<< Пред.           стр. 1 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 Формула личности
 
 Формула личности 1
 Аннотация 4
 Предисловие 6
 УМНЫЕ КАРТИНКИ 9
 Как возможно возмущение (Строение души на листе бумаги) 9
 В начале было понимание 9
 Измена как предмет субъективного переживания 10
 Событие, его осмысление и способы его переживания 12
 Личностный подвал 13
 Настоящее переживание: обоснование и раскрутка 15
 Что ты делаешь?! - Основания и целесообразность 16
 Верования 16
 Мои и наши верования 19
 Я и Обстоятельства 20
 Линии эмоционального реагирования 21
 Механика переживаний 22
 Как узнать свое счастье 22
 День, когда ты будешь счастлив 23
 Что увидим мы в реальности 24
 В поисках Центра Души с тестом Розенцвейга 25
 Правильные ответы 26
 Жить душой другого 27
 Душа трехмерная 29
 Конфликты и синтоны 30
 Разрастание конфликта 30
 Основы мирных отношений 31
 Нейтральная полоса, или Двойной стандарт в общении 31
 Синтонное поведение и так далее до полной победы ненавистного врага 32
 Собирался, но не убрал 33
 Дипломатическая деконфликтизация в дикой природе 34
 Шаманские танцы среди человекоподобных 35
 Психологическая практика на садово-огородном участке 36
 Плач на бревнышке, или Репетиция перед выходом к детям 38
 Огурцы зеленые, или Как говорить, чтобы говорить убедительно 39
 Светлые картины семейной жизни 43
 Анатомия семейного общения, или Ура, мы поженились. И чем нам теперь заняться? 43
 В трудной ситуации 46
 Дорогое уважение 48
 Дорогие женщины 49
 Итого, или Вредная арифметика 49
 На что глядеть, чтобы не маяться ипохондрией 49
 Время разводиться 50
 Развод, нужный людям 51
 Правила приготовления мужа к домашнему хозяйству 52
 ВСТРЕЧА С РЕАЛЬНОСТЬЮ 53
 Психология гуманистическая и психология реалистическая 53
 Человек, который мне очень близок 53
 Карл Роджерс как психолог и садовод 53
 Философия Роджерса и новые догмы 54
 Манипуляции и другие приятные вещи 56
 Душа и тело 58
 Счастье безо всякого личностного роста 59
 Осторожный взгляд на конгруэнтность 59
 Самоактуализация 60
 Примирение 61
 Человек без гуманистической косметики 62
 Жизнь, в которой думать необязательно 62
 Мысли, которые я еще думаю 63
 Безделье по-научному 63
 Психолог как животное 65
 Се - человек? 65
 Наша Таня громко плачет: Петька, гад, утырил мячик! 67
 Где бескорыстные люди? 67
 "Заполни клеточку, смысл жизни и откроется!" 68
 Итоги возвышенных размышлений 69
 ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ЛЮБЫМ? 71
 Рассказ юному натуралисту о подвиге Муравья-Подвижника 72
 Препирательство с метафизиком А.С.Пушкиным 73
 Подлинность как предмет психологического конструирования 74
 От подлинности до глупости - один шаг 74
 Своим подлинным Я назначаю... кого? 74
 Здравствуйте, господа Актеры! 75
 Личностная прививка 75
 Этапы личностной прививки 77
 Анти-анти-Карнеги, или Разнообразие мира манипуляций 78
 Добрый человек в сумасшедшем доме 78
 Речь прокурора: Человек выживающий 79
 Речь адвоката: Человек играющий 79
 О внимательном отношении к манипуляторам 80
 Исповедь манипулятора 82
 В поисках личностной правды 83
 Сколько стоит самоактуализация за чайным столиком в сталинское время 84
 Человек-манипулятор как переходный этап к человеку просветленному 85
 Немного о грустном, или Как живется просветленному, не смотавшемуся в Гималаи 85
 О чем забывает глубинная психотерапия 87
 Грустная история про бизнесмена Васю 87
 Рождение как травма и приключение 88
 Ядро личности: внутренняя личностная культура 88
 СИНТОН-ПРОГРАММА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 90
 На кого работает Синтон 90
 Психотерапия forever и "Тусики-мутусики" 90
 Кому помогать, кем заниматься? 91
 А теперь - правильное решение 92
 Беда России 93
 Почему работать хорошо - плохо 94
 Солнышко, не уходи! 94
 Ставка на молодежь 95
 Синтон и школа 96
 Школа, которая не готовит детей к жизни, - несостоятельна 96
 Главное - это воспитание души 96
 Воспитание нравственности, а не развитие психических функций 96
 Светский характер образовательного и воспитательного процесса 96
 Привлекательность образовательного и воспитательного процесса 97
 Социальная адаптация не за счет социального натаскивания, а за счет душевного роста 97
 Экономическая состоятельность 97
 Массовый эффект 97
 Транслируемость методик 98
 Основные идеи, на которых строится воспитательный и образовательный процесс Синтон-программы, или НАША ТЕХНОЛОГИЯ 98
 Общая картина, или На что похожа Синтон-программа 98
 Воспитание средой 99
 Свободный осмысленный выбор - и предложение образцов 99
 Знание должно быть пережито - и вживлено 99
 Целостность и системность психолого-педагогического процесса 100
 Реальные опасности игры и реальная базисная безопасность 100
 СИНТОН-СБОРНИК 101
 Что здесь есть, и чего никогда не будет 101
 Командно-соревновательные игры 102
 Игра "Покажи фразу - угадай фразу" 102
 Психологический КВН 103
 Игра-упражнение "Стихи о Любви..." 108
 Нестандартный проход 109
 Я - Хозяин? 109
 Войди красиво 110
 Конкурс артистизма 110
 Воспроизведи интонации 113
 Здравствуйте! 113
 По тропинке к Близости 115
 Представь партнера Личностью в полной реализации 115
 Упражнение "МОГУ ЛИ ПРЕДСТАВИТЬ?" 115
 Подарок в карусели 116
 Я доверяю тебе! 117
 Выбор близости - душевной и физической 118
 Познакомься сам с собой 120
 Расслабление 120
 Письмо себе любимому 121
 Медитация "Здравствуй Я, мой любимый" 121
 Медитация "Дом моей души" 123
 Я среди Других 124
 Падения на руки 124
 Круг доверия (Круг надежных рук) 125
 Ролевые танцы "Два настроения" 126
 Растопи Круг 129
 Вырвись из Круга 129
 "Листок за спиной" 131
 Какой я в межличностных отношениях? 132
 Моя карточка 133
 Угадай, каким меня видят? 134
 В центре внимания... 134
 Золотой и черный стул 134
 Открытый Стул 135
 Исповедальная Свеча: "Моя жизнь" 135
 Исповедальная Свеча: "Мои отношения с людьми" 136
 Ролевое разыгрывание житейских ситуаций 136
 Опоздал и забыл билеты... 136
 "Прости меня, пожалуйста!" 137
 "Обиды" и "А ты опять сегодня не пришла..." 137
 Состоится ли отъезд? 138
 Занятия из цикла "Трудные Игры" 139
 Катастрофа на воздушном шаре 139
 Необитаемый Остров 143
 Концлагерь 149
 ЖИЗНЬ И ИГРЫ СИНТОНА 152
 Тренинги в летнем тренинговом лагере Синтона 152
 Тренинг "Немой" 153
 Тренинг "Слепой" 154
 Тренинг "Ругатель" 154
 Тренинг "Восторженный комплиментщик" 154
 Тренинг "Король" 155
 Тренинг "Хозяева и рабы" 155
 Тренинг "Автобус" 155
 Тренинг "Падение в пропасть" 156
 Организация тренингового лагеря 157
 Жизнь как тренинг 160
 Близкие отношения на синтоновской Игротеке 161
 Плач об утраченном уважении и поиск глубины, которая нужна не всем 161
 Красный шарфик 163
 Мсье Амилькар платит 164
 Постановка учебной задачи 167
 Отчет Алексея К. по тренингам "Рабство", проходившим в летнем тренинговом лагере "Стружаны-98" 168
 Большой привет от Кати, твоей будущей жены 170
 Семья озадаченная и довольный мсье Амилькар 172
 ПО ДОРОГЕ К СОЛНЕЧНОМУ ДОМУ 175
 Чем Синтон является, а чем - нет 175
 Синтон как общественная организация 175
 Синтон как философия 176
 Синтон как психологическое направление 177
 И что теперь? 178
 Глас народа в ответ 178
 Клуб и демократия 179
 Визиты в Дианетику, или Великолепное изобретение авторитарного сознания 181
 Символ веры 181
 Пояснение к последующему неправильному тексту 182
 Заметки некстати, или Теория и практика совершенства 182
 Педагогика дианетики 183
 Формы рекламной работы 184
 Одитинг 185
 Дрессура 187
 Психология дианетики 188
 Признание в не-любви и уважении 189
 Ода любви и принуждению 190
 Неприличная дианетика 191
 Возвращаясь к Синтону... 191
 Дистанция 192
 Синтон глазами детсадовца 192
 Упражнение "Если бы я тебя любил..." 193
 Упражнение "Внутреннее "Хорошо!" 193
 Упражнение "Тотальное "Да!" 194
 Упражнение "Осанка и Улыбка" 195
 Упражнение "Отстройка от внешнего контроля" 196
 Упражнение "Учет денег" 197
 Упражнение "Учет времени" 198
 Правила ведущего Дистанции 199
 За что я люблю Дистанцию 200
 Результаты 201
 Главное 202
 Памятка дистантника, или Как работать над упражнениями грамотно 202
 Что такое "Проект Солнечный Дом"? 205
 Светлые перспективы, которых я боюсь 205
 Краткая история долгих реформ 206
 Вопросы к Синтону и задачи Синтона Плюс 206
 Первомайская как начало Солнечного дома 207
 По дороге, ведущей к Солнечному дому 207
 Что на самом деле важно 209
 Напоследок 210
 
 Аннотация
 Новая книга Н.И. Козлова, как всегда, щедра мыслями, конкретикой и пронизана богатым опытом практической работы.
 Психолог-теоретик найдет здесь очень неожиданную, но предметную и доброжелательную критику гуманистического подхода в психологии и сможет познакомиться с "Синтон-программой" как новым подходом к организации и ведению группового психологического тренинга.
 Психолог-практик не пропустит подробные методики психологических игр и упражнений, тем более - живые описания хода тренинговых занятий.
 Психолог-преподаватель непременно воспользуется великолепными схемами и картинками, помогающими в разборе конкретных житейских ситуаций, межличностных и семейных взаимоотношений.
 Психолог по жизни, скорее всего, заинтересуется методикой Дистанции как методом самостоятельной работы по запланированному личностному росту.
 Книга учит, книга будоражит, книга содержит огромное количество живых иллюстраций и примеров, а исключительно яркий и эмоциональный язык делает книгу близкой и увлекательной для широкого читателя.
 
 Предисловие
 - По глазам собравшихся читаю я многочисленные вопросы относительно себя. Готов ответить! Неутоленное любопытство страшнее голода.
 - Ах, граф, как вы добры! - воскликнул Федяшев.
 Эпиграф без подписи1
 То, что меня пригласили печататься в серии "Мастера психологии" - для меня, не скрою, очень лестно. Думаю, что этим приглашением я обязан в первую очередь большим тиражом своих книг и вытекающей отсюда известности для читающей публики, и поэтому считаю оказанное мне предпочтение не вполне справедливым. Я знаю десятки практикующих психологов - великолепных мастеров, работающих ничуть не менее профессионально, и при этом глубоких теоретиков. Но, к сожалению, они не пишут, и ровно поэтому народ их не знает.
 * Жаль, что они не пишут, и жаль, что народ их не знает.
 Великое дело большие тиражи! Попал в тираж, вошел в обойму известных - тебя уже раскручивают дальше просто по законам торговли. А в результате, как мне сообщили, наши первокурсники педагогических вузов знают трех главных психологов: для них это Фрейд, Юнг и Козлов.
 * Правда, иногда упоминалась другая троица: Кашпировский, Лазарев, Козлов.
 Козлов уверенно входит в народный фольклор. Например, на всемосковской толкучке, в газете бесплатных объявлений "Из рук в руки" в рубрике "Знакомства" вместе с всем понятной формулой "без в/п" (если вы не знаете: "без вредных привычек") нередко встречается и "Солнышко по Козлову".
 * И всем все понятно.
 Надеюсь, тем не менее, что к моим заслугам относится не только способность писать книги: хотя бы потому, что за письменным столом я скорее записывал, нежели писал. Записывал то, что рождалось в процессе моей пятнадцатилетней (и, как теперь я могу, оглядываясь назад, оценить, достаточно успешной) практической работы.
 Думаю, что для развития психологической практики в России мною сделано немало: самым плодотворным, на мой взгляд, оказалось создание методических пособий, в которых удалось подробно прописать сценарии тренингов, разработанных и прошедших практическую проверку в нашем Центре. Готовые к прикладному использованию, эти методические пособия достаточно полно представили для психологов содержание "Синтон-программы"2, а вместе с регулярно проводимыми обучающими семинарами создали условия, благодаря которым в нескольких десятках городов России организованы и успешно работают с молодежью психологические центры и клубы. Наверное, сейчас можно уже сказать, что нами разработано собственное направление в психологии и заложены основы для создания своей школы.
 Никоим образом не преувеличивая свои возможности как психолога (например, моя психотерапевтическая квалификация недостаточна), я, тем не менее, могу назвать области психологической практики, в которых мне пришлось быть, по сути, первооткрывателем и в которых, по-видимому, я до сих пор являюсь лидером. В первую очередь это:
 * организация клубной психологической работы3;
 * методика групповой психологической работы с молодежью;
 * методика Дистанции (управление самостоятельной работой по запланированному личностному росту).
 Как показывает сопоставление моей практики с работой и взглядами моих коллег, я представляю достаточно оригинальный, не вполне традиционный для классической (в том смысле, в каком принято понимать этот термин в наши дни) психологии - как науки, так и практики - свой подход. Тем не менее, собственный вклад в психологическую науку я могу оценить лишь как "очень небольшой". Главная причина этого, скорее всего, - моя привычка работать самостоятельно, опираясь только на свою голову и силы.
 * Ну, может быть, еще и бунтарский дух, не очень совместимый с благообразием научных тусовок и дисциплиной строгих научных статей. Вау!
 Итого, по науке: не выступал, не участвовал, не привлекался. Статьи в научные журналы не посылал, на научные конференции старался не ездить. Почему? Уважаемые коллеги, ответьте мне на наивный вопрос: что люди ждут от научных конференций? Итоговые документы разрабатываются помимо всяких выступлений в соседней комнате (сам не раз писал) и обычно из очень дипломатических соображений.
 * Ну, например, чтобы в министерстве денег все-таки дали.
 Ваше выступление напечатают в сборнике материалов конференции.
 * То есть вроде бы и напечатают, а вроде бы никто и читать не будет. Ну и ладно, легче писать.
 А что вы услышите на научной конференции? Большой доклад обычно обозревает ситуацию в целом, из мелких докладов ты поймешь только кто по какой тематике решил засветиться в преддверии кандидатской.
 * И все.
 Перерыв, буфет, ну, книжки разные рядом продаются. И вы два дня сидите, глядя на президиум. Вы на это потратите два дня своей жизни?
 Ладно, каждая тусовка играет в свои игры, а что все-таки приобретете вы, потратив время на чтение этой книги?
 
 Едва ли я здесь написал что-то (по сравнению с предыдущими моими книгами) принципиально новое, скорее, я постарался систематизировать свои взгляды как психолога. Ну, знаете, как отвечают все солидные люди: "Ваши взгляды на человека, на методы психологической работы и на перспективы развития цивилизации в целом?" Естественно, меня очень подмывало перейти на совсем уж научный язык, но я решил не халтурить и, сказав все требуемое научной общественностью, постарался доставить радость и тем, кто любит купаться в звуках, красках и образах великого и могучего.
 Это оказалось тем более необходимым, что использование живого, человеческого, разговорного языка - это один из методов моей психологической работы. Естественно: если я хочу из забитого тоталитарной мамой и авторитарным образованием скованного невротика
 * все прилагательные здесь можно без потери смысла поменять местами
 воспитать полноценного и чувствующего вкус жизни человека, я обязан говорить с ним не на научном воляпюке, а на языке живом и разном: языке прозрачной поэзии и грохочущих трамваев, голых раздевалок и тихой нежности прощания.
 * Поэтому тот, кто проглатывает мои книги, пропускает самое важное - их вкус. Целое книги соткано из маленьких лоскутков, составлено из сотен лакомых кусочков. А, как пишет Борис Агапов, "Маленький кусочек жрать невозможно. Его можно или не заметить, или положить на язык и почувствовать его вкус".
 Эта книга продолжает жанр научно-художественной литературы (НХЛ: "Шай-бу! Шай-бу!"), в котором я иду по стопам безмерно уважаемого мною В.Л.Леви. Приятно отметить, что к нашей компании присоединяются уже многие, формируется целая традиция, где общим является свободный, на дыхании построенный стиль, внимание к поэтике речи
 * и даже оформление.
 Надеюсь, что эта книга начнет еще одну традицию, а именно, использование умных картинок. Это не картинки-иллюстрации, обычно вставляемые для оживляжа сухого текста, не таблицы и не логико-концептуальные схемы. У меня образное (в том числе) мышление, и я попробовал непосредственно зарисовать то, что я вижу внутренним взором, когда рассказываю о чьей-то жизни или когда строю свое собственное поведение и свою жизнь. Как у любого строителя всегда есть план будущего дома, так и за любым моим действием всегда присутствует такой же, то есть достаточно четкий, план.
 * И меня совершенно не напрягает, когда я вижу рисунок предстоящего поцелуя или прочерчиваю интригу планируемого скандала: был бы рисунок красив и скандал продуктивен.
 С одинаковой долей истины можно сказать и то, что я живу расслабленно-интуитивно, и то, что мое поведение всегда контролируется жесткими внутренними схемами и правилами; просто в деловой беседе стратегия и схема одна, в жесткой конфронтации композиция другая, а в потоке нежности структура мелодии третья - но такая же видимая для меня и состоящая из вполне известных мне элементов, кубиков, которыми я играю.
 * И создаю: в деловой беседе выигрыш нам, в конфронтации проигрыш им, в потоке нежности - полет и растворение.
 Так вот, то, что можно передать без теплоты касания, без рисунка жеста, без музыки интонации и приглашения взгляда, передать только оживающими словами и образным представлением через умные картинки, - это я и постарался в своей книге передать. Совершенно не буду возражать, если вы, уважаемые коллеги-психологи, будете использовать приведенные графические схемы - умные картинки - в своих занятиях.
 * Собственно, что многие давно уже с большой радостью и делают.
 В названии книги присутствует "Солнечный город", а в тексте часто будет упоминаться "Солнечный дом". Что это за архитектура? Сожалею, но подробный рассказ об этом вы найдете только в конце книги. Потому что пока не разберешься, что такое Синтон, нельзя ничего понять о Солнечном доме, но без упоминания о Солнечном доме не расскажешь о Синтоне.
 * Вот так хитро и читайте.
 Моя хозяйка, Жизнь, все то время, пока я писал эту книгу, щедро дарила мне людей, которые подкидывали мне дивно сочные образы и вкусные мысли. Как настоящий жадина, я все их подбирал и с удовольствием лепил из них свой текст. К сожалению, полный список моих соавторов привести я затрудняюсь, тем более памятуя классическое изречение:
 Все, что сказано хорошо, - мое, кем бы оно ни было сказано.
 Кажется, это говорил Сенека, но в меня это вошло настолько давно, что стало и моим тоже. Обнимаю всех, кто меня любит, и приглашаю к веселому делу антиципации единиц значения в контаминантном потоке авторского тезауруса, ведущего к порождению адекватного динамического гештальта в едином парадигматическом поле и, в конечном итоге, к трансиндивидуальному семантическому консонансу.
 * Как приятно, когда образованные люди понимают друг друга!
 
 УМНЫЕ КАРТИНКИ
 Как возможно возмущение
 (Строение души на листе бумаги)
 В начале было понимание
 Вот вы говорите: "В действительности, в действительности..." А кто ее знает, что в ней. Может, там черт знает что, в этой действительности...
 Л.Андреев
 Любое, по крайней мере острое, переживание начинается с не-понимания: "Ну как такое могло произойти?!" Но, чтобы душа напрягалась в непонимании, до этого должно было произойти - какое-то, любое, разное! - но ПОНИМАНИЕ ситуации.
 * Вплоть до: "Я не понимаю ничего!", потому что это - тоже определенное понимание.
 "Он это нарочно!" - "Нет, я не нарочно, так получилось!" - чем бы ни закончился этот крик, спор идет именно о понимании ситуации.
 Что это такое - понимание? Как оно происходит?
 Как я полагаю, понимание - процесс исключительно творческий, и творится оно обычно так: у человека есть некоторая схемка (внутренняя картинка мира, сказка о мире), он выставляет ее вперед к миру, предъявляет ее ситуации, и ситуация налипает (раскладывается) на эту картинку, делая ее живой - реалистичной. Видение мира начинается с того, что мы готовы видеть в мире, с нашей внутренней о нем картинки.
 Например, люди вокруг тебя - просто люди. Но если в своей внутренней картинке ты всегда видишь себя стоящим на горе, а под тобой люди как облачка - ты высокомерен. Если ты видишь себя стоящим на горе, и люди не под, а вокруг тебя прозрачными облачками, ты не высокомерен, а царственен. Если же в своей внутренней картинке ты козявка в яме, окруженная нависшими над тобой могучими врагами, - в твоей душе будет ужас.
 * Вовне - одно и то же, просто люди. Но в душе, навстречу им, у каждого своя внутренняя картинка и - другое понимание. Другие чувства, другая жизнь.
 Если к тебе подходит "свой", ты открыт и дружелюбен, если "чужой" - ты держишь дистанцию и осторожен. Все понятно, и какая бы то ни было мистика здесь присутствует только потому, что знание о том, "свой" человек или "чужой", проистекает не из самого мира, а из души. Для забитого подростка "чужие" все, и родители, и друзья, а, может быть, самый чужой ему человек - он сам. Для воодушевленного же мистика с возрастанием степени его экстаза "своими", близкими собратьями становятся все: душевная березка, каждое утро отвечающая на его объятия, бомж, получивший от него на бутылку, заливисто лающий на бомжа безродный пес Шарик, а также взволнованные соседи, успокаивающий всех милиционер и равнодушные санитары.
 Внутренняя картинка лежит за каждой нашей эмоцией. Мир не напоил тебя сегодня радостью, и ты грустишь, то есть жалеешь себя и сердишься на мир. Все по-человечески, все как у всех, но ведь если расшифровать - ты сердишься на своих родителей. Вначале твоим миром и были твои родители, и, когда тебе было плохо, ты им плакал: они тогда приходили к тебе, кормили и согревали. Ты вырос, но по-прежнему, когда тебе плохо, душа твоя плачет и зовет... Кого? Родителей...
 * Все наши чувства по отношению к миру - это наши чувства к своим родителям. А трудные и радостные чувства к разнообразным окружающим, в своей основе, - чувства к тем, кто был рядом с твоей колыбелью: к маме, бабушке, отцу. К тем самым родным тебе людям, с которыми ты до сих пор в душе ведешь бесконечный диалог, выясняешь отношения и считаешься...
 Наше понимание мира, в самой своей основе, - слепок наших отношений с родителями. И без этой, наверное, самой глубокой внутренней картинки наше видение мира понять нельзя.

<< Пред.           стр. 1 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу