<< Пред.           стр. 27 (из 37)           След. >>

Список литературы по разделу

 806 Часть IV. Взрослость
 проблему полностью (Kastenbaum, 1998). Так, например, можно ли человека признать мертвым, если у него неактивна кора больших полушарий мозга, или активность и кровообращение должны прекратиться во всех частях данного органа? Решать подобные вопросы чаще всего приходится в тех случаях, когда мнения родственников и медицинского персонала о дальнейшей судьбе пациента не совпадают. В этом случае судья, опираясь на критерии смерти, должен вынести решение о прекращении работы систем, поддерживающих жизнь пациента (Rob-bins, 1986).
 Таблица 19.1 Гарвардские критерии определения постоянно нефункционирующего
 (мертвого) мозга
 Отсутствие восприятия и ответа
 Отсутствуют признаки осведомленности о внешних стимулах или внутренних потребностях. Восприятие отсутствует полностью даже в случае использования стимулов, которые в обычном состоянии причинили бы пациенту особенно сильную боль.
 Отсутствие движения и дыхания
 Полностью отсутствуют непроизвольное дыхание и любые другие непроизвольные мышечные движения.
 Отсутствие рефлексов
 Отсутствуют обычные рефлексы, которые можно вызвать во время нейрофизиологического осмотра (например, от светового луча глазной зрачок не сужается).
 Плоская энцефалограмма (ЭЭГ)
 Электроды, прикрепленные к черепу, фиксируют электрическую активность живого мозга. Изображение, получаемое при этом исследовании, носит название мозговых волн. Мертвый мозг не дает обычноголзооражения, состоящего из пиков и понижений. Напротив, приборы фиксируют прямую линию. Такое изображение используется для демонстрации недостаточности электрофизиологической активности мозга.
 Отсутствие притока крови к мозгу и кровообращения внутри него
 В отсутствие кислорода и питательных веществ, приносимых кровью, деятельность мозга быстро прекращается. (Точное количество времени, в течение которого мозг сохраняет свою способность функционировать в отсутствие притока крови, в настоящее время является предметом исследования и во многом зависит от условий среды.)
 Источник: Kastenbaum, 1998.
 Одним из примеров стремления обеспечить человеку некоторую автономию на последних этапах жизненного пути является завещание о жизни. В качестве примера такого завещания можно привести документ, подготовленный Образовательным советом "Забота об умирающих" (Concern for dying, Educational Council) (рис. 19.2). Подобное завещание информирует членов семьи составившего завещание человека и всех, кого это может касаться, о нежелательности использования "героических" и "экстраординарных" мер по поддержанию жизни в случае смертельной болезни. Такой документ не имеет юридической силы, однако он может стать первым шагом на пути защиты любимого вами человека, который позволит ему умереть естественным образом в вашем собственном доме.
 Глава 19. Смерть и умирание 807
 Членам моей семьи, моим лечащему врачу и адвокату, всем, кого это может касаться
 Смерть - такая же реальность, как и рождение, рост, созревание и старение, это один из несомненных фактов нашей жизни. Если настанет время, когда я не смогу более участвовать в принятии решений относительно моего будущего, пусть это заявление, подписанное мною в здравом уме и твердой памяти, станет выражением моей воли.
 Если возникнет ситуация, когда не будет никакой надежды на мое выздоровление от тяжелейшего физического или психического недуга, я приказываю, чтобы мне было позволено умереть и моя жизнь не поддерживалась бы с помощью медикаментов, искусственных средств или "героических мер". Тем не менее я прошу, чтобы мне милосердно давали лекарства, облегчающие мои страдания, даже в том случае, если они могут сократить отведенный мне срок жизни.
 Это заявление составлено с большим вниманием и в строгом соответствии с моими убеждениями и верованиями, Я хочу, чтобы упомянутые в этом документе желания и приказания были выполнены настолько, насколько это позволено законом. Поскольку мои пожелания не могут быть полностью приведены в жизнь с помощью закона, я надеюсь, что те, кому я адресую это Завещание, сочтут себя морально обязанными выполнить его.
 Дата
 Свидетель.
 Свидетель.
 Подпись.
 Копии данного документа разосланы.
 Рис. 19.2. Завещание о жизни
 Ситуация может сложиться совершенно иначе, если, заболев, вы окажетесь в больнице, доме престарелых или ином медицинском учреждении. В разных штатах действуют различные законы, однако весьма вероятно, что прежде чем выполнить просьбу о неприменении экстраординарных мер по спасению вашей жизни против вашей воли, медицинскому персоналу учреждения потребуется документ,
 Доктор Джек Геворкян заставил современную Америку обсуждать моральные, этические и юридические вопросы, связанные с активной эвтаназией
 
 808 Часть IV. Взрослость
 ВРЕЗКА 19.1
 Облегченное самоубийство
 Согласно данным штатного корреспондента Scientific American Джона Хоргана (John Horgan, 1997), опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что сегодня большинство жителей США поддерживают право пациента по своему желанию получить вызывающее смерть лекарство от своего лечащего врача. Некоторые профессиональные медицинские организации поддерживают его мнение. С другой стороны, большинство подобных организаций, в том числе и Американская медицинская ассоциация (American medical Association, АМА), жестко выступают против самоубийств, осуществляемых с помощью лечащего врача. Почему?
 Сторонники облегченного самоубийства полагают, что многие люди умирают в мучениях и агонии после продолжительной борьбы с заболеваниями, подобными СПИДу и раку. Несмотря на значительные достижения в вопросе облегчения боли, современные наркотики зачастую не могут устранить ее полностью. Более того, существующие в настоящее время законы часто запрещают врачам прописывать пациентам большие дозы облегчающих боль препаратов. Следует также помнить о том, что индивидуальная переносимость наркотиков повышается с увеличением длительности их использования. Необходимо постоянное увеличение дозы препарата, после приема которого пациент большую часть времени находится без движения в бессознательном состоянии. Таким образом, для многих смертельно больных людей качество жизни снижается очень быстро.
 Сторонники облегченного самоубийства задаются вопросом, насколько оправданно подобное существование больного. Не стоит ли, напротив, позволить пациенту выбрать быструю, легкую и "хорошую" смерть? Кроме того, они отмечают, что "приближение смерти" способами, менее заметными, нежели явное облененное самоубийство, - обычная практика в случае смертельно больных людей. Другими словами, эквиваленты облегченного самоубийства широко распространены уже сейчас, точно так же, как аборты были распространены еще до их легализации. Сегодня-в США самоубийства с помощью лечащего врача узаконены только в Орегоне.
 Противники облегченного самоубийства заявляют, что оно представляет собой одну из форм эвтаназии. Они весьма озабочены возможностью создания прецедента в случае легализации облегченного самоубийства. Так, например, не станет ли следующим шагом на этом пути умерщвление людей, страдающих не смертельными, но тем не менее неизлечимыми заболеваниями, такими как серьезные психические расстройства? Несомненно, пациенты с такими заболеваниями не способны дать информированное согласие; кто в таких случаях должен принимать решение об их судьбе? Будет ли такое право дано членам их семей? В целом, учитывая, что облененное самоубийство - это "первый шаг" к эвтаназии, куда приведет нас политика по его легализации?
 Немаловажную роль в обсуждении облегченного самоубийства сыграла деятельность Джека Геворкяна (Jack Kevorkian), бывшего врача, чья лицензия была аннулирована судом. Он помог уйти из жизни множеству пациентов, но был оправдан по каждому из пунктов обвинения, за которые его преследовали по суду. Геворкян открыто выступал в поддержку эвтаназии не только для смертельно больных, но и для искалеченных, душевно больных людей, а также новорожденных с врожденными дефектами (Betzold, 1997). Кто должен принимать окончательное решение в каждом из этих случаев? Геворкян полагает, что это право следует предоставить врачам. Подобное мнение вызывает озабоченность как в медицинском сообществе, так и в обществе в целом. Противники Геворкяна пришли к выводу, что по крайней мере некоторые пациенты Геворкяна не были смертельно больны (см. Gutmann, 1996).
 Глава 19. Смерть и умирание 809
 Таким образом, споры продолжаются. Проводятся активная законодательная работа, референдумы штатов и заседания судов. Без сомнения, продолжится гражданское и уголовное преследование тех, кто открыто помогает пациентам совершить самоубийство. Сегодня хосписы предоставляют все больше услуг, облегчающих боль, страдание и одиночество, зачастую сопровождающие умирание. Однако слова Джо Локонте (Joe Loconte, 1998) о том, что "слишком много людей в Америке умирают плохой смертью", все еще остаются правдой. К этому можно добавить, что слишком много людей в Америке боятся умереть плохой смертью. Именно поэтому совершенствование заботы об умирающих - в любой ее форме - вопрос, заслуживающий самого серьезного внимания.
 Как бы то ни было, для Геворкяна история, по-видимому, уже закончилась. Одна из видеозаписей свидетельствует о том, что он сам ввел пациенту смертельную дозу лекарства, совершив, таким образом, активную эвтаназию. В апреле 2000 года он был признан виновным в убийстве второй степени и сейчас отбывает заключение, ожидая пересмотра собственного дела.
 подписанный по меньшей мере двумя врачами. По возможности желательно, чтобы вас в это время не подключали к поддерживающему жизнь оборудованию, поскольку произвести его отключение будет значительно сложнее. И наконец, пока вы находитесь в твердой памяти, весьма желательно составить и нотариально заверить документ, носящий название медицинской силы поверенного. Он наделяет любимого вами человека или того, кому вы доверяете, правом от вашего имени дать или не дать санкцию на проведение поддерживающих жизнь процедур в том случае, если вы потеряете способность самостоятельно принимать решения вследствие продолжительной болезни. Особенно это касается таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера, когда слабоумие развивается гораздо раньше, нежели нарушаются жизненно важные функции.
 Горе утраты и скорбь
 Что можно сказать о тех, кто остается жить, потеряв любимого человека? Очень часто членам семьи и близким друзьям умершего приходится с трудом приспо-
 Контрольные вопросы к теме
 "В поисках гуманной смерти"
 • Хосписы предназначены для того, чтобы помочь смертельно больным людям прожить оставшееся им время как можно более полно и не зависеть от окружающих.
 • В отличие от сотрудников хосписов персонал больниц рассматривает смерть как болезненное и неизбежное событие.
 • В Соединенных Штатах активная эвтаназия считается убийством.
 • Сегодня большинство людей требуют права на смерть.
 • Завещание о жизни является попыткой человека сохранить личную независимость на последних этапах жизни.
 Вопрос для размышления
 Каким образом поиски гуманной смерти изменили характер услуг, предоставляемых умирающим?
 810 Часть IV. Взрослость
 сабливаться к постигшей их утрате, причем приспособление начинается еще в процессе умирания любимого человека. Для этих людей жизнь продолжается.
 Приспособления, которые затрагивают членов семьи и близких друзей человека, ушедшего из жизни, можно разделить на два вида: кратковременные и долговременные. Кратковременные приспособления связаны с первичными эмоциональными реакциями на потерю любимого, известными как проработка утраты, и практическими аспектами организации похорон, урегулированием финансовых и юридических вопросов. Долговременные приспособления, затрагивающие в особенности вдов и вдовцов, состоят в изменении образа жизни, привычек, ролей и характера деятельности. Подобные действия, как обсуждалось в предыдущей главе, могут быть необходимы для того, чтобы справиться с социальным вакуумом, возникающим поле смерти любимого человека. Каждое из этих приспособлений может потребовать больше времени и усилий, нежели мы ожидаем. Представители разных культур могут по-разному переживать уход человека из жизни, что влечет за собой различия ритуалов и похоронных обычаев. Как мы увидим, утрата может быть особенно тяжкой, если умирает ребенок.
 Оплакивание умершего
 Почему у людей возникает потребность оплакивать ушедших из жизни? Выполняют ли горе и душевное страдание определенную функцию? Какова функция проработки горя?
 Сегодня преобладает точка зрения, согласно которой после потери любимого человека оставшиеся в живых члены семьи или близкие друзья должны выполнить определенную психологическую работу. Им необходимо принять реальность потери и связанную с ней боль. Кроме того, оставшиеся в живых должны перенаправить в другое русло эмоциональную энергию, которая ранее вкладывалась в отношения с умершим человеком.
 Психологи, как правило, не разделяют на отдельные этапы процесс переживания утраты, опасаясь, что это может подвигнуть людей на то, чтобы "свести" значительно различающиеся переживания к некоторой заранее установленной последовательности (Gallagher, 1987). Однако те исследователи, которые обращаются к рассмотрению особенностей этого процесса, отмечают, что начальной реакцией на смерть могут быть шок, оцепенение, отрицание и неверие. Человек может испытывать гнев, желание обвинить кого-либо или что-либо. Шок часто длится в течение нескольких дней, иногда значительно дольше. В случае, когда смерть наступает внезапно и неожиданно, родные и друзья умершего могут участвовать в церемонии прощания и похорон механически, не осознавая полностью постигшую их потерю.
 На втором этапе близкие умершего человека могут почувствовать острую печаль, которая может проявиться в плаче или какой-либо другой форме. Они могут тосковать по ушедшему из жизни человеку. Некоторые люди испытывают слабость или чувство опустошенности, теряют аппетит и сон. Часто у них пропадает интерес к обычным для них делам, возникает чрезмерная озабоченность мыслями об умершем. Возможно проявление полного набора симптомов, характерных для депрессии.
 Тем не менее со временем большинство близких ушедшего из жизни человека идут на поправку. Они приспосабливаются к новым жизненным обстоятельствам. Они позволяют умершему "уйти", посвящают свое время и энергию новым взаимоотношениям, видоизменяют свою идентичность, отделяя ее от связей с ушед-
 Глава 19. Смерть и умирание 81 1
 шим из жизни человеком. Это, однако, не означает, что родственники и друзья забывают его или перестают о нем думать. Но эмоциональная боль, связанная с мыслями об умершем, по-видимому, постепенно ослабевает.
 Как отмечалось ранее, существует множество форм горя. Его проявления связаны с особенностями личности, возрастом и половой принадлежностью оставшихся в живых, их культурными традициями, а также характером их взаимоотношений с умершим. Кроме того, существуют факторы, помогающие быстрее оправиться после утраты. Так, например, если перед смертью ушедший из жизни человек страдал нарушениями жизненных функций или долго болел, друзья и родственники могли в некоторой степени подготовиться к его смерти. Они испытали так называемое антиципаторное горе. Возможно, им удалось обсудить с умирающим человеком преследующее их чувство потери, вины и упущенных возможностей. Однако антиципаторное горе не может полностью снять боль, возникающую после утраты; в некоторых случаях оно даже не уменьшает ее интенсивность (Rando, 1986). Тем не менее оно способно уменьшить ощущение безграничности страдания в результате потери любимого человека, поскольку позволяет заранее построить планы и выработать приспособления, которые помогают легче справиться с возникающей болью. С другой стороны, если болезнь длится более 18 месяцев, эмоциональное напряжение, связанное с уходом за больным, может перевесить все положительные моменты антиципаторного горя. Более того, если болезнь длится дольше этого срока, родные и друзья безнадежно больного человека могут увериться в том, что он не умрет и "покажет нос" всем прогнозам. В подобных случаях его смерть может стать для близких людей большим шоком, нежели внезапный уход из жизни (Rando, 1986).
 Большую роль в переживании горя играет социальная поддержка. Авторы работ, посвященных теоретическим моделям стресса и поведению в подобных условиях, зачастую указывают на значение социальной поддержки в успешном разрешении жизненных кризисов. И все же не все виды социальной поддержки одинаково полезны (Bankoff, 1986; Morgan, 1989). В одном из исследований примерно 40% вдов отрицательно высказывались о своих социальных связях в период, последовавший после смерти мужа (Morgan, 1989). Поддержка, исходящая от сверстников, в особенности тех, кто также испытал потерю супруга, по-видимому, оказывается более полезной, нежели поддержка семьи. Существенную поддержку человеку также могут оказать группы самопомощи вдов и вдовцов (Morgan, 1989). Точно так же родители, потерявшие своих детей, зачастую получают успокоение, общаясь с людьми, испытавшими такое же горе (Edelstein, 1984).
 Есть обстоятельства, при которых горе может быть особенно сильным. Так, например, пожилые люди, которым за короткое время пришлось пережить потерю нескольких близких друзей или членов семьи, могут испытать перегрузку утратами. Подобная перегрузка свойственна также общинам гомосексуалистов и других меньшинств, теряющих своих членов из-за СПИДа. В данном случае значительно повышается риск депрессии; особенно он велик для мужчин (Stroebe, Stroebe, 1987). В этот период увеличивается вероятность злоупотребления наркотиками и алкоголем, что также более характерно для представителей сильного пола. Риску может подвергнуться и физическое здоровье. Люди, недавно испытавшие горе утраты, чаще посещают своего лечащего врача, нежели те, кто не сталкивался с потерей любимого человека (Мог, Sherwood & Gutkin, 1986). Тем не менее
 812 Часть IV. Взрослость
 возможно, что подобные визиты к врачу являются лишь частью обычной заботы о собственном здоровье, которым овдовевший человек пренебрегал в период болезни ушедшего из жизни партнера. Во многих случаях посещение врача может быть вызвано скорее депрессией, нежели физическим недомоганием как таковым (Мог et al, 1986).
 Горе утраты и культурные особенности
 Существуют ли универсальные реакции на смерть любимого человека? Исследования показали, что 1) большинство людей, испытавших горе утраты, не разделяют некоторые реакции, долгое время считавшиеся нормой; 2) данные реакции могут быть связаны с культурными традициями: 3) в некоторых случаях они не являются здоровыми формами адаптации. Исследуя универсальность реакций на смерть любимого человека, Маргарет Стройбе (Margaret Stroebe) с коллегами (Stroebe, Gergen, Gergen & Stroebe, 1992) обнаружили, что подобные реакции связаны с историей и культурными традициями. Современные западные представления о горе требуют, чтобы люди после утраты любимого человека "вели себя должным образом", восстанавливаясь от потери как можно быстрее и возвращаясь к нормальной жизни. Тем не менее многие другие народы, не принадлежащие к западной культуре, акцентируют внимание на сохранении связи с умершим человеком. В Японии люди, потерявшие родственников, традиционно сооружают дома алтарь, посвященный предкам семьи. Они приносят на алтарь пищу и беседуют с предками, которые, как они полагают, тесно связаны с ними. В Египте оставшимся в живых близким предлагают выражать свое горе, давая выход собственным эмоциям. В Мексике существует даже специальный праздник, посвященный предкам (см. врезку 19.2). )
 Современная западная культура-осегоое внимание удаляет рациональному подходу к горю утраты, считая такой подход средством скорого возвращения к нормальной жизни. В то же время в XIX веке, в период романтизма, к потере любимых относились иначе. Маргарет Стройбе и ее коллеги пишут:
 Поскольку тесные взаимоотношения затрагивали самые глубокие струны души партнеров, смерть любимого человека представляла собой особо критический момент жизни. Горе утраты становилось выражением значимости взаимоотношений и глубины духа оставшегося в живых. Разрушение связей с усопшим указывало не только на поверхностность отношений, но и становилось отрицанием собственной духовной силы и ценности. Оно означало мнимость духовных обязательств и лишало человека чувства осмысленности его жизни. В отличие от современного стремления к разрушению связей, в эпоху романтизма высшая степень мужества заключалась именно в сохранении связей с усопшим, несмотря на то, что сердце оставшегося в живых зачастую было "разбито" (Stroebe et al., 1992, p. 1208).
 M. Стройбе с коллегами указывают, что, несмотря на стремление современного западного общества к "разрушению уз", многие вдовы и вдовцы продолжают поддерживать связи с умершим точно так, как это было принято в эпоху романтизма. Они могут "чувствовать" присутствие супруга или супруги на протяжении многих лет после его или ее смерти. И все это время усопший продолжает оказывать сильное влияние на жизнь живых.
 Другие авторы (Wortman, Silver, 1989) рассматривали особенности горя утраты в наши дни в связи с эмоциональными переживаниями друзей и родственни-
 Глава 19. Смерть и умирание 813
 ВРЕЗКА 19.2
 Todos Santos - День мертвых
 Сила влияния культуры на скорбь и смерть отчетливо проявляется в мексиканских традициях. Во время празднования Todos Santos (дня Всех святых) мексиканцы различных профессий, занимающие разное общественное положение, богатые и бедные, образованные и неграмотные, жители городов и сельской местности, отвлекаются от обычных дел, чтобы вспомнить умерших, почтить их память. Эта традиция резко контрастирует с практикой скорби, принятой в Соединенных Штатах, где она связана скорее с беспокойством и дискомфортом, нежели с празднованием и поминовением.
 Todos Santos основан на вере в то, что смерть является естественным элементом жизненного цикла, который следует праздновать всей общиной (Cohen, 1992). Празднование сочетает в себе обычаи и верования индейской культуры, существовавшие еще до Колумба, и традиции католической Испании.
 Праздник сосредоточивается вокруг алтарей общины, призывающих предков вернуться на землю. У каждой семьи есть свой собственный алтарь (или ofrenda), созданный для того, чтобы почтить память усопших родственников. На алтарь приносится любимая еда и напитки умерших, предметы их одежды и личные вещи. Специальные подношения предназначены для душ умерших детей. Эти подношения миниатюрны, среди них много конфет и сластей. После того как души усопших дадут знать о своем присутствии, в праздновании принимают участие живые. Члены семьи съедают немного еды и выпивают часть напитков, часть трапезы они разделяют с соседями и друзьями, а остаток в качестве последнего подношения приносят на могилы умерших. Что может означать этот обычай? По словам наблюдателя, "такое радостное разделение пищи и напитков создает определенный взаимный обмен в общине: оно помогает живым поддерживать связь с умершими и, в свою очередь, создает ощущение их символического присутствия" (Cohen, 1998, р. 108).
 Вместо того чтобы защищать детей от реальности смерти, взрослые мексиканцы отводят им центральное место в праздновании Todos Santos. Малыши помогают родителям готовить ofrenda и принимают участие в празднике на могилах родственников. Они вместе со взрослыми украшают могилы яркими цветами и зажигают свечи в память об умерших. Принимая участие в этих действиях, дети узнают, что смерть - естественная часть жизни и ее не следует бояться. Таким образом, "во многих культурах смерть... рассматривают не как окончание жизни, а как переход на новый уровень существования" (Carmichael, Sayer, 1991).
 В Мексике данный обычай имеет статус национальной традиции.
 ков ушедшего из жизни человека. Они подвергли сомнению широко распространенное представление о том, что после смерти любимого человека неизбежны страдания и депрессия, а неспособность испытывать острое горе утраты в этой ситуации патологична. Согласно их мнению, не столь важна и "проработка" потери, а люди, потерявшие близких, должны надеяться, что со временем они оправятся от утраты. Так, например, они приводят следующие данные: считается, что люди, переживающие депрессию после смерти любимого, успешнее приспосабливаются к жизненным изменениям, нежели те, кто подобных чувств не испытывает. Тем не менее показано, что вдовы и вдовцы, страдающие наиболее тяжелой формой депрессии, с большой долей вероятности будут пребывать в этом состоянии еще в течение 1-2 лет. Они испытывают так называемое хроническое горе и не способны оправиться от потери. Такой патологический процесс скорби часто встречается у многих людей, испытавших горе утраты.
 814 Часть IV. Взрослость
 Интересным представляется исследование реакций на утрату любимых (Cleiren, 1993), проводимое в течение ряда лет. В Лейденском исследовании утрат (Leiden Bereavement Study), названном так в честь датского городка, в котором оно проводилось, рассматривалось поведение, состояние здоровья и социальные взаимодействия 309 людей, потерявших близких в результате самоубийства, дорожно-транспортного происшествия или длительной болезни. Было показано, что существует большой спектр реакций, связанных с утратой. Данные реакции определяются значимостью отношений, характером смерти человека, наличием возможности предвидеть эту смерть, практической поддержкой, которую родственники умершего получают после его смерти.
 Таким образом, горе утраты может иметь свои отличительные черты у разных людей, в различных культурах. Не существует универсального или "правильного" выражения горя, хотя социальные ожидания оказывают достаточно сильное влияние на человека, заставляя его вести себя определенным образом.
 Ритуалы и обычаи
 Обычаи и ритуалы, связанные со смертью, претерпевали серьезные изменения на протяжении истории Соединенных Штатов. Так, например, ранее было принято, чтобы вдова носила черное и воздерживалась от участия в социальной жизни в течение года после смерти мужа. Эта традиция была призвана отразить ожидаемое эмоциональное страдание женщины, оставшейся без мужа. Черные одежды призывали других людей оказать вдове поддержку и дать ей утешение, а культурные нормы предусматривали длительный период адаптации (Aries, 1981). Сегодня ситуация в большинстве западных стран полностью изменилась. Как правило, общество ожидает, что оставшийся в живы" партнер вернется к нормальной жизни
 в течение нескольких дней.__J
 Похороны и церемонии поминовения могут придать событию ощущение порядка, соблюдения внешних приличий и преемственности. Они могут стать еще одним подтверждением значения ценностей и убеждений каждого человека и всей общины в целом, а также продемонстрировать поддержку со стороны семьи и друзей. Появляется возможность всем вместе, общиной вспомнить и торжественно помянуть жизнь умершего человека. Тем не менее иногда публичные церемонии вступают в противоречие с ценностями и опытом родственников умершего,
 
 Похороны могут помочь родственникам и друзьям умершего обрести, помимо всего прочего, чувство близости и преемственности
 Глава 19. Смерть и умирание 81 5
 что приводит к еще большей их изоляции. В некоторых случаях ритуалы и обычаи настолько не соответствуют реалиям жизни их участников, что теряют смысл. Тем не менее большинству из нас после смерти любимого человека трудно отказаться от соблюдения ряда ритуалов, поскольку они придают окончанию жизни "официальный статус".
 Когда умирает ребенок
 Многие аспекты горя могут проявляться значительно сильнее, если из жизни уходит ребенок. Однако, как указывают некоторые исследователи, и в этих случаях существует большое множество вариантов скорби (Dijkstra, Stroebe, 1998). Родственники умершего ребенка также могут пребывать в замешательстве, испытывать чувство вины, пытаться обвинить кого-либо в постигшей их утрате (Miles, 1984). Братья и сестры умирающего ребенка могут быть растеряны и дезориентированы. Смерть очень часто рассматривают как некую форму наказания для умершего ребенка, его родителей, оставшихся сестер и братьев или пытаются смириться с потерей, прибегая к помощи банальных утверждений вроде "неисповедимы пути Господни". Очень часто родители, стремясь справиться со своим горем, не способны помочь в этой ситуации остальным своим детям и ответить на их вопросы в доступной для них форме. Нередко братья и сестры умершего ребенка никому не говорят о своих потаенных страхах, чувстве вины или о неправильном представлении, которое у них в результате сложилось. В то же время многие мысли и чувства, возникающие у ребенка в подобные кризисные моменты, могут остаться у него на всю жизнь (Coleman, Coleman, 1984).
 Если ребенок медленно умирает от неизлечимого заболевания, возникают несколько другие проблемы и вопросы. Что следует сказать умирающему ребенку? Как можно помочь ему, когда он лицом к лицу встретится со смертью? Как родители справляются с чувством поражения, беспомощности и вины? Очень часто медики, ухаживающие за умирающим ребенком, лично сталкиваются с его надеждой на выздоровление. Эти люди также осознают собственное поражение и испытывают антиципаторное горе. И, как правило, все люди, вовлеченные в эту ситуацию, стараются отрицать эти неприятные чувства.
 Контрольные вопросы к теме
 "Горе утраты и культурные особенности"
 • После смерти любимого человека оставшимся в живых нужно принять реальность потери и сопровождающую ее боль.
 • Существует множество вариантов горя.
 • Во многих странах, не принадлежащих к западной культуре, считается, что человек должен быстро восстановиться после утраты. |
 • Похороны, церемонии поминовения и подобные им ритуалы придают событию ощущение порядка, соблюдения внешних приличий и преемственности.
 • Горе утраты и скорбь особенно сильны после смерти ребенка.
 Вопрос для размышления
 Необходима ли скорбь? Почему? Поясните свой ответ.
 
 816 Часть IV. Взрослость
 Нередко после смерти ребенка у оставшихся в живых близких происходит переоценка ценностей. Несомненно, ребенок не заслуживает смерти. Оставшиеся жить родные пытаются произвести переоценку самых глубинных своих убеждений и ценностей, в особенности религиозных верований, и в то же время страдают от многочисленных симптомов скорби и депрессии (Kushner, 1981). Те, кому удается каким-либо образом разрешить эти вопросы, часто говорят о том, что им удалось обрести особенно глубокое чувство смысла собственной жизни. Однако люди, которым не удается этого сделать, могут на всю жизнь погрузиться в пучину отчаяния. В том случае, если ребенок случайно погибает в результате несчастного случая, родители могут вновь обрести смысл жизни и разрешить свои вопросы, присоединившись к общественным организациям, которые стремятся предотвратить бессмысленную гибель детей в будущем, например "Матери против вождения автомобиля в нетрезвом виде" (Mothers against drunk driving, MADD).
 Завершая жизненный цикл
 Вне зависимости от того, умирает ли ребенок, хрупкий и болезненный пожилой или среднего возраста человек, смерть становится завершением его жизненного цикла. В конце данной главы (и книги) мы хотели бы поговорить о том, каков смысл этого завершения.
 Жизненный цикл каждого человека проходит в определенном историческом и культурном контексте. Рождение, первые шаги и слова, школьные годы, взросление, поиск партнера, работа, создание семьи, обретение мудрости и собственной морали - обычные задачи развития. Тем не менее они реализуются на фоне большого разнообразия индивидуальных биологических и культурных особенностей, т. е. наследственности и среды, находящихся во взаимодействии. Благодаря социальным наукам нам многое известно о некоторых общих моделях развития, влиянии на них и распределении их во времени. Однако община, членом которой является человек, может рассказать нам многое об их значении.
 Обычаи, принятые в некоторых культурах, отчетливо выявляют связи между смертью, рождением и жизненным циклом. Так, например, в традиционной китайской культуре после смерти деда или бабки внук или внучка соответствующего возраста должны были либо жениться или выйти замуж, либо завести ребенка. В иудейской культуре существует обычай называть новорожденного ребенка именем ближайшего умершего родственника. Обновление и преемственность, таким образом, отмечают появлением на свет нового человека. Именно поэтому два, казалось бы, противоположных события - рождение и смерть - оказываются связанными друг с другом и вливаются в бесконечную цепь поколений семьи.
 Однако независимо от культурного фона смерть и сопутствующие ей явления зачастую придают новый смысл жизни отдельных людей и общины в целом. Когда мы пытаемся осмыслить жизнь и смерть конкретного человека, мы по-новому оцениваем наши собственные приоритеты и ценности. Смерть общественного лидера или публичной фигуры может придать новый смысл ценностям отдельного человека и общества в целом. Тем не менее смерть любого человека порой столь же эффективно помогает по-новому обозначить смысл отваги, преданности, доброжелательности и добродетели как вечных общечеловеческих и личных ценностей.
 Смерть, как отмечалось в начале этой главы, несмотря на сопутствующие ей обстоятельства, является частью естественного хода вещей. Ее нельзя отрицать,
 Глава 19. Смерть и умирание 817
 она четко определена. Это событие рано или поздно случится с каждым из нас и с каждым из представителей любого биологического вида. Мы всегда будем спорить о том, что ждет нас за порогом смерти, и, возможно, никогда не получим этих знаний научным путем. Тем не менее каждого из нас, как представителя человечества, за порогом смерти ждут новые жизни тех, кто родится после нашего ухода.
 Краткое содержание главы Размышления и страх смерти
 • Жители Соединенных Штатов, как правило, отрицают смерть, проявляя в то же время чрезмерную озабоченность ею.
 • В предшествующие исторические периоды смерть была обычным событием, которое, как правило, происходило дома. В XX веке большинство людей умирало в больницах.
 • Активное принятие реальности смерти означает соблюдение разумных предосторожностей.
 • Раньше люди не хотели обсуждать смерть, но сейчас ситуация меняется.
 • Личное восприятие смерти и культурные традиции зачастую играют решающую роль в том, боится ли человек мыслей о собственном уходе из жизни и озабочен ли он ими.
 Встреча с собственной смертью
 • Людям, которые не сталкиваются с реальностью скорой смерти, может понадобиться больше времени, чтобы приспособиться к этому явлению.
 • Обретение смысла и цели в жизни связано с активной перестройкой философских, религиозных и практических представлений человека.
 • Элизабет Кюблер-Росс выделила пять этапов процесса приспособления к близкой смерти: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие, однако они не универсальны.
 • Реакции, связанные с умиранием, напрямую зависят от характера заболевания, и особенно это справедливо в случае СПИДа. Многие люди, больные СПИДом, проходят через долгий процесс умирания, что затрудняет принятие смерти и прощение.
 • Самоубийства обычны для людей пожилого и среднего возраста. Смиренная смерть и суицидальная эрозия представляют собой еще один способ добровольного ухода из жизни.
 • Пожилые люди кончают жизнь самоубийством почти всегда в связи с потерей супруга(супруги).
 В поисках гуманной смерти
 • Сегодня считается, что умирающим пациентам нужно сообщать об их состоянии и предоставлять им некоторую степень свободы.
 • Хосписы предназначены для того, чтобы помочь смертельно больным пациентам как можно полнее прожить остаток их дней, по возможности сохраняя свою независимость. Основная цель работы данных учреждений
 818 Часть IV. Взрослость
 заключается в том, чтобы помочь пациентам справиться с разнообразными видами боли и соблюсти желания умирающих.
 • Многие люди сегодня требуют для себя права на смерть, возможно, посредством облегченного самоубийства, пассивной и даже активной эвтаназии.
 • Завещание о жизни - документ, в котором подписавший его человек сообщает о желании избежать "героических" или "экстраординарных" мер поддержания своей жизни в случае неизлечимой болезни. Желательно также и составление медицинской силы поверенного.
 Горе утраты и скорбь
 • Семье и друзьям умершего приходится после его ухода из жизни проходить через ряд краткосрочных и долгосрочных приспособлений. Краткосрочные приспособления - первичные эмоциональные реакции, которые часто называют проработкой горя (утраты). Долгосрочные приспособления связаны с изменением привычек, ролей и сменой форм деятельности.
 • После потери любимого человека оставшиеся в живых близкие должны выполнить определенную психологическую работу. Она связана с принятием реальности потери и сменой направленности психологической энергии, ранее вкладывавшейся в отношения с умершим.
 • Существует множество первичных реакций на смерть, за которыми может последовать период активной скорби.
 • Если перед смертью человек долго болеет или утрачивает часть жизненных функций, его родственники и друзья могут испытывать антиципаторное горе.
 • Социальная поддержка, особенно с" стороны сверстников, может помочь оставшимся жить вдовам и вдовцам справиться с горем.
 • Люди, прошедшие через целую череду потерь за относительно короткий промежуток времени, могут испытать перегрузку утратами.
 • Выражения горя определяются как культурными, так и историческими факторами.
 • Некоторые ученые подвергают сомнению общепринятое представление о горе утраты.
 • Хроническое горе, или неспособность оправиться от потери, принято рассматривать как патологический процесс скорби.
 • Похороны и церемонии поминовения могут создать у оставшихся в живых родных и друзей чувство порядка и преемственности.
 • Если умирает ребенок, многие аспекты горя и скорби проявляются интенсивнее, особенно если смерть была неожиданной или наступила внезапно.
 ЗАВЕРШАЯ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
 • Жизненный цикл каждого человека вплетен в определенный культурный и исторический контекст. Биологические и культурные особенности взаимодействуют на протяжении всего жизненного цикла.
 • Смерть и связанные с ней события нередко придают жизни новый смысл.
 
 ГЛОССАРИЙ
 Автоматизм (automaticity). Действия, реализуемые без непосредственного участия сознания, без сознательного контроля.
 Автономия (autonomy). Сильное желание действовать самостоятельно, уметь управлять физическим и социальным окружением, быть компетентным и успешным.
 Авторитарные родители (authoritarian parents). Родители, приверженные к жесткой системе правил и навязывающие эти правила ребенку; в этой ситуации дети оказывают незначительное влияние на принятие семейных решений.
 Авторитетные родители (authoritative parents). Родители, которые осуществляют контроль над детьми, но при этом поощряют взаимодействие и обсуждение устанавливаемых в семье правил.
 Адаптация (adaptation). В теории Пиаже - процесс, посредством которого существующие у младенца схемы уточняются, видоизменяются и развиваются.
 Аккомодация (accommodation). Термин Пиаже для обозначения акта изменения наших мыслительных процессов, когда новый объект или идея не укладываются в наши понятия.
 Активная речь (productive language). Устная или письменная коммуникация детей дошкольного возраста.
 Аллели (alleles). Парные гены, занимающие один и тот же локус (место) в гомологичных хромосомах, отвечающие за проявление одного и того же наследуемого признака.
 Альтруизм (altruism). Система ценностных ориентации личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности.
 Альцгеймера болезнь (Alzheimer's disease). Заболевание, вызывающее слабоумие, происходящее в результате прогрессирующего разрушения клеток головного мозга, особенно коры.
 Амниотическая жидкость (amniotic fluid). Жидкость, обволакивающая эмбрион или плод и защищающая его.
 Амниоцентез (amniocentesis). Процедура, при которой происходит забор некоторого количества амниотической жидкости с помощью шприца для обследования клеток с целью выявления возможных хромосомных аномалий; проводится на втором триместре беременности.
 Андрогинная личность (androgynous personality). Характеристика человека, сочетающего в себе ряд высокоразвитых позитивных аспектов как традиционно мужских, так и традиционно женских черт.
 820 Глоссарий
 Аноксия (anoxia). Недостаток кислорода, кислородное голодание; может разрушить клетки головного мозга.
 Анорексия нервная (anorexia nervosa). Нарушение питания, при наличии которого человек одержим мыслями о недостижимости образа "совершенной" стройности. Может приводить к смертельному исходу.
 Антиципаторное горе (anticipatory grief). Эмоциональная подготовка себя к смерти кого-то любимого, например в случаях длительных неизлечимых заболеваний.
 Ассертивность (assertiveness). Отстаивание и защита своих прав.
 Ассимиляция (assimilation). В теории Пиаже - процесс присоединения новой информации в качестве составной части в уже существующие схемы индивида.
 Атеросклероз (atherosclerosis). Отвердевание стенок артерий. Распространенное явление в старости, когда ослабляется способность организма перерабатывать избыток жиров, поступающих с пищей. Эти жиры откладываются на стенках артерий (липидные, главным образом холестериновые, отложения) и, затвердевая, мешают току крови.
 Аутосомы (autosomes). Все хромосомы, за исключением хромосом, отвечающих за передачу половых признаков.
 База (base). Азотно-углеродно-водородный компонент нуклеотидов.
 Базовые пары (base pairs). "Ступенька" на лестнице ДНК; базовые адениновые пары имеют в качестве своей основы только тимин, базовые цитозиновые пары - только гуанин.
 Бессознательное (unconscious mind). Согласно Фрейду, часть личности, управляющая большей частью нашего поведения без нашего непосредственного осознания этого.
 Биоинформатика (bioinformatics). Дисциплина, в которой соединились биология, компьютерные технологии и информатика.
 Биологический возраст (biological age). Определение местоположения человека в отношении его предполагаемой продолжительности жизни.
 Биоэкологическая модель (bioecological model). Подход, подчеркивающий динамичность и взаимозависимость двух факторов процесса развития человека, начало которого закладывается генетическими данными, а развитие происходит в результате их взаимодействия с различными элементами окружающей среды.
 Бисексуал (bisexual). Человек, испытывающий сексуальное влечение и к мужчинам, и к женщинам.
 Бластула (blastula). Полая, наполненная жидкостью клеточная сфера, формирующаяся вскоре после зачатия.
 Боязнь незнакомых людей и тревога отделения (stranger anxiety and separation anxiety). Чувства беспокойства и тревоги, вызываемые у младенца появлением незнакомых людей или возможностью отделения от заботящегося о нем взрослого. Обе эти реакции проявляются во второй половине первого года жизни ребенка и свидетельствуют, в некоторой мере, о его новой когнитивной способности реагировать на несоответствия своего окружения.
 Глоссарий 821
 Булимия (bulimia nervosa). Нарушение пищевого поведения, характеризующееся повторяющимися приступами переедания, невозможностью даже короткое время обходиться без пищи и чрезмерной озабоченностью контролированием веса тела, что приводит человека к принятию крайних мер для смягчения "полнящего" влияния съеденной пищи.
 Буря и натиск (Sturm und Drang). Термин Анны Фрейд для описания драматического переворота эмоциональной и поведенческой сферы, свойственного подростковому возрасту.
 Валидность внешняя (external validity). Степень, в которой эксперимент соответствует тому, как изучаемые в нем феномены происходят в реальном мире.
 Валидность внутренняя (internal validity). Проведение эксперимента, позволяющее исследователям получить значимую информацию о причинно-следственных связях.
 Взаимная зависимость (interdependency). Взаимосвязь.
 Взаимность (синхронность) (mutuality or interactive synchrony). Паттерн взаимного обмена между взрослым и младенцем, при котором каждый из них реагирует и воздействует на движения и ритмы другого.
 Внешние факторы работы (extrinsic factors of work). Удовлетворение от работы, получаемое в форме денежной компенсации, статуса и других вознаграждений.
 Внутренние факторы работы (intrinsic factors of work). Удовлетворение, получаемое работающими людьми собственно от выполнения работы.
 Возрастные часы (age clock). Вид внутреннего временного графика жизни, используемого в качестве критерия развития взрослого человека; способ узнать о том, насколько мы в своем развитии отстаем от ключевых социальных событий, приходящихся на период взрослости, или опережаем их.
 Воображаемые зрители (imaginary audience). Характерное для подростков предположение, что другие люди постоянно обращают на них свое критичное внимание.
 Воображаемые товарищи (imaginary companions). Товарищи, которых выдумывают себе дети, делая при этом вид, что они реально существуют.
 Восприятие (perception). Сложный процесс интерпретации и осмысления сенсорной информации.
 Воспроизведение (recall). Способность восстанавливать в памяти информацию об объектах, которые в данный момент отсутствуют.
 Воспроизведение (повторение) (replication). Систематические повторения некоторого эксперимента, чтобы убедиться, что полученные в ходе его проведения данные обладают валидностью и подлежат генерализации.
 Восстановленная или смешанная семья (reconstituted or blended family). Семья или сожительствующая пара, образованная двумя имеющими детей партнерами.
 Восстановленная семья (reconstituted family). Также известна как "семья отчима и мачехи" (stepfamily); новая семья, которая образуется, когда либо отец, либо мать, имеющие детей, повторно вступают в брак.
 822 Глоссарий
 Восьмидесятилетние (octogenarians). Люди в возрасте 80-90 лет.
 Враждебная агрессия (hostile aggression). Агрессия, предназначение которой - нанесение вреда другому человеку.
 Врожденные аномалии (congenital anomalies). Также называются дефектами рождения; отклонения, вызываемые генетическими или хромосомными нарушениями, а также действием токсинов и болезнями в ходе пренатального периода.
 Всемогущество (magical mastery). Стиль жизни очень старых людей, характеризующийся копингом в виде проекции и искажения реальности.
 Выкидыш (spontaneous abortions). Самопроизвольный аборт; изгнание плодного яйца до приобретения плодом жизнеспособности.
 Вытеснение (repression). Согласно Фрейду, механизмы, посредством которых эго удаляет неприемлемые и не подлежащие внешнему выражению импульсы, мнимую вину за совершенные "проступки" и другие травмирующие личность мысли в бессознательное. Они скрыты там от сознания человека, но продолжают точно так же беспокоить его.
 Гаметы (gametes). Репродуктивные клетки (сперматозоид и яйцеклетка).
 Гей (gay). Мужчина, сексуальное влечение которого направлено на других мужчин.
 Тендерные роли (gender roles). Роли, которые мы принимаем в результате того, что психологически ощущаем себя мужчиной или женщиной.
 Тендерные схемы (gender schemes). Когнитивные стандарты (в том числе стереотипы) относительно того, какое поведение уместно для мужчин и для женщин.
 Генетика поведения (behavior genetics). Исследование взаимосвязей между поведением и генетической структурой индивида.
 Генетический импринтинг (gene imprinting). Феномен зависимости фенотипа и проявления гена от того, кому из родителей принадлежат гены. Примерами являются синдром Прадера Вилли (PWS) и синдром Энджелмэна (AS).
 Генетическое консультирование (genetic counseling). Повсеместно доступное консультирование, помогающее будущим родителям оценить вероятность рождения у них ребенка с генетическими нарушениями и принять соответствующие взвешенные решения.
 Генная терапия (gene therapy). Подход, занимающийся лечением генетических заболеваний, которое можно осуществлять в любой момент, от изменения структуры ДНК до изменения процесса синтеза протеинов.
 Генотип (genotype). Совокупность генов данного индивида (или группы людей).
 Терминальный период (germinal period). Период быстрого роста и первичной дифференциации клеток, начинающийся с момента зачатия и продолжающийся около 2 недель.
 Гетерозиготный (heterozygous). Признак, когда две аллели, отвечающие за простую доминантно-рецессивную черту, различаются.
 Гипертония (hypertension). Устойчиво высокое кровяное давление, иногда сопровождающееся головными болями и головокружениями.
 Глоссарий 823
 Гипотеза несоответствия (discrepancy hypothesis). Положение когнитивной теории, согласно которому в возрасте около 7 месяцев младенцы создают схемы знакомых объектов. Когда перед ребенком появляется новое изображение или новый объект, отличающийся от знакомого, он испытывает неуверенность и тревогу.
 Глаукома (glaucoma). Повышенное, потенциально разрушительное давление внутри глаза.
 Гомозиготный (homozygous). Признак, когда две аллели, отвечающие за простую доминантно-рецессивную черту, одинаковы.
 Гомофобия (homophobia). Страх, неприятие, предубеждение и другие негативные установки гетеросексуалов по отношению к гомосексуализму.
 Гормон (hormone). Биохимический секрет эндокринной железы, который переносится кровью или другими жидкостями организма к конкретному органу или ткани и выполняет функцию стимулятора или акселератора.
 Готовность (readiness). Момент времени в жизни индивида, когда достигнутый им уровень зрелости позволяет ему извлечь пользу из конкретного опыта научения.
 Готовность к отставке (retirement maturity). Насколько человек подготовлен к выходу на пенсию.
 Группа сверстников (peer group). Группа из трех и более человек со сходным статусом, которые взаимодействуют друг с другом и разделяют общие нормы и цели.
 Гуманистическая психология (humanistic psychology). Направление психологии, согласно которому люди активно совершают выборы и стремятся к более полному достижению позитивных социальных и личностных целей.
 Девяностолетние (nonagenarians). Люди в возрасте 90-100 лет.
 Декларируемое знание (declarative knowledge). Фактическое знание; знание того, "что".
 Делинквенты (delinquents). Подростки в возрасте 16-18 лет, совершающие уголовные преступления.
 Деменция (приобретенное слабоумие) (dementia). Комплекс нарушений, включающий дефекты познания, прогрессирующую амнезию и изменения личности, который может быть обусловлен наступлением старческого возраста.
 Детронизация (свержение с трона) старшего сиблинга (dethroning of the older sibling). Потеря старшим сиблингом внимания, направленного только на него, при рождении младшего сиблинга.
 Дефицита внимания и гиперактивности синдром (СДВГ) (attention-deficit/ hyperactivity disorder (ADHD)). Неспособность концентрироваться на чем-либо достаточно долго для того, чтобы запомнить это, часто сопровождающаяся неумением контролировать свои импульсивные побуждения.
 Диалектическое мышление (dialectical thinking). Мышление, характеризующееся стремлением к интеграции противоположных или конфликтующих мыслей или наблюдений.
 824 Глоссарий
 Дизиготные (разнояйцевые) близнецы (dizigotic (fraternal) twins). Близнецы, появившиеся в результате оплодотворения двух отдельных яйцеклеток двумя сперматозоидами.
 Дискриминация (discrimination). Отношение к другим людям с предубеждением.
 Диффузия (diffusion status). Статус идентичности тех, кто не прошел через кризис идентичности и не принял на себя никаких обязательств.
 Дневники ребенка (baby biography). Запись данных о прохождении малышом некоторых "поворотных пунктов", например возраста, в котором он начал узнавать части своего тела, ползать на четвереньках, сохранять прямую посадку или ходить.
 ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) (DNA (deoxyribonucleic acid )). Большая сложная молекула, состоящая из атомов углерода, водорода, кислорода, азота и фосфора; содержит генетический код, который регулирует функционирование и развитие организма.
 Долговременная память (long-term memory (LTM)). Устойчивая память, являющаяся хранилищем воспоминаний, доступ к которым открыт в течение всей жизни (за исключением случаев мозговых травм, и которые составляют наш общий информационный запас).
 Доминантность неполная (incomplete dominance). Некая черта человека, определяющаяся с участием одного рецессивного гена и проявляющаяся вместе с остальными нормальными (доминантными) проявлениями; примером Н. д. является серповидно-клеточная анемия.
 Доминантный (dominant). В генетике: один из генов генной пары, обусловливающий проявление конкретного признака. )
 Достижения мотивация (achievement mxsnvation). Приобретенная потребность, выражающаяся в настойчивом стремлении к успеху и превосходству.
 Естественное или подготовленное деторождение ("natural" or prepared childbirth). Роды, прохождение которых основывается на процедурах, разработанных французским акушером Фернаном Ламазе.
 Естественное или полевое наблюдение (naturalistic or field observation). Метод научного познания, когда исследователи в повседневных, стандартных жизненных условиях проводят наблюдение и запись поведения людей, стараясь минимально вмешиваться в происходящее.
 Естественный отбор (natural selection). Выживание сильнейшего вида в процессе эволюции.
 Женщина-инноватор (innovative woman). В исследовании Аптера женщина, посвятившая себя карьере и по достижении среднего возраста начинающая переоценку своей жизни.
 Жестокое обращение с детьми (child abuse). Намеренное нанесение ребенку психологических или физических травм.
 Жизнеспособности возраст (age of viability). Период беременности около 24 недель, когда плод имеет 50% шансов на выживание вне матки.
 Глоссарий 825
 Жизнестойкие дети (resilient children). Дети, преодолевающие отрицательное влияние неблагоприятной окружающей обстановки и добивающиеся успехов в жизни.
 Жизни инстинкты (life instincts). Согласно Фрейду, импульсы, связанные с получением пищи, воды и других ресурсов, необходимых для продолжения жизни.
 Жизни структура (life structure). Общий паттерн, лежащий в основе жизни отдельного человека и объединяющий ее.
 Завещание о жизни (living will). Юридический документ, информирующий как родственников, так и медицинских работников о желании подписавшего этот документ избежать "героических мер" по сохранению его жизни в случае наступления необратимого состояния.
 Зависимая переменная (dependent variable). Переменная в эксперименте, которая меняется в результате манипулирования независимой переменной.
 Закон эффекта (law of effect). Принцип теории научения, утверждающий, что последствия поведения определяют вероятность его повторения.
 Замешательство (неопределенность) (confounding). Проблема неспособности определить, произошли ли наблюдаемые существующие между когортами различия благодаря факторам развития или историческим факторам.
 Зигота (zygote). Первая клетка человеческого существа, появляющаяся в результате оплодотворения.
 Зона ближайшего развития (zone of proximal development). Расстояние между актуальным уровнем самостоятельной деятельности ребенка и потенциальным уровнем его деятельности под руководством взрослых или более опытных сверстников.
 Игнорирование детей (child neglect). Отказ заботиться о ребенке или удовлетворять его потребности.
 Ид (id). Согласно Фрейду -примитивный, гедонистический компонент в структуре личности.
 Идентичности достижение (identity achievement). Статус идентичности тех, кто прошел через кризис идентичности и принял на себя обязательства вследствие самостоятельных решений.
 Идентичности кризис (identity crisis). Период принятия решений в отношении таких важных вопросов, как "кто я и куда я иду?".
 Идентичности формирование (identity formation). Постижение смысла того, кто вы и как вы встраиваетесь в систему социума.
 Импотенция вдовца (widower's impotence). Форма импотенции, иногда испытываемая мужчинами после смерти своей жены. Часто сопровождается чувством вины.
 Индивидуалистическая культура (individualist culture). Культура, где конкуренция преобладает над сотрудничеством, а личные достижения, как правило, ценятся выше, чем групповые; большое значение приобретает индивидуальная свобода, в том числе свобода выбора.
 826 Глоссарий
 Индивидуальных случаев анализ (case study). Компиляция (сбор), часто крупных и сложных, массивов информации о некотором индивиде, семье или общине посредством интервью, наблюдений и формального тестирования.
 Индифферентные родители (indifferentparents). Родители, отличающиеся отсутствием интереса к выполнению своих родительских функций или к собственным детям; индифферентные родители практически не контролируют своих детей и не проявляют в отношениях с ними теплоты и сердечности.
 Инстинкт (instinct). Поведение, свойственное всем нормальным представителям некоторого вида, единообразно происходящее в одних и тех же условиях.
 Инстинкты смерти (death instincts). Согласно Фрейду, процессы, связанные с неизбежной смертью человека, а также агрессия и деструктивность.
 Институционализация (institutionalization). Долговременное, обычно непрерывное помещение в некое учреждение.
 Инструментальная агрессия (instrumental aggression). Агрессия, целью которой является не причинение вреда, а получение чего-то от другого человека.
 Инсульт (stroke). Острое нарушение мозгового кровообращения, которое может приводить к смерти.
 Интенсивное подростковое развитие (adolescent growth spurt). Внезапное увеличение роста, сопровождающее вступление ребенка в пубертатный период.
 Интенсивное развитие мозга (brain growth spurt). Быстрый рост размера нейронов, количества глиальных клеток и сложности синапсов в течение младенчества.
 Интимность (intimacy). Чувство близости, возникающее в отношениях любви.
 Интимность и изоляция (intimacy versus isolation). Кризис периода ранней взрослости, характеризующийся установлением дружеских отношений с другим человеком, препятствующим достижению взаимности в чувствах.
 Информационный подход к развитию (information-processing theory). Теория развития человека, которая использует аналогию с компьютером, для разработки программы исследований способов приема, обработки и хранения информации человеческим интеллектом.
 Кариотип (karyotype). Фотография (повторение) хромосом клетки, расположенных попарно в соответствии с их длиной.
 Катаракта (cataract). Помутнение хрусталика, ухудшающее зрение.
 Квашиоркор (kwashiorkor). Вид серьезного нарушения питания, вызванного недостатком протеина. Его последствия в процессе первых трех лет жизни ребенка потенциально вредны в долгосрочной перспективе, так как недостаток протеина сказывается на развитии головного мозга.
 Кесарево сечение (cesarean section). Операция извлечения плода и последа из матки после хирургического рассечения брюшной стенки и матки.
 Классическое обусловливание (выработка условных рефлексов) (classical conditioning). Тип научения, при котором нейтральный прежде раздражитель, например звонок, начинает вызывать реакцию (слюноотделение) после его многократных предъявлений в сочетании с безусловным раздражителем (пищей).
 Глоссарий 827
 Клетки (cells). Самые маленькие автономные структуры в организме человека.
 Клика (clique). Малочисленная подростковая группа сверстников в количестве от 3 до 9 человек.
 Климактерий (climacteric). Широкий комплекс физических и эмоциональных симптомов, сопровождающих изменения репродуктивной функции в связи с угасанием деятельности половых желез в среднем возрасте. Климактерий затрагивает и мужчин, и женщин.
 Когнитивная область (cognitive domain). Одна из областей развития, охватывающая восприятие, мышление, воображение, решение задач, других сложных процессов, овладение речью.
 Когнитивного развития теория (cognitive-developmental theory). Подход, концентрирующийся на развитии мышления, суждений, решения задач.
 Когортно-последовательный (комбинированный) метод (sequential-cohort design). Объединение метода поперечных срезов и лонгитюдного метода в один комбинированный, при котором люди, принадлежащие к нескольким возрастным когортам, наблюдаются периодически на протяжении длительного периода.
 Когорты эффекты (cohort effects). Социокультурные различия между людьми, принадлежащими к различным возрастным группам.
 Кодоминантность (codominance). Равная степень доминирования двух генов (доминантного и рецессивного), совместно проявляющихся в фенотипе особи; конечным фенотипом в данном случае является их смесь, например -четвертая группа крови (АВ).
 Коллективистская культура (collectivist culture). Культура, в которой группе отдается приоритет перед индивидом. Сотрудничество и групповые достижения ставятся выше, чем конкуренция и индивидуальные достижения.
 Коллективные монологи (collective monologues). Беседы детей, когда они говорят по очереди, но на разные темы.

<< Пред.           стр. 27 (из 37)           След. >>

Список литературы по разделу