<< Пред.           стр. 7 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

 Вера в себя
 Т
 ак же удачно решит проблему энергетизации тот самонадеянный молодой человек, который верит, что его труды (стихи, музыка, рисунки, мысли и пр.)?-?бесценный вклад в фонд человечества. Переполненный восторгом перед своим гением, он будет жить и трудиться радостно и воодушевленно. Кстати, вам не кажется, что он достоин не снисходительных насмешек, а хорошей зависти?
 * Что мне нравится в себе?-?мне в любой нужный момент легко пережить собственное величие. Когда я сажусь за письменный стол, я верю, что я, по меньшей мере, гений и Мессия.
 "Забудь мое иное имя,
 К восторгу подготовь уста
 И вспомни Будду и Христа -
 Я молча встану между ними..."
 Это исключительно поддерживает и дает мощную энергетику. Впрочем, считаю необходимым чередовать этот этап работы следующим, включающим самую жесткую критику. На ваш взгляд, это не разумная методика?
 Искренняя любовь к себе
 Е
 ще одна категория счастливых людей?-?это люди, искренне и глубоко любящие себя. Тут руки никогда не опустятся?-?чего не сделаешь ради Себя, любимого!
 * По собственному опыту знаю, насколько это воодушевляет.
 Подводя итоги, повторю (в другом контексте и с другими смыслами): "Надо все и всех любить, но ни к кому не быть привязанным". Действительно, любовь (к природе, детям, кошкам или коллекционированию спичечных этикеток?-?не важно к чему) всегда даст смыслы и жизненную энергию, а способность "не привязываться" убережет от лишающих энергии эмоциональных прорех.
 Смысл жизни можно обрести в чем угодно. Может быть, великая мудрость и заключается в том, чтобы найти смысл в любом занятии: и в приготовлении блинов, и в стоянии в очередях, и в тяжелой болезни. Другое дело, что в нашей культуре "смыслы жизни" разумнее искать в иных сферах.
 В нашей культуре необходимейшее условие осмысленности существования?-?это возможность самореализации личности. Практически нет исключений: тот, кто чувствует, что он может себя осуществить, раскрыть заложенные в нем склонности и таланты, переживает свою жизнь как полную и осмысленную.
 Нет смысла искать богатства вне вас, пока вы не разработали богатства свои?-?внутренние.
 
 
 Часть 2. Мир душевной жизни
 Кто душе хозяин?
 Печальное Чудо
 В
 споминаю одну ситуацию из своей личной жизни. Был я влюблен, влюблен искренне, но без взаимности. И вот после одной из встреч, прошедшей вовсе не так, как мне хотелось, я стою поздним осенним вечером на автобусной остановке. Холодно, на душе прескверно, острая боль, хочется плакать. Но тут в голову случайно пролезла (именно "пролезла" сквозь кордон!) наглая мысль: "Вот ты психолог, всех учишь как управлять собственным состоянием. А себя в порядок привести не хочешь? Слабо?"
 * То, что приводить в порядок себя не хотелось, я помню прекрасно.
 Однако профессиональное любопытство, а также подначка (слабо?) каким-то образом взяли верх, и я проделал несколько элементарных процедур, нормализующих эмоциональное состояние. Расправил плечи, продышался, нормализовал дыхание, расслабил лицо, изменил рисунок глаз и уголков губ, снял все остальные мышечные зажимы, отвлекся от больных мыслей (в первую очередь на все эти процедуры). Стою, дышу, расслабляюсь... И?-?чудеса!?-?никаких чудес не происходит, я ощущаю действие абсолютно неизбежных закономерностей: острота горечи проходит, ко мне возвращаются покой и ровное расположение духа.
 * Не буду врать: я не приобрел радостного, приподнятого настроения, общий тон остался печальным, но острота переживаний ушла безвозвратно...
 К чему я это вспомнил? Да к тому, что сразу после этого я расстроился снова. Отчего?! От сожаления, что мои чувства, которые мне казались такими глубокими и вообще святыми, так легко были уничтожены психофизиологической гимнастикой. И еще от ощущения, что уничтожил я что-то очень мне дорогое...
 Давайте не будем себя обманывать
 Д
 авайте не будем обманывать сами себя: управлять своими эмоциями мы умеем.
 Вы не в духе, но вам дают на руки маленького ребенка?-?"занять его"?-?и вы начинаете излучать благость. И не потому, что так ребенок действует на вас, а потому, что вам надо успокоить ребенка. Эти свои эмоции запустили вы. Вы умеете это делать.
 Давайте не будем себя обманывать: любые наши эмоции порождаются именно нами, а не безликими обстоятельствами.
 Оскорбили одного?-?он оскорбился и хочет отомстить обидчику. Оскорбляют другого?-?он огорчается по поводу несовершенства мира и задумывается, как можно его улучшить.
 * События жизни?-?не более чем повод для переживаний. Переживания запускаются не жизнью, а самим человеком.
 Хотя согласен: у стандартного, механического человека эмоции вызываются стандартной и весьма немудреной программой, тупо отражающей действительность и нашу душевную пассивность.
 * Нас порадовали?-?мы радуемся. Нас расстроили?-?мы расстраиваемся. Хозяйка видит, что сиденье унитаза мокрое (мужчины писали неаккуратно),?-?у нее мгновенно включается пластинка злости. Теперь эта пластинка крутится, пока не закончится программа.
 Вы знаете, меня не устраивает быть механическим человеком, рабом обстоятельств. Я хочу, чтобы моими чувствами, эмоциями и переживаниями управляли не обстоятельства, а я сам. Я хочу переживать то, что я хочу?-?или то, что мне надо.
 Я хочу быть Хозяином своей души.
 * Возвращаясь к Печальному Чуду: я не буду настаивать, что так расправляться с любовной тоской должен каждый и всегда. Каждый имеет полное право наполнять свою душу тем, чем находит нужным. Это его выбор. Но я повторю свой тезис:
 Каждый должен уметь в нужную минуту переживать то, что ему нужно, и освобождаться от того, что ему мешает (работать, грустить, быть счастливым, делать счастливыми других...)
 Еще раз подчеркну?-?речь идет не о видимости и не душевной косметике, речь идет о живых переживаниях. Я не в восторге от человека, который, кипя внутри, тем не менее способен сохранять внешнее спокойствие: ведь он допустил кипение внутри... Нечем хвастаться и тому, кто научился гасить раздражение и быстро отходить от обид: ведь у него появляются раздражение и обиды...
 Настоящий хозяин не тот, кто может наводить порядок, а кто может не допустить беспорядка в своем доме.
 ...И в своей душе...
 Непридуманный диалог
 Ч
 еловек, произвольно переживающий сейчас одно, а через минуту другое?-?это не человек, а машина. Это?-?твой идеал?
 - А кто из нас машина:
 Ты, который при неприятностях автоматически расстраиваешься, или я, имеющий выбор?
 Ты, который на оскорбление можешь только или обидеться, или разозлиться, или я, свободно определяющий свою позицию?
 Ты, чьи переживания следуют за событиями так же однозначно, как звуки при нажатии клавиш фортепьяно, или я, сам пишущий мелодию своей жизни?
 Так кто из нас механический, а кто живой и свободный человек?
 Хотим ли мы свободы переживаний?
 Мы?-?не рабы? Рабы?-?не мы?
 Очень спорный вопрос
 Н
 асколько я понимаю, главное препятствие на этом пути к свободе?-?наше нежелание (боязнь?) этой свободы.
 Человек может жаловаться на свою жизнь, с воспаленными глазами рассказывать, как плохо ему живется; он может даже хотеть некоторого улучшения своего душевного состояния, - но только улучшения, а не возможности вообще управлять своими эмоциями. На возможность переживать по своей воле и своему желанию то, что хочется, или то, что надо,?-?он смотрит как на затею странную, а часто и кощунственную.
 * Естественно ли расстраиваться, когда дела идут плохо? Конечно, естественно, а думать напротив?-?как раз неестественно. Естественно ли горевать, когда потерял близкого человека? Странный вопрос. Естественно ли в такой ситуации заботиться о радостном состоянии духа? Что вы, чур меня, (свят! свят!), ни один нравственный человек и помыслить об этом себе не позволит!
 У вашего ребенка поднялась температура под 40`, плохо ему и вам. Вы переживаете. Если я дам вам волшебную палочку, которая может одним взмахом освободить вас от этих эмоций, вы воспользуетесь ею??...Нет. Но тогда не надо обманывать себя: если кто-то тоскует, отчаивается или раздражен, он должен отдавать себе отчет, что эти эмоции находятся в нем по его разрешению, с его (конечно, бессознательного) согласия.
 Если на вашем магнитофоне стоит кассета с музыкой, которая вам неприятна, то кассету надо сменить. Но если вы отказываетесь это сделать, то жаловаться вам не на кого. Это был ваш выбор. Будьте последовательны: ВЫ ХОТИТЕ слушать такую музыку?-?так БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ от нее.
 Будьте последовательны! Вы горюете?-?так или будьте счастливы от того, что вы горюете, или меняйте кассету.
 
 
 ВАШИ ПЕРЕЖИВАНИЯ?-?РЕЗУЛЬТАТ ВАШЕГО ВЫБОРА.
 ЧЕМ ЖЕ ВЫ МОЖЕТЕ БЫТЬ НЕДОВОЛЬНЫ?
 
 
 Ну так вот, мало кто хочет менять кассету, даже если музыка на ней заставляет его страдать.
 Почему? Ответов несколько, и большинство из них банально просты.
 Почему люди не "меняют кассеты"?
 Лень
 Л
 енивый человек согласится остаться голодным, лишь бы не заниматься готовкой. Тем более, если надо еще и учиться готовить...
 Чтобы управлять собой, нужны усилия (и тем большие, чем меньше навыка). Нужно внимание, анализ, работа и контроль. Нужна воля. Нужно готовить себя к разным ситуациям, настраивать соответствующим образом аппарат их осмысления, ловить первые всплески "не тех" эмоций, вырабатывать к ним отношение, бороться с внутренним сопротивлением, разоблачать внутреннюю ложь, следить за тонкими телесными реакциями, и все это регулярно!.. А если еще нужно заниматься душевной гимнастикой, физиологической гимнастикой, овладевать аутотренингом, ментальной и динамической медитацией?-?ну уж нет, увольте, я уж лучше попереживаю и все?-?дешевле обойдется.
 * Кстати, здесь есть здравый смысл. В некоторых ситуациях действительно дешевле, "экономнее" пустить дело душевной саморегуляции "на самотек", вволю попереживать и испереживаться, не предпринимая никаких сознательных усилий. Это?-?правило душевной экономии.
 Однако разумная экономия?-?это одно, а лень?-?это другое, и не надо заниматься внутренним самообманом.
 Условный психологический выигрыш
 Как сладок страдания яд...
 Банальность
 В
  каждом, самом тяжелом и гнетущем переживании есть своя интимная и скрытая от постороннего глаза положительная, сладкая или удобная, сторона.
 Что хорошего в том, что "все плохо" (очень распространенная форма переживания)? Когда все плохо, можно пожаловаться себе и другим. И не просто пожаловаться, а рассчитывать на то, что тебя пожалеют, получить свою порцию "поглаживаний"; "погладишь", пожалеешь себя сам, пожалеют и другие.
 * Расстроенный человек вообще приравнивается к больному и имеет массу преимуществ больного. К нему особое внимание, пониженная требовательность, все потакают его капризам, многое прощают, и, главное, он может прощать себе многое сам...
 Как правило, сильно расстроенное состояние души открывает сладкий путь упреков и обвинений. "Вот, муж подлец, никогда ни в чем не поможет, все взвалил на меня одну, сын тоже растет тунеядцем, грубит, начальник врун и сволочь, пользуется тем, что я ему ответить не могу, соседка дура, придирается по мелочам... Все гады (а я одна хорошая и невинно страдаю)".
 * Последнее, впрочем, не обязательно говорится себе явно, но всегда является целью подобных внутренних монологов.
 И, наконец, давно известное: приходить домой Сердитым и Злым?-?очень выгодно. На всех можно орать и можно ничего не делать. Потому что я Злой. И все просто.
 Когда неприлично быть счастливым
 Е
 ще одна причина, почему люди не склонны отказываться от большой части негативных переживаний,?-?учет сложившихся традиций. Тот, кто эмоционально реагирует на ситуацию традиционным образом, считается нормальным. А тот, кто не желает переживать приличные ситуации чувства, будет высоким общественным мнением осуждаться. Кроме того, многие переживания дарят нам выгодную репутацию в глазах окружающих. Например, "Не щадит себя на работе".
 * От этого не всегда выигрывает работа и практически всегда проигрывает человек. Но зато приобретает лестную репутацию.
 "Неравнодушный" (или "Тонкая и Чувствительная").
 "Я не сухарь, не железка, а настоящий человек. У меня душа есть, сердце, чувства!"
 * А то, что от его переживаний страдают люди и стоит дело,?-?волнует его гораздо меньше.
 Потеряла кошелек и целый день переживаю?-?значит осознала. Значит, деньгами дорожу.
 * А если я не попереживаю, а просто проанализирую ситуацию и сделаю нужные выводы,?репутации такой иметь не буду.
 Тяжело заболел ребенок?-?я себе места не нахожу, вся издергана и изрёвана.
 * Пусть я от этого становлюсь бестолковой, зря дергаю окружающих (да и ребенка)?-?ничего, зато никто не обвинит меня в бесчувственности и, напротив, все поймут, как я своего ребенка люблю.
 Естественно, в разумных пределах учитывать сложившиеся традиции необходимо, без надобности противопоставляться им и эпатировать окружающих смысла нет, но все ваши действия (в том числе и внутренние, душевные) должны быть честны и рациональны.
 Родительское программирование
 О
 б этом мы уже говорили. Основы цивилизованности нам закладывают наши родители, и именно через них мы узнаем, что в случаях неудачи надо расстроиться (или разозлиться? или улыбнуться??-?как обычно было в вашей семье?); на ошибку другого надо отреагировать замечаниями (или руганью? или помощью??-?как реагировали у вас в семье?). Заложенное в нас родителями в детстве составляет основу нашей картины мира, это аксиомы нашего личного существования. Именно поэтому нам и в голову не приходит подвергать их критике, и именно поэтому такое внутреннее сопротивление встречает призыв их пересмотреть?-?призыв сменить кассету.
 Бремя свободы
 И
  последнее?-?это нежелание брать на себя Ответственность.
 Ответственность?-?обратная сторона Свободы. Если я Жертва, мне плохо, но я ни за что не отвечаю и жить мне легко?-?"тепло и сыро". Что бы в роли Жертвы я ни переживал, я просто пассивно страдаю: ни выбирать, ни нести ответственность, ни действовать мне не надо.
 Но как только я выбираю Свободу, на меня сваливается Ответственность и Выбор. Я оказываюсь один на один перед лицом жизни, и в лицо мне хлещет жесткий ветер и дождь.
 Что выбираете вы?
 
 
 Я ВЫБИРАЮ СВОБОДУ
 
 
 Тому, кто сейчас оказался рядом со мной, подаю руку.
 Вперед. Но тому, кто решил заняться своей Душой, начать придется со своего Тела.
 Наше Тело?-?дом нашей Души
 Какое тело вас оформляет?
 Какие наслаждения могут быть, господин, в этом зловонном, бренном теле, в этом скоплении слез, мокроты, выделений, костей, кожи, мяса, семени, слизи, испражнений, мочи, крови и желчи?
 Какие наслаждения могут быть в этом теле, пораженном страстями, гневом, алчностью, заблуждениями, страхом, завистью, отчаянием, разлукой с желанным и навязыванием нежеланного, голодом, жаждой, болезнью и прочим?
 Майтра Упанишада
 Е
 сли было бы можно провести фантастический эксперимент и человеческое Я "переселить" в другое тело, результат предсказуем: новой душой было бы преображено (или обезображено) тело, но и новое тело обязательно преобразовало бы (в хорошую или дурную сторону) исходную душу.
 * В упрощенном варианте этот эксперимент проводит каждый посещающий хорошую баню. В бане не моются (хотя и моются тоже), в бане тело старое и усталое заменяется на молодое и поющее. В теле новом, сбросившем все напряжения, мы и сами становимся другими. После настоящей бани вы видели хоть кого-то тоскливым и раздраженным?
 Но если тело усталое и больное, забитое шлаками и слизью, томящееся запретными влечениями и деформированное мышечными зажимами?-?тело, противное вам самим, но его не скинешь,?-?такое тело оказывается ежедневной мукой.
 * Общая физическая скованность, постоянная сутулость?-?невротика видно издалека. Заранее можно говорить о страхах и неуверенности в себе. Не всякий невротик сутул, но всякий сутулый?-?невротик.
 Другая наша беда?-?ненужные мышечные напряжения. И проблема не только в том, что мышечное напряжение и зажимы вызывают психическое напряжение, скованность и быструю усталость, а усталость, в свою очередь, тянет за собой тоску, апатию или раздражительность.
 Рисунок мышечных напряжений и зажимов?-?это портрет нашего Черного Человека, мозаика наших невезений и бед. Дело в том, что все наши эмоции, как музыка на пленке магнитофона, "записываются" на состоянии нашего тела: ритме дыхания, режиме кровоснабжения, напряжении, расслаблении или движении мышц. Но именно негативные, отрицательные переживания "записываются" нашим телом как мышечные напряжения и зажимы. Мышечные зажимы?-?это капсулы, несущие наши страхи и неврозы, смешные и слабые черты нашего характера.
 Зная, что с чем связано (или будучи просто наблюдательным человеком), несложно по некоторым внешне-видимым напряжениям и мелким особенностям рисунка движений человека судить о том, что это за тип.
 * Так, люди, у которых напряжены (тем более часто мелко двигаются) пальцы рук, как правило, раздражительны и беспокойны, мнительны и избыточно деятельны.
 * Девушка держится напряженно в целом, колени всегда вместе, движения задержаны и часто незакончены: она, может быть, очень хороший человек, но в сексуальном плане пока полностью заторможена?или чем-то травмирована.
 Такое лицо вам носить не следует...
 Только поверхностный человек не судит по внешности.
 Оскар Уайльд
 М
 ое любимое развлечение?-?отгадывать особенности личности и судьбу человека, и самая "громкоговорящая" для меня часть тела, безусловно, лицо.
 Кто-то читает судьбу, разглядывая ладони: длину и форму пальцев, рельеф и линии на руке. Я этим не владею и мало в это верю (хотя вовсе и не настаиваю на своем скептицизме). Но если хорошая гадалка возьмет чью-то руку и будет гадать?-?я уверен, что она все скажет правильно.
 * Она же не слепая: она видит, как человек подает ладонь, как она лежит у нее в руке, а самое главное, какое лицо у этого человека.
 На лице человека написано все?-?его прошлое, настоящее и будущее. Хотите о его будущем догадаться?-?подключите наблюдательность и ум. Хотите его настоящее и будущее прочувствовать?-?своим лицом внешне и внутренне воспроизведите его лицо, и все его чувства, весь его душевный строй перейдет к вам.
 * Однажды, в бытность преподавателем, я воспроизвел себе лицо учившейся у нас 40-летней переводчицы: мою душу просто обожгло ужасом! Я до сих пор не понимаю, как она могла жить с такой душой?-?отбитой, измордованной, жалкой...
 Для более конкретного разговора приведу некоторые наблюдения и портреты членов клуба.
 Вот у Оли К. аккуратно собраны губки?-?просто собраны, без нервных внутренних напряжений. Правильно, и она сама такая же?-?собранная, аккуратная и сдержанная.
 * У нее хороший и спокойный рисунок губ, его нельзя спутать с губами нервно поджатыми, характерными для девушек, склонных к злой обидчивости и просто злопамятности (разницу в рисунке описать трудно, это надо видеть). По крайней мере, "налитая", готовая жалить злость-обида идет с лица, где губы сжаты, края губ в стороны и немного вниз.
 Плаксивость и обидчивость не злого, но слабого человека видна на другом лице?-?там тоже зажимы губ и челюстей, но губы поданы вперед с готовностью к тонким нервным подрагиваниям.
 А вот Саша П.?-?губы спокойные, но собраны и, главное, подаются немного вперед, особенно нижняя: отсюда его собранность-аккуратность-методичность-инициативность-целе-устремленность. Девушки жалуются, что не хватает в нем легкости, теплоты, мягкости?-?и не будет, пока губы не станут мягкими.
 * Интересно?-?достаточно изменить рисунок губ, и изменится судьба человека. Но легко сказать?-?изменить рисунок губ...
 Леша Д.?-?личность яркая и громкая. Его активность одновременно с отношением сверху (ко многим) вы легко прочувствуете через себя, если приподнимете верхнюю губу, но не только под носом, а шире, к краям рта.
 Я уже говорил, что у меня постоянно сжаты челюсти. Сделайте это. Добавьте сюда напряженность щек к предулыбке и четко поставленные губы, и получите мой портрет: крепко поставленные оптимизм и доброжелательность при жесткой целеустремленности.
 Убеждаться во всех этих описаниях лучше всего через свои собственные ощущения. Действительно, попробуйте сами:
 Сведите надбровья, напрягите переносье и веки, и уже само собой тянет на тягостные размышления о мировых проблемах, а еще чаще по поводу собственного здоровья. Привыкнете?-?станете ипохондриком.
 Напрягите мышцы под глазами, и сразу прибавится четкость в мыслях и движениях, концентрация, цепкость и настороженность. Если же, наоборот, страдаете от избытка всего этого?-?научитесь эти мышцы расслаблять. Придет созерцательность и спокойствие.
 Вытаращите глаза?-?почувствуете застывший ужас. Расслабьте все обратно и больше никогда так не делайте.
 Губы (боковые края) вбок (например, влево)?-?душа начнет жить под знаком иронии и цинизма.
 Нижнюю губу вперед и вниз (она отвисает), одновременно немного напрягутся точки над сторонами верхней губы: сделайте так, и почувствуете брезгливость. Если же захотите когда-то возникшую брезгливость снять?-?достаточно просто расслабить все мышцы вокруг рта. После этого у вас не будет брезгливых чувств нигде и никогда, хотя бы вы начали работать чистильщиком туалетов.
 Буквально вижу на других и неоднократно проверял на себе?-?все зажимы на лице дают сужение сознания и рост бестолковости. Сделаете рассеянное напряжение вокруг глаз?-?станете просто дураком. Проверяется на месте?-?напрягите глаза и попробуйте думать о чем-то глубоком или серьезном: не выйдет, тупой взор даст только тупое ...
 * Простите, тупо сижу уже три минуты?-?не могу закончить предложение, потому что напряг мышцы вокруг глаз.
 Душа управляемая:?прикладные методики
 В
 елика власть Тела, и, как правило, крахом заканчиваются попытки одолеть его: история религии?-?самое яркое тому подтверждение. Но если с телом подружиться и помочь ему стать Добрым Домом?-?результаты будут гораздо более воодушевляющими.
 Основные моменты, на которые надо обращать внимание, это:
 * манера держаться и двигаться,
 * выражение лица,
 * отсутствие мышечных зажимов,
 * общее состояние здоровья.
 Контролируйте "внушение тела". Можно ничего не внушать себе словами, но самовнушение идет всегда. Каждый человек всегда себе что-нибудь внушает: строем своих мыслей, интонацией при разговоре, своей осанкой, манерой держаться, двигаться. Унылая физиономия не только отражает настроение человека, она его и активно формирует. Но пока вы не согнулись физически, вы не согнулись душевно.
 * Отсюда классический рецепт Вильяма Джеймса: "Чтобы почувствовать бодрость духа, надо действовать и говорить так, словно эта бодрость духа в вас уже вселилась".
 Расслабляйтесь! Должны быть напряжены только те мышцы, которые необходимы, все остальные должны быть расслаблены. Полностью расслабившийся человек "стирает" все отрицательные эмоции.
 * В это мало кто верит, но это так. Придумайте самую жуткую ситуацию, которая ввергла бы вас в предельное отчаяние, ужас?-?все что угодно! Но: теперь представьте, что вас начали расслаблять (начать это самому у вас едва ли хватит сил?-?или хватит?). Вы ложитесь, сбрасываете напряжение с кистей рук, руки становятся тяжелые, расслабленные, нормализуется дыхание, дыхание становится ровным и спокойным, расслабляются мышцы лица (и т.д., кто занимался аутотренингом, текст продолжит без труда). Да, будут мешать мысли, они будут возвращать вас к происшедшему, образы будут бить по телу и снова корчить его; но если натиск расслабления продолжить, мысли отвлечь, то через какое-то время человек будет мирно сопеть (не обязательно спать) с блаженным выражением лица и примерно таким же состоянием духа. И по-другому не бывает.
 Если расслабленное выражение лица неуместно -
 Улыбайтесь! При серьезном выражении лица напряжены 17 мышц, при улыбке?-?7. Физиологически смех?-?это вибрация и массаж, снимающие напряжение. Душевная улыбка поднимает настроение вам и окружающим. Для улыбки ищите поводы, улыбку?-?провоцируйте, держите неугасимую внутреннюю улыбку!
 * Смысл-подтекст вашей улыбки?-?не насмешка, а радость, не ирония, а поддержка. Пусть она будет вашим талисманом?-?и, пока вы его не потеряете, он будет хранить вас всегда.
 Овладевайте аутотренингом. Тот, кто владеет им?-?становится хозяином самого себя. Основные формулы погружения: "Спокойствие и расслабленность (во всем теле, в руках, ногах...) Тяжесть (приятная тяжесть...) Тепло (приятное тепло...) Дыхание (ровное и спокойное, мне дышится легко...) Сердце (бьется ровно и спокойно...) Солнечное сплетение (тепло в...) Лоб и виски (прохлада в области...). Подготовить энергичный выход с программой на бодрствование.
 * Литературы по аутотренингу столько, что сколько-нибудь подробно останавливаться на принципах и методиках не вижу смысла. Читайте, а, главное, потратьте на освоение пару месяцев и возьмите себе то, что подойдет вам.
 Ненужное?-?продышите. За плохим настроением, неуверенностью, беспредметной тревогой и страхами стоят, как правило, невидимые внешне напряжения гортани, глотки, диафрагмы и брюшного пресса. Вы не можете снять это прямым расслаблением мышц, но здесь могут помочь специальные типы дыхания.
 * Чтобы продышать страх, тревоги и другие эмоции, сделайте "собачье" дыхание?-?быстрое и очень поверхностное, горлом, через рот. Несколько минут такого дыхания?-?и ненужные эмоции сбрасываются. Иногда этого не хватает, тогда нужно добавить "вибрации на вдохе". Делаете несколько полных йоговских дыханий, потом задержите воздух на вдохе и сделайте несколько (до 10) раз движения диафрагмой туда-сюда. Происходит массаж внутренних органов и сбрасываются напряжения там, где другим путем добиться расслабления не удается.
 Ведите здоровый образ жизни. Уставший и больной тоже может держать себя в оптимальном психологическом состоянии, но ему это трудней. Больной зуб может "перевесить" самую позитивную философию, но и поющее тело?-?неплохой аргумент против многих проблем. Чаще именно в здоровом теле?-?здоровый дух.
 * Простите, когда вы последний раз делали зарядку?
 Философия личного счастья
 (наставления по правилам душевной жизни)
 Вы слышали, что грешники отправляются в ад,?-?но это не так. Куда бы ни попал грешник?-?он создает ад; и куда бы ни попал святой?-?там небеса.
 Шри Раджнеш
 П
 осле работы с Телом вам предстоит работа с вашей Головой. Как вы мыслите?-?так и живете. А поскольку Стихия Мыслей вам неподвластна (это вы подвластны ей)?-?вы оказываетесь игрушкой в ее руках. Строй мышления, способ осмысления жизни?-?вот что определяет наши радости и печали, мелодию (или какофонию) наших переживаний.
 Ступени мудрости переживаний
 В
 о всем есть свои ступени, есть они и в овладении муд-ростью переживаний. В самом коротком описании их три:
 1. Освобождение от примитивных ("диких") эмоций.
 Если меня ударили по лицу, я чувствую боль от самого удара (это непосредственное, живое переживание) и ярость от оскорбления (Меня! Кто-то! Посмел! По лицу!)?-?переживание искусственное (порождаемое условностями человеческой культуры) и весьма примитивное. Научиться "срезать" подобного рода примитивные (в первую очередь отрицательные) переживания?-?первая задача.
 * Раджнеш рассказывает такую притчу. У одного старого крестьянина сбежала его единственная лошадь, он ее искал, но найти не мог. "Бедный, какое у тебя горе!"?-?вздыхали односельчане. "О чем вы??-?отвечал крестьянин,?-?у меня нет горя, я просто ищу лошадь, которая убежала!". Через какое-то время лошадь сама прибежала к нему, да не одна, а привела с собой сильного молодого коня. "Какая у тебя радость!?-?охали односельчане.?-?Не было лошади?-?а вот появились сразу две". "О чем вы??-?удивлялся крестьянин.?-?Что праздновать? Просто в моем стойле стоят теперь две лошади, и я иду их кормить". Но вот сын этого крестьянина поехал кататься на новом скакуне, упал и сломал ногу. "Бедный,?-?снова охали соседи,?-?какое несчастье!" "Я не вижу несчастья,?-?отвечал крестьянин,?-?просто у сына сломана нога, и ее надо лечить". Тут началась война, всех молодых мужчин забрали воевать, и только сын старого крестьянина остался дома...
 * И т.д.: в то время, как вся деревня жила в мире оценок и в каждом событии захлестывалась переживаниями, старый крестьянин жил самой жизнью, не отвлекаясь на мелькающие переживания.
 Жизнь?-?это поток нейтральных событий, таких же, как рост дерева или взрыв звезды. Только после наших интерпретаций события приобретают то или иное?-?положительное или отрицательное?-?значение. Это то, что мы прибавляем к миру. Но это то, чего в мире самом по себе?-?нет.
 Примитивная радость хороша, но плохо то, что примитивные эмоции неразборчивы, и человек этого уровня переживает все подряд, что надо и что не надо. Освободившись от диких эмоций, человек становится мудрее, но не обязательно счастливее. Иногда он грустит, так как чувствует, что его жизнь опустела, обеднела; вкупе с отрицательными "срезалась" и часть положительных диких эмоций, кроме того, теряется его непосредственность и эмоциональная живость.
 "О, моя утраченная свежесть,
 Буйство глаз и половодье чувств..."
 Некоторые воспринимают это как потерю?-?и в каком-то смысле они правы.
 * Любимое развлечение обезьян?-?таскать за собой пустые железные баки, которые громыхают при этом со страшной силой. Естественно, если обезьяну лишить этого развлечения, она может расстроиться.
 Но освобождение от примитивных эмоций?-?необходимый этап. Это этап со своими плюсами и минусами, он закономерен и оправдан?-?при условии правильных дальнейших шагов.
 * Однако это происходит не всегда. Некоторые остаются в этом прозрачно-спокойном бытии, некоторые?-?создают свой "культурный мир эмоций", мир искусственный, но отвечающий вкусу каждого из них и очень приятный. Они сами создают себе праздники и веселят себя, сладостно грустят и восхищаются красотой специально созданных для этого произведений искусства в специально построенных для этого выставочных залах и консерваториях.
 
 
 ЖИЗНЬ?-?ЭТО ПОТОК НЕЙТРАЛЬНЫХ СОБЫТИЙ
 
 
 2. Умение всегда воспринимать красоту жизни.
 Вторая ступень овладения мудростью переживаний начинается с того, что человек "просыпается" и открывает глаза. Он не "накручивает" себя искусственными переживаниями, но открыт красоте мира.
 * Вы наслаждались сегодня упругостью и прохладой воды, которой вы умывались? Вы с утра видели множество самых разных лиц?-?вас восхитили хотя бы несколько?
 Человеку на этой ступени открывается дар всегда видеть голубое небо, пробивающуюся среди грязи молодую зеленую траву... Это еще один шаг вперед, но только шаг: вот небо серое, вот человек оказался среди помоек?-?и радоваться ему нечему. Он умеет радоваться, но еще не всему. Это?-?задача следующего этапа.
 3. Трепетное и радостное принятие жизни в целом.
 Даже серое небо для человека, видящего его в последний раз,?-?бесценно и священно. Рядовая помойка для космонавта, много месяцев не видящего родной Земли,?-?радостное зрелище. Тот, кто прошел через пустоту смерти и не сошел с ума, ценит сам факт жизни в любом ее проявлении.
 
 
 СВОБОДА?-?ЭТО ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ЖИЗНЬ
 
 
 Свой путь каждый пройдет сам, и никакие самые подробные описания не заменят самостоятельных поисков. Только как вехи?-?короткие заметки, подсказки и советы.
 Будьте живым и зрячим
 В
 ы все время спите, вы мертвый, механический человек-автомат. Будите себя, вспоминайте себя, приучайте к замечанию-осознаванию. Взгляните на мир и себя осознанно: "Я здесь и сейчас..." Не просто "будьте", а живите в мире.
 * Вы сейчас просто читаете или еще осознаете-переживаете свое чтение именно этого куска текста? Вы ощущаете-переживаете свое немного утомленное (или нет? какое?) тело? Вы понимаете-переживаете свое бытие "здесь и сейчас"? Как долго вы можете продержаться в этом бодрствующем состоянии?
 Мой личный рекорд?-?несколько часов в сутки, не больше. В остальное время?-?условный сон. Механическое мышление, механическое решение проблем, такое же чувствование: благополучная, но вполне механическая жизнь.
 
 
 ПРОСНИТЕСЬ!
 
 
 Может быть, вы просто постоянно торопитесь. Темп, темп, темп! ... Остановитесь. Оглянитесь. Что за люди вокруг вас? Посмотрите в их лица молча, без обычных слов. Смотрите и все. Может быть, вы впервые увидите этого человека?
 * Как бы быстро вы ни бегали, белка в колесе бегает быстрее вас. Но уверены ли вы, что ее модель жизни?-?для вас лучшая? Тратить время не надо; но замедлить свой бег, насладиться мгновением и подарить радость встречи близким?-?это потеря времени или приобретение самого дорогого в жизни: ее смысла?
 
 
 СТОП! ОСТАНОВИТЕСЬ. ОГЛЯНИТЕСЬ.
 ВОКРУГ ВАС?-?МИР, И ОН?-?ПРЕКРАСЕН
 
 
 Мир?-?живой, а наши понятия о нем?-?мертвые. Вы видите мир или свои понятия? Вы знаете, что небо голубое, а трава зеленая? Это значит, что вы давно ничего не видели. Взгляните: все другое! Давно ли вы смотрели живыми глазами на лица людей? Запела птица... Не говорите себе "запела птица", а послушайте ее пение. Сотрите пелену ума и слов и взгляните на живой мир!
 * Действительно, оторвитесь от книги и подойдите к окну.
 .......
 Спасибо.
 
 
 СМОТРИТЕ СВЕЖИМ ВЗГЛЯДОМ?-?НА ЖИВОЙ МИР
 
 
 Человек, погруженный в свое состояние, не может управлять собой. Чтобы чем-то управлять, надо быть "не-этим". "Разотождествитесь" со своими эмоциями, поймите, что они и вы?-?не одно и то же.
 * Есть "Я" и есть мое раздражение... Вы и ваша обида?-?это две разные сущности: но только тогда, когда вы об этом вспомнили.
 Никогда не забывайте про свое "Я", отделяйте и освобождайте его от душевного, психического фона. Если вы всегда будете "Я", вы всегда останетесь хозяином своей души.
 * Это очень практично: в следующий раз, когда разозлитесь, отойдите от себя и посмотрите на свою злость со стороны. Обратите внимание, что вы?-?это не злость. И злость, лишенная подпитки от энергетики "Я", потихоньку утихнет...
 
 
 НАУЧИТЕСЬ ОТДЕЛЯТЬ СВОЕ "Я" ОТ ПЕРЕЖИВАЕМОГО СОСТОЯНИЯ
 
 
 Пока вы не заметили изменения своего состояния (пришла усталость, возникли обида, раздражение или страх), вы беззащитны перед этим. А все, что нужно,?-?это видеть. Не старайтесь даже ничего исправить: просто смотрите на то, что происходит с вами и в вас, замечайте-осознавайте это. Нужен только свет, и все:?все, что надо,?сделается само. Без борьбы.
 * Эта закономерность известна давно, но обнаружена была совершенно в другом контексте. Исследователи любви (и просто влюбленные) всегда сетовали: как только свою любовь начинаешь наблюдать, она исчезает9.
 Когда любовь бывает зла, можно, конечно, сделать и это. Чаще, однако, перед вами другие задачи: погасить обиду, справиться с желанием отомстить,?-?наблюдение-смотрение поможет и здесь.
 * Раджнеш утверждает, что так можно снять даже головную боль. (Я не пробовал, этим не страдаю). По его описанию, при наблюдении головной боли она вначале кажется разлитой по всей голове, но вскоре вы обнаружите, что она исходит из одного болевого пятна. Если вы не будете отпускать боль из луча внимания, она будет все больше сжиматься, превращаться в точку (кстати, за счет сжимания она может и усиливаться), но потом вместе с точкой?исчезает.
 * Проверьте!
 
 
 БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ И ПРОСТО СМОТРИТЕ
 
 
 Работайте "на перехвате". Когда эмоции вас уже захлестнули, бороться с ними трудно. Первые же всплески, вовремя замеченные, погасить несложно. Не дожидайтесь, пока "враг" окрепнет,?-?реагируйте своевременно.
 * Именно поэтому я не люблю работать с семьями, где супружеские конфликты начались "не вчера" и имеют богатую, к сожалению, историю. Взаимные обиды, агрессия, желание отомстить?-?вместе с усталостью от борьбы (когда уже ничего не хочется...)?-?пустили такие глубокие корни, что помощь можно ждать, скорее, не от психолога, а от шамана: тут хоть можно надеяться на чудо...
 
 
 РАБОТАЙТЕ "НА ПЕРЕХВАТЕ"
 
 
 К сожалению, не могу вам пообещать, что ваша жизнь никогда не будет сопровождаться кризисами. Кризисы?естественны, как болезни роста. Никогда не забывайте, что кризис пройдет, а жизнь останется. Если тяжело?-?ведите дневник или идите к специалисту.
 * Самые простые (в этом и есть их основное достоинство) рекомендации таковы: Выговоритесь. Напишите письмо. Сделайте себе подарок. Помогите другому. Почувствуйте землю под ногами. Растворите печаль во сне10.
 
 
 КРИЗИСЫ ЕСТЕСТВЕННЫ, КАК БОЛЕЗНИ РОСТА
 
 
 Побеждает подготовленный. Когда уже холодно, дом строить поздно. Если вы не учитесь саморегуляции заранее, не практикуете ее (пусть по мелочам!) ежедневно, в критический момент вы окажетесь несостоятельны.
 * Постоянно чувствую свою беспомощность при ответе на простейшие вопросы. Вот в качестве психолога в радиопрограмме "Москва и москвичи" получаю вопрос от Оли С. (14 лет): "Что мне делать, если я все время обижаюсь?" Прекрасный вопрос, Оля, но что ты умеешь делать со своей душой? Если бы годовалый ребенок спросил: "Что мне делать, я все время падаю, когда пытаюсь ходить?"?-?ответ все-таки мог бы быть только один: "Ходи. Учись ходить".
 
 
 ПОБЕЖДАЕТ ПОДГОТОВЛЕННЫЙ
 
 
 Выбор переживаний
 В
 аш выбор?-?всегда за вами. Если есть смысл, почему бы иногда и не попереживать? Вас когда-то привлекает грусть?-?грустите: глупо было бы совсем лишать себя этого сладкого и прозрачного душевного напитка. Хочется позлиться (и ничего страшного от этого не произойдет),?-?позлитесь в свое удовольствие. Дешевле попереживать, чем сдерживать себя,?-?от души попереживайте.
 Эмоциональному, темпераментному человеку нередко бывает "дешевле" напрямую разрядиться, выкричаться в острой ситуации, нежели сделать всю внутреннюю проработку и "растворить" агрессию.
 * Естественное ограничение?-?его разрядка не должна заряжать других.
 Или, например, на фоне общей усталости не всегда разумно бороться за высокий уровень эмоциональной бодрости. Это требует сил, а их и так мало. Потратишься, исчерпаешь лимиты, а потом и держаться будет не на чем... Тут экономнее разрешить себе и легкую печаль, и легкое раздражение. Когда же вы отдохнете и форму восстановите, то сможете позволить себе что-то более праздничное.
 Просто разберитесь, что надо вашей душе. Разные ситуации требуют разных душевных состояний. Не пускайте дело на самотек, определите оптимальный душевный настрой и старайтесь вызвать его. Особое внимание к отрицательным эмоциям; проверьте, являются ли они оптимальными (для дела, для вас, для окружающих)?
 * По осям "полезность" и "приятность" все эмоции легко разделить на четыре группы: эмоции полезные и приятные; эмоции неполезные, но приятные; эмоции полезные, но неприятные и, естественно, группа эмоций и не полезных, и неприятных одновременно. Если вы попробуете свои наиболее частые переживания "раскидать" по этой таблице, вам, надеюсь, будет легче выработать правильное к ним отношение.
 Зачем переживать плохое?
 Я как-то загрустил, и мне стало так грустно, что я решил больше никогда этого не делать...
 Из жизни
 Н
 а мой взгляд, уважающий себя человек не позволит себе быть в плохом настроении. Это для него так же естественно, как утром умыться и одеться.
 
 
 НЕ РАЗРЕШАЙТЕ СЕБЕ ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ. ЭТО НЕПРИЛИЧНО
 
 
 Склонным быть рациональными?-?простой вопрос: "ЗАЧЕМ ПЕРЕЖИВАТЬ ПЛОХОЕ?" Вы готовы расстроиться? Стоп! Прежде спросите себя: ЗАЧЕМ?

<< Пред.           стр. 7 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу