<< Пред.           стр. 11 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

  * первый фактор модели характеризует дивидендную политику в коммерческой организации, выражающуюся в выборе экономически целесообразного соотношения между выплачиваемыми дивидендами и аккумулируемой частью прибыли;
  * второй фактор характеризует рентабельность продаж;
  * третий фактор характеризует ресурсоотдачу (аналог известного в отечественной статистике показателя "фондоотдача");
  * четвертый фактор, которым является коэффициент финансовой зависимости, характеризует соотношение между заемными и собственными источниками средств.
  Приведенная факторная модель описывает как производственную (второй и третий факторы), так и финансовую (первый и четвертый факторы) деятельность коммерческой организации, и мы видим, что коммерческая организация может выбрать один из двух подходов в наращивании своего экономического потенциала. Первый подход заключается в ориентации на сложившиеся пропорции в структуре и динамике производства, при этом темп роста объемов производства задается текущим или усредненным в динамике значением коэффициента kg. Согласно второму подходу предполагаются более быстрые темпы развития. При этом, как следует из модели, коммерческая организация может использовать определенные экономические рычаги: снижение доли выплачиваемых дивидендов, совершенствование производственного процесса (снижение фондоемкости, повышение рентабельности), изыскание возможности получения экономически оправданных кредитов, дополнительная эмиссия акций.
  Рассмотренная модель имеет чрезвычайно важное значение не только для аналитика, но и для финансового менеджера, поскольку позволяет осознать логику действия основных факторов развития компании, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы и в какой пропорция возможно и целесообразно мобилизовать для повышения эффективности производства.
  Второе направление оценки деловой активности - анализ и сравнение эффективности использования ресурсов коммерческой организации. Известно множество показателей, применяемых в ходе такого анализа. Обычно логика обособления подобных показателей такова. Любое предприятие имеет три вида основных ресурсов: материальные, трудовые и финансовые. В данном случае под материальными ресурсами чаще всего понимают материально-техническую базу предприятия, причем для финансового менеджера интерес представляет прежде всего не их состав и структура, рассматриваемые с позиции технологического процесса (это сфера интересов линейных руководителей и менеджеров по производству), но величина финансовых вложений в эти активы. Поэтому основным оценочным показателем является показатель фондоотдачи, рассчитываемый по формуле:
 
 
 
  Этот коэффициент имеет очевидную экономическую интерпретацию, показывая, сколько рублей выручки от реализации приходится на один рубль вложений в основные средства. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается как благоприятная тенденция. Выполняя пространственно-временные сопоставления, необходимо отдавать себе отчет в том, какие исходные данные были использованы для расчета. Чаще всего используются балансовые оценки, а, как известно, отчетность периодически меняется. В частности, в минувшие годы выручка показывалась совместно с НДС и акцизами, а основные средства в балансе приводились по первоначальной или восстановительной стоимости. В прежние годы показатель фондоотдачи обычно рассчитывали, используя первоначальную стоимость основных средств, теперь все чаще для этой цели берется остаточная стоимость.
  Эффективность использования трудовых ресурсов обычно характеризуется показателями производительности труда, характеризующими объем производства (в стоимостном измерении), приходящийся на одного работника; при этом могут использоваться данные о среднесписочной численности работников в целом или отдельной их группы, например, работников производственного сектора, т.е. без учета управленческого персонала (оценке этих показателей посвящен раздел 4.10.3). Показатели выработки особенно важны для линейных руководителей; что касается финансовых менеджеров, то для них, вероятно, большее значение имеют показатели, основанные на стоимостных оценках, например, показатель выручки от реализации, приходящейся на один рубль фонда оплаты труда. Этому показателю свойственна определенная конфиденциальность, поэтому расчет обычно выполняется в рамках внутреннего анализа по данным текущего учета и внутренней отчетности.
  Эффективность использования финансовых ресурсов рассматривается в рамках управления оборотными активами. В частности, здесь рассчитываются оборачиваемость производственных запасов и средств в расчетах, продолжительность операционного и финансового циклов и другие показатели. Соответствующие методики и их характеристика приведены в специальной литературе. Здесь лишь отметим, что ускорение оборачиваемости вложений в оборотные активы рассматривается как благоприятная тенденция.
  Обобщающим показателем оценки эффективности использования ресурсов предприятия является показатель ресурсоотдачи (синоним: коэффициент оборачиваемости средств в активах), рассчитываемый по формуле:
 
 
 
  Этот показатель характеризует объем реализованной продукции, приходящейся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия; его рост в динамике рассматривается как благоприятная тенденция. При проведении пространственно-временных сравнений необходимо следить за сопоставимостью исходных данных, использованных для расчетов.
 
 4.8. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
 
  Несмотря на кажущуюся простоту расчетов, показатели этой группы, как и в случае с характеристикой финансовой устойчивости, достаточно неочевидны как с позиции теории, так и с позиции практических расчетов, выполняемых в рамках пространственно-временных сопоставлений. Так, фразы "прибыль предприятия ABC составляет Р руб." или "рентабельность предприятия ABC составляет ?%" ни финансовому аналитику, ни руководителю не говорят ни о чем. Неоднозначность трактовок предопределяется многими обстоятельствами: нередко встречающейся двусмысленностью терминологии, множественностью расчетных формул с позиции теоретической обоснованности того или иного алгоритма расчета, а также множественностью исходных показателей, используемых в этих формулах. К показателям именно этой группы прежде всего и относится упоминавшееся выше требование о необходимости четкой идентификации алгоритмов расчета. Коротко рассмотрим основные аспекты данной проблемы.
  В общем случае результативность, экономическая целесообразность и рентабельность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
  Экономический эффект - показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютный, объемный показатель; его можно суммировать в пространстве и времени (в данном случае мы абстрагируемся от понятия временной стоимости денег). В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности объекта и других параметров в качестве показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции, прибыли, валового дохода от реализации товаров и т.д.
  Основным показателем безубыточности работы коммерческой организации является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровне рентабельности. Прибыль в 20 тыс. руб. может быть прибылью разновеликих по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала коммерческих организаций, иными словами, сумма объявленной прибыли, как правило, не дает возможности судить о масштабах фирмы. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому в анализе используют коэффициенты рентабельности, рассчитываемые как отношение полученного дохода (прибыли) к средней величине использованных ресурсов.
  Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Значения этого показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени (подобные суммирования делают лишь в статистике, например, при построении уравнений регрессии, однако в этом случае показатель рассматривается как некая обобщенная статистическая характеристика изучаемого явления). Например, если известна оборачиваемость товаров по отдельным товарным группам, то товарооборачиваемость по магазину в целом не может быть найдена прямым суммированием исходных показателей товарооборачиваемости; нужно использовать показатели, характеризующие товарооборот и запасы магазина.
  Существуют два подхода к оценке экономической эффективности - ресурсный и затратный. В общем виде показатель экономической эффективности (EFF) выражается формулой
 
 
 
 где EF - величина экономического эффекта;
  RC - величина ресурсов или затрат.
  Различие между категориями "ресурсы" и "затраты" достаточно очевидно. В частности, если для примера рассмотреть основные средства, то в качестве характеристики ресурса может использоваться какой-либо из показателей его стоимостной оценки, а в качестве характеристики затрат - часть стоимости, относимая на затраты в отчетном периоде, т.е. амортизационные отчисления. Безусловно, и в этом случае очевидность носит лишь кажущийся характер - известно, что существует несколько оценок стоимости основных средств (первоначальная, восстановительная, остаточная, рыночная и др.), списывать вложения в основные средства на затраты можно с помощью различных методик амортизации и т.п.
  Коэффициенты рентабельности (доходности), с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе - величина ресурсов или затрат. Однако на практике, естественно, анализ далеко не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории, поэтому, с другой стороны, рентабельность понимается в более широком смысле, нежели эффективность. Неслучайно в прикладных науках говорят о двух группах показателей рентабельности как об относительных показателях, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон - ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Два вида базовых показателей и предопределяют две группы коэффициентов рентабельности. В первом случае базовыми показателями (т.е. знаменателями дроби коэффициента рентабельности) выступают стоимостные оценки ресурсов (капитал, материальные ресурсы в различной классификации и др.), во втором случае - показатели выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (в целом и по видам).
  Существует множество коэффициентов рентабельности (доходности) в зависимости от того, с чьей позиции пытаются оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации. Поэтому выбор оценочного коэффициента зависит от алгоритма расчета, точнее, от того, какой показатель эффекта (прибыли) используется в расчетах. Неслучайно в мировой учетно-аналитической практике известны различные интерпретации показателей прибыли, а какого-то единого универсального коэффициента эффективности не существует.
  Логика дальнейшего рассуждения вновь определяется структурой баланса, точнее, его пассивной части. Целесообразно выделить четыре крупные группы лиц, заинтересованных в деятельности конкретной коммерческой организации. Можно давать характеристику интересов этих групп исходя из различных критериев; мы будем исходить из последовательности формирования конечного финансового результата (см. рис. 4.7).
 
 
 
  Отметим, что использованная на этом рисунке классификация расходов и доходов, а также некоторые названия показателей являются в определенном смысле условными. Например, коммерческие расходы здесь отнесены к группе условно-постоянных расходов. Такой подход является достаточно распространенным, однако надо иметь в виду, что если для конкретной компании эти расходы являются значимыми и в той или иной степени зависят от объема производства, то их следует разделить на постоянные и переменные.
  Что касается условности названий, то, например, можно упомянуть о валовой (маржинальной) прибыли. Этот показатель, фактически представляющий собой разность между выручкой от реализации и переменными расходами и имеющий основополагающее значение в системе директ-костинга, был разработан и интерпретирован в ходе реализации идей маржиналистов в приложении к бухгалтерскому учету. В англоязычной литературе этот показатель имеет еще одно название, которое буквально переводится на русский язык словом "вклад". Именно этот термин мы и будем использовать в дальнейшем наряду с термином "валовая прибыль". Показатель этот является сравнительно новым для отечественного учета. Некоторое смысловое объяснение его названия может быть таким: для эффективно работающей коммерческой организации валовая прибыль не должна быть меньше постоянных расходов производственного назначения, т.е. она всегда ограничена снизу. Графическая интерпретация этого утверждения была приведена на рис. 3.3 в разделе 3.5, посвященном расчету точки безубыточности производства.
  Как следует из схемы, укрупненно алгоритм распределения дохода таков: полученная коммерческой организацией выручка от реализации последовательно уменьшается на величину: а) затрат труда и материалов (материальные расходы); б) процентов за пользование кредитами и займами (финансовые расходы); в) уплачиваемых налогов. Остаток распределяется между владельцами коммерческой организации. Каждое такое уменьшение приводит к получению нового результатного показателя; значимость каждого из них различна для различных категорий лиц, заинтересованных в деятельности данной коммерческой организации. Можно привести следующий пример. С позиции лендеров, в принципе, безразлично, насколько велика чистая прибыль коммерческой организации - 1 тыс. руб. или 100 тыс. руб., главное для них - насколько велика прибыль до вычета процентов и налогов, точнее, достаточна ли ее величина для покрытия постоянных финансовых расходов. То, что подобная ситуация с варьированием чистой прибыли, хотя, возможно, и в меньших пределах, вполне реальна, не вызывает сомнения и может быть объяснено различными причинами, например, отраслевой, территориальной и др. Совершенно очевидно, что прибыль в 1 руб. с равным успехом может быть прибылью как крупнейшей фирмы, так и нищего, приторговывающего газетами.
  Безусловно, алгоритмы распределения доходов на практике более сложны в отношении расчетной базы, последовательности начисления, порядка выплаты и т.д., однако с позиции методологии и логики данных процедур приведенные рассуждения представляются достаточно обоснованными. Дадим краткую характеристику интересов выделяемых групп лиц, придерживаясь предложенной схемы.
  Первая группа - это лендеры, т.е. физические и юридические лица, ссужающие деньги коммерческой организации на долгосрочной основе и получающие свою долю в виде процентов по ссудам и займам. Основной абсолютный показатель, характеризующий результативность работы коммерческой организации с позиции этой группы лиц, - прибыль до вычета процентов и налогов. В большинстве экономически развитых стран проценты уплаченные списываются на затраты и уменьшают налогооблагаемую прибыль; именно поэтому данный источник относительно выгоден, поскольку его стоимость меньше стоимости собственного капитала.
  Вторая группа состоит из одного представителя - это государство, которое, безусловно, заинтересовано в том, чтобы любая нормально действующая коммерческая организация эффективно функционировала. Каждая такая организация вносит свою лепту в решение комплекса социальных и экономических задач, представляющих жизненно важный интерес для государства. Что касается социальных задач, то можно упомянуть о дополнительных рабочих местах, о морально-психологической стабильности работников, имеющих постоянную работу, и др. С экономической точки зрения заинтересованность государства не менее очевидна. Предоставляя каждой конкретной организации возможность функционировать, регулируя этот процесс с помощью соответствующих нормативно-распорядительных документов и в определенном смысле способствуя его деятельности с помощью различных льгот, протекционизма, финансирования и т.п., государство рассчитывает, в свою очередь, на получение определенного дохода посредством системы налогообложения.
  В любой стране система начисления и взимания налогов отличается сложностью и имеет национальную специфику, однако, как правило, два налога составляют наибольший удельный вес - налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Поскольку база налогообложения для каждого из них различна, можно выделить два показателя, характеризующие деятельность коммерческой организации и представляющие интерес с позиции государства, - объем реализации и прибыль. Чем больше значения этих показателей, тем больше и отчисления государству, осуществляемые по установленным ставкам.
  Таким образом, в общем доходе коммерческой организации всегда присутствует доля, изымаемая государством посредством системы налогообложения и находящаяся в налогооблагаемой прибыли (прибыль до вычета налогов).
  Третья группа - это владельцы коммерческой организации. С позиции текущего момента для них важен конечный результат, т.е. один из показателей прибыли к распределению, а с позиции долгосрочной перспективы представляет интерес сумма реинвестируемой прибыли.
  Четвертая группа включает работников коммерческой организации и ее контрагентов (поставщиков и кредиторов). Представители этой группы удовлетворяют свои интересы различными способами, в том числе и путем получения соответствующей доли из общих доходов коммерческой организации (заработная плата, выплаты по текущей задолженности, возможность сбыта своей продукции данной организации и др.).
  Изменения в отчетности, имевшие место в последние годы, в значительной степени приблизили ее содержание к форматам, рекомендуемым международными учетными стандартами. Однако некоторые изменения были сделаны, к сожалению, формально, поэтому не все из приведенных выше показателей могут быть рассчитаны непосредственно по данным отчетности. В частности, по статье "Проценты к уплате" отражаются лишь соответствующие суммы, учитываемые на счете 80 "Прибыли и убытки", а проценты за пользование ссудами списываются на себестоимость и не показываются по этой статье. Подобный подход совершенно противоречит международной практике и в значительной степени выхолащивает содержательную часть данной статьи.
  Между тем идея выделения отдельной статьи "Проценты к уплате", как это понимается в международных стандартах, имеет глубочайший смысл. С ее помощью характеризуют уровень финансового левериджа, т.е. степень зависимости коммерческой организации от внешних инвесторов (более подробно проблема левериджа будет рассмотрена в следующих разделах книги).
  Таким образом, из приведенного представления видно, что можно выделить как минимум шесть показателей прибыли. Для целей внешнего анализа финансово-хозяйственной деятельности наиболее полезны три показателя: прибыль до вычета процентов и налогов, чистая прибыль и реинвестированная прибыль. Выбор того или иного показателя прибыли определяется и обосновывается аналитиком. В частности, прибыль до вычета процентов и налогов нередко используется для оценки финансовой устойчивости коммерческой организации.
  Как отмечалось выше, в зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют две группы коэффициентов рентабельности:
  * рентабельность инвестиций (капитала);
  * рентабельность продаж.
  Показатели оценки рентабельности инвестиций (капитала). Как видно из названия, в этом случае в качестве базисного показателя берется какой-либо из показателей ресурсов. Все зависит от того, с чьих позиций ведется анализ. Если аналитические расчеты ведутся с позиции самого предприятия, то в качестве обобщающего показателя ресурсов (инвестиций) используется средняя стоимость активов (валюта баланса по активу). С помощью показателя прибыли до вычета процентов и налогов можно сделать оценку общеэкономической эффективности использования совокупных ресурсов коммерческой организации посредством расчета аналитического коэффициента, называемого условно коэффициентом генерирования доходов (ВЕР).
 
 
 
 где Рit - прибыль до вычета процентов и налогов;
  А - стоимостная оценка совокупных активов предприятия (итог баланса по активу).
  При проведении аналитических расчетов с позиции собственников предприятия и его лендеров, т.е. физических и юридических лиц, предоставляющих капитал, как правило, используют уже данные об источниках средств, приводимые в пассиве баланса. Логика здесь достаточно очевидна - для этой категории пользователей аналитической информации инвестициями как раз и будет задолженность предприятия перед своими инвесторами. В аналитической практике для характеристики результата использования финансовых ресурсов, вложенных в коммерческую организацию, наибольшее распространение получили показатели чистой прибыли и прибыли до вычета процентов и налогов. При этом рассчитываются четыре показателя: рентабельность (доходность) совокупного капитала (RОA), рентабельность (доходность) собственного капитала (ROE), рентабельность (доходность) собственного обыкновенного капитала (ROCE) и рентабельность инвестиций (Return on Investments, ROI). Коэффициент ROA рассчитывается по следующему алгоритму:
 
 
 
 где Рn - чистая прибыль;
  Сt - совокупный капитал (итог баланса по пассиву);
  ATIC - проценты к уплате в посленалоговом исчислении.
  В отличие от показателя ВЕР, в числителе дроби исключена сумма налогов, уплачиваемая в бюджет, иными словами, этот показатель представляет интерес прежде всего для инвесторов (владельцы акций и лендеры). Теоретически более правильным является использование в знаменателе дроби совокупной оценки собственного капитала и заемных средств (см. рис. 4.6), т.е. алгоритм расчета показателя, характеризующего эффективность совокупного капитала, в этом случае будет иметь следующий вид:
 
 
 
 где CL - краткосрочные пассивы.
  Коэффициент ROE рассчитывается по следующему алгоритму:
 
 
 
 где Е - собственный капитал.
  Этот показатель представляет интерес для имеющихся и потенциальных владельцев обыкновенных и привилегированных акций. С коэффициентом RОЕ тесно связан еще один показатель, ориентированный на акционеров, точнее - на владельцев обыкновенных акций. Алгоритм его расчета таков:
 
 
 
 где PD - дивиденды по привилегированным акциям;
  PS - привилегированные акции.
  Все рассмотренные показатели в той или иной форме уже получили определенную известность и в нашей стране, однако их расчет связан с некоторыми сложностями. В частности, вновь подчеркнем, что чистую прибыль по данным текущей отчетности точно рассчитать невозможно, поскольку платежи в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, в отчетности не выделяются. Это обстоятельство значительно снижает аналитическую ценность отчета о прибылях и убытках. Таким образом, в рамках внешнего анализа ориентировочное значение чистой прибыли можно рассчитать, минусуя сумму начисленного налога на прибыль из суммы прибыли отчетного периода. Данный алгоритм, конечно, завышает значение искомого показателя; уточнить его можно в рамках внутреннего анализа, дополнительно вычитая платежи в бюджет за счет чистой прибыли.
  Экономическая интерпретация приведенных показателей достаточно очевидна. Основное достоинство их состоит в том, что с их помощью можно проводить пространственно-временные сопоставления. Отметим, что ROA и RОЕ являются основными показателями, используемыми в странах рыночной экономики для характеристики эффективности вложений в деятельность того или иного вида. В частности, показатель RОЕ позволяет судить, какую прибыль приносит каждый рубль инвестированного собственниками капитала.
  Коэффициенты рентабельности можно исчислять не только по всему объему средств коммерческой организации, но и по ресурсам отдельных видов, в частности основным средствам. Очевидно, что бухгалтерская отчетность содержит необходимую информацию для оценки экономической эффективности использования основных средств. При этом реализуется упоминавшийся нами выше ресурсный подход.
  Показателем эффекта также может служить один из показателей прибыли, например чистая прибыль. Величина использованных ресурсов характеризуется средней балансовой стоимостью основных средств. Таким образом, показатель эффективности использования основных средств, отражающий размер чистой прибыли, приходящейся на единицу измерения стоимости основных средств, рассчитывается по формуле:
 
 
 
 где - средняя стоимость основных средств.
  Необходимо сделать несколько замечаний к данной формуле. Во-первых, сам по себе показатель kRFA малоинформативен; его используют для пространственно-временных сопоставлений, включая сравнения со среднеотраслевыми и среднепрогрессивными значениями.
  Во-вторых, чтобы обеспечить сопоставимость с числителем, в знаменатель формулы целесообразно поместить именно среднюю за период стоимость производственных основных средств, а не просто значение их величины на конец периода.
  В-третьих, в некоторых отраслях показатель kRFA следует рассчитывать по активной части основных средств. Это отрасли, в которых коммерческие организации могут существенно различаться по степени использования арендованных основных средств. Так, в торговле около 60% зданий - арендованные, при этом доля арендованных средств ощутимо варьирует по предприятиям.
  Показатели оценки рентабельности продаж. В данном случае на основе показателей прибыли и выручки от реализации рассчитывают коэффициенты рентабельности по всей продукции в целом и по отдельным ее видам. В первом случае сопоставляют прибыль от реализации и выручку от реализации в целом, во втором - прибыль от реализации и выручку от реализации по продукции конкретного вида (если такая градация может быть сделана в рамках внутреннего анализа). В западной учетно-аналитической практике можно встретиться с различными вариантами оценки рентабельности продаж в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная или чистая прибыль (см. рис. 4.7). Соответственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж:
  * удельную валовую прибыль (синонимы: валовая рентабельность реализованной продукции, валовая маржа, удельный вклад), англоязычный термин - Gross Profit Margin, GPM;
  * удельную операционную прибыль (синонимы: операционная рентабельность реализованной продукции, операционная маржа), англоязычный термин - Operating Incarne Margin, OIM;
  * удельную чистую прибыль (синонимы: чистая рентабельность реализованной продукции, чистая маржа), англоязычный термин - Net Profit Margin, NPM.
 
 
 
 где COGS - себестоимость реализованной продукции;
  ОЕ - операционные (управленческие и коммерческие) расходы.
  В отечественной аналитической практике чаще всего используется показатель NPM, кроме того, достаточно широко известен в анализе коэффициент рентабельности хозяйственной (основной) деятельности, рассчитываемый как отношение прибыли от реализации к затратам на производство реализованной продукции, которые складываются из себестоимости реализации товаров, продукции, работ и услуг, коммерческих и управленческих расходов.
  Для аналитика в ходе оценки рентабельности весьма важным является выявление факторов, повлиявших на величину достигнутых финансовых результатов. Идентификация этих факторов выполняется как в отношении прибыли, так и в отношении коэффициентов рентабельности. Основной аппарат - жестко детерминированные факторные модели. Отметим, что подобные модели достаточно широко применяются и в западной учетно-аналитической практике.
  В отношении показателей прибыли несложным, но весьма эффективным по своим аналитическим возможностям является вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках. Проще всего его оформить в виде таблицы (табл. 4.5). Ее назначение - характеристика динамики удельного веса основных элементов валового дохода коммерческой организации, коэффициентов рентабельности продукции, влияния факторов на изменение в динамике чистой прибыли.
 
  Таблица 4.5
  Макет аналитической таблицы для вертикального (компонентного) анализа финансовых результатов
 
 
  1 Алгоритмы расчета приведенных в таблице показателей несложно составить, используя текущий формат отчета о прибылях и убытках.
  2 В % к стр. 1.
  3 В % к стр. 3.
  4 В % к стр. 4.
  5 В % к стр. 2.
  6 В % к стр. 10.
 
  Многие относительные показатели этой таблицы (гр. 2, 4 и т.д.), рассматриваемые в динамике, представляют несомненный интерес как для внешних и внутренних аналитиков, так и для руководства предприятий. Прежде всего сюда относятся: уровень совокупных расходов в общей сумме доходов и поступлений, структура затрат и др. В частности, можно делать следующие выводы:
  * уменьшение показателя по стр. 3 говорит о том, что все больший доход организация получает от неосновной деятельности; если она осуществляется не в ущерб основной деятельности, то эту тенденцию следует признать позитивной;
  * уменьшение показателя по стр. 2 и 4 - положительная тенденция, если при относительном снижении затрат на производство реализованной продукции не страдает ее качество;
  * рост показателя по стр. 5 благоприятен и свидетельствует об увеличении рентабельности продукции и относительном снижении издержек производства и обращения;
  * рост показателей по стр. 10 и 12 также указывает на положительные тенденции в организации производства на данном предприятии; разные темпы изменения этих показателей могут быть вызваны в основном корректировкой системы налогообложения;
  * показатель по стр. 11 характеризует долю прибыли, перечисляемой в бюджет в виде налога на прибыль; рост этого показателя в динамике, происходящий, как правило, при увеличении ставок налогообложения, нежелательное, но необходимое и не зависящее от коммерческой организации явление;
  * вновь подчеркнем, что показатель чистой прибыли является таковым лишь условно, поскольку он включает платежи в бюджет за счет прибыли, которые могут быть выявлены лишь по данным учета.
  В этом же блоке могут быть реализованы несложные жестко детерминированные факторные модели, предназначенные для выявления факторов, влияющих на прибыль и коэффициенты рентабельности: фондоотдача основных средств, оборачиваемость материальных оборотных активов, цена и себестоимость конкретного вида продукции, структура реализованной продукции и т.д. Соответствующие методики описаны в курсах отраслевого экономического анализа.
  Что касается анализа коэффициентов рентабельности, то наиболее широкое распространение получила упоминавшаяся выше модифицированная факторная модель фирмы "DuPont". Назначение модели - идентифицировать факторы, определяющие эффективность функционирования предприятия, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Поскольку существует множество показателей эффективности, выбран один, по мнению аналитиков, наиболее значимый - рентабельность собственного капитала (КОЕ). Достаточно эффективным способом оценки является использование жестко детерминированных факторных моделей; один из вариантов подобного анализа как раз и выполняется с помощью модифицированной факторной модели фирмы "DuPont" схематическое представление которой приведено на рис. 4.8.
 
 
 
  В основу приведенной схемы анализа заложена следующая жестко детерминированная трехфакторная зависимость (расшифровка обозначений показателей приведена в описании модели - см. формулу (4.29)):
 
 
 
  Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, ресурсоотдачи и структуры источников средств, авансированных в данное предприятие. Значимость выделенных факторов с позиции текущего управления объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику и, в частности, бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает отчет о прибылях и убытках, второй - актив баланса, третий - пассив баланса.
  Этим факторам и по уровню значимости, и по тенденциям изменения присуща отраслевая специфика, о которой необходимо знать аналитику.
  Так, показатель ресурсоотдачи может иметь невысокое значение в высокотехнологичных отраслях, отличающихся капиталоемкостью; напротив, показатель рентабельности продаж (рентабельности хозяйственной деятельности) в них будет относительно высоким. Высокое значение коэффициента финансовой зависимости могут позволить себе фирмы, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денег за свою продукцию. Это же относится к предприятиям, имеющим большую долю ликвидных активов (предприятия торговли, банки). Значит, в зависимости от отраслевой специфики, а также конкретных финансово-хозяйственных условий, сложившихся на данном предприятии, оно может делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности собственного капитала.
  Анализируя рентабельность собственного капитала в пространственно-временном аспекте, необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этого показателя, существенные для формулирования обоснованных выводов.
  Первая связана с временным аспектом деятельности коммерческой организации. Коэффициент рентабельности продаж определяется результативностью работы отчетного периода; вероятный и планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Когда коммерческая организация делает переход на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, показатели рентабельности могут временно снижаться. Однако если стратегия перестройки была выбрана верно, понесенные затраты в дальнейшем окупятся, т.е. снижение рентабельности в отчетном периоде нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности.
  Вторая особенность определяется проблемой риска. Многие управленческие решения связаны с дилеммой: "хорошо кушать или спокойно спать?". Если выбирают первый вариант, то принимают решения, ориентированные на получение высокой прибыли, хотя бы и ценой большего риска. При втором варианте - наоборот. Одним из показателей рисковости бизнеса как раз и является коэффициент финансовой зависимости - чем выше его значение, тем более рисковой, с позиции акционеров, инвесторов и кредиторов, является коммерческая организация.
 
  Пример 4.1. Сравним деятельность двух компаний на предмет участия в них своим капиталом. Факторные разложения по модели (4.42) для них соответственно имеют вид:
  26,9% = 5,6% х 1,2 x 4,0;
  11,3% = 6,2% х 1,3 х 1,4.
  Если принимать решение, ориентируясь только на показатель рентабельности собственного капитала, то инвестирование в первую компанию явно является более предпочтительным. Однако если мы проанализируем факторные разложения, то увидим, что первая компания является очень рисковой - 75% общей суммы средств, авансированных в ее активы, представляют собой привлеченные средства. Поэтому, если мы не хотим рисковать своим капиталом, предпочтительнее участие в деятельности второй компании.
  Третья особенность связана с проблемой оценки. Числитель и знаменатель показателя рентабельности собственного капитала выражены, в некотором смысле, в денежных единицах разной покупательной способности. Числитель показателя, т.е. прибыль, динамичен, он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары и услуги в основном за истекший период. Знаменатель показателя, т.е. собственный капитал, складывался в течение ряда лет. Он выражен в книжной (учетной) оценке, которая может весьма существенно отличаться от текущей оценки.
  Кроме того, книжная оценка собственного капитала не имеет никакого отношения к будущим доходам коммерческой организации. Действительно, далеко не все может быть отражено в балансе, например, престиж фирмы, торговая марка, суперсовременные технологии, высококвалифицированный управленческий персонал не имеют денежной оценки (речь идет не о продаже фирмы в целом) в отчетности. Поэтому рыночная цена акций может значительно превышать учетную стоимость. Таким образом, высокое значение коэффициента рентабельности собственного капитала вовсе не эквивалентно высокой отдаче на инвестируемый в фирму капитал. При выборе решений финансового характера необходимо, следовательно, не только ориентироваться на этот показатель, но и принимать во внимание рыночную стоимость компании.
  Еще раз заметим, что при сравнении данных, касающихся показателей эффективности разных хозяйствующих субъектов или разных подразделений одного предприятия, следует сначала уяснить, о какой именно доходности, рентабельности или прибыльности идет речь. Как уже отмечалось, алгоритмов расчета показателей рентабельности может быть использовано множество. Однако даже если речь идет об одном и том же показателе, рассчитанном по стандартному алгоритму, интерпретация полученных результатов не столь однозначна, как может показаться на первый взгляд. И дело здесь не только в разнице бухгалтерских стандартов и принципов составления отчетности, практикуемых разными предприятиями. Одинаковые значения показателей рентабельности могут означать разную реальную эффективность деятельности хозяйствующих субъектов. Поскольку показатель прибыли формируется как выручка от реализации продукции за вычетом затрат, понесенных предприятием в процессе своей деятельности и разрешенных законодательством и учетной политикой к внесению их в состав статей, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, то даже при одинаковых объемах выручки уровень затрат, включаемых в расчет финансового результата, приведет к разным значениям рентабельности. Рассмотрим эту разницу на примере 4.2.
 
  Пример 4.2. В городе работают два хлебозавода (АА и ВВ), выпускающие примерно одинаковую номенклатуру продукции и имеющие примерно одинаковые уровни переменных затрат и объемы реализации своих изделий. При этом предприятие AА функционирует уже несколько десятков лет, оборудование его во многом устарело, а поскольку приобретено оно было давно, амортизационные отчисления невелики. В то же время предприятие ВВ было построено три года назад и оснащено современным оборудованием, которое было приобретено заводом по более высоким ценам, чем то, которое приобреталось заводом АА за много лет до того. Поэтому амортизационные отчисления предприятий сильно отличаются, уровни же прочих затрат у двух предприятий сравнимы. Данные о результатах деятельности и рентабельности продаж двух предприятий за 1-е полугодие 2000 г., приведены в табл. 4.6.
 
  Таблица 4.6
  Рентабельность предприятий АА и ВВ
 
  (в тыс. руб.)
 
 
  Сторонний пользователь бухгалтерской отчетности, который осуществил расчет рентабельности продаж для заводов АА и ВВ из примера 4.2, может сделать вывод о том, что предприятие АА работает гораздо лучше, чем ВВ, поскольку коэффициенты рентабельности, рассчитанные по одному и тому же алгоритму, у первого гораздо выше, чем у второго. Однако аналитик, знакомый с истинным положением дел на этих предприятиях, не будет столь однозначен в оценке результатов их деятельности. Очевидно, что перспективы дальнейшего функционирования и будущих финансовых результатов у завода ВВ гораздо лучше, чем у завода АА, старое оборудование которого в ближайшее время может потребовать дорогостоящей модернизации, а возможно, и замены.
  На примере 4.2 мы видим, что считать показатели рентабельности главными (а тем более единственными) индикаторами финансовой успешности хозяйствующих субъектов не только нельзя признать правомерным, но в отдельных случаях это может привести к прямо противоположным выводам.
 
 4.9. Анализ положения компании на рынке ценных бумаг
 
  Этот фрагмент анализа, называемый также анализом рыночной активности, выполняется, во-первых, сотрудниками финансовых служб компаний, зарегистрированных на фондовых биржах и котирующих там свои ценные бумаги, и, во-вторых, любыми участниками фондового рынка. Поэтому термин "рыночная активность" имеет, по сути, двоякий смысл: активность в отношении собственных ценных бумаг и активность в отношении ценных бумаг сторонних компаний. В первом случае речь идет о том, что любая компания, естественно, отслеживает изменение цен собственных акций и пытается доступными средствами воспрепятствовать динамике, представляющейся негативной, с позиции ее владельцев и руководства. Во втором случае речь идет об управлении инвестиционным портфелем компании.
  Хотя компаний, котирующих свои акции на биржах, в нашей стране в настоящее время немного, этот раздел анализа имеет весьма неплохие перспективы в будущем, поэтому в рамках настоящего пособия нам кажется целесообразным кратко остановиться на основных его особенностях и показателях.
  Анализ в рамках описываемого блока не может быть выполнен непосредственно по данным бухгалтерской отчетности - нужна дополнительная информация; кроме того, помимо бухгалтерских данных к анализу привлекают внешнюю информацию о положении компании на рынках ценных бумаг. Основными показателями, используемыми в расчетах, являются: количество выпущенных акций, рыночная цена обыкновенной акции, размеры выплачиваемых по акциям дивидендов и др.
  В акционерных компаниях чистая прибыль распределяется на выплаты по привилегированным акциям, обыкновенным акциям, на реинвестирование прибыли (т.е. использование ее на расширение производственно-финансовой деятельности). Если при выплатах по привилегированным акциям обычно исходят из фиксированных ставок, то соотношение между размерами выплат по обыкновенным акциям и величиной реинвестированной прибыли определяется успешностью текущей работы и стратегией развития фирмы. Акционеры могут предпочесть сиюминутной выгоде в виде полученных дивидендов по акциям вложение большей части доступной к распределению прибыли в развитие фирмы в надежде, что в будущем доходы по акциям существенно возрастут. Прибыль, вложенная в развитие фирмы, накапливается по годам и отражается в балансе отдельной статьей "Нераспределенная прибыль прошлых лет (отчетного года)" либо распределяется по фондам согласно выбранной учетной политике.
  Любые решения в этой области отражаются на положении фирмы на рынках ценных бумаг. Рыночная активность как раз и заключается в том, чтобы выбрать оптимальную стратегию и тактику в использовании прибыли, ее аккумулировании, наращивании капитала путем выпуска дополнительных акций и даже влиянии на рыночную цену акции. Основные показатели этого блока таковы: доход на акцию, ценность акции, дивидендная доходность акции, дивидендный выход, коэффициент котировки акции. Поскольку терминология по ценным бумагам в нашей стране окончательно еще не сложилась, приводимые названия показателей являются условными, а в скобках приводятся англоязычные названия.
  Доход (прибыль) на акцию (Earnings Per Share, EPS). Представляет собой отношение чистой прибыли, уменьшенной на величину дивидендов по привилегированным акциям, к общему числу обыкновенных акций. Именно этот показатель в значительной степени влияет на рыночную цену акций, поскольку он рассчитан на широкую публику - владельцев обыкновенных акций. Рост этого показателя или, по крайней мере, отсутствие негативной тенденции способствуют увеличению операций с ценными бумагами данной компании, повышению ее инвестиционной привлекательности. Необходимо подчеркнуть, что повышение цены находящихся в обращении акций компании, естественно, не приносит непосредственного дохода эмитенту (предприятию, выпустившему данные акции), вместе с тем этот процесс сопровождается косвенными выгодами, например, растет доход от капитализации, возрастает заемный потенциал компании, становится возможным размещать вновь эмитируемые ценные бумаги на более выгодной основе и т.п. Основной недостаток данного показателя в аналитическом плане - пространственная несопоставимость ввиду неодинаковой рыночной стоимости акций различных компаний.
  В частности, для акций, котирующихся на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), рекомендуемый коридор варьирования цен составляет от 20 до 80 долл. [Бригхем, Гапенски, т. 1, с. 476]. При этом чем большую долю в общем числе акционеров данной компании занимают физические лица, тем ближе цена акции к нижнему пределу. Тем не менее бывают и отклонения от данного диапазона, причем нередко весьма существенные. Так, акции американской компании "Berkshire Hathaway", которая в ежегодном рейтинге, составляемом газетой "Financial Times" по показателю "уровень рыночной капитализации", заняла по итогам 1997 г. почетное 37-е место в списке крупнейших компаний мира и 25-е место среди крупнейших компаний США, в январе 2000 г. котировались на NYSE по цене 55 тыс. долл. Интересно отметить, что компания никогда не прибегала к дроблению акций, хотя их цена постоянно растет, причем весьма высокими темпами - в 1992 г. акции компании котировались на NYSE по цене около 7000 долл. за акцию. Естественно, что доход на акцию в среднем на бирже и для компании "Berkshire Hathaway" будут существенно различными.
  Ценность акции (Price/Earnings Ratio, P/E). Рассчитывается как частное от деления рыночной цены акции на доход на акцию EPS. Коэффициент Р/Е служит индикатором спроса на акции данной компании, поскольку показывает, как много согласны платить инвесторы в данный момент за 1 руб. прибыли на акцию. Относительно высокий рост этого показателя в динамике указывает на то, что инвесторы ожидают более быстрого роста прибыли данной фирмы по сравнению с другими. Этот показатель уже можно использовать в пространственных (межхозяйственных) сопоставлениях. Для компаний, имеющих относительно высокое значение коэффициента устойчивости экономического роста, характерно, как правило, и высокое значение показателя "ценность акции".
  Дивидендная доходность акции (Dividend Yield) выражается отношением дивиденда, выплачиваемого по акции, к ее рыночной цене. В компаниях, расширяющих свою деятельность путем капитализирования большей части прибыли, значение этого показателя относительно невелико. Дивидендная доходность акции характеризует процент возврата на капитал, вложенный в акции фирмы. Это прямой эффект. Есть еще и косвенный (доход или убыток), выражающийся в изменении цены на акции данной фирмы и характеризующийся показателем капитализированной доходности.
  Дивидендный выход (Dividend Payout) рассчитывается путем деления дивиденда, выплачиваемого по акции, на прибыль на акцию. Наиболее наглядное толкование этого показателя - доля чистой прибыли, выплаченная акционерам в виде дивидендов. Значение коэффициента зависит от инвестиционной политики фирмы. С этим показателем тесно связан коэффициент реинвестирования прибыли, характеризующий ее долю, направленную на развитие производственной деятельности. Сумма значений показателя дивидендного выхода и коэффициента реинвестирования прибыли равна единице.
  Коэффициент котировки акции (Market-to-Book Ratio) есть отношение рыночной цены акции к ее книжной (учетной) цене. Книжная цена характеризует долю собственного капитала, приходящегося на одну акцию. Таким образом, она складывается из номинальной стоимости (т.е. стоимости, проставленной на акции, по которой она учтена в акционерном капитале), доли эмиссионной прибыли (накопленной разницы между рыночной ценой проданных акций и их номинальной стоимостью) и доли накопленной и вложенной в развитие фирмы прибыли. Значение коэффициента котировки больше единицы означает, что потенциальные акционеры, приобретая акцию, готовы дать за нее цену, превышающую бухгалтерскую оценку реального капитала, приходящегося на эту акцию на данный момент.
  Анализ рыночной и инвестиционной активности не сводится только к расчету описанных коэффициентов. Выбор путей наиболее целесообразного вложения капитала предполагает также использование специальных аналитических методов, разработанных в рамках финансовой математики и получающих все большее распространение при проведении финансовых и коммерческих расчетов.
  В процессе анализа могут использоваться жестко детерминированные факторные модели, позволяющие идентифицировать и дать сравнительную характеристику основных факторов, повлиявших на изменение того или иного показателя. В частности, подобные модели заложены в основу рассматривавшейся выше известной системы факторного анализа фирмы "DuPont".
  Завершая краткое описание основных особенностей системы аналитических показателей и коэффициентов, еще раз подчеркнем настоятельную необходимость скорейшего решения проблемы информационного обеспечения пространственно-временных сопоставлений. Эффективное развитие горизонтальных связей между хозяйствующими субъектами невозможно без доступа к аналитическим материалам, позволяющим получить определенное представление о направлениях деятельности потенциального контрагента, его финансовом состоянии, динамике и перспективах развития. Одна из первоочередных задач данной проблематики - разработка нормативных (среднеотраслевых, прогрессивных и т.п.) значений основных аналитических показателей и коэффициентов, дифференцированных по предприятиям различных форм собственности, товарного профиля, состава материально-технической базы, региональной принадлежности и др. Периодическая публикация таких аналитических нормативов, имеющих ориентирующую, но ни в коем случае не регламентирующую направленность, широко практикуется в экономически развитых странах. Поэтому в решении этой проблемы целесообразно использовать зарубежный опыт.
  Коэффициенты, рассматриваемые изолированно, "беспомощны". Только используя их в пространственно-временных сопоставлениях, можно достичь желаемой цели, принять обоснованные управленческие решения. Применяя аналитические коэффициенты для принятия управленческих решений, необходимо помнить о некоторых их особенностях:
  * определенным недостатком является то, что все вычисления основаны на учетных данных, а не на рыночных оценках активов коммерческой организации;
  * коэффициенты дают усредненную характеристику финансового положения коммерческой организации, причем по результатам уже законченных хозяйственных операций, т.е. большинство коэффициентов историчны по своей природе;
  * методика расчета коэффициентов может несколько варьировать, и это необходимо иметь в виду, сравнивая коэффициенты по различным коммерческим организациям;
  * на значения коэффициентов могут оказывать большое влияние существующие в данной компании методы оценки основных средств, производственных запасов. Это необходимо учитывать при пространственно-временных сопоставлениях.
  Открытая публикация информационных сборников, содержащих агрегированные бухгалтерские отчеты, а также обзоры аналитических коэффициентов по отраслям, подотраслям и отдельным коммерческим организациям, могли бы не только существенно активизировать развитие деловых контактов, но и стимулировать вложение капитала в наиболее рентабельные виды деятельности и в определенной степени предостеречь от возможных банкротств, вызываемых заключением контрактов с потенциально неплатежеспособными контрагентами.
 
 4.10. Анализ объема производства и реализации продукции
 
  Рассмотренные в предыдущих разделах методики анализа базируются в основном на открытой, т.е. доступной любому пользователю, бухгалтерской отчетности. Между тем в рамках внутреннего анализа, когда аналитик имеет доступ к дополнительным источникам информации, аналитические процедуры могут быть существенно расширены. Анализ в этом случае касается главным образом идентификации и оценки внутренних факторов роста объема производства, а также снижения затрат и себестоимости продукции. Рассмотрим основные аспекты соответствующих методик.
  Независимо от того, каков профиль деятельности анализируемого нами предприятия, в число его основных функций входят производство и реализация произведенной продукции. Именно эти аспекты деятельности наиболее важны для всех заинтересованных сторон - собственников предприятия, государства, сотрудников, местного сообщества, поскольку успешное выполнение производственных программ, стабильный и широкий сбыт продукции позволяют всем участникам производственной деятельности в конечном итоге достичь своих финансовых целей - в первую очередь увеличения благосостояния и качества жизни.
  В отсутствие "спущенных сверху" государственных планов, выполнение которых являлось главной целью предприятий, действовавших в условиях централизованно планируемой экономики, главным ориентиром для хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики является выполнение разработанных самими предприятиями производственных и инвестиционных программ и соблюдение бюджетов. Поэтому при анализе объемов производства и реализации продукции все сравнения делаются с плановыми заданиями, разработанными и принятыми на данный период времени (месяц, квартал, год и т.п.) самим предприятием.
 
 4.10.1. Категории продукции
 
  Анализ хозяйственной деятельности предприятия в нашей стране имеет давнюю историю - первые работы в этой области появились еще в 30-е годы. В российской практике сложилась специальная терминология, позволяющая описать выпуск продукции предприятием. Говоря о выпуске продукции, следует учитывать, что продукция, произведенная в данном периоде (ПП), не идентична продукции, выпущенной в обращение (ПВ), т.е. законченной. С одной стороны, не все произведенное может быть закончено, и тогда ПП > ПВ. С другой стороны, выпущенное могло состоять из произведенного в данном периоде плюс остатки заготовок предыдущего периода, тогда ПВ > ПП. Первый случай соответствует увеличению запаса полуфабрикатов, а второй - их уменьшению.
  Однозначно сказать, что одна из двух этих ситуаций хороша, а другая - плоха, нельзя, поскольку деловая активность любого предприятия носит циклический характер. В процессе работы любого предприятия бывают периоды, когда выполнение большого количества срочных заказов требует повышенных темпов производства. В эти периоды объем выпущенной продукции может превышать объем произведенной. Для того чтобы предприятие могло справиться с такими ситуациями, в периоды относительного "затишья" создаются запасы полуфабрикатов, заготовок, частично обработанной продукции. Если выпущенная за эти периоды продукция невелика, ее объем будет ниже, чем объем произведенной.
  Продукцию следует различать по степени готовности с точки зрения производственного цикла данного предприятия и с точки зрения потребностей потребления. Изделие, законченное с точки зрения производственного цикла данного предприятия, является готовой продукцией (ГП) и производится для реализации внешним потребителям. Готовая продукция является частью товарной продукции предприятия (ТП). Сюда же входят также изделия, даже незаконченные с точки зрения производственного цикла данного предприятия, но предназначенные для отпуска на сторону или конечного потребления на данном предприятии. Например, черновое необработанное литье, произведенное машиностроительным заводом и отпущенное другим потребителям, является товарной продукцией, хотя оно и не прошло всего производственного цикла данного завода. Та часть литья, которая будет использована на самом предприятии для выпуска другой его продукции, товарной продукцией не является. Но та часть, которая передана стороннему потребителю, уже прошла полный технологический производственный цикл, необходимый, с точки зрения этого потребителя, поэтому для анализируемого предприятия она включается в объем товарной продукции. Кроме того, в состав товарной продукция включаются инструменты, приспособления и работы (услуги), реализуемые на сторону (ИПРС), а также изделия, изготовленные на предприятии для использования (потребления) на самом предприятии. Примером такого использования может являться отделка помещений шпоном или фанерой собственного производства на деревообрабатывающем комбинате. Таким образом, товарная продукция - это изделия предприятия, предназначенные для продажи сторонним потребителям и внутреннего потребления на самом предприятии.
  Если произведенная цехом, отделом или другим подразделением предприятия продукция предназначена не для продажи или потребления, а для дальнейшей переработки другими подразделениями предприятия, она относится к категории полуфабрикатов. Полуфабрикат (ПФ) - это готовая продукция подразделений предприятия, предназначенная для дальнейшей переработки внутри данного предприятия.
  Товарная продукция без учета полуфабрикатов, отпущенных на сторону, составит готовую продукцию (ГП). Таким образом:
 
 
 
  Один и тот же продукт может быть сырьем, полуфабрикатом и готовой продукцией для различных стадий производства. Например, тесто, произведенное и используемое кондитерским комбинатом, будет считаться:
  а) полуфабрикатом, если из него самим комбинатом изготавливаются кондитерские изделия;
  б) готовой продукцией, если часть его продается в фирменных магазинах комбината;
  в) сырьем, если в случае производственной необходимости такое тесто будет закуплено у соседней пекарни.
  Продукция, которая на момент анализа находится в цехах предприятия на продолжающихся или остановленных технологических процессах и еще не готова к передаче в другие подразделения предприятия, является внутрицеховым незавершенным производством (ВЦНП).
  Внутрицеховое незавершенное производство вместе с полуфабрикатами составляют полное незавершенное производство (НП), т.е.
 
 
 
  Валовую продукцию (ВП) предприятия составляют готовая продукция, произведенная в данном периоде, полуфабрикаты, инструменты, приспособления и работы (услуги), отпущенные на сторону, вместе с изменением остатков незавершенного производства за отчетный период. Различают валовую продукцию нетто и валовую продукцию брутто: в первую внутрицеховое незавершенное производство не включается, во вторую - включается. Соответствующие формулы расчета валовой продукции нетто (ВПнетто) и валовой продукцию брутто (ВПбрутто) имеют вид:
 
 
 
 где индекс 2 означает величину остатков на конец периода, а индекс 1 - на начало.
  Величины в скобках могут быть как положительными, так и отрицательными, поскольку в отдельные периоды может наблюдаться как увеличение, так и уменьшение остатков полуфабрикатов и незавершенного производства.
  Из определения товарной продукции как суммы готовой продукции и полуфабрикатов, отпущенных на сторону, следует также, что
 
 
 
  Суммарный выпуск всех цехов предприятия вместе с объемом полуфабрикатов, переработанных цехами за отчетный период, составляет валовой оборот (ВО). Различают валовой оборот нетто (без внутрицехового незавершенного производства) и валовой оборот брутто (с учетом внутрицехового незавершенного производства). Соответствующие формулы расчета имеют вид:
 
 
 
  Валовой оборот равен валовой продукции, если все цеха и подразделения предприятия работают независимо друг от друга, т.е. выпускают продукцию, прямо предназначенную для реализации, и не передают свои изделия другим подразделениям на переработку.
  Поскольку при исчислении величины валового оборота каждый полуфабрикат включается в расчет несколько раз (столько раз, сколько происходит передача включающего его изделия другому цеху или подразделению), показатель этот имеет весьма ограниченную значимость, являясь лишь индикатором длины производственного цикла по сравнению с производственным циклом аналогичных предприятий. Например, если предприятия А и В произвели товарной продукции на одинаковую сумму, а объемы валового оборота у первого существенно больше, чем у второго, сторонний аналитик может сделать вывод, что, скорее всего, на предприятии А продукция прошла больше цеховых циклов, а предприятие В, возможно, закупает полуфабрикаты в какой-то степени готовности на стороне.
  Соотношение категорий выпуска продукции иллюстрируется рис. 4.9.
 
 
 
 4.10.2. Анализ производства продукции
 
  Анализ различных категорий продукции проводят в разрезе соответствия достигнутых результатов их запланированным уровням. В рыночной экономике выполнение плана не играет той роли, которую оно играло в условиях централизованного планирования, поэтому основное значение такой анализ имеет только для процедур внутреннего контроля на самом предприятии, управленческого учета и оценки эффективности работы производственных менеджеров.
  Проведение такого анализа - достаточно трудоемкий процесс. Для него требуется обобщение больших объемов информации, причем с ростом размеров производства объем сведений нарастает буквально лавинообразно. Поэтому, принимая решение о необходимости ведения на предприятии полного анализа категорий продукции, руководство должно понимать, что это потребует существенных затрат рабочего времени, причем не только специальных сотрудников аналитической службы, но и производственных менеджеров. В любом случае, стоит сначала решить, оправдает ли полученный результат такие затраты.
  Анализ производства продукции за определенный период времени может выполняться как в натуральном, так и в денежном выражении. В натуральном выражении произведенная продукция оценивается в тоннах, метрах, штуках и т.п. единицах. В денежном выражении объем производства оценивается в рублях или другой валюте. Поскольку вопрос о денежной оценке продукта на разных стадиях производства является достаточно спорным, для анализа выпуска продукции чаще всего используется натуральное выражение. В использовании натуральных единиц есть, однако, и определенные тонкости. Поскольку различные марки, сорта и разновидности продукции требуют для своего изготовления разных технологических процессов, затрат времени, труда и материалов, сравнивать и суммировать выпуск различных (даже родственных) видов продукции некорректно. Например, выпуск тремя участками металлургического комбината одинаковых количеств чугуна марок 1, 2 и 3 будет свидетельствовать о разной производительности и означать, по сути, разные коммерческие результаты. Кроме того, существенно влияет на коммерческий результат и качество произведенной продукции. Поэтому для корректных выводов о количестве выпущенной продукции необходимо найти способ учитывать различия в технологиях и качестве. Делают это путем пересчета результатов в условные единицы - условные тонны, условные штуки и т.п. Пересчет осуществляется путем перемножения натуральных единиц на коэффициенты, установленные для каждого сорта и разновидности, исходя в первую очередь из длительности технологического процесса по отношению к затратам различных ресурсов на изготовление изделия-эквивалента.
  В сфере услуг сравнение натуральных показателей выпуска также возможно путем введения условных единиц сложности работы. Например, при ремонте и техническом обслуживании изделий медицинского назначения за условную единицу принимается* трудоемкость работ специалиста четвертого разряда, равная 42 минутам оперативного времени. Для каждого изделия единицы сложности определяются на основе хронометражных замеров, технической и эксплуатационной документации, с учетом наиболее распространенных организационно-технических условий выполнения работ. Предприятие может и само разработать подобные способы перевода натуральных показателей выпуска продукции разных видов в сравнимую форму.
  * Приказ Минздрава СССР от 8 сентября 1987 г. № 1005 с последующими дополнениями к нему.
 
  Введение условных единиц выпуска продукции приводит иногда к тому, что картина выполнения плановых или бюджетных заданий оказывается совсем другой, нежели при использовании натуральных единиц. Проиллюстрируем это на примере 4.3.
 
  Пример 4.3. Предприятие выпускает три вида изделий разной ресурсоемкости - А, В и С. Для анализа натуральных показателей выполнения плановых заданий вводится условная единица количества и коэффициенты пересчета выпуска изделий разного вида в условные штуки. За эталон принято изделие А.
  В табл. 4.7 представлены данные о выполнении предприятием плана за I квартал года.
 
  Таблица 4.7
  Анализ выполнения предприятием плана за I квартал года
 
 
 
  Согласно приведенным данным, несмотря на то что план по натуральным показателям выполнен на 103%, в условных единицах плановые задания не выполнены. Это произошло потому, что наиболее ресурсоемкое изделие С было произведено лишь на 1/3 планового задания. И хотя план по другим позициям был существенно перевыполнен (по изделию В - даже в два раза), это не позволило в масштабах всего предприятия говорить о выполнении плана.
  Ситуация может сложиться и противоположным образом. Для примера возьмем то же самое предприятие и результаты выполнения плана во II квартале того же года (табл. 4.8). Предполагается, что план тот же.
 
  Таблица 4.8
  Анализ выполнения предприятием плана за II квартал года
 
 
 
  В этом случае в натуральном выражении план производства выполнен не полностью, однако перевыполнение плана по наиболее ресурсоемкому изделию С "перекрыло" недовыполнение его по другим статьям. Общий план предприятия в условных единицах выполнен на 101%.
 
  Понятно, однако, что установить условные единицы сравнения натуральных показателей можно только для родственных изделий. Нельзя привести к общему показателю выпуск нефтеперерабатывающего комбината и консультационной фирмы. Если продукция неоднородна, сравнения натуральных показателей не имеют смысла. В этом случае единственным мерилом выпуска становятся денежные единицы.
  Разумеется, рост выпуска продукции, как в натуральном, так и в денежном выражении, является свидетельством успешной работы предприятия и его хороших перспектив. Однако денежная оценка произведенной продукции таит еще одну опасность: в периоды быстрого роста цен (а именно рост цен, или инфляция, является одним из основных факторов, характеризующих экономическую ситуацию в России за последнее десятилетие) увеличение выработки в денежном выражении может не являться свидетельством реального роста предприятия, если это увеличение не успевает за темпами инфляции. Эта сложность хорошо иллюстрируется на примере 4.4.
 
  Пример 4.4. Результаты работы предприятия по производству металлических изделий "Вымпел" за 1996-1999 гг. в поквартальной разбивке представлены в табл. 4.9. Вместе с выручкой даны индексы инфляции, рассчитываемые Госкомстатом РФ для целей определения прибыли от реализации основных фондов согласно ст. 2 Закона о налоге на прибыль предприятий и организаций.
 
  Таблица 4.9
  Результаты работы предприятия "Вымпел" за 1996-1999 гг.
 
 
 
  На рис. 4.10 представлена динамика номинальной выручки и приведенной выручки, пересчитанной с учетом индекса инфляции (при этом базовым периодом считаем I квартал 1996 г.).
 
 
 
  Из рис. 4.10 видно, что в течение всего рассматриваемого промежутка времени номинальная выручка постоянно росла, однако с учетом инфляции динамика не была столь радужной. Со II по IV квартал 1998 г. приведенная выручка падала, что говорит о снижении производительности предприятия. И лишь с начала 1999 г. ситуация стала исправляться: начался рост реализации. При этом обратите внимание на темпы роста графиков - реальный рост гораздо менее заметен, чем рост номинальных величин.
 
  В анализе произведенной и выпущенной в обращение (реализованной) продукции используется ряд коэффициентов, которые характеризуют производственную деятельность как предприятия в целом, так и его отдельных подразделений.
  В качестве характеристики длины производственного цикла используют показатель внутризаводского оборота:
 
 
  Его величина равна единице, если между различными подразделениями предприятия отсутствует внутризаводской оборот, т.е. передача полуфабрикатов с одного технологического процесса к другому.
  Показателем доли товарной продукции в объеме валовой продукции является коэффициент товарности:
 
 
 
  Равенство этого показателя единице свидетельствует либо об отсутствии у анализируемого предприятия незавершенного внутрицехового производства и полуфабрикатов, либо о том, что их остатки на конец периода не изменились по сравнению с его началом.
  Для анализа состава товарной продукции используют коэффициент готовности:
 
 
 
  Как и у двух предыдущих коэффициентов, его значение может колебаться от 0 до 1, показывая долю готовой продукции в полном выпуске предприятия. Если значение этого коэффициента неуклонно снижается в течение нескольких периодов, это свидетельствует о том, что доля полуфабрикатов и другой, отличной от основной, продукции предприятия в общем объеме товарной продукции увеличивается. Потребителей все меньше и меньше интересует готовая продукция предприятия, а наибольшим спросом пользуются те виды выпуска, которые ранее считались побочными или вспомогательными. В этом случае руководству предприятия следует задуматься об изменении структуры производимой продукции, а может быть, даже о перепрофилировании производства.
  Еще одним показателем, характеризующим выпуск продукции, а фактически - рыночную активность предприятия, является коэффициент реализации:
 
 
 
 где РП - реализованная продукция предприятия, т.е. продукция, нашедшая своего покупателя за анализируемый период времени. Объем ее исчисляется по данным бухгалтерской отчетности как объем реализации за соответствующий период. Показатель реализации мы рассмотрим несколько позднее, в разделе 4.10.6, тогда же и вернемся к обсуждению коэффициента реализации.
 
 4.10.3. Анализ производительности
 
  Под производительностью предприятия понимают количество произведенной предприятием продукции в единицу времени (час, день, неделю и т.д.) на единицу оборудования или на одного работника. Можно считать производительность как простой ряд значений: вчера произведено 10 единиц, сегодня - 15, завтра - 18. Однако очень часто количество произведенного за короткие промежутки времени - величина случайная и зависящая от множества факторов. Поэтому обычно рассчитывают усредненную производительность на более длительных временных интервалах (например, среднедневную производительность за месяц).
  При этом следует отличать исчисление номинальных и эффективных значений производительности. Номинальное значение рассчитывается как количество произведенной продукции на одно рабочее место, списочного сотрудника или один календарный день. Эффективное же значение - это количество продукции на одно работавшее рабочее место, работавшего сотрудника или один отработанный день. Анализ расхождений между значениями номинальной и эффективной производительности дает возможность оценить резервы увеличения производства продукция. Например, если выработка на одно номинальное рабочее место превышает этот показатель, исчисленный на одно фактически работающее рабочее место значит, часть рабочих мест пустует и является, по сути, резервом увеличения производительности.
  Анализируя удельную производительность, следует помнить о том, что в знаменателе этого показателя стоит обобщенная величина. Она не отражает того факта, что не все работники и не все рабочие места эквивалентны. Говоря о рабочих местах, нужно отметить, что не все они функционируют в рабочем режиме одинаковое время в течение рабочей смены, кроме того, оборудование, даже однотипное, может иметь разную производительность в силу своих технических характеристик или возраста. Понятно, что старый станок чаще ломается, а следовательно, меньше работает, чем станок новый. Компьютер Pentium II эффективнее обрабатывает информацию, нежели машина с процессором 486.
  Еще более внимательно следует подходить к анализу производительности на одного работника. Не все сотрудники предприятия в равной степени участвуют в производственном процессе. Для анализа на промышленном предприятии выделяют следующие категории работников:

<< Пред.           стр. 11 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу