет влияния на прибыль изменений в расходах за счет структурных сдвигов
 ? П 5 = Р 0К2 - Р 1,0 ;
  6 этап. Влияние прочих факторов на прибыль от продаж
 ? П пр =? П - ?(? П 1?? П 5) .
  Таблица 4.2.
 Исходные и расчетные данные для факторного анализа прибыли от продаж
  Всего
  В том числе Показатель А Б база отчет База Отчет База Отчет 1 2 3 4 5 6 1. Выпуск продукции, шт. 100 150 200 100 2. Цена единицы продукции, руб. х х 100 200 400 300 3. Расходы фактические, руб. 69000 45000 9000 15000 60000 30000 Дополнительные показатели для факторного анализа (расчетные) 4. Выручка фактическая, руб. 90000 60000 10000 30000 80000 30000 5. Выручка условно-расчетная, руб. х 55000 х 15000 х 40000 6. Прибыль от продаж, руб. 21000 15000 1000 15000 20000 0 7.Средняя себестоимость
 единицы продукции, руб. х х 90 100 300 300 8. Расходы условно-расчетные, руб. х 43500 х 13500 х 30000
  Таблица 4.3.
 Влияние факторов на прибыль от продаж
 Факторы Сумма, руб. В % к итогу 0. Общее изменение прибыли -6000 100% 1. Фактор отпускных цен 5000 -83,3% 2. Фактор объема продукции -7761 129,3% 3. Фактор структуры продукции, -406 6,8% 4. Фактор себестоимости единицы продукции, -1500 25,0% 5. Фактор структуры в себестоимости, -1333 22,2% 6. Прочие факторы 0 0,0%
  Результат от прочих операций и внереализационный результат являются сальдовыми величинами, т.е. состоят как из доходов, так и расходов.
  Операционными доходами являются:
  1. поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, прав на объекты интеллектуальной собственности*;
  2. поступления, связанные с участием в капиталах других организаций (проценты, дивиденды);
  3. *эти доходы могут быть включены в доходы от обычных видов деятельности, если такие операции являются предметом деятельности организации.
  4. прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
  5. поступления от продажи основных средств и иных активов (отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров);
  6. проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за пользование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
  Операционные расходы включают:
  * выплату процентов за предоставление в пользование организации денежных средств (кредитов, займов);
  * оплату услуг; оказываемых кредитными организациями;
  * отчислениями в резервы по сомнительным долгам;
  * прочие расходы по операциям, указанным в пп. 1-3 по доходов.
  Внереализационные доходы и расходы - это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; поступления и выбытие средств в возмещение причиненных убытков; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; прибыль и убытки от списания кредиторской и безнадежной дебиторской задолженности (по которой истекли сроки исковой давности); активы полученные безвозмездно и суммы уценки активов (расходы); курсовые разницы по операциям в иностранной валюте.
  В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибылей по каждому конкретному случаю.
  Доход держателя акций складывается из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста их цены. Сумма дивиденда зависит от количества акций и уровня дивиденда на одну акцию. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.
  Доход от других ценных бумаг (облигаций, депозитных сертификатов, векселей) зависит от количества приобретенных облигаций, сберегательных сертификатов, векселей, их стоимости и уровня процентных ставок.
  В процессе анализа изучают динамику и структуру доходов по каждому виду финансовых инструментов.
  Таблица 4.4.
 Состав и динамика доходов от ценных бумаг и депозитов
 Вид ценных бумаг Прошлый год Отчетный год Коли-чество Стоимость,
 тыс. руб. Доход, тыс. руб. Удельный вес, % Коли-чество Стоимость, тыс. руб. Доход, тыс. руб. Удельный вес, % Акции 300 3000 1050 36,8 350 3500 1400 36,3 Облигации 400 4000 900 31,6 500 6000 1200 31,1 Депозиты - 200 80 2,7 - 300 100 2,6 И т.д. ... ... ... ... ... ... ИТОГО 9000 2850 100 11 100 3860 100 Факторный анализ доходов от ценных бумаг рассмотрим на примере акций, по которым на данном предприятии за отчетный год он увеличились на 350 тыс. руб., в том числе за счет:
  а) увеличения количества акции: (350- 300) *3,5= 175 тыс. руб.;
  6) уровня дивиденда на одну акцию: (4,0-3,5) *350= 175 тыс. руб.
  Аналогичный расчет может быть выполнен по облигациям и депозитам.
  Факторный анализ доходов и расходов от аренды, как правило, предполагает определение влияния двух факторов, стоимости предоставленных в аренду средств (площади помещения) и ставки арендной платы.
  Анализ внереализационных доходов и расходов следует проводить по каждому виду.
  Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.
  Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств поставщикам были предъявлены соответствующие санкции.
 
 4.2. Особенности анализа финансовых результатов в торговле
  Особенности анализа финансовых результатов в торговле определены спецификой их формирования. В частности в торговле особое место занимает такой показатель как валовой доход, который представляет собой разность между товарооборотом-нетто и покупной стоимостью реализованных товаров. Прибыль от продаж в торговле обычно представляется как разность валового дохода и издержек обращения торговой организации. Валовой доход по группе товаров на основе отчетных данных определяется по формуле:
 ,
 где Утн - средний по группе товаров уровень торговой надбавки по отношению к покупной стоимости товаров (себестоимость товаров, затраты на приобретение реализованных товаров).
  Рассмотрим методику факторного анализа валового дохода.
  Влияние на средний уровень валового дохода изменений в структуре товарооборота определяется по формуле:
 ,
  Влияние на средний уровень валового дохода изменений уровня торговых надбавок по группам товаров определяется по формулам:
  ,
  Абсолютное изменение валового дохода под влиянием структурных сдвигов в товарообороте определяется по формуле:
  ,
  Абсолютное изменение валового дохода под влиянием изменения уровня торговых надбавок по группам товаров определяется по формуле:
  ,
  Абсолютное изменение валового дохода под влиянием изменения товарооборота определяется по формуле:
  ,
 где ТО1 и Д1 - товарооборот и валовой доход в отчетный период соответственно, а их разница - затраты на покупку реализованных товаров;
  и- общий средний уровень торговых надбавок (уровень валового дохода) в процентах к покупной стоимости товаров за прошлый и отчетный период соответственно, в процентах;
  РУД - расчетный уровень валового дохода, т.е. средний уровень валового дохода при отчетной структуре товарооборота и уровнях торговой надбавки по группам товаров прошлого периода, в процентах.
 
  Как видно из формул для определения влияния на валовой доход структуры товарооборота необходимо предварительно определить средний уровень валового дохода при отчетной структуре товарооборота и уровнях торговых надбавок по группам товаров прошлого периода (предварительный расчет следует выполнять в формате представленной ниже таблицы).
  Валовой доход по группам товаров находится по формуле, а общий валовой доход будет равен сумме доходов по группам товаров.
  Средний уровень торговой надбавки по строке итого (общий) равен отношению общего валового дохода к общей сумме покупной стоимости товаров, выраженной в процентах.
  Общее изменение валового дохода равно сумме влияния факторов и равно 86 тыс. руб.
 
  Таблица 4.5.
 Исходные данные
  Товарооборот, тыс. руб. Удельный вес в товарообороте, % Средний уровень торговой надбавки, % Валовой доход от реализации товаров № Товары Прошлый Отчетный Прошлый Отчетный Прошлый Отчетный Прошлый Отчетный период период период период период период период период 1 Продовольственные 3250 4320 34,03 43,80 30 35 750,0 1120,0 2 Промышленные 6300 5544 65,97 56,20 40 32 1800,0 1344,0 Итого 9550 9864 100 100 36,43 33,30 2550,0 2464,0 Таблица 4.6.
  Расчетные данные
 № Товары Процентные
 числа Расчетный уровень
 валового дохода, % Влияние на средний уровень валового дохода,% структуры товарооборота уровня торговой надбавки по товарам 1 Продовольственные 1313,9 - 2 Промышленные 2248,2 - Итого 3562,0 35,62 -0,81 -2,32 Общее влияние двух этих факторов дает в сумме общее изменение среднего уровня торговой надбавки по предприятию в целом: (-0,81) + (-2,32) = 33,3 - 36,43 = -3,13%.
  ?ДСТР = -0,81*(9864 - 2464)/100 = -59,8 тыс. руб.
  ?ДТН = -2,32*(9864 - 2464)/100 = -171,91 тыс. руб.
  ?ДТО =36,43* ((9864 - 2464) - (9550-2550))/100 = 145,71 тыс. руб.
 
  Влияние факторов на прибыль от продажи товаров выполняется в следующей последовательности.
  Влияние изменения товарооборота на сумму прибыли рассчитывают по формуле:
  ;
  Влияние изменения среднего уровня валового дохода рассчитывают по формуле:
  ;
  Влияние измененияуровня издержек обращения рассчитывается по формуле:
 ;
 где - уровень прибыли от продаж к товарообороту в процентах;
  и - уровень валового дохода к товарообороту в процентах, соответственно базисный и отчетный;
  и - уровень издержек обращения к товарообороту в процентах, соответственно базисный и отчетный.
  Примечание. В условиях инфляции вместо отчетных данных используют приведенные значения. Сначала оценивается влияние ценового фактора на товарооборот и определяются величины товарооборота, издержек обращения и их уровня по отношению к товарообороту, очищенные от влияния фактора цен. Затем производится факторный анализ прибыли от продаж в соответствии с вышеприведенными формулами (см. таблицу).
  Сумма прибыли от продаж под влиянием цен выросла на 5,14 тыс. рублей, однако этот же фактор привел к значительному снижению относительного уровня прибыльности - на 2,01%.
 ?ПТО = -972,61 * 16,04% = -156,02 тыс. руб.
 ?ПД = 8577,39 * (-0,44%) = -37,69 тыс. руб.
 ?РИО = 8577,39 * 0,20% = 17,58 тыс. руб.
  Суммарное влияние этих факторов с точностью, связанной с округлением равно изменению прибыли от реализации товаров в целом без влияния цен:
 -156,02 + (-37,69) + 17,58) = -176,13 тыс. руб.
 
 Таблица 4.7.
  Основные показатели факторного анализа прибыли от продаж
 Наименование показателей Предше-
 ствуюший
 период Отчет-
 ный
 период Индекс
 инф-
 ляции Абсолют-
 ное изме-
 нение
 (гр2-гр.1) Приве-
 денное
 значение
 (гр.2/гр3) Изменения
 без влия-
 ния цен
 (гр.5-гр.1) Влияние
 цен
 (гр.2 -
 -- гр.5) Проверка
 (гр.6+гр.7=
 =гр.4) А 1 2 3 4 5 6 7 8 Товарооборот, тыс. руб. 9550 9864 1,15 314 8577,39 -972,61 1286,61 314,00 Покупная стоимость товаров, тыс. руб. 7000 7400 1,17 400 6324,79 -675,21 1075,21 400,00 Валовой доход без НДС, тыс. руб. 2550 2464 - -86 2252,60 -297,40 211,40 -86,00 Уровень валового дохода к товарообороту, % 26,70 24,98 - -1,72 26,26 -0,44 -1,28 -1,72 Издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары, тыс. руб. 1018 1103 1,23 85 896,75 -121,25 206,25 85,00 Уровень издержек к товарообороту, % 10,66 11,18 - 0,52 10,45 -0,20 0,73 0,52 Прибыль от продаж, тыс. руб. 1532 1361 - -171 1355,86 -176,14 5,14 -171,00 Уровень прибыли от продаж к товарообороту, % 16,04 13,80 - -2,24 15,81 -0,23 -2,01 -2,24
 4.3. Анализ использования прибыли
  Направления распределения и использования прибыли, а также анализ из структуры и динамики по сравнению с планом можно представить в формате таблицы.
  Таблица 4.8.
 Направления распределения и использования прибыли
 
 № п.п
 Показатели План Факт Изменение
 в % к плану тыс. руб. В % к п. 3 тыс. руб. В % к п..3 1 Прибыль до налогообложения 1059 131,9% 657 127,3% -38,0% 2 Налог на прибыль и аналогичные платежи из прибыли 256 31,9% 141 27,3% -44,9% 3 Чистая прибыль 803 100,0% 516 100,0% -35,7% 4 Выплаты из прибыли по кредитным договорам и договорам займа 31 3,9% 129 25,0% 316,1% 5 Текущее использование чистой прибыли 664 82,7% 374 72,5% -43,7% 5.1 резервы 88 11,0% 101 19,6% 14,8% 5.2 развитие 357 44,5% 163 31,6% -54,3% 5.3 потребление 166 20,7% 97 18,8% -41,6% 5.4 содержание социальной сферы 53 6,6% 13 2,5% -75,5% 6 Прочие направления распределения прибыли 40 5,0% 13 2,5% -67,5% 6.1 выплата дивидендов 24 3,0% 13 2,5% -45,8% 6.2 благотворительность 16 2,0% 0 0,0% -100,0% 7 Итого распределено прибыли (п.4. + п.5 + п.6) 735 91,5% 516 100,0% -29,8% Как видно из таблицы фактическое распределение прибыли в сумме (п.7) по сравнению с планом снизилось на 29,8%, что было связано прежде всего с тем, сам источник распределения был ниже планового на 35,7% (п.1). Этот вывод подтверждает и тот факт, что фактическая прибыль была распределена полностью (п.7). При этом предприятию пришлось снизить сумму или отказаться от распределения по целому ряду направления (см. п.5.4. и п.6.2.).
  Влияние факторов на размер отчислений по различным направлениям использования прибыли выполним с помощью интегрального метода. Это влияние определяется по формулам.
  Влияние изменения чистой прибыли:
  ;
  Влияние изменения коэффициента отчислений:
  ;
 где ЧП и К - соответственно чистая прибыль предприятия и коэффициенты отчислений по соответствующим направлениям, а знак ? отражает их отклонения от плана (пл).
  Результаты расчетов представлены в таблице.
  Таблица 4.9.
 Результаты факторного анализа текущего использования чистой прибыли
  Сумма, Коэффициент Изменения, тыс. руб. № Показатели тыс. руб. отчислений, в % Всего, в т.ч. по факторам план факт план факт отклонения сумма прибыли коэффициент 1 Чистая прибыль 803 516 -287 2 Текущее использование 664 374 82,7 72,5 -10,2 -290 -223 -67 3 резервы 88 101 11,0 19,6 8,6 13 -44 57 4 развитие 357 163 44,5 31,6 -12,9 -194 -109 -85 5 потребление 166 97 20,7 18,8 -1,9 -69 -57 -12 6 социальная сфера 53 13 6,6 2,5 -4,1 -40 -13 -27 Как следует из таблицы на сумму отчислений по всем направлениям отрицательно повлияло уменьшение суммы прибыли по сравнению с планом, при этом предприятие еще и снизило процент отчислений по всем направлениям кроме резервов. Поэтому единственная положительная величина в последней графе только по строке "резервы" (57 тыс. руб.).
  Дополнительно можно выполнить факторный анализ, который бы показывал влияние на величину отчислений факторов роста чистой прибыли (факторов 2-го порядка). Расчеты производятся в соответствии с формулой:
 ;
 где i - обозначение определенного направления (резервы, развитие, потребление. социальная сфера);
  j - обозначение фактора, повлиявшего на сумму чистой прибыли предприятия (выручка, себестоимость, налоги и пр.);
  ?ЧПj- изменение чистой прибыли под влиянием j-го фактора;
  - плановый коэффициент отчислений по i-му направлению.
  Рассмотрим пример расчетов на основе данных предыдущего примера.
  Таблица 4.10.
 Расчет влияния факторов второго порядка на сумму отчислений по направлениям использования прибыли
 Факторы, влияющие
 на величину
 чистой прибыли Изменение суммы, тыс. руб. чистой
 прибыли отчислений по направлениям использования резервы развитие потребление социальная сфера Выручка от реализации 369 40 164 76 24 Себестоимость продукции -685 -75 -305 -142 -45 Коммерческие расходы 29 3 13 6 2 Итого -287 -31 -128 -59 -19 *коэффициенты отчислений в соответствующие направления берутся из предыдущей таблицы.
 
 4.4. Анализ рентабельности и деловой активности организации
  В экономическом анализе используется большое количество разнообразных показателей рентабельности. При этом все они имеют единую методическую основу, характеризуя относительную доходность деятельности предприятия.
  Универсальная формула показателя рентабельности могла бы выглядеть так:
 ;
  К показателя доходов можно отнести:
  * прибыль от продаж
  * балансовую прибыль
  * чистую прибыль
  * маржинальный доход
  * чистый денежный поток (брутто-результат эксплуатации инвестиций - иностр.) и т.п.
  К величинам, включаемым в знаменатель показателя рентабельности можно было бы отнести:
  * активы (имущество) по балансу
  * чистые активы (активы за вычетом обязательств)
  * основные средства
  * собственный капитал
  * акционерный капитал
  * выручка от продаж или товарооборот
  * расходы, связанные с производством и реализацией продукции и т.п.
  К наиболее важным и часто используемым относят показателям рентабельности:
  * активов
  Чистая (или балансовая) прибыль / активы
  * собственного капитала
  Чистая (или балансовая) прибыль / собственный капитал
  * продаж
  Прибыль от продаж (или чистая прибыль) / выручка-нетто
  * текущих расходов
 Прибыль от продаж / расходы, связанные с производством и реализацией продукции
  Разновидностью рентабельности текущих затрат является рентабельность продукции (услуги):
 
 
 (Цена продукции - себестоимость продукции ) / себестоимость продукции
 
  К показателям деловой активности относят показатели оборачиваемости и периода оборота активов и пассивов.
  Оборачиваемость активов как показатель деловой активности предприятия можно рассматривать с разных сторон. С одной стороны, оборачиваемость характеризует, качество самих активов, которые с разной скоростью могут быть "потреблены" в ходе хозяйственной деятельности. С другой стороны, оборачиваемость активов характеризует интенсивность использования активов и средств, вложенных в их приобретение (одни и те же активы в разных организациях позволяют получить разные объемы товарооборота).
  Расчет указанных показателей может проводиться как по укрупненным группам имущества и источников его формирования (активы, оборотные и внеоборотные активы, собственный и заемный капитал), так и по большинству более мелких статей актива и пассива (например, по товарам, дебиторской или кредиторской задолженности).
  Формулы расчета показателей оборачиваемости и периода оборота можно универсально представить так:
  Объем реализации или использования ресурсов в рублях / Сумма по группе активов или пассивов
 Продолжительность отчетного периода / Оборачиваемость по группе активов
  в днях (пассивов)
  Чаще всего в числителе показателя оборачиваемости используется товарооборот или выручка от реализации продукции, работ, услуг однако в расчетах периода оборота по отдельным группам нередко используются показатели характеризующие объемы затрат. В расчетах оборачиваемости основных средств (фондоотдачи) используется стоимостная оценка объема производства.
  Величины, включаемые в знаменатель формулы оборачиваемости должны быть определены как средние за рассматриваемый отчетный период. В литературе встречается две формулы для расчета этого показателя.
  Показатель оборачиваемости активов, пассивов и их конкретных групп показывает, какое количество оборотов делает капитал, чтобы обеспечить достижение за конкретный период определенного объема выручки; выручку, которую можно получить на каждый рубль вложений. Период оборота - это время необходимое для возмещения авансированного капитала за счет поступления выручки.
  Рост оборачиваемости по группам активов и собственному капиталу свидетельствует об улучшении использования авансированного для производственно-хозяйственной деятельности капитала, а по заемному капиталу и кредиторской задолженности - об ужесточении условий привлечения средств извне.
  Характеристики периодов оборота более разнообразны.
  1. Период оборота запасов отражает средний срок, за который средства вложенные в запасы окупается за счет реализации товаров. Знаменатель показателя оборачиваемости - выручка от продаж по оплате.
  2. Период оборота материальных запасов характеризует среднюю продолжительность их хранения. В расчетах используется стоимость потребленных за период материальных ресурсов.
  3. Период оборота незавершенного производства может рассматриваться как средняя продолжительность процесса производства. В расчетах используется общая себестоимость произведенной продукции.
  4. Период оборота готовой продукции - среднее время ее хранения. Применяемый показатель - себестоимость проданной продукции (без коммерческих расходов).
  5. Период оборота дебиторской задолженности соответствует времени нахождения средств в расчетах и средней продолжительности коммерческого кредита, предоставляемого покупателям. Применяемый показатель - выручка от продаж по отгрузке.
  6. Период оборота заемных средств показывает за сколько дней в среднем предприятие может покрыть поступлениями выручки свои обязательства перед кредиторами.
  7. Период оборота кредиторской задолженности отражает среднюю продолжительность коммерческого кредита, предоставляемого предприятию его поставщиками. Используется сумма оплаченных за период счетов кредиторов (приблизительно равна расходам организации за вычетом амортизации).
  Наиболее важными разделами в анализе показателей рентабельности и деловой активности являются оценка их динамики за отчетный период и определение влияния основных факторов на итоговый результат.
  Для диагностики работы фирмы важно отслеживать влияние конкретных факторов на показатели рентабельности. Достаточно важной для характеристики деятельности предприятия является оценка влияния на общую рентабельность продаж рентабельности отдельных видов продукции, товаров или их групп (например, промышленные и продовольственные или высоко и низко рентабельные). Рассматриваются 2-а фактора:
  Влияние структурных изменений в реализации товаров
  ? Rстр = ? ?di *Ri0;
 где i - вид товара (продукции);
  ?di - изменение его доли в совокупной выручке, в долях единицы
  Ri0 - его рентабельность в %.
  Влияние изменений рентабельности товаров
 ? RR = ? ?Ri * di1 ;
  где ?Ri - изменение рентабельности конкретного вида товаров, продукции в %;
  di1 - его доля в совокупной выручке, в долях единицы.
  Наиболее важные характеристики содержатся в факторных моделях показателей рентабельности активов и рентабельности собственного капитала. Первый показатель отражает наиболее общие аспекты доходности бизнеса, а последний - эффективность инвестиций с позиции акционеров или учредителей.
  Для рентабельности активов факторная модель может иметь вид:
 Rак = Rпр * Оак;
 где Rпр - рентабельность продаж
  Оак - оборачиваемость активов (Выручка от продаж / Имущество по балансу).
  В литературе эта модель получила название модели Дюпона (компании "Дюпон").
  1-й фактор характеризует среднюю долю прибыли в цене каждой единицы товара.
  2-й фактор характеризует количество товаров, продаваемое при имеющихся торговых (производственных) мощностях (при таком объеме имущества) и установленной цене продажи.
  Модель Дюпона показывает возможности роста рентабельность бизнеса. К ним можно отнести:
  - увеличение цены продажи (торговой надбавки)
  - снижение текущих расходов (издержек обращения)
  - расширение продаж при имеющихся мощностях.
  Реализация их одновременно маловероятная, но желательна, т.к. именно в этом и заключается задача управления. При выборе стратегии обычно применяют вариационное моделирование, основанное на оценках торговых возможностей и предполагаемой реакции рынка на изменение цен и объемов продаж.
  В долгосрочном плане всегда выигрывает вариант, в котором сочетается средний уровень рентабельности продаж и оборачиваемости активов.
  Рентабельность собственного капитала имеет формулу:
 Rск = Rак / Ка;
 где Ка - коэффициент автономии (отношение собственного капитала к совокупному)
  Рентабельность собственного капитала является индикатором риска собственников и фактором роста (или снижения) курса акций акционерного общества. Поэтому обеспечение ее высокого уровня является одной из важнейших задач менеджмента.
  На основе этих двух моделей можно сформировать модель, объединяющую 4 фактора:
 
 где Н - коэффициент использования внеоборотных активов (ВОА на 1 рубль товарооборота)
 М - коэффициент использования оборотных активов (ОА на 1 рубль товарооборота);
  В связи с особенностями формирования финансовых результатов в торговле для анализа рентабельности продаж часто используют 3-х факторную модель следующего вида:
 
 ;
  Факторный анализ этой модели выполняется методом цепной подстановки в последовательности: ТО - D - ИО.
  Основная модель для оборачиваемости является 2-х факторной. В ходе ее решения определяется влияние на изменение оборачиваемости изменения выручки от продаж и изменения капитала, вложенного в активы. При этом могут использоваться формулы, аналогичные тем, что используются при факторном анализе фондоотдачи, включая расчет условных величин экономии капитала и прироста объемов производства.
  Показатели деловой активности широко используются в факторных моделях рентабельности, в методиках комплексных и рейтинговых оценок финансового положения организации.
  Анализ оборачиваемости товарных запасов является одним из важнейших разделов анализа в торговле и выполняется в следующей последовательности:
  * анализ влияния структуры товарооборота на период оборота товаров;
  * анализ влияния объема товарооборота и среднего товарного запаса на период оборота товаров.
  Влияние структурных сдвигов товарооборота на изменение периода оборота товаров определяется формулой:
 ?ПОСТР = ПО0,1 - ПО0 ,
  Влияние прочих факторов будет определяться формулой:
 ?ПОПР = ПО1 - ПО0,1,
 где ПО0 и ПО1 - периода оборота товаров в базисном и отчетном периодах соответственно;
  ПО0,1- базисный период оборота товаров при отчетной структуре товарооборота.
  Последний показатель рассчитывается по формуле:
 
 где ПОi0 - период оборота товаров конкретной группы в базисный период.
  di1 - доля конкретной группы товаров в общем отчетном товарообороте.
 
 
 
  Таблица 4.11.
  Исходные данные
  Товарооборот, млн. руб. Средние товарные запасы, млн. руб. Группы товаров Месяцы (возможны и другие периоды) Базисный Отчетный Базисный Отчетный А 1 2 3 4 Продовольственные 1620 1260 160 150 Непродовольственные 1980 2140 535 510 В целом по предприятию 3600 3400 695 660
  Таблица 4.12.
 Влияние структуры товарооборота на период оборота товаров Структура Период оборота, Процентные Базисный период оборота Группы товарооборота, % дней числа при отчетной структуре товаров Базисный Отчетный Базисный Отчетный (гр.2*гр.3) товарооборота, дней период период период период по строкам (гр.5 в целом/100) А 1 2 3 4 5 6 Продовольственные 45,00 37,06 2,963 3,571 109,804 - Непродовольственные 55,00 62,94 8,106 7,150 510,205 - В целом по предприятию 100,0 100,0 5,792 5,824 620,009 6,200 В гр.5 величину по строке "В целом по предприятию" находится суммированием данных графы по строкам.

<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу