<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  Красноженова Г.Ф.
 
 
 
  ВЫСШАЯ ШКОЛА РОССИИ
  (Проблемы сохранения интеллектуального
  потенциала )
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Москва "Мысль" 1998
 
 
  ББК 60.5г(2)
 
  К 69
 
 
 
 
 
 
 
  К 69 Красноженова Г.Ф. ВЫСШАЯ ШКОЛА РОССИИ (Проблемы сохранения интеллектуального потенциала). - М.: Мысль, 1998. - 258 с. ISBN 5-88439-069-6
 
 
  В научной монографии основное внимание уделено проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала высшей школы.
  Автор, Галина Федоровна Красноженова, кандидат социологических наук, доцент, на основе своих научных исследований, представила концепции обеспечения ведущей роли преподавателей в реорганизации высшего образования как основы возрождения России.
  Книга предназначена специалистам и широкому кругу читателей.
 
 
  К 0202000000 - 003 без объявл.
  13В(03) - 98
  ББК 60.5г(2)
 
 
 
 
 
  ISBN 5-88439-69-6 ( Красноженова Г.Ф., 1998.
  С О Д Е Р Ж А Н И Е
  Стр.
  ВВЕДЕНИЕ................................................................................5
  ГЛАВА 1. ВЫСШАЯ ШКОЛА: В ПОИСКАХ
  РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
  Макроэкономические и политические
  факторы....................................................................12
  Процесс фундаментализации образования.............22
  Движение к реформе................................................29
  Новые технологические формы обучения..............34
  Интеллектуальный потенциал высшей
  школы.......................................................................45
  Социальная защита высшей школы........................48
 
  ГЛАВА 2. КАДРЫ И КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
  ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  Старые проблемы и новые приоритеты в
  кадровой политике...................................................61
  Роль и качество преподавателя...............................70
  Воспроизводство кадрового потенциала................81
  Демографическая структура кадрового
  состава вузов............................................................87
 
  ГЛАВА 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР И
  ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
  Профессиональный выбор.......................................97
  Удовлетворенность профессиональной
  работой...................................................................105
  Мотивы и ценностные ориентации
  преподавателей.......................................................114
  Оценка материального положения........................122
  Дезинтеграция ученых и преподавателей.............133
 
  ГЛАВА 4. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ
  ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
  Академия свободы и автономия вуза....................141
  Политика и этика профессиональных
  принципов...............................................................149
  Сравнительный анализ профессиональных
  требований к преподавательскому составу
  вузов........................................................................154
  Право на труд и условия работы...........................164
  Контрактная система.............................................172
 
  ГЛАВА 5. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ
  ОБРАЗОВАНИЯ
  Интеграционная функция образования................179
  Университетское образование...............................186
  Диверсификационный механизм управления.......199
  Региональная университезация..............................207
  Виртуальная технология в образовании...............212
 
  ГЛАВА 6. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ В РЫНОЧНОЙ
  ЭКОНОМИКЕ
  Финансирование и коммерческая
  деятельность...........................................................217
  "Образовательные услуги".....................................229
  "Негосударственные" вузы.....................................235
  Экономика уникального........................................241
 
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................250
 
 
 
  ВВЕДЕНИЕ
 
  Сегодня как и много лет назад в России, в других странах мира образованию принадлежит роль ведущего цивилизационного фактора в обеспечении развития человека. На состоявшейся в Париже конференции лауреатов Нобелевской премии "На пороге ХХ1 века" мировому сообществу были предложены два важных вывода. Прежде всего необходимо преодолеть разобщенность политических кругов и научных сообществ с сохранением своеобразия каждого. Во-вторых, абсолютный приоритет в бюджетах всех государств должно иметь образование, призванное способствовать развитию всех видов творчества людей1. Совсем не случайно, поэтому так остры во всех интеллектуальных кругах России дискуссии о правомерности и об итогах первого этапа выполнения федеральной программы "Развитие образования в Российской Федерации".
  На старте ХХ1 века три основных вопроса тревожат россиян при анализе развития ситуации с высшей школой. Самый сложный вопрос - как обеспечить равновесие, меру между нововведениями и традициями. Не менее важный вопрос: как действовать, чтобы приумножить вклад отечественных преподавателей и ученых в реформу высшего образования, сохранив саму интеллектуальную элиту вузов, однако достойно развиваясь в рамках глобального образовательного процесса.
  Из первых двух проблем формируется и третья: как и что делать, чтобы перестраивая высшее образование не растерять ценности, традиции и корни российской культуры, лежащих в основе высшей школы.
  В таком контексте заместитель Министра общего и профессионального образования Российской Федерации предложил следующую последовательность раскрытия самого смысла концепции образования в 1998 году.
  Содержание - анализ, обобщение и законодательное закрепление накопленного опыта работы образовательных учреждений и их органов управления в новых экономических условиях. Важен поиск дополнительных внутренних резервов системы образования, что позволило бы возместить бюджетные потери на современном этапе состояния экономики России. Главное звено реформы, ее фокус - совершенствование содержания образования, развития внутренних механизмов, которые обеспечивают тесную связь функционирования высшей школы с формирующимися региональными рынками труда.
  Финансирование реформы высшей школы практически не обеспечено: финансовые возможности минимальны.
  Дискуссионность самой реформы: предлагаемые правительством России механизмы реформирования высшей школы вызывали и сохраняют "резкую и обоснованную критику профессионального сообщества"2.
  Место России на мировой арене обязывает ее проявить безотлагательную и самую серьезную заботу о сохранности созданного в высшей школе образовательного потенциала, поддержании научно-педагогических кадров на уровне, соответствующем их профессиональным, экономическим, политическим и моральным притязаниям.
  Однако, при отсутствии четко сформулированной концепции будущего развития общества и экономики России, остается только строить более или менее продуктивные гипотезы, будут ли наука и высшее образование необходимы в этом обществе, и если да, то какая именно. Считаем необходимым выделить следующие основные предпосылки:
  1. Наука и высшее образование ориентированы на требования нового (пятого) технологического уклада, если он в конечном счете, возникает на базе многоукладной экономики, и синтез новых, адекватных российским реалиям методов управления.
  2. Наука и высшее образование должны сохранить и развить те критические технологии, которые позволят перейти к новому технологическому укладу и обеспечат достижение устойчивого типа развития, поскольку традиционные ресурсы при современных темпах их использования будут исчерпаны.
  3. Наука и высшее образование все в большей степени должны приобретать гуманистическую направленность для выведения общества из тупиков экзогенных и техногенных опасностей, которые представляют угрозу не только для России, но и для мира в целом.
  Из многочисленных "обязанностей" науки и высшего образования в современном обществе в наибольшей степени проявятся следующие функции:
  1. Воспроизведение способности к созданию научных знаний, которые представляют уникальную культурную и историческую самоценность и являются национальным достоянием.
  2. Создание теоретической и кадровой основы обеспечивают прикладное использование научных достижений для обеспечения военной, политической и экономической независимости страны. Только при сохранении научных коллективов, как субъекта научной и педагогической деятельности, научно-педагогических групп и отдельных научных сотрудников и преподавателей вузов в качестве ядра будущего научного и педагогического сообщества, можно надеяться на возрождение высшей школы и всего общества в целом.
  Невыполнение любой из перечисленных функций наносит ущерб образованию и науке, увеличивает "упущенные выгоды" для общества в целом, поскольку выполняемые ими функции взаимозависимы и исключение одной приводит к ухудшению других, ведет к деформации структуры научно-педагогического потенциала, дальнейшему ухудшению социального климата.
  Проблемы, существующие в высшей школе, вытекают прежде всего, как нам кажется, из противоречия между старым консервативным способом ее устройства и складывающимся социальным порядком. Наука и высшая школа могут быть задействованы в качестве важнейших инструментов выхода из экономического и социального кризиса. Однако произойдет ли это реально зависит от возможностей преодолеть узость сиюминутных задач и взглянуть в более отдаленную перспективу. А без достоверной и полной информации этого не сделать.
  * * *
  При подготовке настоящей работы использованы традиционные методы исследования - статистический анализ индикаторов научного потенциала на макро- и микро- уровнях, специальные статистические и социологические обследования по конкретным проблемам и обобщение массива фактографического материала различных источников.
  Была предпринята попытка использования преимуществ и минимизация недостатков каждого из методов в отдельности и содержательного объединения результатов, полученных на их основе. Дело в том, что оценки представителей государственных органов (в том числе и официальные оценки органов государственной статистики) традиционно несут отпечаток ответственности этих органов и их представителей за неблагополучие в науке и высшей школе. Этим и объясняется весьма осторожный подход к интерпретации статистических оценок Государственного комитета по статистике, которые к тому же не отражают картины целостного состояния научной и учебной деятельности вузов и их результатов из-за неполноты охвата учебных учреждений в результате необязательности статистических органов регионов и устаревшей системы кодирования признаков статистической информации. Кроме того, часть результатов научной и образовательной деятельности, находящей применение в новом частном секторе экономики, становится объектом коммерческой тайны. Кроме того, происходит постоянное сужение круга показателей, по которым публикуются абсолютные, а не относительные данные. Из-за этого снижаются возможности анализа не только динамики, но и структуры основных показателей в развитии науки и высшей школы.
  На качество статистической и социологической информации влияет и рост стоимости работ по получению и распространению информации. Это подталкивает министерства, ведомства к созданию собственной системы информации, кругу ее показателей и формам ее подачи и др., а также к ее закрытию. В итоге информация приобретает искаженный характер.
  Анализ фактографического материала, содержащегося в журнальных и газетных статьях, показывает, что подбор и интерпретация фактов отличается тенденциозностью в зависимости от политической направленности изданий. В изданиях демократической ориентации в большей мере публикуются материалы "со знаком плюс", свидетельствующие о наличии "точек роста", возможностях самовыживания и адаптации науки и образования к изменившимся реалиям, по сравнению с оппозиционными изданиями, которые располагают многочисленными фактами, свидетельствующими о невозможности такой адаптации. Наконец, результаты социологических исследований, которые направлены на выявление изменений в оценке общественной значимости науки и высшей школы, в существенной мере отражают поляризацию общества, которая наблюдается в последнее время в стране, и зависимость общественного отношения к науке и высшей школе от направленности государственной политики в области средств информации, которая формирует идеологию массового сознания.
  Все эти аргументы свидетельствуют о необходимости проведения специального тщательного анализа всех возможных источников информации, который позволил бы получить максимально объективную оценку роли современной науки и высшего образования в обществе, их состояние и эволюцию.
  Следует также иметь в виду то обстоятельство, что поиск путей коммерческого применения результатов научной и образовательной деятельности, заставляет научные коллективы и отдельных ученых расширять практику их работы, меняет ее формы. Сложившиеся же статистические формы отчетности не фиксируют эти новые явления.
  В связи с этим в представленном материале не достает прогностических оценок состояния научно-педагогического потенциала. Эта особенность обусловлена также и тем, что любые экстраполяционные методы в условиях переходного периода не действуют. Тем более, что определен только вектор перехода (да и то относительно), но не его конечный пункт.
  Задача настоящей работы проанализировать некоторые тенденции в развитии системы высшего образования и наметить пути выхода из кризиса. Насколько удалось решить эту задачу судить читателю.
 
  ГЛАВА 1
  ВЫСШАЯ ШКОЛА: В ПОИСКАХ РЕШЕНИЯ
  ПРОБЛЕМ
 
  Применительно к явлению, которое получило название "кризис высшей школы в России" считаем возможным выделить две группы проблем: концептуальных, а также институциональных.
  Концептуальные проблемы можно представить в виде трех блоков.
  1. Системный кризис, как проблема отсутствия (наличия) упреждающей информации о характере и направлении изменений в самом российском обществе. Речь идет о главной цели, о потребностях формирующегося общества. Эта проблема прежде всего ощущается преподавателями и организаторами высшей школы: какие нужны дисциплины, какие профессии, каково соотношение между фундаментальными и прикладными знаниями.
  2. Кризис ресурсов. Речь идет о резком сокращении бюджетного финансирования. Появилась потребность в педагогах-реформаторах, способных создать новые стандарты образования. Определилась потребность и в вузовских организаторах, менеджерах и финансистах, которые способны создать систему негосударственной материальной поддержки высшего образования.
  3. По существу, обозначилась проблема - необходимость смены всей вузовской элиты, без утраты интеллектуального потенциала преподавателей и ученых. Сложность проблемы в следующем: консолидированная, организованная элита (ректорат корпус) получила большие полномочия по распоряжению имуществом вузов, а государство по существу утратило контроль над имуществом вузов. Таким образом, речь идет о новой концептуальной проблеме - кризисе власти.
  Институциональные проблемы можно представить в последовательности четырех блоков.
  1. Преподаватели, организаторы высшего образования осуществили переход к обучению новым специальностям широкого профиля на основе универсализации, что обеспечивает для будущего их переподготовку, смену специальности и т.д.
  2. Сложилась конкуренция на рынке образовательных услуг: негосударственные и западные вузы перехватывают лучших преподавателей, студентов, аспирантов, исследователей.
  3. Существенно изменилось отношение общества к ценности и необходимости высшего образования.
  4. Обозначился процесс формирования новой модели отношения государства и вуза. По существу трансформируется система управления высшей школой.
 
  Макроэкономические и политические факторы
  Российская высшая школа в ходе своей многолетней истории внесла огромный вклад в развитие отечества, превратилась в неотъемлемый органический фактор жизнедеятельности страны. Своим положением великой мировой державы Россия во многом обязана достижениям ее научно-педагогических кадров.
  Действие в прошлом административно-командной системы имело двоякое влияние на отечественную высшую школу. С одной стороны, в результате борьбы за стратегические интересы и рост обороноспособности в стране сформировалась обширная сеть образовательных и научно-исследовательских организаций фундаментального и прикладного характера. Возникли и получили развитие многие ведущие научные школы, в том числе в вузах сложился сравнительно высокий уровень престижности педагогического и образовательного труда и его бюджетного финансирования. В результате - по многим направлениям отечественная высшая школа и вузовская наука занимала передовые позиции в мире.
  С другой стороны, во многом идеологизированная, волюнтаристская, технократическая, милитаризированная и закрытая политика в отношении отечественного образования, неоправданное ограничение прав интеллектуальной собственности привели к серьезным деформациям материально-технической, кадровой и мотивационной составляющей педагогического потенциала, резкому снижению уровня его использования в интересах прогрессивного развития страны.
  В итоге высшая школа уже не могла должным образом оценивать реальные потребности общества, что деформировало образовательный потенциал, систему оценок и критериев педагогической деятельности, привело к общему резкому снижению ее эффективности.
  Российские реформы 90-х годов обнажили недостатки организации отечественной высшей школы и в то же время отодвинули ее проблемы на задний план, привели к резкому снижению ее финансирования, престижа в обществе, кадрового обновления. Высшая школа была приравнена к так называемым "иным статьям экономии бюджета". В результате с 1991 г. реальное финансирование образовательной сферы сократилось в среднем в 15 раз. Вдвое сократился кадровый потенциал высшей школы. Поддержка высшей школы обществом и государством ослабла, а инновационные потребности в ней национального производства и бизнеса пока крайне малы.
  Но есть причины кризиса в высшей школе и другого рода. Они связаны с тем, что государственный аппарат оказался не готовым к рыночной адаптации высшей школы, ее селективному реформированию в целях сохранения лучшего, наиболее продуктивного образовательного потенциала.
  Вместе с тем, на нынешнем этапе реформ, когда расширяются свобода образовательного творчества, возможности обмена информацией, международного сотрудничества появились пусть небольшие признаки стабилизации экономики, положение российской высшей школы, ее взаимоотношение с обществом и государством может и должно начать качественно изменяться.
  Мы считаем, что в повестке дня сегодня - разработка и реализация политического курса на превращение отечественной высшей школы в действенный национальный ресурс обновления и развития России, укрепления и наращивания ее интеллектуального, экономического и силового потенциала, обеспечения духовного и физического здоровья народа, роста качества жизни россиян, их безопасности и защищенности от негативных природных и антропогенных факторов. В основе этого курса - объективная и все более очевидная ныне для общества и государства необходимость сохранения экономической и технологической независимости страны, модернизации ее производственной базы, упорной и длительной конкурентной борьбы российских товаров и технологии на внешнем рынке, сдерживания политического и силового давления извне.
  В этих условиях национальный образовательный потенциал будет во многом определять место новой России в мировом сообществе, возможности решения ее актуальных внутренних проблем. На новом судьбоносном историческом этапе развития России, на рубеже тысячелетия российская высшая школа может и должна стать не только важнейшим национальным ресурсом обновления, но и столь же значимым политическим ресурсом государства в его внешней и внутренней политике.
  Данный статус отечественной высшей школы, требующий обеспечить ее соответствие уровню образовательного прогресса, определяется геополитическим положением России, глобальным значением запасов ее природных ресурсов, потребностями и традициями духовного развития народа. Нельзя не учитывать и то, что российская высшая школа всегда была и должна быть источником и самой материей народного образования, его кровеносной системой. Свертывание или торможение ее развития ведет к подрыву качества образования, особенно высшего, снижению уровня кадрового сопровождения высшей школы, падению статуса и роли образования в системе социально-политических институтов общества и государства, а тем самым к снижению культурно-образовательного потенциала страны, ее независимости, престижа и роли в мировом сообществе.
  Именно поэтому приоритетное внимание государства к высшей школе, ее полноценная бюджетная поддержка, в том числе и вузовских научных фундаментальных исследованиях - в жизненных интересах нынешних и будущих поколений россиян. Новые технологии образования, обеспечивающие рост уровня экономического развития, национальной безопасности и качества жизни - это всегда следствие достижений передовой творческой мысли, результат фундаментального поиска ученых. Высшая школа нужна народу, страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в отсталую страну.
  Однако для того, чтобы результаты этого поиска обеспечивали постоянный рост благосостояния россиян, образовательная политика России должна разрабатываться и проводиться в единстве с активной инновационной политикой страны, с развитием образовательного предпринимательства. В создании конкурентоспособной инновационной инфраструктуры России - технопарков, инновационных центров и др. важная роль принадлежит отечественной высшей школе. Вузовская высшая школа здесь даже оказалась национальным лидером.
  Декларируя данные положения и общий национально-государственный курс России в высшей школе, следует иметь в виду, что реальный общественный статус отечественной высшей школы в обновляющейся России явится результатом взаимодействия двух основных групп современных политических установок. В соответствии с первой из них, идущей главным образом от образовательного сообщества, отечественная высшая школа должна рассматриваться как национальное богатство, входить в число макроэкономических приоритетов, объектов первостепенной поддержки со стороны общества, государства и национального капитала для скорейшего преодоления здесь кризисных явлений, стабилизации положения, создания необходимых условий работы преподавателей.
  В соответствии с другой группой установок, идущих главным образом от общества и государства, отечественная высшая школа для обретения приоритетного статуса в новой России должна пройти свой путь реформ, взяв на себя целый ряд серьезных назревших преобразований в образовательной сфере, а также разработку конструктивных, увязанных с реалиями и традициями России, предложений и программ по ее обновлению и развитию.
  Таким образом, реальная дилемма политики высшей школы современной России состоит в том, что эта политика может органически соединять установку образовательного сообщества на приоритетность поддержки отечественной высшей школы с установкой государства и общества на то, что данная приоритетность в современных условиях увязывается с действительными приоритетными позициями высшей школы и образовательного сообщества в позитивных преобразованиях страны.
  Реализация данного курса прямо зависит от способности высшей школы, общественных и политических лидеров к конструктивному и активному взаимодействию в интересах становления новой России, к взаимному пониманию особенностей, ограничений и задач современного и будущего этапов для каждого из них. В связи с этим, следует признать желательным дальнейшее, но более эффективное функционирование на постоянной основе при главе государства, высших органах власти на федеральном и региональном уровнях советов и комиссий по высшей школе и научно-технической политике, аналитических центров, способных аккумулировать информацию о высшей школе национально-государственной важности. Это поможет оценивать состояние и проблемы национального образовательного потенциала, участвовать в постановке перед российскими преподавателями национально-государственных целей и задач, в разработке стратегии и тактики, политики, национальных приоритетов и программ поддержки отечественной высшей школы. Современная образовательная политика России как никогда прежде требует создания адекватной исследовательской и аналитической базы, специалистов-профессионалов в области управления высшей школой.
  Таким образом, необходимо особо подчеркнуть мысль о том, что сегодня как никогда закономерно появление и усиление в нашем демократическом обществе особого фильтра оценок целесообразности затрат федерального бюджета на высшую школу, вплоть до затрат на фундаментальные исследования, проводимых в рамках вузовской науки, результаты которых (например, в атомной и химической промышленности) из-за наличия ряда негативных последствий и экологического риска вызывают нередко весьма сдержанное отношение общества к высшей школе и науке в целом.
  В этих условиях федеральные органы власти и сообщество высшей школы стоят перед необходимостью коренного поворота отечественной системы образования к нуждам россиян, улучшению условий их жизни. Создание социально ориентированного образовательного комплекса страны и также образовательных высоких технологий - это проверенный мировой практикой путь роста конкурентоспособной экономики и национальной безопасности.
  Отсюда задача создания такой организации высшей школы и высшего образования, которая позволит сформировать и реализовывать в интересах общества современный, инновационный по сути воспроизводственный образовательный цикл, от начальной и средней школы до уровня профессиональной переподготовки и непрерывного образования, характерный для экономически развитых стран.
  Учитывая это, концепция развития российской высшей школы провозглашает курс на приоритетную поддержку наиболее плодотворного "ядра" национального образовательного потенциала, процессов реформирования образовательной сферы, а также, по мере создания необходимых предпосылок - все более фронтального развития российской высшей школы с учетом ее нового места и роли в стране и международном разделении труда в высшей образовательной сфере.
  При этом важно, чтобы в центре политики по высшей школе находились конкретные преподаватели и специалисты, все те, кто своим реальным трудом сохраняет и приумножает образовательный потенциал отечества. Важно активнее включать энергичных и талантливых преподавателей к разработке и реализации политики высшей школой, к принятию решений.
  Говоря о проблемах и задачах менеджмента высшей школы на федеральном уровне, нельзя не сказать о чрезмерной ведомственности в научно-образовательном и инновационном комплексе. Образовательное и инновационное пространство страны остается достаточно сильно раздробленным, вся область образования остается поделенной между отраслями с практически замкнутым циклом воспроизводства специалистов. Единое образовательное поле, но с мощной и мобильной системой воздействия на него федерального центра посредством госзаказов на специалистов соответствующего профиля, целевых программ их подготовки, контролем конечных результатов по приоритетным направлениям пока отсутствует.
  Главным структурообразующим фактором системы государственного управления высшей школой продолжает выступать ведомственность, серьезно затрудняющая разработку и реализацию в национальном масштабе программно-целевых методов управления и регулирования системой образования, в том числе при внедрении высоких образовательных технологий. Наряду с этим, указанная система не справляется в должной мере с решением таких важных для образовательного комплекса и экономики страны задач как селекция образовательных технологий и направлений, структура и рост экспертного потенциала образовательного комплекса, интеграция академического, вузовского и отраслевого секторов науки, адаптация высшей школы к рынку.
  Очевидно, здесь нужны серьезные политико-управлен-ческие новации, которые бы позволили федеральному органу осуществлять три основные функции регулирования высшей школы. Первая - это разработка и реализация единой национально-государственной образовательной политики. Вторая - выделение ограниченного числа федеральных образовательных организаций, центров, комплексов, управляемых и финансируемых прямо и непосредственно государственными органами с выведением при необходимости подобных образовательных организаций из ведения отраслевых министерств, с присвоением данным организациям режима государственных предприятий. Логика здесь в том, чтобы соединить в руках государства костяк образовательного потенциала и опереться на него в решении приоритетных образовательных программ.
  Третья функция регулирования означает доведение до образовательных учреждений, отраслевых министерств и организаций любых форм собственности госзаказов на подготовку приоритетных специалистов в соответствии с действующим законодательством. Сегодня надо убедить соответствующие ведомства в целесообразности совершенствования работы. Не сделаем этого, продолжим, в частности, практику ведомственного размывания национальных приоритетов и соответствующих ограниченных бюджетных ресурсов.
  Крайне важным аспектом современной государственной политики по высшей школе является ее все более тесное взаимодействие с политикой инновационной. И это закономерно, ибо общество и рынок предъявляют все большие требования к практической реализации образовательных достижений. На наш взгляд, высшей школе за последние годы удалось совместить эти два вида политики и внести существенный вклад в развитие инновационных процессов.
  Основной сферой приложения вузовского образовательного потенциала стала инновационная среда регионов, формирование которой, по нашему глубокому убеждению, относится к числу приоритетных задач государственной образовательной политики.
  Процесс фундаментализации образования
  Рассматривая концептуальные и институциональные проблемы российской высшей школы и ее связь с инноватикой, необходимо обратить самое пристальное внимание на еще одну важнейшую для нас инновационную ветвь - на обновления высшего образования на базе новых образовательных технологий и достижений.
  Очевидно, что научно-образовательный трансфер, о котором здесь по сути идет речь, должен касаться как фундаментальной, так и профессиональной основы высшего образования. Очевидно, что эти два начала всегда сосуществуют и взаимодействуют между собой, однако приоритетной, на наш взгляд, является все же фундаментальная составляющая. Сегодня эта приоритетность определяется необходимостью решения как глобальных проблем человечества, так и обеспечения насущных потребностей личности приводит нас к идее фундаментализации образования.
  Естественен вопрос: "Что должно составить основу этой фундаментализации?" В этом понятии есть как общее, так и различное и соотношение между ними испытало исторический генезис. Впервые отчетливо концепция фундаментального образования была сформулирована А. Гумбольдтом в начале Х1Х века, и под ней подразумевалось, что предметом такого образования должны быть те фундаментальные знания, которые именно сегодня открывает высшая школа на своем переднем крае. Более того, предполагалось, что образование должно быть непосредственно встроено в фундаментальные научные исследования.
  В последующие сто с лишним лет этот идеал образования был реализован в лучших университетах мира. Однако, чтобы обеспечить фундаментальность и целостность образования, необходимо предварительно добиться тех же целей в общем знании. Дифференциация знания достигла такой степени, что специалисты из разных областей прежде единой высшей школы все больше перестают понимать друг друга. В последнее время, правда, положение меняется и на первый план выходят интеграционные и междисциплинарные тенденции, но до полного решения этой проблемы еще далеко.
  Поэтому перед преподавателями и педагогами сегодня стоит кардинальная задача - выявить целостность каждой из дисциплин, затем выявить целостность всего естественного и гуманитарного знания, и наконец, на следующем этапе создать основы целостного фундаментального образования.
  Таким образом, становится очевидным, что вся система знаний о мире, человеке и обществе должна быть кардинальным образом пересмотрена. В известном смысле придется вернуться, хотя и на более высоком витке развития, к целостному знанию, нечто подобное натурфилософии, к единому пониманию мироустройства. Иными словами, перейти к фундаментализации образования на основе органического единства его естественной и гуманитарной составляющих. Важно привести в стройную систему, не отторгаемую миром и человеком, всю совокупность знаний, вер, культур, технологий. Начать следовало бы с создания универсальной модели гармоничного мира. Человеку предстоит научно, зримо, материально увидеть свою взаимозависимость с окружающим его миром. Культура народов, экология, информатика, страноведение, религиоведение, математика, физика, биология и другие предметы составят программу знаний "универсального человека", с целью и смыслом деяний которого будет "целостное знание" и "целостный мир", о котором писали В. Вернадский и другие представители русского космизма.
  Сегодня, как быть может никогда ранее, необходима практическая реализация триады "экологическое воспитание - экологическое просвещение - экологическое образование". Все части этой триады очень связаны, они составляют основу формирования у населения экологического мировоззрения, базирующегося на осознании необходимости сохранения оптимальной для жизни среды обитания человечества, какой сейчас, по сути, стала вся биосфера земли.
  Очевидно, что реализовать на практике данную мировоззренческую концепцию, а значит и концепцию высшего образования, может только ученый-педагог, совмещающий активную научную работу с преподаванием и опирающийся все более на труд ученых-профессионалов. Поэтому нам крайне важно не только сохранить, но и приумножить потенциал вузовской высшей школы и в целом образовательный потенциал.
  И здесь нам не обойтись без интеграции высшей школы с другими секторами российской науки. Прежде всего это взаимодействие российской высшей школы и Российской академии наук, основные направления которого определены Федеральной целевой программой "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы". Необходимость принятия такой программы, как отмечается во введении к Программе, во многом диктуется все увеличивающимся разрывом между академической наукой и высшей школой. Это приводит к распылению средств, разобщенности преподавателей и к снижению качества образования, делает практически недоступными для студентов и аспирантов лаборатории и уникальные установки институтов РАН. Вследствие недостаточного финансирования значительно снижена эффективность тех форм подготовки, которые основаны на взаимодействии преподавателей вузов и РАН, научно-исследовательских институтов при ряде ведущих университетов страны и базовых кафедр при образовательных учреждениях РАН.
  Программа предусматривает развитие всех форм взаимодействия академической наукой и высшей школы. В том числе предусматривается поддержка новых форм подготовки специалистов, включая создание университетами и научными учреждениями РАН совместных учебно-образовательных центров, совместных учреждений пред- и последипломного образования. Однако, ключевым ее направлением должна стать институциональная интеграция конкретных профильных институтов РАН и вузов в качественно новые, мощные научно-образовательные структуры - федеральные исследовательские университеты.
  Формирование в России такого рода новых научно-образовательных структур, как впрочем и любых других институциональных преобразований, - является весьма болезненной, но крайне важной и актуальной задачей поистине национального масштаба.
  Министерство общего и профессионального образования недвусмысленно заявило о своей приверженности идее интеграции образовательного потенциала высшей школы России и Российской академии наук, учредив при поддержке шести институтов РАН (Институт философии, Институт социологии, Институт государства и права, Институт всеобщей истории, Институт психологии, Институт мировой экономики и международных отношений) Республиканский центр гуманитарного образования со статусом университета.
  К числу приоритетов в области интеграции высшей школы и науки, фундаментализации образования можно отнести создание и поддержку первой в России группы образовательных научно-технологических парков (или технопарков). Они стали не только региональными интеграционными центрами притяжения инновационного процесса, но во многом определили начало важного направления по созданию на их базе специальных центров, которые составляют основу региональной инфраструктуры высшей школы в целом. К ним относятся центры образовательные, маркетинга, передачи технологий, обучение инновационному менеджменту и другие. Технопарки стали важнейшим условием дальнейшего развития и средством воздействия высшей школы на процессы реформирования экономики и структурной перестройки производства в регионах.
  В настоящее время завершается разработка концепции инновационной политики в образовательной сфере, которой предусматривается организация сети образовательно-технологических центров как опорных звеньев образовательной инфраструктуры. Важно в сложных экономических условиях обеспечить необходимую координацию работ, согласовать приоритеты, определить сферу наиболее рационального вложения ограниченных бюджетных и внебюджетных средств. Сегодня имеется достаточно хорошая организационная и материальная основа для продолжения и усиления этой работы. Представляется, что в первую очередь, целесообразно в полной мере использовать тот потенциал, который уже накоплен в высшей школе при создании технопарковых структур.
  Одним из эпицентров интеграции высшей школы и науки является информационная сфера. Наличие форм и методов современной информатики позволили ей уверенно войти в среду образования и образовательных исследований. Именно с информатизацией образования мы сегодня связываем реальные возможности построения открытой системы образования, позволяющей каждому человеку выбрать свою собственную траекторию обучения, коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса на основе такого важнейшего дидактического свойства компьютера как индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптированности автоматизированных учебных программ.
  Совершенно новые возможности для преподавателей и студентов открывают телекоммуникационные технологии, содержащие в своей основе глобальные телекоммуникационные сети и интеллектуальные компьютерные системы. Объединение таких систем и сетей уже сегодня составляют основу новой инфраструктуры планеты - инфосферы.
  Трудно переоценить и то влияние, которое оказала информатика на развитие практически всех областей высшей школы. Она не только многократно расширила возможности получения все более полных знаний об объектах изучения, но и обусловила необходимость построения новой философии образовательных исследований.
  Несмотря на всю громадность и тяжесть стоящих перед обществом проблем, тем не менее по оценкам многих специалистов, высшей школе удалось сохранить основу своего образовательного и научно-педагогического потенциала. Приобретен серьезный опыт поддержки и регулирования высшей школы в качественно новых экстремальных условиях. Этот опыт необходимо обновлять и развивать по мере развития социально-экономических реформ. Без сомнения эти реформы потребуют еще более высоких профессиональных качеств в развитии высшей школы, еще больших способностей работать в условиях жестких приоритетов и ограничений, большего взаимопонимания управленцев и ученых и уважения к труду тех, кто своим педагогическим, научным творчеством умножает образовательный потенциал и могущество России.
  Движение к реформе
  Кризисные состояния далеко не всегда являются результатом несовершенной социальной политики, проводимой государством, они могут иметь и иную природу. Так, например, кризисные явления в образовательных системах могут проявляться как несоответствие или даже противоречие между формальной организацией учебного процесса и его содержанием; целями образования и его результатами. Учеными всего мира сегодня ведутся серьезные дискуссии о современном кризисе в системе образования, сущность которого может быть определена таким образом, что так называемая классическая модель образования отжила свой век и что необходим переход к иным целям образования и его содержательной части3.
  В результате таких дискуссий начинают постепенно выкристаллизовываться идеи о необходимости поиска альтернативных форм образовательных систем; разработки многовариантных образовательных технологий, инновационной стратегии образовательного процесса; рассмотрения самого образования в контексте культуры и творчества.
  Подобные идеи имеют своей целью поиск путей выхода из складывающейся в настоящее время кризисной ситуации в мировой образовательной системе и затрагивают вопросы направления общественного прогресса в целом. Образование, как феномен культуры, подлежит изменению и поэтому его развитие следует с необходимостью рассматривать в контексте культуротворческих процессов.
  Таким образом, на пороге "грядущего" общества, получившего название информационного, где образовательная система становится главным социальным институтом, изменяются сущность взаимосвязи системы образования и общества в целом. Но при этом существенно возрастает и личностная составляющая общественного прогресса, а значит, изменению будет подлежать как форма, так и содержание образовательных процессов, структура взаимодействия субъектов и функциональное назначение системы образования. Трудно отрицать важность роли образования в процессе становления личности. В то же время обучение в традиционной, классической модели образования не персонифицировано, то есть преподаются знания, а процесс образования демонстрирует.
  Альтернативные концепции, имеющие целью не только преодоление складывающихся кризисных ситуаций в образовательных системах, но и поиска путей их реформирования в соответствии с требованиями общественного прогресса, предлагают принципиально иные подходы. Последние, в частности, состоят в изменении роли обучаемого, становлении его в более активную позицию в процессе обучения, в изменении направленности процесса образования, при котором взаимодействия учителя и ученика приобретают форму сотворчества. Кроме того, инновационный характер носят внедряемые уже сегодня новые информационные технологии обучения, которые не только позволяют существенно повысить эффективность образовательных процессов, но и способствуют изменению структуры коммуникативных процессов в соответствии с вышесказанным.
  Помимо стремлений к преодолению кризисных явлений в образовательном процессе, предпринимаются попытки к поиску новой парадигмы развития системы образования, которая сможет обеспечивать устойчивость общественного развития.
  При этом выдвигается идея о том, что ныне действующая система образования, чаще называемая как "классическая" или "традиционная", то есть впитавшая в себя многовековые традиции познания мира человеком, и сформировавшаяся фактически под влиянием идей эпохи Возрождения, не отвечает современным общественным потребностям.
  На структуру и содержание этой "классической" образовательной системы, на формы освоения знаниями, на само изложение учебного материала в большой мере оказали влияние такие методологические и мировоззренческие принципы как - рационализм и механицизм, детерминизм и редукционизм и они продолжают превалировать как в научном познании мира, так и образовательных процессах. При этом человек как познающий субъект неизменно оказывался как бы господствующим над природой и удовлетворяющим свои эгоистические потребности.
  Подобный подход не мог не повлиять и на принципы построения педагогики - обучаемый неизменно рассматривался в качестве объекта ее внешнего воздействия, а обучение предполагало уделение наибольшего внимания логике распределения предметов преподавания и последовательности изучения материала. Жесткой регламентации таким образом не избежало и составление учебных пособий, излагаемой в них Информации. Догматизм преподносимых педагогом знаний, формальный опросно-ответный метод обучения отнюдь также не могли способствовать эффективности образовательных процессов.
  При таком построении системы образования процесс обучения с необходимостью носит авторитарный стиль, отказывая обучаемому в его праве на проявление личностной активности, а преподаватель фактически становится частью учебной машины, ее придаточным механизмом.
  Таким образом, анализ существующей в настоящее время "классической" системы образования помогает прийти к выводу, что она лишена творческой активности своих участников, а значит и внутренних резервов и способностей к саморазвитию, то есть функционирует преимущественно как закрытая система.
  Многочисленные исследователи в различных областях знания приходят к единодушному мнению, что такая модель образования оказывается исчерпавшей себя на пороге третьего тысячелетия. Более того, реально проявляются и внедряются в жизнь элементы новой, принципиально иной по своему построению и содержанию образовательной системы. К ним несомненно могут быть отнесены разрабатываемые компьютерные технологии обучения, способствующие выведению процесса образования на уровень конструктивного сотрудничества обучаемого и обучающего, их активного сотворчества.
  Величина и значительность пути, который проходит высшая школа к обретению доверия своего народа сегодня еще не совсем видна. Социологические исследования, в которых экспертами и респондентами выступают сами руководители вузов, помогают понять уровень самокритики вузовской элиты. Ниже приведены итоги социологического опроса (табл. 1-6) проректоров по учебной работе всех вузов России, проведенного на совещании в Санкт-Петербурге и Москве в 1995 и 1996 г.г.4
 
  Анализ таблиц показывает, что в деле осуществления реформы наиболее авторитетно мнение ученых советов вузов, УМО и Госкомвуза (табл. 1), который заметно усилил влияние на инновационные процессы в "своих" учебных заведениях (табл. 2). Вместе с тем, беспокоит тенденция снижения роли ученых советом многих вузов в аспекте обеспечения содержания образования (табл. 3).
  Вселяет определенный оптимизм тенденция, обозначенная в данных табл. 4, которая выявляет усиление влияния учебно-методических объединений (УМО) именно на реформу содержания образования и технологий обучения: в этом звене сосредоточен высокий профессиональный потенциал.
  Анализ табл. 5 показывает, что главной линией в достижении успеха реформы высшего образования была и остается необходимость постоянно обеспечивать высокий профессиональный уровень преподавателей. Вместе с тем данные табл. 5 и 6 о влиянии качества учебных программ, технологий образования высвечивают современную реальность, когда руководство вузов не полностью владеет новейшими технологиями образования.
  Таким образом, таблицы показывают и значительные резервы применительно к уровню саморазвития, самокритики руководства вузов.
 
  Новые технологические формы обучения
 
  Введение компьютерных технологий в образовательные процессы, прежде всего способствует вовлечению в научное общение и решение той или иной проблемы практически неограниченного количества участников - начиная со школьников до крупных специалистов в любой области знания. Но не менее важным представляется тот факт, что компьютерные технологии обеспечивают выведение образовательных систем на новый уровень социального взаимодействия в процессе обучения. При этом взаимоотношения между обучаемым и обучающим приобретают форму активного сотрудничества, а процесс обучения - сотворчества.
  И если классическая модель образования как бы унифицирует человеческую индивидуальность, то новые модели, с необходимостью строящиеся на основе компьютерных технологий, ориентируются на решение сложных и многообразных проблем современности, требуют проявления индивидуальной и творческой инициативы и новых форм сотрудничества. Предлагаемые модели образовательных систем включают в себя важнейший фактор их собственного и общественного развития - социальную активность.
  В свете подобного подхода к реформированию образовательных систем был осуществлен весьма важный вывод о значимости осознания образа мира, который может быть трудно воспринимаем с точки зрения традиционных установок, несмотря на то, что "личностный образ мира" формируется через систему универсалий культуры - в процессе образования, развития и становления человека как личности, происходит интеграция разного рода информации, и она получает свою завершенную форму видения мира в виде индивидуального человеческого восприятия.
  И совсем уж разрушающим привычные рамки построения образовательных систем становится вывод, что инициатива в процессе образования (а не только на стадии появления потребности вхождения в него) принадлежит как обучающемуся, так и педагогу в равной степени. То есть "ученик" становится вправе выбирать формы обучения, его способы, формы взаимодействия и даже временные параметры.
  Таким образом, система образования может приобретать характер совместного и творческого способа, освоения мирами может быть осуществлен переход от "нормативного" к "открытому" образованию. А это, в свою очередь, поднимает проблемы поиска адекватных методов и технологий обучения. Для полновесного становления синергетической парадигмы "открытой" модели образования, исходя из вышесказанного, необходимо обеспечить: изменение роли преподавателя, его переориентацию на сотворчество; личностную направленность процесса обучения; широкое внедрение и использование информационных систем и технологий обучения; включенность в образовательные программы синергетических представлений об открытости мира, о взаимосвязи природы и общества.
  Растущая компьютеризация образовательной сферы вносит в нее несомненно свободу творчества и интеллектуальной деятельности, освобождает человека, его мышление от необходимости проведения множества рутинных операций. Она устраняет "фундамент для догматизма мыслительных действий, навязываемых обучением "традиционного" характера и создает условия для усложнения поисковых и ценностных аспектов познания"5. Компьютеризация, помимо вышесказанного, фактически "снимает пространственно-временные ограничения в работе с различными источниками" искомой информации и уже этим способствует "увеличению темпа и ритма мыслительной деятельности"6.
  Таким образом, внедрение компьютерных технологий в обучение вносит существенные коррективы в образовательный процесс, но это еще не означает, что сам процесс образования может считаться инновационным по своему характеру. Тогда естественно возникает вопрос, что же следует относить к инновационным процессам обучения.
  В данном случае под инновационным процессом в образовательной сфере следует понимать такой процесс, в котором будет изменяться сам характер учебного сотрудничества, будет обеспечиваться демократизация позиции учителя с одновременным включением обучаемого в активную, творческую, совместную и продуктивную деятельность. В сущности, таким образом выражается главная идея инновационной стратегии, в соответствии с которой необходимо проводить реформу образовательной системы.
  Инновации присущи любой социальной системе, относимой к "открытым", ибо они являются условием для развития этих систем. И поэтому проведение инновационной политики, учитывающей потребности общественного развития и намечающиеся тенденции - может служить определенным гарантом преодоления кризисных и застойных явлений успешности функционирования и развития таких систем.
  Предпосылкой для введения инноваций в образовательную систему на современном этапе может выступать проявляющаяся несогласованность в темпах общественного развития и развития в образовательной системе в целом, и высшей школе в частности. Многочисленные исследования подтверждают коренное изменение характера и темпов общественного развития, которое получает название быстрое развитие.
  В определенной мере на темпы общественного развития влияет, как уже говорилось, растущая компьютеризация, которая создает условия для расширения коммуникативных связей, появляются возможности для создания особой формы общения - метакоммуникативной, как средства международного общения и сотворчества людей в планетарном масштабе для решения ими актуальных мировых проблем. К формам такого метакоммуникативного общения следует отнести электронную почту, спутниковое телевидение и др. Новые информационные технологии преобразуют всю сферу общения, изменяют структуру коммуникативных процессов. И их внедрение в образовательную сферу можно считать как необходимым, так и неизбежным.
  Компьютеризация образовательных систем в некоторым смысле явилась катализатором разработки новых стратегий обучения, концепций образовательных процессов, введения инноваций. Если обратиться к истории развития образования, то не сложно увидеть, что введение компьютеров в обучение далеко не сразу смогло "принести плоды", изменить само отношение к процессу обучения и "задуматься" о необходимости разработки новой стратегии.
  На первом этапе компьютеризация образовательных систем отнюдь не повысила эффективность процессов обучения, и обусловлено это было прежде всего тем, что она не затронула принципов организации этих систем. Образование продолжало оставаться "традиционным", с присущим ему "нормативным обучением" и "авторитарным типом отношений" между обучаемым и обучающим и репродуктивным характером познавательной деятельности фактически до 70-х годов.
  Второй этап (70-80-е годы) характеризуется некоторым повышением эффективности использования компьютерной техники. В это время происходит переориентация на "рефлексивные процессы в управлении учебно-познавательной деятельностью", на "усвоение обобщенных умений учиться"7. Компьютеры становятся средством поиска и апробирования способов познавательной деятельности и создают возможности для расширения учебных коммуникаций.
  В настоящее время компьютеризация образования переживает свой третий этап развития, который открывает пути для наиболее эффективного использования компьютерной техники с помощью разработки многочисленных обучающих систем, новых информационных технологий и введения инновационных методов обучения. В рамках последних решающее значение приобретает изменение характера обучения, отношений субъектов образовательного процесса, и главной ценностью становится активное включение студента в познавательный процесс.
  О том, что развитие образовательной системы существенно отстает от общественного развития в целом может свидетельствовать уже тот факт, что коэффициент полезного действия компьютерной техники в сфере образования по сей день остается довольно низким. Тогда как эффективность ее использования в большой мере зависит от разработки и включения в образовательный процесс адекватных обучающих программ. Только инновационный характер организации обучения может позволить повысить эффективность использования компьютерных технологий. Определяя инновацию как некоторый "комплексный процесс распределения и использования нового средства для удовлетворения проявившихся общественных потребностей, обусловленных требованиями среды, в которой она совершается"8, можно сказать, что инновацией в образовательной системе будет являться "инновационное обучение" на основе использования компьютерных технологий, по своей сути альтернативное к традиционному, нормативному обучению, и его главными чертами могут считаться "предвосхищение" и "участие".
  Введение новых информационных технологий предопределяет необходимость преобразований всей сферы общения в процессе обучения, изменений структуры коммуникативных процессов. Соответствующим образом возникает необходимость перестраивать систему учебных взаимодействий обучаемого и обучающего. Обучаемый из пассивного потребителя получаемой информации становится активным участником процесса обучения, а обучающий изменяет свою роль наставника на роль сотрудника, открывая тем самым принципиально новый путь освоения мира. Введение компьютерных технологий способствует научному исследованию знания о мире, и в этом заключается социальная функция компьютера. Кроме того, следует отметить "эвристическую" роль компьютерных инноваций - "компьютер срабатывает как катализатор скрытых идей"9, а также "инструментальную" - заключающуюся в вынесении идей в более широкий мир.
  Но этим не исчерпывается инновационный характер компьютерной техники и технологий. Их внедрение создает условия для оптимизации проведения совместной учебно-познавательной деятельности и осуществления ее с помощью, так называемого опосредованного компьютером общения. Последнее позволяет говорить о существовании нового вида общения - компьютерного общения.
  С внедрением компьютерных технологий тактически осуществляется взаимосвязь искусственного и естественного интеллекта, что в свою очередь, позволяет человеку не только выдвигать и ставить творческие задачи, но и решать их, в том числе и некоторые глобальные проблемы, которые могут быть обусловлены интересами всего человечества, и к решению которых могут привлекаться ученые всего мира.
  Совместный характер социальных процессов мышления и речи и возможностей информационных систем открывает переход на более высокий уровень социализации. "Личность вступает в интеллектуально-коммуникативное взаимодействие с эксплицируемыми информационными системами коллективного субъекта и с реальными общностями людей, не утрачивая при этом источников субъективной активности"10.
  Таким образом, использование компьютерных технологий в образовательной системе открывает новую историческую эпоху в развитии образования как социального института. Утверждается новый тип его организации, обуславливаемый изменением взгляда на опосредующую функцию компьютера в системе социальных взаимодействий: компьютер начинает выступать как одно из средств социализации человека.
  По поводу современных тенденций в развитии образовательных систем, обусловленных широким внедрением в процессы обучения компьютерных технологий. можно встретить различные суждения, в том числе прослеживаются два полярных взгляда. Первый состоит в оценивании компьютеризации образования в негативном аспекте, так как руководствуется суждениями о том, что компьютеризация неизменно должна привести к дегуманизации всей системы образования, а значит и личности. Второй же является полной его противоположностью и базируется на убеждении, что "усиление коммуникативной и эвристической функции образования будет только способствовать процессам социализации и гуманизации личности"11. Думается, что разрешить данное противоречие не столь сложно, ибо феномены социализации и дегуманизации личности как обучаемого, так и обучающего не есть порождение опосредованного компьютером обучения, а лежит гораздо глубже - в основании образовательной системы и свидетельством тому может стать история развития педагогики.
  И в современную эпоху они могут быть продемонстрированы фактически на всех ступенях образовательной системы - вне зависимости от уровня их компьютеризации, а определяемые заложенными в эту систему принципами и установками. И напротив, успехи "гуманизации" образования, использующего компьютерную технику, будут обуславливаться широтой учета проблематики, способствующей развитию личности.
  Широкое использование компьютерной техники несомненно способствует позитивным переменам в системе образования, хотя организационные вопросы инновационного обучения более широки. Они предполагают изменение системы управления образованием, системы взаимодействия всех субъектов в образовательной сфере, сущностного содержания процесса обучения.
  Инновации предопределяют перемены в позиции "учителя" и "ученика" и демократизацию их взаимоотношений. Обучение перестает быть жестко регламентированным и дополняется активизацией обучаемого в его действиях вплоть до обретения возможностей самоорганизации процесса своего обучения, способов познания. При этом он обретает право на выбор задач и методов их решения, на выдвижение и постановку проблем в соответствии со своими целями и смыслом обучения, на основе которых он может планировать собственное образование. И соответствующим образом меняется позиция учителя, его отношения с обучаемым строятся на добровольной основе и взаимоувязывании интересов. Таким образом, с внедрением компьютерных технологий не только проявилось противоречие между традиционной и инновационной формами обучения, но и наметились пути его разрешения.
  Компьютеризация образовательной системы создает предпосылки для отхода от стратегии "нормативного" обучения и отыскания возможностей качественного изменения в системе социальных отношений и переходу к принципиально новой стратегии развития образования, в которой приоритет принадлежит развитию личности.
  Следует отметить, что начало развитию таких социотехнических систем обучения, ориентированных на полноценное и комплексное развитие личности, уже положено. И в преддверии третьего тысячелетия не только возрастает взаимосвязь науки и образования, но она приобретает и новую логику своего развития - не в аспекте научного познания, а прежде всего в аспекте культуротворчества.
  Бурное развитие информационных технологий, базирующееся как на развитии компьютерной техники, так и видео- и радиотехники, а также оптоволновой и космической связи послужило катализатором и для развития новых форм образования, к которым следует прежде всего отнести так называемое дистанционное образование как вариацию заочного. Факторами дополнительного влияния для этого развития можно считать усовершенствование полиграфической базы, позволяющей улучшить обеспечение образования учебными материалами и заметно растущую дороговизну обучения на дневном отделении.
  Дистанционная система образования по сути многофункциональная, и кроме того обладает несомненными достоинствами, к коим необходимо отнести создание и обеспечение наиболее благоприятных условий для обучаемого как с точки зрения предметных, так и временных параметров. Большое значение имеет ее доступность для удаленных территорий, для лиц с физическими недостатками и инвалидов, предоставление возможности получения образования без отрыва от основной деятельности и включение в форму обучения всех современных достижений науки и техники, а равно и средств обучения. Наконец, существенное уменьшение стоимости обучения, что то же немаловажно при условии сохранения его качественных параметров.
  Помимо того дистанционная система обучения с полным правом может быть отнесена к инновационным формам образования, так как она сегодня наиболее полноценно учитывает интересы и потребности обучаемого. С использованием индивидуальных планов и возможностью самостоятельного регулирования "скорости" обучения эта образовательная система становится более гибкой в сравнении с "традиционной". Таким образом, дистанционная система обучения может продемонстрировать адекватность содержания и формы образовательного процесса проявляющимся общественным потребностям.
  Создание системы дистанционного образования само по себе дело весьма трудоемкое и сопряжено с необходимостью обеспечения высокого качества образования, что в свою очередь требует вложения немалых средств, хорошей материально-технической базы и внедрения новых информационных технологий. Ключевым звеном к развитию этой системы должна стать компьютеризация и информатизация образовательной сферы.
  Инновационность характера такой формы обучения не подлежит сомнению, и прежде всего, в силу его ориентированности на развитие личности и обеспечению ее активного включения в познавательный процесс, в силу его зависимости от качеств преподавателей, интеллектуальной элиты высшей школы.
  Интеллектуальный потенциал высшей школы
  Мировое развитие показывает, что на современном этапе возрастает значимость интеллектуального труда, взаимодействие науки, техники и общества, гуманистической, нравственно-этической направленности науки и научно-технического прогресса. Интеллектуальный потенциал - комплексная характеристика уровня развития интеллектуальных, творческих возможностей, ресурсов страны, отрасли, личности. К его изучению можно подходить с двух сторон: как к совокупности людей обладателей знания, ориентирующихся на познавательную и преобразовательную деятельность; как совокупность научных, технических, социальных, культурных знаний, овеществленных в материально-технических формах и знаковых системах, являющихся средством достижения целей общества. Интеллектуальный потенциал определяется уровнем развития данного общества, системы образования и просвещения, науки, культуры, генетическим фондом общества.
  В связи с этим усиливается необходимость максимального использования накопленного интеллектуального потенциала, преодоления противоречия между потребностями общества в нем и возможностями обеспечить условия для наиболее полной его реализации, противоречия между потребностями общества в тех или иных качественных характеристиках его обладателей (социальных, демографических, профессиональных, квалификационных, личностных) и наличными ресурсами.
  Состояние и использование интеллектуального потенциала общества в сфере высшего образования детерминировано ролью высшей школы и ее кадров в обществе, динамикой взаимодействия социальных факторов и научно-педагогического потенциала, организационной структурой высшей школы и динамикой ее развития.
  Основное значение имеет научно-педагогический корпус, процесс его социального воспроизводства, социальные источники пополнения кадров специалистов, деятельность высшей школы по формированию и развитию интеллектуального потенциала общества. Использование интеллектуального труда связано с социально-профессиональной мобильностью, т.е. должностными перемещениями, квалификационным ростом, мотивами и стимулами трудовой деятельности, совершенствованием аттестации кадров, разработкой критериев оценки труда.
  В отечественной и зарубежной литературе нет общепринятого определения "научно-педагогический потенциал". Учитывая, что потенциал любой относительно самостоятельной системы представляет собой единство количественной и качественной сторон, под "научно-педагогическим потенциалом" можно понимать совокупность научных, кадровых, интеллектуальных, материальных, финансовых и других ресурсов, характеризующих способность вуза осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля, проводить научные исследования на высоком теоретическом уровне, внедрять их результаты в экономику.
  Правомерность использования понятия "научно-педагоги-ческий потенциал" обусловлена наличием двух тесно переплетающихся функций высшей школы: подготовка кадров специалистов и проведение научных исследований. Поэтому в структуре научно-педагогического потенциала важнейшим элементом являются научные и педагогические кадры (кадровый потенциал, их количественные и качественные характеристики).
  Научно-педагогические кадры - это сложное, внутренне дифференцированное социальное образование, состоящее из различных профессиональных, квалификационных, должностных групп, существенно различающихся по характеру и содержанию труда, по сферам исследования, связи с производственно-практической деятельностью, роли в развитии духовной культуры. В зависимости от сферы приложения умственного труда и характера профессиональной деятельности можно выделить следующие группы: ученые и преподаватели. Они составляют ядро, основу интеллектуального потенциала вуза. В эту профессиональную группу входят академики, профессора, доценты, доктора и кандидаты естественных, технических и общественных наук.
  Величина научно-педагогического потенциала высшей школы определяется уровнем квалификации и численностью научно-педагогических, инженерно-технических и других работников высших учебных заведений, масштабами использования возможностей обучающихся в вузах и уровнем развития материально-технической сферы учебных заведений.
  Деятельность специалиста в высшей школе требует высококачественного образования, связано с длительным периодом обучения, значительными финансовыми затратами, интенсивной интеллектуальной подготовкой. Не меньшее значение имеет структура потребностей, интересов, мотивационной сферы, установок специалистов высшей школы. Использование интеллектуального труда связано с социально профессиональной мобильностью, т.е. должностными перемещениями, квалификационным ростом, мотивами и стимулами трудовой деятельности, совершенствованием аттестации кадров, разработкой критериев оценки труда.
  Социальная защита высшей школы
  Переход к рыночной экономике в условиях шоковой терапии и экономического кризиса, сопровождаемого кризисом государственного бюджета, остро ставит проблему социальной защиты высшей школы.
  Особое место как объект социальной защиты занимают настоящие и будущие научно-педагогические работники, которые являются национальным богатством страны и гарантом не только выхода ее из кризиса, но и будущего ускоренного социально-экономического развития.
 
  Переход к рынку в условиях кризиса и открытой экономики, либерализации эмиграционной политики России имеет для интеллектуального кадрового потенциала Российской Федерации ряд отрицательных последствий: снижение, как мы уже говорили, реальной заработной платы и стипендиального обеспечения вследствие инфляции; угроза растущей безработицы среди молодых специалистов и научно-педагогических кадров в связи с отменой государственного распределения в вузах, дефицит бюджетного финансирования вузов и НИИ и сокращение штатов в них. Традиционные последствия рынка - инфляция и безработица - для научных и педагогических кадров дополняются проблемой внутренней (уход в сферу предпринимательства из науки и вузов) и внешней (эмиграция за рубеж) "утечкой мозгов" вследствие низкого уровня оплаты труда бюджетных научно-педагогических работников по сравнению как с коммерческим сектором российской экономики, так и несравнима низким уровнем по сравнению с ценами мирового рынка труда на высококвалифицированные научно-педагогические кадры.
  Анализ государственной политики в области социальной защиты научно-педагогических кадров показывает, что в 1991-1992 г.г. был принят ряд законодательных актов в Российской Федерации, направленных на их социальную поддержку в условиях перехода к рынку. Это - Указы Президента России "О повышении заработной платы работников бюджетных организаций" (1991 г.), "Об увеличении компенсационных выплат в 1991-1992 г.г. и порядке индексации денежных доходов населения в 1992 г." (1991 г.), "О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат в 1992 году" (1992 г.). Законы РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (1991 г.), "О занятости населения в РСФСР" (1991 г.), "О повышении социальных гарантий для трудящихся" (1991 г.), "О коллективных договорах и соглашениях" (1992 г.), "Об образовании" (1992 г.), "О повышении минимального размера оплаты труда" (!(("-1993 г.г.), законодательство РФ о налогообложении доходов юридических и физических лиц, Постановление Правительства РФ № 312 "О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования" (1992 г.) и др.
  Социальная политика, заложенная в указанные законодательные акты предполагает государственную поддержку и защиту установленных государством окладов научно-педагогических работников вузов от инфляции. Она предполагает, во-первых, установление и поддержание средней заработной платы работников высшей школы на уровне средней заработной платы в промышленности. Во-вторых, индексация окладов вузовским работникам в условиях галопирующей инфляции не должна быть ниже 70% роста стоимости жизни.
  Кроме того, она предполагает полную компенсацию увеличения бюджетных расходов вузов в связи с ростом цен на товары и услуги за счет соответствующих бюджетов, в том числе на содержание их социальной инфраструктуры.
  Разработанная политика предполагает также рост внебюджетных доходов вузов, дополняемый налоговыми субсидиями государства за счет льготного налогообложения собственных доходов вузов и добровольных пожертвований им из прибыли предприятий и организаций. Для работников вузов это означает расширение возможностей совместительства, получения надбавок, доплат, почасовой оплаты и снятие административных верхних ограничений на рост оплаты труда. При достижении пенсионного возраста работник вуза имеет право на оформление пенсии и продолжение работы в вузе на штатной основе. Достижение пенсионного возраста не является основанием для увольнения работников.
  В политику социальной защиты научно-педагогических кадров включены также общегосударственные меры по защите от безработицы высвобождаемых научно-педагогических работников и молодых специалистов через систему государственной службы занятости, повышения квалификации, переподготовку, выплату пособий по безработице.
  Сохраняется также система государственного пенсионного обеспечения, социального страхования, внедряется система обязательного медицинского страхования. В последней предусмотрено, что выплата страховых взносов за работников государственных вузов осуществляется за счет средств государственного бюджета.
  Основными недостатками государственной политики являются прежде всего отсутствие в государственной программе реформирования высшей школы в условиях рынка подпрограммы социальной поддержки ее работников. В частности в бюджетной системе РФ не закреплена приоритетность расходов на финансирование высшего образования, защищенности соответствующих статей государственного бюджета.
  В Российском законодательстве нет принципа распределения бремени расходов на высшую школу между бюджетами различных уровней (федеральный, республиканский, областной и краевой, муниципальный), что снимает ответственность с местных органов власти за социальную защиту вузовских коллективов. Все это есть следствие отсутствия механизма перестройки финансирования и содержания социальной инфраструктуры вузов с целью сохранения ее функций социальной защиты вузовских коллективов в условиях частичной коммерциализации и урезанного бюджетного финансирования объектов инфраструктуры. Наконец, важнейшим недостатком политики государства является отсутствие особого механизма социальной поддержки талантливых молодых специалистов и высококвалифицированных научно-педагогических работников, препятствующих "утечке мозгов" из вузов, в особенности их эмиграции из РФ, что ведет к значительным экономическим убыткам, а главное, к хроническому отставанию России от ведущих индустриальных держав вследствие потери важнейшего элемента ее интеллектуального потенциала.
  Анализ практики реализации государственной политики в области социальной защиты научно-педагогических работников показывает, что Правительство РФ не выполняет поставленных социальных целей, решая проблемы сбалансирования федерального бюджета и сдерживая инфляцию за счет снижения реальных доходов прежде всего бюджетных работников, в том числе вузовских. Ежеквартальная индексация окладов несколько смягчает положение научно-педагогических работников вузов на внутреннем рынке, однако, не решает проблемы выравнивания уровня их оплаты с промышленностью, а главное, не является препятствием для эмиграции ученых и педагогических работников.
  По данным Госкомвуза РФ текущие расходы вузов обеспечивались финансированием из всех источников менее, чем наполовину, что вызывало сохранение принципа остаточного финансирования. При этом нормативное финансирование вузов и образование фондов оплаты труда, производственного и социального развития с 1992 г. отменено, что в наибольшей степени отражается на социальной инфраструктуре вузов. Ряд ее учреждений коммерционализированы (столовые, магазины, служба быта, пансионаты, оздоровительно-спортивные лагеря, базы отдыха), что привело к резкому повышению цен на их услуги, а при низком уровне индексации оплаты труда и бюджетных доходов вузов к сокращению возможностей компенсаций за счет средств социального страхования и профсоюзных бюджетов вузов. Таким образом, уровень социальных гарантий в пользовании услугами социальной инфраструктуры вузов для студентов и сотрудников снизился, а цены на них резко возросли.
  Принятие в июле 1992 г. Закона РФ "Об образовании" частично решает проблему усиления социальной поддержки государственных вузов путем гарантирования доли образования в национальном доходе, защиты статей расходов на образование в бюджетах всех уровней, утверждения нормативов бюджетного финансирования вузов и их индексации в соответствии с темпами инфляции. В законе определены меры по усилению государственной поддержки профессорско-преподавательского состава и других работников вузов в области оплаты труда, медицинского обслуживания, компенсации расходов на покупку литературы в условиях инфляции, льгот в области отдыха и пенсионного обеспечения. Закон разрешает вузам оказывать платные услуги в сфере их уставной деятельности с освобождением от налогообложения, а также заниматься предпринимательской непрофильной деятельностью на общих основаниях. Доходы от них могут направляться на повышение оплаты труда работников вузов и социальную защиту студентов. Закон дает ряд налоговых льгот юридическим и физическим лицам, вкладывающим средства в развитие вузов, сдающим свое имущество им в аренду, поставляющим продукцию вуза и пр.
  Однако, целый ряд мер в области социальной поддержки научно-педагогических кадров в Законе отсутствует или остается неопределенным из его текста. Так, с отменой государственного распределения в вузах и ростом безработицы среди лиц с высшим образованием обостряется проблема трудоустройства молодых специалистов. Ответственность администрации вузов в области их распределения в Законе РФ "Об образовании" не определена. Однако стихийное развитие данного процесса в условиях свободного трудоустройства выпускников вузов может только усугубить проблему безработицы, в составе которой более 50% приходится на лиц с высшим и средним специальным образованием.
  Проблема "утечки мозгов" из высшей школы является наиболее сложной. Закон РФ "Об образовании" теоретически решает данный вопрос, повышая гарантии профессорско-преподавательскому составу вузов в области оплаты труда по отношению к средней зарплате в промышленности в 2 раза. Это может стабилизировать внутреннюю "утечку мозгов" из государственных вузов в другие сферы российской экономики. Однако в условиях дальнейшего снижения валютного курса рубля разница в оплате научно-педагогических работников в РФ и на мировом рынке будет увеличиваться, что не остановит процесс эмиграции лучших из них за рубеж.
  Проблема внебюджетных доходов вузов и их статуса как некоммерческих организаций также решена не до конца. Российский Закон "Об образовании" частично ее решает, разрешая вузам оказывать платные образовательные и другие виды услуг на коммерческой и некоммерческой основе. При этом некоммерческая уставная деятельность вузов освобождается от всех видов налогообложения (согласно статье 40 Закона). Однако в статье 43 сказано, что собственник фондов (основных и финансовых) вуза имеет право на часть доходов от платной деятельности вуза. Для государственных вузов это означает, что государство имеет право взимать налог на прибыль (доход) с любой платной деятельности вуза, в которой используются государственные материальные и финансовые средства (помещения, оборудование и др.), что противоречит зарубежной практике некоммерческого хозяйствования, где прибыль не может распределяться среди учредителей и собственников некоммерческой организации. В целом внебюджетный доход должен быть важным дополнительным средством социальной защиты вузовских коллективов.
  Как показывают исследования, доля внебюджетных средств, взятая в среднем в едином фонде финансовых средств колеблется от 7 до 55%. Как правило, основная часть внебюджетных средств всех рассмотренных университетов формировалась за счет доходов от хоздоговорных НИР. Кроме того, имелись и безвозмездные поступления. Однако, необходимо иметь в виду, что значительная часть безвозмездных поступлений также связана с доходами вузов от хоздоговорных НИР. Она представляет собой оборудование, приборы и другие основные фонды, купленные вузами за счет средств хоздоговор и переданные на баланс университетов после завершения соответствующих тем НИР. Примерно 10% во внебюджетных доходах университетов составляет плату за подготовку специалистов по договорам с предприятиями и организациями.
  Еще один источник во внебюджетных доходах занимали средства университетов, полученные от деятельности хозрасчетных предприятий и подразделений при вузах - в среднем около 2%. Анализ использования внебюджетных доходов показал, что основная их масса расходовалась на укрепление и развитие материально-технической базы, в среднем около 75%.
  Важное место по значимости расходов внебюджетных средств занимают мероприятия по социальному развитию и социальной защите студентов и сотрудников - в среднем их доля в общих расходах внебюджетных фондов составляет около 10%. Оплата труда научно-педагогических и других работников университетов составляет в среднем около 11,5%. Расходы на аппарат управления составляют 2,5% от общих расходов внебюджетных фондов.
  Значительные различия в размерах, направления внебюджетных доходов университетов на социальное развитие, повышение оплаты труда и содержание аппарата управления были обусловлены конкретными задачами и условиями деятельности того или иного университета и величиной бюджетных ассигнований, выделяемых по соответствующим направлениям. Общая высокая доля расходов внебюджетных средств, направляемая на реконструкцию и развитие материально-технической базы, отражает в целом низкий уровень ее развития, технической оснащенности труда научно-педагогических кадров и учебного процесса в отечественных университетах по сравнению с потребностями НТП и зарубежными университетами. Однако сегодня в условиях либерализации цен и сокращения бюджетного финансирования вузов (в реальном исчислении) важнейшим направлением расходов внебюджетных фондов должна стать защита доходов преподавателей и сотрудников от инфляции, включая поддержание необходимого уровня оплаты труда высококвалифицированных научно-педагогических работников.
  В целом исследование показало, что большинство преподавателей не было готово к работе в жестких и меняющихся условиях рынка, на поиски дополнительных средств, в том числе путем расширения хозрасчетной деятельности и платных образовательных услуг.
  Коммерческие структуры имеют различный статус в вузе, создавались они также с различными целями. Они работают на вуз, оказывая ему финансовую помощь. Широкое привлечение преподавателей, аспирантов и студентов к участию в их работе способствует повышению оплаты труда преподавательского состава, является источником дополнительных средств на улучшение финансового положения коллектива. Благодаря помощи коммерческих структур появляются дополнительные возможности для приобретения техники и оборудования, направления преподавателей и студентов в зарубежные командировки.
  У каждого вуза сложились свои экономические взаимоотношения с коммерческими структурами. Одни малые предприятия платят только за аренду помещения, другие оказывают ему безвозмездную помощь, третьи - занимаются с вузами какими-либо совместными разработками и т.д.
  Перспективы роста внебюджетных доходов вузов связаны с принятием закона о некоммерческих организациях, который должен освободить их от всех видов налогообложения при условии направления полученных средств на цели уставной деятельности вузов.
  В целом анализ практики действия нового закона РФ "Об образовании" показывает, что многие его положения (защита статей расходов на образование в госбюджете, нормативное финансирование вузов из бюджета, об адекватной индексации и др.) сегодня не реализованы. Введение единой тарифной сетки (ЕТС) в государственных вузах в начале 1993 г. частично смягчило ситуацию в области оплаты труда научно-педагогических работников, однако, не подняло ее на уровень требований Закона РФ "Об образовании".
  Анализ показал, что введение ЕТС с 19-разрядной шкалой и невысокими тарифными коэффициентами высших разрядов в определенной степени упорядочило государственные гарантии в оплате труда внутри бюджетной сферы. Но при этом остались не решенными вопросы выравнивания средней оплаты труда в негосударственных вузах (сегодня их более 150). Кроме того, внедрение ЕТС в ее действующем виде отрицательно сказалось на оплате труда наиболее квалифицированных категорий научно-педагогических кадров - с 15 по 18 разряд, уровень должностных окладов которых не соответствует их квалификации.
  Все эти стимулирует усиление миграции (внутренней и внешней) научных работников и преподавателей из государственных вузов. Одной из форм миграции является развитие многостороннего совместительства преподавателей и научных сотрудников в государственных организациях и негосударственных коммерческих структурах, что дезорганизует учебный и научно-исследовательский процесс в высшей школе.
  Одной из причин такого положения является подход к ЕТС как системе минимальных гарантий оплаты труда работников бюджетных учреждений, в том числе вузов. Это означает, что научно-педагогический работник должен находиться в постоянном поиске дополнительных заработков, а с учетом ограниченности ресурсов государственных научно-технических программ, искать эти заработки вне стен вуза, зачастую за рамками профиля его основной деятельности, что ведет к профессиональной дисквалификации. Преподаватель за рамками нормированного шестичасового рабочего дня не может нормально повышать свою квалификацию.
  Ситуация усугубляется и тем, что минимальная заработная плата, на основе которой устанавливается ставка 1 разряда ЕТС, значительно отстает от роста стоимости прожиточного минимума. В то время как в отраслевых тарифных соглашениях большинства производственных отраслей установлены отраслевые минимумы оплаты труда, значительно превышающие размер ставки 1 разряда ЕТС. Таким образом, сегодня отсутствует механизм межотраслевого регулирования оплаты труда в народном хозяйстве, что в условиях бюджетного дефицита и секвестра расходов финансирование социально-культурных отраслей будет постоянным источником напряженности и оттока наиболее квалифицированных кадров из вузов.
  В разработанной сегодня государственной концепции развития образования и высшей школы ставятся задачи повышения роста приоритетности высшего образования и расходов на него, престижа и значимости научного и педагогического труда, правовой, материальной и социальной защиты работников вузов.

<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу