<< Пред.           стр. 2 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

 Улыбнулась, назвала себя, помогла вам справиться с волнением - умница, я за тебя рад.
 Сделала каменную физиономию и шарахнулась от тебя - какая жалость, девушка, как тебе плохо живется...
 Наше дело - проявлять интерес и получать удовольствие от плавания в стихии общения. Вон бегает щенок: он не может пока ничего, но с каким удовольствием тявкает! Он даже не настаивает, чтобы вы с ним играли, - ему достаточно, чтобы вы были. Он к вам подбежит, обнюхает, повиляет хвостом и потычется в вашу руку. А если вы его не погладите, ничего страшного! - он так же воодушевленно побежит дальше.
 * Стоит у него поучиться.
 Надо научиться и привыкнуть заговаривать с самыми разными людьми без всяких задних мыслей, без намерения добиться результата - с девушками и парнями, старыми и малыми, в очереди и автобусе... Если есть возможность что-то спросить - спросите. Если есть повод улыбнуться - улыбнитесь.
 Для стесняющихся и флегматичных - серия вспомогательных упражнений:
 1. Больше общайтесь. Хотя бы активно поддерживайте разговор, если к вам обратились. Например, с вами стала болтать старушка - болтайте с ней, не уходите от разговора. Постарайтесь найти в этом разговоре для себя что-то приятное и интересное, чтобы болтать с удовольствием.
 Более того, не просто поддерживайте разговор, а начинайте его сами. Начинайте болтать сами. Например, в троллейбусе: "Вы не дадите почитать газету? У нас с почтой - беда, почтальон никогда не приносит ее раньше десяти. А вам везет больше? Кстати, подскажите, что имеет смысл выписывать на этот год?"
 2. Играйте роль балаболки. Ваше препятствие - вам хочется болтать умно. Отбросьте это, перешагните - разрешите себе болтать любую ерунду. Как при этом будут на вас смотреть? Так, как себя преподнесете.
 Как-то Дима Чекменев (сам по себе типаж незабываемый) познакомил меня с Настоящей Шаманкой из Якутии. Как она себя представила - Самой Главной Шаманкой Якутии. Кто-то ее мог бы назвать очень толстой женщиной, но я, глядя на нее, видел Шар, переполненный любовью и энергией.
 * Любовью - к себе, а энергией - из себя что-то представлять.
 У меня было достаточно чувства юмора, чтобы воспринимать ее серьезно, но количество уверенной ерунды, которая из нее изливалась, превышало все известные мне ранее пределы.
 - Вы знаете, у меня вчера - вы не представляете!! - вдруг, совершенно ни с того ни с сего! - оторвалась пуговица. Пуговица, вы не поверите! Такая маленькая - совсем маленькая! - но она мне была нужна! Так вот, в магазине две продавщицы искали мне ее полчаса! Перерыли весь магазин, но, представляете, нашли! Кстати, что это за здание, которое мы проезжаем? Вон то, четырехэтажное! Да, мне бы оно подошло, я, пожалуй, его возьму...
 Заряженный таким напором поток изливался без перерыва - и я поверил ей, что она действительно Самая Главная Шаманка Якутии. Она не была уверена - она просто знала, что все, что происходит с ней, любая, казалось бы, ерунда и мелочь, является не ерундой и мелочью, а тем, что происходит с Ней - то есть событием исключительной важности. Она так себя держала. Более того, она так - жила!
 * Почему я про нее рассказываю? Я полагаю, что ей познакомиться с кем-либо трудностей никаких не представляет.
 3. Воспитывайте в себе детское, веселое, игровое начало. Я никогда не поверю, что вы никогда не были ребенком. А раз были - то вспоминайте, на что это похоже. Размазывать кашу по столу, может быть, нужды уже нет, а вот пропрыгать, к примеру, от подъезда до подъезда на одной ножке - удовольствие огромное.
 * Сначала это лучше делать без свидетелей.
 Настоящие дети любят играть взрослых - в этом тоже берите с них пример, изображайте самых разных людей, ваших знакомых и просто окружающих.
 * Если будут обижаться - изобразите что-нибудь другое, например, паровозик, как он пыхтит и дуется. Ах нет, не пойдет - могут подумать, что вы передразниваете обиженного.
 Играйте в жизнь! Доказывайте вещи, с которыми сами не согласны, поддерживайте любую нелепую версию, перевирайте, фантазируйте. Тетя рядом с вами начинает: "Что за молодежь пошла!" - сведите брови и громко посочувствуйте вместе с ней. Если же она не успокаивается, посоветуйте ей что-нибудь радикальное, например: "Давить всех их нужно, вешать и стрелять!" - так, чтобы, "серьезно вы это или шутя", не понимал никто.
 * В том числе и вы.
 Если не хватает фантазии вообще ни на что - выучите наизусть "Вредные советы" Григория Остера.
 4. Учитесь быть спонтанным. Ловите момент - в первую очередь душевный. Правильная душевная преднастройка даст вам и вдохновение, и смелость, а в результате все сложится просто и "само собой". А вдруг пропустили момент, "сбили дыхание", и самые хорошие заготовки окажутся некстати: слова будут чужие и не нужные никому.
 * Как этому учиться? Когда будете жить без напряжения, все придет само, а пока расслабляйтесь и - учитесь рассказывать анекдоты.
 Умение "продать" анекдот - настоящее искусство, кому-то подаренное от природы, а чаще - талантливо наработанное. Собственно, главный секрет хороших рассказчиков - начать рассказ именно тогда, когда это будет кстати. И начать сразу, волной, от души, вовлекая всех в совершенно живую картинку.
 Текст анекдота может быть простым и коротким. Например:
 - Ты знаешь, я вчера твоего мужа в магазине встретила. Так вот, он мне такой анекдот рассказал, я чуть с кровати не свалилась...
 Расскажите этот анекдот всем своим знакомым - но главное не в "расскажите", а в том, чтобы это родилось само, естественно и на одном дыхании.
 5. Привыкайте помогать и отзываться на помощь. Мало проблем с контактами у человека, который всегда готов помочь окружающим и легко обращается за помощью сам. Это же так просто! Бабуля втаскивает сумку с колесиками по лестнице - потратьте минуту, помогите ей, ей правда тяжело. Идет девушка с тяжелой сумкой - предложите поднести.
 * Можно и ее, но для начала хотя бы сумку.
 Идет слепой - предложите свою руку. Спрыгиваете с высоких ступенек - попросите руку. Не знаете, как пройти, проехать, сколько сейчас времени или где что продается, - спросите. Видите, что кто-то не знает, - подскажите.
 * Согласитесь, сложность заданий на уровне школы с задержками умственного развития. Но тогда - почему же вы этого не делаете? Задержки душевного развития?
 6. Следите за своим лицом. Основное, фоновое выражение вашего лица должно быть - спокойная доброжелательность и готовность к улыбке. Даже когда вы не улыбаетесь, улыбка должна теплиться в уголках вашего рта и в ваших глазах. А когда ваша улыбка расцветет, она должна означать одно - как здорово, что есть вы, я, весь этот мир, который мне так нравится...
 * Могу ли я быть уверенным, что хотя бы последнее упражнение вы сделаете? То есть - сделаете своим образом жизни?
 
 То, что поможет вам познакомиться
 - Девушка, можно вас на минуточку?
 - А за минуточку успеешь?
 - Долго ли умеючи!
 - Умеючи-то как раз долго!
 Все интеллигентные люди тут обязаны продемонстрировать, что им такой юмор духовно не близок
 Здесь даны только дебюты - ситуации и первые слова, которые помогут вашему знакомству. Остальное зависит только от вас, но мы же уже договорились, что вы человек образованный, милый и симпатичный, читаете не только программу телепередач и, конечно, сумеете быть интересным?
 Ваша главная установка:
 ЗНАКОМИТЬСЯ - ЭТО ЕСТЕСТВЕННО.
 А ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ ЗНАКОМСТВА - НЕЕСТЕСТВЕННО
 Всегда полезно иметь с собой: конфетки, сдутые воздушные шарики, цветы (хотя бы один, летом лучше полевые), газету или журнал с кроссвордами, пишущую (хорошо пишущую) ручку и библиографические карточки4.
 Можно, конечно, и визитки, но обычные официальные визитки слишком серьезны и для кого-то - накладно.
 * А когда будет не накладно, перестанет быть актуальным знакомиться на улице.
 Поэтому в случае чего вместо визиток удобно использовать просто свои маленькие фотографии. Они тоже жесткие, и на них тоже удобно писать свое имя и телефон.
 * Но не рекомендую использовать их в маленьком городе - скоро все девушки будут знать вас в лицо, даже вас не зная. И это не всегда бывает хорошо.
 Итак, вы идете по улице, спинка прямая, глаза веселые, радуетесь миру, себе и проходящим старушкам. Иногда попадаются и привлекательные девушки. Если девушка очень понравилась - пойдите за ней и на ходу купите цветок, хотя бы один.
 - Девушка, разрешите подарить вам одну розочку: это вам приз зрительских симпатий.
 * Аплодисменты!
 - Девушка, у меня к вам просьба. Можно, я подарю вам эти цветы? Я бы хотел увидеть вас когда-нибудь еще и подарить большой букет роз. Вы любите розы?
 * Если не любит, признайтесь, что не любите их тоже, и согласуйте устраивающий ее букет.
 - Девушка, вы мне так понравились, что я умру, если не увижу вас еще. Можно, я вам и завтра подарю цветы?
 * Вариант: ничего не просите - ни телефона, ни когда встретимся; вместо этого, если есть время, пойдите следом и узнайте, где она живет и работает. Она выйдет, а вы стоите с букетом цветов. Есть!
 Всегда проще знакомиться, если ты не один, а в компании: тогда несложно представить ситуацию так, что ты вроде как хлопочешь за друга:
 - Девушка, мой друг хочет с вами познакомиться. Его зовут Дима, вы ему очень понравились, но он не знает, как вас зовут...
 Или еще проще: подходишь с товарищем к милому существу и начинаешь по всем правилам их знакомить. Представляете друга: Это - Сережа. А это ...(в сторону девушки, но тут заминка) ...Как вас зовут? - ...Таня. - Таня, очень приятно. А меня Дима.
 * Ну вот все и познакомились.
 Можно спрашивать дорогу, но не куда угодно. Интересующий вас маршрут должен быть такой, чтобы:
 человек его, скорее всего, знал;
 вы как москвич можете его не знать или забыть;
 объяснить дорогу было непросто.
 * Точнее, просто долго, и это - главное!
 Как в Москве пройти до театра Маяковского, или в сад "Эрмитаж", или в Консерваторию, или кинотеатр Повторного фильма, или "Иллюзион", или с какой-нибудь окраины добраться до ближайшего метро - объяснить можно, но при некоторых навыках (например, смешной и милой бестолковости) объяснение займет даже не минуту, а приятно побольше.
 * Если вы хотите познакомиться, время играет на вас, и чем дольше идет разговор, тем больше у вас шансов.
 Вот, кстати: пусть по вашей просьбе тот, у кого вы спрашиваете, нарисует путь на библиографической карточке. Зачем? Ну как - это прекрасный повод к тому, чтобы у вас под рукой появилось чем писать и на чем писать. И тогда очень удобно на этой же или на другой карточке обменяться телефонами.
 - Вы знаете, вы так здорово мне все объяснили - мне бы так хотелось услышать ваш голос еще раз, хотя бы по телефону. Можно я напишу вам свой телефон и вы мне когда-нибудь позвоните?
 * А если потом по телефону голос будет звучать хуже, у вас есть повод настаивать на личной встрече.
 - Вот мой телефон. Если можно, я бы записал и ваш. Мне бы очень хотелось встретиться с вами еще. Потому что за это время я уже установил, что вы добрая и хорошая.
 * Редко какая девушка будет оспаривать эту, неоспоримо доказывающую вашу проницательность, красивую гипотезу.
 - Девушка, вы так прекрасно объясняете, с вами так приятно говорить. У меня к вам нестандартное предложение - можно я приглашу вас как-нибудь в театр Маяковского (Ленком) на что-нибудь хорошее? Да? Тогда давайте обменяемся телефонами.
 * Я бы сказал, что это очень серьезное предложение.
 Можно узнавать время (и тянуть время):
 - Вы не подскажете, сколько времени? А у вас точно идут часы? Ой, можно я посмотрю более точно?.. Вот, я хотел бы подвести стрелки. Вообще у меня с часами очень сложные взаимоотношения - то я их подвожу, то они меня... Я каждое утро звоню по 100 - ставлю время. А можно я буду звонить лучше вам? Вы отвечаете гораздо приятнее!
 * Правда, хорошо звучит: "Вы отвечаете гораздо приятнее!"? Чтобы такие симпатичные слова шли у вас с души сами, "на автомате" - потренируйтесь. Поставьте себе задачей: сколько раз на дню вы найдете повод сказать людям что-то приятное?
 Но - дальше.
 Девушка сидит на скамейке, вы подходите сзади и закрываете ей ладонями глаза. Правильно, что тогда она делает? Она - всегда - своими руками прикрывает ваши и начинает гадать: "Сергей, Андрей?.." Тогда вы берете ее руку, здороваетесь с ней и представляетесь.
 * Только не подходите с этим приколом к тревожным тетям без чувства юмора. Такая тетя запросто завизжит на весь бульвар, как только ваши ладони лягут на ее очи.
 В метро или на остановке.
 Имейте всегда с собой сдутый воздушный шарик. Увидели хорошую девушку - перед ней его надуваете, на нем пишете, что хотите, и торжественно дарите ей.
 * Например, рисуете себя грустного, пишете свой телефон и там же спрашиваете телефон ее. А можно - просто написать ей хорошие слова и улыбнуться.
 А можете передать девушке напротив библиографическую карточку (свою визитку или фото), на обратной стороне которой нарисовано грустное лицо и фраза: "Девушка, я такой грустный, потому что не знаю, как вас зовут". Если после этого завязался разговор - сработало. Если вместо разговоров коротко написала, как ее зовут, дайте ей другую карточку: "А теперь я веселый, но где и когда я смогу вас увидеть еще раз?"
 * И так далее, переписываться любят все.
 Если не нашли повода заговорить в метро, догоните в переходе:
 - Девушка, ну нельзя же так бесчеловечно. Вы же видели, что я не мог оторвать от вас взгляда, а вы просто так встали и вышли. Давайте лучше познакомимся. Меня зовут Паша5.
 Если в вагоне метро или электрички у девушки в руках газета или журнал, попросите почитать (можно сразу поинтересоваться, что там самое интересное); в любом случае, возвращая, есть повод поделиться чем-то по поводу прочитанного - и пообсуждать. Если беседовать неудобно, а взгляды с обеих сторон оказались теплые, то не теряйтесь: на этой, соединившей вас газете на видном месте напишите свой номер телефона и несколько коротких слов, которые помогут ей вас не забыть.
 Если почитать есть не у нее, а у вас, можете попробовать включить ее в ваши занятия. Например, если вы разгадываете кроссворд, будет просто глупо, если вы ни разу не обратитесь к ней за помощью.
 * И, естественно, совершенно беспроигрышный вариант: покажите ей вот эту самую книгу и поинтересуйтесь ее мнением по поводу предложенных здесь вариантов знакомства. Естественно, спустя пару страниц девушка эту книгу у вас отберет и начнет читать сама, но вы ей просто так не отдавайте, а договоритесь о встрече и так далее.
 Знакомство под дождем.
 Можно, конечно, кому-то и мокнуть, а можно предложить зонт тому или той, кто без зонта. Еще проще - спрятать свой зонт и нырнуть под зонт симпатичного вам человека: "Спасите меня от этого внеземного водопада!"
 * Думаете, выгонит? Нет. А под зонтом приходится прижиматься. А то ведь дождь очень сильный и мокрый!
 В магазине или рядом с ним:
 - Мне нужна ваша помощь. У моей сестры день рождения, я хочу ей что-то купить, а что - не знаю. Посоветуйте! (Помогите подобрать!)
 * Если это не ювелирный отдел, то пользоваться этим приемом можно часто.
 В очереди:
 - Девушка, вы наверняка знаете. Я купил вермишель, а что с ней делать, не очень представляю. (А можно я всегда буду с вами консультироваться?)
 * При очень положительном ответе вам светит консультироваться с нею всю оставшуюся жизнь.
 У киноафиши:
 - Девушка, посоветуйте, что сейчас можно посмотреть? А давайте я вас приглашу и мы попробуем попасть туда-то - если мы с вами будем вместе, меня устроит любой фильм.
 * А через пару лет она тебе ответит: "Если мы с тобой будем вместе, меня устроит любая жизнь!" Красиво, да? А начал это - ты!
 Театр.
 Спрашивайте лишний билетик, а когда неудачно:
 - Вам не удалось? Мне тоже. Но у меня к вам предложение: пойдемте лучше в кафе, там тепло, а с вами будет еще и приятно.
 В самом же театре у симпатичного человека всегда можно спросить программку. А потом обсудить свои впечатления.
 * Если ему не нравится то же, что и вам, - значит, это ваш человек!
 
 Знакомство методом взлома
 - Девушка, я все придумываю повод, чтобы к вам подойти и заговорить, и ничего в голову не приходит. А можно мы без повода познакомимся?
 Он думает, что - можно
 Это были все способы знакомства, когда вы находите для него какой-то удобный повод. Конечно, с поводом легче. А можно ли - без повода? Знакомиться - методом взлома? Так сказать, напролом?
 * Можно сказать мягче: не "напролом", а - просто прямо, не оправдывая свою инициативу наличием повода. Что оправдываться-то? Разве вы совершаете что-нибудь дурное?
 Можете рассматривать это и как тест для девушек. Действительно, если вы хороший, то умная девушка с вами обязательно познакомится.
 * Соответственно, если нет, то есть две возможности: или вы не хороший, или девушка не умная. Решите, что точнее.
 Итак, на пляже (или в другом скучном месте):
 - Девушка, а можно я вам составлю компанию? Будем скучать вместе, это веселее!
 На улице:
 - Добрый день. У меня к вам совершенно нетрадиционный вопрос. Меня интересует: как бы вы отказали тому молодому человеку, который подошел бы к вам, улыбнулся и сказал: "Давайте познакомимся?"
 * Пока она будет размышлять, что бы тут такое ответить, можно успеть ей улыбнуться и увидеть улыбку ее.
 - Извините, девушка, можно вас на минутку? Вы знаете, мы с вами не знакомы, но это можно легко исправить. Меня зовут Андрей. А как зовут вас? (...Лена.) Лена, мне нравится в вас все, начиная с имени. Я хотел бы дать вам свой телефон, чтобы иметь возможность увидеться с вами еще раз. Должны же быть в жизни у человека праздники...
 * Дальше можно спеть песню: "Три месяца лето, три месяца осень... - и так далее ... И вечная весна!"
 - Добрый день. Вы знаете, очень неприлично обращаться к человеку, не зная его имени. Давайте мы с вами познакомимся, и тогда разговаривать нам будет легче. Меня зовут Дима. А как зовут вас?
 * Потрясающе приличный молодой человек! Наверное, в галстуке.
 - Девушки, внимание - перепись населения. Ваши телефоны.
 * Если испугались - телефоны дадут. Если не испугались, а засмеялись - дадут то же самое.
 - Девушка, у вас не будет листка бумаги и ручки?.. А можно я запишу вам свой телефон? Мне не хотелось бы вас терять.
 * Изящный подкат, но не совсем уличный. На улице у девушки может ни листка бумаги, ни ручки не оказаться. Не писатели!
 - Простите, мы, кажется, с вами где-то встречались. Вы не были в лагере "Спутник" в прошлом году? А где вы были этим летом? Все равно - давайте не будем расходиться. Как вас зовут?
 * Один из самых заезженных вариантов, но, как ни странно, действительно нередко проходит.
 - Д-девушка, а где здесь улица Д-д-д-д-д... (Играйте заику. В девушке всегда проснется жалость, она начнет угадывать улицу - и пытаться вам помочь.) А вообще-то я с вами познакомиться хочу.
 * За такое если не побьет - то оценит.
 - Такая очаровательная девушка, а несет (держит) такую здоровую сумку... Давайте я вам помогу. Вам куда?
 * Только не подходите так к иногородним. Они, как правило, естественно напряжены и сумку не дадут никогда.
 - Вы знаете, ужасно приятно увидеть хоть одну девушку, которая идет медленно. В наше время все так бегут... У нас в Москве скоро будет как в древних северных племенах: догнал - значит, женился, не догнал - сам виноват. Вы знаете про такой обычай?
 * Какой намек!! Класс!!!
 - Девушка, у вас грустное лицо. Я хочу подарить вам конфетку, и чтобы у вас на душе стало светлее... Я не могу расстаться с вами просто так: вдруг вы еще когда-нибудь загрустите?
 * Только будьте осторожны - возможно, грусть окажется единственным, что вас объединяет...
 - Девушка, вы не знаете, где тут ближайшая больница?.. (Девушка задумывается.) Я очень хочу познакомиться с одной девушкой, а если она мне не даст свой телефон, я в эту больницу попаду...
 * Девушка перестает задумываться.
 
 Марина Цветаева в Московском метрополитене
 - А дело было так, Николай Иванович!
 История из жизни, мне рассказывает Ирина Г.
 Помните то занятие, когда мы придумывали и разыгрывали в Клубе сценки, как можно по-другому строить отношения, какими красивыми могли бы быть ритуалы знакомства, прощания, объяснения в любви и так далее?
 Так вот, вы нас тогда так завели, мы в метро прощались на шестнадцать подскоков, милиционер рядом на нас глядел, но подойти не решился. А потом я уже сижу в вагоне одна, смотрю, напротив меня двое интересных мужчин... Один из них, правда, при даме - похоже, с женой, а другой (наверное, его брат) выглядит очень даже ничего: в кожаной куртке, не пьянь. То есть если он и был немного выпивши, то, когда я к нему подсела и начала, глядя ему в глаза, читать Цветаеву, он, по-моему, сразу протрезвел.
 ...Я бы хотела жить с Вами
 В маленьком городе,
 Где вечные сумерки
 И вечные колокола.
 И в маленькой деревенской гостинице -
 Тонкий звон
 Старинных часов - как капельки времени.
 Он:
 - Как тебя зовут?
 Я беру его за руку и продолжаю:
 ...Я бы хотела жить с Вами
 В маленьком городе,
 Где вечные сумерки
 И вечные колокола.
 И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды -
 Флейта,
 И сам флейтист в окне.
 И большие тюльпаны на окнах.
 И может быть, Вы бы даже меня не любили...
 И погладила его по руке. Глаза его расширились:
 - Как тебя зовут?
 ...Вы бы лежали - каким я Вас люблю: ленивый,
 Равнодушный, беспечный.
 Изредка резкий треск
 Спички.
 По-моему, он впал в полный транс. Что он думал по поводу меня, я не знаю, но выговорить он смог только:
 - Как тебя зовут?
 Мне это надоело, я и говорю:
 - Марина Цветаева!
 - Марина, пойдем завтра на шашлыки?
 - ...
 Тут, правда, я поняла, что на шашлыки с ним я идти не хочу. Нет, я его не обидела, мы нормально поговорили еще минут пять, и мне было уже пора выходить.
 Вот так.
 * Почему Ира отказалась? Наверное, потому, что она не ходит на шашлыки с теми, кто не знает Марину Цветаеву.
 
 А ну-ка, девушки!
 Начнем с того, о чем уже упоминали: если девушка решится знакомиться, она обречена на успех. Никто, конечно, не гарантирует, что из знакомства выйдет что-нибудь дельное, но просто завязать теплый треп - для девушки обычно нет проблем.
 Когда, например, милая девушка Инна проводила этот эксперимент, девять из десяти знакомств состоялись.
 * В том числе, кстати, и с близстоящим милиционером. А что - он тоже человек и, похоже, несколько скучал.
 Единственное знакомство сорвалось так. Инне приглянулся парень, который внимательно разглядывал какую-то афишку, она подошла, встала рядом и стала размышлять: "С чего бы начать?" А тот вдруг повернулся и спрашивает: "Девушка, а как вас зовут?" Инна настолько растерялась, что ответила: "Не знаю..."
 * Бывает. Но у парня был странный взгляд.
 И так - что особенно выдумывать? Вы стоите в транспорте, одной рукой держитесь, в другой - книга или тетрадь, которую вы читаете. Рядом - молодой человек. "Простите, вы не перевернете мне страницу?"
 * Можно и уронить, но если не слишком много народу. А то ведь - затопчут, помогаючи!
 Транспорт на наших российских дорогах качает, а держаться за что-то вам иногда бывает неудобно, после чего вы невольно (почти невольно) толкаете (падаете на) молодого человека. "Извините, тут трудно удержаться, и нет мужественной руки (это с улыбкой), на которую можно было бы опереться!" Естественно, молодой человек извинится и подаст руку.
 * Думаете, нет? Проверьте: руку подаст. А извиняться... Ну что вы хотите, Азия-с!
 Те, кто пользуется косметикой и подводит глаза, всегда имеют повод по-дружески обратиться к любому парню: "Ой, не поможешь? У меня, кажется, глаз потек. Да?"
 * Если скажет, что уже вытек, значит, вы с одного огорода картошка.
 А когда, завершая полноценно прожитый день, ну очень поздно вы возвращаетесь домой, умнее идти не в одиночку. Чтобы к вам не пристал непонятно какой молодой человек, опередите его и пристаньте сами - к любому приличному парню: попросите проводить. Отказы крайне редки.
 * Ну, например, он с девушкой и торопится. Тогда - его отпустите.
 
 Волшебство на банкете, или НЛП в действии
 - Я людей делю на ощущенцев и образованцев. Я, например, образованец.
 - А как ты это определил?
 - А я это чувствую.
 Слышите?6
 Света неторопливо помешивает ложечкой чай, тонкими пальчиками один за одним берет маленькие крекеры и рассказывает мне свои всегда чудесные истории:
 - Я всегда удивлялась: почему, если я захочу, конкретный молодой человек всегда сам подойдет ко мне и начнет знакомиться? А потом я пошла на НЛП, и мне, по сути, рассказали. Короче, как я поняла, я делаю это так.
 Был у нас недавно банкет, за соседним столом сидит молодой мужчинка, типаж вполне в моем вкусе. И я начала: не глядя на него (мне это не нужно), начала повторять все его движения... Потом наладила дыхание под него, и мы стали с ним во всех проявлениях совершенно синхронны. Я чувствовала, куда он повернет голову, как он поведет плечом, и моя рука приподнималась сама вместе с его.
 В НЛП это называется "подстройка", раньше я нередко делала точно так же, только этого сама не понимала и не замечала.
 А теперь посмотрите на все происходящее с его стороны: сознательно он не замечает ничего, потому что явного ничего и не происходит; а бессознательное его видит, что рядом появилось его отражение, его двойник. Конечно, он обращает на это внимание! Его уже ко мне - тянет!
 Ну и все: через 10 минут, в перерыве, он сам подошел ко мне и стал завязывать разговор...
 
 ...М-да. Мне это напоминает сеансы магии с разоблачением, когда разоблаченный способ кажется более чудесным, чем магическое действие. А что: вы попробуйте так подстроиться, так вжиться! Вот где - магия, вот где - волшебство!
 Богатое это искусство - просто подойти и познакомиться.
 * Искусство просто оказаться рядом и сделать так, чтобы с тобой начали знакомиться...
 КАК СТАТЬ ПСИХОЛОГОМ, ИЛИ МОЙ ПУТЬ ИЗ НАУКИ -
 К ЧЕЛОВЕКУ
 Как я стал психологом (таким)? Как (и почему такой) я сделал Клуб? Что такое Синтон-программа и откуда она взялась? Эти вопросы звучат настолько часто, что ответы уже выкристаллизовались. Как всё у меня, это некоторые истории (когда веселые, когда колючие), за которыми почти всегда стоит какая-то подсказка.
 * Мораль, если хотите.
 Я никоим образом не утверждаю, что мой путь как психолога верен и хорош. Но я, так или иначе, состоялся - значит, путь мой был не тупиковым. И он был другим: не совсем традиционным и поэтому - интересным. А самое главное, мне хочется рассказать его в тех очень конкретных и житейских деталях, которые и составляют жизнь.
 * Правду жизни.
 Ну что, поехали?
 Знакомство начинается с обмана
 Козлов Николай Иванович - профессиональный психолог, получил базовое психологическое образование, окончив в 1979 году факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.
 Из анкеты
 На самом деле, это - прямой обман. Сейчас я уже могу признаться, что на самом деле никакой базовой психологической подготовки на факультете психологии МГУ я не получал. Я представляюсь так только для престижа: для того, чтобы не знающие меня люди увидели меня большим и толстым.
 * Уважаемым.
 Да, в МГУ на названном факультете я учился, но для реальной психологической работы я не получил там ничего.
 * Кроме корочки и наглости: вот, окончил, и в дипломе написано: "психолог, преподаватель психологии".
 Я изучал на факультете анатомию головного мозга приматов и даже человека, знакомился с тем, что не нравилось советским психологам в несоветских, слушал историю естественно КПСС и так далее, разрешите вас более не утомлять. Поэтому, как психолог, я, скорее, самоучка - как и большинство известных мне настоящих Психологов.
 Я - САМОУЧКА
 
 И если меня сейчас читают талантливые и душевные люди, которые собираются работать с людьми, но не имеют базового психологического образования, я тем самым говорю им: "Ничего страшного". Пятнадцать лет назад я был точно в той же ситуации, что и вы, только меня некому было поддерживать. Я прошел этот путь и, хочется верить, могу помочь вам пройти путь ваш.
 * Конечно, он будет другим, но, когда есть уже протоптанные тропинки, идти легче.
 Вперед!
 Университет
 Как я стал отличником
 Что же я делал на факультете психологии?
 В то время, как часть моих друзей играла в преф и пили пиво, а другая - зубрила толстые правильные учебники, готовясь к экзаменам, я учился. Учил себя. Учил - многому.
 Книги были моими Учителями, но - не учебники по психологии.
 Я продолжаю оставаться при убеждении, что вузовские учебники - как минимум, это бездарное времяпрепровождение, а как максимум - вредное компостирование мозгов. Относительно недавно мне пришлось пролистывать наших классиков от психологии (Ананьев, Божович, Выготский, Гальперин, Дубровина... продолжайте по алфавиту). Начал вчитываться - абзац, еще абзац - и вдруг ощутил, как начинает стопориться душа и глушится живое движение мысли. Еще страница, и на увядшую душу упала тяжелая импотенция... Возможно, я не смогу описать точно, что происходит с мозгами, но характерной особенностью, проявляющейся при длительном воздействии указанного информационного потока на воспринимающего индивида, оказывается глобальное смысловое отчуждение и носящее преимущественно защитную функцию тотальное разрушение структуры деятельности.
 * Простите, кажется, уже подействовало...
 Как минимум, после этих умных книг общение с людьми определенно затрудняется.
 Но мне повезло, и я в целом - спасся. Помогла подсказка от жизни. В первом семестре первого курса у нас было четыре предмета с экзаменом. По двум из них я добросовестно ходил на лекции и забивал информацией голову, в результате по ним я получил "четыре". На лекции по двум другим я не ходил, но сделал качественные шпаргалки и получил - "пять".
 * Я сделал правильные выводы, в результате чего факультет окончил практически круглым отличником, а голову и душу от ненужного мне сохранил.
 Вы меня осуждаете? Я - тому своему решению рад. Я не был лентяем ни тогда, ни позже, и такой способ учебы (а не безделья) был осознанным выбором. Поэтому я повторю свою позицию:
 
 НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ ЕРУНДОЙ - НЕ ЧИТАЙТЕ, ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ
 Танцы
  В числе того, что в МГУ все-таки составило мою базовую подготовку как психолога, я обязан упомянуть занятия в Школе бальных танцев. Я пришел туда на втором курсе не потому, что любил танцевать, я пришел потому, что танцевать совершенно не умел. Это было настолько очевидно, что после полугода занятий мне было мягко предложено покинуть студию ввиду полной несовместимости меня и танцев. Я тем не менее не покинул школу и продолжал учиться двигать ногами и головой, несмотря на исполненные мукой глаза партнерши. Прошел год, и на очередном конкурсе мы с Ирой Щуренковой заняли уже призовое место.
 * Вот так. Даже зайца можно научить играть на барабане.
 Мы занимались еще год, и это было важно в первую очередь для моего личностного, душевного развития. Я научился красиво и осмысленно двигаться. Я стал чувствовать тело девушки и мог гармонично быть с ней рядом. Я теперь умел подавать руки с разными интонациями и брать талию партнерши - и ее саму - и нежно, и властно.
 * А до этой школы я ничего этого не умел - а собирался жить счастливо.
 Вести партнершу, тем не менее, я научился только десять лет спустя.
 * Настоящий же смысл танца мне открылся не так давно, и сейчас в танце с партнершей я занят уже не танцем. Я погружаюсь в то, откуда танцы родились, - в секс, движения становятся живыми и очень конкретными действиями, поступками - и партнерша начинает отвечать мне на том же языке.
 ТЕЛУ ХОЧЕТСЯ БЫТЬ ЖИВЫМ И БОГАТЫМ. ТАНЦУЙТЕ!
 
 ...Интересно, а если бы я тогда, на факультете, учился двигать только извилинами - под аккомпанемент учебников, но не всем телом - под музыку красоты, как бы я сейчас работал: сутулый, угловатый, заторможенный?
 Психолог-теоретик такое себе позволить еще может - книги простят, но психолог-практик - в ситуации другой. Чтобы вести психологическую группу, ее надо вначале набрать. Объявления-рекламки работают слабо, куда как результативнее оказывается явление Психолога народу. Правда, народ любит не хануриков, а успешных, бодрых и красивых, и, если вы хотите работать успешно, вы таким быть должны.
 * В данном случае это не свободный личностный, не вкусовой выбор - это профессиональное требование. То есть то, чему научиться необходимо.
 
 Писательство
 Все, что сказано хорошо, - мое, кем бы оно ни было сказано.
 Мое. Хотя раньше это говорил и Сенека
 Качество моих занятий во многом определяется тем, что я хорошо пишу. Тот, кто внимательно пишет, начинает внимательно говорить, плюс настоящая как методическая, так и научная работа начинается только со свободной работы на клавиатуре.
 * Хотя бы пишущей машинки. А потом - компьютер обязательно.
 Все это пришло не сразу, а было наработано. Как?
 Не буду скрывать, что воровство в области литературы я всегда считал добродетелью. Хорош автор тот, у которого я мог что-то стащить: мысль или хотя бы фразу.
 * Мои записные книжки были забиты фразами - и именно поэтому эти фразы оказались не забыты.
 И я воровал - воровал много, усидчиво и внимательно. Сочту за честь, если кто-то сможет много воровать у меня.
 * Выражаясь пристойно, кто мой текст о-своит - сделает своим.
 Стихи продолжал писать все годы подряд, но год литературной студии дал мне навыки литературного ремесленника. Я стал чувствовать стиль, как дыхание речи, привык отслеживать звукоряд и научился выстраивать композицию.
 Моей литературной работе особенно способствовало конспектирование работ Маркса и Энгельса. Конспект надо было делать все равно, так я взял в библиотеке их произведения, купил хорошую печатную машинку и к ней - самоучитель.
 * Я потратил месяц, следя, чтобы пальцы ставились именно на нужные клавиши, но с тех пор печатаю вслепую. И пишу - легко.
 Я не могу сказать, что когда-либо искал свой стиль: я набирал и множил его, питаясь в первую очередь классиками - и декадансом. Но ощутил себя собой я лишь тогда, когда Великим Давним нашел аналоги в Классике Современности.
 И тогда на место Пушкина встал Пришвин с той же прозрачной простотой, ванильную надменность Игоря Северянина заместило интеллектуальное эстетство Леонида Жуховицкого, пронзительность Гумилева у меня как-то смешалась со снобизмом Ахмадуллиной, щемящую боль Достоевского я переболел и более ни у кого не искал, а на место кирпичной поэтики Маяковского легко взгромоздилась восхитительная ржущая наглость "Московского комсомольца". Гоголь моей души сконденсировался - и расцвел - в Жванецком.
 * Буду польщен, если кто-то обвинит меня в подражании ему.
 ЧТОБЫ ХОРОШО ГОВОРИТЬ, УЧИТЕСЬ ХОРОШО ПИСАТЬ
 
 Умное чтение
 Виктор Коток писал курсовую по рациональному и динамическому чтению. Ему нужны были испытуемые, и он научил меня читать.
 * Спасибо, Учитель!
 Во-первых, мой Учитель приучил читать меня не все то, что в книге написано, а только то, что мне там необходимо. И прежде чем открыть книгу, я должен был сделать ревизию: что по этой теме я знаю, что мне в этой области необходимо и что конкретно я собираюсь здесь искать.
 "Коля, пойми, так поступает каждая хорошая хозяйка. Если она идет в магазин, она знает - за чем. Впрочем, если там выкинули что-то неожиданное, но нужное, она это не пропустит также".
 * Вначале я на него ругался, а потом стал от души благодарить.
 Во-вторых, Виктор учил меня динамическому - умному и легкому - чтению. Вначале я учился читать медленно, с выделением темы и ремы, с анализом значения каждого слова в предложении, после чего некоторые куски текста можно было не читать вовсе: по начальному местоимению и ключевому слову все было ясно заранее.
 * Из текста отжималась "вода". И тогда почти всегда обнаруживалось, что собственно Текста на страницу - немного.
 Освоив это, я стал читать куда как веселее, по крайней мере, времени тратилось меньше. Правда, тогда же я стал видеть и Умные Тексты, где в одном абзаце могло храниться смыслов больше, чем в другом научном труде - на целой странице.
 Собственно с быстрочтением дело пошло еще проще. Я читал и так легко, а тут начал делать это расслабленно, не двигая глазами, сканируя текст одним внутренним взором. И тогда Виктор без всяких специальных рамок, одним постукиванием карандаша довел меня до скорости 3 (три) секунды на страницу.
 * Специально пришлось тренировать перелистывание страниц - на это тратилось времени столько же.
 Не слабо?
 ЧИТАЕТЕ ВЫ ПЛОХО. СТОИТ ПОУЧИТЬСЯ
 
 Методологи
 Много времени у меня взял, но и безмерно много мне дал Московский логический кружок - Г.П. Щедровицкий и компания.
 * Кто знает - тому комментарии не нужны...
 Это был вулкан мысли в темном царстве. Спасало их в то своеобразное время, возможно, то, что их вообще мало кто понимал. От их ненормальных докладов и боевых препирательств уже спустя полчаса моя голова неизбежно пухла и скоро переставала соображать.
 * Но раз за разом соображала все лучше.
 Одна книжка Имре Лакатоса "Опровержения и доказательства", которую я по их наводке проштудировал, заменила мне курс по логике научного исследования.
 Меня, как маленького, тыкали носом в мою ограниченность и слепоту, я злился и сопел, но в результате мне поставили мышление - и теперь, если я думаю, я знаю, что я делаю и как это можно делать еще.
 * Плюс я увидел там много людей, творящих свободно, самостоятельно и ответственно. Я понял, что выбираю жить так же.
 Что дали мне их разборки? Мне они разоблачили серьезность науки, показали ее шаткость и произвольность. В памяти застревало и годами переваривалось: "Науки Истории - нет. А учебников по истории столько, сколько Личностей среди историков плюс сколько серьезных Социальных Заказов". "Логика - это не законы, а только этика мышления, договор о правилах приличия между собеседниками".
 * Тогда они мне нередко казались шарлатанами. Сейчас их чаще вижу в образе донкихотов.

<< Пред.           стр. 2 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу