<< Пред.           стр. 5 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

 Прекрасным можешь ты не быть, но производить впечатление ты обязан.
 Кажется, кто-то из классиков
 П
 рекрасно быть естественным: говорить то, что думаешь, выражать те чувства, которые живут в душе и вообще не следить за собой, а просто жить, быть таким, какой ты есть. Но я не уверен, что вы можете всегда позволить себе такую роскошь: это надо заработать.
 Кому и когда это обычно позволяется:
 - очень любимым и уважаемым в кругу любящих и уважающих;
 * Заработайте такой круг!
 - тем редким людям, которые думают и чувствуют то, что надо, и так, как надо;
 * После вопроса "Кому надо?" наши оценки этих редких людей начинают сильно различаться...
 Так или иначе, умение подать себя, требующее определенной дипломатии и актерства,?-?нужно каждому.
 Да, важно быть, но важно и казаться: уметь производить соответствующее впечатление. Это особенно необходимо при кратковременных контактах и для успешного начала, тем более что произвести впечатление легче, чем его переделать.
 Каждый на себе, очевидно, испытал, как иногда давит груз неблагоприятно сложившихся отношений.
 * Скажем, появились вы в новой компании как-то не в духе, много молчали, хотя это вам в общем-то не свойственно. Приходите в другой раз?-?и чувствуете, что вас разговорчивого как-то не воспринимают... Ожидания уже сложились, ломать их можно, но довольно трудно.
 Гораздо умнее с самого начала позаботиться о том, чтобы произвести впечатление то, которое вам выгодно и будет вас потом "поддерживать" в любой ситуации.
 Каким вас будут видеть? Таким, каким вы себя преподнесете. Перефразируя известную пословицу: "Провожают по уму, а встречают по одежке и манере держаться".
 * Если вас интересует, как ваша одежда влияет на производимое вами впечатление, полистайте журналы для деловых людей, обязательно найдете что-то вроде: "Одежда для успеха". Любопытно и практично.
 О манере держаться писать труднее?-?тут надо видеть, показывать и тренировать. Легче начать от противного: встаньте криво, плечи заверните вперед и вверх (спина при этом приобретет устойчиво невротические очертания), голову подайте вперед и вниз (когда голова поворачивается в таком положении, создается навязчивое впечатление, будто вас кто-то преследует). Глазами можно мелко моргать, взгляд беспокойный, ищущий, немного снизу вверх, лицо тревожное или с извиняющейся улыбкой, руки делают суетливые ненужные движения, колени полусогнуты, носки внутрь. Недостаточно??-?Садитесь на краешек стула, чувствуя себя не вправе занять стул весь, мнитесь и говорите дрожащим голосом сбивчивые фразы...
 * К сожалению, у этой карикатуры не так уж мало прототипов.
 Прототипы! Вы не хотите, если не из любви к себе (ее у вас явно не хватает), так хотя бы из уважения к людям (а вы?-?тоже человек), серьезно заняться своим телом? Когда вы последний раз делали утреннюю гимнастику? У вас не хватает энергии?
 * Неправда, в вас вулкан энергии: залезьте под холодный душ, и вы обнаружите в себе орущего холерика!
 Встаньте спиной к двери и позаботьтесь, чтобы между плоскостью двери и плоскостью (плоскостью?) вашей спины было как можно меньше просветов. Да, вы правы, сутулость есть, осанки нет...
 Самая лучшая осанка у балерин и офицеров. Всем остальным порекомендую заняться бальными танцами.
 У кого есть заботливые друзья?-?предложите им игру "Венера-Аполлон": когда они заметят, что вы снова сутулитесь, они подходят и нежно ударяют вас по хребту, а когда вы после этого распрямляетесь, они радостно вскрикивают: "Аполлон!"
 * С "Венерой" так же, только понежнее.
 Кто не чуждается йоги, обратите внимание на "позу кобры" (лежа на животе, руки на полу у плеч, откидываться-отклоняться верхней частью туловища назад и в стороны, стараясь увидеть свои пятки): буквально через неделю вам уже будет неудобно сутулиться.
 * Из йоги же прекрасный образ: "Представьте, что у вас на темечке есть маленький крючочек, за который вас постоянно кто-то тянет вверх..." Почувствуйте это, и у вас всегда будет высокая шея, гордая посадка головы, ходить станет легче, и в результате вы будете красивым и стройным.
 Каратэ, у-шу и прочие восточные единоборства дадут вам легкий, кошачий шаг и плавные, отточенные движения, за которыми будет чувствоваться напор и сила.
 Походка должна быть раскрепощенная, но без качаний, ровная, стремительная и энергичная. Руки отвечают динамике всего тела, рукопожатие?-?короткое и не вялое. Голос?-?громкий и твердый, фразы короткие и энергичные. Взгляд спокойный, без частых морганий, открытый и смелый, на равных или немного сверху. Лицо осмысленное.
 * Если не хотите, чтобы у вас был сонный взгляд, как у всех жвачных животных, не занимайте свои челюсти жвачкой.
 Держите себя так, чтобы люди имели основания относиться к вам с уважением, видели в вас сильного и привлекательного человека.
 
 
 ДЕРЖИТЕ СЕБЯ ТАК, ЧТОБЫ ЛЮДИ ИМЕЛИ
 ОСНОВАНИЯ ОТНОСИТЬСЯ К ВАМ С УВАЖЕНИЕМ
 
 
 Это, конечно, эскиз только для определенного круга ситуаций. Когда-то вам нужно быть Нежным Облаком в штанах, когда-то?-?Разъяренной львицей, когда-то?-?Фарфоровой статуэткой.
 Кому?-?что?
 В
 ажное дополнение: нельзя говорить о том, КАКОЙ человек нравится, не упоминая о том, КОМУ он нравится или нет. В этом смысле нет "привлекательности вообще"?-?есть соответствие человека конкретным нормам или частным потребностям окружающих. Человек хорош не вообще, а именно в этих условиях и в этот момент для конкретных людей.
 * Другое дело, что можно научиться нравиться многим и в широком круге ситуаций.
 Существуют две самые важные закономерности?-?привлекательность из-за черт сходства и привлекательность по дополнению. Сходство между людьми, видимо, дает ощущение "безопасности" и "близости"?-?наш человек. Похожий?-?значит хороший. Поэтому традиционно более привлекателен человек "своего круга", близкий по социально-демографичес-ким особенностям: возрасту, профессии, социальному поло-жению, полу. С другой стороны, по тем же самым особенностям привлекательны люди, дополняющие друг друга: друг другу интересные, полезные или просто удобные, "совмещающиеся".
 Важно учитывать и сходство, и дополнение. Для улучшения контакта с людьми в разумных пределах нужна пристройка в общении, увеличивающая ваше сходство с собеседником или нужность, интересность вас для него. Как правило, оправдана пристройка по манере держаться, вести себя, строить отношения, общаться (вплоть до темпа речи, интонации и тембра голоса). Если вы уважаете собеседника и хотите, чтобы было легче и ему, и вам?-?настройтесь на него, пристройтесь к нему, подстройтесь под него.
 * Это тяжело для одномерной и негибкой личности. Для нее любое изменение?-?и испытание, и потеря себя. Для человека же душевно богатого и гибкого настройка на партнера?-?это дополнение себя, обогащение себя, присвоение себе кусочка от личности собеседника.
 Для контакта нужна согласованность. Есть, правда, и другой путь ее достижения?-?своим полем формировать стиль общения партнера. Не себя подстроить под него, а его подстроить под себя.
 * Я полагаю, что это совершенно равноправный с предыдущим вариант. Но, кстати, Знающие знают: для того, чтобы сформировать другого, вначале нужно настроить себя на него...
 
 
 
 
 Часть 4. Как жить в мире с людьми и миром
 О Философии жизни
 - Но я так думаю!
 - И поэтому твоя жизнь не работает!
 То, что всегда говорит ведущий тренингового семинара "Lifesрring"
 Д
 авно наблюдал, как одни люди живут среди людей легко и ровно, не напрягая других и не дергая себя, и как другие, вроде бы во всех отношениях такие же, настойчиво страдают, с завидной регулярностью мучаются?и, самое главное, устраивают то же самое окружающим. Что делает их жизни такими разными? Взгляды на взаимоотношения между людьми, которые берутся за основу и воспроизводятся раз за разом, год за годом. Философия жизни. И, соответственно, разное качество Житейской Философии дает человеку очень разное КАЧЕСТВО ЖИЗНИ.
 Философия?-?очень практичная вещь. И я хочу познакомить вас с Житейской Философией, которая работает. Приняв ее, вы освободитесь от кучи проблем, конфликтов и перестанете создавать проблемы и конфликты для окружающих.
 * Главной проблемой окажется??ПРИНЯТЬ новую философию. Сменить МИР. Впрочем, вы обязательно встретите людей, которые этой, новой для вас, философией живут уже давно. И, я надеюсь, вам нравится, как они живут.
 Но прежде?-?два нравственно-психологических этюда.
 Обвинение вины
 П
 омню прекрасное и веселое лето и нашу дружную компанию вожатско-преподавательского состава в пионерском лагере. Звездой и Солнышком у нас был Паша, по-настоящему порядочный, теплый и светлый человек. У нас было не только приятное общение в лагере, намечались планы общих интересных дел в Москве. Но вот все прервалось?-?у меня травма руки, операция, больница... Помню грустные Пашины глаза и искренние его слова о желании меня навестить. Но он так и не приехал ко мне. И больше мы с ним не виделись никогда?-?у меня его телефона не было, а он мне не позвонил. А мне так хотелось этого.
 * Для меня нет сомнений в двух обстоятельствах: первое?-?Паша был потрясен происшедшим и искренне хотел приехать ко мне в больницу. Я не знаю, какие обстоятельства помешали ему сделать это (кстати, путь не близкий). Но второе и главное: я уверен, что осенью, когда я уже вышел из больницы, Паша мне не позвонил только по той причине, что ему было неудобно. Он чувствовал себя виноватым передо мной.
 Все просто: если бы не переживание вины, у меня бы остался хороший друг. Его Совесть и ее жестокая служанка?-?Вина?-?лишили меня друга.
 * Паша, откликнись! Я буду тебе рад!
 А к госпоже Вине с тех пор у меня отношение особое, и, в частности, большая просьба: "Уважаемая госпожа Вина! Не мешайте людям жить!" И мне - в том числе.
 Да, до какого-то срока я тоже верил, что угрызения Совести и переживание Вины есть неотъемлемое качество каждого духовно пробужденного человека. Эти мучители истово терзали мою душу, отмечая ударом каждое мое падение и царапая сердце за каждый мелкий промах. Спастись от них было невозможно, ибо чем человек порядочнее, тем больнее кусает ("угрызает") его Совесть и терзает Вина. Сейчас этим гостям нет места в моей душе: их место заняли Разум, Любовь и Нравственность.
 Размышления о Виноватых
 Ну как ты мог??-?Так получилось...
 Шурик, 3 года
 Н
 еизгладимое впечатление произвел на меня диалог Мари-сабель с ее мамой в фильме "Богатые тоже плачут". Мама, рассказав дочери, как она когда-то оставила ее в приюте, с надрывом спрашивала: "Ты не презираешь меня?" "Нет, я не презираю тебя!"?-?отвечала с дрожью в голосе и пафосом Марисабель... Все в порядке? Вам ничто не режет слух?
 А ведь презрение?-?довольно грязная вещь. Это что-то из арсенала психологических палачей. Соответственно, у наших героев гуманизм на уровне: одна спрашивает: "Ты не будешь за мою слабость истязать меня?", другая отвечает: "Нет, я не буду поджаривать тебя на сковородке!" И по ее возвышенным интонациям я догадываюсь, что для нее это нравственный подвиг.
 Ну что ж, для кого-то большим шагом к овладению нравственностью будет воздержаться от мата и научиться выяснять отношения нормальным разговором, а не метанием сковородок или кулаком. Для более цивилизованной публики трудной вершиной оказывается умение просить прощение и прощать. Славно, но чем здесь особенно гордиться? Прощение?-?это освобождение своей души от обид, зла и ненависти к другому; но это же значит, что перед этим вы загрязнили свою душу обидой, злом и ненавистью.
 Я уже много лет не прощаю никого. Я не прощаю никого, потому что прощать мне некого. Прощают?виновных, а я никого никогда не обвиняю, и в МОЕМ мире виновных?-?нет.
 * Естественно, где-то на поверхности души обиды иногда могут появиться. Но в глубину души их никто не пустит, а на поверхности к ним настолько насмешливое отношение, что дольше нескольких минут обиды в моей душе не живут.
 Я знаю, что люди часто бывают эгоистичны, агрессивны, глупы, невоспитанны, нечестны и неблагодарны. Меня это не удивляет, я принимаю это как реальность этого мира и не собираюсь ни возмущаться этим, ни из-за этого расстраиваться. Я не обвиняю дождь, поливающий меня водой, и не обвиняю людей, поливающих меня грязью. Плохих людей для меня нет.
 * Плохих людей нет так же, как нет плохой погоды. Всякая погода?-?прекрасна, хотя для моих конкретных забот конкретная погода иногда меня очень даже не устраивает.
 Я люблю этот мир таким, каков он есть. Все, что меня интересует, это?-?как в таких обстоятельствах, среди таких людей, жить мне. Смогу ли по-другому?
 * Вас тоже интересует только это?
 При этом я?-?человек совершенно земной, и если от человека рядом со мной оказывается больше неприятностей и вреда, чем радости и пользы, я постараюсь, чтобы он и я оказались подальше друг от друга. Я не оригинален и предпочитаю более комфортную среду, в том числе и человеческую.
 Я могу активно и жестко защищать себя, как и любого другого человека, но, что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться. Для меня лучше не ответить ничем, чем ответить грубостью. Я никогда не унижусь до мести. Если мой личный враг делает хорошее дело, мне хотелось бы ему помочь.
 По сути, Философия уже зазвучала. Дальше я изложу ее тезисно, в виде своеобразного Кодекса взаимоотношений.
 Мой Кодекс взаимоотношений
 (с короткими комментариями)
 Скажи мне, как ты относишься к себе, и я скажу, как ты относишься к другим людям.
 Мудро, но двусмысленно
 О свободе
 Я
  -?свободен. Я не являюсь собственностью ни Родителей, ни Близких и Любимых, ни кого бы то ни было еще. Я пришел в этот мир вовсе не для того, чтобы отвечать чьим-то ожиданиям.
 Впрочем, и другие живут в мире вовсе не для того, чтобы соответствовать ожиданиям моим. Я дарю свободу всем. Никто?-?ни Родители, ни Близкие, ни Любимые?-?не являются моей собственностью.
 Кто кому что должен
 Мне никто ничего не должен. Если кто-то мне что-то сделал или сказал хорошее (хотя бы попытался это сделать), я ему благодарен. Не сделал?-?я не буду на него в обиде. Мне приятна благодарность, но я никогда на нее не рассчитываю и тем более ее не требую.
 * С тех пор, как это стало моими принципами, мне (и со мной) стало жить гораздо приятнее. Обижаться мне не на кого, но, что характерно, меня действительно мало кто подводит.
 
 
 МНЕ НИКТО НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН
 
 
 Я никому ничего не должен?-?я свободный человек. "Как другие пришли в этот мир вовсе не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, так и я пришел сюда вовсе не для того, чтобы соответствовать ожиданиям их" (Фредерик Перлз). Мне приятно совершать добрые дела и я стараюсь их делать, но если я что-то кому-то не сделал (не смог или не захотел),?-?я не виню и не мучаю себя. Потому что людей мучить нельзя.
 * Винить или мучить себя так же негуманно и глупо, как и кого-то другого. Разобраться в себе?-?это другое, достойное дело. Помочь себе?-?да, бить себя?-?нет. Нельзя бить человека!
 
 
 ОБВИНЯТЬ И МУЧИТЬ СЕБЯ ТАК ЖЕ ГЛУПО И БЕЗНРАВСТВЕННО,
 КАК МУЧИТЬ И ОБВИНЯТЬ ДРУГИХ
 
 
 О договоренностях и обещаниях
 Если мы живем рядом или делаем общее дело, мы должны друг другу только то, о чем договорились. Пусть я подразумевал какие-то условия, но договора о них с человеком не было?-?значит, он ничего мне не должен. Даже если мы и договорились, а он нарушает договор?-?это еще не повод для обид или претензий.
 * Значит, у него не получается. Возможно, стоит с ним договариваться по-другому. Или о другом. Или с другим. Но ругаться с этим?-?какой смысл?
 Пусть кто-то на что-то надеется, но если я прямо не обещал?-?обязанным себя не считаю. Если же я пообещал, это значит только то, что я хотел бы и буду стараться, чтобы так получилось. Тем, кто этого не понимает, я вообще ничего не обещаю. А тому, кто любит точность, сформулирую точно: "Обещаю постараться".
 * Это не значит, что я безответственный человек и со мной бессмысленно договариваться. Я уважаю людей и стараюсь никого не подводить. Но "кровь из носу, а сделать!"?-?нет, я сам себя в концлагерь помещать не буду.
 О вине тех, кто меня подводит
 Если у человека неудача или неприятность, из-за которой он даже крупно подвел меня, он будет для меня не виновным, а пострадавшим: он же не специально! Если происшедшим он расстроен и нуждается в моей поддержке,?он ее получит.
 * Тот, кто уронит батарею мне на ногу, будет мной утешен. Бедный, ведь у меня болит только нога, а у него?-?душа!
 Если человек подвел меня потому, что не очень-то заботился (или вовсе не заботился) о моих интересах, это огорчительно, но не более того. Может быть, я постараюсь не связываться с ним в дальнейшем, но убивать (даже взглядом) за происшедшее я его не буду.
 * Я не знаком с людьми, которые были бы обязаны заботиться о моих интересах. И, кроме того, я не думаю, что после скандала они будут заботиться обо мне больше.
 Впрочем, со своими детьми я очень строг и требователен. Но вовсе не потому, что когда-либо на них сержусь - нет, я хочу научить их быть ответственными людьми. Мне от них ничего всерьез не надо, я требователен к ним - для них.
 О моей вине и совести
 Мне нравится жить достойно. Я никогда намеренно не делаю дурного и всегда стараюсь поступать как лучше. Если же у меня получается плохо и у кого-то из-за этого неприят-ности?-?это достойно сожаления, но я не виноват. Я не знаю, что такое вина, и никогда на эту тему не переживаю.
 * Я подвел?-?одному человеку уже плохо. Зачем же делать, чтобы плохо становилось и другому?-?мне? Я не скотина, и все, что нужно мне в таком случае понять, сумею понять без зуботычин.
 Если понимать совесть как то, что в таких случаях "гложет" или "мучит" человека, то я против совести. Если бессовестный?-?тот, кто не позволяет не умной и не гуманной тете Совести мучить человека, то я горжусь тем, что стал уже почти совсем бессовестным.
 * Конечно, если же Совесть понимать как голос Лучшего в человеке, который его зовет, воодушевляет и помогает не врать себе?-?то я за Совесть обеими руками. Правда, это я называю не голосом Совести, а голосом Нравственности.
 Мне нравится быть внутренне благополучным?-?всегда. Однако, если мое внутреннее благополучие кого-то расстроит (если, например, я его подвел), я лично для него могу попереживать раскаяние и попросить прощения.
 * Потому что чужие неврозы надо уважать. Что не сделаешь для хорошего человека!
 Об обмане
 Покажите мне честного человека, и я скажу вам, кто вас обманывает...
 Конечно, это вранье
 Тот, кто обманул меня, виноват не больше, чем тот, кто был правдив. Сказавший правду не мог позволить себе ложь. Обманувший не мог позволить себе честность: у него не хватило для этого сил или благородства.
 * Он нищий?-?за что его осуждать?
 Обман бывает наглый. Ну и что? Наглый?-?это тот, кто живет по другим правилам игры. У меня такие же основания презирать его, как у него?-?меня, за мою недалекую ограниченную честность или доверчивость.
 * Когда я прихожу на рынок, я остро чувствую жизненную мощь стихии, где моя цивилизованная честность странна и некстати...
 Если меня обманул близкий человек, я огорчен?-?жалею, что пока не сумел вызвать у него достаточно доверия. Виноват не тот, кто врет, а кто отбил у человека желание говорить правду.
 Сам я стараюсь быть честным, хотя и не делаю из честности культа?-?когда-то могу и соврать.
 * А вы никогда не привираете? Ни чуть-чуть? Или вы вначале врете, а потом еще себя ругаете-бьете-казните? Как способ успокаивать таким образом свои моральные чувства это слишком напоминает мне мазохизм.
 Не так важно, сказали вы правду или нет, главное?-?сделали ли вы это с пониманием и ответственностью. Главное?-?не врать себе.
 О несправедливости
 Если ты у него отберешь то, что он отнял у тебя, это будет справедливо. Но это - не лучшее, что ты можешь сделать. Ты можешь ему это подарить.
 Из разборок с моими детьми
 Справедливость?-?понятие младших классов школы жизни. Чужая несправедливость меня не волнует хотя бы потому, что я не знаю, что приносит людям больше неприятностей: сама несправедливость или борьба с ней.
 * Более всего проблема несправедливости волнует подростков и преступников. Любовь и мудрость смотрят выше справедливости.
 Когда я устал или раздражен, я могу опереться на "справедливость" и начать считаться: "Вот, я...?-?А вот, ты... Это несправедливо!" Это хорошая дубинка, и навести порядок она помогает. Когда же я щедр, когда я забочусь и люблю?-?справедливость меня уже не волнует.
 * Кроме того, я люблю наблюдать природу. Она прекрасна, хотя несправедлива абсолютно...
 О тех, кто меня оставит?в одиночестве
 "Ах, он меня оставил! Ах, я стал одиноким..."
 О чем плач? Почему мы так отчаянно реагируем на одиночество? Мне нравится быть с людьми, но я умею жить один?-?и праздную свое одиночество. Одиночество?-?это состояние, когда ушли все посторонние, и я остался наедине с самым близким человеком?-?с самим собой.
 * Кстати, мне остался еще целый мир?-?мир вокруг меня. О чем плакать?
 Да, маленький ребенок, когда остается один, кричит. Никто его не развлекает, никто его не накормит, а сам он беспомощен. Но почему, оставленные в одиночестве, кричим и страдаем мы? Мы еще остались маленькими детьми? Без няньки?-?не можем?
 Человек, оставивший меня в одиночестве, вызывает у меня полное понимание: видимо, он просто считает меня взрослым человеком.
 О тех, кто меня оставит?в беде
 Если друг оказался вдруг...
 Помните?
 Никто не хочет быть сволочью, но жизнь иногда поворачивается боком не только к вам. И, уверяю вас, в сознании того, кого вы готовы заклеймить, все видится несколько иначе...
 * Каждый из вас много раз оставлял других в беде. Ну и что? Вы не помните этого?-?у вас тысячи оправданий, и все они правдивы.
 Человек, оставивший меня в беде, вызывает у меня полное понимание. Не все любят заниматься с инвалидами. Если позже он захочет восстановить наши контакты, я всегда буду к ним открыт и только рассмотрю их целесообразность.
 Совершенно не очевидно, что так же он оставит меня и в следующей беде. Плюс беды бывают не часто, а человек может быть очень нужным.
 Тем, кого могу оставить я
 Естественно, при возможности я сделаю все хорошее для людей, ставших мне близкими. Я их люблю, потому что любить мне несложно, и я постоянен, потому что не требователен.
 * "Нетребовательный ты наш..."?-?вздохнула моя жена. На это - смотри выше о моей требовательности к детям.
 Но я свободен. И то, что я с человеком долго рядом, значит только то, что до сих пор мне этого хотелось. Если вдруг мои планы или настроения изменились?-?меня ничто не держит.
 Антуан де Сент-Экзюпери красиво сформулировал: "Мы в ответе за тех, кого приручили", но это благороднейшее положение легко превращается в дубинку в руках "прилипал", которые весьма охотно "приручаются" и потом на правах инвалидов требуют нести за них ответственность. Если я никого специально не приручал, то ни за кого ответственности не несу,?а забочусь о тех, о ком считаю нужным.
 * Для особо интересующихся сообщаю: специально я никого не приручал и делать этого не собираюсь.
 Кстати, это преинтересная (а для многих - просто больная) проблема: как вступать в людьми в близкие отношения и не привязывать их к себе... Кто умеет - поделитесь секретами!
 О любви и привязанностях
 Я не требую привязанности от других и не привязываюсь сам. Привязанности?-?это веревки, и они не нужны мне. На мой взгляд, человек достоин того, чтобы освободиться от пут и выбирать свой путь самостоятельно.
 * Если я правильно понимаю, к этому призывали также и Будда, и Кришна, и Христос (смотри первоисточники). К кому был привязан Будда? И что бы он сделал, если бы обнаружил у себя привязанность?
 У меня нет родных, то есть людей, которые являются как бы частью меня, но много близких. Близкий для меня?-?любой, кто сейчас со мной рядом, и я люблю каждого?-?в той мере, в какой каждый мне это позволяет. Любовь?-?это тепло и забота, это то, что делаю я, что зависит только от меня, моего душевного богатства и моего выбора. Мне все равны?-?и мне все равно, кого любить, но в ситуации выбора я подарю свою любовь тому, вложение в кого даст более добрые плоды.
 
 
 ЛЮБОВЬ?-?ЭТО СВОБОДА.
 ПРИВЯЗАННОСТЬ?-?ЭТО РАБСТВО
 
 
 ...Не привязывайся ни к чему,
 Не привязывайся, не привязывайся, не привязывайся.
 Не привязывайся ни к чему,
 И даже там, где уже не к чему привязываться,
 Не привязывайся ни к чему.
 Сосан
 Экзамен на человечность
 "Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо мной,
 он обобрал меня!"
 - у тех, кто таит в себе такие мысли, ненависть не прекращается.
 Дхаммапада
 На чем вы ломаетесь?
 М
 ини-тест: вас кто-то незаслуженно оскорбил. В такой ситуации вас заботит в первую очередь:
 - как бы ваша реакция (неудачная, или отсутствие реакции) не унизила вас в глазах окружающих;
 - как бы ответить ему порезче, чтобы он "заткнулся";
 - как бы сохранить в душе доброе отношение к миру и к нему.
 Чем озабочены вы?
 Для меня всегда главное?-?это правильное внутреннее отношение к происшедшему.
 Конечно, важно, как вы сможете ответить человеку: мягко или жестко, остроумной фразой или молчанием, но важнее то, что будет у вас при этом в душе.
 * Вы?останетесь мудрым? человечным? сохраните внутреннее достоинство? Или превратитесь в злобного крокодила? мокрую курицу?
 Если меня "задели", я иногда могу даже расстроиться. Но уж точно не потому, что "какая-то соплюшка посмела так разговаривать со мной"?-?такие формулировки мне не свойственны. Меня может огорчить другое?-?то, что я "завелся", что меня чьи-то слова "задели", что был зол...
 Зачем мне так важно это правильное внутреннее отношение??-?Это точный барометр того, насколько воспитана, сильна и здорова моя душа. Это показатель моей нравственности.
 Любопытно: у большинства известных мне добрых и нравственных людей все равно есть "пунктики", на которых они срываются до агрессии. Вот Саша П.?-?он добр и терпим всегда, но если начинается спор... Соня Г. простит все на свете, но что касается книг... Вера Т. обо всем говорит спокойно и с юмором, но когда она произносит слово "предательство", цвет ее глаз меняется на багровый... Кто-то уверен, что прощаются долги все, кроме денежных. Я, как правило, "ломаюсь" при попытках меня унизить.
 * Единственное, что меня примиряет с моим несовершенством?-?это то, что все христианское человеколюбие терял сам Христос, когда он не видел должного почтения к своему Отцу...
 Но способность сохранять душевный покой?-?не только важнейший критерий полноты нравственности, это одно из главных условий успешного взаимодействия с людьми. Заботиться о душевном равновесии важно и тому, кого больше всего волнуют внешние результаты, возможность ответить "достойно" (в самых разных смыслах этого слова).
 * Очевидно, что разъяренная (как и убитая, как и ослепленная) душа не подскажет вам лучшего ответа, лучших слов и действий.
 Пусть ваш внутренний душевный строй охраняют такие воины, как Мудрость, Понимание другого и Достоинство.
 Мудрость
 М
 удрый на все смотрит с высот Космоса, широко: не с позиции "Ты - Я", а с позиции "люди в мире". Он видит не "личное оскорбление", а естественную среди людей дикость и агрессивность, выплескивающуюся из одного на другого. Конечно, это неприятно, но стоит ли из-за этого переживать? И если он будет отвечать, то не потому, что его задели, а для того, чтобы снять напряженность и решить возникшие проблемы, если это возможно.
 * Моя знакомая поэтесса Люба Кустова выразила все это в двух строчках:
 "Ну плюнул кто-то не туда:
 Утрешься?-?и прошла беда".
 
 
 МУДРОГО НЕ ВОЛНУЕТ ОН САМ. МУДРОМУ ИНТЕРЕСЕН МИР
 
 
 Понимание другого
 П
 очему человек ведет себя конфликтно??"Потому что он сволочь"? Это ярлык, а не объяснение. Может быть, плохое самочувствие? Воспаленное и задетое самолюбие? Недостаток воспитания?
 Самый типичный носитель конфликтов в забитом людьми общественном транспорте?-?озверелые женщины 45-50 лет. Когда она, пхнув тебя локтем, еще и наорет при этом, повернув к тебе красное лицо с налитыми ненавистью глазами, спастись от ответной ненависти непросто. А если задуматься о самых простых вещах: а почему она такая? как у нее сложилась жизнь?
 * Муж у нее?-?хороший, любящий (и вообще-то он есть)? Дети?-?благополучные, благодарные? Здоровье?-?хорошее? Силы?-?есть? Жизнь?-?осмысленна?
 И поскольку ответы следуют, к сожалению, почти однозначно отрицательные, то эта же измученная женщина начинает вызывать совсем другие чувства. Жалость, огорчение, сочувствие... Ей просто плохо, очень плохо.
 * Да, конечно, сказывается и недостаток воспитания, но это тоже?-?ее вина или беда?
 Интересный момент: для многих людей развитие психологической культуры первое время не облегчает, а осложняет их отношения с родителями. Человеку "режет глаза" (и уши), насколько поведение и стиль общения родителей далеки от достойного. Это уже шаг вперед: человек знает "как не надо" и, может быть, даже научился "как надо",?но главный шаг впереди. Необходимо понять, что родителей всему тому, чем теперь гордится он, культурный,?-?не учили, и учить их уже поздно.
 * Да, он "обученный", а они?-?"дикие", но это значит только то, что ему теперь положено реагировать на их поступки грамотно и терпимо.
 К конфликтному поведению родителей и других хороших, но "диких" людей надо относиться философски.
 
 
 ОНИ ОРУТ?-?СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ДОСТОЙНЫ ЖАЛОСТИ
 
 
 Достоинство, или Внутренняя безмятежность
 Здесь могут низко поступить,
 Унизить нас?-?они не могут
 Шекспир
 Д
 ушевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. Воля любого сказать что-то в наш адрес, наша же воля?-?принять это или не принять.
 * Раджнеш рассказывает красивую притчу про Будду. Когда Будда ходил, проповедуя свое учение, в одной деревне его встретили плохо и забросали бранными словами. Он сказал: "Спасибо". Люди удивились: "За что ты благодаришь нас?" Будда ответил: "В деревне перед вами люди встретили меня цветами и фруктами, но я их не взял, я в них не нуждаюсь. Вы кидаете мне бранные слова, но они не нужны мне также. Спасибо, я их не беру".
 Если вам это не нужно или у вас нет оснований верить этим людям?-?с какой стати вы впускаете их слова или взгляды себе в душу? Если вы знаете себе цену, почему верите случайным словам другого? То, что говорится о вас, или правда, или ложь. На правду обижаться глупо, на ложь?-?глупо вдвойне.
 * Прекрасную ситуацию наблюдал я у своих детей. Шурику 3 года, Ване?-?4. Шура стоит в шубе, Ваня ему: "У тебя не шуба!" Шурик в слезы: "Шуба, шуба, что он говорит, что не шуба!"...
 И если вам говорят, что вы дурак, но вы знаете, что это не так?-?вам же не три года, зачем же расстраиваться?
 Если же вас "задели", обратите внимание на свои комплексы, на больные точки своей души, а не обидчика. Если вас "задели"?-?значит, в мире два больных: он, который задел вас в силу своего душевного нездоровья, и вы, который в силу своего душевного нездоровья оказался задетым. Нездоровьем кого из этих двух больных вам, на ваш взгляд, стоит заняться? Что проще? Нужнее? Перспективнее?
 
 
 ДУШЕВНО ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК УНИЖЕН И ОСКОРБЛЕН БЫТЬ НЕ МОЖЕТ
 
 
 Как взрослые люди впадают в детство
 "А чего он!"?-?"А он первый начал!"
 Лейтмотив всех конфликтов
 В
 ас задели?-?чем же отвечать?
 Кого-то сразу огорчу: рецептов не имею. Но, чтобы из двух зол не выбрать злейшее, в голове стоит иметь и держать четкие критерии выбора и оценки. Я всегда задумываюсь о следующем: интересы дела? наши отношения? мое и его достоинство? его и мое здоровье? "воспитательный" эффект? на что хватит сил? И с этих позиций самые распространенные ответы, как правило, оказываются не самыми лучшими.
 Чем чаще всего отвечают на грубость? Растерянным молчанием, обидой, холодной напряженностью, гневом, ответными оскорблениями...
 * В транспорте:
 - Куда вы своими каблуками?!
 - А нечего здесь расставлять свои ноги!
 - Ну и хам!
 - Ну ладно, ты, туда-сюда, ку-ку...
 Вы знаете, что-то не воодушевляет...
 С какой стороны ни посмотришь, ответная агрессия?-?дурной выход. Как правило, выпад вызывает в ответ лишь озлобление, то есть в конечном итоге эскалацию конфликта.
 * Вы хотите его "воспитать"? А это самый удобный повод? Самая оптимальная форма? Чего вы добьетесь в действительности? Лучше никак не ответить, чем ответить грубостью.
 
 
 ЛУЧШЕ НИКАК НЕ ОТВЕТИТЬ, ЧЕМ ОТВЕТИТЬ ГРУБОСТЬЮ
 
 
 Разбираться "что можно, а что нельзя в конфликте" становиться гораздо проще, если "проявить" в образах то, что происходит символически, невидимо. Вас больно ЗАДЕЛИ (словом), вы ОБОЖГЛИ (взглядом), он дал ОТВЕТНЫЙ ЗАЛП (насмешками), вы теперь его ОТТАЛКИВАЕТЕ (молчанием)... Вечное "Ты?-?мне, я?-?тебе", но в конфликтном варианте. Когда подобные стычки взрослые наблюдают между своими детьми в песочнице, они знают всегда, как детишкам поступать надо. Видимо, так же надо поступать и их родителям.
 Вашу руку в ссоре поднимает злость, а злость всегда питается тем, что себя я вижу Белым, а другого?-?Черным. Я?-?незаслуженно пострадавший, а он виновен во всем.
 * Посмотрите на постоянно обижающегося ребенка. Сам же лезет, а когда нарывается и получает в нос?-?плачет: "Что меня обижают!". Практически всегда впереди удара идет провокация.
 Взрослые это видят у детей, но не замечают у себя. А надо. В редком конфликте виновата только одна сторона. Но если вы хотите считать себя честным человеком, будьте готовы найти и признать свою вину, промахи, ошибки, несмотря на то, что это может быть весьма болезненно.
 Это не только нравственно?-?это, как правило, эффективно. Пока вы считаете виновным только другого, он будет защищаться и считать виновным только вас. Начав же с признания своих промахов и своей вины, вы облегчите возможность сделать то же самое и другой стороне.
 Если стычка уже произошла, часто выручает миролюбие, но его всегда не хватает. Оба столкнулись лбами?-?обоим не до мира. А попозже? Подумайте: если бы теперь тот, другой, уступил и пошел бы на примирение, вы бы пошли ему навстречу? Да. Но не надо о других думать хуже, чем о себе. Человек пойдет на примирение также, только сделайте шаг ему навстречу первым.
 Жизнь без ненависти
 (психологический практикум)
 К
 ак вы решите вот такие, не очень веселые задачки? - Вот первая.
 Обычно мне везет на людей, но один раз я "налетел" очень крупно, в результате чего моему Клубу пришлось распрощаться с замечательным помещением. Поставьте себя на наше место и решите задачку. Итак:
 Инициатор этих печальных событий, педагог-организатор ДЭЗа, наврав про вас с три короба и подмочив вам репутацию, выселяет ваш Клуб в никуда. Уходя и отдавая ей комнату, интерьер которой вы оборудовали своими силами и на свои деньги, вы:
 а) оставите интерьер в неприкосновенности, чтобы в этой комнате людям после вас было удобно и уютно,
 б) вывинтите и снимете все свое, чтобы этой ... (члены Клуба, к моему сожалению, награждали ее очень резкими эпитетами) ничего не досталось?
 * Я бы все оставил. Это наш подарок: не педагогу-организатору, а тем ребятам, с которыми она работает. А что касается "педагога", наша задача: защищая себя от нее, относиться к ней объективно и по-доброму, без злобы.
 * Или на прощанье нагадить?
 Вторая задачка.
 Нина Д., 40 лет, 15 лет сыну, незамужем, рассказывает только что случившуюся у нее развязку в отношениях. С ней познакомился мужчина из соседнего дома, они дружили почти год. Ее сын, Гена, привязался к нему тоже. И вдруг ни с того ни с сего ("враги поработали", по ее объяснению), этот мужчина, Олег, идет мимо нее ("демонстративно", как она подчеркнула) в обнимочку с другой, молодой женщиной...
 Через неделю-другую они случайно встретились, состоялся разговор:
 - Ну, как живешь?
 - Нормально, хорошо...
 - ... Ищи счастья, где тебе хочется, но ты, Олег, приручил Генку, а теперь бросил, и поэтому ты подонок.
 Сказав ему это, она с облегчением ушла.
 * Высказывать свое отношение к таким ситуациям мне очень тяжело. Нина?-?душевная женщина, я отношусь к ней тепло и с уважением. Сейчас ей тяжело, она нуждается в эмоциональной поддержке. И больше всего ей хочется сейчас услышать, что Олег?-?действительно подонок и она правильно его лягнула.
 Да, ей было тяжело. Да, когда она лягнула, ей стало легче. А его судьба и душевное самочувствие никого не волнует?
 * И из головы у меня никак не лезет другая ситуация, чем-то мне ужасно напоминающая предыдущую:
 * Недавно в песочнице у моего Шурика разгорелись глаза на чужой самосвал, и хозяин дал Шурику его повозить. Через 5 минут тому мальчику надо было уходить, и он стал вырывать (Шурик не отдавал) свою машину. От обиды Шурик свободной рукой выразил свои чувства ему по уху, кончилось все взаимным рыданием.
 На мой взгляд, и с точки зрения нравственности, и с точки зрения житейского смысла Нине следовало бы поговорить с Олегом по-другому. Возможно, мог бы состояться такой разговор:
 - Привет, Олег. Жалко, что мы с тобой стали редко видеться. Скажи, у тебя там что-то серьезное?
 - Да.
 - Она хорошая?
 - Да.
 - Я за тебя рада. Но я сейчас обращаюсь к тебе как к другу. Ты знаешь, Генка к тебе очень привязался, и сейчас ему очень плохо. Мы с тобой взрослые люди, а ему объяснить что-либо очень тяжело. Ты не мог бы поддерживать контакт с ним хоть какое-то время? Он тебя очень ценит.
 * Да, тут она не стала ни наказывать его, ни мстить ему. И это хуже?
 Не будьте мстительны. Если человек сделал дурно вам, это не значит, что вам надо навредить ему в ответ. Человек, плохой для вас, вовсе не обязательно плохой для других. И что бы вы ни делали, количество добра в мире должно увеличиваться.
 

<< Пред.           стр. 5 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу