<< Пред.           стр. 16 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 19. Назовите формы реорганизации АО и покажите участие финансов в этом процессе.
 20. Укажите причины ликвидации АО и порядок расчетов с кредиторами.
 21. Определите порядок распределения фондов АО после расчетов с кредиторами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 13. ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ
 
 
 
 
 
 
 
 13.1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЗДАНИИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП В РОССИИ
 
 
 Преобразование отношений собственности и развитие институтов, без которых невозможна современная рыночная экономика, является важным аспектом углубления экономических реформ в России. Такими институтами выступают, в частности, финансово-промышленные группы (ФПГ), становление которых в российской экономике соответствует потребностям развития общественного производства и отвечает мирохозяйственным реальностям. Факты говорят о том, что народное хозяйство стран развитой рыночной экономики базируется на крупных и сверхкрупных интегрированных организационно-хозяйственных структурах, вокруг которых и выстраиваются сети предприятий среднего и малого бизнеса.
 
 В ведущих индустриальных державах мощные промышленные компании органически переплетены с финансовыми структурами -банками, страховыми и инвестиционными институтами. Эти интегральные образования имеют, по сравнению с малым и средним бизнесом, гораздо большие возможности по проведению НИОКР, освоению высокотехнологичных изделий, осуществлению крупномасштабных проектов за счет потенциала концентрации производства, науки и финансовых ресурсов. Практика западноевропейских стран, США, Японии и Южной Кореи однозначно убеждает, что национальный капитал лишь тогда может стать конкурентной в мирохозяйственном плане силой, если он в значительной части структурируется в финансово-промышленные корпорации, поддерживаемые государством.
 
 361
 
 В России участниками ФПГ могут быть юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций), подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы. В составе группы обязательно должны быть организации, действующие в сфере производства товаров и услуг, а также финансово-кредитные учреждения. В ФШ могуг входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные или иные фонды, страховые организации, способные играть позитивную роль в обеспечении инвестиционного процесса в группе.
 Участие в ФПГ государственных и муниципальных унитарных предприятий возможно в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества.
 Решение о присвоении совокупности юридических лиц статуса ФПГ и о включении ее в Государственный реестр финансово-промышленных групп принимается на основе экспертизы необходимых документов полномочным государственным органом, наделенным правами регистрации финансово-промышленных групп.
 Высшим органом управления финансово-промышленной группой является Совет управляющих ФПГ, в который входят представители всех ее участников; этот Совет действует в пределах компетенции, устанавливаемой договором о создании ФПГ.
 Все участники такого договора совместно учреждают центральную компанию (ЦК) - официального представителя финансово-промышленной группы. ЦК - юридическое лицо; как правило, она выступает в качестве инвестиционного института. Центральная компания ФПГ может быть создана в форме хозяйственного общества, а также ассоциации или союза. Кроме того, ЦК может учреждаться обществом, уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы и являющимся основным по отношению к остальным участникам договора о создании ФПГ. Центральная компания имеет право выступать от имени участников группы в отношениях, связанных с ее (группы) созданием и функционированием.
 Финансово-промышленные группы на добровольной основе и путем создания совместной компании акционерного типа объединяют хозяйствующие субъекты, выполняющие основные, но различные функции в экономике. В специфических российских условиях главными целями создания таких структур, кроме подъема конкурентоспособности национальной экономики в мирохозяйственном аспекте, являются:
 362
 
 активизация инвестиционного процесса путем наращивания потенциала отечественной промышленности в «точках роста» экономики при ориентации на внебюджетные источники финансирования;
 начало структурной перестройки, прекращение падения научно-технического потенциала страны;
 укрепление экономического потенциала на общероссийском и всем постсоюзном пространстве;
 повышение эффективности деятельности, увеличение объемов производства и реализации продукции;
 усиление управляемости процессами экономического развития на основе формирования базисных хозяйственных структур, выступающих как своеобразное «среднее звено» между государством и сферой мелкого (среднего) бизнеса;
 успешная конкуренция с крупными зарубежными корпорациями на внутреннем и внешних рынках, транснационализация процессов экономического развития за счет расширения эффективных кооперационных связей.
 
 С участием ФПГ достижение названных целей становится более реальным, поскольку они выступают в роли инструмента обеспечения горизонтальных и вертикальных хозяйственных связей, объединения усилий промышленных предприятий, финансово-кредитных учреждений, страховых, инвестиционных компаний, торговых, транспортных и других организаций. В основе такой интеграции лежит ряд мотивов, среди которых, во-первых, невозможность продуктивного продвижения вперед без привлечения и концентрации финансовых ресурсов, и, во-вторых, специализация и диверсификация производства. Совместная деятельность невозможна без координации работы предприятий, связанных единством воспроизводственного процесса, включая технологию и кооперацию, и имеющих общие интересы в изготовлении и реализации продукции. Путем аккумулирования средств, появления возможности управляемого развития предприятий, снижения рисков, маневрирования совокупным портфелем ценных бумаг, концентрации инвестиционных ресурсов на осуществление эффективных проектов создается дополнительная устойчивость для каждого из предприятий и учреждений, входящих в финансово-промышленную группу.
 Анализ деятельности первых отечественных интегральных структур позволяет сформулировать основные принципы формирования российских ФПГ. Среди них:
 • индивидуальный характер проектов создания каждой группы на основе единой нормативно-правовой базы;
 363
 • наличие лидера группы, определяющего основные товарные и финансовые потоки. При этом в качестве лидера могут выступать как промышленные предприятия, так и финансово-кредитное учреждение;
 • акционерный контроль и договорные отношения, являющиеся ключевыми факторами обеспечения управляемости членов ФПГ со стороны центральной компании;
 ® образование групп при наличии четкой вертикальной или горизонтальной кооперации предприятий, выпускающих или способных выпускать конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках продукцию, а также товары для государственных нужд;
 ® подбор финансово-кредитных учреждений, имеющих достаточный собственный капитал для инвестирования в проекты, реализуемые группами;
 • подтверждаемая экспертизой тщательная обоснованность проекта ФПГ, включая состав, механизм совместной деятельности, комплексность и достоверность оценок ожидаемой эффективности функционирования корпорации;
 ® разнообразие форм государственного содействия созданию и деятельности ФПГ.
 Мировой и первый отечественный опыт функционирования финансово-промышленных объединений показывает, что, будучи построенными с учетом названных принципов, такие структуры действительно становятся базисными саморазвивающимися хозяйственными элементами, позволяющими эффективно осуществлять воспроизводство и обращение производственного, финансового и торгового капитала, обеспечивать его накопление, концентрацию и вложение в приоритетные сферы экономики.
 ФПГ создаются разными путями («снизу» и «сверху»): 1) участниками в добровольном порядке или посредством объединения одним участником группы приобретаемых им пакетов акций других участников; 2) по решению Правительства России; 3) на основе межправительственных соглашений.
 Финансово-промышленные группы могут быть классифицированы по критериям: 1) роли и статуса головного участника, вокруг которого объединяются остальные организации (коммерческий банк, научно-исследовательская или конструкторская организация, торговая фирма; 2) формы производственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат); 3) отраслевой принадлежности (отраслевые, межотраслевые); 4) степени диверсификации (монопро-
 
 364
 
 фильные, многопрофильные); 5) масштаба деятельности (международные, республиканские, региональные),
 Для становления конкурентоспособных интегрировэнных финансово-промышленных структур решающее значение имеют усиление мотивации экономических субъектов к долгосрочной совместной деятельности и формирование механизмов, обеспечивающих защиту интересов всех участников ФПГ. Кроме того, необходимо создать условия, способствующие адаптации организационно-правовой формы ФПГ, структуры управления, состава и внутрикорпоративных взаимодействий ее участников к изменениям факторов производства и социально-экономической среды.
 
 
 Рис. 13.2. ФПГ во главе с финансово-кредитным институтом
 
 365
 
 
 
 Рис, 13.4. ФПГ без образования центральной компании
 Возможно различное организационное строение ФПГ. В частности, в зависимости от того, чем представлено «ядро» группы, могут быть выделены такие основные разновидности финансово-промышленной интеграции (рис. 13.1-13.4)1.
 
 'См.: Как продолжать реформы в России? /Под ред. В,В. Куликова, В.И. Исправникова. - М., 1996. - С. 82-83.
 366
 
 1. ФПГ во главе с производственным холдингом, когда головная компания является не только держателем акций, но и производителем продукции.
 2. ФПГ во главе с финансово-кредитным учреждением (банковский холдинг). В данном случае в роли головной компании выступает банк.
 3. ФПГ во главе с чистым холдингом; при этом центральная компания не занимается производственной деятельностью, но владеет контрольным пакетом акций ряда предприятий.
 4. ФПГ без образования центральной компании, что предполагает взаимодействие участников объединения на основе перекрестного владения акциями.
 
 Среди наиболее крупных участников ФПГ" можно назвать следующие; Новолипецкий, Челябинский, Магнитогорский, Орско-Халиловский, Старооскольский комбинаты, АО «АвтоВАЗ», «КамАЗ», «Авиастар», «Тулачермет» и «Уралмаш»; «Автобанк», «Авангард», и др.
 
 Начало становлению российских ФПГ было положено Указом Президента Российской Федерации «О создании финансово-промышленных групп о Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г. №2096. В соответствии с этим Указом в 1993-1994 гг. было официально внесено в Государственный реестр 8 ФПГ, в том числе «Уральские заводы» (Ижевск), «Сокол» (Воронеж), «Драгоценности Урала» (Екатеринбург), «Русхим» (Москва), «Сибирь» (Новосибирск), «Объединенная горно-металлургическая компания» (Москва), «Скоростной флот» (Москва). В 1995 г. было зарегистрировано 21, в 1996 г. - 18 ФПГ. По состоянию на начало 1998 г. было зарегистрировано 74 ФПГ, в составе которых функционировало 270 предприятий и организаций, в том числе более 40 финансово-кредитных учреждений. Предприятия в составе ФПГ обеспечили годовой объем продукции более 100 трлн (неденоминированных) руб.; при этом общая численность работающих в них (включая занятых в финансово-кредитных учреждениях) составляла более 3,0 млн человек.
 В настоящее время формирование и деятельность ФПГ в Российской Федерации регламентируется двумя основными правовыми актами: Федеральным законом «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. №190~ФЗ и Указом Президента России «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп» от 1 апреля 1996 г. №443.
 
 367
 
 В соответствии с указанным законом под ФПГ понимается совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединившие свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
 
 Реально группы представляют собой огромные хозяйственные комплексы, собирающие под одну крышу предприятия и'учрежде-ния сфер: производственной, финансовой и коммерческой. Интеграция в ФПГ различных удачно подобранных хозяйствующих субъектов повышает возможности для оптимизации состава и использования объединяемого капитала. Это, в свою очередь, приводит к экономии капитальных вложений, более полной загрузке производственных мощностей, росту отдачи вовлеченных ресурсов. Финансово-промышленные группы способствуют экономии оборотных средств, в частности, благодаря развитию взаимного зачета платежей структурных подразделений внутри групп, что уменьшает платежный оборот и массу финансовых ресурсов, необходимых для нормального обеспечения производства и обращения.
 
 В законодательстве выделяется также понятие транснациональных ФПГ (ТФПГ), при этом определяющим признаком такой группы является наличие среди его участников юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств-участников СНГ, имеющих обособленные подразделения на территории указанных государств, либо осуществляющих на их территории капитальные вложения, В случае создания ТФПГ на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) группы.
 Роль транснациональных ФПГ с участием предприятий стран СНГ в последние годы заметно возросла. По состоянию на начало 1998 г. статус транснациональных ФПГ получило 6 групп: «Интеррос», «Нижегородские автомобили», «Точность», «Славянская бумага», «Аэрофин», «Оптроника».
 
 Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» явился шагом вперед в государственном регулировании деятельности российских институциональных структур. В сравнении с пред-
 368
 шествующими нормативными документами, регламентировавшими создание и деятельность ФПГ, он не содержит практически никаких ограничений на включение предприятий и финансово-кредитных учреждений, в состав группы. Кроме того, закон устанавливает систему мер государственной поддержки ее участников.
 
 
 3.2 Приоритеты развития и государственная поддержка финансово-промышленных групп
 
 
 Особенностью ФПГ в сравнении с другими объединениями является их ориентация на определенные приоритеты в промышленной и социальной политике и законодательно закрепленное право на получение мер государственной поддержки, выражающихся в ряде льгот. В общем виде среди генеральных направлений для образования финансово-промышленных групп могут быть выделены три типа приоритетов:
 относящиеся к селективной структурной политике;
 касающиеся способов организации, форм и методов функционирования ФПГ;
 региональные, межрегиональные, межреспубликанские и транснациональные приоритеты.
 
 Первоочередными направлениями, определяемыми структурной политикой в промышленности, являются, например, новые технологии повышения нефте- и газоотдачи пластов; конверсия оборонных предприятий с целью производства ресурсосберегающих и импорто-заменяющих видов продукции машиностроения, производство конкурентоспособной аэрокосмической, электронной, электротехнической, судостроительной, автомобильной продукции, продукции тяжелого и транспортного машиностроения, средств связи, телекоммуникаций и информатики и др.
 
 Приоритетным должно быть проектирование ФПГ, обеспечивающих повышение заинтересованности входящих в них финансово-коммерческих структур во вложении средств в стабилизацию и подъем производства, удовлетворение и стимулирование платежеспособного спроса, сочетание интересов крупных и мелких производителей при осуществлении совместной деятельности, создание
 
 369
 
 конкурентной рыночной среды и противодействие формированию монополий.
 Наконец, приоритетным в региональном аспекте должно стать создание финансово-промышленных групп как региональных, так и межрегиональных в регионах с диверсифицированной экономической структурой, а также ФПГ, способствующих восстановлению и развитию экономически эффективных кооперационных связей с хозяйствующими субъектами стран - бывших республик СССР.
 В соответствии с Федеральным законом «О финансово-промышленных группах» к числу основных мер государственной поддержки их деятельности в первую очередь отнесены:
 в возможность зачета задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же финансово-промышленной группы;
 ® предоставление участникам ФПГ права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность ФПГ;
 ® передача в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой финансово-промышленной группы;
 ® предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций;
 ® предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ.
 Помимо этого, Центральным банком Российской Федерации могут быть предоставлены банкам - участникам ФПГ, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменения других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.
 В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп» государственным унитарным предприятиям-участникам ФПГ предоставлено право вносить в качестве вклада в уставной капитал центральных компаний недвижимое имущество, находящееся в их хозяйственном ведении и являющееся федеральной собственностью, сдавать центральным компаниям это имущество и отдавать его в залог. Финансово-промышленные группы способны выступать на-
 370
 
 дежной опорой государства в выходе из кризисного состояния, в реструктуризации, повышении конкурентоспособности национальной экономики, но для этого интегральные структуры должны стать одним из приоритетов государственной политики, что предполагает развитие системы мер государственной поддержки созданных и создаваемых финансово-промышленных групп. Это прежде всего расширение комплекса различных льгот, включая налоговые, инвестиционно-амортизационные, кредитные, внешнеэкономические, а также льготы по приоритетному включению ФПГ в федеральные целевые программы и первоочередному предоставлению группам контрактов на поставку товаров для федеральных нужд.
 
 
 
 13.3 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФПГ
 
 Создание и обеспечение эффективного финансово-экономического механизма совместной деятельности группы является важнейшей задачей ее центральной компании. Определяющими факторами при этом выступают тип интеграции участников, их финансовое состояние, целевое предназначение группы, роль финансово-кредитного учреждения в ее составе.
 
 Базой формирования финансово-экономического механизма функционирования ФПГ служит разработка и реализация годовых и среднесрочных планов финансовой, инвестиционной, производственной и реализационной деятельности ее участников. Как правило, задачу корпоративного планирования выполняет аппарат центральной компании. Здесь особо следует обозначить основные функции корпоративного планирования, являющегося элементом целостной системы управления рыночными структурами и их корпоративной ипостасью - ФПГ.
 
 В совокупности задач корпоративного планирования выделим следующие наиболее значимые для группы элементы: 1) выбор приоритетов деятельности и общей стратегии поведения корпорации на финансовых и товарных рынках; 2) формирование портфеля инвестиционных предложений участников ФПГ с их оценкой и определением последовательности работ и ресурсного обеспечения; 3) оп-
 
 371
 
 ределеиие внутренних и внешних источников финансирования работ по реализации программ группы; 4) разработка мероприятий по укреплению позиций ФПГ на соответствующих рынках; 5) формирование взаимоувязанных по срокам, исполнителям и ресурсам инвестиционной, производственной и реализационной программ; 6) расчет экономической эффективности принимаемых к осуществлению проектов и обеспечивающих их мероприятий.
 
 В системе финансово-экономического механизма ФПГ особую роль играют финансово-кредитные учреждения, банки, которые, участвуя в формировании собственности группы, обеспечивают долговременный и взаимозаинтересованный характер делового сотрудничества держателей финансовых средств и промышленников. К числу.таких учреждений относятся в первую очередь коммерческие банки, затем страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные институты. Уместно еще раз подчеркнуть, что ФПГ- это не просто производственные объединения (последние известны из истории нашей промышленности 70-х годов), а воплощение слияния промышленного капитала с финансовым. Это интегральные структуры различных типов, в которых финансовые институты играют не меньшую в качественном плане роль, нежели производственные единицы, либо прямо образуют ядро, вокруг которого, как отмечалось, последние сплачиваются.
 Входя в состав ФПГ, финансовые институты выполняют свою основную роль - предоставление полного спектра финансовых, кредитных, инвестиционных, страховых, управленческих и других услуг, обеспечивающих производственную деятельность участников группы.
 
 Актуальной задачей отечественного производства выступает сегодня активизация инвестиционного процесса. Поэтому финансово-кредитные учреждения в составе ФПГ должны прежде всего привлекать частный капитал к финансированию приоритетных инвестиционных проектов в промышленности. Наряду с этим, выполняя свои основные функции (кредитование и страхование участников группы, пенсионное обслуживание занятых здесь работников, привлечение средств физических и юридических лиц для инвестирования в ценные бумаги ФПГ), финансовые институты решают и другие задачи. Речь идет прежде всего о совершенствовании системы расчетов между промышленными предприятиями, о решении проблемы непла-
 
 372
 
 тежей. Финансово-кредитные учреждения - участники ФПГ призваны содействовать совершенствованию системы управления инвестиционными проектами, обеспечивать привлечение дополнительных финансовых средств для освоения новых, а главное, мировых рынков. Наконец, они должны содействовать устойчивому финансовому состоянию предприятий-участников группы.
 
 Место и роль любого финансово-кредитного института в ФПГ определяются, с одной стороны, составом и структурой группы, с другой - спецификой выполняемых этим институтом основных функций. Но поскольку, как свидетельствует мировой опыт, интегратором высшего порядка являются отношения собственности, то именно они и определяют позиции каждого участника внутри ФПГ, тем более, что согласно российскому законодательству любой путь добровольного формирования группы ведет к появлению таких отношений. Применительно к финансово-кредитным учреждениям это проявляется в том, что финансовый институт может выступать: совладельцем промышленных предприятий или части их собственности; совладельцем общей с промышленными предприятиями собственности; владельцем промышленных предприятий. Не исключаются и сочетания этих форм интеграции. В зависимости от различных типов совместной деятельности определяются и функции финансово-кредитного института в рамках ФПГ.
 
 Итак, финансово-промышленные группы - это крупные интегральные структуры разных видов, в которых финансовые институты играют не меньшую, чем промышленные предприятия, роль. Часто именно эти институты инициируют создание ФПГ, не исключая, однако, и иных способов финансово-промышленной интеграции. Назовем, к примеру, такие:
 
 • покупка финансовой организацией акций приватизированных предприятий;
 • размещение эмиссии вновь выпускаемых ценных бумаг;
 • учреждение совместно с производственными предприятиями новой структуры с оговоренными функциями и полномочиями;
 • получение в траст пакетов акций, принадлежащих государству, а также крупных банковских инвестиционных кредитов;
 • создание промышленными предприятиями финансового института или его приобретение и др.
 
 373
 
 В соответствии с Федеральным законом о «Финансово-промышленных группах» (ст. 13) участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков и могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс ФПГ. Согласно п. 2 указанной статьи Закона о ФПГ постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 1997 г. №24 утвержден Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ (далее Порядок). Под консолидацией в данном случае понимается не простое сложение одноименных статей финансовой отчетности участников объединения. Консолидированная отчетность ФПГ позволяет повысить финансовую и социальную управляемость; она содержит информацию о хозяйствующих субъектах, функционирующих в условиях общей экономической стратегии и в разной степени участвующих в капитале друг друга. Важными факторами эффективного ведения единой отчетности ФПГ являются, во-первых, определение системы показателей, характеризующих деятельность интегрированной структуры в целом, и, во-вторых, наличие специфических форм составления бухгалтерских 6ananqoB и отчетности, используемых для: предприятий; финансово-кредитных учреждений (банков); страховых компаний; инвестиционных фондов.
 
 
 В соответствии с Федеральным законом «О финансово-промышленных группах» эта важная функция корпоративного финансового менеджмента - ведение консолидированного баланса, учёта и отчетности - возлагается на центральные компании групп. Согласно названному выше Порядку показатели активов и пассивов бухгалтерских балансов участников ФПГ суммируются. В целом по ФПГ в отчетности показывается инвестиционная деятельность (без выделения вложений участников в центральную компанию и в ее уставный капитал). Не включаются в отчетность показатели бухгалтерского баланса и финансовые результаты, отражающие объемы реализации товаров (работ, услуг), обязательства и расчеты между центральной компанией и участниками ФПГ. Также не включаются в отчетность показатели финансово-хозяйственной деятельности банков, страховых компаний и иных кредитных учреждений (за исключением центральной компании). Если же в состав ФПГ входят две и более финансово-кредитных (банковских, страховых, инвестиционных) орга-
 
 374
 
 низации, то по ним составляется отдельная сводная ведомость. Отчет по прибыли и убыткам каждого участника ФПГ должен быть представлен в развернутом виде.
 
 Ведение консолидированного баланса, учета и отчетности ФПГ может иметь решающее значение для финансовой деятельности группы в целом. Оно способно открывать для ее участников значительные возможности свободного маневрирования собственными ресурсами И существенно снижать себестоимость конечного продукта вследствие сокращения неплатежей контрагентов как внутри ФПГ, так и в отношениях группы с внешними партнерами, например, за счет централизованного учета однородных капиталоемких групп расходов (на транспорт, энергетику и т.п.). В сочетании со взаимозачетом неплатежей повышается шанс сократить непродуктивное расходование ресурсов. Особо следует сделать акцент на том, что статус ФПГ как консолидированного налогоплательщика, имеющего сводный баланс, в состоянии стать эффективным инструментом финансового менеджмента. Об этом позволяет говорить, в частности, статья 15 Федерального закона о ФПГ, согласно которой в числе мер государственной поддержки деятельности групп их участникам предоставляется право самостоятельно определять сроки амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность ФПГ. .Очевидно, что реализация этой возможности последовательно на всех стадиях производства даст больший суммарный эффект, чем при осуществлении права самостоятельного установления сроков амортизации на отдельном предприятии. Имея статус консолидированного налогоплательщика, центральная компания ФПГ обладает правом свободы перемещения активов внутри группы между формально различными юридическими лицами без соответствующих изъятий в бюджет налогов на прибыль и на добавленную стоимость. Итак, законодательно закрепленное за центральной компанией ФПГ право ведения консолидированного баланса дает ей возможность беспрепятственно перемещать собственные и привлекаемые ресурсы внутри группы.
 
 В соответствии с Федеральным законом о ФПГ центральная компания группы не позднее 90 дней после окончания' финансового года обязана представить всем участникам группы, а также полномочному государственному органу отчет о деятельности ФПГ по устанавливаемой Правительством Российской Федерации форме, составленный на основе результатов проверки независимым аудитором.
 375
 
 
 Контрольные вопросы
 
 1. Каковы объективные потребности отечественной экономики, вызывающие необходимость формирования финансово-промышленных групп?
 2. Назовите принципы образования ФПГ и раскройте понятие «финансово-промышленная группа».
 3. Перечислите критерии классификации финансово-промышленных групп.
 4. Каковы главные приоритеты развития ФПГ?
 5. В чем заключаются -задачи системной государственной поддержки отечественных ФПГ?
 6. Как формируется финансово-экономический механизм функционирования ФПГ и каковы задачи корпоративного управления как элемента финансового менеджмента группы?
 7. Охарактеризуйте роль финансово-кредитных учреждений в финансово-экономическом механизме деятельности ФПГ.
 8. Назовите известные вам способы финансово-промышленной интеграции.
 9. Что понимается под консолидированной группой налогоплательщиков и как осуществляется ведение консолидированных учета, отчетности и финансовой деятельности ФПГ?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ЛИТЕРАТУРА
 
 
 
 
 
 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ с последующими изменениями.
 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ с изменениями и дополнениями.
 Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995г.№208-ФЗ.
 Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. №39-Ф3.
 Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 г. № 4015-1.
 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. №6-83.
 Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» отЗ июля 1991 г. № 1531-1.
 Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ.
 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31июля1998г.№145-ФЗ. •
 Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2000 г.» от 31 декабря 1999 г. Кй 227-ФЗ.
 Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г.№222-ФЗ.
 Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. № 445-1.
 Налоговый кодекс Российской Федерации, ч.1. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ.
 Положение о составе затрат по производству и реализации' продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 в редакции изменений и дополнений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. №661.
 
 
 377
 
 Финансовый менеджмент: Учебник /Под ред. Н.Ф. Самсонова - М.: ЮНИТИ, 1999.
 Баканов М.И.. Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 1998.
 Бард B.C. Финансово-инвестиционный комплекс. - М.: Финансы и статистика, 1998.
 Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие -М.: Финансы и статистика, 1998.
 Жуков Е.Н. Ценные бумаги и фондовые рынки. - М.: ЮНИТИ, 1995.
 Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности, 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1997.
 Крешшна МЛ. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. -М.: ИКП «ДИС», 1997.
 Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект. - М.: Изд-во БЕК, 1996.
 Моляков Д.С., Шохин ЕЖ Теория финансов предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2000.
 Налоги/Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2000.
 Перар Ж. Управление финансами с упражнениями. - М.: Финансы и статистика, 1999.
 Рынок ценных бумаг/Под ред. В.А. Галанова и AM. Басова. - М.: Финансы и статистика, 1999.
 Современный финансово-кредитный словарь.-М.: Инфра-М, 1999.
 Справочник финансиста предприятия, 2-е изд. - М.: Инфра-М, 1999.
 Управление организацией: Учебник, - 2-е издУПод ред. А.Г. Порише-ва, В.П. Румянцевой. - М: Инфра-М, 1997.
 Тренев Н.И. Управление финансами. - ML: Финансы и статистика, 1999.
 Хори Док. В. Основы управления финансами. - М,: Финансы и статистика, 1999.
 Циферблат Л.Ф. Бизнес-план: работа над ошибками, - М.: Финансы и статистика, 2000.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ОГЛАВЛЕНИЕ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.................................. 3
 1.1. Этапы развития финансов в России........................... 3
 1.2. Функции финансов................................................... 15
 Контрольные вопросы................................................... 22
 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА.......................................... 23
 2.1. Формирование финансовой системы......................... 23
 2.2. Бюджет и бюджетное устройство.............................. 31
 2.3. Внебюджетные фонды............................................. 43
 2.4. Организация, функции и виды страхования................ 64
 2.5. Фондовый рынок как часть финансовой системы.......... 79
 Контрольные вопросы.................................................... 83
 УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ...... 84
 3.1. Сущность и значение государственного долга............ 84
 3.2. Государственные ценные бумаги 'как инструмент управления государственным долгом........................ 89
 3.3. Характеристика отдельных видов государственных ценных бумаг....................................................... 95

<< Пред.           стр. 16 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу