<< Пред. стр. 19 (из 66) След. >>
Механизм реализации готовой продукции отражен на счете 90 "Продажи", он аналогичен представленному выше механизму реализации материалов. Подробнее он изложен в главе 9.90 "Продажи"
-----------------------------------------------------
Дебет | Кредит
-------------------------|---------------------------
|
-------------------------|
Себестоимость продукции |Выручка от реализации
75 000 руб. |120 000 руб.
-------------------------|
Коммерческие расходы |
8 000 руб. |
-------------------------|
НДС по реализуемой про-|
дукции |
20 000 руб. |
-------------------------|
Прибыль? |Убыток?
17 000 руб. |
-------------------------|
|
В результате сопоставления выручки с расходами и НДС получилась прибыль от реализации 500 ваз в размере 17 тыс. руб. Эта величина прибыли была уменьшена за счет отклонения в стоимости материалов до величины 16 тыс. руб. Это означает, что фактическая себестоимость 500 ваз была 76 тыс. руб.
Поэтому показатели по дебету счета 90 "Продажи" следует скорректировать.
6.4. Учет налога на добавленную стоимость
по приобретенным материальным ценностям
Добавленная стоимость - это стоимость, которая создается на предприятии в виде прибавления собственных расходов и затрат к стоимости использованных материальных ценностей, работ и услуг, закупленных у поставщиков. Например, если предприятие производит мебель, то оно к стоимости купленных досок, фанеры, лака и т.п. прибавляет объем собственных работ и материальных ценностей, которые и выступают в качестве добавленной стоимости.
Налог на добавленную стоимость (НДС) - это изъятие части добавленной стоимости в государственный и местный бюджеты (далее просто бюджет).
Прием определения НДС заключается в следующем. При закупке материальных ценностей (работ, услуг) у поставщиков предприятие оплачивает одновременно и НДС по ним. Получив оплату за свою продукцию, поставщики перечисляют эти суммы НДС в бюджет. Когда предприятие изготовит свою собственную продукцию и реализует ее покупателям, то оно обязано с выручки начислить сумму НДС в бюджет. При этом следует учесть ту долю налога, которая уже уплачена опосредованно - через поставщиков.
Поэтому в бухгалтерском учете организации при приемке материальных ценностей (работ и услуг) надо уделять внимание отражению выделенного и/или оплаченного НДС. Иначе его придется уплачивать еще раз. Для этих целей существует специальный документ - счет-фактура, в котором поставщик (подрядчик) проставляет общую цену и выделяет из нее сумму НДС, одновременно занося ее в книгу продаж. Покупатель, приобретая материальные ценности (работы и услуги), отражает сумму НДС в книге покупок. Таким образом, каждое предприятие ведет у себя две книги: покупок и продаж. Если деньги переведены, то покупатель с полным основанием может отразить это в своем учете в виде операции зачета с бюджетом по НДС.
Бухгалтерские проводки, например при покупке материалов, будут выглядеть следующим образом:
Д 60 - К 51 1200 - уплачено поставщику за материалы;
Д 10 - К 60 1000 - отражена балансовая стоимость поступивших материалов без НДС;
Д 19-3 - К 60 200 - учтена сумма НДС по приобретенным материалам;
Д 68-2 - К 19-3 200 - оплаченный НДС предъявлен к зачету с бюджетом,
где: счет 10 "Материалы", субсчет 19-3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчет с поставщиками и подрядчиками", субсчет 68 "Расчеты с бюджетом по НДС".
Если оплата не осуществлена, то проводка по зачету НДС не делается.
При реализации своей продукции покупатель материалов начисляет НДС следующей проводкой:
Д 90 - К 68-2 1900 - начислен НДС от продажи продукции собственного производства,
где: субсчет 68-2 "Расчеты с бюджетом по НДС", счет 90 "Реализация продукции (работ, услуг)".
В начисленную для уплаты в бюджет сумму НДС 1900 руб. входит и сумма НДС, уплаченная поставщикам материалов - 200 руб. Но первая сумма проходит по кредиту субсчета 68-2, а вторая - по дебету. Поэтому в бюджет перечисляется разница между начисленным и зачтенным НДС:
Д 68-2 - К 51 1700 - произведена оплата НДС,
где: счет 51 "Расчетные счета".
Ставка НДС составляет 20% от себестоимости с учетом прибыли или 16,67% от цены (без налога с продаж, если реализация происходит за наличный расчет). Для ограниченного числа продовольственных и промышленных товаров и услуг - 10% от себестоимости с учетом прибыли или 9,09% от цены (без налога с продаж, если реализация происходит за наличный расчет). Перечень 4 групп продуктов, товаров и услуг, облагаемых НДС по ставке 10%, согласно Федеральному закону РФ "О внесении изменений и дополнений в ст.149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" от 28.12.2001 г. N 179-ФЗ, приведен в табл.6.2.
Таблица 6.2. Продукты питания товары и услуги,
облагаемые НДС по ставке 10%
-----------------------------------------------------------------------
| 1. Продукты питания | 4. Детские товары |
|-------------------------------------|---------------------------------|
|Скот и птица в живом весе |Трикотажные изделия для новорож-|
|-------------------------------------|денных и детей ясельной, дошколь-|
|Мясо и мясопродукты (за исключением|ной, младшей и старшей школьной|
|деликатесных сортов) |возрастных групп |
|-------------------------------------|---------------------------------|
|Молоко и молокопродукты |Швейные изделия (за исключением|
|-------------------------------------|изделий из натурального меха и|
|Яйца и яйцепродукты |натуральной кожи) для новорожден-|
|-------------------------------------|ных и детей ясельной, дошкольной,|
|Масло растительное |младшей и старшей школьной возра-|
|-------------------------------------|стных групп |
|Маргарин |---------------------------------|
|-------------------------------------|Обувь (за исключением спортивных|
|Сахар, включая сахар-сырец |изделий): пинетки, гусарики, до-|
|-------------------------------------|школьная, школьная |
|Соль |---------------------------------|
|-------------------------------------|Кровати детские |
|Зерно, комбикорма, кормовые смеси, |---------------------------------|
|зерновые отходы |Матрацы детские |
|-------------------------------------|---------------------------------|
|Маслосемена и продукты их переработки|Коляски |
|(шроты, жмыхи) |---------------------------------|
|-------------------------------------|Тетради школьные |
|Хлеб и хлебобулочные изделия (включая|---------------------------------|
|сдобные, сухарные и бараночные) |Игрушки |
|-------------------------------------|---------------------------------|
|Крупа |Пластилин |
|-------------------------------------|---------------------------------|
|Мука |Пеналы |
|-------------------------------------|---------------------------------|
|Макаронные изделия |Счетные палочки |
|-------------------------------------|---------------------------------|
|Рыба живая (исключая ценные породы) |Счеты школьные |
|-------------------------------------|---------------------------------|
|Море- и рыбопродукты (за исключением|Дневники школьные |
|деликатесных сортов) |---------------------------------|
|-------------------------------------|Тетради для рисования |
|Продукты детского и диабетического|---------------------------------|
|питания |Альбомы для рисования |
|-------------------------------------|---------------------------------|
|Овощи (включая картофель) |Альбомы для черчения |
|-------------------------------------| |
|2. Медицинские товары отечественного|---------------------------------|
|и зарубежного производства |Папки для тетрадей |
|-------------------------------------|---------------------------------|
|Лекарственные средства |Обложки для учебников, дневников|
|-------------------------------------|и тетрадей |
|Изделия медицинского назначения |Кассы цифр и букв |
|-------------------------------------|---------------------------------|
|3. Периодические печатные издания и|Подгузники |
|книжная продукция образовательного,| |
|научного и культурного характера, а| |
|также услуги по их производству и до-| |
|ставке | |
-----------------------------------------------------------------------
Пример. Швейная мастерская в течение февраля 2003 г. занималась пошивом женских блузок. Было изготовлено и продано оптом по безналичному расчету (т.е. без налога с продаж) 200 штук. Затраты мастерской на каждую блузку составили 336 руб. Из них материальные расходы - 192 руб. Продажная цена каждой блузки установлена в размере 432 руб. Рассмотрим процесс бухгалтерского учета НДС, для чего использованы субсчета: 19-3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам" и 68-2 "Расчеты с бюджетом по НДС".
Совокупность проводок, которыми приближенно можно описать процесс изготовления и реализации блузок, выглядит следующим образом:
1. Д 10 - К 60 32 000 - получены материалы от поставщиков;
2. Д 19-3 - К 60 6 400 - учтен НДС по полученным материалам;
3. Д 60 - К 51 38 400 - оплачено поставщикам материалов;
4. Д 68-2 - К 19-3 6 400 - осуществлен зачет НДС по оплаченным материалам;
5. Д 20 - К 10, 70, 68, 69 67 200 - произведены затраты при изготовлении 200 блузок;
6. Д 43 - К 20 67 200 - пошитые блузки приняты на склад готовой продукции;
7. Д 90 - К 43 67 200 - списано на реализацию 200 блузок (на сумму расходов);
8. Д 62 - К 90 86 400 - предъявлен счет покупателю;
9. Д 90 - К 68-2 14 400 - начислен НДС от реализации;
10. Д 90 - К 99 4 800 - определена прибыль от реализации блузок;
11. Д 51 - К 62 86 400 - получена выручка от покупателя;
12. Д 68-2 - К 51 8 000 - оплачен НДС.
Представленное описание процесса изготовления и реализации продукции служит иллюстрацией способу учета НДС. Нет надобности подробно характеризовать все проводки - это будет сделано в последующих главах. Здесь обратим внимание только на выделенные записи (2, 4, 9, 12). Они непосредственно связаны с отражением НДС. Всего начислена к уплате сумма НДС 14 400 руб. по проводке N 9. Зачтена по проводке N 4 после оплаты материальных ценностей сумма НДС 6 400 руб. Следовательно, подлежит оплате НДС в размере 8 000 руб. по проводке N 12.
Примечание. Проблема начисления НДС и ценообразования на основе себестоимости продукции будут рассмотрены в следующей главе.
Если после оплаты материальных ценностей НДС по ним уже предъявлен к зачету с бюджетом, а затем материалы будут утрачены, то НДС должен быть восстановлен (см. п.6.2). Если материальные ценности использованы для непроизводственных нужд, то зачтенный НДС восстанавливается в балансовой стоимости материалов, которые списываются на прибыль прошлых периодов, оставшуюся в распоряжении предприятия:
Д 10 - К 68-2 - восстановлена сумма НДС, ранее списанная на зачет с бюджетом;
Д 84 - К 10 - погашена стоимость ценностей вместе с НДС,
где: счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Подобным же образом восстанавливается предъявленный к зачету с бюджетом НДС, если материальные ценности были использованы на изготовление продукции, не облагаемой НДС. Только в этом случае они вместе с НДС списываются на издержки производства:
Д 10 - К 68-2 - восстановлена сумма НДС, ранее списанная на зачет с бюджетом;
Д 20 - К 10 - включены в себестоимость использованные материалы вместе с НДС,
где: счет 20 "Основное производство".
6.5. Особенности учета тары
По материалу, из которого изготавливается тара, она подразделяется на следующие виды:
тара из древесины;
тара из картона и бумаги;
тара из металла;
тара из пластмассы;
тара из стекла;
тара из тканей и нетканых материалов.
На производственных предприятиях бухгалтерский учет тары осуществляется с применением счета 10 "Материалы", в торговых организациях и на предприятиях общественного питания используется счет 41 "Товары". В данном случае рассматривается только учет тары на производственных предприятиях.
В соответствии с условиями поставки продукции тара может классифицироваться как невозвратная (однооборотная) и возвратная (многооборотная). Невозвратная тара включается в себестоимость отгруженной продукции в качестве элемента производственных затрат, коммерческих расходов или списывается непосредственно на реализацию продукции. Все зависит от технологического процесса затаривания продукции. В первом случае эта процедура производится в самом цехе, и на склад продукция приходуется в таре; во втором случае упаковка осуществляется на складе готовой продукции; в третьем случае - в подразделении сбыта; а в четвертом - продукция затаривается в момент отгрузки покупателю.
Невозвратная (однооборотная) тара может быть изготовлена во вспомогательном производстве, что фиксируется в бухгалтерском учете следующим образом:
Д 23 - К 02, 10, 68, 69, 70, 71, 76 - отражены затраты вспомогательного производства;
Д 10 - К 23 - оприходована на склад тара собственного изготовления,
где: счет 02 "Амортизация основных средств", счет 10 "Материалы", счет 23 "Вспомогательные производства", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Ее можно приобрести у специализированных предприятий:
Д 60 - К 51 - оплачено поставщику тары;
Д 10 - К 60 - отражена балансовая стоимость тары без НДС;
Д 19 - К 60 - учтена сумма НДС по оприходованной таре;
Д 68 - К 19 - предъявлена к зачету с бюджетом сумма НДС по оплаченной таре,
где: счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Как отмечалось выше, при затаривании продукции балансовая стоимость тары списывается на один из счетов по принадлежности:
Д 20, 43, 44, 90 - К 10 - отражен процесс затаривания продукции,
где: счет 20 "Основное производство", счет 43 "Готовая продукция", счет 44 "Расходы на продажу", счет 90 "Продажи".
Возвратная тара (бочки, ящики, фляги, бидоны, бутыли, мешки и т.п.) в целях страхования предпринимательского риска, как правило, оплачивается покупателем отдельно, а при возврате тары сумма оплаты ему возвращается. Согласно ст.154 НК РФ такая тара не является объектом налогообложения по НДС, поэтому ее учет несколько отличается от учета невозвратной тары.
Если возвратная тара изготовлена на самом предприятии, то при оприходовании на склад ее фактическая себестоимость доводится до оптовой (или залоговой) цены, по которой она числится в балансе и затем отгружается покупателю:
Д 23 - К 02, 10, 68, 69, 70, 71, 76 - отражены затраты вспомогательного производства;
Д 10 - К 23 - отражена фактическая себестоимость тары собственного изготовления;
Д 10 - К 91 - доведена фактическая себестоимость возвратной тары до оптовой цены,
где: счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Если возвратная тара приобретена у специализированной организации, то при ее постановке на учет НДС не выделяется и на зачет с бюджетом не относится, а фактическая себестоимость доводится до оптовой (залоговой) цены:
Д 60 - К 51 - оплачено поставщику тары;
Д 10 - К 60 - отражена фактическая стоимость тары с НДС;
Д 10 - К 91 - доведена фактическая себестоимость возвратной тары до залоговой цены.
При отгрузке продукции покупателю стоимость возвратной тары указывается в документах отдельно по залоговой цене:
Д 90 - К 10 - списана оптовая (залоговая) стоимость возвратной тары;
Д 62 - К 90 - выделана в расчетных документах стоимость возвратной тары,
где: счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 90 "Продажи".
В договоре необходимо указать срок возврата тары. После того, как тара, совершив оборот, поступила на учет поставщика продукции, тот осуществляет возврат залоговой суммы покупателю.
6.6. Инвентаризация материалов
Предприятия обязаны проводить перед составлением годового баланса ежегодные проверки наличия у них материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств, т.е. инвентаризацию. Эти ежегодные проверки должны оформляться актами. Кроме плановых проверок обязательными являются также инвентаризации в следующих случаях:
при смене материально-ответственных лиц;
в случаях расхождений бухгалтерского и складского учета;
при выявлении фактов хищений, злоупотреблений или порчи имущества;
при передаче имущества в аренду;
при чрезвычайных ситуациях.
Инвентаризация может также проводиться в любое время по инициативе руководства предприятия.
При инвентаризации производственных запасов проверяются следующие моменты:
1) сохранность материальных ценностей, наличие излишков или недостач;
2) правильность хранения ценностей;
3) правильность отпуска материальных ценностей;
4) точность измерительных инструментов и приспособлений, используемых при приемке и отпуске материалов;
5) порядок учета ценностей;
6) количество материалов, находящихся в пути и пока не поступивших;
7) количество материальных ценностей, не вывезенных со складов поставщиков;
8) наличие и объем материалов, поступивших без документов (неотфактурованные поставки);
9) суммы задолженностей предприятия перед поставщиками за полученные материальные ценности.
Чаще всего инвентаризация материалов проводится из-за расхождений бухгалтерского и складского учетов.
Во всех случаях наличия излишков или недостач составляются акты и делаются соответствующие проводки. Излишки приходуются по рыночным ценам, их стоимость включается в состав доходов (для коммерческого предприятия - счет 91 "Прочие доходы и расходы", для некоммерческой организации - счет 86 "Целевое финансирование"):
Д 10 - К 91 (86) - оприходованы излишки материалов, выявленные при инвентаризации.
Недостачи материалов списываются на счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" с последующим анализом и определением виновных лиц. В большинстве случаев потери списываются за счет материально-ответственных лиц. При расчете сумм недостач материалов необходимо учесть долю транспортно-заготовительных расходов, приходящихся на утраченные материалы, а также разницу между балансовой стоимостью и рыночными ценами, по которым необходимо будет их приобретать. Кроме того, следует помнить, что списанный на зачет с бюджетом НДС, приходящийся на утраченные материалы, следует восстановить и перечислить в бюджет. В бухгалтерском учете эти операции будут отражаться следующим образом:
Д 94 - К 10 - выявлена недостача на сумму учетной стоимости материалов без НДС;
Д 19-3 - К 68 - восстановлена сумма НДС, списанная на зачет с бюджетом;
Д 94 - К 19-3 - включен в состав недостач НДС, списанный ранее на зачет с бюджетом;
Д 73-2 - К 94 - предъявлена к взысканию сумма недостачи (учетная стоимость + НДС);
Д 73-2 - К 98 - отражена разница между рыночной ценой и суммой недостачи,
где: счет 10 "Материалы", субсчет 19-3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет 73-3 "Расчеты с персоналом по возмещению материального ущерба", счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", счет 98 "Доходы будущих периодов".
Более удобным, на взгляд автора, является прямое восстановление списанного НДС в стоимости материалов, при котором операции по предъявлению претензии материально-ответственному лицу по недостачам отражаются такими проводками:
Д 10 - К 68 - восстановлена в недостающих материалах величина списанного НДС;
Д 94 - К 10 - списана с баланса сумма утраченных материалов с НДС;
Д 73-2 - К 94 - предъявлена к взысканию сумма недостачи (учетная стоимость + НДС);
Д 73-2 - К 98 - отражена разница между рыночной ценой и суммой недостачи.
В случае бесспорной вины материально-ответственного лица у него будут осуществляться вычеты из заработной платы, при этом сумма доходов будущих периодов (разница между рыночной ценой и балансовой стоимостью материалов) будет переводиться в текущие доходы в доле пропорциональной сумме удержания:
Д 70 - К 73-2 - отражено очередное ежемесячное удержание из зарплаты виновного лица;
Д 98 - К 91 - переведена часть доходов будущих периодов в текущие доходы,
где: счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Недостача может возникнуть не только по вине материально-ответственного лица. Она может быть обусловлена хищением. В этом случае руководство предприятия обязано составить заявление в органы внутренних дел. Пока проводится следствие, недостача числится на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". При установлении и поимке похитителя делается проводка:
Д 76 - К 94 - недостача отнесена на похитителя,
где: счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Удержания с расчетного счета похитителя в сберегательном банке отражаются следующим образом:
Д 51 - К 76 - отражен процесс погашения похитителем недостачи материалов.
Если органам внутренних дел в заданные сроки не удается раскрыть дело о хищении материальных ценностей, они обязаны официально известить об этом руководство предприятия. В этом случае недостача относится на текущие расходы предприятия:
Д 91 - К 94 - сумма недостачи списана на текущие расходы предприятия,
где: счет 91 "Прочие доходы и расходы".
При определении суммы недостач материалов следует иметь в виду, что некоторые продовольственные и промышленные ценности в процессе хранения под влиянием внешних факторов могут высыхать, испаряться, вымораживаться, высыпаться, разбиваться и проливаться. Для таких материалов разрабатываются и утверждаются отраслевые нормы естественной убыли.
При инвентаризации подобных материалов часть недостачи (в пределах норм естественной убыли) может быть списана на издержки производства и обращения (счета: 20 "Основное производство" и 44 "Расходы на продажу"), а оставшаяся часть должна быть отнесена на материально-ответственное лицо:
Д 94 - К 10 - отражена недостача материальных ценностей;
Д 20, 44 - К 94 - списана недостача в пределах норм естественной убыли;
Д 73-2 - К 94 - погашена недостача сверх норм естественной убыли;
Д 73-2 - К 98 - отражена разница между рыночной ценой и учетной стоимостью потерь.
Нормы естественной убыли могут применяться только тогда, когда установлен факт недостачи. Их нельзя использовать просто как инструмент списания части материалов.
Учет недостач и потерь товарно-материальных ценностей подробно изложен в главе 13.
6.7. Основные документы по учету материалов
Материалы относятся к категории производственных запасов. Их учет, как было уже отмечено выше, обычно ведется параллельно: в бухгалтерии в суммовом выражении и на складах в количественном выражении. В конце отчетного периода оба учета сверяются.
Для приемки, хранения, отпуска и списания материалов используют следующие унифицированные документы:
доверенность (формы N М-2 и N М-2а);
приходный ордер (форма N М-4);
акт о приемке материалов (форма N М-7);
лимитно-заборная карта (форма N М-8);
требование-накладная (форма N М-11);
накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15);
карточка учета материалов (форма N М-17);
акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма N М-35);
ведомость учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения (форма N МХ-19);
инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3).
Кроме них в практической деятельности предприятий могут применяться и другие традиционные документы, например:
сигнальная справка об отклонениях материала от установленных норм.
Важно, чтобы эти документы имели необходимые реквизиты.
Поскольку бухгалтерский учет в настоящее время проводится при помощи программ на персональном компьютере, то электронные документы (будучи выведены на бумажный носитель) имеют юридическую силу при том же главном условии. Эти документы могут содержать дополнительные важные для конкретного предприятия данные, не противоречащие действующим законодательным актам.
Приемка материалов обычно осуществляется по приходному ордеру. Чаще всего поставки материалов для нужд производства производятся по договорам купли-продажи с поставщиками. В соответствии с этими договорами в адрес предприятия поступает груз с товаросопроводительными документами (или они пересылаются предприятию отдельно). Эти документы вместе с доверенностью, которую выписывает бухгалтерия своему материально-ответственному лицу, служат основанием для получения груза. Если налицо фактическое совпадение груза с документами, то приемка материальных ценностей может быть оформлена приходным ордером. В случаях расхождения, а также при поступлении груза без документов, оформляется акт о приемке с участием представителя поставщика (или третьего лица).
Затем материалы заносятся в карточки учета материалов в соответствии с сортом, видом и размером, где фиксируется все их состояние и дальнейшая судьба.
Важными учетными документами являются: ведомость учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения и сигнальная справка об отклонении фактического остатка от установленных норм. Первый документ служит для сверки двух учетов: складского и бухгалтерского. Второй документ позволяет руководству принимать решение о необходимости дополнительных закупок материалов.
Отпуск материалов в производство осуществляется по требованиям-накладным или лимитно-заборным картам (если ценности лимитированы).
Проверка сохранности материалов осуществляется путем инвентаризации и составления соответствующей описи.
При разборке и демонтаже зданий и сооружений, которые исчерпали срок полезного использования, подрядные организации или отделы капитального строительства предприятия обычно извлекают ряд материальных ценностей, пригодных для дальнейшего производственного использования. Составляется соответствующий акт, согласно которому эти ценности приходуются на склад в качестве материалов, запасных частей или топлива.
Примечание. Для описания некоторых хозяйственных операций в данной главе были использованы разные варианты бухгалтерских проводок. Действующий план счетов это допускает при условии сохранения экономического смысла операций. Автором специально были переписаны по-своему журналы хозяйственных операций ряда предприятий, в которых проводки были выполнены разными бухгалтерами и различными способами. А затем были проведены расчеты балансов. Они получились одинаковыми. Это подтверждает тот факт, что бухгалтерский учет является специфическим языком экономики, адекватно отражающим хозяйственную действительность.
Контрольные вопросы по теме
1. Определите понятие материально-производственных запасов. Какие компоненты оно включает?
2. Перечислите, какие предметы входят в состав материалов.
3. Назовите главные задачи по учету материалов.
4. Как провести оценку материалов при их постановке на учет?
5. В чем разница основных и вспомогательных материалов в производстве?
6. Какова роль комплектующих изделий?
7. Подотчетное лицо приобрело материалы в оптовом магазине. Назовите максимальную сумму, которую оно могло истратить на эту цель.
8. Какие две составляющие выделяет бухгалтер при оприходовании приобретенных материалов? Напишите проводки.
9. Что должен предпринять бухгалтер при обнаружении недопоставки материалов?
10. Поставщик перевел на расчетный счет предприятия денежные средства в качестве компенсации недопоставки материалов. Оформите бухгалтерскую проводку.
11. Какой проводкой следует отразить безвозмездно полученные материалы?
12. Материалы изготовлены собственным вспомогательным производством предприятия. Какой проводкой их следует принять на учет?
13. Назовите основные методы списания материалов в производство.
14. Материалы отпущены на изготовление продукции. Как оформить в учете факт передачи?
15. Назовите основные причины выбытия материалов.
16. Напишите проводку по формированию резерва под снижение стоимости материалов.
17. Раскройте понятие учетных цен. Поясните, какие преимущества дает их использование в учете.
18. Какие счета используются при ведении учета материалов по учетным ценам?
19. На предприятии в конце месяца определено положительное отклонение фактической стоимости использованных материалов от их учетных цен в размере 2 тыс. руб. При подведении итогов продаж продукции зафиксирована прибыль сумме 7 тыс. руб. Какова фактическая прибыль? Напишите корректирующую проводку.
20. Что такое НДС по приобретенным материальным ценностям? Для чего его надо выделять?
21. Перечислите ставки НДС.
22. Когда списываются на зачет с бюджетом суммы НДС по приобретенным материалам?
23. Какие виды тары вы знаете?
24. Чем отличается бухгалтерский учет невозвратной и возвратной тары?
25. Дайте определение инвентаризации.
26. Если при инвентаризации выявлены излишки материальных ценностей, как должен поступить бухгалтер? Напишите проводку.
27. При инвентаризации обнаружена недостача. Можно ли ее списать на убытки предприятия?
28. Со склада предприятия похищены материалы. Как оформить это факт в бухгалтерском учете?
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Бухгалтерский учет хозяйственной деятельности предприятий и организаций различных сфер экономики имеет много общего. Вместе с тем, в них отчетливо проявляется специфика производства и реализации продукции, отражение которых требует дополнительных знаний и опыта. Самой своеобразной отраслью является сельскохозяйственное производство, для учета некоторых особенностей которого пришлось ввести отдельный счет 11 "Животные на выращивании и откорме".
Животные в сельском хозяйстве подразделяются на две экономические категории: основные средства (продуктивный и рабочий скот) и средства труда (молодняк продуктивного и рабочего скота, выбракованные из основного стада и переведенные на откорм животные, а также птица, звери, кролики, семьи пчел). К продуктивному скоту (используемому для производства продукции) относятся: крупный рогатый скот, свиньи, овцы, козы, олени и маралы. К рабочему скоту (используемому в качестве гужевого транспорта) относятся: лошади, верблюды, ослы, волы и олени. Животные, принадлежащие к продуктивному скоту, являются объектами основных средств, которые не подлежат амортизации: их стоимость возмещается из выручки от реализации после их выбраковки из основного стада. Амортизация начисляется на стоимость животных, относящихся к рабочему скоту (за исключением волов и оленей).
Объекты учета на счете 11 "Животные на выращивании и откорме" входят в состав предметов труда, а те особи, которые относятся к молодняку продуктивного и рабочего скота, при достижении определенного возраста переводятся в основное стадо и становятся средствами труда. В свою очередь, возможно и обратное перемещение, когда животное выбраковывается из основного стада и переводится на откорм с последующим забоем или продажей.
Учетный цикл животных, находящихся на выращивании и откорме, охватывает три периода: поступление, нагуливание веса и выбытие. Поступление осуществляется в виде приплода, в результате выбраковки из состава продуктивного или рабочего скота, путем покупки у юридических и физических лиц, в качестве вкладов учредителей в уставный капитал сельскохозяйственного предприятия. Нагуливание веса проистекает в результате научно-обоснованного откорма на предприятии или на подворьях у физических лиц. Выбытие животных происходит по причинам перевода в основное стадо или в состав гужевого транспорта, при продаже на сторону, в результате выработки их них продукции или вследствие падежа.
Поступление животных на учет в виде приплода продуктивного и рабочего скота оформляется проводками:
Д 11 - К 20 - оприходован приплод продуктивного скота;
Д 11 - К 23 - оприходован приплод рабочего скота,
где: счет 20 "Основное производство", счет 23 "Вспомогательные производства".
Выбраковка животных продуктивного скота и перевода их на откорм оформляется в учете следующим образом: