<< Пред.           стр. 4 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 рической Ассоциации Типичные симптомы
 Параноидное раздвоение личности
 Шизоидное раздвоение личности
 Шизотипичное раздвоение личности
 Мимическое раздвоение личности
 Самовлюбленное раздвоение личности
 Антиобщественное раздвоение личности (новый термин для психопатов)
 
 
 
 Пограничное раздвоение личности
 Замкнутое раздвоение личности
 Зависимое раздвоение личности
 Навязчивый невроз
 Депрессивное раздвоение личности
 
 
 
 
 
 
 
 
 Пассивно-агрессивное раздвоение личности
 
 
 • субъекты демонстрируют подозритель
 ность и ригидность;
 • они склонны чрезмерно спорить;
 • они постоянно готовы атаковать
 • субъекты демонстрируют неспособ
 ность создавать социальные взаимоот
 ношения и равнодушны ко всем из них;
 • они демонстрируют незначительную
 потребность любить и принадлежать
 • субъекты затворнические, сверхчувст
 вительные и эксцентричные;
 • у них часто можно наблюдать странные
 мысли, восприятие и речь
 • субъекты неполовозрелы;
 • они демонстрируют эмоциональную
 неустойчивость;
 • они усиленно ищут внимания;
 • они склонны самодраматизировать
 • субъекты демонстрируют преувеличен
 ное чувство самомнения;
 • у них пониженное самолюбие и они
 могут быть ранимы;
 • они постоянно ищут одобрения;
 • они находят очень сложным или невоз
 можным допущение чужой точки зре
 ния
 • субъекты могут быть бесчеловечны и
 могут нарушать права других без угры
 зения совести;
 • однако часто они бывают разумными и
 очаровательными
 • субъекты не в состоянии создать свою
 собственную индивидуальность;
 • они могут быть импульсивными и неус
 тойчивыми;
 • они часто непредсказуемы;
 • им не удается завершить процесс фор
 мирования индивидуальности
 • субъекты часто получают недостаточ
 ное социальное воспитание;
 • они часто боятся и ждут отвержения;
 • они отчаянно желают близости;
 • они чувствуют себя одинокими или яв
 ляются одинокими
 • субъекты крайне зависимы от других;
 • могут паниковать, если остаются одни;
 • у них очень низкое чувство самоуверен
 ности;
 • они оставляют принятие решений другим
 • субъекты чрезмерно озабочены прави
 лами, порядком и контролем;
 • они тверды, взыскательны, им не хвата
 ет теплоты;
 • могут быть очень категоричны и таким
 образом проявлять неспособность пра
 вильно действовать в профессиональ
 ной ситуации;
 • часто запасаются чем-либо
 • субъекты часто в плохом или "пустом"
 настроении;
 • они могут чувствовать безнадежность,
 вину или беспомощность;
 • часто теряют интерес к повседневной
 деятельности;
 • они могут страдать нарушением сна, на
 рушением аппетита или их могут посе
 щать мысли о смерти или самоубийстве;
 • они могут быть беспокойными и раз
 дражительными;
 • некоторые могут быть маниакально-де
 прессивными (комбинация расстройств)
 • субъекты демонстрируют пассивное со
 противление требованиям социального
 беспорядка и социального исполнения;
 • они не приемлют ответственности и де
 монстрируют свое возмущение через по
 ведение, а не через открытое выражение
 чувств;
 • они могут прибегнуть к сознательной
 медлительности, проявить умышленное
 неумение и забывчивость, чтобы избе
 жать ответственности;
 • они редко выражают враждебность или
 злость открыто;
 • они боятся власти и сопротивляются
 предложениям других.
 
 ГЕШТАЛЬД: ЦЕЛОЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СОВОКУПНОСТЬ
 Представьте себе двух человек с прекрасным слухом и слушающих красивую музыку. Один совсем не умеет воспринимать музыку. Поэтому он слышит только звуки, о которых думает, как об ужасном шуме. Другой слышит не шум, а музыку и наслаждается ею. Как вы опишите разницу, как они обрабатывают входящую информацию?
  Именно этой темой занимается Гештальдская психология - пятая важная школа мышления. "Гештальд" - немецкое слово, которое означает что-то вроде:
 Очертания или форма объекта или другого конкретного существа.
 Происхождение этой теории датируется 1890 годом, когда вышла статья Кристиана фон Эренфелса. Он утверждал о существование свойства, называемого "Гештальдом". К нему нужно относиться как и к другим качественным ощущениям, таким как звук или цвет. Свойство Гештальд означает разницу между звуками и музыкой или цветом и живописью, и это определенное свойство такое же реальное, как тон и цвет. Это Гештальткуалитет (Gestaltqualitat).
  Основание Гештальдской школы часто приписывают трем немецким ученым: Максу Вертеймеру (1880-1943), первому из трех, четко сформулировавшему принципы Гештальдской психологии (в 1912 году), Вольфгангу Кёлеру (1887-1967) и Курту Коффка (1886-1941). (Max Wertheimer, Wolfgang Kohler, Kurt Koffka.).
  Макс Вертеймер впервые задумал создать школу, когда однажды ехал в поезде во время отпуска в 1910 году. Идея, пришедшая к нему, заключалась в проведении такого эксперимента, который убедил бы людей, что они видели движение, которого на самом деле не было. Итак, он забыл про отпуск, купил стробоскоп и провел эксперимент на самом себе в гостиничном номере (он повторил его позже в более подходящих для научного эксперимента условиях). Он доказал, что человеческое восприятие может отличаться от действительности.
  Гештальдская школа вначале была только теорией о восприятии, но вскоре развилась и стала очень перспективным направлением. Гештальдские психологи полагали, что три важных понятия - предыдущая наука обозначала их как "ощущение", "обучение" и "внимание" - недостаточны для описания воспринимаемого нами окружающего мира. Почему так? Гештальдские психологи объясняли это экстраполяцией, основанной на наших собственных ощущениях. Если для нас нарисована какая-то незаконченная картина, мы мысленно пытаемся закончить ее, представляя/предполагая остальное. И мы делаем это бессознательно. Коффка, когда разбирал этот вопрос в своей статье "Восприятие: введение в Гештальд-Теорию" (Perception: an introduction to Gestalt-Theorie) в 1922 году, не претендовал на новизну своего наблюдения, но утверждал, что оно означает совершенно новый подход к психологии:
 То, что эти три концепции не полностью охватывают все богатство психических явлений, вовсе не открытие Гештальдской психологии. Многие придерживаются этого мнения и мысленно начали уже экспериментальную работу по этому вопросу... Но все они оставили традиционные понятия нетронутыми. Поэтому когда они преодолеют трудности посредством введения соответствующих новых понятий, то не станут проверять тенденцию, определяемую этими новыми понятиями, чтобы модифицировать старые представления.
 Гештальдские теоретики не соглашались с бихевиоризмом, поскольку рассматривали сознание как нечто важное (бихевиори-сты почти не придавали ему значения). Сторонники Гештальд-ской школы допускали, что мозг "незамедлительно, спонтанно и неизбежно" организовывает все, что мы воспринимаем. И мы это делаем через психические процессы, зачастую добавляющие воображаемую информацию к реальной информации, чтобы сделать картину яснее. Более того, мы часто допускаем ошибки в этом организационном процессе.
  Коффка и другие немецкие первооткрыватели читали свои лекции по Гештальдской теории в Америке. К тому же в 1933 году в Германии к власти пришли нацисты. Это ускорило перемещение мозгового центра школы в США. Другой ученый, Курт Левин" (1890-1947), привнес в школу новое направление, предложив применять Гештальдскую теорию в групповой динамике, групповой психотерапии и исследовании социальной деятельности.
 Некоторые из основных идей Гештальдской теории:
 • Существует "целое" с реальными качествами помимо его
 составляющих. Другими словами, целое больше, чем сумма
 его частей.
 • Элементы, создающие целое, взаимозависимы и приобре
 тают значимость посредством своей роли в целом.
 • Внутри нас "динамический организационный процесс",
 имеющий тенденцию снижать стресс и уровень психиче
 ской энергии, перемещая ощущения в простейшее и самое
 обычное психическое состояния.
 • Существует взаимодействие между нашим восприятием и
 обстановкой, или "постижение внешнего мира", принося
 щее лучший порядок.
 11 Kurt Lewin.
 Гештальдская теория внесла значительный вклад в изучение работы памяти и стала одной из школ, способствовавших пониманию поведения людей на финансовых рынках.
 ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА: Жизнь ТАКОВА, КАКОЙ Ты САМ ЕЕ ДЕЛАЕШЬ
 Гуманистическая школа психологии сформировалась в середине XX века как противовес господствующим школам - бихевиоризму и психоанализу. Она создана людьми, считавшими, что бихевиоризм слишком механистичен, а психоанализ в большей степени зависит от биологического редукционизма и детерминизма. Судьбоносными стали 1957 и 1958 годы, когда Абрахам Маслоу и Кларк Мустакас провели в Детройте две встречи с участием многих психологов, где обсудили создание профессиональной ассоциации, разрабатывающей новый подход к психологии. Этот подход акцентировал свое внимание на самопознании, здоровье, созидательное(tm), внутреннем мире, индивидуальности и осмысленности. Несколько лет спустя, в 1961 году, они создали Американскую Ассоциацию Гуманистической психологии, которая в тот же год стала выпускать свой собственный журнал "Журнал Гуманистической психологии" (Journal of Humanistic Psychology). Ассоциация провела свою первую конференцию в 1964 году, на которой обсуждалось, почему два господствующих направления в психологии не рассматривают человека именно как человека и не придают значения реальным проблемам человеческой жизни. Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и Ролло Мэй, присутствующие на этой конференции, стали лидерами движения, а Маслоу часто называют "основателем" движения. Основные идеи Маслоу изложены в работе "Иерархия Теории потребностей"12, впервые опубликованной в 1943 году в "Психологическом обзоре Соединенных Штатов" (Psychological Review). Позже она превратилась в книгу "Мотивация и личность "" (1954). Иерархия включала в себя:
 • Основные потребности для выживания, принятые группой
 • Эмоциональные потребности для интеллектуального роста
 • Самоактуализацию, полностью осознанную, и гармонию с
 собой и с жизнью.
 12 Hierarchy of Needs Theory.
 13 Motivation and Personality.
 Гуманистическая психология сохраняла свое влияние на протяжении десятилетий. Основные положения этого направления:
 • Разум в подсознании находится под сильным влиянием оп
 ределяющих сил общества
 • Некоторые из этих сил негативные и разрушительные
 • Люди наделены способностью преодолевать негативные
 силы посредством своей собственной силы воли и могут, та
 ким образом, развивать свою личную компетентность и са
 моуважение
 • Учиться брать на себя ответственность за самого себя -
 ключ к преодолению трудностей
 • Общества и институты могут сознательно создавать инсти
 туционную и организационную среду, чтобы помогать лю
 дям в достижении "полностью осознанной самоактуализа
 ции, а также гармонии с самим собой и жизнью"
 Теории в основе гуманистической психологии предлагали общий подход к пониманию человеческого поведения, но уже на ранней стадии стало ясно, что они особенно полезны при осмыслении мотивации в рабочей среде. Если бы у этой школы был девиз, он звучал бы так: "Жизнь такова, какой ты сам ее делаешь".
  КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПОНИМАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
 Слово "когнитивная" происходит от греческого слова gnosco ("знать") и латинского слова cogito ("я думаю"). Когнитивная психология в основном изучает то, как мы думаем и создаем знания. Более широкое определение дал психолог Улрик Нейссер:
 Когнитивная психология рассматривает все процессы, посредством которых сенсорная информация перемещается, сокращается, тщательно обдумывается, хранится, воссоздается и используется.
 Исследование - как мы думаем и накапливаем знания - проводилось на протяжении долгого периода времени. Одними из первых этим вопросом стали интересоваться Сэр Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Галилео Галилей (1564-1642), Томас Хоббс (1588- 1679), Рене Декарт (1596-1650), Джон Лок (1632-1704), Дэвид Хьюм (1711-1776) и Эммануил Кант (1724-1804).
  Современная когнитивная психология получила развитие сразу после создания Гарвардского Центра Когнитивных исследований в 1955 году. Другое важное событие - симпозиум по теории информации, проведенный годом позже в Массачусет-ском Технологическом институте. Джордж Миллер из Гарвардского университета представил на нем свою статью "Магическая цифра семь, плюс или минус два: некоторые ограничения в нашей способности обрабатывать информацию" ("The Magical Number Seven Plus or Minus Two: Some Limits on our Capacity for Processing Information'). (Миллер, 1956). Эта знаменитая статья обобщала результаты нескольких психологических экспериментов. Они давали новую интересную информацию о том, как мы обрабатываем входящие данные:
 ...мы должны осознать важность распределения или организации входящих данных по частям или участкам. Так как объем памяти определяется фиксированным количеством участков памяти, мы можем увеличить число бит информации, которые она содержит, построением все большего и большего числа участков, каждый из которых будет содержать больше информации, чем прежде.
 Таким образом, заключил Миллер, мы наделены способностью уплотнять получаемую информацию, чтобы иметь возможность справляться с большим ее объемом в короткий промежуток времени. Он приводил пример:
 Человек, только что начавший изучать радиотелеграфный код, слышит каждые точку и тире как отдельные порции информации. Вскоре он уже может организовывать эти звуки в буквы и тоже воспринимать их как порции. Затем буквы организовывают самих себя в слова, составляющие еще большие порции, и он начинает слышать целые фразы. Я не имею в виду, что каждый шаг дискретный процесс или что пологие участки должны появиться в его кривой обучения - естественно, уровни организации достигаются с различной скоростью и перекрывают друг друга в процессе обучения. Я просто указываю на очевидный факт, что точки и тире организовываются посредством обучения в модели и что по мере того, как заполняются большие участки, объем сообщения, который оператор может запомнить, соответственно увеличивается. В показателях, которые я предлагаю использовать, оператор учится увеличивать число бит на участок.
  На языке теории связи этот процесс назывался бы перекодированием. Вводимые данные даются в виде кода, содержащего много порций с несколькими бит в каждой порции. Оператор перекодирует данные в другой код, содержащий меньшее количество порций с большим количеством бит в каждой порции. Существует множество способов перекодирования. Пожалуй, самый простой - это группирование входящих данных, присвоение этой группе новое имя и затем использование нового имени, а не первоначально вводимых данных.
 В заключительной части статьи он подытожил все свои наблюдения:
 Во-первых, промежуток времени окончательного заключения и промежуток времени мгновенной памяти накладывают строгие ограничения на количество информации, которую мы в состоянии получить, обработать и запомнить. Посредством организации стимулов на входе одновременно по нескольким направлениям и последовательно определяя очередность участков (порций), нам удается разрушить (или, по крайней мере, вытянуть) этот информационный дефицит.
  Во-вторых, процесс перекодирования очень важный в человеческой психологии и заслуживает намного более подробных исследований по сравнению с проводимыми ранее. В особенности тип лингвистического перекодирования, который, как мне кажется, люди считают источником жизненной силы для мыслительного процесса. Процедуры перекодирования постоянно волнуют клиницистов, социальных психологов, лингвистов и антропологов. Возможно, из-за того, что перекодирование менее доступно экспериментальным манипуляциям, чем бессмысленные слоги или Т-лабиринты, традиционный экспериментальный психолог вкладывает очень мало или вообще ничего в свои анализы. Тем не менее могут использоваться экспериментальные подходы, устанавливаться методы перекодирования, выявляться поведенческие индиканты. И я ожидаю, что мы найдем очень упорядоченный ряд отношений, описывающий то, что сейчас, как кажется, не отмечено на карте дикой местности индивидуальных различий.
 Эта статья явно подталкивала к новым исследованиям и созданию школы мышления, но она не вызвала немедленной реакции. Тем не менее прорыв наступил через несколько лет после ее публикации. Одно из определяющих событий произошло в 1957 году после выхода статьи В. Ф. Скиннера "Словесное поведение" (Verbal Behavior). Ссылаясь на результаты экспериментов с голубями и крысами, Скиннер пытался объяснить, как люди, по всей вероятности, учатся писать и говорить. Скиннер был (как вы уже поняли) бихевиористом и полагал, что ученым следует в основном изучать внешние и измеряемые стимулы, а также реакции на них. Он заявлял, что возникает небольшая проблема при рассмотрении того, что происходит с нашим разумом: "идеи" и "мысли" очень сложно или вообще невозможно измерить. Более того, ученым следует только определять общие принципы, которые можно применять ко всем разновидностям и типам поведения.
  Сегодня часто "известные" люди комментируют научные статьи, и эта конкретная статья не стала исключением. Правда, было немного странным, что обозревателем этой статьи оказался молодой и никому не известный ученый Ноам Чомский. Да, молодой и неизвестный, но отнюдь не застенчивый: его обзор был разгромным. Чомский отвел по 30 страниц на критику фактически каждого предложения статьи Скиннера, не пренебрег он и откровенными насмешками. Его обзор заканчивался предложением нескольких подходов, более актуальных для анализа мыслительных процессов, лежащих в основе речи и письма.
  На самом деле, несколько всемирно известных исследований предполагают, что существуют серьезные основания для изучения "всех процессов, посредством которых сенсорная информация перемещается, сокращается, тщательно обдумывается и используется". Вот два примера:
 • Исследование искусственного интеллекта в Институте Тех
 нологии Карнеги. Герберт Саймон и Аллен Ньювел показали,
 что компьютеры могут обеспечить логические доказатель
 ства и расшифровку кодов. Но, если они это могут делать и
 если это был действительно тот программный код, опреде
 ливший, как все происходит, тогда почему бы нам не изу
 чать, как люди "производят логические доказательства и
 расшифровку кодов"? Почему мы не обращаем на это вни
 мание, как бихевиористы?
 • Исследования процесса обучения детей в Швейцарии. Жан
 Льеже объяснял, что дети проходят через несколько отдель
 ных стадий когнитивного развития. Вначале они имеют чи
 сто физическое взаимодействие с миром, затем начинают
 понимать и классифицировать объекты, потом экспери
 ментировать с формальными логическими операциями. Ес
 ли у детей есть различные способы обучения в зависимости
 от возраста, тогда почему мы не пытаемся понять эти разли
 чия?
 Эти и многие другие события способствовали развитию когнитивной психологии как настоящей науки. Однако чаще всего именно Ульрику Нейссеру приписывают ее основание. Он опубликовал на эту тему свою самую важную книгу "Когнитивная психология"(Cognitive Psychology) в 1967 году. Основными областями исследований этого течения:
 • Внимание. Что облегчает или затрудняет действия человека
 при сосредоточении им внимания на данном предмете?
 Может ли внимание быть разделено? Каковы требования к
 вниманию для решения данного типа задачи?
 • Распознавание образов. Как на самом деле работает распоз
 навание образов? Какие виды когнитивных программ, су
 ществующих в нашем сознании, позволяют выявить и клас
 сифицировать информации о мире? Какая информация не
 обходима для сенсорных и когнитивных систем, для распо
 знавания образов.
 • Знания. Как мы храним в уме и классифицируем "информа
 ционные знания" (знания о предмете) и "процессинговые
 знания" (знания о способности что-либо делать).
 • Запоминание и забывание. Как мы запоминаем и что проис
 ходит с нашей памятью, когда нам кажется, что мы забыли?
 Как, когда и через какой промежуток времени мы забываем
 различные виды воспоминаний?
 • Язык. Как происходит овладение языком? Как учатся линг
 вистические правила?
 • Рассуждение и принятие решений. Являются ли люди на
 следственно алогичными? Когда мы применяем нелогиче
 ские системы рассуждений?
 Школа вскоре развила несколько важных направлений:
 • Наши чувства (зрение, слух, обоняние и осязание), получа
 ющие входящие сигналы
 • Нейронный код - занимается кодированием входящих сиг
 налов
 • Когнитивный код - трансформирует входящие сигналы в
 энергию, в потенциале допускающую погружение в состоя
 ние осведомленности
 • Память, в которой происходят процессы, занимающиеся
 хранением, вспоминанием и реконструкцией когнитивных
 кодов
 "Нейронный код" или "когнитивный код" не альтернативы - это два способа рассмотрения одних и тех же процессов. Однако когнитивные системы обработки информации эквиваленты компьютерной программе, тогда как нейронный код, фиксирующий события, больше подобен жесткому диску компьютера. Некоторые когнитивные коды вводят в состояние осведомленности, в то время как другие не делают этого (это основная проблема самоанализа школы структурализма).
 
 РАТКИЙ ОБЗОР Основных Школ МЫШЛЕНИЯ в Психологии
 Школа
 
 
 
 Структу-рализм
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Функционализм
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Бихевиористская психология
 
 
 
 
 
 
 
 
 Психоа-нализ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Гештальд
 ская пси-
 хология
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 4 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу