<< Пред.           стр. 13 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 где ТС - полные затраты предприятия за определенный период;
  Q - объем выпущенной продукции в штуках или иных натуральных единицах;
  z - переменные затраты на единицу продукции;
  PC - постоянные затраты предприятия за данный период.
  При росте выпуска и неизменных постоянных затратах полные затраты тоже будут увеличиваться. Величина производной покажет нам скорость этого роста:
 
 
 
 т.е. с увеличением выпуска на 1 единицу полные затраты вырастут на z - величину удельных переменных затрат. Объем полных затрат в такой модели был представлен на рис. 3.3 в разделе 3.5.
  Однако в реальной жизни возможности расширения производства таким простым путем достаточно ограничены. Если предприятие производит 800 или 1000 единиц продукции в день, то рост выпуска на 10-20, а то и 100 единиц вполне возможен при тех же постоянных затратах. А вот для того чтобы увеличить выпуск на 40-50%, уже придется привлекать новых сотрудников, проводить расширение парка оборудования или модернизацию уже имеющихся станков и машин. То есть для заметного увеличения выпуска потребуется качественно новый уровень постоянных затрат. При дальнейших потребностях в увеличении выпуска предприятию придется, возможно, открывать новый цех, производство или филиал, что потребует существенно более высоких затрат - на качественно новом уровне выпуска постоянные затраты возрастут непропорционально сильно. Эта зависимость представлена на рис. 4.16.
 
 
 
  На рис. 4.16 в момент, когда объем производства достиг уровня Q', предприятие произвело существенную модернизацию производственных мощностей. Постоянные затраты немедленно возросли. Часто бывает, что такое увеличение оказывается столь значительным, что рост выручки некоторое время за ним не успевает, и тогда ТС > R (на участке от Q' до Q*2).
  Однако при дальнейшем росте производства и реализации (а следовательно, и выручки) предприятие достигает следующей точки безубыточности Q*2, соответствующей более высокому уровню как производства, так и постоянных затрат.
  Понятно, что зависимость между полными удельными затратами Z (на единицу продукции) от объема выпуска Q будет прямо противоположная. Величина удельных переменных затрат Z от объема производства не зависит, а вот доля постоянных, приходящихся на единицу выпуска, с ростом этого выпуска будет падать, причем в обратно пропорциональной зависимости. Поскольку полные затраты исчисляются как сумма постоянных и переменных затрат, они тоже будут изменяться обратно пропорционально выпуску.
 
 
 
  Таким образом, при увеличении выпуска полная удельная себестоимость должна быстро падать, на графике асимптотически приближаясь к прямой удельных переменных затрат. Однако поскольку, как мы уже отмечали выше, ни одно предприятие не может безгранично увеличивать выпуск в силу технологических ограничений, при расширении производства кривые удельных расходов (постоянных и полных) выходят на новый уровень. Вид этих зависимостей приведен на рис. 4.17. На нем так же, как и на рис. 4.16, расширение производства происходит в момент, когда выпуск достиг уровня Q. Очевидно, что удельная выручка (выручка за единицу продукции) равна цене этой единицы, т.е. Р.
  Вообще говоря, изменения в структуре и величине себестоимости могут иметь самое разное происхождение. В частности, механизмами влияния на формирование себестоимости могут быть особенности учетной политики, договорная практика предприятия в отношениях с поставщиками и потребителями и множество других факторов. Анализ их весьма сложен и носит во многом субъективный характер, хотя в отдельных случаях окупается заметным снижением уровня себестоимости продукции и позволяет предприятию показывать более впечатляющие финансовые результаты. Однако поскольку столь глубокий анализ аспектов формирования себестоимости в задачи нашего учебника не входит, нам остается отослать вдумчивого читателя к специальной литературе и вернуться к анализу различных видов затрат предприятия.
 
 
 
 4.11.6. Анализ фонда труда и заработной платы
 
  В рыночных условиях хозяйствования предприятиям предоставлена большая свобода в использовании трудовых ресурсов и определении форм и размеров оплаты труда сотрудников. Сотрудники же, в свою очередь, достаточно свободно могут выбирать предприятие, на котором им будут предложены наиболее привлекательные условия, причем едва ли не во всех случаях на первом месте при принятии ими решения о трудоустройстве будет стоять размер оплаты труда.
  Оплата труда - это выраженная в денежной форме доля труда сотрудника, вложенного им при создании продукции предприятия. Эта доля выплачивается сотруднику, и он единолично распоряжается этими средствами.
  Заработная плата всех сотрудников предприятия в сумме дает показатель ФЗП (фонда заработной платы), который занимает немалую долю в расходах предприятия. В зависимости от отраслевой принадлежности, индивидуальных особенностей деятельности предприятия и политики руководства в области выплат сотрудникам доля расходов на ФЗП может колебаться от нескольких процентов до половины общей суммы затрат предприятия. Это немалая величина, поэтому анализ этой статьи расходов предприятия так важен.
  Большое значение имеет также анализ использования фонда рабочего времени сотрудниками. Все рабочее время можно подразделить на несколько категорий:
  отработанное оплаченное (помимо времени, отработанного в течение рабочего дня по обычному графику, это может быть время сверхурочных работ, работы в выходные и праздничные дни и т.п.);
  неотработанное оплаченное (вынужденные простои, ежегодные отпуска, временная нетрудоспособность и т.п.);
  неотработанное неоплаченное (прогулы, опоздания и т.п.).
  От того, к какой категории относится рабочее время, зависит способ оплаты и, в конечном итоге, то, к какому типу затрат эти суммы будут отнесены (согласно российскому законодательству некоторая часть этих расходов в состав себестоимости не включается и относится на чистую прибыль предприятия). Обычно доля таких расходов невелика, но и она весьма невыгодна для предприятия.
  Помимо заработной платы, выплачиваемой сотрудникам в денежной и натуральной форме (оклады, премии и вознаграждения регулярного характера, компенсационные выплаты за вредные условия труда, внеурочные работы и т.п.), расходы предприятия, связанные с оплатой труда, включают оплату неотработанного времени и единовременные выплаты, а также различные обязательные отчисления. Все эти расходы формируют показатель ФОТ.
  Различают две основные формы оплаты труда: повременную, при которой заработная плата сотрудника зависит от количества отработанного времени, и сдельную, при которой заработок зависит от количества произведенной продукции. Кроме того, на разных предприятиях могут применяться различные их комбинации и разновидности. Как и для полных затрат, в полном объеме ФЗП предприятия можно выделить ее постоянную составляющую, которую можно отождествить с заработной платой сотрудников, работающих повременно, и переменную часть, зависящую от выработки рабочих-сдельщиков. Соотношение переменной и постоянной частей на предприятиях различных отраслей может сильно варьировать, и так же, как в случае, когда речь шла о переменных и постоянных затратах на производство, их отношение всегда меньше единицы, поскольку на любом предприятии часть сотрудников (по крайней мере, административный и обслуживающий персонал) работает с повременными условиями оплаты труда.
  Широкое распространение получили премиальные и прогрессивные разновидности двух основных форм оплаты труда. Так, сдельно-премиальная форма подразумевает, что к прямой сдельной оплате добавляется премия за достижение определенного уровня выработки, сдельно-прогрессивная - что при выполнении нормированных заданий сверхнормативная продукция оплачивается по более высоким расценкам, а при повременно-премиальной системе к заработной плате за отработанное время добавляется премия за качество работы или достигнутые результаты.
  Полезную информацию для оперативного управления производством дает анализ выполнения норм выработки и использования рабочего времени. Нормы выработки устанавливаются технологическими подразделениями предприятий или вышестоящими органами, ответственными за нормирование. Разумеется, не для каждого вида деятельности возможно нормирование, но для промышленных предприятий, выпускающих серийную продукцию или предоставляющих стандартизированные услуги, нормы выработки имеют решающее значение в процессе деятельности. Нормирование устанавливает нормы расхода ресурсов (материальных и трудовых) на изготовление единицы выпуска, а также на отдельные операции в ходе технологического процесса. Нормирование рабочего времени и оплаты труда сотрудников при выполнении ими стандартных производственных операций встречалось нам в примерах 3.1, 3.3 и 4.11. Нормирование лежит в основе определения размера заработной платы производственных рабочих в большинстве отраслей народного хозяйства.
  Анализ фонда оплаты труда проводят по тому же плану, что и анализ других видов расходов: по сравнению с нормативной или плановой величиной либо по сравнению с предыдущим отчетным или базовым периодом. При ярко выраженной сезонности в деятельности предприятия будет полезным проводить сравнения с аналогичным периодом прошлых лет. Например, для предприятия по производству сельскохозяйственной продукции "пиком" деятельности являются летние месяцы и сентябрь, для отеля на горнолыжном курорте - сезон с января по март. Анализ проводится по категориям работающих и по подразделениям. В результате анализа выявляются тенденции изменения и причины перерасхода или недорасхода ФОТ относительно нормативных или плановых значений.
  При анализе данных, касающихся фонда оплаты труда и использования рабочего времени, широко используются различные индексные показатели.
 
 4.11.7. Оплата труда и производительность
 
  В нынешней российской экономической ситуации рост заработной платы сотрудников, как средней (на одного работающего), так и ее полной суммы по предприятию, является прежде всего отражением инфляционных процессов в стране, и если темп роста ее соответствует темпу инфляции, никаких выводов об эффективности использования средств фонда оплаты труда в общем случае сделать нельзя. Однако, помимо общего роста цен в стране, заработная плата работников предприятия должна отражать реальный выпуск продукции данным предприятием в целом и вклад каждого сотрудника в частности. Какой должна быть связь производительности предприятия и заработной платы его персонала?
  В разделе 4.10.3 мы говорили о расчете и анализе показателей производительности, которые исчисляли как результат работы предприятия (выручка), отнесенный к вложенным ресурсам (производительность на 1 руб. затрат, одно рабочее место, единицу времени или на одного работающего). Говоря о трудовом вкладе каждого работающего в результат деятельности всего предприятия, мы отмечали, что лучшим (хотя и не лишенным своих недостатков) способом оценить такой вклад с учетом индивидуальных различий работающих является система коэффициентов трудового участия. Наименее субъективной такую систему можно считать в том случае, когда она строится на соотнесении некоторых коэффициентов и определенных должностей или разрядов, соответствующих тарифной сетке или штатному расписанию предприятия. Попытки внедрить более субъективные определения трудового вклада работников в результат работы всего предприятия или его отдельных подразделений вызывают у аналитиков и сторонних пользователей результатов анализа множество вопросов: что за обобщенный показатель, как учтен вклад каждого работающего и почему так, а не иначе. Еще большее противодействие система индивидуальных коэффициентов трудового участия встречает среди сотрудников предприятия, особенно в том случае, когда к индивидуальным коэффициентам участия привязана система материального стимулирования. Чтобы избежать подобного рода трудностей, требуется найти другой показатель результативности деятельности предприятия, учитывающий степень участия всех его сотрудников в достижении общей цели. В качестве такого универсального обобщающего показателя используют денежный эквивалент трудового вклада работников: им является заработная плата. Разумеется, такой подход тоже не лишен недостатков, но он является самым объективным из всех возможных, поэтому достаточно широко используется в аналитических целях.
  Согласно российскому законодательству расходы предприятия на оплату труда сотрудников не ограничиваются выплатой заработной платы, оговоренной в контрактах, трудовых договорах и тарифных справочниках. Для предприятий всех форм собственности обязательными являются отчисления с фонда заработной платы сотрудников в фонды социального страхования и пенсионный (в настоящее время обязательные отчисления составляют 38% фонда заработной платы). Кроме того, сотрудникам выплачиваются отпускные, дотации на питание, материальная помощь, оплачиваются командировочные расходы, надбавки за особые условия работы (вредность, сверхурочные работы и т.п.), премии по итогам квартала или года или по выполнении определенного заказа, оплачивается время простоя и изготовления брака не по вине работника, и т.д. Часть этих расходов являются затратами (т.е. предприятие может отнести их на себестоимость продукции), а часть выплачиваются из чистой прибыли. В любом случае это немалые суммы, и в анализе их кроется возможность не только и даже не столько экономить на фонде оплаты труда, поскольку это чревато социальной напряженностью на предприятии. Тщательный анализ всех статей расходов позволит более эффективно формировать себестоимость продукции, повышая тем самым показатели финансовой результативности работы предприятия.
  Связь производительности и размеров оплаты труда сотрудников отражается в удельных показателях объема произведенной продукции на 1 руб. заработной платы или фонда оплаты труда. В процессе анализа исчисляют следующие величины:
  выручка на 1 руб. заработной платы или ФОТ всех сотрудников предприятия;
  выручка на 1 руб. заработной платы (или фонда оплаты труда) производственных рабочих;
  выручка на 1 руб. заработной платы или ФОТ специалистов (для предприятий непроизводственной сферы).
  Обратные показатели тоже используются достаточно широко: доля заработной платы в 1 руб. выручки; доля расходов на оплату труда в 1 руб. выручки; доля заработной платы в себестоимости продукции предприятия; дола расходов на оплату труда в общей сумме расходов предприятия; доля заработной платы в 1 руб. товарной или готовой продукции. Для этой группы показателей обычно существуют нормативные значения, которые могут сильно варьировать для предприятий разных отраслей. Для промышленных предприятий доля заработной платы в 1 руб. выручки составляет несколько процентов, иногда до 20% и выше. В образовательных учреждениях, консультационных фирмах, предприятиях сферы услуг и компаниях, работающих в сфере высоких технологий, т.е. там, где материальные затраты на выпуск продукции экстремально низки или совсем отсутствуют, норматив ФОТ к объему реализованной продукции может составлять до 70%.
  Аналогично показателю производительности на одного работающего, при анализе исчисляют также показатель размера заработной платы на одного работающего на предприятии рабочего, производственного рабочего или сотрудника другой категории.
  Рост производительности труда для любого предприятия, безусловно, является положительным фактором. Увеличение выпуска продукции в единицу времени обычно сопровождается и ростом абсолютной величины суммарной заработной платы сотрудников. Однако не всегда производительность и заработная плата меняются в одном направлении. Анализ темпов изменения этих величин даст полезную информацию об эффективности деятельности предприятия. Возможные варианты одновременного изменения удельных показателей производительности и заработной платы сотрудников приведены в табл. 4.21.
 
  Таблица 4.21
  Темпы изменения производительности и заработной платы сотрудников предприятия
 
 
 
  Ситуация 4 соответствует общему ухудшению финансового состояния и хозяйственной ситуации на предприятии. Если в течение долгого периода наблюдается такое соотношение темпов роста (а вернее, снижения) экономических показателей, это может привести к социальной напряженности в коллективе и даже полному экономическому коллапсу предприятия как хозяйствующего субъекта. В этом случае руководству предприятия следует принимать кардинальные меры по полной перестройке своего предприятия.
  Ситуация 3 свидетельствует о неэффективности управления на предприятии. Рост заработной платы при снижении производительности неминуемо приведет к непомерному росту затрат и снижению показателей прибыльности. Увеличение удельной величины заработной платы на единицу выпуска продукции иллюстрирует табл. 4.22. В ней индексы выработки и заработной платы Iв и Iз рассчитываются как отношение соответствующего показателя за отчетный период к его значению в базисном периоде, а сводный индекс I - как отношение Iв/Iз.
 
  Таблица 4.22
  Рост удельной заработной платы на единицу продукции
 
 
 
  Ситуация 2 может возникнуть из-за неправильной тарификации и неэффективной системы нормирования. Долго такое положение дел продолжаться не может, поскольку недовольство работников либо вынудит руководство перестроить систему нормирования, либо рост производительности быстро сменится ее падением.
  Наилучшей для предприятия и его сотрудников можно считать ситуацию 1. В ее реализации возможны два варианта:
  а) производительность растет быстрее зарплаты;
  б) зарплата растет быстрее производительности.
  Повышению эффективности деятельности предприятия максимально соответствует ситуация la. Руководству предприятия при планировании деятельности и составлении бюджетов следует стремиться именно к такой динамике показателей.
  Для анализа заработной платы работников одной категории (например, производственных рабочих) на предприятии используют также статистические величины, такие, как средневзвешенная, максимальная и минимальная величина, мода, медиана, среднеквадратическое отклонение и вариация (определения и методы расчета этих величин приведены в разделе 2.7.3). Алгоритм анализа фонда заработной платы дан в примере 4.13.
 
  Пример 4.13. Производственно-торговая компания "Восход" занимается производством и оптовой реализацией продуктов питания. В структуру предприятия включены два цеха - по производству колбасных и масложировых изделий, склад готовой продукции, транспортный отдел, отдел сбыта и администрация. Состав работников предприятия в разбивке по подразделениям представлен в табл. 4.23. Анализ фонда заработной платы проводился за ноябрь 1998 г., в качестве базисного периода взят предшествующий месяц - октябрь. Для целей анализа проведена группировка размеров заработка сотрудников, в качестве интервала группировки принята сумма 400 руб. Менее 400 руб. ни одному из сотрудников предприятия в анализируемый период начислено не было, поэтому самый низший интервал группировки - от 400 до 800 руб. Выручка предприятия за анализируемый период составила 504 468 руб.
  Анализ фонда оплаты труда по подразделениям показывает, что в текущем месяце во всех подразделениях предприятия, кроме колбасного и транспортного цехов, наблюдалось падение размеров заработной платы персонала. Однако, поскольку колбасный цех является самым крупным на предприятии, а его фонд оплаты труда вместе с ФОТ транспортного цеха составляет 41% всего ФОТ предприятия, это привело к тому, что суммарная заработная плата всех сотрудников предприятия выросла на 3,3%.
  Численность сотрудников каждого из подразделений и предприятия в целом за отчетный период не изменилась. Однако видно, что соотношение "высокооплачиваемых" и "низкооплачиваемых" сотрудников в каждой профессиональной группе несколько изменилось: наблюдается некоторое выравнивание зарплат относительно некоего внутригруппового среднего значения. Большие предприятия могут исследовать и значимость подобных структурных сдвигов, однако в случае предприятия "Восход" с численностью работающих 107 человек такая информация, скорее всего, не даст важной информации для принятия финансово-управленческих решений, поэтому отдельных процедур такого анализа не проводилось.
 
  Таблица 4.23
  Анализ фонда заработной платы сотрудников компании "Восход" за ноябрь 1998 г. в разбивке по подразделениям
 
 
 
 
 
  Вторым срезом фонда оплаты труда является срез по категориям работников. Результаты этого вида анализа приведены в табл. 4.24.
 
  Таблица 4.24
  Анализ фонда заработной платы сотрудников компании "Восход" за ноябрь 1998 г. в разбивке по категориям сотрудников
 
 
 
  Из табл. 4.24 видно, что за отчетный период наиболее заметно увеличилась по сравнению с базовым периодом средняя заработная плата вспомогательных рабочих - на 3,1%. Увеличилась также заработная плата производственных, инженерно-технических работников и водителей. Вместе с тем заработная плата сотрудников, непосредственно не занятых в производстве (руководителей, менеджеров по продажам, обслуживающего персонала), снизилась.
  Был проведен также анализ структуры кадрового состава работающих на предприятии с точки зрения величины их заработной платы. За отчетный месяц картина оказалась следующей (табл. 4.25).
 
  Таблица 4.25
  Анализ структуры штата сотрудников компании "Восход" по уровням дохода за ноябрь 1998 г.
 
 
 
 
  Описательная статистика ФОТ представлена в табл. 4.26.
 
  Таблица 4.26
  Описательная статистика фонда заработной платы компании "Восход" за ноябрь 1998 г.
 
 
 
  Из табл. 4.26 видно, что в отчетном периоде разброс величины заработной платы сотрудников предприятия был довольно значителен - от 645 до 6814 руб. Размер средней заработной платы по предприятию составил 1567 руб. Значение медианы оказалось ниже этой величины, что говорит о том, что более половины сотрудников получили в отчетном периоде менее 1567 руб. Коэффициент вариации превышает 0,33, поэтому совокупность нельзя назвать однородной, что для внутреннего аналитика, хорошо знакомого с предприятием, достаточно очевидно: на предприятии работают как высокооплачиваемые специалисты, так и низкооплачиваемый обслуживающий персонал.
  Достаточно сильная асимметрия распределения доходов обусловлена высокой долей "больших" зарплат в обшей сумме заработной платы сотрудников: эта группа составляла лишь 13% общей численности сотрудников, но ее суммарная заработная плата за октябрь составила 25% ФОТ предприятия. Одновременно с этим 29% низкооплачиваемых сотрудников (зарплата до 1200 руб. в месяц) получила лишь 18% ФОТ. Величина эксцесса свидетельствует о крутизне распределения: в совокупности данных есть некоторое слабо варьирующее ядро. Действительно, зарплаты подавляющего большинства сотрудников (прежде всего это производственные рабочие) близки к среднему и медианному значениям.
  Данные о производительности труда сотрудников предприятия представлены в табл. 4.27.
 
  Таблица 4.27
  Показатели производительности предприятия "Восход" за ноябрь 1998 г.
 
 
 
  Все эти данные и расчеты позволяют сделать лишь внешние выводы об уровне затрат на оплату труда предприятием. Следующим, гораздо более важным и глубоким этапом анализа будет оценка причин таких изменений, перспектив их устойчивости, а главное - последствий, которые повлечет за собой снижение или увеличение затрат на оплату труда сотрудников для финансового благополучия предприятия и устойчивости его работы. Для такого исследования не обойтись без данных управленческого учета.
  Совместный анализ данных о производстве и реализации продукции предприятием и заработной плате различных категорий сотрудников предприятия дает представление и о принципах формирования ФОТ. Это хорошо иллюстрирует пример 4.14.
 
  Пример 4.14. Предприятие "СтомаРемонт" занимается ремонтом медицинской техники для стоматологических клиник. Продукцией предприятия являются услуги по ремонту техники, реализация продукции регистрируется по оплате. Предприятие предоставляет своим клиентам отсрочки оплаты предоставленных услуг, продолжительность отсрочек устанавливается в индивидуальном порядке в зависимости от объема и регулярности заказов и других условий и может достигать 60 дней. Данные о динамике объема производства и реализации продукции, а также объеме фонда оплаты труда на предприятии представлены в табл. 4.28 и на рис. 4.18.
 
  Таблица 4.28
 
  Динамика производства и реализации продукции предприятия "СтомаРемонт" за 1997-1999 гг. в поквартальной разбивке (данные за 1997 г. даны в млн руб., за 1998 и 1999 гг. - в тыс. руб.).
 
 
 
 
 
  Анализ корреляции между рядами динамики выпуска и оплаты труда сотрудников показал, что корреляция между объемом товарной продукции и ФОТ составляет всего 0,11. Столь малая зависимость между этими показателями свидетельствует о том, что формирование фонда оплаты труда сотрудников происходит не на основании объема произведенной продукции, т.е. сдельная система оплаты труда на предприятии не нашла широкого применения. Коэффициент корреляции между реализованной продукцией и ФОТ оказался равен 0,89. Это показатель достаточно тесной связи, что свидетельствует о том, что оплата труда сотрудников предприятия сильно зависит от поступления оплаты произведенной продукции заказчиками.
 
  Насколько обоснован выявленный в примере 4.11 способ формирования фонда заработной платы на данном предприятии - вопрос достаточно спорный. Для административных и финансовых служб предприятия это, вероятно, оправданно, поскольку именно от их деятельности - тщательного отбора контрагентов, выбора условий договоров с ними, действенного контроля за соблюдением сроков оплаты - зависит финансовое благополучие предприятия. Если же речь идет о механиках и рабочих, непосредственно производящих продукцию, такой способ трудно признать справедливым. По результатам анализа руководству предприятия можно рекомендовать пересмотреть принципы формирования фонда оплаты труда и в дальнейшем более дифференцированно подходить к этому вопросу.
 
 4.12. Оценка производственного и финансового левериджа
 
 4.12.1. Категория левериджа как отражение риска предприятия
 
  Создание и функционирование любой коммерческой организации упрощенно представляет собой процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Текущая деятельность сопряжена с риском, в частности производственным и финансовым, которые следует принимать во внимание в зависимости от того, с какой позиции характеризуется компания. Как легко видеть из баланса, эта характеристика может быть выполнена либо с позиции активов, которыми владеет и распоряжается предприятие, либо с позиции источников средств. В первом случае возникает понятие производственного риска, во втором - финансового риска. (Выше отмечалось, что риск как одна из основных характеристик деятельности предприятия может рассматриваться в различных аспектах; естественно, различаются и методы и показатели оценки риска. В данной главе категория риска рассматривается в контексте планирования затрат, связанных с текущей и отчасти с перспективной деятельностью фирмы. Другие виды риска, их интерпретация, специфические методы его оценки, выявление возможностей учета степени влияния риска будут затронуты также и в других разделах книги.)
  Производственный (или бизнес) риск - это риск, в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т.е. структурой активов, в которые фирма решила вложить свой капитал. Достаточно очевидно, что производство основных продуктов питания, без которых не может прожить человек и спрос на которые сравнительно легко предсказуем, - это гораздо менее рисковый бизнес по сравнению с пошивом ультрамодной обуви, хотя, возможно, и не такой прибыльный. Производственный риск определяется многими факторами: региональные особенности, конъюнктура рынка, национальные традиции, инфраструктура и т.п. Можно привести множество примеров, характеризующих зависимость производственного риска от тех или иных условий; ограничимся одним из них. Очевидно, что при прочих равных условиях оценки риска вложения средств в организацию производства зонтиков от дождя в Великобритании и на Ближнем Востоке принципиально различаются ввиду неодинаковости климатических условий.
  Риск, обусловленный структурой источников, называется финансовым. В этом случае речь уже не идет о том, куда вложены денежные средства - в производство одежды или автомобилей, а о том, из каких источников получены средства и каково соотношение этих источников.
  Как известно, источники средств предприятия могут классифицированы различными способами. В данной главе нас интересует прежде всего вопрос о том, как соотносятся между собой собственный и заемный капиталы. Ситуация, когда компания (равно как и любой индивидуум) не ограничивается собственным капиталом, а привлекает средства внешних инвесторов, вполне, объяснима: всегда выгодно жить в долг, если этот долг обоснован и необременителен. Привлекая заемные средства, собственники компании и ее высший управленческий персонал получают возможность контролировать более крупные потоки денежных средств и реализовывать более амбициозные инвестиционные проекты, несмотря на то что доля собственного капитала в общей сумме источников может быть относительно небольшой. Компания становится крупнее; владеть, управлять и работать в такой компании - престижнее и выгоднее. Безусловно, при этом подразумевается наличие высокого уровня организации производственной и финансовой деятельности, обеспечивающего эффективность использования привлеченных средств.
  Выше уже отмечалось, что с позиции финансового риска компания, осуществляющая свою деятельность лишь за счет собственных средств, и компания, 90% совокупного капитала которой представляют собой банковские кредиты, диаметрально различаются. Необходимо отметить, что понятие финансового риска важно не только и не столько с позиции констатации сложившегося положения, - оно гораздо важнее с позиции возможности и условий привлечения дополнительного капитала. Как было показано выше, эти условия могут существенно различаться для приведенных в качестве примера компаний.
  Количественная оценка риска и факторов, его обусловивших, осуществляется на основе анализа вариабельности прибыли. В терминах финансов взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат активов или фондов, понесенных для получения данной прибыли, характеризуется с помощью показателя "леверидж"*. В буквальном понимании леверидж означает действие небольшой силы (рычага), с помощью которой можно перемещать довольно тяжелые предметы. В приложении к экономике он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению ряда результативных показателей.
  * Термин "леверидж" представляет собой варваризм, т.е. прямое заимствование американского термина "leverage", уже достаточно широко используемый в отечественной специальной литературе. Отметим, что в Великобритании для той же цели применяется термин "gearing". В некоторых монографиях используют термин "рычаг", что вряд ли следует признать удачным даже в лингвистическом смысле, поскольку в буквальном переводе на английский язык рычагом является "lever", но никак не "leverage ".
 
  Прежде всего отметим, что, как было показано выше, можно выделить несколько показателей прибыли, благодаря чему удается идентифицировать и количественно измерить влияние тех или иных факторов, в том числе и факторов, обусловливающих тот или иной вид риска. Точно так же возможны различное представление расходов компании и различная их группировка.
  Основным результативным показателем служит чистая прибыль компании, которая зависит от многих факторов, поэтому возможны различные факторные разложения ее изменения. В частности, ее можно представить как разницу между выручкой и расходами двух основных типов - производственного характера и финансового характера. Они невзаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих типов расходов можно управлять. Такое представление факторной структуры прибыли является исключительно важным в условиях рыночной экономики и свободы в финансировании коммерческой организации с помощью кредитов коммерческих банков, значительно различающихся по предлагаемым ими процентным ставкам.
  Итак, с позиции финансового управления деятельностью коммерческой организации чистая прибыль зависит, во-первых, от того, насколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы, т.е. во что они вложены, и, во-вторых, от структуры источников средств.
  Первый момент находит отражение в объеме и структуре основных и оборотных средств и эффективности их использования. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Вот эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного, или операционного, левериджа, уровень которого определяет, кроме того, величину ассоциируемого с компанией производственного риска.
  Финансовый риск находит отражение в соотношении собственных и заемных средств как источников долгосрочного финансирования, целесообразности и эффективности использования последних. Использование заемных средств связано для коммерческой организации с определенными, порой значительными, издержками. Каково должно быть оптимальное сочетание между собственными и привлеченными долгосрочными финансовыми ресурсами и как это повлияет на прибыль? Вот эта взаимосвязь характеризуется категорией финансового левериджа.
 
 4.12.2. Производственный леверидж
 
  Производственный (операционный) леверидж количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и вариабельностью показателя "прибыль до вычета процентов и налогов". Именно этот показатель прибыли позволяет выделить и оценить влияние изменчивости операционного левериджа на финансовые результаты деятельности фирмы.
  Уровень производственного левериджа рассчитывается как
 
 
 
  Вместе с этим показателем при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия используют величину эффекта производственного левериджа:
 
 
 
  Все обозначения здесь аналогичны тем, которые были использованы нами в разделе 3.5 при описании процедур анализа безубыточности.
  Если доля постоянных расходов велика, говорят, что компания имеет высокий уровень производственного левериджа. Для такой компании иногда даже незначительное изменение объемов производства может привести к существенному изменению прибыли, поскольку постоянные расходы компания вынуждена нести в любом случае - производится продукция или нет. Итак, изменчивость прибыли до вычета процентов и налогов, обусловленная изменением операционного левериджа, количественно выражает производственный риск. Чем выше уровень операционного левериджа, тем выше производственный риск компании.
  Влияние уровня производственного левериджа на вариабельность объема прибыли предприятия иллюстрирует пример 4.15.
 
  Пример 4.15. Рассмотрим два предприятия, А и В, аналогичных по масштабам производства и уровню прибыли до вычета процентов и налогов. Предприятия производят одинаковую продукцию и реализуют ее на высококонкурентном рынке по одинаковой цене. При этом структура затрат двух этих предприятий существенно различается: при данном уровне выпуска их коэффициенты производственного левериджа равны
 
 
 
  Формирование показателей прибыли обоих предприятий за I квартал года приведено в табл. 4.29.
 
  Таблица 4.29
  Формирование показателей прибыли предприятий с разным уровнем производственного левериджа
 
 
 
 
  Прибыль до вычета процентов и налогов равна:
 
 
 
  Чувствительность прибыли к изменению объема продаж равна:
 
 
 
  Поэтому:
 
 
 
  Уровни безубыточности для предприятий (предполагая, что в обоих случаях имеет место однопродуктовое производство):
 
 
 
  Видим, что при изменении объема продаж на одну единицу прибыль предприятия А (имеющего меньший уровень производственного левериджа) изменяется не так сильно, как прибыль предприятия В (с более высоким уровнем производственного левериджа). При резком уменьшении объема продаж прибыль второго будет падать гораздо быстрее и уже при Q = 800 (единиц за квартал) предприятие из прибыльного станет убыточным. У предприятия А ситуация менее тяжелая, его "запас прочности", т.е. запас сопротивляемости неблагоприятной рыночной конъюнктуре, несколько выше. Падение реализации до 800 единиц не сделает его убыточным, как это может произойти с предприятием В. Убытки будут зафиксированы лишь при более глубоком падении сбыта - до 750 единиц в квартал.
 
  Таким образом, предприятия с более высоким уровнем постоянных расходов (и следовательно, с более высоким производственным левериджем) несут и больший риск убытка при неблагоприятном развитии рыночной ситуации. Величину операционного левериджа можно считать показателем рискованности не только самого предприятия, но и вида бизнеса, которым это предприятие занимается, поскольку соотношение постоянных и переменных расходов в общей структуре затрат является отражением не только особенностей данного предприятия и его учетной политики, но и отраслевых особенностей деятельности.
  Можно привести различные примеры, показывающие роль производственного левериджа; в основном все эти примеры связаны с ресурсоемкими отраслями. В частности, в области нефтедобычи уровень постоянных расходов очень высок, поскольку независимо от степени интенсивности использования скважины необходим определенный, и весьма немалый, минимум расходов на поддержание скважины. То же самое можно сказать о металлургической промышленности, железнодорожном и водном транспорте и т.п.
  Для иллюстрации использования производственного левериджа при анализе рискованности предприятия рассмотрим пример 4.16.
 
  Пример 4.16. Рассмотрим данные, касающиеся двух предприятий, работающих в одном районе города. Первое из них, предприятие "Заря", занимается изготовлением, расфасовкой и оптовой реализацией пельменей. Переменными затратами в этом производстве являются сырье для изготовления пельменей, материал для упаковки и трудозатраты по упаковке. Поскольку производство автоматизировано, остальные расходы прямо не зависят от объема производства, поэтому относятся к постоянным.
  Второе предприятие - туристическое агентство "Эстер", реализует автобусные туры по городам Европы. Переменными затратами является стоимость каждой путевки, которая (за вычетом комиссионного вознаграждения) перечисляется туроператору. Обычный размер комиссионных - 20% от стоимости тура.
  Формирование финансового результата предприятий "Заря" и "Эстер" за III квартал 1999 г. показано в табл. 4.30.
 
  Таблица 4.30
  Формирование показателей прибыли предприятий "Заря" и "Эстер" за III квартал 1999 г.
 
 
 
  Как видно из примера, предприятия можно считать аналогичными по масштабам, поскольку уровни выручки и прибыли, полученные в анализируемом квартале, у них равны. При этом структура затрат у предприятий существенно различается - доля переменных затрат у 'Зари" равна 58%, а у "Эстер" - 80%. Расчеты показали следующие результаты:
 
 
 
  Видим, что для того, чтобы покрыть и переменные, и постоянные расходы и выйти на точку безубыточности, предприятию "Заря" требуется гораздо больший объем продаж (27 586 руб.), тогда как туристической фирме достаточно реализовать путевок на 7500 руб., чтобы начать получать прибыль.
  Проиллюстрируем таблицей 4.31, как изменится уровень прибыли, если выручка предприятий увеличится или уменьшится на 10%. Поскольку сумма переменных расходов предприятия, так же как и выручка, прямо зависит от количества произведенной и проданной продукции, снижение или уменьшение переменных расходов тоже будет равно 10%. Постоянные расходы, по определению, от уровня производства не зависят и при незначительных изменениях объема продаж не изменяются.
 
  Таблица 4.31
  Чувствительность прибыли предприятий "Заря" и "Эстер" к изменению их выручки на 10 %
 
 
 
  Видим, что прибыль предприятия "Заря" при изменении уровня продаж на 10% испытывает гораздо большие вариации (от -63 до +63% от первоначального уровня), тогда как прибыль туристической фирмы "Эстер" при таких же изменениях выручки изменяется гораздо меньше (от -30 до +30%).
 
  Прибыль предприятия, у которого уровень производственного левериджа выше, более чувствительна к изменениям выручки. При резком падении продаж такое предприятие может очень быстро "упасть" ниже уровня безубыточности. Иными словами, предприятие с более высоким уровнем производственного левериджа является более рискованным.
  Однако считать, что высокая доля постоянных расходов в структуре затрат предприятия является отрицательным фактором, нельзя. Увеличение производственного левериджа может свидетельствовать о наращивании производственной мощи предприятия, о техническом перевооружении, повышении производительности труда, а также о реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Все эти факторы, несомненно являющиеся положительными, проявляются в увеличении доли постоянных расходов и приводят к увеличению эффекта производственного левериджа.
  Эффект производственного левериджа проявляется в том, что при изменении выручки предприятия изменяется и прибыль, причем чем выше уровень производственного левериджа, тем сильнее это влияние. Эффект производственного левериджа предприятия "Заря" равен 6,33, что означает, что падение выручки предприятия на 1% приведет к падению его прибыли на 6,33%. Изменение выручки на 10% должно привести к изменению прибыли на 63,3% (10% х 6,33), что мы и видели в расчетах по табл. 4.31. Для фирмы "Эстер" чувствительность прибыли к изменению выручки гораздо ниже - при изменении выручки на 1% прибыль упадет на 3% (значение эффекта операционного левериджа - 3,00). Если выручка обоих предприятий упадет на 15,8%, для "Зари" это будет иметь гораздо более серьезные последствия, поскольку деятельность станет убыточной. Падение выручки на 15,8% для предприятия "Эстер" не будет столь трагичным, поэтому данную туристическую фирму можно считать менее рискованным предприятием. Запас финансовой прочности у таких предприятий гораздо выше. В случае финансовых затруднений им гораздо легче без особых потерь "свернуть" производство, все еще работая достаточно прибыльно, поскольку их финансовые результаты не так сильно зависят от объема производства, как это имеет место у предприятий с высоким уровнем производственного левериджа.
  Анализ величин постоянных и переменных расходов предприятия позволяет выявить уровень риска, что является необходимым этапом планирования и принятия управленческих решений.
  Отметим в этой связи, что необходимость в формулировании понятия производственного левериджа и разработке методов его оценки изначально возникла с появлением задачи формирования бюджетов крупных капиталовложений. Многие альтернативные проекты могут существенно различаться по структуре расходов, что и предопределяет необходимость расчета критического объема продаж. Кроме того, достаточно очевидно, что производственный леверидж как важнейшая характеристика технической и технологической сторон деятельности компании оказывает существенное влияние и на структуру источников средств.
  Может сложиться впечатление, что контроль за уровнем производственного левериджа актуален лишь для коммерческих организаций, имеющих высокий уровень постоянных расходов. Это верно лишь отчасти, поскольку мировой опыт показывает, что в рыночной экономике совершенно обыденным является диверсификация производственной деятельности. Для примера приведем основные направления деятельности транснациональной компании "Amer Group" со штаб-квартирой в Хельсинки. Эта компания занимается импортом и продажей автомобилей; производством спортивной продукции для гольфа, тенниса, американского футбола, баскетбола и бейсбола; производством бумаги, производством табачных изделий и др. Перечисленные направления достаточно разноплановы, в том числе и в отношении уровня постоянных расходов по дивизионам. Процесс диверсификации производственной деятельности является объективным, в той или иной степени он присущ (или будет присущ в недалеком будущем) и крупным отечественным компаниям.
  Итак, сложившийся в компании уровень производственного левериджа - это характеристика потенциальной возможности влиять на прибыль до вычета процентов и налогов путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска.
 
 4.12.3. Финансовый леверидж
 
  Количественно эта характеристика измеряется соотношением между заемным и собственным капиталом; уровень финансового левериджа прямо пропорционально влияет на степень финансового риска компании и требуемую акционерами норму прибыли. Чем выше сумма процентов к выплате, являющихся, кстати, постоянными обязательными расходами, тем меньше чистая прибыль. Таким образом, чем выше уровень финансового левериджа, тем выше финансовый риск компании.
  Уровень финансового левериджа компании рассчитывается как
 
 
 
 где ЗК - заемный капитал;
  СК - собственный капитал;
  ИБ - итог бухгалтерского баланса предприятия.
  Компания, имеющая значительную долю заемного капитала, называется компанией с высоким уровнем финансового левериджа, или финансово зависимой компанией (highly levered company); компания, финансирующая свою деятельность только за счет собственных средств, называется финансово независимой (unlevered company).
  Зависимость уровня чистой прибыли предприятия от соотношения его собственных и заемных источников финансирования иллюстрирует пример 4.17.
 
  Пример 4.17. Два предприятия, С и D, за I квартал 1999 г. имеют одинаковые объемы реализации продукции и уровни полных затрат. Соответственно, уровни прибыли до вычета процентов и налогов у них тоже одинаковы и приведены ниже.
 
 
 
  При этом известно, что предприятия С и D существенно различаются по структуре источников финансирования: предприятие С активно пользуется заемными источниками, предприятие же D, наоборот, предпочитает не прибегать к займам, а пользуется собственными источниками. Структура пассива балансов этих предприятий на 1 апреля 1999 г. такова:
 
 
 
  Взвешенная средняя ставка по обслуживанию заемного капитала у обоих предприятий одинакова - 36% годовых, при сложном начислении процентов это соответствует 8% за квартал. Финансовые расходы предприятий за этот период (расходы по обслуживанию займов) будут различаться, поэтому объемы налогооблагаемой (а следовательно, и чистой, остающейся в распоряжении собственников) прибыли также будут различны. Формирование показателя чистой прибыли предприятий за 1 квартал 1999 г. приведено в табл. 4.32.
 
  Таблица 4.32
  Формирование чистой прибыли предприятий с разным уровнем финансового левериджа
  (в руб.)
 
 
  Видим, что, несмотря на одинаковые уровни реализации и затрат, у предприятия с более высоким уровнем финансового левериджа (С) в распоряжении акционеров остается гораздо меньше прибыли, чем у предприятия с низким значением этой величины (D).
 
  Расходы по обслуживанию займов являются постоянными, поскольку для предприятия они обязательны к выплате независимо от уровня производства и реализации продукции. Очевидно, что если рыночная ситуация сложится неудачно, и выручка предприятия окажется низкой, то предприятие с более высоким уровнем финансового левериджа (и соответственно с высокими финансовыми расходами) гораздо раньше потеряет финансовую устойчивость и станет убыточным, чем предприятие, которое предпочитало финансировать свою деятельность из собственных источников и таким образом сохранило низкий уровень финансовой зависимости от внешних кредиторов. Следовательно, высокий уровень финансового левериджа является отражением высокого риска, присущего данному предприятию.
  Итак, сложившийся в компании уровень финансового левериджа - это характеристика потенциальной возможности влиять на чистую прибыль коммерческой организации путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов.
 
 4.12.4. Производственно-финансовый леверидж
 
  Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж. В отличие от двух других видов левериджа каким-либо простым количественным показателем, имеющим наглядную интерпретацию и пригодным для пространственных сопоставлений, он не выражается, а его влияние выявляется путем оценки взаимосвязи трех показателей: выручка, расходы производственного и финансового характера и чистая прибыль.
  Исходным в рассмотренной схеме является производственный леверидж, влияние которого выявляется путем оценки взаимосвязи между совокупной выручкой коммерческой организации, ее прибылью до вычета процентов и налогов и расходами производственного характера. К последним относятся совокупные расходы коммерческой организации, уменьшенные на величину расходов по обслуживанию внешних долгов. Влияние финансового левериджа выявляется путем оценки взаимосвязи между чистой прибылью и величиной прибыли до выплаты процентов и налогов.
  Рассмотренные виды левериджа и их влияние, опосредованное взаимосвязью описанных показателей, могут быть представлены путем перекомпоновки и детализации статей отчета о прибылях и убытках (рис. 4.19).
 
 
 
  Из приведенной схемы и сделанных пояснений становится понятно, почему такое большое внимание с позиции стратегического планирования уделяется операционному и финансовому левериджу - именно условно-постоянные расходы производственного и финансового характера в значительной степени определяют конечные финансовые результаты деятельности предприятия. Выбор более или менее капиталоемких направлений деятельности определяет уровень операционного левериджа; выбор оптимальной структуры источников средств связан с финансовым левериджем. Что касается взаимосвязи двух видов левериджа, то однозначную и безапелляционную ее характеристику вряд ли можно сделать. Тем не менее является достаточно распространенным мнение, что они должны быть связаны обратно пропорциональной зависимостью - высокий уровень операционного левериджа в компании предполагает желательность относительно низкого уровня финансового левериджа, и наоборот. Объяснение этому очевидно с позиции как общего риска, так и совокупных постоянных расходов.
 
 Глава 5. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВ ПРЕДПРИЯТИЯ
 
 5.1. Оценка рыночной позиции предприятия
 
  Оценка финансово-хозяйственной деятельности любого экономического субъекта - предприятия или организации - не может сводиться к анализу его бухгалтерской отчетности, сколь глубоким бы ни был такой анализ. Бухгалтерская отчетность всегда отражает лишь сложившееся на определенные моменты состояние имущества и источников финансирования предприятия, а также его финансовые результаты за ряд периодов, предшествующих анализу. К сожалению, анализ отчетности ничего не говорит о том, каковы будут это состояние и финансовые результаты в будущем. Недаром такое ретроспективное исследование американцы называют "посмертным". Сам по себе анализ прошлых успехов и неудач никакой ценности не имеет и важен лишь постольку, поскольку позволяет принимать решения относительно будущего.
  Разумеется, высокая ликвидность, оптимальная для данной отрасли структура основных и оборотных средств, грамотное формирование источников финансирования - все эти факторы являются хорошим заделом для продолжения успешного функционирования предприятия в интересах его собственников, потребителей и социального окружения. Поддержание бухгалтерских и финансовых показателей на желаемом для предприятия уровне положительно скажется на его перспективах. Однако делать далеко идущие выводы о перспективах предприятия на основе анализа лишь бухгалтерской документации затруднительно. Такой анализ должен быть комплексным и включать оценку множества факторов, внешних и внутренних, влияние которых и на само предприятие, и на его рыночное окружение нельзя недооценивать.
  Внешние и внутренние факторы, воздействующие на деятельность предприятия, формируют его бизнес-среду. Бизнес-среда фактически определяет положение предприятия на рынке, а следовательно, и его финансовое благополучие. Поэтому без ее оценки, хотя бы самой общей, комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия невозможен. Общая характеристика бизнес-среды представлена на рис. 5.1.
 
 
 
  Традиционно все аспекты деятельности хозяйствующих субъектов аналитики делят на внешние и внутренние. В анализе внешней и внутренней среды всегда следует идентифицировать ее участников, а также структуру и особенности их отношений с рассматриваемым хозяйствующим субъектом.
  Развернутый анализ бизнес-среды и рыночной позиции предприятия выполняется в ходе маркетинговых исследований и процедур. Однако и общий анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, если он носит статус комплексного, должен включать оценку положения хозяйствующего субъекта на рынках факторов производства.
  Комплексность анализа в данном случае подразумевает понимание того, что система, которую мы рассматриваем (т.е. анализируемое нами предприятие), достаточно сложна, выполняет несколько функций и состоит из множества подсистем, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом и с внешней средой. Структуру важнейших функций и подсистем производственного предприятия представляет рис. 5.2.
 
 
 
  Разумеется, эта схема представляет лишь самую общую картину формирования предприятия как сложной системы. У разных хозяйствующих субъектов важность представленных функций и подсистем различна. Некоторые из них в отдельных случаях могут быть жизненно важны для деятельности предприятия, другие - иметь второстепенное значение, третьи отсутствовать совсем. Например, производственная функция (организация и поддержание деятельности по производству продукции) отсутствует у непроизводственных предприятий, общественных и иных подобных организаций. У предприятий сферы услуг под словом "производство" обычно подразумевается нечто совсем другое, нежели у промышленных предприятий, - для них, даже выделяя производство в целях анализа в отдельную функцию, чаще всего целесообразно отнести ее к второстепенным.
  Аналогично функция обеспечения безопасных условий труда сотрудников имеет гораздо большую важность на промышленных предприятиях с тяжелыми и вредными условиями труда, нежели на предприятиях, например, торговли или в образовательных учреждениях. И точно так же функция обеспечения рабочими местами жителей определенного населенного пункта острее всего осознается и требует гораздо большего внимания у руководства крупных градообразующих предприятий, расположенных там, где социальная обстановка и благосостояние множества людей зависят от успешной деятельности одного конкретного хозяйствующего субъекта. Небольшие же предприятия редко бывают всерьез озабочены выполнением этой миссии.
  Важнейшими функциями любого хозяйствующего субъекта является снабжение его различными ресурсами, необходимыми для обеспечения нормальной деятельности, и сбыт готовой продукции, товаров и услуг. Для хозяйствующих субъектов, действующих в конкурентном рыночном окружении (в первую очередь это предприятия торговли и производства продуктов и товаров первой необходимости), эти функции имеют первостепенную, можно без преувеличения сказать, жизненную важность. В то же время в отдельных случаях хозяйствующие субъекты могут иметь гарантированный сбыт их продукции (например, если предприятие выполняет государственный заказ) или гарантированные поставки сырья и материалов. Такая ситуация может быть обусловлена и грамотной постановкой работы снабженческо-сбытовых служб, если они сумели обеспечить предприятие заказами и договорами на поставку сырья на длительный срок вперед.
  Для предприятий, работающих в таких условиях, функции сбыта и снабжения различными видами ресурсов отходят на второй план. Однако руководству не следует забывать, что такая успокоенность не должна продолжаться долго. Выживаемость подавляющего большинства хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики зависит в первую очередь от того, удается ли им производить и реализовывать свою продукцию на подходящих условиях, сохраняя при этом приемлемый уровень затрат.
  Реализация всех вышеуказанных функций предприятия происходит через деятельность его подсистем. Некоторые из них, прежде всего управляющая, финансовая и информационная, существуют в той или иной форме у абсолютно всех хозяйствующих субъектов, больших и малых, производственных и непроизводственных, коммерческих и некоммерческих. Другие подсистемы - производственная, сбытовая, транспортная - формируются только на тех предприятиях, где они действительно необходимы.
  Формирование и условия функционирования различных подсистем хозяйственного механизма также являются предметом изучения при проведении комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности. Детально этот аспект изучается в рамках процедур управленческого анализа. Целью его обычно является разработка рекомендаций по увеличению эффективности деятельности предприятия в целом путем оптимизации различных его подсистем, связей между ними и бизнес-процессов, обеспечивающих реализацию его основных функций.
  Рассмотрим составляющие бизнес-среды предприятия более подробно.
 

<< Пред.           стр. 13 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу