<< Пред.           стр. 11 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

 Вообще-то это и без всяких обязательств давно стало образом моей жизни. Вот, например, я никогда не понимал - Потрепаться.
 * Вот так, сесть - и Трепаться.
 Ну, может быть - Прогулка. Еще лучше - Пробежка. Совсем хорошо - если По Делу.
 * И вот тогда, по дороге, можно и - Потрепаться.
 По-моему, это нормальный, то есть рабочий образ жизни.
 Хотя, конечно, с другой стороны это совершенно ненормально. Нормальный человек знает, что у него есть его личное время, когда он может - имеет право! - заниматься, чем он хочет: хоть творчеством, хоть любой ерундой, время своей жизни сжигая и разбрасывая.
 * Например, включить телевизор и просмотреть все на свете сериалы. Или часами бегать по квартире за очумевшей кошкой, уговаривая ее: "Муська, скушай сметанки!"
 "А что? Другим не мешаю - значит, право имею. Правильно?" Правильно, расслабься. Собственно, нормальный человек и работает для того, чтобы после работы - оттянуться и покайфовать.
 * Надеюсь, вы умеете это делать. Кстати, какие радости у вас запланированы на сегодняшний вечер?
 Все классно, но давайте думать дальше: если это мое время свободно и действительно мое, то ведь я могу его и не сжигать, и не разбрасывать, а бережно и творчески подарить тем, кого люблю. Например, людям родным и близким. Или сейчас слабым - тем, кто во мне действительно нуждается. Или скоро сильным - тем, кто мир сможет улучшить и украсить.
 * В том числе и собою.
 А если могу не сжигать, а подарить и людям это нужно, то, на мой взгляд, я - должен. И чем более могу, тем более должен.
 Реплика
 С этой точки зрения быть талантливым, конечно, безнравственно. Потому что если ты бесталанный и бездельничаешь - ну и пусть, горя нету. А вот ежели тебе дано, но ты от этого только млеешь и ничего не делаешь - к тебе претензии. И чем больше тебе дано, тем больше претензии.
 "А почему это - ничего не делаешь?" Да вот я тоже не знаю, почему ты ничего не делаешь...
 * Да, Татьян? Верно, Саша? Трепу много, дела - мало?
 Я вместе с Любищевым (надеюсь, Даниила Гранина "Эта странная жизнь..." читали) убежден, что ученых и деятелей интеллектуальной культуры надо фотографировать с заду, потому что именно это место более всего вносит вклад в создание непреходящих культурных ценностей.
 Так вот,
 Обязательство служения - ни в коем случае не отказ ни от радости, ни от отдыха: более того, тот, кто хочет действительно эффективно работать для людей, имеет обязанность внимательно заботиться о себе, о своем душевном и физическом благополучии.
 * Хотя бы потому, что, если за машиной не следить, она ломается. Плюс, заботясь о людях, стоит помнить, что ты к этой категории относишься тоже. По крайней мере, пока.
 Именно отношением к своей жизни и здоровью отличаются взрослые и здоровые люди от романтиков и невротиков. Романтики мечтают во имя человечества погибнуть. Невротики-трудоголики сжимают свою жизнь так, чтобы быстрее на работе сгореть. Человек же, любящий жизнь и людей, делает свою жизнь богатой и плодотворной.
 * Вы не забыли еще такого слова?
 Уточнение
 Пожалуйста, не путайте: служение - это одно, а тупое вкалывание - немного другое. Тот, кто напрягался всю жизнь в семье или на заводе, вполне мог быть и бездельником. Он всю жизнь напрягал руки, а душу - никогда.
 * Точнее, не больше, чем прямую кишку: как она переполнится - он ее опорожнит. Иногда для этого приходилось и тужиться.
 Некоторое значение имеет и направление служения, или, если хотите, его содержание. Если женщина (например) ничего видеть не хочет, кроме своей семьи, то есть своего ребенка, мужа и хозяйства, непрерывно перестирывает нескончаемое белье и ходит с несчастными глазами, вздыхая о забытой личной жизни, то она принадлежит не к Ордену Человеков, а к категории зачуханных домохозяек. Она может быть прекрасной женой и матерью, но для нее все, выходящие за рамки ее семьи, - чужие.
 * То есть не совсем люди.
 Мнения, сомнения и ответы
 Саша Обидин долго стоял перед стеной, изучая текст "Ордена Человеков". После чего изрек: "Если бы организовывал серьезную террористическую организацию, я бы взял это как готовый устав. А что, посмотри, какие хорошие требования! Чтобы эффективно выполнять задания, стань привлекательным и дари любовь, кому надо, никогда не падай духом, не груби начальству, укрепляй здоровье... Если думаешь не как я - это догма, выброси ее. Все деньги, естественно, неси в организацию и - работай без выходных. Классно!"
 * Саша всегда был реалистом.
 Были, естественно, и другие мнения. Многие толковые люди аккуратно спрашивали: "А зачем, собственно, о таком образе жизни - объявлять? Метки какие-то... Я так (ну, немного по-своему) и без объявлений живу, по-крайней мере - учусь жить. А хвастаться - зачем?"
 Впрочем, скоро они увидели, что хвастуны Орденом Человеков как-то не заинтересовались. Действительно, привилегий за это никаких, а нагрузка - ощутимо прибавляется.
 Но все-таки, зачем о своем вступлении в Орден Человеков - объявлять? Не сразу, но я смог сформулировать. Это нужно затем, что тогда:
 Я знаю, что такой ненормальный - не я один.
 * Может быть, это маленькая слабость, но видеть собратьев по ценностям - согревает и поддерживает.
 Объявил - будь любезен, все-таки соответствуй.
 * Я и до объявления Ордена жил так, но когда с его помощью свои отношения с Жизнью оформил, вполне реально почувствовал, что жить стало - труднее. Ответственнее.
 Если я решил объявить о своих добровольных обязательствах, то, скорее всего, на меня в этом отношении можно положиться.
 * И если ты увидел на имени симпатичной девушки красный кружок, если так она заявляет о своем отказе на собственность в любви, то будь готов по крайней мере к неожиданностям. А возможно, и к высокой порядочности.
 И уж, как минимум, объявлением о своих обязательствах я задаю соответствующий уровень общения. Я говорю, что я не ребенок и по этим темам со мной можно обращаться, как со взрослым.
 * А это все - важные вещи.
 Да, и еще: есть такая реальность, которая называется Клуб. И когда приходят новички, они обратят внимание на то, что у многих - у лучших - людей в Клубе на бэйджике есть симпатичные кружочки. Что бы это значило?? Заинтересуются. Хорошо это? Хорошо, и это вовсе не противоречит другому правилу:
 
 Орден Человеков запрещается пропагандировать.
 Пропагандировать, то есть назидательно зачитывать и требовательно спрашивать: "А ты вступил в Орден Человеков? Как - нет??"
 * Юмора тут, к сожалению, немного. Вот Лазарева Татьяна пишет из г. Новотроицка Оренбургской области: "Н.И., имейте в виду - у нас в одной школе уже заставляют учить наизусть цитаты из "Философских сказок...", а кто не выучил - получает "два".
 Секрета из Ордена Человеков тем не менее мы делать не собираемся, и даже напротив: нам дороги эти ориентиры и мы будем рады, если они начнут светить и другим. Если ты работаешь над собой, ориентиры - нужны.
 А рассказывая об Ордене Человеков другим... Пусть это будет всегда только ответом на личный запрос, но никогда - предложение незаинтересованному. Решение становиться Человеком должно у каждого прийти изнутри, как показатель, что человек созрел - сам.
 Такая осторожность необходима хотя бы потому, что жить по обязательствам Ордена - это нагрузка, и серьезная. И если кто-то к ней не готов, в результате будет или профанация, или нервный срыв.
 * Со вторым - я уже сталкивался.
 И еще. Я видел, как у многих - замечательных! - людей загорались глаза, когда они читали Орден Человеков, и видел тут же, как они быстро тухли: "Нравится, но - не потяну. Не по силам". И люди отходили в сторону. Можно было расстроиться, но оранжевый кружок меня обязывал к другому, и через пару месяцев родился -
 Психологический практикум
 Курс "Подмастерья"
 Наверное, это самый большой Психологический практикум, потому что по своему объему он поднимается к Образу Жизни. В чем его замысел? Кто такой - Подмастерье?
 Подмастерье - это просто: это ученик, который учится на Мастера. А Мастер - это тот, кто может быть Человеком.
 * Вы слышите - это мягче: он не взял обязательства, он только может. Они реально ему по силам. А будет ли он их брать и какие - это его свободное решение.
 В любом случае, если тебя привлекает Орден Человеков, Мастером ты стать должен. Ибо тот, кто может, но не делает, - Мастером остается, но тот, кто взял обязательства, но оказался несостоятельным, - не достойный уважения Человек, а профурсетка пустая.
 В Институте Подмастерьев пять курсов, каждый курс включает семь упражнений: по одному из семи направлений, соответствующих цветам Ордена Человеков. Каждый курс рассчитан ориентировочно на один месяц, и лучше не торопиться: нет задачи "пройти" курс, есть задача освоить предложенное, то есть сделать своим, впитать в свою жизнь и душу. Оптимальный вариант - брать два задания на одну неделю и каждое из них делать каждый день, естественно. Как часто и как долго делать упражнение? До тех пор, пока не почувствуешь в душе "сухой остаток" от работы: в твоей душе отложилось нечто твердое, что уже не уйдет.
 Для эффективности упражнения предлагается в течение дня делать короткие заметки, а вечером обобщать их (что достиг, что мешало, внутренние ощущения, внешнее их проявление, твои размышления о событиях дня). По итогам недели пишется мини-отчет27.
 Ты проходишь первый курс, когда таким образом выполнишь все семь упражнений. Только после этого - можешь заняться упражнениями следующего курса.
 Успехов в работе!
 
 
 Задания и упражнения
 Красный
 Красный - это тематика любви, и в качестве тренировочной нагрузки вам предлагаются следующие задания и упражнения:
 "Если бы я тебя любил..." самым разным людям и вещам. Вы разговариваете с посторонним вам человеком, а если бы вы его любили - говорили бы так же? То же? С тем же чувством?
 Смотри на мир глазами любимого, живи душой любимого. Как увидишь себя? Других людей, мужчин и женщин?
 Отмечай все моменты, когда, даря любовь кому-то, ты в то же время рассчитываешь получить порцию любви от этого человека. Раздели эти моменты. Попробуй сделать первое без второго и второе без первого.
 Сколько времени реально посвятишь любимому, но в режиме не пользования, а отдачи?
 У тебя есть Любимый? Есть - хорошо, нет - определи, после чего - чтобы ты ни делал, душой любимого помни. Делай все - во Имя его. Как много времени он будет жить в твоей душе? Конкретно, сколько часов (или минут) в течение дня?
 Оранжевый
 Оранжевый цвет - тематика "конструктивно-позитивного" отношения к людям и миру. Попробуйте пожить так:
 "Хорошо!" Чтобы ни случилось, говорите себе с внутренней улыбкой: "Хорошо!" На вас кричат?-?"Хорошо". Вы кричите?-?тоже "Хорошо". Всё - хорошо. Лады?
 Слушай свои интонации и сделай список основных. Наверное, там будет "весело-игривая", "деловая", но последи, чтобы не было (всерьез, без игры) "раздражения", "возмущения", "обиды" и пр. Сможешь ли очистить свои интонации от всего негатива?
 Отмечай все моменты, когда ответственным за Свое Счастье ты делаешь Другого. И когда ты ДАВИШЬ на Другого - "ибо, конечно, ты без этого не можешь быть счастлив"...
 Учись превращать Проблемы в Возможности. Какие возможности дарит тебе эта Неприятность? Чему учит тебя эта Неприятность? Какие уроки она тебе дарит?
 Любовное отношение к тем, кто на тебя давит и тебе возражает. Как минимум, не повышать на них голос. Раз повысил - еще неделю этого упражнения. А максимум - твой голос всегда (как фон) должен быть теплым, объемным, светлым и благостным.
 Желтый
 Желтый цвет - цвет повседневности и Солнышка одновременно. Поэтому пусть твое повседневное общение будет светлым и добрым, а взаимоотношения - ладными. Задания и упражнения:
 Тотальное "Да!" вслух и про себя. Это не касается судьбоносных решений, но во всех штатных ситуациях научись искать в первую очередь то, в чем ты с человеком согласиться можешь. Дальше: сними уверенность, что ты мыслишь истинно, а другие заблуждаются, и занимайся не поиском правоты, а приобретением нового смысла для себя.
 Разреши другим жить самостоятельно. Пока тебя прямо не попросят, не предлагай им ничего: ни помощи, ни советов, ни своих комментариев. Он так думает - разреши этому быть. Он о своем спасении тебя не просит - не спасай.
 "Приятные вещи". Говори незнакомым людям приятные вещи. Просто так. Говори об отсутствующих только хорошее. Начни говорить приятные вещи самым близким тебе людям, так, чтобы они душой засветились.
 Научись жить без споров. Научись высказываться ВСЕГДА мягко, раздумчиво, без категоричности. Выслушал, понял, принял решение, предложил. Или просто - выслушал. Но ежели въехал хоть в маленький спор - задание продляется еще на одну неделю. Все мы в Пути - кто знает, где Правда?
 Учись слушать и понимать. Слушая, погружайся в личность: душу, тело и дело собеседника, живи его жизнью. Сумеешь? И что тогда разглядишь, почувствуешь?
 
 Зеленый
 Зеленый цвет - это тематика здоровья. Делайте упражнения и учитесь быть здоровым.
 Царственная осанка и сиятельная улыбка. Делай до тех пор, пока это не станет твоей новой нормой жизни, пока люди не начнут видеть в тебе Короля(леву).
 Расслабление. Все, что может быть расслаблено, - пусть будет расслаблено. Лицо, плечи, кисти, ноги - освобождай от напряжения при минимальной возможности.
 Бодрый образ жизни. Ледяное обливание или ежедневные пробежки - до тех пор, пока это не станет приятной привычкой.
 Еда. Первая задача - медитировать на еду: есть и пить медленно и с удовольствием. Научишься делать это во время еды - научишься делать это по жизни. Вторая задача - ограничить еду: есть для здоровья, а не чтобы приятно провести время (расслабиться или забыться). Кстати, проследи - ты увидишь, как часто тебя тянет есть именно в связи с этим.
 Разработай свой личный план, чтобы с каждым годом ты только укреплял свое здоровье и молодел. Возьми конкретные обязательства, продумай санкции и начни выполнять.
 Голубой
 Голубой - цвет свободного неба. Поучись быть свободным с помощью следующих заданий:
 Нестандартные поступки - но не через силу, а с воодушевлением, с духом свободы и озорства. Совершай эти добрые и веселые поступки до тех пор, пока вся жизнь не станет одним нестандартным поступком. Начинай жить не стандартно, а хорошо!
 Разреши себе быть Некрасивым: упражнение "Губа" и аналогичные.
 Философия "наоборот". Пропиши аксиомы своей житейской философии, то, в чем ты глубоко убежден, и прими убеждения противоположные, против которых ты всегда возражал. Поживи по ним хотя бы недельку и пойми, что с ними тоже можно оставаться успешным человеком.
 Продумай, прочувствуй, осознай причины своих страхов, мешающих тебе быть свободным и изменяться. Чего боится твой Ребенок? Будет ли бояться этого твой Взрослый?
 Неделя личных новостей, или Что я могу радикально изменить в своей жизни? Удиви сам себя.
 
 Синий
 Синий цвет - тема денег. Пусть деньги станут твоими друзьями, а друзей не надо терять. А надо приобретать. В связи с чем вам задания:
 Личный финансовый учет.
 Спланируй свой бюджет на неделю и выполни его. Делай это столько раз, пока не поймешь, что это делать умеешь.
 Кому из твоих близких и знакомых деньги действительно нужны больше, чем тебе? Выясни. После чего забери (потребуй) все неотданные долги тебе и предложи в долг тем, кому деньги действительно необходимы больше, чем тебе. Если долгов тебе нет - все равно поищи возможность одолжить деньги кому надо.
 Разработай бизнес-план, чтобы стать действительно богатым человеком.
 Возьми конкретные обязательства по подготовке и осуществлению разработанного бизнес-плана и начни его воплощать. Желаем богатства!
 Фиолетовый
 Фиолетовый цвет - цвет служения. Пусть в твоем арсенале будет образ жизни, когда ты живешь максимально эффективно и знаешь, что ты делаешь именно то, что делать собирался. Задания для отработки:
 Учет времени. Живи с внутренними часами и, что бы ты ни делал и что бы с тобой ни происходило, веди учет времени. Завтрак - 20 мин. Треп - 5 мин. Красилась - 7 мин. Писала отчет - 12 мин. Лучше письменно, но очень коротко.
 Суровое "Не" - не смотреть телевизор, не читать газеты, не играть в компьютерные игры, не трепаться. Какие еще у тебя есть пустые развлечения? Найди и вычеркни из жизни.
 Учет времени с регистрацией сухого остатка. Время потрачено - а что получено? В чем конкретный итог? Нет задачи получить много, есть задача честно отчитываться в том, что и сколько ты получил.
 Лидер. В любой ситуации знай, что тебе надо, - и делай то, что решил ты. В дискуссии - задавай направление и тон, в компании - атмосферу и что тебе и всем делать. Инициатива должна быть в твоих руках, и если ты ее когда-то и зачем-то отдаешь, то это также твое решение.
 Пропиши свои главные ценности и цели, после чего, что бы ты ни делал, соотноси - каким образом ты служишь тому, что для тебя всего важнее?
 Реальность первого курса
 Если вы сразу не сориентировались, то еще раз поясню: первый курс состоит из упражнений под номером один из каждого направления (каждого цвета), а именно из следующих семи упражнений:
 Красный: "Если бы я тебя любил..." самым разным людям и вещам. Вы разговариваете с посторонним вам человеком, а если бы вы его любили - говорили бы так же? То же? С тем же чувством?
 Оранжевый: "Хорошо!" Чтобы ни случилось, говорите себе с внутренней улыбкой: "Хорошо!" На вас кричат - "Хорошо". Вы кричите - тоже "Хорошо". Всё - хорошо. Лады?
 Желтый: Тотальное "Да!" вслух и про себя. Это не касается судьбоносных решений, но во всех штатных ситуациях научись искать в первую очередь то, в чем ты с человеком согласиться можешь. Дальше: сними уверенность, что ты мыслишь истинно, а другие заблуждаются, и занимайся не поиском правоты, а приобретением нового смысла для себя.
 Зеленый: Царственная осанка и сиятельная улыбка. Делай до тех пор, пока это не станет твоей новой нормой жизни, пока люди не начнут видеть в тебе Короля(леву).
 Голубой: Нестандартные поступки - но не через силу, а с воодушевлением, с духом свободы и озорства. Совершай эти добрые и веселые поступки до тех пор, пока вся жизнь не станет одним нестандартным поступком. Начинай жить не стандартно, а хорошо!
 Синий: Личный финансовый учет.
 Фиолетовый: Учет времени. Живи с внутренними часами и, что бы ты ни делал и что бы с тобой ни происходило, веди учет времени. Завтрак - 20 мин. Треп - 5 мин. Красилась - 7 мин. Писала отчет - 12 мин. Лучше письменно, но очень коротко.
 И - что из этого может выйти? Насколько богатая душевная работа, какие будут ее результаты? Очень многое зависит от вас, от того, как много души и внимания вы вложите в эти занятия. А чтобы лучше представлять диапазон того, что из этих упражнений вычерпать для своей жизни можно, я даю выдержки из отчетов Подмастерьев.
 * Текст подредактирован, но минимально: просто чтобы легче было читать. Итак,
 
 Красный: "Если бы я тебя любил..."
 Лена:
 Я попробовала так любить Белку. Кто она? Она - красивая женщина, моя соперница, мы несколько месяцев делили одного и того же мужчину, отчего ей вроде бы и ничего, а я сильно злилась и напрягалась. А теперь я попробовала общаться с ней так, как будто я ее люблю...
 Что вышло? По факту - она это получила и мне поверила. Она стала мне звонить, чтобы просто поболтать, просит звонить ей, предложила одно общее нам интересное дело, стала со мной откровенничать, пригласила меня в гости...
 * И все это достигнуто всего за 1 час времени (чистого времени) в неделю.
 Было ли легко так к ней относиться? Нет, вначале мешало чувство вины из-за того, что я просто проявляю отношение, какое ей требуется, а сама в душе это по-настоящему не переживаю. Как будто манипулирую без души. А потом стало мешать удивление: тогда, когда я почувствовала, что стала искренне переживать ее присутствие, как человека родного и близкого.
 * Это удивление меня даже слегка притормозило.
 Теперь я действительно рада. Теперь я воспринимаю ее как человека, который мне приятен (как минимум), который мне доверился и удивился этому сам (я это ценю), я нашла в ней массу качеств, достойных уважения.
 * Сейчас, когда пишу, я даже немного улыбаюсь, но улыбка не победная такая, а больше ласковая.
 
 Оранжевый: "Хорошо!"
 Света:
 Я бы не сказала, что я достигла больших успехов. Скорее, я подготовила для них хорошую почву. Выполнять это упражнение мне было и трудно, и легко: это зависело от ситуации, от настроения, от погоды, от чего угодно. Казалось, что мешает каждая мелочь. Утром упражнение выполнялось само собой, а вечером произошла ситуация, которая испортила мне настроение, и говорить себе "Хорошо!" стало тяжело. Это звучало, как насмешка, и искать хорошее в жизни не хотелось совершенно...
 Через неделю.
 Появилось (в трудные моменты) ощущение равновесия плохого и хорошего, то есть как будто я плохое постепенно перевешиваю хорошим. Но "весы" я могу довести лишь до состояния равновесия, а после наступает стадия, которую можно описать только как пофигизм...
 Еще две недели позже.
 Николай Иванович, все хорошо!
 Эмилия:
 Говорить "Хорошо" - это здорово! Но сделать так, чтобы это всегда чувствовалось, непросто. Мне помогает почувствовать, что все "хорошо", ирония над самой собой. Что-то случилось, мне не нравится, губочки скривились - тогда я вспоминаю любимую фразу: "Паровозик сломался. А-а-а-а!" И мне на самом деле сразу становится хорошо.
 Александр:
 Я уже очень давно говорю себе "Хорошо!" практически по любому поводу. В критических ситуациях - "Замечательно".
 Ира:
 С этим упражнением у меня не было никаких проблем. Так я живу уже давно, и это избавляет меня от множества неприятных ситуаций.
 Желтый: "Тотальное "Да!"
 Сергей:
 В этом упражнении я попытался соединить два упражнения, а именно "Да" и "Несколько секунд молчания перед ответом". Результат - резкое сокращение споров. За две недели я спорил, наверное, раз пять (раньше - минимум раза два за день). Все споры начинались гневно и азартно, а затем я заметил, что уже не столько спорю, сколько смотрю на себя и оппонента(тов) со стороны. Пытаюсь найти (и нахожу), в чем я могу с ними согласиться, хотя и не обязательно говорю: "Да!" Я как бы отхожу в сторону, перестаю протестовать, а вместо этого спрашиваю себя: "Почему он так думает? Зачем он так говорит?"
 Аня:
 Ощущения такие, как будто ты наступаешь на горло собственной песне. Так и подмывает сказать "Нет" просто из вредности. Начинаешь злиться на себя, на собеседника, на всех. Но упражнение я все-таки выполняла - стала говорить более медленно, перед этим подумав (по возможности).
 Лена:
 Целых три раза на этой неделе ловила себя на том, что начала фразу со слова "Нет". Стала за собой следить и больше этого не делала, даже когда была с чем-то несогласна. Получалось легко, без напряжения, без последующего ощущения невысказанности.
 * По слухам, у кого-то оно тут же появляется.
 Внутренней необходимости обязательно что-то сказать - нет.
 Ольга:
 ...Сашенька подрастает, и ее собственное мнение все чаще отличается от моего. Странно, что нам, взрослым, легче уважать любые чужие мнения взрослых, но не своих собственных детей. Высказывания дочерей мне часто кажутся глупыми, капризными и так далее, ярость застилает глаза, когда эти маленькие существа своими глупыми капризами мешают исполнять мне мою "миссию"! ...Сейчас-то, когда я спокойна, выход из многих ситуаций кажется несложным. Может быть, и не все сработает, но я уже убедилась, что прежде чем в очередной раз заорать на очередную абсурдную просьбу "Нет!!!", мне стоит подумать: "А почему, собственно, нет? Очень может быть, что и - да".
 * От Сашеньки, за упражнение - спасибо!
 Зеленый: "Царственная осанка и сиятельная улыбка"
 Лена:
 Я - Королева Мать, и это задание.
 Выполнять в течение всей недели было сложно. Я училась делать это не осознавая, автоматически: села - спина прямая, мягкая королевская улыбка, пошла - ровно и красиво. Голос - материнский, грудной, тембр пониже. Я должна видеть в себе это, ощутить себя так естественно и без напряжения. Это должно быть внутренним самоощущением, а не только физкультурой для мышц.
 Что достигла? Польщу себе: процентов пятьдесят по времени я была Королевой Матерью. Мешало - внутреннее недовольство собой, если я увидела, что совершила ошибку. Чем же тут гордиться? Тут надо думать, как исправить ситуацию, а Королевы Матери - наверняка существа гордые. Правда, и размышлять можно с высоко поднятой головой, но я пока так не могу.
 Внутренние ощущения: когда сижу с осанкой царственной, появляется восприятие себя как подарка, уверенность в себе увеличивается, улыбка появляется сама. Полуулыбка. И похоже, окружающие (особенно незнакомые или полузнакомые люди) стали воспринимать меня по-другому.
 Забавный случай: я выполнила свою работу (часть ее) в том же объеме и того же качества, как обычно, но на этот раз я преподнесла себя и ее своему научному руководителю как подарок, как нечто достойное пристального внимания. И - что? Он принялся меня расхваливать. Раньше он этого не делал, или если говорил что-то положительное, то только за моей спиной (испортить, что ли, боялся?).
 Аня:
 28 апреля, понедельник, взяла на себя это задание. Все занятие держала осанку - о, какой же это труд для меня! Два часа, когда прошли - все тело ломило, я его не чувствовала, так оно растворилось в ноющем чувстве, лишь одна голова была светлой и легкой. После занятия решила принять некое прежнее положение - не получается, понадобилось минут сорок, чтобы я смогла снова приятно и привычно ссутулиться. Общее состояние - как после хорошей тренировки. Всю неделю, выходя на улицу, я держала осанку - это была моя работа, спина ныла к вечеру.
 На вторую неделю ноющее чувство исчезло, мне даже стало прибавлять хорошего настроения то, что я прямая, стройная, красивая! Когда иду, стараюсь ступать ровно и степенно, в голове образ Королевы. Откуда-то вдруг появилось чувство уверенности в себе, которое я уже почти забыла, - так оно было где-то далеко-далеко. Улыбка добавилась сама собой.
 Удивительно, все больше людей в транспорте, на улице обращают на меня внимание, улыбаются, придерживают двери, пропускают вперед (особенно мужчины). До чего приятно мужское внимание, я даже от себя не ожидала! Правда, когда я распрямила спину, мне стало мало места, я вдруг стала людей слегка задевать - и вот недовольный, рассерженный человек уже поворачивается в мою сторону... Но я в ответ с улыбкой, мурлыкающим тоном: "Извините, пожалуйста!", и люди сразу преображаются, улыбаются и с добрыми лицами отворачиваются. Это упражнение - просто прелесть!
 Евгений:
 Мне не хотелось бы ощущать себя Королем всегда, так как тогда я смотрю на людей свысока, а мне это не нравится.
 Голубой: "Нестандартные поступки"
 Андрей:
 Делаю поступки, отчасти стандартные для окружающих, но нестандартные для меня. Легко и без напряжения. И делаю что-то нестандартное для большинства окружающих. Так же легко и без напряжения.
 Раздавал деньги в электричке, делал зарядку перед домом, снимал туфли в метро - так что, я думаю, теперь меня не сдерживает мысль: а что скажут окружающие? Если мне это нужно, я сделаю. Хотя просто так нервировать народ, наверное, незачем.
 Аня:
 Как-то у нас с подругой случилось замечательное настроение, и нам запелось - прямо в метро, в час пик. Когда мы начали, я чувствовала скованность и неудобство, но потом вспомнила: "Если делаешь, то делай хорошо!", представила, что таким образом дарю людям радость, напряжение ушло, и мы пели от всей души и во весь голос.
 Ольга:
 Очень трудно признаться самой себе, что моя жизнь бедна и виной этому - только я. Вот говорю: "Я", а внутри что-то протестует, отмахивается и ищет виновного. Да, в большинстве случаев я целый день что-то делаю, ложусь спать усталая и измученная, а утром снова начинается бег по кругу. Но сказать себе, что все это - не то, что от этого не становится лучше ни мне, ни детям, ни моим близким людям, - страшно. А я ведь всегда это знала, только отмахивалась от этого, прятала голову в песок, как страус, а это вызывало еще большее раздражение. Теперь я это увидела и буду делать свои дни яркими, радостными, чтобы вечером сказать: "Я рада, что этот день был в моей жизни!"
 Теперь я буду жить - нестандартно! Ну, родные, погодите!
 Синий: "Личный финансовый учет"
 Алексей:
 Не любил торговаться. Делал не совсем нужные (и не совсем дешевые) покупки, хотя мог сидеть и без копейки. Почему-то всегда хотелось, чтобы про меня подумали - вот парень, у которого водятся деньги. Если продавец демонстрировал мне товар и тратил на меня время, я считал себя обязанным у него непременно что-то купить. Теперь же я научился оставлять деньги про запас, и они, пусть и небольшие, но есть всегда. Специально походил по магазинам, только прицениваясь и не покупая. На рынке без особых трудностей уже могу выторговать процентов 5-10, а то и больше. Хотя, если жаль времени или есть срочное дело, все равно могу купить продукты в дорогом месте, но делаю это спокойно, понимая, что в данном случае для меня десять минут значат больше, чем пять тысяч. Главный результат - разрешил себе быть расчетливым и знаю, сколько у меня денег.
 От автора:
 * Вообще-то я непосредственно такого задания не давал... У меня такое ощущение, что люди использовали мои упражнения гораздо более творчески, чем они задумывались. Задание как будто подталкивает в нужном направлении, и человек начинает думать сам: "А все ли у меня здесь нормально? Что я могу подправить?" И делает все, что надо, хотя я это вовсе в виду и не имел.
 Фиолетовый: "Учет времени"
 Ирина:
 До определенного времени я только и делала, что жила с внутренними часами и умудрялась измерять коэффициент полезного использования каждые десять-пятнадцать минут. Была цель, был смысл, было зачем. Была ориентировка на конечный результат. Потом смысл жизни исчез, и я даже не помню, какой он был... Теперь, получив задание, я начинаю вспоминать тот образ жизни, хотя пока выполняется как-то механически. Живу с внутренним учетом времени на 90%. Составила список дел на день, на неделю (что, где, когда). И выполняю его на те же самые 90%.
 Света:
 То, что я много времени трачу на ерунду, я знала и так, но когда ты видишь конкретно, сколько минут и часов, то начинаешь задумываться. И тут есть два варианта:
 1. Круто все поменять. Принять жизненным девизом "Ни минуты впустую" и начинать разворачивать бурную деятельность по помощи маме, сестре, людям, Земле и т.д.
 2. А зачем?
 Помогать маме я боюсь. Ее постоянная фраза: "Спасибо, но ты будешь только мешать. Если мне нужна будет помощь, то я тебе об этом скажу!" Возможно, отсюда же идет и страх предлагать свою помощь людям. С другой стороны, просят тебя не так часто, а отсюда - куча свободного времени, которое я трачу на себя, любимую. За несколько лет это так расслабило, что уже и не хочется ничего менять.
 Андрей:
 Помогло здорово. С момента окончания жесткого учета прошло недели две, и, по моим расчетам, я экономлю в день часа два, которые раньше уходили на треп на работе, думание по десятому разу об одном и том же, просто так на паузы, мечтания... Радует то, что теперь я могу спокойно отказать в трепе кому угодно, хотя раньше уделял подходившему минут пять... двадцать пять... И говорил с ним, боясь обидеть отказом. Теперь же сам по себе в голове всплывает вопрос: "А что ты сейчас делаешь?" Так что - спасибо!
 Женя:
 Поставил критерием: две недели строгого временного учета. День пропустил - начинаю две недели снова. Итоги пока: учет времени всю неделю - вел, но с внутренними часами - нет, не жил. И опять - что делать с результатом: 28 часов 35 минут компьютерных игр? Я в ужасе...
 Через неделю.
 Фиолетовый - кошмар, однако. На одиннадцатый день я ушел в запой, но не алкогольный, а энергетический. Давно нужно было сходить на тренировку, наконец в четверг - сходил, после чего немного "отпустил" себя и - бах!! - проигрался на компьютере не только до пяти утра, но и следующие трое суток, пропустил тренировку, не пошел на работу.
 С понедельника ввел опять две недели...
 * Возможно, в следующей жизни у Жени это задание будет получаться лучше. Не все сразу, однако, тем более что другие упражнения у него идут не в пример лучше. Вы бы видели, какая у него теперь - Королевская стать! А солнечная, сиятельная улыбка!!
 
 ОРДЕН ЧЕЛОВЕКОВ, ИЛИ ВЕРТИКАЛЬ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
 Вертикаль личностного роста привлекает многих. Мне занозу на эту тему посадил Олег Генисаретский, дав формулировку: "Святой - это тот, кто взошел по небесной лествице, но при этом остался живым..." Не могу сказать, что мне здесь было и есть все ясно, но два ключевых слова в душу запало: "взошел" и "живой".
 * Живой - значит дышащий, чувствующий, не окостенелый, не превратившийся в святую мумию. Живущий, живой... Хочу!
 Но хочу еще и - "взошел!", хотя вопросов здесь куда больше, чем какой-либо ясности. Чем определяется эта вертикаль и как удостовериться, что ты движешься вверх, а не криво? И вообще: действительно ли стоит туда карабкаться, что там наверху такого классного будет и насколько все это дорого? И, кстати, нет ли чего другого - похожего, но чтобы без карабканья и подешевле?
 * Простите, я прагматик, то есть от всего ожидаю практически полезных результатов. И мама у меня - бухгалтер.
 Полагая, однако, что эти вопросы волнуют не меня одного, предлагаю начать разбираться.
 И первый пункт будет -
 что и как принимать в жизни.
 Что и как принимать в жизни
 Если научиться жизнь принимать, то не будет нужды ее переделывать.
 Верно. Но...
 Совершенно дурацкий футбол и любимая Барби
 Дочка пришла сердитая из новой школы, ситуация стала ясна с первых же ее фраз:
 - Они дураки! Они играют в свой дурацкий футбол, а мне это совсем не интересно! Я больше к ним не пойду!
 - Какая прелесть! Славно, но у меня к тебе несколько вопросов. Первое, ты сказала, что они все - дураки. Расскажи, пожалуйста, почему ты приняла про них такое решение.
 - А что они в свой футбол дурацкий играют! Конечно, дураки!
 - Ага. Я правильно тебя понял - те, кто играет в футбол, все - дураки? Или они в какой-то особенный, дурацкий футбол играли?
 - ... (Через молчание.) Ну я же не умею, что мне с ними делать, а?
 - Конечно, ты не умеешь играть в футбол. Но теперь у тебя есть два варианта: первое - обижаться на них, что они дураки и в футбол играют, а второе - ножками по мячику стукать, смотреть, что из этого получается и потихоньку в футбол учиться играть.
 - Все равно я к ним больше не пойду!
 - Великолепно! Все нормально, только давай обсудим: если ты к ним туда больше не пойдешь, чем другим полезным ты займешься после уроков?
 - Буду играть в Барби.
 - Хорошее дело, я твою Барби тоже очень люблю. Только как долго ты собираешься это делать? Я так понимаю, что это не самое сложное дело, может быть, тебе стоит забросить все другие дела, ведь там бывает трудно, и все вечера играться - то в Барби, то телевизор смотреть, то еще как-нибудь развлекаться! Слушай, ведь так же - приятнее!
 - Вечно ты со своей психологией! Надоело! (Повернулась обиженно, надулась.)
 - Ой, какая прелесть! Слушай, у меня к тебе вопрос, точнее, два, и оба очень серьезных (интонация серьезнеет по нарастающей). Первый: я вижу, что у тебя кто-то стал плохим. Просьба рассказать, кто и почему. А второй вопрос такой: давай теперь, если мне тоже что-нибудь не понравится, я тоже перестану нормально разговаривать, надуюсь и буду думать про всех плохо. Тебя это устроит? И с какого дня и часа мне это начать? Может, с сегодняшнего? ...Короче, иди сюда (успокоительно и легко). Тебе от меня три щелбана и много раз поцелую. И пойдем пить вкусный чай: ты варенье какое хочешь? Клубничное или смородину?
 - Клубничное...
 - Правильно, я его тоже больше люблю!
 * * *
 ...Здесь папа был - веселый и требовательный. Папа может быть и другой - например, теплый и душевный, тогда краски и содержание разговора будут совсем другими. Например, такими:
 - (Начало от дочки то же, пропускаем, в общем, все дураки!)
 - (Папа, обняв.) К тебе пришла Обидка. Какая она - теплая или колючая?
 - Ну, такая... Только немного теплая, а так холодная и колючая...
 - Хорошо, ты тогда ее согрей и побудь вместе с ней. Она пригреется и потихоньку растает. А Грустинка маленькая в душе есть?
 - (Кивает головой.)
 - Где она у тебя?
 - (Прислушивается к себе, потом показывает на плечики.) Она мне на плечики легла!
 - Вот и погладь свои плечики, Грустинке будет приятно, она станет легкой - и упорхнет! Давай с тобой вместе! Ты же у меня - самая любимая и замечательная!
 - Нет, папа, это ты у меня самый замечательный! (По-моему, забыв уже про все свои огорчения!)
 * * *
 Мне нравятся оба разговора, и я убежден, что психолог по жизни обязан уметь легко беседовать и так, и так. Пока я не умел быть мягким, я только напрягал и был беспомощен, когда детям душевная помощь действительно была нужна. Но пока я не научился быть требовательным, я только гладил и не учил быть честным и сильным.
 Но я не скрываю своих личных предпочтений, как дети и психологи не скрывают предпочтений своих. Детям и психологам безусловно ближе не первый, а второй - мягкий и принимающий, психотерапевтический стиль. Если разрешите - женский стиль. А мне ближе - мужской, и я обычно с детьми разговариваю не мягко, а как я.
 Почему? Хочется верить, что это не моя ограниченность, а мой выбор, имеющий неслучайные основания.
 Праздник Шаббат против научной психологии
 Когда моих детей спрашивают, какой у них папа, они отвечают: веселый и строгий. Верно. Я - строгий папа! Я слежу за порядком в семье, и, в частности, в моей семье и в моем окружении не принято грустить и неприлично обижаться. Не принято, и в этом смысле - не разрешено.
 * Ну, как будто ты ходишь неумытый и через шаг сплевываешь на пол. Что за дела? Поди умойся, а на пол плевать не надо.
 Я не предъявляю требований к тучам, чтобы их не было, потому что тучи не могут выполнить мои требования. Но я предъявляю требования к своим детям, чтобы они не ходили сумрачные, как тучи, потому что детям следить за этим - вполне по силам.
 Я знаю, что, если очень надо, - душа подстроится под все что угодно. Вон у правоверных иудеев каждую субботу все, то есть каждый, только веселится, радуется и танцует. Полный Шаббат! Чтобы было яснее, даю вопрос моей жены и ответ Саши Каца:
 - Что, все и всегда празднуют? А если кто-то из их ближних в это время заболел или умер?
 - Ну, это разные вещи. Если человек заболел и нуждается в срочной помощи, тогда положено не праздновать, а помогать. Но если опасность позади и человек умер, тогда надо праздновать.
 М-да... Но каждый правоверный иудей действительно придет в синагогу и будет праздновать, радоваться от всей души!
 * Потому что он так воспитан - с детства.
 Уважаемые психологи! Вот вы придите в такую семью и расскажите, что все это совершенно психологически неграмотно, что радоваться по приказу в соответствии с законами психологии нельзя и что подлинные чувства грусти, обиды и лени нельзя запрещать, иначе они загоняются в подсознание и рождают неврозы!
 * В ответ вам улыбнутся и споют очень веселую песню...
 Я асэ шалом,
 Я асэ шалом,
 Ша-алом алэйну
 Вэ альколь исроэль.
 Так вот, у нас в семье это (жить светло, радостно, без обид и грустинок) принято не раз в субботу, а каждый день, правда не прерывая сугубо рабочий распорядок дня.
 А по-другому - совершенно не принято. То есть - не разрешено.
 Обидки и Грустинки
 Обидки и Грустинки разрешают своим детям практически все нормальные родители, разница только в том, что после обработки от психологов они делают это без чувства вины и с научным обоснованием. И это мудро. Учитывая, что родители все равно безруки, то вместо того, чтобы детей (так) воспитывать, пусть лучше они детей своих примут.
 У моего соседа жутко запущенная квартира. Убрать ее (по крайней мере ему) совершенно нереально, он ходил и все годы на эту тему мучился, а потом знакомый психолог предложил ему ПРИНЯТЬ СЕБЯ И РЕАЛЬНОСТЬ. Квартира как помойкой была, так и осталась, но вот на душе у соседа куда как полегчало, и он теперь в свою помойную яму вписывается все более гармонично.
 * Учитывая его лень и беспомощность, согласитесь - это мудро.
 Если у меня окажутся дети душевно запущенные, я скажу себе то же самое и предложу своим детям грустить, злиться и обижаться вволю. Пусть из себя напряжение повыкидывают: устанут, успокоятся. Более того, через некоторое время я предложу им это делать почаще, но только - с любовью к себе и удовольствием.
 * А вот без любви и удовольствия уже будет - нельзя.
 И мы вместе будем этому учиться: сделал, например, глупость какую-нибудь - быстрее обними себя, родного и любимого, за плечики и кричи себе радостно: "О!-ши!-боч!-ка!!" И мы покричим это вместе с тобой! И вместе тепло и с удовольствием пообижаемся, вместе светло погрустим, а позлимся вообще по-зверски, по-ковбойски, на всю катушку, классно!!
 А потом... А потом придем в себя и потихоньку начнем учиться уже другому - учиться жить по-человечески. Достойно. Без душевной грязи.
 Обидки и Грустинки разрешают своим детям те родители, которые вынуждены разрешать их себе. Они хотели бы детей своих воспитывать, хотели бы больные Обидки и тяжелые Грустинки из семьи вымести, но из их рук выбито оружие личного примера, они - уязвимы. Они сами не справляются с собой - и вынуждены разрешать это детям. Скажи детям: "Так нельзя!", а дети кивнут: "А сами-то!" - вот и вся разгадка этой вынужденной психологической мудрости. А были бы родители человечески сильнее, было бы что ребенку предъявить: а именно себя, себя всегда в форме, всегда светлого и работающего душой, - тогда родители перестали бы разрешать детям эти красиво оформленные гадости.
 * Гадости, потому что Обидка - это плохие мысли про хороших людей, а Грустинка - темные мысли про светлый мир.
 Нет? Вы настаиваете, чтобы это - было?
 Жизнь: Путь или Процесс, или Беседы со Снежаной
 Снежана - психолог, то есть совершенно нормальный человек со всем набором типичных проблем, только носит она свои проблемы - как психолог, то есть элегантно.
 * Вообще-то разговор с дочкой страницу назад я разыгрывал именно с ней, потому что это проблемы с ее дочкой.
 Итак, ей слово:
 - Я отучалась от оценочности, потому что с ней в этой жизни, среди этой грязи и этих скотов жить слишком тяжело. Это - моя защита. Может быть, я ослепла, но теперь я не стала видеть скотов - скотами, из мира исчезли эти краски и добра, и зла, мир стал просто - есть. Моя жизнь теперь для меня - это Процесс... Это - не случайное для меня слово, это Понятие. Когда я знаю, что моя жизнь - это Процесс, это значит, что всё в моей жизни - не случайно, и если что-то со мной происходит, значит, это должно было произойти. Я поняла свою жизнь - так, и теперь я ее - приняла.
 - Вот эта твоя сказка... В чем для тебя ее прелесть?
 - Ой, да это же понятно: в ее некритичности. Мне с ней стало просто гораздо легче жить. А что ты имеешь против? Ведь задача человека - адаптироваться к миру, не так ли??
 - (Тут я взорвался и затопал ножками.) Нет!! Это и есть мое главное обвинение к психологам: в том, что психологи учат адаптироваться. Это - безобразие! Это значит, что они учат: я маленький, а МИР БОЛЬШОЙ. Мир, наверное, страшный, и к нему надо подлаживаться - адаптироваться. Учить такой жизни - учить дурному, и я адаптироваться не учу. Я живу в другой картинке, где я - большой, а мир - это моя мастерская, которую я налаживаю, чтобы мне в ней было еще просторней и веселее. И я хочу, чтобы мои дети и все те, кого учу я, жили в картинке такой же.
 ...Снежана уехала, а я все продолжал думать. Я думал и продолжаю думать, что адаптироваться учат те, кто не умеет (или не хочет) быть сильным. Тот, кто слаб. Но, хуже того, учить адаптироваться - это воспитывать слабых.
 УЧИТЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ - ЭТО ВОСПИТЫВАТЬ СЛАБЫХ
 Моя жизнь - не Процесс, а Путь. Это то, что зовет и требует меня, что поднимает меня лежащего, что определяет направление моей жизни. Вы можете рассматривать это как мою игру, как мое развлечение - я соглашусь с вами, но такое свое развлечение я - уважаю! И если я выбрал себе Путь со словами "Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться", я нагрузил себя этой работой.
 Если же моя жизнь - Процесс, конечно, я свою жизнь облегчил. В жизни как в Процессе я не знаю, куда я иду, ориентиры я - снял, напряжение - сбросил. "Сижу в дерьме - значит, это зачем-то мне нужно. Вот и посижу еще немного".
 * Милый Путь, но достоин ли он уважения?
 Процесс - оправдывает все, и поэтому я обвиняю такую жизнь - за безответственность. Если же я встаю на Путь, это - выбор ответственной жизни. Потом - да, Путь подчиняет меня. Но вначале - свой Путь выбираю я, я вижу его начало и мне ясно его направление. Я знаю, куда я иду, я знаю, когда я - на Пути, а когда я - непутевый. Эта жизнь - ответственна.
 Вести с дороги
 Быть Человеком - легко. Стать им - трудно.
 Аня Носова
 А самое смешное, что оказывается в Пути, это то, что такая жизнь - легка. Путь - это великолепная защита! Когда ты стал на Путь, исчезают все сомнения, не нужно спорить ни с собой, ни с другими, есть ясность и энергия. Только - иди, и чем ты идешь сильнее, тем более ты в Пути укореняешься, тем более тебя поддерживает твой Путь. И больше нет споров - ни с собой, ни с посторонними, ни, что самое тяжелое, с близкими.
 Теперь с близкими я живу легко - как священник. Вы можете не выходить замуж за священника, но, если вы замуж за него вышли, у вас не будет споров, как жить: жить вы будете, как живут в семье священника. Диспутов - не будет. Со священником спорить бесполезно, он ссылается на Господа, а с Господом не поспоришь.
 Так же легко живу и я. Как Путь скажет, так и будет - а я знаю, как скажет Путь.
 УМНЫЙ СЛАБЫЙ ВЫБИРАЕТ ЖИЗНЬ - КАК ПРОЦЕСС
 УМНЫЙ СИЛЬНЫЙ ВЫБИРАЕТ ЖИЗНЬ - КАК ПУТЬ
 Ваш выбор?
 Куда расти

<< Пред.           стр. 11 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу