<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Рис. 2.1. Функции принятия и реализации решений в информационно-кибернетическом процессе управления
 
  С информационно-кибернетической точки зрения можно считать, что процесс управления реализуется обязательным набором блоков в системе управления [119], включающим:
 1) блок формулировки целей;
 2) блок анализа выходов и постановки проблем;
 3) блок анализа входов;
 4) блок сравнения вариантов решений проблем;
 5) блок принятия (выбора) решения;
 6) блок воздействия на управляемый объект с целью реализации решения.
  Важнейшее значение в механизме управления имеет формулировка целей системы как состояний ее выходов, которые признаются наиболее желательными, с точки зрения интересов данной системы и системы более высокого порядка. Блок формулировки целей является внешним по отношению к системе управления организацией.
  Совокупность аналитических и руководящих действий, связанных с формулировкой целей, представляет одну из составных частей функций планирования и контроля. Другая часть этих функций выполняется блоком сравнения, который представляет основное аналитическое звено, занятое осознанием и анализом выявленной проблемы, ее формулировкой, отысканием и оценкой возможных путей ее решения. В блоке принятия решений на основе сравнения вариантов возможных действий руководители с помощью объективных суждений выбирают, какой из предложенных вариантов является предпочтительным (это может быть сделано не сразу, а путем поиска нового, улучшенного варианта плана по требованию руководителя). Такой выбор, являющийся в конечном счете волевым актом руководителей, представляет собой основу функции координации.
  В блоке воздействия осуществляются распределение материальных ресурсов между исполнителями решений и выработка административных мер по распределению задач и ответственности между ними, вырабатываются материальные и моральные стимулы выполнения заданий. Это связано с выполнением принятых планов и программ.
  Блок анализа входов воспринимает информацию о целенаправленных и случайных воздействиях на систему со стороны ее внешнего окружения. Он классифицирует и агрегирует информацию по соответствующим признакам, отсекая ненужные сведения, не дожидаясь, когда нежелательные воздействия извне скажутся на результатах работы всей системы, передает информацию в блоки, вырабатывающие и принимающие решения. Таким образом, в той части, которая касается входов системы, осуществляется функция контроля, с помощью такого инструментария, как анализ, учет.
  Другая часть этой функции реализуется на основе анализа информации о выходах системы, поступающей в блок сравнения.
  В реальном функционировании организаций, разумеется, нет четкого деления элементов процессов управления на указанные "блоки", однако их концептуальное выделение заставляет рассматривать процесс управления в единстве его функциональных и проблемно-решающих элементов с особым вниманием к механизмам обратной связи и, кроме того, создает основу для совершенствования информационной системы организации.
  Как уже было отмечено, в настоящее время стала очевидной значимость информационных ресурсов в жизненном цикле производства: без них нельзя принять обоснованных управленческих решений. Нельзя не согласиться с немецким ученым Г. Клаусом, отмечающим, что промышленность все больше становится такой промышленностью, в продуктах которой содержится все возрастающая доля информации и организации. Информационный аспект по сравнению с вещественным аспектом все больше выдвигается здесь в современном производстве на первый план" [53].
  Производство во все возрастающей степени становится интеллектуально-интенсивным. Круг информации, вовлекаемой в управление производством, - это уже не отдельные прикладные разделы, а система, включающая экономику, организацию, управление производством, техническую эстетику и социальную психологию.
  Все это позволяет утверждать, что информационное обеспечение обнаруживает себя в качестве универсальной производительной силы, ибо оно само является компонентом производительных сил, в то же время участвует в развитии прочих ее компонентов. Эта тенденция выступает как одна из наиболее существенных характеристик современной экономики, которая представляет собой коренной переворот в системе производительных сил на основе достижений науки [73].
  Профессор В.С. Рожнов справедливо заметил в своей монографии [112], что, как невозможно материальное производство без предметов труда, так нельзя представить управление без информации.
  В последние годы термин "информационное обеспечение" получил широкое распространение в теории и практике. Он употребляется различными научными направлениями, поэтому известно много определений этого понятия, зависящих в первую очередь от специфики научных областей.
  Д.И. Блюменау обращает внимание на то, что если пропустить обзорные разделы множества книг, написанных по информационному обеспечению, и выйти на суть, то окажется, что у подавляющего большинства авторов свое понимание данного термина, иногда в чем-то пересекающееся, но нередко совсем несовпадающее. Получается, что каждый исповедует свою информацию: сколько авторов, столько и информаций [20].
  Вряд ли можно требовать единства во взглядах на информационное обеспечение как научный термин. Скорее, правилом служит правомерность различного осмысления этого понятия. Больше того, даже в одной и той же научной области взгляды на содержание категории информационного обеспечения претерпевают изменения под влиянием развития науки и техники.
  В самом широком аспекте информационное обеспечение означает предоставление информационных ресурсов в распоряжение какого-либо объекта или субъекта.
  Информационное обеспечение управления - это связь информации с системами управления и управленческим процессом в целом. Независимо от технического оснащения систем управления и технологии управленческого процесса, информационное обеспечение свойственно любому управлению. Для решения тех или иных управленческих задач необходима соответствующая информация; получение ее составляет сущность информационного обеспечения. Правомерно говорить об информационном обеспечении определенных служб управления, объектов и субъектов управления [112]. Информационное обеспечение, таким образом, не только предмет труда - информация, но и, прежде всего, деятельность.
  В настоящей работе под термином "информационное обеспечение управленческих решений" мы представляем, в первую очередь, область профессиональной деятельности, которая включает операции оформления, сбора, аналитико-синтетической переработки, поиска и распространения информации, выполняемую профессиональными информационными работниками с целью обеспечения релевантной информацией управляющих различного ранга для принятия управленческих решений.
  Категория информации получила широкое употребление в разных науках, поэтому её содержание исключительно емкое и неоднозначное. Сетования на то, что до сих пор не выработан единый взгляд на понятие информации, часто бытующие в литературе, спорны. На наш взгляд, такого единства не может быть, однако существенно важно применять аппарат исследования информации, адекватный ее определению. В кибернетике, или, пользуясь современной терминологией, в теории информатики, под информацией, как известно, понимается соотношение между совокупностью данных (сведения о чем или о ком-либо) и получателем (потребителем) этих данных. Здесь явное отличие информации от данных (сведений).
  Данные - это сообщения, находящиеся в распоряжении лица, которое принимает решения, однако до настоящего момента их важность в конкретной ситуации принятия решения еще не оценена [110].
  Информация представляет то, что заключает в себе какое-либо сообщение. Более правильно информацией надо считать только такие данные, на основании которых принимаются решения. Если данные используются для решения сразу, то они становятся информацией. Данные, которые непосредственно не используются в принятии решений, но накапливаются для возможного использования в конкретных ситуациях, которые можно предвидеть, называют потенциальной информацией. Данные, которые не используются, и их применение в дальнейшем не предусмотрено, являются избыточными данными - информационный "шум".
  Как справедливо отмечает профессор В.С. Рожнов, обычно эти понятия (информация и данные) в теории АСУ отождествляются; поэтому обработка информации равнозначна обработке данных [112].
  Воспользуемся в нашей работе различными толкованиями понятия информации, выбрав в качестве одного из ведущих определение, присущее теории информатики.
  Под аналитической информацией будем понимать такую информацию, которая позволяет вести экономический анализ хозяйственной деятельности и служит базой управленческих решений. Для ее получения требуются первичные аналитические данные, формируемые на основе различных исходных данных, аккумулируемых из разных источников. Для формирования первичных аналитических данных необходимы различные по содержанию исходные данные: учетные, плановые, нормативные и т.д. Иными словами, исходя из современной концепции бухгалтерского учета, источником аналитических данных выступает управленческий учет. Он же и является средством переработки данных в аналитическую информацию.
  Достигается это, исходя из потребностей в первичных аналитических данных, образование которых в свою очередь продиктовано потребностями в получении аналитической информации. Необходимость последней зависит от целей и направлений управления производством, информационных потребностей управления.
  Чтобы удовлетворить информационные потребности в формировании управленческих решений на базе аналитической информации, необходимо располагать соответствующими источниками исходных данных для получения первичных аналитических данных и на их основе - аналитической информации. Отсюда и возникает необходимость, с одной стороны, удовлетворения информационных потребностей анализа хозяйственной деятельности, а с другой - обеспечение аналитической информации исходными данными, получаемыми, прежде всего, в результате производственно-хозяйственной деятельности.
  Третий аспект проблемы связан с реализацией процесса удовлетворения информационных потребностей управления в аналитической информации, включая все этапы этого процесса от сбора исходных данных до формирования управленческих решений. Назовем этот процесс информационным и выделим следующие периоды: подготовительный, вычислительный и период потребления. В подготовительный период реализуются такие функции, как сбор исходных данных от источников, формирование первичных аналитических данных. Вычислительный период представляет собой обработку сформированных аналитических данных, т.е. выполнение аналитических расчетов, завершающихся формированием аналитической информации. Наконец, этап потребления состоит в использовании аналитической информации в управленческих решениях. Реализация решений выходит за пределы информационного процесса. Информационный процесс, таким образом, - это приведение в действие информационного обеспечения. Организация информационного процесса анализа хозяйственной деятельности во многом определяется такими факторами, как уровень техники реализации процесса и методика его выполнения. Применение компьютерных технологий существенно изменило организацию информационного процесса анализа хозяйственной деятельности. Решение управленческих задач на принципах автоматизированного банка данных (АБД) вносит свои коррективы в информационный процесс анализа хозяйственной деятельности.
  Представляет интерес рассматриваемая профессором В.С. Рожновым принципиальная схема организации информационного процесса анализа хозяйственной деятельности предприятий и приведенный для сравнения один из вариантов построения подобного процесса в условиях функционирования АБД (рис. 2.2 и 2.3).
  Принципиальная схема показывает путь трансформации исходных данных, собираемых из разных источников, в первичные аналитические данные, а затем - в аналитическую информацию. Потом формируются управленческие решения, содержащие аналитическую информацию, и осуществляется воздействие на производство путем их принятия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 2.2. Информационный процесс анализа хозяйственной
 деятельности
 
  В условиях функционирования АБД первичные аналитические данные комплектуются автоматизированным путем, поэтому на схеме они не выделены: практически исходные данные трансформируются сразу в аналитическую информацию. Формирование управленческих решений и их принятие в этом варианте аналогичны общей принципиальной схеме. Однако, при наличии компьютерных технологий-рекомендаторов и технологий-диагностиков возникает предпосылка и для автоматизации формирования решения.
  Наши исследования показывают, что современным направлением в реализации информационного обеспечения управленческих решений для предприятий малого и среднего бизнеса является ведение в организации управленческого учета на базе компьютерных технологий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 2.3. Информационный процесс анализа хозяйственной деятельности в условиях функционирования банка данных
 
  Таким образом, можно заключить, что аналитическая функция управления (в кибернетическом аспекте) есть не что иное, как информационное обеспечение управляющей системы аналитической информацией на всех этапах (фазах) принятия управленческого решения.
  Следовательно, проблема аналитической функции управления производством, если ее представить в самом общем виде, сводится к трем моментам:
 * определению потребности в информации как особом ресурсе для проведения эффективного анализа этой деятельности и выработки мероприятий по ее улучшению;
 * установление источников получения данных для потенциального воздействия функциональной разновидности аналитической информации;
 * реализация превращения данных в аналитическую информацию, отвечающую потребностям служб управления, ведущих экономический анализ.
  В связи с эти целесообразно перейти к рассмотрению управленческого учета как источника получения аналитической информации и оценить ее аналитический потенциал.
 
 
 2.2. Классификация информационных систем,
 используемых в управлении
 
  Для целей анализа ИС, используемых в сфере управления, наиболее удобен широко используемый на Западе следующий перечень разновидностей (типов) этих систем.
 
  Системы электронной обработки данных (СЭОД) предназначены для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки, ведущие прямо к вычислению задачи. Система работает в автоматическом режиме с минимальным участием человека. СЭОД используется на уровне оперативного управления фирмой с целью автоматизации управленческого труда.
 
  Информационные системы управления (ИСУ) используются при худшей структурированности решаемых задач управления. В этих системах имеется возможность манипулирования данными за счет появления в их составе системы управления БД (СУБД). Входную информацию можно оформлять в виде отчетов на запросы пользователя, а также специальных управленческих отчетов, осуществляющих фильтрацию и агрегирование данных, представляя их в удобной для принятия решения форме. ИСУ не предназначена для чисто автоматического режима, все решения в ней принимает человек. Хотя система может использоваться на уровне как оперативного контроля, так и стратегического планирования, наибольший вклад она вносит, находясь на уровне управленческого контроля.
 
  Системы поддержки принятия решений (СППР) используются для решения в режиме диалога слабоструктурированных задач, для которых характерна неполнота входных данных, недостаток имеющихся стандартных процедур, неполная ясность целей и ограничений. Вклад человека, принимающего решение, в эффективное функционирование системы весьма велик. В случае необходимости он может вмешиваться в ход решения, моделировать входные данные, процедуры обработки, цели и ограничения задачи. Формирование полного набора вариантов и выбор стратегий оценки альтернатив решения - исключительная функция пользователей. Помимо запросно-ответной системы, созданной на базе СУБД, СППР включает в себя базу моделей (БМ) и систему управления этой базой (СУБМ), а также систему управления диалогом. Как отдельный подвид систем выделяются групповые СППР. Такие системы могут быть использованы на любом уровне управления фирмой.
 
  Экспертные системы (ЭС) основываются на моделировании процесса принятия решения человеком-экспертом при помощи компьютера и разработок в области искусственного интеллекта. В отличие от всех рассмотренных выше систем ЭС основывается на использовании не только данных и информации, но и знаний и систем управления базой знаний (СУБЗ), что дает им возможность самообучения.
  Обычно ЭС не включают в себя модели, улучшающие принимаемое человеком решение. Их цель - обеспечить экономию за счет замены высокооплачиваемого эксперта-пользователя сравнительно низкооплачиваемым специалистом предприятия. ЭС призваны автоматизировать многие решения пользователя (но не все). Такие системы могут быть использованы на любом уровне управления, а также при работе непрофессионалов в области управления.
 
  Гибридные экспертные системы (ГЭС) являются гибридом ЭС и СППР. Они построены на принципах обработки знаний, но включают в себя подсистему данных и подсистему моделей. ГЭС обеспечивает доступ к решению задачи на любой стадии решения, но это - не автоматическая система, решения в ней принимает человек. Она может использоваться на уровнях управленческого контроля и стратегического планирования.
 
  Телекоммуникационные сети (ТКС) используются для целей автоматизации офиса и поддержания удаленного доступа к распределенным информационным ресурсам. Она включает в себя такие программные продукты, как текстовые редакторы (процессоры), графику, а также телекоммуникационные средства для организации и ведения простых телекоммуникаций типа электронной почты и достаточно сложных, например, работающих в IP-протоколе.
 
  Информационные системы мониторинга (ИСМ) служат для целей контроля за деятельностью фирмы, обеспечивая управленцев высших уровней наиболее важной укрупненной информацией. Эти системы не предназначены для помощи в принятии решений, но очень эффективны при выявлении оперативных проблем, а также при анализе управленческих и стратегических ситуаций за счет немедленного предоставления пользователю текущей и ретроспективной информации.
  Все указанные виды ИС могут работать в рамках одной и той же компании одновременно, выполняя свои специфические функции и участвуя помимо этого в процессе принятия решения. Особенности приведенных выше видов ИС приведены в табл.2.2.
  Структура простейшей ИС, которая может быть использована для целей управления, обычно включает в себя пять элементов: компьютер, человек, программа, процедуры и данные. Чтобы ИС смогла выполнять определенную задачу, человеку и машине нужны инструкции. Компьютер получает инструкции в виде программ, человек - в виде процедур, которые ему следует выполнить.
  Связь между человеком и компьютером осуществляется посредством передачи данных, сначала в виде исходной информации, идущей от человека к компьютеру, а затем - в виде полученных результатов, следующих в обратном направлении.
 
 
 Таблица 2.2
 Основные характеристики информационных систем,
 используемых для поддержки принятия решений
 
 Характеристика СЭОД ИСУ СППР ЭС ИСМ Основные приложения Расчет зарплаты, запасов, хранение записей о производстве и продаже Контроль производства и продаж, прогнозирование, мониторинг Долгосрочное стратегическое планирование, финансовое планирование Диагностика, стратегическое планирование Исследование окружения фирмы, поддержка высшего руководства Основное ядро Передача данных Получение информации Принятие решений, гибкость Выработка рекомендаций, основанных на опыте Выявление проблем Базы данных Уникальная для каждого приложения Появление СУБД Появление базовых моделей и СУБМ Использование знаний, появление СУБЗ Использование внешних БД Особенности принятия решений Автоматизация решаемых задач Использование стандартных алгоритмов для решения структурированных задач Принятие решений на основе разработанных альтернатив для плохо структурированных задач Решение неструктурированных задач на основе эвристических правил Решения не принимаются Вид данных Численные Численные Символьные Численные и символьные Тип информации Пооперационные данные Детальные, суммированные и чрезвычайные отчеты Информация, поддерживающая конкретные решения Советы и объяснения Запросы и ответы. Чрезвычайные отчеты Уровень управления Самый низкий уровень управления Средний уровень управления Высокий уровень управления Высокие уровни управления и специалисты Только высшее руководство
  Возможности использования компьютерных информационных систем для принятия управленческих решений могут быть определены, с одной стороны, в зависимости от структурированности решаемых управленческих задач, с другой - с учетом уровня иерархии управления предприятия, на котором решение должно быть принято, а с третьей - в зависимости от принадлежности к той или иной функциональной сфере бизнеса. Так, на рис. 2.4 показана классификация информационных систем, выполненная по признаку структурированности решаемых задач.
 
  Задачи считаются структурированными, если они носят повторяющийся, рутинный характер и для решения их раз и навсегда разработаны соответствующие процедуры (алгоритмы), которые используются во всех случаях, когда эти задачи встречаются. Целью использования ИС для решения структурированных задач является полная автоматизация, т.е. сведение роли человека к нулю. Если характер решения задачи мы представляем себе не полностью, мы называем их неструктурированными (или слабоструктурированными) задачами. Для решения неструктурированных информационных задач ИС играют вспомогательную роль: они предназначаются для того, чтобы помочь управляющему принять решение, но не для непосредственной выработки такого решения.
  Используемые для решения слабоструктурированных задач ИС подразделяются на два вида. Первый из них, ориентированный главным образом на обработку данных (поиск, агрегирование, фильтрацию), формирует специальные управленческие отчеты. Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение. Второй вид ИС оказывает ЛПР более фундаментальную помощь, разрабатывая для него возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.
  Как следует из рис.2.4, ИС могут создавать лицу, принимающему решение (ЛПР), три вида поддержки: информационную, модельную и экспертную. Информационная поддержка обеспечивает доступ пользователя к информации и ее частичную обработку. Модельная поддержка связана с представлением пользователю математических, статистических, финансовых и других моделей, использование которых облегчает выработку и оценку возможных альтернатив, но за счет использования не формализованных моделей, а экспертных систем, связанных с обработкой знаний по функциональным управленческим решениям.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис.2.4. Классификация информационных систем по степени структурированности решаемых задач
 
 
  Другим классификационным признаком, используемым для дифференциации ИС, является их принадлежность к той или иной функциональной сфере бизнеса: маркетингу, бухгалтерскому учету, финансам, производству, сбыту и т.п.
  Важным элементом классификации ИС выступает их разделение по следующим трем уровням иерархии управления фирмой: стратегическое планированию; управленческий контролю; оперативный контролю. Таким образом, каждая из функциональных подсистем(маркетинг, финансы, кадры и т.п.) может быть охарактеризована этими тремя уровнями управления.
 
 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
 маркетинга
 производства
 бухучета
 финансов
 кадров
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис.2.5. Классификация ИС по функциональным сферам
 
  Оперативный контроль обычно имеет дело с рутинными, постоянно повторяющимися операциями, для проведения которых предварительно уже были созданы необходимые процедуры и правила. Решения, принимаемые в его рамках, имеют короткий жизненный цикл.
  Результаты оперативного контроля информируют ЛПР о степени выполнения управленческих задач и процедур. На уровне оперативного контроля решаются следующие задачи:
 * обработка данных об операциях, проводимых предприятием;
 * создание периодических отчетов о состоянии дел (для контроля);
 * подготовка ответов на всевозможные запросы.
 
  Управленческий контроль проводится на уровне руководителей подразделений фирмы для того, чтобы дать оценку текущей ситуации, выбрать необходимые контрольные операции, сформулировать новые правила принятия решений для персонала, находящегося в оперативном управлении, а также распределить имеющиеся ресурсы. Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в агрегированном виде так, чтобы были в наличии: тенденция изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения.
  На этом этапе решаются следующие задачи:
 * оценка планируемого состояния объекта управления;
 * оценка отклонений от планируемого состояния;
 * выявление причин отклонений;
 * анализ возможных решений и действий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 2.6 Схема обработки данных на уровне управленческого контроля
 
 
  Стратегическое планирование включает в себя определение целей компании, ресурсов, используемых для достижения этих целей, и политики (стратегии), которая должна привести к достижению поставленных целей.
  Горизонт стратегического планирования гораздо шире, чем для управленческого контроля.
  Используя положения иерархии принятия решений, можно конкретизировать функциональную структуру ИС в виде матрицы, представленной в табл.2.3.
 
 
  Таблица 2.3
  Матрица функциональной области ИС
 
 
 Уровень принятия решений Функциональные сферы бизнеса марке-
 тинг финансы кадры произ-водство бухучет логистика
 Стратегическоепланирование
 
 Управленческий
 контроль
 
 Оперативный
 контроль
 
  Можно привести некоторые примеры различных по структурированности задач, решаемых на каждом из уровне управления (табл.2.4).
 Таблица 2.4
 Задачи, решаемые на различных уровнях управления
 
 Степень структурированности
 задач Уровень управления операционный контроль управленческий контроль стратегическое планирование Хорошо структурированные задачи Контроль запасов Краткосрочное прогнозирование производства Размещение производств и складов Слабо структурированные задачи Календарное планирование выпуска продукции Анализ бюджета фирмы Планирование выпуска новой продукции Неструктурированные задачи Разработка и использование систем сетевого планирования с контролем по затратам Формирование плана продаж Долгосрочное планирование развития предприятия
 
 2.3. Программные средства для автоматизации поддержки принятия управленческих решений
 
  Если технологию поддержки процедур принятия решений разбить на фазы принятия управленческих решений, то можно определить участие информационных систем в процессе принятия решений (табл.2.5).
  Какие принципиальные выгоды приносит использование компьютеров или комплексной автоматизации деятельности предприятия? Отвечая на данный вопрос, следует учитывать следующие особенности компьютерных технологий:
  во-первых, происходит реальное снижение операционных издержек;
  во-вторых, выгоды формируются за счет повышения качества управленческих решений.
 
  Реализованная в управленческом учете экономическая модель предприятия позволяет строить классическую схему управления по следующим этапам:
 * планирование работ;
 * сбор и анализ данных о происходящих процессах;
 * анализ соответствия фактических результатов плановым показателям;
 * разработка организационных, финансовых, маркетинговых и иных процедур, снижающих влияние неблагоприятных факторов, к которым можно отнести снижение рыночного спроса или изменение стоимости комплектующих изделий;
 * адаптация дальнейших планов работ с учетом сложившихся условий.
  При всей своей очевидности такая схема управления предприятием на практике не имеет универсальных решений. Она формируется с учетом специфики и масштаба производства, существующего управления, уровня детализации решаемых задач.
 
 
 Таблица 2.5
 Участие различных типов ИС в процессе принятия решений
 
 Фазы принятия решений ИСУ СППР ИСМ ЭС Изучение
 проблем Основная помощь Дополнительная помощь Цель использования Диагностика Сбор данных Использование СУБД Дополнительная СУБД Цель использования Интерпретация данных Разработка возможных альтернатив - Основная помощь - Основная помощь Выбор
 решения - Частично - Частично Реализация решения Использование сети терминалов Электронная почта (ТКС) Электронная почта (ТКС) Использование сети Оценка исполнения Периодические отчеты Сбор специалиных данных Периодические отчеты
  В этом отношении интересен опыт западных компаний. По оценкам западных специалистов, свыше 30% из подлежащих исследованию крупных предприятий поддерживает более двух методов оценки себестоимости выпускаемой продукции, практически реализуя принцип "расчет разной себестоимости для разных задач". В это понятие вкладываются, как минимум, три типа себестоимости:
 * себестоимость по центрам ответственности - для планирования и контроля деятельности ответственных исполнителей;
 * полная себестоимость - для установления цен и принятия других оперативных решений в нормальных обстоятельствах;
 * прямая производственная себестоимость - для установления цен и принятия других оперативных решений в специфических обстоятельствах, если необходимо задействовать свободные производственные мощности. Такой подход [36] позволяет снизить методические погрешности различных учетных процедур и детальнее воспринимать взаимосвязь происходящих процессов.
 
  Очевидно, что в этом случае информационные технологии являются важнейшим инструментом поддержки принятия решений, обеспечивающих устойчивость развития бизнеса в рыночных условиях.
  Комплексная автоматизация финансово-хозяйственной деятельности для предприятия, безусловно, проект инвестиционный. Однако попытки ответить на этот вопрос в традиционных категориях анализа инвестиционных проектов, построенных на основе сравнения денежных потоков, будут некорректны, прежде всего, потому, что прямая экономия на операционных издержках, как правило, несопоставима с экономическим эффектом, который достигается при детальном знании и контроле за происходящими процессами. Если считать текущее снижение операционных издержек основной статьей доходов от автоматизации, то в большинстве своем такие проекты окажутся просто нерентабельными.
  Основная отдача от новых форм управления, построенных с использованием информационных технологий, складывается из целого ряда преимуществ, имеющих иную природу. Одним из важнейших преимуществ является обеспечение устойчивости функционирования предприятия при изменениях рыночной конъюнктуры и его конкурентоспособности.
  Конечно, автоматизированные системы масштаба предприятия не дадут ответа типа "выпускать/не выпускать продукцию". Это сделают управляющие. Их интуиция, подкрепленная расчетами, позволит сделать лучший выбор с учетом анализа влияния разнообразных рыночных и производственных факторов. Построить необходимую информационно-аналитическую работу на предприятии без информационных технологий на сегодняшний день практически нереально. По этой причине количественные оценки экономической отдачи от проектов комплексной автоматизации значительно усложняются. Эти оценки уже нельзя рассматривать в отрыве от самого бизнеса и умения использовать с выгодой эти возможности.
  Поэтому, перефразировав военную поговорку, скажем так: автоматизация "...не догма, а руководство к действию". Естественно без современных информационных технологий не может быть и речи о масштабной и эффективной деятельности предприятия.
  Первоначальным этапом формирования интегрированной информационной системы является автоматизация управленческого и финансового учетов. Как раньше уже было отмечено, главная цель управленческого учета - информационная поддержка принятия управленческого решения, поэтому она является, с позиции элементов ИС, методикой формирования, накопления и агрегирования информации.
  ИС, как компьютерная технология, является сложной многоэлементной электронной системой. Мы остановимся на прикладном программном обеспечении, в частности прикладных программных пакетах (ППП) информационно-управленческой направленности, так как в рамках нашего исследования это наиболее значимый элемент.
 Ряд разработчиков компьютерных информационных систем (В. Чистяков, А. Горланов, А. Клепач, П. Кузнецов) предлагают следующую стандартную классификацию бухгалтерских программ*
 1. Мини-бухгалтерия (СЭОД);
 2. Интегрированные бухгалтерские системы (ИСУ);
 3. Бухгалтерские конструкторы (ИСУ+СППР);
 4. Корпоративная бухгалтерия и управление финансами (ИСУ+СППР+ЭС).
 
  Нами были проанализированы программы второго и третьего класса (1С:Бухгалтерия, Инфо-бухгалтер, Парус 97, "Гримо"). Обзор данных программ мы провели на основе научно-критической литературы по данным разработкам, инструкциям по их применению, личном опыте в практическом использовании. Оценка производилась с позиции пользования (удобность программы, наглядность, широта возможностей), настройки программы применительно к конкретным условиям предприятия (технологичность), и возможности расширения и модификации в будущем (модифицируемость, масштабируемость).
  Предпочтение было дано программным продуктам фирмы 1С (1С:Бухгалтерия ). Поскольку в исследованиях в основном ведутся разработки на базе "1С: Бухгалтерия 7.5", то конкретней остановимся на некоторых ее особенностях и преимуществах, которыми мы воспользовались в наших разработках.
  Как и в предыдущих версиях программы, ведение бухгалтерского учета в "1С: Бухгалтерия 7.5" основывается на плане счетов. Кроме собственно синтетического учета, настройка плана счетов определяет возможности ведения валютного, аналитического и количественного учета.
  В версии 7.5 (7.7) реализованы значительно более широкие возможности настройки плана счетов:
 * настройка длины кодов счетов и субсчетов;
 * настройка количества уровней субсчетов к счетам;
 * возможность создания нескольких планов счетов.
  Первая возможность особенно актуальна в связи с тем, что последнее время все чаще появляются публикации, посвященные переходу к новому трехзначному плану счетов, активным сторонником которого является профессор В.Ф. Палий (более подробно см. [102]). И более того, данный вопрос уже поднимался на Съезде бухгалтеров и аудиторов (г. Москва, май 1998 г.). Возможности программы позволяют безболезненно перенастроить на 3-значный план счетов.
  Вторая возможность позволяет точнее детализировать отчет по центрам ответственности
  Третья - позволяет на единой информационной базе формировать баланс, адаптированный к анализу со стороны высшего руководящего звена (управленческий).
  Но одной из наиболее важных особенностей в версии 7.5(7.7) является многомерная аналитика. Многомерная аналитика позволяет вести несколько независимых друг от друга разрезов аналитического учета. Данная версия допускает использование до 5 разрезов аналитического учета, что дало возможность реализовать систему нормативного учета себестоимости продукции в сельскохозяйственном производстве.
  Кроме всего вышесказанного, хотелось бы отметить, что "1С:Бухгалтерия" позволяет реализовать значительную часть возможностей управленческого учета путем его автоматизации. "1С:Бухгалтерия" является компонентой программной системы "1С: Предприятие" (см.рис.6). Это позволит в дальнейшем увязать ее с рядом других компонентов "1С:Предприятие" (1С:Расчет, 1С:Оперативный расчет), и тем самым создать предпосылку для перехода предприятия от автоматизированного управленческого учета к интегрированной информационной системе предприятия.
  В отличие от конкурирующих систем автоматизации производства, в которых сделано умышленное разделение учета на модули типа "Банк", "Касса", "Склад", "Материалы", т.е. по объектам учета, в системе "1С:Предприятие" введено разделение учета по видам: бухгалтерский, оперативный, расчетный.
  Легко увидеть, что при помощи этих видов учета возможно построение любого объекта, например "Бухгалтерия" или "Себестоимость". Таким образом, изначально комплекс "1С:Предприятие" является более полной системой в отличие от конкурирующих.
  Налицо тенденция развития финансово-бухгалтерских систем до уровня предприятия. Подтверждением тому является охват компьютерными программами все большего количества функций: пару лет тому назад они работали на уровне проводок, а сейчас уже могут продавать, покупать и делать выводы.
  Будем надеяться, что скоро они научатся прогнозировать и смогут помогать принимать решения.
 
 Таблица 2.6
  Сравнительная оценка прикладных программных пакетов информационно-управленческой направленности
 
 Основные аспекты сравнения 1С: Бухгалтерия Инфо-Бухгалтер Парус 97 ГРИМО Фирма -разработчик 1С "Информатик" . Парус НТФ Гримо Формирование бухгалтерской отчетности ТК ТК ТК ТК Автоматизация бухгалтерского учета
 операции по банку
 основные средства и нематериальные активы
 материалы и МБП
 товары и услуги
 учет производства продукции
 взаиморасчеты с организациями
 расчеты с бюджетом
 ТК
 ТК
 ТК
 ТК 1.1.1.1.1
 ТК
 ТК

<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу