<< Пред.           стр. 11 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

  Немного о грустном, или
 Как живется просветленному, не смотавшемуся в Гималаи
  О, мы живем очень счастливо, не больные среди больных!
  Ну, тут Будда немного приврал
  Как живется нам, легко настраивающим свою душу на любые уместные переживания, нам, освободившимся от враждебности, не тяготящимся завистью, не обжигаемым ревностью, не болеющим душой, - как живется нам, просветленным?
  Как, как... Непросто.
  Первым делом, постоянно приходится думать. Да нет, это не тяжело, это становится так же естественно, как дышать, но работы-то все равно больше. Откуда нужда все время думать? Прикиньте: нормальный человек переживает то, что в душе его есть. Человек просветленный, то есть опытный манипулятор, переживает то, что считает разумным. А это значит, что ему нужно думать дополнительно и ежедневно, и ежечасно планировать свои душевные состояния.
  Например, вот вчера у тебя, просветленного, буянили дети, ты их как-то утихомирил, но сегодня может начаться все по новой. Чем встретить их пробуждение: теплым "Сегодня солнечный день и я вас, славных, люблю" или сделать жесткое лицо, предупреждающее: "После вчерашнего я на вас сердит. Не хотите неприятностей, ведите себя аккуратнее"?
 К сожалению, опереться не на что, потому что душе-то - все равно. Ей все легко, и совет "сделай то, к чему больше лежит душа" уже не работает.
  Соответственно - думай, прикидывай, примеряйся...
  Впрочем, думать не тяжело, думать даже приятно. В жизни просветленного есть вещи куда как более неприятные.
  Возможно, вы розовый идеалист и полагаете, что душевно просветленное существование возможно где угодно и с кем угодно рядом. Фигушки. Жить-то, может быть, просветленному и легко, только выжить ему среди нормальных людей - трудно.
  Самую большую бучу и более всего боли и неприятностей своим родным и близким Лев Николаевич Толстой устроил тогда, когда стал проповедовать миролюбивую концепцию непротивления злу насилием. Прикиньте, во что бы это ему стало тридцать лет спустя, при сталинском режиме?
  Просветленный - это независимый от государства, а если государству это не нужно, оно этого не допустит. Зачем ему живой пример независимости? И пример становится неживой.
 Быстро.
  В отношении всех остальных государство проводит профилактическую работу. Есть ты будешь не то, что положено просветленному, а что есть. Не пьешь водку со всеми - значит, богомол, и подробностями твоей личной жизни начинает интересоваться сотрудник КГБ. Не идешь стрелять под руководством майора в своих сверстников - измена Родине, соответственно, тюрьма или расстрел.
 Оно, конечно, ты продолжишь свое просветление в будущей жизни, но что-то хотелось бы сделать и в этой.
  Стремление некоего гражданина "быть просветленным" исходит из наивной предпосылки, что его личность принадлежит ему: личность моя, хочу - вот ее и просветляю. Однако очевидно: в нашем обществе с этим периодически не согласно государство и практически постоянно - близкие, любимые и прочие родные. Надеюсь, вы понимаете, как это серьезно: если у твоих родных аллергия на твое просветленное существование, но без тебя они жить вообще не могут, то тебе мат в два хода, а если ты все равно пойдешь своим путем, мат будет по ходу дела. Наша культура категорически не приспособлена к существованию в ней просветленных...
  Даже в области чисто душевной жизни мы повязаны как ослики. Это только начинающий студент-психолог думает, что его эмоции - его собственность и он может с ними делать все, что захочет: например, перестать волноваться и прочая саморегуляция. Все верно, но это пока он тренируется и ему это разрешают: "Пусть побалуется!" Если же он попробует действительно стать хозяином своей души, его ждут серьезные разборки с окружающими...
  Почему? Потому что, по мнению окружающих, его душа не совсем только его душа. Его душа принадлежит еще всем его близким, любимым и родным. Поэтому, как минимум, нормальный человек должен делиться с близкими тем, что у него на душе. А если какой-то просветленный откажется делиться, ему сразу же будут выставлены претензии: "Ты нам уже не доверяешь? Чем мы заслужили такое к нам отношение?" Он приобретет репутацию закрытого человека, то есть не просветленного, а немного душевнобольного.
  Пойми, ежели ты просветленный, у тебя не может быть репутации человека черствого. Поэтому ты обязан считаться со своими близкими, а как только ты с этим согласился, одна эта фраза открывает целую главу о твоих обязанностях.
  Ты обязательно должен начать волноваться, если с кем-то из близких может что-то случиться.
 Если ты решишь подождать до большей ясности - ты бесчувственная деревяшка, если ты решишь просто энергично действовать без волнения - ты ненормальный истукан.
  Ты обязан искренне посочувствовать и расстроиться, если у кого-то из близких случилось несчастье.
 Хотя бы, по твоему пониманию, они соорудили это несчастье себе сами или расстраиваются вообще по ерунде. Тем более - что считать "несчастьем"?
  В общие праздники ты обязан радоваться вместе со всеми согласно традициям и расписанию.
 А по окончании праздника радость вовремя заканчивать.
  Когда близкие считают, что вопрос серьезный, ты также обязан иметь серьезный и сосредоточенный вид.
  Совершив ошибку, в ответ на справедливое замечание ты обязан почувствовать себя виноватым.
 А не просто легко поправить ситуацию.
  Вот и живи после этого просветленным... Повеситься можно!
  Логика предельно проста: человек по факту живет так, что его душой владеют многие. Если же он начинает становиться хозяином своей души, это значит, что другие его душой владеть перестают. Лишаются власти и теряют собственность. Ну, а как люди относятся к потере власти и собственности и как они реагируют на того, кто у них это отнимает, вы знаете.
  А в результате жизнь просветленного - это не жизнь без проблем, это жизнь с другими проблемами.
  Верно, пока эмоции владеют тобой, твоя головная боль - как от них избавиться. Но когда ты начинаешь владеть своими эмоциями, как только берешь управление своей душой в свои умелые руки, ты приобретаешь головную боль: "Ну и что теперь переживать? Что теперь переживать правильно, переживать людям - с учетом повсеместного идиотизма?"
  От этого вопроса, к сожалению, ты не уйдешь никуда. Потому что твои эмоции, радости и тревоги - вовсе не твои. Это язык, который считывается с тебя другими и на котором ты обязан говорить не по своему выбору, а так, как здесь принято. И если ты не будешь использовать некоторые общеупотребительные выражения ("Я без тебя скучал!", "Я тобой недоволен..." и пр.), тебя будут воспринимать как чужого, как иностранца, а то и просто не поймут. Поэтому не выпендривайся и разговаривай как люди.
  Подведем итоги.
  Легко быть душевновеликим гуру в ашраме, затерянном в далеких отрогах Гималаев: близкие не пристают, а ученики твоей просветленности молятся. А ты попробуй побудь в нирване здесь, когда твоя жена тоскует не столько по тебе, сколько по твоей привязанности, и более всего ее раздражает именно твоя уравновешенность: "Я тебе совсем безразлична, да? Вот я сейчас плачу, а тебе как всегда хорошо? Солнечно?" Конечно, такую жену можно оставить - недостойна она великого гуру, но встав на эту дорогу, притопаешь только к одному: оставить надо весь этот жутко несовершенный мир.
 И все-таки смотаться в Гималаи.
  Пока, в нашей тусовке просветленных аватар, мы решаем эту проблему по-другому: решаем жить здесь как нормальные люди и не раздражать близких своей никому не нужной душевной безмятежностью. И поэтому, любезный мой духовно продвинутый коллега, когда твоя жена начнет смотреть в твою сторону тоскливыми жалостливыми глазами, не издевайся и хоть немного для нее порасстраивайся. Погрусти. Пообижайся - доставь человеку радость!
 И не халтурь - пострадай всей душой, до дрожания в голосе, и вообще надуйся. Вот, так уже лучше. Твои близкие начали тебя понимать!
  В напоминалку Хранителю мира:
  Правильный просветленный, если он настоящий просветленный, а не совсем жлоб, обязан быть нормальным человеком и временами страдать, как нормальные люди. Любое другое решение обходится миру слишком дорого.
  О чем забывает глубинная психотерапия
  Грустная история про бизнесмена Васю
  Нервные в клетке не восстанавливаются.
  А-а-а-а!!!
  Вася создал свою фирму и стал бизнесменом, но, поскольку его сотрудники были не умнее его и регулярно его подставляли, ему приходилось регулярно на них гавкать. Они лягались в ответ, конфликты росли, а доходы вот нет. Но тут бизнесмен Вася познакомился с популярной психологией, прочитал Карнеги и в меру своего понимания изменил свое поведение: стал сдерживаться, по возможности людей поощрять и всегда улыбаться. Хотя внутри - кипел и пенился. Результат? Да, фирма Васи получшела, а вот сам Вася - похужел: теперь он каждую весну и осень лечит язву.
 Уважаемые коллеги, обратите внимание: внутри наш Вася все равно орет. Он не изменил свою душу, он не изменил своего внутреннего поведения. Его внутренняя, личностная культура - осталась прежней.
  Да, но вот Вася услышал про глубинные техники в психологии, пошел на холотропное дыхание, слушал инструктора и впечатления уже прошедших, примерно понял чего ему надо пережить, лег и долго дышал там под незнакомую музыку. Глубоко продышался, пережил второе рождение и увидел, какое голубое небо над его головой. Он был счастливым и просветленным - две недели, потом запас эйфории кончился и он снова стал внутри злиться, а снаружи гавкать.
  В этой грустной истории про бизнесмена Васю отразилось давнишнее противостояние между сторонниками поведенческого подхода в психологии и приверженцами подхода глубинного.
  Поведенцы - народ простой и работают с тем, что можно увидеть, потрогать и внятно изменить: с навыками. Как держаться, чтобы произвести нужное впечатление, как вести переговоры, как сидеть, куда глядеть и что говорить в ситуации конфликта, торговли или романа. Отрабатывается все, что можно отработать: фразы, интонации, жесты и даже выражение лица.
 Их изначальная посылка: "Человек есть то, что он делает, и если мы изменим поведение человека, это и будет другой, более эффективный человек".
  Глубинная психотерапия исходит из того, что все наше внешнее поведение есть только маленькая надводная часть огромного айсберга. В их видении, за внешним, адаптивным слоем психики скрыт перинатальный слой, содержащий опыт, полученный в период внутриутробного развития плода и в процессе родов. Под ним, еще глубже - архетипические или трасперсональные слои психики, содержащие опыт коллективного бессознательного. Желающие видеть еще большую глубину назовут еще, например, слой универсального единства[11], но любые споры здесь совершенно бессодержательны, поскольку с информацией глубинных слоев психики мы можем взаимодействовать лишь в состоянии медитативного транса.
 Не менее надежную информацию можно получить в момент клинической смерти.
  Для работы с глубинными структурами используются, как правило, погружающие в транс дыхательные техники, специальная музыка, иногда отключающие голову танцы, реже - наркотические препараты. В центре внимания обычно оказываются травмирующие бессознательные воспоминания детства и, конечно, родовая травма.
 Тема эта настолько достойна, что разрешите на минуточку отвлечься.
  Рождение как травма и приключение
  Два младенца лежат в утробе:
 - Как ты думаешь, есть ли жизнь после родов?
 - Не знаю, оттуда еще никто не возвращался...
  В настоящее время травма рождения по умолчанию стала вроде бы даже как аксиомой. "Ну, травма рождения... естественно... понятно". Люди с воображением представляют, как вот маленький ребенок лежит в уютной материнской утробе, ему тепло и безопасно. И вдруг - содрогание стенок его домика, мощные толчки выталкивают - выжимают! - его бедного куда-то в тесную черную дыру, жуткое напряжение - и вот на его хрупкую психику обрушивается яркий режущий свет.
  А-а-а-а!
 Конечно, жуткий ужас и психическая травма.
  Но, может быть, все было и по-другому.
  Лежал ты, скрюченный, в кожаном мешке, было тебе тесно, темно и скучно. И вдруг - колыхания (то есть массаж), жизнь становится бодрее, тебя ждет что-то новое, и вот, напрягшись, ты совершаешь почти бросок к свету, после чего можно вздохнуть, подрыгать на свободе ножками и вдоволь проораться!
  А-а-а-а! Полный кайф, а не травма!
 Если кто из глубинных психологов забыл, какое это удовольствие - проораться, пусть пройдут свои же курсы и вспомнят.
  Чтобы образовалась психическая травма, у ребенка должны быть уже сформированы необходимые для этого психические структуры. Вот, например, с куском сыра вы можете делать что хотите: и бить, и трясти, и пихать в любые дырки - сыр может скукожится, но у сыра психической травмы не будет, ему нечем эту травму себе сделать и не на чем ее нести.
  Соответственно, у нас два предположения: либо мы принимаем, что ребенок в момент рождения еще не достаточно психически развит, чтобы осуществлять деятельность переживания,
 и тогда о травме рождения мы более разговоры не ведем,
  либо допускаем, что соответствующие душевные центры у ребенка к моменту рождения уже существуют и он уже умеет происходящие с ним события переживать.
 Так или иначе. То есть в соответствии с настройками душевного центра.
  Хорошо, но тогда ни о какой однозначности переживания речи быть не может. Да, вероятно предположить, что у некоторых детей главный душевный центр мог быть изначально настроен таким образом, что проход по родовому каналу ребенок воспринял как катастрофу. Но не менее вероятно допустить, что другие дети, при другом настрое душевного центра то же событие переживут совершенно другим образом: например, как интересную новость и живое приключение.
  Да?
  Можно продуктивно обсуждать, насколько всерьез акт рождения возможно считать первым событием личной истории индивида[12]. Возможно. Огромные глотки света и воздуха после темноты и уюта маминого живота - правомерно предположить, что для многих детей это действительно событие не хилое, примерно как служба в армии сразу после окончания школы. И, похоже, вполне реалистичны данные, что дети, родившиеся путем кесарева сечения и соответственно избавленные от напряжения прохождения родового канала, позже во взрослой жизни не вполне приспособлены к стрессовым и критическим ситуациям: отсутствует первичный опыт их преодоления, не хватает навыка терпения и энергии для схватки.
 Схватки, которые переживала мать, вместе с нею проживал и тот, кто шел к своему рождению.
  Понятно, что не каждый ребенок, пройдя свои роды, зафиксировал это как личную школу мужества: результатом этого испытания может быть и первая примерка роли жертвы, и урок ненависти к миру враждебному и удушающему (например). Можно настаивать лишь на одном: однозначно трактовать роды как несущие ребенку тотальную душевную травму - очевидно неправомерно.
  Травма рождения, по-моему, это психотерапевтический миф, мало чем отличающийся от христианского мифа о первородном грехе. Священник говорит: "Ты изначально грешен!" - соответственно молись и кайся, может быть и спасешься. Психолог сообщает: "Ты изначально носишь в себе травму рождения!" - соответственно медитируй и дыши, может быть и вылечишься.
 В любом случае клиентура обеспечена.
  Ядро личности: внутренняя личностная культура
  Итак, психология расколота на два лагеря: на лагерь сторонников поведенческого подхода и лагерь исповедующих подход глубинный. Эти два лагеря не находят между собой ничего общего и издавна враждуют. Сторонники глубинного подхода с презрением обзывает работу своих коллег поверхностной и вообще бихевиоризмом, бихевиористы, в свою очередь, сторонников глубинной психологии называют мистиками (если не шарлатанами) и пинают их за отсутствие конкретных результатов.
  А к какому лагерю примыкает Синтон? Надеюсь, что ни к одному из этих двух.
  Совершенно определенно, что Синтон-программа не работает в духе глубинной психологии. Что касается бихевиорального подхода, то, при всей близости целей и похожести используемых техник, можно также уверенно утверждать, что Синтон-программа в рамки бихевиорального подхода не укладывается.
  Синтон работает преимущественно с тем, что всегда пропускают, не видят и не упоминают теоретики, рисующие слоистую структуру человеческой психики: с внутренней личностной культурой. Что это такое? Это ядро личности, задающее философию жизни, настрой души, тот способ понимания мира, те линзы и фильтры, которые определяют внутреннее поведение.
 Очевидно, что это не само внешнее поведение и даже не мотивы, его организующие; это то, что организует мотивы и отношение к жизни в целом.
  Пока в моей душе живет понятие "предательство" и верование, что "предательство не прощают никогда", я в соответствующих ситуациях всегда буду испытывать боль и желание отомстить. Да, я себя сдержу, а после холотропной прочистки это желание смягчится и скоро заменится на готовность простить, но...
 Но заметьте, что прощают только виноватых.
  Если же моя внутренняя личностная философия другая, если я принимаю реальность как есть и вижу лишь то, что этот человек, руководствуясь такими побуждениями, сделал то, что он сделал, то мне не надо никого прощать. Мне не надо прятать свою боль и сдерживать свой крик, потому что в душе у меня просто понимание и приятие.
  Правильно, что бихевиоризм есть подход поверхностный, потому что если делать только поведение, а душу оставлять грязной, то мы и получим только маску, только фальшь и неестественность. Но почему же делать только - поведение? Почему же не воспитывать - душу?
  Душу надо именно воспитывать и учить, а не просто очищать и интегрировать. И пока эта задача игнорируется в глубинном подходе, этот подход будет также оказываться ущербным и недостаточным. Если у человека его внутренний личностный центр кривой, то, дыши он на ребефинге годами, он со своей кривой личностью так и останется[13]. Возможно, он сумеет диссоциировать свои тяжелые кластеры, но пока у него кривая философия жизни, он в другой ситуации быстро надышит себе новые комплексы.
  На пути хоть к социальному успеху, хоть к духовному просветлению у человека должна развиться внутренняя личностная культура - та закваска, тот главный душевный центр, который по умолчанию определяет душевную атмосферу и характер основных переживаний. Культура же приходит не через транс, а через желание человека свою культуру повысить и грамотную работу воспитателя, образцы культуры доносящего.
 
  1 Ну так синтоновский народ называет "Истинную правду".
  2 Впрочем, в официальной философии такой подход назывался, если ничего не путаю, позицией прагматизма и очень в советское время не одобрялся. С тех пор едва ли что-нибудь изменилось.
  3 Подробно я писал об этом в главе "Сказки о Личности" своей книги "Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности".
  4 Дигитал - большая счетная машинка в человеческом обличии.
  5 Истерик - человек-актер, торгующий своими переживаниями для привлечения к себе внимания. Чаще женщины.
  6 Самый телесный человек на свете. Много ощущает и не переваривает то, что нельзя пощупать.
  7 Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор./Перевод с англ. А.Малышевой. - М.: 1998.
  8 А разгадка тупика вообще в другом месте. Во-первых, точнее было говорить не "меня разозлили", а "я разозлился", то есть разозлил себя. Не надо доводить себя до злости, не надо наполнять себя злостью - тогда и не возникнет проблема, куда ее выплескивать.
  9 Смотри Э.Фромма "Иметь или быть?".
  10 Читай у него на с. 20.
  11 Смотри, например, Михаил Щербаков. Кластерная теория интеграции. Журнал "Здесь и сейчас", 1998, №1.
  12 Если кто-то свой первый подвиг увидит еще раньше, когда он сумасшедшим сперматозоидом сумел опередить толпы своих извивающихся собратьев и первым настигнуть желанную яйцеклетку, то с его трансом пусть спорит тот, кто отсчет своей личной истории уверенно начинает с прошлой жизни своих предков.
  13 "Мне известны профессионалы, прошедшие несколько десятков процессов "рождения" без видимых положительных результатов". Щербаков М. Кластерная теория интеграции, с.15.
  Жизнь и игры Синтона
  На кого работает Синтон
  Психотерапия forever и "Тусики-мутусики"
  - Николай Иванович, а когда вы начнете серьезную работу?
  Игорь приехал в московский Синтон из другого города. Только что закончилось занятие группы "Мир Души", всем было тепло и весело, народ шумел и с удовольствием играл в "Тусики-мутусики"... Игорь продолжил:
  - Хорошо вам: у вас на редкость замечательный состав группы. У нас группы более трудные, но психологи, которые к нам приезжают, работают с нами очень серьезно: помогают нам осознавать наши проблемы, детские страхи, неврозы...
  - Верно, Игорь, у меня замечательный состав группы. Но он замечательный именно потому, что я работал с этими людьми не так, как те психологи, которые приезжают к вам.
  - А как?
  - Это, Игорь, большой разговор. Начну издалека.
  Людям, конечно, надо помогать. Но как?
  Вот, например, ребенок свалился в канаву - что делается в первую очередь? Очевидно, что его оттуда надо вытаскивать и смазывать зеленкой разбитые коленки.
 Из жизненных канав детей самого разного возраста обязаны вытаскивать социальные работники. Называется это - социальная помощь и реабилитация.
  Ситуация посложнее - вы видите, что ребенка некие (не зависящие от вас) моменты подталкивают на скользкую дорожку, а самое неприятное то, что через некоторое время он стремится туда уже сам, потому что там можно совершенно свободно валяться в грязи и, кстати, совершенно роскошно валять в грязи других.
 Тем более он будет это делать, если другой, кроме скользкой, дорожки он толком не знает и чувствует себя в другой обстановке крайне неуверенно.
  Что делать тогда? Ну, такого ребенка желательно некоторое время держать за ручку, вести строго куда надо и отгородить от соблазнительных мест, причем отгородить надежно и решительно, ибо нет для ребенка более веселого развлечения, чем перемахивать через те дырявые заборы, которые построили для него глупые взрослые.
 Так вот, этой деятельностью в общественном масштабе занимаются инспектора по делам несовершеннолетних, а официальное название их работы - предупреждение асоциального поведения.
  Нет повести печальнее на свете, чем эта, где бандиты - дети...
  Эксперимент Макаренко по переплавлению трудных подростков уникален и, похоже, в наше время уже невоспроизводим. Антон Семеныч воспитательный процесс в колонии начинал с того, что помещал своих воспитанников в руины и предлагал всем желающим выжить. Своим трудным он устраивал не милый досуг, а работу на выживание. Только такая - настоящая! - работа всех расставляла по своим местам, отделяла умеющих работать от болтунов, тем не менее прибивая трудных к здоровому ядру и сливая всех в единый коллектив.
 Поиск, создание и укрепление здорового ядра - это уже была работа Антона Семеныча. И он ее - выполнял.
  В колонии было трудно, но вокруг нее оказывалось еще труднее (разруха после гражданской войны), так что бежать особенно было некуда, плюс рядом на всякий случай имелись, всегда готовые помочь создать ответственную атмосферу, курирующие колонию сотрудники ГПУ...
 Запомните эти четыре составляющие: снаружи еще хуже, труд, здоровое ядро, вооруженная охрана. Собственно, по этой же педагогической системе работает и любая воровская шайка: внутри тяжелый труд, снаружи условия тебе чужие и неприемлемые, ядро сформировано, а ГПУ у воров свое и порядок наводит эффективно, теми же методами. Методика - универсальна.
  Так вот: когда в наше время трудных отправляют в летние лагеря, не укомплектованные милицией и заполненные предрасполагающим к балдежу досугом, то в них даже самые малолетние скоро оказываются в ситуации бандитской малины, а обслуживающий персонал - в роли заложников. Воспитательный эффект прикиньте сами.
  Впрочем, муниципальные органы власти и сотрудники комитетов по делам семьи и молодежи имеют свой взгляд на происходящее, а именно, по итогам лета ставят довольные галочки: летние оздоровительно-воспитательные мероприятия проведены и охватили столько-то детей. Таким образом, без работы эти ответственные лица не останутся никогда - хотя бы потому, что после их работы число трудных почему-то не уменьшается.
 А количество любителей малины - увеличивается.
  Впрочем, мы немного отвлеклись.
  Где же наш ребенок и что с ним? А вот: у нашего ребенка кривые ноги и немного косые глаза, поэтому его все время сносит с нормальной дороги. Что пропишут специалисты? Естественно, оздоровительную гимнастику и поправить зрение.
 В области душевной жизни те же действия называются "психологическая коррекция".
  А вот еще любопытный экземпляр: вроде бы вполне здоровый ребенок, но вместо того чтобы идти вместе со всеми по дороге, он тоскливо смотрит себе под ноги и никак не найдет себе места... Что сделаем мы, как добрые мамы? Поддержим под ручки, глазки откроем, бодрую песенку споем, с интересными ему местами - познакомим.
 Называется - социальная адаптация. Сейчас одно из самых перспективных направлений для голодных психологов, под это дают деньги почти всегда.
  А вот и наш главный герой: ребенок идет вместе со всеми, но как-то ковыляет и взгляд его невесел. В чем дело? Поверхностный осмотр показывает заскорузлые болячки, синяки и вывихи, более внимательный взгляд обнаруживает одышку и сердечную недостаточность.
  Что ему показано? Правильно, лечение в поликлинике, а лечение души и есть нормальная психотерапия. Однако, чтобы не сталкиваться лбом с врачами, психиатрами и вообще звучать достойнее, психологи называют эту работу "группы личностного роста".
 Ну, логика в этом есть - скрюченные разгибаются, у невротиков процесс разложения приостанавливается.
  В этих психотерапевтических - простите, в группах личностного роста работа ведется подчеркнуто осторожно, людей приучают к тому, что они соприкасаются с чем-то очень важным, почти святым - а именно, с душой, которая так ранима и в которой так много болезненных мест. Первое и главное, чему научаются в таких группах, это - находить больные места в душах окружающих и, естественно, в своей собственной, а найдя, с ними работать. Работать - это очень важное понятие, здесь оно обозначает: искать глубинные причины своих болячек, гнездящиеся в темных страхах трудного детства, и иногда даже не вашего. В течение всего времени душевных копаний в больные места нельзя тыркать, а можно только их поглаживать и окружать теплотой.
 Ребенок кашлянул, мама надела на него две шапочки, тулупчик и положила в теплую постельку.
  Если хотите, на психотерапевтических тренингах из людей делают профессиональных больных.
 Когда с бодрыми, живыми вожатыми Орленка стали проводить психологические тренинги (такие), они стали ходить медленнее, как загипнотизированные, беспрерывно прислушиваться к своим чувствам, находить им глубокое психологическое обоснование и болезненно реагировать на попытки ими прямо руководить. Короче, спустя год, чтобы вожатых снова можно было пускать к детям, в Орленке стали искать других психологов, которые смогли бы ликвидировать последствия работы предыдущих.
  Так вот, о детях - людей, приходящих в Синтон, я воспитываю изначально по-другому. Синтон менее всего напоминает мне теплую поликлинику, это скорее бодрый стадион, хотя здесь никто не ставит задачи подготовить чемпионов. Сюда, в Клуб, на занятия, приходят люди, желающие получить себе умные нагрузки под руководством веселого и знающего свое дело тренера. Конечно, человека с вывихом или заболевшего тренер к тренировке не допустит и отправит к врачу, от всех же остальных кислое нытье "Ой, мне тяжело" выслушивать не будет.
 Тяжело? Прекрасно, ты ведь этого и хотел?
  И такую работу я называю работой серьезной, хотя бы на занятии люди весело бегали и играли в славные "Тусики-мутусики". Вот такой разговор произошел у меня с Игорем.
  Кому помогать, кем заниматься?
  Чтобы получить работу в Америке, нужно быть пожилой одноногой женщиной-негром с нестандартными сексуальными наклонностями.
  Потому что тот, кто посмеет тебе отказать, мгновенно будет обвинен в "дискриминации"!
  У государства есть особая статья расходов, которая называется "Социальная работа": это деньги, которые выделяются, чтобы людям жилось не так плохо, как им живется. Это деньги на помощь людям, их иногда мало, а иногда - совсем мало, но главная проблема в том, что их нужно давать кому-то.
 Именно КОМУ-ТО, потому что всем и не хватит, и даже, наверное, это будет неправильно: давать всем.
  Потому что все люди разные и все живут по-своему. Могу даже такую схемку вам нарисовать:
  Богатые Бедные Обычные средние Солнышки Трудные И пояснить.
  Большинство людей, конечно, люди обычные, средние. У них все как у людей, то есть как у людей их круга: и интересы, и запросы, и способности, и их это обычно устраивает.
 Потому что зато спокойно.
  Правильно ли помогать им? Вроде бы правильно: их большинство, но их так много, что, помогая им, - не помогаешь никому...
  Настоящая помощь - это адресная помощь. Но тогда - людям каким?
  Есть люди богатые. Те, которые стали богатыми, умеют быть богатыми и будут богатыми.
 Девушки, которые тоже хотят быть богатыми и стремятся выйти за них замуж, объясняют: "Меня привлекают не деньги, а человек, который умеет жить и делать деньги".
  Правильно ли помогать им: тем, кто жить умеет? Может, и правильно, но они без вашей помощи могут и обойтись.
  Есть люди бедные. Это особая философия и особый образ жизни: быть бедным, но эти люди это умеют. Они, например, умеют не думать (вообще и о последствиях своих решений в частности), умеют не брать (риск, труд, ответственность), и, как правило, не умеют и не любят учиться. Ну, а еще они не умеют поверить в себя, как в богатого человека, и на самом деле быть богатыми просто боятся.
 Это рядовая задача на любом бизнес-тренинге: приучить человека к мысли, что он может быть богатым (Он! Может! Быть богатым! Вот правда может!), и, с другой стороны, отучить его больших денег бояться.
  Правильно ли помогать им: тем, кто жить не умеет, тем, кто научил себя жить бедно? На уровне чувств - их жалко, особенно пока слушаешь их жалобы и не предложишь им хоть как-то взять на себя ответственность за свою жизнь. Возможно, им помогать и не очень правильно, но существует некоторая трудность, состоящая в том, что к помощи они привыкли и с вас ее будут требовать.
  А есть люди другие. Есть люди богатые и очень богатые, но не деньгами, а душой и содержанием жизни. Я их называю Солнышками. Когда такой человек приходит на группу, группа оживает и все становятся как будто умнее и светлее. У них обычно открытые лица, веселые глаза и добрые руки.
 Бывает ли им трудно? Догадайтесь - они тоже живые люди, но они научили себя жить так, что в большей степени людям помогают они сами.
  Помогать ли им? А сможете?
  Если есть люди Солнышки, то есть и люди наоборот. Назовем их - ...трудные. Им - трудно. У них в жизни вообще очень много трудностей. У них вообще все плохо и все гады. То, что трудно не только им, но и с ними, они вообще-то знают, но и в этом виноваты все окружающие. Как правило, все они умеют кусаться, и хорошо кусаться, но по своей тактике делятся на две большие группы: собака сверху и собака снизу.
 Первые кусают громко и открыто, вторые утонченно и жалобно, то есть, как правило, больнее.
  Помогать ли им?
  А кому же еще, блин?!
 Простите, я их не приглушил.
  Итак, кем же заниматься?
  А теперь - правильное решение
  Чем теория красивее, тем дальше она от...
  Практики
  Так вот, эта интересная теоретическая проблема, проблема "кому в первую очередь помогать, кем заниматься?" на практике давно решена, и ее решение знает, повторю, каждый практик, хоть раз получавший деньги от государства. Вы можете долго гадать, какие приоритеты после всестороннего взвешивания были выбраны как разумные, и в любом случае ошибетесь. Потому что на самом деле государство и его представители на местах требуют вообще совсем другого. Чего?
  Показухи.
  Объясню.
  Можно заняться детьми, чтобы они научились танцевать и полюбили свое тело и красоту движений. Кстати, это не так уж и дорого. Проблема в другом: в этом деянии трудно отчитаться, а хлопот много.
 Так всегда - когда много желающих, много и хлопот: возись с каждым!
  Насколько проще и разумнее - вместо этого нанять специалиста, который организует и будет вести ансамбль народного (то есть вполне профессионального) танца. Никаких проблем с деньгами: все просто бухается туда, а результаты пляшут на всех фестивалях. А то, что это двенадцать человек вместо двух сотен, никого не волнует.
 Я имею в виду не вас, а тех, кто отчитывается.
  Или - вот хорошо бы организовать дворовый футбол. Расходы минимальны: круглый мячик и для начала даже не нужна форма, матчи проводятся в режиме мини-футбола на хоккейных коробках, а желающих по первому свистку бегут сотни мальчишек.
 Но - у вас ничего не выйдет.
  Во-первых, это никому не надо, потому что гораздо отчетистее хоккейный коллектив с мальчиками из спортшколы, занимающий призовые места и украшающий, таким образом, лик района. А во-вторых, это многим как раз не надо и очень даже не надо, потому что спорт - это бизнес.
 Еще не поняли?
  Спорт - это серьезный бизнес, и если вы организуете дворовый футбол, это идет по той же статье расходов, что и хоккей, после чего хоккеисты (то есть их тренеры) денег (хороших денег) получат меньше. А поскольку денег они получают много, то недополучать они их вовсе не хотят и вам понятно все сформулируют.
 А если не поймете сразу, догонят и сформулируют еще раз.
  Беда России
  В России две беды - дураки и плохие дороги.
  Н.В. Гоголь
  Кому в России помогают? Да вы знаете... У нас (иногда) помогают тем, кому трудно, а точнее, у нас совсем не помогают тем, у кого получается жить хорошо.
  Пока ваш ребенок не попал в поле зрения инспектора по делам несовершеннолетних, никто, кроме вас, им не заинтересуется.
 Скорее всего, вам это кажется абсолютно естественным. Вы к этому привыкли. Но - почему? Почему, чтобы ребенком занимался кто-то, кроме родителей, ребенку необходимо стать малолетним преступником?!
  Мы дожидаемся, пока подросток становится наркоманом, а потом ищем деньги и осуществляем героические усилия, чтобы его из этой зависимости вытащить.
 Практически безрезультатно. Но зато какие героические усилия!
  Пока муж в семье работает, пока молодая семья может прокормить себя и детей, пособий ей точно не положено. А чтобы начать получать хоть какие-то пособия, мужу надо начать пить, бросить работу и получить справку, что семья малоимущая.
 И так далее - эти игры знают все.
  Я не утверждаю, что эти игры привлекают всех, но когда жизнь предрасполагает, то многие идут ей навстречу.
  И - еще проще. Чтобы увеличивать в обществе количество трудных и больных, вовсе не обязательно создавать для них привилегированные условия. Вполне достаточно просто не заниматься теми, кто еще здоров, просто не обращать внимания и не поддерживать тех, кто еще держится, кто еще - на уровне.
  Как гласят законы Мерфи, "все, что может испортиться, - портится". Если народом не заниматься и не поддерживать его уровень, уровень людей снижается, и народ потихоньку выпадает в осадок. В обществе, где не прививают здоровый образ жизни, а только лечат больных, всегда будет нехватка врачей. В культуре, где душой человека занимаются только тогда, когда она болит или искривилась, всегда будет нехватка психотерапевтов и инспекторов по делам несовершеннолетних. Мы не поддерживаем тех, кто еще жив и бодр, кто мог бы (с нашей помощью) стать вожаком, примером, организатором и лидером, мы ждем, пока люди выпадут в осадок, и только потом, припертые донельзя, - начинаем работать с Осадком, тяжко вздыхая, что работать уже не с кем...
  А теперь - представьте.
  Представьте (или просто вспомните), что вы живете в районе, где десять поликлиник и ни одного стадиона, а дороги разбиты летом и покрыты тонким ледком зимой. Народ, естественно, грохается. Что делать? Можно построить еще одну больницу, чтобы все возрастающий поток инвалидов чувствовал себя еще комфортнее, а можно организовать дворовый футбол, туризм и салочки и через несколько лет получить здоровых людей, которые приведут дороги в порядок.
 Вы знаете, я в этом случае, наверное, выберу салочки.
  Верно, что личность формируется средой, но не менее верно и то, что среду формируют личности. Если в моем дворе есть Петя-хулиган - сильная и яркая личность, лидер по натуре, то большинство детей и подростков будут подстраиваться под него.
 И по механизму подражания, и по причине "А то хуже будет".
  И кривая личность Пети будет активно формировать такую же вполне кривую среду.
  Если же в другом дворе среди ребят живет Вася, который не хулиган, а наоборот, но также яркая личность и настоящий лидер, то дворовая среда, естественно, формируется уже Васей.
 Если хотите, то при помощи тех же самых механизмов.
  И, по-моему педагогическому опыту, борьба с Петей - это большая кровь, а воспитание Васи - большая радость. Поэтому я и выбираю жить и радоваться, то есть массовым образом воспитывать порядочных людей и светлых лидеров, у которых будут хорошие семьи, успешная работа и здоровые дети с осмысленными глазами.
  Мой выбор - профилактика, а не лечение. Работа на перспективу, а не "по хвостам", ориентация на "норму", а не на тех, кто из нее уже выпал. Синтон-программа - это программа, ориентированная на нормальных, обычных ребят и девушек, на то, чтобы они становились душевно сильными и здоровыми.
  Я выбираю работу не с теми, кому плохо,
 а с теми, кто сможет сделать многим хорошо.
  Правда, это означает, что мы автоматически лишаемся помощи государства.
  Почему работать хорошо - плохо
  Не уверен, что государство Синтон любит (для этого о Синтоне требовалось бы хотя бы помнить), но нас - уважают. За вот уже пятнадцать лет безупречной работы Синтоном получены:
 * официальные одобрения разработанных нами методик от Министерства образования России;
  * рекомендации от Комитета по делам молодежи Российской Федерации;
  * мы имеем статус Городского консультативно-методического центра Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы;
  * мы - члены Национальной молодежной лиги с симпатичным от них сертификатом;
  * у нас много других дипломов, рекомендательных писем от авторитетных организаций, а также
  * пачки добрых отзывов от родителей, чьи дети и взрослые дети прошли через Синтон.
  Нас, повторяю, уважают[1]. Но денег нам обычно не дают.
  Синтон никогда не получал гранты, и это понятно. В Синтон мы не пускаем наркоманов, в нем нет атмосферы для алкоголиков, у нас как-то не задерживаются профессиональные безработные и вообще народу как-то очень быстро становится жить -
  хорошо.
  А раз народу становится хорошо - что таким людям помогать-то? Социальная помощь, по определению, это деньги, которые выделяются, чтобы людям жилось не так плохо, как им живется. Соответственно, если людям в какой-то организации живется хорошо, они от государства денег не получат никогда.
 А не надо хорошо жить!
  Чем лучше вы будете работать, тем меньше вам будут помогать.
  ...Хотя, может быть, в этом и есть лучшая помощь? Ведь, не получая дотаций, Синтон учится жить своими силами, Синтон - только крепнет и, в любом случае, живет по планам своим, а не согласованным с теми, у кого планы другие.
 Ну и славно!
  Солнышко, не уходи!
  Что убивает... Убивало (меня) более всего отсутствие запроса на что-то большее у значительной части группы. Мне кажется совершенно недостаточным принятие себя таким, какой ты есть, раскрепощенность, чувство свободы. Этого мало. И им этого мало. Они хотят развлекаловки покруче, а я - более серьезной работы. А еще - фактор усталости группы. Вот устали - и все. И что-то серьезное уже не воспринимается.
  Маргарита Сас. Синтон в Новгороде
  Психологическая тренинговая группа - это общество в миниатюре, а ведущий этой группы - президент этого общества.
 Видите, как хорошо быть психологом: можно регулярно набирать себе общество, в котором ты будешь президентом.
  Правда, народ будет тебя любить только в том случае, если ты устроишь ему хорошую жизнь. Ресурсы же твои, как и у любого государя, ограничены, всего на всех не хватит, поэтому приходится делать выбор: кого ты будешь кормить в первую очередь. На кого ориентироваться, с кем в первую очередь работать.
  А именно, приходится думать вот о чем. Общество всегда делится на прослойки, народ в психологической группе состоит из следующих людей:
  * Солнышки - люди яркие, в целом благополучные и работать (в том числе над собой) любящие и умеющие. Как правило, в группе работают как светлые Лидеры.
  * Основная масса.
  * Болото - люди трудные, серые или колючие, состоящие в основном из проблем и живущие в агрессивно-защитной позиции. Как правило, в группе работают как Тормоза.
  Итак, кто же будут мои "приближенные", предмет моего сердечного внимания? И что из этого - выйдет?
  Если я буду ориентироваться на трудных, на болото, мне надо делать группу психотерапевтической, то есть работать более медленно и больше индивидуально, разжевывать вещи, очевидно понятные для большинства и все равно с трудом понятные трудным.
 Потому что понимать им это - не хочется и не выгодно.
  Результат? Через месяц, максимум через два основная масса группы покроется плесенью, а Солнышки - уйдут. Не потому, что они черствые и бездушные, просто им в этой группе делать нечего. Им тут нет работы. Это - не их группа.
  После ухода Солнышек население группы немного перераспределится. Кто-то из тех, кто ранее был основной массой, присвоит себе звание лидеров (правда, не с тем же качеством солнечности), часть из болота перейдет в основную массу, а собственно болотом станут не просто трудные, а самые трудные. Тогда ведущему, чтобы быть адекватным, то есть работать на уровне нового болота, нужно еще более снижать планку и все более превращать группу в полный детский сад и так далее, вплоть до психиатрической лечебницы.
 Я проходил это много лет, сейчас это проходят те, кто работает за мной. У них, к счастью, есть возможность переболеть этим кривым гуманизмом побыстрее.
  Сейчас я знаю, что для меня правильно работать - на лидеров, на Солнышек, требовательно подтягивая к их уровню основную массу. А что касается болота, то они тоже люди, по-человечески я их люблю, и предлагаю им в группе просто держаться. В этом есть для них смысл: их согревает теплая и бодрит рабочая атмосфера группы, они берут, сколько могут, а группа иногда на их примере вспоминает свои собственные ошибки.
 Что в хорошей группе совершенно не обидно, а приятно и весело.
  Итак, мое решение:
  Если я забочусь о людях, я выбираю работать - на сильных.
  Ставка на молодежь
  Меня уверяют, что методики Синтон-программы успешно работают с самым разным народом: с трудными подростками и молодыми бизнесменами, с олигофренами и даже с педагогами.
 Что, как знает каждый психолог-практик, контингент самый тяжелый.
  Наверное, это правда, но я-то знаю, что Синтон-программа делалась под молодежь: в первую очередь для студентов, очень хорошо для после-студентов и неплохо для школьников. Синтон-программа делалась для тех, кто душой еще жив и способен развиваться.
 Именно это я и хотел сказать.
  Исключения бывают, но в своей массе после некоторого возраста народ расти уже не может и способен только на ремонт. Как правило, это связано с общефизической потерей энергетики (сравните, как носятся дети и как степенно передвигаются, а потом и просто стоят их родители), но, независимо от наших объяснений, является фактом следующее: после тридцати, тем более после сорока лет народ, обращающийся к психологии, способен лишь щедро делиться переживаниями и проникновенно разговаривать о возвышенном.
 И, в общем-то, все. Главное, чтобы можно было сидеть на стуле и никто не заставлял бы никуда передвигаться.
  Всерьез меняться не собирается уже никто, но почиститься и подправиться - реально, и некоторое продуктивное самокопание происходит. Основная душевная тема - прощение врагов и общее примирение с жизнью, что в подсознательной перспективе уже просвечивает как с жизнью тихое прощание.
 Хочется уйти по-доброму. По-доброму, но уже хочется уйти.
  При этом мужчин в возрасте, приходящих на психологические занятия, всегда мало. Часть мужиков уже выпала в осадок и до психолога дойти не в состоянии, другая часть воюет с жизнью на бизнес-фронте и занята, третьи знают про жизнь все и без психолога, так что основную массу клиентуры образуют, как всегда, женщины. А женщины - контингент особенный. Женщины в возрасте склонны поговорить, любят поплакать и поделиться сокровенным (то есть больным), но больше всего им хочется верить. Здесь есть тоже свои законы и своя динамика. Вначале они верят по Жикаренцеву (духовно продвинутые) и по Лазареву[2] (народ попроще), хорошо говорят о Религии и аккуратно критикуют Церковь. Потом критиковать перестают и душой болеют молча. Ближе к завершению жизни, когда болит уже все, тетеньки тихонько склоняются все-таки к самому надежному, надевают крестик и, как все бабушки, соборуются у ближайшего батюшки.
 Отче наш, иже еси на небесех...
  Я знаю, что у природы есть свои законы и у каждого возраста есть свои особенности, но именно поэтому, когда я хочу работать продуктивно, я ставлю на молодежь.
  Я ставлю на молодежь - независимо от возраста!
 Ибо не паспортным возрастом жив человек.
  Летний тренинговый лагерь Синтона
  Народ в Синтоне, конечно, классный. Если бы он всегда оставался таким и вне Синтона! - этот немного печальный мотив звучит уже много лет. А проблема в следующем... У многих синтоновцев на уровне условного рефлекса закрепилось: входишь в Синтон - улыбка, доброжелательность, мы все друг другу рады и далее общее плавание в царстве любви, но вот занятие закончилось, из двери выходим: "Ты че? А ты кто такой?!" - на улице звучат интонации улицы.
 Да, не у всех, не всегда и не всегда явно - но...
  Но факт остается фактом: Синтон - синтоном, а жизнь - жизнью. Где-то это разделение исключительно понятно и глубоко оправданно: ты преисполнен радостью и готов обнять весь мир (в синтоновской атмосфере), но если ты с восторженно распахнутыми руками налетишь на пожилую тетю поздно вечером на одинокой остановке, то получишь как минимум сумкой промеж глаз.
 Потому что это уже не Синтон, милок!
  Но грош цена была бы Синтону, если бы он учил жизни только в Синтоне. Если мы привыкли видеть в человеке человека только в тренинговом зале, под музыку и текст ведущего, а за его пределами вдруг никто никому не нужен или в чей-то адрес звучат едкие насмешки, если в группе мы все братья и сестры, а группа разошлась - полилось злословие и начинаются разборки "кто чей парень и убери от него руки", то...
 То воспитательный процесс не завершен.
  А самое главное, народу самому хочется и интересно: а как это, пожить по-синтоновски не только в Синтоне, а в реальной жизни? С утра - до вечера? В окружении проблем не игровых, а самых что ни на есть реальных? Возможно ли это? Реально ли это? Чего мы действительно стоим? Так родилась идея сделать свой, летний синтоновский монастырь.
 Замечу для неспециалистов по истории религии, что сама по себе идея монастыря с православием конкретно и какой-либо религией вообще напрямую не связана. Всегда были люди, которые были убеждены: "Неправильно мы живем! Не по правде!", но не скулили, а находили сторонников и строили жизнь свою. Ничего не разрушая, уходили, делали свою общину и жили жизнью той, которая им казалась правильной. Если мы верующие - жизнью божеской, строя преддверие Царства Божия на земле. Так и образовывались на Руси монастыри.
  Но если это слово занято - ладно, мы уже который год делаем свой летний тренинговый лагерь. Свое собственное синтоновское государство, которое будет жить под дождем и ветром, в котором можно каждый день жить так, как мечтается...
 А если не так, то или мечта кривая, или мы немного не те...
  Так или иначе, нашли мы в заповедной Мещере остров необитаемый и лес - бывший девственный, преисполненный ягодных полян и крепкого соснового запаха, договорились с лесником (недорого) и там и осели. По бурой (от целебного торфа) реке Пре плывут отражения белых облаков, иногда проплывают мимо нас, взмахивая веслами, как бабочки крыльями, туристы пра-ходимцы, и редко кто из местных проходит длинную дорогу до нашего благословенного лагеря.
 А, главное, чего идти? Водки у нас все равно нет...
  И если мы строили там свой, синтоновский, рай, то мало же он оказался похож на традиционные представления о райской расслабухе... Еда только по расписанию и строго два раза в день, никаких антигуманных продуктов (ну там мясо, соль и сахар), просыпайся в 7.30, в любую погоду общая обязательная зарядка и далее день, заполненный до предела.
 Бывает, даже поговорить толком времени нет.
  Конкретнее - представляем:
  Распорядок дня летнего лагеря "Стружаны-98"
  Ночь Ночь - она и есть ночь, то есть общий режим тишины: не кричать, не рубить дрова и не звенеть посудой - мало ли что.
 Эротические вздохи в палатках разрешаются.
  7.30 Мягкий подъем: приятный шум и предупреждения от лидера дня.
 Сквозь сон ты слышишь чей-то бодрый голос: "Люди, я поздравляю вас с началом Нового дня! В лагере Стружаны объявляется утро, просыпайтесь, я люблю вас!" Если ты не отреагировал и решил подремать - ну еще немного! - то скоро до тебя достучится неотвратимое: "До жесткого подъема осталось пять минут!"
  8.00 Жесткий подъем, построение под тентом и приветствие дню.
 То есть все встали телом и настроились душою: "Здравствуй, новая жизнь сего дня!" Опять же, запустились все личные тренинги: уже прислушивается Слепой, созерцает Немой, ругается Ругатель, подлизывается Комплиментщик, Хозяин обслуживает Раба распоряжениями, Раб служит.
  8.10-9.00 Зарядка по группам и утренние процедуры.
 Мальчики разминаются в киба-дачи, девочки делают танцевальную гимнастику, остальные йоги ёжатся.
  9.00-10.30 Как правило, тренинг артистизма, спорт, купание, массаж и другие факультативы.
 В выборе между просто приятным (веселым) и полезным (несущим развитие) наш ненормальный народ практически всегда выбирал развитие. Но еще более любил, чтобы ему это организовали. У, сачки!
  10.30-11.00 Тренинг "Автобус".
 Работает один, а устают все. Классная физическая нагрузка!
  11.00-11.30 Первая еда.
 Миска несоленой каши и чай без сахара. Ну, правда, по желанию к каше изюм или соевый соус, а для настроения финики, орехи, курага и мед с апельсинами. В общем, народ ел редко, но по-монастырски.
  11.30-12.00 Свободное время.
 Рабы омывают ноги своим Хозяевам.
  12.00-17.30 Тренинг дня.
 Тренинги коммуникативных и житейских умений, уроки и философия жизни, иногда - личная психотерапия. Как правило, ведущий экспериментирует и обкатывает то, что потом будет идти в Большом Синтоне.
  17.30-18.00 Падение в пропасть.
 Мальчики падают быстро, уронить девочку, которой, конечно, страшно, - как правило, большой спектакль. Двадцать минут держать на себе неослабное внимание публики - вы затруднитесь, а любая девочка умеет!
  18.00-18.30 Вторая еда.

<< Пред.           стр. 11 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу