<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

  Чем меньше поездов в вашем направлении, тем больше вероятность успеха. Если люди где-либо живут, они должны перемещаться, а если люди перемещаются, существует метод бесплатно перемещаться! Помните, что, как и на трассе, так и на ж.д. - рано или поздно вы уедете!
 
 Электрички. Пригородные поезда
 
  Самыми простыми для бесплатного проезда являются пригородные поезда - электрички, дизеля и так называемые поезда с тётками, - все они имеют NN 6001-6999. Движение на пригородных поездах из-за своей простоты издревле выделилось в самостоятельный, универсальный способ путешествия, который называется "езда на собаках ".
  Пригородное сообщение охватывает все основные ж/д магистрали страны. Пересаживаясь из электрички в электричку, с дизеля на дизель, покупая билет или не покупая его, можно доехать от Москвы до Петербурга или от Новороссийска до Владивостока. В этом и заключается универсальность метода.
  Пригородные поезда бывают четырёх типов.
  1). Электропоезда - самый распространённый вид пригородного сообщения. В центральных регионах (в окрестностях Москвы, Питера...) в электричке эпизодически возникают контролёры, проверяющие билеты. В провинции в электричке зачастую есть тётя-билетёрша, циркулирующая по вагонам и обилечивающая вновь вошедших пассажиров.
  2). Дизели , подобные электричкам, с билетёром или без оного.
  3). Поезда с тётками , поезда из плацкартных или общих вагонов с тётками-проводницами. Отличаются от нормальных поездов неограниченной вместимостью (в один пригородный поезд могут продать даже несколько тысяч билетов), слабым контролем и коротким путём следования (обычно до 200 км).
  В некоторых глухих регионах пригородный поезд с тётками может маскироваться под "грузопассажирский" (N 951-968). Так, поезд Могоча-Амазар в одну сторону идёт как грузопассажирский, а обратно как пригородный, хотя его сущность не меняется.
  4). Поезда с бич-вагоном . Бич-вагон - это теплушка или товарная платформа для бесплатного проезда пассажиров, прицепленная к поезду в качестве одного из вагонов. Проезд в бич-вагоне бесплатный. Поезда с бич-вагоном - атрибут отдалённых регионов.
  Пригородные поезда следуют не дальше, чем на 200 км (за редким исключением). Этот недостаток компенсируется тем, что можно пересаживаться с одной "собаки" на другую.
  Для проезда по железной дороге полезная вещь - Дорожная грамота . Отправлясь в дальний путь, напечатайте (или попросите друзей напечатать) на компьютере или даже на печатной машинке бумагу о том, что-дескать, такой-то человек отправляется по такому-то маршруту, просим оказать ему помощь в проезде и т.д.. Наклейте на сию бумагу свою фотографию, поставьте на ней любую печать - своей родной фирмы, мэрии, института, школы... - и Дорожная грамота готова. Контролёры вряд ли будут тщательно вчитываться. На вопрос "билетики" пробурчите "удостоверение" и полезьте в карман за Дорожной грамотой. Удовлетворённый контролёр перейдёт к изучению других пассажиров.
  СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО
  Предъявитель этого письма, Кротов А.В., является участником международной экспедиции "Стальные магистрали России", организованной Академией вольных путешествий (г. Москва). Маршрут экспедиции: Москва - Тюмень - Новый Уренгой - Надым - Салехард - Лабытнанги - Вологда - Москва. Целью экспедиции является изучение истории и современного состояния железных дорог и сбор информации для книги "Вольная энциклопедия".
  Академия вольных путешествий обращается к работникам железнодорожного транспорта и местных органов власти с просьбой оказать содействие участнику экспедиции на его маршруте.
  Хорошо составленная Дорожная грамота пригодится вам не только при встрече с контролёром, но и поможет при попадании в погранзону, а также при приставании милиционеров или других лиц.
  От Москвы до Харькова вы доедете на шести электричках, сделав пересадки в Туле, Орле, Курске, Белгороде и Казачьей Лопани. Путешествие займёт два дня (обратно можно проскочить за сутки).
  Средняя скорость движения "на собаках" сильно колеблется - от 200 до 800 километров в день - в зависимости от маршрута и времени старта. Обычно это медленнее, но иногда предпочтительнее, чем автостопом. Зимой при отсутствии тёплой одежды, или же двигаясь большой компанией, или же имея очень большие рюкзаки, или же находясь в местах, где нет хороших автодорог (как: Чернышевск - Уруша), - проще ехать именно на пригородных поездах, чем по трассе.
 
 Волна. Извлечение расписаний
 
  Важно, при движении "на собаках", правильно выбрать время старта. Можно научно выбрать время старта и проехать из пункта А в пункт Б по возможности быстро. Можно ненаучно выбрать время старта и провести на одной из пересадочных станций долгое время, например, 20 часов.
  Последовательность согласованных пригородных поездов называется сцепка, или волна . Применяйте её.
  Но не думайте, что при движении, например, во Владивосток мы можем выбрать такой оптимальный день и час старта, что покатимся непрерывно, быстро и без существенных задержек. Никак нет. Волна - явление локальное, исходит она из крупных городов, проходит, с трудом и все замедляясь, 300-600 км, и, наконец, окончательно глохнет. Поэтому, совершая большие путешествия на электричках, выделите через каждые 300-600-1000 километров города, которые хотите посмотреть, или где желаете переночевать, и рассчитайте, как быстрее вам проехать МЕЖДУ этими городами.
  Расчёт волны без знания расписаний - дело трудное. Знание расписаний движения пригородных поездов имеет большое значение для всего прогрессивного человечества. В предыдущих изданиях этой книги печатались расписания по многим ж.д. станциям России, но они занимали слишком много места. Сейчас продвинутые путешественники могут приобрести специальную книгу "Все электрички России", расписания в которой охватывают почти всю страну.
  Пользуясь случаем, я обращаюсь к тебе, о читатель: если ты приехал в какой-либо город - перепиши расписание! Не ограничивайся расписанием, висящим на стене вокзала, попроси у дежурного или в справочной книжку служебных расписаний, чтобы переписать сведения и из неё, - и твой труд не пропадёт, а станет достоянием всего человеческого сообщества. Особенно будет хорошо, если ты пришлёшь эту информацию мне по указанному ещё в предисловии адресу.
 
 Метод штурма
 
  Человек, движущийся по железным дорогам только "на собаках", или только 2-м родом, или только впрашиваясь в пассажирские поезда, или только в товарных вагонах, - подобен человеку, стопящему на трассе только автобусы, или только грузовики, или только легковушки, или предпочитающему ездить только в кузове.
  Поэтому мудрец, собираясь достигнуть какого-либо города по железной дороге с максимальной скоростью, применяет Метод штурма , позволяющий реально преодолевать 600-1100 км за одни сутки (в зависимости от железной дороги и своей квалификации). Человек, применяющий Метод штурма, доедет из Владивостока до Москвы за 10-12 суток. При этом он не потратит на проезд ни одной копейки и никого не будет обманывать.
  Сущность метода очень проста. На мелких станциях, где останавливаются как товарняки, так и пассажирские поезда, мы дожидаемся любого состава в нужную нам сторону.
  Если это товарняк, то мы стараемся уехать в локомотиве способом, описанным выше; летом, в случае неуспеха залезаем в один из товарных вагонов;
  Если это пассажирский, мы просимся к начальнику поезда; в случае неуспеха - в локомотив или в багажный вагон, если он имеется;
  Если это пригородный поезд, рабочий поезд, рельсосмазывательная или выправочно-подбивочно-отделочная машина, локомотив, идущий резервом, почтово-багажный поезд и т.д., мы также стараемся проехать в них одним из методов, описанных в книге сей.
  На крупных станциях, где товарные поезда формируются вдали от пассажирской станции (например: Омск), мы выбираем, какой стиль движения - на товарных или пассажирских - нам больше нравится, чтобы не бегать туда-сюда с товарной станции на пассажирскую. Я думаю, что в таких случаях лучше выбирать пассажирскую станцию, хотя - думайте сами...
  Участники Гонок мудрости АВП стартовали 1 мая 1997 года в 2.00 ночи от Мавзолея Ленина в Москве и меньше чем через трое суток финишировали на Центральном телеграфе г.Салехард. Сначала мы ехали автостопом (по М8 до Вельска Архангельской обл.), до Лабытнанги 1500 км в кабинах локомотивов, а тающие льды реки Обь пересекли на вездеходах. На обратном пути одни участники перешли Обь пешком, а другие на попутном вертолёте; дальше опять ехали по ж.д., а затем пересели на трассу. Подробное описание этой и других поездок вы прочитаете в моей книге "АвтоSTOPом по России" (М., Армада-Пресс, 2000, 416 стр. с рисунками и фотографиями).
  В сентябре 1996 г. мы с А.Винокуровым проехали от Сов.Гавани до Тынды (2000 км) за 3 суток 6 часов - и за это время упустили только один состав. Вот на чём мы ехали: 1) пассажирский поезд, общий вагон (до Комсомольска), 2-5) в вагонах товарных поездов (до Хольгассо, до Хурмули, до Постышево, до Ургала), 6-8) с тремя бригадами машинистов пассажирского поезда (до Февральска, до ст.Тунгала, до Верхнезейска; в Верхнезейске четвёртая бригада этого же пассажирского поезда нас не взяла), 9) в выправочно-подбивочно-отделочной машине до Тынды. Это - классический пример применения метода штурма. Подробности - в вышеупомянутой книге "АвтоSTOPом по России".
  Метод штурма применим не только в России, но и в Средней Азии и даже в некоторых дальних странах. В некоторых случаях, если у вас есть деньги, и проводники (контролёры) на каком-то участке жёстко требуют их, можно и заплатить - общий аромат дороги это не нарушит. Можно же обрести эти деньги непосредственно в поезде.
  Я сел в городе Кигома (Танзания) в поезд, идущий в Дар-эс-Салам. Но в нём оказались навязчивые контролёры, хотевшие с меня около 10000 шиллингов (12$). Я попросил подождать два часа, и за это время прошёл по всему поезду с железной кружкой, повторяя: "Шиллинги куми, ашрини, хамсини!" ("10, 20, 50 шиллингов!" на суахили). Удивлённые пассажиры, не видя меня в вагонной тьме (ночью дело было, а вагоны не освещались) всё же бросали в кружку вышеуказанные монеты и даже купюры. Когда кружка потяжелела, я отправился на поиски контролёров и нашёл их в единственном освещённом тамбуре. Не меньше килограмма денег - 10900 шиллингов - усладили их душу, и я ехал в этом поезде целых двое суток с честно купленным билетом.
  Такая же процедура сбора мелочи, в феврале 1998, в электричке Ереван-Ерасх, вызвала неподдельный интерес и улучшила настроение не только нам, но и контролёрам и другим пассажирам. Хотя нужной суммы мы так и не собрали, проверяльщики удовлетворились меньшей.
  В цивильных регионах вас будут брать хуже, чем в глухих, но общее увеличение числа поездов даже повысит вашу скорость. Если на БАМе проходит в среднем 2-3 состава в сутки (из них 1 пассажирский), то на Транссибе поезда идут с интервалом в час или даже чаще. Соответственно, ехать будете быстрее.
  Замечу, что двигаться методом штурма хотя и полезно, но в Центральной России довольно утомительно: всё время бегаешь то к одному поезду, то к другому. Поэтому в центральных регионах спокойнее использовать автостоп или электрички. Ну, а в отдалённых районах, как говорится, сам Бог велел...
 
 Гидростоп
 
  Железнодорожное и автомобильное сообщение охватывает не более 1/4 территории России. В оставшиеся 3/4 люди попадают по воздуху, что весьма дорого и неромантично, а грузы - преимущественно по воде (зимой - по автозимникам). Поскольку учение об аэростопе пока подробно не разработано, основным способом достижения отдалённых местностей был и остаётся гидростоп (бесплатное передвижение на попутных речных и морских судах), именуемый также автостопом 3-го рода.
  Гидростоп известен издревле. Так, более 2500 лет назад библейский пророк Иона, договорившись с капитаном, пытался уплыть на попутном корабле в Фарсис. Впрочем, во время шторма гидростопщик-неудачник был выброшен за борт и проглочен большой рыбой. Проведя в желудке рыбы около 3 суток, он вернулся рыбостопом обратно.
  Более удачливым в этом отношении был известный путешественник, писатель Ленарт Мери. В 1970-х гг. н.э. он сумел пройти гидростопом Северный морской путь и другие пути, о чём повествовал в своих книгах. Впоследствии Л.Мери стал Президентом Эстонии и плавать перестал.
 
 Плавание на грузовых судах
 
  Уголь, бензин, соль, цемент, автомобили и другие вещества в северные посёлки доставляются летом по рекам и по морю. Таким же способом туда могут проникнуть и путешественники. При движении "туда" надо обязательно узнать: 1) точку отправления, 2) сроки навигации, 3) регулярность судоходства, 4) время в пути.
  Главное - найти порт отправления. Это, как правило, одна из точек пересечения речных и морских путей с железной дорогой или трассой (Мурманск, Архангельск, Ванино, Находка, Владивосток... - для посёлков побережья Сев.Ледовитого океана; Печора, Новосибирск, Красноярск, Усть-Кут, Якутск... - для движения на север по соответствующим рекам).
  Возвращение домой из отдалённой местности проще: вы ищете любой теплоход на Большую Землю и стараетесь уплыть на нём. Тут уже, как правило, не выбираем.
  Крупнейшие морские порты, даже на севере (Дудинка, Мурманск, Магадан...) навигабельны круглый год, другие только летом. С июля по сентябрь действуют практически все речные и морские порты.
  Расписания грузовых рейсов не существует вообще. Есть некая средняя интенсивность движения. Так, из Магадана на Большую Землю (Владивосток, Находка, Ванино) идет 1-2-3 теплохода в неделю. Из Находки на Камчатку суда ходят раз в неделю, а в Певек - несколько раз в год. Из Мурманска в Дудинку ходит 1-2 теплохода в месяц, а на Хатангу - около раза в год. Постарайтесь узнать регулярность судоходства заранее, чтобы не провести в порту долгие месяцы.
  Скорость морских судов - 300-500 км в сутки. Речных, как правило, меньше; бывает 300, 200, 100 км в сутки и меньше.
  Чтобы уплыть грузовым рейсом, необходимо: а) узнать о наличии теплохода, б) проникнуть в порт и на борт судна, в) договориться с капитаном, г) не заскучать на борту. Итак:
  В каждом порту есть диспетчерская, в которой вам сообщат, куда в ближайшие дни пойдут суда. Здесь есть тонкость. Если теплоход ещё разгружается, иногда невозможно установить, куда он пойдёт затем: на Чукотку, во Владивосток или в Сан-Франциско. Но если началась погрузка, - будьте уверены, что порт назначения уже определён. Поэтому нужно регулярно, даже несколько раз в день, наведываться в диспетчерскую, пока вам не укажут теплоход, идущий туда, куда вам нужно.
  (На маленьких пристанях никаких диспетчерских нет, поэтому надо караулить суда ещё тщательнее, узнавая о времени их возможного появления у местных жителей.)
  Погрузка и разгрузка - процессы, длящиеся от нескольких часов до нескольких дней. Поэтому торопиться стоит, только если теплоход собирается уходить пустым.
  Как только такой теплоход найден, вам нужно проникнуть в сам порт. Многие порты находятся на пограничном режиме и охраняются. Тогда можно: а) уговорить охранника пропустить вас; б) найти дырку в заборе (в любом протяжённом заборе есть дырка), местонахождение дырки можно спросить у того же охранника или у рабочих порта; в) выписать пропуск в бюро пропусков. Есть и неохраняемые порты.
  Пускать гидростопщиков или нет - решает непосредственно капитан. На борту судна всегда есть вахтенный, но он ничего не решает. Будьте настойчивы и требуйте встречи с капитаном.
  Перевозка людей на грузовых судах в пределах России не является чем-то запрещённым. Например, плавают (правда, за деньги) сопровождающие груз. От перевозки людей теплоход ничуть не страдает. Так, для судна с грузом 3000 тонн лишние 100 кг - сущий пустяк. А крупнейшие суда перевозят до 50 тысяч тонн - это в 600.000 раз превышает массу человека! Ясно, что перевозка дополнительного гидростопщика не должна стоить ни копейки.
  Мы, пассажиры, имеем свойство питаться, поэтому с вас могут попросить некую сумму на питание, или вы сами закупитесь некоторым большим количеством еды. На некоторых морских судах, если плавание длительно, стоимость питания может достигать цены самолётного билета! Тогда предложите свои рабочие руки - ведь ваш неквалифицированный и бесплатный труд может прийтись очень кстати на судне!.. Итак, идите к капитану с внутренней уверенностью в своей правоте.
  Единственная реальная причина отказа - перенаселение теплохода другими людьми. Здесь решающую роль играет не объём и не вес пассажиров, а количество спасательных средств. В дальнем морском плавании этот фактор - серьёзный ограничитель, в то же время, скажем, на барже это может не играть никакой роли.
  Погрузившись на борт судна, возрадуйтесь. Хорошо, если есть работа, но она никогда не занимает всё время. Спите, читайте, пишите письма, отъедайтесь. И не забудьте вернуться домой до окончания навигации!
  Известно, что из Якутска в Хандыгу по автодороге летом проехать невозможно, грузы и машины перевозят по воде. Мы с Андреем преодолели этот участок (более 600 км) за шесть дней на попутной барже. Плыли мы бесплатно, но предварительно закупили еду. Единственное, что осложняло плавание - на барже плыл "Камаз" со 140 ящиками водки, и вся команда и иные пассажиры часто занимались пьянством.
  Стараясь вернуться из Магадана домой, мы уплыли оттуда в порт Ванино на грузовом теплоходе. Поиск и ожидание теплохода длились 4 дня, ещё три дня мы плыли, ещё день простояли в бухте Ванино, ожидая, когда освободится причал. Перевозка была бесплатной, но за еду мы заплатили. Подробности - в книге "АвтоSTOPом по России".
  Зафиксированы случаи и "межконтинентального" гидростопа. Так, великий учитель всего человечества А.Воров (ПЛАС) и его спутник М.Дуткевич, завершая свою кругосветную автостопную экспедицию "Автоколумб", переплыли на грузовом теплоходе Атлантический океан, двигаясь из Буэнос-Айреса (Аргентина) в Европу в 1993 г. Плавание их длилось около двух недель.
  К сожалению, возможности вольных международных плаваний плохо изучены. Есть мнение, паспорт моряка мог бы помочь в сём; также говорят, что можно найти попутные яхты; но, так как моего личного опыта здесь недостаточно, давать непроверенные советы я не буду.
 
 Рейсовое пассажирское сообщение
 
  Есть в России и пассажирское водное сообщение по большим рекам и озёрам. Эти пассажирские суда, в отличие от грузовых, ходят регулярно, согласно расписанию. Но со времён СССР и до сих дней интенсивность движения водного транспорта и количество маршрутов из года в год равномерно снижается.
  Раньше были рейсовые океанские теплоходы, перевозившие людей, например из Владивостока в Петропавловск-Камчатский, но уже несколько лет, как все они отменены. Океанские пассажиры, недолго думая, перебрались на грузовые суда, заполоняя там своими телами не только свободные каюты и лазареты, но даже уже почти и туалеты. Большинство таких пассажиров платят некую мзду капитану, но вольный путешественник может, договорившись, проехать и без неё.
  Впрочем, кое-где ещё остались речные пассажирские суда. В книге "Вольная энциклопедия" приведена текущая информация о них. Вы можете позвонить также по телефону (095) 905-97-98 человеку по имени Егор Пагирев и узнать у него современные сведения о водном транспорте.
  Водный транспорт, ещё оставшийся в наличии, может подбирать вольных путешественников как за деньги, так и бесплатно - как и любой другой транспорт. Мудрость заключается в том, чтобы попроситься бесплатно или за уменьшенную цену. На пассажирских судах такими вопросами может заведовать "пассажирский помощник", специальный билетёр или сам капитан.
  Путешествуя по Северу в 1994 году, мы оказались почти без денег на Соловецких островах. Нас это не огорчило, и мы поселились в монастыре, помогая там по хозяйству. Через четыре дня пришел теплоход "Юшар", мы обратились к пассажирскому помощнику и уплыли в Архангельск бесплатно. Плыли мы в помещении видеобара с тремя другими безбилетниками. По пути мы попали в великий шторм, но через 24 часа достигли Архангельска, о чём подробно описано в моём повествовании "Русский север".
  Существует способ двигаться бесплатно и на туристических круизных теплоходах. Такие рейсы назначают не всюду, и специально поджидать где-нибудь на Индигирке круизный теплоход не нужно. Но есть два маршрута с оживленным движением: по Волге (Москва - Углич - Ярославль - Астрахань и обратно) и в Питер (Москва - Углич - Волго-Балтийский канал - Кижи - Петрозаводск - Питер и обратно). Летом на этих направлениях суда проходят ежедневно. Регулярно ходят также суда на Валаам и Соловки, а возможно и в другие местности.
  Проникать в круизный теплоход на конечной станции не следует - поистине, универсальный закон для многих видов транспорта! На конечной станции садятся всяческие "новые русские", заплатившие деньги за круиз; не шокируйте их своим научным поведением.
  Узнав время отправления очередного теплохода из очередного порта (скажем, Петрозаводска), вы входите с потоком туристов, возвращающихся с очередной экскурсии по городу, на борт теплохода и, будучи вскоре обнаруженными кем-либо из персонала, спокойно ожидаете высадки в следующем порту (скажем, в Кижах), что, собственно, и требовалось. Умение плавать описанным способом обнаружил, в частности, питерский человек AleXY.
  Другой питерский человек, Костя Шулов, учил, что на круизных теплоходах всегда имеется определённый контингент сотрудников этого теплохода, которые могут вас вписать. Подробнее его теорию вы прочтёте в книге "Вольная энциклопедия", в статье "Валаам", а сейчас мы не будем останавливаться на этом.
  Так что учитесь плавать - и вы пройдёте Печору и Колыму, посетите Чукотку и Соловки, Валаам и Норильск, - учитесь плавать, и вы увидите небо в алмазах!
  "Небо в алмазах" довелось мне увидеть в феврале 2001 года в самой алмазной стране мира - далёкой Анголе, где мне, несмотря на множество контролёров и полицейских, удалось проникнуть без билета на пароход Лобито-Луанда. 24-часовое плавание на старом переполненном судне без туалетов и питьевой воды нельзя назвать высшим удовольствием, но других вариантов достичь столицы не просматривалось - автодорогу перекрыли ангольские повстанцы...
 
 Жизнеобеспечение
 
  Если вы в своих путях перемещались автостопом, на электричках, в товарняках и т.д., оголодали, замёрзли, загрязнились и вернулись домой недели через две с твёрдым решением: спать, есть, мыться и никогда больше не бомжевать, -
  это означает, что вы занимались не научными путешествиями, а бомжизмом.
  Научное путешественничество имеет глобальное отличие от бомжизма. Человек, путешествующий научно, сохраняет свой организм в здоровом виде, нормально питается, моется и спит по желанию. Бомж не придерживается здорового образа жизни, ест что придётся, моется по случаю и спит, пока не прогонят.
  Научный путешественник приносит людям, встречающим его, радость, бомж - желание избавиться от оного. Научный путешественник просветляется, бомж - не достигает успеха.
  НАУЧНЫЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК - ЭТО НЕ БОМЖ!
  Жизнеобеспечение - поддержание тела в пригодном для дальнейшей жизни состоянии - является одной из основных задач путешественника. Можно даже во время путешествия нормально питаться (независимо от количества денег), нормально спать, по необходимости мыться, и не только не терять, но и увеличивать физические силы организма. О том, как это делается, вы прочитаете ниже.
 
 Снаряжение
 
  Каково незаменимое снаряжение? Сколько оно весит и сколько места занимает?
  Незаменимых вещей нет. Можно отправиться, например, из Москвы во Владивосток без рюкзака, без спичек, без денег, без документов... Но есть один объект, который необходимо иметь всегда. Этот объект весит примерно 1500 грамм, умещается в черепной коробке человека и называется он - головной мозг.
  Если у вас в голове всё правильно, вы сможете достичь любого города - при любых внешних условиях. Если же вы не умеете мыслить, то даже большое количество еды, денег, документов, одежд, зубных щёток и других предметов не приведут вас к успеху.
  Конечно, даже опытные люди берут с собой в путь какие-либо вещи - я бы сказал, для комфорта. Для меня в дальней дороге полезны: спальный мешок, туристский пенопластовый коврик ("пенка"), металлическая литровая кружка, пластиковая бутылка для воды, крупа, ложка, запасная одежда...
  Неплохо иметь также палатку, ножик, полиэтиленовую плёнку, странички, вырванные из "Атласа автодорог", книгу "Практика вольных путешествий"...
  Чем больше у вас будет подобного туристского инвентаря, тем дольше вы сможете сохранять автономность в путешествии - и тем скорее вам надоест таскать с собой этот мешок!
  Поэтому берите с собой не больше, чем вы сможете тащить всю дорогу.
  Поэтому берите с собой то, что не жалко будет потерять в пути.
 
 Питание в пути
 
  Важно ежедневно иметь горячее питание, особенно в холодное время года. Питаясь одним хлебом или незрелыми яблоками, можно за неделю возненавидеть хлеб или яблоки, да и повредить пищеварению. Питаясь супом, кашей, кипячёной водой, тем же хлебом и яблоками, но вперемежку, можно сохранить своё здоровье и оптимизм.
  Как варить кашу, суп и прочую еду в походных условиях, известно многим. Приготовление еды на своём огне широко известно во всём мире. Руководства по питанию в походных (природных) условиях написаны без моего участия, и нет смысла в этой книге повторять уже известные советы. Как разводить костёр без спичек, собирать воду в пустыне, различать съедобные/несъедобные растения - изучено также довольно хорошо. Но как, к примеру, сварить суп в Петропавловске или Северобайкальске, известно немногим.
  Прямой способ "аска" (прямого попрошайничества готового продукта) хотя и распространён, но не будет описан в этой книге. Здесь же даётся другой метод.
  Чтобы создать пищу (суп, кашу), нужно иметь исходный материал (воду, картошку, крупу и т.п.) и плиту. Небольшое количество крупы, например, гречки, перловки или риса, всегда полезно возить с собой в пластиковой бутылке-"торпеде". Не возите с собой слишком много - если у вас есть деньги, вы всегда сможете купить килограмм самой дешёвой крупы в любом городе или селе; если у вас денег нет, вы можете попросить крупы, постучавшись в любую квартиру. Крупа будет прекрасной основой всякой пищи. Вы можете использовать и картошку.
  Почистив картошку, помыв крупу, идите со своей кастрюлей в любой ресторан, столовую, диспетчерскую, квартиру или другое место, где, по вашим гипотезам, есть пищенагревательная плита - попросите сварить вам еду. Вам сварят; пока еда варится, расскажите о своём путешествии, и отношение к вам ещё более улучшится. Возможно, если дело к вечеру, вам предложат и ночлег.
  Более того, если вы варите кашу в квартире, разговорившись с хозяевами, можно получить и дополнительную еду (напр., сахар, хлеб), чтобы не есть "пустую" кашу. Чтобы ускорить получение дополнительной еды, сами предложите хозяевам свою кашу. Они скажут: "нет, спасибо, мы уже сыты", и предложат вам, в свою очередь, ещё что-нибудь съедобное, от чего вы можете не отказываться.
  Однажды вечером, в феврале 1998, мы с Русланом и с большой кружкой ходили по холодному, заснеженному Еревану и мечтали о ночлеге. Наполнили кружку гречневой крупой и пришли в выбранную нами квартиру: "Сварите, пожалуйста, нашу кашу!" Пока каша варилась, нас начали угощать другой многочисленной едой. Когда каша сварилась, мы уже с большим трудом сумели съесть её. Ночлег нам не предложили, и мы ушли. Пошли в другую квартиру с той же кружкой: "Можно ли кипятка?" Пока кружка кипятилась, с нами опять подружились и позвали на ужин. Еда уже не лезла, но нас уговорили... Мы вышли из квартиры, пошатываясь. Ночлег опять не предложили. "Третьей попытки я не переживу", - сказал Руслан. "Я тоже", - отвечал я, и мы пошли в третий дом и поставили палатку на чердаке, где и легли спать. В полночь пришла милиция и нас увезли в отделение, где мы и переночевали в почти тёплой комнате, а утром отправились восвояси. Так выполнились все наши желания.
  Полезным может оказаться и обыкновенный кипяток. В Москве кипяток можно получить (бесплатно) почти в любом коммерческом ларьке: продавцы тайно пьют чай, особенно в холодную погоду. А вот в Ачинске (Красноярский край) своим хождением ночью со стаканом по ларькам я удивил всех ларёчников.
  Кипяток можно получить в деповской столовой - там, кстати, вас могут ещё и накормить (очень дёшево или даже бесплатно).
  Интересно, что картошка (предварительно нарезанная тонкими ломтиками), гречневая крупа и некоторые другие продукты становятся съедобными при помощи кипятка. Залейте то, что желаете съесть, кипятком и держите 10 мин., завернув в одежду, газету или иной теплоизолятор. Затем слейте кипяток и налейте новый. После второй процедуры еда готова. Если не готова - выбросьте её: значит, продукт не готовится вышеизложенным способом.
 
 
 Образ жизни
 
  Весьма часто я встречаю путешественников, ведущих образ жизни, отличный от здорового. Трасса, сигарета и драные одежды в своей совокупности образовали некий стереотипный образ.
  Человек, отбросив дом, цивильную работу, дорогую одежду и т.п., и сделавший своим принципом бездомность, безделие, рваную одежду и т.п., - вместо одних привязанностей получил другие и радуется этому. Мудрец же радуется отсутствию привязанностей. Можно ходить в хорошей одежде или в наихудшей, но не следует специально искать самую хорошую или самую плохую одежду. Также можно питаться, например, бесплатно обнаруживаемыми арбузами или шашлыками, но не стоит сосредотачиваться на том, чтобы есть только арбузы или только шашлыки, или именно бесплатно.
  Вам будет проще, если вы не будете курить и не будете употреблять алкоголь. Не имейте привязанности к вещам, которые у вас в рюкзаке: если вы почувствуете, что не смогли бы продолжать путешествие без какой-то вещи - значит, зря вы её потащили с собой. Если вы утратили вещи либо деньги - возрадуйтесь за того, кто нашёл их.
  Если вы попали в трудное положение и не знаете, что делать - не делайте ничего. Поставьте палатку, или найдите иной ночлег, или просто подождите минуту, час, день. Мы не на гонках.
  Если кончаются деньги и еда - уничтожьте остатки, не оставляя никаких "неприкосновенных" запасов, и продолжайте путь по вашему усмотрению - домой, например. Объедками не питайтесь. Человек может голодать 40 дней, но вам не придётся это делать. Мир добр и изобилен, и умереть с голоду вам не дадут.
  Сколько же, по минимуму, брать с собой денег?
  Многие, путешествуя автостопом - как по СНГ, так и по странам всего мира, тратят на всё про всё столько же, сколько они тратят и дома. Человек, живущий скромно, тратит в дороге мало; привыкший к буржуйской жизни - много. Если у вас нет денег, можно поехать в путешествие вообще без них - ведь мир изобилен, и "минимально необходимой суммы" не существует. Но также не существует и максимального предела денег, которые человек способен потратить в дороге. Большие деньги расслабляют, и оба путешественника - и богатый, и бедный - вернутся домой, вероятно, одинаково счастливые, но с одинаково пустым кошельком.
  Не экономьте. Если деньги есть - смело тратьте. Деньги экономить - что воздух экономить. Никаких "НЗ" вам не потребуется.
  Не беспокойтесь ни о чём. Если вам кажется, что происходит какая-то ерунда - подождите, чем она закончится. Помните, что любая последовательность событий всегда правильна. Если нам кажется, что что-то не так - значит, последовательность событий ещё не закончилась.
  Не создавайте себе проблем предварительными размышлениями о них, не думайте: что будем есть и где будем спать завтра, послезавтра и т.д.. Ближе к делу и разберёмся.
  Если вы простудились или приболели иным образом - поголодайте некоторое время, употребляя только кипячёную воду. Пусть дорога вылечит вас. Кстати, полное голодание, в течение 1-2-3-5 суток, оздоровляет организм и увеличивает физические силы оного, в чём вы можете сами на опыте убедиться.
 
 Ночлег в незнакомом городе
 
  Одна из проблем, возникающих в процессе путешествия, - это проблема вписки (ночлега). Конечно, можно заранее найти друзей во всех городах по пути своего следования и останавливаться у них, - более того, можно ездить только специально по тем городам, в которых есть где переночевать. Однако такое передвижение отличается большой скованностью, зависимостью от наличия знакомых в разных городах и от их желания (и возможности) вписать нас. Поэтому не помешает нам приобщиться к опыту мудрецов, находящих себе ночлег в различных регионах нашей бескрайней Родины.
  Можно заранее обзавестись палаткой, которая избавит от многих проблем, связанных с ночлегом. Движение с палаткою быстрее, ибо вы не тратите время на посещение городов и поиск ночлега в них. Но палатка не может всегда полностью заменить настоящее жильё, с возможностью поесть, помыться, обсохнуть и отдохнуть в долгом пути. Ночлег и организация отдыха с палаткой могут быть сопряжены с трудностями, особенно если весь день лил холодный дождь и мы промокли и замёрзли, а куда идти - неясно. Также плохая палатка много весит, а хорошая дорого стоит, поэтому не все имеют возможность ночевать в палатке. Ночёвка же при помощи описанных ниже научных методов прибавит вам много новых знакомств, друзей, информации и впечатлений.
  Первый способ - тусовка . В каждом крупном городе есть тусовки неформалов и иных молодых людей по интересам. Узнайте заранее, где тусуется народ. Приступите к поиску тусовки возможно раньше: при наступлении темноты народ обычно расходится. Подружитесь с кем-либо и отправляйтесь ночевать.
  Во многих городах имеется и - Центр детско-юношеского туризма (ЦДЮТур). Его найти нетрудно: во-первых, существует специальный справочник, в который включены адреса и телефоны около 500 таких центров по всей России; а во-вторых, адрес сего госучреждения можно узнать через городскую справочную. В ЦДЮТуре вы найдёте людей, увлекающихся туризмом, подружитесь с ними - и дело в шляпе. Так, очень душевно встречали путешественников в Магадане, Пятигорске, Салехарде, Сыктывкаре... Полезными могут оказаться и взрослый турклуб, а также альпклуб, велоклуб, лыжная база... Почему бы и не попробовать?
  Третий способ найти вписку весьма распространён. Отправляясь в дальний путь, вы запасаетесь бумагой с большим количеством "вписок" - телефонных номеров и имён сомнительного вида.
  Имея бродячих знакомых, вы легко получите подобный список. Но не впадайте в иллюзии - из таких вписок обычно срабатывает менее четверти. Найдя телефон, вы достаёте свои записки и начинаете звонить. Не очень напирайте на знакомство с каким-либо N - обычно человек на другом конце провода давно забыл г-на N. Не забудьте предупредить, что у вас есть спальник и коврик, а ещё лучше - и еда. Наличие у вас еды сделает вас желанным гостем на лучших вписках мира.
  При попытке вписаться (или просто посетить кого-либо) надо точно сообщать, сколько нас, откуда, и как надолго. Вписка большого контингента людей - скажем, 20 человек - в одном месте затруднительна. Группы более 4-5 человек при поисках ночлега обычно раздробляются с перспективой встретиться назавтра в каком-либо условном месте. При удалении от местожительства шансы переночевать увеличиваются, так как дальние путешествия вызывают уважение. Вписка на одну ночь почти всегда легко осуществима, тогда как зависание на длительный срок (неделя, месяц, навсегда) возбуждают неприязнь.
  Помните, что вписывать нас (так же, как и подвозить по трассе автостопом) никто не обязан, поэтому не будьте излишне настойчивым. Не надо унижаться и клянчить: о, я так страдаю, последний телефон, есть нечего, замёрз, грязный, две недели как из дома, денег нет и т.д... НИКОМУ НЕ НУЖНЫ НЕСЧАСТНЫЕ! Если ты такой несчастный, сидел бы ты дома. Говоря по телефону, думайте про себя так: "В любом случае я заночую в этом городе. Этот человек - не захочет ли он составить мне компанию? Он не пожалеет об этом!"
  (Так же и при автостопе: никому не нужны несчастные! "Помогите, опаздываю в Читу, я замёрз, несчастный, голодный, возьмите меня, о, о,..., гад, опять не взял!!" Это неверно. С такими мыслями - не достигнете успеха. "Я еду в Читу, можете составить мне компанию!" - с такими мыслями голосуя, достигнете большего.)
  Искать ночлег лучше начинать днём, и договориться заранее о времени прибытия, а приходить ночевать - в 21-22 часа, чтобы не обременять раньше времени народ своим присутствием, но никого и не разбудить. Ещё раз повторяю - не следует "радовать" хозяев своим визитом в 1-2 часа ночи! Если вы припёрлись в город в такое негожее время - переночуйте в подъезде, или найдите котельную, сторожа, или ещё какое-нибудь круглосуточное место, а наутро идите по гостям.
  Придя к кому-нибудь в гости (не ночью), передавайте ему привет от Антона Кротова, составителя этой книги. Но если вы припёрлись ночью, именем А.Кротова не прикрывайтесь. Ещё более вредно приходить незванно ночью к самому А.Кротову. И не пытайтесь оправдаться, свалив свою вину на медленный КАМАЗ, доставивший вас в столицу только к трём часам ночи, а также на отсутствие у вас телефонной карточки, палатки и мозгов!
  ...Часто местами ночлега вольных путешественников оказываются студенческие общежития. Вечером, узнав, есть ли в городе ВУЗ и общаги, подойдите к ним вечером, и вы увидите студентов, сползающихся туда для ночлега - к ним и обращайтесь. Если студенты смущаются, ссылаясь на злое начальство - следует обратиться напрямую к сторожу, коменданту, преподавателю или другим официальным лицам.
  Поиск ночлега в общежитиях нередко приводил нас к успеху не только в России, но и в странах СНГ, Азии и Африки.
  Во многих районах, например, на Кавказе и в странах с развитым гостеприимством, имеется и другой способ переночевать. Желая ночлега, незадолго до захода солнца выйдите на трассу и езжайте автостопом в любом направлении. Последний водитель из числа подвозивших вас предложит вам переночевать у него - так и сделайте. Если таких предложений не будет, вы сами легко напроситесь ночевать в любой дом в сельской местности, о чём отдельно написано ниже.
  В Иране, Пакистане, Судане, Сирии и других странах с ещё более развитым гостеприимством поесть и переночевать ещё проще. Вы садитесь в любом населённом пункте и ждёте. Любопытные местные жители, увидев иностранца, будут пытаться общаться с вами, предлагать чай, еду, приглашать в гости и на ночлег. Впрочем, подробное рассмотрение сего вопроса выведет нас далеко от тем этой главы, посвящённой, в основном, ночлегу в нашем Отечестве.
 
 Как себя вести
 
  Несколько слов следует сказать относительно поведения на вписке, безотносительно к тому, имели ли вы этот адрес заранее, или вас кто-то привёл к незнакомым людям.
  Придя к кому-нибудь в гости - пообщаться, помыться, на чай, - никогда не умалчивайте о том, как вы собираетесь ночевать. Выясните этот вопрос с хозяином как можно раньше. Хитрость типа "Я приду на чай, а вот в 24 часа тактично замечу, что метро уже закрылось, и им ничего не останется, как оставить меня ночевать" - вредна!
  На вписке не рекомендуется: 1) спрашивать, где кровать (если будет свободная кровать, её укажут вам, но обычно спать следует на полу), 2) расстилаться, когда люди ещё не настроены спать, 3) пытаться спать, когда все уже встают, 4) звонить по межгороду, 5) спрашивать о наличии еды (когда будут есть, предложат и вам, а лучше не дожидаться этого момента и предложить свою еду, если таковая имеется), 6) вещать всем свои слова, не заботясь о том, кого они интересуют, и задерживать отход ко сну своими речами (задерживать сон - привилегия хозяев, а не гостей), 7) приводить левых людей, 8) приходить без звонка, 9) выносить из дома чужие вещи без согласия хозяев. Жизнь на вписке может вас удивить, но в любом случае - внешне не удивляйтесь и пытайтесь своим поведением и видом не особо отличаться от других людей в помещении.
  На вписке можно выяснить, можно ли там: 1) если есть плита - приготовить какую-либо еду из имеющихся расходных материалов (материалы, например крупу, полезно принести с собой, хотя бы немного; если на вписке есть др. еда, её вам предложат, если нет - ваша каша приведёт в радость всех жителей), 2) если есть телефон - позвонить по городу, 3) если есть ванная комната - помыться. Не забудьте, находясь на вписке, помыть находящуюся там в мойке грязную посуду.
  На вписке полезно познакомиться со всеми обитателями и узнавать у них особенности маршрутов и методы путешествий, а также телефоны и адреса других вписок в разных городах. Вписываясь, полезно сообщить свои координаты для дальнейших контактов. Информация, полученная у людей, тоже сведущих в перемещениях, может иметь для вас большое значение.
  После вашего визита квартира должна остаться в лучшем состоянии, чем была до этого. Если есть возможность, оставьте там излишки еды (не объедки, конечно!) Ещё раз помойте за собой посуду, подметите полы и вообще уберите за собой следы своего пребывания. Спросите у хозяев, не надо ли помочь в чём-либо. Подарите жителям книгу "Практика вольных путешествий".
 
 Ночлег в монастыре
 
  Интересно и неожиданно для многих, что при необходимости можно поесть, переночевать и даже остановиться на несколько дней в христианском монастыре - как в мужском, так и в женском, и не только в России, но и в других странах, кроме Эфиопии.
  Остановиться в монастыре может любой человек, имеющий паспорт, верующий в Бога и выполняющий основные правила поведения в монастыре, о чём будет сказано ниже.
  Как узнать, есть ли в городе монастырь? Если есть возможность, узнайте об этом заранее, например, в книге для автостопщика "Вольная энциклопедия".
  Итак, вы оказались в монастыре. После окончания вечерней службы (примерно в 20 часов) обратитесь к любому священнику или монаху (монахине) и попроситесь переночевать. Вам объяснят, к кому обратиться (в каждом монастыре есть человек, занимающийся впиской паломников).
  - Здравствуйте! Мы из Москвы сюда приехали, скажите, можно одну ночь переночевать?
  При этом важно, как вы выглядите. Для мужского пола длинные волосы, борода, длинные штаны одобряются, а ирокез, серьга в ухе, анархические чёрные платочки, шорты не рекомендуются. Для женского пола косынки, длинные одежды одобряются, а брюки, косметика, эротическая одежда, татуировки не рекомендуются.
  Мы (Скво, я и небольшой котёнок в картонной коробке) попали на ночлег в Борисоглебский монастырь (г.Торжок). Там было 3 монаха и несколько послушников, причём церковная служба проходила в 3 км от монастыря на кладбище. Нам выдали кровати и еду, мы переночевали, помогли с уборкой, а затем, утром, продолжили путь свой. Кстати сказать, котёнка мы оставили в подарок монастырю: одна из целей нашей поездки была - пристроить котёнка, и мы достигли в этом успеха.
  Как известно, со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Поэтому следите за внешним видом (одежда и поведение!), смотрите на других и делайте так, как другие. Попроситесь работать, если вы более чем на одну ночь. Работа может быть такой: пилить и колоть дрова, копать поле, сажать (выкапывать) картошку, другие работы на поле, мытьё полов, посуды, работа на кухне и др. Какая работа попалась, ту делайте. Поучаствуйте не только в работах, но и в молитвах - это ведь монастырь, а не кемпинг.
  Чтобы не беспокоиться, полезно узнать заранее: в каких городах (местах) по пути следования находятся действующие монастыри. При этом не имеет значения - мужская обитель или женская, ночевать могут лица обоего пола.
  В некоторых городах нет монастыря, но есть церковь. Тогда вы можете заночевать в церкви, обратившись к батюшке. Наличие паспорта, внешний вид, поведение - всё так же, как и в монастыре.
  Святые обители и храмы полезны не только в России, но и во многих других странах мира. Коптские православные церкви и монастыри могут приютить автостопщика на ближнем Востоке и в странах Африки. Обладают свойством принимать на ночлег не только православные, но и католики (примечательно, что католические миссии распространены во множестве стран мира), англикане, лютеране, протестанты и разнообразные сектанты. Если обращение к пастору (священиику) не привело вас к успеху, подойдите к его пастве, выходящей из церкви после вечерней службы, и сообщите о своих желаниях. Вероятно, вам помогут. В мусульманских странах можно обратиться в мечеть, в Индии и восточной Африке - в храм сикхов... Однако, детальное изучение религиозных общин, распространённых в разных регионах, и ночлегов в них превратит сию книгу в трактат на тему "Как пользоваться религиями", чего бы не хотелось.
  Может ли остановиться в монастыре человек, не являющийся верующим, и не желающий мимикрировать под верующего?
  Это зависит: 1) от монастырского начальства, 2) от того, насколько вы нуждаетесь в ночлеге и 3) от того, насколько монастырь нуждается в рабочих руках. Если вы верующий неправославным образом, важно не заниматься в стенах монастыря религиозной ино-агитацией.
 
 
 Ночлег в сельской местности
 
  Часто, особенно при передвижении автостопом, вечер застаёт нас в сельской местности, где нет возможности переночевать описанными выше способами, - но спать хочется (а палатка может отсутствовать). Тут, двигаясь по трассе, можно найти населённый пункт - посёлок или деревню и стучаться там во все дома, просясь переночевать. Этот метод нужно использовать в ещё светлое время суток (человек, будящий всех жителей деревни в три часа ночи, возбуждает негативные эмоции, а вовсе не желание пустить доспать). Населённый пункт должен быть провинциальным, - в городах такой способ может не привести к успеху.
  Возвращаясь домой с Соловецких островов, двигаясь по трассе Архангельск-Москва, мы с Татьяной Харук оказались к 20 часам у деревни Почтовое (Архангельская обл., 1024 км. от Москвы). Автостоп почти прекратился, хотя было ещё светло. Мы ходили по всем домам и просились переночевать. В одном из домов (примерно 15-ом по счёту) нас пустили и приняли чрезвычайно хорошо, обкормили, уложили спать, предлагали остаться у них в Архангельской обл. ещё дней десять, а потом всё же отпустили по нашим просьбам, надавав в дорогу хлеб, консервы и прочее.
  Чем дальше от мегаполисов, чем провинциальнее городок и глухоманнее деревушка, - тем легче путнику найти ночлег. В провинции люди доверчивее, приветливее и проще, тут ещё сохранилось старинное хлебосольство и гостеприимство, одним словом, пропасть не дадут. Поэтому, если вы, двигаясь по трассе, застряли вечером (но ещё засветло) близ какой-нибудь деревни или села, можно вполне ходить и проситься переночевать, ожидая успеха. "Просите, и будет вам дано, ищите, и найдёте, стучите, и отворят вам".
  На Кавказе и в Средней Азии пускают переночевать ещё охотнее, чем в России.
  Мы с Русланом выехали из Еревана в ближайший город Масис, и, сойдя с электрички с кружкой гречневой крупы в руках, шли и думали: куда бы зайти сварить её? Видя нас, озирающихся с кружкой, один мужчина подошёл и спросил нас: чего мы ищем? Мы сказали: ищем, где бы сварить кашу. Мужчина повёл нас к себе домой, где нас накормили, расположили спать, а утром мы вернулись обратно в Ереван с той же кружкой в руках - так и не получилось сварить...
  Напротив, ночлег в Москве, в дачных посёлках, в крупных городах, в курортных поселениях потребует от вас терпения и настойчивости (возможно, придётся обойти много домов). Для выживания в городах полезно выработать в себе привычку правильного выбора квартиры. Например, в бедных городах ходить с кружкой ("сварить кашу") лучше по богатым квартирам, определяемых по хорошей двери; в богатых городах будет полезна небогатая квартира (простая дверь). Ночлег и питание в сельской местности тоже требует наблюдательности: один двор большой и огород велик - значит, пара картофелин для вас найдётся; другой дом бедный - там проще переночевать, но лучше прийти со своей едой, с тою же картошкой, например.
  На всякий случай полезно возить с собой спальник, когда отправляешься в дальний путь, чтобы не волноваться о ночлеге, - а в случае, если всё же позовут на ночлег - не утруждать хозяев заботой о кровати, одеяле, тем паче иногда для вас таковых и не оказывается.
 
 Контакты
 
  Вольное путешествие не обходится без контактов с людьми. От того, как вы относитесь к людям, к случаям жизни, как ведёте себя, - несомненно, зависит успех вашего путешествия. Особое значение для нас имеют способы контакта с местными жителями, с представителями власти и с родителями. Их-то и изучим.
 
 Общение с местным населением
 
  Часто приходится слышать, что в отдалённых городах проживают так называемые гопники, стремящиеся вас побить, отнять деньги и ценные вещи. На это следует заметить, что даже если гопники и существуют, не надо быть приманкой для них: необычные причёски, чрезвычайно разодранные или, наоборот, слишком броские одеяния, значки и изображения различных музыкантов и певцов, политические символы, - всё это может вызвать большие неприятности в пути. Берите с собой только те вещи, каких не жалко, а лучше вообще не жалеть вещей.
  Не следует также вести себя вызывающе: громко петь, кричать, приходить в нетрезвое состояние.
  Когда вечером по улице вам навстречу идёт странная компания, готовая испытать к вам нездоровый интерес, - предупредите их и задайте свой вопрос первым, например:
  - Скажите, где здесь дорога на Челябинск?
  или:
  - Не подскажете, где здесь можно переночевать?
  или:
  - Скажите, где в вашем городе почта?
  Сбив гопников со стандартной, ими выработанной схемы поведения, - вы станете хозяином ситуации, заставите их удивиться:
  - А откуда ты такой взялся?
  Местные жители - поймите это! - скучают, и хотят побить вас только оттого, что других способов проведения досуга не просматривается. Заинтересуйте их своей персоной и неторопливо загрузите словесами.
  Если же вас опередили, и к вам пристали представители местного населения, надо относиться к этому спокойно, не ругаться, не пугаться, не устраивать драк, а спокойно выяснить, что нужно. Для удовлетворения материальных претензий полезно иметь в наружном кармане небольшую сумму и позволять отнимать её, а прочие деньги (если они имеются) прятать. Если гопники попытаются отобрать у вас какие-нибудь вещи, подарите их людям сим.
  Напомню одну простую мудрость: в каждой ситуации, даже, казалось бы, неприятной, существует правильное поведение и правильное к ней отношение. Если вам не помогло правильное поведение, - то правильное отношение поможет в любом случае. В качестве примера:
  Однажды я ехал в пригородном поезде Луга-Псков. Снял кроссовки, оставил их внизу, залез на верхнюю полку и уснул. Приехал в Псков. Просыпаюсь - кроссовок нигде нет. Пошёл по Пскову босиком (летом было дело); через некоторое время нашёл комиссионку и купил себе другие кроссовки. Ну, а если бы денег не было на другие кроссовки??? - спросит непонятливый читатель. Ну, завершил бы дела во Пскове и поехал бы босиком в Москву.
  Если вы - девушка, следите за своей внешностью. То, что часто используется для привлечения внимания самцов - косметика, духи, короткие одежды, выпячивающие вашу красоту, - в путешествии неполезно.
  В основном же местное население взаимодействует с путешественником положительно. Местные люди часто знают расписания электричек, автобусов, поездов, могут подсказать, где находятся достопримечательности, вокзал, дешёвые столовые, шоссе, монастыри и т.д. Жители маленьких городков и деревень нередко пользуются автостопом, наружной ездой и другими методами (двигаясь на небольшие расстояния), и они могут подсказать нужные сведения. Бывают, впрочем, странные и ложные сведения и советы; критически воспринимайте их.
 
 
 Контакты с представителями власти
 
  Нередко в пути и в нашей российской жизни происходит контакт с милицией, с гаишниками, с контролёрами, с проводниками, с ОМОНом. Если в момент контакта вы делаете что-то нехорошее (например, воруете продукты из магазина, или перевозите наркотики) - вы сами допрыгались, и советов на этот случай не будет. Но обычный добропорядочного путешественника задерживают не за столь вредные, а за вполне обычные действия.
  Перешёл улицу на красный свет; просился в поезд или в локомотив поезда; не имел местной прописки (регистрации); спал в палатке или в подъезде; громко разговаривал; находился с рюкзаком в общественном месте; чем-то напоминал кавказца (а на Кавказе - напротив, отличался от местных); проезжал без билета; спрашивал дорогу на Омск... - да мало ли поводов, способных задеть за живое блюстителя нашего, пост-советского, порядка!
  Первое, что сделает блюститель порядка , - спросит ваши документы. При поездках весьма желательно иметь паспорт! Покажите его.
  Дальше вас, задав пару вопросов, обычно оставляют в покое. На вопросы отвечайте честно! Если вы из Москвы (Питера, Урюпинска) - так и говорите. Если едете в Магадан (Берлин, Сингапур) - так и говорите. Если автостопом, тоже не скрывайте этого факта. Вы должны помнить про себя, что ваш путь велик и достоин того, чтобы вас, во всяком случае, расспросили и накормили.
  В некоторых местах до сих пор пристают по поводу "где ваша регистрация?" Объясните, что путешествуете автостопом, в данный город заехали транзитом и сегодня (или завтра) уезжаете. Даже официально, пребывающим в одном месте до трёх суток, регистрация не нужна.
  Длинный язык - посох путешественника . Помните это. Пусть будет ваш язык при необходимости так же длинён, как и путь, вами преодолеваемый.
  Правда - двигатель мудреца! Не врите даже в мелочах - это вредно.
  Не уклоняйтесь от беседы. Чем больше интересного и неожиданного от вас они узнают, тем лучше. На одно слово отвечайте двумя. Очень хорошая вещь - Дорожная грамота , официального вида бланк, желательно с печатью, показывающий, что вы - важная экспедиция, что вы не "сами от себя", а посланы кем-то - об этом уже упоминалась в разделе "Электрички". Это уменьшит желание задерживать вас на долгое время. В качестве ксивы пригодится даже командировочное удостоверение. Но можно обойтись и без неё.
  Вас могут обыскать - не обижайтесь. Обыск - лишний повод поговорить.
  Итак, основные компоненты правильного поведения: 1) подчинение, 2) документ/ксива, 3) загруз информацией. Не убегайте от милиционера и не сопротивляйтесь ему. И, естественно, не будьте пьяны и не перевозите наркотики.
  Возвращаясь из Магадана, мы с Андреем были задержаны вохровцами на станции Чара (БАМ) за попытку переговорить с машинистом локомотива. Мы охотно подчинились, и, рассказав историю нашего путешествия, получили в подарок хлеб, сало, лук, чай, сахар и другие продукты. Потом нас переправили милиционерам. Жизнь сложилась так, что мы подружились и с ними, поужинали, помылись и переночевали в гостях у начальника ЛОВД, после чего специально вызванный конвой отвёз нас в купейном вагоне поезда на 300 км ближе к Москве - до ст.Таксимо, где конвой вышел, а мы продолжили путь свой в поезде том.
  Гаишник обычно так занят извлечением штрафов из водителей, что к нашему пешему житию относится более сочувственно. Документы (паспорт) может посмотреть. Иногда может, по вашей просьбе, застопить вам нужную машину, но к его услугам прибегать не рекомендуется, т.к. гаишник и связанные с ним люди воспринимаются водителями отрицательно. Помните - обращение к тёмным силам за помощью не приводит к победе! Иногда бывает удобно заночевать на посту ГАИ (в глухой местности).
  Контролёры электрички имеют свойство спрашивать билет. "Дорожная грамота", о которой уже говорилось, также удовлетворит их. Если у вас нет ничего сего, можно (по желанию) всё же поискать по карманам, а можно честно сообщить: нет билета, а на предложение оштрафоваться, воздевать глаза к небу. При предложении выйти из электрички - перейти в тамбур и стоять в нём. Высадка из электрички - явление очень редкое и происходит не чаще, чем 1 раз за 5000 км путей. Вызова милиции не стоит пугаться, но если милиционер появится и спросит документы, покажите паспорт.
  Интересно, что штраф, равный повсеместно 10% от минимального размера месячной заработной платы, значительно меньше стоимости проезда в обычной электричке - скажем, Тверь-Москва. Контролёр получает в свой карман небольшой процент штрафа, так что будет удовлетворён тайно врученной мелкой мздой, разумеется, без квитанции.
  Контролёра электрички, как болезнь, желательно предупредить ещё до наступления трудностей с оным. Так, на многих оживлённых направлениях существует негласное правило: контролёр не трогает торгующих. Поэтому, зная, что в электричке имеется контролёр, полезно пронести, торгуя, по вагонам навстречу контролёру некую вещь, например, эту книгу.
  Есть и другой метод. Если контролёров не один, а двое, и электричка непуста, проследите - в каком вагоне находятся эти прихватчики, занятые своим неблагодарным делом, - войдите в этот вагон, пока его проверяют, и встаньте в уже проверенную часть его . Контролёры, пройдя вагон с обоих сторон, объединятся в середине его и пройдут мимо вас, на уже "проверенных" пассажиров внимания не обращая.
 
 Бесплатная передача информации
 
  Большое значение в обмене информацией имеет бесплатная связь. В процессе путешествия вам, скорее всего, потребуется сообщить своим родителям и друзьям, оставшимся дома, о своём перемещении или узнать что-либо от них. Мало кто знает, что можно бесплатно (и легально) передавать информацию по междугородней телефонной сети.
  Метод "да-да-нет-да". Предположим, я отправляюсь в большое путешествие по некоторым городам, и хочу информировать родителей, остающихся в Москве, о своём передвижении. Приезжая в очередной город, я ищу какой-нибудь междугородний телефон-автомат, действующий от жетонов . Из такого автомата я, как обычно, звоню домой, но жетон не опускаю. Дома звонит междугородний телефонный звонок, и там снимают трубку. При этом всё, что говорят мне, я слышу, а мои слова - не передаются. Поэтому у моих родителей трубка молчит, и они могут догадаться, что звоню я. Если они не догадываются и говорят "вас не слышно, перезвоните", - я перезваниваю ещё раз, пока они не догадаются, что это я.
  После этого начинается сеанс связи. На том конце провода мне могут передавать любую словесную информацию и задавать любые вопросы. После каждого вопроса им нужно перечислять возможные ответы. Когда я слышу верный ответ, я вешаю трубку на рычаг, связь прерывается - это означает "да". Тут же я перезваниваю и слушаю очередной вопрос и возможные ответы.
  - Где ты находишься? В Твери? в Петербурге? в Новгороде? в Пскове? (я вешаю трубку, это означает - в Пскове, затем перезваниваю).
  - Когда ты приедешь? 21-го? 22-го? 23-го? 24-го? (вешаю трубку, - это означает 24-го. Перезваниваю...)
  В последние годы телефоны, действующие от жетонов, стали кое-где исчезать. Вместо них попадаются телефонные узлы, где человек вносит аванс оператору, разговаривает, а затем получает сдачу. Мудрость в том, чтобы получить сдачу, в точности равную авансу, да при этом ещё и поговорить. Делается это при помощи такого метода.
  "Голос в не туда". Связавшись с абонентом по межгороду, вы говорите не в микрофон, а в слуховое отверстие телефонной трубки, причём громким голосом. Кнопку "Ответ" при этом не нажимаете. Вы можете разговаривать секунд 20-40, после чего связь отключается. Когда связь отключилась, наберите ещё раз.
  При этом на компьютере, который следит за разговорами, отсчёт вашего времени разговора начинается с момента нажатия вами кнопки "Ответ". Так и не нажав кнопку сию, огласив телефонный пункт громкими криками, подойдите к оператору и получите назад свой аванс в 100% размере.
  Если "голос в не туда" не работает, говорите по методике "да-да-нет-да", т.е. кнопку "Ответ" не нажимая.
  Некоторые междугородние телефоны обладают 10-секундной бесплатностью (то есть отсчёт оплачиваемого времени начинается через 10 секунд после начала разговора). Тогда предварительно разделите передаваемую информацию на кванты по 9 секунд и передавайте их. Заодно научитесь лаконично выражать свои мысли.
  Указанные методы бывают полезны и при городских переговорах. Хотя, если вам хочется куда-то позвонить по городу, постучитесь к любым жителям и попроситесь позвонить по городу от них, если у жителей обнаружится телефон.
  В последние годы научно-технический прогресс и новейшие технологии достигли и нашей страны. В связи с этим появилась возможность отправлять бесплатные сообщения по электронной почте (E-mail). Зайдите в любую богатую фирму, в гос.учреждение, библиотеку или даже Интернет-кафе, и, объяснив свою путешественническую сущность, попросите разрешения отправить E-mail. Если вам откажут, зайдите в другое место.
 
 Общение с родителями
 
  Для многих людей самого разного возраста родители становятся первым затруднением при сборах в дальнюю дорогу. К сожалению, не существует универсальной технологии, позволяющей приучить родителей к вольным путешествиям потомков. Дам лишь несколько советов в этом направлении.
  1). Информированность. Не маскироваться! Если я скрываю свои поездки, говоря: мол, поехал к подруге на дачу готовиться к экзаменам, - а сам отправляюсь в Мурманск, - тем самым я подсознательно признаю, что поездка - это плохо (раз это следует скрыть), а дача, подруга, экзамены - хорошо. Когда обман раскроется, возникнут большие проблемы. Лучше предупредить их и заранее сказать: куда, как, и насколько я собираюсь.
  Сообщайте им письменно или устно (см.выше о бесплатном телефонизме) о своих перемещениях. Они будут радоваться. Расскажите им о других вольных путешественниках, приведите домой оных, чтобы ваши родители убедились в их существовании. Дайте родителям почитать книги по автостопу; если у вас есть Интернет - вместе посмотрите сайт АВП (www.avp.travel.ru).
  2). Здоровый образ жизни! Ваш внешний вид по возвращении должен быть не хуже, чем при отъезде, иначе родители подумают, что вы портите своё здоровье, занимаясь чем-то неполезным. Водки, "травы" и подобных развлечений избегайте. Если, возвращаясь домой, вы чувствуете себя уставшим и имеете характерный бомжовый запах, - остановитесь на расстоянии дня пути от своей исторической родины, отъешьтесь, отмойтесь и являйтесь к родителям в благоустроенном виде; а на досуге перечитайте ещё раз главу "Жизнеобеспечение".
  3). Безопасность . Многие родители думают, что путешествовать ("в наше время") чрезвычайно опасно. По этой гипотезе, хотя в Москве, Питере, деревне Дыркино и любой отдельно взятой точке России относительно безопасно, но человек, посещающий эти точки последовательно, подвергается большой опасности. И хотя ехать в электричке на небольшое расстояние безопасно, поездка на электричках в Красноярск - поступок весьма рискованный (по этой гипотезе). Но основных опасностей легко избежать - если вы не склонны совершать глупости, затевать драки, терять документы, спать ночью в машине, мчащейся со скоростью 140 км/час и т.п. Помните, что ваша безопасность - продукт вашего правильного поведения.
  Опасности живут лишь в мозгу самого человека, боящегося их. Уже более чем десять лет в процессе моих вольных путешествий сотни и тысячи разнообразных уважаемых людей пугают меня всякими опасностями, якобы подстерегающими меня в Москве и на Кавказе, в Пакистане и Таджикистане, в Судане, Эфиопии, Кении, Анголе... Однако, ни одна из этих мнимых опасностей, разрекламированных через СМИ и уважаемых людей, - не материализовалась в моей жизни. Имейте свой, правильный взгляд на мир, и не бойтесь окружающего мира! И думайте головой!
  Ну, и последний совет - постепенность. "Шоковая терапия" (А ты далёко собрался? - Да нет, на Хабаровск иду вечером!) не всегда приводит к положительному результату. Развивайте свои путешественнические свойства постепенно, и родители созреют вместе с вами.
  В процессе путешествий каждый из нас может воочию убедиться в том, что мир добр, что люди отзывчивы и гостеприимны во всех уголках нашей страны и мира, и что мир открыт и принадлежит каждому, кто хоть раз всерьёз задумывался об этом. Жизнь поистине прекрасна; и, возвращаясь из дальних путей, мы по-другому видим уже привычных окружающих нас людей и стараемся лучше относиться к ним и быть достойными собратьями во всемирной человеческой семье.
 
  ??
 
  ??
 
  ??
 
  ??
 
 3
 Антон Викторович Кротов: "Практика вольных путешествий"
 
  http://www.natahaus.ru/
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу