<< Пред.           стр. 11 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу

 | | | |--------------------------------|
 | | | |2. Расчеты по претензиям |
 | | | |--------------------------------|
 | | | |3. Расчеты по причитающимся ди-|
 | | | |видендам и другим доходам |
 | | | |--------------------------------|
 | | | |4. Расчеты по депонированным|
 | | | |суммам |
 |-------------------------------|--|---|--------------------------------|
 |Внутрихозяйственные расчеты |79|А-П|1. Расчеты по выделенному иму-|
 | | | |ществу |
 | | | |--------------------------------|
 | | | |2. Расчеты по текущим операциям |
 | | | |--------------------------------|
 | | | |3. Расчеты по договору доверите-|
 | | | |льного управления имуществом |
 |-----------------------------------------------------------------------|
 | Раздел VII. Капитал |
 |-----------------------------------------------------------------------|
 |Уставный капитал |80| П | |
 |-------------------------------|--|---|--------------------------------|
 |Собственные акции (доли) |81| А | |
 |-------------------------------|--|---|--------------------------------|
 |Резервный капитал |82| П | |
 |-------------------------------|--|---|--------------------------------|
 |Добавочный капитал |83| П | |
 |-------------------------------|--|---|--------------------------------|
 |Нераспределенная прибыль |84|А-П| |
 |(непокрытый убыток) | | | |
 |-------------------------------|--|---|--------------------------------|
 |Целевое финансирование |86| П |По видам финансирования |
 |-----------------------------------------------------------------------|
 | Раздел VIII. Финансовые результаты |
 |-----------------------------------------------------------------------|
 |Продажи |90|А-П|1. Выручка |
 | | | |---------------------------------|
 | | | |2. Себестоимость продаж |
 | | | |---------------------------------|
 | | | |3. Налог на добавленную стоимость|
 | | | |---------------------------------|
 | | | |4. Акцизы |
 | | | |---------------------------------|
 | | | |9. Прибыль/убыток от продаж |
 |------------------------------|--|---|---------------------------------|
 |Прочие доходы и расходы |91|А-П|1. Прочие доходы |
 | | | |---------------------------------|
 | | | |2. Прочие расходы |
 | | | |---------------------------------|
 | | | |9. Сальдо прочих доходов и расхо-|
 | | | |дов |
 |------------------------------|--|---|---------------------------------|
 |Недостачи и потери от порчи|94| А | |
 |ценностей | | | |
 |------------------------------|--|---|---------------------------------|
 |Резервы предстоящих расходов |96| П |По видам резервов |
 |------------------------------|--|---|---------------------------------|
 |Расходы будущих периодов |97| А |По видам расходов |
 |------------------------------|--|---|---------------------------------|
 |Доходы будущих периодов |98| П |1. Доходы, полученные в счет бу-|
 | | | |дущих периодов |
 | | | |---------------------------------|
 | | | |2. Безвозмездные поступления |
 | | | |---------------------------------|
 | | | |3. Предстоящие поступления задол-|
 | | | |женности по недостачам, выявлен-|
 | | | |ным за прошлые годы |
 | | | |---------------------------------|
 | | | |4. Разница между суммой, подлежа-|
 | | | |щей взысканию с виновных лиц, и|
 | | | |балансовой стоимостью по недоста-|
 | | | |чам ценностей |
 |------------------------------|--|---|---------------------------------|
 |Прибыли и убытки |99|А-П| |
  -----------------------------------------------------------------------
 
 Забалансовые счета
 
  -----------------------------------------------------------------------
 | Наименование счета | N |
 |-----------------------------------------------------------------|-----|
 |Арендованные основные средства | 001 |
 |-----------------------------------------------------------------|-----|
 |Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение| 002 |
 |-----------------------------------------------------------------|-----|
 |Материалы, принятые в переработку | 003 |
 |-----------------------------------------------------------------|-----|
 |Товары, принятые на комиссию | 004 |
 |-----------------------------------------------------------------|-----|
 |Оборудование, принятое для монтажа | 005 |
 |-----------------------------------------------------------------|-----|
 |Бланки строгой отчетности | 006 |
 |-----------------------------------------------------------------|-----|
 |Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов | 007 |
 |-----------------------------------------------------------------|-----|
 |Обеспечение обязательств и платежей полученные | 008 |
 |-----------------------------------------------------------------|-----|
 |Обеспечение обязательств и платежей выданные | 009 |
 |-----------------------------------------------------------------|-----|
 |Износ основных средств | 010 |
 |-----------------------------------------------------------------|-----|
 |Основные средства, сданные в аренду | 011 |
  -----------------------------------------------------------------------
 
  Рассмотрим, как закодировать цикл хозяйственной деятельности предприятия, если воспользоваться планом счетов.
  В самом общем виде этот цикл может быть описан классической формулой политической экономии:
 
  Д - Т - Д*
  "деньги - товар - деньги*".
 
  Если Д* > Д, то имеет место расширенное воспроизводство, если Д* = Д, то имеет место простое воспроизводство, если Д* < Д, то имеет место убыточное производство.
 
  -------- ------- --------
  | Деньги |---->| Товар |---->| Деньги |
  -------- ------- --------
 
  Рис.4.7. Схема расширенного воспроизводства
 
  -------- ------- --------
  | Деньги |---->| Товар |---->| Деньги |
  -------- ------- --------
 
  Рис.4.8. Схема простого воспроизводства
 
  -------- ------- --------
  | Деньги |---->| Товар |---->| Деньги |
  -------- ------- --------
 
  Рис.4.9. Схема убыточного производства
 
  Учитывая, что процесс производства в реальной жизни подразделяется на три основных стадии (заготовление, собственно производство и реализация продукции), то формулу, приведенную выше, можно переписать следующим образом:
 
  Д - З - П - Т - Р - Д*,
 
 
  где: З - стадия заготовления; П - стадия производства; Р - стадия реализации.
  Первоначальное появление денег (Д) на предприятии обусловлено вкладами учредителей в уставный капитал и полученными заемными средствами.
  Процесс Д:
  Д 50, 51, 52 - К 75 - отражены вклады в уставный капитал;
  Д 50, 51, 52 - К 66, 67 - получены кредиты банка или займы других организаций,
  где: счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", счет 52 "Валютные счета", счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", счет 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".
  Наличие денег (Д) позволяет начать процесс заготовления (З), который может включать в себя приобретение основных и оборотных средств, а также наем рабочей силы. Что касается последнего элемента, то он в бухгалтерском учете отражается на этапе производства (П).
  Процесс З:
  Д 60, 76 - К 50, 51, 52 - уплачено поставщикам;
  Д 07, 08, 10, 41 - К 60, 76 - оприходованы хозяйственные средства по стоимости без НДС;
  Д 19 - К 60, 76 - учтена сумма НДС по оприходованным хозяйственным средствам;
  Д 01, 04 - К 08 - приняты по акту основные средства и нематериальные активы,
  где: счет 01 "Основные средства", счет 04 "Нематериальные активы", счет 07 "Оборудование к установке", счет 08 "Капитальные вложения", счет 10 "Материалы", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 41 "Товары", счет 60 "Расчет с поставщиками и подрядчиками", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
  Примечания:
  1) основные средства и нематериальные активы приходуются не напрямую, а с использованием специального счета 08 "Капитальные вложения" (см. главу 5);
  2) при постановке на учет товарно-материальных ценностей в их стоимость не включается сумма НДС (налога на добавленную стоимость), что связано с методологией начисления и уплаты данного налога (см. главы 6 и 16).
  Затраты на рабочую силу, как сказано, здесь не отражаются. Хотя наем осуществлен, но начисление зарплаты будет фиксироваться в следующем процессе, которые называется собственно производством (П). При найме часто используется понятие "испытательный срок", при котором предприятие вообще не гарантирует первичную оплату труда.
  С точки зрения бухгалтерского учета процесс производства характеризуется следующим. Основные средства и нематериальные активы, используемые при изготовлении продукции (выполнении работ и оказании услуг), передают часть своей стоимости в себестоимость изготовленной продукции (работ и услуг), в размере начисленной амортизации. Оборотные средства целиком включают свою стоимость в себестоимость продукции. Подключение рабочей силы отражается начислением зарплаты и отчислениями в фонды социального страхования и обеспечения, суммы которых тоже включаются в себестоимость продукции.
  Процесс П:
  Д 20 - К 02 - начислена амортизация основных средств;
  Д 20 - К 05 - отражена амортизация нематериальных активов;
  Д 20 - К 10, 41 - учтено потребление оборотных средств;
  Д 20 - К 70 - начислена оплата труда персоналу;
  Д 20 - К 69 - отражены отчисления в фонды социального страхования и обеспечения (единый социальный налог);
  Д 20 - К 76 - учтены прочие производственные расходы,
  где: счет 02 "Амортизация основных средств", счет 04 "Амортизация нематериальных активов", счет 20 "Основное производство", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".
  Стадия производства заканчивается выпуском товарной продукции (Т).
  Процесс Т:
  Д 43 - К 20 - оприходована на склад готовая продукция,
  где: счет 43 "Готовая продукция".
  Примечание. У предприятий, специализирующихся на выполнении работ и оказании услуг, данная стадия отсутствует.
  Далее осуществляется процесс реализации товара (готовой продукции) (Р) с одновременным получением за него денег или возникновением дебиторской задолженности - обязательства покупателя за отгруженный товар, выполненную работу или оказанную услугу (Д*).
  Процесс Р:
  Д 90 - К 43 - списана на реализацию себестоимость продукции (работ, услуг);
  Д 90 - К 44 - учтены коммерческие расходы;
  Д 90 - К 68 - начислены налоги от выручки (НДС, акцизы, налог с продаж),
  где: счет 44 "Расходы на продажу", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 90 "Продажи".
  Процесс Д*:
  Д 50, 51, 52, 62 - К 90 - отражена выручка или счет, предъявленный покупателю;
  Д 50, 51, 52 - К 62 - поступили средства по счету, предъявленному покупателю;
  Д 90 - К 99 - определен финансовый результат (прибыль),
  где: счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 99 "Прибыли и убытки".
  Как уже отмечалось выше, в зависимости от соотношения Д и Д* будет либо убыточное производство (Д* < Д), либо простое воспроизводство (Д* = Д), либо расширенное воспроизводство (Д* > Д).
 
 4.9. Сроки хранения бухгалтерских документов
 
  Первичные документы составляют основу всего бухгалтерского учета, поэтому их регистрация, учет и хранение представляют собой весьма важную задачу. Напомним основные реквизиты, которые придают первичным документам юридическую силу и без которых они не являются действительными (см. п.3.1):
  наименование документа;
  дата составления;
  название организации, от имени которой составлен документ;
  содержание хозяйственной операции;
  измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  личные подписи указанных лиц.
  Законодательство определяет также сроки хранения первичной документации, что позволяет проводить контроль и анализ хозяйственной деятельности предприятия со стороны учредителей и руководителей, а также со стороны аудиторских фирм и государственных (в том числе налоговых) органов. Кроме того, соотнесение этих сроков со сроками исковой давности по хозяйственным договорам, заключенным с другими организациями, предопределяет степень ответственности за исполнение взаимных обязательств договаривающихся сторон.
  Сроки хранения бухгалтерских и налоговых документов определяются:
  1) Решением Центральной экспертно-проверочной комиссии при Росархиве и Центральной экспертной комиссии Госналогслужбы РФ "Об изменении сроков хранения документов бухгалтерского учета" от 27.06.96 г.
  2) "Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности организаций с указанием сроков хранения", утвержденного Росархивом 06.10.2000 г.
  В соответствии с этими нормативными актами для основных бухгалтерских и налоговых документов установлены следующие сроки хранения (см. табл.4.2).
 
 Таблица 4.2. Сроки хранения документов бухгалтерского учета
 
  ------------------------------------------------------------------------
 | Наименование документа | Срок хранения |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |1. Бухгалтерские и налоговые отчеты и балансы с пояс-| |
 |нительными записками: | |
 | а) годовые | Постоянно |
 | б) квартальные | 5 лет |
 | в) месячные | 1 год |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |2. Передаточные, разделительные, ликвидационные балан-| Постоянно |
 |сы и приложения к ним | |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |3. Протоколы по утверждению балансов: | |
 | а) годовых | Постоянно |
 | б) квартальных | 5 лет |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |4. Первичные документы | 5 лет |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |5. Переписка по бухгалтерскому учету и взаиморасчетам| 5 лет |
 |между организациями | |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |6. Лицевые счета: | |
 | а) рабочих и служащих | 75 лет |
 | б) получателей пенсий и пособий | 5 лет |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |7. Расчетно-платежные ведомости | 5 лет |
 | (при отсутствии лицевых счетов) | 75 лет |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |8. Инвентарные карточки и книги учета основных средств| 5 лет после |
 | | ликвидации |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |9. Доверенности на получение денежных средств | 5 лет |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |10. Гарантийные письма | 5 лет |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |11. Учетные регистры (главная книга, журналы-ордера и| |
 |др.) | 5 лет |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |12. Вспомогательные и контрольные книги, кассовая кни-| |
 |га, оборотно-сальдовые ведомости | 5 лет |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |13. Книги учета депонированной зарплаты, журналы ре-| 5 лет |
 |гистрации исполнительных листов | |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |14. Журналы регистрации кассовых ордеров, платежных| 5 лет |
 |поручений и др. | |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |15. Сведения об учете задолженностей по зарплате, по| 5 лет |
 |удержаниям из зарплаты, о выплате отпускных и выходных| |
 |пособий | |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |16. Документы по инвентаризации | 5 лет |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |17. Документы о выплате пособий, пенсий, листки нетру-|До минования на-|
 |доспособности и т.п. |надобности (но не|
 | |менее 5 лет) |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |18. Исполнительные листы |До минования на-|
 | |надобности (но не|
 | |менее 5 лет) |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |19. Справки на оплату учебных отпусков и льгот по на-|До минования на-|
 |логам |надобности (но не|
 | |менее 5 лет) |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |20. Документы по дебиторской задолженности, по недос-|До минования на-|
 |тачам, хищениям, растратам |надобности (но не|
 | |менее 5 лет) |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |22. Акты по переоценке основных средств и расчеты по| Постоянно |
 |начислению износа | |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |23. Паспорта сооружений | 5 лет после их |
 | | списания |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |24. Документы о проведении ревизий | 5 лет |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |25. Акты ревизионных проверок | 5 лет |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |26. Переписка о финансово-экономической деятельности | 5 лет |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |27. Акты проверок правильности взимания налогов | 5 лет |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |28. Хозяйственные договоры и паспорта сделок | 5 лет |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |29. Договоры о материальной ответственности | 5 лет после |
 | | увольнения лица |
 |------------------------------------------------------|-----------------|
 |30. Образцы подписей материально-ответственных лиц | До минования |
 | | надобности |
  ------------------------------------------------------------------------
 
 4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
 
  При ведении бухгалтерского учета важно наладить рациональный документооборот, т.е. оптимальную систему формирования бухгалтерских документов, принятия их к учету, перемещения по предприятию, их текущего хранения и передачи в архив [41, 75, 76, 80]. Это обеспечивает высокую степень надежности учета при минимальных затратах времени и средств.
  Чтобы облегчить решение данной задачи, усилиями Госкомстата РФ и Центрального Банка РФ разрабатываются и внедряются альбомы унифицированных форм первичных учетных документов. В настоящее время действуют первичные учетные документы по следующим разделам учета:
  по учету сельскохозяйственной продукции и сырья;
  по учету труда и его оплаты;
  по учету основных средств и нематериальных активов;
  по учету материалов;
  по учету безналичных расчетов;
  по учету работ в капитальном строительстве;
  по учету работы строительных машин и механизмов;
  по учету работ в автомобильном транспорте;

<< Пред.           стр. 11 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу