<< Пред. стр. 11 (из 66) След. >>
| | | |--------------------------------|| | | |2. Расчеты по претензиям |
| | | |--------------------------------|
| | | |3. Расчеты по причитающимся ди-|
| | | |видендам и другим доходам |
| | | |--------------------------------|
| | | |4. Расчеты по депонированным|
| | | |суммам |
|-------------------------------|--|---|--------------------------------|
|Внутрихозяйственные расчеты |79|А-П|1. Расчеты по выделенному иму-|
| | | |ществу |
| | | |--------------------------------|
| | | |2. Расчеты по текущим операциям |
| | | |--------------------------------|
| | | |3. Расчеты по договору доверите-|
| | | |льного управления имуществом |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Раздел VII. Капитал |
|-----------------------------------------------------------------------|
|Уставный капитал |80| П | |
|-------------------------------|--|---|--------------------------------|
|Собственные акции (доли) |81| А | |
|-------------------------------|--|---|--------------------------------|
|Резервный капитал |82| П | |
|-------------------------------|--|---|--------------------------------|
|Добавочный капитал |83| П | |
|-------------------------------|--|---|--------------------------------|
|Нераспределенная прибыль |84|А-П| |
|(непокрытый убыток) | | | |
|-------------------------------|--|---|--------------------------------|
|Целевое финансирование |86| П |По видам финансирования |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Раздел VIII. Финансовые результаты |
|-----------------------------------------------------------------------|
|Продажи |90|А-П|1. Выручка |
| | | |---------------------------------|
| | | |2. Себестоимость продаж |
| | | |---------------------------------|
| | | |3. Налог на добавленную стоимость|
| | | |---------------------------------|
| | | |4. Акцизы |
| | | |---------------------------------|
| | | |9. Прибыль/убыток от продаж |
|------------------------------|--|---|---------------------------------|
|Прочие доходы и расходы |91|А-П|1. Прочие доходы |
| | | |---------------------------------|
| | | |2. Прочие расходы |
| | | |---------------------------------|
| | | |9. Сальдо прочих доходов и расхо-|
| | | |дов |
|------------------------------|--|---|---------------------------------|
|Недостачи и потери от порчи|94| А | |
|ценностей | | | |
|------------------------------|--|---|---------------------------------|
|Резервы предстоящих расходов |96| П |По видам резервов |
|------------------------------|--|---|---------------------------------|
|Расходы будущих периодов |97| А |По видам расходов |
|------------------------------|--|---|---------------------------------|
|Доходы будущих периодов |98| П |1. Доходы, полученные в счет бу-|
| | | |дущих периодов |
| | | |---------------------------------|
| | | |2. Безвозмездные поступления |
| | | |---------------------------------|
| | | |3. Предстоящие поступления задол-|
| | | |женности по недостачам, выявлен-|
| | | |ным за прошлые годы |
| | | |---------------------------------|
| | | |4. Разница между суммой, подлежа-|
| | | |щей взысканию с виновных лиц, и|
| | | |балансовой стоимостью по недоста-|
| | | |чам ценностей |
|------------------------------|--|---|---------------------------------|
|Прибыли и убытки |99|А-П| |
-----------------------------------------------------------------------
Забалансовые счета
-----------------------------------------------------------------------
| Наименование счета | N |
|-----------------------------------------------------------------|-----|
|Арендованные основные средства | 001 |
|-----------------------------------------------------------------|-----|
|Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение| 002 |
|-----------------------------------------------------------------|-----|
|Материалы, принятые в переработку | 003 |
|-----------------------------------------------------------------|-----|
|Товары, принятые на комиссию | 004 |
|-----------------------------------------------------------------|-----|
|Оборудование, принятое для монтажа | 005 |
|-----------------------------------------------------------------|-----|
|Бланки строгой отчетности | 006 |
|-----------------------------------------------------------------|-----|
|Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов | 007 |
|-----------------------------------------------------------------|-----|
|Обеспечение обязательств и платежей полученные | 008 |
|-----------------------------------------------------------------|-----|
|Обеспечение обязательств и платежей выданные | 009 |
|-----------------------------------------------------------------|-----|
|Износ основных средств | 010 |
|-----------------------------------------------------------------|-----|
|Основные средства, сданные в аренду | 011 |
-----------------------------------------------------------------------
Рассмотрим, как закодировать цикл хозяйственной деятельности предприятия, если воспользоваться планом счетов.
В самом общем виде этот цикл может быть описан классической формулой политической экономии:
Д - Т - Д*
"деньги - товар - деньги*".
Если Д* > Д, то имеет место расширенное воспроизводство, если Д* = Д, то имеет место простое воспроизводство, если Д* < Д, то имеет место убыточное производство.
-------- ------- --------
| Деньги |---->| Товар |---->| Деньги |
-------- ------- --------
Рис.4.7. Схема расширенного воспроизводства
-------- ------- --------
| Деньги |---->| Товар |---->| Деньги |
-------- ------- --------
Рис.4.8. Схема простого воспроизводства
-------- ------- --------
| Деньги |---->| Товар |---->| Деньги |
-------- ------- --------
Рис.4.9. Схема убыточного производства
Учитывая, что процесс производства в реальной жизни подразделяется на три основных стадии (заготовление, собственно производство и реализация продукции), то формулу, приведенную выше, можно переписать следующим образом:
Д - З - П - Т - Р - Д*,
где: З - стадия заготовления; П - стадия производства; Р - стадия реализации.
Первоначальное появление денег (Д) на предприятии обусловлено вкладами учредителей в уставный капитал и полученными заемными средствами.
Процесс Д:
Д 50, 51, 52 - К 75 - отражены вклады в уставный капитал;
Д 50, 51, 52 - К 66, 67 - получены кредиты банка или займы других организаций,
где: счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", счет 52 "Валютные счета", счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", счет 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".
Наличие денег (Д) позволяет начать процесс заготовления (З), который может включать в себя приобретение основных и оборотных средств, а также наем рабочей силы. Что касается последнего элемента, то он в бухгалтерском учете отражается на этапе производства (П).
Процесс З:
Д 60, 76 - К 50, 51, 52 - уплачено поставщикам;
Д 07, 08, 10, 41 - К 60, 76 - оприходованы хозяйственные средства по стоимости без НДС;
Д 19 - К 60, 76 - учтена сумма НДС по оприходованным хозяйственным средствам;
Д 01, 04 - К 08 - приняты по акту основные средства и нематериальные активы,
где: счет 01 "Основные средства", счет 04 "Нематериальные активы", счет 07 "Оборудование к установке", счет 08 "Капитальные вложения", счет 10 "Материалы", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 41 "Товары", счет 60 "Расчет с поставщиками и подрядчиками", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Примечания:
1) основные средства и нематериальные активы приходуются не напрямую, а с использованием специального счета 08 "Капитальные вложения" (см. главу 5);
2) при постановке на учет товарно-материальных ценностей в их стоимость не включается сумма НДС (налога на добавленную стоимость), что связано с методологией начисления и уплаты данного налога (см. главы 6 и 16).
Затраты на рабочую силу, как сказано, здесь не отражаются. Хотя наем осуществлен, но начисление зарплаты будет фиксироваться в следующем процессе, которые называется собственно производством (П). При найме часто используется понятие "испытательный срок", при котором предприятие вообще не гарантирует первичную оплату труда.
С точки зрения бухгалтерского учета процесс производства характеризуется следующим. Основные средства и нематериальные активы, используемые при изготовлении продукции (выполнении работ и оказании услуг), передают часть своей стоимости в себестоимость изготовленной продукции (работ и услуг), в размере начисленной амортизации. Оборотные средства целиком включают свою стоимость в себестоимость продукции. Подключение рабочей силы отражается начислением зарплаты и отчислениями в фонды социального страхования и обеспечения, суммы которых тоже включаются в себестоимость продукции.
Процесс П:
Д 20 - К 02 - начислена амортизация основных средств;
Д 20 - К 05 - отражена амортизация нематериальных активов;
Д 20 - К 10, 41 - учтено потребление оборотных средств;
Д 20 - К 70 - начислена оплата труда персоналу;
Д 20 - К 69 - отражены отчисления в фонды социального страхования и обеспечения (единый социальный налог);
Д 20 - К 76 - учтены прочие производственные расходы,
где: счет 02 "Амортизация основных средств", счет 04 "Амортизация нематериальных активов", счет 20 "Основное производство", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".
Стадия производства заканчивается выпуском товарной продукции (Т).
Процесс Т:
Д 43 - К 20 - оприходована на склад готовая продукция,
где: счет 43 "Готовая продукция".
Примечание. У предприятий, специализирующихся на выполнении работ и оказании услуг, данная стадия отсутствует.
Далее осуществляется процесс реализации товара (готовой продукции) (Р) с одновременным получением за него денег или возникновением дебиторской задолженности - обязательства покупателя за отгруженный товар, выполненную работу или оказанную услугу (Д*).
Процесс Р:
Д 90 - К 43 - списана на реализацию себестоимость продукции (работ, услуг);
Д 90 - К 44 - учтены коммерческие расходы;
Д 90 - К 68 - начислены налоги от выручки (НДС, акцизы, налог с продаж),
где: счет 44 "Расходы на продажу", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 90 "Продажи".
Процесс Д*:
Д 50, 51, 52, 62 - К 90 - отражена выручка или счет, предъявленный покупателю;
Д 50, 51, 52 - К 62 - поступили средства по счету, предъявленному покупателю;
Д 90 - К 99 - определен финансовый результат (прибыль),
где: счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 99 "Прибыли и убытки".
Как уже отмечалось выше, в зависимости от соотношения Д и Д* будет либо убыточное производство (Д* < Д), либо простое воспроизводство (Д* = Д), либо расширенное воспроизводство (Д* > Д).
4.9. Сроки хранения бухгалтерских документов
Первичные документы составляют основу всего бухгалтерского учета, поэтому их регистрация, учет и хранение представляют собой весьма важную задачу. Напомним основные реквизиты, которые придают первичным документам юридическую силу и без которых они не являются действительными (см. п.3.1):
наименование документа;
дата составления;
название организации, от имени которой составлен документ;
содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
личные подписи указанных лиц.
Законодательство определяет также сроки хранения первичной документации, что позволяет проводить контроль и анализ хозяйственной деятельности предприятия со стороны учредителей и руководителей, а также со стороны аудиторских фирм и государственных (в том числе налоговых) органов. Кроме того, соотнесение этих сроков со сроками исковой давности по хозяйственным договорам, заключенным с другими организациями, предопределяет степень ответственности за исполнение взаимных обязательств договаривающихся сторон.
Сроки хранения бухгалтерских и налоговых документов определяются:
1) Решением Центральной экспертно-проверочной комиссии при Росархиве и Центральной экспертной комиссии Госналогслужбы РФ "Об изменении сроков хранения документов бухгалтерского учета" от 27.06.96 г.
2) "Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности организаций с указанием сроков хранения", утвержденного Росархивом 06.10.2000 г.
В соответствии с этими нормативными актами для основных бухгалтерских и налоговых документов установлены следующие сроки хранения (см. табл.4.2).
Таблица 4.2. Сроки хранения документов бухгалтерского учета
------------------------------------------------------------------------
| Наименование документа | Срок хранения |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|1. Бухгалтерские и налоговые отчеты и балансы с пояс-| |
|нительными записками: | |
| а) годовые | Постоянно |
| б) квартальные | 5 лет |
| в) месячные | 1 год |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|2. Передаточные, разделительные, ликвидационные балан-| Постоянно |
|сы и приложения к ним | |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|3. Протоколы по утверждению балансов: | |
| а) годовых | Постоянно |
| б) квартальных | 5 лет |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|4. Первичные документы | 5 лет |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|5. Переписка по бухгалтерскому учету и взаиморасчетам| 5 лет |
|между организациями | |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|6. Лицевые счета: | |
| а) рабочих и служащих | 75 лет |
| б) получателей пенсий и пособий | 5 лет |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|7. Расчетно-платежные ведомости | 5 лет |
| (при отсутствии лицевых счетов) | 75 лет |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|8. Инвентарные карточки и книги учета основных средств| 5 лет после |
| | ликвидации |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|9. Доверенности на получение денежных средств | 5 лет |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|10. Гарантийные письма | 5 лет |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|11. Учетные регистры (главная книга, журналы-ордера и| |
|др.) | 5 лет |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|12. Вспомогательные и контрольные книги, кассовая кни-| |
|га, оборотно-сальдовые ведомости | 5 лет |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|13. Книги учета депонированной зарплаты, журналы ре-| 5 лет |
|гистрации исполнительных листов | |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|14. Журналы регистрации кассовых ордеров, платежных| 5 лет |
|поручений и др. | |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|15. Сведения об учете задолженностей по зарплате, по| 5 лет |
|удержаниям из зарплаты, о выплате отпускных и выходных| |
|пособий | |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|16. Документы по инвентаризации | 5 лет |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|17. Документы о выплате пособий, пенсий, листки нетру-|До минования на-|
|доспособности и т.п. |надобности (но не|
| |менее 5 лет) |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|18. Исполнительные листы |До минования на-|
| |надобности (но не|
| |менее 5 лет) |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|19. Справки на оплату учебных отпусков и льгот по на-|До минования на-|
|логам |надобности (но не|
| |менее 5 лет) |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|20. Документы по дебиторской задолженности, по недос-|До минования на-|
|тачам, хищениям, растратам |надобности (но не|
| |менее 5 лет) |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|22. Акты по переоценке основных средств и расчеты по| Постоянно |
|начислению износа | |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|23. Паспорта сооружений | 5 лет после их |
| | списания |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|24. Документы о проведении ревизий | 5 лет |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|25. Акты ревизионных проверок | 5 лет |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|26. Переписка о финансово-экономической деятельности | 5 лет |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|27. Акты проверок правильности взимания налогов | 5 лет |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|28. Хозяйственные договоры и паспорта сделок | 5 лет |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|29. Договоры о материальной ответственности | 5 лет после |
| | увольнения лица |
|------------------------------------------------------|-----------------|
|30. Образцы подписей материально-ответственных лиц | До минования |
| | надобности |
------------------------------------------------------------------------
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
При ведении бухгалтерского учета важно наладить рациональный документооборот, т.е. оптимальную систему формирования бухгалтерских документов, принятия их к учету, перемещения по предприятию, их текущего хранения и передачи в архив [41, 75, 76, 80]. Это обеспечивает высокую степень надежности учета при минимальных затратах времени и средств.
Чтобы облегчить решение данной задачи, усилиями Госкомстата РФ и Центрального Банка РФ разрабатываются и внедряются альбомы унифицированных форм первичных учетных документов. В настоящее время действуют первичные учетные документы по следующим разделам учета:
по учету сельскохозяйственной продукции и сырья;
по учету труда и его оплаты;
по учету основных средств и нематериальных активов;
по учету материалов;
по учету безналичных расчетов;
по учету работ в капитальном строительстве;
по учету работы строительных машин и механизмов;
по учету работ в автомобильном транспорте;