<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 ТК
 ТК 1.1.1.1.1 ТК ТК ТК ТК 1.1.1.1.1 ТК ТК ТК ТК 1.1.1.1.1 ТК ТК ТК ТК 1.1.1.1.1 ТК ТК ТК ТК 1.1.1.1.1 ТК ТК ТК ТК Гибкие возможности учета
 использование нескольких планов счетов
 многоуровневые планы счетов
 многомерный аналитический учет
 многоуровневый аналитический учет
 количественный учет
 ведение на одном компьютере учет для нескольких организаций
 ведение консолидированного учета
 ?
 
 ?
  1.1.1.1.1 ? ? 1.1.1.1.1 ? ? ? 1.1.1.1.1 ? ? ? ? 1.1.1.1.1 ? ? ? ? 1.1.1.1.1 ? ? 1.1.1.1.1 ? ? Гибкость и настраиваемость
 настраивать систему на различные виды учета и реализовать любую методологию учета
 создавать новый справочник
 настраивать внешний вид и поведение форм для ввода информации
 изменять экранные и печатные формы
 создавать любые дополнительные отчеты и процедуры обработки информации
 систему учета
 ?
 
 
 
 ? 1.1.1.1.1 неоранич. огранич. неогранич. огранич. 1.1.1.1.1 ? 1.1.1.1.1 ? ? ? ? 1.1.1.1.1 неоранич. огранич. огранич. огранич. 1.1.1.1.1 конфигур. модульн. модульн. модульн. Открытость и доступность
 возможность импорта и экспорта информации через текстовые файлы
 поддержка средств интеграции приложений: OLE, OLE Automation и DDE
 
 ?
 
 ?
 
 ? ? ?
 
 Продолжение табл. 2.6
 
 Основные аспекты сравнения 1С: Бухгалтерия Инфо-Бухгалтер Парус 97 ГРИМО Средства администрирования
 назначать пользователям пароли на вход в систему
 назначать права на доступ к информации
 получать историю работы пользователей
 ?
 ?
 ? ? ? ? ? ? Сетевая версия КС КС КС ФС Минимальная стоимость внедрения на условную единицу АРМ (сетевая версия), долл.США 540 950 1.020 350
 Примечание. ? - поддерживает, допускает, позволяет, в наличии; ТК - типовая конфигурация; ДН - дополнительная настройка; КС - "клиент-сервер"; ФС - "файл-сервер".
 
  Сегодня управленцы хотят в реальном времени видеть текущие остатки на складе и суммы задолженности своим поставщикам. Завтра они захотят, чтобы машина в реальном времени прогнозировала поведение их конкурентов и т.п. Одним словом, все идет к тому, что такие понятия, как "бухгалтерская программа", "информационно-справочная система", "склад", "программа анализа финансовой деятельности предприятия", будут заменены одним понятием "Информационная система предприятия". Естественно, что для таких задач необходимы и соответствующие технические решения.
  Таким образом, с позиции информационных технологий, управленческий учет представляет собой методику формирования, накопления и агрегирования данных, т.е. является структурно-логической схемой движения информации от входных данных до формирования аналитической информации и предоставления ее управляющим.
  Обзор программно-инструментальных средств бухгалтерского направления показал, что современные информационные технологии позволяют в значительной мере реализовать аналитический потенциал управленческого учета. Наиболее удачным, на наш взгляд, является выбор программы "1С:Бухгалтерия" в сочетании с MS Office.
 
 
 Рис. 2.7. Структура программного комплекса
 "1С: Предприятие"
 
 
  Минимальные требования к аппаратной части для версии 7.5: компьютеры с процессорами не ниже Pentium 100, оперативная память не ниже 16 Мб, операционная система Windows 95. Для версии 7.7 и выше желательно использование процессоров Pentium II и операционной системы Windows 98 (2000).
  Перечисленные требования определяют инструментальную часть системы для реализации аналитических функций управления и СППР. Функциональные возможности и особенности использования упомянутых систем в совокупности с методическими средствами будут рассмотрены ниже.
 
 
 3. Интегрированные информационно-аналитические
 системы
 
 3.1. Анализ возможностей информационно-аналитических систем, предлагаемых на рынке программных средств
 
  Существующие на большинстве крупных и средних предприятий автоматизированные системы управления (АСУ), созданные и эксплуатируемые в течение более чем за тридцатилетний период, выполняют, как правило, функции автоматизации трудоемких, рутинных вычислительных и информационных процессов. В основном это задачи ведения нормативно-справочной базы данных, планирования производственных и людских ресурсов, учета движения кадров, расчета заработной платы. Экономический эффект от внедрения АСУ и срок окупаемости установленного оборудования и программного обеспечения рассчитывался, как правило, исходя из снижения трудоемкости обработки информации и высвобождения персонала.
  При этом АСУ или вообще не выполняли, или недостаточно способствовали выполнению собственно функций управления. Например, осуществляемый АСУ расчет плановой и фактической себестоимости продукции делался один раз в квартал, что может быть достаточным для ведения бухгалтерского учета, но недостаточно для оперативного принятия решений, выработки оптимальной или приемлемой ценовой политики предприятия, управления им в условиях рынка.
  Поэтому проблема, перед которой сегодня оказались предприятия, заключается в том, что закупленные ранее и установленные на них АСУ (или разработанные собственными силами) перестали удовлетворять требованиям, которые предъявляют современные динамичные бизнес-системы.
  Дело тут вовсе не в качестве программирования или мощности средств вычислительной техники. Проблема заключается в изменении точки зрения на основные функции автоматизированных систем, а также в устаревшей технологии проектирования таких систем.
  Термин "автоматизированная система управления" (АСУ) применительно к системам, предназначенным для управления предприятиями, нельзя признать адекватным, правильно отражающим функции данных систем. С уверенностью можно сказать, что на сегодняшний день не создано систем, вырабатывающих управляющие воздействия на уровне предприятия, за исключением заводов-автоматов и безлюдных производств.
  К началу 90-х годов концепция автоматизированных систем управления (АСУ, АСУП, ОАСУ, MIS, EIS) претерпела кризис, а старая терминология стала вытесняться новой. На смену классическим АСУ пришло следующее поколение автоматизированных систем управления предприятиями - корпоративные информационные системы (КИС), или так называемые интегрированные информационные системы предприятия (ИИСП).
  По мнению специалистов фирмы "АйТи", понятие КИС ассоциируется прежде всего с новыми технологиями и разработками, высокими производительностью и эффективностью. Опыт зарубежного использования показывает, что эта система позволяет решать широкий спектр задач в области управления финансами, планирования, анализа и др. Внедрение КИС позволяет снизить издержки, увеличить объем продаж и прибыль, то есть, в конечном счёте, повысить конкурентоспособность предприятия.
  Возрождение интереса к информационным системам в России не случайно, а вызвано вполне объективными причинами. При переходе к рыночным отношениям у российских предприятий было два пути: либо тихо умирать, оставаясь на уровне технического оснащения 70...80-х годов, либо жить и развиваться, проводя техническое перевооружение с использованием современных информационных и компьютерных технологий.
  Корпоративная информационная система является, по существу, естественным преемником эволюционного развития автоматизированных систем управления предприятий. Изменение экономических условий привело к изменению условий управления предприятиями и, как следствие, предъявило новые требования к автоматизированным информационным системам, главными из которых являются:
  - повышение качества управления за счет более оперативного и полного использования документационной информации о ходе производственного процесса, о материальных, финансовых, энергетических потоках и затратах, о запасах сырья и материалов;
  - определение и эффективное использование комплексных показателей в системах управленческого и финансового учета, улучшающих информационное обеспечение оперативного управления;
  - наличие комплексной системы управления финансовым состоянием предприятия, объединенной с информационными базами данных;
  - наличие корпоративной сети, построенной по архитектуре клиент-сервер как основной информационной магистрали предприятия;
  - наличие единого информационного пространства всего предприятия, в состав которого входят фактографические базы данных, базы документов, базы прецедентов и объединяющий их компонент -предметно-ориентированное хранилище данных, позволяющее использовать всю накопленную информацию для процесса принятия управленческих решений.
  Принцип работы КИС совершенно иной, чем в АСУ. Современная информационная система должна быть ориентирована не на задачи, а на реализацию рациональных бизнес-процессов, реализуемых соответствующей организационно-штатной структурой с помощью стандартной системы документооборота.
  Отсюда следуют отличительные черты КИС:
  - ориентация на создание и эффективное применение корпоративных распределенных процессов формирования вариантов решений для руководящего состава предприятия;
  - автоматизированная поддержка применения методического обеспечения анализа, оценки и прогноза деятельности предприятия;
  - информационная преемственность с базами данных и файловыми системами "старых" АСУ;
  - обеспечение достоверности и целостности данных в случае информационного обмена не только внутри предприятия, но и при выходе на внешних абонентов;
  - легкость стыковки с информационными системами других производителей;
  - высокая гибкость;
  - мобильность;
 - возможность распределять функции между серверами и рабочими станциями клиентов.
 
  Таким образом, нам представляется, что КИС - это человеко-машинная система, которая непосредственно осуществляет организационную, управленческую и производственную деятельность предприятия, а не является вспомогательной или сервисной прослойкой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 3.1. Структура программного обеспечения
 информационной системы управления
 
 
  Другими словами, КИС - это информационно-управляющая система, в которой используются современные информационные и компьютерные технологии.
  Схематично структура информационной системы управления в разрезе программного обеспечения представлена на рис. 3.1.
  Анализ существующих АСУ показал, что данные системы, функционирующие на крупных и средних предприятиях, в редких случаях имеют в своем составе полновесную подсистему учета документационного обеспечения, которая регистрирует все хозяйственные операции, осуществляемые и фиксируемые на материальных носителях, формирует необходимые учетные регистры и выходные формы, предоставляемые в различные контролирующие органы.
  Но самое главное заключается в том, что "стандартная" (с точки зрения отечественных стандартов) документная информация недостаточна для целей управления. Она не содержит, например, подробных оперативных данных по затратным центрам (подразделениям) и затратным объектам (видам продукции) для произвольных периодов времени с целью анализа и выработки мероприятий по снижению себестоимости. Существующий учет, как правило, лишь констатирует факты, как сработало предприятие за прошлый период, с запаздыванием минимум на месяц.
  Подобная ситуация является не только следствием общей экономической ситуации в стране, кризиса неплатежей, но и следствием ошибок в управлении предприятием. Иногда элементарный экономический расчет и обеспечение руководства необходимой и своевременной информацией может предостеречь от необдуманной сделки. Экономический аспект управления предприятиями и направленность на обеспечение высшего руководства необходимой информацией для принятия решений становятся главными принципами построения корпоративной информационной системы предприятия.
  Важнейшим механизмом управления современным предприятием, ориентированным на получение прибыли, является управленческий учет (management accounting). Управленческий учет предназначен для анализа внутренних производственных и хозяйственных операций. Выделение управленческого учета в самостоятельный элемент системы управления предприятием обусловлено организационной и методологической перестройкой всего хозяйственного механизма в современных условиях.
  Руководителям предприятия для выработки оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия необходима как обобщенная информация по затратам, так и калькуляция затрат по центрам ответственности, по наименованиям изделий, по видам продукции и т.д.
  Особенностью управленческого учета является связь процессов управления и учета. Базовыми принципами управленческого учета являются следующие:
  - непрерывность деятельности предприятия;
  - использование общих единиц измерения для планирования и учета;
  - преемственность и многократное использование информации;
  - формирование показателей внутренней отчетности;
  - оценка результатов деятельности структурных подразделений предприятия;
 - полнота, глубокая аналитика и периодичность.
  Внедрение на предприятии управления на основе более точного отнесения издержек на бизнес-процессы и продукцию (услуги) является наиболее перспективным направлением проведения реорганизации деятельности предприятий. Кроме того, необходима тесная интеграция экономических задач: планирования, бухгалтерского учета, финансового управления, а также снабженческого, сбытового и производственного комплексов. Например, информационный разрыв бухгалтерского материального учета и складского учета приводит к снижению оперативности и достоверности определения остатков на складах сырья, комплектующих и готовой продукции.
  Обзор современной научно-публицистичной литературы показывает, что в создании или модернизации информационно-вычислительной сети заинтересованы все. Банковскому сектору необходима система связи "банк-филиал", органы государственного правления требуют автоматизации документооборота, а производственные предприятия нуждаются во внедрении комплексной системы управления. Малым предприятиям пока достаточно создания системы офисных коммуникаций. Распределение их интересов, полученное по данным http://www.it/magazine/, представлено на рис.3.2.
  Предприятия, которые направляют достаточно средств на развитие информационных технологий, получают реальную основу для повышения эффективности своей деятельности.
  Таким образом, можно сделать вывод, что главными причинами перестройки существующих автоматизированных систем управления являются недостаточная комплексность и интегрируемость выполняемых функций, а также слабая ориентация на формирование вариантов решений для высшего руководства предприятия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 3.2. Приоритетные направления автоматизации
 предприятия различных отраслей деятельности
 
  Однако проблема внедрения КИС обусловлена прежде всего отсутствием у менеджеров специальных знаний в области информационных технологий, без чего невозможно выбрать оптимальную ИС, управлять процессом её внедрения и оценкой эффективности ее использования. Эту нишу начинают заполнять различные консалтинговые и внедренческие фирмы - "системные интеграторы". Такой подход позволяет снизить риски, обусловленные изменениями в работе предприятия в связи с автоматизацией управленческих процессов.
  Проблема выбора комплексных систем управления предприятием всегда была нелегкой, а с учетом сегодняшнего состояния рынка она стала еще более сложной. При этом необходимо отметить как совершенно специфические особенности рынка таких приложений, так и особенности их выбора и использования в России.
  Современный рынок российских фирм, занимающихся созданием, внедрением и сопровождением интегрированных пакетов программ управления производством, можно условно разделить на следующие группы:
  1. Разработчики оригинального программного продукта для управления промышленными и торговыми предприятиями, обеспечивающие его внедрение (корпорации "Парус", "Галактика", фирмы "1С", "ПРО-ИНВЕСТ-ИТ" и др.).
  2. Системные интеграторы, создающие корпоративные сети и системы управления на основе существующих технических средств и интегрированных пакетов программ ведущих производителей ("АйТи", IBS, LVS, инженерный центр "Анкей" и др.).
  3. Консалтинговые и аудиторские компании, осуществляющие оценку и оптимизацию финансово-хозяйственной деятельности предприятий и представляющие комплекс услуг по внедрению и настройке корпоративных ERP-систем автоматизации ("Большая шестерка", "ЮНИКОН/МС", ФБК, "ЦЕНТРИНВЕСТ" и др.).
  4. Объединения консалтинговых фирм и системных интеграторов в совместные предприятия (например, LVS&Price Waterhouse) или создание в аудиторских компаниях специальных департаментов, ориентированных на решение информационных задач.
  Обзор рынка интегрированных пакетов программ (ИПП) показал, что в настоящее время нет программных систем, ориентированных на управление сельскохозяйственными предприятиями. Это обязывает прибегать либо к индивидуальным заказам специализированным фирмам-разработчикам, что довольно дорого, либо находить гибкие, универсальные ИПП, позволяющие самостоятельно настраивать информационную систему в соответствии со спецификой хозяйствования сельскохозяйственных предприятий.
  Рассмотрим упомянутые группы участников рынка программных продуктов более подробно.
 1. Фирмы-разработчики собственного программного продукта.
  Возникнув как небольшие коллективы разработчиков отдельных программ автоматизации под заказ предприятий, многие российские фирмы упрочили свои позиции на этом рынке, создали свой имидж и на основе удачных наработок стали объединять отдельные программы в интегрированные пакеты производственных прикладных программ, реализующие функции бухгалтерского учета, финансового анализа и управления финансовой и хозяйственной деятельностью (например, корпорации "Парус" и "Галактика").
  Расширяя свою деятельность и создавая консультационные и технические отделы, данные фирмы предлагают заказчику комплекс услуг по установке своих систем на предприятии под требования заказчика. Однако основным недостатком этого направления (и этих фирм) является недостаточно современная база программ, объединяемых в пакеты систем управления. Программы разрабатывались на заре компьютеризации бизнеса в России под DOS, без возможности использования новейших информационных технологий и их модернизации. Зачастую с их помощью автоматизируются уже изжившие себя управленческие структуры предприятий по устаревшим схемам бухгалтерского учета и финансового анализа. Однако мощное лоббирование, относительно низкая стоимость программного продукта и доступность услуг позволяет им вести активную политику по захвату рынка.
 
 
 
  2. Системные интеграторы
  Ведущая роль в разработке проекта корпоративной сети, его реализации и последующей поддержки системы отводится системному интегратору - фирме, осуществляющей весь комплекс работ по созданию системы автоматизации деятельности предприятия или учреждения (банка, государственной конторы и т.п.).
  Данные фирмы появились в результате естественного перехода от торговли программно-аппаратным средствами к попыткам добиться преимуществ в бизнесе за счет предоставления услуг по установке и наладке продаваемых продуктов. Исторически российские системные интеграторы являются дилерами или бизнес-партнерами компаний-производителей.
  Основной подход в их работе состоит в следующем: на основании технического задания заказчика формируются технические предложения и проект будущей системы как комплекс современных программно-технических средств. Решая сложнейшие сетевые и телекоммуникационные задачи для утверждения проекта, фирма поставляет полный спектр самого современного оборудования, сетевых ОС и интегрированных пакетов программ российских и зарубежных бизнес-партнеров.
  Для настройки корпоративной сети привлекаются консультанты и эксперты в предметной области или заключаются партнерские соглашения с консалтинговыми компаниями.
  Однако системные интеграторы не только собирают в систему чужие продукты, но часто являются также разработчиками своих интегрированных пакетов (например, "АйТи" и ее система БОСС, и др.).
 
 
  3. Консалтинговые и аудиторские фирмы.
  Активный выход в область автоматизации аудиторских и консалтинговых компаний начался на Западе в форме заключения ими партнерских соглашений с фирмами-поставщиками интегрированных пакетов производственных прикладных программ и ERP-систем. В этих соглашениях им принадлежит ведущая роль в консультационном и методическом обеспечении работ при настройке корпоративной системы управления под требования заказчика. Некоторые из консалтинговых фирм заключают партнерские соглашения одновременно с несколькими производителями и поставщиками ERP-систем, что позволяет им уже на этапах комплексного обследования компаний, при проведении работ по реструктуризации и повышению эффективности деятельности того или иного предприятия, рекомендовать в ходе автоматизации финансово-хозяйственной деятельности ориентироваться на ту или иную систему.
  Крупные консультационные фирмы также разрабатывают и предлагают собственные пакеты для предприятий: например, Price Waterhouse (комплект Pin-Point), Andersen Consulting (MAC-PAC Open), "ЮНИКОН/МС" (система АНТЕУС-2001).
  Таким образом, данные компании оказывают существенное влияние на рынок корпоративных систем управления.
 
  4. Союзы проблемных специалистов и системных интеграторов.
  В последнее время в России наблюдается процесс объединения усилий специалистов в области бухучета, финансового управления и планирования, организации производства со специалистами в области информационных технологий или с системными интеграторами. Союз этих сил позволяет решать проблему модернизации деятельности предприятий комплексно, начиная от идей, предложений консультантов, методик, до окончательной реализации корпоративной сети, поддерживающей эти методики и структуры управления.
  Специалисты этих объединений, накапливая опыт работы с различными интегрированными пакетами производственных, бухгалтерских и других программ, разрабатывая и внедряя собственные инструментальные средства, выходят на новый уровень - по результатам финансового анализа и предложений консультантов-аудиторов ими формируется комплексное решение в виде уже готового технического задания на предлагаемую корпоративную систему, учитывающего все особенности и перспективы развития предприятия.
  Такое объединение высококвалифицированных специалистов разных предметных областей позволяет перекрыть стык на переходе от общих концептуальных решений по реструктуризации и оптимизации финансовой и хозяйственной деятельности предприятия к реализации этих идей в рамках единой корпоративной системы управления.
  В связи с развитием и практическим внедрением КИС возникают задачи выделения основных аспектов анализа корпоративных систем управления и в их разрезе оценки возможности формирования информационной интегрированной системы предприятия, в частности на базе программной системы "1С: Предприятие". При этом, не претендуя на полноту охвата или глубину анализа, авторы предполагают, что приведенная постановка вопроса затрагивает основные проблемы, которые требуют рассмотрения и анализа.
  Перечисленные ниже аспекты в значительной мере основаны на опыте специалистов, занимающихся корпоративными системами (Александров А.[7], Алексеев А.И. [8], Ким Е.К. [52], Путилов Г. [52]).
 
 * ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ:
 * функциональная полнота;
 * функциональная производительность и ресурсоемкость;
 * адаптивность к эволюции цели;
 
 * МОДИФИЦИРУЕМОСТЬ:
 * типовые конфигурации;
 * разработка конфигураций;
 * изменение конфигураций;
 
 * ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ:
 * эргономичность;
 * визуальное проектирование;
 * объектный встроенный язык;
 * администрирование.
 
 * ОТКРЫТОСТЬ:
 * обмен файлами;
 * технология внешних компонентов.
 
 * МАСШТАБИРУЕМОСТЬ:
 * однопользовательская версия;
 * сетевая версия;
 * версия для SQL;
 * распределенная обработка.
 
 
 Таблица 3.1
  Сравнительная оценка возможностей ИС для управления предприятием
 
 
 Аспекты анализа Информационные системы отечественные зарубежн. "1С:Предприятие" Галактика "БОСС" "Кх3" "Oracle Applications" "R/3" Фирма -разработчик 1С "Галактика" "АйТи" "ОстИн" ЮНИКОН, ЮНИКОН, Формирование бухгалтерской отчетности ТК ТК ТК ТК ДН ДН Управление процессом сбыта продукции
 Ведение банков данных (по товарам, клиентам)
 Управление запасами
 Управление складским хозяйством
 Ведение книги продаж
 ТК
 ТК
 ТК
 ТК
 ДН
 ДН 1.1.1.1.1 ТК ТК ТК ТК ДН ДН 1.1.1.1.1 ТК ТК ТК ТК ДН ДН 1.1.1.1.1 ТК ДН ТК ДН ДН ДН Управление материально-техническим снабжением
 Контроль за расчетами с поставщиками
 Учет затрат по месту их возникновения
 Учет операций по поставкам продукции
 
 ТК
 
 ТК
 
 ТК
 
 ТК
 
 ДН
 
 ДН