<< Пред.           стр. 11 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

 Я в это время приезжал к ним и разговаривал с обоими. Юля поразила меня неизвестно откуда взявшейся мудростью, Максим?-?безмерной усталостью и апатией. На все наши прямые вопросы-предложения, не хочет ли он нормализовать отношения (естественно, оставаясь абсолютно свободным человеком), отвечал: "Не могу. Не буду. Боюсь повторений".
 * Как я мог почувствовать, душа его за последние полгода была отбита основательно. А ведь раньше он был совсем не слабым...
 Однако, спустя несколько месяцев стал менять свое отношение и Максим. Может быть, он просто понемногу пришел в себя. Кроме того, уже позже, анализируя происшедшее, Юла предположила, что она просто выиграла честное соперничество: Максим сравнивал ее с другими женщинами (а они у него появились), и сравнение оказалось в ее пользу.
 Вот один из эпизодов. Максим при Юле разговаривал по телефону с одной из своих подруг, и та стала выговаривать ему за что-то. После обмена репликами на вопрос Максима: "Ты что, хочешь со мной поссориться?"?-?прозвучало (видимо) "Да!" и была брошена трубка.
 * Обычное женское поведение... А Юля в это время уже так не делала.
 Юля уже приобрела другое зрение. Она стала смотреть на Максима как на физически привлекательного мужчину, отца ее ребенка и возможный источник финансовой помощи, но при этом совершенно независимого, свободного от обязанностей перед ней человека. Она стала думать о том, как сделать привлекательным для него пребывание дома. И тогда стало происходить Чудо. У Максима снова просветлели глаза и расправились плечи, свободно вздохнула и Юля.
 Недавно я был у них в гостях, их жизнь снова напоминает иллюстрации к Рождественским сказкам. Юля заботится о доме и Максиме, Максим старается побольше заработать и сделать дом красивым и уютным. И теперь Юля говорит со счастливой улыбкой: "Надо было развестись, чтобы начать жить так хорошо. Правда, Максим недавно завел разговор о том, чтобы расписаться снова..."
 Правила решения спорных вопросов
 - Ты должен мне уступить, потому что я женщина.
 - Нет, это ты мне уступишь, потому что я муж.
 - Я тебе и так каждый раз уступаю.
 - А в прошлый раз я тебе уступил.
 - Если ты меня любишь, ты мне уступишь...
 - А ты меня любишь?
 - Уже, кажется, нет...
 Из разговора
 В
  обычных семьях в отсутствие чьей-то?-?мужа или жены?-?тоталитарной власти такие тяжелые и нудные препирательства часты и просто неизбежны. Можно ли вместо них придумать что-то более остроумное? На мой взгляд, в семье, где супруги уважают свободу друг друга, спорные вопросы решаются гораздо проще. За основу достаточно принять следующие четыре правила.
 Все вопросы делятся на общие (общесемейные) и личные, отдельные. Так вот: если это вопрос личный, то чей вопрос?-?тот и решает.
 Касается меня?-?решаю я.
 Правило простое, а многое с его помощью решается быстрее и легче. К примеру:
 Мужу не нравится, когда жена пользуется косметикой, но она красит лицо его или свое? А раз свое, то и дело это в первую очередь ее. Он может задавать вопросы: "Ты для кого красишься?", может объяснять, что любит целовать ее, а не косметику?-?но настаивать права не имеет.
 Муж сторонник здорового образа жизни, ходит дома босиком, и не только дома: на улице тоже или босиком, или в сандалиях без носков (в любое время года). Может ли жена настаивать, чтобы он надевал носки? Она может напомнить, что в официальные учреждения ему лучше надеть не только носки, но и ботинки, но настаивать?-?нет. Это его жизнь.
 Муж заботится о своем здоровье и хочет, чтобы жена заботилась о своем?-?делала зарядку. Жене?-?лень. Может ли он настаивать на этом? Нет, это ее жизнь, ее здоровье, хотя тема для обсуждения?-?есть, и очень серьезная.
 Кому делать?-?тот и решает.
 Муж идет с женой в магазин, берет рюкзак. Жена: "Возьми сумку, с рюкзаком некрасиво!" Обсуждать здесь нечего: нести мужу?-?решает он.
 Жена требует: "Уходишь из дома, выключай телевизор из розетки.?-?Почему??-?На всякий случай, мало ли что... Так все делают. Тебе что, трудно?" Возможный ответ: "Я не возражаю, если ты будешь выключать, буду сам каждый раз вставлять обратно в розетку. Но я всегда жил так и менять свои привычки оснований не вижу".
 У кого труднее положение?-?тот и принимает решение.
 Супругам надо выходить из дому, с ними ребенок, они торопятся, особенно он. Но тут она спохватывается: "Давай переоденем маленькому рубашечку! Она некрасивая!" Он: "Нет, это не самое главное, пойдем так". Кто прав? Прав он, так как его позиция определяется внешними обстоятельствами (он опаздывает), а не внутренними желаниями (ей хочется одеть ребенка покрасивее).
 Если этот вопрос касается обоих в равной степени или семьи в целом, он решается мирным обсуждением с аргументацией позиций.
 При обсуждении запрещается:
 - давить, обвинять, обижаться.
 Если это не соблюдается, обсуждение превращается в грубую стычку. Тот, кто это не соблюдает, ведет себя конфликтно и предупреждается о последствиях.
 - претендовать на какие-то особые привилегии и права.
 * "Я?-?муж, мне можно". "Я?-?женщина, мне можно". Это не аргументы, а безобразие.
 Никаких привилегий: что можно одному, то можно и другому.
 Если один беседует нечестно?-?он предупреждается, а если продолжает?-?автоматически считается неправым.
 * В моих бумагах сохранилась записка, которую я когда-то положил перед женой: "Чудо, у меня возникло впечатление, что последнее время по вопросам о Ванечке я высказываю свое мнение как совещательное, а ты?-?говоришь как правильно, то есть ставишь себя умнее или главнее. Так ли это? Если это так, как мы будем к этому относиться?" Записка проблему не решила, но заставила жену задуматься.
 Еще одна зарисовка из нашей семейной жизни. Едем в метро. Ванька закаленный, но сейчас он в расчете на зиму тепло одет.
 - Чудо, давай снимем с Ваньки комбинезон, ему жарко.
 - Ничего ему не жарко, все одетые, и дует.
 - Здесь температура градусов 18, а на нем еще две кофты.
 - Нет, не надо снимать комбинезон. (По сути,?это уход от разговора).
 - Чудо, мне сейчас неприятно, и ты ведешь себя нечестно. А если в другой раз я так буду себя вести? Давай обсудим серьезно, иначе плохо нам будет обоим.
 - Давай. Да, ты прав, ему сейчас, наверное, жарко. Но: ехать нам осталось три остановки, а Ванька не любит, когда его одевают-раздевают. Может быть, он и вспотел. Но если мы его сейчас разденем, то его еще и продует. Давай все-таки не будем?
 - Хорошо, давай.
 * Я всегда знал, что жена у меня?-?умница.
 Если разговор честный, но договориться не удается?-?решение принимает глава семьи.
 * Глава семьи?-?это не командир-диктатор, а тот, на кого все смотрят, когда складывается трудная ситуация. Ему больше дается, с него больше и спрашивается.
 В нашей семье глава семьи?-?я: так получилось, и это устраивает нас обоих.
 * Еще в самом начале семейной жизни, когда мы обсуждали вопросник, созданный А.П.Егидесом, наткнулись на вопрос N186: "Если договориться не удается, и разговор зашел в тупик?-?кто уступит?" Аллочка подумала, потом сказала: "Уступать буду я". Мой ответ: "Спасибо, злоупотреблять не буду".
 
 Часть 3. Что в семье недопустимо, или
 Для семьи вместо Уголовного кодекса
 Н
 еповторимую особенность каждой семьи составляет то, что она считает НЕДОПУСТИМЫМ. Я не знаю семей, где НЕДОПУСТИМОГО нет?-?и я знаю, что в большинстве семей этот пылающий огненными буквами список свой.
 В семье Беловых можно ругаться друг на друга с утра до вечера при максимальной свободе выражений, а у их соседей, четы Черновых, уже повышение голоса?-?событие, выходящее за рамки... Но Беловы никогда не допустят рукоприкладства, а вот для Красновых это не пунктик, главное?-?не гулять на стороне и приносить домой зарплату.
 Я выскажу свои соображения на этот счет?-?чтобы вы могли, как-то отнесясь к ним, лучше сформировать собственную позицию.
 О разводе
 Р
 азвод?-?прекрасен, если вместе с ним прекращаются претензии. Не можете жить как муж и жена?-?разведитесь и живите вместе просто так.
 * Это не значит, что я призываю при любом разногласии или недовольстве махать дубинкой: "Вот, разведусь". Дубиной машут неандертальцы.
 Близкие отношения надо беречь, однако бояться развода?-?нельзя.
 Мы дружим семьями с О.Н., которая была светлой любовью всей моей юности. Я всегда с интересом наблюдал, как она относится к мужу: очень бережно, предельно внимательно, так, что иногда у меня возникало впечатление?-?она перед ним "на задних лапках". Но вот я как-то рассказывал ей о традиционных конфликтах в обычных семьях и поинтересовался, а бывает ли Виктор (ее муж) груб, резок? В ответ услышал категоричное: "Никогда". Я удивился: "Как никогда? А если будет?" Ответ был неожиданным: "Если только что-нибудь подобное начнется, я ни минуты после этого рядом с ним не останусь. И он это знает".
 * Я не думаю, что в реальности ее действия будут так резки и решительны, но она действительно никогда не потерпит от него неуважения к себе.
 Естественно, он ценит такую жену и не допустит того, что не приемлет она. Она не грозит ему разводом, но он знает, что это в принципе вполне реально.
 А если один из супругов развода боится, и другой супруг знает, что как бы он себя ни вел, тот все стерпит и будет рядом?-?он, как правило, начинает безобразничать, и год от года все энергичнее.
 * В городе С., где я читал лекции, моим шофером был Юрий Иванович. 69 лет, купается в проруби, основные черты характера?-?пунктуальность и возмущение непунктуальностью других. Не пьет, женат уже 32 года, в браке несчастлив. Рассказывает:
 * - Жена хамит, грубит в открытую, ежедневно ревнует со скандалом. "От тебя шафраном воняет, подлец!" Было бы хоть за что страдать, а то ведь нет ничего, ни с кем я не гуляю! Жизнь невыносима.
 * - А чего вы с ней живете?
 * - Во-первых, разводов в стране и так много. И потом, она мне все время говорит, что я дрянь, что гуляю, что от нее уйти хочу. И если я уйду, то окажется, что она права. Вот я ей уже 32 года и доказываю, что я не такой.
 * - Уже 32 года доказываете?
 * - Да.
 * - ...
 Мягкость, гибкость, терпимость в отношении к другому супругу должны быть обязательно, НО:
 Крепкую семью может создать только сильный человек. Традиционные слова: "Будьте добрее, мягче, уступайте, прощайте друг другу!"?-?не работают или работают даже на развал семьи, если один из супругов слаб, а другой не отличается высокой нравственностью. Терпимость слабого?-?это подставленная шея, на которую очень хочется сесть.
 Характерен разговор с Сашей, молодым интересным парнем, заканчивающим военное училище. Он рассказывает о том, как жена ежедневно встречает его с порога холодным молчанием или несправедливыми претензиями. Нет не просто тепла, нет элементарной вежливости. А он старается все это терпеть, смягчить...
 - Она любила меня меньше, может быть, и не любила вообще. Уважала, да. Но физически я ее не привлекал, детей от меня она не хотела.?-?Ты же ее боишься!?-?...Да.?-?Ты боишься развода!?-?...Да. Несмотря ни на что, я все-таки ее люблю... Да и развод?-?столько грязи полезет...
 Могу сказать, как бы действовал в этой ситуации я.
 Я бы такую жену взял, посадил перед собой, взял бы ее руки в свои руки и сказал бы ей: "Давай с тобой хорошенько подумаем. Ты меня не любишь, я это знаю и на любовь не претендую?-?думаю, полюбить меня не в твоих силах. Но на уважение к себе я претендовать буду. Я хороший муж. Я и буду тебе хорошим мужем, но если ты будешь считать меня мужем плохим, у тебя не будет мужа никакого. Хочешь, чтобы у нас была семья?-?давай ее делать вместе. Нет?-?тогда не будем мучить друг друга, придется разойтись. Я этого не хочу, хотя бы потому, что я тебя люблю. Все зависит теперь от тебя. Реши этот вопрос, пожалуйста. Три дня тебе хватит?"
 * * *
 Доброта и терпимость должны быть от силы, а жесткость?-?от мудрости. Это?-?основные принципы поведения в семейном конфликте.
 КП, или Поведение в семейном конфликте
 Все жены?-?смертны.
 Детский сказочник Е.Шварц (наверное, после семейной ссоры)
 КП
  -?это Конфликтный Посыл или Конфликтное Поведение, когда один задевает другого, делает ему неприятно (а мог бы не задевать, не делать...). Кто-то из супругов фыркает, ругается, обвиняет, грубо требует или просто грубит... Все это?-?КП.
 * И это то, что, на мой взгляд, в семье?-?НЕДОПУСТИМО.
 Немного реальности. Обычно, если один (я уже не говорю любимый или даже близкий, скажем просто?-?один)?другого задел (поступком) или ударил (словом или интонацией), хочется ответить ему тем же или как-то по-другому, но главное?-?побольнее. Кроме этого, не хочется иметь с ним никакого дела, хочется от него уйти и с ним не разговаривать. Минуту назад он был хороший, а задел вас (пусть нечаянно)?-?и уже кажется плохим (набор ярких эпитетов разнообразен). Вам самим хочется вести себя конфликтно, ответить КП на КП.
 Не делайте этого!
 * Задачка: один дал КП, другой КП ответил. Виноваты оба, но кто больше? Ответ нашей семьи: "Более виноват не тот, кто первый начал, а кто первым продолжил. Ошибиться может каждый, а бить сознательно не должен никто". А как ответите вы?
 Почему нельзя отвечать КП на КП? Ответьте себе сами: что будет, если вы пойдете навстречу этим желаниям, разрешите себе ударить его в ответ, позволите себе обидеться и перестанете с ним разговаривать, а также начнете считать его, к примеру, злым? Ответ очевиден: это будет не концом, а продолжением конфликта. Начнется обмен ударами и оскорблениями, по нарастающей вширь или вглубь... Если вы этого не хотите, вам придется принять:
 Нельзя в ответ ударить ни поступком, ни словом, ни взглядом, не надо считать партнера плохим и не надо его лишать вас, уходя в обиды и молчание.
 Он тебя задел?-?ругаться нельзя. Кто ругается, тот неправ. Запрещается обижаться. Ты обиделась?-?ты виновата.
 Это все нельзя. А что надо?
 Один из возможных ответов подсказали мне мои дети.
 * К сожалению, мои мечты о том, что я детей не буду наказывать вообще?-?оказались утопией: наказывать приходится. Так вот, если я наказал, например, Сашу, но рядом мама?-?к кому бежит он? Правильно, к маме. Если наказала его мама, но рядом я,?-?Шурик бежит ко мне: "Меня мама обидела, пожалей!" (жалею). Но к кому бежит Саша, если его наказал я, а мамы нет? Ко мне. А к кому же еще? Ведь я все равно остаюсь для него самым близким и родным.
 Давайте учиться у детей. Тебя обидели?-?не уходи, не обижайся. Наоборот, со своей болью, обидой иди к самому близкому человеку. Он тебя "ударил"?-?пусть он тебя и пожалеет.
 * Можно подойти к жене, обнять ее, поцеловать и сказать: "Ты знаешь, а меня сейчас обидел мой самый любимый человек. Мне так больно... Давай не будем больше меня обижать, ладно?"
 Реагируя на резкость, грубость и пр., надо не бить в ответ, а успокоить или остановить другого, и в первую очередь мирными и добрыми средствами.
 * Может быть, дать понять супругу, что он делает вам больно, попросить его так не делать. Подумать вместе с ним, почему у него не получается вас не задевать, но не молчать, копя раздражение!
 Прежде всего?-?успокойтесь. Кто злится?-?тот неправ. Не надо судить, пока не разобрались и не выслушали другую сторону. Разговор начинайте с добрых слов друг другу и признания своих ошибок.
 Если он понял, что был неправ, извинился?-?все, его вину забыть и не вспоминать. Поцелуйте и настройте его и себя на мир. А если он по-хорошему не понял (не хочет понимать), его КП продолжается, и примириться вы не можете? - Предупредите и попробуйте более жесткие варианты. За мир надо бороться.
 Формы протеста против КП
 Д
 ля прекращения конфликта могут быть использованы любые эффективные средства; единственный обязательный критерий?-?за использование этих средств вам не должно быть стыдно.
 * Вы должны вести себя так, как будто бы вы находитесь в окружении значимых для вас людей и они на вас смотрят.
 В некоторых семьях супруги договорились и в ситуации конфликта, когда вот-вот польется ругань, возражающий против этого предупреждает другого и включает магнитофон: все, что будет сказано, останется на пленке.
 * Насколько же корректным становится лексикон!
 Есть и другие средства. Например,
 - китайская месть. Существует история о том, как один злой китайский феодал лишил бедного крестьянина и дома, и имущества, и семьи. Тогда крестьянин взял и отомстил феодалу?-?повесился перед его окном.
 * Месть я считаю одним из самых глупых и вредных предрассудков, но в хороших семьях вариант "китайская месть" бывает очень к месту.
 Например, жена читает в темноте, портит свое и так слабое зрение (при этом согласна с тем, что она неправа, но раз за разом...)?-?хорошо, я лишаю чтения себя. Для меня это?-?мука.
 Или: Шура наехал на Аллочку на велосипеде, ей больно, она на него орет ("Почему не смотришь?!"), бьет словами. Мне хочется ударить ее. Нельзя, но как ее остановить? За каждый ее удар Шурика стал сильно бить (действительно сильно!) по руке самому себе... Подействовало, остановилась.
 - прерывание отношений вплоть до полного игнорирования другого.
 Прекращение отношений вовсе не означает их разрыва, всегда возможны переговоры. Отношения могут быть возобновлены в любой момент, как только другой супруг прекратит конфликтное поведение и начнет жить, уважая другого.
 Естественно, дети от разрыва отношений страдать не должны. В этой части отношения не прерываются, а только снижаются до чисто формальных и сотруднических, на уровне безличной кооперации. Она была любимой, а стала просто женщиной, с которой я, как с любой, просто вежлив, но не проявляю к ней ни интереса, ни теплоты. Любовь?-?выключаю.
 * Чтобы добрые отношения были под надежной охраной, надо уметь иногда не любить любимого.
 - демонстративное зеркало. После предупреждения начните действовать его же методами, одновременно предлагая при этом прекратить безобразие?-?взаимно. Средство эффективное, но опасное, поэтому давайте остановимся на нем подробнее.
 О нечестности: как подобное лечить подобным
 П
 редлагается задачка из семейной жизни13.
 Супруги договорились, что все вопросы ухода за ребенком они решают вместе, согласовывая свои действия друг с другом. Муж четко соблюдает эту договоренность, а жена?-?нет, мнением его не интересуется и все делает по-своему. Муж каждый раз реагирует (напоминает, обсуждает), жена в ответ молчит или отбрехивается, а в результате у окружающих, которые все время вокруг, складывается впечатление, что он зануда и терроризирует жену по мелочам. Получается как будто, что она?-?несчастная жертва, терпящая мужа-диктатора.
 Как быть мужу? Примириться с репутацией зануды и тирана или согласиться с тем, что ребенок будет воспитываться без учета его мнений? Есть ли другие решения?
 * Могу рассказать, как эту задачку решил я. Мы жили летом на даче, и все происходило именно так, как описано.
 О Ване
 Я
  перенимаю тактику жены: Аллочке не делаю никаких замечаний, но с ребенком все делаю по-своему, так, как считаю нужным, а на ее замечания не реагирую.
 Снять ли с Вани распашонку? Если бы я спросил, Алла сказала бы: "Нет". Я должен был бы уговаривать ее или вести беседу о вреде категоричности. Я же просто снял распашонку.
 Пересадить ли Ваню с нашей постели в его кровать? Алла была против, но я не стал с ней это обсуждать?-?я пересадил Ваню, и теперь разговаривать со мной вынуждена Алла, а я могу отмалчиваться.
 Какой температуры должна быть вода в ванне? Я наливаю холодную воду молча, на замечания Аллы реагирую вяло или никак. И так далее.
 Соответственно в зануду стала превращаться Аллочка. Осложнений отношений между нами не произошло, потому что я предупредил ее о своей тактике и явно показывал ей, что эти мои действия?-?только вынужденная мера, о которой я сожалею и которую готов в любой момент снять при соответствующем изменении ее позиции.
 * Напомню, этот воспитательный прием называется "Демонстратив-ное зеркало".
 Предлагаю еще вариации на ту же тему. Свое поведение идеальным не считаю, но что предложите вы?
 О Шуре
 М
 ы детей закаливали, но... Первый год для Шурика было нормальным дома (когда не спит) находиться голым, второй год?-?уже обязательно в рубашке, на третий год стараниями мамы на нем стали появляться колготы (дома!).
 * Это уже никуда не годится (кстати, предвижу, что на четвертый год на ногах появятся шерстяные носочки и тапочки и будет все как в нормальной семье с болезненными детьми).
 Я?-?категорически против, Аллочка вяло обещает больше этого не делать, но раз за разом все повторяется. После неоднократных мягких разговоров я предупредил, что увижу еще раз на Шурике колготы?-?сниму, и она их больше не увидит.
 То же самое с шапочками. На улице холодает, всего 5 градусов тепла?-?на детей надели шапочки. Нормально. Но тут снова потеплело, 10 градусов?-?шапочки на головах остались. В чем дело? Переговоры, к сожалению, безуспешны. Тогда я сначала предупредил, а потом спрятал шапки. Порядок.
 Естественно, весьма нередко в наших семейных проблемах бываю виноват и я. И естественно, заметить мне это бывает весьма нелегко, особенно "в разгаре", когда душа взбудоражена и жаждет "справедливости".
 * То есть нездорова.
 Но рядом с такой душой, как спасительный костыль, всегда есть знание: знание о том, что надо делать, когда оба виноваты. Это знание выручало меня не раз. Может быть, оно поможет и вам?
 Когда оба виноваты
 (психологический практикум)
 С
 уть ситуации: вам дали КП (например, совет не по делу и не вовремя, когда вы раздражены), вы кинули ответную резкость, на вас обиделись. Вы отошли и осознали. Что дальше?
 * Чтобы было конкретнее?-?две похожие ситуации. Однако при всей схожести они, на мой взгляд, требуют совершенно разных ответов. Свои ответы бесспорными не считаю; но как ответите вы?
 Итак, на даче вы с женой, ваш ребенок и теща.
 Ситуация первая. На вас обкакался ребенок, жены рядом нет, вы кричите теще, чтобы она принесла вам бумаги. Она приносит, но с нотациями: "Ну, кто же так не по человечески делает? Надо сначала его подержать, а потом уже носить!" То есть вас теперь обкакал не только ребенок, но и теща, и вы отвечаете ей резко: "Я просил вас принести бумаги, а не читать мне мораль". Теща обиделась...
 * Все, что нужно?-?это прийти в себя, успокоиться и просто смягчить обстановку. Например, сказать: "Я хочу извиниться. Я был резок и прошу меня простить".
 Ситуация вторая. Вы ночью пошли развести молочную смесь, чтобы покормить ребенка (хотя обычно это делает жена, а тут вы решили ей помочь). Делали вы это долго и чертыхались, так как в чайнике оказалось неожиданно мало воды, и он закипел, после чего воду пришлось студить. Когда вы пришли и объяснили ситуацию, жена вам дает недовольные советы: "Ну ты же видел, что в чайнике мало воды, надо было греть совсем немножечко!" "Если ты такая умная, сама все и делай". Жена обиделась...
 * Тоже?-?просто извиниться за свои слова? Да, извиниться, но не только.
 Не знаю, как вы, но я свою жену считаю цивилизованным человеком, а это значит, что у меня к ней несколько повышенные требования. Поэтому, если это произошло со мной (а это произошло с мной), то происшедшее я считаю обязательным обсудить.
 Если оба не очень устали и не спится, то разговор можно начать сейчас же, в противном случае утром при первой же возможности: "Что ты думаешь по поводу происшедшего?" И начать доброжелательный, спокойный анализ ситуации (как бы вы обсуждали любой случай, происшедший с другим) с акцентом на собственные ошибки. Но если она не видит своих?-?без обвинений и конструктивно, но их ей указать.
 А вот теща?-?это другое. Она хорошая, но учить ее поздно. Поэтому с ней ничего не обсуждайте, а только попросите прощения.
 
 
 
 
 
 Книга 4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ПСИХОЛОГИЯ
 
 СЕКСУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
 
 
 ПСИХОЛОГИЯ СЕКСУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
 В
  этой книге я старался дать минимум медицины и технических подробностей, поскольку речь пойдет не о собственно сексологии, а о психологии сексуальности. О том, как относиться к себе, другому, своему телу...
 Писать было, как правило, приятно и весело, но в некоторых местах довольно затруднительно. Сложности были с языком. Мой основной критик?-?жена?-?постоянно восклицала: "Ну Солнышко, ну нельзя так писать! Ты слишком прямо, надо как-то помягче... Так можно сказать, а в книге надо писать более книжно". Я возражал, что американские авторы пишут аналогичные книги в таком же живом, свободном, разговорном стиле, и нам обоим такой стиль изложения нравится больше, чем сухой казенный язык наших авторов. На это следовал неизменный ответ: "Американским авторам так писать можно. А ты живешь в России".
 Но, по-моему, с этих вещих слов моей мудрой жены уже кончается вынужденное короткое Второе Предисловие и начинается последняя Книга.
 
 Итак,
 О здоровом отношении к сексу
 Что такое секс
 Завидев женщину красивую блудницу или иное лицо женовидное краснеющее, и светло и мягко тело учуяв, и придя, обнимаешь, целуешь, мызжешь и руками осязаешь и настолько безумен и бесстыден, бесовскою любовью восхотел ее, даже внутрь себя вместить стремишься, так помрачен бываешь, подобно животным, подобно жеребцу сластно-яростному, заржав, сладострастием распаляяся, как огнем горя, подобно вепрю, который, к свинье своей похотствуя, употевает и пену испускает, так и ты, бессловесным позавидовав, словесное естество бессловесным поработил. О человече, так ты услаждаешься сладострастием...
 Наставления митрополита Даниила
 Д
 ля тех, кому дорого целомудрие, сообщу: я с вами. Я весьма целомудренный человек, хотя сексуальную жизнь вел давно, разнообразно и с удовольствием. Целомудрие?-?это не отказ от секса и не осуждение его, а "цельность мудрости": способность встать над своими влечениями, поставить их себе на службу, а не сдаться перед их натиском.
 * Тот, кто порабощен вещами или развлечениями?-?тот не целомудрен. Та, которая раз за разом не может устоять перед вкусными пирожными?-?теряет целомудрие. Девушка теряет его не тогда, когда в первый раз ложится в постель к мужчине, а когда теряет голову и начинает делать глупости?-?не важно, в какой области.
 Секс?-?это нормальная часть нормальной жизни. И, как жизнь, он может быть высоким и низким, любовно-напряженным и обыденно-пресным?-?любым. Для кого-то?-?это выражение любви, для кого-то?-?свидетельство победы, а когда-то?-?просто необходимость разрядки при физиологическом напряжении. Это развлечение, это энергетическая накачка, это расслабление, это психотерапевтический сеанс, это снотворное, это привычный ритуал и супружеский долг, это игра и поле для индивидуального и совместного творчества, наконец?-?это просто другая форма любовного разговора между увлеченными друг другом людьми.
 Секс?-?это мир, в котором вы желанны, если любите его сами. Но если этот мир не принимаете вы?-?этот мир не принимает вас.
 Полноценная сексуальная жизнь делает человека здоровым, а его существование осмысленным. Для мужчины ужасна бессмысленная работа, но жизнь без женщины, без секса?-?это вообще не жизнь. У мужчины ослабло зрение?-?это неприятно, но не трагедия. Если же, не дай бог, у него ослабнет половая функция, он вообще перестает считать себя человеком. Мужчина, не ощущающий себя мужчиной, ставит на себе крест.
 * Лично мне это кажется весьма глупым, но, к сожалению, для большинства мужчин это именно так.
 Неблагополучный, неудовлетворительный секс для женщины?-?это испорченное здоровье, дурное настроение и масса неприятных эмоций. Радостный, большой секс?-?это цветущая женщина.
 Секс?-?это то, что соединяет мужчину и женщину, поэтому он так значим для семьи. Может быть, они замечательные люди с хорошими характерами и без вредных привычек, но если совместная постель регулярно оставляет их в печали, то прогнозы на их семейные перспективы весьма пессимистичны. И напротив, в той семейной паре, где муж с восторгом получает все, что с такой щедростью в постели дарит ему жена, многие проблемы уходят на второй план.
 * Это очень важно для семьи, когда муж бежит, торопится домой с работы, а у двери его встречает жена с теплыми объятиями, прижимаясь к нему всем телом...
 Надеюсь, никто не подозревает автора в том, что он сексуальную жизнь помещает строго в рамки семьи, осуждая добрачные и другие сексуальные связи. Секс?-?это естественно и прекрасно, и он совершенно не нуждается в оправдании семейными узами.
 * Они не женаты, но как сексуальные партнеры дарят друг другу счастье?-?значит они, по крайней мере в этом отношении, нашли друг друга, и это прекрасно.
 Нравственно ли заниматься сексом?
 Пока женщина возвышенно мечтает о высоких материях, мужчина, глумливо и похотливо хихикая, тащит ее в койку.
 А.Обидин
 И
 нтересно, вы следующую картинку оцените как утопию или антиутопию?
 Секс признали важнейшей проблемой наряду с экономикой и экологией, и вся страна начала поиск ее решения. На заседании Государственной Думы принят прогрессивный "Закон о сексе", правительство срочно начало разрабатывать "Программу ликвидации сексуальной неграмотности". Политические лидеры, живым примером воодушевляя широкие массы трудящихся, становятся в авангарде сексуальной перестройки. На фасадах домов появляются лозунги "Сексуальную программу?-?в жизнь!", а перед предприятиями?-?доски почета "Передовики сексуального фронта". В трудовых коллективах разворачивается широкое обсуждение новых путей решения сексуальных проблем и обмен передовым опытом. Кроме этого, специально подготовленные опытные инструкторы методами рассказа и показа знакомят с самыми современными способами взаимного сексуального удовлетворения. И т.д.
 * Как карикатура нашей жизни это утопия по целям и антиутопия по средствам.
 Согласимся хотя бы в одном?-?этого не может быть, потому что у нас такого не может быть никогда. Официальная и широкая общественная мораль ограждает половую жизнь человека завесой глухого молчания, настаивая на том, что порядочный, нравственный человек сексом не... "Не занимается"?-?нет, занимается, но... Без воодушевления.
 Прочувствовать это более чем просто. Вот несколько картинок из жизни.
 Еду в транспорте, просматриваю новую литературу по сексологии?-?а там такие картинки!.. Перед лицом общественности чувствую себя ужасно неловко.
 Беседую с учительницей, она рассказывает мне о дружбе своего семнадцатилетнего сына и его девушки. Звучит фраза: "Я надеюсь, что у них пока чистые отношения",?-?все поняли, что она имела в виду? Она имела в виду, что они не живут друг с другом половой жизнью.
 * Интересно, а если я с женой живу половой жизнью, у нас уже не чистые, т.е. грязные отношения? Я решительно протестую!
 Пригласите девушку на танец?-?редко откажет, скорее расцветет от удовольствия. Предложите девушке заняться любовью?-?она раскраснеется от негодования, а вы получите пощечину. Вы! Ей! Предложили! Заняться! ЛЮБОВЬЮ!
 * А ведь есть другой ответ: "Спасибо, не хочется"14.
 Свободные открытые разговоры на эту тему не приняты, а по сути запрещены. Одно дело?-?спросить у молодоженов: "Ну, как устроились в новой квартире? Как телевизор, показывает?", другое: "Ну, как у вас с сексом? Что новенького? Кровать купили? Хорош сексодромчик?"
 * Нормально когда-то ответить собеседнику по телефону: "Извини, мы тут обедаем, я тебе перезвоню попозже". Но никогда не скажешь и не услышишь: "Перезвони попозже, мы тут сексом занимаемся..."
 Чтобы говорить, нужен язык, слова. А на каком языке говорить о сексе? В нашем языке нет совершенно необходимых обиходных терминов и названий.
 * Вы бы послушали, как на приеме у сексолога мужчина пытается описать свои проблемы. У него самое ходовое слово?-?"ЭТО": этим словом он описывает и сам процесс, и отдельные органы. "Доктор, когда у меня ЭТО..."
 Вы смеетесь? У вас таких проблем нет? Хорошо, могу предположить, что вы все слова знаете. Ну, тогда произнесите их.
 Психологический практикум:
 Произнесите громко и с гордостью, можно в одиночку, но лучше в компании, следующие слова: "Встреча, радость, любовь, поцелуй, грудь, трусики, половой член, эрекция, презерватив, половой акт, влагалище, клитор, оральный секс, сперма, анальный секс, мастурбация, оргазм!"
 * Вас ничто не затруднило?
 Если коротко, то отрицательное отношение нашей морали к сексу проявляется в первую очередь в том, что мы оправдываем его существование только некоторыми условиями. Он должен быть, по устоявшемуся общественному мнению:
 * без особого им увлечения;
 * только по любви;
 * только в паре, а не в группе;
 * разнополым;
 * с постоянным партнером;
 * с партнером приблизительно того же возраста;
 * до определенного возраста?-?только при государственном благословении в виде регистрации брака;
 * и еще много чего, а главное?-
 * чтобы это никто не видел.
 * Придерживаетесь ли вы таких же взглядов? А если "да", то почему?
 Разбираясь с психологией сексуальности, нам буквально на каждом шагу придется сталкиваться с моральными оценками. И каждый раз определяться: соглашаемся мы с ними или нет. Но чем руководствоваться в своих выборах?
 Нравственность и ее суррогаты
 Не человек для морали, а мораль для человека.
 Что забыл сказать Христос
 Ч
 то считать допустимым и одобряемым? Как, с помощью чего можно квалифицировать нечто как нравственное или безнравственное? Это задача не абстрактно-теоретическая, а сугубо житейская, с которой мы сталкиваемся много раз на дню. Самые распространенные критерии весьма несложны, и основные из них таковы.
 Нравственно то, что:
 - считаю нравственным Я. Если Меня так воспитали и поэтому Я это считаю нормальным, допустимым, значит это и есть нормальное и одобряемое. А то, что я считаю безобразным и недопустимым, достойно только осуждения и искоренения.
 * Это?-?индивидуальная мораль, в данном случае в достаточно категоричном и агрессивном варианте. К сожалению, он и является наиболее распространенным.
 - официально провозглашается. То, чему обязаны учить в школах, о чем пишут в газетах и иногда с пафосом декларируют родители в воспитательных целях.
 * Это?-?официальная мораль, создаваемая идеологическими органами. К сожалению, то, чем руководствуются эти идеологические органы, не всегда понятно и нравственно оправдано. Кроме того, безумно оторвано от жизни.
 - считает большинство. "Приличные люди ведут себя так. А так?-?не принято". "Кем не принято?" "Всеми".
 * Это?-?общественная мораль. Мнение большинства?-?как правило, разумный компромисс между идеями и жизнью. Это огромная сила, именно поэтому она чаще всего и отождествляется просто с Моралью.
 - делает большинство. "Ты не слушай то, что говорят, ты смотри, что делают".
 * Это?-?нравы, тот житейский бульон, которым пропитываемся мы с детства и которым, к нашему сожалению или счастью, закладываются наши нравственные основы.
 - делает человека здоровым и счастливым, не причиняя существенного вреда другим. А то, что лишает человека счастья и идет во вред его здоровью?-?безнравственно.
 * Это и есть нравственность в самом узком и точном смысле слова. Насколько мне известно, именно такое понимание ее разделяется ведущими современными философами и принято во Всемирной организации здравоохранения.
 Конечно, критерий "то, что делает человека здоровым и счастливым",?-?нуждается в дополнениях и уточнениях. Например, очевидно, что, если мое поведение касается не меня одного, то нужно учитывать и интересы другого. Если это касается не только пары, то нужно учитывать и интересы окружающих.
 * Пусть люди воспитаны дико, но бить по их нравственным (моральным) чувствам своей свободой (в их восприятии?-?распущенностью)?-?не надо.
 Но также никому не надо называть непристойным все то, что выходит за его привычные и жесткие рамки. Нельзя проявлять агрессивность и клеить оскорбительные ярлыки.
 * Слова "распущенность", "разврат", "грязь", "пошлость", "шлюха", "порнография" в отношении секса?-?слова злые и грязные. Эти слова из того же набора, что и "наймит", "прихвостень", "отщепенец" и "злобный клеветник"?-?словаря, совсем недавно так широко использовавшегося в отношении инакомыслящих в СССР. Но если травля политически инакомыслящих (кажется) прекратилась, то травля инакомыслящих в сексуальной сфере?-?продолжается.
 Может быть, заключим гражданский мир и, уважая друг друга, просто поразмышляем? Вдруг услышим что-то интересное?
 Гармония интимных отношений
 Ну как женщина и мужчина могут понять друг друга, ведь они оба хотят разного: мужчина хочет женщину, а женщина хочет мужчину...
 Фридеш Каринти
 Minimum minimorum
 Г
 армония интимных отношений предполагает как минимум элементарный физический комфорт и ощущение безопасности. Это значит: возможность для пары встречаться дома, а не на случайной квартире или в подъезде... С уверенностью, что никто не войдет и не помешает.
 * Слезы нашей жизни: когда на ее робкое и тревожное "Не успеем!" слышится его торопливо-наступательное "Успеем, успеем..."
 Страх, что кровать скрипит или дети проснутся, тормозит возбуждение обоих, но особенно?-?женщины. И отключите телефон, иначе его несвоевременный звонок станет окончанием праздника.
 Уважение и раскованность
 Н
 ачнем с обратного: во многих случаях в сексуальных отношениях уважение противопоказано.
 * Слишком хорошо воспитанный муж скучен как любовник?-?он думает о своей жене только как о драгоценном камне, который нельзя запачкать ничем, даже собственными "непристойными" эротическими фантазиями. Его "уважение" оборачивается скованностью, отсутствием фантазии и возбуждающего женщину напора.
 Во время откровенных ласк нужна смелость и нежность, а не уважение. Тем более неуместно говорить об уважении, когда на пике оргазма мужчина всаживает член в извивающуюся партнершу?-?тут необходимо мыслить другими категориями15. И тем не менее без уважения (в сочетании с раскованностью) гармоничная сексуальная жизнь в паре невозможна.
 А настоящее уважение начинается с того, что мужчина начинает видеть в женщине просто ЧЕЛОВЕКА?-?со своим миром, ярким и непохожим на его собственный мир. Видеть человека, с которым ему интересно.
 Мужчины с женщинами спят. Мужчины женщин любят. Но мужчины с женщинами?-?не дружат. Дружат с тем, кого уважают, а мужчины уважают, как правило, только мужчин. Когда мужчина хочет обсудить какие-то проблемы или сыграть в картишки, он идет к мужчинам, а не к женщине. Он еще найдет, о чем с ней говорить до постели, но когда уже все произошло?-?о чем с ней разговаривать?
 * Характерный вопрос я получил в записке на лекции: "Кого лучше использовать?-?девочку или женщину?"
 А женщины нуждаются в дружбе и уважении. И то, что называется просто "хорошие отношения"?-?основа гармоничной сексуальной жизни.
 При чем здесь семейные отношения
 К
 ак я уже говорил, я вовсе не считаю секс вне брака чем-то безнравственным и не имею никаких оснований его осуждать. Более того, в семейной жизни есть один серьезный минус: она нередко привносит рутину, убивает романтизм и свежесть отношений, превращая восхитительное соблазнение в унылый супружеский долг.
 Но факты говорят и о другом: для большинства пар семейная жизнь способствует гармонизации половой жизни. Регулярность ее полезна для обоих, а женщина избавляется от множества тревог. У нее появляется уверенность в партнере, ей легче предохраняться, да и беременность, даже нежелательная, не так страшна.
 * Характерно признание одной женщины: "Пока мы не были женаты, я чувствовала себя с ним в постели, как на минном поле". Не все, конечно, так тревожны, но не многие чувствуют себя полностью защищенными, особенно с нашими возможностями контрацепции.
 Конечно, имеется в виду не всякая семья, а только хорошая. Если они начали вечер с взаимных упреков, переходящих в молчание или переругивание за столом, трудно предположить, что у них произойдет что-то гармоничное в постели. Более того, как раз там их ждет очередная, совершенно закономерная стычка.
 * У мужчины половая функция более независима от его настроений, и, когда он после всех ссор ложится в постель рядом с женой, он ее все равно хочет. А раз хочет, он к ней лезет: "Мириться давай!", но натыкается на ее холодную напряженную спину. На самом деле мужское желание так же понятно, как и женское нежелание. У женщины физическое и психическое состояние тесно взаимосвязаны, и пока в ее душе жива обида, ее тело протестует против его прикосновений.
 Об эротике в российском варианте
 Боже, девочки, ну какая тут может быть любовь?! Для любви нужна праздность...
 Бо
 С
 амый порядочный и заботливый супруг, к сожалению, не всегда окажется одновременно и самым восхитительным любовником. А что с ним тогда делать ночью?
 * У нас годами формировали стереотип идеальной семьи, в которой между супругами царят совершенно бесполые отношения. Вне постели (а постель?-?зона полного умолчания) он и она олицетворяли лозунг "Человек человеку?-?друг, товарищ и брат", а их беседы очень напоминали сдержанные производственные совещания.
 Мне такой образец представляется существенно дефективным. Предположим, я стою в прихожей, мимо меня на кухню идет жена. Вы думаете, я ее просто так, без приставаний, пропущу? И руки у меня будут только по швам? Конечно же, нет! Мне моя жена нравится все время, в том числе днем, а не только после 23.00, и я не собираюсь скрывать это от нее.
 * А как вам понравится такая семейная сцена: муж ужинает, смотрит на жену и сладко облизывается, смотрит и облизывается. "Что смотришь?" ­ "Да так, вкусно очень!" А утром он тоже облизывается, глядя на жену, но уже не в предвкушении, а под впечатлением...
 Если у меня жена, примеривая платья, спросит: "Я тебе в каком больше нравлюсь? В этом или в том?"?-?я отвечу ей честно: "Совсем без платья!" Я не собираюсь скрывать, что жену предпочитаю в первую очередь в обнаженном виде.
 * Редактор это предложение хотела исправить, уточнив: "предпочитаю видеть в первую очередь". Ну почему же только видеть?..

<< Пред.           стр. 11 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу