<< Пред.           стр. 8 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ
 НАВЕДЕНИЕ МОСТА МЕЖДУ МИРАМИ
 
 Теперь давайте сделаем паузу и зададим себе вопрос: <Сплю я
 или бодрствую в данный момент?> Будьте серьезны. Попытай-
 тесь как можно более непредвзято и аргументировано отве-
 тить на этот вопрос.
 Затем поставьте следующий вопрос: <Как часто в течение
 
 дня я спрашиваю себя, сплю я или бодрствую?> Если вы не
 специализируетесь в области философии и пока что не прак-
 тикуете техники вхождения в осознанное сновидение, то, ско-
 рее всего, ответите, что ни разу. В таком случае, часто ли вы
 будете задавать себе этот вопрос во сне, как вы думаете?
 Конечно же нет, потому что во сне вы обычно думаете и де-
 лаете то же самое, что привыкли делать, когда бодрствуете.
 Вывод из этого очевиден: для достижения осознанности во
 сне нужно использовать взаимосвязь между привычными дей-
 ствиями во сне и наяву, и один из способов достижения осо-
 знанности заключается в задавании себе во сне .вопроса: <Сплю
 я или бодрствую?>. Однако, чтобы научиться этому, следует
 привыкнуть задавать этот вопрос себе наяву.
 
 КРИТИЧЕСКИЙ ДАР
 
 Одним из аспектов умственной деятельности является <тес-
 тирование реальности> для определения того, откуда мы по-
 лучаем информацию: из внутреннего или из внешнего мира.
 Оливер Фокс, назвавший эту систему оценки <критическим
 даром>, считает, что во время обычного сна она <спит>. По
 его мнению, этот дар - главное условие для достижения осо-
 знанности во сне.
 
 Необходимо разбудить, - пишет Факс, - критический
 дар, в основном бездействующий во сне, и тогда станут про-
 являться различные степени активности. Предположим, что
 во сне я оказался в кафе. За соседним столиком сидит леди
 очень приятной наружности, за исключением того, что у нее
 четыре глаза. Примеры степеней активности критического дара
 в данном случае следующие:
 1. В обычном сновидении я вообще не обратил бы внима-
 ния на этот казус. Но пробуждающийся критический дар дает
 мне почувствовать, что с этой леди что-то не так. Внезапно я
 понимаю, что именно: <Конечно же, ведь у нее четыре глаза!>
 2. Во сне я испытываю легкое удивление: <Как странно, у
 этой девушки четыре глаза! Это ей не идет>. Но тут же я могу
 заметить: <Бедняжка, она сломала нос! Как это произошло?>
 3. Критический дар пробуждается еще более, и четыре глаза
 теперь воспринимаются как аномалия. Однако должных выво-
 
 дов еще не делается. Я восклицаю: <Ничего себе!>, а затем
 разубеждаю себя: <Должно быть, в городе какое-то необычное
 шоу .или цирк>. Таким образом, я нахожусь на грани понима-
 ния причин происходящего, но не могу сделать решающий
 шаг.
 4. Мой критический дар полностью проснулся. н это объ-
 яснение меня уже не удовлетворяет. Я продолжаю цепочку
 своих умозаключений: <Но таких номеров никогда не было!
 Женщина-с четырьмя глазами - это невозможно! Это сон!>
 
 Задача состоит в том, чтобы активизировать критический
 дар непосредственно перед сном, с тем чтобы во сне он помог
 объяснить ту или иную странную ситуацию.
 Недавно Поль Толи, основываясь на результатах десяти-
 летних исследований с участием свыше двухсот испытуемых,
 разработал несколько техник вхождения в осознанное снови-
 дение. Он считает, что одним из эффективных методов дости-
 жения осознанности (особенно у начинающих) является вы-
 работка критического отношения к состоянию своего созна-
 ния. Этого можно достичь задавая себе в состоянии бодрство-
 вания вопрос <Сплю я или нет?>; причем делать это нужно не
 менее пяти-десяти раз в день, а также в каждой ситуации,
 похожей на сон. Последнее важно потому, что в осознанных
 сновидениях критический вопрос обычно задается в ситуаци-
 ях, аналогичных тем, в которых он задается днем. Кроме того,
 его полезно задавать, ложась спать и засыпая. Все эти советы
 мы объединили в следующий вариант методики Толи.
 
 
 
 ТЕХНИКА ПРОВЕРКИ СОСТОЯНИЯ
 
 1. Определите время для проверки.
 Выберите пить-десять, моментов в течение дня, когда вы будете
 проверять свое состояние. Этим моментам должны соответство-
 вать обстоятельства, в какой-то мере похожие на сон. Всякий
 раз, сталкиваясь с чем-либо, напоминающим признак сна, прове-
 ряйте свое состояние- Проверяйте его при встрече со всем, что
 поразило или стало для вас неожиданным, в моменты необычно
 
 сильныхэмоций или при виде чего-либо, похожего на сон. Если
 у вас повторяется какой-либо сон, идеальными будут любые си-
 
 
 
 туации, напоминающие его. Например, если вас беспокоят сны,
 в которых проявляется ваша боязнь высоты, то проверку состо-
 яния следует производить, когда вы идете по мосту или находи-
 тесь на последнем этаже высокого здания.
 Джо Дример, к примеру, проверяет свое состояние в следующих
 случаях:
 
 ? Когда он ступает на эскалатор (сюжет многих его беспокой-
 ных снов).
 ? Когда он разговаривает с боссом.
 ? Когда он видит привлекательную женщину.
 ? Когда он встречает типографскую опечатку.
 ? Когда он идет в ванную (ванная, как он заметил, в его снах
 часто выглядит довольно странно).
 
 2. Проверьте свое состояние.
 Почаще задавайте себе вопрос <Сплю я или бодрствую?> (не
 менее пяти-десяти раз .на день) в ситуациях, отобранных вами на
 первом этапе. Не надо задавать его автоматически и так же без-
 думно отвечать, иначе подобным образом вы поступите и в на-
 стоящем сне. Понаблюдайте, нет ли вокруг чего-нибудь странно-
 го, что могло бы свидетельствовать о тон, что вы спите. Вспом-
 ните в обратном порядке события последних минут. Вызывает
 ли это у вас затруднение? Если да, то вполне возможно, что вы
 спите. В следующем разделе вы найдете рекомендации относи-
 тельно того, как правильно ответить на критический вопрос.
 
 (Заимствовано из критической техники Толи2)
 
 
 СОВЕТЫ ПО ПРОВЕРКЕ СОСТОЯНИЯ
 
 Многие люди по собственному опыту знают, что мышление во
 сне не всегда бывает ясным. Поэтому на вопрос <Сплю я или
 бодрствую?> иногда можно ошибочно ответить <бодрствую>.
 К такому ответу вас может подтолкнуть, например, ощущение
 реальности происходящего или попытка ущипнуть себя. Вряд
 ли вы проснетесь при этом (со мной этого ни разу было), но
 ощущение щипка получится убедительным.
 При попытке сообщить о своей догадке, что происходящее
 есть сон, другим его действующим лицам, вы можете встре-
 тить протест и возражения с их стороны, как в следующем
 примере:
 В одном из осознанных сновидений я оказался там, где жил
 во время учебы в средней школе. Отличительным признаком
 дома был прекрасный сад во дворе. Там находился мой очень
 близкий друг. Когда я присел и посмотрел на дом, то вспомнил,
 что он был снесен около семи лет назад, хотя сейчас его реаль-
 ность не вызывала сомнений! В этот момент я понял, что сплю,
 и обратился к своему другу с просьбой проснуться, сказав, что
 мы спим и что если он это поймет, мы сможем переместиться
 куда угодно и делать все, что захотим. Однако он не хотел
 Леня слушать и продолжал утверждать, что это происходит
 наяву, а, мне надо меньше читать Карлоса Кастанеду и больше
 Евангелие. (Л. К., Колумбус, Сев. Каролина )
 
 Мораль: не слушайте никого, проверяйте только свое соб-
 ственное состояние!
 Более надежный тест, используемый многими осознанно
 сновидящими, - попытка взлететь. Для этого надо подпрыг-
 нуть в воздух и попытаться там задержаться. Если вам удаст-
 ся продержаться в воздухе хотя бы несколько секунд, можете
 быть уверены: вы спите.
 Лично для меня наилучшим тестом является следующий.
 Надо попытаться прочесть какой-нибудь текст, затем отвлечь-
 ся и повторить попытку, чтобы проверить, не изменился ли
 он. В моих осознанных сновидениях написанное всякий раз
 как-нибудь менялось: например, слова становились бессмыс-
 ленными, буквы превращались в иероглифы или что-нибудь в
 этом роде.
 С равным успехом можно дважды посмотреть на дис-
 плей электронных часов, если вы их носите: во сне они
 никогда не будут вести себя правильно. Обычно они вооб-
 ще не показывают ничего осмысленного (хотя, совершенно
 не исключено, что они покажут точное время сновиде-
 ния). К сожалению, данный тест работает только с элек-
 тронными часами, но не работает с механическими часами,
 которые иногда показывают во сне время вполне правдопо-
 добно. Как-то раз, решив произвести во сне проверку со-
 стояния, я посмотрел на свои часы - они превратились в
 совершенно реалистичные механические. Однако, я вспом-
 нил, что на моих электронных часах нет фирменного знака,
 
 в то врем я как на этих был нарисован Микки Маус, - так
 я сделал вывод, что сплю.
 Будьте внимательны с этим тестом: может случиться так,
 что будучи не в состоянии определить время, вы станете при-
 думывать какое-нибудь абсурдное объяснение этому, что-ни-
 будь вроде того, что <сели батарейки> или <слишком темно,
 чтобы разглядеть цифры>.
 Вообще, чтобы отличить сновидение от бодрствования,
 необходимо помнить, что хотя сны и могут производить такое
 же впечатление реальности, как и мир бодрствования, они
 гораздо более изменчивы. В большинстве случаев все, что от
 вас требуется, так это критически осмотреться; и если это
 сон, то вы обязательно заметите необычные перемены.
 Проверка состояния - способ определить истинное поло-
 жение вещей в том случае, если вы подозреваете, что спите.
 По мере накопления опыта, вы будете тратить бес меньше и
 меньше времени на выявление признаков сна; вместо этого,
 ваши подозрения будут превращаться в осознание факта,
 что вы спите. Вы поймете, что возникшая у вас потребность
 проверить реальность окружающего уже сама по себе являет-
 ся достаточным доказательством того, что вы спите: в
 бодрствующем состоянии у вас не возникает подобных вопро-
 сов.
 
 ТЕХНИКИ НАМЕРЕНИЯ
 
 Техники создания определенного настроя в бодрствующем
 состоянии с целью переноса его в сновидение используются
 тибетскими буддистами уже более тысячи лет для достиже-
 ния осознанности. Говорят, что они происходят из учений
 афганского мастера по имени Лавапа и перенесены в Тибет в
 VIII веке Падмасамбхавой, основателем тибетского буддизма4.
 Тибетские учения передавались из поколения в поколение
 вплоть до того времени, когда на Западе появилась <Йога
 состояния сна> - манускрипт, составленный в XVI столе-
 тии и переведенный на европейские языки в 1935 году, где
 описаны несколько техник <постижения природы состояния
 сна> (то есть осознанных сновидений)5. Большинство этих тех-
 
  ник тесным образом связаны с навыками созерцания. Они
 включают, например, сложные визуализации санскритских букв
 в многолепестковых лотосах одновременно с концентрацией и
 выполнением специальных дыхательных упражнений. Возмож-
 но, в будущем, когда тысячи людей достигнут высокого мас-
 терства в онейронавтике, мы сможем научиться большему у
 наших тибетских предшественников. А пока читателю предла-
 гается лишь суть тибетских техник.
 
 
 ТЕХНИКА <СИЛЫ НАМЕРЕНИЯ>
 
 Для начинающих сновидцев больше всего подходит тибетская
 техника, именуемая как <постижение с помощью силы намере-
 ния>. Она заключается в <решимости поддерживать непрерыв-
 ный поток сознания> как в состоянии бодрствования, так н во
 время сна. В нее входит дневная и ночная практики.
 
 1. Дневная практика.
 В течение дня <в любых условиях> непрерывно думайте о том,
 что <все окружающее суть элементы сна> (то есть что ваши ощу-
 щения - плод вашего воображения), и намеревайтесь понять их
 истинную природу.
 
 2. Ночная практика.
 Вечером, перед сном, примите <твердое решение> постичь состо-
 яние сна, то есть понять, что это не реальность, а сон. (Дополни-
 тельное упражнение: попросите своего гуру помочь вам уловить
 состояние сна. Если у вас нет гуру, но вы верующий, то помоли-
 тесь как обычно. Можете также использовать символ, который у
 вас ассоциируется с осознанным сновидением. Если же у вас
 
 нет гуру и вы не верующий, то либо пропустите эту инструкцию,
 либо придумайте что-нибудь свое).
 
 Комментарий
 Поскольку людям обычно снится то, с чем они имели дело не так
 давно, то велика вероятность, что, проводя достаточно времени
 с мыслью, что все вокруг есть элементы сна, вы в конце концов
 столкнетесь с этой же мыслью и во сне.
 
 (Заимствовано из Эвонс-Венца6)
 
 
  ИСТОРИЯ ОДНОГО СЛУЧАЯ
 
 Двадцать лет назад мне довелось посетить семинар по тибет-
 скому буддизму в Эсаленском институте в Биг-Суре (Кали-
 форния), который проводил Тартанг Тулку. Ринпоче (<драго-
 ценный алмаз>), как называли учителя, был вынужден в то
 время покинуть Тибет, оккупированный китайцами. В Штаты
 он прибыл из Индии и очень плохо говорил по-английски. Его
 и без того не слишком гладкая речь часто прерывалась сме-
 хом. Я ждал эзотерических толкований сложной теории, но
 то, что я получил, оказалось несравненно более ценным.
 Ринпоче обвел пространство вокруг нас небрежным жес-
 том н торжественно объявил: <Это... сон!> Потом он еще не-
 много посмеялся и, с таинственным видом указывая на меня,
 на других людей и на предметы, несколько раз повторил: <Это
 сон!>, заливаясь при этом смехом. Ринлоче удалось внушить
 нам (как именно, не знаю; не исключаю возможности телепа-
 
 тии), что мы должны пытаться смотреть на окружающий нас
 мир, как на сон, и поддерживать поток сознания непрерыв-
 ным при переходе от бодрствования ко сну и обратно. Не
 думаю, что я справился с этим заданием очень хорошо, иона.
 обратном пути в Сан-Франциско я - вдруг почувствовал, что
 мир мой расширился.
 Через несколько ночей я пережил осознанное сновидение,
 первое после серии приключенческих снов, которая у меня
 была в пятилетнем возрасте. Вот что я увидел.
 
 Шел небольшой снег. Я в одиночестве поднимался на горную
 вершину КЗ. Двигаясь вверх сквозь вертикально падающий снег,
 я вдруг заметил, что мои руки голые: я был одет в рубашку с
 коротким рукавом - не самую подходящую одежду для штур-
 ма второй по высоте вершины мира. И тут я понял, что все
 это объясняется тем, что я сплю. Я был так восхищен, что
 спрыгнул с горы и полетел прочь, однако сон растаял, и я про-
 снулся.
 
 Я истолковал эта сновидение как указание на то, что я еще
 не готов к освоению тибетской йоги сна. Но оно явилось для

<< Пред.           стр. 8 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу