<< Пред.           стр. 7 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

  2. Фрикционная - временная, связана с поиском или ожиданием работы. Она неизбежна, т.к. рабочая сила, временно не работающие, переходят обычно с малооплачиваемой, малопродуктивной работы на более лучшую; это ведет к увеличению доходов у рабочей силы, рациональному использованию ресурсов, распределению объема ВНП. Такой тип безработицы является краткосрочным.
  3. Институциональная безработица связана с недоработками самих институтов рынка труда и факторами, влияющими на ее спрос и предложение.
  4. Структурная - высвобождение рабочей силы под воздействием структурных сдвигов в экономике (т.е. под воздействием изменения потребительского спроса). Со временем потребительский спрос меняется (под воздействием моды и т.п.), возникают новые товары и услуги, необходимо время для изменения структуры производства и сокращения старого производства ==> уменьшение спроса на рабочую силу отдельных профессий и специальностей ==> безработица. Этот тип безработицы является долговременным и является проблемой общества.
  5. Частная безработица - неполный рабочий день.
  6. Скрытая безработица - "формально все работают", но занимают лишние рабочие места.
  Последствия безработицы
 а) Отрицательные: главная "цена" безработицы - невыпущенная продукция.
 1. Экономические издержки: недовыпуск продукции,
 недоиспользование рабочей силы.
 2. Социальные издержки: потеря квалификации, потеря самоуважения и др.
 б) Положительные: резервная рабочая сила, конкуренция.
  Воздействие на безработицу со стороны государства: активные (создание новых мест) и пассивные (пособия) методы.
  Подходы к безработице
 Классический подход к безработице
  Безработица вызвана слишком высокой зарплатой (S>D), т.е. превышение предложения над спросом.
 
  Величина зарплаты P2 выше равновесного уровня P1, при котором предлагается столько рабочей силы, сколько требуется. При P2 предложение рабочей силы превышает спрос на нее ==> возникает безработица.
 
 
 
  Уровень безработицы устанавливается под воздействием распределительного механизма (избыток предложения ==> цена снижается до равновесной).
 Кейнсианский подход к безработице
  Безработица вызвана недостаточным спросом на рабочую силу.
  Совокупный спрос AD в обществе управляет объемом производства, а значит и спросом на рабочую силу.
  С помощью понижения зарплаты чаще всего невозможно стимулировать значительное повышение совокупного спроса, чтобы занятость возросла.
  Поэтому средство от безработицы: а) в повышение госрасходов или б) снижение налогов, что стимулирует производство и увеличение AD, а значит и спрос на рабочую силу.
  Если AD=AS - состояние недолгосрочного равновесия, если ADAS - инфляционный взрыв.
 
  12.3. Инфляция: методы измерения, виды, социально-
  экономические последствия
 
 Уровень инфляции измеряется:, где Pt, Pt -1; индексы цен в периоде .
 Причины инфляции
  Внутренние: деформация экономики, монополизм предприятий, инфляция ценовой накидки, механизм налогообложения, денежная эмиссия, дефицит государственного бюджета, незавершенное производство.
  Внешние: милитаризация, рост цен на мировом рынке и т. д.
 
 Типы инфляции
 1. по формам проявления: открытая, скрытая (подавленная);
 2. по темпам прироста: затухающая, умеренная (меньше 10% в год), галопирующая (10-200% в год), гиперинфляция (больше 200% в год);
 3. по ожидаемости: ожидаемая (можно прогнозировать 1-3%), неожидаемая (резкое снижение);
 4. по месту распространения: локальная, мировая (импортированная);
 5. от роста цен: сбалансированная, несбалансированная.
 I. Инфляция спроса
 Инфляция спроса выражается в появлении избыточной платежеспособности или дополнительных денег, когда AD>AS.
  Причины: полная занятость, госсубсидии и соцрасходы, эмиссия денег, рост зарплаты. Экономика пытается тратить больше, чем производят (избыточный спрос), что приводит у росту цен, "вымыванию" дешевого товара.
 1. AS-горизонтальная часть, расходы очень низкие, реальный ВНП отстает от максимального уровня (потенциального). Уровень безработицы высок, производство бездействует.
 2. AD1AD2. Увеличение объема производства, снижение безработицы. Рост цен ("преждевременная инфляция", есть запасы на производстве).
 
 
 
 3. AD2AD3. Полная занятость ресурсов. Спрос растет, а объем реального ВНП максимален, рост цен - при полной занятости ресурсов дополнительные расходы инфляционные.
 
 
 
 
  В 1958 году Филлипс разработал теорию модели обратной зависимости между изменением заработную платы и уровнем безработицы (модель инфляции спроса: в период кризиса безработица растёт, а цены падают).
  Краткосрочная динамика инфляции и безработицы. Низкая заработная плата, высокая инфляция. Работники добиваются повышения заработной платы больше, чем они создают. Это приводит к повышению цен. Высокая безработица, низкая инфляция, т.е. из-за высокой безработицы люди согласны на более низкую заработную плату.
 Все что левее N - инфляция спроса, когда государство искусственно поддерживает высокую занятость. Все что правее N - падение цен в период кризиса. Un - естественный уровень безработицы.
 
 Кривая Филлипса может быть применена для анализа в краткосрочном периоде. Эта закономерность была верна до 70-х годов XX века, когда появляется явления стагфляции: сочетание стагнации (застоя) и инфляции. На смену кривой Филлипса пришла теория естественной безработицы.
  Черты: одновременное повышение цен и роста безработицы, стагнация производств. Стагфляция объясняется инфляцией издержек (предложения).
 II. Инфляция издержек (предложения).
 
  Причины инфляции издержек: рост цен на ресурсы, рост зарплаты в сравнении с производительностью труда, неправильная налоговая политика (косвенные налоги и акцизы),
 монополизация рынка. В жизни оба вида инфляции спроса и предложения сложно разделить. Однако если первая может развиваться бесконечно, то вторая вызовет спад экономики, что снизит постепенно издержки и ликвидирует инфляцию.
  PSA
 Снижение совокупного предложения. Высокие издержки приводят к повышению цен, так как переносят цены на издержки. Спрос при этом не меняется, что связано с ростом цен. Если предприятие не может увеличить цену (нет денег), то автоматически сокращается прибыль и автоматически снижается производство. Это ведет к спаду (совокупное предложение уменьшается). При спаде товаров мало, что ведет к повышению цен.
  Рост издержек приобретает характер ценной реакции, т.е. инфляционной спирали "зарплаты и цен".
  Социально-экономические последствия инфляции. 1. Перераспределение доходов в обществе. 2. Разрушение нормальных социально-экономических отношений. 3. Искажение расчетов. 4. Внешнеэкономические последствия. 5. Эффект инфляционного налогообложения.
 
 
 
 
 12.4. Государственные антиинфляционные меры
 
  Стратегия:
 1. Гашение инфляционных ожиданий (больше на текущее потребление).
 2. Ограничение денежной массы (денежные реформы).
 3. Сокращение бюджетного дефицита (увеличение доходов за счёт налогов или уменьшение госрасходов).
  Тактика (мобильность в критической ситуации)
 Воздействие на разрыв между AD и AS через: а) увеличение AS без повышения AD, б) снижение AD без падения AS.
  Антиинфляционная политика, направлена на обеспечение стабильного уровня цен, предупреждения и смягчения инфляции.
 1. Политика противодействия (см. тактику).
 2. Политика отбрасывания: а) политика "замкнутой цепи" (нет роста AD); б) политика "зарплата - цена" (ограничение доходов, "замораживание"); 3. Восстановление равновесия: а) бюджетная и денежная политика (равенство гос. доходов и расходов); б) в сфере зарплаты (умерить рост).
 
  Тема 13. Налоги. Бюджет.
  Фискальная политика.
 
 13.1. Финансовая система. Государственный бюджет
 
  Финансовая система - элемент инфраструктуры рынка. В узком смысле финансы - денежные средства, в широком - система экономических отношений в обществе по формированию и использованию фондов денежных средств, совокупность форм и методов образования, распоряжения и использования денежных средств.
  Функции финансов: аккумулирующая, регулирующая, распределительная, контрольная.
  Элементы финансовой системы:
 1. децентрализованные финансы: предприятий, учреждений, организаций (исходное звено);
 2. централизованные финансы: государственные, в том числе госбюджет (определяющее звено).
  Государственный бюджет - основной финансовый план образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Это баланс доходов и расходов государства за определенный период. Его функции: распределительная и контрольная.
  Элементы государственного бюджета :
 1. Доходы
 а) Налоги на доходы и собственность, отчислений на различные нужды.
 б) Налоги на товары и услуги (акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).
 в) Сборы (прочие поступления) - использование госсобственности (земли, золота,...), доходы от предприятий, займы государства, составление нотариальных договоров.
 2. Расходы
 а) Закупки (оплата поставки вооружений, оборудования, питания, больниц, школ, зарплата бюджетников).
  б) Выплаты (трансфертные платежи).
  Госрасходы обладают эффектом экономического регулятора: расширение AD (пенсии, зарплата бюджетников увеличиваются), стимулирование производства (дотации, субсидии, закупки), развитие сфер экономики (наука/образование).
  Госрасходы обладают также мультипликационным эффектом ("умножение"): относительно меньший прирост расходных сумм дает относительно больший прирост ВНП.
  Величина эффекта мультипликации отражается мультипликатором ВНП (рост национального продукта при данном увеличении объема инвестиций). Если инвестиции 5 у.е., увеличение ВНП на 20 у.е., то мультипликатор 4 (20/5).Мультипликатор госрасходов - коэффициент, показывающий зависимость дохода и выпускаемой продукции от изменения госрасходов.
  Пропорциональные налоги (единая ставка налогооблажения, независимая от абсолютной величины базы налогооблажения) снижают MPC при данном НД, т.к. домохозяйства реально получают в виде располагаемого дохода лишь часть каждой денежной единицы НД. Пропорциональные налоги понижают величину мультипликатора.
 Если происходит приращение общей суммы госрасходов, то доходы и выпуск продукции будет увеличиваться на сумму, которая в K раз превосходит увеличение госрасходов.
 
 
 
  - во сколько раз превосходит увеличение госрасходов полученный доход. В основе предельная стоимость к потреблению (прямая зависимость к MPС и обратная к MPS). Низкая величина MPC - небольшой мультипликатор.
  При росте госрасходов - рост AD,AS, национального производства (и наоборот).
  Три варианта госбюджета (соотношение между доходами и расходами) :
 1. Нормальный (сбалансированный), AD=AS, K=1
 2. С профицитом, AD>AS.
 3. С дефицитом, AS>AD.
  Пути преодоления дефицита госбюджета: сокращение расходов(заранее, секвестр),увеличение доходов (налоги, приватизация),денежная эмиссия, госзаймы (иностранные государства, международные организации). Существует структурный и циклический дефицит.
  Государственный долг - сумма долгов государства по внешним и внутренним займам. "Тяжесть госдолга" для общества: по абсолютной сумме, по отношению его к доходу бюджета, к ВВП, по расходу на душу населения.
  Последствия дефицита госбюджета: падение хозяйственной активности, "долговой порочный круг" (рефинансирование, мораторий, дефолт), рост ссудного процента, сокращение инвестиций, рост неплатежей, недофинансирование государственного сектора, неравенство, утечка части ВНП за рубеж, снижение уровня госуправления.
  Пути финансового оздоровления: эффективная и стабильная экономика, жизнь "по средствам".
  Внебюджетные фонды - денежные средства, имеющие целевое назначение и не включающиеся в госбюджет (местные органы власти, спецфонды, субсидии из бюджета и займы). Источники : спецуслуги бюджетных учреждений, аренда помещений, плата за обучение и т.д.
  Госбюджет 3-х уровней: федеральный, субъектов федерации, органов местного самоуправления.
  Макроэкономический индикатор качества бюджета равен отношению дефицита госбюджета к годовому объему ВНП. Граница ненадёжности бюджета 1,5...3 %
 
  13.2. Система налогообложения.
 
  Налоговая система - совокупность форм и методов взимания налоговых платежей. Элементы налоговой системы: субъекты, объекты, налоговые - база, ставка, льготы, платежи и бремя. Функции: фискальная (сбор денежных средств), социальная (перераспределение), регулирующая (влияет на общественное воспроизводство). Принципы налоговой системы: всеобщность, равнонапряженность, стабильность, обязательность, социальная справедливость, однократность, гибкость, понятность.
  Виды налогов:
 1. По объектам: на доходы, на имущество, на расходы покупателей.
 2. По способам взимания: прямые, косвенные.
  Прямые налоги - взимаются непосредственно с владельцев имущества и получателей доходов. Виды: подоходный(индивидуально подоходный налоги), поимущественный (налог на собственность).
 Ставка налогооблажения должна быть одинаковой для всех (смягчение неравенства, но снижают "стимул" к эффективному труду).
  Косвенные налоги: - включаются в цены товаров (взимаются в сфере распределения товаров и услуг). Виды: акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.
 В косвенных налогах средняя ставка налогооблажения повышается по мере роста суммы налогооблажения.
 3. По способам определения размера (пропорциональные, прогрессивные, регрессивные)
  Разновидности налоговых ставок:
  1. Средняя ставка - отношение общего налога к величине налогооблагаемого дохода.
  2. Предельная ставка - отношение прироста выплачиваемого налога к приросту дохода.
  3. Нулевая ставка.
  4. Рыночная ставка.
 Методы построения налоговых ставок:
 1. твердое налогооблажение (в абсолютной величине на единицу облажения);
 2. пропорциональное (средняя ставка одинакова для всех сумм обложения независимо от размера базового дохода);
 3. прогрессивное (средняя ставка повышается по мере роста облагаемой суммы);
 4. регрессивное (ставка уменьшается по мере увеличения дохода).
 5. дегрессивное (ставка увеличивается с возрастанием дохода, но каждый прирост ставки меньше предыдущего);
 4. По уровню бюджета: общенациональные, региональные местные.
 5. По порядку использования: общие и целевые.
  Кривая Лаффера показывает связь между налоговыми ставками и объемами налоговых поступлений, выявляя такую налоговую ставку (от 0% до 100%), при которой налоговые поступления будут максимальными.
  В точках (L),(N) поступления от налогов равны. Но точка (L) более предпочтительна, т.к. обеспечивает более высокий уровень активности, высокий уровень благосостояния. В долговременной тенденции снижение чрезмерно высоких налогов разумно. В ситуации (I) - увеличение налоговых ставок ведет к росту налоговых поступлений, в ситуации (II) - к падению.
  Налоговый мультипликатор:
 
  (приращивание налогов)
 
 
 13.3. Методы и типы фискальной политики
 
  Фискальная политика тесно связана с госбюджетом, но у нее "налоговый" акцент. Это политика государства в области налогов как главного источника доходов государства.
  Фискальная политика тесно связана с функциями налогов : фискальной (уровень налоговой ставки), регулирующей (налоговые льготы, игра с таможенной пошлиной), перераспределительной.
  Цели фискальной политики: сглаживание колебаний экономических циклов, стабильные темпы экономического роста, стабильная занятость, снижение инфляции. Инструменты : госрасходы, налоги. Особенно действует в период бума и спада (депрессии) экономики.
  Методы фискальной политики:
 1. Дискреционная (активная, стимулирующая, рестриктивная) - сознательное манипулирование налогами и госрасходами.
 2. Недискреционная (пассивная, автоматическая) - автоматически изменяющиеся налоги и госрасходы (роль "встроенных стабилизаторов" в расходной части бюджета).
  Дискреционная политика: общественные работы, занятость, трансферты, изменение налоговых ставок. Эта политика для перспективного развития, т.к. нужно время для "воздействия" на экономику.
  Автоматическая политика: изменение в правовом законодательстве и в налогах. "Встроенные стабилизаторы" - это пособие по безработице, налоги на прибыль корпораций, прогрессивный подоходный налог. Действие автоматических стабилизаторов уменьшает колебания ВНП.
  В период спада: Снижение AD, необходимо стимулировать его. Пути: максимальное увеличение госрасходов (налоги постоянные), или уменьшить налоговые ставки (госрасходы постоянны).
  В период бума: Увеличение AD (опасность инфляции). Пути: повышать ставки налогов на доходы или ограничивать госрасходы.
  Негативные последствия фискальной политики: дефицит бюджета государства (т.к. уменьшаются налоги), инфляция (из-за эмиссии денег). Ее нужно производить с учетом важных прогнозов, в нужное время, чтобы через налоги и госрасходы добиться стабилизации в обществе.
 
 
 Тема 14. Деньги и банковская система.
 
 14.1. Сущность денежного рынка.
 
  На денежном рынке в результате спроса и предложения денег формируется "цена денег" в форме процентной ставки.
  Деньги не "продаются" и "не покупаются", а обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента.
  Деньги присущи товарному производству, до них существовал натуральный обмен. Деньги - это товар особого рода, играющий роль всеобщего эквивалента.
  Эволюция форм денег (всеобщего эквивалента).
 1. Полноценные деньги: товарные доденежные, золотые и(или) серебряные.
 2. Неполноценные деньги (заместители): билонные деньги (разменные), бумажные деньги, кредитные деньги.
  Виды кредитных денег: вексель, банкнота, чек, депозитные деньги, электронные деньги. В современное время они наиболее распространены.
  Современное денежное обращение выступает в двух формах:
 1. Наличная (монеты, банкноты, казначейские билеты);
 2. Безналичная (записи на счетах, кредитные деньги, электронные переводы)- депозитные сертификаты и облигации госзаймов.
 При этом считается экономистами, что M1- это собственные деньги, а M2 и M3 ?почти деньги?, т.к. менее ликвидные.
 
  Закон денежного обращения: количество денег, необходимых для нормального обращения, соответствует сумме цен всех товаров, деленной на скорость оборота денежных единиц.
  или MV=P*Q
  Функции денег.
 1. Деньги как средство обращения. Обеспечивают обмен, их покупательная способность.
 2. Деньги как мера стоимости. Соизмеряют стоимость товаров и услуг.
 3. Деньги как средство накопления. Способность приобретать товар в будущем (финансовые активы в частном банке).
 4. Деньги как средство платежа. Купля-продажа в кредит и при погашении обязательств(вексель, банкнота, чек и т.д.).
 5. Всемирные деньги. Учет курса национальной валюты по покупательной способности.
  Денежная масса-совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в любой форме, и выполняющая функции средства платежа, обращения и накопления. Формы: наличная, безналичная и "квазиденежная" (срочные вклады, депозитные счета денежного рынка и т.д.).
  В зависимости от степени ликвидности (обратимость в наличные) денег в разных формах выделяют показатели денежной массы: денежные агрегаты М1, М2, М3 и другие.
  М1=банкноты, билонные деньги + денежные средства на текущих счетах. Характерно: абсолютная ликвидность, обслуживает текущий платежный оборот.
  М2=М1 + сберегательные и срочные вклады. Характерно: меньшая ликвидность, средство накопления.
  М3=М2 + вклады в спецучреждениях (крупные срочные вклады: депозитные, сертификаты и облигации госзаймов).
 
  Спрос на деньги: классический и кейнсианский подходы.
 Спрос на деньги - желание субъектов иметь определенное количество денег(денежных знаков) или кассу.
  Портфель активов - денежные активы плюс акции, облигации, недвижимость и т.д. Вопрос - какую часть своего портфеля активов люди хотят сохранить в наиболее ликвидной денежной форме?
  I Классический (монетаристский): расширение денежного предложения связано со средним ростом реального производства. Основывается на понятии скорости обращения денег и движения доходов. Спрос на деньги зависит от уровня реализации объема производства, абсолютного уровня цен и скорости обращения денег.
  Уравнение обмена.
 , преобразуем:
 Формула показывает движение доходов, где М - количество денег в обращении, V- скорость обращения денег, Y- реальный объем производства, Р- абсолютный уровень цен, МD-величина спроса на деньги. Показатели V, P,Y-определяют величину спроса на деньги.
  Кембриджское уравнение.
 а) или б)где - величина, обратная скорости обращения денег. Во второй формуле к=const, -реальный запас "денежных средств". Формула исключает инфляцию и рассматривается в качестве функции реального спроса на деньги.
  Спрос на реальные запасы денежных средств прямо пропорционален доходу.
 II Кейнсианская теория (предпочтение ликвидности). Что заставляет экономического субъекта хранить часть богатства в форме наличности. Спрос на деньги зависит от величины номинального дохода (его рост уведичивает спрос на деньги) и нормы ссудного процента (снижение процента увеличивает спрос на деньги). Три мотива: 1)трансакционный (средство платежа), 2)предосторожности, 3)спекулятивный (неизвестность).
 1. Спрос на деньги для осуществления текущих сделок.
  На уровне народного хозяйства этот спрос на деньги прямо пропорционален объему ВНП и обратно пропорционален скорости обращения денег
 2. Связан с возможностью непредвиденных платежей и неожиданного снижения дохода. Размер спроса прямо пропорционален доходу.
 3. Связан с наличием у денег альтернативной стоимости. Спрос на деньги увеличивается с уменьшением доходности других активов. Зависимость от процентной ставки: чем выше последнее, тем меньше желание иметь в портфеле наличные деньги. При отсутствии инфляции - предпочтительна наличность. При низкой процентной ставке - ?ликвидная ловушка? - когда все свободные средства хранятся в виде наличных денег.
  Совокупный спрос на деньги формируется из спроса на деньги для совершения сделок (операционный спрос) и из спроса на деньги для формирования финансовых активов (спекулятивный спрос) (при ставки процента,
 .
 На графикe горизонтальное сложение графиков (а) операционного и (б) спекулятивного спроса.
 i
 
  б
 
 
 
 
 
  а M/P
 При изменении процентной ставки (i) изменение объема спроса как движение по (вдоль) кривой LD(i,Y). При изменении объема производства (дохода) произойдет сдвиг кривой вправо или влево.
 4. Современная теория. Признает важность нормы доходности и
 нормы процента
 , или , однако учитывает инфляцию, отвергает три мотива спроса учитывает разность номинальных и реальных ставок.
  Предложение денег.
  Это совокупность платёжных средств, обращающихся в данный момент. Формы: собственно деньги (наличные и вклады на текущих счетах) и почти деньги (сберегательные счета, срочные вклады, облигации и др.) Предложение денег (Ms) включает наличность(С) вне банковской системы и депозиты(D), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок.
  Ms=C+D
  Два источника Ms: Центробанк(наличные деньги) и коммерческие банки(вклады до востребования, т.е. кредитные деньги).
 Кривая Ms отражает количество денег на рынке и процентной ставкой по обычным неденежным активам.
  Кривая предложения денег (Ms) отражает взаимосвязь общего количества денег и процентной ставкой, выплачиваемой по обычным денежным активам.
 
 
 %
 ставка Ms1
  Ms3
  Ms2
 
 
 
  Q денег
 Ms1 - количество денег остаётся постоянным (роль ЦБ), Ms2 - процентная ставка постоянна (роль ЦБ), Ms3 - ЦБ увеличивает денежное предложение независимо от роста процентной ставки.
  Равновесие на денежном рынке.
  Упрощённая модель: реальное предложение денег фиксировано на уровне (M/P), Ms - предложение денег, фиксированное ЦБ на этом уровне M, а цены P стабильны в краткосрочном периоде .
 Равенство устанавливается через механизм колебания ставки процента
 Реальное предложение денег фиксировано на уровне M/P и на графике представлено вертикальной прямой
  избыток
 i1 Ls
 
 
 iе E
 
 i2
  дефицит
  M1/P1 M/P M2/P2 M/P
 Пересечение функций спроса и предложения определяет состояние равновесия на денежном рынке.
 При повышении процентной ставки - более привлекательны финансовые активы . При понижении ставки возрастает спрос на наличные деньги. Неравновесие на денежном рынке возникает из-за процентной ставки и изменения спроса и предложения денег (сдвиг кривых LD и Ls). Государство влияет на денежный рынок через монетарную политику и изменение денежного предложения (контроль).
 
  14.2. Банковская система и ее структура. Денежный мультипликатор.
 
  Ядро кредитной системы - банковская система (Центробанк, коммерческие банки) и небанковские учреждения.
  Банки - экономические институты, регулируют ряд функций: аккумулирующую, предоставление кредитов, создание кредитных денег, эмитирует ценные бумаги.
  Основной критерий деятельности не прибыльность, а стабильность. Двухуровневая банковская система: Центробанк обеспечивает равновесие денежного рынка, кредиты, контроль за коммерческими банками, и т.д. Коммерческие банки - кредитные учреждения универсального характера. Операции: пассивные (привлечение денежных средств) и активные (их размещение).Коммерческие банки принимают и размещают вклады, кредиты, осуществляют расчёты с клиентами и т.д. Услуги банков: прямое кредитование, лизинг, инвестиции, факторинг, трастовые операции.
  Кредит - предоставление денег (товаров) в долг на гарантированных условиях возвратности, платности, срочности. Формы кредита: коммерческий и банковский (кто кредитует).
 Виды: потребительский, государственный, международный (кого кредитуют). Способность банков "создавать деньги": когда принимают вклады (отчислив от их стоимости требуемый обязательный резерв), используют оставшуюся денежную массу для выдачи ссуд.
  Увеличение денежной массы зависит не только от суммы избыточных резервов, но и от величины денежного мультипликатора (мультипликатора денежного обращения).
  Можно денежную массу представить как продукт денежной базы, или мультипликатор , где m - денежный мультипликатор, показывает во сколько раз изменится объем денежной массы (B) в случае изменения денежной массы (H). Можно отразить по-другому:
 , где r-норма обязательного резерва, 1/r? (или k) - депозитный мультипликатор, D - первоначальный вклад. Формула показывает дополнительное предложение денег в результате нового депозита.
  Процесс создания банками денег - идеальная схема: все полученные по сделкам деньги относят в банк, никто не изымает свои вклады, строгие нормы обязательного резервирования (r). Но в действительности способность банков создавать деньги зависит не только от (r), но и от пропорций между ликвидной (С) и сберегательной (D) частями своих денежных средств.
  В этом случае используется денежный мультипликатор , где d - характеризует отношение объема наличных денег к объему депозитов().
  14.3. Основные инструменты монетарной (денежно-кредитной) политики.
  Для практической реализации задач банковской системы (управлять системой платежей, направлять сбережения населения к предприятиям, регулировать размер денежной массы) используются различные меры, которые в совокупности называются денежно-кредитной (монетарной ) политикой. Это сознательный контроль над денежной массой в целях поддержания экономической стабильности, минимальной инфляции.
  Основные инструменты денежной политики Центробанка (через косвенное регулирование):
 1. Изменение учётной (дисконтной) ставки процента при кредитовании коммерческих банков: изменяется цена кредитов. Регулирование спроса и предложения на рынке капиталов. Обратная зависимость деловой активности и уровня учётной ставки. Основной инструмент предложения денег
 2. Изменение нормы обязательных резервов (минимальная доля депозитов, хранящихся в виде резервов Центробанка). Обратная зависимость денежной массы и уровня нормы резервов. Используют редко в экстремальных ситуациях.
 3. Операции на открытом рынке (ценные бумаги, валютный рынок). В период подъема Центробанк навязывает покупку ценных бумаг коммерческим банкам, денежные массы сокращаются (и наоборот). Быстро и легко регулирует кредитные средства.
  Монетарная политика действует в период спада и бума. Прямая зависимость денег в обращении и уровня деловой активности. В период спада Центробанки увеличивают денежную массу(рост экономики). В период бума - ограничивает денежное предложение.
  Политика "дешёвых денег" - кредитная экспансия в целях снижения спада производства и безработицы. Увеличение предложения денег. Политика "дорогих денег" - кредитные сокращения, осуществляются против инфляции в период бума через сокращение предложения денег. В отличие от кейнсианской трактовки политики "дешёвых" и "дорогих" денег, монетаристы выступают за равновесную самонастройку при небольшом контроле государства (временной разрыв принимаемых мер и их осуществление, поведение субъектов рынка, роль налогов и т.д.).
  Денежные реформы (при сильной инфляции) - полностью или частично преобразуют денежную систему с целью ее укрепления.
  Дефляция - сокращение денежной массы через изъятие из обращения денежных знаков. Деноминация - укрупнение денежной единицы в определённой пропорции старых и новых денежных знаков. Девальвация - "удешевление" денег, ревальвация - "удорожание денег", их возобновление. Нуллификация - недействительность денежных знаков.
 
 Тема 15. Переходная экономика
 
 15.1. Теоретические основы перехода от плана к рынку
 
  Переходная экономика это не просто реформа экономической политики и аспектов хозяйствования, а всестороннее преобразование общества. Меняются способы распределения ресурсов, отношения собственности, модели мотивации, цели и средства экономического развития, воспроизводство, институты и право.
 
  Основная задача перехода к рынку - переход к современной децентрализованной экономике (от всеохватывающего директивного управления к рыночным отношениям с элементами государственного регулирования).
  Основные характеристики избранного пути к переходной системе.
 1. Высокий уровень госконтроля, стабильность цен, высокий уровень социальной защиты, частичное разгосударствление, товарный дефицит, дефицит госбюджета, слабые стимулы к труду, низкие темпы роста.
 2. Свободные цены, жесткая финансово-кредитная политика, минимальный уровень социальной защиты, обвальная приватизация, галопирующая инфляция, массовая безработица, резкое падение уровня жизни, массовое банкротство, конвертируемость валюты, сильные стимулы к труду.
 3. Регулирование цен, мягкая финансово кредитная политика, умеренная социальная защита, поэтапное разгосударствление, умеренная инфляция и безработица, снижение уровня жизни, социально-экономическая стабильность.

<< Пред.           стр. 7 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу