<< Пред. стр. 1 (из 37) След. >>
GRACE J. CRAIG, DON BAUCUM
HUMAN DEVELOPMENT
NINTH EDITION
PRENTICE HALL
ГРЭЙС КРАЙГ, ДОН БОКУМ
ПСИХОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ
9-Е ИЗДАНИЕ
Научный редактор перевода на русский язык
кандидат психологических наук,
доцент Т. В. Прохоренко
Москва ¦ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ¦ Воронеж
Ростов-на Дону ¦ Екатеринбург ¦ Самара - Новосибирск
Киев ¦ Харьков ¦ Минск
2005
ББК 88.3я7
УДК 159.9.922(075)
К78
Крайг Г., Бокум Д.
К78 Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с: ил. - (Серия "Мастера психологии").
ISBN 5-94723-187-5
Данное издание представляет собой одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его несомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех этапов человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, собственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важнейшая особенность данного учебника - целостный подход к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических, что позволяет реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждой из его стадий и выявить основные закономерности становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью.
По широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации предлагаемое издание является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам, и научным сотрудникам.
Права на издание получены по соглашению с Prentice Hall, Inc. Upper Sadie River, New Jersey 07458. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ББК 88.3я7 УДК 159.9.922(075)
(c) Prentice Hall 2002, 1999, 1996, 1992, 1989, 1986,1983, 1980, 1976 by Pearson Education, Inc. ISBN 0-13-033441-3 (англ.) (c) Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом "Питер", 2004
ISBN 5-94723-187-5 (c) Издание на русском языке, оформление
ЗАО Издательский дом "Питер", 2005
КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к русскому изданию ....................................10
Предисловие ...................................................... 12
ЧАСТЬ I. НАЧАЛО
Глава 1. Перспективы и методы исследования..........................16
Глава 2. Подходы к пониманию развития человека......................60
Глава 3. Наследственность и среда ..................................103
Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка ...................157
ЧАСТЬ II. ДЕТСТВО
Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое
развитие .....•.................................................214
Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие .... 274
Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие.....318
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве...................363
Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве..........413
Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве.................457
ЧАСТЬ III. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте . . . 492 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте . 522
ЧАСТЬ IV. ВЗРОСЛОСТЬ
Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие........560
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости...............601
Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости......646
Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости..............682
Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие.........719
1лава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие.....759
Глава 19. Смерть и умирание .......................................793
ГЛОССАРИЙ ....................................................... 819
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................846
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.............................................928
Оглавление
Предисловие к русскому изданию ....................................10
Предисловие ...................................................... 12
Часть I. Начало
Глава 1. Перспективы и методы исследования.....................16
Предварительный обзор ..........................................16
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ....................18
ИСТОРИЧЕСКОЕ И СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ..............24
ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ..................34
ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ.............45
ЭТИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ .....................................51
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ........................................57
ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА..................60
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ..........................................60
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ О РАЗВИТИИ...............................62
ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ......................................63
БИХЕВИОРИЗМ И ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ...................................74
КОГНИТИВНЫЕ ПОДХОДЫ............................................82
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ..........................................88
СИСТЕМНЫЕ ПОДХОДЫ..............................................94
ТЕОРИИ В РЕТРОСПЕКТИВЕ ..........................................99
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ........................................99
ГЛАВА 3. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И СРЕДА.............................103
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................103
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ГЕНЕТИКА .........................................104
ГЕНЫ, ХРОМОСОМЫ И ДЕЛЕНИЕ КЛЕТОК................................112
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ И ХРОМОСОМНЫЕ НАРУШЕНИЯ...........................118
НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ .... 127
ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ.............................................130
ВЛИЯНИЯ СРЕДЫ И РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТОВ ...........................134
ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В РАМКАХ МИКРОСИСТЕМЫ ...................135
ПРОЦЕССЫ, ВЫХОДЯЩИЕ ЗА РАМКИ МИКРОСИСТЕМЫ......................143
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................153
ГЛАВА 4. ПРЕНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА ...............157
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................157
ПРЕНАТАЛЬНЫЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ ...................................159
ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА ПРЕНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ..........................169
РОДЫ .........................................................186
ОГЛАВЛЕНИЕ 7
НЕДОНОШЕННЫЕ МЛАДЕНЦЫ И МЛАДЕНЦЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ГРУППЕ РИСКА .... 199
РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СЕМЬЯ ...........................................203
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................209
ЧАСТЬ II. ДЕТСТВО
ГЛАВА 5. ПЕРВЫЕ ДВА ГОДА ЖИЗНИ: ФИЗИЧЕСКОЕ, КОГНИТИВНОЕ И РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ .............................................. 214
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................214
НОВОРОЖДЕННЫЕ................................................215
ФИЗИЧЕСКОЕ И МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ .................................222
СЕНСОРНОЕ И ПЕРЦЕПТИВНОЕ РАЗВИТИЕ...............................236
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ...........................................246
РАЗВИТИЕ РЕЧИ..................................................257
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................270
ГЛАВА 6. МЛАДЕНЦЫ И ТОДДЛЕРЫ: ЛИЧНОСТЬ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ . . 274
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................274
СОЦИАЛЬНОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ...............276
ПАТТЕРНЫ РАННИХ ОТНОШЕНИЙ.....................................284
ОТЦЫ, БРАТЬЯ, СЕСТРЫ И СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА ..........................296
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА ВТОРОМ ГОДУ ЖИЗНИ ..........................300
ЗАНЯТОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ............................................308
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................315
ГЛАВА 7. РАННЕЕ ДЕТСТВО: ФИЗИЧЕСКОЕ, КОГНИТИВНОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ . . 318
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................318
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ............................................320
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ..................................326
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ...........................................331
ПАМЯТЬ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ..................................341
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА........................................345
ИГРА И НАУЧЕНИЕ................................................354
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................360
ГЛАВА 8. ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ...............363
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................363
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ТЕХНИКИ СОВЛАДАНИЯ .........................365
АГРЕССИЯ И ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ..............................376
СВЕРСТНИКИ, ИГРА И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ...................384
ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ........................................388
СЕМЕЙНАЯ ДИНАМИКА.............................................396
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................410
ГЛАВА 9. ФИЗИЧЕСКОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В СРЕДНЕМ ДЕТСТВЕ.......413
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................413
ФИЗИЧЕСКОЕ И МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ .................................414
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ...........................................422
ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТА И ДОСТИЖЕНИЙ.................................431
НАУЧЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ...............441
3 ОГЛАВЛЕНИЕ
НАРУШЕНИЯ И РАССТРОЙСТВА РАЗВИТИЯ ..............................448
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................453
ГЛАВА 10. ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СРЕДНЕМ ДЕТСТВЕ .............457
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................457
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В РАСШИРЯЮЩЕМСЯ СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ..............458
СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ И МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ..........................461
ПРОДОЛЖАЮЩЕЕСЯ ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ..................................468
ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ И СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ...........478
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................488
ЧАСТЬ III. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
ГЛАВА 11. ФИЗИЧЕСКОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ .............................................. 492
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................492
ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД В НАШЕ ВРЕМЯ...............................493
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И АДАПТАЦИЯ.................................495
СЕКСУАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И ПОВЕДЕНИЕ...............................504
КОГНИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ...................513
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................519
ГЛАВА 12. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ .............................................. 522
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................522
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА...........................523
СЕМЕЙНАЯ ДИНАМИКА.............................................530
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД..........................533
ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ................................540
СТРЕСС, ДЕПРЕССИЯ И СОВЛАДАНИЕ С НИМИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.......550
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................556
ЧАСТЬ IV. ВЗРОСЛОСТЬ
ГЛАВА 13. РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ: ФИЗИЧЕСКОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ .....560
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................560
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В ПЕРИОДЕ ВЗРОСЛОСТИ .......................562
ОБЩЕЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ......................................566
СЕКС И СЕКСУАЛЬНОСТЬ............................................571
КОГНИТИВНАЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ........................580
ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ У ВЗРОСЛЫХ .......................586
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................598
ГЛАВА 14. ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ ...........601
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................601
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ....................................602
ЛИЧНОСТЬ, СЕМЬЯ И РАБОТА ........................................603
УСТАНОВЛЕНИЕ БЛИЗКИХ ОТНОШЕНИЙ ................................609
РОДИТЕЛЬСТВО И РАЗВИТИЕ ВЗРОСЛЫХ ................................617
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ ........................................625
ОГЛАВЛЕНИЕ 9
РАБОТА И ПОЛ...................................................636
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................642
ГЛАВА 15. ФИЗИЧЕСКОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ .... 646
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................646
РАЗВИТИЕ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ .....................................647
ФИЗИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ..........................652
ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ ............................................. 661
СОХРАНЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В СРЕДНЕМ
ВОЗРАСТЕ .................................................... 670
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................680
ГЛАВА 16. ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ...........682
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР .........................................682
СТАБИЛЬНОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ.................683
СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНТЕКСТЫ.........................691
ИЗМЕНЕНИЕ СЕМЬИ...............................................702
СТАБИЛЬНОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ..............710
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................716
ГЛАВА 17. ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ: ФИЗИЧЕСКОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ......719
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ГЛАВЫ....................................719
СТАРЕНИЕ СЕГОДНЯ...............................................720
ФИЗИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАРЕНИЯ....................................730
ПРИЧИНЫ СТАРЕНИЯ..............................................741
КОГНИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ .......................744
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................756
ГЛАВА 18. ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ: ЛИЧНОСТНОЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ . . . 759
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ГЛАВЫ....................................759
ЛИЧНОСТЬ И СТАРЕНИЕ ............................................761
ВЫХОД НА ПЕНСИЮ: ЗНАЧИМОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСА......................770
СЕМЕЙНЫЕ И ЛИЧНЫЕ СВЯЗИ .......................................775
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ И ПОЖИЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ.....782
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................790
ГЛАВА 19. СМЕРТЬ И УМИРАНИЕ.................................793
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ГЛАВЫ....................................793
СТРАХ СМЕРТИ ..................................................794
ВСТРЕЧА С СОБСТВЕННОЙ СМЕРТЬЮ...................................798
В ПОИСКАХ ГУМАННОЙ СМЕРТИ ......................................802
ГОРЕ УТРАТЫ И СКОРБЬ............................................809
ЗАВЕРШАЯ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ.......................................816
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ.......................................817
ГЛОССАРИЙ ....................................................... 819
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...............................................846
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.............................................928
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Девятое издание учебника Грэйс Крайг и Дона Бокума представляет собой одно 13 наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его 1есомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех эта-юв человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, юбственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важ-1ейшая особенность, которая привлекает в данном учебнике, - целостный под-сод к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультур-гых, собственно психологических. Это позволяет в действительности реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждый из его стадий и зыявить основные закономерности развития человека как индивида, личности и ;убъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физиче-;кого, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью. Это закладывает у будущих психологов понимание своеобразия и индивидуальной неповторимости, а также ценности каждой человеческой личности, даже если она отклоняется по своему развитию от стандартных нормативов.
В учебнике очень удачно сочетается рассмотрение методологических, методических проблем и конкретных практических показателей развития.
Девятое издание дополнено новыми научными данными о развитии в современных условиях жизни. В соответствии с этими реалиями показано влияние современной напряженной международной ситуации и последствий военных конфликтов на развитие детей разного возраста, рассмотрены проблемы беженцев, подростков-репатриантов и др. Особое внимание уделено развитию детей, растущих в ситуации постоянной опасности.
В данном издании существенное внимание уделено этическим проблемам психологии развития, как с точки зрения этики научного исследования, так и с позиций философских аспектов добра и зла, их социальных и биологических истоков.
В учебном пособии обсуждаются современные проблемы генетики, роль мутаций в воспроизводстве, введен раздел о клонировании. Обсуждается вопрос о возможностях применения на практике клонирования человека.
В контексте обсуждения влияния среды на психическое развитие рассмотрены модели экологических систем У. Бронфенбреннера с акцентом на углубленный анализ уровня микросистем, в частности, оперантного обусловливания и социального научения.
Необходимо отметить, что данный учебник характеризует глубокое научное и вместе с тем доступное для понимания студентов изложение сложных методологических проблем современной психологии развития. Большой интерес вызы-
Предисловие к русскому изданию 1 1
вает анализ соотношения плавности и стадиальности, сенситивных и критических периодов, их роли в развитии. Авторы привлекают внимание студентов к понятию контекстности развития, рассматривают парадигму цивилизационного развития, дополняя ее введением понятий коллективистской и индивидуалистической культуры. Авторы стремятся к тому, чтобы полученные знания об особенностях психического развития студенты могли применять на практике. Поэтому каждый раздел содержит анализ трудностей и направлений психологической помощи, характерных для данного периода развития. Содержатся, например, разделы "Помощь матерям подросткового возраста в условиях бедности", "Трудности родителей-одиночек" (заметим, что в этом разделе рассматриваются трудности не только матерей, но и отцов-одиночек), "Влияние реформы социального обеспечения на одиноких американских родителей" и др. Несмотря на то что социальные условия Америки и современной России различаются, этот практический опыт, безусловно, может быть полезен российским психологам.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что по широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации данное учебное пособие является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам и научным сотрудникам.
Кандидат психологических наук, доцент |Т. В. Прохоренко
Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития и дифференциальной
психологии СПбГУ Л. А. Головей
ПРЕДИСЛОВИЕ
История человеческой жизни независимо от культурных особенностей, в которых она протекает, представляет собой богатое событиями и захватывающее драматическое произведение. Комплексное изучение развития человека в контексте (см. глоссарий) является одинаково сложной задачей как для студентов, так и для ученых. Девятое издание "Психологии развития" (Human development, ninth edition) объединяет в себе данные, взятые из различных отраслей научного знания (психология, биология, социология, антропология, история, уход за ребенком и воспитание, медицина и здравоохранение - лишь немногие из них). Такой подход поможет предоставить наиболее полный современный обзор ключевых тем, проблем и противоречий, связанных с развитием человека на протяжении всего его жизненного пути.
Работу над этим изданием "Психологии развития" я снова вела вместе с Доном Баукумом, экспериментальным психологом и опытным клиницистом, чьи личные наблюдения, эклектичный опыт преподавания и увлекательный писательский стиль помогли вдохнуть жизнь в это повествование и придать ему неповторимое своеобразие. При подготовке предыдущего издания мы обнаружили, что личный опыт каждого из нас в практической психологической деятельности изучения проблемы развития, подкрепленный обширным преподавательским стажем, соединяясь с опытом другого, значительно усиливают друг друга. Теперь Дон является моим полноправным соавтором. Вместе мы стремимся предложить вам подробный, зачастую подталкивающий к размышлениям, обзор современной теории и исследований развития, а также их применений в повседневной жизни. В силу огромной широты, открытости, противоречивости и проблематичности этой области студенты обнаружат здесь большое разнообразие точек зрения, подходов и экспериментальных данных. Читатели смогут проанализировать приведенные здесь сведения, соотнести их со своим личным опытом и выработать основанное на обладании полной информацией критическое видение того процесса, посредством которого мы становимся теми, кем мы, люди, являемся, и тех событий, наступления которых в своей жизни каждый из нас вправе ожидать в будущем.
КАКИМИ МЫ ВИДИМ СТУДЕНТОВ СЕГОДНЯ
Современные студенты колледжей гораздо сильнее отличаются друг от друга, чем раньше. Если мы воспользуемся результатами исследования, производимого при помощи метода поперечных срезов, то в одной аудитории сможем обнаружить представителей выборки, значительно варьирующих по возрасту, этнической принадлежности, личному опыту и мировоззрению. Кроме того, студенты сильно различаются по своей академической успеваемости, в частности по степени знакомства с социальными науками, и по своим карьерным устремлениям. Каждый из этих (и многих других!) факторов создает "фильтры", через которые каждый индивид воспринимает человеческое развитие и жизнь в целом. Многие из тех,
Предисловие
кто сегодня изучает развитие человека, завтра будут работать в сферах, связанных с оказанием помощи людям, таких как социальная работа, образование, медицина, консультирование, различные направления психологии, управленческие программы. Некоторые из них уже являются родителями, многим еще предстоит стать родителями в будущем; по этой причине в книгу включено большое количество практических советов для молодых родителей, связанных с воспитанием и уходом за детьми.
Мы верим в то, что большинство студентов, безусловно, отличаются ярко выраженным, глубоким интересом к проблемам детства, подросткового возраста и взрослости. Описанием разнообразия вопросов, проблем мы поддерживаем данный интерес к развитию человека. "Психология развития" представляет людей такими, какие они есть в контексте культуры и субкультуры, как в Соединенных Штатах, так и за их пределами. Вместо того чтобы отталкиваться от какой-либо определенной группы, делая на этой основе обобщения, в книге специально предприняты усилия для того, чтобы объяснить, как феномен развития прикладывается или относится к широкому ряду людей. Это разнообразие отражается в современных исследованиях и анализах индивидуальных случаев, описанных в предлагаемом материале. Хотелось бы надеяться, что на страницах этой книги студенты найдут описание себя, независимо от биографии и иных факторов, и в то же время сумеют избежать ограничений, накладываемых этноцентризмом.
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА
При составлении и написании работ о развитии человека всегда существует вопрос об организации материала. Можно располагать исследования и теории развития в тематических главах, посвященных биологическому, когнитивному, речевому, социальному и личностному развитию, или же представлять развитие детей и взрослых в хронологическом порядке, так, как оно происходит в природе, подчеркивая при этом холистические взаимосвязи. "Психология развития" придерживается последнего подхода и описывает в отдельных главах каждый из возрастных периодов, на которые традиционно подразделяется человеческая жизнь: пре-натальный период, младенчество, раннее детство, среднее детство, подростковый и юношеский возраст и далее - ранняя, средняя и поздняя взрослость. Книга открывается двумя главами о подходах к развитию человека и методах его изучения, далее следует глава, где описывается взаимодействие наследственности и среды, и глава о пренатальном развитии, а завершается книга главой, посвященной смерти и умиранию. В середине книги, между уже упомянутыми разделами, находятся данные об основных возрастных периодах, каждый из которых описывается в двух следующих друг за другом главах: первая - о физическом и когнитивном развитии и вторая - о социальном, культурном развитии и развитии личности. Несмотря на эти необходимые разделения, мы не перестаем помнить об определяющей важности комплексного взаимодействия множества разнообразных граней развития, соприкасаясь с которыми возникает целостный человек.
ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА КНИГИ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЕГО ИЗУЧЕНИЮ
На всем протяжении книги культурные и индивидуальные аспекты развития рассматриваются во взаимосвязи. Информация, приводимая в специальных встав-
Предисловие
ках по ходу текста, также способствует восприятию текста как единого целого. В разделе, озаглавленном "Проблемы исследования развития человека", представлен широкий спектр данных, мнений, что способствует дальнейшим самостоятельным размышлениям и дискуссии. "Мнения и факты" рассматривают распространенные популярные представления о развитии, иногда подтверждающиеся, а иногда опровергающиеся научными данными. Наконец, "Развитие в условиях современной жизни" посвящено важным современным проблемам теории и практики развития.
Каждая глава этой книги открывается "Предварительным обзором", в котором предлагаются вопросы, предназначенные для стимулирования интереса к главным рассматриваемым здесь темам. После каждой содержательной части главы следует раздел "Контрольные вопросы", включающий список вопросов, сформулированных по принципу "истинно-ложно", и один содержательный "Вопрос для размышления", для ответа на который необходимо проявить умение критического осмысления материала. Ответы, а также список дополнительных вопросов приводятся на нашем сайте поддержки в сети Интернет, о котором будет подробнее сказано далее. На всем протяжении книги для облегчения понимания информации текст сопровождается многочисленными таблицами, в которых изложены краткие обзоры различных точек зрения, дополнительные термины и текущие статистические данные. Рисунки иллюстрируют обсуждения сложных тем, материалов исследований и т. п., а также представляют нам текущие статистические данные в графической форме. Главы завершаются "Резюме", в котором обобщаются основные обсуждаемые в них темы и проблемы. Определения ключевых терминов собраны в объемном "Глоссарии", расположенном в конце книги.
Медиа-поддержка 9-го издания "Психологии развития"
Сайт Поддержки 9-го издания "Психологии развития" находится по адресу www.prenhall.com/craig. Написанное Доном Бокумом, это онлайновое учебное руководство предоставляет студентам обзоры материала каждой главы, позволяет им выполнить проверочные задания и немедленно ознакомиться с полученными результатами. Кроме этого, к каждой главе предлагается список ссылок к дополнительным Интернет-ресурсам для изучения тем курсовых работ. Каждая глава содержит описание цели, вопросы в форме выбора из нескольких вариантов ответов, вопросы, требующие ответа "правда-ложь", задания заполнить бланки, эссе, веб-каталоги и ответы к разделу "Проверь себя. Контрольные вопросы", расположенные в каждой главе.
Учебные курсы он-лайн. Для профессоров, заинтересованных в использовании в читаемых ими курсах Интернета и учебных курсов он-лайн, Prentice Hall предлагает полностью адаптированные онлайновые программы в WebCT, Black-Board и Course Compass Пирсона, поддерживаемые Blackboard. Дополнительную информацию вы можете получить, посетив www.prenhall.com/demo.
<< Пред. стр. 1 (из 37) След. >>