<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия
 
 
 
 
 
 
 З.Н. Козенко, А.Ф. Рогачёв,
 А.Л. Нахшунов, И.А. Карапузов
 
 
 
 ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ
 УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
 
 ИНФОРМАЦИОННОЕ
 И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
 
 
 
 
 
 Волгоград 2001
 
 УДК 681.3:631.15
 ББК 65.050.9(2)253
  П44
 Рецензенты:
 д-р экон. наук, профессор В.М. Зеляковская;
 канд. экон. наук, доцент С.Н. Боровяк
 
 Печатается по решению
 редакционно-издательского совета академии
 
 
 П44 Поддержка принятия управленческих решений: инструментально-информационное обеспечение / З.Н. Козенко, А.Ф. Рогачёв, А.Л. Нахшунов, И.А. Карапузов; Под. ред. А.Ф. Рогачёва. - Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2001. - 124 с.
  ISBN 5-85534-471-1
 
  В монографии рассматриваются вопросы инструментального и информационного обеспечения процедур принятия решений в процессе управления на примере сельскохозяйственных предприятий. Рассмотрены вопросы создания интегрированных информационных систем, в том числе на базе "1С: Предприятие".
  Издание будет полезно научным работникам и специалистам в области информационных технологий, преподавателям и студентам экономических факультетов.
 
 
 
 
 ISBN 5-85534-471-1
 
 
 
 
 
 (c) Коллектив авторов, 2001
 (c) Издательство Волгоградского
 государственного университета, 2001
 
 
 Оглавление
 
 ВВЕДЕНИЕ..........................................................................4
 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ...7
 1.1. КОНЦЕПЦИИ ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕДУР ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ..........7
 1.2. ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЦЕДУРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ....17
 1.3. ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА ТЕМАТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ГЛОБАЛЬНОЙСЕТИINTERNET...................................................21
 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ................26
 2.1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.......26
 2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В УПРАВЛЕНИИ.....................................................................47
 2.3. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ....................................58
 3. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ..........................................69
 3.1. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ НА РЫНКЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ..........69
 3.2. КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА........................................................................96
 3.3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА.........103
 
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................106
 БИБЛИОГРАФИЯ.............................................................108
 СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ..............................122
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
 
  Переход к рыночным отношениям в экономике потребовал оперативного внедрения новых технологий во все сферы хозяйственной деятельности. Современный этап научно-технического прогресса характеризуется ускорением его темпов и существенным возрастанием интенсивности информационных потоков. Проблема информационного обеспечения хозяйственной деятельности и, в частности, принятия управленческих решений, во многом обусловлена именно лавинообразным ростом информационных потоков. Необходимость непрерывного учета состояния рынка, складывающегося в результате взаимодействия различных факторов, увеличивает значимость оперативной информации для своевременного принятия управленческих решений.
  Современным предприятиям, в особенности малого бизнеса, с целью обеспечения своих конкурентных преимуществ необходимо быстро и эффективно решать проблемы, реагировать на изменения, находить новые рыночные ниши и, соответственно, обучать сотрудников, то есть необходимо знать многое о многом, иметь массу информации о себе, о реальных и потенциальных клиентах, партнерах и конкурентах, о том, куда движется рынок и т.д. Это определяет актуальность использования информационных технологий для повышения эффективности бизнес-процессов.
  Определения понятия информации и информационных ресурсов приведены в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации", принятом Государственной Думой 25 января 1995 г.
  С экономической точки зрения информационные ресурсы представляют собой сведения, получаемые и накапливаемые в процессе производства, которые могут быть использованы в управлении как фактор увеличения объемов производства и повышения его эффективности. При этом информация как средство управления выступает своеобразным коррелятором организованности системы и служит основой процесса принятия управленческих решения, а также оптимизации последних с учетом принимаемых критериев эффективности.
  Для удовлетворения информационных потребностей общества в формировании управленческих решений на базе аналитической информации необходимо располагать соответствующими источниками исходных данных для получения первичных данных и формирования на их основе аналитической информации. Следующий аспект проблемы связан с реализацией процесса удовлетворения информационных потребностей управления в аналитической информации, включая все его этапы от сбора исходных данных до формирования управленческих решений.
  Это определяет необходимость повышения качества информационных систем (ИС), являющихся основой экономических систем управления предприятием.
  Сфера применения информационных технологий в экономике является весьма широкой и базируется на использовании постоянно совершенствующихся ПЭВМ и различных средств телекоммуникаций. При этом развитие аппаратных средств естественно влечет за собой прогресс в области программно-инструментального обеспечения.
  Современные программные комплексы развиваются по пути интеграции различных функций - от регистрации исходных данных до решения задач системного анализа и поддержки принятия управленческих решений в составе сложных корпоративных систем. При этом информационные потоки, являющиеся элементами связи как между экономическими объектами, так и внутри их, обеспечивают устойчивость функционирования рассматриваемых систем.
 1.
 Методологические основы автоматизации поддержки
 принятия управленческих решений
 
 
 
 1.1. Концепции поддержки процедур принятия решений
 
  В формировании любой предпринимательской деятельности и, соответственно, её информационного обеспечения важное значение имеет тип организации бизнеса. В современных условиях структура организации бизнеса представлена тремя основными классификациями:
  - организационно-правовая (сюда следует отнести индивидуальную форму, полное, коммандитное и акционерно-коммандитное товарищества, производственный кооператив, государственные и муниципальные унитарные предприятия, закрытые акционерные общества и пр.);
  - интеграционно-функциональная (интеграция с крупным предпринимательством через контрактные и корпоративные связи, франчайзинг, кластер, лизинг и деловые услуги, а также международная интеграция и самоорганизация через общественные, отраслевые, профессиональные, региональные и общефедеральные объединения);
  - организационно-управленческая (самостоятельные малые предприятия с линейной, функциональной и линейно-функциональной схемой управления; малые предприятия, имеющие с крупным бизнесом доверительное, вынужденное, зависимое и др. взаимодействие, а также малые предприятия, находящиеся внутри крупных корпораций с ячеечной, бригадной и внутренне-венчурной структурой).
  Многообразие возможных форм и способов ведения бизнеса на фоне различного технологического уровня производства (даже одной отраслевой принадлежности), качества организации финансово-хозяйственной деятельности, а также степени образовательной подготовки сотрудников, изначально оказывает достаточно сильное влияние на формирование конкурентоспособной среды. В этом плане особого внимания требуют предприятия венчурного типа, деятельность которых направлена на создание новых методов производства, открытие новых рынков сбыта, применение новых источников или видов сырья, введение новых принципов организации предпринимательской деятельности. Менеджмент высокотехнологических и инновационных предприятий весьма специфичен и требует использования технологий "управления знаниями", то есть динамически устанавливать соответствие информации специфическим процессам в требованиях рынка.
  В то же время, несмотря на то, что в последнее время все более в экономике, в том числе малого бизнеса и его управлении, обращаются к терминам, связанным с информационными системами, пока не существует точного определения понятия "управление знаниями".
  В целом для предприятий различных сфер бизнеса, как нам представляется, можно выделить основные общие характеристики "управления знаниями", которые прежде всего обеспечивают тесную связь между маркетингом, разработкой продукции и требованиями конкретного потребителя:
  - первоочередная цель - возможность быстро принять оптимальное решение без увеличения (снижения) затрат;
  - "управление знаниями" - это, в первую очередь, поддержка связи, четкое и согласованное представление об элементах, важных для ведения бизнеса;
  - управление знаниями требует инвестиций, но количественно оценить обеспечиваемые преимущества довольно трудно;
  - эффективность "управления знаниями" в малом бизнесе зависит от типа необходимых знаний и технологий их получения.
  Таким образом, управление знаниями в бизнесе требует:
  - во-первых, дополнительных сведений об информации (о ее структуре, динамике, источниках, потребителя, способах хранения и обработки и т.д.);
  - во-вторых, разработки методики получения информации и эффективного ее использования в реальных бизнес-процессах предприятий;
  - в третьих, реализации системы организационных мер и удобного инструментария операций, связанных с информационной обработкой.
  В наиболее общем виде проблема информационного обеспечения хозяйственной деятельности сводится к трем моментам:
 * определению потребности в информации как особом виде ресурса;
 * установлению источников получения данных;
 * реализации превращения данных в аналитическую информацию, отвечающую потребностям проводящих экономический анализ служб управления.
  В автоматизированной системе управления, несмотря на наличие контура информационной технологии, ответственность за принятое управляющее решение возлагается на человека - лицо, принимающее решение (ЛПР). При этом соответствующее инструментальное информационное обеспечение повышают качество принимаемого решения. Основными фазами принятия решения являются:
 - анализ осведомляющей информации Iос от объекта управления и информации Iвх от концептуальной модели объекта;
 - постановка задачи;
 - генерация альтернатив;
 - выбор критерия решения поставленной задачи;
 - анализ альтернатив;
 - выбор наилучшей альтернативы;
 - формирование потока управляющей информации Iу, соответствующего окончательному решению.
  В настоящее время в достаточной степени удается автоматизировать только фазы анализа информации, генерации альтернатив и анализа альтернатив по выбранному критеию [1].
  Таблица 1.1
  Характеристика информации по уровням управления
 
 Показатель Уровень управления исполнительский стратегический Точность Высокая Низкая Степень детализации Подробная Совокупная Время действия Данный момент Будущее Частота использования Часто Редко Основной источник Внутренний Внешний Область действия Узкая Широкая Тип информации Количественная Качественная Срочность Текущая Высокая Время доступа к информации Большое Малое
 
  Для принятия управленческого решения может потребоваться дополнительная информация, не содержащаяся в потоках Iос и Iвх. В этих случаях важную роль играет информационное обеспечение ЛПР.
  По сложившейся в международной практике терминологии, система поддержки принятия решений (Decision Support System, DSS) представляет собой компьютеризированную систему, которая поддерживает процесс принятия решений [95]. Основное внимание при этом уделяется именно процессу, а не результату решения или существу проблемы. Таким образом, рассматриваемая система является в большей степени сервисной, чем самостоятельным программным продуктом.
  В наиболее общем виде система представляет собой манипулятор данными, оснащенный вычислителем для быстрой обработки информации и представления требуемых результатов для более обоснованного принятия решения на основе интуиции. Система не является статической, поскольку на один и тот же запрос можно получить разные ответы в зависимости от особенностей проблемной ситуации и уровня управления - исполнительский, управленческий или стратегический.
  Системы поддержки принятия решений (СППР) относятся к управляющим информационным системам (УИС), представляющим собой организованный набор процессов, обеспечивающих пользователя необходимой информацией.
  С точки зрения пользователя, СППР должна выполнять следующие функции:
 - поддерживать выработку решений для сложных или неопределенных проблем;
 - поддерживать принятие решений на всех уровнях управления с обеспечением требуемой степени детализации;
 - поддерживать все стадии принятия решения: сбор и обработка данных; разработка и анализ образа действия; выработка рекомендуемого образа действия;
 - поддержка адаптивного набора процессов принятия решения;
 - интерфейс и логика функционирования СППР должны быть понятны и просты в использовании.
 
  В работах А.И. Афоничкина, Л.А. Матвеева, Н.П. Макаркина, Ю.В. Сажина, И.Ф.Юрченко [141] и других отечественных исследователей рассматриваемой проблемы предполагается наличие в структуре СППР следующих основных элементов:
 - информационной составляющей - для обеспечения пользователя основными данными;
 - моделирующей составляющей - для обеспечения пользователя аналитическими данными развития экономической системы и его прогнозирования;
 - экспертной составляющей - для обеспечения пользователей правилами и знаниями формирования дедуктивного вывода и экспертного анализа при выборе эффективных вариантов решения проблем.
  В связи с распределением функций управления и, соответственно, информационного покрытия этих функций по уровням системы управления и функциональным исполнителям, сами процедуры поддержки также должны быть реализованы в виде некоторой распределенной системы. Необходимость системы именно распределенного типа объясняется не только удобством в формировании информационного фонда системы и повышения эффективности её функционирования, но и их низкими эксплуатационными затратами.
  Рассматривая структуру и функциональное назначение компонент интегрированной системы поддержки, можно определить, что модуль информационной поддержки (МИП) предусматривает непрерывное оперативное информационное обеспечение процедур управления и принятия решений. Основной функцией этой компоненты является формирование у пользователя некоторого информационного образа проблемной ситуации, адекватного реально протекающим в экономическом объекте событиям и процессам. При этом информация отбирается как из собственной информационной базы, так и из других информационных источников.
  Функции информационной поддержки сводятся к обеспечению простыми (неструктурированными, фактическими, первичными) данными и данными различной степени сжатия.
  Информация второго типа представляет собой вторичные, или обработанные, данные, получаемые в результате решения некоторых задач. Наиболее трудными из задач агрегирования и сжатия данных можно считать задачи моделирования (прогнозирования) некоторой проблемной ситуации, в результате решения которых получается семантически сжатая, обобщенная информация достаточно сложной структуры. В этой связи в структуре информационной поддержки необходимо выделить отдельный специальный блок моделирования для поддержки пользователя при работе с моделями.
  Возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к отдельным однородным классам управленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору альтернатив. Следовательно, в системе необходимо выделить подсистему хранения и анализа типовых альтернатив проблемной ситуации.
  Если анализируемая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должна вступить следующая по уровню процедура формирования информационного обеспечения управляющих решений, позволяющая привлечь другие источники формирования адекватного информационного обеспечения.
  При этом по некоторым проблемным ситуациям могут возникать случаи, когда системы данных в информационном фонде не хватает для построения варианта решения, или данная информация является нечеткой, или степень адекватности информационного образа самой проблемной ситуации не соответствует требуемому значению точности. В этих случаях включается следующий уровень механизации поддержки, ориентированный на автоматизированную экспертизу, запускающий систему экспертной поддержки для генерации и синтеза возможных альтернатив. Эта подсистема или экспертная система (ЭС), в автономном варианте, генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.
  В сочетании с "информатизацией" используются такие термины, как "информационные технологии", "информационные системы", "комплексная информатизация", "некомплексная информатизация" и т. п. Уточним содержание понятия "информационная технология" (ИТ), используемое в настоящей работе в контексте автоматизации поддержки принятия управленческих решений. Под информационной технологией будем понимать приемы, методы и способы применения средств вычислительной техники для выполнения функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных". Из данного определения следует, что ИТ - всего лишь некие технические инструменты и не более.
  На наш взгляд, когда мы говорим об информатизации предприятий, то имеем в виду информационную поддержку процессов управления предприятием. Здесь уместно привести следующее определение: "Управление - это совокупность целенаправленных действий, включающих оценку ситуации, оценку состояния объектов управления, выбор управляющих воздействий, реализацию этих воздействий" [48]. Ключевое для нашего исследования слово находится в начале определения. Это слово - "целенаправленный". Отсюда следует, что все зависит от цели предприятия, его руководства, как оно эту цель ставит себе, как оно ее понимает. По мнению профессора В.В. Дика, информационная система является средством для управления экономическими объектами, и поскольку управление носит целевой характер, то информационная система призвана обеспечить поддержку принятия решения [47].
  Итак, подведя итог исследованиям вышеназванных ученных, следует заметить, что в общем случае полная структура системы поддержки процедур управления и принятия решений является многоступенчатой и включает в себя в качестве составных частей следующие подсистемы:
 * подсистему информационной поддержки (формирование информационного образа проблемной ситуации);
 * подсистему поддержки процедур моделирования (моделирование и прогнозирование проблемной ситуации);
 * подсистему экспертной поддержки (хранение и анализ типовых управленческих ситуаций; синтез альтернатив и их оценка).
 
  Структура простейшей из информационных технологий (ИТ), которая может быть использована для целей управления, обычно включает в себя пять элементов: компьютер, человек, программа, процедуры и данные [118]. Мы несколько конкретизируем состав ИТ: прикладное программное обеспечение, системное программное обеспечение, техническая платформа, коммуникации, методика, данные.
 
 1.2. Технологии и процедуры поддержки принятия решений
 
  Рассмотрим участие информационных систем в принятии управленческих решений применительно к каждой их фазе.
  Изучение проблем. Изучение данных, необходимых для постановки проблемы, обычно включает в себя управление некоторой деятельностью и сопоставление планируемых и реальных ее результатов либо посредством получаемых от УИС данных, либо с помощью ответов СППР на запросы пользователя. Модули информационной поддержки специально предназначены для распознавания проблем посредством контроля и предоставления руководству наиболее важной информации. Указанные действия должны производиться профилактически для выявления проблем в начальной стадии, т.е. еще до того, как они смогут нанести серьезный ущерб организации. Большую помощь на этой стадии могут оказать ЭС путем решения задач диагностики исследуемого объекта или процесса.
  Сбор данных. Как только определена проблема, возникает масса вопросов, требующих дополнительных данных. Поскольку оперативное решение проблемы обычно нуждается в немедленных действиях, эта фаза, как правило, не бывает продолжительной. Использование автоматизированных систем для сбора и анализа данных представляется оптимальным. Для УИС сбор данных является их прямым назначением. ЭС также могут быть эффективными на стадии сбора данных за счет адекватной интерпретации информации, поступающей к менеджерам. Однако главным действующим лицом, обеспечивающим сбор данных, выступает человек.
  Разработка возможных альтернатив решения проблем. После окончания сбора данных и полной идентификации проблемы возникает вопрос о том, как её решить. Как известно, для анализа путей решения проблем могут использоваться методы количественного и качественного анализа. Для разработки возможных альтернатив решения в рамках количественного анализа обычно используются аналитические модели, составляющие основу СППР. Часто более успешным методом нахождения путей решения проблем оказывается использование групповых систем поддержки принятия решений, реализующих электронный вариант метода "мозгового штурма". Однако в любом случае использования СППР предполагается участие человека. Особое место в деле поиска путей решения занимают ЭС, использующие для этого качественно другой метод, связанный с моделированием неуправляемого процесса и профессионального опыта компетентного менеджера. Важное значение имеет характер информации о последствиях применения каждой из альтернатив принимаемого решения. В зависимости от полноты такой информации в теории принятия решений выделяют следующие три ее уровня (рис.1.1).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис.1.1. Уровни полноты информации, характеризующей
 последствия принимаемого решения
 
 
  Определенность. Имеется полная информация по последствиям каждой возможной альтернативы. При этом существует только один вариант от каждой выбранной альтернативы.
  Риск. Возможны несколько вариантов последствий каждой альтернативы. Можно указать вероятность наступления каждого варианта.
  Неопределенность. Имеется несколько вариантов последствий каждой альтернативы принимаемого решения, но вероятность наступления каждого варианта не может быть указана, а переменные описанной проблемной ситуации не могут быть четко определены.
 
  Оценка предложенных альтернатив. Целью этой фазы является проверка того, как реализация предложенных альтернатив влияет на существующую систему (предприятие). Обычно старается оценить альтернативы как с позиции достигнутого с их помощью экономического результата, так и с точки зрения привносимого ими риска. Наибольший вклад при оценке альтернатив решения вносят специализированные модели и проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ. Особенно следует упомянуть статистические модели прогнозирования, модели массового обслуживания и метод статистических испытаний. Для анализа потоков средств, вызываемых использованием тех или иных альтернатив, целесообразно применение табличных процессоров, обычно входящих в состав СППР. Важную роль при оценке предложенных альтернатив могут играть ЭС.
  Выбор решения. Поскольку работа компьютера связана с жесткими информационными требованиями, вряд ли следует скоро ожидать замены им человека при принятии решений по слабоструктурированным проблемам. Жизнь всегда оказывается более сложной, чем построенная на ее базе модель. Хотя компьютер и модели могут существенно улучшить принимаемое решение, окончательный его выбор и связанная с ним ответственность пока остаются за человеком.
  Использование выбранного решения. Как только решение принято, оно немедленно должно стать достоянием всей организации. Это может быть быстро сделано при помощи электронной почты или соответствующих терминалов, формирующих компьютерные сети. Кроме того, должна быть обеспечена возможность контроля результатов или оценки влияния выбранного решения на организацию (обратная связь). Такой контроль обеспечивается центральной ИС генерирующей периодические отчеты об основной деятельности предприятия, в то время как на СППР возлагаются отчеты и запросы специального характера.
 
 Таблица 1.3
 Участие различных типов информационных систем
 в процессе принятия решений
 
 Фазы принятия
 решений ИСУ СППР ИСМ ЭС Изучение проблем Основная помощь Дополнительная помощь Цель использования Диагностика Сбор данных Использование СУБД Дополнительная СУБД Цель использования Интерпретация данных Разработка возможных альтернатив - Основная помощь - Основная помощь Выбор решения - Частично - Частично Использование выбранного решения Использование сети терминалов Электронная почта (ТКС) Электронная почта (ТКС) Использование сети Контроль
  и подстройка Периодические отчеты Сбор спец. данных Периодические отчеты
 
  Контроль и подстройка. Процедура принятия решения представляет собой в общем случае рекурсивную процедуру, а не однократный процесс. Хотя принятое сегодня решение казалось нам рациональным, полученная завтра новая информация может сделать его неприемлемым. Такая ситуация требует возврата на более ранние стадии принятия решения. Роль различных типов ИС на каждой из последовательных фаз принятия решений представлена в табл.1.3.
 
 1.3. Проблемы поиска тематической информации
 в глобальной сети Internet
 
 
  Количество информационных сайтов в глобальной сети Internet в настоящее время приближается к миллиарду и постоянно возрастает, в связи с чем проблема отыскания тематической информации становится все более актуальной.
 
  Наиболее мощные поисковые системы охватывают по отдельности не более 16% имеющихся документов, при этом совокупный охват, то есть доля документов, проиндексированных хотя бы одной поисковой машиной, не превышает 40% всего объема информации [24]. В частности, информацию о сельскохозяйственном производстве в Волгоградской области можно получить на сайте www.avtlg.ru/~agroinf.
  Применяемые системы для поиска информации можно подразделить на две большие группы, ориентированные на выполнение разных задач: поисковые машины (search engines), такие как AltaVista.com, aport.ru; rambler.ru, yandex.ru и поисковые каталоги (Yahoo.com, Weblist.ru, bankreferatov.ru).
  Поисковые машины - это системы, состоящие из трех частей. Первая, Spider (Bot или Robot) - программа, которая посещает Web-страницы и полностью или частично считывает (индексирует) их содержимое. Вторая - индекс поисковой системы, представляющий собой массив данных, в котором хранятся копии всех посещенных страниц. Третья часть - это программа, которая в соответствии с введенными запросами просматривает индекс в поисках нужной информации и выдает найденные документы, обычно в порядке убывания релевантности. Следует отметить, что толкования понятия "релевантность" (степень соответствия запросу) существенно разнятся в зависимости от используемой поисковой системы. В частности, одинаковый запрос в системах www.aport.ru, www.yandex.ru и www.altavista.ru даст разные результаты.
 
  Таблица 1.4
  Поисковые характеристики основных русскоязычных серверов
 
 Web-адрес Область поиска Диапазон поиска aport.ru весь WWW Слова с учетом морфологии au.ru каталог русского Интернета по категориям или аннотациям сайтов km.ru каталог русского Интернета по категориям или аннотациям сайтов rambler.ru весь WWW, конференция Relcom Слова без учета морфологии
  Даже в одной системе результаты поиска могут заметно отличаться спустя некоторое время - после очередного обновления индекса [24].
  В поисковые каталоги, например list.ru, содержащий около 10 тысяч источников, информация, в отличие от поисковых машин, добавляется только по инициативе редактора. Последний обычно пишет и краткую аннотацию к сайту, занесенному в каталог. Крупнейшие международные каталоги, подобные www.yahoo.com, содержат на порядок больше записей. Какой бы многоступенчатой ни была иерархия разделов в каталоге, она в большинстве случаев снабжена "интуитивно-понятным" интерфейсом. Двигаясь по такому мощному рубрикатору-интерфейсу, можно почти с 90%-й вероятностью обнаружить сайт по искомой теме. Кроме того, в любом солидном каталоге есть система поиска, аналогичная применяемой на поисковых машинах.
  Таблица 1.5
  Поисковые характеристики основных англоязычных серверов
 
 Web-адрес Общая характеристика Особенности AltaVista.com Значительные быстродействие и информационная насыщенность Недостаточная релевантность, обусловленная тем, что контекст не учитывается Exite.com Наличие обзорных узлов и путеводителей Небольшой индекс, удачное ранжирование Hotbot.com Значительное быстродействие Небольшой индекс, сложный язык запросов, корректная работа с русскоязычными источниками Infoseek.com Поисковая машина с каталогом Неудобный интерфейс, настраиваемая "страница пользователя" Lycos.com Индексация документов только по ключевым словам Информационная насыщенность Yahoo.com Наибольшая информационная насыщенность Рубрикатор, продолжительное сохранение ссылок на удаленные ресурсы
  Можно отметить тенденцию, что в последнее время поисковые машины и каталоги все чаще кооперируются. Так, машина Yandex.ru может искать как в собственном индексе, так и в каталоге List.ru.
  При организации тематического поиска информации, например, по новым типам оросительной техники, важным является вопрос выбора типа поисковой системы. В общем случае каталог нужен, когда разыскиваются сайты определенной тематики (сельское хозяйство, оросительная техника), а поисковая машина - когда нужна совершенно определенная информация. Серьезным преимуществом поисковых машин является огромный объем их индексов - в то время как даже очень большие каталоги содержат в лучшем случае сотни тысяч записей. Например, известная www.altavista.com индексирует более 100 миллионов страниц, причем индекс пополняется и обновляется достаточно часто.
  Поисковые машины обычно учитывают все слова на странице, даже не относящиеся к ее теме. Для определения релевантности слов анализируется частота их употребления. Существуют машины, создатели которых пытаются потеснить каталоги в их рыночной нише, используя сложные эвристические методы для определения темы страницы по ключевым словам.
  Если же вас интересует не определенная информация, а тема (или если вы не в состоянии сформулировать точный запрос из-за недостатка данных), то целесообразно использовать поисковый каталог. Причем в том случае, если тема достаточно узка, имеет смысл искать в каталоге не сайты нужной направленности, а частные наборы ссылок (Linklist) например, в разделе "Классификаторы" или "Каталоги". Вне всякого сомнения, создатели Web-ресурсов еще долго будут обгонять индексаторов, а индексаторы изо всех сил будут стремиться сократить этот разрыв. Поэтому поисковые системы - самые посещаемые сайты.
  Глубина и диапазон тематического поиска определяются структурой формируемого запроса для поисковой системы (search engines). Базовая схема их использования состоит в том, что пользователь вводит одно или несколько ключевых слов (Key words), которые достаточно отражают содержание объекта поиска, а система просматривает свой каталог Wеb-страниц, содержащий сотни гигабайт. При этом почти все системы так или иначе предпринимают попытки интеллектуального анализа содержимого страниц для улучшения качества поиска.
  Для сужения диапазона поиска можно использовать операнды булевой алгебры, при этом следует активизировать опцию обязательного присутствия всех ключевых слов в извлекаемом документе. Например, при работе в среде AltaVista используется режим Advanced Query, а между ключевыми словами вставляют AND (OR, NOT). Если же не нужны документы, в которых не содержится хотя бы одно из ключевых слов, выбирают симовол включения впереди каждого слова или их сочетания (+Agricultural+Transaction). Кроме того, предусмотрена возможность исключения нежелаемого слова с помощью логического оператора NOT (+Transaction NOT Agricultural).
  Таким образом, при организации и проведении предметно-тематического поиска в глобальной сети Internet существенное значение имеет правильный выбор типа поисковой системы: поисковой машины или каталога. Для оптимизации результатов поиска с целью повышения степени релевантности необходимо составление адекватного поискового выражения с использованием операндов булевой алгебры.
 
 
 2. Информационное и инструментальное обеспечение
 управленческих решений
 
 
 2.1. Информационные аспекты управленческих решений
 
  Информационные интересы субъектов рыночных отношений - потребителей, производителей и общественности - существенно разнятся. Структура их взаимообусловленности в условиях рынка приведена в табл.2.1. Соответственно и состав информационных систем, обеспечивающих функции информационного обслуживания управленческих решений, будет различным.
  Проанализируем современные подходы к процессу управления предприятием, а точнее рассмотрим единый процесс функционирования предприятия, но с разных сторон и в разном понятийном аппарате.
  Общеизвестно, что управление представляет собой синтез науки и искусства, причем ряд ученых отдает приоритет последнему компоненту. Результаты выполнения формализованных аналитических процедур не являются, по крайней мере, не должны являться, единственным и безусловным критерием для принятия того или иного управленческого решения. Они в некотором смысле служат "материальной основой" управленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях и антипатиях лица, принимающего решение. Эти "нематериальные" компоненты в отдельных случаях могут иметь приоритетное значение. И тем не менее, в настоящей работе будут рассматриваться именно "материальные основы".
  Таблица 2.1
 Взаимообусловленность информационных интересов
 субъектов рыночных отношений
 
 Потребители Производители Общественность
 Соответствие заявленных рекламой и службой информации свойств товаров действительным свойствам
 
 Закрепление за предпринимателем потребителей благодаря высокому качеству представляемой услуги
 Контроль за выпуском товаров надлежащего качества Безопасность потребления товара Престиж торговой марки Ограничение риска для третьих лиц (правовой аспект) Пригодность товара к использованию и его надежность. Уровень торгового обслуживания и соблюдение сроков поставки заказанного товара
  Эффективность каналов распространения товара на рынке.
 Возможности расширения коммерческой сбытовой сети Минимальное загрязнение окружающей среды. Проблема сбережения ресурсов всех видов Послепродажное техническое обслуживание и служба сервиса
  Влияние недостатков производства на товарные свойства Достоверность рекламных посланий Соответствие продажной цены техническим партнерам, характеристикам и требованиям стандартов Ограничение риска "флопа" и рыночного фиаско вследствие имеющейся системы гарантий и ответственности за товар Возможность выразить мнение и прочие социальные аспекты Ничем неограниченные возможности выбора товара Достаточность прибыли, снижение издержек производства и обращения до необходимого уровня при разных политиках ценообразования Доступ к информации о качестве товаров любого производителя Благоприятные перспективы судебного разбирательства по защите прав потребителя
  Установление партнерских отношений с потребителями и их организациями Воспитание потребителей и производителей в духе партнерских взаимоотношений
 
  Деление процессов управления на функции - это "классический" подход к их рассмотрению. В специальной литературе в настоящее время отсутствует единый подход к определению сущности и классификации функций управления.
  Одни экономисты (О.В.Козлова, И.К.Кузнецов, Г.Х.Попов) в понятие функции управления вкладывают организационные аспекты, отражающие ее целенаправленное воздействие на объект в общей системе управления. Например, Г.Х. Попов определяет функцию управления как особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения труда и специализации в сфере управления [108]. О.В. Козлова и И.К. Кузнецов считают, что под функцией управления, понимается совокупность решений, действий или процессов, объединенных общностью объекта и решаемых задач по управлению производством [74].
  Другие экономисты при определении сущности функции управления основное значение придают действиям субъекта управления. Л.С. Бляхман и А.А Маркин характеризуют функцию управления как "области (роды и виды) управленческой деятельности, закрепленные за определенными функциональными службами (сотрудниками) и различающиеся по содержанию" [21]. В определении Н.Я. Васильева и Э.Н. Гордеева "функция управления - это определенные направления в деятельности управленческого аппарата. Каждая функция состоит из определенного ряда конкретных работ, объединенных общностью цели объекта воздействия, содержания и специфики" [45].
  Различный подход к определению сущности функции управления предопределяет и наличие разнообразных идентификационных признаков, положенных в основу классификации.
  Так, О.М. Бобровым в основу классификации функций управления положены следующие признаки: стадии производства, содержание выполняемых работ, характер и производительность труда, функциональная принадлежность [22]. А.А.Годунов выделяет функции организации системы управления и функции управления процессом производства (общие и специфические) [35]. Г.Х. Попов классифицирует функции по таким признакам: функции управления, отражающие объект управления; функции управления, отражающие черты самого управления; функции руководства и специализированные функции управления [108].
  Иной подход к классификации функций управления использован В.В.Смирновым. Основой классификации функций управления, по его мнению, должны быть задачи управления. В этой связи все задачи управления он представляет в виде двух больших групп. В первую группу, именуемую общей, входят задачи, решение которых приводит к образованию системы производства, обеспечивает ее устойчивость, надежность, развитие. Во вторую, именуемую специфической, - непосредственно производственные, научно-технические и политические. Каждой группе задач управления соответстует перечень функций управления [120].
  Говоря о функциях управления, следует различать понятия "функции управления" и "функции органов управления". Важнейшей особенностью функций управления является характер их происхождения, обусловленный потребностями постоянно развивающегося производства, они характеризуют функционирование системы в целом; функции же органов управления характеризуют деятельность структурных подразделений системы управления.
  Мы разделяем точку зрения той группы экономистов, которые считают, что в процессе управления объектом следует выделить функции, именуемые общими, или функции первого порядка, ибо они присущи любой системе управления производством, а значит и предприятия, хотя по вопросу состава и количества этих функций экономисты высказывают различные суждения. Такое обилие точек зрения по данному вопросу В.И. Стражев объясняет следующим: "Во-первых, здесь присутствует смешение функций управления с методами, принципами и средствами управления, например, стимулирование, активизация, информационное обеспечение; во-вторых, чрезмерное дробление управленческой деятельности, которое нередко приводит к дублированию ее в разных функциях. Например, планирование, регулирование, координация, прогнозирование, корректирование, выработка целей, выработка и принятие управленческих решений, распорядительство, диспетчирование, статистика, анализ, учет. В-третьих, в понятие отдельных функций вкладывается разный смысл. Например, регулирование, контроль, анализ, учет и другие функции" [125].
  В современных публикациях отечественных (О.С. Виханский, И.Н. Герчикова, З.П. Румянцева, А.И. Наумов, Н.А. Саломатин) и зарубежных (М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури) авторов, помимо ранее прозвучавших функций планирования, контроля, регулирования (координации), аргументируются такие функции как маркетинг, мотивация, нормирование и т.д. Основываясь на позиции, что набор основных функций должен охватывать полностью все виды деятельности по осуществлению управленческого цикла, мы полагаем, что управление хозяйственной деятельностью на всех стадиях кругооборота средств осуществляется с помощью следующих основных функций: планирования, организации, контроля, координации, мотивации. При этом анализ и учет мы, так же как и профессора З.П. Румянцева и Н.А. Саломатина, считаем инструментом выполнения функции контроля.
  Перечисленным функциям присуща определенная стадийность:
  - первая стадия предполагает наличие цели, ее постановку, разработку программы, планы действий и соответствующую организацию с тем, чтобы привести систему в заданное состояние (планирование и организация);
  - вторая стадия предусматривает наблюдение, фиксацию, переработку информации о действительном состоянии объекта с выявлением отклонений в их причинной связи и зависимости реального экономического процесса от плановой модели (контроль (учет и анализ));
  - третья стадия заключается в сравнении и сопоставлении фактических данных исследуемого объекта с заданными параметрами, разработке и последующей реализации управленческих воздействий на объект управления с целью регулирования его фактического состояния (контроль (анализ) и координация).
  Что же касается функций управления второго порядка, то, на наш взгляд, к ним следует отнести конкретные (специальные) функции управления, представляющие собой функции органов управления, которые определяются исходя из целесообразного разделения труда внутри управляющей системы применительно к конкретному уровню хозяйствования предприятия (службы, отдела, бюро и т.п.).
  Хотя общие и конкретные функции управления в технологии исполнения и объеме выполнения работ имеют много различий, но целевая направленность функций второго порядка не может быть не тождественной функциям первого порядка, иначе будет нарушен принцип объективности и научности управления. К тому же на практике все функции в процессе управления конкретным объектом взаимодействуют между собой. Поэтому, несмотря на выявленную четкость состава общих функций и их стадийность, в процессе управления при решении комплекса задач, связанных с экономным и рациональным использованием ресурсов на всех стадиях кругооборота средств, между собой взаимодействуют все функции, ибо на практике ни один организационно-структурный орган не занимается только одной функцией. Поэтому затруднительно, а порой и невозможно отделить одну функцию от другой. К тому же, нам представляется, что и не следует стремиться к этому, а в целях повышения эффективности управленческих решений необходимо привести в действие все функции управления, создавая условия для оптимального их взаимодействия. Именно в интегрированном подходе видится оптимальность процесса управления конкретным объектом.
  Функциональный подход достаточно эффективен при выработке форм рационализации регламентированных, рутинных операций в процессе управления. В течение длительного времени, когда основным типом структур были линейно-функциональные, условия управления характеризовались стабильностью целей, технологий, внешней среды и т. п. Этот подход позволял успешно решать многие организационные проблемы, однако в современных условиях все больше проявляются его слабости. Главная из них состоит в том, что разделение процессов на функции не раскрывает механизма их интеграции. Каковы, в частности, "стыки" разных функций, последовательность и приоритеты их осуществления, роль в достижении конечных результатов? Эти вопросы обостряются, когда организация попадает в условия сильной неопределенности, вынуждена постоянно осуществлять поиск новых курсов действий, решений, использовать "нерутинную" технологию и т.п. Поэтому функциональный подход к процессам управления все чаще дополняется, а иногда и заменяется другими, более гибкими подходами (например, процесс принятия решения).
  Важным положением современной теории управления является рассмотрение принятия решений не только как "акта выбора" курса действий, результат которого оформляется документально, и не как одной из функций управления, помещаемой между функциями "планирование" и "организация", либо отождествляемой с функцией "руководство", а как всеобъемлющего организационного процесса. "Корни процесса принятия решений,- справедливо пишет В. Коур, - уходят далеко в глубь организации. Основанные на широком применении здравого смысла, они простираются далеко за пределы форм и ритуалов формальной организации и ее рациональных процедур. Следовательно, полностью характер принятия решений в организации не так легко выявить" [42].
  Обзор управленческой литературы зарубежных (М. Мескон, Ф. Хедоури и т.д.) и отечественных авторов (О. Виханский, Л. Евенко, В. Кондратьев, Л. Матвеев, А. Наумов, З. Румянцева) выявил тот факт, что нет однозначного толкования, состава и содержания элементов (этапов) процесса принятия решений. При всем разнообразии подходов представляется возможным выделить шесть основных фаз принятия решений:
 * сбор данных и определение целей;
 * изучение и анализ проблем;
 * разработка и анализ альтернатив;
 * выбор решения;
 * реализация решения;
 * оценка исполнения.
  Это, однако, не означает, что в действительности этапы процесса принятия решений осуществляются строго в данной последовательности. По образному выражению Г. Саймона, процесс принятия решений представляет собой "колесо в колесе", когда каждая стадия включает в себя все остальные и сочетание фаз и стадий в процессе разработки проблемы может принимать любые формы [42].
  Процесс принятия решений тесно сопряжен с процессами "решения проблем" и "творческого мышления" по тому кругу вопросов, которые возникают в процессе хозяйственного управления. По структуре эти три процесса весьма сходны. Различия же между ними состоят в следующем: принятие решения - это выбор курса действия, предназначенного к реализации; решение проблем означает интеллектуальный процесс по нахождению (будь то новая разработка или заимствование) рациональных курсов действий; творческое мышление - это выработка непременно новых, ценных, оригинальных идей, путей развития в нестандартных ситуациях.
  Не вдаваясь в более подробное рассмотрение сущности этапов процесса принятия решений и их взаимосвязей, мы считаем целесообразным сформулировать объективные преимущества данного подхода для наших исследований:
  во-первых, это является одной из основ "процессного подхода"1 к управлению предприятием, когда выделяются центры принятия решений, а не функции управления и проектируются процессы, обеспечивающие работу этих "центров";
  во-вторых, это основа "системного анализа" для решений сложных слабоструктурированных проблем, ибо этапы системного анализа есть не что иное, как перечисленные выше этапы процесса "принятия решений" (точнее "решения проблем"), но с некоторой детализацией, отражающей применение метода моделирования (построение модели, формулировку критерия, анализ чувствительности и т. п.).
  в-третьих, это основа гибкого подхода к применению формальных (математических, системных, машинно-имитационных) методов, когда в зависимости от полноты информации об элементах проблем (целях, альтернативах, затратах, моделях, критериях) они относятся либо к числу программируемых проблем ("рутинных" и "хорошо структурированных"), решаемых с помощью математики, либо непрограммируемых ("слабо структурированных" и "неструктурированных"), решаемых с помощью системного анализа;
  в-четвертых, это основа построения рациональной методологии формирования управленческих информационных систем.
  Традиционный подход, доминировавший в 50...60-х годах, был ориентирован на "рационализацию информационных потоков" с целью сокращения административно-управленческого персонала и повышения качества и эффективности выполняемых им операций. Более современный подход, ориентированный на "рационализацию принятия решений", предполагает, что диагноз проблем, классификация решений, определение потребностей в информации со стороны руководителей, их принимающих, и специалистов, их подготавливающих, - отправной момент формирования УИС.
  Более подробно мы изложили свое отношение к "старым" АСУ и современным управляющим информационным системам в следующих разделах.
  Также хотелось бы отметить, что при всем многообразии подходов к исследованию процесса принятия хозяйственных решений в нем можно выделить три основных аспекта:
  кибернетический, основанный на представлении о принятии решений как о процессе переработки информации;
  организационный, состоящий в выявлении взаимосвязанной последовательности действий индивидуумов и групп в организации при выработке решений;
  психологический, заключающийся в рассмотрении процесса принятия решений с точки зрения мышления и психической деятельности людей.
  Исходя из поставленных задач исследования, наиболее близок к нашей работе кибернетический аспект процесса принятия решения, так как информация как средство управления выступает коррелятором организованности системы и служит основой процесса принятия оптимальных управленческих решений. Это определяет необходимость повышения качества всей ее совокупности, представляющей информационный базис экономической системы управления предприятием.
  Кстати, следует подчеркнуть, что именно кибернетический аспект процесса управления подтверждает, что функциональный подход и подход с позиции процесса принятия решений не противоречат друг другу. Это наглядно демонстрирует предлагаемая нами схема реализации решений в информационном процессе управления (рис. 2.1).
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу