<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  территориально-пограничные споры;
  противоречия в разграничении экономических прав, компетенций и ответственности по бывшей союзной собственности, выплате внешнего долга;
  ликвидации взаимной задолженности предприятий различных республик и пр.;
  военные проблемы (контроль над ядерным оружием и ракетными войсками стратегического назначения, формирование собственных ВС, их техническое оснащение, разработки в интересах оборонного комплекса и т.п.).
  Заметную группу составляют внешние факторы риска неполитического характера, такие как:
  * нестабильность правил хозяйствования, постоянное (и непредсказуемое) изменение размера налогов, пошлин, кредитных ставок и т.п.;
  * колебания конкурентоспособного уровня цен на продукцию в сегментах рынка анализируемого инновационного проекта;
  * непредвиденное падение цен на традиционную продукцию предприятия, например, обусловленное вторжением замещающего импортируемого продукта.
  Существенную роль для современной инновационной деятель-ности играют факторы риска, обусловленные региональными условиями:
  * политические, связанные с противодействием в регионе малой приватизации;
  * экологические, связанные с уровнем загрязнения в городах и степенью радиоактивного заражения территорий;
  * социальные: наличие беженцев, существенное в регионах различие уровней безработицы и реальных доходов населения;
  * экономические: масштаб превышения произведенного на-ционального дохода над использованием, уровень самообеспе-чения территории основными продуктами питания, наличие трудовых ресурсов, экономико-географическое положение, освоен-ность и заселенность территории;
  * нерыночный тип поведения населения региона.
  Внимательный читатель уже обратил внимание на то, что мы не выделяем отдельно криминальные риски, столь характерные для многих отраслей промышленности в России в настоящее время. Только инновационные предприятия, открывшие "золотые жилы", могут многое рассказать о криминальных рисках в России.
  В целом же инновационное предпринимательство имеет некоторую имманентную защиту от этих рисков, поскольку:
  * в России оно больше ориентировано на корпоративный рынок, чем потребительский. В любом случае оно, как правило, не имеет большого количества наличных денег, что в первую очередь привлекает криминальные структуры;
  * инновационное предпринимательство, как правило, слиш-ком сложное для криминальных структур. Они привыкли иметь дело с более простыми видами бизнеса;
  * инновационное предпринимательство в условиях России, к сожалению, не столь доходное, как многие другие, более простые виды бизнеса.
  Внутренние факторы риска возникают в ходе деятельности каждого из участников проекта. Они подразделяются на факторы риска основной и вспомогательной деятельности участников. Первые образуют наиболее заметную и представительную группу - это производственные факторы риска нарушения персоналом технологической дисциплины, неплановые остановки оборудова-ния, аварии, нарушения поставок сырья и комплектующих, экономические преступления.
  К факторам риска вспомогательной деятельности относят перебои энергоснабжения, непредвиденное удлинение по сравне-нию с плановыми сроков ремонта оборудования, аварии вентиля-ционных устройств и систем канализации, нарушение смежниками своих договорных обязательств и т.п.
  Из сказанного понятно, что инновационный бизнес всегда и везде относится к категории риска, но в России к традиционным рискам, присущим инновационному предпринимательству, добав-ляется ряд других.
 Инвестор и инвестируемый: "искрение" на стыке
  Мы уже обращали внимание читателя на некоторые особенности взаимоотношений инвестора и инвестируемого в России. Разговор о рисках вообще был бы не полон, если бы мы не обратили внимание читателя на некоторые специфические риски, проистекающие именно из этих особенностей взаимоотношений.
  Анализ инновационного бизнеса в России именно с точки зрения рисков для инвестора позволяет найти пути их снижения до уровня, при котором вложение денег в российские высокие технологии становится хотя бы немножко более осмысленным и менее рискованным, чем "русская рулетка".
  Итак, инвестор, обративший свое внимание на российские высокие технологии, должен учитывать традиционные особенности инновационного бизнеса помноженные на российскую действительность.
  В итоге получаем следующие виды основных рисков:
  Риск оригинальности. Он заключается в том, что инвести-рование в "прорывные технологии" является весьма рискованным с точки зрения гарантии получения необходимого результата, т.е. действительно новой интересной технологии или продукта. Особенно рискованными являются инвестиции в фундаментальную науку, именно поэтому они относятся, как правило, к трансфертной компетенции государства. Вместе с тем наиболее интересны именно инвестиции в оригинальные технологии, но только тогда, когда существует возможность их практического применения и когда рынок готов принять продукцию, связанную с использо-ванием высоких технологий.
  Для тех, кто готов идти на такой уровень рисков, перспектив-ным представляется путь не от научной, а от "рыночной" идеи, реализация которой гарантированно будет иметь успех на рынке.
  Поясним на примере. В супермаркетах всего мира есть один общий недостаток - многочисленные очереди в кассу, которые в значительной мере снижают главное преимущество супермаркетов: возможность быстро купить все, что нужно. Если бы кто-нибудь придумал "черный ящик", в который помещается тележка с покупками, и через минуту пробивается стоимость всех товаров, то проводить маркетинговые исследования перспективности такой инновации не пришлось бы. Эффективность очевидна. Расчеты показали, что принципиальным в этом изобретении была бы не стоимость самого ящика, а цена расходных материалов - этикеток, наклеиваемых на товар для идентификации. Попытки сделать такое устройство пока не получаются, так как цена этикеток оказывается сопоставимой со стоимостью товаров. Значит, нужны более фундаментальные исследования. Зато какие перспективы...
  Риск информационной неадекватности. В России есть достаточно много технологий, которые были разработаны давно, но интерес к ним появился только сегодня. Разработчики, часто вполне искренне, говорят об этих технологиях как о реально существующих, и даже демонстрируют образцы, полученные 5-10-15 лет назад. Однако зачастую оказывается, что оборудование, на котором были сделаны образцы, за прошедшие годы пришло в негодность, часть коллектива разработчиков уволилась, и технология, увы, уже не воспроизводима.
  Разработчик в области микроэлектроники в течение года успешно продавал по заказу (!) иностранных компаний свои изделия, последнее из которых было сделано в начале восьмидесятых годов. Время, которое разработчик брал у компании, якобы для производства изделия нужной конфигурации, было нужно ему для поиска образцов у коллег, друзей и знакомых, которым он в свое время раздал огромное количество образцов в качестве сувениров. Ситуация выяснилась буквально накануне подписания договора о продаже технологии. К сожалению, оказалось, что технология не воспроизводима, так как люди ушли, а полного описания технологического процесса нет.
  Часто разработчики для того, чтобы больше заинтересовать инвестора, пытаются выдать прототип за опытную партию, идею за лабораторный образец и т.д., не понимая, что до того, как инвестор даст хотя бы рубль (доллар, юань, марку ...), он обязательно проверит, что же есть на самом деле. И если он увидит, что с самого начала отношения складываются информационно неадек-ватно, вряд ли он будет вникать в суть технологии. Если же инвес-тор видит, что реальное состояние соответствует тому, о чем вы ему говорили, разговор перейдет на то, где вы наиболее сильны - к сути предлагаемой технологии.
  Риск технологической неадекватности. Существует принци-пиальная разница между технологией как продуктом интеллек-туальной деятельности и технологией как объектом инвестиро-вания. Технология становится инвестиционно привлекательной не тогда, когда она есть, и даже не тогда, когда она может быть воплощена промышленно (что не всегда возможно обеспечить), а тогда, когда она будет востребована рынком.
  Когда разработчик с гордостью сообщает, что его уникальная технология не имеет аналогов, возникает естественный вопрос, а может быть эта технология вообще не нужна, если в этом направлении никто в мире не работал.
  Одному из авторов пришлось рассматривать проект установки по переработке отходов макулатуры на корм скоту. Разработчики уверяли, что нигде в мире подобной установки нет. Это утверждение скорее всего соответ-ствовало действительности, кому же еще кроме русских вообще придет в голову идея кормить коров макулатурой. Вопрос о том, купит ли психически нормальный западный фермер такую установку разработчиком не рассматри-вался. То, что ее не купит российский фермер следовало из ее стоимости - цены шестисотого "Мерседеса".
  Всестороннее сопоставление предлагаемой технологии с мировым научно-техническим уровнем в этой области позволяет определить не только степень оригинальности и эффективности предлагаемого решения, но и вероятность ее технологической реализации. Хорошее знание разработчиком аналогов прежде всего ясный сигнал для инвестора, что разработчик четко понимает место своей технологии на рынке. Именно это дает инвестору реальное представление о перспективности технологии.
  Рынок может оказаться неготовым к восприятию технологии не только в прагматическом технологическом смысле, но и в пси-хологическом. Хорошо известны классические примеры с застеж-кой "молния" и шариковой ручкой, которые были изобретены намного раньше, чем они завоевали мир. Менее известно, что, например, все основные изобретения в электричестве были сделаны на десятилетия раньше, чем в окнах домов зажглись электрические лампочки.
  Для потребителей это действительно не принципиально. Для разработчиков же это означает, что придумывают и изобретают одни люди, а зарабатывают на этих изобретениях впоследствии, когда эти изобретения оказываются востребованными обществом, совсем другие люди.
  Риск юридической неадекватности. Сочетание недостаточ-ной правовой защищенности интеллектуальной собственности с неопределенностью прав на разработки, особенно на созданные при советской власти, и элементарной правовой безграмотностью зачастую приводит к случаям, когда авторы технологии или отказываются раскрыть какие-то особенности своего продукта, тем самым препятствуя возможности инвестирования в него, или не соблюдают своих обязательств, особенно в части эксклюзивности и конфиденциальности.
  Неопределенность с правами на интеллектуальную собствен-ность проистекает из Патентного закона, который определил права автора (изобретателя) и работодателя, но не государства, которое при советской власти финансировало все разработки, а сейчас их львиную долю. Поэтому когда речь идет о разработке, выполнен-ной за государственный счет, права разработчика сомнительны. Важно понимать, что технология не есть простая совокупность изо-бретений. Даже в случае, если автором получены патенты на свое имя, это еще не подтверждает его права на технологию в целом.
  Компания (малое предприятие при крупном инсти-туте) продала в Китай технологию, заключив соглашение о разделе будущей прибыли. После того, как предприятие в Китае было запущено и начался реальный выпуск продук-ции, китайские партнеры попросили уточнить, за счет каких средств была разработана технология. Оказалось - за счет бюджетных средств. В итоге соглашение о разделе прибыли было опротестовано и расторгнуто. Теперь предприятие работает и приносит прибыль, но отнюдь не российской компании.
  Достаточно распространенным является подписание автором соглашений об эксклюзивности одновременно с несколькими компаниями в расчете на то, что тем самым он повышает для себя вероятность успеха, а победит тот, кто придет, т.е. подпишет контракт первым. При этом автор не понимает (так как не имеет ни соответствующих знаний, ни собственного опыта), с какими неприятностями он может столкнуться.
  Из высказываний разработчиков в ходе переговоров с инвесторами:
  "Рекламные материалы по нашей технологии являются секретными".
  "Номер моего патента на технологию относится к коммерческой тайне".
  Достаточно часто возникают взаимные непонимания при изменении уровня отношений между российским и зарубежным партнерами.
  Например, вы работали с иностранной компанией, и ваши отношения строились на определенных устных договоренностях, аккуратно соблюдаемых обеими сторонами. На определенном этапе развития вы с партнером решили оформить ваши отношения письменно. После того, как договор подписан, иностранная компания будет руководствоваться только им, и ваши ссылки на предыдущие устные договоренности, не внесенные в текст договора, будут встречаться с непониманием. Не потому, что вас хотят обмануть, а потому, что это не принято. Поэтому не стесняйтесь вносить в договор все, что вы считаете необходимым. И если по поводу какого-либо пункта, который будет вами предложен, вы скажете, что это нужно для минимизации ваших рисков, такая позиция найдет понимание и вносимый вами пункт станет предметом конструктивного обсуждения.
  К сожалению, помня старые времена, у нас многие ищут некий универсальный "типовой" договор, который оградит от всех неприятностей. В мире же принято к договору относиться в изначальном смысле этого слова: стороны договорились. И о чем договорились, то и написали.
  Нужно адекватно понимать также роль юриста при состав-лении договора. Юрист не может за вас придумать содержание договора, т.е. то, о чем вы хотите договориться с вашим партнером. Юрист только может облечь ваши договоренности в адекватную форму, предусмотреть и предупредить вас о возможных рисках, следующих из текста договора, и предложить варианты их минимизации.
  Риск финансовой неадекватности. Состоит в несоответствии содержания инвестиционного проекта и финансовых средств, необходимых для его реализации. Основные причины возникновения финансовой неадекватности следующие.
  Первая состоит в том, что авторы технологии не умеют считать деньги, переоценивая собственный вклад и недооценивая другие расходы. Распространенной является точка зрения: "Я разработал лучшую в мире технологию, а вы только дали деньги". При этом автор плохо понимает, что в себестоимости готового изделия на рынке технологическая часть составляет в лучшем случае единицы процентов.
  Кроме того, разработчики часто переоценивают желание ин-вестора вложить средства именно в их технологию. У инвесторов наверняка есть альтернативные предложения по вложению средств. Поэтому инвесторы всегда определяют для себя требо-вания по уровню рисков и доходности, но лишь изредка сферу инвестирования.
  Наконец, очень важно понять психологически разный уровень рисков инвестора и разработчика, вкладывающего в дело выстраданное дитя - технологию. Первый в случае неудачи теряет деньги, второй же - только собственное время и иллюзии, оставаясь со своей технологией.
  Перечисленные причины являются общими для разработчиков во всем мире, поскольку отражают общие закономерности человеческого характера творческих личностей.
  Другая группа рисков отражает уже российскую специфику и состоит в умышленной тактике "затягивания" инвестора, которая предполагает сознательное занижение или исключение ряда статей расходов в расчете на то, что проект станет более привлекательным, и инвестор начнет вкладывать деньги. После того, как инвестор втянулся в проект, ему постепенно показывают истинные размеры бедствия, предполагая, что отступать бедолаге уже некуда. В то же время, известно достаточно много случаев, когда иностранный инвестор как только понимает, что разработчику было заранее известно о предстоящих расходах, которые сегодня выдаются как непредвиденные, тут же отказывается иметь дело вообще с данным проектом, независимо от степени его выгодности. Потому что нечестный бизнес слишком дорогое (в прямом смысле этого слова) удовольствие.
  Другой проблемой является разная скорость принятия решений на Западе и России. Мы говорим: "Русский мужик медленно запрягает, но быстро ездит". На практике все как раз наоборот. Директор российского предприятия, в принципе поняв суть предложения и удостоверившись в надежности партнера, предлагает тут же подписать контракт и начать работу. При этом его не очень беспокоит, что недостаточно организованный процесс будет неизбежно растянут во времени. И ему очень трудно понять, что процесс принятия решения в западной, особенно крупной, компании включает много этапов внутренних согласований, и подписать контракт можно не раньше, чем через 6 месяцев (оптимальный случай), а деньги на финансирование программы запланированы только во второй половине следующего года. Отчасти излишняя торопливость русского директора объясняется тем, что во второй половине следующего года не только российского директора, но и предприятия может не оказаться на прежнем месте.
  Риск неуправляемости проектом. Как известно, одинаково значимыми составляющими, необходимыми для успешной реализации инвестиционного проекта, является оригинальность и проработанность самого проекта, квалификация и сплоченность команды, которая будет проект реализовывать. В России, да и не только эти составляющие находятся в определенном противоречии друг с другом, поскольку профессиональные качества, необходи-мые для разработки оригинальной технологии и промышленного ее внедрения, очень разные. Сбалансированное же сочетание специалистов разной квалификации в одной команде встречается достаточно редко. Научный лидер, который вел свою команду к разработке уникальной технологии, вполне может оказаться несостоятельным как лидер в бизнесе, где от него потребуется способность решать совершенно другие проблемы. Достаточно часто заниматься техническими (тем более - финансовыми) вопросами научному лидеру становится неинтересно, он по-прежнему основное внимание уделяет научным исследованиям. Все остальное получается как-нибудь и заканчивается ничем.
  Очень важным является также личная мотивация разработ-чиков в реализации проекта. Коммерческий успех на рынке, создание высокорентабельной компании во многом коррелируют с целями инвестора. А стремление любой ценой увидеть свою идею реализованной "в железе", доказать собственную уникальность могут при определенных условиях вступить в противоречие с интересами инвестора.
  Риск неуправляемости проектом встречается не только в молодых компаниях.
  Иностранная компания заинтересовалась инновацион-ной разработкой российского предприятия. Разработка была доведена до опытного образца и хорошо встраива-лась в технологическую цепочку компании, позволяя улучшить потребительские свойства конечного изделия. Прежде чем сделать большой заказ на регулярные поставки, компания решила заказать опытную партию продукции. Директор попросил предоплату, ссылаясь на отсутствие оборотных средств. Компания перевела 300 тысяч долларов на счет предприятия и через 4 месяца пришла за продукцией. Директор заявил, что не смог выполнить заказ из-за отсутствия денег. На вопрос, а где же перечисленная предоплата, директор ответил, что деньги со счета были сняты за долги по налогам и электроэнергии. Компания, безусловно, не стала больше иметь дело с этим предприятием. Директор в свою очередь обиделся на менеджеров компании за то, что те подумали, что он украл эти деньги. В то же время, если бы директор вместе с представителями компании с самого начала продумал, какие комплектующие необходимы для выполнения заказа, компания могла бы оплатить счета непосредственно поставщиков комплектующих, и заказ был бы выполнен. Более того, могла бы начаться долговременная программа сотрудничества российского предприятия с одной из ведущих зарубежных компаний.
  Риск неуправляемости бизнесом. Состоит в возможной разности конечных целей инвестора и руководства предприятия, реализующего проект. Инвестор хочет, как правило, или завтра, но много, или не очень много, но каждый день, т.е. преследует стратегические цели. У руководства предприятия, к сожалению, дыхание бывает значительно короче, оно хочет хоть что-нибудь, но сегодня. И инвестору бывают необходимы достаточно серьезные усилия для проведения своей стратегии на предприятии. А с учетом российского законодательства, тем более российской практики, когда фактическим хозяином предприятия является его директор, а не владелец, эти трудности редко становятся преодолимыми.
  Крупное предприятие закупало важную комплектую-щую деталь на небольшом заводе в глубине страны. Раз в месяц прилетал самолет. Его загружали подготовленными изделиями, расплачивались с директором, и самолет уле-тал. Так продолжалось несколько лет. Однажды самолет прилетел, а грузить было нечего. Оказалось, что директор решил для увеличения прибыли перестать платить рабочим зарплату. А в восторге от своего "гениального" решения еще и запил. На этом для завода и для его директора все закончилось навсегда. Но и предприятие-заказчик имело достаточно серьезные неприятности, так как закупаемая комплектующая была встроена в его технологическую цепочку. И время, потраченное на поиск замены поставщика этой достаточно уникальной комплектующей, привело к нарушению обязательств по ряду контрактов на поставку конечного изделия.
  Это произошло из-за того, что предприятие не уделяло должного внимания мониторингу состояния своего поставщика. А ведь достаточно было во время каждого прилета пройтись по заводу, поговорить с людьми, понять общую атмосферу на заводе.
 Методы оценки рисков
  В этом разделе мы не ставим себе цели сделать из инновационного предпринимателя крупного знатока проблемы рисков. Но для того, чтобы разговаривать с соответствующим специалистом, предприниматель должен хотя бы в общих чертах представлять, какие есть методы анализа рисков и зачем этот анализ вообще нужен.
  Анализ рисков позволяет на основе экспертизы проекта качественно описать и количественно оценить его возможные риски и, кроме того, наметить пути их снижения.
  В стабильной экономике для оценки факторов риска исполь-зуются обычно фиксированные виды зависимостей при статисти-чески оцениваемых параметрах. Для нестационарной экономики факторные характеристики риска сами являются объектом выбора и статистической оценки. В этом случае концепция измерения риска не может базироваться на классических вероятностных принципах, использующих возможности неограниченного повторе-ния одних и тех же событий в одних и тех же или сходных условиях. В связи с этим изменяется сам инструментарий изме-рения (шкалы, показатели, алгоритмы), сужается область примене-ния линейных показателей типа математического ожидания, расширяется область использования субъективных оценок.
  В качестве исходных данных для построения факторных оценок риска локальных инноваций используются:
 * сведения об инновациях, произведенных к настоящему времени у конкурентов или планируемых к внедрению;
 * последствия для фирм-конкурентов, вызванные произведен-ными инновациями;
 * стоимостные оценки "имитации" на данном предприятии произведенных у конкурентов инноваций;
 * прогнозы локальных и системных последствий внедрения инноваций на данном предприятии;
 * оценки финансового и производственно-хозяйственного состояния предприятия, внедряющего инновацию;
 * характеристики комплексной социально-экономической и технологической стратегии предприятия-инноватора;
 * субъективные особенности предпринимателя (руководите-ля)-инноватора, его личное имущественное состояние, склонность к краткосрочному и долгосрочному риску, степень диверсификации форм и направлений его деятельности и др.
  Подчеркнем еще одно важное обстоятельство: анализ рисков проекта базируется на осуществленном расчете всех его показателей и критериев, так называемом базисном варианте (на основе фактической и прогнозной информации), доказавшем эффективность проекта.
  Методы анализа, применяемые для оценки рисков проекта, можно условно разделить на качественные и количественные.
  Важная специфическая особенность качественного анализа инвестиционных рисков состоит в его количественном результате: процесс проведения качественного анализа проектных рисков должен включать не только чисто описательный, идентифика-ционный или "инвентаризационный" аспект определения тех или иных конкретных видов рисков данного проекта, выявление возможных причин их возникновения, анализ предполагаемых последствий их реализации и предложений по минимизации, нейтрализации или компенсации выявленных рисков, но и стоимостную оценку как последствий, так и всех "антирисковых" мероприятий.
  Первым шагом в проведении качественного анализа проектных рисков является четкое определение (выявление, идентификация, описание - "инвентаризация") всех возможных рисков проекта. Эта процедура основывается на использовании существующих клас-сификаций рисков. В число проектных рисков обычно включаются такие, как: технические риски, риски участников проекта, политические, юридические, финансовые, маркетинговые, экологи-ческие, военные, строительно-эксплуатационные риски, риски обстоятельств непреодолимой силы и др.
  Наиболее часто встречающимися методами количественного анализа рисков проекта, являются анализ чувствительности (уязвимости), анализ сценариев и имитационное моделирование рисков по методу Монте-Карло.
  Проведение количественного анализа проектных рисков, как и качественного анализа, опирается на базисный вариант расчета проекта. Но если в ходе качественного анализа были определены проверяемые на риск факторы (переменные) проекта, то задача количественного анализа состоит в численном измерении влияния изменений рискованных факторов проекта, проверяемых на риск, на поведение критериев эффективности проекта.
  В ходе анализа чувствительности (уязвимости) происходит последовательно-единичное изменение каждой переменной: только одна из переменных меняет свое значение на прогнозное число процентов, и на этой основе пересчитывается новая величина используемого критерия. Простейшим способом, позволяющим проводить грубую оценку риска проекта по методу чувствительности, является анализ точки безубыточности (breakeven point analуsis), широко используемый в международной практике. Под анализом безубыточности понимается исследование взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли при изменении этих показателей в процессе производства.
  В качестве другого способа анализа чувствительности проекта можно использовать задачу математического программирования, сформулированную, например, следующим образом. Определить объемы производства продукции, максимизирующие чистый дис-контированный доход данного проекта, учитывая ограниченность используемых ресурсов. На основании теории двойственности можно построить задачу, двойственную к данной, а полученные при ее решении так называемые двойственные переменные (объективно обусловленные оценки, теневые цены, скрытые цены) позволяют определить альтернативную стоимость используемых в проекте дефицитных ресурсов и судить о возможных границах изменений целевой функции прямой задачи.
  Вторым методом анализа, применяемым при количественной оценке риска проекта, является анализ сценариев (Scenario analysis). Он представляет собой развитие методики анализа чувствитель-ности проекта в том смысле, что одновременному непротиво-речивому (реалистическому) изменению подвергается вся группа переменных проекта, проверяемых на риск.
  Таким образом определяется воздействие одновременного изменения всех основных переменных проекта, характеризующих его денежные потоки. Важным преимуществом метода является тот факт, что отклонения параметров рассчитываются с учетом их взаимозависимостей (корреляции).
  Рассчитываются пессимистический вариант (сценарий) воз-можного изменения переменных, оптимистический и наиболее вероятный вариант. В соответствии с этими расчетами опреде-ляются новые значения критериев чистого дисконтированного дохода (NPV), внутренней нормой доходности (IRR), индекса прибыльности (PI). Эти показатели сравниваются с базисными значениями и формулируются необходимые рекомендации. В основе рекомендаций лежит определенное "правило": даже в оптимистическом варианте нет возможности оставить проект для дальнейшего рассмотрения, если рассчитанное по варианту значение NPV проекта отрицательно, и наоборот: пессимисти-ческий сценарий в случае получения положительного значения NPV позволяет эксперту судить о приемлемости данного проекта, несмотря на наихудшие ожидания.
  Анализ чувствительности и сценарный анализ являются последовательными шагами в количественном анализе рисков, при этом последний позволяет избавиться от некоторых недостатков метода анализа чувствительности. Однако метод сценариев наибо-лее эффективно можно применять, когда количество возможных значений NPV конечно. Вместе с тем, как правило, при проведении анализа рисков инвестиционного проекта эксперт сталкивается с неограниченным количеством различных вариантов развития событий. Поэтому на практике используется метод оценки инди-видуального риска проекта, помогающий разрешить эту проблему (имитационное моделирование), в основе которого лежит вероятностная оценка возникновения различных обстоятельств.
  Одним из наглядных приемов анализа рисков, основанных на вероятностной оценке конкретного события, является так назы-ваемое дерево решений. Кроме того, этот метод используется в процессе принятия управленческих решений в ходе реализации данного проекта.
  Как правило, производимые во время реализации проекта затраты требуют осуществления финансовых вложений не едино-временно, а в течение определенного, достаточно длительного промежутка времени. Такое положение вещей дает менеджеру возможность проводить переоценку своих вложений и оперативно реагировать на изменение конъюнктуры реализации проекта. Риск по проектам, при реализации которых инвестирование средств происходит в течение длительного периода времени, также часто оценивается с помощью дерева решений. При этом менеджеры могут значительно сократить риск реализации проекта, если структура дерева принятия решений будет иметь больше, чем одну точку принятия решений. И даже если реализация проекта началась, отказ от проекта и прекращение производства могут значительно сократить риск.
  В реальном мире бизнеса фирмы часто прибегают к таким решениям. Издержки отказа от реализации проекта значительно сокращаются, если компания имеет альтернативу для использо-вания активов проекта. Наконец, отметим, что финансирование инновационных проектов - это динамичный процесс. В каждой узловой точке дерева решений условия реализации проекта могут измениться, что приводит к изменению NPV.
  Основное преимущество метода экспертных оценок состоит в возможности использования опыта экспертов в процессе анализа проекта и учета влияния разнообразных качественных факторов. Формальная процедура экспертной оценки чаще всего сводится к следующему. Руководство проекта (фирмы) разрабатывает перечень критериев оценки в виде экспертных (опросных) листов, содержащих вопросы. (Разумеется будет лучше, если такие опрос-ные листы составит не сам предприниматель, а специалист по оценке рисков.) Для каждого критерия назначаются (реже - исчис-ляются) соответствующие весовые коэффициенты, которые не сообщаются экспертам. Затем по каждому критерию составляются варианты ответов, весовые доли которых также не известны экспертам. Эксперты должны обладать полной информацией об оцениваемом проекте и, проводя экспертизу, анализировать поставленные вопросы и отмечать выбранный вариант ответа. Далее заполненные экспертные листы обрабатываются соответ-ствующим образом, на основании известных статистических (компьютерных) пакетов обработки информации, и выдается результат или результаты проведенной экспертизы.
  Субъективная вероятность является предположением относительно некоторого результата, которое основывается на суждении оценивающего, на его личном опыте. Можно условно считать данный подход частным случаем метода экспертных оценок. Преимуществом метода субъективных вероятностей яв-ляется возможность их применения для неповторяющихся событий и в условиях отсутствия достаточного количества статистических данных в отличие от объективных вероятностей, что и определяет их сферу применения в анализе проектных рисков.
  Следующий подход базируется на определении периода (срока) окупаемости инвестиций или сроке возврата (возмещения) первоначальных инвестиционных расходов и трактуется как период, требуемый для возмещения первоначального капитала за счет накопленных чистых потоков реальных денег, генерирован-ных проектом. Недостатком данного подхода является выделение из всего потока затрат только объема первоначальных инвестиций, т.е. начальной фазы периода реализации проекта. Классическое определение срока окупаемости проекта, ориентирующееся на всю совокупность затрат, связанных с конкретным проектом, свободно от указанного недостатка. В этом случае, во-первых, речь идет только о сроке окупаемости инвестиций и, во-вторых, инвести-ционное решение принимается не только на основании этого критерия, а в совокупности с другими - чистым дисконтированным доходом, внутренней нормой доходности, индексом прибыльности. Поэтому эксперты-аналитики инвестиционного проекта, понимая ограниченность этого подхода, тем не менее используют его на практике. Лицам, принимающим решение о вложении денежных средств в инвестиционный проект, необходима ориентировочная информация о сроке окупаемости инвестиций, что поможет оценить риск проекта.
  Сущность метода аналогий состоит в анализе всех имею-щихся данных, касающихся осуществления фирмой аналогичных проектов в прошлом с целью расчета вероятностей возникновения потерь.
  Наибольшее применение метод аналогий находит при оценке риска часто повторяющихся проектов, например в строительстве. Если строительная фирма предполагает реализовать проект, аналогичный уже завершенным проектам, то для расчета уровня риска предпринимаемого проекта можно построить так назы-ваемую кривую риска на основании имеющегося статистического материала. С этой целью устанавливаются области риска, ограниченные нижней и верхней границами общих потерь.
  Метод ставки процента с поправкой на риск позволяет, увеличивая безрисковую ставку процента на величину надбавки за риск (рисковая премия), учесть факторы риска при расчете эффективности проекта. В случае инновационных проектов надбавка за риск может составлять 10 - 20 %.
  Для количественной оценки риска нескольких проектов (или нескольких вариантов одного проекта) можно воспользоваться числовыми значениями показателей дисперсии и среднеквадра-тичного (стандартного) отклонения. В тех случаях, когда проекты имеют несколько возможных исходов, дисперсия характеризует степень рассеянности случайной величины (например, чистого дисконтированного дохода) вокруг своего среднего значения (математического ожидания).
  Метод критических значений базируется на нахождении тех значений переменных (факторов) или параметров проекта, прове-ряемых на риск, которые приводят расчетную величину соответст-вующего критерия эффективности проекта к критическому пределу.
  Имитационное моделирование по методу Монте-Карло (Monte-Carlo Simulation) позволяет построить математическую модель для проекта с неопределенными значениями параметров и, зная вероятностные распределения параметров проекта, а также связь между изменениями параметров (корреляцию), получить распределение доходности проекта.
  Применение метода имитации Монте-Карло требует исполь-зования специальных компьютерных математических пакетов.
  Анализ проектных рисков является неотъемлемой частью комплексной экспертизы проекта и служит мощным инструментом для принятия верного инвестиционного решения.
  Кроме перечисленных подходов практически используются следующие:
  * построение сложных распределений вероятностей (деревья решений);
  * анализ чувствительности (включая методы математи-ческого программирования, анализ точки безубыточности и др.);
  * анализ сценариев.
  К сожалению, в настоящее время ряд бизнес-планов инвестиционных проектов, содержащих раздел анализа рисков, сужает проблему до анализа только финансовых рисков или подменяет анализом банковских рисков, что не отражает весь спектр проектных рисков.
  В любом случае, при оценке рисков нужно помнить, что оценка является не окончательной целью, но только средством, исходной информацией для принятия управленческих решений. Поэтому важно, чтобы оценка риска содержала не только и не столько описание риска проекта, но и возможности, механизм контроля и управления риском в процессе реализации проекта.
 Основные способы обеспечения безопасности инновационного предпринимательства. Управление рисками
  Итак, анализ рисков проведен.
  Теперь рассмотрим возможные мероприятия по компенсации риска и обеспечению оптимальной инновационной безопасности.
  Многообразие способов обеспечения экономической безопас-ности инновационной деятельности можно объединить в несколько групп:
  1) уклонение от риска;
  2) локализация риска;
  3) диссипация риска;
  4) компенсация риска.
  Уклонение от риска в предельном случае есть полный отказ от проектов или решений хоть немного рискованных.
  Главным способом уклонения от риска можно считать переда-чу риска страховой компании (или компаниям, если страхуются различные фазы и этапы инвестиционной деятельности). Разу-меется, за уменьшение риска надо платить, следовательно, возни-кает проблема определения границы эффективных затрат (расходов) на предотвращение риска, выход на которую приведет к снижению эффективности проекта.
  На практике уклонение от риска чаще реализуется в форме предпочтения в пользу менее рискованных или почти безрисковых проектов. При этом, однако, следует иметь в виду, что "серьезных начинаний без риска не бывает". Практика показывает: чем значительнее возможный результат, тем с большим риском связано решение о его принятии. В этом смысле собственно реализацию проекта можно интерпретировать как совокупность регулярных процедур уменьшения начального риска инновационного проекта.
  В частности, целесообразно отказаться от услуг зарекомендо-вавших себя не вполне надежных поставщиков или от заказчиков, не соблюдающих сроки платежей, в пользу более надежных, хотя и не удовлетворяющих по каким-то иным параметрам. Анализ исполнительности поставщиков и потребителей следует проводить постоянно, так же как и поиск новых контрагентов.
  Локализацию риска или его последствий можно осуществить, например, путем выделения или создания самостоятельного, так называемого венчурного предприятия для реализации принятого инновационного проекта. То есть путем сосредоточения деятельности, связанной с повышенным риском в пределах небольшого дочернего хозяйствующего субъекта. Этот способ уже давно апробирован в мировой практике крупных фирм при освоении новых видов продукции или организации нового вида услуг, когда перспективы успеха не поддаются детальному анализу, а риск вовлечения большой компании в финансовые трудности достаточно велик.
  Распределение (диссипацию) риска можно применять как во времени, так и в "пространстве".
  Распределение риска по времени можно использовать, если проект позволяет выделять последовательные и достаточно четко разграничиваемые этапы. В этих случаях для каждого из вычленен-ных этапов предусматривают свои меры компенсации риска, что может оказаться менее дорогостоящим. Известны несколько способов диссипации риска в "пространстве" производства и потребления:
  * диверсификация деятельности, т.е. работа одновременно на нескольких товарных рынках, когда неудача на одном из них может быть компенсирована успехами на других;
  * распределение риска между смежниками - участниками инновационного процесса посредством заключения многосторон-него договора или заключения множества двухсторонних догово-ров, фиксирующих ответственность участников в случае неудачи;
  * дробление рынка сбыта, т.е. увеличение количества потре-бителей продукции и распределение поставок между ними так, чтобы отказ нескольких от покупок не сорвал производственную программу в целом;
  * дробление рынка поставщиков с той же целью.
  Компенсация риска - наиболее сложный и тонкий инструмент обеспечения безопасности инновационной деятельности. Воз-можные пути его реализации основаны на создании системы материальных и/или информационных резервов и составлении соответствующих планов их развертывания.
  Наиболее эффективным способом борьбы с риском этой группы следует признать метод "поиска гаранта". Как метод обретения или обеспечения надежности инновационной деятель-ности этот метод применим и мелкими, и крупными предприя-тиями. Так, небольшому предприятию в целях реализации инновационного замысла может оказаться полезной более или менее тесная форма интеграции (объединения) со значительно более мощным партнером. Конкретная форма интеграции может определиться на основе принципа равной взаимной полезности путем структуризации и конкретного анализа хозяйственной ситуации, разработки, оценки и сопоставления вариантов.
  Создание материальных резервов на предприятии - это по существу страховка, сосредоточенная внутри самого предприятия: страховые запасы сырья, комплектующих, свободные мощности и денежные средства, контакты и связи, установленные как бы впрок, и т.п. В настоящее время ситуация меняется в том смысле, что обнаруживается явное предпочтение финансовым резервам. Для предприятия актуальной становится выработка финансовой политики, управление своими активами и пассивами, достижение их оптимальной структуры, обеспечение достаточной ликвидности вложенных средств.
  Создание информационных резервов может быть реализовано, например, путем регулярного проведения прогнозирования и мониторинга социально-экономической обстановки и нормативно-правовой среды. Суть этих мероприятий заключается в прогнозе поведения возможных партнеров по реализации инновационного проекта, оценке возможных изменений в секторах и сегментах рынка, на которых предприятие будет выступать продавцом или покупателем, предвидении возможной реакции конкурентов и, наконец, в региональном и общеэкономическом прогнозировании.
  Все эти прогнозы немыслимы без отслеживания текущей информации о соответствующих процессах. Кроме того, эти данные имеют и самостоятельное значение для принятия решений в ходе реализации инновационного проекта. Другими словами, необходима организация максимально возможного мониторинга экономической и нормативно-правовой среды, ее "информати-зация" - обязательный компонент деятельности предприятия, решившего воплощать инновационный проект. В этом плане возможны многие средства: установление непосредственных контактов с источниками новых данных, приобретение актуализируемых компьютерных систем справочной информации, подключение к сетям коммерческой информации, проведение собственных прогнозно-аналитических исследований, покупка соответствующих услуг консультационных фирм или отдельных консультантов. При этом, разумеется, возникает задача соразмерения затрат на приобретение знаний и данных с целями и финансовыми возможностями организации.
  Другим вариантом создания информационных резервов может служить способ самосовершенствования, который реализуется путем структуризации, совершенствования и использования резервов внутренней среды предприятия, на котором намечается осуществление инновационного проекта. В этом случае возможен широкий спектр мероприятий: от обучения и тренинга персонала в соответствии с его склонностями к риску, инновациям, рациональности до выработки специфической корпоративной культуры, реализации программы социального развития предприятия.
  Руководители предприятия при этом должны уяснить собственный психологический тип и, если он не соответствует требованиям рыночной среды, постараться изменить его. Все это можно охарактеризовать как высвобождение внутренних ресурсов руководящего и всего остального персонала. Для решения этой задачи имеются опробованные методики и подходы, а также фирмы, специализирующиеся на услугах такого рода.
  Универсальным способом в этом смысле оказывается подход, известный под названием "Стратегическое планирование иннова-ционной активности", являющийся частным случаем "Разработки стратегии предприятия". Стратегия предприятия - это упорядочен-ная во времени система приоритетных направлений и форм использования его ресурсного потенциала, синтезирующая различные частные стратегии: товарно-рыночную, инвестиционно-финансовую, интеграционную, технологическую, инновационную. Она является единственно надежным основанием для принятия решения о том, какие приемы обеспечения безопасности лучше всего подходят данному предприятию в сфере его инновационной деятельности, т.е. какие мероприятия по компенсации риска наиболее целесообразно включать в деятельность предприятия. Одновременно разработка стратегии позволяет частично снять субъективную неопределенность, поскольку в ходе формирования стратегии руководящий персонал определяет цели, критерии, мотивы инновационной деятельности на данном предприятии.
  Для обеспечения безопасности инновационной деятельности может оказаться полезным "Метод протоколов риска". Вкратце сущность этого метода состоит в следующем. В узловых точках сетевого графика инновационного проекта экспертным путем генерируются возможные варианты решений, каждому из которых соотносят некоторые параметры риска (показатели риска). В тех случаях, когда получение количественных оценок показателей риска затруднено или невозможно, используют лингвистические переменные. Далее, на основании полученных оценок по согласованным правилам выбирается решение, вклад которого в уменьшение остаточного риска наибольший. Выбранное решение фиксируется вместе с соответствующим обоснованием выбора и необходимыми мерами по компенсации остаточного (или неучтенного) риска.
  Надлежащим образом оформленные протоколы риска сохраняются весь срок жизненного цикла проекта и обязательно используются при пересмотре тех или иных решений и переоценке риска. При этом прежние протоколы не уничтожаются, так как содержат важную информацию о динамике изменения уровня риска по мере реализации проекта.
  Компенсационные меры, действенные по отношению к эконо-мической среде, в пределах которой предполагается инновацион-ная активность, реализуются методом "Создания зон стабиль-ности". Суть этого метода заключается в отодвигании границы "дикого" неорганизованного рынка с помощью горизонтальной и вертикальной интеграции, направленной на создание на входах и выходах предприятия устойчивых островков предсказуемого товарного рынка: надежного долговременного спроса и таких же поставок (закупок) изделий, необходимых для производства продукции.
  Интеграция может оформляться путем заключения соответст-вующих договоров и контрактов, вступления в консорциумы, ассоциации, концерны и т.п. В процессе акционирования возможен обмен акциями, что благотворно сказывается на сближении эконо-мических интересов предприятий. Решения о вступлении в те или иные формы интеграции должны приниматься на основе всесто-роннего анализа вариантов, оценки последствий, долгосрочных перспектив и т.п. В противном случае, такие наспех созданные коа-лиции и объединения вряд ли будут надежными и долговечными.
  Метод, именуемый как "Активная рыночная позиция", заключается в формировании спроса на свою продукцию. Этой цели служат различные маркетинговые методы и приемы: сегментация рынка, оценка его емкости, организация рекламной кампании, анализ поведения конкурентов, выработка стратегии взаимодействия с ними, разработка политики и мер управления издержками и т.п. Занятие активной рыночной позиции - это одновременно и создание частичной зоны стабильности, но методами, отличными от тех, которые используют при формировании такой зоны вокруг предприятия в целом.
  На рис. 11 изображена обобщенная схема функционирования предприятия, рассматриваемого с точки зрения реального или возможного взаимодействия предприятия с его основными контрагентами. На схеме предприятие представлено в виде точки пересечения финансовых, материальных, кадровых и информа-ционных потоков, отражающих перемещение и потребление инвестиций, сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, используемой и разрабатываемой технологии, наличных и безналичных платежей, производимой продукции, и протекающих в условиях конкретной социально-экономической и географической среды. Свойства среды касаются, прежде всего, погодно-климатических факторов, имеющих особое значение для сельскохозяйственного производства, социально-демографической ситуации в регионе (трудоизбыточность или трудодостаточность по различным категориям работников), а также "имидж", престижность той или иной профессии или рода деятельности, социально-политических условий, от которых зависит обстановка в регионе, степень ориентации населения на производительный труд, уровень социальной напряженности, состояния потребительского рынка - как фактора для формирования региональных потребностей в продукции предприятия; уровня жизни населения как фактора платежного обеспечения этой потребности, покупательной способностью рубля с учетом динамики инфляции и инфляционных ожиданий; общим уровнем предпринимательской активности, характеризующим склонность людей к включению в предпринимательские инициативы.
  Некоторые из экономических субъектов, представленных на рис. 11, образуют так называемые "зоны конкуренции", т.е. дислокации возможных точек соприкосновения предприятия с конкурирующими организациями. Эта конкуренция касается поставщиков исходных материалов и оборудования, потребителей продукции, получения инвестиций, займов, кредитов и участия в выгодных для предприятия инвестиционных проектах, привлечения квалифицированных кадров и оплаты их труда, технологического и информационного рынка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 11. Обобщенная схема функционирования предприятия
  В принципе, любой из потоков, связывавших предприятие с рыночной средой, может быть полностью или частично перекрыт по решению участников обмена, в том числе и ввиду действия сил конкуренции. В качестве конкурентов следует рассматривать не только предприятия, производящие ту же продукцию, но и предприятия, использующие, возможно, по другому назначению те же трудовые, материальные, финансовые и иные ресурсы, в том числе и предприятия из других отраслей, в особенности те из них, которые могут переключиться на выпуск продукции данной отрасли.
  Таким образом, функционирование предприятия с точки зрения внешних для него факторов постоянно подвержено опасности срыва или ухудшения из-за возможного нарушения необходимых для его деятельности региональных, отраслевых и межотраслевых потоков.
  Вместе с тем, к рисковым факторам относятся лишь те изменения входных и выходных потоков, которые являются непредвиденными и непредсказуемыми с точки зрения предприятия. Так, если уровень инфляции стабилен в течение длительного периода, что позволяет экстраполировать его на будущее, снижение покупательной способности рубля и рост цен нельзя расценить как факторы риска. Обычно рисковые факторы характеризуются дискретностью изменений, "релейностью", наличием пороговых значений, по достижении которых поток переключается на иной режим работы.
  Несмотря на то, что каналы связи предприятия с его контрагентами изображены схеме с помощью однонаправленных стрелок, в реальности практически все связи носят двусторонний характер, так что результат функционирования каждого из каналов зависит от поведения как минимум двух экономических субъектов.
  В общем случае срыв работы каналов связи с каждым субъектом определяется одной или несколькими из следующих причин:
  * внезапно наступившие и непредвиденные изменения окружающей субъект среды, вынуждающие его изменить условия договора с предприятием (повышение цен, изменение налогового законодательства и т.п.);
  * появление более выгодных для субъекта предложений (предложение заключить более привлекательный договор, более привлекательные условия работы и т.п.);
  * изменение целевых установок субъекта, связанное, например, с повышением его статуса, накоплением позитивных результатов деятельности, изменением индивидуальной или групповой психологии;
  * изменение личных отношений между руководителями;
  * изменение физических условий перемещения товарных, фи-нансовых и трудовых ресурсов между субъектами (аварии, из-менение таможенных условий, возникновение новых границ и т.д.).
 Возможности снижения рисков в деятельности предприятия
  Проанализируем наиболее существенные виды рисков в деятельности предприятия с точки зрения возможностей их снижения. Рассматриваемые виды рисков включают как риски, связанные непосредственно с инновационной деятельностью предприятия, так и общехозяйственные и финансовые риски, присущие любой предпринимательской деятельности.
  1. Риск нереализации профильной технологии предприятия из-за незаключения договора на поставку исходных продуктов.
  Причины: отказ традиционных поставщиков от заключения договоров, неприемлемые для предприятия условия (в том числе цены), переход традиционных поставщиков на выпуск другой про-дукции, невозможность закупки на мировом рынке из-за слож-ностей таможенного законодательства, отсутствие валюты и т.д.
  Факторы риска: чрезмерная концентрация входных материаль-ных потоков на ограниченном числе поставщиков, недиверсифи-цированность поставок, нестабильность общей социально-экономической ситуации, принятие поставщиками стратегии "максимальная прибыль сегодня - любыми средствами".
  Рекомендуемые методы компенсации: диверсификация производства путем расширения числа используемых или готовых к использованию технологий и видов продукции, диверсификация поставок, постоянный сбор и актуализация информации о возмож-ных поставщиках, их намерениях, осваиваемых технологиях и социально-экономической ситуации вокруг них, установление некоммерческих связей с реальными и потенциальными поставщиками, вертикальная интеграция "вниз" и квазиинтеграция (т.е. объединение отдельных функций управления), расширение и поддержание личных контактов с поставщиками, подготовка кредитных линий на случай необходимой предоплаты, создание страхового резерва исходных продуктов, приобретение предприя-тием акций предприятий-поставщиков.
  2. Риск недополучения исходных материалов из-за срыва заключенных договоров о поставке.
  Причины: непредвиденная ситуация у поставщиков, невозмож-ность производства необходимой для предприятия продукции, невозможность выполнить условия договора, принятие решения поставщиком о разрыве договора, принятие решения поставщиком об изменении условий договора: сроков, цен, объемов, требований к качеству поставляемой продукции, аварийность на транспорте.
  Факторы риска: общая нестабильность социально-экономи-ческой ситуации, отсутствие традиции обязательности правовых и договорных условий, неравномерность общих темпов инфляции и валютных курсов рубля, всплески роста цен в отдельных отраслях и регионах, неравномерность динамики доходов различных слоев населения, недостаточность средств у предприятия для компенсации повышения цен поставщиком.
  Рекомендуемые методы компенсации: диверсификация поставок, расширение состава поставщиков, создание финансовых резервов или организация "горячих" кредитных линий на случай непредвиденных затрат, прогнозирование динамики цен, вовлече-ние традиционных поставщиков в деятельность предприятия путем заключения договоров участия в прибылях или приобретении акций, создание страховых запасов исходных материалов, заблаго-временная разработка системы функционирования предприятия в условиях поиска альтернативных поставщиков.
  3. Риск невозвращения предоплаты поставщиком.
  Причины: те же, что и в случае риска невыполнения договоров о поставке, а также решение поставщика о временном или окончательном присвоении полученных в качестве предоплаты сумм, невозможность их выплаты данному предприятию по причине использования до срыва договора.
  Факторы риска: кризисная ситуация во взаиморасчетах пред-приятий, слабость хозяйственного арбитража и законодательной базы, низкая правовая культура управления, гипертрофированное стремление предприятий к абсолютной минимизации риска (откуда и возникает требование предоплаты), отсутствие развитой системы страхования хозяйственных и финансовых операций.
  Рекомендуемые методы компенсации: некоммерческая инте-грация, покупка и обмен акциями с поставщиком, установление неформальных личных отношений с руководством предприятия-поставщика, создание региональной системы страхования финансово-хозяйственных сделок и соответствующей системы перестрахования, привлечение независимых организаций (банков, страховых обществ, фондов) в качестве гарантов сделок, развитие налоговых сделок.
  4. Риск незаключения договоров на реализацию производст-венной продукции (риск нереализации произведенной продукции).
  Причины: изменение структуры и сокращение потребности в данном виде продукции, замещение данной продукции продукцией других предприятий, моральный износ продукции, переключение спроса, снижение доходов потребителей, изменение производст-венного профиля или специализации традиционных потребителей продукции, отсутствие у предприятия полной информации о данном сегменте рынка.
  Факторы риска: технический прогресс, появление новых тех-нологий; экономическая рецессия (спад), вытеснение высокораз-витых технологий более простыми; зависимость результатов при-нятия решений у потребителей от личных условий импорта, облег-чающее ввоз иностранной продукции; активизация маркетинговой деятельности конкурентов; резкий рост объемов и рентабельности производства в отрасли (способствующий притоку конкурентов).
  Рекомендуемые методы компенсации: диверсификация произ-водства, диверсификация структуры сбыта, создание и актуали-зация базы данных по возможным потребителям продукции, их деятельности, намерениях, тенденциях, социально-экономическом статусе и окружении, активное использование всех форм маркетинга, вертикальная интеграция "вверх", обмен акциями с традиционными потребителями и приобретение их акций, поиск технологий и методов улучшения качества продукции, разработка долгосрочной стратегии производства и информирование о ней потенциальных потребителей, освоение гибких технологий марке-тинга, позволяющих легко подключаться к новым секторам рынка.
  5. Риск неполучения или несвоевременного получения оплаты за реализованную без предоплаты продукцию.
  Причины: принятие решения потребителем об использовании предназначенной для оплаты суммы на другие цели; отсутствие необходимой суммы у потребителя.
  Факторы риска: кризисное состояние взаимных платежей, неравномерное и неожиданное повышение цен отдельными предприятиями, низкая правовая культура руководителей, слабость хозяйственного арбитража.
  Рекомендуемые методы компенсации: наиболее распростра-ненным методом компенсации данного вида риска является предварительная (до получения товара или услуги) оплата. Этот примитивный способ снижения риска в принципе является, по нашему мнению, вредным как для экономики страны в целом, так и для отдельных товаропроизводителей, в частности. Экономике в целом он принес кризис неплатежей, увеличение числа экономических преступлений, разрыв или снижение интенсивности хозяйственных связей, техническое ухудшение системы взаимных платежей, способствовал снижению объемов производства и реа-лизации продукции. Для отдельного предприятия необходимость предоплаты существенно ограничивает возможность приобретения необходимых исходных материалов, сужает поле хозяйственного маневра, по существу искажает нормальные пропорции между производственной и финансовой деятельностью предприятия, способствует снижению качества продукции. Поэтому более целесообразным представляется использование в различных сочетаниях и группировках мер некоммерческой вертикальной и диагональной интеграции, перекрестного владения акциями, страхования сделок у третьих лиц, залогов и, наконец, средств систематического информирования общественности о предприя-тиях, традиционно нарушающих (или, наоборот, соблюдающих) условия договоров. По нашему мнению, создание и поддержание системы третейского контроля за выполнением договоров должно стать одной из важных задач соответствующих государственных и местных органов управления.
  6. Риск отказа покупателя от полученной и оплаченной им продукции (возврат).
  Причины: несоответствие продукции требованиям к ее качеству, невозможность использования потребителем продукции данного качества, решение потребителя о переключении на другой вид продукции или на другого поставщика.
  Факторы риска: нестабильность общей социально-экономи-ческой обстановки, излишняя концентрированность выходных потоков предприятия на малом числе потребителей, недостаточный уровень менеджмента на предприятии, низкая степень культуры и правового сознания руководителей.
  Рекомендуемые методы компенсации: в целом здесь работают те же методы, что и при компенсации риска неоплаты, дополнительно следует принять меры к созданию "барьеров" на пути переключения потребителей на другие виды продукции, удовлетворяющие тот же вид потребности и, в особенности, на других поставщиков. В числе этих мер могут быть применены отдельные виды горизонтальной интеграции, т.е. договора с конкурентами о своеобразном разделе сфер влияния. Здесь уместно еще раз подчеркнуть необходимость создания и ведения максимально полной базы данных о субъектах и процессах рынка. В состав этой базы должны входить сведения о:
  * реальных и возможных потребителях продукции;
  * профильных технологиях, используемых на предприятиях-потребителях;
  * продукции, производимой на этих предприятиях, и ее потребителях (для товаров конечного потребления - типологию потребителей, структуру сегментов рынка, ее динамику и т.д.);
  * поставщиках необходимых материалов и оборудования;
  * освоенных на предприятиях-поставщиках технологиях;
  * остальных видах продукции этих предприятий, потребителях этой продукции;
  * необходимых исходных материалах.
  Таким образом, в базе данных предусматривается анализ информации как на две ступеньки вперед (по вертикали товарных переделов), так и на две ступеньки назад. Для сбора необходимых данных целесообразно либо поддерживать постоянную связь с компаниями, которые специализируются в области бизнес-информации, либо содержать, возможно, на паях с другими предприятиями сеть информаторов.
  7. Риск срыва собственных производственных планов или инновационных проектов.
  Причины: непредвиденный недостаток финансовых средств, неблагоприятные погодные условия, несоблюдение технологии, технические аварии, забастовки, переход квалифицированных кадров на другие предприятия.
  Факторы риска: нестабильность темпов и пропорций изменения цен, уровень предпринимательской активности в регионе и диапазон социального неравенства, недостаточные затраты на развитие устойчивых технологий.
  Рекомендуемые методы компенсации: развитие технологичес-кой базы, проведение НИОКР в сфере технологии производства, разработка стратегии технологического развития и технологичес-кой безопасности в составе комплексной технико-экономической и социальной стратегии предприятия, увязка социальной стратегии с целями и возможностями предприятия, региональными условиями, создание системы технико-экономического резервирования ресур-сов.
  8. Риск неверного прогнозирования ситуации и получения неправильных исходных данных.
  Причины: отсутствие на предприятии необходимых традиций и системы непрерывного прогнозирования рыночной среды, неуме-ние осуществлять рыночный мониторинг, отсутствие эффективной методики прогнозирования поведения рыночных субъектов, а также мезо- и макроэкономических факторов.
  Факторы риска: низкий уровень управления предприятием, отсутствие квалифицированных менеджеров, недостаточные затраты на НИОКР в области обеспечения и совершенствования управления.
  Рекомендуемые методы компенсации: резкое повышение внимания к стратегическому и перспективному планированию, создание сквозной системы сбора и анализа исходной информации, прогнозирования и принятия стратегических решений, выделение средств на эти цели в составе статей распределения прибыли или кредитных средств, приглашение профессиональных консультан-тов по маркетингу и управлению, повышение квалификации административно-управленческого персонала предприятия.
  9. Риск неполучения внешних инвестиций и кредитов.
  Причины: неблагоприятное впечатление инвесторов или кредиторов относительно перспектив и возможностей пред-приятия, неожиданная утечка негативной информации, публикация порочащих предприятие сведений и данных, резкое падение курса акций предприятия в результате биржевой игры, выступления потребителей с критикой продукции предприятия.
  Факторы риска: утрата контроля за "имиджем" предприятия, активные действия недобросовестных рыночных конкурентов, низкие затраты на маркетинг, в том числе на рекламу и поддержание "марки" фирмы.
  Рекомендуемые методы компенсации: организация целена-правленного маркетинга, в том числе всестороннего информиро-вания потенциальных потребителей и инвесторов о наиболее благоприятных сторонах продукции предприятия и о предприятии в целом. Для акционированных предприятий маркетинг фирмы должен предусматривать программу индивидуальной работы с акционерами, в особенности внешними, в целях поддержания их благоприятного отношения к предприятию. Известно, что 1 рубль, вложенный в маркетинг (в пределах разумной сметы затрат), дает 100%-ный прирост прибыли. Если потребность и платежеспособ-ный спрос на продукцию предприятия являются достаточно устой-чивыми, то потенциальный инвестор в принципе всегда готов к кредитованию данного вида производства. Поэтому для внезапной отмены уже принятых решений о выделении инвестиций нужны серьезные основания, скорее всего связанные с разочарованием в уровне, квалификации и добросовестности (а иногда и недобро-совестности) кадров инвестируемого предприятия.
 Теперь о специфических инновационных рисках
  10. Риск неверно выбранного направления НИОКР.
  Причины: неверная оценка полученного в процессе фунда-ментального исследования результата, неточный маркетинг.
  Факторы риска: неполная или некачественная научно-техническая информация, непрофессиональная экспертиза на этапе выбора путей реализации результатов фундаментальных исследо-ваний, нереализуемость результата на данном этапе развития прикладной науки, неточный или недоброкачественный маркетинг, невозможность реализовать результат ОКР на технологическом уровне.
  Рекомендуемые методы компенсации: диверсификация источ-ников научно-технической информации, постоянный сбор и актуа-лизация информации о завершенных исследованиях, научном оборудовании, современных технологиях и т.п., расширение и/или установление прямых контактов с исследователями и потенциаль-ными потребителями инноваций, использование внешних эксперт-ных и маркетинговых фирм.
  11. Риск неверной оценки перспектив завершения НИОКР.
  Причины: неверный выбор способа выполнения НИОКР, ошибка в оценке сроков, необходимых ресурсов, включая финансовые, отсутствие на предприятии необходимых традиций и системы непрерывного прогнозирования рыночной среды, неуме-ние осуществлять рыночный мониторинг, отсутствие эффективной методики прогнозирования поведения рыночных субъектов, а также макроэкономических факторов.
  Факторы риска: низкий уровень научно-технической и инфор-мационной работы на предприятии, отсутствие квалифицирован-ных менеджеров и, как следствие, низкий уровень управления, недостаточные затраты на экспертизу в области совершенство-вания управления.
  Рекомендуемые методы компенсации: организация целена-правленной работы по повышению уровня квалификации и добросовестности руководящих кадров предприятия, обеспечение высокого уровня научно-технической и информационной работы, привлечение высококвалифицированных экспертов.
  12. Риск недостаточности материально-технической и кадровой базы.
  Причины: непредвиденный недостаток финансовых средств, отсутствие собственной приборно-аналитической базы и невоз-можность использовать соответствующие базы других пред-приятий, несоблюдение технологии, технические аварии, забастов-ки, переход квалифицированных кадров на другие предприятия.
  Факторы риска: недостаточный уровень финансовой работы, неудовлетворительная работа с инвесторами, слабая материально-техническая база; неудовлетворительная база данных по имеющемуся на других предприятиях научного оборудования, нарушение технологии пользования оборудованием, повлекшее его выход из строя, аварии оборудования, вызванные внутренними (износ, неудовлетворительная профилактика и т.п.) и внешними (прерывание энерго-, тепло- или газоснабжения, аварии внешних сетей и т.п.) причинами, низкий имидж предприятия, низкий уровень оплаты труда и/или дисциплины труда, уход квалифицированных кадров.
  Рекомендуемые методы компенсации: создание резервных фондов, привлечение ответственных инвесторов, целенаправлен-ное совершенствование материально-технической базы, создание соответствующей информационной службы, повышение техноло-гической дисциплины, своевременное обслуживание оборудо-вания, внедрение контрактных форм найма и оплаты труда.
  13. Риск масштабирования.
  Причины: невозможность перенесения полученного лабораторного результата на уровень опытных или опытно-производственных установок, невозможность перенесения результата опытно-производственной эксплуатации на уровень промышленной эксплуатации.
  Факторы риска: низкий уровень использования вычислитель-ной техники и современных систем автоматизированного проекти-рования, недоучет экологических факторов, низкий уровень промышленной технологии и квалификации кадров в промышленности.
  Рекомендуемые методы компенсации: широкое использование высококачественных систем автоматизированного проектирования, качественная подготовка бизнес-плана в части экологического обоснования, работа с потенциальными потребителями.
  14. Риск патентной нечистоты.
  Причины: низкий уровень патентной информации.
  Факторы риска: отсутствие специалистов по патентной информации, соответствующей информационной базы, низкая патентная культура исполнителей.
  Рекомендуемые методы компенсации: привлечение постоян-ных или временных специалистов по патентной информации, создание соответствующих баз данных или обеспечение доступа к федеральным базам данных, повышение квалификации исполнителей.
  15. Риск несертификации.
  Причины: несоответствие введенным Правительством России специальным правилам проведения научных исследований и использования научных результатов, которые могут создать угрозу безопасности страны, здоровью населения, окружающей среде и культуре.
  Факторы риска: неисполнение соответствующих специальных правил, отсутствие необходимой лицензии, несоблюдение условий информационной безопасности на использование отдельных науч-ных результатов, несоблюдение сертификационных и метроло-гических требований к результатам отдельных видов НИОКР.
  Рекомендуемые методы компенсации: строгое соблюдение соответствующих специальных правил, введенных Правительством России, повышение дисциплины персонала, обеспечение качест-венной метрологической базы.
 Список рекомендуемой литературы
 1. Завлин П.Н., Ипатов А.А., Кулагин А.С. Инновационная деятельность в условиях рынка. - С.-Петербург: Наука, 1994.
 2. Основы инновационного менеджмента. - М.: Экономика, 1999.
 3. Инвестирование в инновационный бизнес. Мировая практика - венчурный капитал. - М.: Зело, 1996.
 4. Интеллектуальная собственность. Сб. типовых договоров. - М.: Инфра-М, 1995.
 5. Коммерциализация интеллектуальной собственности. Проблемы и решения. - М.: Дело, 1996.
 6. Костина В., Краснова Г. Булочки, лавочки и инновации. Эксперт № 40 25.10.99.
 7. Лынник Н.В., Кукушкин А.Г., Подшибихин Л.И. Интеллектуальная собственность и нематериальные активы. - М.: Издательство Роспатента, 1998.
 8. Матвеева А. Когда выхода нет. Эксперт № 40 25.10.99.
 9. Мухопад В.И. Лицензионная торговля: маркетинг, ценообразование, управление. - М.: Издательство Роспатента, 1998.
 10. Сборов Л. Процессор не пошел. Коммерсантъ Власть. № 9 09.03.99.
 11. Титов В. Нет более прибыльного бизнеса, чем наука. Эксперт № 19 25.05.98.
 12. Управление инновациями. Факторы успеха новых фирм. - М.: Дело, 1995.
 13. Щербо Г. Два колеса, а посередине бизнес. Эксперт № 40 25.10.99.
 
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 2
 
 
 1
 
 
 

<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу