<< Пред.           стр. 3 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  1 См.: Человек и тюрьма. Сб информационных материалов / Сост В. Аб-рамкин. М., 1998. С 44
  2 Применение этого наказания в настоящее время отсрочено
 
 >>>54>>>
  случаях, предусмотренных особо - до одного года. Отбывался он также в специальных арестных домах.
  В Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г., Уголовных кодексах Р.СФСР 1922, 1926 и 1960 гг., Основных началах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. и Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. арест не выделялся в качестве самостоятельного вида уголовного наказания. Характерно, что, следуя традициям российского уголовного права, законодатель в УК РФ 1996 г. выделил арест в качестве самостоятельного вида в системе наказаний.
  Согласно ст. 54 УК РФ арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае назначения ареста взамен обязательных работ или исправительных работ он может быть назначен на срок менее одного месяца. Отбывают наказание осужденные к аресту в арестных домах по месту осуждения.
  Специфический характер ареста как вида наказания определяет его неприменение к лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет.
  Уголовно-правовая сущность ареста состоит в том, что осужденный к этому наказанию подвергается исправительному воздействию в условиях строгой изоляции от общества с учетом особого порядка и условий его исполнения.
  Осужденные к аресту содержатся в условиях строгой изоляции. На них распространяются условия содержания, установленные для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в условиях общего режима в тюрьме. Им не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. Не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону. Общее образование, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных не осуществляются. Передвижение без конвоя не разрешается. Осужденные имеют право ежемесячно приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на сумму, не превышающую 20% минимального размера оплаты труда. Несовершеннолетним осужденным предоставляются краткосрочные свидания один раз в месяц продолжительностью до трех часов с родителями или лицами, их заменяющими. Осужденные пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью не менее одного часа, а несовершеннолетние осужденные - не менее полутора часов. При исключительных личных обстоятельствах осужденным к аресту может быть разрешен телефонный разговор с близкими.
 
 >>>55>>>
  В соответствии с ч. 3 ст. 54 УК РФ военнослужащие отбывают арест на гауптвахте. При этом время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья (ст. 154 УИК РФ).
  Арест является основным видом наказания и применяется в случаях, когда он:
  1) указан в санкции статьи Особенной части;
  2) назначается в порядке смягчения наказания (ст. 64, 80 УК
  РФ);
  3) применяется при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65 УК РФ);
  4) определяется лицам, злостно уклоняющимся от штрафа, обязательных или исправительных работ.
  В последнем случае перерасчет сроков осуществляется на ос--овании ст. 71 УК РФ.
  Анализ статей Особенной части УК РФ позволяет сделать вывод о том, что арест, по мысли законодателя, должен применяться за совершение преступлений небольшой или средней тяжести.
  § 10. Содержание в дисциплинарной воинской части1
  Этот вид наказания был известен и прежнему УК РСФСР 1960 г., в котором он именовался направлением в дисциплинарный батальон. УК РФ 1996 г. расширил круг лиц, к которым может быть применен данный вид наказания.
  В соответствии со ст. 55 УК РФ содержание в дисциплинарной воинской части - наказание, которое назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
  Уголовно-правовая сущность этого наказания заключается в том, что осужденный принудительно направляется на определенный в приговоре срок в дисциплинарную воинскую часть, в которой подвергается исправительному воздействию. Этому способствует
  1 См : Положение о дисциплинарной воинской части, утвержденное постановлением Правительства РФ от 4 июня 1997 г № 669 // Российская газета 1997 18 июня.
 
 >>>56>>>
  специальный режим, установленный в дисциплинарной воинской части.
  Содержание в дисциплинарной воинской части - основное наказание, которое может быть назначено военным судом на срок от трех месяцев до двух лет. Этот вид наказания применяется прежде всего тогда, когда он прямо предусмотрен в санкции соответствующей статьи Особенной части УК, по которой осужден военнослужащий за преступления против военной службы (ч. 1 ст. 332, ч. 1 ст. 334, ч. 1 ст. 336, ч. 1 ст. 340 УК РФ и др.). Кроме того, данный вид наказания может быть назначен и тогда, когда он непосредственно не указан в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ, например, в тех случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части. При содержании в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части.
  В соответствии со ст. 156 УИК РФ в дисциплинарной воинской части устанавливается порядок исполнения и отбывания нг| казания, обеспечивающий исправление осужденных военнослужащих, воспитание у них воинской дисциплины, сознательного отношения k военной службе, исполнение возложенных на них воинских обязанностей и требований по военной подготовке, реализацию их прав и законных интересов, охрану осужденных и надзор за ними, личную безопасность осужденных военнослужащих и персонала указанной воинской части. В период отбывания содержания в дисциплинарной воинской части все осужденные военнослужащие независимо от их воинского звания и ранее занимаемой должности находятся на положении солдат (матросов) и носят единые установленные для данной дисциплинарной воинской части форму одежды и знаки различия. Лица, отбывающие наказание в дисциплинарной воинской части, не перестают быть военнослужащими и отбывают военную службу согласно существующим положениям о ней. После освобождения из дисциплинарной воинской части военнослужащий возвращается обычно в прежнюю воинскую часть для дальнейшего прохождения военной службы.
  В соответствии со ст. 171 УИК РФ время пребывания осужденного военнослужащего в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы не засчитывается. Однако тем из них, кто овладел воинской специальностью, знает и точно выполняет требования воинских уставов и безупречно несет службу, при освобождении из дисциплинарной воинской части после истечения срока их призыва время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть зачтено в общий срок военной службы.
 
 >>>57>>>
  Рассмотренный вид наказания не применяется к военнослужащим сверхсрочной службы, в том числе проходящим службу по контракту - прапорщикам, мичманам, офицерам и военнослужащим, совершившим преступление во время прохождения военных сборов.
  В случаях, если военнослужащий, осужденный к содержанию в дисциплинарной воинской части, заболел болезнью, делающей его негодным к дальнейшему прохождению военной службы, суд может полностью освободить его от отбывания наказания или заменить это наказание более мягким.
  § 11. Лишение свободы
  Лишение свободы было и остается основным видом наказания в России. Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. лишение свободы в "лестнице наказаний" относилось к главным и отличалось значительным своеобразием, составляя центр системы наказаний- Следует отметить, что объем видов лишения свободы был несколько шире современного как по форме, так и по содержанию, включая, в частности, арест, являющий-с)я_по УК РФ 1996 г. самостоятельным видом наказания. Согласно ст. 2 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. к лишению свободы относились: каторга, назначаемая или бессрочно, или на срок от четырех до пятнадцати лет, а в некоторых случаях до двадцати лет с переводом затем на поселение; заключение в исправительном доме на срок от полутора до шести лет, а в некоторых случаях до восьми лет; заключение в крепости от двух недель до шести лет, а в некоторых случаях до восьми лет; заключение в тюрьме на срок от двух недель до одного года, а в некоторых случаях до двух лет; арест от одного дня до шести месяцев, а в некоторых случаях до одного года. Здесь же находилась и ссылка на поселение без срока в предназначенные для этого местности, однако, строго говоря, ссылка являлась ограничением свободы и назначалась в исключительных случаях1.
  Каторга состояла из двух элементов: работы в прямом смысле слова и последующего поселения. К каторге всегда присоединялось лишение всех прав состояния. По своему характеру каторга состояла из заключения в каторжные тюрьмы с принудительными тяжелыми работами в помещениях или вне их. На двадцать лет каторга назначалась при повторном совершении караемого ею преступления и совершения преступления служащим. Каторга влекла за собой поражение не только служебных и сословных прав, но и лишения, и ограничения семейных и имущественных прав. По отбытии каторги преступники переводились на поселение в пред-
  1 Таганцев Н.С. Русское уголовное право Т. 2 М, 1994 С 103 и далее
 
 >>>58>>>
  назначенные для этого местности, удаленные от центральных районов России. Для каторжных работ были определены Сибирь и остров Сахалин, а для некоторых государственных преступников - Шлиссельбургская тюрьма.
  Ссылка на поселение существовала в двух видах: в Сибирь и Закавказье, при этом в Закавказье она назначалась лишь за некоторые виды преступлений, прежде всего - церковные. Ссылка на поселение была наказанием бессрочным, однако, согласно Уставу о ссыльных, ссыльно-поселенцы по истечении десяти лет пребывания в Сибири могли причисляться к крестьянам и проживать в большинстве сибирских губерний.
  В исправительные дома направлялись преступники всех классов, мужчины и женщины. Для лиц, не достигших 21 года, срок наказания сокращался на треть. Приговоренные к этому наказанию содержались сначала в одиночном заключении от трех до шести месяцев, затем переводились в общее заключение. Содержащиеся в исправительных домах обязательно занимались работами как в помещении, так и вне исправительного дома, получая треть заработанных средств. По истечении половины назначенного срока за примерное поведение они могли быть переведены в отряд исправляющихся, что влекло за собой ряд льгот. Освобожденные из исправительных домов ограничивались в пассивном избирательном праве и перемене места жительства.
  Заключение в крепость существовало для таких деяний, которые, хотя и являлись весьма тяжкими нарушениями закона, причиняли существенный вред и были сопряжены даже со значительной опасностью для общества, но вместе с тем не свидетельствовали ни об особой испорченности, ни о безнравственности виновного, а были совершены в результате его неумения подчинять свои порывы и желания требованиям закона. Вследствие этого данное наказание не влекло за собой поражения в правах. Приговоренные отбывали наказание или в крепости, или в специально устроенных помещениях, в общем заключении. Интересно, что выполнять какую-либо работу они могли только по собственному желанию.
  По Уложению 1845 г. тюремное заключение полагалось за такие деяния, которые, хотя и заслуживали довольно строгого взыскания, но не относились к числу преступлений, разрушающих честь или доказывающих высшую степень безнравственности или имеющих какую-либо политическую важность.
  Начиная с 1884 г. тюремное заключение заменило существовавшие ранее смирительно-работные дома и могло быть назначено в нескольких видах: с лишением всех особенных прав (для дворян, почетных граждан, священнослужителей); с лишением некоторых прав; простое тюремное заключение, тюрьма по Уставу о наказаниях. Тюремные учреждения в некоторой степени выполняли роль современных следственных изоляторов. Так, заключенные содер-
 
 >>>59>>>
  жались или одиночно, или совместно, с разделением на категории по возрастам и обязательным отделением подследственных от осужденных, преступники опасные содержались отдельно от менее опасных, люди низшего состояния - от дворян, чиновников, разночинцев. Содержащиеся в тюрьмах обязательно занимались работами, получая определенное вознаграждение, половину которого могли тратить на себя, а остальную сумму получали по освобождении.
  Арест - кратковременное лишение свободы - отбывался в арестных домах1.
  Уголовное уложение 1903 г. сохранило перечисленные разновидности лишения свободы, внеся в них изменения. Так, Уголовное уложение не включало в систему наказаний ссылку на проживание в Сибирь и в отдаленные губернии и др.
  Лишение свободы как вид наказания был известен всем основным законодательным актам уголовно-правового характера. В настоящее время, как и ранее, лишение свободы занимает значительный удельный вес в системе наказаний по УК РФ, будучи предусмотрен в 85,8% всех санкций УК.
  В судебной практике лишение свободы также применяется довольно часто. Так, суды Российской Федерации к лишению свободы приговорили: в 1995 г. - 36,4%; в 1996 г. - 33,9%; в 1997 г. -32,8%; в 1998 - 34,3%, в 1999 - 32,9%2. При этом следует отметить, что за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, отличающихся повышенной общественной опасностью, доля лишения свободы значительно выше. Так, в 1995 г. к лишению свободы было приговорено 97,7% лиц, осужденных за бандитизм, 96,6% - за умышленное убийство, 87,3% - за изнасилование, 89,7% - за разбой 75,3% - за получение взятки при отягчающих обстоятельствах3.
  В 1998 г. при осуждении за убийство это наказание применялось в отношении 89,2% осужденных по ч. 1 и 92,9% - по ч. 2 ст. 105 УК; за совершение изнасилования при отягчающих обстоятельствах были лишены свободы 81,0% осужденных по ч. 2 и 86,1% осужденных по ч. 3 ст. 131 УК; за грабеж при отягчающих обстоятельствах по ч. 3 ст. 161 УК лишение свободы было применено в отношении 80,8% осужденных; более 80% осужденных подверглись лишению свободы по приговору суда за разбой, совершенный при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 162 УК) и за организацию незаконных вооруженных формирований, банд и иных преступных организаций или участие в них (ст. 208-210 УК)4.
  1 Более подробно см § 9.
  2 См : Преступность и правонарушения М, 2000. С. 160
  3 См : Законность 1997 № 1. С. 49.
  4 См Дуюнов В. К. Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике. С. 265.
 
 >>>60>>>
  По действующему уголовному законодательству РФ лишение свободы может по приговору суда назначаться на определенный срок (ст. 56 УК) или пожизненно (ст. 57 УК).
  Лишение свободы относится к основным видам наказания и как таковое может быть назначено лишь в случаях, когда оно предусмотрено в санкции статьи Особенной часты УК РФ. Кроме того, лишение свободы может быть определено приговоренным к смертной казни в случае их помилования, а также осужденным, злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ или ограничения свободы.
  Лишение свободы согласно ч. 1 ст. 56 УК РФ (в ред. Федерального закона РФ от 9 марта 2001 г.) заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. К лишению свободы приговариваются обычно в тех случаях, когда суд, исходя из тяжести совершенного преступления и личности виновного, приходит к выводу, что для осуществления целей наказания осужденный не может быть оставлен на свободе, а его исправление возможно лишь в условиях изоляции от общества с применением комплекса особых мер исправительного воздействия.
  При лишении свободы имеет место существенное ограничение правового положения осужденного по сравнению с другими членами общества, которое выражается не только в лишении его свободы передвижения, но и в применении к нему других правоограни-чений, например, в определении рода трудовой деятельности, регламентации его времени работы и отдыха, участии в выборах в государственные органы власти и пр.
  В соответствии с ч. 2 ст. 56 УК РФ лишение свободы может назначаться на срок от шести месяцев до двадцати лет. В случае замены исправительных работ или ограничения свободы лишением свободы оно в соответствии с ч. 3 ст. 56 УК РФ может быть назначено и на срок менее шести месяцев. В то же время при частичном или полном сложении сроков лишения свободы при назначении наказания по совокупности преступлений законодатель устанавливает максимальный срок - двадцать пять лет (ст. 69 УК РФ), а по совокупности приговоров - тридцать лет (ст. 70 УК РФ). Согласно ч. 6 ст. 88 УК РФ несовершеннолетним осужденным лишение свободы назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях.
  При назначении осужденному наказания в виде лишения свободы суд в приговоре определяет вид исправительного учреждения, в котором осужденный должен отбывать назначенное ему наказание. Наличие исправительных учреждений различных видов обусловлено прежде всего необходимостью раздельного содержания
 
 >>>61>>>
  заключенных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, а также от их личности, чтобы не допустить возможности негативного влияния рецидивистов и лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, на лиц, которые впервые осуждены к лишению свободы и совершили менее тяжкие преступления.
  Основания назначения осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения устанавливаются в ст. 58 УК РФ. В соответствии с ней отбывание лишения свободы назначается:
  а) в колониях-поселениях - лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, а также лицам, осужденным к лишению свободы, за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы. С учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного суд может назначить указанным лицам отбывание наказания в исправительных колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения;
  б) в исправительных колониях общего режима мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также осужденным женщинам;
  в) в исправительных колониях строгого режима мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, и женщинам при особо опасном рецидиве;
  г) в исправительных колониях особого режима - мужчинам, осужденным к пожизненному лишению свободы, а также при особо опасном рецидиве преступлений.
  Мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше пяти лет, а также при особо опасном рецидиве преступлений отбывание части срока наказания может быть назначено в тюрьме.
  Лицам, осужденным к лишению свободы, не достигшим к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, отбывание наказания назначается в воспитательных колониях.
  Согласно ч. 4 ст. 58 УК РФ изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. Это важное условие соблюдения принципа законности. При разработке проекта Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г. некоторые представители МВД и ученые НИИ МВД СССР настаивали на том, чтобы режим отбывания лишения свободы назначал не суд, а уголовно-исполнительные органы. Комиссия по разработке проекта Основ категорически против этого возражала из-за возможных злоупотреблений пенитенциарных органов. Режим лишения свободы весьма влияет на суровость этого вида наказа-
 
 >>>62>>>
  ния. Поэтому и в УК 1960 г., и в УК 1996 г. определение режима отбывания лишения свободы является исключительной прерогативой суда.
  Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 11 апреля 2000 г. "О практике назначения судами видов исправительных учреждений"1 разъяснил, что под ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы следует понимать лицо, которое за совершенное им в прошлом преступление было осуждено к наказанию в виде лишения свободы и отбывало его в исправительной колонии, тюрьме, лечебном исправительном учреждении либо в следственном изоляторе в связи с оставлением для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, если судимость за это преступление не была снята или погашена на момент совершения нового преступления.
  К ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы, в частности, относятся:
  а) условно осужденный к лишению свободы, который по основаниям, изложенным в ч. 3, 4 и 5 ст. 74 УК РФ, был направлен для отбывания лишения свободы в исправительную колонию;
  б) осужденный к лишению свободы, который по вступлении приговора в законную силу отбывал это наказание в следственном изоляторе в соответствии со ст. 77 УИК РФ.;
  в) осужденный к лишению свободы, отбывший часть срока наказания и освобожденный из мест лишения свободы по болезни на основании ч. 1 и 2 ст. 81 УК РФ;
  г) осужденная к лишению свободы женщина, которая по отбытии части срока наказания была освобождена из исправительного учреждения с предоставлением отсрочки отбывания наказания в соответствии со ст. 82 УК РФ;
  д) осужденный к лишению свободы, который по отбытии части срока наказания освобожден из мест лишения свободы условно-досрочно, либо осужденный, которому оставшаяся неотбытая часть лишения свободы заменена более мягким видом наказания;
  е) осужденный к лишению свободы по приговору другого государства (включая страны Содружества Независимых Государств), который в связи с последующей передачей его в Россию для дальнейшего отбывания наказания отбывал лишение свободы в исправительном учреждении Российской Федерации в соответствии с судебным решением о принятии приговора к исполнению, а также лицо, имеющее судимость по приговорам других стран СНГ до прекращения существования СССР.
  Вместе с тем не могут рассматриваться как ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы:
  1 См постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. "О практике назначения судами видов исправительных учреждений" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 6. С. 1-4
 
 >>>63>>>
  а) осуждавшееся к наказанию в виде исправительных работ или ограничению свободы лицо, которому по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 50 и ч. 4 ст. 53 УК РФ, эти наказания были заменены лишением свободы;
  б) лицо, к которому за совершенное преступление в соответствии с ч. 2 ст. 55 УК РФ суд вместо лишения свободы применил наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части;
  в) лицо, находившееся в исправительном учреждении по приговору суда, если в отношении него приговор отменен в порядке надзора с прекращением дела либо изменен и назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или применено условное осуждение;
  г) осуждавшееся к лишению свободы лицо, но фактически не отбывавшее наказания в связи с применением к нему амнистии или освобождением от отбывания наказания в порядке помилования, либо неприведением в исполнение приговора в случаях истечения установленных законом сроков давности согласно ст. 83 УК РФ;
  д) лицо, ранее осуждавшееся к лишению свободы в пределах срока нахождения его под стражей в качестве меры пресечения, поскольку оно не отбывало наказание в исправительном учреждении;
  е) лицо, отбывающее лишение свободы, в случае его осуждения к лишению свободы за преступление, совершенное до вынесения первого приговора;
  ж) лицо, осужденное к лишению свободы и отбывшее наказание в местах лишения свободы за деяния, преступность и наказуемость которых устранена действующим законом, а равно если действующим законом за их совершение не предусмотрено наказание в виде лишения свободы.
  В соответствии со ст. 78 УИК РФ вид исправительного учреждения может быть изменен в зависимости от поведения и отношения к труду осужденных к лишению свободы. При этом в ней устанавливается, что положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания:
  1) из тюрьмы в исправительную колонию - по отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда;
  2) из исправительных колоний особого режима в исправительную колонию строгого режима - по отбытии осужденным в колонии особого режима не менее половины срока, назначенного по приговору суда;
  з) из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонию-поселение - по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной трети срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступ-
 
 >>>64>>>
  лений или ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания - не менее двух третей срока наказания.
  Вместе с тем не подлежат переводу в колонию-поселение:
  1) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;
  2) осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;
  3) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;
  4) осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также осужденные, которым требуется специальное лечение в медицинских учреждениях закрытого типа;
  5) осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.
  Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены:
  1) из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом;
  2) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима,
  3) из исправительных колоний общего и строгого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму. Осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат.
  Лишение свободы отличается от ограничения свободы тем, что осужденный к ограничению свободы хотя и содержится в условиях осуществления за ним надзора, однако от общества не изолируется.
  § 12. Пожизненное лишение свободы
  В действующем уголовном законодательстве в качестве самостоятельного вида наказания выделяется пожизненное лишение свободы (п. "м" ст. 44 и ст. 57 УК РФ).
  Пожизненное лишение свободы так же, как и лишение свободы на определенный срок, заключается в изоляции осужденного от общества в специальном учреждении (в исправительных колониях особого режима), но бессрочно (пожизненно).
  Пожизненное лишение свободы было предусмотрено Уложением о наказании и Уголовным уложением в виде каторги, назначаемой без срока или на определенный срок и ссылки на поселение без срока в предназначаемые для этого местности (это послед-
 
 >>>65>>>
  нее наказание, однако, назначалось лишь в немногих исключительных случаях)1.
  Более позднему революционному уголовному законодательству такой вид наказания, как пожизненное лишение свободы, известен не был. Это наказание было введено Федеральным законом от 17 декабря 1992 г., включившим в ст. 24 УК РСФСР 1960 г. следующее положение: "При замене в порядке помилования смертной казни лишением свободы оно может быть назначено пожизненно (ч. 1)". Однако пожизненное лишение свободы не было включено в систему наказаний и, следовательно, не рассматривалось как самостоятельный вид наказания и могло применяться только Президентом РФ в порядке помилования осужденных к смертной казни.
  УК РФ 1996 г. включил пожизненное лишение свободы в систему наказаний, указав в ст. 57, что пожизненное лишение свободы устанавливается только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь.
  В Особенной части УК РФ 1996 г. пожизненное лишение свободы в качестве альтернативного наказания предусмотрено в санкциях пяти статей: убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317); геноцид (ст. 357).
  Пожизненное лишение свободы является самостоятельным основным наказанием и может назначаться судом лишь в случаях, когда оно предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК, а также при замене этим наказанием смертной казни.
  Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.
  В 1997 г. в Российской Федерации к пожизненному лишению свободы были осуждены 16, в 1998 г. - 55, в 1999 г. - уже 75 человек2.
  Лица, осужденные к пожизненному лишению свободы, отбывают наказание в исправительных колониях особого режима отдельно от других категорий осужденных. При этом в соответствии со ст. 58 УК РФ первые десять лет эти лица помещаются в строгие условия отбывания наказания (ст. 127 УИК РФ). Через десять лет
  1 Уголовное уложение не включало ссылку в систему наказаний
  2 Преступность и правонарушения Статистический сборник М , 2000 С 160.
 
 >>>66>>>
  при отсутствии взысканий за нарушение правил отбывания наказания эти осужденные могут быть переведены на обычные условия, а еще через десять лет при тех же условиях - на облегченные. Часть срока, определяемого приговором, осужденные к пожизненному лишению свободы могут отбывать в тюрьме.
  Лицо, отбывающее'пожизненное лишение свободы, согласно ч. 5 ст. 79 УК РФ, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания, фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы. Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы применяется лишь при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет. Не могут быть представлены к условно-досрочному освобождению и лица, совершившие в период отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление (ст. 176 УИК РФ).
  Пожизненное лишение свободы отличается от срочного лишения свободы тем, что полностью лишает осужденного возможности освобождения, так как условно-досрочное освобождение пожизненно осужденного возможно лишь как исключение, а не правило, что характерно для срочного лишения свободы. Различаются эти наказания и по степени морального воздействия на осужденного.
  § 13. Смертная казнь
  История современных цивилизаций вряд ли знает аналог столь неоднозначного отношения к оценке уголовно-правовых, политических и социально-психологических проблем, какой является смертная казнь. И, не боясь ошибиться, можно говорить о том, что проблема смертной казни вряд ли получит однозначное разрешение в ближайшее время. Это связано с тем, что смертная казнь как вид наказания оценивается не только в рамках юриспруденции, но и уголовной политики, философии, социологии, психологии, а, в конечном итоге, на уровне общественного сознания. Достаточно упомянуть лишь некоторых из вошедших в российскую и мировую элиту не только из юриспруденции, но и культуры; это Бердяев Н. А., Боборукин П. Д., Гернет М. Н., Кистяковский А. Ф., Короленко В. Г., Кропоткин П. А., Набоков В. Д., Пионтковский А. А. (отец), Спасо-вич В. Д., Таганцев Н. С., Толстой Л. Н., Фойницкий И. Я. и др.
  В наше время этому вопросу также уделяется достаточно внимания многими известными учеными-правоведами.
  Проблема смертной казни изначально рассматривалась с диаметрально противоположных позиций - "за" и "против". Еще до нашей эры данный вопрос дискутировался на уровне развития демократии Древней Греции и ассоциируется с именем Диодота,
 
 >>>67>>>
  оспаривавшего эффективность предупредительного воздействия смертной казни с позиций ее устрашающего воздействия.
  Общеизвестно отношение к смертной казни в средневековой Европе с ее изощренностью форм и методов исполнения. Тем значимее являются первые попытки поставить под сомнение целесообразность ее применения. И тем более справедливо отдать должное выдающемуся итальянскому гуманисту и просветителю XVIII в. Ч. Беккариа1, который в трактате 1764 г. "О преступлениях и наказаниях", выражая требования нарождавшейся буржуазии в борьбе с феодализмом, высказался за отмену смертной казни. Поставив вопросы: "является ли смертная казнь действительно полезной и справедливой в хорошо устроенном правлении" и "что это за право убивать себе подобных, присвоенное людьми"2, он обосновывает вывод о том, что в цивилизованном государстве при господстве законов нет необходимости в применении смертной казни. Это особенно важно, поскольку среди известных просветителей XVIII в. было характерно либо позитивное отношение к смертной казни (Вольтер), либо нейтрально-умеренное (Монтескье, Руссо).
  Переходя к рассмотрению проблемы смертной казни в истории России, следует сделать одно общее замечание. Истоки ее происхождения в качестве вида наказания можно проследить на примере принципа талиона - воздаяние лицу, совершившему преступное деяние путем причинения ему вреда, тождественного тому, который он причинил. Кратко это выражается в известной формуле "око за око, зуб за зуб" и обычно связывается с законами вавилонского царя Хаммурапи. И хотя в дальнейшем принцип талиона во многом был вытеснен уплатой пени в пользу потерпевшего, основы отношения к смертной казни как адекватному возмездию за содеянное, очевидны. Наиболее явно это проявляется в обычае кровной мести, дошедшем из глубины веков и сохранившемся в ряде религиозных законов до настоящего времени.
  Отношение к смертной казни как виду наказания в Древней Руси хотя во многом и соответствовало общим правовым канонам, отличалось значительным своеобразием. Уголовно-правовая база применения смертной казни была весьма ограниченна и изначально не вписывалась в систему наказаний.
  Так, Русская Правда не предусматривала смертной казни, допуская, однако, право кровной мести для строго ограниченного круга родственников потерпевшего. Это являлось своеобра'зной формой общественной расправы с преступником, имеющей истоки в византийской правовой системе и определявшейся тезисом "кровь за кровь, смерть за смерть". Летописные источники свидетельствуют
  1 О жизни и деятельности Ч. Беккариа см.: Решетников Ф. М. Беккариа. М, 1987.
  2 Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 314.
 
 >>>68>>>
  о казнях за мятежи, преступления против христианской веры, измену.
  Процесс централизации российской государственности и укрепления монархической формы правления объективно потребовал определенной законодательной кодификации. Это нашло свое выражение в составленной при правлении великого князя Московского Василия Дмитриевича в 1397 г. уставной Двинской грамоте. Характерно, что в ней, в ст. 5, предусматривалась смертная казнь только за кражу, совершенную в третий раз, а отнюдь не за убийство. Следовательно, можно говорить, что уголовно-правовая доктрина периода феодализма уже основывалась на приоритете защиты права собственности, а не личности, более характерной для развития буржуазных отношений.
  В последующем данная концепция получает свое развитие. Следующий значимый уголовно-правовой акт - Псковская судная грамота 1467 г. - распространяет назначение смертной казни еще на четыре категории преступлений, Это воровство в церкви, конокрадство, государственная измена, поджог. Как видно, и здесь во главу угла, наряду с государственными интересами, ставятся отношения собственности.
  Начиная с XV в. наблюдается постепенное увеличение сферы применения смертной казни путем расширения круга преступлений, караемых ею1.
  Так, по Судебнику 1497 г. смертная казнь назначалась за убийство своего господина и "просто" убийство, разбой, повторную кражу, измену, иные государственные преступления, религиозные преступления (например, святотатство), клевету. Еще более широкое использование смертной казни предусматривал принятый при Иване IV, вошедшем в историю как Иван Грозный, Судебник 1550 г. Подводя законодательную базу под проводимую политику укрепления централизованного Российского государства с единой самодержавной властью и закрепощения крестьянства, в Судебнике появляются понятия "лихое дело" и "лихие люди". Из истории правления Ивана IV достаточно хорошо известны результаты столь расширительного толкования преступных деяний и лиц, совершивших преступления. Смертная казнь превратилась в основной вид наказания, сопровождалась пытками и отличалась невиданной до этого изощренностью и публичностью. Еще более широко смертная казнь была распространена Уложением 1649 г., в котором с еще большей очевидностью она являлась основным видом уголовного наказания. По различным оценкам, число преступлений, караемых
  1 Исторический анализ назначения смертной казни см.: Шишов О. Ф. Смертная казнь в истории России // Смертная казнь: за и против / Под ред. С. Г. Келиной. М., 1989. С. 10-96.
 
 >>>69>>>
  смертной казнью, составляло от 54 до 601, а по исполнению она подразделялась на два вида: простая и квалифицированная. При простой применялось повешение, а при квалифицированной - сожжение, отсечение головы, четвертование и др. Смертная казнь всегда совершалась публично, за исключением воскресных и праздничных дней. По отношению к беременным женщинам она откладывалась до разрешения от бремени.
  По Воинским артикулам Петра I, по подсчетам отечественных юристов смертная казнь могла применяться в 123 случаях. Вместе с тем область применения смертной казни иногда, исходя из политических и экономических интересов, ограничивалась. Так, Указом 1703 г. повелевалось применять смертную казнь только за убийство, измену и мятеж, в иных случаях применялись телесные наказания (кнут), клеймение и ссылка в каторгу на определенный срок или навечно.
  Наиболее существенные изменения отношения к смертной казни начинаются в послепетровскую эпоху во время царствования дочери Петра I Елизаветы. В этот период отменяются смертная казнь и пытка для лиц, не достигших семнадцатилетнего возраста. Указы от 2 августа 1743 г., 25 мая 1753 г., 30 сентября 1754 г. вводят и подтверждают замену "натуральной смертной казни" на политическую - ссылкой "на каторжные работы, предварительно подвергнув... наказанию кнутом с вырыванием ноздрей и постановлением клейма" или без такового2. При этом все дела, караемые смертной казнью, передавались в Сенат на рассмотрение императрицы. Таким образом, в данном случае мы видим исторический прообраз знакомых нам понятий "помилование" и "мораторий на применение смертной казни".
  В царствование Екатерины II по отношению к общеуголовным преступлениям смертная казнь считалась отмененной. Однако это не касалось так называемых общегосударственных преступлений. Так, в 1775 г. ну основании Уложения 1649 г. и Уставов Петра I были жестоко казнены руководители и участники пугачевского восстания, а в 1826 г. по делу участников восстания 14 декабря 1825 г. пятеро основных руководителей были повешены, хотя по приговору Верховного Суда к смерти были приговорены 36 человек.
  Предусматривалась смертная казнь и в Своде законов Российской империи, и по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., и по Уголовному уложению 1903 г.
  В Своде законов 1832 г. круг применения смертной казни был четко очерчен. Она назначалась лишь за наиболее тяжкие виды государственных преступлений в качестве исключительной меры и только по приговору Верховного уголовного суда, за карантин-
  1 См.: Таганцев Н. С. Русское уголовное право. Т. 2. М., 1994. С. 105.
  2 Там же. С, 107.
 
 >>>70>>>
  ные преступления по карантинному Уставу 1832 г. и за воинские преступления по Полевому уголовному уложению. По двум последним категориям преступлений смертная казнь могла быть назначена только по приговору военных судов.
  При разработке проекта Уложения о наказаниях 1845 г. предлагалось дополнить этот перечень ответственностью за убийство родителей и повторное после осуждения к каторге совершение убийства, поджога, разбоя, грабежа. Однако это не нашло поддержки, и в окончательном варианте Уложения смертная казнь устанавливалась только за преступления государственные, безотносительно к их подсудности, и карантинные. Смертный приговор в любом случае подлежал представлению на высочайшее усмотрение.
  Согласно ст. 2 Уложения смертная казнь находилась на первом месте в системе ("лестнице" - по терминологии того времени) главных наказаний1. Следовательно, при наличии смягчающих обстоятельств суд мог смягчить наказание на одну, две степени, приговорив к бессрочной каторге или каторге на срок 15-20 лет. Смертная казнь соединялась с лишением всех прав состояния. Однако она не могла быть применена к лицам моложе 21 года и старше 70. Наибольшее применение смертная казнь имела по военно-уголовным законам. По ним уголовная ответственность наступала за умышленное убийство, изнасилование, разбой, грабеж, уничтожение чужого имущества. По этим законам смертная казнь исполнялась путем расстрела, в иных случаях - повешения. В 1881 г. публичность исполнения смертной казни была отменена. Видимый гуманизм российского законодательства о смертной казни реально не всегда соответствовал практике. Даже наиболее прогрессивная судебная реформа 1864 г., установившая всесословные суды и гласность судопроизводства, суд присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов), не могла в корне изменить ситуацию. Особенно это было связано с широкой практикой передачи наиболее серьезных преступлений на рассмотрение военных судов, еще более распространившейся после принятия в 1881 г. Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Пик применения смертной казни приходится на годы террора после подавления революции 1905 г.
  Следующий этап уголовно-правового развития института смертной казни в России начался с Февральской буржуазной революции и являлся еще более неоднозначным по своему подходу к проблеме. Так, 12 марта 1917 г. Временным правительством смертная казнь была упразднена, однако ровно через четыре месяца она была восстановлена на фронте за ряд воинских преступлений, а также за измену, убийство, разбой.
  1 О "лестнице наказаний" см. подробнее: Таганцев Н. С. Лекции по русскому уголовному праву. Часть Общая. СПб., 1892. С. 1223-1234.
 
 >>>71>>>
  После Октябрьской революции II Всероссийский съезд Советов 26 октября 1917 г. отменил смертную казнь. В этом выразилась принципиальная позиция Советской власти к смертной казни. Однако менее чем через год постановлением СНК РСФСР "О красном терроре" от 5 сентября 1918 г. смертная казнь путем расстрела была восстановлена. Законодательно это было закреплено в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г.1
  В истории развития советского уголовного законодательства смертная казнь всегда занимала специфическое место, не входя формально в систему наказаний. В Уголовных кодексах РСФСР 1922, 1926, 1960 гг.2 ей отводилось место исключительной меры наказания, носящей временный характер. Так, в ст. 33 УК РСФСР 1922 г. предусматривалось, что "по делам, находящимся в производстве революционных трибуналов впредь до отмены Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, в случаях, когда статьями настоящего кодекса определена высшая мера наказания, в качестве таковой применяется расстрел".
  Однако нет ничего постояннее временного. 26 мая 1947 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об отмене смертной казни" это наказание было упразднено в мирное время. Однако Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1950 г. "О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам" допускалось применение смертной казни к перечисленным категориям лиц. Указом от 30 апреля 1954 г. Президиум Верховного Совета СССР распространил применение смертной казни и на лиц, совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.
  УК РСФСР 1960 г., первоначально сократив применение смертной казни по сравнению с УК РСФСР 1926 г., впоследствии пошел по пути ее расширения, предусмотрев возможность смертной казни за особо тяжкие государственные преступления, убийство, изнасилование, бандитизм и другие насильственные преступления, а также за некоторые корыстные преступления. К этому времени число составов преступлений, предусматривающих применение смертной казни, превышало тридцать, сократившись к моменту принятия УК РФ 1996 г. до двадцати четырех.
  Небезынтересна динамика вынесенных (не смешивать с приведенными в исполнение) судами приговоров к высшей мере наказания по их пиковым показателям. В 1962 г. было осуждено к смертной казни 2159 человек, в 1983 г. - 488 человек3. В 1990-е гг. чис-
  1 См. подробнее: Шишов О. Ф. Смертная казнь в истории Советского государства // Смертная казнь: за и против / Под ред. С. Г. Келиной. М., 1989. С. 97-130.
  2 Так же, как и в Основных началах 1924 г. и Основах уголовного законодательства 1958 г.
  3 Михлин А. С. Смертная казнь: вчера, сегодня, завтра. М., 1997 С. 53.
 
 >>>72>>>
  ло приговоров к смертной казни значительно сократилось. Так, по официальным данным, в 1992 г. к этому виду наказания было осуждено 159 человек (было казнено в указанном году 18 человек), в 1993 г. осуждено - 157 человек (казнено - 10 человек), в 1994 г. осуждено - 160 человек (казнено - 10 человек), в 1995 г. осуждено - 141 человек (казнено - 40), в 1996 г. осуждено - 153 человека (официальных данных о казненных нет), в 1997 г. осуждено 106 человек (не казнено ни одного, в 1998 г. осуждено 116 человек, в 1999 г. - 19. Правда, официальные данные несколько расходятся с данными, приведенными А. И. Приставкиным - председателем Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. Так, по его сведениям, в 1996 г. было казнено 63 человека. Пик казней в последнее десятилетие приходился на 1995 г., когда, по данным А. И. Приставкина, было казнено 86 человек. Эти данные существенно отличаются от официальных1.
  В мировом сообществе после Второй мировой войны четко обозначилась наметившаяся к концу XIX в. тенденция отмены смертной казни, как противоречащая Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Статья 3 Декларации устанавливает, что "каждый человек имеет право на жизнь...", а в ст. 5 отмечается, что "никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным и унижающим его достоинство обращению и наказанию". В данном контексте смертная казнь однозначно относится к наказаниям жестоким и бесчеловечным. В качестве иллюстрации нелишне упомянуть основные способы приведения в исполнение смертной казни, предусмотренные законодательством стран, входящих в мировое сообщество. Это повешение, расстрел, обезглавливание, забрасывание камнями, применение электричества, газа, усыпляющие инъекции. Только в США штаты, сохранившие смертную казнь, применяют все указанные способы, кроме обезглавливания и забрасывания камнями2.
  Из последних документов, призывающих государства к отмене смертной казни, можно отметить Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 8 декабря 1977 г. и от 15 декабря 1980 г., а также Второй факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1989 г., и др. Следуя этим рекомендациям и интересам собственной уголовной политики, более 100 государств мира отменили смертную казнь3.
  1 См.: Человек и тюрьма. Сб. информационных материалов / Сост. В. Аб-рамкин. М, 1998. С. 26; Преступность и правонарушения. М., 2000. С. 160.
  2 См.: Когда убивает государство... Смертная казнь против прав человека / Под ред. С. Г. Келиной. М., 1989. С. 411.
  3 Квашис В. Е. Смертная казнь и общественное мнение // Право и политика. 2000 № 1.
 
 >>>73>>>
  По действующему УК РФ, в отличие от предшествующих, смертная казнь включена в систему наказаний, при этом за ней сохранено значение исключительной меры. Это прямо вытекает из текста Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. Согласно ч. 2 ст. 20 Конституции: "Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей". В данной конституционной норме четко прослеживается, с одной стороны, защита высшей ценности - жизни от преступного посягательства, с другой - предоставление преступнику возможности оценки его действий по достаточно демократической процедуре. Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы" и Распоряжением Президента РФ от 4 марта 1997 г. "О подписании Протокола № 6 (относительно отмены смертной казни) от 26 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод" от 4 ноября 1950 г. МИДу России поручено подписать от имени Российской Федерации указанный Протокол. Минюсту России совместно с заинтересованными органами государственной власти предложено разработать "Комплекс мер по поэтапному решению проблем, связанных с Протоколом № б"1. МИД России Протокол № 6 подписал. Однако ратификации его не состоялось. Мораторий на исполнение смертной казни, якобы, на три года президентские указы и распоряжения не предусматривают.
  Как известно, в 9 субъектах РФ действуют суды с участием присяжных заседателей. В связи с этим Конституционный Суд РФ в постановлении от 2 февраля 1999 г. указал, что до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего право обвиняемого на рассмотрение его дела "судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей"2.
  Смертная казнь относится к числу основных видов наказания и может быть назначена лишь в случаях, когда она указана в соответствующей статье Особенной части УК РФ. Смертная казнь является самым тяжким наказанием и заключается в лишении осужденного жизни.
  УК РФ 1996 г. дает развернутую характеристику этого вида наказания. Часть 1 ст. 59 УК РФ почти дословно воспроизводит
  1 Российская газета. 1997. 4 марта.
  2 Российская газета. 1999. 10 февр. t
 
 >>>74>>>
  положения Конституции РФ, указывая, что "смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь". В Особенной части УК РФ таких составов всего пять. Это убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317), геноцид (ст. 357). При этом санкции этих статей предусматривают альтернативные наказания в виде лишения свободы на определенный срок либо пожизненно. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 59 УК РФ смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.
  Присутствовавшее в уголовном законодательстве и ранее ограничение круга лиц, которым не назначается смертная казнь, устанавливает в ч. 2 ст. 59 УК РФ, что смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора шестидесятипятилетнего возраста.
  Особо решается и вопрос исчисления и применения срока давности за указанные выше преступления. Согласно п. "г" ч. 1 ст. 78 УК РФ срок давности привлечения к уголовной ответственности составляет 15 лет после совершения особо тяжкого преступления. А ч. 4 ст. 78 УК РФ указывает, что вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, решается судом. Если суд не сочтет возможным освободить указанное лицо от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, то смертная казнь и пожизненное лишение свободы не применяются. Согласно ч. 3 ст. 83 УК РФ аналогично решается вопрос освобождения от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.
  Согласно УИК РФ 1996 г. осужденный к смертной казни содержится в одиночной камере в условиях усиленной охраны и изоляции (ч. 1 ст. 184 УИК). Осужденный вправе обратиться с ходатайством о помиловании к Президенту РФ. При отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании администрация исправительного учреждения составляет специальный акт в присутствии прокурора, который этот акт удостоверяет и направляет в Верховный Суд РФ и в Генеральную прокуратуру РФ для проверки уголовного дела и составления заключения, которое, в свою очередь, представляется Президенту РФ. Исполнение приговора в любом случае приостанавливается до принятия решения Президентом РФ.
 
 >>>75>>>
  УИК РФ устанавливает и другие права осужденного к смертной казни, в том числе право оформить необходимые гражданско-правовые и брачно-семейные отношения, получать требуемую медицинскую и юридическую помощь, получать и отправлять письма без ограничения, иметь ежемесячно одно краткосрочное свидание с близкими родственниками и свидания со священнослужителем.
  Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве было регламентировано исполнение смертной казни. Согласно ст. 186 УИК смертная казнь исполняется непублично путем расстрела. Не допускается приведение смертной казни в исполнение в отношении нескольких лиц сразу, т. е. в присутствии остальных осужденных к смертной казни.
  При исполнении данного вида наказания присутствуют прокурор, представитель учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач, констатирующий наступление смерти осужденного.
  Об исполнении приговора составляется протокол, который подписывается всеми указанными должностными лицами. О приведении приговора в исполнение сообщается суду, вынесшему приговор, и одному из близких родственников осужденного. Тело расстрелянного для захоронения родственникам не выдается и о месте его захоронения им не сообщается.
  Подводя итог рассмотрению уголовно-правового института смертной казни, уместно кратко обозначить доводы сторонников и противников смертной казни.
  Прежде всего следует поставить вопрос, соответствует ли смертная казнь, хотя и исключительная, но входящая в систему видов наказания, понятию и целям наказания. Из содержания ч. 1 ст. 43 УК РФ следует, что наказание есть мера государственного принуждения, заключающаяся в лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего преступление. В случае применения смертной казни нельзя говорить об ограничении прав и свобод. Остается только лишение их. Но можно ли абсолютное лишение основного естественного права на жизнь, пусть и облеченное в законную форму, оценивать в данном контексте. Убивая, государство присваивает себе не свойственные самой своей сути полномочия. Более того, вольно или невольно, оно оправдывает убийство в общественном сознании, низвергая высшую ценность - жизнь человека - на уровень волевого акта. Запрет посягательства на жизнь не может быть односторонним, только для членов общества. Он должен быть абсолютным, в том числе и для государства. В противном случае подрываются основы общественной морали и нравственности - полная неприкосновенность человеческой жизни.
  Часть 2 ст. 43 УК РФ декларирует, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения
 
 >>>76>>>
  новых преступлений. Отбросив цель исправления, за отсутствием таковой при применении смертной казни, рассмотрим две оставшиеся цели - восстановление социальной справедливости и предупредительную.
  Достаточно распространена точка зрения о том, что "смертная казнь на данном историческом этапе развития нашего общества не должна быть исключена из числа уголовных наказаний потому, что она относительно полезна и даже нужна обществу в качестве эквивалента наиболее опасным преступным проявлениям..."1 На это представляется уместным ответить мнением известного юриста А. Ф. Кистяковского, высказанным в магистерской диссертации в 1867 г. о том, что "приверженцы смертной казни защищают ее не в принципе, а ради временной ее необходимости и полезности, ради того, что общество еще не доросло до отмены"2.
  Понимание социальной справедливости является оценочным и может быть диаметрально противоположным у различных групп населения и отдельных лиц. Существуют ли ее общие критерии? Сомнительно. С точки зрения закона справедливым и оправданным будет применение принудительных мер медицинского характера к убийце-маньяку по п. "а", "б" ч. 1 ст. 97 УК РФ. Видимо, риторическим был бы вопрос об оценке такого решения родственниками, близкими жертвы, да и "широкими массами граждан". Крайне опасно, что это порождает правовой нигилизм в его крайнем проявлении - ожесточении и установке на право самосуда (вспомним закон талиона). Доводы же о том, что смерть убийцы не возместит тяжесть потери, в данном случае не воспринимаются.
  Рассмотрим превентивную цель смертной казни. Естественно, что частная превенция в данном случае абсолютна. Дискуссии вызывает общепревентивное значение смертной казни. Можно согласиться, что угроза быть казненным оказывает сдерживающее воздействие в ряде случаев. Однако, во-первых, преступник всегда рассчитывает избежать наказания, а, во-вторых, планируя или совершая преступления, караемые смертной казнью, он уже перешел рубеж значимости человеческой жизни, в том числе и для себя. Аналогична позиция других исследователей данной проблемы3.
  Наиболее значимым аргументом за то, что смертная казнь не оказывает значимого общепревентивного значения, являются объективные данные о том, что в странах, отменивших смертную казнь, социологически значимых изменений в динамике убийств не произошло.
  1 Дуюнов В. К. Указ, соч С. 323.
  2 Кистяковский Л. Ф. Исследование о смертной казни. Тула, 2000 С 270.
  3 См.: Российское уголовное право. Курс лекций. Т. 2. Наказание Владивосток, 1999 С 129-132.
 
 >>>77>>>
  В заключение на вопросы, поставленные Н. С. Таганцевым, "имеет ли государство право отнимать у преступника высшее благо, данное ему Провидением - жизнь", "вызывается ли такое наказание требованиями справедливого воздаяния за учиненное", "может ли государство оправдать или доказать необходимость подобной карательной меры для поддержания и охраны правопорядка1, можно привести ответ Ч. Беккариа: "Чем более жестокими становятся наказания, тем более ожесточаются души людей...", а "впечатление производит не столько строгость наказания, сколько его неизбежность"2.
  1 Таганцев Н. С. Лекции по русскому уголовному праву. Часть Общая. СПб., 1892. С. 1422.
  2 Беккариа Ч. Указ. соч. С. 310, 373.
 
 >>>78>>>
  ГЛАВА IV НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ
  § 1. Общие начала назначения наказания
  Согласно ст. 49 Конституции Российской Федерации "каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда". А в соответствии же со ст. 118 Конституции правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Это конституционное положение означает, что только суд может сделать окончательный вывод о виновности лица в совершении преступления и только суд может назначить ему наказание за совершенное преступление. Суд, принимая окончательное решение о виновности лица в совершении конкретного преступления, излагает его в обвинительном приговоре, и если нет законных оснований для освобождения виновного от уголовной ответственности и наказания, назначает ему наказание. Назначая наказание, суд определяет, какой вид и размер его будет достаточен для достижения целей наказания и соответствует ли оно всем требованиям закона и обстоятельствам дела. Прежде всего при назначении наказания должны быть соблюдены все принципы уголовной ответственности: законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма (ст. 3-7 УК РФ). Суды обязаны руководствоваться каждым из этих принципов в отдельности и вместе при реализации общих начал назначения наказания.
  Действующее уголовное законодательство в ст. 60 УК определяет общие начала назначения наказания и устанавливает, что "...лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, и с учетом положений Общей части настоящего Кодекса...
  • При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личности виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи". Из смысла ст. 60 УК РФ следует, что закон устанавливает вполне определенные требования (критерии), которыми должен руководствоваться суд при назначении на-
 
 >>>79>>>
  казания по каждому конкретному делу. Эти требования сводятся к тому, что назначенное наказание должно быть:
  • справедливым;
  • назначенным в пределах соответствующей статьи Особенной части;
  • с учетом положений Общей части;
  • с учетом характера и степени общественной опасности преступления;
  • личности виновного;
  • обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание;
  • влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
  Следует отметить, что ст. 60 УК РФ 1996 г., по сравнению со ст. 37 ранее действовавшего УК РСФСР 1960 г., более четко и развернуто формулирует общие начала назначения наказания. С одной стороны, в действующем законе сохранены некоторые прежние положения, которые оправдали себя на практике. Это то, что наказание назначается в пределах статьи Особенной части, в соответствии с положениями Общей части, учитываются характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, смягчающие и отягчающие обстоятельства. В то же время в закон включены новые положения, ограничивающие усмотрение судей при назначении наказания. Принципиально новым является положение, обязывающее суд назначать виновному справедливое наказание, с учетом влияния его на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. Исключено из закона требование, что суд при назначении наказания руководствуется социалистическим правосознанием, что как раз и определяло субъективное усмотрение судей при назначении наказания.
  Вопрос об общих началах назначения наказания в российском уголовном законодательстве решался в разные периоды не одинаково. Так, Уголовное уложение 1903 г. не содержало отдельной статьи, которая бы определяла общие начала назначения наказания. Вопросам назначения наказания в Уложении были посвящены отдел 7 "Об обстоятельствах, усиливающих ответственность" и отдел 8 "Об обстоятельствах, смягчающих и устраняющих наказание". Каждый из указанных отделов содержал несколько статей, которые регулировали вопросы усиления или смягчения наказания по различным основаниям и применительно к конкретным видам наказания - смертной казни, каторге и т. д. (например, ст. 53 и 60 Уголовного уложения)1.
  В литературе высказывалось мнение, что впервые в отечественном уголовном законодательстве указания на общие начала назначения наказания появились лишь в Основах уголовного за-
  1 Уголовное уложение 1903 г. СПб., 1903.
 
 >>>80>>>
  конодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г., а до этого такого понятия, как общие начала назначения наказания, в законе не существовало, не было оно известно и теории уголовного права, поскольку наука советского уголовного права оперировала понятием принципов назначения наказания, под которыми понимались положения, устанавливающие основания, условия и порядок применения мер уголовного наказания1.
  С таким мнением вряд ли можно согласиться, поскольку оно построено на более узком понимании требований, учитываемых при назначении наказания, сводимых лишь к принципу наказуемости и принципу индивидуализации наказания, без учета иных положений.
  Принципы и общие начала назначения наказания хотя и взаимосвязаны, но это самостоятельные категории уголовного права, находящиеся в определенном соотношении между собой и требующие отдельного рассмотрения2. Следует лишь отметить, что принципы права, в том числе и уголовного, определяются в литературе через категорию идеи, при этом подчеркивается, что принципы есть основные, исходные или руководящие идеи3. Принципы права в зависимости от характера и содержания обычно подразделяются на общие правовые, определяющие направления и основные черты правового регулирования всей системы права, и на отраслевые - отражающие специфику и конкретизирующие правовое регулирование каждой отдельной отрасли права4. Содержание принципов значительно шире, чем их роль при назначении наказания.
  Общие начала есть требования закона, которые суд обязан учитывать при назначении наказания, исходя в том числе и из предписаний принципов уголовного закона. Если обратиться к УК 1996 г. то вопрос о принципах в нем решается не только применительно к наказанию, но и ко всему уголовному законодательству в целом. В связи с этим из числа указанных в УК принципов (законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма) в общих началах непосредственно упоминается только принцип справедливости, а другие лишь предполагаются. Общие начала назначения наказания определяют не только правовую возможность действий суда при назначении наказания, но и возлагают на
  1 Наумов А. В. Уголовное право Общая часть Курс лекций М, 1996 С 398
  2 См Келина С. Г., Кудрявцев В. Н. Принципы советского уголовного права, М, 1988 С 87; Курс уголовного права Общая часть. Т. 1 1999
  3 Осипов П. П. Теоретические основы построения и применения уголовно-правовых санкций Л, 1976 С. 99.
  4 См : Сахаров А. В. О принципах социалистического уголовного права // Правоведение 1969 № 4 С 57; Ковалев М. И. Введение в уголовное право Курс лекций Свердловск, 1971. С. 134; Якуб М. Л. О понятии принципа уголовного права и уголовного процесса // Правоведение 1976 № 1 С. 62.
 
 >>>81>>>
  суд обязанность учитывать при этом соответствующие требования. Поэтому общие начала назначения наказания не только закрепляют определенные принципиальные положения, но и реализуют их в целом, обязывая суд их учитывать.
  Принципы по своему содержанию находят свое воплощение практически во всех нормах Общей части УК, а не только при назначении наказания. Общие же начала назначения наказания применяются в процессе определения виновному наказания.
  Достаточно распространена в литературе позиция о том, что общие начала наказания характеризуются как определенные правила, которыми должен руководствоваться суд в каждом случае при назначении наказания виновному1.
  На существование общих требований (правил) при назначении наказания указывалось еще в юридической литературе дореволюционной России. В частности, П. И. Люблинский писал, что при определении санкции и наказания возникает необходимость указывать те технические приемы и общие соображения, которыми должен руководствоваться судья в каждом конкретном случае2.
  Общие начала назначения наказания можно определить как отправные требования уголовного закона о порядке и пределах назначения наказания, которыми должен руководствоваться суд в каждом конкретном уголовном деле.
  Именно в таком направлении исторически решался в России вопрос об общих началах назначения наказания. Уже в первых декретах ВЦИК, инструкциях и постановлениях НКЮ, заложивших основы советского уголовного права, можно встретить обращенные к судам и революционным трибуналам указания руководствоваться при избрании меры наказания обстоятельствами дела, революционным и социалистическим правосознанием, соблюдать рамки санкций3. В ст. 11 Руководящих начал по уголовному праву РСФСР 1919 г. давалась более развернутая характеристика общих начал назначения наказания, при этом первостепенное значение придавалось личности виновного, ее общественной опасности. В частности, в статье указывалось, что "при определении меры воздействия на совершившего преступление суд оценивает степень и характер (свойство) опасности для общежития как самого преступника, так и совершенного им деяния. В этих целях суд, во-первых, не огра-
  1 См.: Брайнин Я. М. Уголовный закон и его применение М, 1967 С 193, Малков В. П. Совокупность преступлений Казань, 1974 С. 222-223; Гаверов Г. С Общие начала назначения наказания по советскому уголовному праву Иркутск, 1976 С 7
  2 Люблинский П. И Техника, толкование и казуистика уголовного кодекса Пг, 1917 С. 42.
  3 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. М, 1953 С 20, 23, 28, 31 и др
 
 >>>82>>>
  ничиваясь изучением всей обстановки совершенного преступления, выясняет личность преступника, поскольку таковая выявилась в учиненном им деянии и его мотивах и поскольку возможно уяснить ее на основании образа его жизни и прошлого, во-вторых, устанавливает, насколько само деяние в данных условиях времени и места нарушает основы общественной безопасности".
  Руководящие начала по уголовному праву 1919 г. в ст. 12 давали перечень обстоятельств, которые влияли на определение вида наказания, при этом перечень этих обстоятельств не был исчерпывающим.
  Аналогичное содержание общих начал назначения наказания имело место в УК РСФСР 1922 г. и Основных началах уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. В то же время УК РСФСР 1922 г. включал в себя совокупность довольно тщательно разработанных норм, посвященных порядку назначения наказания. В первую очередь надо отметить отчетливо проведенный принцип индивидуализации наказания. Целый ряд норм последовательно требовал выполнения этого принципа, но наиболее ярко он проявился в ст. 24 УК РСФСР, где указывалось, что "при определении меры наказания учитывается степень и характер опасности как самого преступника, так и совершенного им преступления. Для установления этого изучается обстановка совершенного преступления, выясняется личность преступника, поскольку таковая выразилась в учиненном им преступлении и его мотивах и поскольку возможно уяснить ее на основании его образа жизни и прошлого, а также устанавливается, насколько само преступление в данных условиях времени и места нарушает основы общественной безопасности". Норма вместе с тем не содержала указаний учитывать при назначении наказания смягчающие и отягчающие обстоятельства, хотя такие перечни были включены в УК 1922 г. Большая часть смягчающих и отягчающих обстоятельств характеризовала степень опасности личности преступника. УК 1922 г. при назначении наказания исходным считал степень и характер опасности как самого преступника, так и совершенного им преступления. В то же время в УК РСФСР 1922 г. была специальная статья, которая предоставляла суду право при наличии исключительных обстоятельств дела назначать подсудимому меру наказания ниже низшего предела, указанного в законе (ст. 28 УК РСФСР 1922 г.). Перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств был более совершенен, по сравнению с Руководящими началами, где система их была разработана довольно слабо. Законодатель здесь, видимо, больше полагался на революционную совесть и социалистическое правосознание.
  Дальнейшее развитие института назначения наказания получило в Основных началах уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. Основные начала полностью отказались от термина "наказание" и заменили его термином "мера социаль-
 
 >>>83>>>
  ной защиты" судебно-исправительного характера1. Меры социальной защиты судебно-исправительного характера могли согласно Основным началам применяться судом только к лицам, признанным виновными в совершении конкретного преступления. Но из этого общего правила Основные начала сделали одно исключение: ссылке и высылке могли подвергаться не только осужденные, но и лица, признанные социально опасными вследствие своей преступной деятельности или из-за связей с преступной средой в данной местности (ст. 22), независимо от привлечения их к уголовной ответственности за совершение определенного преступления; эти лица подлежали ссылке и высылке также в случае, если при оправдательном приговоре они все же признавались судом социально опасными.
  Основные начала сформулировали общие критерии, которыми должен руководствоваться суд при назначении осужденному конкретной меры социальной защиты. Статья 30 указывала, что при определении судом меры социальной защиты учитываются степень и характер опасности преступника и совершенного им преступления; личность преступника; мотивы преступления и то, насколько общественно опасно само преступление в данных условиях места и времени.
  Основные начала разработали систему отягчающих и смягчающих вину обстоятельств. Статья 31 Основных начал предусматривала, что суд при определении мер социальной защиты прежде всего разрешает вопрос об общественной опасности преступления, после чего применяет более строгую меру социальной защиты при наличии одного из следующих обстоятельств: если преступление совершено в целях восстановления власти буржуазии; если оно совершено лицом, в той или иной мере принадлежащим в прошлом или настоящем к классу лиц, эксплуатирующих чужой труд; если преступление, хотя и не направлено непосредственно против интересов Советского государства или интересов трудящихся, но по своим объективным результатам может нанести ущерб этим интересам; если преступление совершено группой, бандой или рецидивистом; из корыстных или иных низменных побуждений; с особой жестокостью, насилием или хитростью.
  1 Отказ от термина "наказание" не отражал каких-либо принципиальных изменений во взглядах на задачи уголовного права; он был чисто терминологическим, словесным, и содержание института наказания в уголовном праве от этого не изменилось, на что указывали исследователи, называя отказ недостатком Основных начал, ошибкой и т. д Например' Исаев М. М. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик. М-Л : Госиздат, 1927, Дурманов Н. Д. Обзор изменений Основных начал // Социалистическая законность. 1938. № 4; Герцензон А. А. О проблеме наказания // Сов. государство и право. 1960. № 1.
 
 >>>84>>>
  В соответствии со ст. 32 суд должен был применять более мягкую меру социальной защиты при наличии одного из предусмотренных Основными началами обстоятельств: если преступление совершено при превышении пределов необходимой обороны, но для защиты от посягательств на Советскую власть; если виновный - рабочий или трудовой крестьянин; если преступление совершено в первый раз по мотивам, лишенным корысти и каких бы то ни было низменных побуждений; под влиянием сильного душевного волнения; под влиянием угрозы, принуждения, служебной или экономической зависимости; в состоянии голода, нужды и вообще под влиянием стечения тяжелых личных или семейных условий; по невежеству, несознательности или случайному стечению обстоятельств; лицом, не достигшим восемнадцатилетия, или женщиной в состоянии беременности.
  Более широко был представлен перечень требований при назначении наказания в УК РСФСР 1926 г. В нем, согласно ст. 45 УК, личность виновного как бы отходила на второй план, уступая место обязанности суда руководствоваться: а) указаниями Общей части Кодекса; б) пределами, установленными в статье Особенной части, предусматривающей данный вид преступления; в) своим социалистическим правосознанием, исходя из учета общественной опасности совершенного преступления, обстоятельств дела и г) личности совершившего преступление. Безусловно, это было шагом вперед по сравнению с Руководящими началами 1919 г., УК 1922 г., Основными началами 1924 г., выдвигающими на первый план обстоятельства, относящиеся к личности преступника, и недооценивающими положения Общей и Особенной части Кодекса, а также общественной опасности содеянного.
  С некоторыми уточнениями, главным образом редакционного характера, вопрос об общих началах назначения наказания был определен в ст. 32 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. и в ст. 37 УК РСФСР 1960 г. В частности, в ст. 37 УК РСФСР 1960 г. было закреплено, что "Суд назначает наказание в пределах, установленных статьей Особенной части настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за совершенное преступление, в точном соответствии с положениями Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и Общей части настоящего Кодекса. При назначении наказания суд, руководствуясь социалистическим правосознанием, учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность". Основы уголовного законодательства 1991 г. добавили, что при назначении наказания суд учитывает мотивы содеянного, характер и размер причиненного вреда. Этих требований в ст. 37 УК РСФСР 1960 г. не было. Кроме этого ч. 2 ст. 41 Основ 1991 г. предусматривала, что лицу, совер-
 
 >>>85>>>
  шившему преступление, должно быть назначено справедливое наказание, необходимое и достаточное для его исправления и предупреждения новых преступлений; наказание в виде лишения свободы может быть назначено лишь при условии, что его цели не могут быть достигнуты иным, более мягким наказанием.
  Общие начала назначения наказания, сформулированные в ст. 60 УК РФ 1996 г., как было указано выше, на первое место выдвигают положение о том, что лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание. Прежде всего следует подчеркнуть, что каждое из указанных требований общих начал имеет самостоятельное значение при назначении наказания, в то же время в своей совокупности они обеспечивают и справедливость наказания.
  Наказание может быть признано справедливым только в том случае, если суд назначает его с учетом всей совокупности обстоятельств по конкретному делу. Это - назначение наказания в пределах соответствующей статьи Особенной части УК, с учетом положений Общей части УК, с учетом характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного, смягчающих и отягчающих обстоятельств, а также с учетом влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. Назначение справедливого наказания также предполагает осмысливание и понимание стоящих перед ним целей исправления и предупреждения новых преступлений. Таким образом, общие начала назначения наказания объединяются принципом его справедливости. Конкретизируя принцип справедливости уголовного права, выраженный в ст. 6 УК РФ применительно к назначению наказания, можно сказать, что справедливое наказание - это такое наказание, которое соответствует тяжести совершенного преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, т. е. в узком смысле речь идет об индивидуализации наказания.
  Первое требование, которое указано в ст. 60 УК, это то, что наказание назначается в пределах, предусмотренных санкцией соответствующей статьи Особенной части УК. Это положение обязывает суд прежде всего правильно квалифицировать преступление, т. е. определить, по какой статье, части, пункту (если они имеются) должен отвечать виновный. Установив норму, по которой должен отвечать виновный, суд руководствуется санкцией этой нормы. Абсолютное большинство санкций УК РФ являются либо относительно определенными, либо альтернативными, сочетаясь в разных вариантах друг с другом. Так, незаконное лишение свободы без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 127 УК) наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Данная санкция является альтернативной по видам наказания, а по каждому виду наказания - относительно определенной. Это
 

<< Пред.           стр. 3 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу