<< Пред.           стр. 9 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 154. Товарищество прекращается также, если продается публично или приватно имущество одного из товарищей.
 154а. Товарищество, о котором мы говорим, то есть то, которое заключается путем простого соглашения, принадлежит к общенародному праву, таким образом, оно применяется между всеми людьми по началам естественного разума.
 168. Обязательство исполняется преимущественно платежом должного...
 169. Равным образом прекращается обязательство через акцептиляцию; акцептиляция же есть воображаемая уплата. И в самом деле, если ты желаешь простить мне то, что я тебе должен по вербальному обязательству, то можешь этого достигнуть, если позволишь мне произнести следующие определенные слова: "получил Ли ты то, что я тебе обещал?", а ты ответишь: "получил".
 173. Есть еще другая форма символической уплаты посредством меди и весов, которая была принята в определенных случаях, если, например, следует что-либо на основании юридического акта, заключенного посредством меди и весов, или если долг возник по судебному решению.
 182. Перейдем теперь к обязательствам, возникающим из деликтов, если, например, кто-либо совершил воровство, разграбил имущество, причинил убыток, нанес обиду, обязательства, возникающие во всех этих случаях, относятся к одному роду...
 183. По мнению Сервия Сульпиция и Масурия Сабина, воровство бывает четырех видов: manifestum, пес manifestum, conceptum и oblatum. Лабеон принимает два вида: явное (manifestum) и пес manifestum (тайное), но не соглашается признать воровством два последних вида, усматривая в них лишь виды исков о воровстве. Последнее, по-видимому, справедливо.
 184. По мнению некоторых, явное (manifestum) воровство будет тогда, когда вор застигнут при совершении преступления; другие же идут далее и полагают, что явное воровство будет тогда, когда вор уличен на месте преступления:.. Из двух вышеприведенных мнений и то и другое признано справедливым; большинство, однако, держится последнего.
 189. Наказание за явное воровство, по законам XII таблиц, было весьма тяжелое... Но впоследствии такая жестокость наказания, была отвергнута, и преторским эдиктом установлен был особый иск как против свободного лица, так и против раба со штрафом, вчетверо большим цены украденной вещи.
 190. За тайное воровство взыскивался по закону XII таблиц тройной штраф; этот штраф также одобрялся претором.
 195. Воровство бывает не только тогда, когда кто-либо уносит чужую вещь, но и вообще, когда кто присваивает себе чужую вещь вопреки воле ее господина.
 196. Таким образом, если кто пользуется вещью отданной ему на хранение, то он совершает воровство. Если кто получит вещь для определенного пользования и обратит ее на другое употребление, то он отвечает как вор...
 200. В известных случаях совершают даже воровство своей вещи, если, например, должник похитит вещь, данную верителю в залог, или если я тайком отнимаю свою вещь от добросовестного ее владельца. Поэтому решено: тот, кто скрывает, что к нему возвратился раб, которым добросовестно владел другой, совершает воровство.
 202. Иногда подвергается ответственности за воровство тот, кто сам воровства не совершал, как, например, тот, при помощи или по совету которого совершено воровство.
 208. Наконец, следует знать, что возник вопрос, совершает ли малолетний воровство, унося чужую вещь. Большинство решило, что так как воровство образуется из желания украсть, то малолетний только тогда отвечает за это преступление, когда он в возрасте, близком к совершеннолетию, и вследствие этого сознает свое преступление.
 210. Иск о вреде, незаконно причиненном, установлен Аквилиевым законом, в первой главе которого постановлено, что, если кто незаконно убьет чужого раба или чужое четвероногое домашнее животное, тот обязывается уплатить господину высшую рыночную стоимость убитого за этот год.
 211. Незаконно убивающим считается тот, по умыслу или по вине которого совершается убийство, и нет никакого другого закона, по которому должно бы взыскать штраф за убыток, причиненный непротивозаконным образом; вследствие этого не подвергается наказанию тот, кто причинил вред как-нибудь случайно, без вины и умысла.
 212. Да и притом не только тело убитого оценивается в иске этого закона, но если, например, кто убьет раба и собственник понесет убыток, превышающий стоимость самого раба, то и это берется во внимание, например, убили моего раба, назначенного кем-либо наследником, прежде чем он по моему приказанию вступил торжественно во владение наследством. В этом случае берется во внимание не только стоимость его самого, но и потерянного наследства.
 213. Тот, чей раб убит, волен обвинять убийцу в уголовном преступлении или отыскивать ущерб по этому закону.
 220. Нарушение права совершается не только тогда, когда кто-либо кулаком или палками будет бит или даже высечен, но и тогда, когда кого-либо бесчестят.
 221. По-видимому, мы терпим обиду, не только нам самим нанесенную, но и нашим подвластным детям, нашим женам, хотя бы они и не находились в нашей супружеской власти...
 222. Собственно говоря, лично рабу не наносится никакой обиды, но через него считается оскорбленным его господин...
 224. ...Претор позволяет нам самим оценивать обиду и судья присуждает нам такую сумму, на какую мы оценили обиду или меньше, согласно своему усмотрению. Но так как жестокую обиду обыкновенно оценивает претор... и хотя судья может присудить меньшую сумму, однако в большинстве случаев он не решается уменьшить ее вследствие авторитета претора.
 225. Обида считается тяжкой или по действию, если кто, например, кем-либо ранен, высечен или побит палками; или по месту, если, например, обида нанесена в театре или на площади; или по личности, если, например, претерпит обиду магистрат или когда обида будет нанесена сенатору простым человеком (низкого происхождения).
 
 КНИГА IV.
 
 ОБ ИСКАХ
 1. Нам остается поговорить об исках. Если зададимся вопросом, скольких родов бывают иски, то правильнее всего принять два рода исков: вещные и личные.
 2. Личным будет тот иск, который мы заявляем против того, кто ответствен или по договору, или по деликту, то есть личный иск бывает тогда, когда мы формируем исковое заявление таким образом, что ответчик должен или передать, или сделать, или предоставить что-либо.
 3. Вещный иск имеет место тогда, когда мы заявляем и утверждаем, что телесная вещь - наша, или начинаем спор о том, что мы имеем какое-либо право... то есть право требовать от соседа, чтобы он никоим образом не мешал виду...
 5. Вещные иски называются еще виндикациями, а личные иски, в которых мы выражаем требование дать что-либо или сделать что-либо, называют кондикциями.
 6. Иногда, мы предъявляем иск с целью получить вещь, иногда - только для преследования наказания, в других случаях - с той и другой целью.
 11. Иски, которые были в употреблении у древних, назывались leges actiones, потому ли, что были установлены законами, так как в то время не были еще в употреблении преторские эдикты, которые ввели новые иски, или потому, что в исковых формулах воспроизводились слова и выражения закона, и потому считались неизменными подобно самим законам.
 30. Все эти формы судопроизводства мало-помалу вышли из употребления, так как вследствие излишней мелочности тогдашних юристов, которые считались творцами права, дело было доведено до того, что малейшее уклонение от предписанных форм и обрядов влекло за собой проигрыш дела; поэтому законом Эбуция и двумя законами Юлия отменены были эти торжественные иски и введено судопроизводство посредством формул.
 75. На случай преступления, совершенного сыновьями и рабами, - если они, например, совершили кражу или нанесли обиду, установлены ноксальные1 иски, по которым отцу или господину предоставляется или принять на себя последствия совершенного преступления в виде вознаграждения или же выдать, виновного головой...
 79. Когда же сын семейства отдается в кабалу за ущерб, причиненный проступком, то основатели противоположной школы полагают, что требуется троекратная манципация, так как законом XII таблиц постановлено, что сын освобождается из-под отеческой власти только после троекратной манципации. Сабин же и Кассий и прочие представители нашей школы думали, что достаточно одной манципации, и, действительно, троекратная манципация относится по закону XII таблиц к случаям добровольной манципации.
 82. Теперь же мы должны сказать, что предъявлять иски мы можем или от своего собственного имени, или от чужого в качестве, например, представителя в процессе, уполномоченного, опекуна, попечителя, между тем как во времена господства старого судопроизводства предъявлять исков от имени третьего лица не дозволялось, за исключением некоторых случаев.
 103. Все суды основываются или на предписании цивильного права, или на преторской власти.
 104. Цивильные (законные) суды суть те, которые происходят в самом городе Риме или пространстве тысячи шагов от Рима между римскими гражданами и при содействии одного судьи.
 105. На преторской власти основываются суды, состоящие из рекуператоров, и те, которые совершаются при содействии одного судьи, когда судья или одна из тяжущихся сторон принадлежат к Перегринам. В таком же положении находятся все те суды, которые происходят в городской черте Рима как между римскими гражданами, так и между Перегринами. Эти суды основываются на преторской власти, потому что они имеют силу до тех пор, пока сохранял свою власть тот, кто назначил эти суды.
 117. Возражения (эксцепции) имеют место также в тех исках, которые не направляются на лицо. Если ты, например, страхом или злым умыслом склонил меня дать тебе манципированным образом какую-либо вещь в собственность и будешь ее от меня требовать, то мне дается возражение, посредством которого ты устраняешься, если я докажу, что ты заставил меня согласиться под влиянием угроз или обмана.
 118. Одни возражения были помещены претором в его эдикте; другие же он составляет, расследовав дело. Все эти возражения берут свое основание из законов или из других частей права, заменяющих законы, или созданы юрисдикцией претора.
 139. В известных случаях претор или проконсул употребляют свою власть для прекращения споров. Это бывает преимущественно тогда, когда спор идет между сторонами о владении и как бы владении; претор приказывает или запрещает что-либо. Торжественные формулы приказания, которыми он пользуется в этом случае, называются интердиктами или декретами, или интердиктами в тесном смысле слова.
 140. Декретами они называются тогда, когда претор приказывает кому-либо сделать что-либо, например, выдать захваченную вещь; интердиктами - тогда, когда, приказывает воздержаться от каких-либо действий, например, когда запрещает делать насилие лицу, владеющему правильно...
 141. Однако, когда претор приказал что-либо сделать или запретил, то этим дело тотчас еще не окончено; стороны отправлялись к судье или к рекуператорам и здесь, после представления формул, проверяли, сделано ли или не сделано по эдикту претора то, что он приказал сделать...
 150. Когда дается интердикт по поводу земли или зданий, то по приказу претора одерживает верх тот, кто владел во время интердикта, если только он ни силой, ни тайно, ни прекарным образом не получал владения от противника; а, напротив, при интердикте о движимой вещи тот одерживает верх, кто владел ею в течение больше половины последнего года и то ни насильно, ни тайно, ни прекарным образом.
 153. Мы владеем, по-видимому, не только, если сами владеем, но также, если кто владеет от нашего имени, хотя бы он не был нам подвластен, каковы арендатор и наниматель городской недвижимости; равным образом мы, по-видимому, владеем через тех, кому мы отдали вещь на сохранение или кому ссудили вещь безвозмездно, или предоставили бесплатное, пожизненное пользование жилищем, узуфрукт или только пользование; это и называется, как обыкновенно, мочь удерживать владение через всякого владеющего от нашего имени...
 154. Для восстановления нарушенного владения обыкновенно дается интердикт в том случае, когда кто-либо потерял владение насильственно... Этим интердиктом изгнавший принуждается возвратить владение вытесненному со своего участка, если только последний не владел недвижимым имуществом изгнавшего ни насильственно, ни тайно, ни прекарным образом; однако того, кто владел моим имуществом насильственно, тайно или прекарным образом, я могу лишить владения безнаказанно.
 
 (Гай. Институции. Варшава, 1882).
 
 Приложение
 
 ДИГЕСТЫ ЮСТИНИАНА (избранные тексты1)
 Книга 1-я
 
 Титул I. О правосудии и праве
 1. (Улъпиан) Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово "право". Право получило свое название от "правосудия", ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом. § 1. По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о правосудии; возвещаем понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой. § 2. Изучение права распадается на две части; публичное и частное. Публичное право, которое относится к положению римского государства, частное - к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении. Публичное право включает в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов. Частное право делится на три части, ибо оно составляется или из естественных предписаний, "или из предписаний народов, или предписаний цивильных. § 3. Естественное право - это то, которому природа научила все живое, ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же - порождение детей, сюда же, воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого рода. § 4. Право народов - это то, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех животных, а первое - лишь для людей между собою.
 2. (Помпоний) Подобно почитанию бога, мы должны повиноваться родителям и родине.
 3. (Фрорентин) Мы должны отражать насилие и противоправность, ибо правом установлено, что если кто-либо сделает что-либо для защиты своего тела, то считается совершившим правомерный поступок; и так как природа установила между нами некое родство, то следовательно является преступлением, когда один человек строит козни другому.
 4. (Улъпиан) Освобождение от рабства относится к праву народов. "Отпущение" [manumissio] происходит от "посылки рукой" [manumissio] т.е. дарование свободы, ибо доколе кто-либо находится в рабстве он пребывает под рукой и под властью, отпущенный же на волю высвобождается из-под власти. Это дело ведет свое происхождение от права народов; так как по естественному праву все рождаются свободными; не было освобождения, когда было неизвестно рабство, но после того как по праву народов возникло рабство, за ним последовало благодеяние отпущения из рабства. И хотя мы носим единое наименование "людей", но, согласно праву народов; возникло три категории: свободные, в противоположность им рабы и третья категория - отпущенные на волю, т.е. те, кто перестал быть рабами.
 5. (Гермогениан) Этим правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ полей, построение зданий, торговля, купли и продажи, наймы, обязательства - за исключением тех, которые введены в силу цивильного права.
 6. (Улъпиан) Цивильное право не отделяется всецело от естественного права или от права народов и не во всем придерживается его; если мы что-либо прибавляем к общему праву или что-нибудь из него исключаем, то мы создаем собственное, т.е. цивильное право. (§ 1. Это наше право состоит или из писаного или из неписаного.)
 7. (Птиниан) Цивильное право - это то, которое происходит из законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, мнений ученых. § 1. Преторское право - это то, которое ввели преторы для содействия цивильному праву или для его дополнения или исправления в целях общественной пользы; оно называется также в честь преторов "правом магистратов".
 8. (Марциан) Ибо и само преторское право является живым голосом цивильного права.
 9. (Гай) Все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей. Ибо то право, которое каждый народ установил для себя, является как бы собственным правом самого государства; то же право, которое естественный разум установил между всеми людьми, соблюдается у всех одинаково и называется правом народов, как бы тем правом, которым пользуются все народы.
 10. (Улъпиан) Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право. § 1. Предписания права суть следующие: честно жить не чинить вреда другому, воздавать каждому должное... § 2. Правосудие есть познание божественных и человеческих дел, наука о добром и справедливом.
 11. (Павел) Слово "право" употребляется в нескольких отношениях: во-первых, "право" означает то, что всегда является справедливым и добрым - каково естественное право. В другом смысле "право" - это то, что полезно всем или многим в каждом государстве - каково цивильное право. Не менее правильно в нашем государстве называется "правом" и право магистратов. Говорится, что претор высказывает право, даже если он решает несправедливо, это относится не к сути того, что претор сделал, но к тому, что ему надлежало сделать. В другом смысле "право" означает то место, где выносится решение; здесь именование переносится с того, что делается, на то, где это делается...
 12. (Марциан) Иногда мы говорим "право" о родственных связях - например, "мне принадлежит право родства или свойства".
 
 Титул Ш. О законах, сенатусконсультах и долговременном обычае
 1. (Папиниан) "закон есть общее предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению" общее обещание государства.
 2. (Марциан) Ибо и оратор Демсфен дает следующее определение: "Закон есть то, чему все люди должны повиноваться в силу разных оснований, но главным образом потому, что всякий закон есть помысел и дар бога, решение мудрых людей и обуздание преступлений, содеянных как по воле, так и невольно, общее соглашение общины, по которому следует жить находящимся в ней1. И философ, отличавшийся величайшей стоической мудростью, Хрисипп, так начинает свою книгу "О законах": "Закон есть царь всех божественных и человеческих дел, он должен быть начальником добрых и злых, вождем и руководителем живых существ, живущих в государстве, мерилом справедливого и несправедливого, которое приказывает делать то, что должно быть делаемо, и запрещать то делать, что не должно быть делаемо"2.
 3. (Помпоний) Следует устанавливать права, как сказал Феофраст, для тех случаев, которые встречаются часто а не для тех, которые возникают неожиданно.
 4. (Цельс) Права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае.
 5. (Цельс) Ибо право должно быть, главным образом, приспособлено к тому, что случается часто и легко, а не весьма редко.
 6. (Павел) Законодатели обходят, как сказал Феофраст, то, что происходит лишь в одном или двух случаях.
 7. (Модестин) Действие права: повелевать, запрещать, разрешать, карать.
 8. (Улъпиан) Права устанавливаются не для отдельных лиц, в общим образом.
 9. (Улъпиан) Нет сомнения, что Сенат может творить право.
 10. (Юлиан) Ни законы, ни сенатусконсульты не могут быть написаны таким образом, чтобы они обнимали все случаи, которые когда-либо произойдут, но достаточно, чтобы они распространялись на то, что большей частью случается.
 11. (Юлиан) И потому то, что впервые устанавливается, следует определять путем толкования или путем конституции принцепса.
 12. (Юлиан) Не могут все отдельные случаи быть предусмотрены законом или сенатусконсультом. Но когда в каком-либо случае смысл их ясен, то осуществляющий правоприменение может применить их сходно и сообразно с этим вынести решение.
 13. (Улъпиан) Ибо, как говорит Педий, поскольку законом введено то или иное правило, имеется удобный случай, чтобы было восполнено путем толкования или во всяком случае путем судебной практики то, что имеет в виду те же потребности.
 14. (Павел) То, что воспринято вопреки смыслу права, не может быть распространено на последствия этого.
 15. (Юлиан) Тому, что установлено против смысла права, мы не можем следовать как юридическому правилу.
 16. (Павел) Особое право - это то, которое введено власть, установившей его в отклонение от точного содержания для удовлетворения какой-либо потребности.
 17. (Целъс) Знать законы - значит воспринять не их слова, но их силу и власть.
 18. (Целъс) Является более милостивым такое толкование законов, при котором охраняется их намерение.
 19. (Целъс) Если закон говорит двусмысленно, заслуживает предпочтения то значение, которое лишено порока, в особенности когда из этого может быть сделано заключение о намерении закона.
 20. (Юлиан) Не в отношении всего, что установлено предками, может быть приведено основание.
 21. (Нераций) И потому не нужно исследовать основания того, что устанавливается, иначе было бы нарушено многое из того, что представляется определенным.
 22. (Улъпиан) Когда закон что-либо извиняет в прошлом, он запрещает это на будущее.
 23. (Павел) В наименьшей степени следует изменять то, что постоянно толковалось в определенном смысле.
 24. (Целъс) Неправильно выносить решения или давать ответ на "основании какой-либо частицы закона без рассмотрения закона в целом."
 25. (Модестин) Ни в каком случае смысл закона или милость справедливости не терпит, чтобы то, что введено для пользы людей, мы обращали путем жесткого толкования в строгость, идущую вразрез с благополучием людей.
 26. (Павел) Не ново то положение, что прежние законы распространяются на последующие.
 27. (Гертуллиан) Принято, что старые законы находятся в связи с позднейшими, поэтому следует всегда думать, что в законы как бы включено правило о том, что они касаются тех лиц и тех дел, которые когда-либо являлись сходными.
 28. (Павел) Но и позднейшие законы относятся к предшествующим, если они не противоречат последним; и это подтверждается многими примерами.
 29. (Павел) Поступает против закона тот, кто совершает запрещенное законом; поступает в обход закона, тот, кто сохраняя слова закона, обходит его смысл./.../
 31. (Улъпиан) Государь свободен от закона.
 32. (Юлиан) Если мы не имеем писаных законов для каких-либо дел, то следует соблюдать установленное нравами и обычаем; а если "этого нет для какого-либо дела, то наиболее близкое и вытекающее, из последнего; если и этого не оказывается, то следует применять право, которым заслуженно пользуется город Рим. § 1. Прежний укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это право называется правом, установленным нравами. Ибо если сами законы связывают нас в силу лишь того, что они приняты по решению народа, то заслуженно и то, что народ одобрил не записав, связывает всех. Ибо какое имеет значение, объявил ли народ свою волю путем голосования или путем дел и действий. [Поэтому весьма правильно принято, что законы отменяются не только голосованием законодателя, но даже молчаливым согласием всех путем неприменения.]
 33. (Улъпиан) Долго применявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писанного...
 35. (Гермогениан) Но и то, что одобрено долговременным обычаем и соблюдалось в течение многих лет должно быть соблюдаемо как молчаливое соглашение граждан не менее, чем записанное право.
 36. (Павел) Это право пользуется тем большим авторитетом, что доказано отсутствие необходимости придать ему письменную форму.
 37. (Павел) Если дело идет о толковании закона, то прежде всего следует выяснить, каким правом пользовалось государство ранее в случаях такого рода, ибо обычай является лучшим толкователем закона.
 38. (Каллистрат) Ибо наш император Север предписал, что в тех случаях, когда при применении законов возникает сомнение, нужно, чтобы обычай или авторитет постоянных единообразных решений имел силу закона.
 39. (Цельс) То, что было введено не в силу разумного основания, но по ошибке, а затем поддерживалось путем обычая, не имеет силы в отношении сходных случаев.
 40. (Модестин) Итак, всякое право сотворено соглашением, или установлено необходимостью, или закреплено обычаем.
 41. (Улъпиан) Все право относится или к приобретению, или сохранению, или умалению; речь идет о том, каким образом кто-либо отчуждает или утрачивает.
 
 Титул VIII. Делении и качестве вещей
 1. (Гай) Наиболее общим образом вещи делятся на две части: одни являются вещами божественного права, Другие -человеческого права. Вещи божественного права - это, например, вещи священные и религиозные. Святые вещи, как, например, стены и врата города, также некоторым образом относятся к вещам божественного права. Вещи божественного права не входят в чье-либо имущество. То же, что относится к вещам человеческого права, входит большей частью и в чье-либо имущество; но эти вещи могут и не входить в чье-либо имущество, ибо вещи, входящие в состав наследства, не входят в чье-либо имущество, пока не явится какой-либо наследник. Вещи, которые являются вещами человеческого права, суть или публичные, или частичные. Те, которые являются публичными, не считаются находящимися в чьем-либо имуществе, но считаются вещами, принадлежащими самой общности; частные же вещи - это те, которые принадлежат отдельным лицам. § 1. Кроме того, некоторые вещи суть телесные, некоторые бестелесные. Телесные вещи - те, которые могут быть осязаемы, например, участок земли, раб, золото, серебро и, наконец, другие неисчислимые вещи. Бестелесные вещи - те, которые не могут быть осязаемы; таковы те вещи, которые заключаются в праве, как наследство, . узуфрукт, обязательства, заключенные каким-либо образом. Для вещи не имеет значения, что в составе наследства имеются телесные вещи, ибо и доходы извлекаемые от участка земли, являются телесными вещами и то, что нам должно быть дано на основании какого-либо обязательств, большей частью является телесными вещами, как например, участок, человек, деньги; ибо само право, наследования и само право пользоваться вещью и извлекать доходы, и само право обязательства являются бестелесными. К этой категории относятся и права городских и сельских имений, называемые сервитугами...
 
 Титул XXI. О должности того, кому поручена юрисдикция
 1. (Папиниай) То, что специально предоставлено законом, или сенатусконсультом, или конституцией принцепсов, не передается посредством поручения осуществлять юрисдикцию; то же, что принадлежит кому-либо на основании его права, может быть поручено другому. Таким образом, совершают ошибку те магистраты, которые осуществляя дело государственного суда, вверенное им на основании закона или постановления Сената, например, по Юлиеву закону о прелюбодеяниях и по другим подобным законам, поручают кому-либо осуществлять свою юрисдикцию. Убедительнейшим доказательством этого является то, что в Юлиевом законе о насилии особо указано, что тот, кто осуществляет этот закон, может перепоручить это дело, если он уезжает... И если говорят, что господин убит своими рабами, то претор не может предоставить другому производство расследования, которое возложено на претора сенатусконсультом. § 1. Кто осуществляет юрисдикцию в силу возложенного на него поручения, тот не имеет своей юрисдикции, но пользуется юрисдикцией того, кто дал поручение, ибо правильнее, что по обычаю предков можно передать юрисдикцию, но не может перейти высшая власть, дарованная законом. Поэтому никто не говорит, что легат проконсула может приговаривать к смертной казни в силу порученной ему юрисдикции. Павел замечает: более правильно, что и высшая власть, связанная с юрисдикцией, переходит в силу получения юрисдикции. /.../
 
 Книга 2-я
 Титул ХП. О сделках
 1. (Ультшн) Справедливость этого эдикта вытекает из самой природы. Ибо что более соответствует человеческой честности, соблюдать то, о чем они договорились. § 1. Слово "pactum" происходит от "pactio", оттуда происходит и слово "мир" (pax). § 2. Договор является соглашением двух или нескольких об одном и их согласием. § 3. Слово "соглашение" имеет общий смысл и относится ко всему, о чем соглашаются ведущие друг с другом делая, в целях заключения сделки или мирового соглашения: как говорится "соглашался" о тех, кто собираются и сходятся из разных мест в одно место, так это слово прилагается и к тем, которые соглашаются об одном и том же, исходя из различных побуждений души. Слово "соглашение" является настолько общим, что, как хорошо сказал Педий, нет никакого договора, никакого обязательства, где бы не содержалось соглашения, вне зависимости от того, совершается ли оно: посредством вещи, или слов (ибо и стипуляция, которая совершается посредством слов, ничтожна, если нет согласия), § 4. Но многие соглашения получают другие названия - например, купля, Наем, залог, стипуляция.
 2. (Павел) Лабеон говорит, что можно достигнуть соглашения либо посредством вещи, либо, посредством письма либо, даже при помощи вестника, если стороны не находятся в одном месте; признается даже, что можно достигнуть соглашения молчаливым согласием - так, если моему должнику я возвращу долговую расписку, то ясно, что между нами имеется соглашение о том, что я не буду предъявлять требования и ему в будущем предоставляется возможность заявить экспенцию, вытекающую из соглашения.
 
 Книга 4-я.
 Титул 2. О том, что совершено вследствие страха
 2. (Павел) Сила есть натиск более значительной вещи, который не может быть отражен...
 5. (Улыгиан) Лабеон говорит, что страх означает не какое угодно опасение, но перед более значительным злом...
 8. (Павел) Под действием Юлиева закона о прелюбодеянии подпадают и те, кто взял что-либо при обнаружении бесстыдных действий. Претор, однако, должен вмешаться, чтобы они возвратили, ибо совершено безнравственное действие, претор обращает внимание не на то, является ли тот, кто дал, прелюбодеем, но лишь на то, что принявший возбудил страх возможностью смерти. §1. Если кто-либо взял деньги, угрожая, что если деньги не будут даны, то доказательства моего юридического положения будут сокрыты, то это лицо несомненно совершает принуждение посредством возбуждения величайшего страха, например, если я заявляю требование, находясь в положений раба, и не смогу быть объявлен свободным после потери этих доказательств. §2. Если даст деньги, чтобы не подвергнуться изнасилованию, то применяется этот эдикт, так как для честных людей этот страх должен быть сильнее страха смерти. §3. В указанных нами случаях применения эдикта не имеет значения, опасался ли кто-либо за самого себя или за своих детей, так как в силу своей привязанности родители более страшатся за своих детей. ,
 9. (Ульпиан) Мы должны "признавать лишь наличный страх, а не опасения того, что страх появится в будущем...
 22. (Павел) Если кто-либо ввергнет другого в заключение, чтобы вынудить о него нечто, то сделанное по этой причине не имеет никакой силы.
 
 Книга 16-я.
 Титул 2. О зачете
 1. (Модестин) Зачет есть взаимный расчет долга и требования. 2. (Юлиан) Каждый устраняет предъявляющего к нему требование кредитора, который вместе с тем является и должником, "ели он готов произвести зачет.
 3. (Помпоний) Зачет является необходимым потому, что для нас важнее не платить, чем требовать обратно уплаченное.
 4. (Павел) Правильно то, что полагал Нераций и говорит Помпоний, в силу самого права долг поручителя уменьшается на такую сумму, которую ответчик может удержать в силу зачета, подобно тому, как если я, требуя от ответчика все, требую дурно, так и поручитель в силу самого права не является ответственным в большем размере, чем может быть присуждено ответчику.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Олег Алексеевич Кудинов
 
 РИМСКОЕ ПРАВО
 Практикум по курсу
 
 Редактор Баранова И.В.
 Лицензия ЛР № 020563 от 07.07.97
 Подписано к печати 22.12.2000
 Формат издания 60x90/16 Бум. газетная Печать офсетная
 Печ. л. 10,5 Уч.-изд. л. 10,0 Тираж 3000 экз.
 3аказ № 4955
 
 Типография издательства МЭСИ. 119501, Москва, Нежинская ул., 7
 1 Авторы отрывков в отдельных случаях указываются в скобках.
 1 Ср.: Геллий. Аттические ночи. XX. 1.48: "Если должник отдавался судом нескольким кредиторам, то децемвиры разрешали им, буде того пожелают, разбудить и" разделить на части отданного им человека. Но я не читал и не слыхал, чтобы в старину кто-нибудь был разрублен на части".
 1 Nexum. Varro. De lingua latina. VII. 105. "Nexus называется свободный человек, отдавший себя в рабство за деньги, которые он был должен, до тех пор, пока не выплатит этого долга".
 1 Ср.: Цицерон.Рго. Tullio Oratio: "он также сообщил мне постановление XII таблиц, которым разрешалось убить ночного вора, а также дневного, оказывающего вооруженное сопротивление" (20.47). "XII таблиц запрещают убивать дневного вора, если он, как сказано там, не защищается с оружием, поэтому не может быть убит тот вор, который принес с собою оружие, но не пользовался им и не сопротивлялся; если же он оказывал сопротивление при задержании, то пусть потерпевший кричит, чтобы его услышали и сбежались на помощь" (там же, 21.50).
 
 1 Ius connubi - это право вступления в римский брак со всеми его юридическими последствиями
 1 Без доказательства соблюдения манципации.
 1 Здесь прежде всего имеются в виду эманципированные сыновья.
 1 От stipulatio - договор, соглашение: формальное обещание.
 1 От латинского nоха - вред, ущерб.
 1 Предлагаемые фрагменты правил собственно римской юриспруденции касаются в основном общих вопросов права и правоприменения. Тексты даются по изданию: "Дигесты Юстиниана. Избр. Фрагменты в пер. и с примеч. И.С. Перетерского" (М.: Наука, 1984).
 1 Подлинная цитата из речи Демосфена против Аристогитона; в "Дигестах" приведена по-гречески.
 2 Также процитировано по-гречески
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 1
 
 
 

<< Пред.           стр. 9 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу