<< Пред. стр. 4 (из 17) След. >>
ни была.Перечисляя способы действий, старайтесь проявлять как можно больше
изобретательности. Быстро запишите все мысли, которые приходят вам в голову
- это хороший способ заставить работать ваше воображение. Ваша интуиция
проявит себя с наибольшей силой, если вы будете работать с максимальной
скоростью и запишите как можно больше идей. Вы не будете пропускать ваши
мысли через фильтр рассудочности. Кроме того, стремление перечислить все
возможные варианты действий откроет вам новые горизонты. Скорость заставит
вас преодолеть внутреннюю цензуру просто потому, что пока не успеет
приступить к работе. Самое важное в этом упражнении - это продолжать писать.
Вы попусту потратите свое время, если ваша ручка перестанет двигаться по
бумаге.
Не пытайтесь дать оценку вашим мыслям или подвергнуть их цензуре. Этот
список вы готовите только для личного пользования. Если вы попытаетесь
что-либо скрыть, то вы будете обманывать самого себя. Очень важно не
пытаться называть ваши действия "хорошими", или "плохими", или
"фривольными", во всяком случае в тот момент, пока вы их записываете. Когда
будете редактировать список, вы отсеете менее стоящие способы действий.
К тому же, не сковывайте себя по рукам и ногам мыслью о том, что вы не
сможете осуществить то или иное дело. При внимательном рассмотрении может
оказаться так, что вы сможете сделать дела, которые вам сначала показались
трудными, или даже невозможными. Но сначала постарайтесь не отвлекаться на
размышления.
Пусть вас не не беспокоят опасения, что, как только вы упомянете в
списке то или иное дело, вам придется его осуществлять. Никто не заставляет
это делать. Когда вы определите приоритеты, вам станет ясно, что некоторые
дела не заслуживают необходимого времени и усилий. Однако даже невозможные
мечты могут оказаться полезными.
Если вы исчерпали вашу фантазию, попытайтесь развить более подробно то,
что вы уже записали. Постарайтесь записать различные варианты ваших
действий, дополнения к ним. Самое главное - продолжать писать!
Допустим, что ваша цель - стать опытным альпинистом. Укажите те горы,
на которые вы хотели бы забраться включая самые невозможные: Маттерхорн и
Эверест, для того, чтобы достичь своей цели. Может быть вы хотите покорить
лишь пики Северной Америки? Европы? Азии? Вы можете разбивать виды действий
или дел на отдельные разделы, подразделы и подподразделы. Самое главное -
продолжать писать.
Призывая вас перечислить как можно больше дел, я должен вас
предупредить об одном: не путайте цели с делами, действиями. Помните, что
дело - это то, что можно сделать. Допустим, вашей целью является "более
здоровая жизнь". Дела, или действия, которые могут привести к достижению
этой цели, включают: воздержание от десерта на ужин, физкультурные занятия
три раза в неделю и отказ от курения в течение 24 часов.
Теперь вы готовы составить список. Возьмите три листа бумаги и напишите
на каждом из них название одной из трех целей. Мы попытаемся подобрать для
каждой из этих целей соответствующие дела. Имея в виду вышеприведенные
требования, потратьте три минуты на то, чтобы придумать различные дела,
которые, по вашему мнению, могут способствовать достижению первой цели "А".
Затем по три минуты потратьте на вторую и третью цель из категории "А".
Вернитесь снова к этим трем спискам и, потратив по три минуты на каждый
список, отредактируйте их, устраняя лишнее и добавляя новые предложения.
Так мы получим всевозможные варианты реализации трех важных целей.
Допустим, старшеклассник хочет стать профессиональным бейсболистом. Это
является его целью "А". Но, кроме того, он хочет поступить в колледж - это
его вторая цель "А". Его же ближайшей целью является желание, чтобы его
включили в школьную сборную по бейсболу. Для того, чтобы осуществить
последнюю цель, ему надо будет поддерживать себя в хорошей форме в течение
всей зимы, совершать пробежки каждый день, заниматься в спортивном зале
школы три раза в неделю, чтобы его смогли взять в команду бейсболистов школы
к весне. Для того, чтобы его приняли в колледж, в который он хочет попасть,
ему надо будет как следует заниматься. Подготовка к важному экзамену по
математике на этой неделе - это дело из группы "А". И, конечно, его хорошая
игра в школьной команде - это тоже дело из группы "А", направленное на
решение его первой цели "А" - стать профессиональным бейсболистом.
Или возьмем в качестве примера женщину которая хочет вернуться на
работу. Ее три ребенка пошли в школу и у нее появилось свободное время. До
замужества она 12 лет работала медицинской сестрой. Для того, чтобы добиться
своей цели "А-1", она должна осуществить ряд действий из группы "А": пройти
курсы переподготовки медицинских сестер, поговорить с другими медицинскими
сестрами о том, что теперь делается в больницах, проверить, соответствует ли
она новым требованиям, узнать, есть ли вакансии медсестер и подходят ли они
ей.
Еще один пример: студент только закончил учебу в колледже. Его
долгосрочные цели включают: счастливая жизнь и хороший заработок. Но есть
еще краткосрочная цель - сделать правильный выбор профессии. А это сводится
к поиску работы. Поэтому дела из группы "А" сводятся к тому, чтобы решить,
какие сферы трудовой деятельности следует изучить, с какими людьми,
работающими на различных работах, стоит поговорить, какие документы следует
подготовить для приема на работу, какие письма следует написать, какой
окончательный выбор следует ему сделать и, наконец, какие собеседования ему
следует пройти.
Один из моих клиентов, по моему мнению, тратил много времени напрасно.
Он сказал: "Мне не нравится моя работа. Я работаю страховым агентом, но мне
кажется, что я лучше бы справился с работой в рекламном деле. Я постоянно
занят поиском работы. Каждый обеденный перерыв я звоню по телефону и
расспрашиваю людей, объясняя им, какую работу я ищу."
Оказалось, что за последний месяц он переговорил с пятью людьми, но это
были те же пять человек, с которыми он говорил пять месяцев назад. Короче
говоря, он топтался на месте. Для того, чтобы найти работу в таком деле, как
рекламный бизнес, в котором идет острая конкуренция за каждое место, надо
было переговорить по крайней мере с пятьюдесятью людьми за месяц, как
минимум. Кроме того, он должен был все время пытаться найти новых людей, как
только становилось ясно, что старые контакты оказывались бесплодными.
Устраняйте малозначительные дела
Если вы добросовестно составили списки всевозможных дел из группы "А",
то у вас будет их слишком много и слишком мало времени для того, чтобы их
воплотить в жизнь. Приходит время для того, чтобы вы перешли от творческого
воображения к реальной практике. Для этого вам надо обнаружить и устранить
те дела, которые не имеют существенного значения.
Взглянув на каждое из дел, обозначенных в списке, задайте себе вопрос:
Намерены ли вы потратить по крайней мере пять минут на эти дела в ближайшие
семь дней? Если вы дадите отрицательный ответ, то вычеркните написанное;
Вы не должны давать объяснение, почему вы решили вычеркнуть данное
дело. Может быть у вас просто нет настроения им заниматься. Может быть все
зависит от человека, который не сможет вам помочь в ближайшую неделю.
Возможно это - слишком трудный вид занятий. Может быть вы слишком заняты на
этой неделе. Оставьте в списке только те дела, которые вы готовы начать (а
может быть и закончить) в ближайшие семь дней.
После того, как вы почти все вычеркнули из списка, вернитесь к
оставшимся делам и выберите по крайней мере четыре из них, которые вы
считаете самыми важными и которым готовы посвятить часть своего времени в
течение ближайших семи дней.
Пусть вас не волнует то, что в ходе вычеркивания, вы исключили из
вашего списка важные и большие дела (например, поиск новой работы). Если вы
не хотите ими заниматься сейчас, устраните их из вашего поля зрения в
настоящее время, чтобы они вам не мешали. Вы можете к ним вернуться через
неделю.
После того, как вы "пропололи" все три списка ваших дел, намеченных для
достижения целей "А", соедините полученные результаты в единый список. В нем
окажется около дюжины дел, которые являются важными, и ради реализации
которых вы готовы потратить время в течение следующей недели. Следующим
шагом будет определение приоритетов. Обозначьте самое важное дело - А-1.
Другие назовите соответственно А-2, А-3, А-4 и т.д. Исходя из такого
распределения приоритетов, поставьте сроки для исполнения и составьте из них
расписание на ближайшие семь дней. Если вы ходите в вечернюю школу три раза
в неделю, то у вас останется всего лишь два свободных вечера, кроме выходных
дней для ваших новых предприятий. Какой вечер вы готовы им посвятить? А если
вы решили прочитать "Войну и мир", то когда вы начнете чтение книги? Может
быть по дороге на работу и обратно? Запишите ваше решение в своем списке.
Выберите первоочередное дело для данного момента
Как вам приблизиться к достижению жизненных целей? Такая возможность
открывается вам каждый день. Выберите хотя бы одно дело из группы "А", чтобы
сразу же к нему приступить, и выполните его. Так вы начнете действовать для
осуществления ваших жизненных целей.
Сначала, когда вы составляете расписание для выполнения дел "А",
постарайтесь сделать так, чтобы оно было предельно коротким и реалистичным.
Если избранное вами дело покажется вам слишком трудным и громоздким,
разделите его на несколько частей и начните с самой легкоисполнимой, или с
той, которая, по вашему мнению, является наиболее важной.
Если вы выделили и определили такое дело, это значит, что вы выбрали
приоритетную задачу для этого дня. Каждый день в течение 16 часов
бодрствования вы сможете найти несколько минут, чтобы продвинуться к
достижению вашей жизненной цели. Почему бы вам не начать это движение
сейчас?
Глава, посвященная жизненным целям, и эта глава являются основными для
правильного контроля над временем. Вкратце, их содержание сводится к
следующему:
1) перечислите возможные жизненные цели; 2) распределите их по порядку,
а также определите цели "А"; 3) составьте список возможных дел для того,
чтобы достичь цели "А"; 4) распределите приоритеты и наметьте дела из группы
"А" для данного момента; 5) составьте расписание для дел "А"; 6)
осуществляйте их в соответствии с намеченным расписанием.
Глава 7.
Как вам поможет расписание
Если вы в прошлом чувствовали перенапряжение и перегрузки, то теперь,
после того как вы добавили себе дела "А", вы возможно почувствуете двойную
нагрузку по сравнению с тем, что было раньше. Предположим, что вы
по-прежнему выполняете свои дела (моете посуду, ходите на работу, посещаете
магазины), но теперь вы хотите делать еще больше (дела из группы "А",
которые вы выбрали для себя в соответствии с рекомендациями. предыдущей
главы).
Для того, чтобы найти правильное решение, забудьте на несколько минут
про ваши жизненные цели и начните с другого конца. Что вам надо делать
сегодня?
Разумеется, вам нужно время для таких важных жизненных дел, как еда и
сон, и хотя время, необходимое для них, может быть различным, существует
необходимый минимум для удовлетворения нормальных физиологических функций.
Только если вы достаточно богаты, чтобы не зависеть ни от кого, или же вас
кто-то полностью обеспечивает, вам не приходится работать для того, чтобы
получать деньги на еду, одежду и жилье. Значит одевание, приготовление к
выходу из дома, поездки на работу и обратно, пребывание на работе, -все это
необходимо и требует много времени.
Кроме того, вам нужно время для выполнения массы каждодневных,
привычных дел: подъем с постели, чтение утренней газеты, разбор почты,
посещение собраний и заседаний, наведение порядка на вашем рабочем месте,
просмотр телевизионных передач, мытье посуды и т.д. Эти обычные,
повторяющиеся изо дня в день дела зависят от вашего положения в организации,
семье, а также от ваших общественных связей и обязательств.
Необходимые дела и привычные, повторяющиеся действия, это каждодневные
движения, которые вы совершаете почти автоматически, но однако именно они
занимают большую часть вашего дня. Фактически они могут полностью завладеть
вашей жизнью!
Одна женщина, работавшая секретарем, жаловалась мне на то, что у нее
никогда не хватает времени на выполнение некоторых заданий, которые давал ей
ее начальник и которые ей особенно нравились. После консультаций со мной она
поняла в чем дело; она посвящала весь день выполнению тех обязанностей,
которые она должна была выполнять по долгу службы и которые от нее требовал
начальник: отвечать на телефонные звонки, печатать под диктовку, составлять
досье, принимать людей, отвечать на вопросы. Ее обычная трудовая нагрузка
была столь велика, что она не могла выполнять задания, которые ей доставляли
удовольствие. С аналогичными проблемами сталкиваются и домашние хозяйки.
Задания, которые вы выполняете сегодня, в значительной степени
предопределены тем, что уже стало частью непрерывного процесса: всем тем,
что началось вчера, на прошлой неделе или в прошлый месяц. Сегодняшние дела
состоят из тех, что тянутся непрерывно, а также являются результатом ваших
специальных обязательств. Известный писатель, который прославился после
написания первой своей книги, получал много приглашений в течение года после
своего успеха. И хотя он желал провести свободный день вместе со своей
семьей или мечтал начать работу над новой книгой, он на многие месяцы вперед
был связан обязательствами выступать с речами, лекциями, участвовать в
телевизионных программах. Он никогда не мог позволить себе поваляться в
постели, остаться вечером дома, почитать книгу. Вы также можете оказаться
связанными обязательствами, которые были сделаны вами много месяцев назад.
Неожиданные препятствия могут отнять у вас еще больше времени. Вы
встаете утром и обнаруживаете, что вечером забыли выключить фары. Вследствие
этого у вас сел аккумулятор. Поэтому вместо того, чтобы прибыть на работу за
пятнадцать минут до начала, с тем, чтобы подготовиться к ней, вы приезжаете
с опозданием на два часа. Вы узнаете, что к вам уже пять раз звонил мистер
Джоунс и жаловался, что аппарат, который вы обещали ему доставить вчера, до
сих пор не прибыл к нему, и вы, как сумасшедший, носитесь по кабинетам,
чтобы узнать, в чем причина задержки.
Необходимые дела, каждодневные занятия и прошлые обязательства, в
соединении с помехами и кризисами могут разрушить надежды на то, чтобы найти
несколько минут для приближения к вашей жизненной цели. Однако эти дела не
должны совершать такие разрушения. Все зависит от того, сумеете ли вы
справиться с этими неизбежными пожирателями времени и готовы ли вы сохранить
часть времени за собой. Я не знаю другого пути, кроме следующего: чтобы
увеличить вероятность того, что вы осуществите ваши жизненные цели, вам надо
планировать время на каждый день.
Разве у кого-нибудь есть время на планирование?
Как бы вы ни были заняты, вы всегда должны уделять время планированию.
Чем меньше у вас свободного времени, тем более важным для вас является
тщательное планирование времени. Потратьте на планирование всего десять
минут в начале или конце дня и эти затраты с лихвой компенсируются для вас.
Иногда вам покажется, что вы очень заняты, и вы решите, что у вас нет
времени на планирование. Однако подумайте: если вы не распланируете свой
день, у вас останется очень мало времени, а может быть и вообще его не
останется; если вы не распланируете время, вы, без сомнения, не сможете
отличить важные дела от неважных. Даже, если вы ограничите свою деятельность
лишь самыми важными делами (из группы "А"), вероятнее всего вы не сделаете
самые важные из них. Поэтому, хотя вы думаете, что у вас нет времени на то,
чтобы планировать свои дела, когда вы заняты, вы все равно израсходуете
время, но беспорядочно, бездумно. Поэтому я утверждаю: когда у нас не
хватает времени для планирования, мы должны выделять время для планирования.
Лучше всего с планирования начинать ваш день, или же им его
заканчивать. Существует много преимуществ в том, чтобы открывать день с
планирования, на свежую голову. По мере того, как вы работаете над планом,
вы все более активно включаетесь в процесс его составления, а затем и
выполнения. Продумав, что необходимо сделать, вы легко переходите к
воплощению плана в реальность. Когда вы ясно определили приоритеты дня, у
вас меньше вероятности того, что вы отвлечетесь в сторону при их
осуществлении.
Планирование в конце дня обладает другим преимуществом: вы знаете пункт
отправления. С этой точки обзора вам легче оценить перспективу на завтрашний
день. Кроме того, если вы уже распланировали весь день на завтра, утром уже
не придется ломать голову над тем, что делать, и вы не потеряете время.
Другим преимуществом планирования накануне вечером является то, что ваше
подсознание будет работать в течение ночи и, когда вы прибудете на работу,
то будете вооружены многими идеями, готовыми для воплощения в жизнь.
Очевидные преимущества есть и у вечернего планирования, и у утреннего
планирования. Поэтому я предлагаю вам планировать и то и другое.
Можете ли вы позволить так использовать время? У меня было несколько
клиентов, которые тщательно записывали, сколько времени они израсходовали на
то или иное дело в течение недели. Они были добросовестными людьми и их
беспокоили вопросы, связанные с расходом времени и планирования, еще больше,
чем обычных людей. Они были убеждены в необходимости планирования и были
готовы потратить на это столько времени, сколько было необходимо. Они
обнаружили, что тратили на планирование менее четырех часов в неделю. И
пришли к выводу, что планирование не требует много времени, но результаты
очевидны: они добивались большего в выполнении дел из группы "А-1", а
обыденные дела все меньше вторгались в их жизнь. Планирование помогало им
сосредоточиться на важных вещах.
Некоторые начальники, с которыми я имел дело, взяли за правило: никогда
не уходить с работы, пока они не приготовят план на следующий день. Утром за
пятнадцать минут до начала рабочего дня они вносили необходимые добавления и
окончательные уточнения. (Разумеется, по мере того, как в течение дня
возникали помехи, вызванные непредвиденными обстоятельствами, они вносили
поправки и изменения в осуществление этих планов.)
Я составляю почти все мои планы рано утром. Хотя я тщательно занимаюсь
планированием, оно никогда не отнимало у меня более трех с половиной часов в
неделю. Я встаю около 5 часов утра, пока все еще спят в доме, и посвящаю это
самое тихое время суток подготовке своих планов.
В ходе составления планов я каждое утро смотрю на список моих жизненных
целей и отмечаю, какие дела из группы "А" я смог бы сегодня осуществить для
продвижения к моим жизненным целям. Остальное время до завтрака я трачу на
осуществление дел из группы "А". Завершение этой книги принадлежало к таким
делам и большую часть работы над ней я проделывал до того, как просыпалась
моя семья.
Я рекомендую использовать вечер пятницы для того, чтобы
проанализировать работу в течение недели и составить предварительные планы
ваших занятий ближайшие семь дней. При этом планы на понедельник должны быть
составлены с учетом отдельных деталей. Используйте утро понедельника для
уточнения своего плана и начала работы над целями "А" этой недели.
Как найти отрезок времени для осуществления первоочередных целей
Одним из главных способов планирования является составление расписания.
Но расписание означает не только точное распределение, имеющихся в вашем
рас-поряжении, дел, которые вы обязаны сделать: заседания, встречи,
завершение работ в назначенные сроки. Это также означает, что вы выделяете
время для выполнения первоочередных дел "А".
Самым главным принципом, которым следует руководствоваться при
составлении расписания на неделю, является выделение отрезка времени,
специально для дел "А". Выделяйте для этих целей большие отрезки времени
чтобы вы могли преодолеть инерцию и набрать скорость в их выполнении.
Определите один день недели (допустим, утро вторника или четверга) для
реализации главных дел. Даже если ваш день бывает разбит вторжениями
неотложных занятий, вы все же сможете сохранить в неприкосновенности большие
отрезки времени для осуществления особенно важных дел "А".
Для того, чтобы найти больше времени для дел "А", выделяйте в течение