<< Пред.           стр. 4 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

  Терапевт: Вот видите, совершенно непонятно, зачем сюда приезжать и изучать какие-то науки или ремесла. Мне кажется, что все обозначенные ваши субличности совершенно не нуждаются ни в каком обучении. Они и так все умеют. Разве что сорокапятилетнему нужно немножко подождать да галстук получше подобрать. (Максим смеется.) Но и для него здесь тоже неподходящее место. Тут есть какое-то противоречие....
  Максим: Нет противоречий.
  Терапевт: Но ведь все названные вами субличности здесь не дома....
  Максим: Может, не все?
  Терапевт: Тогда какие?
  Максим: Может, профессиональная.... Очень много для меня значит.
  Терапевт: А что это такое?
  Максим: Доктор.
  Терапевт: Давайте тогда про нее поговорим. Что это за персонаж? В чем его смысл?
  Максим: Работать. И получать от этого удовольствие.
  Терапевт: А что, нельзя получать удовольствие находясь в других ипостасях? По-моему, даже быстрее.... Вот у того, который стреляет: попал - и сразу удовольствие.
  Максим (после паузы): Не-е-ет....
  Терапевт: Ну, конечно - он ведь еще до этого охотится....
  Максим (кивает головой): Очень долго.
  Терапевт: А почему вы решили стать доктором - психиатром?
  Максим: Я попал в медучилище - совершенно случайно, а потом в мединститут - тоже случайно. Очень хотел оттуда уйти, но не ушел....
  Терапевт: Тоже случайно....
  Максим: А потом вдруг начал интересоваться психиатрией, и мне это понравилось. Стал ходить на факультатив, читать книги.... Меня психология интересовала давно - со школы еще. Так и получилось....
  Терапевт: А что такое психиатрия? Это что, по вашему определению, когда человек попадает в сумасшедший дом и сам забывает - то ли он сам сумасшедший, то ли лечит сумасшедших. И поэтому у него нет проблем: нормальная его голова или ненормальная. Вот так заглянешь в голову, а там черт знает что: один говорит одно, другой другое, и вообще напряжение сильное.
  Максим (сквозь смех): Сильное напряжение.
  Терапевт: А тут посмотришь: другие еще более сумасшедшие. И как-то сразу успокаиваешься, все-таки с тобой этого не происходит. Явно есть отличие. Потом пойди различи: приходишь туда в халате, про себя думаешь: просто переоделся. А остальные даже и не понимают, думают, что все так, как надо. Такая вот острая игра: поймают - убьют. А если разоблачат раньше времени - сам кого-нибудь убьешь.
  Максим (сквозь смех): Нет, это не игра....
  Терапевт: Получается, что самое нормальное в твоей жизни - курить.... Когда ты куришь - это простое нормальное действие, это все понимают. Ты - человек свободный. И никаких хлопот - целеустремленное, направленное действие. И ты от него хочешь избавиться?
  Максим (сквозь смех, кивая головой): Да, я хочу от него избавиться. Все возвращается на круги своя.
  Терапевт: Как же тогда узнать - нормальный ты или нет?
  Максим: А зачем? (Смеется.)
  Терапевт: Ну, как? Тебе же самому беспокойно. Как каждый психиатр, ты же беспокоишься о том, как там у тебя в голове процесс идет.... Может, ты с ума скоро сойдешь.... Или там вообще напряжение сильное. А так ты совершаешь маленькие адекватные действия - куришь - и вроде бы все нормально, не надо беспокоиться.
  Максим (сквозь смех): По-моему, это перенос. Я могу совершать и другие адекватные действия. Мне не надо курить, чтобы убедиться, что я нормальный.
  Терапевт: Совсем не надо, что ли?
  Максим: Ну, иногда - надо.
  Терапевт: Вот именно - "иногда надо". Ведь это как происходит: нормальный, нормальный, и вдруг раз - давление поднялось, как в котле, и забулькало в голове. (Максим непонимающе смотрит на терапевта.) Ты хотел бы знать точно, что не сойдешь с ума? Чтобы гарантия была?
  Максим: Нет.
  Терапевт: Все-таки ты хотел бы, чтоб у тебя был шанс сойти с ума?
  Максим: Да.
  Терапевт: Зачем тебе это?
  Максим: Не знаю. (Опускает глаза, задумывается.)
  Терапевт: Тебе кажется, нужно, чтобы была какая-то возможность с катушек слететь? Что, так интереснее жить, азартнее?
  Максим (теребит бороду): Да.
  Терапевт: То есть лучше сойти с ума, чем кого-нибудь убить?
  Максим (после паузы): Смотря в какой ситуации.
  Терапевт: Но нужно иногда, чтобы было какое-то действие, которое выходит за рамки обыденности, иначе будет слишком скучно.
  Максим (немного помолчав): Может быть....
  Терапевт: Тебе нужно ощущение остроты?
  Максим (очень решительно): Да. Риска. (Пристально смотрит на терапевта.)
  Терапевт: Не смотри на меня такими дикими глазами. (Максим смеется.)
  Максим: Что, страшно?
  Терапевт: Нет, не страшно. Но жалко расходовать дикие глаза. На них можно построить и пустить электростанцию, она будет ток давать людям. (Смех в группе.) Ты будешь на своих пациентов смотри дикими глазами. Ты на них, они - на тебя.
  Максим: И что толку?
  Терапевт: Искры будут сыпаться. (Максим смеется.)
  Благодаря этим абстрактным рассуждениям, несколько резонерским, можно понять, что у Максима выхолощены чувства, их как бы поменьше, они не столь отчетливы. Это желание риска, остроты дает ощущение какой-то эмоциональной связи с окружающим. А то, о чем я с ним говорю по поводу курения - нормальные маленькие ощущения: капилляры чувств, резонансы с реальностью.
 
  Это понятно. Жизнь должна быть острой, не скучной. Проснулся утром и не знаешь: сойдешь с ума - не сойдешь, разобьешься в машине - не разобьешься, разоблачат тебя - не разоблачат. А ты что, любишь мучаться?
  Максим: Не-е-ет.
  Терапевт: Ну как: если у тебя внутри мотор, он все время греется, кипит.... Тебе нужно, чтобы жизнь была все время острой... Иногда нужно клапан открыть, чтобы лишний пар вышел. Для этого понадобятся кое-какие средства. И вот ты мучаешься: бросить курить - плохо, не бросать - тоже плохо. У тебя внутри, как в часах, разные колесики, связанные с мучениями: одно мучение ведет за собой другое мучение и т.д. Тебе нужно, чтоб у тебя внутри все время как будто бы жернова крутились. (Максим сначала смеется, потом вдруг резко перестает.) Ты ведь не хочешь спокойной жизни?
  Максим: Нет, не хочу....
  Терапевт: Что плохого тебе сделала спокойная жизнь? Многие, наоборот, специально ищут покоя... "А он, мятежный..."...
  Максим: Скучно мне.... Это жизнь как бы в треть силы. Встать с утра и, не просыпаясь, сходить в институт, потом осмотреть больных....
  Терапевт: Ты хочешь быть таким чайником, который все время стоит на огне и все кипит, кипит, кипит....
  Максим: Да, да, да....
  Терапевт: Хорошо. А кто будет воду подливать? Ты сам или другие?
  Максим: Я сам. Я хочу быть самообеспечивающимся кипящим чайником.
  Терапевт: Тебе что, другие вообще не нужны?
  Максим (после паузы): В смысле?
 
  Мой вопрос попадает в него: он задумывается, он растерялся.
 
  Терапевт: Смотри. Судя по твоим субличностям (терапевт загибает пальцы на руке): Пиночету другие нужны для того, чтобы он им с горы распоряжения отдавал. Он их лиц не видит. "Убийце" люди нужны как мишень. "Люблю людей", - сказал людоед. (Максим смеется.) Идешь по улице, есть в кого прицелиться - и хорошо: глаз все время при деле. (Максим согласно кивает головой.) Тот, который любит погулять......
  Максим: Женщины - что? Они же не люди, естественно....
  Терапевт: ... ...ему, судя по всему, даже и все равно - с кем. Сегодня одна, завтра - другая.
  Максим: Ну, получше....
  Терапевт: Ну, да.... Но все-таки они все какие-то у тебя безалаберные персонажи. И в результате возникает образ такого существа, которое живет в будке, лает на Луну, мечтает сорваться с цепи и всех перекусать.... (Максим смеется.) Быть в округе самым главным, пока не приедет собаколовка. Такая у тебя страстная жизнь - охранять какое-то пространство, на всех лаять и одновременно быть при деле. Как психиатр в отделении ты охраняешь покой, чтобы никто не расслаблялся и не знал, какое у тебя сегодня настроение: то ли перекусаешь, то ли будешь охранять. Жизнь кипучая! (Общий смех.) Да? Это что, твой идеал?
  Максим: Почему это психиатр в отделении - как собака на цепи? (Со смехом.)
  Терапевт: Ну, это я, конечно, перегнул палку. А все-таки: он ходит в галстуке, с умным видом, как Пиночет, смотрит, записывает.... (Общий смех в группе.)
  Максим: Почему вы так плохо относитесь к психиатрам?
  Терапевт: Почему плохо? Это один из образов. Он совершенно не исчерпывающий. Я ведь спрашиваю не вообще о психиатрах, а о том, как ты это видишь. Ты же не сказал: "Я хочу быть психиатром, помогать людям...". (Максим резко перестает смеяться, прикрывает лицо рукой, медленно проводит ею по глазам, по щеке.) Вы же не начали при этом учащенно дышать, проникновенно смотреть в глаза, и глаза ваши при этом не поголубели... (Максим - кареглазый.) Из ваших рассказов не следует, что вы - такой психиатр, который приходит в палату и страдает вместе с каждым.... (Максим смеется.)
  Максим: А с больным совершенно не надо страдать, ему помогать надо.
  Терапевт: Я и не предлагаю тебе страдать. Я ведь просто пытаюсь описать.... Вот если бы ты в такую собаку превратился, это реализовало бы все ваши желания?
  Максим: Нет.
  Терапевт: А чего бы не хватило?
  Максим: Не знаю.... Опасности.
  Терапевт: Как? Такая-то собака? Она вся в опасности: ее поймают, увезут, не так поймут, не того укусит... - как раз то, что надо! (Максим смеется.)
  Максим: Как русская рулетка!
  Терапевт: Вот для этого образ собаки как раз и создан.
  Максим (смеясь): Мне не нравится идея быть собакой.
  Терапевт: А главной собакой во всем районе? (Общий смех.)
  Максим: Все равно не нравится. Даже если во всей стране....
  Терапевт: Мне кажется, что при таких страстях - куришь или не куришь - уже не имеет большого значения. Потому что, когда человек может позволить себе всех перекусать, растоптать, убежать, прибежать, выпить, похватать женщин, бросить женщин, для него уже мелочи - курит он или не курит. Он и так ужасен.
  Максим (сквозь смех): Но если я брошу курить, то буду делать все это еще более эффективно. (Общий смех в группе.)
  Терапевт: И хорошо. Ты создал для себя образ, что ты не чайник, а просто атомная бомба, которой только не хватает взрывателя. Ты что, против покоя в любой форме? Покой для тебя - смирительная рубашка. Если бы, не дай Бог, удалось тебя погрузить в транс, то ты на какое-то время не мог бы всех перекусать, не мог бы себя контролировать.... Вдруг с тобой что-нибудь такое произошло бы.... Ты бы тогда или с ума слишком сильно сошел, или стал бы, наоборот, слишком нормальным....
  Максим: Это интересная идея: может произойти что-нибудь непредсказуемое....
  Терапевт: А вдруг, если тебя выключить, как чайник, и ты остынешь, у тебя депрессия начнется? Будешь подавленным, дохлым....
  Максим: Приеду домой, возьму амитриптилин и буду пить. (Смеется как будто через силу, как человек, который уже устал от приступа хохота.)
  Терапевт: А если не поможет?
  Максим: Еще что-нибудь... спиртное....
  Терапевт: Видишь, ты опять говоришь: попью, поем, покурю... (Делает жест рукой, будто подносит ко рту сигарету.) Когда ты не куришь, тебя что - шатает?
  Максим: Подшатывает. (Кивает.)
  Терапевт: У тебя как: настроение понижается или ты становишься дисфоричным?
  Максим: Скорее, дисфоричным.
  Терапевт: Так ты и так дисфоричный....
  Максим (смеется): Так я же не курил, вот и дисфоричный.
  Терапевт: Нет, мне кажется, из того, что ты рассказываешь, возможен такой вариант: ты энергичен, но твоя энергия - равномерная, она находится в каких-то берегах.
  Максим (отвечает тихо и серьезно): В общем, если в нормальной жизни - то да.
  Терапевт: Я об этом и говорю. Тогда почему ты себе придумываешь такие экстравагантные образы?
  Максим: Нравится мне такие образы себе придумывать!
  Терапевт: Вот смотри: ты одет в белые брюки и черную рубашку, а рассказываешь про себя так, будто на тебе малиновая жилетка, зеленые ботинки, желтый берет, будто бы у тебя фиолетовые глаза, синие волосы.... Послушать тебя, так кажется, что в твоем "чайнике" (показывает на голову) варится не вода, а краски кипят. Зачем тебе такие страсти про самого себя? Такое впечатление, что тебе хочется быть ярче и мимикрировать....
  Максим: Под легонькую истерию?
  Терапевт: Нет, я бы этого не сказал. Тут я не вижу истерии. Мне кажется, что ты, скорее, боишься этого "чайника", который кипит......
  Максим: Может быть....
  Терапевт: ... ...что ты боишься, чтобы в тебя не заглянули - вглубь - и не разоблачили в чем-то, что кажется тебе ужасным. Хотя я, например, не вижу ничего ужасного, чего надо стесняться или опасаться. А ты, такое впечатление, видишь там какой-то скелет, закопанный на дне и поэтому, как каракатица, выпускаешь вокруг себя волны чернил, сбивающие со следа. Нет у тебя такого ощущения? (Максим долго молча смотрит на терапевта, чуть удивленно улыбаясь, словно впервые видит его, а главное - впервые узнает себя.) За всеми этими яркими образами - боязнь показаться неинтересным, попасть в эту яму, в которой даже амитриптилин не поможет. Будешь сидеть грустный, подперев голову руками, откинув задние лапы и выть на Луну. (Максим смеется.)
  Максим (с кривоватой растерянной улыбкой смотрит на терапевта в упор): Может быть....
  Терапевт: Грусть - замечательное состояние. Такое творческое....
  Максим: Что, стихи, что ли, писать?
  Терапевт: Не обязательно стихи писать, но и, как чайник, кипеть тоже не обязательно все время... (Максим тяжело вздыхает.) Получается, что тебе, чтобы кипеть, как чайник, надо постоянно разводить под собой огонек. И одним поленом в этом костре для тебя является это "бросил курить, начал курить...". Зачем тебе все время кипеть? В конце концов, холодная свежая ключевая вода еще вкуснее.
  Максим (очень тихо): Может быть, я не знаю.
  Терапевт: Хорошо. Если бы ты хотел погрузиться в транс, что бы ты хотел испытать?
  Максим (роняет голову на руку, опускает глаза): Какое чувство?
  Терапевт: Ты так это спросил, как будто чувств не испытывал года три.... Они что, все сгорели в пламени революции? (Максим сначала смеется, потом задумчиво отворачивается от терапевта.)
  Максим (после паузы. Говорит чуть сдавленным голосом): Уверенность в себе, может быть.... В том, что у меня получится добиться того, чего хочу.
  Терапевт: А чего ты хочешь?
  Максим: Ой! (Смеется, потом резко "стирает" с лица улыбку, поворачивает голову к терапевту.) Скажем, карьеру сделать.
  Терапевт: Вот ты обозначил несколько этапов карьеры. Какую из них ты хочешь сделать: Пиночетом стать или дорогим убийцей? Что ты имеешь в виду под карьерой?
  Максим: Врачебную карьеру.
  Терапевт: Что ты для себя хочешь от этого? Каков твой конечный результат на уровне "вижу-слышу-чувствую"?
  (Максим молчит.)
  Терапевт: Я тебя уверяю: все, что ты можешь иметь в результате этой карьеры, ты можешь испытать сейчас.
  Максим: Это называется "подстройка к будущему".
  Терапевт: Я не знаю, как это называется. Но если ты скажешь, что хотел бы ощущать как поток или как отдельные ощущения, мы можем это воспроизвести - в самом подлинном виде.
  Максим (довольно долго молчит, подняв глаза кверху): Уверенность в себе и знание, что я могу решать все более сложные проблемы.
  Терапевт: "Уверенность в себе" - какая-то абстракция. Это не машина, которая имеет цвет, не дерево, которое можно потрогать, не лошадь, на которой можно проехать....
  Максим: Понял. На уровне "что я чувствую"...
  Терапевт: Ну, конечно. Что такое "уверенность в себе"? Пока у тебя уверенность заключается в том, что ты бегаешь по кругу со скоростью 30 км в час: на 15-м километре бросаешь курить, на 16-м снова начинаешь, на 17-м опять бросаешь. Все остальное, наверное, так же: бросаешь - начинаешь. Что такое для тебя уверенность? На чем она должна быть основана? Что ты хочешь почувствовать?
  Максим (на протяжении всего монолога "всматривается и вслушивается" в себя): Может быть, спокойствие.
  Терапевт: Спокойствие? Что это для тебя? Тебя надо посадить в клетку, как попугая....
  Максим: Нет. Это ощущение спокойной уверенности. Это когда я буду чувствовать такой азарт (вдруг осекается, понимая, что противоречит себе, дальше уже говорит неуверенно) и ощущение......
  Терапевт: Опять! "Покой, когда я буду чувствовать азарт". У тебя нет иголки под задницей? Тебе никогда не делали укол, и иголка не ломалась в шприце? (Максим смеется.) Ты послушай себя: "Чтобы чувствовать покой, мне нужен азарт". Что ты говоришь? Что для тебя покой? (Максим молчит, опускает голову, теребит бороду.) Что тебе тут мешает быть спокойным: сидишь, никто тебя не трогает, всем ты нравишься, сиденье удобное, кровать удобная....
  Максим: Кормят хорошо....
  Терапевт: Карьеру заодно делаешь: обучаешься умным вещам. Казалось бы, покой просто разлит в воздухе. Чего тебе не хватает?
  Максим: Уверенности, что смогу это применить и......
  Терапевт: Опять! Покой - уверенность, покой - уверенность. Нарисуй картину: что такое для тебя покой. Вот ты уже всего достиг - ты сделал карьеру. Ты уже на пенсии....
  Максим: Да лучше застрелиться, чем быть на пенсии!
  Терапевт: Не знаю. Я так не считаю. Тогда представь себя перед тем как застрелиться или выйти на пенсию: ты в расцвете сил. Что ты чувствуешь? Что такое для тебя уверенность? (Максим растерянно смотрит и улыбается. Общий смех.) Я тебя серьезно спрашиваю: что такое для тебя покой? А ты мне говоришь: "Покой - это когда бежишь, но с уверенностью". (Максим смеется.) Ты себя послушай, что ты говоришь! Все, тебе уже дали гарантии: с ума не сойдешь, жизнь у тебя будет интересная, других кусать не обязательно. Хотя, если хочешь - кусай на здоровье. Тебе только спасибо скажут. Хочешь - сиди на цепи, хочешь - спускаем тебя с цепи.... Что для тебя покой? Что тебе еще нужно? Всего этого ты уже достиг. И не куришь. И забыл уже, что это было проблемой.
  Максим: Вообще-то покурить не мешало бы....
  Терапевт: Облизывай палец. Кусай палец.
  Максим (после молчания, как бы с облегчением): Это такое ощущение, когда ты чувствуешь себя тяжелым, но в то же время очень энергичным. Как сжатая пружина, которая может в любой момент разжаться.... (Сжимает и разжимает кисти рук.) Много пружин внутри - и я могу ими управлять. Вечный двигатель.
  Терапевт: Что это для тебя - "Я могу ими управлять, я контролирую ситуацию". Зачем тебе это? Ты боишься, что если не будешь контролировать, то сойдешь с ума, всех искусаешь?
  Максим (очень тихо): Может быть....
  Терапевт: Так не бойся этого! На самом деле, если не будешь контролировать, тебе только лучше от этого будет.
  Максим: То есть?
  Терапевт: Не надо ничего контролировать. Вот когда спишь, ты много контролируешь? Хотя ты, наверное, не спишь....
  Максим: Сплю.
  Терапевт: Ты спишь?
  Максим: (со смехом): Да.
  Терапевт: Уже легче. Правда спишь?
  Максим: У соседа можете спросить.... (Общий смех.)
  Терапевт (похлопывает Максима по руке): Значит, есть надежда. Может, ты думаешь, что дневная жизнь сильно отличается от сна? Что дневную жизнь надо больше контролировать? Чем больше расслабиться, тем больше в тебя войдет - всего. Кроме сигарет. (Максим смеется.) Ты можешь представить: покой, ты сидишь на берегу реки......
  Максим: И курю сигарету....
  Терапевт (поднимает голову кверху, имитирует выдох курильщика): И воешь на Луну, например. А зачем тебе курить? Ты просто сидишь и смотришь, если хочешь, наверх. Что там наверху хорошего?
  Максим (поднимает голову, как терапевт): Да что там хорошего? Звезды....
  Терапевт: Ты поднял голову и сказал: "Сижу и курю сигарету". Что ты имел в виду? Мне все равно, куришь ты или нет. Если тебе нужно, ты и куришь. Не в этом дело.
  Максим: У меня есть ощущение какой-то внутренней наполненности.
  Терапевт: Ну, хорошо. Что, кроме сигарет, может дать тебе это ощущение - когда ты за себя спокоен и тебе не нужен лишний контроль?
  Максим (со смехом): Анаша.
  Терапевт: Хорошо. А еще что?
  Максим (после паузы, очень тихо): Не знаю. Медитативные техники.
  Терапевт: Ты же терпеть не можешь покоя! Что значит медитативные техники? Сидеть, как болван, и ничего не делать столько времени. Глаза начинают выпучиваться и вылезать из орбит, как два шара....
  Максим: Нет-нет-нет. Это очень классная вещь.
  Терапевт: Что именно? Медитация? Ну, попробуем. Давай, закрывай глаза. Помедитируй немножко. Давай дадим тебе две минуты. (Максим, сидевший закинув ногу на ногу, глубже усаживается в кресло, телесно "оплывает", закрывает глаза. Голову роняет на грудь. Сидит так с полминуты, потом открывает глаза и вопросительно смотрит на терапевта.) У тебя еще минута и двадцать секунд.
  Максим: Мне камера мешает.... Народ смотрит. Сухость в горле, и курить хочется.
  Терапевт: Давайте это утилизируем. Придумаем, что бы сделать такого, чтобы когда у тебя запершит в горле или захочется курить, ты бы это как-то использовал. Давай представим.... Ты любишь пить чистую свежую воду?
  Максим: Да....
  Терапевт (прикасается к руке Максима): Давай закроем глаза. Мы с тобой сейчас не будем проводить транс, а проведем вместе небольшой опыт: что может быть, когда тебе хочется курить. (Максим снова устраивается в кресле, закрывает глаза и закидывает ногу на ногу.) Давай представим себе, что когда появляется какое-то неприятное ощущение...... першение в горле...... ты на нем сосредоточиваешься...... как будто идешь вперед на него... и рассматриваешь его...... И оно растет в тебе...... И ты можешь прижать свои веки...... И если появятся сверкающие искры...... то ты можешь представить себе...... как будто из этого желания курить...... из першения...... из вкуса дыма...... вдруг в твоих глазах вырастает куст сирени...... как будто взрывается...... И у этой сирени много корней...... Ты немножко отодвигаешься от этого ощущения... и смотришь со стороны...... Хотя это, может быть, глупая картинка, ты видишь со стороны и себя, и этот куст...... А главное - ты вспоминаешь вкус холодной и свежей воды...... Может быть, тебе даже совсем не хочется ее пить...... А может, тебе нравится ее вкус - именно холодной и свежей воды...... И ты представляешь себе вкус воды, когда ты долго не пил...... И как она отличается от просто другой воды...... Или ты можешь представить, что перед тобой находится водоем с очень чистой, прозрачной, кристальной теплой водой...... А рядом находится другой водоем - с мутной и грязной песочной водой - какой-то глиной...... И ты можешь поплавать в водоеме с глиной...... стараясь не брать в рот... эту воду...... не открывая глаз...... Просто проплыть... и почувствовать свое тело... в этой глине, в грязи...... Может быть, у тебя даже есть ощущение, что это лечебная грязь...... Поплавать... в этой грязной воде... почувствовать себя в иле, в песке...
  Два пруда - это два состояния, аналог той полярности, о которой мы с ним говорили. Пруд грязный, глинистый вроде бы, а на самом деле, это может быть лечебная грязь. То есть происходит перевод проблем в возможный их ресурс. А пруд чистый дается по контрасту. Про него говорится больше, но главное, что существует возможность не выбирать раз и навсегда одно и то же состояние, от одного переходить к другому, и, при необходимости, возвращаться в грязное. Глинистый пруд, в котором вязко, - это аналог того состояния, когда клиент недоволен собой, когда он курит, когда "вдыхает лишнее", когда "грязь в себе, и грязь вовне". Кроме того, здесь есть разные состояния, которые плавно перетекают друг в друга: он то плывет в грязном пруду, то в чистом, то лежит на земле, то он чувствует опору, то легкий... Кроме того, в метафоре "пруды" подразумевается ощущение вымытости и себя, и земли, на которой находится опора.
  А потом выйти на берег...... немножко подождать... и окунуться во второй пруд...... чистый...... в котором с тебя смоется вся глина...... вся пыль...... И там настолько чистая вода...... что когда плывешь в ней...... ты можешь открыть глаза, открыть рот...... Совершенно необычное ощущение, что ты можешь пить ту воду, в которой ты плывешь...... Ты можешь даже полоскать рот, если захочешь...... И делать в этой воде все, что хочешь - кувыркаться...... Это удивительно теплая, приятная вода...... И в ней есть свои слои - то теплые, то прохладные...... Ты плывешь в ней и попадаешь то в холодный слой...... и тебя знобит...... то в теплый...... и согреваешься в нем...... То опять в холодный...... то опять в теплый...... Проплываешь разные слои, ныряешь и проныриваешь...... Сквозь холодный слой... выходишь в теплый...... Удивительное ощущение...... когда ты чувствуешь, что часть тела замерзает, а часть - согревается...... Хороший тонус и одновременно - вдруг расслабление...... И ты можешь захотеть выйти на берег и как следует обсохнуть...... И ты чувствуешь, как твое тело начинает нагреваться солнцем и как-то даже стягиваться от загара...... как будто он тебя одевает...... предохраняет...... И твои губы сохнут...... И веки...... И ты чувствуешь... приятный покой, как будто долго-долго плавал... и устал...... И то ты попадал в горячие слои, то в холодные...... И тебе хочется наконец просто оставить свое тело...... бросить его на песок...... И это очень теплый песок...... И ты чувствуешь, что рядом находится трава...... И как будто эта земля дает тебе силы...... И тебе хочется закрыть глаза... и задремать...... И ты начинаешь дремать...... и вспоминаешь в своем сне это приятное купание...... И очень приятное ощущение устойчивости...... И тебе так хорошо...... Как рука в перчатке лежишь... на этой земле...... Полная устойчивость...... Полная гарантия, что все у тебя будет хорошо...... И ты вспоминаешь ощущение, как вода тебя слегка покачивала...... держала...... И сейчас совершенно другое ощущение, когда тебя держит земля...... или песок...... И тоже немножко укачивает...... как бывает, что укачивает во сне...... Спокойное и благополучное укачивание...... Очень интересное ощущение спокойной энергии...... Когда ныряешь, начинает слегка гудеть в ушах...... Чувствуешь эту энергию толщи воды...... которая где-то бурлит...... И ты знаешь, что где-то в середине земли... тоже есть кипящий слой...... очень энергичный и мощный...... А земля сама очень спокойна...... И ты чувствуешь полную устойчивость...... И ты сливаешься с этим покоем...... с этой энергией...... Ты хорошо знаешь, что между покоем и энергией... находится очень большой и устойчивый слой земли...... И только кое-где бывают вулканы......
  До этого есть образ, когда он плывет в очень чистой воде, и там есть то холодные, то теплые слои. Это - контраст состояний, аналог пульсирующей крови, легкого возбуждения, а затем - спокойного вдоха, спокойного выдоха. Пульсирующих, но не перехлестывающих состояний: активности и расслабления после этого. Теплое и холодное контрастируют и напоминают про приятные ощущения тела. То же самое про слои земли... и устойчивость как феномен отсутствия тряски, беспокойства. А тряска, наоборот, ассоциируется с тревогой, с неуверенностью, с беспокойством, с незнанием собственного места, со спешкой... Противоположное тряске состояние - усаживание, укладывание, устойчивость, ощущение себя "как в хорошей перчатке", сшитой по мерке, с четкой границей, с уверенностью в себе. Ощущение того, что в глубине земли есть горячий слой и холодный - это аналог того, что иногда тебя могут беспокоить толчки собственной психики, ощущение напряжения, но это нормально, потому что где-то в глубине и должно быть напряжение, оно такими волнами и разряжается, за горячими слоями идут холодные слои, возможна устойчивость, укоренение, покой... Эта же образная линия - там, где появился вспыхнувший куст сирени.
  (Говорит чуть срывающимся голосом.) И тебе очень спокойно и легко лежать...... дремать...... И когда ты хочешь, ты почему-то можешь немножко поплакать...... почувствовать, как капельки воды...... как слезы...... катятся по щекам...... И ты чувствуешь полный покой, как в детстве...... как хотелось бы, чтобы было в детстве...... Очень глубокий покой...... И тебе очень нравится, что у тебя возникает это простое чувство...... Тебе очень нравятся... эти твои слезы...... И тебе не хочется их сдерживать...... (У Максима в уголках закрытых глаз собрались слезы.) И каждая слезинка, которая скатывается...... дает тебе ощущение уверенности и покоя...... И тебе очень нравится... слышать шум деревьев...... звуки воды...... Нравится просто чувствовать...... прикасаться к разным своим маленьким чувствам...... когда ты плачешь...... или когда смеешься...... И тебе очень нравится это устойчивое ощущение... почвы под тобой..... Легко и спокойно...... И тебе очень приятно ощущение, что ты можешь засыпать, когда хочешь...... и просыпаться, когда хочешь... что ты чувствуешь полную свободу...... Все происходит само собой...... Ты засыпаешь и просыпаешься...... становишься активным, когда бодрствуешь...... И успокаиваешься... Ты легко-легко чувствуешь себя с другими людьми...... Легко и спокойно...... И ты вспоминаешь вкус холодной воды...... Ты вспоминаешь вкусные фрукты... И почему-то разные фрукты... с разным вкусом...... напоминают тебе про разные чувства, которые ты можешь испытывать...... про радость и грусть......
  Здесь я обыгрываю его оральную фиксацию, то есть то, что курение - это достаточно однотипный способ отмечать область рта. Когда я предлагаю ощутить разные вкусы, я создаю большее разнообразие вместо сфокусированного, единого, однообразного, сдерживающего стержня. Отказываясь от курения, он получает взамен разные вкусы разных фруктов. Разные вкусные жидкости как бы смачивают его рот.
  И тебе очень нравятся свежие фрукты...... Тебе хочется съесть фруктовый салат...... почувствовать сок этих фруктов...... И никуда не спешить...... Легко и спокойно...... И тебе очень нравится... лениво-лениво... опять почувствовать желание выкупаться...... И ты можешь выбрать, в каком из прудов тебе больше понравится купаться...... И опять не спеша... поплавать в той воде, где много глины и песка...... и немножко устать...... перевернуться на спину...... поплавать на боку...... А потом не спеша выйти... и поплавать во втором пруду...... с чистой водой...... то теплом, то холодном...... И тебе очень нравится, как двигается твое тело...... равномерно и спокойно...... Плавно...... медленно...... И ты чувствуешь... особое удовольствие от очень медленных и плавных движений...... И особую силу этой плавности... и равномерности... (Максим плачет.).И почему-то оказывается, что когда ты плывешь в пруду с глиной, ты совершаешь больше резких движений...... А когда ты плывешь в чистой воде...... ты плывешь гораздо равномернее...... гораздо спокойнее...... И когда плывешь, тебе вспоминается... вкус и прохлада воды...... минеральной воды с пузырьками...... чуть-чуть горьковатой иногда......
  И тебе хочется опять вернуться в устойчивое положение...... полежать или посидеть...... И прислушаться к тому, что происходит вокруг...... внимательно прислушаться... к той тишине...... к лесу...... и к воде...... к своему одиночеству...... Спокойно и легко...... (Пауза. Терапевт внимательно смотрит на Максима, замечает слезы в уголках его закрытых глаз. Долго молчит. Потом осторожно касается рукой его мизинца - и сам опускает голову.) Когда ты захочешь, ты можешь открыть глаза...... (Максим открывает глаза и, ни на кого не глядя, достает платок и прикладывает его к лицу.)
  Терапевт: Никто тебя не обижал во сне? Как ты себя чувствуешь?
  Максим (довольно долго трет платком глаза, молчит, ни на кого не смотрит. Отвечает сдавленным голосом): Мне стыдно....
  Терапевт: За что?
  Максим: За то, что я плакал......
  Терапевт: Почему должно быть стыдно? Мне кажется, наоборот, можно этим гордиться, когда испытываешь реальные чувства.
  Максим (не без труда улыбается): Я не помню, когда в последний раз плакал.
  Терапевт: Вот это и плохо. Я имею в виду, когда ты хочешь все время быть кипящим чайником, это очень сильно затормаживает твои нормальные чувства. Нормальный человек должен плакать.
  (Максим опускает голову, молчит.)
  Терапевт: Ты хочешь быть нормальным человеком? (Максим молчит.) Хочешь или нет?
  Максим (подавляя слезы): Я не знаю....
  Терапевт: Если хочешь, ты должен плакать. Нормальный человек тоже может жить страстями....
  Максим: А что значит - нормальный?
  Терапевт: Я не знаю, что ты под этим имеешь в виду. (Максим слабо улыбается.) Для меня нормальный человек - тот, который получает удовольствие не от того, что все стоят перед ним "по стойке смирно", а от простых вещей: от того, что он вкусно ест, пьет вкусную воду, смотрит на звезды, его любят женщины и он любит женщин... Ему нравится понимать новое, совершать поступки и принимать решения и многое всякое другое.... Самые обычные вещи, а не то что - шагнул два шага - совершил великое дело, еще два - и три человека в восторге умерли.... (Смех в группе.) Я обрисовал тебе нормального человека. Нормальный - должен плакать. Тут многие сочувствуют, и сами хотят поплакать. Некоторые даже закуривают с горя. (Все смеются. Максим молчит, опустив голову, затем поднимает глаза и пристально смотрит на терапевта.) Что ты на меня смотришь из-за угла, испытующе? Как будто я в камере сижу, а ты в замочную скважину за мной наблюдаешь? (Максим молчит. То растерянно поднимает глаза на терапевта, то прикладывает к глазам платок, то снова опускает голову.) Что ты опять впал в раздумье? Снова хочешь сверхчеловеком стать? Ты сейчас в нормальной форме. Рубашка на тебе есть?
  Максим: Есть.
  Терапевт: Майка есть?
  Максим: Есть.
  Терапевт: Носки на месте? Так чего плакать? Это же замечательно - испытывать чувства. Не какие-нибудь придуманные, а свои, собственные. Или ты себе не доверяешь, когда ты не сверхчеловек?
  Максим (чуть опускает голову и снова поворачивается лицом к терапевту): Наверное, не доверяю....
  Терапевт: А я тебе доверяю. (Максим опять опускает голову, некоторое время сидит молча, распластав кисти рук по подлокотникам кресла, потом крепко захватывает правой рукой подлокотник и поднимает на терапевта сумрачный взгляд.)
  Терапевт (шутливо отзеркаливает его выражение лица): Не смотри на меня с такой мрачностью. (Максим снова прикладывает платок к глазам.) Тебе понравилось твое состояние, когда ты... сейчас... чувствовал? Скажи об этом несколько слов... (Максим опускает голову, теребит в руках платок и опять "сверлит" терапевта глазами.) Не ищи никакого подвоха, его нет.
  Максим (с трудом улыбаясь): Понравилось.... Мне кажется я ничего не видел, но много чувствовал. Обычно я хорошо вижу картинки, когда хочу этого....
  Терапевт: Чертей, что ли, позвать, чтобы они картинки показали? (Разворачивается в сторону Максим всем корпусом.)
  Максим (вытирает нос платком, щиплет ресницы, улыбается и говорит уже спокойно): А потом...... потом какие-то чувства появились...... Я не знаю... Напряжение сначала какое-то вот здесь (показывает на челюсть), здесь (хватается за плечи), ноги.... Так напрягалось, напрягалось, а потом началось расслабление.... Потом как бы покачивание... А потом это кресло стало как бы вращаться в пространстве.... Медленно и приятно.... Ну и все, наверное.... Больше было кинестетических ощущений, как ни странно...
  Терапевт: Кто-нибудь хочет что-то сказать?
  Одна из участниц семинара: Хочется пожалеть, погладить... (Подходит к Максиму, обнимает его, гладит по плечу.) Хороший мальчик....
  Терапевт: Кто сказал "хороший мальчик"? За это и укусить можно!
  Максим и все остальные смеются. Глаза у Максима блестят, он переводит взгляд на зрителей.
  Терапевт (шлепает Максима ладонью по руке): Кто-нибудь еще что-то хочет сказать, кроме того, что он хороший мальчик?
  Один из участников: Сняли с него бронежилет....
  Терапевт: Тяжело в деревне без нагана....
  Максим (смеется): В следующий раз приеду с наганом.
  Терапевт: Ладно, иди, мы завтра еще будем лечиться... (Все хохочут.)
  Три формы транса
  Такая групповая форма работы позволяет наводить транс трижды: (1) во время предварительной беседы, которая носит характер многих маленьких интервенций, погружающих человека в особое состояние сознания, еще до формального транса; (2) когда человек находится в ситуации наведения, которое я произвожу, рассказывая истории, часто про него же, но в преобразованном виде; (3) после того, как формальное наведение закончено и происходит обсуждение с группой того, что только что было.
  Я использую такую схему, когда вначале о своих переживаниях говорит сам человек, который пребывал в этом состоянии, потом говорит группа, потом - я. Возможность говорить о вещах, которые не содержат никакой ясной терминологии, никакого отнесения к этикеткам, очень важна. Люди просто делятся чувствами, обычным языком описывают реальность того, что они видели, реальность своих собственных ощущений. После этого участники группы высказывают гипотезы о том, что происходило с человеком. Они задают ему вопросы, задают вопросы мне. Для того, кто был в клиентской позиции, такое обсуждение дает возможность почувствовать позицию заинтересованного, любящего, но отстраненного наблюдателя и в этой поддерживающей атмосфере интегрировать все те разные состояния, которые он пережил ранее.
 
  На каждом этапе транса решаются свои психотерапевтические задачи. В диалоге я пытаюсь расширить зону идентификации клиента, расфокусировать его представления о себе. Это достигается серией провокативных вопросов, довольно острым взаимодействием, которое выталкивает человека из его привычных стереотипов самопонимания. На этом этапе я стараюсь не придерживаться никаких формальных подходов, не ограничивать себя никакими гипотезами. Я выступаю как человек, которому позволено быть "раздетым" и тем самым позволяю собеседнику также отказаться от фиксированных "я-состояний", освободиться от жестких представлений о том, кем он себя считает, чего боится, чего желает. В некотором роде ситуация беседы - это разговор-раздевание, снимание забытых на теле одежд.
  Совершенно другая работа происходит на этапе наведения. Транс в данном случае - это ситуация переодевания, летания в облаках, купания в море, бега по земле, катания по полу. Здесь мы выходим в область снов, мечтаний, проектов, новых рождений. Такое более мягкое и разнообразное состояние транса я уподобил бы ситуации, когда на человека шьется одежда ровно по его мерке, подбирается прическа, макияж и производится глубинная работа по переводу его в другие персонажи. Моя желаемая позиция в такой ситуации - это позиция человека, который рядом с ним, рука за руку, идет по каким-то волшебным дорожкам. Мне хотелось бы играть роль какого-то волшебника, крестной феи, волшебного поводыря.
  На стадии разбора мы оказываемся в таком состоянии, в котором можно считать реальным все то, что происходило на этапе беседы и в ситуации собственно транса. Это некий аналог разных состояний сознания, которые бывают в обычной жизни. Здесь они усилены, заострены, разведены, и мы в ситуации разбора совмещаем реальность первую со второй и с будущей реальностью. Продолжая метафору раздевания - переодевания, можно сказать, что на этом этапе человек ощущает волшебные сноподобные реальности как существующие, как висящие в шкафу одежды, которые могут привести его в желаемое состояние; и он может выбрать для себя тот темп одевания, в котором успеет понять, какие нужны к каждому конкретному костюму аксессуары, какая обувь необходима, как он в этом костюме будет улыбаться и вообще - жить дальше. Одежда - это некая волшебная дверца, которая совмещает несколько реальностей. Реальность снов и продолжение их в будущее, реальность, которую, как костюм, можно пощупать и убедиться в том, что она существует, и реальность, в которую верят другие люди, которые со стороны тоже видят этот костюм и твое состояние в нем, и твои возможности.
  В целом, благодаря этим трем этапам - беседе, наведению и разбору, образуется некий сплав из мертвой воды, живой воды и просто воды, которой можно умываться, не задумываясь над тем, живая она или мертвая.
 
  2. МИР ЗА ОГРАДОЙ
  Однажды выглянув из окна, замечаешь, что там - другой мир и, возможно, другая стихия. Удивительные вещи случаются на границе стихий: морская волна, соприкасаясь с воздухом и морским ветром, порождает пену, из которой, как говорят, восстала когда-то богиня. Граница - это еще и оболочка, одежда, укутавшись в которую, мы можем позволить себе выйти за порог. Дома, конечно, отыщется огромное разнообразие оболочек, зонтов, накидок, карнавальных одежд и даже лягушачья шкурка, с которой можно попасть в сказку, спрятавшись, как земноводное, между водой и сушей. А транс - это место, где можно чувствовать себя защищенным даже в очень легких, почти невесомых одеждах.
  ЛЯГУШАЧЬЯ КОЖА
  На клиентский стул садится Михаил. Он жалуется на бронхит и ринит.
 
  Михаил: Когда я просыпаюсь, по утрам у меня бывает нечто типа сухости в носу, щекотания, чихания. Особенно испытываю дискомфорт, когда сплю на пуховых или перьевых подушках. Предпочитаю вместо подушки что-нибудь потверже, например, свернутое одеяло.
  Терапевт: Такое впечатление, что вы пересказываете сказку "Принцесса на горошине". "На таких подушках сплю... Пушинка в нос попадает..." Чем это вам мешает?
  Михаил: Чем мешает?
  Терапевт: Подумаешь, щекотно в носу! Вон другим приходится ковырять в носу, а тут само собой получается.
  Михаил: У меня ощущение, что это ненормальное состояние, что оно относится к болезни.
  Терапевт: Чем же оно ненормальное?
  Михаил: Именно этим ежедневным ритуалом. Тем, что не могу спать спокойно на пуховых подушках. Я пытаюсь, но все равно не помогает.
  Терапевт: Хорошо, а если не на пуховых подушках, тогда можете спать?
  Михаил: Тревога меньше становится, но симптомы эти все равно не исчезают.
  Терапевт: И что, каждое утро просыпаетесь от того, что в носу щиплет?
  Михаил: Нет, когда просыпаюсь, не щиплет. Но когда полностью прихожу в себя, осознаю, что происходит, тогда и проявляются эти ощущения.
  Терапевт: Каждое утро?
  (Миша утвердительно кивает.)
  Терапевт: А когда это началось, что это за явление?
  Михаил (вздыхает): Давно. Еще в школе.
  Терапевт: Это вам сильно мешает?
  Михаил: Ну да, в принципе.
  Терапевт: А чем мешает?
  Михаил: Этими симптомами. Чиханием. Если я увижу, что пыльная комната, начинаю чихать еще или при каких-нибудь других обстоятельствах, в автобусах, даже когда вроде и насморка нет.
  Терапевт: Хорошо. Как вас в детстве называли?
  Михаил: Мишка.
  Терапевт: Назовите, пожалуйста, еще какие-нибудь имена. Какие-нибудь ласковые имена.
  Михаил: Мишутка.
  Терапевт: А как вам нравилось, чтобы вас в детстве называли?
  Михаил: Мишка - нравилось.
  Терапевт: Вы можете на минутку закрыть глаза и вспомнить, как к вам близкие обращались, какими интонациями, каким голосом, с какой громкостью?
  Михаил (закрыв глаза): Угу, могу вспомнить.
  Терапевт: Вы в детстве любили купаться?
  Михаил: Очень.
  Терапевт: Помните ощущения от воды?
  Михаил: Да.
  Терапевт: Что это было: река или озеро?
  Михаил: Море. Черное.
  Терапевт: Вы часто бывали около моря?
  Михаил: Несколько раз.
  Терапевт: И сколько примерно дней в году вы купались?
  Михаил: Это летом было. Несколько лет подряд. Где-то неделю или полторы.
  Терапевт: А вы ездили на море отдыхать или от чего-то лечиться?
  Михаил: Сначала отдыхать, потом в санаторий, именно с аллергическим профилем. По бронхо-легочным заболеваниям.
  Терапевт: Вам нравится дышать вкусным воздухом?
  Михаил: Да.
  Терапевт: Хорошо. Скажите, а на что бы вы согласились поменять это состояние? Пришел бы волшебник и сказал, что откроет свою коробку, соберет все ваши неприятности и даст вместо нее другую неприятность. На что бы вы согласились поменять ее? Хотите грыжу?
  Михаил (открывает глаза, которые были у него закрыты с тех пор, как терапевт попросил его представить себе, каким голосом его звали в детстве): Не-ет. (Улыбается.)
  Терапевт: А язву?
  Михаил: Язву тоже нет.
  Терапевт: А язву на коже?
  Михаил: Нет.
  Терапевт: Ну что, перелом ноги?
  Михаил (смеется): Нет, пожалуй.
  Терапевт: Хорошо, а что бы вы все-таки согласились взять в обмен на это состояние?
  Михаил: Просто его отсутствие и вкусный воздух.
  Терапевт: А скучно не будет без этого? Так вам даже будильник не нужен. Вы проснулись утром, и вам даже не нужно себе напоминать: симптом говорит вам: "я здесь, я живой". Чихнул и завелся.
  Михаил: Да уж, "я - в сознании".
  Терапевт: Да. Чихнул и как будто перекувырнулся через голову. Вам даже зарядку делать не надо. Видите, у вас как будто вмонтирован механизм, который вас встряхивает. Раз чихнул, два чихнул, три чихнул, встряхнулся - и побежал. Все-таки, что же может быть вместо этого?
  Михаил: У меня вдобавок к этому иногда появляются затруднения с дыханием, с присвистыванием, такой спазм дыхания.
  Терапевт: Это вы тренируетесь быть старичком: храпеть во сне и свистеть... А вы когда-нибудь пробовали, например, купаясь на море, прополоскать соленой водой нос или горло?
  Михаил: Я регулярно этим занимался.
  Терапевт: И как?
  Михаил: Я знал, что это полезно, но перемен каких-то не замечал.
  Терапевт: Есть какие-нибудь влияния сезонные - весной чуть хуже или осенью?
  Михаил: При простудах хуже.
  Терапевт: У вас что, обязательно бывают простуды весной или осенью? Или они бывают часто?
  Михаил: Часто.
  Терапевт: А скажите, еще какие-нибудь другие проявления аллергии у вас бывают?
  Михаил: Однажды была какая-то непонятная пищевая аллергия, на помидоры, наверное, заграничного производства. Наверное, откуда-то из Азии. Реакция в виде крапивницы. Но очень сильная. Себя я не узнавал.
  Терапевт: Стал сеньором Помидором? Волдыри, что ли, вздулись? Опух?
  Михаил (смеется): Да.
  Терапевт: Так, ну хорошо. (Обращаясь к аудитории.) Давайте поговорим о нашем клиенте. Это симпатичный человек, у которого очень тонкая кожа. У него, как и вообще часто у людей белесо-рыжих, очень чувствительная кожа. Он легко краснеет, легко бледнеет. Легко обижается, легко смущается, легко и тонко реагирует на разные ситуации. Кожа - это тот барьер, та мембрана, та оболочка, та стенка, которая нас отделяет от окружающего. Иногда называют человека толстокожим или тонкокожим. Михаил, скорее, тонкокожий человек. В сказке про лягушку - про Царевну-лягушку или про принца, который прячется в лягушке - у героя есть полярные состояния. Одно из них - это лягушка, которая ассоциируется с безобразной склизкой кожей, покрытой волдырями, с каким-то чужим образом, с заколдованным обликом, через который не увидеть настоящего лица. И полярное этому состояние - принц или принцесса, рожденные из морской пены, с очень красивым обликом, с нежной кожей, с кожей, которая легко дышит, которой все любуются. В этой сказке рекомендуется, превращаясь в принцессу или принца, ни в коем случае не сжигать свою лягушачью шкурку, потому что это состояние скукоживания, спрятывания, ухода от обычной жизни должно иметь свой талисман. В случае утомления, напряжения, в случае необходимости куда-то уйти можно опять спрятаться в свою лягушачью шкурку. И, если фантазировать, то можно считать: когда человек сильно чихает, он как бы от себя этим чихом отталкивает окружающее. Вместо того, чтобы самому куда-то спрятаться, он чихает на этот мир, плюет на него, отталкивает. Просыпаться, входить в реальную жизнь с ее напряжениями, с ее ранящими тонкую кожу, тонкую душу переживаниями каждый раз очень трудно, представляет собой испытание. Это как муки нового рождения, сложность вылезания из лягушачьей шкуры, из природной стихии, из воды. Мы можем предположить, что у Михаила довольно хорошее обоняние, он интуитивно различает ситуацию как бы по запаху. Как бы принюхивается к ней, и потом соответственно относится к людям. У него, вероятно, хороший слух. И его раздражают громкие звуки, он, вероятно, любит хорошую музыку, довольно музыкален, и для него чисто музыкальная гармония, такой камертон к ситуации, довольно важен. И, наоборот, аллергеном, раздражающим фактором, вызывающим у него внутреннее раздражение, желание эту ситуацию убрать, являются громкие, бестактные, лишние звуки. И в этом отношении такая чувствительность и реактивность на происходящее может прослеживаться в психофизической, телесной сфере, в области запаха, аллергии... Наверняка, он очень быстро сгорает на солнце, и солнечные лучи вызывают у него тоже очень легкое и быстрое покраснение. Образ лягушачьей кожи, покрытой бородавками, и его противоположность - нежная чувствительная кожа открывают перед нами проблему средних состояний. Состояний, в которых не нужно было бы за слишком безобразную кожу прятаться, отталкивать от себя окружающую действительность, и одновременно с этим реализовать тонкую чувствительность, особенность чувствовать кожей ситуацию, принюхиваться к ситуации, иметь тонкий слух в ситуации и т.д.
  Следующим ходом, вероятно, должна стать некая работа с его кожей в целом. Можно предположить, что если он получит заранее какие-то адекватные воздействия на свое тело, это снимет напряжение, фиксацию, особую чувствительность с его дыхательной сферы. При этом, если вы послушаете его внимательно, он говорит о том, что у него возникает ринит, а иногда и спазмы, которые идут чуть ниже, и иногда еще бывал и бронхит. Мы видим, что его кожа выполняет особую функцию - своеобразных легких... Он как будто бы дышит кожей. Несколько обобщая психосоматику этого образа, всегда, когда вы работаете с любыми проблемами, связанными с дыханием, желательно обращать внимание на кожу. И когда вы работаете с проблемами, связанными с кожей, вы, соответствующим образом, обращаете внимание на то, как человек дышит, а также на изменение его дыхания.
  Я думаю, что, говоря о его состоянии, следует обратить внимание на подвижность его суставов. Потому что, когда клиент хорошо себя чувствует, он чувствует себя очень гибким. У него плавные, переливающиеся движения разных суставов, и психологически это тоже ситуация гибкости, легкой переключаемости, когда он может над кем-то иронизировать, шутить, кого-то поддевать. (Клиент улыбается.) В таком состоянии он испытывает ощущение легкости, своеобразного балета в обращении с другими людьми. И Михаил чувствует себя в каком-то смысле неуязвимым: легко иронизируя над другими людьми, куда-то отстраняясь, он смотрит на ситуацию со стороны, и она его никак не касается. И его психическая гибкость, телесная гибкость связана с ощущением движения суставов. Когда клиент чувствует себя скованно, это вызывает у него ощущение того, что он становится менее гибким. И у него создается впечатление, что он кого-то раздражает (клиент утвердительно кивает головой), что в нем нет ощущения подвижности, легкости, балета внутри ситуации. Поэтому в качестве одной из точек приложения может стать наше внимание к коже, к дышащей поверхности; вторая точка приложения - обращение внимания на суставы, на гибкость. Существует вероятность, что если мы дадим ему в руки возможность работать с подвижностью, с суставной гибкостью и с определенным способом воздействия на свою кожу, с дыханием кожи, мы, скорее всего, разгрузим область аллергии как проблемную зону... Могут быть разные виды аллергии: аллергия на звук, кожная аллергия, "аллергия усталости" - число движений в суставах уменьшается, гибкость становится меньше, и в качестве аллергической реакции образуется общее негибкое физиологическое поведение. Мы тем самым выводим зону запаховой, дыхательной аллергии из области сверхценностей. Раз у человека имеется так много различных видов аллергии и мы эту аллергию справедливо называем не столько проблемой, не столько патологией, сколько тонкостью реагирования (клиент утвердительно кивает головой), то нет смысла фиксироваться на этой зоне реакции. Мы отчасти убираем из этого типа реакции, из этого типа аллергии образ значимости, образ, который на себя обращает внимание. Если нам необходимо решить одну проблему, нужно поставить перед человеком целый ряд маленьких проблем, разделить одну проблему на несколько и уже двигаться, каким-то образом их решая. Как вам нравится вот такой план действий?
  Михаил: Все правильно. (Смех.)
  Терапевт: Тогда закрываем глаза, будем лечиться. Садитесь в удобную позу. Давайте ненадолго закроем глаза, и попробуем немножко подвигать губами так, как будто бы мы пытаемся губами представить себе движение лепестка, движение цветка, движение розы, которая распускается, губами слегка, очень плавно и медленно подталкиваем... Как будто бы мы от себя отталкиваем и выдуваем какую-то только вам видимую или ощущаемую маленькую точку... какую-то нежелательную молекулу, которую мы обязательно должны от себя очень медленно... очень бережно... очень трепетно отодвинуть или отстранить... Вот вы губами слегка капризничаете, и ни для кого не заметно, а для себя... делаете плавные движения... ища то единственное положение губ, которое будет для вас особенным... очень приятным... Двигаете губами, иногда их трогаете языком, слегка смачиваете... чтобы нащупать вот тот, самый главный для себя способ, при котором вам будет действительно приятно... Мы можем вспомнить еще раз, как вас называли в детстве по имени... представить себе, как это имя произносится... Имя каждого из нас для нас очень важно... в нем заложено так много ласки... так много внимания... И вы можете представить себя без очков... обратить внимание на то, как вы сейчас чувствуете очки на переносице... за своими ушами... и даже когда вы к ним привыкли... все равно, вы можете представить себе... сейчас... вспомнить то время, когда вы их не носили... когда были совсем другие маленькие проблемы и радости... и может быть, вы почувствуете свои детские руки... и свою детскую позу... как вы засыпаете... на секундочку вспомните... как растягиваются губы в улыбке... представите себя со стороны маленьким... и так же как сейчас... сами собой... удобно устраиваются губы... то вы можете вспомнить... как тело перед сном слегка двигается... капризничает... Представьте себе, что вы в детстве или сейчас... оказываетесь на пляже... вам очень хочется ощутить... как будто впитать в себя... впитать и запомнить... теплое солнце... его ласку... удивительные ощущения... что каждая клеточка тела согревается... и ощущение... морской воды... и мерный и сильный ритм волн... шум... волн... ощущение не очень сильного моря... не сильного ветра... а просто ветерка... набегающей волны... шума гальки...
 
  Это образ границы между средами, морской воды, солнца, полета в воздухе, перехода в этих средах. Аллергия - это тоже о пересечении границы, о том, что нечто извне, входя внутрь, пересекая тонкую границу слизистой, вызывает сильную реакцию. Поэтому один из мотивов транса - гибкость границы, когда сама граница, переход границы - скорее удовольствие, плавный переход, а не конфликт. Погружение в воду, в море, выход из моря, ощущение испарения воды с тела, парения в воздухе, опять погружение в воду, легкость движения в воде - это пересечение границ. И дыхание: выдыхание из себя, вдыхание в себя - тоже имеет отношение к границе. Иными словами, когда человек, пребывая в таком бронхиальном состоянии, не выдыхает, он как бы не общается с окружающей средой. Также очень важно, что кожа реагирует по-разному: был затронут мотив лягушачьей шкуры - безобразной и не реагирующей, грубой защиты - и мотив очень тонкой кожи, которая на все слишком сильно реагирует; вместо этих двух мотивов выстраивается третий: живая кожа, которая может получить удовольствие и от солнца, и от воды, и по-разному реагирует на разные среды.
 
  Кажется, что можно прислушиваться к этому ритму бесконечно... и кажется, что море... трет камешки друг о друга... и очищает их... и даже пена, которая набегает на берег... и уходит в песок... кажется очень чистой... и разными точками своей ступни... вы прикасаетесь к песку... и вам очень нравится то идти и ощущать своими ступнями... мелкую гальку... то камушки... то песок... кажется очень приятным ощущать своей ступней эту бывшую часть морского дна... камушков... гальки... песка...

<< Пред.           стр. 4 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу