<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 Антон Викторович Кротов
 Практика вольных путешествий
 
 
  http://skitalets.ru
  "Практика вольных путешествий": Гео; 1998
  ISBN 5-86639-043-4
 
 Аннотация
 
  В книге рассказывается, как можно путешествовать по России практически без затрат - на попутных машинах, электричках, автобусах, теплоходах. Как переночевать без гостиницы, как ездить на поездах без денег и без обмана, как общаться с милиционерами и контролерами. Многие советы пригодятся читателю и в повседневной жизни.
 
 Антон Кротов
 Практика вольных путешествий
 
 Предисловие
 
  Каждому из нас когда-нибудь хотелось заглянуть за горизонт, чтобы увидеть не по телевизору, а своими глазами другие города и дальние страны.
  Свои первые путешествия я совершил на электричках, когда мне было 15 лет. Как интересно было доезжать до конечной остановки одной электрички, а там пересаживаться на другую, затем на третью... и таким образом добираться из Москвы до Питера, Киева или Минска!
  Вторым открытием был автостоп - оказалось, что машины, едущие по дорогам, иногда берут попутчиков, причём делают это бескорыстно. За несколько лет я объездил большую часть бывшего Союза, от Чёрного до Охотского моря, а после этого проник и в далёкие тёплые страны. Путешествуя автостопом по Ирану, Пакистану, Индии, по арабскому Востоку и по многим странам Африки, я ещё более убедился в изобилии и доброте окружающего мира, увидел, что методы автостопа, питания и ночлега, используемые в нашей стране, применимы почти всюду. Вы можете поехать в любой город России и в любую страну мира, и даже если вы не имеете толстого кошелька, но умеете любить и понимать окружающий мир, - мир откроется вам, машины будут останавливаться, контролёры - улыбаться, местные жители - зазывать на ночлег, и все люди станут вам братьями, а Земля - вашим домом.
  Пробное издание этой книги вышло тиражом всего 100 экземпляров; я продавал его на Арбате в Москве весной 1995 года. Книга оказалась полезной и нужной. В последующие годы вышло ещё пять дополненных изданий этой книги и множество других моих книг, посвящённых вольным путешествиям в России, СНГ и в дальних странах. С их помощью десятки тысяч людей открыли для себя удивительные свойства мира, в котором мы живём.
  Из этой книги вы узнаете, как достичь любого города России, как вернуться оттуда домой и даже, при необходимости, пересечь всю страну (даже если у вас нет ни рубля денег!) и как путешествовать по другим странам. Вы узнаете, как переночевать в любом городе или деревне, где у вас нет никаких знакомых, узнаете, как общаться с контролёрами и представителями власти, с местными жителями и со своими родителями, и как относиться к людям и миру, чтобы такие путешествия доставляли вам радость.
  Все методы, изложенные здесь, проверены на практике. Более того - они рождены практикой. Это обобщение опыта многих и многих вольных путешественников, и я надеюсь, что этот опыт окажется полезен и вам.
  Я буду рад вашим отзывам и добавлениям к этой книге, которые можно направлять по адресу: 125445, Москва, Ленинградское шоссе, д.112-2, кв.547, Кротову Антону.
 
 Автостоп
 
  Автостоп - это бесплатное передвижение на попутных машинах. Есть два ложных мнения относительно автостопа. Одно из них гласит: "сейчас просто так не берут" (или: "кто ж тебя повезёт за просто так?"). Другое мнение заключается в том, что "остановить нужную машину - чистая случайность", "невозможно предугадать, когда ты доберёшься" и т.п. К счастью, эти мнения неверны и опровергаются опытом многочисленных автостопщиков (в том числе и моим). Нас почему-то берут (как в легковые машины, так и в грузовые), везут, не требуя денег за проезд, и, помимо всего этого, процесс автостопа является управляемым.
  Более того, многие закономерности, действующие на дорогах России, имеют место и в странах СНГ, Евразии и Африки, да и во всём мире. Если читатель захочет, он сможет лично убедиться в этом.
  Как и любой деятельностью, автостопом можно заниматься как профессионально, так и стихийно, по надобности, от случая к случаю. "Стихийный" автостоп, не имеющий определённых методов и правил, возник с появлением автотранспорта ещё в первые десятилетия XX века. В наши дни очень многим людям приходилось где-либо останавливать машины и ехать в них, иногда и бесплатно, но далеко не все они знают, что сведения об автостопе могут быть сведены в определённую систему, позволяющую сделать автостоп мощным универсальным средством перемещения.
  Человек, освоивший методы автостопа, передвигается по автодорогам России и всего мира, преодолевая до 1000 километров в сутки и даже больше, со средней скоростью (в России, днём, на магистральных дорогах) порядка 55 км/час. Например, стартуя из Москвы, за один день можно попасть в Петербург или Минск; за сутки - в Петрозаводск, или Самару, или Брест, или Ростов-на-Дону. При этом вам совершенно не потребуется денег на оплату проезда, и вы не будете никак привязаны к расписаниям поездов и электричек, двигаясь подчас быстрее их. Кроме того, ваше путешествие станет более познавательным, вы увидите и узнаете то, что никогда бы не узнали, и - почувствуете настоящий аромат дороги.
 
 Учение автостопа
 
  В России существует несколько школ (направлений) автостопа. Наиболее солидной является "Петербургская Лига Автостопа (ПЛАС)", образованная ещё в 1978 году. Основатель Лиги Алексей Воров проехал автостопом более 1.300.000 километров, что является непревзойдённым рекордом.
  Уже много лет А.Воров обучает людей спортивному автостопу - не просто ездить на попутных машинах, а ездить на них быстро и как можно быстрее. Для этого автостопщики посещают лекции, участвуют в гонках (соревнованиях на скорость), применяют специальное снаряжение... Квалифицированный гонщик ПЛАС реально проезжает (летом, по магистральным автодорогам России) 1100-1500 километров в сутки, эффективно двигаясь как днём, так и ночью, по своему желанию. Внешне спортивные автостопщики легко отличимы на трассе по характерным ярким жёлтым комбинезонам.
  Кроме передвижения на автомашинах (так называемого автостопа 1-го рода) в ПЛАС разработана и используется технология движения в кабинах локомотивов (автостоп 2-го рода), а также, в меньшей мере, автостоп 3-го и 4-го рода - гидростоп и аэростоп. Автор книги сей в своё время узнал много нового для себя из общения с А.Воровым и его последователями.
  Наибольшее достижение Лиги - кругосветная экспедиция "Автоколумб" (1992-93). Её участники совершили путешествие автостопом вокруг всего земного шара, не пользуясь никаким рейсовым транспортом, пройдя по трассам 25 стран Евразии, Северной и Южной Америки.
  Вторая школа - она так и называется "Школа Автостопа" - существует в Москве с 1994 г. Создал её московский автостопщик, Валерий Шанин, автор нескольких книг по автостопу. Основной интерес В.Шанина - страны Запада; Валерий со своими учениками из "Школы автостопа" объездили практически всю Европу - как с визами, так и без оных.
  Изучив мир Запада, в конце 1999 года Шанин и его друзья отправились автостопом через Сибирь, Монголию, Китай, Юго-Восточную Азию в Австралию. На тот момент, когда я пишу эти строки, Валера находится в Новой Зеландии. Интересно, куда он направится дальше?
  Внешне Шанина и его последователей можно узнать по поднятому большому пальцу, которым они обыкновенно голосуют.
  Есть в автостопе и обширное хипповское направление, пожалуй, наиболее древнее и многочисленное. Сотни и тысячи волосатых людей, передвигаясь по трассам, накопили за десятилетия колоссальный и неповторимый опыт автостопа. Жаль только, что их опыт никак не систематизирован и поэтому не может быть использован другими людьми. Именно как попытка систематизации, как обобщение опыта многих и многих вольных путешественников, и написана эта глава, да и вся книга.
  В 1995 году в Москве появилась ещё одна школа - Академия Вольных Путешествий (АВП). Основал её автор этой книги. Цель АВП - организация больших автостопных экспедиций, популяризация вольных путешествий, а также поиск, сбор и распространение путешественнической информации. Мы собираем расписания пригородных поездов, автобусов, теплоходов, сведения об автотрассах и автостопе на них, координаты мест, где можно переночевать, монастырей, информацию о путешествиях в странах Азии и Африки и методы получении виз... Некоторые члены АВП пишут книги - одну из них вы держите в руках.
  За истёкшие семь лет мы провели 10 крупных экспедиций, а также множество поездок и походов. Мудрецы АВП побывали почти во всех регионах России и СНГ, а также впервые, в истории отечественного автостопа, достигли Ирана, Пакистана, Индии, путешествовали автостопом по многим странам Африки - от Египта до Анголы... Желающие узнать подробности о наших приключениях могут прочесть многочисленные книги А.Кротова (список литературы - см.в конце книги сей), или посетить Интернет-сайт АВП ( www.avp.travel.ru ), где помимо текстов расположены и сотни примечательных фотографий.
  Периодически проходят собрания АВП, где мы рассказываем о прошедших великих путешествиях и планируем следующие. Собрания открыты для всех желающих. Желающие попасть - звоните нам по московским телефонам (095)457-89-49, Антон, или 905-97-98, Егор.
  Существуют и другие клубы автостопщиков в разных городах России и СНГ, но их перечисление заняло бы несколько страниц и отвлекло бы нас от главной темы данной книги.
 
 Выбор маршрута
 
  При движении автостопом надо заранее представлять себе маршрут - не только через какие города, но и по каким дорогам он пройдёт. Среди путей, соединяющих два города, самый короткий - не обязательно самый быстрый! Количество машин, их скорость, характер движения, качество покрытия на разных дорогах сильно различаются. На одних дорогах автостоп удобен, на других непредсказуем, а третьи дороги, указанные в атласе, уже давно заросли бурьяном, и движения по ним нет.
  При выборе нового, неизвестного вам маршрута можно пользоваться двумя принципами:
  1). Классификация автодорог. Автодороги на территории России и бывшего СССР классифицируются по значению. Каждая дорога имеет своё обозначение, состоящее из буквы (это может быть М, А, Р, Н) и номера, например: М60, Р418.
  М - "магистральные дороги федерального значения" (например, М5: Москва - Челябинск). Эти дороги, соединяющие крупные города, почти всегда асфальтированы, большой поток машин, много дальнобойщиков. Возможен автостоп.
  А - дороги похуже (например, А114: Санкт-Петербург - Вологда). Машин обычно меньше, чем на федеральных дорогах. Тут ездить уже труднее.
  Р - региональные дороги. В реальности это могут быть и более-менее приличные дороги (с преобладанием местного движения), и грунтовки, и даже зимники, где автостоп не всегда возможен.
  Н - дороги местного значения. Здесь неопределённость ещё больше. Дорога, обозначенная в атласе как "местная", может быть лучше иной федеральной; а может и вообще её в реальности не оказаться. Не зная о сущности местной дороги, планировать маршрут по ней не следует.
  2). Направление. Скорость и успех автостопщика зависит от направления его движения. Наибольший поток машин, наилучшее качество покрытия и наибольшие успехи в автостопе наблюдаются на шоссе, ведущих в Москву (из Москвы): это тяготение к Москве ощущается даже на расстоянии 2000 км. Неплохо ездить в Питер (из Питера) или в любой другой мегаполис, скажем, Челябинск: большие города "стягивают к себе" машины с расстояния в несколько сотен километров.
  Обычно областные (краевые, республиканские...) центры "тянут на себя" машины из области (края, республики...). Райцентры притягивают локальные машины из района, и, в свою очередь, порождают машины в областной центр. На границе областей машин меньше, чем в центре области.
  Мегаполис и любой город подобен магниту, стягивая машины из всех окрестностей. Чем больше магнит, чем дальше от него другие магниты, тем больше его радиус действия. Движение "по силовым линиям" приведёт к успеху, движение поперёк силовых линий - труднее. Между двумя магнитами (на границе областей, республик, стран) силовое поле отсутствует, машин меньше всего, автостопщик дольше всего "торчит", зато если наконец уезжает, то зачастую далеко.
  Каждому человеку полезно иметь Атлас автодорог. Раньше наиболее распространены были Атласы минского издательства, выпускаемые ежегодно. Эти атласы охватывают всю территорию бывшего СССР. К сожалению, вплоть до 1997, из года в год эти атласы содержали в себе одни и те же ошибки. Одни дороги, обозначенные как "Асфальт", никогда не были асфальтированы, другие проходятся только пешком, третьи дороги, по которым ежедневно проезжают сотни машин, в Атласе не показаны вообще. В последние годы напечатали много новых разнообразных атласов - многие ошибки там устранены, но некоторые, наоборот, появились. В любом случае помните, что Атлас, как и любую мудрую книгу, не стоит воспринимать буквально, и за ваше застревание на трассе картографическое издательство ответственности не несёт!
 
 Позиция на трассе
 
  Понятие позиции - одно из основных в автостопе. Ваш успех в большой мере зависит от того, как вы умеете находить позиции - удобные места для голосования. На хорошей позиции водителю легко и удобно остановиться, и вы быстро уедете; в то время как на плохой позиции можно простоять несколько часов, пропустить сотню машин и не остановить ни одной.
  Хорошие позиции встречаются на трассе нечасто, ради них стоит иногда пройти даже несколько км пешком, зато потом оттуда быстро уехать. Ради них стоит иногда выгрузиться из машины на 10-20 км раньше, чем пункт назначения машины, зато потом быстро поймать машину на 100-200 км дальше.
  Самые плохие места для голосования: на мосту, в тоннеле, на эстакаде, в зоне действия знака "остановка запрещена", на крутом подъёме или спуске, а также в черте населённого пункта. Голосуя в этих местах, вы резко снижаете процент машин, которые вам остановятся. На автобусной остановке голосовать тоже не рекомендуется - вас могут принять за нетерпеливого пассажира опаздывающего автобуса.
  Теперь найдём хорошие позиции. На трассе можно найти особенности - точки, перед которыми водители становятся более внимательными и снижают скорость. Это будут: 1) посты ГАИ, границы и таможни, 2) перекрёстки, разветвления дороги, 3) железнодорожные переезды, 4) большие дефекты покрытия (скажем, по асфальту полоса щебёнки), 5) светофоры, и т.д.
  Наличие таких особых точек очень важно. Позиции перед ними являются неудачными: внимание водителя направлено на ожидающую его неприятность, а не на автостопщика, поэтому, например, перед постом ГАИ или таможней не остановится практически никто. Или, если дорога впереди разветвляется на две, перед развилкой тоже почти никто не остановится (потому что неясно, в какую сторону ты едешь).
  Наоборот, после таких точек вероятность остановить машину резко увеличивается. Поэтому следует, выбрав себе место в 20-30 метрах за особенностью (за постом, за ж/д переездом, за полосой щебёнки), дальше уже не уходить, а ожидать успеха в автостопе. Если особенностей много, лучше стать за последней из них. Если трасса холмиста, что бывает часто, - следует выбрать вершину одного из холмов и стать там. Тогда вас будет видно издалека, а скорость машин, проезжающих мимо, будет минимальна. А вот стоять между холмами, в яме, или на подъёме - не следует.
  Также хорошо голосовать на изгибах трассы, где водитель притормаживает, особенно - на левом повороте (при левом повороте дороги стопщик виден издалека, в то же время на правом повороте он появляется внезапно, как бы из-за угла). Но зимой, при гололёде стопить на повороте нельзя, во избежание аварии.
  (В странах с левосторонним движением полезные свойства имеет, разумеется, правый поворот. Кстати, голосуем там левой рукой!)
  Если я пытаюсь кого-нибудь застопить и внешне всё нормально, но "никто" не останавливается - значит, позиция выбрана неудачно. Полезно расслабиться, пройтись 1-2 километра пешком - возможно, впереди развилка или пост.
  На хорошей позиции: 1) тебя хорошо видно издали; 2) водителя никто не отвлекает и не отпугивает (например, гаишники, продавцы, другие автостопщики); 3) остановившаяся машина не должна создавать помех движению других машин.
  Ночью, если у вас нет фонарика, важно, чтобы позиция была освещена. В тёмной одежде на неосвещённой трассе человек, даже если не будет сбит машиной, не достигнет успеха в автостопе.
  Полезно, выходя на трассу, заранее знать основные (наиболее удобные) позиции на ней. Вы можете узнать о сущности трасс и о ключевых позициях от более опытных автостопщиков, а также из книги "Вольная энциклопедия", в которой описаны различные города, выезды на трассу, трассы, позиции и свойства их.
 
 Техника голосования
 
  Голосование - это обмен жестами между автостопщиком и водителем. Сначала нужно выделить (хотя бы для себя) из потока машин именно ту, к водителю которой вы будете обращаться. Смотреть надо водителю в глаза (а не на свои ботинки или в носовой платок).
  Как именно поднимать руку - существует несколько вариантов. 1) Рука вытянута параллельно дороге, кулак с оттопыренным большим пальцем - жест употребляется в Европе и усердно вводится в употребление в России Валерием Шаниным. 2) Рука согнута в локте, пальцы направлены вертикально вверх - этот жест, видимо, вызывает ассоциацию с жестом приветствия у дальнобойщиков. 3) Рука просто протягивается параллельно дороге, как шлагбаум.
  Но сущность не в этом. Жест обязательно должен быть энергичным и направленным именно на этого водителя. Жест должен останавливать, а не напоминать протянутую руку нищего ("Пода-а-а-айте мне, бедному, маши-и-ну!")
  Голосуйте, как вам нравится. Но не стойте "вполоборота", повернувшись к водителям боком или спиной. Также, нельзя голосовать с мыслью: "Ну, этот точно не остановится, на всякий случай подниму руку..." Не рассеивайте внимание, а поднимайте руку, напротив, с уверенностью в успехе. Если нет уверенности в успехе - лучше пропустить машину-другую, съесть конфетку.
  В любом случае следует избегать "эффекта столба", когда автостопщик стоит неподвижно с протянутой рукой, никак не отличаясь от окружающей местности (да и устанешь держать руку).
  Если водитель не хочет остановиться, он, как правило, пытается "оправдать" перед вами своё поведение. Например, он может провести рукой по горлу (перегружен, мест нет), показать пальцем вправо или влево (мол, скоро поворачиваю), и другими жестами пояснять, что он-де, очень рад, мол, взять, но, сам понимаешь, никак не может. Отсутствие реакции со стороны водителя говорит о том, что автостопщик делает что-то неверно.
  Автостопщик может попробовать убедить водителя: если мест нет, сделать жест уплотнения; если водитель "поворачивает", можно тоже показать в ту же сторону пальцем и кивнуть (пусть довезёт хоть до поворота, если здесь плохая позиция); или наоборот, пальцем показать, что едет далеко. Если виден номер машины, и он относится к пункту назначения, можно указать пальцем на номер; если видно, что кузов пустой - указать на кузов, ..., и вообще, вести себя активно в те 5-7 секунд, пока длится "разговор" с водителем. Если машина всё же не остановилась, надо не огорчаться, а оставаться на месте и высматривать следующую машину. Поначалу вам может остановиться только 30-я или 50-я машина - но это не значит, что "машины не останавливаются", а только то, что вы ещё не натренировались останавливать их.
  Голосовать на ходу при наличии машин не следует, т.к. идти приходится лицом вперёд, машины появляются сзади, а голосовать спиной неудобно. Всё время приходится вертеться. Идти - так идти, стоять - так стоять (голосовать), а одновременно это неполезно. Обычно до пункта назначения дойти пешком будет трудно, и ощутимой прибавки к расстоянию всё равно не будет.
  Если машин очень много (скажем, 3-4 в минуту), быстро, выбрав более-менее приличное место, не отвлекаясь, начинайте голосовать. Если машин меньше (скажем, одна в пять минут), выберите позицию тщательнее и "пускайте корни" на ней. Но, конечно, если транспорта совсем мало (скажем, 3-4 в день), а дальше по трассе ожидается поворот или населённый пункт, которые могут выпустить дополнительные машины - только в этом случае идите вперёд, прислушиваясь, не грядёт ли машина сзади.
  Таблички . Можно голосовать, используя табличку с указанием пункта назначения. Этот метод особенно часто применяют на Западе; но и на наших дорогах порою встретишь бабульку с мешком и большим полотном "КАШИРА". Применяя табличку, помните, что: 1) табличка не заменит хорошей позиции - на большой скорости её просто не успеют прочесть; 2) размахивая табличкой с надписью "ИРКУТСК" или другим удалённым пунктом вы отбраковываете более близкие машины, хотя они-то и могут оказаться весьма быстроходными и полезными для вас. Мудрецы автостопа почти никогда не используют табличек.
  Сколько обычно приходится ждать машину?
  Универсального ответа не существует. Время ожидания зависит от вашего опыта и снаряжения, от качества позиции, от интенсивности потока машин, от времени суток и года, от региона и страны, от того, голосуете вы в одиночку или в паре, от того, сколько других автостопщиков едет в это время по этой же трассе..., а также от случайных факторов. Бывает, что и опытные автостопщики стоят днём 2-3 часа на хорошей позиции; бывает, что и новичок быстро уезжает с плохой позиции. Ориентируйтесь не на время ожидания, а на среднюю скорость. Она достаточно стабильна и составляет 500-600 километров на каждые полные десять часов, проведённых днём на магистральной асфальтовой дороге в России.
 
 Поведение в машине
 
  Остановить машину - это половина дела; надо в ней уехать, да и водитель чтобы остался доволен. Итак, подбегаем к дверце, начинается общение с водителем. Многих начинающих автостопщиков интересует: что говорить? Вот один из вариантов вопроса:
  - Здравствуйте, можно с вами сколько-нибудь проехать по трассе?
  Обычно следует ответ "садись" или "а куда?" Я, как правило, называю свой конечный пункт: "я, вообще, в Москву, - но, сколько с вами по пути". Дальний пункт назначения сразу вызывает интерес водителя и может стать темой для последующего разговора. Можно говорить и так: "Здравствуйте, можно с вами сколько-нибудь проехать в сторону Москвы?" - "Москвы, - удивляется водитель, - я только до Туймазы", - мы соглашаемся, и начинается разговор: "В Москву-у-у??" и т.д.
  Если я знаю, что перед городом N. ближайшая хорошая позиция, я могу спросить так:
  - Здравствуйте, можно с вами до N?
  На Кавказе, в Средней Азии, во многих дальних странах, да и всюду, где вас беспокоит, не окажется ли водитель таксистом, скажите, например:
  - Здравствуйте! Подвезите сколько-нибудь по трассе. Платить нечем!
  или, сперва узнав у водителя, куда он едет,
  - Можно с вами? Без денег!
  На что водитель скажет: "Да какые дэнги, дарагой, паехали!" и вы достигнете успеха.
  Можно спросить и так:
  - Здравствуйте! возьмите автостопщика в сторону N!
  - А что такое "автостопщик"? - спросит водитель. Вы расскажете ему сие и достигнете успеха.
  ...Многих интересует вопрос: о чём ещё разговаривать с водителем?
  Здесь нужно избегать крайностей. Одни автостопщики непрерывно болтают, рассказывают истории и анекдоты; другие, наоборот, молчуны. Однако, наиболее мудр тот, кто заставляет разговориться самого водителя. Сам мудрец при этом спокойно воспринимает информацию, задаёт вопросы, но основную речь произносит водитель, радующийся, какого интересного собеседника в вашем лице он нашёл.
  Темы для разговора могут быть различны. Спросите водителя, куда он едет, и расспросите об этом городе. Что в этом городе интересного? Старинный ли он? Как живут люди? Какие там цены? Сколько времени туда ехать? Если водитель - дальнобойщик, спросите его, приводилось ли ему быть в местах, которые вас интересуют. Давно ли работает дальнобойщиком? А раньше где работал? Предоставьте водителю возможность живописно рассказать, как развалилась та отрасль народного хозяйства, в которой он работал, прежде чем стал дальнобойщиком.
  Если водитель перегоняет машины с Запада, спросите его, как живут на Западе. Напомните ему, что у нас лучше. Если машина - крутая иномарка, расспросите о её свойствах. Спросите, часто ли пристают гаишники.
  Водители являются источником ценнейшей информации о дорогах, о транзите городов, об особенностях трассы, а иногда - и о местных достопримечательностях. Не упускайте возможности извлечь из водителя эту информацию. Вы узнаете куда больше, чем если будете всем навязывать одну и ту же свою историю. Ну а если водитель заинтересуется и вами, тогда дело в шляпе, и вы будете довольны общением вдвойне.
  Ночью автостопщиков обычно берут именно для того, чтобы отогнать сон интересной беседой. Ночью спать в едущей машине категорически запрещается!
  Начинающих волнует вопрос оплаты проезда. Однако, легко убедиться, что большинство водителей на всех трассах России и во многих странах бывшего СССР не требует (и не ожидает) никакой оплаты! Даже на выезде из большого города (Москва, Питер) просят деньги только 20% остановившихся водителей или того меньше. Причём "таксист" сразу спросит: "А сколько дашь?" Если при посадке в машину водитель не сообщил об оплате, то этот вопрос и дальше не возникнет. (А вот в черте города оплата проезда может подразумеваться, поэтому там надо сразу предупредить!)
  Если вы в машине, общаясь, наладили хороший контакт с водителем, то об оплате никто и не вспомнит. Более того, некоторые водители стараются накормить автостопщика и даже дать ему денег на еду или на дорогу.
  С другой стороны, автостопщик сам обязан проявить заботу о водителе. Если у вас есть продукты питания, или питьевая вода, или жвачка - обязательно надо предложить. Хотя водитель, как правило, отказывается, нужно использовать шанс отблагодарить его. Подарите ему книгу "Практика вольных путешествий".
  А уж если вы подружились с водителем, он провёз вас, и уже выходя из машины, вы услышали неожиданный возглас:
  - А на бензин???
  ...Случаются ли такое? В России - крайне редко. У меня было всего несколько таких случаев. Поскольку это - свидетельство непрофессионализма автостопщика (не сумел или поленился объяснять свою сущность), то, если у меня есть деньги, то я могу пожертвовать водителю часть их. Некоторые люди предлагают в подобных случаях врать, что денег вообще нет. Но если вы не предупредили водителя заранее, и у вас есть деньги, экономить их глупо. Деньги экономить - что воздух экономить. Ну а если денег у вас действительно нет, так и скажите.
  Вообще, если водитель, подвезший вас, спрашивает: "а деньги??" - это не значит, что водитель плохой, а значит, что автостопщик дурак. В дальних странах Азии и Африки водителей всегда надо предупреждать при посадке, заранее выучив на местном языке фразу "Денег нет!", ибо во многих местах оплата проезда подразумевается и ожидается, а машины и грузовики представляют собой единственный общественный транспорт.
  Однажды в Замбии водитель инкассаторской машины, подвозившей нас, попросил денег! Но когда мы ему отказали, он не сильно расстроился и отправился заполнять свою машину в других местах.
  В ходе путешествий вы научитесь определять, каковы ожидания водителя, уже по внешнему виду его и его машины. Если машина очень шикарная, дорогая, водитель интересуется автостопом, беседует и подкармливает вас; или это огромный грузовик, везущий дорогой и однородный груз, и водитель, взяв вас, не останавливается другим голосующим - понятное дело, водитель везёт вас не за деньги, а "за интерес". Если же машина старая и облупленная, и водитель молчит и питается отдельно от вас, и останавливается всем голосующим, подвозит их и получает деньги с них, или это облезлый грузовик или автобус, везущий кучу людей и разнородный мелкий груз, и вы забыли предупредить о своей безденежности - скорее сделайте это, пока не настал час расплаты!
  Всё сказанное выше про поведение в машине полезно в том случае, если вы сам автостопщик. Если вы, читатель, являетесь не автостощиком, а водителем, примите нижеследующие советы.
  1. Одиночки и пары, молодые и не очень, в ярких комбезах и без оных, иногда стоящие с рюкзаками на обочинах дорог и махающие руками - это автостопщики . Как правило, они совершенно безобидны и безопасны. Если у вас есть место в машине - подвезите их. Денег "на бензин" они не заплатят, но зато вы можете скоротать время интересной беседой, узнать нечто новое о трассах, городах и регионах. У некоторых стопщиков есть при себе аудиокассета. Автостопщики помогут вам не заснуть ночью и тем самым избежать различного рода аварий.
  2. Некоторые автостопщики, хотя и являются и источником ценнейшей информации о дорогах, о транзите городов, об особенностях трассы, об ошибках в вашем "Атласе автодорог", а иногда - и о местных достопримечательностях, поначалу стесняются рассказывать. Разговорите их на эту тему; узнайте, долго ли они стояли на трассе перед тем, как вы подобрали их; спросите, как относятся к их путешествиям родители, друзья и милиционеры.
  3. Многие автостопщики, как ни странно, редко встречают себе подобных. Некоторые не знают о клубах автостопа, о существовании различных технологий езды в локомотивах, теплоходах и т.п.. Расскажите им о том, что знаете сами. Подарите автостопщику книгу "Практика вольных путешествий".
 
 Волна
 
  В течение суток число машин на трассе сильно меняется. Наибольшее число машин выезжает из крупных городов между 7.00 и 9.30 утра. Это явление называется "волна" . В будние дни волна выражена более отчётливо. Бывает небольшая вечерняя волна - на выезде из крупного города между 18.00 и 19.30.
  Волна движется по трассе со скоростью около 60 км/час, постепенно "размазываясь" и ослабевая. Движение "на волне" удобно: много машин, и ты нигде долго не стоишь. Оптимальное время старта из большого города - в районе семи утра.
  Ближе к вечеру автостоп ухудшается. Между 1.00 и 5.00 машин очень мало, так что пойти спать - не самая худшая идея.
  В окрестностях больших городов (например, под Москвой) некоторое ночное движение всегда имеется. В то же время на мелких, глухих дорогах ночью машин почти нет. Старайтесь проехать глухие участки вашего маршрута поутру или днём.
  Летом на юге (например, в Средней Азии, Индии и иных тёплых странах) немалый поток дальнобоев выползает на дорогу именно в ночь. Порой на зимних заснеженных дорогах крайнего Севера водители также предпочитают короткому дню длинную ночь, чтобы белый снег не слепил глаза. Узнавайте об этих особенностях заранее, чтобы не проспать свои машины.
 
 Автостоп ночью
 
  Движение автостопом в ночное время имеет свои нюансы. Во-первых, обычно поток машин ночью снижается, водители ложатся спать, тем самым намекая, что пора спать и нам. На мелких просёлочных дорогах движение вообще может прекратиться.
  Во-вторых, автостопщик, всю жизнь ездивший только днём, будет удивлён тем, что ночью, в тёмном месте, машины "не останавливаются". Всё просто - водители не успевают среагировать на человека на ночной дороге. Бросаться под колёса ночных машин, размышляя, что так вас "будет лучше видно" - вредно и опасно!
  Профессионалы хорошо ездят ночью, применяя яркие, светоотражающие комбинезоны, катафоты, налобные фонарики... Человек в ярком комбинезоне, мигая фонариком, привлекает внимание водителя на расстоянии в несколько сотен метров - даже на неосвещённой позиции. Некоторые мудрецы ночью останавливают 90% машин. Вообще, человек в характерном комбинезоне на ночной дороге вызывает кучу ассоциаций ("Гринпис? Парашютисты? Менты? Космонавты?"), что весьма способствует автостопу. Если вас двое и вы в одинаковой форме - тем лучше.
  Несмотря на эффективность езды в комбезах, большинство простых людей как днём, так и ночью ездит без оных. В таком случае для ночного движения желательно быть одетым посветлее, налепить на себя светоотражающие полоски, иметь фонарик или хотя бы катафот, соблюдать осторожность и голосовать, по возможности, на освещённых позициях. Лучше выйти из машины на 40 км раньше и стать под фонарями, чем проехать дополнительные 40 км, а затем простоять всю ночь в какой-нибудь тёмной деревне.
  Ночью водители берут вас в расчёте на то, что вы разговорами прогоните их сон. Ночью дремать в машине опасно и вредно - водитель тоже может заснуть, и вы попадёте в аварию! Не спите в машинах!
  Готовность к ночной езде необходима зимой на Севере (где световой день очень короткий), а также летом на Юге, где многие машины ездят ночью, опасаясь дневной жары.
 
 Автостоп зимой
 
  В нашей северной стране ездить автостопом зимой значительно труднее, чем летом. Два часа ожидания на трассе при -20*С и небольшом ветре заморозят любого человека, если он не имеет тёплого зимнего снаряжения. При -30*С долгое ожидание машины на трассе может привести к гибели вашего организма. При отсутствии тёплого снаряжения выходить на трассу зимой запрещается!
  Кроме того, зимой из-за заносов снега проезжая часть сужается, и на большинстве дорог две машины едва могут разъехаться. Тормозной же путь увеличивается (особенно при гололёде). При голосовании избегайте находиться на проезжей части - вы не только рискуете попасть под машину, но и можете создать аварийную ситуацию при попытке объехать вас. Избегайте стопить машину, за которой вслед идёт другая.
  Некоторые позиции для голосования, которые могут быть удачны летом, опасны зимой - водитель или не может затормозить, или опасается потом не стартовать. Старайтесь, чтобы водитель имел большое пространство для торможения.
  Зимой светлое время суток коротко, а скорости машин (и автостопщиков) заметно снижены. Поэтому, если вы (выезжая из Москвы) летом легко достигаете Питера, Минска, Воронежа, Пензы за световой день, зимой придётся стартовать ещё затемно и приезжать уже затемно. Итак, выходя в дальний путь, подготовьтесь к ночному стопу, возьмите фонарик, катафоты и т.д., если они у вас есть. Стартуйте из города возможно раньше. Помните, что на морозе очень быстро садятся батарейки, как у фонарика, так и у других приборов; неплохо достать фонарик "жучок", работающий без батареек, от сжимания рукой.
  Одевайтесь весьма тепло! Но даже одев на себя всё, совершайте физические упражнения, пока холод не проник в вас. Не берите с собой и не потребляйте препараты алкоголя. Стоя на зимней дороге, подложите под ноги ветки деревьев, палки - ноги часто проявляют вредное свойство замерзать первыми.
  Зимой на севере вообще без ночного снаряжения не обойтись - там бывает полярная ночь, когда солнце в течение суток никак не показывается над землёй, а если и показывается, то кратковременно. Бывают и снежные заносы, когда движение машин прекращается (порой на несколько суток).
  Однако, несмотря на всё это, зимой в нашей стране возможности автостопа не уменьшаются, а даже увеличиваются. Это связано с тем, что многие дороги, не приспособленные для движения летом, становятся проходимыми зимой. Это - так называемые зимники . Зимники играют большую роль в снабжении удалённых районов топливом и едой; типичным зимником являлась знаменитая ленинградская Дорога Жизни по льду Ладожского озера в 1942-44 гг.
  Многие зимники проходят по болотам или по льду замёрзших рек. По зимникам на машинах можно добраться, например, на Чукотку - этим воспользовался А.Воров со товарищи, совершая кругосветный путь (они прошли автостопом за два месяца от Питера до самого Эгвекинота!). Впрочем, такие дальние путешествия сопряжены с экстремальным холодом и долгим ожиданием машин (до нескольких суток). Минимальные температуры, которым подвергались автостопщики на зимних трассах Северо-Востока, составляют -55..-62*С.
  В начале 2000 г. мы ездили по зимникам в заполярный город Нарьян-Мар в количестве аж 18 человек! Массовая многочасовая езда в кузове в полярную ночь, автостоп на снегоходах, вертолётах, оленьих упряжках и даже на лыжах, массовый обратный авиастоп Нарьян-Мар-Рыбинск (10 человек) и другие достижения существенно обогатили наше представление о методах путешествия на Севере. Подробности в книге "Полярное сияние".
  Едучи в холодные регионы, хорошо выбирать позицию для голосования там, где есть хоть какое-нибудь жильё, и, если вас несколько человек, голосовать посменно и круглосуточно. Один человек голосует 1 или 2 часа, затем он бежит греться, а его сменяет другой, и т.д., а остальные тем временем отсиживаются в помещении в постоянной боевой готовности.
 
 Прохождение городов
 
  Населённые пункты - одна из основных трудностей, стоящих на пути автостопщика. Населённые пункты, и особенно города, при всех своих полезных свойствах (можно поесть, помыться и т.п.) сильно снижают скорость вашего движения.
  Подъезжая к городу, где тебя собираются высадить, очень важно заранее вытащить из водителя информацию о городе.
  Города на трассе для вас подразделяются на две категории: имеющие объездную дорогу и транзитные. Крупные магистральные трассы обычно идут в обход крупных городов. Это удобно - объездные дороги обычно лучше для автостопа, чем сам город. При наличии объезда, следуя мимо города, обычно в него лучше не заезжать - разумеется, если у вас нет никаких дел в этом городе. Так, при движении из Москвы в Питер (или обратно), Тверь и Новгород имеют объездные дороги и поэтому проходятся только по объездным. Если машина идёт в центр одного из таких городов, выходите на повороте на объездную!
  Но многие мелкие города, посёлки и деревни объездных не имеют. Если город построен на большой реке, бывает так, что мост через реку всего один и объездной дороги тоже нет, даже если город велик. В таком случае город приходится преодолевать на городском транспорте, пешком или - опять же - автостопом. Кстати, ночью подобные "транзитные" города зачастую преодолеваются легче, чем днём.
  Хорошо заранее запастись картой города или узнать путь проезда по нему. Если карты нет - не беспокойтесь, язык до Киева доведёт. Движение на городском транспорте не требует большой мудрости, однако реальная скорость городского транспорта - 10-15 км/час; движение пешком ещё проще, но едва ли быстрее. Удобная и быстрая вещь метро, но оно есть далеко не везде. Наконец, двигаясь по городу, аналогично трассе, на попутных машинах, вы проедете в среднем 20-25 км за один час. Поэтому этот метод - наиболее эффективен.
  Питерский человек mc Hammer несколько лет назад написал свой трактат "Автостоп в городе, какой он есть". Проведя несколько гонок автостопом по Петербургу и Москве, он не только показал, что ситистоп (городской автостоп) возможен, но и популяризовал его. На личном опыте подтверждаю - работает! И не только в России, но и во всех крупных городах мира, даже в таких "таксичных", как Стамбул, Каир, Дамаск, Аддис-Абеба. (Хорошо для этого заранее иметь план или хотя бы представлять расположение главных улиц города.)
  Во всех крупных городах имеются такси, поэтому, остановив в городе машину, сразу предупреждайте!
  - Здравствуйте, без денег подвезите сколько-нибудь прямо!
  В Москве и иных крупных городах вы таким образом можете отпугнуть днём до 90% водителей. По ночам ездить проще. Вообще же машин в городах много, поэтому, выбрав удобную позицию, ожидайте успеха, уедете быстро!
 
 Расчет скорости
 
  Расчётная скорость движения автостопщика (летом, днём, на основных дорогах Европейской России) - 55 км/час; зимой - 45 км/час . Летом за световой день реально проехать 800 км. Зимой в гололёд, по объективным причинам скорость будет снижена относительно обычной.
  Днём скорость продвинутого автостопщика и непродвинутого будет примерно одинаковой. Ночью продвинутый автостопщик может рассчитывать на 50 км/час (летом), 40 км/час (зимой). Непродвинутый же стопщик двигается ночью не по расчёту, а только по везению.
  Однако, для квалифицированных гонщиков на магистралях - ночью не хуже, чем днём. Хотя машин мало, скорость их ночью больше.
  Ехать стопом можно как в одиночку, так и в паре. Однако, следует знать, что автостопщик-одиночка движется несколько быстрее неразделимой пары, а девушка движется несколько быстрее, чем парень.
  У водителей имеются некоторые причины, почему иногда они берут одиноких стопщиков, а парных (даже с девушкой) - нет. Во-первых, во многих машинах, особенно грузовых, есть только одно свободное сиденье, а за езду в кузовах гаишники оштрафуют водителя, а не пассажира. Во-вторых, некоторые водители легковых машин опасаются перерасхода бензина (особенно если каждый из стопщиков имеет увесистый рюкзак). И, в-третьих, водители, заинтересованные в общении, предпочитают разговаривать с одним человеком, чем "эти двое будут между собой разговаривать, а я тут буду как шофёр". Эти три причины и приводят к тому, что одиночки двигаются автостопом быстрее.
  Все половые-скоростные различия сглаживаются с увеличением автостопной премудрости. Ваш внешний вид, выражение лица, одежда, жестикуляция должны убедить водителя в том, что вас можно и нужно подвезти. Некоторые парни считают, что с девушкой их будут лучше подбирать, чем если бы они ехали в одиночку. Но они просто не знают, как убедить водителя затормозить, кроме как девушкой. Однако, применяя в комплексе мудрость автостопа, можно сделать просьбу остановиться не менее убедительной.
  Можно ли ездить стопом нераздельной тройкой?
  Можно, но в центральной России большую часть времени вы будете не ехать, а стоять, ожидая водителя-альтруиста. Некая тройка ехала из Москвы в Питер 24 часа. Лучше уж было разделиться.
  Впрочем, в глухой местности, где автостоп является единственно возможным средством передвижения, где нет гаишников и водители грузовиков позволяют ездить в кузовах, - движение тройкой (и даже четвёркой) возможно. Почти во всей Африке и Азии основная часть жизни автостопщика протекает в кузовах, хотя и в кабине количество людей ничем не ограничено - жители Юга компактны.
  Весной 1998 г. Р.Кокорин, Л.Крымская и В.Шарлаев ехали по Индии в кабине грузовика "ТАТА" с двумя водителями. Вдруг видят: на трассе стоит толпа голосующих людей. Водители решили взять их всех (а людей было 16 человек). Все залезли в кабину и ехали вместе более 100 км: двадцать один человек одновременно в кабине (!) одного грузовика.
  Осенью 2000 г от Гедарефа (Судан) до Бахр-Дара (Эфиопия) мы проехали нераздельной шестёркой (!) за неделю, сменив 17 машин (из них 8 легковых). Но из-за плохих дорог (был сезон дождей) нам потребовалось на это более недели, хотя там было километров пятьсот.
  Какое путешествие можно совершить, например, за месяц?
  Хотя и можно несколько суток двигаться в круглосуточном режиме (и проехать, например, от Иркутска до Москвы за 4-5 суток), в больших путешествиях средняя скорость снижается. Чтобы смотреть отдалённые города, познавать местную жизнь и нормально высыпаться, я проезжаю всего 8-10 тысяч километров в месяц. А за полгода в Африке мой стаж увеличился всего на 30.000 км.
 
 Автобусные секреты
 
  Можно ездить не только на машинах, но и на попутных междугородних автобусах. Для проезда в них я предлагаю два способа: автобусный стоп и метод бедного студента . В первом случае вам вообще не потребуется денег, во втором - вы заплатите, но немного.
  Двигаясь автостопом по трассе, полезно знать расписание дальних автобусов, чтобы быть готовым к проникновению в них. Узнавайте у местного населения, переписывайте на автовокзалах расписание самых главных автобусов, чтобы не пропустить их, сидя на привале и т.п. Особенное значение это имеет в отдалённых регионах, где немного машин, а почти все автобусы могут везти совершенно бесплатно (1-м способом).
  Автобусный стоп - модификация автостопа, с тем отличием, что стопим именно рейсовый транспорт, междугородние автобусы. Не следует проникать в них на конечных пунктах, когда вокруг стоит толпа билетных людей, кассиры, контролёры и начальство. Но следует стопить автобус прямо на трассе, вне населённых пунктов. Он останавливается, особенно если местность глухая и позиция удачная. Входя в автобус...
  - Здравствуйте! Можно с вами в сторону Дивеево? (Заходим в автобус! Не следует общаться с водителем, как "бедные родственники", стоя на улице.)
  - На Первомайский.
  - Ну, до поворота, если можно.
  Тут возможны два варианта: 1) водитель закрывает дверь, и вы поехали; 2) водитель сообщает стоимость проезда. В этом последнем случае - негромко сообщить водителю, куда ты добираешься, и что ты - человек безденежный. В случае отказа - водитель остановился и открыл двери "на выход" или не успел закрыть их - нужно неторопливо и вежливо извиниться, поблагодарить водителя, что он остановился, сообщить ему историю своей поездки, пока водитель не скажет "Ну, ладно" или: "Выходите, не задерживайте автобус!"
  Ещё лучше задавать, входя в автобус (или маршрутку), следующий вопрос:
  - Бедных студентов по трассе подвезёте?
  Водитель не может сказать "нет", т.к. автобус и создан для подвоза людей, в том числе студентов. Он ответит "садитесь", при этом осознавая, что вы ему, скорее всего, не заплатите.
  В глухих регионах (по личному опыту: Архангельская, Вологодская, Курганская, Магаданская, Читинская области, Башкирия, Якутия и др.) и на неоживлённых трассах центральных областей большинство остановившихся автобусов повезут и бесплатно. На Кавказе и в Средней Азии берут почти всегда. А вот в цивильных регионах (например, Подмосковье) приближённо выполняется закон "50 на 50" (50% автобусов останавливается, из них 50% везут бесплатно). Пустые автобусы обычно более склонны везти "зайцев", чем переполненные.
  Помните, что вероятность успеха при впрашивании на автовокзале очень низкая.
  В автобусе обычно нужно сидеть тихо, не выходить на промежуточных остановках и не хвастаться тем, что вы едете бесплатно.
  Междугородние автобусы часто сходят с трассы и заезжают в промежуточные города - не паникуйте!
  Некоторые водители не склонны возить автостопщиков. Автобус может просто-напросто обидеться и уехать. Не огорчайтесь, часто бывает, что вы встретите его ещё раз. Если вы случайно обогнали (на быстроходной машине) уже раз не взявший вас автобус и вновь видите его - постарайтесь застопить его вторично.
  Ник ехал из Волгограда в Москву и застопил "Икарус". Водитель сказал: "Так и быть, всего за полтинник до Москвы!" Ник отказался, автобус уехал, Ник на машинах вскоре обогнал его. Через некоторое время Нику опять встретился этот же "Икарус". Водитель сказал: "Ну как, не надоело ещё ехать автостопом? Так и быть, за тридцатку!" - Но Ник не сдавался. Уже подъехав к Москве, на МКАД, Ник встречает этот же "Икарус" в третий раз. "Ну, так и быть, садись!" - удивился водитель и бесплатно довёз его до метро "Щёлковская".
  Метод бедного студента - платный метод, хотя вы платите, скажем, 50%, 20%, сколько можете. Его эффективность выше, чем метод автобусного стопа. Но вы должны заранее решить, сколько можете заплатить, и заранее подготовить необходимую сумму. Застопив на трассе автобус, вы спрашиваете водителя:
  - Здравствуйте, можно с вами до Москвы?
  Если водитель добрый, он говорит: садитесь, и дальше всё, как в автобусном стопе. Но он может и ответить:
  - Садитесь. 120 руб.
  В случае автобусного стопа нужно было уговорить водителя или покинуть автобус; сей же метод предлагает более либеральный выход:
  - Ой, как дорого, я бедный студент (шахтёр, пенсионер, ненужное зачеркнуть), добираюсь автостопом, но я могу заплатить только (выгребаем из кармана мелочь)... 26 руб. 11 коп.
  Тут возможно два варианта: 1) водитель соглашается на указанную вами сумму везти до нужного вам пункта; 2) не соглашается. Если не соглашается, вы просите провезти вас хоть сколько-нибудь - получается до какой-нибудь деревни Дыркино. Не доезжая Дыркино, вы подходите к водителю и скромно просите позволения продолжить своё путешествие, и водитель обычно позволяет.
  Следует помнить, что на автостанции метод бесплатной или удешевлённой подсадки работает далеко не всегда, - а вот застопив автобус вне города, на трассе, вы обретёте успех не только в России, но и во многих странах малоцивилизованного мира.
 
 Движение на глухих трассах
 
  На оживлённых асфальтированных дорогах европейской России техника автостопа, при владении ею, позволяет преодолевать большое расстояние за расчётное время. Это и понятно. При плотности потока 50 машин в час вы быстро уедете в любом случае и практически с любой позиции.
  Но есть в России дороги, где проходит 10-20 машин в день. Мы ездили и по Колымскому тракту, где и три машины в день - удача, а водитель, проезжающий 300 километров в день - лихой гонщик. В некоторых регионах России и мира сутки или двое ожидания - нормальное дело. Тут уже забудьте о "европейских" скоростях.
  Однако, чем меньше машин и хуже дорога, тем выше процент машин, которые останавливаются вам; вырастет беручесть и вместимость машин; возможно, появится возможность ехать в кузове; автостоп станет очень ненапряжным занятием, вы сможете развести на трассе костёр, готовить ежедневную еду и не торопиться никуда, зная, что машину слышно издали.
  А.Винокуров и автор этой книги, двигаясь в Магадан, проехали автостопом от Хандыги (Якутия) до Кадыкчана (Магаданская обл.) 700 км за неделю! Из них мы двигались только полтора суток, а прочее время находились в простое, ожидая машин или ночуя с водителями. Оправдывает нас лишь то, что рейсового сообщения по Колымской трассе не существует, и проехать её быстрее НИКАК было нельзя.
  В 1999 г в Судане мы долго ждали машину близ города Донгола. Ежедневно мимо проезжали люди на ослах и говорили: "Сегодня машин не будет - у нас праздник! Может быть, завтра Аллах пошлёт вам машину..." Люди кормили нас, по вечерам зазывали на ночлег, а вот машин всё не было. Нам удалось уехать только через четверо суток. Слава Аллаху!
  ...Однако, прежде чем вы, о читатель, достигнете столь отдалённых регионов, прочитайте и другие главы сей книги, которые позволят вам кое-где облегчить и значительно ускорить и там своё перемещение.
 
 Движение группой
 
  Каждая трасса имеет свою перевозящую способность и может перевезти лишь ограниченное число автостопщиков в единицу времени. Это понятно хотя бы потому, что количество машин на трассе не бесконечно, и не все водители имеют желание и место в машине, чтобы перевезти автостопщика.
  Существует такое явление, как перегрузка трассы - состояние, когда средняя скорость автостопщиков на трассе заметно снижается из-за большого числа автостопствующих.
  Крупные, оживлённые трассы имеют очень большую перевозящую способность. Но когда и на весьма оживлённой трассе М10 (Москва-Петербург) близ деревни Ижицы на традиционные "Встречи на Эльбе" собираются по 150 человек, скорость даже опытных автостопщиков нередко снижается. Помните об этом!
  В больших многодневных и массовых путешествиях также сильно эксплуатируются попадающиеся на маршруте добрые люди, предоставляющие ночлег и т.п., поэтому нужно быть внимательным - поменьше застревать в гостях у кого-либо, зная, что вслед за вами сюда же приедут иные толпы.
  С другой стороны, движение по трассе большого числа автостопщиков имеет свои, положительные стороны. Одно явление называется "фильтр". Водитель видит на трассе голосующего человека с рюкзаком и не останавливается; вскоре он видит другого человека с рюкзаком, потом ещё одного и т.д.. В очередной раз, видя автостопщика, он уже не может перебороть своё любопытство и останавливается: откуда вы такие взялись? Подсаживает автостопщика и едет дальше. Автостопщик объясняет водителю сущность автостопа и тот, проникнувшись, подбирает всех последующих автостопщиков, пока машина не наполнится.
  Другое явление имеет сходную природу. Если наша группа велика и растянулась по длинной трассе на несколько дней и на тысячу-другую километров, вскоре уже все водители машин и автобусов, регулярно совершающих рейсы, а также гаишники, таможенники и даже продавцы пирожков уже знают сущность автостопа, привыкают к нам и способствуют подвозу новых людей, отчего движение последних становится даже проще.
  Если вы планируете путешествовать большой группой, помните следующее:
  Правильный выбор трассы - основа быстрого продвижения. Если в маршруте имеется участок с малой (или нулевой) перевозящей способностью, этот участок будет тормозить всю группу. Выбирайте маршрут по хорошим, оживлённым дорогам!
  Назначая места встреч, не надо их делать слишком частыми, как в пространстве, так и во времени. Частые встречи - неудобство и потеря времени для всей группы, когда все всех ждут. Встречи должны быть не чаще, чем раз в 1000 километров (если место встречи не является целевым местом, в которое мы едем специально). Когда мы ехали в Индию, первая встреча была назначена в Ереване, в 2300 км от Москвы, через 5 суток после рассчётной даты старта. Кто-то стартовал раньше, кто-то позже, на трассе не было перегрузки и толчеи, никто никого в промежуточных городах не ждал, и мы благополучно накопились в Ереване.
  В большом путешествии полезно заранее назначать и последующие места встреч, на случай, что кто-то не попадёт на первую. Также неплохо договориться, чтобы люди, не явившиеся на встречу, нашли возможность сообщиться о себе по заранее обговоренному телефону или через Интернет.
  Встречи многих людей на трассе трудны тем, что после много людей сразу выходит на трассу и засоряет её (как после "встреч на Эльбе"). Полезно места таких встреч подбирать вблизи хороших позиций на трассе.
 
 Несколько вопросов
 
  Автостопом ездят только от безденежья?
  По-разному. Одни - действительно оттого, что не могут заплатить за билет; другие - оттого, что это удобно и быстро (скажем, Москва-Ярославль или Питер-Псков по трассе проходится реально быстрее, чем на поезде), третьи - потому, что это интересно (новые места, новые люди, много общаешься, узнаёшь)... В дальних странах автостоп - лучший способ увидеть реальную жизнь народа и посмотреть страну (не из окна гостиницы), изучить язык... В некоторых случаях, наконец, нет никакой другой возможности проехать какой-либо маршрут - так, мы проехали автостопом, например, Колымскую автомобильную трассу и многие дороги Азии и Африки, где все люди ездят на попутках за отсутствием общественного транспорта.
  Какие основные опасности в автостопе? Как избежать их?
  Самая первая и реальная опасность - попасть в автомобильную аварию. Люди, много ездившие автостопом, попадают в аварии в среднем один раз на 100-200 тыс.км. Так, однажды в северной Карелии грузовик с кефиром, в закрытом кузове которого ехал автор книги сей и его напарница К.Кольская, на большой скорости слетел с трассы (трасса шла по насыпи), перевернулся на 180* и полностью разрушился. Мы отделались испугом и царапинами, а вот машина и кефир уже не подлежали восстановлению. Другой раз, в Намибии, в сумерках, машина, в кузове которой ехали мы, врезалась в осла, стоящего на трассе. Машина тяжело пострадала, осёл улетел в канаву и погиб, люди отделались лёгким испугом. Вывод простой - не надо быть ослом (в прямом и переносном смысле).
  Впрочем, жертвой ДТП может стать не только осёл или автостопщик, но и любой из нас, оказавшийся когда-нибудь в своей жизни внутри или вблизи движущегося автотранспорта. Меры же безопасности таковы. 1) Если есть возможность - пристегнитесь. 2) Не ездите с пьяными водителями и сами в дороге не напивайтесь. 3) Ночью, если вы видите, что водитель то и дело пытается заснуть за рулём, не следуйте его примеру. Если вам ночью хочется спать - спите, а не ездите автостопом. 4) Если вы видите, что машина, в которой вы едете, куда-то падает, врезается и т.п. - не выпрыгивайте из машины на ходу. 5) Голосуя, не выбегайте на дорогу под колёса едущих машин, особенно ночью и в тёмной одежде. 6) Наконец, доверяйте своей интуиции. Если вы чувствуете, что попадёте в аварию, деликатно покиньте "опасную" машину. В нашем случае мы с К.Кольской как раз говорили о разных авариях и рассуждали, едучи в кузове: если грузовик врежется во что-нибудь, завалит нас кефиром или нет? Завалило.
  А что будет, если все послушают вас и все поедут автостопом?
  Если люди всей Земли от мала до велика в один страшный день бросят все свои обыкновенные занятия и поедут автостопом в какой-либо дальний путь, настанет крах мировой цивилизации. То же самое произойдёт, если люди всей земли станут в одночасье все художниками, или физиками, или космонавтами, или водителями, или чиновниками, или учителями, или пенсионерами - это было бы ужасно. К счастью, мир устроен рационально, и никогда не случится такого, чтобы все люди занялись сразу одной и той же деятельностью. Однако, иметь понятие о различных видах деятельности, в том числе и о вольных путешествиях, полезно для всех, в том числе и для вас. Вдруг когда-либо это вам пригодится?
  Автостопом путешествует только молодёжь?
  Большинство автостопщиков - молодёжь в возрасте от 15 до 30 лет. Однако, есть среди нас и пенсионеры, ибо путешествовать в любом возрасте не противопоказано. Вот один из недавних примеров: из Москвы через Польшу, Венгрию, Румынию, Болгарию, Турцию в Дамаск (столицу Сирии) и назад, 10.000 км, проехали две самоходные бабушки - Н.Кутузова (69 лет) и Т.Копейко (59 лет), потратив на полуторамесячное путешествие всего по 4 доллара на нос (визы получали они бесплатно, ссылаясь на маленькую пенсию)... И таких примеров с каждым годом всё больше!
  Можно ли ездить автостопом с малолетними детьми?
  Можно. Обычно детям это очень нравится. Главное, чтобы не писался в машине.
  У меня к вам есть ещё вопрос...
  А у меня для вас есть специальная книга - "134 ответа на 134 вопроса обо всём". В ней собраны самые часто задаваемые автостопщикам вопросы и мои ответы на них. Приобретите эту книгу там же, где приобрели эту, - или прочитайте её электронную версию на нашем сайте в Интернет - www.avp.travel.ru .
 
 Поезда
 
  Железные дороги и поезда появились в Российской империи (и вообще в мире) значительно раньше, чем автодороги и машины. Вольные железнодорожные путешественники начали осваивать просторы нашей Родины ещё в первой половине позапрошлого века, и до сих пор поток их не иссяк.
  Сейчас большинство крупных городов России и СНГ соединены железными дорогами, и общая протяжённость этих дорог составляет 140.000 км. Большинство людей ездят по ним при помощи билетов. Однако, у каждого из нас может возникнуть желание проехать по железной дороге и без билета. Иногда просто билетов в кассе не имеется; в других случаях отсутствуют деньги; бывает, что нет ни того, ни другого. Именно для таких случаев и написан этот раздел.
  Первым делом нужно запомнить, что для добирания в нужную сторону вы можете использовать не только прямой пассажирский поезд! Вы можете ехать в нужном направлении "на перекладных", меняя поезда (дальние, местные и пригородные) и электрички и даже проезжая в кабине локомотива (с согласия машиниста). Грузопассажирские, почтово-багажные, хозяйственные, рабочие, грузовые и иные поезда, различные по своему номеру (1-9098), внешнему виду и по методам проезда в них, тоже будут вам полезны в вашем передвижении. Это, конечно, медленнее, чем прямой беспересадочный поезд, но зато значительно интереснее. Кроме того, вы экономите на билете.
  Перед путешествием по ж.д. ознакомьтесь с классификацией поездов по их номерам (NN 1-9098), приведённой в Приложении 1.
  Начнём обзор методик путешествий на поездах с описания езды в локомотиве.
 
 Езда в локомотивах
 
  Случалось ли вам ездить в локомотивах товарных поездов? Нет, для этого не обязательно поступать в техникум железнодорожного транспорта и становиться машинистом. Автостоп 2-го рода - езда в кабинах локомотивов - широко применяется как путешественниками, так и местным населением во многих отдалённых регионах, где почти не бывает автодорог и электричек, а также денег на оплату проезда. Я видел, как на БАМе в заднюю кабину локомотива залезало (с согласия машиниста) по 6-7 безбилетных пассажиров, и машинисты утверждали, что это далеко не предел.
  Распространено мнение, что в локомотивы подсаживать не будут, потому, мол, что это запрещено. Если вы будете проситься в локомотивы где-нибудь в Москве на Курском вокзале, это мнение может поначалу даже укрепиться. Вас примут за чеченского террориста или иного нарушителя, и, вероятно, в кабину не возьмут. Однако, стоит вам попасть на одну из периферийных ж.д. веток, вы убедитесь: подсаживают! Технология езды на локомотивах, когда-то разработанная в ПЛАС, делает ваш успех не случайным, а закономерным. Автостоп 2-го рода оказывается весьма удобным, а порой и единственным средством передвижения. Изучим сущность его.
  Понятно, что никто из мудрых не стоит на рельсах, пытаясь остановить движущийся товарный поезд (хотя при некоторых условиях, вероятно, он может застопиться). Сущность метода - ожидать нужный локомотив на грузовой станции и договариваться с машинистом во время стоянки. Ехать можно не со всякой станции, а с крупной, являющейся, как говорят железнодорожники, станцией переприцепки (или смены бригад).
  Итак, вы на грузовой станции, где формируются товарняки в нужную вам сторону. Внимание! Грузовая станция часто не совпадает с пассажирской! Узнать, где находится товарная станция, можно у железнодорожников или, во многих случаях, из книги "Вольная энциклопедия".
  Если на станции в данный момент нет сформированных составов в нужную сторону, найдите дежурного по станции (или диспетчера). Как найти его, вам объяснит любой железнодорожник. Дежурный по станции обычно сидит за большим пультом в помещении с надписью "Посторонним вход воспрещён!" Постучитесь и войдите туда.
  - Здравствуйте! Подскажите, когда ближайший состав на Лопчу?
  Движение товарняков на нужное направление может оказаться разной интенсивности - от одного до десятков в день. Пока нет локомотива, можно найти рабочую столовую (на каждой большой станции) - там можно дёшево и вкусно поесть. Обычно такие столовые работают круглосуточно. На маленьких станциях столовых нет, но у дежурного есть электроплитка; попросите разрешения поставить чай; расскажите, какие вы удалые путешественники, подружитесь с железнодорожниками, это может помочь при вписке в локомотив. Параллельно следите, не созрел ли состав.
  На станции, особенно крупной, вас может обнаружить охранник. Он может помешать вашему движению и прогнать вас со станции. Но не убегайте от него, чтобы он не подумал, что вы террорист или железнодорожный вор. Имейте паспорт, неплохо и какой-нибудь документ, командировочное удостоверение или иное свидетельство, что вы - "не просто так". Если вы в комбинезоне, с рюкзаком, и вообще отличаетесь от местных бичей - это вам на руку. Но можно и не иметь комбинезона, командировочного удостоверения и т.п.: главное - ваше спокойное, уверенное поведение.
  Когда мы видим локомотив, уже прицепленный к нашему поезду, или одиночный локомотив (следующий резервом), ожидающий сигнала светофора, - быстро бежим к нему. В локомотиве машинист сидит справа, а помощник - слева. Обращаться надо именно к машинисту.
  - Здравствуйте! Можно с вами на Урушу? Мы путешественники, едем туда-то и затем-то, ... - объясните сущность.
  Если машинист сказал "нет, нам запрещено брать!", всё же попробуйте уговорить его. Помните, автостоп 2-го рода существует! Вероятность успешной подсадки зависит от местности; чем цивилизованнее станция, тем реже берут в локомотив, и наоборот. В локомотив пассажирского поезда берут реже, чем в локомотив товарного.
  Когда согласие получено, быстро поднимайтесь в дверь, ведущую в заднюю секцию локомотива (если машинист специально не пригласил в переднюю). В задней кабине находятся два (иногда три) сиденья, часто - охранник, а иногда - уже и прочие пассажиры.
  Пребывая в задней кабине локомотива, ведите себя тихо, не трогайте никаких рычагов. Можно лечь спать - на полу кабины, постелив предварительно коврик. Несколько раз в час в заднюю кабину заходит помощник машиниста, щёлкает тумблерами, смотрит на приборы. Подружитесь с ним. Вас могут позвать в переднюю кабину - сходите, подружитесь и с машинистом тоже. Проходя из задней кабины в переднюю (и наоборот), соблюдайте осторожность! Без нужды в переднюю кабину переходить не следует - это опасно, можно в полумраке налететь на какой-нибудь прибор 27.000V или зацепить вращающийся вентилятор.
  Товарняки могут идти и несколько тысяч километров, но локомотивная бригада обычно сменяется через каждые 4-5 часов (200-350 км) - на каждой крупной станции. С каждой новой бригадой надо договариваться отдельно, если машинист сам не замолвит словечко перед следующим машинистом.
  Если поезд идёт в нужную сторону, но машинист отказывается брать вас в локомотив, спросите, можно ли подсесть в какой-нибудь пустой вагон. Двигаясь зимой, избегайте проезда в холодных, продуваемых ветром вагонах, чтобы не погибнуть от холода! Даже летом в открытых вагонах бывает холодно, поэтому полезно брать для этого полиэтиленовую плёнку и заворачиваться в неё.
  ...Достигнув станции, где локомотив отцепляется или меняется локомотивная бригада, повторите процедуру впрашивания в локомотив. Если следующая бригада вам откажет, опять садитесь в товарный вагон, а лучше ищите дежурного по станции (диспетчера) и выявляйте, когда будет следующий состав в нужную вам сторону.
  Двигаясь в локомотивах, можно проезжать 500-600 км в сутки. Если не брезговать ездой в вагонах, можно ехать и быстрее. Но точный результат зависит от вашего опыта, настойчивости, поведения, а также от степени чеченофобии в данном регионе (уже несколько лет, как на некоторых станциях ж.д. работники, напуганные через СМИ, принимают за чеченцев любых людей, желающих уехать в локомотиве). Если, помимо товарняков, вы не забываете и о пассажирских и пригородных поездах, ваша скорость ещё увеличится.
 
 Проезд в пассажирских поездах
 
  В первых изданиях книги для проезда в обыкновенных пассажирских поездах были рекомендованы следующие рецепты: покупка билета на одну остановку, поездка на крыше вагона, тайное проникновение в "гроб" (рундук), ящик для белья, стояк для угля и иные. К счастью, за последнее время наука ушла далеко вперёд, и сейчас, на заре XXI столетия, у нас нет необходимости прибегать к подобным извращениям.
  Мудрец, билета не имея, но при этом - никого не обманывая, едет спокойно на полке в вагоне поезда;
  в то же время человек немудрый, тоже билета не имея, содержится на крыше этого же вагона и страдает от холода, голода и контактного провода.
  Проще всего подсаживаться в пассажирские поезда на больших станциях, где поезд стоит не меньше 15 минут. Вы должны хорошо представлять себе, до какой станции вы желаете ехать. Двигаться на одном поезде, скажем, от Читы до Москвы - недопустимое буржуйство, и вряд ли кто повезёт вас так далеко - хотя...
  Летом 1999 года москвич Андрей Филатов, возвращаясь домой из Владивостока, проник в Шилке (Читинская обл.) в поезд Благовещенск-Москва. Пару дней он прятался в нём, но потом, будучи обнаруженным, так поразил проводников своей мудростью, что они дозволили ему ехать до конечной, и так он преодолел более 6500 километров в одном поезде, поставив своеобразный безбилетный рекорд.
  Егор Золотарский, также возвращаясь домой (но в 2001 г), проехал от Северобайкальска до Люберец в вагоне-холодильнике (в жилом отсеке оного). Так он проехал 5500 км.
  Однако, рассчитывать на то, что вам с первого раза удастся уехать на другой конец страны, не стоит. Думайте сперва о том, как продвинуться километров на триста - чтобы достичь, как минимум, следующей крупной станции, где поезда имеют длительную стоянку (где и пересесть в следующий поезд, если дружба с проводниками в первом не продолжится или ваш поезд не идёт далее по вашему маршруту). Итак...
  1). В каждом поезде имеется начальник поезда . Без разрешения оного проводники вряд ли вас пустят. Спросите, в каком вагоне начальник поезда (обычно - где-то в середине), и бегите к нему:
  - Здравствуйте! Кто начальник поезда?
  - Это я. Что вам нужно?
  - Пустите, пожалуйста, проехать хотя бы до Тынды. Мы путешественники, из Магадана домой, в Москву возвращаемся, а деньги кончились, на перекладных приходится ехать. Пустите, пожалуйста.
  Важно: сперва просьба, потом мотивация, обоснование. Это обязательное правило, чего бы вы ни просили. "Подвезите, пожалуйста, мы путешественники, едем оттуда-то и туда-то." "Пустите переночевать, так-то и так-то". Если после первых слов тебе отказали, спрашиваемый человек имеет возможность, выслушав окончание твоих слов, изменить своё решение, например: "Ну, вообще-то мы не возим, но раз путешественники, садись." Или: "Ну, вообще я сейчас не вписываю, но раз уж больше некуда, приходи." Если же ты сначала "тянешь резину", рассказывая, кто ты есть и откуда, а потом вдруг просишь, и тебе откажут, - тебе больше нечего сказать, и ты уходишь.
  Можно предложить прибраться, помыть полы в вагоне или оказать другие услуги, до коих не всегда доходят руки у самих проводников.
  Убедившись в вашей мудрости, начальник поезда вам говорит, например: "Ладно, идите в первый вагон." Это происходит в среднем в 50% случаев; в цивильных регионах заметно реже, скажем, 25%, но это компенсируется большим количеством поездов.
  Находясь в вагоне, заведите дружбу с проводниками, сопровождающими поезд милиционерами и другими официальными лицами. Если же вас решили высадить - например, уверовав в скорое пришествие контролёров, - спокойно выйдите и не пытайтесь, замаскировавшись в вагоне, проехать больше, чем позволено.
  Если начальник поезда не убедился в вашей мудрости, идите к машинисту. Вас могут взять в локомотив пассажирского или пригородного поезда.
  2). "Иноземный поезд". Подойдите к любому проводнику казахского, таджикского, узбекского или иного иноземного поезда и попроситесь проехать. Начальник поезда здесь уже не нужен: как сказал один проводник иноземного поезда Ташкент-Москва, - "Какой начальник поезда? Я начальник вагона!" Поезда сии везут в основном среднеазиатских "челноков", проводник интересуется не столько пассажирами, сколько грузооборотом, и вы проедете без проблем.
  Запомните! Ваши шансы - очень велики! Но вы должны отличаться от местных жителей, и от всевозможных бичей, занятых тем же, чем и вы - бесплатным достижением какой-либо местности. Вы должны вызвать интерес сотрудников поезда, любопытство, желание поговорить, - и тогда вы во многих случаях достигнете успеха.
  В местных поездах (N 601-699) вероятность успеха выше, чем в скорых (N 1-149). Знайте это.

<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу