<< Пред.           стр. 13 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

  - Добрый вечер!
  (Несколько взаимных слов о погоде, хорошее впечатление подтвердилось, заодно выяснилось, что молодой человек в настоящее время имеет много свободного времени ввиду отсутствия работы.)
  - Мсье, у меня к вам деловое предложение. Я хотел бы предложить вам работу: работа интересная, вполне достойна интеллигентного человека с гуманитарным образованием, хотя и звучит немного непривычно: я хотел бы предложить вам стать моим Другом.
  - ... ?
  - Возможно, вы меня не поняли, поэтому я поясню: в ваши обязанности будет входить следующее: приходите вечером (как правило, каждый вечер), и мы дружим, то есть я рассказываю вам, как прошел у меня день, вы меня внимательно выслушиваете, понимаете, сопереживаете, делитесь своими переживаниями. Пьем чай, иногда вино, играем в шахматы. Кстати, вы играете в шахматы?
  - Играю, но не очень хорошо.
  - Именно это как раз очень хорошо. Так вот: сумма, думаю, вас устроит, в любом случае я предложил бы нам с вами вначале присмотреться друг к другу. Я должен составить впечатление о вас, вы должны составить свое впечатление о предложенной вам работе. Итак, как вам мое предложение?
  - Очень необычное предложение. Но, возможно, именно поэтому мне оно интересно. Когда начнем пить чай и так далее?
  Так у мсье Амилькара появился хороший друг.
  Но мсье Амилькар на этом не остановился. Скоро его внимание привлекла несомненно привлекательная молодая женщина с внешностью безработной актрисы, но глаза умные. Улыбка, знакомство, представление, вступление, предложение:
  - Я реализую один творческий проект, и мне нужны люди на работу. У нас дружный коллектив, порядочные люди и теплая атмосфера. Работа в основном в вечернее время.
  - Что вы имеете в виду, мсье?
  - Эта работа требует творческого подхода и некоторых актерских данных, но мне кажется, вы с нею сможете справиться.
  - Спасибо, но все-таки, что за работа?
  - Не удивляйтесь, хотя предложение звучит необычно: я хочу предложить вам стать моей Женой. Это будет вашей работой, за которую вы будете получать зарплату. Как жена, вы должны будете каждый вечер встречать меня дома. Встречать, естественно, тепло: я уверен, у вас это получится. Примерный сценарий таков: вот я прихожу домой, жена должна сразу же подбежать, руки на плечи, поцеловать в щечку: "Милый, ты, наверное, устал! Я так по тебе соскучилась!" и щебетать всякую ерунду. Потом ужин: муж кушает, а жена сидит напротив, оперлась щекой на руку и смотрит на него теплыми глазами - ну, я покажу как. Если я буду на кого ругаться, мне надо поддакивать и сочувствовать. Оплата два раза в месяц, подробный контракт мы составим - если, конечно, у вас будет принципиальное согласие.
  Лицо мадам выражает попеременно сомнение, удивление, возмущение - нет, только колебания, победило любопытство:
  - Хорошо, мсье, я согласна поговорить о вашем предложении, это что-то любопытное. Но учтите, я порядочная женщина!
  - Естественно, моей женой может быть только исключительно порядочная женщина. А что касается секса, то это вопрос совершенно отдельный и мы обсудим его позже. Думаю, что я с вас за это оплаты не попрошу.
  - Мой муж - нахал?
  - Вы мне тоже очень нравитесь!
  И вот мсье Амилькар прогуливается по Монмартру уже под руку с женой и в компании доброго друга.
  - Ваш Друг - тоже купленный?
  - Мы с вами коллеги, мадам!
  В тот же вечер общими усилиями их семья увеличилась: у мсье Амилькара появилась дочь из нуждающихся студенток. На ее вопрос: "А что я должна делать?" отвечала уже мадам Амилькар:
  - Как что должна делать дочь? Хорошая дочь должна интересоваться, как здоровье ее папочки, иногда получать на карманные расходы (имеется в виду помимо зарплаты), рассказывать о своих делах и если не слушаться, то хотя бы слушать папины умные советы. Если папа в хорошем настроении, с ним можно поспорить, когда папа устал, с ним можно посидеть и потом сказать, что мы все его любим. Милый, я правильно формулирую?
  - Да, дорогая, ты права, как всегда!
  - Сумасшедший дом...
  - Верно, мы уже пришли. В этом доме я и живу.
  ...Мсье Амилькар, его жена, дочь и друг семьи входят в дом, где будут развивать так неожиданно начавшиеся между ними близкие отношения...
  Всю эту историю я с удовольствием разыгрываю вживую здесь же, в группе, народ (особенно вытащенные на роли Друга, Жены и Дочери) с удовольствием подыгрывает. Синтон для них сейчас - живой театр, в действие которого они самым естественным образом включаются. Поиграли, посмеялись, пора думать:
  - Поднимите руки те, кто полагает, что развитие этих отношений привело к чему-то хорошему: например, к искренним и теплым отношениям?
 Очень многие.
  - А кто полагает, что ничего хорошего из этого предприятия не вышло?
 Несколько.
  Иметь мнение - хорошо, но еще лучше - иметь мнение обдуманное. Чтобы этому поспособствовать, быстро разбиваем народ на микрогруппы, задаем тему "Перспективы предприятия мсье Амилькара" и даем пятнадцать минут на свободное обсуждение. Что происходит в микрогруппе? Дискуссия... дележка... слушание другого... обдумывание... а по большей части просто общегрупповое переваривание новых мыслей и переживаний.
  Обсуждение прерываем ("прерываем" - то есть, если будем точны, осуществляем насилие и авторитарно навязываем свою волю), все разворачиваются в общий круг. Желающие поднимают руки, ведущий управляет базаром.
 Простите, если выступлениями руководит ведущий, базара не будет. Базар будет при фасилитаторе, а тут будет толковое обсуждение.
  Итак, общее обсуждение. Началось все с легкой разминки, когда эмоциональные выкрики молодежи были встречены спокойными ответами от народа постарше, точнее, от тех, кто оказался знаком с работой руководителя:
  - У них может не получиться! Это же трудно: вот так сразу стать хорошей женой. А у дочки вообще могут быть другие планы!
  - Нормальная рабочая ситуация. Если у секретарши не получается хорошо делать свою работу, босс или помогает ей подучиться, или находит себе другого секретаря.
  - А что, вот так легко найти себе на улице хорошего мужа или жену, хоть и за зарплату? Это же настоящим психологом надо быть!
  - Конечно, надо. И если ты работника нанял, а он не подходит, приходится искать нужного человека дальше. А как же еще?
 Ответы были очень правильными и молодежи явно не понравились.
  Главная же тема началась с того, что Маша резко поднялась и возмущенно выдохнула: "Но это же ужасно - быть в близких отношениях за деньги!" Она была прямо-таки красива в своем возмущении, и все ею залюбовались. Потом поднялся Виктор. Поднимался он медленно и отвечал рассудительно: "А я не понимаю, чем это вообще отличается от обычной семьи? В любой семье есть негласный контракт: например, за мужем - деньги, тяжелые покупки, ремонт и поутешать жену, когда той хочется поплакаться, за женой - готовка, стирка-уборка, нормальный секс и чтобы муж чувствовал себя в доме хозяином. Каждый платит, только не обязательно деньгами. А если, кстати, муж перестанет зарабатывать, что жена ему скажет? "Я на него горбачусь как проклятая, а денег никаких. Что за дела?" Все нормально: за все в жизни надо платить".
  Ирина, очень образованная и агрессивная феминистка, как всегда стала двигать свое: "Виктор, ты прав, за все надо платить, а этот Амилькар - обманщик и пройдоха. Учтите, были проведены исследования: если труд жены оценить в стандартных расценках службы быта, получаются совершенно запредельные суммы. Но в нормальной семье жена за это себя хоть хозяйкой чувствует, а тут трудиться под боссом за одну зарплату?!"
 Свободу попугаям!
  Бизнесмен Роман был занят сложными подсчетами и Ирину не слышал: "Блин, я тут подсчитал: у меня на жену уходит в среднем 460 долларов в месяц. Да за такие деньги... Может, правда, просто хорошую жену нанять? Устроила скандал - минус 50 баксов. Вот порядок будет!"
  Павел был романтиком и смысл его эмоциональной речи сводился к: "Если они не подходят друг другу, то у них ничего не выйдет и они разбегутся. Если же они понравятся друг другу, для них это окажется не работа, а жизнь, они начнут относиться к Амилькару от души и в конце концов откажутся от зарплаты!"
 Как мне показалось, на Пашино "они начнут относиться к Амилькару от души" девушки согласно закивали, но при словах "и в конце концов откажутся от зарплаты!" кивки приостановились.
  Эта тема и дискуссия закончилась неожиданно: я проинформировал народ о дополнительном условии, которое мсье Амилькар поставил в конце каждого контракта: как только человек начнет вести себя не по сценарию, а от души, он будет уволен.
  Народ - завис...
  Я повторил: "В соответствии с условиями контракта взаимоотношения сторон должны определяться только и исключительно контрактом. Если жена, друг или дочь начинают вести себя не по сценарию, а от души, контракт с ними расторгается и они подлежат увольнению".
  Маша тихо и удивленно спросила: "Мсье Амилькар - больной?"
  И тут снова раздался голос Романа: "Я думаю, что никакой он не больной, а очень умный человек".
 Уважаемый читатель! Вы, конечно, можете читать дальше, но полезнее было бы отложить книжку в сторону и тезисно зафиксировать свои мысли по данному вопросу. Мсье Амилькар, поставивший такое требование, дурак, больной или знаток жизни?
  Я думаю, что мсье Амилькар хорошо знает людей и жизнь. Он знает, что вначале, пока люди не близки, но заинтересованы друг в друге, они себя контролируют, думают что говорят и делают то, что нужно другому. По сути, они живут по его сценарию. А потом люди расслабляются, начинают чувствовать себя естественно, и у них начинаются близкие отношения. Народ начинает отношаться: искренне, то есть без контроля, выражать друг другу то, что сейчас есть на душе. И тогда выплескивается все: порой прозрачная нежность, а порой непереваренные душевные отбросы.
  Мсье Амилькар мудр, он знает, что живые отношения неуправляемы так же, как и ветер. Ветер может освежать, но ветер может и пронизывать. От ветра можно спрятаться, но ветер нельзя запретить - как и отношения. И, видимо, мсье Амилькар не любит простужаться на неожиданно возникающем сквозняке. И тем более попадать под грозовые разряды от того, кто у него на зарплате. Ему нужны отношения такие, которые нужны ему, контролируемые им отношения - и поэтому он настаивает, что это должны быть отношения только согласно контракту.
  Но также я думаю, что мсье Амилькар болен. Потому что по-настоящему здоровый человек не запирается в своей комнате с самым хорошим кондиционером, не задраивает форточки, а предпочитает свежий воздух.
 По крайней мере, в хорошую погоду.
  По-настоящему здоровый человек не бежит от живых отношений вообще, не изолируется напрочь от чувств, а им радуется и им открыт.
 По крайней мере, когда к нему идут с теплыми объятиями и сердечной радостью.
  Постановка учебной задачи
  Я люблю дискутировать, но более не словесным трепом, а построением реальной жизни. Прав или не прав мсье Амилькар, исследовать это лучше не в размышлениях, а практически. Что я группе, естественно (мы же в Синтоне!), и предлагаю. Ставлю учебную задачу: по примеру мсье Амилькара хоть с одним человеком, с кем отношения нормальные, но не близкие, построить близкие, доверительные и управляемые отношения.
  С нуля. Взять и построить близкие отношения. И не просто глубокие доверительные, а еще и - управляемые отношения.
 Вот так простенько. Я не знаю профессиональных психологов, которые это умеют, но я знаю, что для синтоновцев эта задача - достойная. По крайней мере, научиться на этом пути возможно многому.
  Итак:
  Инструктаж и задача
  Вы можете предложить кому-то стать вашими: Другом или Подругой, Женой или Мужем, Дочкой или Сыном, соответственно Мамой или Папой. Ограничения: не брать по три Жены или два Мужа, а также не заводить при живой жене Подруг и Любовниц.
  Игру можно строить на трех разных уровнях глубины. Первый уровень - вы встречаетесь только в Синтоне, и игра происходит только здесь. Второй уровень - вы встречаетесь на неделе вне Синтона, приходите друг к другу или к кому-то еще в гости, так или иначе где-то бываете вместе, вместе проводите свое свободное время и так строите отношения. Третий уровень - вы начинаете вместе жить. Например, снимаете квартиру или кто-то переезжает к другому домой - если кто-то живет один.
 А если вы живете с родителями: "Папа, мам, я хочу представить вам своего любимого человека!" И это будет, естественно, правдой: вы любите его согласно контракту.
  Суть игры - строить отношения на основе сценария. Но - чьего сценария? Кто будет - боссом? Это действительно ключевой момент игры, и без его решения не будет ни игры, ни радости.
  Дело в том, что мсье Амилькар изобрел семью нового типа. Семья обычная - это организация совместного предприятия: складываются капиталы (и это хорошо), но и руководство - смешанное (вот тут и подзалетите). Величие социального изобретения мсье Амилькара в том, что он свою семью решил организовать как ИЧП: индивидуальное частное предприятие. Чье предприятие? Его. Соответственно, чего хочет сегодня его жена? ...По крайней мере, делать она будет то, что хочет - босс.
 Естественно.
  Она сегодня в плохом настроении и хочет, чтобы он посидел рядом с нею и никуда не ходил. А он хочет, чтобы она не разыгрывала несчастную дуру, то есть, простите, жертву, привела себя в порядок, занялась делом и не терроризировала его. Если мсье Амилькар он, ситуация решается на раз: она идет под душ, а потом на кухню. Если босс она, решение еще проще: они сидят на диванчике, и он читает ей стихотворения.
 Если чего не помнит - то по книжке.
  Прекрасно решение любое, кроме одного, когда амилькарят - оба.
  - Никуда ты сегодня не пойдешь!
  - Чего? Ты чего раскомандовалась?!
  И так далее обычное безобразие.
  Основной вопрос семьи - это вопрос о власти, и именно поэтому мсье Амилькар настаивал на деньгах. Пока он платит, его жена будет его любящей женой, а не делать обиженные глаза и удивляться, почему он ее не понимает. Деньги - это власть, а власть должна быть у одного.
 Или у одной.
  Но тогда вопрос и задача: как обойти эту трудность в вашей игре, где денег, очевидно, не будет?
  Народ совещается и по крайней мере один разумный ответ звучит:
  чередование власти.
  Проблему управляемости отношений, по крайней мере в игре (не в реальной семье), можно решить и без денег, просто чередованием власти. Сегодня, эту неделю, руководитель отношений - я, и наша жизнь идет по моему сценарию, а завтра, следующую неделю, - мы живем по сценарию не моему, а другой стороны. Когда и если осваивается эта схема, можно сделать следующий шаг: сценарий разрабатывается вместе, и пара живет по сценарию не своему и не другой стороны, а - совместному.
 Главное, что живет по сценарию, по правилу, по договоренности, а не по "ндравится" и "хочется, очень хочется".
  Если хотите, игра "Мсье Амилькар" - это семейный вариант известного тренинга "Хозяин и Раб"[3], только там ставится главной задачей научиться подчиняться, и поэтому используются многочисленные провокации на "унижение", а в этой игре это напрямую никому не нужно. Просто сегодня мы играем в:
  Да, милый! Хорошо, милый! Как ты скажешь, так и будет, милый!
  завтра:
  Да, дорогая! Я тебя люблю, моя прелесть! Сделано, моя хорошая!
  и всегда в игру "Наша радость": ищем, как любую ситуацию нашей совместной жизни мы можем сделать нашей общей веселой радостью?
  Да?
  Да, но:
  Народ загрузился, пора делать перерыв.
  Перерыв
  Пока у нас перерыв, предлагаю ненадолго очутиться в летнем тренинговом лагере "Синтона", босиком пробежаться по плотному горячему песку, бултыхнуться пузом, распугав мальков, в коричневую Пру, потом довольно подставить живот солнцу и послушать отчет Алексея К. о его опыте прохождения тренинга "Хозяин и Раб".
  Отчет Алексея К. по тренингам "Рабство", проходившим в летнем тренинговом лагере "Стружаны-98"
  Часть первая: "Я - Хозяин"
  Когда я понял, что завтра у меня будет рабыня, главным чувством был страх. Что мне с ней делать? И что, если она не будет меня слушаться? Однако утро наступило, и с началом действий мой страх пропал. Рабыню я занял в первую очередь обслуживанием меня - одеть, раздеть, умыть, кормить с ложечки, помыть ноги и т.п. Другим важным направлением оказалось воспитание культуры речи - моя рабыня, оказывается, все время забывала при появлении передо мной говорить: "Я здесь, Господин", услышав приказание - отвечать: "Да, Господин". Были пробелы и в культуре поведения: глаза вниз, всегда следовать за господином и т.п. Пришлось заняться дрессировкой, слава Богу, что для этого моя рабыня принесла мне длинную и гибкую рябиновую хворостину.
  Я знал, что рабыню положено высечь, более того, я этого хотел, но, возможно, именно поэтому решиться на это было страшно. В конце концов, я собрался с духом, и, когда рабыня несколько раз подряд забыла сказать: "Да, Господин", я поставил ее к дереву и отсчитал несколько ударов розгой (по попе). Совершив это, я почувствовал себя аж героем и стал собирать провинности для ее следующего заслуженного наказания.
  Однако во второй половине дня, когда моя рабыня уже вполне освоилась со своей ролью, я почувствовал, как я от этой тяжелой работы - быть Хозяином - устал. Я устал настолько, что согласился только на массаж (правда, приятный) и вторую порку отменил.
  Чем, оказывается, сильно огорчил мою рабыню. В обратной связи после тренинга я узнал, что она с восторгом ожидала следующего наказания и, увидев мою распластанную слабость, была сильно разочарована.
  Совет будущим Господам: рабынь пороть надо обязательно. Пороть лучше сразу после каждой провинности, а не откладывать и копить, это непедагогично. Несколько малых никогда не заменят одну большую порку, и главную порку важно обставить церемониями: розгу должна найти, подготовить (отмочить) и принести сама рабыня и на коленях подать ее с просьбой о наказании. Во время наказания она должна считать удары и благодарить за каждый, а в конце с благодарностью за науку целовать розги и руки Господина. Творчества, господа, больше творчества!
  Итоги? Разрешил себе кучу ужасных вещей и от них же - освободился.
  Во-первых, я разрешил себе использовать другого человека. В жизни я делал это все равно, но одновременно внутри верил, что "использовать людей - плохо!", и поэтому делал это - "не нарочно". А теперь я почувствовал свое новое состояние - состояние Хозяина, и это чувство пришло ко мне изнутри. Когда я Хозяин, я требую послушания не только от рабыни, но и от всех окружающих (свободных). При этом я делаю это с внутренним ощущением, что они обязаны меня слушаться, и самое интересное то, что они теперь почему-то это делают.
  Во-вторых, я научился жить, ориентируясь только на то, что нужно мне. Это была моя обязанность как Хозяина, и поэтому мне пришлось отслеживать и пресекать все моменты, когда я рвался позаботиться о рабыне и облегчить ее жизнь. Мне приходилось все время думать, в чем интересы мои, а в чем - интересы рабыни, а в результате - появилась большая свобода: свобода куда и на какое место в зависимости от ситуации поставить чьи интересы. Как дополнительное следствие - стал более внимательным к Другому человеку, его жизни и интересам.
  А самое страшное то, что я разрешил себе получать удовольствие от унижения другого. Если почесать в затылке, то могу признаться, что такие желания у меня возникали всегда, в результате чего были и мстюльки исподтишка, и противное чувство вины. Теперь, когда я запрет снял и разрешил себе не только хотеть унизить другого, но и сделать это аж с прочувствованным удовольствием, это желание куда-то исчезло. Ну и ладно, не очень-то и жалко.
  И еще последнее, очень любопытное, наблюдение после тренинга. Столько вложив себя в рабыню, я стал ее воспринимать как часть себя, как свою ногу или руку. Я к ней привязался, и терять ее оказалось - больно. Я почувствовал, что стал этого человечка уважать, любить и принимать гораздо больше, чем раньше. Она стала мне очень близким человеком и, по-моему, я в нее немного влюбился.
  Часть вторая: "Я - раб"
  К этому тренингу я готовился заранее. Долго выбирал Госпожу, настраивая ее на глубокую и интенсивную работу со мной. Как потом я узнал, я добился успеха: она полночи не спала, выдумывая трудные для меня задания и вообще, как мне дать прочувствовать состояние "раба".
  Первое, что я сделал (видимо, со страху), став рабом, это сразу включил состояние транса: такое межпланетное ощущение, когда свои желания исчезли все и сразу. Осталась только Госпожа, которая велела звать ее "Барыня" и сразу взялась за меня весьма энергично. Работа со мной велась одновременно в нескольких направлениях.
  Во-первых, воспитание культуры поведения: глаза - вниз; звать - "Барыня"; идти - только сзади; сидеть - на коленях смирной мышкой. А вот идти - бодрее, смотреть - веселее и прочая полезная наука. Сначала я как-то забывался, но потом, после напоминаний словом и розгой, дело пошло успешнее.
  Во-вторых, я разнообразно обслуживал свою Барыню: одевал, раздевал (глаза - вниз!); мыл ей ноги, носил за ней полотенце и отгонял веточкой комаров. Комаров было всегда много. Моя Барыня, видимо, подготовилась хорошо и имела меня по полной программе: я был сиденьем и подставкой для кружки, я пел ей романсы и стоял статуей с цветочками на голове, а ездить у меня на шее ей просто, по-моему, понравилось. Ради справедливости должен отметить, что все издевательства и унижения от моей Барыни носили вполне функциональный характер.
  Когда эмпирическим путем моя Хозяйка поняла, что обычные "унижения" на меня не действуют, она придумала хороший ход: принудительно меня "поднимала" из рабства, чтобы потом опять опустить. В частности, заставляла меня петь и играть на гитаре, потом резко обрывала, заставляла певуче рассказывать сказки, а потом "дурак" и розги. Я душу открываю - и мне туда "плюют". Классный тренинг!
 Особенно полезно это в отношении игры на гитаре. Кто знает меня в жизни, помнит, как я люблю, чтобы меня "поуговаривали", а я долго и противно капризничаю, и только потом, в качестве большого одолжения, начинаю петь. А надо взять розги и...
  Моя Барыня была жесткой и требовательной, и за мою лень и нерасторопность наказывала меня регулярно: за завтраком лишила оладий, днем не пустила на часть тренингов, тогда же не дала проститься с отъезжающими из лагеря друзьями, и вообще заставила перестирывать ее белье, чтобы не халтурил. Я вообще-то лентяй, люблю порассуждать, почему я не могу этого сделать, откладываю на потом и на каждый шаг вперед делаю два шага назад и три шага вбок. А тут приходилось ручек не жалеть и не болтать, а делать, причем сразу же и быстро. Чудодейственное воздействие здесь оказывают, опять же, розги.
 Ах, если бы самому, без Хозяйки, научиться так работать!
  Чтобы пользы от меня было больше, пару раз Барыня сдавала меня в аренду на общественные работы. Я делал все, что приказывали мне "свободные" люди, но в целом у меня было к ним чувство высокомерия и презрения. Огромное количество народу сочувствовало "моим страданиям" при том, что мне было хорошо. Все беспокоились обо мне, хотя мне было абсолютно все равно, что со мной будет, и вообще пытались относиться ко мне как к человеку, что мне было совершенно не нужно. Жалко и смешно выглядели "аболиционисты", хотевшие меня освободить. Я чувствовал себя просто инструментом, и когда "свободные" люди, не зная, что со мной делать, вместо меня сами выполняли "рабскую" работу, не используя меня по назначению, у меня было к ним чувство презрения, как к неумелым и глупым хозяевам. Мне кажется, что окружающие испытывали гораздо больший дискомфорт, чем я.
  Вообще, что касается моего состояния, то после некоторого первоначального дискомфорта, почти сразу, ко мне пришло ощущение невиданной внутренней силы. К концу тренинга оно росло и росло. Я чувствовал, что состояние окружающих гораздо слабее и хуже моего. Я чувствовал, как постепенно сдает группа и Хозяйка, а я ощущал себя сильнее и сильнее. Я думаю, что если сделать рабство более длительным, типа марафона на несколько дней (а это нужно сделать обязательно!), то результаты будут еще сильнее, и в конце это может привести к абсолютному "доминированию снизу". Когда душевные силы у Хозяйки иссякнут, а у раба возрастут, плюс он полностью идентифицирует свои чувства с душой Хозяйки, он начнет "подчиняться с опережением", определяя ей, чего ей от него хотеть. Мне это кажется вполне реальным.
  Подвожу итоги этого тренинга: самое главное, что я почувствовал нового в состоянии раба, это чувство полной внутренней свободы и пустоты. Я думаю, тут дело в следующем: в обычной, "свободной" жизни в моей душе идет постоянная борьба различных желаний, заморочек, лени, мне нужно принимать решения, и все это требует сил. А в рабстве существует только одна направляющая сила - воля Госпожи, соответственно, в душе ни протеста, ни сомнений: приказ получен - его надо выполнять.
 Легко!
  Так я в рабстве познал радость и восторг свободного труда - труда, свободного от сомнений, колебаний, противоречий.
 Что-то вроде "Советской свободы нового типа" по Бердяеву, когда нет свободы выбора пути, зато полная свобода идти в заданном направлении.
  Что меня поразило, так это пришедшая ко мне огромная внутренняя устойчивость и сила: оказалось, что в этом состоянии я неуязвим: меня невозможно ни "обидеть", ни "унизить", или чего-нибудь "лишить". Я получил практическое подтверждение идеи, что "унижаю" и "обижаю" себя я сам, сам решаю быть "униженным и оскорбленным". Все просто: "лишить" можно того, что есть или "положено", а мне, как рабу, не положено ничего. Поэтому любая мелочь, которая приходит, воспринимается как подарок, без обычных "свободных" переживаний: "А чо мне недодали, ведь положено?!!" Только в рабстве я понял, что значит "Принятие реальности" - что есть, то есть.
  Так вот, на тему "есть или не есть?" Я как-то отделился от своих переживаний и ощущений, в результате чего гораздо слабее воспринимались болевые ощущения, холод, вода, комары и т.п. Возможно, я убрал оценку этих ощущений и принимал их как данность.
  А самое любопытное для меня было то, что тренинг разрушил мой закоренелый эгоизм. Раньше всегда в центре моей души был "Я", мои заботы, боли и проблемы, а тут произошло чудо и меня, как личности, - не стало. Все мое внимание переключилось с "Я" на "Другого", конкретно - на Госпожу, на ее душу, ее тело и ее чувства. Я стал все более и более чувствовать, что ей нужно, жить ее чувствами, стал ощущать ее тело как свое. На обратной связи она потом сказала, что ей казалось, что я начал читать ее мысли. Я впервые понял и почувствовал, что значит "Жить душой любимого".
 Хотя - пути любви неисповедимы: я уловил момент, когда стал воспринимать Хозяйку как свою собственность, как любимую куклу.
  Возможно, некоторые усмотрят здесь апологию рабства - может быть, но для меня этот тренинг был находкой. Оказавшись без ответственности вообще, я гораздо лучше почувствовал те моменты в жизни, когда я, внешне беря ответственность, на самом деле сваливаю ее на Других. Именно в состоянии раба, который несвободен по определению, я почувствовал, насколько я несвободен в "свободной" жизни: в жизни я тоже часто раб, но я не хотел этого видеть, а теперь - разглядел. Более глубокое принятие реальности и снятие завышенных требований к Другим и жизни помогает мне сейчас лучше требовать от других и добиваться того, что я хочу. Я стал легче и без внутреннего протеста, без долгих вычислений "А не используют ли меня?" сотрудничать и подчиняться, когда это нужно для дела. Самое главное, появились ориентиры, насколько я могу быть внутренне сильным, свободным, устойчивым, насколько я могу вжиться в другого, насколько я могу действительно заниматься Делом без долгих и пустых колебаний. И сейчас я иду к тому, чтобы в "свободной" жизни достичь тех высот внутренней свободы и силы, которые я почувствовал в состоянии рабства.
 Пожелаем на этом пути Алексею успехов.
  А у нас - перерыв закончен, народ чаю попил,
 Надеюсь, вы тоже.
  и мы снова приступаем к нашим Играм.
  Большой привет от Кати, твоей будущей жены
  Во что бы вы ни собрались играть, игра будет в парах, а пары надо создать. И лучше сделать это - красиво. Тревожиться оснований нет, твоя пара - это не обязанность играть с этим человеком, а только возможность, и до чего договорятся люди в реальности - это игра их. С другой стороны, если твой выбор окажется удачным, почему бы и не разыграть партию мсье Амилькара?
  А начнем мы - с сердечных приветов.
  Каждый и каждая берет ручку и на маленьких листках рисует сердечки: на Маленький Привет - одно сердечко, на Средний - два, на Большой Привет - целых три, и все приветы должны быть подписаны - от кого они?
 Например: "От Кати, с любовью".
  Теперь бумажки с сердечными приветами необходимо сложить, чтобы не было сразу видно, какой - Большой, Средний или Малый привет вы будете дарить.
 Чтобы ориентировались на свои чувства, а не на шанс получить взаимный выбор.
  Сделали - и пересели: полукруг девушек против полукруга ребят.
 Ах, как красиво! Можно даже поаплодировать!
  Начинают ребята. Поднялись, звучит музыка, наши сплошь симпатичные молодые люди подходят к девушкам, опускаются на одно колено,
 на свое колено
  целуют руки девушкам, отдают приветы и возвращаются на свои места.
  Если лица очень тоскливые - из-за того, что девушек много, а приветов всего три, можно разрешить ребятам отдельно подойти к еще... ну ладно, еще к двум девушкам - и поцеловать их также.
 Но уже неофициально, без приветов.
  И следить, чтобы любопытные девушки приветы не разворачивали!!!
  И вообще их очередь выразить свои сердечные склонности. Девушки-красавицы встают (музыка!), мягко идут к ребятам и с реверансом отдают им приветы свои. Молодые люди догадываются встать и с поклоном головы привет принимают.
 Вообще-то многие успевают и поцеловаться. Ну недисциплинированный народ, понимаешь!
  Все. Народ расходится по своим местам, изредка поглядывая друг на друга, но, в основном, раз за разом считают приветы, которые все время высыпаются из рук и падают с коленок.
  Соответственно количеству полученных сердечек (не приветов вообще, а именно сердечек) выстраиваются два ряда: ряд ребят и ряд девушек.
 Вообще-то девушек, выстроенных в ряд, мне всегда видеть странно, но процедура - вещь строгая.
  Что вообще это значит: девушка с того края, где сердечек много, и девушка, не получившая сердечек? Некоторые печальные девушки уверены, что есть девушки привлекательные, а есть они, но я думаю по-другому. Я знаю, что есть девушки, которым нравится быть привлекательными, которые научились стрелять глазками и которые не ленятся нечаянно дотронуться теплым бедром до смущенного соседа, заливисто хохоча ему в глаза. А если он не смущенный, а очень даже довольный, то в следующий раз можно мило присесть ему на колени.
 Ну места же очень мало!
  А самое главное - все это ей должно нравиться самой. Если нравится - она сделает все что нужно, и ребята будут ходить вокруг нее кругами. А поленится или еще не всему научилась - ребята будут образовывать круги вокруг ее более бодрой подруги. Все это - делается.
 Конечно, если ты выбираешь это делать.
  Но это философия, а группе предстоит нечто более интересное - выбирать себе пару по строго научной и абсолютно справедливой методике.
 Автором которой является Антон Сажин, синтоновец. Вот взял и придумал такую удачную вещь!
  Итак, по правую руку от ведущего стоят ребята, по левую (ближе к сердцу) - девушки, и ведущий предлагает им по очереди (первый Жених, первая Невеста, второй Жених, вторая Невеста и т.д.) назвать свою пару. Точнее, первым делом Жених или Невеста должны объявить: "Выбираю Я!" или "Выбирают меня!" Что это значит?
  Если, например, наш Жених говорит: "Выбираю Я", он сам подходит к девушкам и делает предложение той, которую выбирает он. Девушка реагирует: "Да!" или: "Нет..." Если "да", мы за них рады, если "нет" - у нашего героя два подхода (два выбора). Если, правда, и там он встречает "нет", то он переходит в хвост ряда и размышляет о превратностях злой судьбы.
  Если же Жених объявляет: "Выбирают меня!", то... то так практически не бывает, так иногда говорят только девушки. Итак, если Невеста выбрала, чтобы выбирали ее, то ведущий называет ей каждого Жениха по порядку его рейтинга. Жених говорит: "Нет!" (предположим), следующий - тоже,
 не потому, что эта девушка ему не нравится, а потому, что еще больше ему нравится другая,
  так вот, когда следующий молодой человек говорит: "Да", наша Невеста может ответить как "да", так и "нет". "Да" - все понятно, а вот если "нет" - то у нее сгорела одна попытка и осталось еще две...
  Если вы еще не поняли, какие интриги здесь может устроить жизнь, то представьте славную девушку Лизу и такую простую картинку: за Васей и Петей стоит Федя, который ей интересен, но вдруг Вася говорит: "Да!"
 ладно, ему "нет!",
  но за ним страшное плотоядное "Да!" произносит и Петя! Что делать? На "да" наша Лиза идет в пару к ненужному ей человеку, на "нет" - уходит в хвост и подставляет себя, возможно, под еще более печальную неизвестность.
 Бедная Лиза!
  Впрочем, может все и обойдется. И действительно, сегодня пару раз сердце у группы замирало, но закончилось все благополучно, и через десять минут (это недолгая история!) вся группа стоит в довольных парах.
  Ну и что?
  А пока - ничего.
  Пара - это значит только то, что два симпатичных друг другу человека оказались сейчас совсем рядом. Какие примут они решения - играть ли в мсье Амилькара вообще и в супружеские отношения в частности - дело их, но дело ведущего поближе познакомить их с этой перспективой. Теперь, глядя друг на друга, имеет большой смысл еще раз проверить (прочувствовать, ощутить реально) - что может быть между нами, если мы решим быть близкими друг другу людьми?
  Ну вот давайте и ощутим.
  Семья озадаченная и довольный мсье Амилькар
  Все пары получают листки с заданиями "Театр" и "Вечеринка", и ситуации, представленные там, предлагается разыграть между собой вживую. Ситуации самые что ни на есть житейские, семейные, если хотите - примитивно-приземленные, а решать их тем не менее - надо.
  Вот, например, ситуация первая: воскресный день, муж Вася решил сделать своей жене Маше подарок, купил билеты в Ленком, и вот за обедом встал вопрос - что одеть? Вася хочет, чтобы Маша одела мини, она хочет макси. Как Васе добиться, чтобы Маша одела его подарок - очень сексуальное мини-платье, если Маша упирается?
 Самое простое здесь, естественно, плюнуть и уступить: ведь вопрос-то пустяковый. Тут все ясно, неясно одно: кто должен уступить? Если вопрос пустяковый, то почему я?
  Душа жены тоскует:
  - Ну почему бы ему не прислушаться к тому, что хочу сегодня я? Я ведь достойна этого?
  Душа мужа взыскует:
  - Ну что ей, трудно для меня? Тем более ведь я же ее люблю и хочу ею любоваться!
  Вслух:
  - Не оденешь - иди тогда в театр одна. Ответ: "Ну и пожалуйста" с дальнейшей взаимной обидой:
  - ..!
  - ..?
  - .?!
  - .!!
  - !!!
  - !!!
  The end.
  А теперь вопрос главный: а что будет, если они играют в Амилькара и босс сегодня - он?
  - Любимая, я хочу видеть тебя сегодня в этом очаровательном платье!
  - Да, милый, твой подарок мне очень дорог!
 И все, даже скучно как-то. Была ситуация - нет ситуации. Все решается сразу.
  Что, собственно, и предлагается: порешать ситуации "как люди" и сравнить с тем, как это было бы в семье мсье Амилькара. Иногда такое сравнение пробуждает любопытные размышления. И иногда даже начинает казаться, что, может быть, стоит попробовать так пожить?
 Не "как люди", а с пониманием и любовью. Как в сказке.
  Так или иначе, начинаем:
  Театр
  Воскресный день, муж Вася решил сделать своей жене Маше подарок, купил билеты в Ленком, и вот за обедом встал вопрос - что одеть? Вася хочет, чтобы Маша одела мини, она хочет макси.
 Как Васе добиться (в обычной жизни), чтобы Маша одела его подарок - очень сексуальное мини-платье, если Маша упирается? А если они играют в Амилькара и босс сегодня - он?
  Звонок, Васю очень просит зайти друг Петя подправить одну мелочь на его компьютере. Вася смотрит на часы и говорит: "Хорошо, зайду", а Маша говорит: "Ты что, мы опоздаем! И вообще - сегодняшний вечер мой, ты обещал мне его подарить!"
 Как Маше добиться (в обычной жизни), чтобы Вася перезвонил Пете и сказал, что он зайдет к нему завтра? А если они играют в Амилькара и босс сегодня - она?
  Вася тем не менее сказал, что будет у памятника Пушкину в 18.30 ждать Машу и направился к Пете, а Маша похрюкала на Васю, попила чаю и вот в 18.30 стоит у памятника: Пушкин есть, дождик, ветер и холодрыга есть, Васи нету. Вася приходит с опозданием на 15 минут, замерзшая Маша выливает на него все свои очень горячие чувства.
 Как Васе прекратить этот поток (в обычной жизни)? А если они играют в Амилькара и босс сегодня - он?
  Вася и Маша направляются к Ленкому, Маша лезет в сумочку за билетами и обнаруживает, что билеты вместе с деньгами она забыла дома. Вася высказывает ей все, что он о ней думает, и вообще грубит.
 Как Маше изменить поведение Васи (в обычной жизни)? А если они играют в Амилькара и босс сегодня - она?
  Вечеринка
  Вася и Маша решили пойти куда-нибудь к друзьям. Позвонили, узнали, где тусуется народ, и попали на классную веселую вечеринку. Попили там чаю и сухого, на душе у всех очень потеплело, хорошо потанцевали, и после одного из танцев на колени Васи присела очень веселая девушка Анечка, которую Вася, несмотря на поджатые губы Маши, сгонять не стал. Тогда Маша вспыхнула и, отозвав Васю, рассказала ему, какой он кобель.
 Как Васе побеседовать с Машей (в обычной жизни)? А если они играют в Амилькара и босс сегодня - он?
  Вася перед Машей извиняться не стал, а взял бутылку водки и стал ее целенаправленно выпивать.
 Как Маше это дело прекратить (в обычной жизни), когда Вася хочет выпить? А если они играют в Амилькара и босс сегодня - она?
  Вернувшись домой, они помирились и очень любили друг друга. На следующий день, в понедельник вечером, Маша очень без Васи скучала и очень его ждала, но он куда-то пропал. И с работы не идет, и не звонит. Маша изволновалась, не знала что и думать, а Вася заявился только полвторого ночи. Он был у Пети, у которого снова грохнулся компьютер. Маша с красными глазами высказала Васе все, что она про него думает.
 Как Васе на это реагировать (в обычной жизни)? А если они играют в Амилькара и босс сегодня - он?
  На этом "Театр" завершился и "Вечеринка" закончилась. Каковы были итоги этой небольшой игры?
  Народ, конечно, наигрался в свое удовольствие, попрепирались и попинались от души, и первые отзывы были, по сути, продолжением семейных пихалок. Ребята начинали: "Ну нельзя же быть такими упертыми, как эта Маша!", в ответ на это девушки катили: "А сами-то?!", после чего от мужчин ехала отходная ворчалка: "Ну и как с ними разговаривать?"
 "С ними" - наверное, имелось в виду "с любимыми людьми".
  Отсюда где-то на час вышли ролевые игры в режиме демонстрационки, где стили разрешения этих конфликтных (ну, трудных) ситуаций показывал я. При почти полной непредсказуемости конкретного сюжета все вышло удачно, мне удалось обойти почти все подводные камни и практически каждый раз договориться и с учебным Васей (в роли Маши) и с Машей в роли себя - короче, игра вышла поучительной и всем все очень понравилось. И тем более неожиданной была эмоциональная реакция Андрея, который объявил, что это все, конечно, здорово, но ему весь этот высший пилотаж не нужен, он человек простой, не профессиональный психолог, и вместо подбора нужных слов и интонаций он лучше поступит как мсье Амилькар. То есть как нормальный бизнесмен.
  На следующий день на доске объявлений Клуба появилось нечто, привлекшее всеобщее внимание:
 Жена
 как основное
 место работы
 Молодой бизнесмен
 рассматривает вакансии
 на должность жены
 (на постоянную работу).
 Требования высокие,
 зарплата ориентировочно $ 200.
 Время работы, условия и требования обговариваются. Предусматривается учеба по повышению профессиональной квалификации.
 Тел. XXX-XX-XX, Андрей.
 
  Администратор был в курсе и давал пояснения: все на полном серьезе, будет запись в трудовой книжке, идет стаж, налоги платятся. Мужские кандидатуры не рассматриваются.
  Объявление висело в Клубе две недели, после чего исчезло, а Андрей стал ходить довольным. Отчеты по результатам эксперимента предоставить обещал. Я их с нетерпением жду.
  Да, но ведь это было уже позже. А чем завершилось то наше занятие?
  Оно еще продолжалось. Были обсуждены различные сценарии (что, действительно, близким людям можно делать друг рядом с другом?), детально поработали с болевыми точками во взаимоотношениях (теми очень личными моментами, когда слова и поступки близкого человека делают нам больно), с точками возможного счастья (с еще более личными картинками и сценариями, осуществление которых дает понимание: "Вот оно, счастье!" ), но вот закончилась и эта, очень нужная, работа. Все встали. Образовали красивый общий круг, зазвучала тихая музыка, и стало тихо. Последние вопросы от ведущего: "Кто из этих людей мог бы стать мне очень близким человеком? Буду ли я ждать, пока он сам подойдет ко мне, или подойду к нему сам?"
  Музыка зазвучала громче, быстрые взгляды еще раз оценили ситуацию, и - люди пошли навстречу друг другу.
  Люди пошли навстречу друг другу.
  Пожелаем им счастья!
 
  1 К сожалению, было бы неправдой сказать, что Синтон любят все. Вот фрагмент из письма уфимского Синтона: "Что нам мешает? Нездоровая конкуренция братьев ученых-психологов с их рассказами о нашей страшной секте, воскрешениях мертвецов, вызовах духов, зомбировании и прочих изысках. А что им делать, если любой их тренинг рядом с нами разваливается и люди уходят к нам? Плюс у нас еще и очень дешево, вот и приходится им нас не любить. Что посоветуете? Чем поможете?"
  2 Лазаревым я вообще восхищаюсь. Ну, известно, народ живет тупой и ленивый, грязный душой и больной телом, и ни на какие гуманистические уговоры про самоактуализацию не поддается. А Лазарев тут как тут, да всех их строго и спрашивает: "А знаешь ли ты, почему у тебя желудок никуда и дети болеют? Это все - от Кармы. Что это такое, тебе не понять, но Закон этот всех главнее, и никто ее не осилит. Следит же Карма за всеми, и за твоей жизнью поганой, и за твои дела паскудные по справедливости тебе воздает. Будешь такой же скотиной, так она тебе напакостит еще больше, а ты ей ничего не сделаешь, а она еще твоим детям жизнь испортит. Ага, испугался? Правильно. Тогда срочно прекрати завидовать, не ори на жену, думай обо всех только хорошо, всех прости сам, попроси прощения у мамы и поставь свечку в церковь". И люди начинают вести даже приличный образ жизни! Спасибо, Володя!
  3 См.: "Игры летнего тренингового лагеря".
  Визиты в Дианетику, или
 Великолепное изобретение авторитарного сознания
  В этой заключительной части книги я буду говорить о Синтоне, о его жизни, проблемах и перспективах, но начну я этот большой разговор со своих впечатлений от знакомства с московским Центром Дианетики. Почему? Зачем?
  Достоинства и недостатки своей работы всегда видишь лучше, знакомясь с работой коллег. Исключительно любопытным и по-доброму поучительным для меня оказалось знакомство с Дианетикой. Гуляя по Центру дианетики и проходя дианетические курсы, я все время думал о Синтоне. И, что самое интересное, много чего, кажется, дельного надумал.
  Но - обо всем по порядку.
  Символ веры
  Лучшие люди на земле - это одиторы. Лучший на свете одитор - это Лафайет Рон Хаббард[1].
  То, что знает каждый саентолог
  В дианетику я влюбился почти сразу. После первых же визитов меня туда влекло и тянуло, я ожидал ближайшего занятия, как в юности свидания, я находил поводы прийти туда лишний раз по случайному поводу - лишь бы наблюдать этих уверенных в себе и светлых людей, свято верящих в высокое предназначение своей Организации.
  Люди там действительно очень доброжелательные, контактные, и если вы стоите в коридоре без особого дела, к вам очень скоро кто-то с искренней улыбкой[2] с чем-то обратится, скажет какие-нибудь теплые поддерживающие слова и, скорее всего, обязательно порекомендует текущие учебные курсы.
  Супервайзеры, то есть ведущие[3] учебного процесса, - это сказка. Это личностное совершенство, о котором могут мечтать любые серьезные организации: напор, уверенность, четкость в работе и формулировках, предельная ответственность и штурмовая скорость перемещения.
  Если считать, что счастье - это когда жизнь полна, то в стенах Дианетического центра я был счастлив. Столько плотных переживаний, неожиданных и ярких событий! Еще бы: уже спустя десять минут после начала занятий меня отправили на правеж, на разборку в конфликтную комиссию.
  Простите, неточен: конфликтная комиссия существует в организациях, где людей хотя бы формально уважают и предполагают, что бывают правы и они, люди, а не только организация. А тут, поскольку технология совершенна и сбоев быть не может, по определению не правы всегда вы, соответственно, вас отправляют в отдел коррекции.
 То есть в отдел, где все неправильное (то есть вас) обстругивают и придают вам правильную форму согласно болванкам (простите, бланкам) от LRH.
  За что меня направили в отдел коррекции (кстати, сделав это исключительно мило, вежливо и корректно, заполнив на меня специальный бланк, который там всегда под рукой, поставив галочки против заранее предусмотренных пунктов нарушений и предложив мне уяснить все слова данного бланка и четыре раза расписаться)?
  Да все просто - по пункту "нарушение технологии", то есть за вредность мою, когда я попросил супервайзера не требовать от меня изучения подробностей личной жизни Рона Хаббарда и, по возможности, заняться курсом тренировочных упражнений.
 За что, собственно, я деньги и заплатил.
  Вся моя совершенная техника конфронтации[4], которая пробивала зубров службы быта советского периода, сломалась о них, как спички о бетонную стену. У них не было никаких эмоций, кроме светлого понимания правоты правильной технологии LRH и непонимания, как не понимаю этого я. Они, как бойцы, были все готовы умереть на месте, но не сдавали ни пяди священной земли Саентологии[5]. Напугать их было нечем: они знали, что Саентология может умереть, но измениться она - не может.
  "Изучение данного Инструктивного письма предусмотрено стандартной технологией. Стандартная технология ни в коем случае не может быть изменена, о чем и говорит данное Инструктивное письмо".
  Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире шкафов...
  Пояснение к последующему неправильному тексту
  Как самая настоящая наука, дианетика напрочь лишена юмора. Это естественно, ведь юмор - это всегда несообразность и неправда (пусть и указывающая на какую-то другую правду), а как дианетика может допустить такое? Дианетика - это всегда строго и чтобы совсем точно, и начинается она с самых правильных и точных словарей, проясняющих значение[6] всех на свете слов.
 Поэтому, если в данном тексте вы где-то вдруг улыбнетесь или хотя бы почувствуете запах юмора, можете быть уверены, что именно в данном где-то автор говорит вам что-то не то. Юмор - это всегда ошибка, и значит, автору можно (а наверное, и нужно!) на это строго указать.
  И действительно: когда этот текст прочитали сотрудники Центра дианетики, они на каждую допущенную мной шутку попросили сделать ссылки, показывающие, что это не немного шутка, а буквальный факт, или, в ином случае, предложили все шутки отмечать сносками "Начало шутки" и "Конец шутки".
 И все это - на полном серьезе.
  Заметки некстати, или Теория и практика совершенства
  Совершенство на земле - возможно.
  Саентолог, глядя на себя, в этом полностью убежден
  Саентолог на своем месте чувствует себя так же уверенно, как сотрудник ГАИ[7] перед автолюбителем, тычущий в него своим жезлом: он знает не только свои вопросы, но и ваши ответы. Рон Хаббард действительно не поленился и создал совершенную систему тренинга персонала, так что если саентолог поставил вам вопрос, вы от него не уйдете никакой уверткой: вопрос будет повторяться (как правило, в совершенно неизменной форме) до тех пор, пока от вас не последует ответ.
 Умение, совершенно необходимое любым деловым людям.
  К сожалению, Хаббард не обучил своих сотрудников другому навыку, а именно навыку самим отвечать на задаваемые им вопросы. Если задали саентологу вопрос вы, его ответом будет та (возможно, совершенно произвольная и никак не связанная с вашим вопросом) фраза, которая покажется ему в этот момент целесообразной.
 Иногда это может показаться вам неуважением к собеседнику, но, как я понял, дело здесь совсем в другом. Вам отвечают не то, что вы спрашиваете, а то, что вам нужно; это забота о вас, поэтому здесь все этично.
  Как любая по-настоящему совершенная система, дианетика ориентирует человека всегда и только на учебу, то есть на изучение дианетики, и быстро отбивает всякое желание заняться чем-нибудь посторонним, например, выражением сомнений или тем более критикой этой совершенной системы. В священных текстах от LRH вы можете встретить кучу несообразностей, натяжек и глупостей, но упаси вас Боже начать делиться своими умными наблюдениями со своим супервайзером. Если вы надеетесь его просветить, то его аффинити[8] к этому такая же, как у ближайшей стенки, но реакция будет всегда только одна: перед вами на столе появится дополнительный текст LRH, который вам надо будет изучить.
  Дианетика может быть неправильной наукой, может быть вовсе не наукой, но как обучающая система она вне конкуренции. Вы верите только той системе, которая сама верит в себя, и убежденность системы в собственной правоте - фундамент ее эффективности. Про дианетику же сказать, что она верит в себя - слабо, ибо она начинается с "Нет науки, кроме дианетики" и кончается "LRH родил ее". Поэтому даже явные проколы и несообразности в учебных текстах на этом фоне вы воспримете не как проколы в учении дианетики, а как собственную личную ограниченность.
  Например?
  Вы читаете: "Технология дианетики правильна потому, что дает результаты всегда, когда применяется правильно, и дает сбои только тогда, когда начинаются малейшие отступления от стандартной технологии. Поэтому стандартная технология должна категорически соблюдаться всеми и всегда". Вы можете прояснить значения всех слов в этой фразе, но без включения все-таки головы можете не догадаться, что здесь то ли подтасовка, то ли недоразумение[9], то ли просто глупость[10]. Почему? Потому что из первого предложения второе не следует. Это просто нарушение логики.
  "Пирожки с капустой вкусны всегда, когда пекутся по данному рецепту, и не вкусны только тогда, когда хозяйка нарушает данную рецептуру. Поэтому никаких других рецептов приготовления пирожков с капустой быть не может..."
 Скажите такое любой хозяйке, и она без всякой логики поймет, что вы съели что-то не то...
  А вы на дианетике такое съедите. По крайней мере, вас этим накормят и проследят, чтобы вы жевали с энтузиазмом.
  Чтобы понять боевой дух дианетики, ее вполне достаточно цитировать, и желательно большими кусками. Например:
  Обеспечение применения правильной технологии состоит из:
  Иметь правильную[11] технологию.
  Знать технологию.
  Знать, она правильна.
  Правильно обучать правильной технологии.
  Применять технологию.
  Следить, чтобы технология применялась правильно.
  Активно вытеснять неправильную технологию.
  Устранять неправильное применение.
  Не допускать малейшей возможности существования неправильной технологии.
  Не допускать существования неправильных применений.
 Согласитесь: даже как литературное произведение, это - классика! Лучше написать может, наверное, только Жванецкий.
  Тут, в стенах Дианетического центра, я кожей прочувствовал, что значит уверенность в совершенстве[12] сделанного тобой. Если сотворено нечто совершенное - значит, вершина уже достигнута и уже нет никакой нужды искать что-то новое, другое, тем более от других. Совершенное надо хранить, а не менять, и любое изменение совершенного есть его ухудшение.
 Отклонение, а в терминологии LRH - аберрация. Так и выучите.
  Поэтому никаких изменений, то есть творчества, нам не надо. И не просто не надо, а не потерпим, потому что совершенное - значит, очень ценное, а если задуматься, то и святое. К святому же народ всегда относился трепетно, и попортить святое - самое тяжкое преступление.
 А как реагируют на тяжкие преступления, вы знаете. И самое интересное, что тут - действительно реагируют.
  Раньше такой разворот мне казался невозможностью, преувеличением, абсурдом, веселым анекдотом (по всей видимости, мне всегда везло на умных и веселых людей), тут же, в стенах Центра дианетики, мне это было сформулировано жестко, прямо, в лоб и с гордостью.
 Мне это даже не пришлось запоминать - меня заставили это выучить. По самой совершенной дианетической технологии.
  Педагогика дианетики
  Я иногда критикую психологов за то, что они уподобляются службе быта и выполняют заказы клиентов по принципу: "Чего изволите?", не ставя вопрос ни о высоте, ни о нравственности их запросов. Конечно, дианетика здесь вне всякой критики, именно потому, что она запросами клиента не интересуется вовсе. Дианетику совершенно не интересует, чего хочешь ты, - зачем ей это знать? То, что тебе нужно, знает Рон Хаббард, и он позаботился о том, чтобы тебе это дать.

<< Пред.           стр. 13 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу