<< Пред.           стр. 11 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

  Терапевт: А что это? Умереть и приходить на эту грешную землю и смотреть, что там происходит? Или подглядывать в замочную скважину? Или витать, как дух, быть доброй феей? Гладить всех по головке, но не вмешиваться в их земные дела? Что это значит - быть привидением?
  Лена (откинулась на спинку стула, обе руки за спиной, взгляд устремлен вверх): Например, я еду в метро. Стою, и мне кажется, что меня никто не видит. Я спряталась, и если раньше я воспринимала какой-нибудь взгляд как обжигающий и начинала думать: "Что же не так?", то здесь я ощущала, что люди смотрят на меня, но не видят...
  Терапевт: Это просто оболочка, которой вы защищаетесь от лишних событий? Или вы меняете свой масштаб, чтобы быть маленькой и незаметной? Хотите быть мышонком?
  Лена (кивает): Да.
  Терапевт: А не хотите иногда стать большой, красивой, поехать на бал, выйти из пены, родиться?
  Лена (поглаживает одной рукой другую): Нет.
  Терапевт: Метать молнии, громы, орать на людей?
  Лена (отрицательно качает головой, слегка морщится): Мне настолько далек образ феи или принцессы, в которую можно превратиться...
  Терапевт: Да, я понимаю. (Задумывается.) А вы хотели бы быть восточной женщиной, жить под чадрой, слушать пение фонтана, сидеть взаперти?
  Лена (улыбается, мотает головой): Нет, я хотела бы быть женой лесника.
  Терапевт: Угу... Теряться в лесу время от времени?
  Лена (мечтательно): Да...
  Терапевт: Чтобы лесник ходил по лесу и кричал: "Ле-на-а-а!". А вы бы сидели под пеньком и не отзывались.
  Лена (смеется): Нет, я бы отозвалась. Я знаю: он крикнет, и я приду - на время, а потом опять уйду.
  Терапевт: Жили бы у ручьев, плели бы косы... Время от времени шутили над путниками, зазывали куда-то в чащу, потом отпускали обратно.
  Лена (принимает прежнюю позу: кладет правую руку на колени, левую сверху): Да, можно.
  Терапевт: А не может ли получиться так, что, приобретая подобную независимость, вы уйдете куда-нибудь далеко, станете самодостаточной, и вам захочется оставить мужа, оставить детей, дом, двинуться в большую жизнь?
  Лена (прижимает левую руку к груди): У меня самодостаточности нет ни на столько... Мне кажется, что так много ее у меня не может быть никогда.
  Терапевт: Ой, не зарекайтесь. Так легко перейти от какого-то искомого качества к его противоположности... Раз вам кажется, что вам его не хватает, значит где-то для вас открыты большие короба с этим добром. Знаете, как Кощей Бессмертный сидел-сидел в своем углу, гремел цепями, худющий-худющий, несчастный-несчастный... Только хотел водички испить, чтобы потом погулять... Как выпил водички, как порвал свои цепи, как пошел крушить, так и полетели клочки по закоулочкам...
  Лена (оперлась правым локтем о спинку стула, улыбается): Кощей коварный был, он знал, зачем воду просить.
  Терапевт: А вы совсем не коварная?
  Лена: Нет. Я что думаю, то и говорю.
  Терапевт: Кощей тоже что думал, то и говорил - до поры до времени... Скажите, когда вы волнуетесь, у вас меняется вес? Были случаи, когда вы поправлялись, худели?
  Лена (посерьезнела): Когда я волнуюсь, я худею, и у меня болит голова.
  Терапевт: Значит, худеть - худеете, но не поправляетесь. Вам иногда кажется, что вы толстая?.. Вы не боитесь растолстеть?
  Лена: Нет.
  Терапевт: Вы никогда не думали, что вы толстая?
  Лена: Абсолютно нет. Проблема-то в том, что я никак не могу поправиться. (Смеется.)
  Терапевт: А когда вы были подростком, вам казалось, что у вас длинные руки или неправильные ноги, большой нос? Какие тогда были проблемы с телом?
  Лена: Мне казалось, что все не так.
  Терапевт: Вы были гадким утенком?
  Лена: Угу. (Кивает, слегка улыбаясь.)
  Терапевт: Но вы хотите превратиться в лебедя, или уже превратились?
  Лена: Я себя не понимаю. Я сама для себя не хочу в него превращаться, потому что я сама себя все-таки люблю, но не как мама. Я внутри себя люблю и называю себя Ленкой, как в детстве. (Оживленно жестикулирует левой рукой, правая лежит неподвижно на коленях.) А когда я общаюсь с другими людьми, мне хочется выглядеть лучше.
  Терапевт: А вам не хотелось быть мальчишкой? Вы худющая, называете себя Ленкой, в семье у вас девочки. Мама хотела мальчика?.. А папа хотел?
  Лена (задумалась, поджав губы): Мама нет, а папа никогда об этом не говорил.
  Терапевт: Все были согласны на зверушку, если не мальчик, то пусть будет зверушка?
  Лена (кивает): Угу. Что хотели, то и получили.
  Это тоже вопрос "Кто я?", и половая идентификация также важна. Клиентка ведет себя так, будто находится в другой фазе своего развития - досексуального - оформляясь только в социальных и биологических ролях. У нее нет отчетливого различения между поколениями, и отсутствует ощущение половых ролей. Ее мать иногда играла мужскую роль, отец - женскую, кто-то кому-то был ребенком, кто-то обращался к ней как к взрослому. У клиентки все это сильно перепутано.
 
  Терапевт: Вам хотелось быть мальчишкой?
  Лена: Первый ответ - "нет". По крайней мере, мне не хотелось бы быть мужчиной сейчас. А в детстве... Может быть, тогда - "да".
  Терапевт: Хорошо. Тогда чего мы хотим? Какова будет наша задача?
  Лена: Мне бы хотелось, чтобы вы сами определили, что у меня не так. Какая проблема... (Смеется.)
  Терапевт: Что у вас не так? Да у вас все не так!
  Лена: Я и говорю... Может быть, хотелось бы удерживать состояния наполненности, которые были. Но что это такое?
  Терапевт: Это значит, что лишнее шевеление означает для вас обязательно потерю чего-то.
  Лена: Вот, вот. (Кивает.)
  Терапевт: Поэтому лучше не шевелиться. Но не шевелиться нельзя. И поэтому приходится все время терять.
  Лена: Вот так, да.
  Терапевт: Так какова все-таки задача? Надо что-то выбрать. Все сразу решить невозможно.
  Лена (взгляд задумчиво устремлен наверх): А если я опять к тому же вернусь... К независимости... Чтобы не обжигаться о чужие слова и взгляды.
  Терапевт: Почему это вас так волнует? У вас все так, зачем вам беспокоиться? Родились случайно, неизвестно, жили ли. Сейчас вы - это не вы, а часть семьи. Что вам терять?
  Лена: Правильно. Поэтому мне надо невидимой быть, раз меня нет. А на меня почему-то все смотрят...
  Терапевт: Некоторые еще и разговаривают.
  Лена: Не дай Бог... (Улыбается.)
  Терапевт: Вы хотите, чтобы люди, когда они на вас смотрят, или вас не видели, или принимали за хорошую, или прощали вас за то, что вы не такая.
  Лена: Или принимали такой, какая я есть.
  Терапевт: А вы верите, что вас можно принимать такой, какая вы есть?
  Лена: Если им это не нравится, то они могут не разговаривать.
  Терапевт: Я с вами разговариваю и принимаю вас такой, какая вы есть. Как я с вами разговариваю?
  Лена: Как с очень проблемным человеком.
  Терапевт: А что у вас такого проблемного?
  Лена: Я вся не такая.
  Терапевт: Но это вы так считаете. Я так не считаю. Человек вообще, как был выгнан из рая, потерял совершенство. Просто некоторые это понимают, а некоторые - нет. Вы хотели бы вернуться в рай?
  Лена (оживляется, начинает жестикулировать левой рукой): Я хотела бы не понимать, что я несовершенна, не видеть этого.
  Терапевт: Как это может быть, ведь как только вы начинаете что-то понимать, у вас сразу всплывает, что вы не такая. Может, вас родить обратно?
  Лена (улыбается): Шапку-невидимку мне нужно.
  Терапевт: Если вернуться к началу нашего разговора, то получается, что мама вышла замуж не за того, папа женился не на той. Один родил одну половинку зверушки, другой - вторую половинку. Зверушка - это звероящер, голова от одного, а хвост от другого. Сфинкс - не сфинкс, кентавр - не кентавр. Не понять. Одни говорят: ты змея, другие - ты рыба, ты не наша. Как у кентавра: одни говорят - лошадь, другие - человек. Одни принимают за своего, другие - нет. Но, может, и другие такие есть - кентавры, змеерыбы?
  Лена: Есть, наверное, но они живут так, и им это не мешает. А мне мешает.
  Терапевт: Может, вы никогда не видели другого существа, которое состояло бы из двух половин? Проблема, что бывают мужчины и женщины из разных семей, с разными привычками, она не вами придумана. (Лена молча кивает.) Может, вам поискать свою стаю? Если вы считаете себя уродом, то, может, есть стая уродов, которые уродами себя не считают, а считают друг друга красавцами?
  Лена: Но где же их найти-то?
  Терапевт: А вы их искали?
  Лена: Я считаю, что в жизни все постепенно приходит. Если надо, то придет. Нет, так я не искала. Я просто думаю, что другие с этим справляются, а я нет. (Смотрит наверх и слегка раскачивается на стуле.)
  Терапевт: Будем, что ли, во сне пластическую хирургию делать?
  Лена: Ага.
  Терапевт: Во что вас превращать? Что оставлять, что наращивать, что от змеерыбы оставлять? Что со щеками будем делать, с носом, с волосами?
  Лена: Мне опять хочется сказать, что превращаться надо в ничто.
  Терапевт: Расскажите сказку о Русалочке.
  Лена: Я в самом начале могу остановиться. Потому что принц - из другого мира, и они не могут быть вместе, поэтому надо остаться в своем доме...
  Терапевт: И не вылезать из него?
  Лена: Если хочется, можно иногда вылезать, но не меняться. (Погрустнела, спрятала правую руку за спину.) Не отдавать часть себя иллюзиям, которые могут не оправдаться.
  Терапевт: Иллюзии дворца на холме - это когда ты живешь в воде, а если ты живешь в этом дворце, то это совсем не иллюзии. Иллюзией тогда является подводное царство. А как жить то в одном месте, то в другом - уже другая задача. У вас хватило бы сил жить в двух мирах?
  Лена: Мне кажется, что хватило бы. Это как раз тот вариант, который нужен.
  Терапевт: А в трех мирах?
  Лена: Зачем? Есть свой мир и тот, куда хочется.
  Терапевт: Есть мир, в котором вы думаете или мечтаете о чем угодно. Ушли в мечты, и в этом мире живете, строите замки, разрушаете их. Это ваш мир, никто в него не вхож. Вы себя в нем ласкаете, успокаиваете, возбуждаете. Это ваш мир, ваш замок. Это мир?
  Лена: Да, это мир.
  Терапевт: Второй мир, в котором вы живете - мир вашего реального дома. Это ведь тоже мир?
  Лена: Да.
  Терапевт: Третий мир - в котором ничего не существует. Вы там - прах и пепел, пена. Все люди равны. Ничего там нет. Вы знаете, что просто плавно существуете, растворившись где-то. Других нет, вас нет, вам спокойно или неспокойно, нет забот, нет начала и конца, прошлого и будущего. Но все-таки что-то есть. Это ведь тоже мир. (Лена кивает.) Это третий мир. Четвертый мир - мир сконструированный, но тем не менее реальный. Это не дом, это мир, в котором может жить другой принц, чужие дети. Это мир, куда вы уходите в гости. Он может быть интересен, из него можно уйти когда угодно, как из мира мечты. Он имеет немного от мечты, немножко - реального дома, немножко - как в том мире, где ничего нет. Это ведь тоже мир? (Лена смотрит "в себя", кивает.) Это четвертый мир. Как же вам жить в этих четырех мирах, чтобы приносить какие-то вещи из них, смешивать, иногда терять, иногда находить. Чтобы не было такого: в один мир входите, вдруг дверь щелкает и выйти уже не удается. А раз есть такой страх, то быть в мире, где находишься, уже не совсем полноценно. В этом будет заключаться неполноценность? (Лена наклонила голову и трет рукой подбородок.) Может, необходимость независимости заключается в том, чтобы то уходить в один мир и там находиться, устроить его для себя как норку, то из этого мира возвращаться в другой мир и там тоже жить сколько угодно, а затем, когда захочется, переходить в третий мир... Может, в этом независимость и заключается?
  Лена: Дело в том, что у меня есть еще, скажем, пятый мир, где много-много шипов, куда я попадаю...
  Терапевт: А что это за пятый мир? Это мир, где люди на вас смотрят и видят вас не такой?
  Лена: Да, да. (Прижала палец к губам.)
  Терапевт: Вы как морская звезда...
  Лена: Мне в этих четырех мирах как бы хорошо, я плавно перетекаю из одного мира в другой, а вот в пятом у меня прокручивается... (Изображает пальцами вращательное движение.) В нем я себя чувствую себя жутко незащищенной, мне хочется бежать из него в какой-то из четырех других.
  Терапевт: Может, тогда нужен шестой мир, в котором люди, что бы вы ни сделали, улыбались и восхищались вами. Люди смотрели бы на вас как на образец, как на манекенщицу.
  Лена: Можно и такое, но дело в том, что пятый мир все равно останется... (Смотрит в одну точку.)
  Терапевт: А может, в этом пятом мире за какой-то мембраной находятся и пятый и шестой мир вместе. И как в кривом зеркале: вам кажется, что все смотрят на вас и вы не такая, а на самом деле - все наоборот, как в кривом зеркале. Вас кто-то заколдовал - все делаете так, вами восхищаются, у вас есть особое свойство задавать ритм, стиль, задавать тон...
  Лена: Это какой-то перегиб. Я же понимаю, что так не может быть.
  Терапевт: Но может быть, вы могли остаться в этом пятом мире на средней грани, когда на одной стороне Зазеркалья вы делаете что-то не совсем так, а иногда даже очень так.
  Лена: В этом случае мне бы захотелось убежать в шестой мир и там сидеть.
  Терапевт: А чем плохо? Может быть, это и есть ваш настоящий мир?
  Лена: Так не может быть.
  Терапевт: Почему?
  Лена: Я же не могу всегда все делать правильно. (Слегка улыбается.)
  Терапевт: Вы рассуждаете как девочка-отличница, которая поставила кляксу на странице и говорит: "Как же я эту кляксу исправлю? Что бы я потом на этой странице ни написала, все равно это будет страница с кляксой. Я всегда делаю на странице хоть маленькую, но кляксу, потому что совершенства в мире нет". А вам в ответ ваша добрая фея: "Знаешь, ты поставила кляксу, а на другой странице ты для симметрии тоже поставь кляксу, а вокруг них будет узор и ты его нарисуешь, как на нотном листе. И вот ты напишешь прекрасное музыкальное произведение благодаря этой кляксе, которая стала для тебя стимулом". А вы ей возражаете: "Раз клякса - значит, это не совершенство, раз это не совершенство, то не хочу, чтобы это вообще существовало". А она вам: "Подумаешь, клякса. Неважно, зато ты целое полотно разворачиваешь, а клякса - как бы твоя подпись".
  Лена: Мне хочется сопротивляться. Во-первых, за первую кляксу подзатыльник получишь, потом еще и за вторую, которая тебе как бы для симметрии нужна. А потом кляксы - это не поступок, это ошибка. Делать вторую ошибку, чтобы получить... (Пожимает плечами.)
  Терапевт: Чем отличается поступок от ошибки?
  Лена (затрудняется ответить): Это ошибочный поступок...
  Терапевт: Вопрос о том, насколько вы гибки относительно среды, подкидывающей вам ошибки. Люди так устроены, что зачастую на кляксу внимания не обращают. Подумаешь, клякса. Вы сумеете любую кляксу использовать, если, конечно, будете двигаться быстрее и более плавно, чем заставляет вас окружающая среда. Если вы будете сидеть на стуле и вас любой шорох будет приковывать к месту, как будто вас на иголку, как бабочку, посадили, тогда, конечно, другое дело - тогда все будет плохо. Вас такой вариант больше устраивает?
  Лена (все время сидит, глядя в одну точку): Нет, у меня такой вариант уже есть. Больше не надо.
  Терапевт: Что мы будем делать? Чего мы хотим? (Лена очень долго молчит, слегка улыбаясь.) Вы, по-моему, уже где-то в седьмом мире находитесь. Как вам наш разговор?
  Лена: У меня такое ощущение, что после такого разговора можно уже и наведение не делать. Подумать сначала.
  Терапевт: Как вы сейчас себя чувствуете?
  Лена (смотрит "в себя"): Как в том мире, куда ничего не доносится, только я и мои мысли. Но это пока, а когда я все это обдумаю...
  Терапевт: А зачем это обдумывать?
  Лена: Не знаю, я боюсь, что из меня это состояние вытечет. (Улыбается.)
  Терапевт: Как вытечет, так и обратно втечет. Как песочные часы: высыпались, перевернули, опять потекли. Так и вы... Ну что, будем сейчас спать? Силы есть?
  Лена: У меня силы есть.
  Терапевт: Мы все возьмем обязательство быть такими стойкими, как вы. Закрывайте глаза, садитесь удобно. (Лена закрывает глаза, складывает руки на коленях.) Давайте мы сейчас прислушаемся к звукам вокруг... как будто это особый звуковой ковер... в котором вы иногда видите отдельные всплески цвета... очень спокойных оттенков... И вслушиваетесь в тишину... в паузы между звуками... И одновременно очень тонко слышите отдельные звуки, удаляющиеся голоса... какой-то далекий гул, шорохи... собственное дыхание... И кажется, что иногда... вы слышите совсем не существующие звуки, трепет собственных век... Веки трепещут, как трепещет от ветра белье, повешенное на веревке... И вам может нравиться свобода ваших век, прижатые глаза... Ветер дает упругость... и одновременно мягко гладит, напоминает об энергии... Если вы вспомните свой шарф... коричневые и зеленые оттенки... желтое, черное... Может быть, вы представите, что у вас появляется... как из детской сказки... ковер-самолет, большой и плотный, большой шарф, расстеленный во все стороны... на который можно сесть или лечь... которым можно обмотаться...
  Она говорила о том, что ей хотелось бы видеть себя со стороны, и здесь начинается мотив полета, легкости, видения со стороны, покачивания, перехода... Шарф близок к телу, тесно прилегает, его можно теребить. Частичка себя. И вот из прозрачного шарфика получается нечто плотное, фактурное, то, на что можно опереться. На ковре есть узоры. Узоры рифмуются с бликами, крапинками при закрытых глазах. Реальные звуки мерцают, уходят, блекнут - это тоже ассоциация с узором ковра... Клиентка немножко черно-белая, субдепрессивная, построенная на контрастах. А ковер - это введение к теме цвета, к теме блеска.
 
  Он становиться коконом со многими слоями, пещерой... Его можно разворачивать и сворачивать... Кажется, он сам трепетно разворачивается от вашего дыхания...
  Мотив кокона, пещеры, убежища - это из ее словаря. Фактурные образы тепла, детства, уюта.
 
  И даже мысли, когда вы сидите на этом ковре-самолете... Он может уносить вас в любые земли... И ощущение полета и легкости, и одновременно ощущение прикрепленности к нему... Как будто вы сами обретаете легкость... и ваше тело слегка вытягивается во всех суставах... Голени и бедра... Запястья и предплечья... начинают изящно вращаться в суставах, как вращается пропеллер, как вращаются колеса велосипеда... Надуваться, как паруса на этом ковре-самолете... Вы чувствуете себя то растворяющейся на его фоне... незаметно исчезающей... А то яркой и красивой птицей, которая по праву свила свое гнездо... в этом большом коконе... летящем, куда она захочет...
  В ковер можно по-детски завернуться - так он превращается в гнездо. Гнездо имеет смысл убежища: спряталась, чур меня, в домик, в уют, в состояние защищенности, в кокон. Но если хочешь, можешь полететь, расправить крылья, лететь далеко, чувствовать себя свободно. Гнездо и свободный полет - одна контрастная пара. Другая, с ней связанная - нечто незаметное, распластанное, спрятанное, маленькое с одной стороны и расправленное, яркое, красивое, большое - с другой.
  И этот большой ковер, на котором вы, как большой ребенок, можете шагать и двигаться, кувыркаться и бегать, подпрыгивать и упруго приземляться... И свобода движения на этой плоскости... свобода заворачиваться в него, как в гнездо... и бродить в нем, как в огромном дворце, открывая закоулки... Увеличивать и уменьшать эту свою оболочку... такую преданную... такую свою... И этот неожиданный и такой естественный подарок - собственный шарф... вторая кожа... оболочка, дом, присланный откуда-то из далекого прошлого... завещанный вам, ваша неотъемлемая ценность... несомненно, ощущается своим... Может быть, на этом ковре, на этом ковре-самолете вы можете почувствовать отдельные квадраты... и геометрические рисунки... и их рассматривать...
 
  Я думаю, что она сама довольно геометрична. Есть люди-круги, люди-квадраты, и есть люди - проволочные фигурки. Она - такая проволочная фигурка. И я думаю, что ее визуальное мышление скорее геометрическое, чем цветовое. Фигурки - это еще и орнамент. Кроме того, смотреть на ковер и ощущать орнамент на нем значит одновременно смотреть на себя со стороны и чувствовать себя изнутри.
 
  И эти геометрические рисунки... в разных углах, под разным освещением... меняясь, дают вам самые разные картинки... чувства, воспоминания... и особое удовольствие от этого ковра-самолета,.. который поднимает вас в воздух и куда-то переносит... Позволяет сквозь эти квадраты, как сквозь окна... смотреть на все, что вы хотите... как будто бы со стороны...
 
  Не столько видеть себя со стороны, сколько иметь возможность находиться то ближе, то дальше, менять дистанцию. Свобода приближения и отдаления. Отсутствие нависания, чрезмерного отдаления, чрезмерной близости, которая, например знаменуется криком. Мотив движения наверх, ощущения воздуха вокруг. "Хочу быть ближе, хочу быть дальше. Сжалась в комочек, лежу в гнезде - хочу вылететь, расправить крылья".
 
  И при этом так легко дышать... ощущение прекрасной независимости, ощущение легкости и покоя... как будто бы вы смотрите на шахматную доску... и так же точно, так изящно, единым взглядом, ясностью ума... видите все, что происходит. Вы можете увидеть знакомые сцены, свой дом... и даже себя со стороны... среди других людей... Ощущение приподнятости и независимости... того, что вы рядом, вы за невидимой и прозрачной, очень тонкой мембраной... И ковер-самолет может покачивать вас, передавая это особое ощущение... парения и независимости... марева... рамки... то ближе, то дальше... с особым чувством, что вы сами властны... немножко передвигать... приближать и отдалять то, что находится рядом... со стороны... со стороны... И когда вам хочется этого парения, этого состояния... со стороны... когда вы только ум... только ясность, когда вы можете только видеть и слышать все происходящее... И легко переводить его в звуки, то включая, то выключая звук... и при этом отдыхая... И ковер-самолет своими узорами, которые меняются... напоминает вам о разных картинах, которыми вы можете любоваться... И переносит вас в особое пространство... и никого нет... и есть природа, чистота... и может быть, лес, и воздух между деревьями... и почва... и пение птиц... И этот ковер-самолет, который складывается и превращается в ваш платочек... и помещается в ваш карман... как будто бы он ваш талисман и находится с вами... И с той же легкостью вы совершаете прогулки по тропинке... по земле... по особой тропинке, такой реальной, такой волшебной... куда-то ведущей дорожке... в новые дали, которые иногда проходят среди знакомых вам мест... И ощущение открытия... и нет опасности, пока вы на этой тропинке... и плавность движения, и ощущение ритма, с которым вы двигаетесь... то чуть медленнее, успокаиваясь... и набирая особую энергию... особых движений каждых частей тела... то чуть быстрее и энергичнее... Собирая вокруг все то красивое, что есть... и любуясь со стороны, любуясь картинами... которые иногда... когда вам хочется... медленно сменяют друг друга... И оживающие цвета... зеленое и коричневое... желтое и черное... и крапинки красного... в этом лесу... таком реальном, таком волшебном... с качающимися деревьями, с поющими птицами... и с тишиной... И на фоне этой тишины время от времени... вы вспоминаете какие-то далеко уходящие... оставшиеся в прошлом городские звуки... И эта тропинка, как узор ковра, начавшаяся с его края... ведет вас куда-то... и в вас просыпается тихая радость... оттого что вы находитесь в таком безопасном месте... И двигаетесь, двигаетесь, как будто растете и перемещаетесь... и чувствуете себя в новой среде... и при этом со стороны смотрите на все, что происходит вокруг... Это реальность, сказочный подарок... возможность бродить... и эта тропинка может слегка петлять... и идти то вверх, то вниз... и приближаться к воде, к источникам... и напоминать вам своими цветами - голубым, сероватым, синим - совсем о другой гамме... И вы смотрите на небо, вы смотрите вокруг... И кажется, что ваши взгляды... ощущение пространства расширяется и насыщает вас красками и цветами, воздухом и свободой... воздухом и свободой... И вы улыбаетесь себе... и понимаете, что вы всегда, когда захотите, сможете вернуться в эти распахнутые и такие широкие пространства... прийти в них опять и долго бродить... идя по этой тропинке, переходя из леса... может быть, в парк, может быть, в сад... спускаясь и поднимаясь... И вы понимаете, что ваша свобода заключается в том, чтобы когда вы захотите... вынуть из кармана... свой волшебный платок, развернуть его и сесть на этот ковер-самолет... подняться и куда-то переместиться... И если вам захочется, вы свернете из своего ковра-самолета удобное кресло и почувствуете себя в полной безопасности... И может быть, вам захочется немножко погрустить и о чем-то подумать... и повспоминать прошлое... И погулять... и в этой пещере, в которую превращается ковер-самолет... укрыться... в дальнем углу вы можете найти ящик... волшебный клад... И, открыв его, обнаружить внутри множество старинных красивых колец с разными камушками... которые вы можете трогать и разглядывать... И, поднося каждое кольцо к глазам... и гладя его... и примеряя... вы вдруг поймете, что каждое кольцо представляет собой какую-то законченную историю, особую сцену из прошлого... может быть, вашего прошлого... может быть, возможного прошлого... И вы сможете начать мечтать... и, трогая это кольцо и любуясь им, вы войдете в это прошлое... С помощью кольца расколдовывать самые разные сцены, входить и мечтать... и иногда, перебирая кольца, вы сможете двигаться по своему собственному прошлому... иначе его переживая, его воспринимая, заново воображая... входя в какие-то параллельные пространства, оказываясь в жизни каких-то других людей, существовавших до вас... может быть, ваших родственников... вам может очень понравиться рассматривать, как много колец в вашем ящике... Как хорошо иметь свой клад... Когда захотите, сможете путешествовать в своей памяти и радоваться тому, как иногда из давно забытых времен... всплывают запахи... куда-то ведут... и нанизываются друг на друга... и каждый из них, как кольцо с красивым камнем, особенным камнем... напоминает о чем-то своем... неповторимом... И как кольцо... каждая история может быть закончена или бесконечна... И когда захотите... на своем ковре-самолете... закроете свой ящик, легко вздохнете... легко вздохнете... И может быть, вам захочется опять подвигаться, выйти из этого состояния... Покувыркаться или попрыгать... стать маленькой или большой... почувствовать особое состояние радости от того, что вы опять куда-то перемещаетесь... И вам захочется походить по своему ковру-самолету... походить и почувствовать себя хорошо и спокойно... И, может быть, вы опять почувствуете упругость ветра... Почувствуете, как вам захочется прилететь в свою обычную жизнь, оказаться среди своих знакомых... Как будто бы то, что вы сейчас будете делать, все, что будет происходить... окажется для вас легким и спокойным... потому что про себя вы улыбаетесь и помните про другие жизни, про другие возможности... Как будто бы через вас струится свет особого отдыха, мечты и возможности посмотреть на все со стороны... Вы помните свои чувства, как будто состоите из одних чувств, из одной памяти... когда вы перебираете эти камушки и кольца... И с улыбкой вспоминаете об этом... и сейчас вы занимаетесь делами и встречами... и вам так приятно, что, что бы вы ни делали... чувствуете точность каждого действия... каждого впечатления... И вы немножко здесь, немножко чувствуете и немножко понимаете, как будто бы печете замечательные пироги, в которых всего хватает... все со всем увязано... И вы точно знаете температуру... Особое ощущение, что каждое ваше действие исходит от вас... как будто бы ковер-самолет укачал вас... и принес... и сейчас вы как хорошо сделанный торт, при нужной температуре, со всеми добавками... ощущение удивительной целостности... как будто разными своими частями вы обращаетесь к другим людям... и очень часто, очень точно становитесь частью общего узора... как будто бы вы стали частью своего волшебного ковра... И вам так нравится, что другие люди и другие события точно подходят к этому рисунку... и при этом вы знаете, что стоит вам только захотеть, вы можете легко отодвинуться от этой реальности и опять управлять своим ковром-самолетом и куда-то переместиться... в особое одиночество... И может быть, вам захочется почувствовать, что вы переводная картинка, фотография...
 
  Переводная картинка - то, что появляется постепенно. Не надо пугаться первоначальной нечеткости, двигаясь к четкому изображению: ведь все равно появляется ясная цветная картинка.
 
  Почувствовать, что когда вы на нее смотрите... иногда вам кажется, что резкость слишком велика, а иногда слишком мала... Вы как будто пробуете свое тело... и когда вам становится зябко, вы заворачиваетесь в свой ковер-самолет... как будто кружева пены... теплые кружева пены... из теплого-теплого моря... своими складками, своими сборочками вас оберегают и укутывают... оберегают и укутывают... И когда вы закутываетесь и чувствуете себя спеленутой... и одновременно очень свободной... вы резкими движениями иногда освобождаетесь... а плавными... наоборот - заворачиваетесь... И особый дар нужных движений... закругленных, обращенных внутрь себя... как будто вы творите новые формы, особые новые формы... и само собой запоминается... ощущение целостности, полного узора... И когда вам хочется погулять по своему ковру-самолету, почувствовать его мягкость и плавность, его дружественность... может быть, вам захочется отдохнуть и задремать... и как будто раствориться в узорах этого платка, шарфа или ковра... Раствориться и стать одним из узоров... на время исчезнуть... твердо зная, что вы очень важная ниточка, которая вдета в этот ковер... и вы обязательно появитесь, как проявляется переводная картинка, если на нее брызнуть живой водой... Появитесь, воплотитесь и опять пойдете погулять по своей волшебной тропинке, все дальше и дальше, все спокойнее и спокойнее... И на этом пути... сквозь волшебный лес... вы можете почувствовать, как вам легко войти, не сходя с этой тропинки... в свою обычную жизнь... пройти по ней... и опять возвратиться другой дорожкой... той же самой дорожкой... И послушать, как шумят деревья, как поют птицы... увидеть, как ползет муравей... и может быть, прилечь под каким-то деревом, закрыть глаза и позволить себе задремать... под пение птиц... зная, что эти птицы поют про вас... и рассказывают друг другу, какая вы красивая, как точны ваши движения... как все, что вы совершаете, кажется им изящным и точным, как будто бы в особом ритме... происходит все то, что вы делаете, все то, к чему прикасаетесь... И хотя сейчас вам, может быть, хочется заснуть... вы все равно знаете, что эти птицы поют о вас... и рассказывают друг другу разные истории... И медленно и спокойно, в каком-то особом ритме... вы чувствуете, как текут ваши сны и мысли... медленно и спокойно, как будто вы в большой реке, мощной и сильной большой реке... И ваши сны и мысли, ваши картинки и образы... напоминают о том, что вам хорошо и спокойно... хорошо и спокойно... Как будто вас слегка покачивает на волнах... свежим ветром... то вверх, то вниз... И может быть, вы почувствуете, когда захотите, что около вашего дерева бьет особый, чистый ключ... и стоит вам попить из него воды, как вы начнете хорошо помнить все, что с вами происходило... хорошо помнить... И если вы сделаете второй глоток... вы вспомните, как легко и спокойно... перебирать камушки из найденного клада и вспоминать прошлое... и мечтать и воображать все, что захочется... А если вы выпьете третий глоток, то вспомните, как хорошо волшебной тропинкой ходить к себе домой... и чувствовать себя изящной и ритмичной... и делать все, что захочется... И чувствовать особый рецепт того, что вы делаете... как хорошо приготовленный пирог... И каждое ваше действие, и вы сами, будет точно приготовленным, замечательно вкусным, абсолютно доведенным до нужной температуры... Таким же пирогом, глядя на который все окружающие будут улыбаться, который будет всем нравиться... легко-легко, спокойно-спокойно... Легко-легко, спокойно-спокойно... И так хорошо, что ваше путешествие вы можете начинать из любого места... от своего платочка и шарфа, становящегося ковром-самолетом... От кольца, которое напоминает вам о кладе, от волшебной тропинки, по которой вы можете входить в свою обычную жизнь... От наблюдения красивых узоров, целой картинки... которая позволяет вам на время раствориться, забыть на время о себе... И превратиться в точку... в важную точку... в часть этой картинки... Почувствовать покой и отдых... Побыть некоторое время кружевами... И потом, как переводная картинка... родиться и появиться... вернуться, улыбнуться... почувствовать себя легко и спокойно... И вам нравится плавность ваших снов и ваших мыслей, вам нравится плавность ваших движений... вам нравится ваша жизнь... в которой есть так много разных направлений...
 
  Она независима, когда летит, сидит в гнезде, идет по тропинке - все это образы независимости, самодостаточности. Образы, которые имеют отношение к донашиванию, созреванию, ощущению полноты... Когда она сама себя будет чувствовать полноценно, то и остальные будут считать ее полноценной. И переводная картинка отражает образ окончания, выраженности, завершенности того или иного состояния. А когда у нее наступит ощущение, что она довыразилась, доласкалась, доносилась, то это и будет ощущением адекватности самой себя.
 
 через которую так по-разному проходит ваша волшебная тропинка... И очень постепенно, только когда вы захотите... Очень постепенно, никуда не спеша... улыбаясь... очень постепенно, будто поднимаясь куда-то вверх... Когда вы захотите, вы откроете глаза... и улыбнетесь.
  (Лена наклонила голову, улыбнулась, открыла глаза и долго молчит.)
  Терапевт: Вы хотите что-нибудь рассказать? Свои впечатления?
  Лена: Угу... (Трет рукой лоб.) В самом начале, когда шарфик появился, тоненький сначала был, маленький. А я болталась там на ниточке, забраться на него не могла. Я на него наступала, он был мягкий, я проваливалась. Я с него соскальзывала и хваталась. А потом поняла, что не я маленькая, а он большой... А вообще я мало что помню... (Закладывает правую руку за спину.) Ничего не слышала.
  Терапевт: Очень хорошо. Можете рассказать общие ощущения, ведь что-то вы помните?
  Лена: Когда зашла речь о торте, мне показалось, что сейчас меня съедят. (Улыбается и смотрит на терапевта) Так хотелось, чтобы торт - отдельно, а я - отдельно. А вообще ощущение защиты, как будто была завернута в плед. (Лена кивает и поглаживает рукой шарф.) Там, где вода была, родник... Тоже было очень приятно. Что-то новое - знание того, что из родника можно напиться. (Складывает руки на коленях, задумывается.) А потом в какой-то момент - я не помню, что вы говорили - я почувствовала, что пальцы и ладошки стали в колючих иголочках и как будто начали светиться... (Небольшая пауза, потом Лена улыбается, глядя "в себя".) Больше рассказывать не хочу, потому что все остальное - мое.
 
  Вопрос участника семинара: Как бы вы в психоаналитических терминах сформулировали проблему Лены?
  Терапевт: При единичном общении с ней возникает альтернатива - или узнать фактическую биографию, а как вы понимаете, у любого человека могут быть трудности в детстве, это вопрос оптики, которую ты ищешь, - или же можно как бы вскользь этого коснуться. Мне кажется, что в предгипнотической беседе человек сам начинает интенсивно думать о своем детстве. У клиентки явно нарушена коммуникация между родителями. В целом это семейная проблематика. Я думаю, что для нее достаточно актуальны неразрешенные проблемы своей семьи, причем не самого раннего возраста - относительно поздний конфликт.
  Вопрос участника семинара: И эти нерешенные семейные проблемы проявляются и в невыраженной идентичности?
  Терапевт: Конечно. Я задал ей вопрос, хорошая ли она мать для своих детей, потому что создается такое впечатление, что она, пребывая в своем аморфном состоянии, как бы видит детей в полусне. Ну, случилось и родила, как многие. Зачем она их родила? Кто ей эти дети? Кто она им? Она не очень понимает. Это, может быть, звучит жестко, но фактически речь об этом. Я хочу продвинуть ее по этой оси к большей определенности своей родительской идентичности. Три ряда - ее собственная семья сейчас, ее детская семья и семьи, с которыми она работает - как три стеклышка, наложить друг на друга, настроить и тем самым вызвать эффект большей ясности и большей допустимости переживаний в каждом из них. Это работа, скорее, по фокусировке. От аморфности к фокусированию.
  Если говорить о фокусировании и расфокусировании, то она имеет возможность почувствовать себя успешной и уже однажды "сделавшей себя" в сфокусированном виде. Запомнить это состояние, а потом его забыть и допустить для себя иное - это, может быть, еще более расфокусированное состояние аморфности. Как движение водорослей.
  Вопрос участника семинара: Как другие образы транса помогают решить эту задачу?
  Терапевт: Я думаю, что сама суть образов такова, что одни из них более определенные, а другие - более мерцающие. Это общий транс, в котором есть волшебные детские предметы, потому что в волшебных предметах типа ковров-самолетов, колец, имеются ясные признаки материального мира, и существует возможность условного. Волшебство и сказка - это более отчетливые, на мой взгляд, более проявленные бормотания, которые ведут к реальности, потому что в сказке герои часто выходят в реальный мир. Здесь содержится намек на реальный мир, на ее донашивание и усиление бормотания. Поскольку клиентка не знает, кто она - героиня или статист, то я с помощью этих волшебных предметов, которые обычно достаются герою, косвенным образом подвигаю ее к тому, что все-таки она может быть и героиней тоже.
 
  4. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
  Не испугавшись ни циклопов, ни лестригонов, можно, наконец, вновь увидеть свой дом, оставшийся столь же родным. Он, окрашенный воспоминанием о путешествии, чуть-чуть изменился. Можно зайти в каждую комнату, заглянуть в чуланчик, в каждый закоулок и увидеть, что и фасады, меняющиеся благодаря солнцу и шумящему ливню, и комнаты, играющие со светом и тенью, кажутся едиными и гармоничными, подобно звучанию старинного инструмента. Ведь даже самые сильные радость и грусть связаны в одно нитью раскачивающегося маятника, подвешенного в неподвижной точке. Для того, чтобы по-настоящему ожить, нужна не только живая, но и мертвая вода.
  Гибкость терапевта
  Для эффективной работы в технике интегративной гипнотерапии важна гибкость терапевта, его способности "сделать то, не знаю что, пойти туда, не знаю, куда". Такой процесс требует некоторого бесстрашия. Бесстрашия терапевта и клиента. Когда мы оба готовы шагнуть в эту явь кипящего котла, которая есть сон или бытие, мечта или реальность...
  Гибкость терапевта предполагает возможность каждый раз, входя в какое-нибудь чувство - будь это беспомощность или понимание, сочувствие или всемогущество - быть в этом чувстве и одновременно находиться где-то рядом с ним, плыть в нем, медитировать и быть способным выйти из него, рефлексировать, упаковать его, сложить, как волшебную лягушачью шкурку, убрать в карман и сохранить для себя. Эффективный терапевт входит в состояние вместе с клиентом, запоминает его, компактно складывает эту тряпочку в свой волшебный карман и выходит. Входит с клиентом в совершенно другое состояние, в резонанс с другой частью клиента, с совершенно иными чувствами, и опять вступает в состояние открытого пути. Когда оно заканчивается, он опять же складывает это состояние в карман, как волшебную цветную тряпочку. И в какой-то момент из этих цветных разных тряпочек он может сшить "интегрированное", целое волшебное одеяло. То есть терапевт, работая с другим, все время проводит терапию с самим собой, это тренинг и клиента, и терапевта. Его собственный тренинг - это запас живости, тренированности для жизни, для других клиентов.
  Разогрев клиента в начале работы - это разогрев и для терапевта. Когда на клиентский стул садится человек с серьезной проблемой, я разогреваю его до тех пор, пока он не забудет про нее. Для этого я работаю с привычками и стереотипами, как с глиной, которую нужно размять. Так же разминается и проблема, чтобы из ее энергетики могли быть слеплены совершенно другие проявления. Неопытному терапевту, как правило, очень страшно отойти от проблемы, которую предъявляет клиент, и от некоторых правил ее решения, от нозологических категорий, от рецептуры. Я считаю верным взгляд Милтона Эриксона: нет никаких теорий, и для каждого конкретного человека следует создавать свою теорию. Так же не существует никаких нозологий и какой-нибудь готовой рецептуры. Не должно быть и базовой эмоции, к которой можно привязаться, и нельзя считать вопрос, с которым пришел человек, основным. Поэтому я часто иронизирую над главным вопросом, вышучиваю его, снижаю его значимость, уточняю или забываю. Я стараюсь избавляться от легко возникающих гипотез и обобщений, чтобы найти выход из правил. И наступает момент, когда исчезают все защиты и остается только ощущение мучительного холодка в животе. Я ничего не понимаю, не знаю, что делать с этим человеком. Удержавшись в этом состоянии, можно получить неожиданную гипотезу: какие-то детали начинают обрастать образами, кристаллизироваться, наполняться содержанием и оформляться в гипнотические формулы, советы. Поэтому очень важно случайное восприятие деталей, улавливание периферических знаков происходящего. В гипотезе часто меняется масштаб значений. Второстепенные признаки становятся ключевыми, направляют внимание терапевта и формируют инструменты воздействия.
  Возникающие на этом этапе мотивы, как строительные леса, оформляют контуры работы. Потом идет сам транс, в котором вдруг рождается какая-то очень точная линия образов. И начинается отделка, ткание этого ковра. Потом этому сотканному ковру потребуются кое-какие доделки, цветовые и смысловые штрихи. И закрепление того, что уже сделано, целостной картины: работа с изнанкой, с повторениями. И последнее - помещение всего этого творения в рамку, осуществление каких-то связей с возможной реальностью... И завершение.
  ОЖИДАНИЕ
  Работа с Максимом на следующий день после последнего из двух сеансов, описанных в главе 1, во время которых он хотел бросить курить и при этом не поглупеть. Максим уверенно садится в кресло. У него очень спокойное выражение лица, на губах - светлая улыбка. Его плечи развернуты, позвоночник выпрямлен, но поза выглядит естественной, а не напряженной.
 
  Терапевт: Представь себе, что ты поймал Золотую Рыбку и можешь загадать три желания. Какие бы это могли быть желания?
  Максим: Во-первых, возможность продвигаться профессионально - в широком смысле. Во-вторых, попросил бы ума, фантазии. И, в третьих, - памяти....
  Терапевт: Закрывай глаза. Сейчас будем лечиться. (Максим улыбается, с удовольствием потягивается и откидывается в кресле.) Сейчас все полечимся. У нас будет коллективное лечение.
  Терапевт(обращаясь к Максиму): Ты рыбий жир пил в детстве?
  Максим (открыв глаза и улыбаясь): Пил.
  Терапевт: Вкусно было?
  Максим: Нормально.
  Терапевт: Зато потом вырос с длинными ногами. (Максим смеется.) Хорошо. Давайте сядем в удобную позу. (Реплика с места: Все?)
  Терапевт: Все, кто хочет лечиться. (Поднимает вверх указательный палец.) Будем лечиться от ума. Давай представим, что тебе хочется глубоко расслабиться ... (Максим закрывает глаза, откидывается в кресле и закладывает ногу на ногу. Терапевт сбрасывает его ногу с ноги.)
 
  То, что я сейчас делаю - знак нашей близкой дистанции и в то же время - изменение ригидности, застывшего положения. Сообщение, что мы действительно будем работать, а не дурака валять, разглагольствовать. В этом есть некий элемент неожиданности, который в данном случае разрешен.
  ...и за сравнительно короткое время... испытать что-нибудь приятное... ...Представь себе, что ты... погружаешься в свое тело, вдыхаешь-выдыхаешь...... и тебе хочется развязать какие-то невидимые узелки...... в которые ты обычно себя сворачиваешь...... (Максим "оплывает" в кресле, роняет голову на грудь.) И давай вспомним... простое ощущение ожидания...... Ты чего-то ждешь: стоишь на остановке троллейбуса или автобуса...... Как будто бы тебе не хватает места...... И то место, которое ты занимаешь, - не совсем твое...... И ты ожидаешь...... чтобы скорее почувствовать себя... действительно на своем месте...... Или ты ожидаешь какого-то интересного и важного события...... чтобы оно скорее наступило...... Ты думаешь о нем...... ты его торопишь...... И если ты садишься в удобную позу, закрываешь глаза... и начинаешь об этом думать...... это ожидание...... притяжение к чему-то...... работает как магнит...... И кажется, что своим ожиданием... ты притягиваешь это событие... и то, что с ним связано...... И ты сам притягиваешься к нему...... И приятно ощущать этот ток...... движение навстречу... к будущему...... И можно вспомнить какое-то детское ожидание...... Нового года...... праздника...... или дня рождения...... И порадоваться тому, что взрослым... ты можешь ждать спокойно...... и как-то особенно насыщенно...... Ждать не торопясь...... ждать с ощущением, что тебе это и так принадлежит...... и обязательно наступит...... И если ты хорошо знаешь, чего ты хочешь...... если ты можешь при этом не спешить... и чувствовать, что тебе это принадлежит...... ждать...... ты можешь представить себе, что в детстве... у тебя есть твой добрый друг...... который почти не виден никогда...... который тебя любит и принимает... таким, какой ты есть...... который поддерживает тебя... в твоих ожиданиях и мечтах...... и который гарантирует тебе...... что они обязательно осуществятся...... Он гладит тебя...... и успокаивает...... и оберегает от спешки и суеты...... потому что только суета и спешка... может разрушить ожидание... и отдалить тебя от того, чего ты хочешь...... И ты чувствуешь полную уверенность...... все большую уверенность... от того, что можешь занимать то место, которое ты хочешь...... если тебе действительно нужно это место...... И все, что ты захочешь, может происходить вовремя, если ты действительно хочешь, чтобы это произошло...... И тебе нравится ожидать...... Ожидать того, что захотелось бы тебе сделать...... Просто ожидать... как в детстве...... приятного события...... ожидать тайны...... Ожидать, что ты спокойно будешь двигаться куда-то... и получать удовольствие от этого движения...... Легко и спокойно...... И ты можешь все больше и больше... смаковать все то, что тебя окружает...... И чувствовать вкус... воды...... еды...... жизни...... чувствовать вкус воздуха...... когда ты чего-то ждешь...... Очень спокойно... обращать внимание на простые вещи...... на то, как чувствуют себя твои ноги...... И слегка останавливаться...... и выращивать в себе чувство ожидания...... осуществления...... движения вперед...... Движения медленного и равномерного...... с оглядкой и не спешащего...... медленного и спокойного...... И ты чувствуешь себя легко и спокойно...... И когда ты ожидаешь... и чувствуешь себя в покое...... все твое тело может улыбаться...... Как-то особенно могут раскрываться руки...... и улыбаться веки...... и плечи...... И ты чувствуешь эту открытость...... движение в будущее...... открытость и покой... (Максим приподнимает голову, и становится видно, как красиво и гордо она посажена.) И ты можешь... еще больше вырастить в себе... свою память и ощущения... о своем возможном волшебнике в детстве...... о своем старшем друге...... который всегда с тобой... и может тебе помочь... и тебя успокоить...... повести тебя в будущее...... и перешагнуть с тобой через все, что ты хочешь перешагнуть...... И помочь тебе в пережидании того... что тебе не нравится...... И если есть что-то, чего ты не хотел...... то стоит тебе только сосредоточиться... и почувствовать что-то важное в себе...... как ты легко можешь перешагнуть через это неприятное...... по-прежнему смакуя то, что тебя окружает... и чувствуя уверенность и силу...... И ожидая других событий...... которые действительно приятны и нужны тебе...... Как будто в тебе происходит рост чего-то... важного...... какой-то целеустремленности и силы...... которая не терпит суеты... и никуда не спешит...... ты чувствуешь себя легко и спокойно...... Легко и спокойно...... И тебе нравится, что когда ты ожидаешь...... время как будто останавливается...... И за короткое время происходит много маленьких событий в твоей жизни...... Время течет медленно и спокойно...... Медленно и спокойно...... И вместо одной большой пружины ожидания...... которая может выталкивать тебя мимо твоей цели...... ты чувствуешь множество маленьких пружин...... которые вибрируют в тебе...... двигают тебя...... Маленьких ожиданий, которые сливаются вместе...... легко и спокойно...... Легко и спокойно...... (Долгая пауза. 3-4 минуты терапевт молчит, тоже погруженный в себя. Максим хорошо расслаблен. Кисти его рук "стекают" с подлокотников. Чуть подрагивают веки и пошевеливаются крылья носа. В середине паузы в тишине раздается чей-то кашель. Максим вздрагивает, но продолжает пребывать в состоянии глубокого погружения в транс.) ...Когда вы захотите...... вы откроете глаза...... улыбнетесь... и запомните состояние приятного ожидания, которое обязательно осуществится......
  (Максим еще с полминуты сидит с закрытыми глазами, потом открывает их и какое-то время вслушивается в себя, не останавливая взгляд ни на ком. Наконец, с сияющим лицом поворачивается к терапевту.)
  Максим: Очень приятное ощущение....
  Терапевт: Чем оно приятное? Что вы чувствовали?
  Максим (с удовольствием глубоко вздыхает. После паузы начинает говорит тихо, но очень уверенно, как говорят о том, что хорошо знают. Взгляд - ясный, поверх голов): Ощущение тела...... Спокойствие, расслабленность и в то же время - энергия...... Вот когда ныряешь глубоко - метров на пять, на семь - доплываешь до дна... потом переворачиваешься под водой, группируешься... потом расслабляешься... и отталкиваешься ногами от дна... сильно.... И если все правильно рассчитал, есть такой момент, когда у тебя еще достаточно воздуха... и ты как бы взлетаешь, все время ускоряясь, ото дна вверх.... Ты уже видишь свет, видишь воду снизу... .И ощущение невесомости, расслабленности, силы и движения одновременно. Это довольно трудно описать.... Для того, чтобы это испытать, нужна достаточная глубина.... И вот ты знаешь, что у тебя есть время...... ты движешься и видишь, как приближаешься к свету, к поверхности. Сейчас было очень похожее ощущение, только оно было сильнее. Его нужно прочувствовать, сосредоточиться на нем, оно длится дольше.... Это очень приятное ощущение.... Я не наркоман, но пробовал разные наркотики... Это - приятнее.... Да, вчера я все-таки не выдержал, попытался закурить. Сделал две затяжки. На первой не понял, что происходит, на второй - меня чуть не вырвало. Я бросил сигарету. Мне почему-то показалось, что она ужасно невкусная... (Улыбается.) И все....
  (Максим прощается и уходит.)
 
  Терапевт: Нам всем знакомо ощущение ожидания. Часто оно для нас имеет приятный оттенок, иногда - неприятный. Это такое чувство, когда мы хотим немного изменить время вокруг нас. Вот мы стоим на остановке, ждем транспорта, и в этом ощущении есть и неуютность, и неприкаянность, даже унизительность, потому что мы не знаем, когда придет транспорт, влезем ли мы в него. Другой случай - наши детские ожидания: Нового года, дня рождения, поездки, праздника, каникул.... В детстве мы защищены верой в свои ожидания. Дети ближе находятся к магическому, потому что у них сильнее, чем у взрослых, развита способность перемоделировать мир, перекраивать и строить его на свой лад. Взрослые значительно дальше от той "субстанции", в которой что-то может меняться. Они понимают, что попасть в катастрофу или стать объектом нападения - легко, а вот преобразовать ситуацию или накопить силы для ее изменения - довольно трудно. У людей, которые во что-то глубоко верят (что бы это ни было), такое же, как у детей, доверчивое отношение к силе "иного мира" и тем самым к двойному плану мира реального. И для них любое событие тоже таит в себе новые возможности.
  Состояние ожидания часто несет в себе возможность оперировать своими внутренними смутными предощущениями, придавать им вполне законченную форму, или по крайней мере прояснять их очертания. Ожидание - это, в сущности, некое состояние готовности, когда то, что происходит "здесь и сейчас" кажется не таким, как хотелось бы. Мы в этот момент хотим находиться в другой точке пространства, в другой точке времени, в других ощущениях.
  Ожидание - очень сильная часть нас самих. Эта сила направляет нас в будущее и сама по себе несет элементы надежды и осуществимости. Если нам есть чего ждать, нам есть ради чего жить. Когда человек находится в крайне тяжелой для себя ситуации, у него прежде всего возникает ощущение, что ему нечего ждать. Он боится своего будущего - будущее для него словно "пересечено". Поэтому в психотерапевтической работе бывает достаточно сформировать у человека ощущение (или даже предощущение) чего-то смутного, что может в нем родиться, развиться и куда-то его привести - и он сам сможет додумать, дорисовать или достроить какие-то свои образы, связанные с этим ощущением. Часто как этап в работе это может быть очень полезным.
  В такую работу могут вплетаться определенные или неопределенные инструкции, формулы, предписания. Потому что в состоянии ожидания, в состоянии готовности человек очень восприимчив. И формулы могут работать лучше, если они достаточно бережны. Если нам удалось с помощью простых и вполне неопределенных образов создать общее (пусть несформулированное и смутное) ощущение желательного движения куда-то, дальше можно работать с любыми мотивами.
  ЗАБЫТАЯ КНИГА ИНТУИЦИИ
  На клиентский стул, волнуясь, садится Виктор, мужчина лет сорока, врач областного города.
 
  Виктор: Моя проблема - это участие в предстоящем тренинге. Они всегда для меня очень трудны, я всегда с трудом включаюсь в работу, и хотелось бы разогреться, чтобы у меня там был успех. Кроме того, меня волнует многолетняя соматическая проблема... У меня очень сильный симптом запора. С детства. Я набрался смелости выйти с этой интимной проблемой.
  Терапевт: А что, вы такой упрямый человек?
 
  Он сделал очень важное и трудное признание и ожидает, что теперь его будут спрашивать про запоры. Но я спрашиваю его про упрямство. Ясно, что упрямство и запоры - это вещи связанные. Часто так бывает. Проблема сейчас как бы фиксируется и немного переносится в другой, психологический пласт, в котором она отчасти и будет решаться.
 
  Виктор: Да.
  Терапевт: В чем ваше упрямство еще заключается?
  Виктор: Вообще, я это связываю с детством, мы жили в своем доме, туалет был на улице, в школе то же самое, и мне часто приходилось терпеть. Когда делали обследование, у меня оказалась атония с гипертонусом. По сути дела, я не испытываю никаких неудобств; могу неделю не ходить в туалет. Я этим не мучаюсь... Что касается упрямства, то да.
 
  Обратите внимание, что клиент отвечает на вопрос про упрямство: начинает рассказывать про кишечник и сообщает, что у него атония с гипертонусом. Если сделать перенос на вопрос о характере, то атония на этом уровне - безволие, а с другой стороны, гипертонус - это повышенная энергичность, настойчивость, упрямство. И они сосуществуют вместе: один раздел кишечника атоничен, а другой - наоборот, имеет гипертонус. И когда он собирается что-нибудь делать или с кем-нибудь общаться, то, с одной стороны, ему это безразлично, а с другой стороны, становится упрямым, настойчивым. Эта его проблема атонии и гипертонуса будет далее муссироваться на разных уровнях.
 
  Терапевт: Расскажите немножко про свое упрямство.
  Виктор: Если все говорят "да", я буду говорить "нет", чего бы мне это ни стоило.
  Терапевт: А если все будут говорить "нет"?
  Виктор: Я могу сказать "да". Я могу быть гибким, очень гибким, но иногда такое находит, что могу пойти даже против системы, из-за чего имел неприятности. Пошел против всего курса, на котором учился. Если бы я сказал как все, я бы остался, а так - меня отчислили.
  Терапевт: А что за проблемы, связанные с обучением, с длительным курсом?
  Виктор: У меня трудности с пошаговостью процесса, у меня слишком большая склонность к обобщению... Тренер объясняет: нужно делать упражнение - это за этим, мне нужно понимать и записывать, но мне очень трудно.
  Терапевт: Как бы вам хотелось?
  Виктор: Быть более последовательным, процессуальным, немного более занудливым что ли.
  Терапевт: Вы хотите быть философом?
  Виктор: Да. С одной стороны - это мой ресурс, многим даже кажется странным, что я такие вещи могу сопоставлять и обобщать... Я потом после семинаров себя очень плохо чувствую. Потом догоняю то, что на семинаре не сделал, но мне это дается с трудом.
  Терапевт: А что вы делаете на семинаре?
  Виктор: Стараюсь слушать, открывать сенсорные каналы.
  Терапевт: А что с вами происходит? Вы куда-то улетаете?
  Виктор: Улетаю. Становлюсь бессмысленным, бестолковым...
  Терапевт: Хорошее определение для философа.
  Виктор: А потом, через два-три месяца, вспоминаю все, что было на семинаре, уже во время практической работы с пациентами, с клиентами.
  Терапевт: Когда вы чувствуете себя бессмысленным, потерянным, вы что, вспоминаете какие-то эпизоды или романы сочиняете? Что происходит с вами?
  Виктор: Просто чувствую, что я тупой.
  Терапевт: И что вы делаете? Вы подпрыгиваете на месте, входите - выходите из комнаты?
  Виктор: Отпускаю себя: я понял, что дергаться бесполезно, сиди, что войдет, то и войдет. Жалко времени и денег.
  Терапевт: Но вы сидите на месте?
  Виктор: Я веду себя спокойно, сдержанно, и беру то, что дается. Видимо, мне нужно больше времени, чтобы понять. Это подобно амнезии... Я не улавливаю смысла слов.
 
  Клиент демонстрирует проблему рассеянного ребенка. Ребенка, у которого рассеянное внимание и который, когда его приучают учиться, не может сосредоточиться и удержать свое внимание до какого-то нужного момента. Он все время отвлекается. Это суть проблемы. Он сильно преувеличивает проблему , описывая свою рассеянность следующими словами: тупость, странность, никчемность и ненужность никому...
 
  Терапевт: А сейчас вы улавливаете смысл слов?
  Виктор: Здесь ведь я не в первый раз и чувствую себя достаточно подготовленным, достаточно комфортно. Я стал больше понимать по сравнению с первым семинаром. Первый семинар у меня тоже пролетел мимо.
  Терапевт: А что бы вам хотелось, как бы вам хотелось изменить ваши особенности?
 
  Он предъявляет следующую проблему: есть гипертонус, есть атония или - очень сильная концентрация и полная несобранность. Это аналогично проблеме, стоящей перед первоклассником, который учится писать буквы: то нажим слишком большой, то слишком маленький. Таким образом, его запрос состоит в том, чтобы найти некую середину. В других его терминах этот запрос проглядывает тоже - "я абстрактно - могу, а конкретно - не могу". Проблема именно середины, умеренности. Сейчас мы эту середину и будем искать.
 
  Виктор: Дело в том, что там очень продвинутые люди, они быстрее между собой общаются, быстрее соображают. Я хотел бы находиться на одном уровне с этими людьми. Мне негде оттачивать свое мастерство. Я один в своем городе. Мне бы хотелось легко понимать, легко исполнять, легко принимать участие в семинаре, улавливать информацию, пользоваться ею без излишних обобщений. Больше обращать внимание не на обобщение, а на сам процесс, на детали.
  Обратите внимание на то, что клиент говорит о семинаре как о романтическом предприятии, с такой приподнятой интонацией, как будто это экспедиция в Африку - с большими препятствиями, сквозь джунгли. Он приехал на семинар и на семинаре ничего не понимает, выпадает из процесса, семинар кончается, а он только начинает понимать, но надо уезжать туда, где он один!
  Терапевт: Скажите, Виктор, а что вы считаете своими ресурсами, что вы любите, как вы отдыхаете, что вы считаете своими сильными сторонами? Конкретно, не обобщая.
  Виктор: Не люблю я отдыхать, мне хорошо, если я делаю заплыв на большую дистанцию...
  Терапевт: Через Янцзы переплываете?
  Виктор: Мне нужно где-то от 500 метров до километра, чтобы все болело, уставало, кружилась голова и даже тошнило. Я чувствую себя после этого хорошо. Пересиливаю себя, когда бегу. Бежать тяжело, и на двадцатой минуте я тоже себя чувствую очень хорошо.
  То же самое и с семинаром: весь семинар ничего не получается, тяжело, а когда начинает получаться - семинар кончается. Он переживает не то, что происходит "здесь и сейчас", а то, что произошло раньше. Когда он приезжает с семинара и начинает вспоминать, он как бы кино прокручивает. Чтобы научить его лучше переживать и чувствовать, необходимо научить его переживать то, что только что произошло. А не то, что произошло вчера. Объемность близкого прошлого, которое еще не совсем угасло в чувствах, очень важна. Ему, чтобы быть полноценной личностью, нужно встречаться с двумя персонажами: одним "здесь и сейчас", в котором он как бы робот, равнодушный к данному моменту, и вторым, очень чувствительным и по времени отодвинутым назад. Мне кажется, что если мы сейчас с ним заговорим не о том, что он сейчас чувствует, а будем пытаться воспроизвести вопрос, который задавался ему две минуты назад, он может отнестись к нему гораздо более чувственно. И, таким образом, результат работы с ним будет достигнут не столько в момент транса, сколько с легким отставанием.
  Выступление перед аудиторией - тоже мой ресурс. Откуда-то все так легко берется, и я знаю, что это нравится студентам. И еще одно комфортное состояние - когда я все забрасываю и валяюсь в постели, уставившись в потолок. Просто думаю... Бывает редко, когда никто не тревожит и находишься один. В принципе я экстраверт, но одиночество для меня важно. Это мой ресурс - когда меня оставляют в покое, никто не дергает.
  Терапевт: И что вы делаете в одиночестве? Если придет Карабас-Барабас и вас повесит на гвоздь в кладовке - это для вас одиночество, это ресурс?
  Виктор: В кладовке... Да, хочется иной раз закрыться в кладовке. (Смеется).
  Терапевт: Значит, ресурс. Значит, требуется Карабас-Барабас и крюк покрепче.
  Виктор: Я иногда пресыщаюсь общением, и мне хочется побыть одному.
  Терапевт: Но вам все равно, как висеть: вверх головой, вниз головой на крюке...
  Виктор: Иногда я стою вниз головой.
  Терапевт: Вас что, устраивает, если вас за пятку подвесят в кладовке?
  Виктор: Я хочу, побыть один: все ушли, никого нет.
  Терапевт: Но если вы один в кладовке, это нормально?
  Виктор: Нет, я хочу, чтобы был комфорт.
  Терапевт: Значит, это не комфорт?
  Виктор: Нет.
  Терапевт: А что для вас комфорт?
  Виктор: Комфорт - когда все вещи на своих местах.
  Терапевт: Если в кладовке метла стоит в углу, веник в другом углу, мусорное ведро в третьем углу, а вы висите на крюке вниз головой - это комфорт?
  Виктор: Частично.
  Терапевт: Что же нам не хватает для счастья?
  Виктор: Хорошо бы изменить положение тела.
  Терапевт: На крюке, но вверх головой?
  Виктор: Не на крюке. Чтоб где-нибудь рядом. Чтоб я мог лежать, смотреть в потолок, предаваться размышлениям.
  Терапевт: И о чем вы размышляете тогда?
  Виктор: О чем? Фантазирую.
  Терапевт: О чем вы фантазируете?
  Виктор: У меня очень инфантильная фантазия - всякие сказки.
  Я думаю, что он имеет в виду просто отрывочность, случайность, что там то одно, то другое. Второе, что он имеет в виду, это склонность достигать успеха, наказывать обидчика или видеть, как кто-то упал в лужу, или вырастать до главного врача, или машиниста поезда. Не думаю, что это на самом деле инфантильное фантазирование, я думаю, что это нормальное фантазирование.
  Терапевт: Какую роль вы в них сами принимаете?
  Виктор: Ведущую.
  Терапевт: Кто вы там - колобок?
  Виктор: Я - распорядитель всех.
  Терапевт: Вы Карабас-Барабас?
  Виктор: Пожалуй, да.
  Терапевт: Но своего любимого персонажа вы вешаете на гвоздь в кладовке, чтобы вам было спокойно?
 
  В связи с его запором я начинаю проверять тему агрессии, в частности, подавленной, зажатой агрессии. Дело в том, что запор как нечто удерживаемое, может тоже рифмоваться с внутренней агрессией, которая не нашла себе способа выразиться. И эти разговоры - "висеть на крюке", "кого-то подвесить", "расстрелять" - шуточно зондируют тему агрессии. Кроме того, у человека могут быть полярные пары состояний: если человек внешне мягок и нежен, то у него может быть скрытым другой полюс этого качества - агрессия. Я замечаю, насколько актуальна эта пара... То, что он с трудом удерживается в обычных отношениях, может быть связано с тем, что в нем подавлена агрессия.
 
  Виктор: Нет, я могу расстрелять, вешать не буду. Нет, конечно, у меня нет таких кровожадных фантазий... Или же я думаю над какими-то своими идеями, обобщаю, просто, без усилий. И еще ресурс - если у меня есть возможность работать в библиотеке. Если большая библиотека, большой каталог, большой выбор...
  Терапевт: Вы читаете книжки или вы скорее перебираете названия, чтобы иметь в виду, сколько вообще всего интересного можно прочесть?
  Моя гипотеза состоит в том, что он, набирая то, что потенциально можно прочесть, актуализирует три своих состояния: склонность к мечтанию, склонность к рассеянности (тут посмотрел, там посмотрел) и нечто, похожее на запор: набрать очень много всякого, что не переваривается, и удерживать на всякий случай.
 
  Виктор: Я перебираю названия и набираю как можно больше названий по данной теме, потом набираю эти книги, могу сидеть в библиотеке от закрытия до открытия. И получаю от этого удовольствие.
  Он, конечно же, хотел сказать "от открытия до закрытия". "Сижу от закрытия до открытия" - это запор.
  Терапевт: Представляете, как бы было здорово, если бы вы были мышью - жили бы в библиотеке, грызли бы книжки.
  Виктор: Я люблю, когда информация избыточна.
  Терапевт: Вы бы их грызли - одну погрызли, другую погрызли.
 
  Я опять проверяю тему возможной агрессии. Оральная форма агрессии, может быть, сняла бы напряжение в области кишечника.
 
  Виктор: Да, именно так. Но я не хочу там оставаться, если уже пресыщен книгами. И когда я начинаю работать, у меня возникает ощущение владения информацией, ощущение, я бы даже сказал, владения телом, ощущение легкости. Но мне негде все это реализовывать. Я нахожусь в таком городе, в котором общаться на данные темы очень странно. Ярлык ненормального человека я носил очень долго. Коллеги-психиатры обычно ставили мне этот диагноз.
  Терапевт: Как бы вы хотели, чтобы решились эти две ваши проблемы?
  Виктор: По первой проблеме я сам с этим много работал и уже очень много сделал, и сейчас мне бы хотелось, чтобы была регулярность, чтобы это не стоило мне ритуалов, стояния на голове по несколько минут в день. Чтобы я не задумывался над этим. Второе. На следующем семинаре я хочу быть в форме, как ученик, находиться в потоке учебного процесса.
  Терапевт: Скажите, а вы деньги копите?
  Виктор: У меня не получается. Я копил бы.
 
  Люди с запором часто что-то копят. Он тоже в некотором роде копит в себе, с трудом выделяет, копит знания, например... Лечение для него будет состоять в том, чтобы научить его копить разные вещи, переходить от одного накопления к другому. Он косвенно говорит о ритуалах... О том, что он использует ритуалы в своей жизни, в своих действиях. Такие люди обычно также очень скрупулезны, любят порядок в делах. С запором также связана ситуация, при которой страшно что-то потерять, и аккуратность, раздражение от всяких соринок, от того, что что-то находится не на месте (что также типично и для коллекционирования).
 
  Терапевт: А что-нибудь вы копите? Кроме знаний?

<< Пред.           стр. 11 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу