<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  В тексте уже столько раз употреблялся термин "конкурентоспособность", что наверное следует более внимательно разобраться, что за ним скрывается.
  К сожалению, конкурентоспособность иногда понимают в самом примитивном смысле: нигде больше не делается, наш товар единственный в мире. На самом деле вопрос не в том, уникален ли ваш товар, а в том, нужен ли он кому-либо.
  Конкурентоспособность (Competitiveness) - это способность товара (услуги) выдержать открытую, добросовестную конкуренцию и выиграть у конкурентов ввиду того, что они в большей степени соответствуют требованиям рынка и покупателей в данный период. То есть соль именно в соответствии требованиям рынка, а не в уникальности.
  В свою очередь конкуренцию можно выдержать, а еще лучше выиграть, либо за счет цены товара (ценовая конкуренция), либо за счет его качества (неценовая конкуренция).
  Ценовая конкуренция. Ваш товар не лучше, а может быть даже и хуже, но его цена значительно меньше, чем у аналогичных товаров того же назначения.
  Здесь есть несколько чрезвычайно важных моментов.
  Для рыночных условий, в отличие от социалистической системы ценообразования, характерен значительный разброс цен на конкретный товар одной и той же фирмы в розничной торговле в зависимости от расположения торговой точки, вида магазина (супермаркет или специализированный магазин) и от множества других факторов. Поэтому речь идет, естественно, здесь не о розничной, а о вашей отпускной цене.
  За исключением весьма ограниченного перечня товаров (нефть и нефтепродукты, некоторые виды металлов и др.) практически невозможно говорить о цене рынка, не поняв, что это за рынок: в вашем городе, в области, в регионе, в стране и т.д. Конкурентоспособная в пределах, например Москвы, цена может оказаться совсем неконкурентоспособной в Кинешме, куда осуществляет поставки ваш конкурент.
  Значительное изменение тарифов на перевозки, произошедшее за последние годы, заставляет рассматривать стоимость доставки товара до потребителя как важный компонент цены.
  И, наконец, последнее. Чрезвычайно важен, особенно в условиях инфляции, порядок, формы и сроки платежей.
  Неценовая конкуренция. Это попытка достичь преимущества за счет качества товара в своей ценовой группе.
  Качество товара (продукции) часто также пытаются рассматривать в отрыве от рынка. В социалистической системе хозяйствования параметры и нормативы качества даже включались в государственные стандарты. Теперь Россия по соглашениям с Всемирной торговой организацией (ВТО) отказалась от обязательности стандартов. Вместо этого введена система сертификации продукции на требования безопасности.
  Таким образом, между этапом производства и этапом реализации появился новый этап - подтверждение соответствия нормативным требованиям безопасности продукции и услуг. Движение товаров на потребительском рынке на всех трех этапах регламентируются разными законодательными актами (рис. 9).
  Сегодня качество продукции рассматривается как степень ее соответствия требуемым покупателем параметрам и свойствам. Но покупатели и то весьма разные. Что хорошо для одного, совершенно не подходит для другого. Часто покупатель "сам не знает, что хочет". Но в любом случае он хочет получить за свои деньги наивысшее возможное качество.
  Качество стоит денег. И деньги, которые вы тратите, чтобы создать единицу товара, делятся на две части.
 * Закон РФ "О стандартизации"
 * Закон РФ "Об обеспечении единства измерений" * Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" * Закон РФ "О защите прав потребителей"
 * Закон РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"
 * Закон РФ по однородным видам продукции
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 9. Движение товаров на потребительском рынке России
  Часть денег, т.е. часть стоимости товара, должна обеспечить соответствие товара требованиям по безопасности. Это тот минимум, без которого товар на реализацию вообще не попадет.
  Вторая часть средств вкладывается в остальные элементы качества: модность (цвет, фасон), упаковку, производительность, ремонтопригодность и т.д. Именно здесь есть широкий простор деятельности. Одинаковый по назначению товар может стоить и 1 рубль, и 10 рублей, и 100 рублей. На каждый из них найдется свой покупатель (рис. 10).
  Соответственно, вы можете выбрать одну из следующих стратегий:
  * ориентация на товар одной определенной ценовой группы;
  * ориентация на выпуск товаров разных ценовых групп путем варьирования не регламентируемых параметров товара.
  Все эти нюансы следует оговаривать в бизнес-плане.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 10. Соотношение цены и качества
 Бизнес-план инновационного проекта
  В сегодняшней российской инвестиционной практике сложилась ситуация, в которой использовавшиеся в прошлом термины и понятия, встраиваясь в рыночную экономику вместе с их носителями, мешают делу.
  Так произошло с традиционным понятием "технико-экономическое обоснование" (ТЭО), которое порой пытаются выдать за "инвестиционный проект" или "бизнес-план". К чему это приводит, становится ясно уже при первых контактах с иностранными, а теперь уже и с отечественными инвесторами.
  Даже для такой привлекательной отрасли, как нефтегазовая, главной преградой, мешающей получению кредитов, является то, что российские предприятия порой понимают ТЭО как набор чертежей - без расчетов оку-паемости, экономической эффективности проектов и т.д.
  По мировой практике инвестиционный проект должен быть подтвержден независимой экспертизой, но предприятия зачастую даже не знают, где найти консультантов. Естественно, что это происходит прежде всего по причине отсутствия опыта работы в новых условиях.
  Отсюда правило: проект должен соответствовать международным нормам.
  Понятия "инвестиционный проект" и "бизнес-план" часто употребляются как синонимы, хотя между ними, особенно с точки зрения проектного анализа, имеются существенные отличия.
  Конечно, во многих случаях все начинается с бизнес-идеи, порождаемой одним или несколькими людьми, но во всех этих случаях от бизнес-идеи до осуществления проекта и стадии его эксплуатации требуется преодолеть множество барьеров. Одним из инструментов такого преодоления является хорошо подготов-ленный бизнес-план.
  Термин "бизнес-план" стал использоваться в нашей практике с начала девяностых годов, когда страна вступила в эпоху перестройки экономики и сама жизнь потребовала изменить подходы к принципам управления предприятиями.
  Предприниматель, озабоченный развитием своей предприни-мательской деятельности, должен ясно представить цели и вытекающие из этого задачи, объективно оценить внешние и внутренние условия, определить ресурсы, необходимые для достижения этих целей, описать все это языком цифр и доказать эффективность данного решения для всех вовлеченных в бизнес участников (начиная с потребителей и тех, кто вложил в него деньги, и заканчивая обществом, которое вправе также ожидать положительного результата - будь то социальный эффект, например - рабочие места, или фискальный - поступления налогов в бюджеты разного уровня).
  В латинском языке слово "documentum" означает как "документ", так и "доказательство" ("свидетельство"). К бизнес-плану применимы оба эти определения: это документ, доказывающий будущий успех проекта, причем доказательство, которому следует верить, считается необходимым, чтобы бизнес-план был подписан ответственными лицами.
  Бизнес-план предназначен для донесения деловой информации до всех заинтересованных лиц и организаций: потенциальных участников и помощников в бизнесе, местной администрации, возможных инвесторов, экспертов и т.д.
  Понимание бизнес-плана как документа связано также с конфиденциальностью всей содержащейся в нем информации, о чем, как правило, свидетельствует соответствующая запись.
  Доказательства эффективности предлагаемых решений вы-текают из комплексности (полнота содержащейся маркетинговой, экономической, технической, правовой, финансовой, автобиогра-фической, исторической и т.д. информации) и системности (изложение по определенной схеме) в соответствии с внутренней логикой описания бизнеса.
  Общепризнанной в мире является методика ЮНИДО ("UNIDO Manual for the preparction of Industrial Feasibility Studies", Vienna, UNIDO, ID/206,1986).
  Однако ее применение на первых порах в России встретило определенные трудности. Дело в том, что методика ЮНИДО хорошо работает только в отсутствие инфляции. В условиях значительной инфляции точность методики весьма мала. В условиях гиперинфляции она совсем неработоспособна.
  Мы надеемся, что ситуация с уровнем инфляции 1992-1994 годов больше не повторится, однако от дефолтов застраховаться нельзя.
  Сказанное привело к тому, что в процессе внедрения цивилизованных принципов ведения дела в России был разработан ряд специфических методик подготовки бизнес-планов. Не претендуя на полноту списка укажем, для примера, некоторые:
  * в 1994 году Комитетом Российской Федерации по маши-ностроению, РИНКЭЦЭ и АО "Информприбор" опубликована "Методика разработки бизнес-плана предприятия";
  * в том же году АО "Московский Комитет по науке и техно-логиям" выпустил для целей получения иностранных инвестиций "Методические рекомендации по составлению бизнес-плана";
  * в 1995 году Москомархитектурой разработаны и распоряже-нием Правительства Москвы рекомендованы к широкому использованию заказчиками (инвесторами) "Рекомендации по составлению бизнес-планов для территорий, отдельных объектов, комплексов нового строительства и реконструкции";
  * в 1996 году Государственный комитет по экономике и прогнозированию Республики Татарстан разработал "Бизнес-план предпринимательского инвестиционного проекта. Методика планирования и обоснования."
  Прежде всего бизнес-план используется при обосновании дол-госрочных инвестиционных решений, связанных с привлечением внешних источников финансирования для осуществления выпуска новой продукции путем создания новых производственных мощ-ностей или увеличения ее производства на основе модернизации производства, его реконструкции, технического перевооружения. В бизнес-плане, во всех таких случаях, речь идет о долгосрочных инвестициях в реальные активы - здания, сооружения, машины, оборудование и т.д.
  Главной целью, стоящей перед разработчиками бизнес-планов, является привлечение инвесторов. Практически каждая финансовая структура (потенциальный инвестор) имеет свои стандарты (форматы) по подготовке документов с целью кредитования заемщиков, однако цель всюду одна - необходимо обеспечить доказательство финансовой эффективности проекта, другими словами, необходимо доказать, что вложенные в проект деньги принесут ожидаемую прибыль.
  Для этого сначала формируется доходная часть проекта (продукция, цены, рынок, продажи), затем расходная (затраты на приобретение оборудования, сырья, материалов, заработную плату). Учитывая возможные варианты организационно-правового обеспечения бизнеса и схемы финансирования проектные аналитики переходят к расчетам эффективности и ее анализу, а далее к анализу рисков.
  Еще одно определение бизнес-плана звучит так: бизнес-план - это документ планового характера, определяющий цели нового бизнеса (или развития уже существующего), задачи управления им, его организации и намечающий пути и способы достижения поставленных целей на основе анализа всех возникающих при этом проблем.
  Бизнес-план следует разрабатывать не только при обосновании нового вида деятельности в области предпринимательства, но также в ряде других случаев, в том числе:
 * при выходе как с новой, так и с уже выпускаемой продукцией на внешние рынки;
 * при привлечении инвесторов;
 * при получении кредитов;
 * при составлении планов финансовой деятельности;
 * при росте объемов производства продукции.
  Бизнес-план должен быть тщательно документирован, так как может детально изучаться будущими инвесторами, кредиторами и т. п., поэтому он должен готовиться теми, кто его будет исполнять. К созданию бизнес-плана следует привлекать в ряде случаев специалистов сторонних организаций - экспертов, консультантов в области права, рекламы, исследования рынка и т.д.
  В зависимости от значимости (масштабов) будущей производственной деятельности наряду с будущими инвесторами и другими заинтересованными лицами бизнес-план может привлечь внимание отдельных лиц и организаций, чье внимание нужно использовать для помощи в становлении нового вида бизнеса.
  Как и всякий перспективный документ, бизнес-план должен периодически пересматриваться в зависимости от ситуации, действующей и возможной конъюнктуры и корректироваться. Этого требуют интересы дела для успешных отношений с инвесторами и другими заинтересованными сторонами.
  Поэтому бизнес-план следует рассматривать не как незыблемый документ, описывающий инвестиционный проект, но как важнейший инструмент управления проектом.
  Требования к бизнес-плану, как инструменту управления бизнесом, предъявляются те же, что и к аналогичному организационно-правовому документу планового характера. К требованиям, которые должны максимально учитываться разработчиками, следует в первую очередь отнести:
 * достоверность (отражение истинного состояния дел на предприятии);
 * своевременность (составление и соответственно исполь-зование по назначению в нужное время);
 * достаточность (наличие минимально необходимого объема информации);
 * понятность и доступность для восприятия.
  Наряду с указанными требованиями материалы бизнес-плана должны также обладать:
 * четкостью и логической последовательностью;
 * убедительностью аргументации;
 * конкретностью и краткостью;
 * обоснованностью всех положений и их привлекательностью.
  Считается, что нельзя составлять бизнес-план большого объема и перегружать его лишней информацией, так как он обычно просматривается и используется многими деловыми людьми.
  Однако объем связан, прежде всего, с самим характером бизнеса. Единственно, что ясно, так это необходимость придерживаться определенной логической структуры построения бизнес-плана.
  Движение от бизнес-идеи через бизнес-план к инвестицион-ному проекту означает необходимость прохождения ряда согласований-этапов, в том числе очень важного - экспертизы.
  Для процесса движения от бизнес-плана к инвестиционному проекту характерно постепенное расширение круга и глубины анализа факторов, оказывающих воздействие на конечные пока-затели его эффективности. Одни из них объективно оказываются вне поля зрения инициаторов проекта - например, региональная эффективность, которая неважна для разработчиков этого уровня, но вопрос о которой встанет при согласовании ряда вопросов с местной администрацией. Влияние других факторов не может быть досконально ими исследовано в связи с отсутствием необходимой информации и/или высокой стоимостью ее получения.
  В связи с этим порой "доведение" проекта до необходимых требований осуществляется потенциальным инвестором, который ясно видит те выгоды, которые сулит ему реализация данного инвестиционного предложения.
  Разработка обоснования инвестиционного проекта весьма трудоемкий и "времяемкий" процесс. Укрупнено бизнес-план состоит из аналитической записки и расчетной части.
  Бизнес-план служит двум целям: во-первых, он доказывает привлекательность проекта для инвестора и представляет собой определенную форму товара; во-вторых, он является документом, необходимым для менеджера проекта. Если бизнес-план - это товар, то многое зависит от его упаковки, т.е. от оформления. Созданию такой "товарности" способствуют используемые для проведения расчетов специализированные программные продукты.
  При разработке бизнес-планов зачастую возникает проблема сбора и организации информации. Существенную помощь на этом этапе может оказать так называемая "Рабочая тетрадь", разработанная Морозовским проектом (представленная как на бумажном носителе, так и в электронном виде).
  В случае инновационного проекта его разработка инициатором (разработчиком) также начинается с процедуры подготовки технико-экономического обоснования проекта (бизнес-плана). Деятельность по разработке бизнес-плана инновационного проекта включает в себя сбор, обработку информации и предварительное изучение жизнеспособности проекта. Эта процедура включает оценку основных целей учредителя проекта, проверку подготовленных учредителем инвестиционных планов, сроков осуществления проекта, предложений по альтернативным путям достижения поставленных целей и является обязательной, так как именно ее результат позволяет решить дальнейшую судьбу проекта до его представления инвестору.
  На предварительной стадии разработки инновационного проекта происходит разработка технических заданий на исследовательские работы, осуществляется подбор потенциальных подрядчиков, обговариваются условия заключения соглашений с потенциально заинтересованными лицами.
  Затраты по выполнению работ, согласованные с потенциаль-ным подрядчиком, а также инвестиционный план и условия привлечения капитала, скоординированные с потенциальными инвесторами, - являются основой для разработки бизнес-плана инновационного проекта. Подготовительная стадия проекта чаще всего проводится его инициатором (полностью или частично): она базируется на разработке НИОКР и подготовке производства. Эти мероприятия, называемые инициативными инвестициями, включают: организацию и создание структуры предприятия для производства инновационного предложения; проведение научно-исследовательских и лабораторных работ; разработку проектной, конструкторской и технологической документации; создание, изготовление и испытание образцов новой продукции; проведение необходимых строительных и монтажных работ и организацию опытного производства; производство и изготовление техноло-гической оснастки; предварительные мероприятия по освоению рынка и разработке каналов сбыта.
  В том случае, когда предприятие-инициатор инновационного проекта уже приступило к производству новой продукции (или даже к ее сбыту), эту производственную стадию проекта также необходимо отразить в инвестиционном плане.
  Первая часть бизнес-плана инновационного проекта представляет собой его технико-экономическое обоснование и включает следующие разделы.
  Общая информация о проекте содержит сведения об основных целях, достоинствах проекта, истории и этапах разработки новшества. Необходимо привести полную характеристику объекта разработки инновационного проекта - внедряемого новшества с указанием проведенных исследований и результатов, а также проиллюстрировать данными об основных параметрах создаваемого вновь промышленного предприятия. Указываются необходимая мощность и сроки осуществления проекта. В основных сведениях о проекте даются подробные характеристики главных акционеров (учредителей), характер деятельности и финансовое состояние предприятия.
  Анализ рынка включает подробное описание потенциальных внешних и внутренних рынков сбыта внедряемой продукции, объемы предполагаемого спроса и предложения. Дается характеристика ожидаемого типа конкуренции, предполагаемой динамики мировых, внутренних оптовых и первоначальных цен, а также прогнозируются наличие и объем налогов, акцизов, дотаций. В этом разделе определяется потенциальная доля рынка, анализируются данные по позициям на рынке разработчика и его партнеров, конкурентов, а также состояние соответствующей отрасли производства или услуг. Кроме того, анализируются взаимосвязи рыночных показателей с соблюдением требований международных и отечественных стандартов качества имеющихся аналогов или субститутов данного новшества. Особое внимание уделяется факторам, влияющим на цену исследуемого инновационного продукта, в том числе возможное применение уровня цен в зависимости от колебаний конъюнктуры, от политической и экономической ситуации, от сезонности и т.п.
  Технологический анализ представляет собой важнейшую часть технико-экономического обоснования. Подробно исследуется применяемая технология и обосновывается выбор конкретных технологических решений. Особое внимание уделяется экологическим характеристикам применяемой технологии и соответствию государственным природоохранным требованиям. Специально проводится анализ затрат на разработку или приобретение технологии через патенты, лицензии, ноу-хау и т.д.
  Исследование внутренних факторов производства включает анализ обеспечения производства зданиями, сооружениями, сырьем, материалами, энергией. Акцентируется внимание на подборе необходимого оборудования для внедрения и производства новой продукции (обоснование всех параметров комплектующих узлов и деталей, монтажа и пусконаладочных операций).
  Технологические этапы осуществления инновационного проекта достаточно разнообразны и требуют для своего осуществления разных работников: изготовление лабораторного образца по привлекаемому персоналу сильно отличается от разработки технологии, а изготовление опытно-промышленного образца - от его испытания, разработка технического проекта - от подготовки конструкторской документации и тем более проектно-сметной документации. Тем более это справедливо применительно к стадиям строительства, монтажа и пусконаладочных работ, выхода на проектную мощность.
  Именно по этой причине важным разделом бизнес-плана инновационного проекта является обоснование потребности в трудовых ресурсах с описанием их количественного и качественного (раздельно рабочих и служащих, в том числе менеджеров проекта) состава.
  Бизнес-план содержит также общие сведения о проекте (например, его длительность, географическое положение пред-приятия, инфраструктура, транспортные вопросы), информацию о нормативных актах и поддержке со стороны государственных и административных органов.
  Вся необходимая информация концентрируется в финансовом обосновании эффективности инновационного проекта. Особое место в таком обосновании занимают план производства новой продукции, планирование и учет издержек. Планирование объемов производства происходит в соответствии с временными периода-ми. При этом масштаб временной сетки плана производства продукции должен соответствовать временной сетке плана продаж.
  Каждый инновационный проект, как указывалось выше, для своей реализации и даже для полноценного существования в качестве проекта требует, по нашему мнению, вполне определенной формы описания, по возможности единообразной для различных инновационных проектов. В этих целях мы предлагаем частично структурированную схему описания инновационных проектов (бизнес-план проекта), основанную на известной форме бизнес-плана предприятия, однако обладающую рядом специфических отличий и дополнений, направленных на более точную оценку риска проекта. Эти отличия существенно зависят от того, к какому типу принадлежит проект.
  Для описания проектов типа А в виде бизнес-проекта наиболее целесообразно использовать формы и методы составления технико-экономических обоснований, рекомендованные ЮНИДО.
  В этом случае бизнес-проект должен состоять из 9 разделов:
  Раздел I. Исходные данные и условия проекта.
  Здесь в вербальном виде описывается основной замысел, цель проведения проекта, очерчивается круг возможных исполнителей проекта и потребителей его предполагаемых результатов (товаров или услуг).
  Раздел II. Технико-экономический анализ рынка.
  Основное назначение этого раздела - дать описание сферы потребления результатов проекта. Во-первых, должна быть выде-лена рыночная зона - совокупность сегментов рынка, в которых будет потребляться продукция. Эти сегменты обязательно должны быть охарактеризованы по следующим признакам: а) географичес-кому, б) социальному, в) отраслевому (если речь идет о продукции производственно-технического назначения), г) функциональному (т.е. в соответствии со способами применения продукции - в виде средств труда, предметов труда, предметов потребления и т.д.). Надлежит оценить как статику, так и динамику сегментов рынка, учитывая возможность их деформации, слияния, уменьшения, сокращения доходов и т.п. Должны быть построены кривые жизненного цикла потребности в каждом из видов товаров и услуг. Тем самым определяется фактор спроса на продукцию проекта.
  Фактор предложения на рынке следует оценивать, опираясь на характеристики существующих в данной отрасли предприятий, их производственные мощности, анализ перспектив их снабжения, динамику их рентабельности, котировки отраслевых акций. Имеет значение общая динамика числа предприятий отрасли (или нескольких отраслей - для полиотраслевых проектов).
  Фактор конкуренции лучше всего оценивать, пользуясь схемой Портера, отражающей "рыночную силу" поставщиков, потреби-телей, конкурентов из данной отрасли, возможных конкурентов из других отраслей и товаров. В итоге раздела дается возможный состав и объемы производства и реализации продукции.
  По нашему мнению, в этот раздел следует включать также описание фрагментов вариантов товарно-рыночной стратегии предприятия, реализующего проект (речь идет о фрагментах, связанных с выполнением проекта). Это объясняется тем, что даже в случае наличия высокого и надежного спроса на продукцию необходимо осуществить продвижение продукции к месту потреб-ления. Здесь формулируются стратегические решения по ценовой, объемной, ассортиментной, диверсификационной политике, обсуждаются методы рыночной экспансии, фокусирования усилий и т.д. Предпочтительно было бы выделить в бизнес-проекте специальный раздел, посвященный изменению товарно-рыночной стратегии предприятия в целом после завершения проекта.
  Раздел III. Материальные факторы производства.
  По существу в данном разделе должен быть дан такой же анализ рыночной зоны, как и в разделе II, но применительно к рынку товаров и услуг, необходимых для реализации проекта. Целесообразно привести здесь не только объемы, структуру, цены и стоимости средств и предметов труда, но и возможные рычаги интеграционной политики для обеспечения устойчивого материально-технического обеспечения.
  Раздел IV. Трудовые ресурсы.
  В данном разделе приводятся требования к структуре, квалификации и размерам трудовых ресурсов (с учетом реализации проекта). Прогнозируются затраты на заработную плату и другие социальные цели. Оценивается локальный рынок труда, уровень жизни и притязаний кадров.
  Раздел V. Географическая (территориальная) локализация проекта.
  Приводятся требования, ограничения и рекомендации по размещению проекта. Он может быть сосредоточен на одном предприятии или распределен по нескольким предприятиям, причем в принципе круг затрагиваемых предприятий для проектов этого типа может меняться. Если данный проект относится к сфере нового капитального строительства, в этом разделе приводится стоимость земельного участка, аренды и т.п.
  Раздел VI. Проектно-конструкторская документация.
  Данный раздел характеризует технологическую сторону проекта как материализованную в необходимом оборудовании, оснастке, инструментах, так и воплощенную в результатах НИОКР, лицензиях, различных видах ноу-хау и т.д. Здесь должна быть обоснована патентная чистота технологии, а также указано место применяемых технологических процессов в структуре "рынка технологий".
  В последние годы в мире вообще и в бизнес-планах, в частности, уделяется особое внимание правам на интеллектуаль-ную собственность. Поэтому о всех объектах интеллектуальной собственности (изобретениях, товарных знаках, знаках обслуживания, полезных моделях и т.д.), используемых в проекте, следует специально оговорить правовую основу их использования в данном проекте. Это может быть и договор о приобретении прав, и договор о переуступке прав, и патент на имя данной компании, и договор франчайзинга, и любые другие формы. Но ни один объект интеллектуальной собственности нельзя оставить без внимания.
  Методика ЮНИДО рекомендует включать в этот же раздел расчет стоимости приобретаемого оборудования и лицензий, СМР, капитальных вложений. По нашему мнению, эти данные более логично было бы включать в раздел "Финансово-экономические оценки проекта".
  Раздел VII. Организация реализации проекта и накладные расходы.
  Указываются возможные и наиболее целесообразные варианты организации проекта, включая производственную, снабженческую, маркетинговую стороны. Приблизительно определяются связанные с проектом накладные расходы.
  Раздел VIII. Планирование сроков реализации проекта.
  Здесь определяются возможные варианты взаиморасположе-ния (эшелонирование) во времени этапов проекта: сроков строительства, монтажа, пусконаладки. Для каждого варианта определяется смета затрат, что позволяет выбирать оптимальный по затратам и результатам вариант.
  Раздел IX. Финансово-экономическая оценка проекта.
  Основной обобщающий раздел бизнес-проекта, содержащий его полный финансовый профиль, т.е. затраты и финансово-эконо-мические результаты по всем статьям реализации и освоения проекта. Кроме того, раздел содержит ряд показателей эффектив-ности, соизмеряющих результаты проекта с затратами, в том числе:
  * кумулятивная чистая текущая стоимость (разность между совокупным доходом от реализации за весь период существования проекта и всех видов расходов за этот период с учетом их разновременности, а также аналогичный показатель за каждый год);
  * рентабельность (отношение прибыли к инвестициям или акционерному капиталу) с учетом и без учета налогообложения;
  * срок окупаемости с учетом дисконта и без него;
  * максимальный денежный отток (максимальное по абсолютной величине из отрицательных по знаку ежегодных кумулятивных значений чистой текущей стоимости).
  Определяются также некоторые характеристики, косвенно описывающие эффективность: внутренний коэффициент эффек-тивности (пороговое значение рентабельности, обеспечивающее равенство нулю кумулятивной чистой текущей стоимости за весь период существования проекта), норма безубыточности (мини-мальный объем продукции, обеспечивающий нулевую прибыль, предполагается, что с ростом объема производства переменные затраты растут, а постоянные - не меняются).
  В этом же разделе следует привести возможные варианты реинвестирования средств, получаемых как дивиденды или возвратные платежи.
  По нашему мнению, количественные показатели финансово-экономической оценки проекта должны быть дополнены рядом качественных характеристик, определяющих также результаты проекта как накопленный опыт (и, соответственно, иное положение предпринимателя на "кривой опыта" после реализации проекта, даже неудачной); проникновение в новую отрасль и преодоление отраслевых барьеров; завязывание связей в деловом мире и в сфере найма трудовых ресурсов и др.
  Дополнительно, как представляется, должен быть раздел о страховых гарантиях риска кредиторов, инвесторов и акционеров, финансирующих проект. Необходимо дать прогнозы котировок акций проекта и ясно указать те этапы проекта, в которых максимален и минимален риск, а также моменты, после которых изъятие капиталов из проекта уже не грозит его провалом.
  Описание проектов типа Б и В должны быть более объемными документами, чем бизнес-планы проекта типа А. Это связано с тем, что эти проекты должны быть "вписаны" в общий ход функциони-рования конкретного предприятия (для проектов типа Б - производителя, для проектов типа В - потребителя продукции).
  Поэтому к перечисленным выше разделам должны быть добавлены следующие (нумерация разделов не связана с прежней):
  Раздел I. Общее описание предприятия (фирмы).
  Здесь приводятся краткие исторические сведения о создании предприятия, динамике его специализации в области технологии и рынка. Важно выделить те направления деятельности, которые предполагается развивать в дальнейшем, дать общее описание зоны хозяйствования и потенциала предприятия. На основании этого раздела инвестор должен понять, соответствует ли проект сложившемуся облику предприятия, не слишком ли велик риск провала проекта именно на данной фирме.
  Раздел II. Технико-экономические показатели предприятия.
  Здесь следует привести не только сами прошлые и ожидаемые значения показателей, но и факторы, влияющие на их уровень, в том числе так называемые "узкие места". Важно оценить технико-экономическую устойчивость предприятия, чтобы понять, сможет ли оно довести до реализации данный проект при неблагоприятном развитии других областей деятельности: сможет ли предприятие осуществлять необходимую доработку продукции после ее освоения и т.д.
  Раздел III. Место данного проекта в структуре производ-ственно-коммерческой деятельности предприятия.
  В разделе должна быть детально охарактеризована доля данного проекта в производстве, материально-техническом снаб-жении, финансовых и иных результатах деятельности предприятия. Необходимо оценить соответствие реализации проекта общей стратегии предприятия, в том числе направлениям его технологического развития.
  Раздел IV. Управление предприятием и реализацией проекта.
  Цель данного раздела - обосновать возможность и целесообразность реализации проекта с точки зрения управления. Как вписывается управление проектом в имеющуюся структуру руководства текущей и перспективной деятельностью фирмы? Обычно именно этот вопрос является "камнем преткновения" при выборе оптимального сочетания "проект - предприятие".
  Кроме перечисленных новых разделов в каждый из разделов, указанных при описании бизнес-проекта типа А, необходимо доба-вить сведения, относящиеся к функционированию предприятия.
  В целом задача составления бизнес-плана состоит в такой подаче материала, которая позволяла бы потенциальному инвестору сделать обоснованный вывод как о перспективности предприятия, на базе которого реализуется проект, так и о целесообразности реализации самого проекта.
  Все сказанное, вероятно, уже убедило вас в том, что составление бизнес-плана процесс сложный и творческий.
  Для того чтобы план получился качественным, во многих случаях приглашают специалиста по бизнес-планированию. А это не всегда хорошо, поскольку в секреты вашего бизнеса посвящается посторонний человек.
  Поэтому наиболее целесообразно использовать современное программно-компьютерное обеспечение. Еще лучше, если это обеспечение позволит создать хороший бизнес-план работнику, не являющемуся специалистом по бизнес-планированию или хотя бы не являющемуся специалистом высокой квалификации в данном вопросе.
  Такое обеспечение есть, чему и будет посвящен следующий раздел.
 Компьютерная поддержка проведения расчетов бизнес-плана
  Принципы методики UNIDO легли в основу разработки специального программного продукта COMFAR (computer model for feasibility analysis and reporting), первая версия которого была создана еще в 1982 году. Данный пакет был переведен на русский язык, но его практическое использование не нашло широкого применения в силу высокой стоимости и неадаптированности к конкретным российским условиям переходной экономики.
  Однако необходимость иметь "товарный" внешний вид бизнес-плана и возможности компьютеризации рутинных операций расчетов привели в начале 90-х годов к появлению на рынке программного обеспечения ряда разнообразных отечественных продуктов.
  Проведение проектных расчетов возможно, как уже указывалось, с помощью форматов электронных таблиц (таких, как например, Lotus123, QPRO, EXСEL). Модель таких расчетов "программируется" аналитиком проекта и должна быть кратко обоснована в бизнес-плане.
  Среди производителей программных пакетов наиболее известны три фирмы: "Альт" (Санкт-Петербург, пакеты Альт-Инвест, Альт-Финансы), "ПроИнвестКонсалтинг" (Москва, пакеты Biz Planner, Project Expert 4, Project Expert 5, Questionnari&Risk, Forecast Expert и др.) и фирма "ИнЭк" (Москва, пакет Инвестор).
  На выходе большинства этих пакетов чаще всего формируются расчетные таблицы о реализующем проект предприятии в виде отчетов о прибылях и убытках, движении денежных средств, прогнозных балансов, таблиц финансовых коэффициентов и критериальных показателей непосредственно проекта. Не проводя анализ структуры, возможностей, преимуществ и недостатков каждой из упомянутых программ, авторы, исследовав предложения вышеперечисленных фирм, рекомендуют остановить свой выбор на работе с продукцией фирмы "ПроИнвестКонсалтинг".
  Характерной особенностью разработок этой фирмы является полная закрытость продукта - пользователь не имеет возможности вмешиваться в алгоритмы расчетов. Это очень удобно: можно не предъявлять высоких требований к квалификации пользователя, нужно только уметь правильно формировать исходную информа-цию, т.е. загружать данные, и программа выдаст необходимый результат.
  Кроме того, и это проверено уже на практике работы с Project Expert, одно из преимуществ "закрытости" заключается в возмож-ности сравнения различных проектов между собой при принятии инвестиционного решения. Существует мнение о некоторой "недружественности" Project Expert по отношению к пользователю. По мнению авторов, это только первоначальное впечатление и оно полностью снимается наличием большого числа пособий, разработанных создателями Project Expert, в которых подробно и доходчиво описана внутрисистемная методологоя расчетов.
  Отличительной особенностью системы Project Expert, кроме закрытости, является представление результатов вычислений в виде готовых разделов бизнес-плана. Программа содержит блок оценки риска (анализ чувствительности) - таблицу, содержащую возможные факторы риска. Оценка каждого фактора осу-ществляется пользователем на основе субъективного опыта, а программа в результате выдает интегральную оценку рискованности осуществления проекта. Это позволяет еще на этапе планирования заложить в инвестиционный проект механизмы, обеспечивающие снижение факторов риска: предусмотреть дополнительное финансирование, создать запас материалов или, наоборот, распродать излишние запасы.
  Структурно Project Expert имеет несколько уровней.
  Первый - разработка стратегического плана развития предприятия, в том числе специальные процедуры описания действующего предприятия (стартовый баланс), развязанные планы сбыта и производства, мощный генератор отчета. Это важно для проектов типа Б и В.
  Второй уровень Project Expert позволяет не только осуществ-лять финансовое планирование предприятия или проекта, но и контролировать выполнение планов. Это достигается с помощью процедуры ввода актуальных данных и соответствующего инструментария для контроля рассогласований. Предусмотрена также возможность агрегации (объединения) в рамках одного предприятия нескольких проектов в один на уровне единого отчета о движении денежных средств и дисконтированных критериев эффективности.
  Итак, лицу, принимающему инвестиционное решение, предоставляется на современном рынке программных продуктов широкий спектр специальных инструментов, которые позволяют не только автоматизировать рутинные расчеты, но и разработать бизнес-план проекта, отвечающий всем сегодняшним требованиям, в том числе содержащий раздел анализа проектных рисков. Уже указывалась важность представления бизнес-плана проекта в современном содержательном и внешнем исполнении, включающем и аналитическую и расчетную части. Таким образом, еще раз подчеркивается тот факт, что разработка бизнес-плана инвестиционного проекта представляет собой человеко-машинный процесс создания товара.
 Экспертиза инновационно-инвестиционных проектов
  Ни один крупный инвестор не будет рассматривать бизнес-план, не прошедший соответствующую независимую экспертизу.
  На экспертизе специализируется значительное количество как чисто российских, так и совместных, или даже чисто западных компаний. Отделение компании Ernst & Young в России в 1994 году даже выпустило специальное пособие для российских предпринимателей по составлению бизнес-планов.
  Экспертиза инновационного проекта, как уже указывалось, включает ряд этапов:
  Техническая экспертиза призвана проанализировать местопо-ложение предприятия и вспомогательных производств, масштаб и сроки осуществления проекта, выбор технологического процесса, осуществление инжиниринговых мероприятий, график реализации проекта и схему предприятия, оценку затрат, соответствие стандартов и норм, вопросы снабжения, технической инфраструк-туры и эксплуатации оборудования.
  Маркетинговый анализ оценивает коммерческие аспекты проекта, включающие закупочную деятельность и непосред-ственно маркетинг.
  Институциональная экспертиза проекта посвящена анализу и оценке деятельности агентства, ответственного за осуществление и эксплуатацию проекта, а также проблемам технической помощи и обучения.
  Социальные аспекты освещают вопросы социокультуры и демографии, приемлемости проекта для местной культуры, его социальной организации и стратегии.
  Экологические проблемы проекта находят свое отражение в соответствующем разделе его экспертизы. При этом может быть проведена как полная, так и ограниченная оценка воздействия проекта на окружающую среду .
  Финансовые аспекты экспертизы связаны с изучением проекта на микроуровне. Анализируется рентабельность проекта, финансо-вые последствия для его участников, степень финансовой автоно-мии агентств, осуществляющих проект и стандарты финансовой деятельности (более подробно эти аспекты изложены далее).
  Экономические вопросы экспертизы проекта анализируют проект на макроуровне и оценивают справедливость привлечения и использования проектом национальных ресурсов в условиях их ограниченности и конкуренции.
  Анализ рисков позволяет на основе экспертизы проекта качественно описать и количественно оценить его возможные риски и, кроме того, наметить пути их снижения.
  При проведении экспертизы инновационного проекта необходимо в первую очередь провести его тщательную оценку. Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких как территориальная расположенность предприятия, уровень компетентности персонала по основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т. п. Все эти факторы оказывают влияние на результативность инновационного проекта, но оценить их количественно очень трудно, а в некоторых случаях и невозможно. Поэтому их целесообразно учитывать на стадии отбора проектов. Так как на каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, оказывающие влияние на эффективность инновационных проектов, то универсальной системы оценки проектов нет. Вместе с тем можно выделить ряд факторов, которые имеют отношение к большинству инновационных предприятий. На основе этих факторов выделяют определенные критерии при проведении экспертизы инновационных проектов, которые включают в себя:
 * цели, стратегия, политика и ценности предприятия;
 * маркетинг;
 * научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
 * финансы;
 * производство;
 * анализ рисков.
  В чем же состоят критерии и условия экспертизы инновационного проекта?
  Цели, стратегия, политика предприятия. Основной результат анализа инновационного проекта состоит в оценке непротиворечия целей и задач инновационного проекта целям и направлениям стратегий развития предприятия.
  Маркетинг. Маркетинговые исследования рынка, связанные с данным инновационным проектом, призваны подтвердить потреб-ность рынка, выявить конкретных потенциальных потребителей. Если же конечный результат инновационного проекта - продукто-вая или технологическая инновация, то цель маркетингового исследования - спрогнозировать спрос на этот новый продукт или продукт улучшенного качества, учитывая, что в начальный период предложения его на рынке благодаря патентной или иной временной монополии данного предприятия на новый продукт, спрос на него будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Необходимо подчеркнуть, что проведение маркетин-гового исследования по инновационному проекту, предлагающему принципиально новый продукт или услугу, является очень сложным процессом, так как в некоторых случаях вследствие "новизны" такой продукции инновационного проекта потенциаль-ные потребители еще не полностью осознали свою потребность в ней, что может привести маркетинговое исследование в такой ситуации с большой долей вероятности к ошибочному или даже отрицательному результату.
  Непосредственно технологические инновации, предполагаю-щие повышение производительности продукта или ориентирован-ные на резкое снижение себестоимости его производства, позволяющие снижать оптовые и розничные цены и вытеснять конкурентов, требуют проведения комплексных маркетинговых исследований по оценке резервов емкости рынка предлагаемого инновационным проектом продукта или услуги.
  Объем продаж - результирующий показатель успеха проекта, поэтому целью маркетингового исследования инновационного проекта является не только оценка спроса, но и прогноз объема продаж данного товара или услуги. Для расчета возможного объема продаж необходимо оценить общий размер рынка, долю рынка, срок выпуска новой продукции, вероятность коммерческого успеха.
  При оценке инновационного проекта важным является выявление действительных, а также потенциально возможных конкурентов. При этом надо сравнивать с аналогами конкурентов не только продукт как результат инновационного проекта, но и ожидаемые последствия от действий на рынке конкурентов.
  НИОКР - начальная стадия инновационного проекта. Необходимо оценить вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности предприятия. Инновационный проект может быть как изолированной разработкой, так и родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшую специализацию предприятия. Отсюда вытекает целесообразность выявления и учета возможных перспектив производства семейства продуктов и применения соответствующей технологии для дальнейших разра-боток продукта, учитывая смежные сферы его приложения. Инно-вационный проект, обладающий долгосрочными перспективами, имеет для предприятия большую привлекательность. Оценивая инновационный проект с точки зрения достижения научно-технических критериев, следует учитывать не только вероятность технического успеха, но и влияние этого проекта на его бюджет.
  Очень важным при оценке эффективности инновационного проекта является анализ соблюдения прав на интеллектуальную собственность. Необходимо выявить всех патентодержателей, чьи идеи реализуются в данном проекте, а также выяснить, не поданы ли конкурирующие заявки в Патентное ведомство. Стоимость приобретения лицензий (особенно - исключительных) в последнее время стремительно растет, потому оформление ваших прав на использование объектов интеллектуальной собственности может вылиться в весьма значительную сумму.
  Анализ взаимовлияния инновационного проекта и окружающей среды также очень важный элемент экспертизы. В ряде случаев научно-технический проект может повлечь негативные экологические последствия, такие проекты могут быть запрещены законодательным путем к дальнейшей реализации, или на предприятие могут быть наложены большие штрафы, что вызовет непредвиденные убытки и поставит под сомнение эффективность инновационного проекта.
  Финансы. При оценке инновационного проекта большое значение имеет правильная оценка эффективности (прибыльности) проекта. Проект должен рассматриваться не изолированно, а в совокупности с уже разрабатываемыми и реализуемыми инновационными проектами (портфелем), которые также требуют финансирования. Проекты, требующие значительных капитальных ресурсов, могут быть отвергнуты в пользу менее эффективных, но связанных с меньшими капитальными затратами, поскольку финансовые ресурсы необходимы для других инновационных проектов предприятия. Не всегда целесообразно концентрировать все финансовые ресурсы предприятия на разработке только одного проекта. Это следует делать лишь в двух случаях: когда иннова-ционному проекту гарантирован стопроцентный технический и коммерческий успех, что вообще говоря маловероятно, либо в случае, когда компания создана специально для реализации отдельно взятого проекта. В других случаях выгоднее дивесифицировать ресурсы, тогда неудача при разработке одного из проектов может быть компенсирована успехом от реализации других инновационных проектов из портфеля предприятия.
  В процессе финансовой экспертизы следует количественно оценить все затраты, связанные с разработкой инновационного проекта. Основные затраты, предпринимаемые до того момента, когда продукт или технологический процесс начнет давать отдачу, включают затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на создание опытного образца, капиталь-ных вложений в производственные мощности и первоначальных стартовых затрат, причем величина этих затрат зависит от направленности инновационного проекта. Одновременно необхо-димо выбрать возможный способ (способы) финансирования проекта, необходимость и вероятность привлечения внешних инвестиций для реализации проекта.
  Одной из важных проблем, стоящих перед любым предприя-тием, является правильное планирование денежной наличности, так как иногда рентабельный инновационный проект может оказаться несостоятельным в результате нехватки запланирован-ных финансовых средств в конкретные сроки. Поэтому необхо-димо сопоставить во времени прогноз денежных поступлений с прогнозом необходимых финансовых затрат.
  Производство. Стадия производства, являясь завершающей стадией реализации инновационного проекта, требует тщательной экспертизы. Исследуется комплекс вопросов, связанных с обеспе-чением производственными помещениями, оборудованием, его расположением, персоналом. Детально анализируется производ-ственный процесс с точки зрения организации системы выпуска проектируемой продукции, осуществления контроля за соблюде-нием технологических процессов, обеспечения оборудованием, достижения требуемого качества нового продукта и т.д. В тех случаях, когда предприятие не может выполнить самостоятельно некоторые работы по инновационному проекту, необходимо выявить потенциальных субподрядчиков и получить примерную стоимостную оценку этих работ.
  К моменту завершения стадии НИОКР и внедрения иннова-ционного проекта в производство, требуется, в первую очередь, оценить потребность производства в специализированном оборудовании и высококвалифицированных кадрах для перехода к выпуску больших объемов продуктов или услуг. Если на предшествующей стадии уже были выявлены те характеристики нового продукта, достижение которых, вероятнее всего, приведет к дополнительным производственным затратам, то, оценив эти трудности и затраты, можно обеспечить плановый переход инновационного проекта от стадии НИОКР к стадии производства.
  На стадии реализации инновационного проекта необходимо еще раз уточнить издержки производства нового продукта, вызванные многими факторами: цены на необходимые для производства материалы, сырье, энергию и комплектующие, применяемой технологией, уровнями оплаты труда работников, капитальных вложений и объемами выпуска. Определяющее значение для успеха реализации инновационного проекта имеет взаимозависимость между технологией производства, издержками, объемом продаж и ценой на реализуемый новый товар или услугу.
  Анализ рисков. Построенные по любому инвестиционному проекту потоки денежных средств относятся к будущим периодам и носят прогнозный характер. Поэтому единственное, в чем можно быть уверенным, так это в том, что прогноз окажется неверным. Поэтому наиболее важной частью анализа становится учет последствий такой ошибки, основным инструментом которого является анализ рисков, проводимый в ходе экспертизы инновационного проекта.
  В современной отечественной практике инвестиционного проектирования сравнительно недавно появилось такое понятие, как анализ проектных рисков, но, учитывая накопленный ранее весь международный опыт и основательную российскую теорети-ческую базу, анализ рисков очень быстро стал обязательным разделом любого бизнес-плана инвестиционного проекта.
  В этом исследовании, завершающем экспертизу, используется почти весь массив информации по проекту (как входной, так и расчетной), сформированный на предшествующих этапах. Конечно, при проведении всей целостной проектной экспертизы необходимо использование только комплексной и достоверной информации. Но именно на этапе анализа рисков проходит проверка этой достоверности и оцениваются возможные негативные последствия ошибок. Кроме того, анализ рисков является своеобразным "переходным мостом" от экспертизы проекта к управлению его реализацией.
  Методам оценки рисков будет посвящена следующая глава, а пока следует изучить вопрос управления реализацией инновационных проектов.
 Управление реализацией инновационных проектов
  В России в новых экономических условиях перехода к рыночным отношениям существуют особенности управления инвестиционными проектами, связанные со спадом производства, неустойчивостью функционирования экономики, определенной политической нестабильностью, спадом инвестиционной актив-ности, устойчиво высокой инфляцией, недостаточной развитостью кредитно-финансовой и банковской систем, сдерживающей оборот инвестиций и капиталов, отсутствием надежной системы обеспечения гарантий и льгот для инвесторов, в том числе иностранных и т.д.
  Тем не менее, условия использования современной методоло-гии управления инвестиционными (в том числе инновационными) проектами постепенно формируются.
  До завершения этого процесса достаточно далеко, так как современные методы еще не стали средством эффективной реализации реформ на федеральном и региональном уровнях, а также на уровне среднего (основного) звена управления.
  Формирование инвестиционных компаний и консалтинговых фирм в области экономической, управленческой, информационной поддержки проектов, создание новых рыночных структур, работающих с проектами (инвестиционные и венчурные фонды, финансовые компании, коммерческие банки и др.), - есть основное условие реализации программных методов.
  Одной из характерных особенностей управленческого процесса в настоящее время является возрастание сложности управления проектами в связи с увеличением числа участников. Очевидно, что между участниками проекта есть объективные противоречия. Консенсусные решения, как правило, менее эффективны, чем радикальные. Чрезвычайно трудно найти лезвие бритвы, по которому следует идти, чтобы достичь максимальной эффективности проекта.
  Другой особенностью является то, что современная инвестиционная политика направлена на получение максимальной прибыли в минимальные сроки. Отсюда сложности с реализацией инновационных проектов, имеющих значительную длительность.
  Опыт развитых стран свидетельствует о том, что система управления проектами как метод решения крупных научных, производственных и социальных проблем позволяет экономить до 20 % стоимости проекта.
  Особо следует сказать об администраторах проекта.
  Принятая на Западе практика управления проектами состоит в том, что помимо руководителя проекта есть еще администратор проекта.
  Институт администраторов проекта способствует освобож-дению руководителей проектов от рутинного административного бремени (но не от ответственности).
  Статистика свидетельствует, что плановая и отчетно-учетная службы, находящиеся в ведении администратора проекта, дают возможность руководителю проекта дополнительно уделять от 20 до 50 % его времени непосредственной деятельности по управлению проектом.
  Обязанности администратора проекта многогранны и важны, а качество его работы связано с удовлетворенностью руководителя проекта иметь возможность контролировать проекты и принимать по ним обоснованные решения, используя информацию администратора. В случае с инновационным бизнесом такую координирующую роль администратора может взять на себя технопарк или инкубатор инновационных технологий.
  Успех реализации инновационного проекта во многом зависит от его организационной структуры, включающей, во-первых, орга-низационные формы и, во-вторых, организационные структуры управления проектом.
  Под организационной структурой управления проектом понимают совокупность взаимосвязанных органов управления, расположенных на различных ступенях системы, а организацион-ная форма - это организация взаимодействия и взаимоотношений между всеми участниками инвестиционного процесса.
  При решении проблемных задач, переориентирующих цели организации или изменяющих пути их достижения, наиболее эффективной организационной формой является проектное управ-ление. Эта форма в наибольшей степени реализует требования системного подхода к управлению. Суть проектного управления состоит в том, что вся совокупность работ, обеспечивающих решение определенной проблемы или достижение конечной цели, рассматривается не с позиций установившейся иерархии управления компанией, а с позиций достижения именно конкретной цели или решения конкретной проблемы.
  Эта идея реализуется двумя способами. Либо для управления данным инновационным проектом и программой создается специальный комплексный орган (отдел, сектор, департамент), наделенный всеми необходимыми полномочиями. Либо такой орган может быть виртуальным - в должностные инструкции сотрудников разных подразделений включаются задачи по реализации конкретного проекта.
  Понятно, что в малой фирме трудно специализировать работника на конкретном проекте. Однако и ситуацию, когда один и тот же работник одновременно занимается разными проектами, допускать не следует.
  Продолжительность жизни такой организационной формы определяется временем достижения поставленных перед фирмой цели и задач.
  Еще раз обращаем ваше внимание на то, что в компании кроме обычных организационных уровней и структур управления появляются новые организационные структуры (реальные или виртуальные), построенные по принципу проектного управления. Появляется задача распределения функций между этими двумя типами структур, т.е. требуется решение вопроса о том, какую часть управления центр переведет на проектный уровень, и выполнение каких функций остается на организационном уровне.
  Кроме того, важной составляющей процесса реализации инновационного проекта является снижение риска или использование компенсирующих мероприятий, так как избежать его в инновационном предпринимательстве невозможно, поскольку инновации и риск - две взаимосвязанные категории.
  Наконец, необходимо еще раз подчеркнуть роль бизнес-плана инновационного проекта как действенного динамичного инструмента контроля управления проектом на всех стадиях его жизненного цикла.
 
 ГЛАВА III
 
 Риски инновационного предпринимательства
 и обеспечение его безопасности
 
 Что такое риск?
 
  На бытовом уровне каждый из нас хорошо понимает, что такое риск.
  Мы рискуем, садясь в самолет, рискуем, покупая продукты питания у малоизвестной компании, рискуем обнаружить свою квартиру залитой соседями сверху, рискуем не обнаружить утром оставленную вечером у подъезда машину и т.д. Существует достаточно развитая система, позволяющая нам более или менее спокойно жить в условиях бытовых рисков. Эта система базируется на статистических данных, показывающих, с какой частотой происходит то или иное событие. Эти данные помогают нам принять осознанное решение, например оставлять машину у подъезда или поставить в гараж, лететь самолетом или поехать поездом. Система включает соответствующие правила, например, дорожного движения, позволяющие снизить риск и структуры, следящие за выполнением этих правил. Наконец, в эту систему входят теперь уже многочисленные компании, которые с удовольствием возьмут ваши деньги в обмен на страховой полис, т.е. разделят ваши риски и даже, возможно, выплатят вам компенсацию при наступлении страхового случая. Хотя это тоже связано с рисками.
  Любое предпринимательство, особенно инновационное, не-отъемлемо связано с рисками, можно сказать, что риски являются имманентным свойством предпринимательства. Горькая истина состоит в том, что при принятии решений практически невозможно получить точные и полные знания о среде развития компании или реализации инновационных проектов, всех действующих или потенциально могущих проявиться факторах как в момент принятия решения, так и в период реализации этих решений. Все это суть выражения неопределенности как объективной формы существования окружающего мира. Независимо от наших усилий может оказаться, что результат реализации выбранного проекта не соответствует поставленной цели.
  Под риском инновационной деятельности будем понимать возможность такого результата осуществления выбранного инновационного проекта, при котором поставленная цель не достигается.
  Отметим четыре важных момента в этом определении:
  1) риск рассматривается по отношению к цели, на достижение которой направлен инновационный проект;
  2) риск представляется как возможность не достичь выбранной цели;
  3) риск как возможность не достижения цели является следствием объективно существующей неопределенности;
  4) риск является следствием неверных управленческих решений, не учитывающих эту неопределенность в ходе выполнения проекта.
  Риск инновационной деятельности никогда не бывает равным нулю и существует объективно, независимо от того, осознают это или нет лица, принимающие принципиальные решения о реализации данного инновационного проекта или локальные решения в ходе его выполнения.
  Для предпринимателя, решающего для себя принимать или нет некий инновационный проект или уже решившего воплотить его в жизнь, игнорирование риска может проявиться в ряде нежелатель-ных хозяйственных результатов. Например, образование сверхнор-мативных запасов нереализованной продукции, уменьшение размеров прибыли по сравнению с ожидаемым, снижение эффективности инвестиций по сравнению с планируемым уровнем, неэффективные затраты материальных, трудовых или финансовых ресурсов, экономические потери типа упущенной выгоды (связанные с запаздыванием при осуществлении выбранного варианта решения), утрата материального имущества и т.п.
  Масштабы возможных отрицательных последствий решений, реализуемых без учета риска, могут оказаться весьма болезнен-ными. Очевидно, что для успешности целенаправленной хозяйст-венной деятельности необходимо сознательное рациональное отношение к проблеме риска. Необходимо принимать во внимание наличие риска и учитывать риск как при принятии принципиального решения о воплощении проекта, так и при формировании стратегии и тактики его реализации.
  Итак, под риском понимается потенциальная, численно измеримая возможность потерь при осуществлении проекта.
  Однако риск проекта не ограничивается опасностью для успешного осуществления самого проекта. Понятием риска харак-теризуется неопределенность будущности компании, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий.
  В настоящее время наиболее адекватным инструментом учета риска является концепция приемлемого риска. Современная кон-цепция приемлемого риска трактует понятие риска как характе-ристику целенаправленной деятельности. Главной особенностью целенаправленной деятельности является то, что она осуществ-ляется в соответствии с заранее сформулированным замыслом. Концепция приемлемого риска применительно к анализу иннова-ционной деятельности должна исходить из признания того факта, что риск не реализовать намеченный план всегда существует, ибо всегда остаются неустранимые полностью потенциальные причины, которые могут привести к нежелательному развитию событий и, в результате, к отклонению от выбранной цели.
  Концепция приемлемого риска включает в себя два компонента: "оценку риска" и "управление риском". Оценка риска - это выявление и анализ источников происхождения риска, его генезис и определение масштабов риска в конкретной ситуации. Управление риском - это анализ ситуации, выработка и реализация рекомендаций или мероприятий, направленных на снижение риска до приемлемого (оптимального) уровня.
  Оценка риска инновационной деятельности строится на научном, техническом, технологическом, маркетинговом и социологическом изучении объекта как источника риска (рискового потенциала источника), анализе внешних и внутренних факторов риска, определении показателей оценки уровня риска, а также в установлении механизмов или моделей взаимосвязи показателей и факторов риска. Управление риском опирается на технико-технологический и экономический анализ, экономико-математические методы, нормативные регламенты, изучение рынка и другие исследования.
  Объектом оценки и управления риском является иннова-ционный проект.
  Бизнес-план проекта содержит ряд утверждений относительно будущего развития внешней, по отношению к данному проекту среды, рекомендаций по взаимодействию субъектов-участников проекта, по образу действий каждого субъекта (руководства и коллектива предприятия), прогнозных высказываний о реакциях потребителей продукции, поставщиков сырья, конкурентов и т.п. на мероприятия, осуществляемые в рамках реализации проекта.
  Интегрально же инновационный проект нацелен на изменение соответствующего экономического потенциала предприятий.
  Следовательно, показатель уровня риска должен характери-зовать возможное отклонение от запланированного данным проектом приращения потенциала предприятия и тот ущерб, который с этим отклонением связан.
  Инновационная деятельность как объект оценки риска обладает рядом особенностей, которые во многом обусловлены значительной отдаленностью результатов реализации запланиро-ванных инновационных проектов. Это обстоятельство существенно осложняет анализ последствий принятых инновационных решений и вынуждает искать индикаторы в области более близких плановых горизонтов.
  Удаленность результатов делает крайне трудной количествен-ную их оценку. Поэтому при анализе инновационной деятельности к количественным оценкам риска следует относиться весьма осторожно, скорее как к качественным индикаторам. Центр тяжести усилий при исследовании риска решений в области инновационной деятельности разумнее перенести от построения сложных моделей к поиску, подробному описанию факторов риска и разработке компенсирующих мероприятий по каждому из них.
  Известно, что работы по анализу риска и построению необходимых моделей являются весьма трудоемкими и дорогостоящими, что вынуждает иногда ограничивать объем этих работ качественным уровнем - выявлением источников риска и перечислением потенциальных способов снижения риска. Однако даже в таком прагматически ограниченном виде изучение риска приносит несомненный эффект. Люди, принимающие решения, получают объективную информацию о наличии подстерегающих их на пути реализации стратегических планов проблем, трудностей и опасностей, а также более ясное представление об имеющихся возможностях уменьшения риска.
  Для обеспечения безопасности инновационной деятельности концепция приемлемого риска используется в процессе принятия решения:
  * при упорядочивании и выборе предпочтительного для данной компании инновационного проекта;
  * после принятия решения о выборе наилучшего (в некотором смысле) инновационного проекта полученные интегральные оценки риска используются в качестве исходной информации для разработки мероприятий по уменьшению риска в ходе реализации проекта.
  Важно, чтобы окончательные стратегические решения в рамках инновационной активности предприятия принимались на таком уровне его управления, на котором стоящие перед предприятием глобальные цели, связанные с улучшением финансового положения и ростом масштабов хозяйственной деятельности, не заслонялись промежуточными целями отдельных подразделений.
  Следует подчеркнуть, что при планировании мероприятий по уменьшению риска в процессе воплощения уже принятого инновационного проекта содержание работ по обеспечению экономической безопасности инновационной деятельности сохранится, но эти работы должны быть повторены на всех ответственных стадиях реализации инновационного проекта, например в узлах сетевого графика внедрения проекта.
  О рисках инвестора мы будем говорить несколько ниже, здесь же важно подчеркнуть следующее.
  По сути картина, с точки зрения инвестора, та же самая. Инвестора можно рассматривать как своеобразное предприятие, исходными ресурсами которого являются средства, возвращаемые при реализации инвестиционных проектов или операций с ценными бумагами, а выходные потоки образуются из инвестируемых средств. Инвестором также может быть и само производственное предприятие, осуществляющее процесс расширенного воспроизводства.
  Риски инвестора в первую очередь связаны с опасностью невозвращения инвестируемых средств и отстранения от заведомо выгодных инвестиционных проектов. Обычно считается, что риск второго рода не играет существенной роли, хотя следует иметь в виду, что по мере накопления и концентрации финансовых ресурсов инвестиционная конкуренция также будет нарастать. Уже сейчас тендеры на освоение месторождений, строительство крупных транспортных магистралей и иных сооружений являются предметом острого соперничества.
  Инвестор не должен избегать риска. Цель инвестиционной стратегии - распределить по возможности равномерно риск во времени и в пространстве, обеспечить оптимальное соотношение между эффективностью инвестирования отдельных инвестицион-ных проектов и стабильностью потока возвращаемых средств. Для компенсации и предотвращения ситуаций, в которых возникает опасность неблагоприятных для инвестора исходов, применимы те же методы, которые приведены выше при описании видов инновационного риска в деятельности предприятий.
 Факторы риска инновационного предпринимательства
  Первым по появлению в ходе инновационной деятельности фактором риска будет ошибочная трактовка предприятием-инвестором собственных целей, которые затем будут консультантом или разработчиком проекта заложены в основу разработки инновационного проекта.
  Далее, поскольку решение о принятии или отклонении инвестиционного проекта основывается на оценке потенциала предприятия, то следующим фактором риска будут возможные ошибки в оценке этого потенциала. Происхождение этого фактора риска может быть обусловлено неточностью исходных данных о техническом и технологическом потенциале предприятия, отсутствием достоверной информации о назревающем техноло-гическом скачке, грубостью или неадекватностью выбранного метода социологического обследования и т.п.
  Например, относительно технологического потенциала может быть высказано утверждение о начальной фазе жизненного цикла той или иной технологии, реализованной на предприятии, в то время как на самом деле в недалеком будущем произойдет смена технологии, информация о которой не была известна аналитикам риска.
  Другой важный фактор риска инновационной деятельности обусловлен возможной потерей или искажением информации при переходе к тактическим планам реализации инновационного проекта. Нетрудно представить себе, что при разработке конкретных тактических решений цели проекта стратегического уровня могут оказаться смещенными под воздействием как случайно-субъективных причин, так и преднамеренно.
  Неустойчивый характер экономики России не позволяет построить адекватные математические модели взаимосвязи показателей и факторов риска в сжатые сроки. Поэтому для получения практически полезных результатов анализа риска целесообразно ограничиться построением простых качественных моделей, делая основной упор на как можно более полное выявление факторов риска и их идентификацию.
  После этой небольшой прелюдии остановимся подробнее на общей характеристике факторов риска.
  Их можно разделить на внешние и внутренние факторы риска.
  К внешним относятся факторы риска, не связанные с деятель-ностью предприятия, на котором предполагается реализация инновационного проекта: политические, экономические и др. В современных условиях России именно внешние факторы играют существенную роль в общей картине риска.
  Среди внешних факторов риска выделим политические факторы, наиболее характерные для современной ситуации на пространстве бывшего СССР:
  * нестабильность политической власти, возможность массо-вых беспорядков, негативное отношение к дезинтеграционным процессам и т.п.;
  * опасность свертывания экономических и политических реформ;
  * конфликты между бывшими республиками - ныне суверенными государствами, в частности:

<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу