<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

22,52 346,62 120,74 90,08 202,33 240,38 420,34 Постоянная работа в настоящее время Доля
 имеющих работу 0,53 0,68 0,44 0,43 0,55 0,57 0,55 0,546 N 47 37 18 14 29 23 168 Ст. откл. 0,5 0,47 0,51 0,51 0,51 0,51 0,5 Зарплата, на которую могли бы рассчитывать Среднее 511,83 637,14 508,33 334,09 477,08 479,69 519,08 0,059 N 41 35 15 11 24 16 142 Ст. откл. 272,17 362,46 299,06 263,69 252,37 226,06 298,27 Таблица 3.2. Связь между вузом респондента и критериями успешности на рынке труда.
 3.4. Выявление отличий ВШЭ от остальных вузов.
  Анализ показывает, что ВШЭ практически не имеет значимых отличий от остальных вузов в области характеристик, значимых на рынке труда. В том случае, если эти отличия имеют место, они не влияют на перспективы трудоустройства выпускников и студентов, а значит, находятся за пределами круга интересов данной работы.
  Что касается критериев успешности на рынке труда, то здесь складывается аналогичная картина, и единственным исключением является значимое различие в уровне получаемых респондентами зарплат.
 Критерии
 успешности ГУ-ВШЭ Прочие вузы Значимость
 различий Доход в долларах Среднее 588,33 360,26 ,012 N 30 72 Ст. откл. 622,52 282,29 Постоянная работа в настоящее время Доля
 имеющих работу 0,53 ,56 ,727 N 47 121 Ст. откл. 0,5 ,50 Зарплата, на которую могли бы рассчитывать Среднее 511,83 522,03 ,854 N 41 101 Ст. откл. 272,17 309,48 Таблица 3.3. Измерение меры связи между вузом респондента и критериями успешности на рынке труда.
  Несмотря на высокие значения стандартных отклонений (у ВШЭ - наивысшее значение, превышающее значение средней зарплаты в этом ВУЗе), не позволяющие говорить о значимых различиях с должной уверенностью, можно предположить, что влияние ВУЗа на трудоустройство выпускников не ограничивается выделенными ранее характеристиками соискателей. Одна из гипотез состоит в том, что вуз оказывает опосредованное влияние через распространение определённых практик трудоустройства. Этот вопрос будет рассмотрен далее.
 4. Роль формальных и неформальных практик при трудоустройстве.
 4.1. Формальные и неформальные способы трудоустройства студентов и выпускников московских вузов.
  Что касается реального положения дел на рынке социологических услуг относительно того, каким образом студенты и выпускники устраиваются на работу, то можно сказать, что существует значимое различие между вузами. Как видно из Таблицы 4.1, наибольшее использование неформальных связей практикуется в ГУ-ВШЭ. В то же время не наблюдается значимых связей между самими способами устройства на работу.
 
 Способы трудоустройства ГУ-ВШЭ МГУ ГУГН МГСУ РХТУ ГУУ Всего СМИ (просмотр вакансий) N
 % 0
 0 2
 2,8 0
 0 1
 1,4 4
 5,6 1
 1,4 8
 11,1 СМИ (размещение резюме) N
 % 0
 0 0
 0 0
 0 0
 0 1
 1,4 0
 0 1
 1,4 Интернет (поиск объявлений) N
 % 1
 1,4 3
 4,2 1
 1,4 0
 0 3
 4,2 1
 1,4 9
 12,7 Интернет (размещение резюме) N
 % 3
 4,2 0
 0 0
 0 0
 0 3
 4,2 0
 0 6
 8,5 Биржа труда N
 % 0
 0 0
 0 0
 0 0
 0 0
 0 0
 0 0
 0 Кадровое агентство N
 % 1
 1,4 2
 2,8 0
 0 0
 0 1
 1,4 0
 0 4
 5,6 Непосредственное обращение в организацию N
 % 2
 2,8 3
 4,2 1
 1,4 2
 2,8 1
 1,4 1
 1,4 10
 14,1 Система трудоустройства вуза N
 % 0
 0 0
 0 0
 0 0
 0 0
 0 1
 1,4 1
 1,4 Друзья N
 % 7
 9,9 1
 1,4 3
 4,2 0
 0 1
 1,4 3
 4,2 15
 21,1 Коллеги, однокурсники N
 % 5
 7 2
 2,8 1
 1,4 2
 2,8 2
 2,8 4
 5,6 16
 22,5 Близкие родственники N
 % 2
 2,8 3
 4,2 1
 1,4 1
 1,4 1
 1,4 0
 0 8
 11,3 Дальние родственники / знакомые N
 % 0
 0 2
 2,9 0
 0 0
 0 0
 0 0
 0 2
 2,9 Таблица 4.1. Распределение ответов по вузам в зависимости от способа поиска работы (бывшей или нынешней на момент проведения опроса) (предполагалась возможность нескольких ответов), N=66.
  Существуют некоторые интересные цифры, которые заставляют задуматься. Например, в ГУ-ВШЭ примерно 2/3 давших ответы студентов и выпускников свидетельствуют о том, что они использовали в основном личные связи и контакты в процессе трудоустройства (причем, как правило, преобладают "сильные связи"). Хотя на уровне всей совокупности вузов неформальные источники получения информации о работе использовали чуть больше половины ответивших (57,8%). Примерно такая же ситуация и в ГУУ. Также интересно, что в РХТУ самыми популярными путями трудоустройства были подача и поиск информации в СМИ и Интернет (в сумме примерно 65%), тогда как относительно общего положения дел - около 1/3 всех ответов студентов и выпускников данных шести вузов. Возможно, это связано с технологической направленностью самого вуза, где больше развиты различные информационные технологии. Или студенты и выпускники других вузов просто еще не приспособились к этим средствам поиска информации.
  Еще один примечательный момент заключается в том, что среди опрошенных практически никто (1,4 %) не устраивался на работу, используя услуги биржи труда и системы трудоустройств вузов. Этот факт, в общем, подтверждает мнение о том, что формальные организации, занимающиеся данными услугами, работают неэффективно и соискатели не видят смысла обращаться к ним.
 4.2. Предполагаемые способы поиска работы.
  Что касается предполагаемых способов поиска работы, то здесь все обстоит иначе. Обнаружилась значимая взаимосвязь между использованием "сильных" личных связей и прямым обращением в организации. Это может быть связано с тем, что близкие друзья, родственники каким-то образом советовали студентам и выпускникам обращаться в те или иные организации, в какой-то степени способствуя тому, чтобы это обращение стало эффективным в дальнейшем. Также выявилась зависимость внутри самих неформальных связей: тот, кто планирует использовать для получения полезной информации близких друзей и родственников, намерен прибегнуть и к помощи коллег, однокурсников. Скорее всего, это индивиды с обширными полезными связями, которые ими активно пользуются и не считают другие способы эффективными и полезными для них. В свою очередь, те, кто полагается на коллег и однокурсников, собираются воспользоваться услугами знакомых. Это можно объяснить тем, что в число первых респонденты включали представителей второй категории.
 Способы трудоустройства ГУ-ВШЭ МГУ ГУГН МГСУ РХТУ ГУУ Всего СМИ (просмотр вакансий) N
 % 8
 14,5 4
 7,3 3
 5,5 4
 7,3 4
 7,3 3
 5,5 26
 47,3 СМИ (размещение резюме) N
 % 2
 3,8 3
 5,7 1
 1,9 2
 3,8 1
 1,9 0
 0 9
 17 Интернет (поиск объявлений) N
 % 15
 28,3 5
 9,4 5
 9,4 5
 9,4 6
 11,3 5
 9,4 41
 77,4 Интернет (размещение резюме) N
 % 6
 11,3 5
 9,4 1
 1,9 3
 5,7 5
 9,4 3
 5,7 23
 43,4 Биржа труда N
 % 0
 0 3
 5,7 1
 1,9 1
 1,9 0
 0 1
 1,9 6
 11,3 Кадровое агентство N
 % 7
 13,2 6
 11,3 0
 0 2
 3,8 5
 9,4 3
 5,7 23
 43,4 Непосредственное обращение в организацию N
 % 8
 15,1 5
 9,4 1
 1,9 4
 7,5 2
 3,8 5
 9,4 25
 47,2 Система трудоустройства вуза N
 % 3
 5,7 2
 3,8 1
 1,9 0
 0 1
 1,9 1
 1,9 8
 15,1 Близкие друзья / Родственники N
 % 9
 17 6
 11,3 1
 1,9 4
 7,5 2
 3,8 6
 11,3 28
 52,8 Коллеги, однокурсники N
 % 9
 17 5
 9,4 2
 3,8 2
 3,8 2
 3,8 3
 5,7 23
 43,4 Знакомые N
 % 13
 24,5 4
 7,5 3
 5,7 5
 9,4 4
 7,5 4
 7,5 33
 62,3 Таблица 4.2. Распределение ответов по вузам в зависимости от способа предполагаемого поиска дальнейшей работы (предполагалась возможность нескольких ответов) N=53.
  Рассмотрим способы трудоустройства, которые ищущие работу респонденты намерены использовать (Табл. 4.2). Значимых связей между отдельными способами и вузами не обнаружено. Однако интересен следующий момент: была прослежена значимая связь между переменной, разделяющей соискателей на студентов и выпускников, и обращением за помощью при трудоустройстве к коллегам, однокурсникам, в пользу еще учащихся (мера подобия Рассела и Рао показала связь для студентов). Возможно, это связано с тем, когда человек учится, он накапливает связи с помощью своего окружения, а когда выходит на рынок уже в качестве выпускника, полагается больше на себя, свои собственные возможности.
 4.3. Сравнительный анализ использованных и предполагаемых способов поиска работы.
  Если сравнивать реально использованные способы трудоустройства и предполагаемые, то можно сказать следующее (и это сравнение будет решающим в определении наилучших и эффективных способов поиска работы): одним из важных выводов работы является то, что люди, которые используют при трудоустройстве помощь коллег, однокурсников и в дальнейшем чаще всего прибегают к поддержке со стороны представителей "слабых" связей (прежде всего знакомых). А также люди, имеющие в своем распоряжении помощь близких родственников, почти полностью игнорируют впоследствии услуги институциональных посредников (в частности, кадровых агентств). Вообще это (а также предполагаемое использование СМИ) характерно для большинства опрошенных социологов, которые использовали неформальные источники. Этот анализ с помощью простейшего использования критерия Хи-квадрат и меры подобия Рассела и Рао дает достаточно определенный ответ на вопрос: "Какие же способы трудоустройства для социологов являются более эффективными и удовлетворительными (со слов самих же социологов, которые использовали эти способы и будут использовать в дальнейшем)?". Это, прежде всего, наличие полезных контактов среди коллег, однокурсников, знакомых, а потом помощь близких друзей и родственников. С другой стороны, данная ситуация может означать, что люди просто изначально не доверяют остальным путям поиска информации, не видят в них перспективы, потому предпочитают использовать личные связи.
 4.4. Эффективность трудоустройства студентов и выпускников различных вузов.
  Также, если сравнивать уровень эффективности трудоустройства с помощью количественной оценки дохода в разных вузах Москвы, то эмпирические данные показывают, что средний заработок за последний месяц тех респондентов (во всех вузах из выборки), которые имеют опыт работы, составил 427 долларов на фоне значительной вариации. Если не учитывать значения, относящиеся к нижнему и верхнему 10%-ым процентилям, заработок составляет 352 доллара. Более адекватными мерами средней тенденции являются здесь медиана и мода. Они совпадают и составляют 300 долларов. Тогда как, например для ГУ-ВШЭ, аналогичные данные выглядят несколько иначе: средний заработок - 588 долларов с большими отклонениями, если опять же не учитывать значения нижнего и верхнего 10%-ых процентилей, доход составляет 428 долларов. Медиана и мода также выше - 400 и 500 долларов соответственно. А при сравнении представителей Высшей Школы Экономики и прочих различия представляются еще более существенными.
  Таким образом, можно сделать следующий вывод: существует определенная тенденция накапливания полезных контактов по мере учебы в определённых вузах Москвы. И этот тренд оправдывает свое предназначение: там, где социологи используют разнообразные личные связи, они более успешны в плане трудоустройства и непосредственной работы. Лидирует в этом отношении - ГУ-ВШЭ.
 4.5. Удовлетворенность работой, оправданность ожиданий и способы трудоустройства.
  Если говорить о влиянии различных путей поиска информации о работе на такой аспект, как удовлетворённость работой и субъективной оценкой оправданности ожиданий (ранее отмечалась сильная корреляция между ними), можно сделать следующие выводы. При проведении пошагового дискриминационного анализа выяснилось, что при непосредственном обращении в организации наблюдается значимое различие между удовлетворенными работой и неудовлетворенными в отличие от других способов трудоустройства (хотя мера удачности этого разделения на категории удовлетворенных и неудовлетворенных при непосредственном обращении в организации - канонический корреляционный коэффициент - и является неудовлетворительной), т.е. этот путь является наиболее противоречивым и спорным в плане удовлетворенности работой после трудоустройства из всех, так как обнаруживает значительное смещение в пользу неудовлетворённости. Вероятно, социологам стоит осторожнее применять этот способ поиска работы, так как существует большая вероятность того, что впоследствии они окажутся разочарованными. Может быть, сегодня организации не слишком приспособлены к ситуации, когда инициатива изначально исходит от соискателя
  Выясняя различия в способах поиска работы между группами людей, у которых оправдались или не оправдались ожидания при помощи того же метода анализа данных, выявилась значимость по переменной о "размещении резюме в СМИ". Это также группа с самыми большими расхождениями относительно оправданности ожиданий в области работы, но не столь явная как в первом случае. Среди других групп путей поиска информации о работе касательно удовлетворенности и оправданности значимых различий не наблюдается. В том числе и в неформальных путях поиска информации. Это говорит о том, что наши предположения о более высокой удовлетворенности социологов работой и оправданности ожиданий в случае трудоустройства с помощью неформальных практик являются не столь значимыми и верными, так как общий уровень удовлетворенности и оправданности достаточно высок, а большие различия в них наблюдаются только в формальных путях поиска информации о работе (они были указаны выше).
 4.6. Куда идут работать социологи, использовавшие формальные и неформальные контакты.
  Отвечая на вопрос "Куда (по специальности ли) идут работать социологи, использовавшие формальные и неформальные практики трудоустройства?", можно заключить следующее. Обнаружилась довольно интересная взаимосвязь между переменными, указывающими на опыт работы по специальности и относительно неформальный способ устройства на работу (организация сама вышла на социолога). Причем, анализируя эту связь с помощью рангового коэффициента корреляции Кендала, можно сказать, что наблюдается средняя по силе значимая положительная зависимость.
  Обнаружилось, что среди работающих по специальности существует склонность к использованию профессиональных контактов16. В то же время существует отрицательно значимая взаимосвязь между тем же способом трудоустройства и наличием постоянной работы на момент проведения опроса (однако, этот факт может быть связан с некоторой случайностью - ненадёжностью наших данных ввиду относительно небольшой выборки по данному вопросу). Таким образом, наш тезис о том, что социологи если и устраиваются куда-то по специальности, то используют при этом в основном неформальные практики, полностью оправдался. Однако, эти "дедовские" методы являются ненадёжными и противоречивыми ввиду своей неформализованности.
 5. Модели поведения студентов и выпускников социологических факультетов в сфере трудоустройства.
 5.1. Отбор переменных для формирования групп с различным человеческим капиталом.
 Для выявления моделей поведения студентов и выпускников был проведен кластерный анализ. Другими словами, мы попытались выделить типичные по поведению в сфере трудоустройства группы в выборочной совокупности. Кластеризация проведена только по переменным, составляющих первую часть аналитической модели трудоустройства - человеческий капитал. Вторая составляющая модели - "пути трудоустройства" - не входит в кластерный анализ в связи с тем, что данные по этому пункту есть лишь для тех, кто имеет опыт постоянной работы. Поскольку 27% респондентов не имеет такого опыта, чтобы не терять треть массива в кластерном анализе, решено в дальнейшем проверить связь получившихся кластеров с различными путями трудоустройства.
 Таким образом, для кластерного анализа были выбраны следующие переменные:
 Уровень знания в области теоретических профессиональных дисциплин и уровень знания в области математических дисциплин. Эти две переменные были выбраны из числа переменных, отвечающих за оценку знаний по четырем основным группам учебных дисциплин, на том основании, что только эта пара не имеет значимой корреляционной взаимосвязи, а значит, респонденты отличаются более высокими знаниями либо в одной, либо в другой группе дисциплин, что в свою очередь может быть частью стратегии трудоустройства.
 Данные переменные имеют такие значения: 1 - "имею общее представление", 2 - "знаю основные концепции", 3 - "знаю достаточно глубоко", 4 - "знаю детально".
 Сумматорная (квазиинтервальная) шкала уровня университетских знаний17.
 Диапазон значений шкалы - от 4 до 16 ("4" означает, что субъект имеет общее представление по всем группам дисциплин, "16" означает, что субъект обладает детальным знанием по всем группам дисциплин).
 Владение программой MS Power Point и владение почтовыми клиентами. Владение этими двумя программами были включены в анализ на том основании, что доля владеющих ими среди студентов и выпускников сильно отличались, а поскольку среди выпускников трудоустроенных больше, чем среди студентов, то возможно владение этими программами является значимым для трудоустройства.
 Количество программ. Эта переменная фиксирует количество компьютерных программ, которыми владеет респондент. Она изменяется от 0 до 9.
 Уровень владения английским языком. Данная переменная изменяется от 1 до 5, где 1- "только со словарем", а 5 - "на уровне носителя".
 Количество языков. Данная переменная означает, сколькими иностранными языками владеет респондент, и изменяется от 0 до 4. Эта переменная включена в анализ в связи с тем, что, как указано в обзоре литературы, до 50% вакансий требуют знания не менее одного иностранного языка18.
 Успешность опыта самостоятельного ведения переговоров, успешность опыта управления подчиненными, успешность опыта самостоятельного ведения проектов. Эти три переменные были внесены в анализ на тех же основаниях, что и владение MS Power Point и почтовыми клиентами, то есть оценки по этим переменным сильно отличались у студентов и выпускников. Они имеют значения 0 - "опыта не было" и 1-5 - "успешность опыта", где 1 - "совсем неудачно", а 5 - "очень удачно".
 Сумматорная (квазиинтервальная) шкала навыков19. Значения переменной могут варьировать от 0 до 40.
 5.2. Результаты кластерного анализа
 По вышеперечисленным 12 переменным было получено пять групп респондентов.

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу