<< Пред.           стр. 4 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

 Самый трудный для него - подростковый возраст, когда частое плохое настроение копится в душе тоской и злобой и готово взорваться по любой мелочи. Любит азартные игры, из компьютерных игр ему нравятся те, где стреляют или набирают сокровища, шахматы ему нравятся порядком, футбол - возможностью бить. У него рано и сильно просыпается сексуальное влечение, но в связях он осторожен из-за страха "подцепить заразу". В любви эпилептоид собственник, ревнив, подозрителен и измен не прощает никогда.
 Родителей почитает, но до тех пор, пока те сильны. Если же он почувствует силу свою, на смену заботы и нежности придут претензии и требования "своей доли".
 На работе его уважают и побаиваются. Он всегда знает, как правильно, особенно если на это есть письменное распоряжение. С другой стороны, если нужный документ вы ему не предоставите, он не будет входить в ваше положение и вас "завернет", хотя бы и относился к вам хорошо: просто порядок такой! Он всегда дружит с тем, кто сейчас начальство, готов выполнять любые правила, если только они заверены печатью, и спокойно устроит вам любую неприятность, если вы хоть чем-то ущемили интересы его. Хотя, как разумный и справедливый человек, за доброе ему дело он ответит вам услугой.
 Будучи начальником сам, эпилептоид устанавливает жесткий дисциплинарный режим, издает много распоряжений и вмешивается во все дела. Он не любит у других собственного мнения, критики в свой адрес и каких-либо нововведений. Если есть порядок, зачем его менять? Если есть руководство, зачем выдумывать?
 Дома это спокойный и бодрый человек, особенно в режиме размеренной и упорядоченной жизни. Трудолюбив, заботлив, аккуратен, все уберет на свое место, но всегда недоволен, когда кто-то не вытер стол, не принес хлеб, не закрыл тюбик зубной пасты...
 * Ну почему??!
 Похоже, что вещи эпилептоид любит немного больше, чем людей, - может быть, потому, что, если их поставить в ряд, этот порядок они уже не нарушают. По крайней мере, уменьшительные словечки, которые он обожает, к людям он употребляет реже и иногда с подозрительной интонацией. Любимая песня эпилептоида (хотя он может ее и не знать) это:
 А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк,
 А за ней воробышек прыг-прыг-прыг-прыг,
 Он ее, голубушку, шмяк-шмяк-шмяк-шмяк,
 Ням-ням-ням-ням,
  да и шмыг-шмыг-шмыг-шмыг!
 Что делать?
 Все то же, что и для Параноика.
 Учитесь расслабляться и держать внутреннюю улыбку. Все хорошо!
 Вы давно не пробовали сотворить что-то веселое, неожиданное и творческое? Начните, может понравиться!
 * Если фантазии не хватает, посмотрите упражнения из серии "Тренинг нестандартных поступков". Впрочем, вам нет большой нужды делать что-то нестандартное для других, важнее может оказаться то, что вы не ожидали от себя сами.
 Может, вам стоит попробовать нарисовать Натюрморт?
 Воспитывайте в себе большую терпимость к другим людям, даже к тем, кто живет очень по-своему.
 * Назовем это так.
 Многие убеждены, что порядок - это не самое главное в жизни. Конечно, они не правы, но вспомните: когда у вас было хорошее настроение, вы им это даже прощали. А теперь у вас в соответствии с вышеизложенными пунктами настроение будет всегда и только хорошее. Так что...
 В любом случае - учитесь понимать людей, их взгляды и чувства. Именно вам доктор прописал все упражнения от эгоцентризма: "Я глазами других", "Я - чайник", "Перевоплощение" и другие, смотри в "Как относиться к себе и людям...".
 Устраивайте дни (хотя бы часы), когда вы будете жить по порядку и желаниям не своим, а других, близких вам людей.
 * А называться это будет - Праздник!
 
 Рекомендации Анти-эпилептоиду:
 Голубчик, вам - все упражнения для "Голубя".
 "Цель творчества - самоотдача!" Все верно, но, если вы наведете порядок в своей комнате, это будет только на пользу.
 * Да, а потом порядок желательно поддерживать.
 Приземлитесь. Мечты и фантазии - это прекрасно, но жизнь идет по законам земным. Если вас эта жизнь не устраивает, можно, конечно, из нее уйти. Но можно ее и переделать - по-крайней мере, во многом.
 * А для этого надо быть - реалистом. Деловым и веселым.
 Позвоните всем, кто у вас что-то брал, и пусть вам это все-таки вернут. Разговаривайте не просительно, а весело и требовательно.
 
 Астеник
 Ну конечно, вы же забыли про мой день рождения!
 Иа-Иа
 У меня на окне растет некоторое милое, но худосочное и до крайности истощенное растение, от соприкосновения с которым мы оба вздрагиваем всем телом - и я, и растение. И оно на это, по-моему, сильно обижается.
 * Как настоящий астеник.
 Если вы когда-то были сильно душевно уставшим - так, что все било вам по нервам, когда любое чье-то едкое слово резало вас как по живому и единственным вашим желанием было, чтобы от вас отстали все, - то вы тогда были астеником.
 * Все мы бываем астениками, просто астеники бывают ими чаще.
 Врачи с детства объясняли его маме (папа занимался им существенно меньше), что у ребенка слабая нервная система и большая впечатлительность. Беспокойный сон, плохой аппетит, капризы, пугливость, заикание... Боялся без мамы оставаться в детском саду, боялся засыпать вечером один, часто плакал, хныкал, болел... По поликлиникам его водили, но от общения с врачами его страхи не проходили, а только усиливались.
 Была ли его мама таким же слабым и беспомощным созданием или, наоборот, задавила его своими требованиями, окриками и недовольством - не важно, результатом же было то, что в школу его отдавали с большими тревогами. И верно - ни к школьным нагрузкам, ни к школьной дикости он оказался не готов.
 В школе его часто доводили сверстники ровно потому, что держался он робко, застенчиво, дать отпор наглости не умел, шуток не понимал и довести его было легко. Если к нему тихо подойти сзади и выбить из руки портфель, он вздрогнет просто от неожиданности и растеряется. Потом, подняв смятый портфель, побледнеет от злости, сожмет кулаки... - но останется на месте, краснея от стыда за собственную трусость и беспомощность. Да, он боится: он боится резких стуков (хлопнула дверь), боится неожиданных прикосновений (хлоп по плечу!), панически боится публичного провала (а надо выступать перед классом), пугается животных (а все собаки на него лают), а пуще всего боится того, что его обвинят в том, что он боится... Умножьте все это на его больное самолюбие и почувствуете, что его душа - как одна натянутая струна, дергающаяся между обнаженными нервами.
 * Почувствуйте - и простите ему его несдержанность и раздражительность. И то, что срывается он чаще на слабых.
 Из-за того, что эмоции его так неустойчивы, астеника можно было бы назвать человеком настроения, но на самом деле они очень разные - у них разное содержание эмоций. У человека настроения из-за перемены настроения меняется картина мира в целом, у астеника же все переживания крутятся вокруг его личных удач или неудач. Человек настроения ощущает себя частичкой огромного мира, астеник - его центром.
 * Точнее, клином, на котором сошелся белый свет. Когда жить так больно, начинаешь себя ценить...
 Его жизнь нередко сопровождает ипохондрия: постоянные размышления о здоровье и болезнях, на фоне которых он все время прислушивается к своим телесным ощущениям, а чаще всего к сердечку. Астеник охотно лечится, укладывается в постель, подвергается осмотрам...
 - Как вы себя чувствуете?
 - Чувствую, но плохо...
 Что делать?
 Все, что для Депрессированного, плюс:
 Держите прямую осанку и тренируйте решительную, уверенную походку - до тех пор, пока это не станет нормой жизни.
 Займитесь аутотренингом или любыми другими медитативными техниками, работая на создание позитивного и спокойно-сильного внутреннего образа себя.
 Последите за своим лицом, оно у вас часто принимает обидчивое выражение. Снимите это. Кроме того, обратите внимание на складку между бровями - пока она есть, будете хандрить. Расслабите спокойно лоб - изменится строй мысли и мироощущение.
 Найдите и пройдите курсы ребефинга (освобождающего дыхания).
 Займитесь проблемами других людей, это поможет вам забыть и преодолеть свои проблемы. Но чьими бы проблемами вы ни занимались, делайте это легко: получилось - славно, отпразднуйте свою удачу, не вышло - да и пожалуйста...
 Поучитесь легко и мудро относиться к своему раздражению. Шаг первый - не пропустите, заметьте свое раздражение ("Уй, какой я злой!"), шаг второй - примите себя ("Злой, но удивительно милый!"), третий - по возможности найдите себе безопасную разрядку.
 * Если очень хотите кого-то укусить, то укусите лучше подушку. Но от души.
 Рекомендации Анти-астенику:
 Радуйтесь, что вы такой сильный, но не надо быть таким наглым: побольше уважения к людям.
 Посмотрите упражнения для Возбужденного оптимиста.
 
 Возбужденный оптимист
 Если я чешу в затылке, не беда!
 В голове моей опилки, да, да, да!
 Винни-Пух
 Хорошо тому живется, кто здоровый оптимист! Пожаловаться не на что: прекрасное здоровье, всегда хорошее настроение, цветущий внешний вид, отменный аппетит и крепкий сон. Он был таким с детства, и, несомненно, такой ребенок - мечта каждого родителя.
 * До тех пор, пока такой ребенок у них самих не появился.
 Рядом с ним - не знаешь куда деться, когда его нет - совершенно не представляешь, куда он делся. Шумные и подвижные, совершенно неугомонные, такие дети готовы днями пропадать во дворе, забывая о любых родителях, времени и ограничениях. Если у вас из дома вдруг исчезли ножи и деньги, скорее всего, ваше чадо готовит тайную экспедицию в Африку охотиться на крокодилов, дав задание своим друзьям и подельникам достать оружие и попутно разрабатывая схему взятия банка для покрытия путевых расходов. Впрочем, скорее всего, по дороге на вокзал они зайдут в ближайшее казино и, быстро подружившись с охранником, начнут...
 * Честно признаюсь, я не знаю, что могут делать первоклассники в казино, но они болтались там три часа.
 Сентенции, что "взрослых надо слушаться", они слушают так же, как шум водопада, и всегда могут прервать на середине предложения предложением покататься у вас на шее.
 В школе от них стонут, но не любить их нельзя: они открыты, добры и отзывчивы, у них богатые и живые чувства, быстрый ум и нередко художественная одаренность. Способные, они усваивают и хватают все на лету,
 * в том числе и любые дурные привычки,
 всегда готовы помочь учителю,
 * хотя и редко доводят дело до конца,
 легко записываются в спортивные секции, школьный театр и технические кружки (все сразу), всегда берутся сразу за все и искренне недоумевают, когда к нужному времени обещанное ими оказывается невыполненным. Они щедры часто еще более, чем богаты, поэтому не всегда могут возвратить долги и вполне могут подарить вам - чужое.
 * От души, потому что живут в мире, исполненном изобилия.
 Им часто достается за их недисциплинированность и необязательность, но они никогда не обижаются на критику - в первую очередь потому, что вообще мало обращают на нее внимание.
 Взрослея, наши герои обычно быстро покидают родительское гнездо и великолепно чувствуют себя в новой жизни, хотя родителей и семью вспоминают часто и всегда с благодарностью. Привязать и удержать их около себя удается мало кому: они любят вас, но еще больше они любят жизнь в калейдоскопе лиц и событий.
 Им трудно быть равнодушными к женщинам, они всегда готовы любить, и любить многих. Кроме женщин, искренне любят себя, детей и животных.
 Что делать?
 Возьмите листок и ручку, запишите все свои ближайшие и отдаленные планы, после чего половину из них и там, и там - зачеркните. И забудьте.
 Если у вас есть хорошие друзья, на очередном сборище сделайте себе "Черный стул": пусть вам организованным образом расскажут все претензии к вам. На этой основе возьмите обязательства и выполните их, а чтобы это получилось, определите жесткие санкции за невыполнение.
 * Для начала поставьте дело на общественный контроль, а когда вам понравится быть порядочным человеком (от слова "порядок"), можете следить за собой сами.
 Внедрите НОТ (научную организацию труда) в свою личную и деловую жизнь. Наведите порядок у себя в комнате, на столе и в сумке. Все необходимое записывайте - или в блокнот, или на карточки-напоминалки.
 Наказывайте себя за каждое не доведенное до конца дело и невыполненное обещание. Учите себя уважать свои слова: слово - это тоже поступок. Решил сказать - обязан сделать.
 Рекомендации Анти-возбужденному оптимисту:
 Смотрите "Что делать" для Депрессированного.
 
 
 Депрессированный
 Пропала Мальвина, невеста моя!
 Она убежала в чужие края.
 Пьеро
 Он живет без радости, так же как и людям мало радости от него. Вроде бы ничем особенно и не болен, а со здоровьем все не складывается: физическое самочувствие неважное, вечная усталость, аппетита нет, сон плохой: вечером не спится, утром не хочется вставать. Естественно, он ходит вечно вялый и какой-то непроснувшийся: лицо скучное, реакции заторможенные, походка и осанка как у наказанного.
 Настроение колеблется от "так себе" до плохого, преобладает общее состояние подавленности. Мир воспринимается серым, все вокруг как бы покрывается пылью и дряхлеет. Даже в юности он какой-то старый. И время вокруг него ползет медленно, тягуче...
 Он, конечно, пессимист, и это единственное, что он в себе ценит. Не лишен философичности, нередко склонен к иронии и цинизму, хотя вовсе не злой и скорее наоборот. В своем прошлом он видит в основном ошибки и неудачи, в будущем - трудности и проблемы, может это и аргументировать, хотя и не хочется. Часто задумывается, позже не всегда понимая о чем.
 Вообще с энергией у него плохо, воодушевляться нечем, и к длительному волевому усилию он не способен. В очередной раз не сделав намеченное, он кисло хмыкает по поводу подтверждения своей никчемности и погружается в привычную апатию. Юмор же в том, что ему действительно часто не везет!
 Его легко обидеть, а критика убивает последние силы и рождает уныние. В себе он не уверен, самооценка пониженная, считает себя неудачником и иногда даже думает, что так ему и надо. В новой обстановке чувствует себя неуверенно, молчит и торопится укрыться в раковину своей квартиры и своих близких, к которым тянется и привязан.
 Что делать?
 Вам более других важен здоровый образ жизни. Читайте В. Л. Леви "Разговор в письмах" или "Везет же людям".
 Займитесь восточными единоборствами и развивайте в себе здоровую агрессивность.
 Займитесь ребефингом и прочистите свою душу и тело. Начинайте каждое утро с самомассажа и практикуйте любые варианты мышечного расслабления. Снимите зажимы с лица и плеч (что вас сутулит).
 Читайте Э. Берна "Люди, которые играют в игры", после чего разрешите себе роль Удачника-Победителя.
 Ежедневно принимайте контрастный душ, после чего продолжайте роль холерика.
 Сделайте себе ежедневно 5 минут смеха и пения песен.
 * "Славное море священный Байкал, Славный корабль омулевая бочка!..", как в "Мастере и Маргарите" у Булгакова.
 Чаще вливайтесь в живую компанию друзей, чтобы там вас вытаскивали из вашей апатии и тормошили. Привыкайте к этому и старайтесь чувствовать себя комфортно.
 Разбивайте свою работу на мелкие куски и хвалите себя за каждую выполненную мелочь.
 Учитесь любить себя. Напишите письмо себе любимому и сделайте подробный и убедительный список своих достоинств: "Почему я привлекателен и достоин уважения". Практикуйте самовнушения: "Мои дела с каждым днем во всех отношениях становятся все лучше и лучше", "Я милый, добрый и ужасно замечательный", "Я жив! Я здоров! Я радостен!".
 Рекомендации Анти-депрессированному:
 Смотрите "Что делать" для Возбужденного оптимиста.
 Тревожно-ответственный
 Так-то оно так, да кабы чего не вышло...
 Почтальон Печкин
 Дорога говорит ему: "Подумай еще раз!", деревья шепчут: "Загляни в себя, разберись в своих мотивах!", ветер спрашивает его: "Все ли ты предусмотрел?" Его небо - всегда тревожного цвета, а воздух пахнет обещанием катастрофы.
 * По крайней мере, неприятности. Или неудачи.
 Такой жизнью жила его мама. Она тревожилась всегда: уходя из дома, по нескольку раз проверяла, не горит ли газ, не включен ли утюг, выключен ли свет, закрыла ли она дверь... - и все равно нередко возвращалась, чтобы еще раз все проверить. Во время беременности мама много переживала, читала медицинскую литературу, много советовалась со своей мамой, купила заранее все и все равно чувствовала себя не готовой. Ребенок родился. Она тщательно мыла руки, прежде чем прикоснуться к маленькому, по многу раз кипятила все пеленки и соблюдала в комнатах стерильную чистоту. Форточки были закрыты ("простудится"), все режущие и колющие предметы спрятаны ("не дай Бог..."), а вместо того, чтобы поставить домашний стадион, осаживали окриками: "Не бегай - упадешь!" Ребенок рос в зоне заботливого, но тревожного внимания.
 В детстве робкий и пугливый, моторно неловкий, мальчик проявлял ранние "интеллектуальные интересы" и склонность к рассуждательству. Долго любил ходить, держась за руку родителей, и привязанность к родным и близким у него сохранилась на всю жизнь.
 * Иногда кажется, что тревожностью он заразился от мамы, но он мог расти и в семье, где с детства из него пытались сделать героя. Безуспешно.
 Подрастая, он всегда избегал авантюр и никогда не попадал в милицию. Он и правонарушения - две вещи несовместные. Сверстники уважали его за честность, дружили с ним из-за его незлобливости и смеялись над его нерешительностью. Он мог быть побитым, но не дрался: не из-за трусости, а потому что "драться нехорошо".
 * Хотя, если честно признаться, драться он толком и не умел - руки у него всегда были неловкие и слабые.
 Взрослея, он только умножал чувство ответственности и расширял поле для своих тревог. "А вдруг? Вдруг кто-то заболеет? Да, и умрет! Собьет машина? Ох, мама что-то задерживается..." Однако самое страшное для него даже не то, что реально случилось, а то, что может или могло бы произойти. Если с ним - он еще переживет, но если с близкими...
 * Ах!..
 Если он не религиозен, то обязательно суеверен, и от напастей мира аккуратнейшим образом защищается богатым набором примет и ритуалов. Если вы идете с ним рядом, то заметите, как он избегает наступать не только на крышки люков, но даже на трещины на асфальте, ступает на лестницу только с правой (например) ноги и обязательно найдет дерево, по которому надо постучать, если неосторожно выразил надежду на успех.
 Да, он нерешителен. Он долго размышляет, прежде чем на что-то решиться, десятки раз взвешивает все плюсы и минусы, говорит много правильных слов, но - с решением тянет, мучая этим прежде всего самого себя... Если же вы с ним все-таки договоритесь, то можете выдохнуть и расслабиться: все будет в порядке, он свои обязательства выполнит. Он щепетильно честен. У него преувеличенное чувство долга, занятые деньги отдаст всегда в срок и до копейки, если же он как-то вас подвел, то съест себя раньше, чем вы скажете ему, что вам это не нужно.
 Женившись, он оказывается прекрасным семьянином - по женщинам не бегает, мало пьет, умеренно курит, из магазина принесет все согласно списку. Постоянен и в привычках, и в привязанностях, поэтому, раз найдя нормальную работу, ее уже не меняет. На работе его ценят, и единственное, чем он раздражает людей, это своей исключительной добросовестностью, из-за которой он любую ерунду делает ужасно долго.
 Он предусмотрителен и осторожен. Он сделает все, чтобы не было провала, но никогда в прыжке не поймает за крыло Синюю Птицу Счастья.
 Что делать?
 У вас напряжен лоб: расслабьте все горизонтальные складки (вместе с этим уйдет тревожность). Посмотрите, нет ли напряжения вокруг губ (сбросите - перестанете быть мелочными). Займитесь ребефингом и сбросьте внутреннее напряжение: уйдет напряжение - уйдут болезни.
 Слушайте свой внутренний голос. Если чего-то боитесь, но еще больше - хотите, то сделайте.
 * Лучше делать и каяться, чем не делать и каяться, - правильно!
 Вырабатывайте смелость и склонность к риску. Разрешите себе играть в карты, даже на деньги, и рисковать. Практикуйте безрассудные поступки и не жалейте о последствиях.
 * Конечно, все это только в плане тренинга, выделив для этого время (например, отпуска) и сумму денег (строго ограниченную).
 Научитесь конструктивному отношению к проблемам: "Это произошло. Что теперь делать?". Запретите переживания-пережевывания на тему "Ах, как же я мог?!" и "Ах, что же теперь будет?!".
 Мысленно проиграйте все самое страшное и примите это.
 Нарушьте все приметы и удостоверьтесь, что ничего страшного не произошло.
 Рекомендации Анти-тревожно-ответственному:
 Вы имеете право рисковать собой, но не надо подводить окружающих.
 Посчитайте, сколько решений вы принимаете в течение дня.
 Тренируйте паузу 10 секунд, прежде чем принять любое решение, даже самое мелкое.
 Научитесь или приучите себя делать все медленно и аккуратно.
 А также смотрите задания для Возбужденного оптимиста.
 Егидес, или Начало пути практического психолога
 У меня было много учителей, потому что я жадно учился у многих, но человеком, указавшим мне мой путь в практическую психологию, был Аркадий Петрович Егидес.
 * Доброго Вам здравия, Аркадий Петрович!
 Правда, в моей жизни он оказался не сразу. До него был так же большой и важный этап: преподавание в вузе и большой опыт лекционной работы.
 * Если хотите, могу сформулировать и так: поскольку Психологом тогда я был слабым, я стал Преподавателем психологии, то есть начал учить психологии других.
 Впрочем, жизнь преподавателя подарила мне еще много анекдотов.
 О Творцах психологических законов
 Так получилось, что после студенческой скамьи я сразу же оказался на кафедре - уже преподавателем.
 * Конечно, по блату. Спасибо, Володя!
 Да, но ситуация - непростая. Читать надо психологию практическую, ибо это институт не академический, а повышения квалификации. Лажа не пройдет, потому что мои слушатели - гиды-переводчики, женщины веселые и кусачие. И на дешевке не проедешь, потому что с ними их руководители - бдительные и осторожные акулы.
 * Это же был - Интурист, а время советское. Комментарии нужны?
 На подготовку лекционного курса - три месяца. 1979 год, литературы по практической психологии никакой. Что делать?
 Меня выручила склонность к пародиям. Я читал все подряд, рыдал, представляя, что будет, если я начну рассказывать Такое, и, смеясь, бодро сочинял Науку Практической психологии.
 * Все чин по чину, с настоящими Законами и примерами.
 И еще через три месяца, уже на выпуске первого потока, мне слушатели сдавали экзамены. Вы знаете, это очень особенное ощущение: еще помня, как ты брал "с потолка" и выдумывал эти самые Законы Психологии, видеть теперь их названия в экзаменационных билетах и слушать, как с полной серьезностью (и пользуясь шпаргалками) взрослые люди тебе же их отвечают.
 * Поскольку же я - личность творческая и лекционный курс перерабатывал, в следующем семестре слушатели отвечали мне уже СОВСЕМ ДРУГИЕ Законы Советской Психологии. Но - с той же убежденностью. Ведь это же - Законы!
 И с тех пор я смотрю немного другими глазами на все эти Учебники с важными формулировками. Я пробую представить их авторов: занудных канцеляристов от Науки, методично и с тщанием втискивающих Живую мысль в загон Правильных формулировок - естественно, отсекая ненужные творческие сомнения и юмор.
 * Обычно такие и становятся Начальниками, и поэтому именно их сонные разумом копируют.
 Правда, иногда за Учебником я чувствую и других - Веселых и Сильных людей, у которых хватило смелости и юмора свои личные мнения изложить в такой очень серьезной форме - с Определениями, Списком Основных Частей и Источников, Главными Законами и Следствиями из них. Они играли со свободной Истиной, а не заключали ее в Тюрьму Науки.
 * Привет, коллеги!
 
 Мостик через пропасть
 Все славно, я читал неплохие - и даже хорошие - лекции, слушатели меня любили и уважали, но все равно, читая книги Леви, Добровича и изредка общаясь с живыми психотерапевтами, я смотрел на них как на Богов или Волшебников, чье искусство от меня безнадежно далеко. Я ощущал полную недоступность для меня этого пути: пути психолога-практика.
 * Я был смелым, ну и что? Вот так взять и объявить народу: набираю психотерапевтическую группу? Или группу по тренингу общения? Не выйдет - я уже был свидетелем провалов психологов. Кавалерийская атака здесь не выручала.
 Но тут наши пути и пересеклись. Я попал в Клуб культуры общения "Маленький принц", где вел свои занятия Аркадий Петрович Егидес.
 Специалист по конфликтам
 Тот, кто когда-либо встречал его, не забудет его никогда. Он был специалистом по конфликтам, исключительно сильным теоретически и почти необоримым практически. В этой области он сам, собственной личностью, был идеальным живым наглядным пособием.
 * Но не подумайте, что пособием по предотвращению конфликтов.
 Рядом с ним было удобно учиться, потому что непосредственно своей личностью он всегда представлял вам самое обширное поле для тренинга. Егидес - это личность яркая, и в первую очередь - ярко конфликтная.
 * Был, есть и будет.
 Его воспитанники возмущались: "Ну как же так, говорит одно, а делает - другое!", а я, глядя на него, вспоминал вечное: "Делай так, как я говорю, но не делай так, как я делаю". Нормальные люди с ним ссорились, умные же люди находили возможность у него учиться, и учиться многому.
 * Я был умным.
 Впрочем, любопытная история. У меня действительно неконфликтный характер, но, похоже, были и другие причины, объясняющие, почему мне удавалось с Аркадием Петровичем не ссориться.
 Одно время мы с ним регулярно записывали на магнитофон свои занятия, чтобы потом их прослушивать, выбирать из них удачные места и анализировать ошибки. Так вот, ставлю я как-то раз после занятия на магнитофон кассету, начинаю ее слушать - и... не понимаю ничего. Я слышу свой голос, голос точно мой, мои интонации - но... но я никогда этого не говорил!!! Голос - мой, но текст - Аркадия Петровича!
 * ...???
 А произошла следующая чудесная ошибка. Аркадий Петрович записывал свое занятие на магнитофоне с севшими батарейками, в результате чего кассета крутилась медленнее нормы. Когда же магнитофон подключили в сеть и кассета на прослушивании стала тянуть ленту с нормальной, то есть убыстренной скоростью, голос Аркадия Петровича стал быстрее и выше. И оказалось, что если Аркадий Петрович говорит быстрее и по тембру выше, или я говорю медленнее и ниже по тембру, наши голоса - идентичны. Наши голоса по стилю и звучанию складываются в совершенно единую мелодию.
 * Может быть, в этом была тоже одна из причин, почему мы с ним так хорошо понимали друг друга и находили друг в друге какой-то важный отклик?
 Обучение напролом
 Обучая на своих занятиях в клубе "Маленький принц" бесконфликтному общению, Аркадий Петрович не играл в высокую науку. Он просто давал список фраз, слов и оборотов, которые могли создать напряженность в общении.
 * Конкретнее - то, что обычно раздражало его. Ну и не только его.
 Эти фразы ("Нет, на самом деле... Ничего подобного!" и аналогичный мусор под названием "конфликтогены") надо было записать в тетрадочку, выучить наизусть и после этого забыть навсегда. А чтобы этому помочь, все в руки брали кошельки, в центр ставили копилочку - и начинали обсуждать что-то животрепещущее.
 * Ну, например, какими средствами жена может заставить слушаться мужа и что муж может ей противопоставить. И прочее житейское и больное.
 Увлекся, забылся, загорелся, допустил конфликтоген - есть! Копеечку, в копилочку! Проще некуда, но все сидели с прямыми спинками и следили за каждым своим словом.
 * Сию методу нельзя было квалифицировать иначе, как примитивный бихевиоризм, к тому времени отвергнутый ПЕРЕДОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКОЙ. К счастью, нам не было до этого никакого дела, потому что ЭТО - РАБОТАЛО.
 Я так понимаю, что список запрещенных слов мог быть достаточно произвольным: люди просто приучались слушать то, что они говорят.
 Психология от Егидеса
 Академические психологи не признавали его, потому что он откровенно не уважал их, воспитанные в гуманистической традиции практические психологи не считали его психологом вообще, потому что он занимался не психологией, а жизнью. Он был тот примитивист, который смотрел на все открытым наивным взглядом и всегда мог крикнуть: "А король-то - голый!"
 * Более того, с его характером он просто не мог не крикнуть.
 Многие неглупые люди убеждены, что в моих книгах нет никакой философии, есть просто житейский практицизм и здравый смысл. Я рассматриваю это как комплимент и благодарю за это лично Аркадия Петровича - я учился этому у него. Я учился у него вниманию к повседневной и более чем живой обыденной жизни.
 В то время, как его коллеги-психологи вдумчиво углублялись в проблемы родовой травмы, обсуждали комплекс Эдипа и искали архетипы коллективного бессознательного, он весело учил нас фразам, с которыми можно подкатывать к симпатичным девушкам на улице, чтобы завязать беседу.
 * Смотри "Как знакомиться на улице", а самое главное, учись сам.
 Любимым же его тренингом была сдача бутылок. Он без устали учил сдавать бутылки, любые, в том числе и из-под шампанского.
 * Которые, как знали все советские люди, не принимают нигде.
 И мы на занятиях бодро репетировали беседу с приемщиком стеклотары: "В соответствии с приказом № 219 Министерства торговли от 09 сентября 1979 года отсутствие тары не может являться основанием для отказа в приеме стеклотары. Будьте любезны, примите бутылки!"
 * Все вроде бы просто. Но когда я шел ТАК сдавать первый раз, у меня дрожали колени.
 ***
 ...По логике Книги этого нельзя, но... Хотите, в нарушение всяких правил, маленький урок из той Науки?
 Как беседовать с администрацией, чтобы разговор состоялся
 Поговорить с директором, администратором или заведующим - большое и трудное искусство.
 Во-первых, его надо найти, а это не всегда просто. Надо: подойти к любому продавцу или кассиру и нейтрально, спокойно, можно с улыбкой спросить: "Подскажите, пожалуйста, как мне пройти к вашему директору?" Как правило, вам укажут на дверь, на которой написано: "Посторонним вход воспрещен" - правильно, вам туда и надо. Так же задавая вопросы всем, кого вы там встретите, вы дойдете до комнаты директора; нашли - спокойно заходите туда.
 * Стучать не надо - директор на работе и ничем неожиданным он заниматься не может.
 Зашли, прошли несколько шагов (а не стойте в дверях) и обратитесь к тому или тем, кто там есть: "Добрый день. Мне нужен директор". Вам не всегда скажут в ответ "Добрый день", но почти всегда спросят: "А вы по какому вопросу?" На это спрашивайте: "Вы директор?"
 * Не следует никому ничего объяснять, пока вы не убедились, что беседуете с тем, с кем вам надо.
 Итак, вы услышали: "Я директор. Вы по какому вопросу?"
 * Не поддавайтесь на его линию, ведите свою. Директор хочет поговорить побыстрее, а вы - как полагается.
 Поэтому теперь вам надо представиться: "Меня зовут Ф.И.О. У меня к вам разговор. Вы разрешите, я присяду?"
 * Директор всегда указывает на стул, вы удобно садитесь.
 Вы продолжаете: "Простите, а как вас зовут?" - "Марина Александровна", - "Очень приятно, Марина Александровна".
 * Сделайте все, чтобы ее имя-отчество не забыть: повторите его сейчас, обращайтесь по имени-отчеству во время разговора. Если разговор предстоит трудный, спросите обязательно фамилию и можете даже при ней, здесь, все это себе записать - на карточку или в записную книжку. Делайте все быстро, но спокойно и не дергайтесь: вы имеете на это право, и все это производит весьма серьезное впечатление...
 "Марина Александровна, я к вам вот по какому вопросу..."
 * Теперь можете излагать все, что вас интересует: вы можете быть уверены, что слушать вас будут.
 ***
 И пусть хмыкали высоколобые академики: они со всей своей научной психологией перед матерой психологией советской службы быта пасовали! А мы - уже нет. Мы ходили в рестораны сквозь швейцаров и табличку "мест нет", потому что места там были. Мы решали проблемы с проводниками в поездах, мы выигрывали схватки с матерыми заведующими мясным отделом гастрономов, мы умели покупать то, что нам надо, без "нагрузки", мы заставляли работать продавцов без образования очередей, мы садились в такси тогда, когда это было нужно нам, а не по дороге водителю, мы получали от них сдачу и не получали от них грубости.
 * Кто помнит - оценит. Это было на грани чудесного.
 И кстати, вовсе не становились скандалистами. Мы просто учились грамотно и сильно жить. Мы становились психологами по жизни.
 * Еще раз - спасибо Вам, Аркадий Петрович!
 Happy end
 А самое главное, вы, наверное, уже поняли: скоро я стал помогать Аркадию Петровичу. Мне оказалось это по силам. Я понял, что такую психологию в таком тренинговом режиме могу давать народу и я. Тут не требовалось высокого искусства, потому что здесь была высокая технология.
 * Технология, впрочем, совсем не исключает искусства. Если ты Мастер, тебе никто не помешает работать искусно, мастерски поверх всякой технологии.
 Я увидел в этом подходе тот спасительный мостик через пропасть, который вел меня, просто крепкого преподавателя, но совсем еще не мастера, в жизнь психолога-практика. И я пошел по нему.
 Первые месяцы я просто внимательно сидел, потом начал аккуратно подвякивать ведущему (и это было встречено благосклонно), к концу года мне было разрешено проводить фрагменты занятий. Через год я начал вести свою первую группу.
 * Правда, она почти сразу развалилась. Ну и что - я работал бесплатно.
 А вот вторая и далее - показали, что я действительно - могу. Еще через год я оставил Клуб "Маленький принц" и организовал свой.
 
 С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ ТЕБЯ, "СИНТОН"!
 С чего начинается Мастер...
 Рождение "Синтона"
 Так у меня началась двойная жизнь: в будни я преподавал в Институте, в субботу и воскресенье у меня был Клуб.
 Да, были еще командировки: я читал лекции по линии Общества "Знание". Это тоже дало многое - и жизни повидал, и тексты накатал.
 * Поэтому книгу "Как относиться к себе и людям" писать было легко: текст звучал в голове, проговоренный уже не один десяток раз.
 Плюс заработки дали некоторую экономическую независимость от Института. И, как это обычно и бывает в таких случаях, я начал размышлять и сравнивать. Да, я был хорошим преподавателем и любил свое дело, но...
 Но появились мысли такие.
 Я читаю то, что интересно мне, но не всё, что интересно мне, я читаю.
 * Потому что тематика моих лекций определяется в первую очередь профилем Института и только после этого - мною.
 Доколе?
 Мне удается заинтересовывать своих слушателей, и они посещают мои занятия не из-под палки, но мне каждый раз приходится их заинтересовывать.
 * Потому что слушателей на повышение квалификации - посылают. И им нужен диплом об окончании, а не я.
 А я этого хочу?
 В Институте надо мной Начальники. А мне это надо?
 А что касается зарплаты в Институте и заработка в Клубе, то суммы были вполне сравнимы. Точнее, Клуб обещал больше.
 * Это было важно для жены. Она и так рыдала: Солнышко, ну как же уходить с такого места!
 Когда в Институте я заявил о своем уходе, меня не понял никто. На встрече с директором мне было сразу обещано и повышение и в статусе, и в зарплате.
 * Руководство сразу оказалось готово решить вопросы, которые до этого, несколько лет, были совершенно не решаемыми.
 Но я ушел в жизнь свободного человека - и с тех пор ни дня об этом не жалею.
 Одинокий волк
 Потом были годы - очень разные - просто работы.
 Я работал в полном одиночестве.
 С Аркадием Петровичем сотрудничество уже не шло: он мог быть только Учителем, а Сотрудником он быть не мог.
 Все то непонимание от нормальных психологов, которое раньше держал на себя Егидес, теперь обрушилось на меня. Я же работал не в Традиции!!! Ведь так же (как я) - не работают!
 * Не принято.
 Слава Богу, что это непонимание обрушилось только в форме моего творческого одиночества. Поскольку экономически я был совершенно самостоятелен, кислород мне не мог перекрыть уже никто.
 Да, я работал местами слабо и очень слабо - потому что я экспериментировал.
 Без экспериментов нет развития, но в каждом эксперименте есть риск. И очень реальный, потому что скоро я уже знал - очень знал - одну неприятную закономерность:
 Два слабых занятия подряд - и группа разваливается.
 Да, после этих - зависших в пустоте - у группы еще серия мощных, веселых и содержательных занятий, да! Но объяснить это уже некому.
 Стал осторожнее, вышел на режим: эксперимент не может занимать более половины занятия. А лучше - четверть. Тогда, если эксперимент не проходит, занятие в целом остается на уровне.
 Но ведь если эксперимент проходит - появляются новые занятия! И появлялись такие Праздники, такие!!!
 Да здравствует Творчество!
 Да здравствует - Эксперимент!
 И вот уже от многих слышилось: "Это так нужно, это так - здорово! Ну почему я не пришел к вам раньше?!" На это я всегда отвечал стандартно: "Чем позже вы приходите в Клуб - тем лучше. Потому что с каждым месяцем, тем более - годом, занятия только лучшеют".
 
 Десять лет на Взросление
 Мы строили, строили - и наконец построили!
 Мы с Чебурашкой
 Меня не интересовали чьи-либо оценки моей работы - меня интересовала сама моя работа: как ее сделать лучше. Мы просто жили и росли вместе - Клуб и я. И вот, спустя десять лет мы стали Большими и Успешными.
 Вышли книги, они дали мне имя и увеличили приток людей в Клуб. В Клубе у меня уже появились ученики, они начали работать, и Клуб разросся тем более. Уже в большой, крепко стоящий на ногах и весело живущий Клуб стали с завистью заглядывать психологи со стороны и интересоваться методиками. Методики к тому времени уже приобрели стройность, а когда я их прописал, ориентируясь не только на себя, получилось еще двадцать книг.
 * То, что мне есть чему учить людей, я знал давно. Но тут я понял, что мне есть чему учить психологов.
 Я стал уважаемый, и меня стали приглашать, как мэтра, в Университеты.
 И что же я там увидел?
 
 Психология из-под Университета
 Зная преподавателей нашей кафедры психологии, мне жалко студентов, которые выдерживают огромный конкурс, чтобы у них учиться...
 Ольга Алексеевна, замдекана одного из российских вузов
 Психологические факультеты на недостаток студентов не жалуются. Конкурс серьезный, поэтому состав - качественный, включая тех, кто учится на коммерческой основе.
 * Если бы они знали, за что они платят деньги!
 Студенты-психологи, IV курс факультета психологии одного московского Университета, проходят практику в моем Клубе. Впечатлений очень разных много и у них о Клубе, и у меня - о них. Взаимное знакомство завершилось, расстаемся, они спрашивают меня, какие у меня к ним чувства. Я не стал кривить душой и ответил: "Чувство острой жалости".
 * Почему?
 Потому что я видел их, как задиристых и бодро лающих щенков, которых вот-вот выпустят из вольера - в жизнь. А миски с кашей там им - не будет, и волки голодные неподалеку.
 Они славные теоретики, но к реальной практической работе, как психологи, совершенно не готовы. На что они будут жить? А если жить не на что, кому они пойдут продаваться?
 * Потому что продаваться все равно придется.
 Я уверен, что они старательно учились, но учиться им было просто нечему. В настоящее время учебные институты, университеты и прочие колледжи России не есть то место, где студентов могут чему-то дельному научить. К сожалению, с исчезновением какой-либо зарплаты в институтах и возможностью получения настоящих денег вне институтов только зарождающаяся в России практическая психология умерла.
 * Для студентов.
 Практическая психология умерла для студентов просто потому, что все сильные практики из институтов ушли.
 * И я их так понимаю! Когда-то, наверное очень давно, Институтская Наука была глотком свежего воздуха для всех мыслящих людей. Потом свежий воздух ушел, на кафедрах стало серо и пыльно, но остался престиж, стабильность и зарплата. А когда стабильным оказалось только отсутствие зарплаты - что могло удержать в институтах толковых людей?
 Сильные практики ушли не в никуда - они ушли в жизнь. Они создали фирмы свои или сотрудничают с кем-то. Они теперь заняты тем же творчеством, своим делом, но они на свободе, а денег стало немного побольше.
 * На порядок побольше. То есть раз в десять.
 Соответственно, пытаются обучать наших студентов те, кто практической психологией не владеет, кто оказался жизнью не востребован. В вузах преподают Неудачники от психологии.
 * И преподают, соответственно, свою психологию - психологию неудачников.
 А самое главное, они преподают теорию. Теорию психологии. То есть вроде бы ту же психологию, но на самом деле совсем не ее, а некоторые свои (или чьи-то) по поводу нее размышления. А потом требовательно спрашивают их на экзамене.
 * Обязательно требовательно, иначе студенты осмелеют, задумаются и раньше времени догадаются, что все это - туфта.
 Даю наугад названия экзаменационных билетов и свои к ним комментарии - как психолога-практика.
 "Критерии возникновения психики по Северцову".
 * Не знаю, знать не хочу сам и просил бы освободить от этого моих студентов.
 "Методы наблюдения в психологии".
 * Если бы вы еще узнали, какую ерунду здесь полагается отвечать...
 "Теории памяти".
 * Признаюсь - все забыл. И очень этому рад.

<< Пред.           стр. 4 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу